Анализ рассказа “антоновские яблоки” бунина: особенности произведения

Анализ рассказа “Антоновские яблоки” Бунина: особенности произведения

Меню статьи:

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» заметно отличается не только от традиционных рассказов, но и от традиционной литературы в частности. Отличительные черты сюжета и особенности изображения стали причиной того, что рассказ привлек внимание читателей и исследователей литературы.

История создания и прототипы героев

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» не стал произведением, созданным на одном дыхании. Его «рождению» предшествовал долгий путь.

В одном из своих писем В.В. Пащенко, датированным 14 августа 1891 года, Бунин описывает свое впечатление от осенних дней, проведенных в имении брата Евгения Алексеевича.

Из письма мы узнаем о том, что Бунин всегда трепетно относился к осени – это была его любимая пора года. В гостях у брата он не только насладился прелестными осенними картинами, но и усилил их ароматом антоновских яблок.

Обратите внимание

Спустя девять лет эти воспоминания стали ключевыми при создании рассказа.

Буниным не было обнародован прототип главного героя, но такая личность была обнаружена исследователями. Вера Николаевна Муромцева, жена И. Бунина, после смерти своего мужа в своей работе, посвященной жизни и творчеству Бунина, указала, что прототипом героя стал А.И. Пушешников – родственник Бунина.

Особенности сюжета

Необычность рассказа Бунина в первую очередь заключается в том, что в «Антоновских яблоках» отсутствует как таковой традиционный сюжет. По своей сути рассказ содержит в себе фрагментарное изображение воспоминаний лирического героя.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа “Легкое дыхание” Ивана Бунина – в миниатюре.

Все эти моменты объединены личностью главного героя и общим эмоциональным настроем. В рассказе полностью отсутствует сюжетная динамика. Фабула произведения состоит в накоплении различных воспоминаний, ключевым элементом к появлению которых и их функционированию стал запах антоновских яблок, который меняется так же, как и события в жизни героя.

Символично у Бунина, лето ассоциируется с расцветом помещичества – именно в это время запах яблок особенно значимый и сильный. Однако постепенно золото осени меняется серыми на серые и неприглядные цвета – таким образом достигается гармоничность и цикличность природы.

Рассказ состоит из четырех частей. В первой читатель узнает о ностальгических воспоминаниях о деревне и беззаботной жизни, здесь же и появляется образ антоновских яблок.

Во второй части мы узнаем об осенней поре. Состоятельные старухи и старики пекутся о саване и могильном камне. Здесь лирический герой переносится в воспоминаниях в усадьбу к Анне Герасимовне – своей тетке. В этой части усиливается образ антоновских яблок, которые для героя становятся ключевым моментов осени.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с анализом рассказа “Чистый понедельник”, который написал Иван Бунин – талантливый автор-классик.

Важно

В третьей части читатель видит иную осень – холодную и сырую. Герой переносится в усадьбу Арсения Семеновича и предается воспоминанием об охоте и былом задоре.

Заключительная, четвертая часть повествует о осенней хандре и унынии – в это время уже не пахнут антоновские яблоки. Герой огорчен упадком и отсутствием помещичества.

Роман был поделен на четыре части неслучайно – с их помощью автор изображает жизненный цикл и наступление зрелости взамен юности.

Тема и идея произведения

Несмотря на отсутствие традиционного сюжета, в рассказе традиционно выделяются тема и идея.
Тема «Антоновских яблок» заключается в сожалении героя в связи с запустением помещиков и их усадеб. Ностальгия по прекрасному времени переполняет главного героя.

Сопутствующим элементом является тема гармоничности и возвышенности природы.

Идея состоит в поэтическом отображении мира помещичества, которое пришло в упадок во всех смыслах этого слова.

Иван Бунин отмечает, что все в этом мире приходящее и уходящее. Очень часто все жизненные образы и символы меняются со временем. И это не удивительно, ведь жизнь человека также очень переменчива – меняются не только события, но и восприятие тех или иных элементов в жизни героя.

Художественные особенности рассказа

По мнению большинства исследователей, рассказ «Антоновские яблоки» Бунина можно отнести к поэзии в прозе. Текст рассказа обладает невероятным лиризмом, который роднит его с поэтическими произведениями.

Рассказ по своему художественному наполнению схож с акварельными картинами. В рассказе содержится много цветовых элементов – Бунин удачно играет цветом и цветопереходами – в его произведении все цвета живут своей жизнью. Такая цветовая градация способствует восприятию рассказа как необычного художественного явления, с её помощью создается реальность описываемой Буниным картины.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-bunin/antonovskie-yabloki.html

Методическая разработка (литература, 11 класс) по теме: Анализ рассказа И.А.Бунина “Антоновские яблоки”

                                                                                                                                С прохладой резкою дышал

                                                                                                                                В лицо мне запах увяданья;

                                                                                                                                Но не весеннего убранства я искал,

                                                                                                                                А прошлых лет воспоминанья.

                                                                                                                                                              Е.А.Баратынский

        И.А.Бунина часто называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры.

Его произведения проникнуты трагическим чувством обреченности старого мира, близкого и родного писателю, с которым тот был связан происхождением и воспитанием: «Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах». Через все творчество Бунина проходит элегический мотив тоски по прошлому.

Совет

          В рассказе «Антоновские яблоки» писатель вспоминает старое, доброе время, когда дворянство находилось в идеальной поре своего существования.

«Я помню большую, освещенную предосенним солнцем комнату…» – так начинается обстоятельное, медленное и неторопливое повествование. Лирическую прозу Бунина вообще невозможно быстро читать: нарушается постоянное взаимопроникновение из настоящего в прошлое.

Это одна из основных проблем творчества писателя – необходимость связи времен и поколений, сохранение памяти об ушедшей культуре. Автор подчеркивает мысль об обреченности красоты в  «железном» веке, вытеснении всего утраченного, эстетического грубой жаждой наживы.

А от старого мира остается только тонкий запах антоновских яблок. Запах бесплотен, и поэтому от прежнего образа жизни не остается ничего.

           В начале рассказа мы отмечаем прием анафоры, свойственный поэтическим произведениям: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок». Здесь обращает на себя внимание ряд существительных.

За каждым из них – зримый образ, расцвеченный яркими эпитетами («свежее, тихое утро»,  «золотой сад» и др.) Это делает прозаическое произведение похожим на стихотворение. Здесь можно увидеть несомненное сходство со «Стихотворениями в прозе» И.С.Тургенева.

Не только любовь к слову  и красоте объединяла двух великих писателей – их сближала и страсть к охоте. Не случайно Тургенев назвал цикл своих рассказов «Записки охотника», а Бунин отмечал, что «за последние годы только одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота».

Охота – старинная и любимая забава русских дворян. Осеннюю пору Бунин называет «золотой». Большая сцена охоты дана на фоне начала октября – прощального праздника осени.

Писатель делает нас как бы соучастниками этого радостного, азартного зрелища, отсюда повествование во 2-м лице: «Едешь на коне, чувствуешь «сладкую усталость», «не заметишь, как потонешь…в сладком здоровом сне…».

Обратите внимание

           Пейзажная зарисовка 1-й части (экспозиция) сменяется зарисовками портретными. Бунин с любовью показывает старика – долгожителя, который обитал в Выселках, где «испокон веку» крестьяне «славились» возрастом – «богатством». Такое долголетие считалось признаком счастливой, благополучной жизни, автор детально описывает пол-

ные добра дворы, изображает размеренное, неторопливое существование зажиточных мужиков. Бунину важно сравнить этот привычный уклад с жизнью поместного дворянства  на примере своей тетки Анны Герасимовны.

           В основу рассказа легли впечатления автора от посещения имения брата. Перед нами на фоне открытой местности, «просторного и глубокого» неба (любимый образ прозы и поэзии Бунина) возникает усадьба тетушки. Описание усадьбы типично, подобное мы встречали и у Тургенева, и у Л.

Толстого: белый барский двухэтажный дом с колоннами, запущенный сад с прудом, липовая аллея, скамейка. В повествование включается описание интерьера: старая мебель «красного дерева», «синие и лиловые стекла окон, сушеный липовый цвет» за рамами окон. Особое внимание мы обращаем на библиотеку – дедовские книги в толстых переплетах, которые так «славно пахнут».

Это собрание книг подчеркивает интересы и увлечения дворян. Подчас выбор томов  случаен: «сатирические и философские сочинения Вольтера», а рядом – любимые романтические произведения Жуковского и Пушкина.

«И старинная, мечтательная жизнь встает перед тобой», и представляешь, как «аристократически красивые головки», печально и нежно глядящие с портретов в потускневших золоченых рамах, задумчиво застыли над раскрытыми страницами.

           Многоточие, которым заканчивается 3-я глава, значительно.

Это тоска по ушедшей жизни, символом которой для Бунина стал запах антоновских яблок: «Эти дни были так недавно, а меж тем кажется, что с тех пор прошло чуть ли не целое столетие», Поэтому следующая глава строится на контрасте: изысканно-аристократическая «жизнь отцов» и «нищенская мелкопоместная» «детей». Но и в этом Бунин умеет найти привлекательные черты. Отсюда – обилие восклицательных предложений: «Хороша и мелкопоместная жизнь!» (эти слова звучат рефреном), «Славный будет день охоты!» Привычный стук осенних работ сливается со звуками охотничьих рогов в полях. И хотя по-прежнему съезжаются мелкопоместные друг к другу, по целым дням пропадают в заснеженных полях, но теперь они «пьют на последние деньги», а их песня о буйном ветре полна безнадежной грусти:

Читайте также:  Мораль басни "вельможа и поэт" крылова (анализ, суть, смысл)

                         Шире мои ворота растворял,

                         Белым снегом путь-дорогу заметал…

            Концовка рассказа символична. Она перекликается с началом. Там – прохладная тишина утра, здесь – поздний вечер, когда «светятся в темноте зимней ночи окна флигеля».

Это рассвет и закат дворянской жизни, И все чаще и чаще к концу рассказа появляются многоточия.

Важно

Если началу произведения они придают характер воспоминаний, то теперь несут в себе недосказанность и печаль по ушедшей  дворянской жизни, по исчезнувшей молодости.

             Таким образом, в произведении отразилась главная тема творчества И.А.Бунина 900-х годов – тема  патриархального прошлого России. Писатель сожалеет об уходящей жизни, идеализируя дворянский уклад. Лучшие  его воспоминания связаны с запахом антоновских яблок. Но Бунин надеется, что вместе с отмирающей Россией прошлого корни нации все-таки сохранятся в ее памяти.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/12/08/analiz-rasskaza-iabunina-antonovskie-yabloki

Анализ рассказа Бунина “Антоновские яблоки”

Лирическая тональность, основанная на патриархальной глубине национального сознания, характерна для прозы И. Бунина. всегда обращенной в прошлое. Как бы подхватывая тургеневскую эстафету, с несоизмеримой тоской говорит писатель о разорении, опустении дворянских гнезд. некогда бывших оплотом России, ее культурной составляющей.

Иногда нет слов, чтобы передать всю боль и радость, печаль и нежность – все чувства, связанные с воспоминаниями о том, былом, ускользающем по велению неукротимого времени, поэтому память цепляется за все аспекты восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние). Именно такой мир, чувственный, вещественный, соткан в рассказе Бунина “Антоновские яблоки” . написанном между 1898 и 1900 годах.

Поэтической прозе Бунина подвластно все: и фиксация многообразия оттенков цвета (черно-лиловая понева, сиво-железного цвета жеребец ), и игра светотени ( “чьи-то черные, точно вырезанные из дерева силуэты. меж тем, как гигантские тени ходят по яблоням” ), и синестические, основанные на соощущении метафоры (сарафаны, пахнущие краской, прозрачная, ледяная, тяжелая вода ).

Через это многообразие деталей и признаков показывается нам внутреннее богатство, интенсивность духовной жизни и глубина переживаний рассказчика. Сам герой будто скрыт от читателя, его история неизвестна, только то, что мужики зовут его барчук. Акцент делается только на его воспоминания и ассоциации, связанные с прошлым, с вкусом, запахом, видом антоновских яблок.

Начало рассказа построено на поэтическом приеме – градации. изобилующей повтором слова “помню”. Создается впечатление, будто герой боится, что хоть один оттенок чувства ускользнет из его воспоминаний.

В рассказе несколько частей. В первой части – воспоминания о деревне, мужиках, радости и беззаботности бытия, сопровождаемого хрустом антоновских яблок.

Часть вторая – осенняя пора, сопряженная с рассказом о древних старухах, чинно готовящих себе могильный камень и богато разукрашенный саван, и о богатых мужиках.

Совет

Здесь же воспоминания героя переносятся в усадьбу к тетке, Анне Герасимовне, которая описывается с ностальгической тоской по легкому, просторному и голубому небу, ясной дали, укатанной дороге.

Там, в мире утраченном, каждая мелочь проникнута поэзией и красотой, даже телеграфные столбы “как серебряные струны”. а сидящие на них кобчики – “черные значки на нотной бумаге”. Но самое дорогое, важное осеннее воспоминание – это запах антоновских яблок.

Третья часть – “угасающий дух помещиков”. сгущающиеся краски холодной осени, дохлой и тревожной, ожидающей первых лучей зимнего солнца, близость утраты. Тревожный ритм охоты, усадьба Арсения Семеновича, гостеприимство, нега молодости и дворянский быт, чтящий свои древние корни и русскую культуру.

Четвертая часть – горькая тоска, что нет больше запаха антоновских яблок, как нет ни стариков, ни помещиков.

Четыре части рассказа – это круг жизни, бег от молодости к зрелости для героя, от полной жизни к увяданию для дворянской России.

Уходящая, растворяющаяся в жестокости новой реальности, Россия запечатлелась в рассказе Бунина в запахе, вкусе, облике антоновских яблок. Первый снег, темные окна домов, нежные звуки гитары и последние строки рассказа. “Белым снегом путь-дорогу заметал” .

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-rasskaza-bunina-antonovskie-yabloki/

Художественные особенности рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»

Коллекция сочинений: Художественные особенности рассказа И. А. Бунина “Антоновские яблоки»

Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой цент­ральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет», — писал Александр Блок в 1907 году.

Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад», воспевающий русскую деревенскую природу. В своих стихо­творениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жиз­нью в одно нераздельное целое.

Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина. Но его рассказы также про­никнуты красотой, любовью. Как, например, рассказ “Анто­новские яблоки». Это очень красивый, интересный и своеоб­разный рассказ.

Обратите внимание

Когда я читала этот рассказ, меня преследовало странное чувство. Я ждала, когда же кончится вводная часть рассказа и начнется само действие, завязка, кульминация, итог. Я ждала, но вдруг рассказ закончился.

Я удивилась: “Почему это произведение относится к рассказам, а в нем нет сюжета?» Тогда я прочитала его еще раз, медленно, никуда не спеша. И тогда он предстал совершенно по-другому. Это не эпическое произведение, а скорее лиро-эпическое.

Но зачем Бунин вы­брал именно такую форму?

Когда я начала читать этот рассказ второй раз, мной овла­дело ощущение сна. Во-первых, рассказ начинается с много­точия. Вдруг начинают появляться зрительные образы.

“Помню большой, весь золотой, поредевший сад, помню кле­новые аллеи». Зрительные образы подкрепляются запахами: “Тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок». Потом мы слышим звуки и совсем погружаемся в эту атмо­сферу, поддаемся настроению рассказа.

Но что же это за жизнь, с которой знакомит нас этот рас­сказ? Вот появляются первые люди: “Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за другим, но мещанин никогда его не оборвет, а только скажет — Ваши, ешь досыта».

Мы видим этих добрых, красивых, сильных людей. А как они разговаривают друг с другом, с каким вниманием, пони­манием и любовью!

“Хозяйственная бабочка!… Переводятся теперь такие», — именно “бабочка», а не обычная сегодняшняя “женщина» или, грубо говоря, “баба».

Как тонко Бунин передает все интонации, выражения! Взять один только разговор “батюшки» и Панкрата! Бунин заставляет нас увидеть и почувствовать эту жизнь, именно по­чувствовать. Как он передает эти добрые, почти отеческие от­ношения мужика и барина.

В этом рассказе Бунин описывает помещичью усадьбу. Уже мы видим ее не просто как дом, а как нечто одушевленное, нечто очень важное. “Мне его передний фасад представлялся всегда живым, точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз».

И действительно, усадьба в XIX ве­ке — это не просто место жительства. Усадьба — это вся жизнь, духовное развитие, это образ жизни. Еще Грибоедов говорил об усадьбе: “Кто путешествует в деревне, кто живет…» В усадь­бах проходила изрядная часть духовной жизни России.

Взять хотя бы усадьбы Чехова, Блока, Есенина, Шереметева.

Важно

И Бунин погружает нас в эту жизнь. Летом — охоты, мощ­ное общение помещиков между собой. А зимой — книги. Как ' Бунин описывает состояние души этого человека, сидящего в кресле и читающего “Онегина», Вольтера! У читающего воз­никают старинные образы, он думает обо всем: о своих корнях, о родне, о том, что до него тоже текла жизнь, люди думали, страдали, искали, влюблялись.

Бунин ставит задачу показать Россию, эту жизнь. Он за­ставляет задуматься об истории, о своих корнях.

И мы чувствуем это время, эту жизнь. Чувствуем эту Рос­сию, патриархальную, с людьми не расчетливыми, а скорее особыми, одним словом, русскими.

Источник: http://www.rlspace.com/xudozhestvennye-osobennosti-rasskaza-i-a-bunina-antonovskie-yabloki/

Анализируем рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки»

статьи

школьная программа

Бунин – один из последних писателей 20 века, выросших в дворянской усадьбе, и на собственном опыте глубоко познавших весь уклад жизни помещиков. Воспоминания и ностальгия об этом ушедшем времени и стали основой лирического рассказа «Антоновские яблоки».

Название новеллы выбрано не случайно. Антоновские яблоки — яркий символ русской осени.

Рассказ необычен тем, что в нем нет как такового ни сюжета, ни действия. Зато произведение насыщено зрительными образами, запахами, звуками.

И благодаря этим выразительным средствам художественного повествования мы можем прочувствовать настоящую деревенскую, помещичью жизнь. Не понять или представить, а именно прочувствовать. Ощутить уважение, которым исполнены отношения между барином и мужиками.

Причем оно совершенно двухстороннее. Один класс не может существовать без другого. Мы видим достоинство и величие этих простых людей.

Сам дом, усадьба предстает живым существом, а не предметом. Это можно заметить, к примеру, из следующей цитаты: «Мне его передний фасад представлялся всегда живым, точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз». Таким образом, усадьба — не просто недвижимость, а важная часть жизни.

Бунин не зря сравнивает окна с глазами – мы ведь знаем, что это «зеркало души». А все, что имеет душу, не может быть неодушевленным. Это часть окружающей среды, которая влияет на все, в том числе и на людей, взаимодействующих с ней.

А родовое гнездо связывает данного человека с его предками, с его корнями.

Совет

Летом и ранней осенью есть охота, дружба и общение помещиков друг с другом. Очень живо традиции деревенской охоты описаны в эпизоде, посвященном шурину писателя – Арсению Семеновичу, колоритному персонажу, жизнь которого, к сожалению, закончилась трагически.

Зимой внешняя жизнь замирает и можно погрузиться в духовность – читать книги, осмысливать их, думать об истории, ушедшем времени и своих корнях.

Описаний природы много в рассказе. Мы понимаем, насколько мила сердцу автора эта пора – ведь с такой любовью и поэтикой изображены сад, кленовые аллеи, меняющийся лес. Мы следуем за автором от ярких красок ранней осени через короткое бабье лето в сумрачную зиму.

Основной целью рассказа было желание автора показать деревенскую жизнь во всей полноте, заставить читателя погрузиться в нее, воскресить ту Россию, которая так дорога автору и любима им – патриархальную, но все таки живую, с истинно русским укладом жизни и характерными русскими людьми.

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/antonovskie-yabloki-analiz.html

Глубокий смысл проблемы в “Антоновских яблоках” И.А. Бунина

Сочинения › Бунин И.А. › Антоновские яблоки

Готовые Домашние Задания

Рассказ «Антоновские яблоки» был написан Буниным в 1900 году, на стыке двух эпох, двух веков. Такое время принято считать переломным, кризисным.

Люди живут в преддверии больших перемен, но кто знает, плохих или хороших? Что ждать от 20 века, века бурно развивающейся техники, времени надвигающихся войн и катаклизмов? Что осталось в веке 19-ом – времени дворянской культуры, что безвозвратно ушло, что уже никогда не вернуть?

Человек, которому выпало жить в такое непростое время, испытывает страх, неуверенность, пытается найти опору в чем-то. Часто этим «чем-то» становится его прошлое, воспоминания детства, родные места. Именно такую ностальгию по прошлому, по жизни дворянско-помещичьей усадьбы мы видим в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

Рассказ состоит из четырех частей. Первая часть – зарисовка именно деревенской жизни. Ранняя погожая осень, идет сбор огромного урожая яблок. Крестьяне под руководством мещан, объединившись, собирают и сгружают эти душистые дары природы на телеги. Вот невдалеке развернули шалаш, рядом – место для обеда, где днем будут готовить вкуснейший кулеш, а вечером – греть самовар.

В праздничные дни около шалаша собирается ярмарка. Здесь веселой толпой вьются нарядные девушки, виднеются стайки мальчишек в белых рубашках. Они, собрав грошики, приходят покупать сюда какую-нибудь мелочь.

Читайте также:  Критика о пьесе "чайка" чехова, отзывы современников

Но это совершенно неважно, ведь для всех – это праздник. Праздник это и для рассказчика – он наслаждается всем, что видит вокруг. Все это – родное, впитанное с молоком матери.

Все это – счастье: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Вторая часть – воспоминание героя о жизни в деревне. Для описания он берет один урожайный год, когда довольство и достаток разливается по всей деревне. Крестьяне – люди «с крепкими корнями», обладающие хорошим здоровьем. Может быть потому, что они – люди земли и близки с природой, как никто другой: «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, – первый признак богатой деревни…»

Обратите внимание

Рассказчик показывает нам двух стариков – семейную пару. Старик уже не помнит своего возраста, но герой предполагает, что ему никак не меньше ста лет. Этот человек еще крепок и прожил бы еще много лет, если бы не несчастный случай. Его жена, Агафья, – «породистая» старуха, сильная и работящая. В ее сундуках хранится много «добра», но сама она уже скорее смотрит не на этот свет, а на тот.

Бунин показывает, что в деревне жизнь дворян неразрывно связана с жизнью их крестьян: «Склад средней дворянской жизни … имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и сельскому старосветскому благополучию».

Так, герой описывает жизнь в усадьбе своей тетки, Анны Герасимовны. Это был островок старого уклада, где еще чувствовалось присутствие крепостного права. Дом Анны Герасимовны – уголок старины, уюта, тепла.

Здесь всегда очень вкусно, по-русски кормят, ведутся уютные беседы о жизни, о времени, о быте и нравах.

В третьей части дается описание русской охоты. Здесь мы прослеживаем традиции Л.Н. Толстого, который в романе «Война и мир» дал описание дворянской охоты Ростовых. С какой же любовью и ностальгией описывает Бунин приготовления к этому процессу и саму охоту! Сколько истинно русского, творческого, настоящего в этом!

Но не менее приятно пропустить охоту и остаться дома. Тогда можно долго валяться в постели, наслаждаясь тишиной и покоем. Потом примешься за дедовские книги, которые одна другой лучше. В них хорошо все: старинный кожаный переплет, немного затхлый запах, старые страницы.

А чего стоят названия этих фолиантов – «Дворянин-философ», «Тайны Алексиса», «Виктор, или Дитя в лесу». Тут же рядом лежат журналы с именами Пушкина, Жуковского, Батюшкова.

И встает перед глазами связь времен, многовековая дворянская культура – корни рассказчика и еще многих тысяч русских дворян.

Важно

Четвертая часть – самая приближенная по времени к настоящему рассказчика. Он с сожалением пишет о том, что время дворянских усадеб проходит: «Наступает царство мелкопоместных,, обедневших до нищенства!..» Но тут же сразу он говорит: «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!»

Герой видит поэзию и в такой жизни. На наших глазах происходит сбор урожая, молотьба. Крестьяне и помещик взаимодействуют, составляя единое целое.

Бунин заканчивает свое повествование временем первых заморозков. Урожай собран, постепенно приходит зима… И вновь, как и в прежние времена, начинаются визиты соседей друг к другу, «работа» с гончими. А поместные крестьяне собираются в старом флигеле. Настраивается гитара, и в ночную тишину летят звуки заунывной русской песни…

Лейтмотивом рассказа является запах антоновских яблок. Они становятся символом старого уклада помещичьей жизни, символом юности героя, его прошлой жизни, которую уже не вернуть. Уходят в прошлое дворянские усадьбы, уходит в прошлое и романтика их жизни. Бунин сожалеет об этом, однако понимает, что этот процесс неизбежен. Это закон жизни, который следует понимать и принимать.

В «Антоновских яблоках» тесно переплетается лирическое и философское, повествовательное и эмоциональное.

Этот рассказ можно назвать философским размышлением об основах жизни, о законах бытия, о единстве человеческого существования.

Произведение Бунина учит нас не только видеть и понимать красоту мира, не только восхищаться прелестью русской природы и русской жизни, но и задумываться о глубоких жизненных вопросах, о смысле жизни.

Сочинения по теме:

  • «Антоновские яблоки» – гимн Бунина своей Родине сочинение
  • Основной смысл “Антоновских яблок ” Бунина сочинение
  • Жизнь России в описании Бунина И.А. в рассказе “Антоновские яблоки” сочинение
  • «Антоновские яблоки» – гимн Бунина своей Родине сочинение

Источник: http://1soch.ru/bunin-ia/antonovskie-yabloki/glubokiy-smysl-problemy-v-antonovskih-yablokah-i-a-bunina

Аспекты анализа художественного текста на уроках литературы в 9-м классе по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации специалистов)

Самарский институт повышения квалификации работников образования

СИПКРО

Проект

по курсам повышения квалификации программы ДОТ

«Современный урок литературы»

Методическая разработка на тему:

«Аспекты анализа художественного текста на уроках литературы в 9-м классе по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки»»

Выполнил(а):

учитель русского языка и литературы

ГБС(К)ОУ школы-интернат № 117 г.о. Самара, Кировский район

Платонова Любовь Александровна

Самара 2015

Аспекты анализа художественного текста на уроках литературы в 9-м классе по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки».

В этой работе мне бы хотелось затронуть некоторые аспекты анализа художественного текста на уроках литературы. Именно анализ текста и способствует выявлению наличия в нем всех тех трех видов информации, о которых говорил в своих работах известный филолог И.Р. Гальперин: содержательно-фактуальной, содержательно-подтекстовой, содержательно-концептуальной.

Содержательно-фактуальная информация – поверхностный слой текста, она представляет собой усвоение конкретных фактов сюжета, фабулы произведения.

Совет

Содержательно-концептуальная информация может предстать перед нами, если мы детально проанализируем все составляющие текста, в том числе и намерения автора, его цель написания данного конкретного художественного произведения, а кроме того и то, насколько это ему удалось.

Выявление же содержательно-подтекстовой информации является, пожалуй, наиболее сложной частью анализа и осознается чаще всего как эмоциональное настроение, как образно-ассоциативное поле.

Вот на аспектах выявления всех этих видов информации в рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки» хотелось бы остановится подробнее.

«Антоновские яблоки», написанные в 1900 году, являются одним из самых известных, главным, «фирменным» произведением Бунина-прозаика.

Если бунинская лирика тяготеет к прозе, то его эпические произведения, повести и рассказы, напротив, стремятся к поэтическому звучанию. Фабула и персонажи в них часто подчинены эмоции, настроению, звуку. Один из современников И. Бунина, С.А. Венгеров, использовал для обозначения бунинских рассказов тургеневское жанровое определение: стихотворения в прозе.

Некоторые литературоведы называют такое явление в художественной литературе особым термином «стихопроза». Пожалуй, именно таким необычным термином можно определить и родовую принадлежность рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки», представляющего собой восторженную и вместе с тем грустную эпитафию русской дворянской усадьбе.

Рассказ обусловлен, в первую очередь, наличием лирического сюжета, иногда вплоть до почти полного отсутствия событийности. Фабульную канву составляет «поток сознания» безымянного повествователя, складывающийся из фрагментов воспоминаний, переживаний, ощущений, ассоциаций. Здесь для Бунина важен особый элегический настрой, поэтическое видение мира.

Разве не печально наблюдать, как все дорогое тебе с детства безвозвратно уходит в прошлое? Для наследника дворянской литературы И. Бунина, гордящегося своей родословной, таковой была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, с земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян. И на все это в начале двадцатого века уже лег отблеск последней зари.

Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом.

Увядание дворянских усадеб ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем.

«На ранней заре, когда еще кричат петухи, … распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь – велишь поскорее заседлывать лошадь… Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Осень – пора престольных праздников…»

Этот рассказ очень важен для понимания бунинского творчества. С огромной художественной силой запечатлен образ родной земли, ее богатство и непритязательная красота. Писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.

Обратите внимание

Для детального воссоздания атмосферы ранней погожей осени в яблоневом саду И. Бунин широко использует целые ряды художественных определений: «Помню раннее, свежее тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы…»

А вот и самое начало рассказа «… Вспоминается мне ранняя погожая осень». Рассказ начинается с многоточия, словно после вздоха, как продолжение только что прерванного разговора. Повествование движется от ранней погожей осени к зиме, меняются жанровые картинки, создающие целостный образ дворянской жизни за целый век.

Было время, когда в дворянских усадьбах кипела жизнь, со смехом и азартом убирали яблоки и хлеб. «Ядреная антоновка к веселому году, если антоновка уродилась, значит, и хлеб уродился». (Гл.

2) Плодородная осень, по Бунину, время шумной, веселой торговли и тихих ночей, время, когда повествователь был юношей-барчуком и с надеждой смотрел в будущее: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». (Гл. 1)

Перед читателями проходит целый мир прошлого, нарисованный то с яркой сочностью «… прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. Всюду сильно пахнет яблоками…», то в акварельной тающей дымке «… темнеет.

И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные силуэты двигаются вокруг костра…».

Нельзя не отметить, что Бунину очень дорог и национальный колорит. Теплые движения сердца, горделивое любование окружающим миром, населяющими его людьми, характерно для описания садовой ярмарки.

Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике. Конечно, в рассказе проявляется и характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все прибраны и довольны.

Важно

Через диалоги передает Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.

Но все-таки главное в этом рассказе – элегические нотки в описании дворянских усадеб.

«Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах.

Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места… Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой».

Следует отметить во время анализа рассказа, какое большое внимание уделяет Бунин описанию охоты, отмечая, что именно она поддерживала угасающий дух помещиков. Дворянская охота описывается как настоящий театральный спектакль со своими героями, такими, например, как Арсений Семеныч.

«И вот я вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча, в большом доме, в зале, полной солнца и дыма от трубок и папирос. Арсений Семеныч, вышедший из кабинета с арапником и револьвером, внезапно оглушает залу выстрелом… Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом – красавец цыган.

Читайте также:  Образ и характеристика владимира ленского в романе "евгений онегин": описание в цитатах

Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шелковой малиновой рубахе, бархатных шароварах и длинных сапогах».

Для героев рассказа охота, это следует отметить особо, – игра, воссоздание иллюзии существования былого помещичьего великолепия.

«… Уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика и наполняет шумом весь двор усадьбы, которая озаряется фонарями, свечами и лампами, вынесенными навстречу гостям из дому… Случалось, что у такого гостеприимного соседа охота жила по нескольку дней».

Анализируя рассказ, необходимо особо обратить внимание на особенности композиции. В нем нет традиционной фабулы, отсутствует закрученная интрига. Рассказ построен как мозаика разнородных впечатлений, воспоминаний автора, лирических откровений и философских раздумий. Здесь следует подобрать и воспроизвести различные цитаты из текста.

Впечатления от охоты: «Едешь на злом, сильном и приземистом «киргизе» крепко сдерживая его поводьями, и чувствуешь себя слитым с ним почти воедино».

Совет

Воспоминания автора: «Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле. Ветер звенит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу… Целый день я скитаюсь по пустым равнинам… Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно…».

Лирические откровения: «Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен. Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме – тишина. Впереди – целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе… Потом примешься за книги… Кукушка выскакивает из часов и насмешливо-грустно кукует над тобой в пустом доме. И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска…»

Философские раздумья: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!»

Используя прием обращения к памяти персонажа как к внутреннему пространству для развертывания событий, автор ярко воссоздает картину русской стародворянской жизни. Время действия – ранняя и поздняя осень.

Нельзя не заметить и необходимо обратить на это внимание учащихся, анализируя рассказ, что чередование глав связано с календарными изменениями.

Глава первая, август – ранняя погожая осень, суета в саду во время сбора урожая. Глава вторая, сентябрь – описание урожайного года, тишина в саду после сбора плодов.

Глава третья, октябрь – воспоминания о дворянской охоте в самый разгар осени, рассказ о дворянской усадьбе, о буре в саду. Глава четвертая, ноябрь – воспоминания о глубокой осени. Впереди зима.

Описание наполовину вырубленного обнаженного сада.

Равно также, как изменяется сад, изменения происходят и в главном лирическом герое. Надо отметить, что он не персонифицирован, облик его изображен эскизно, но этот духовный облик представлен очень ярко. Это мечтатель, поэтически тонко чувствующий человек, патриот своей Родины.

Обратите внимание

И как проходят по главам изменения в саду, так же последовательно изменяются и возраст, и взгляды лирического героя на мир. Вначале он ребенок, потом подросток, затем юноша, и наконец, зрелый человек.

В третьей и четвертой главах особенно чувствуется убывание светлых тонов, утверждаются темные, мрачноватые, тоскливые тона: «синеватые, пасмурные дни; грустно умирают сумерки». Не только ветшает поместье, но и человек движется к своей осенней, зимней поре.

Нет, не случайно финал рассказа приурочен к зиме: «Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок…». В отличие от символа у символистов, бунинская символика ненавязчива, почти незаметна.

Однако и во времени года, и в заключительных эпитетах «грустная, безнадежная удаль» есть отчетливый символический намек.

Дворянская культура, наследником которой чувствует себя повествователь, – уже в прошлом.

В процессе урока надо акцентировать внимание на основные абстрактные образы рассказа: Родина, детство, любовь, природа. Этот рассказ Бунина можно назвать, кроме того, «душистым» рассказом. Запахи помогают воспроизвести яркие картины природы.

Каковы же они? Ржаной запах соломы, аромат опавшей листвы, запах вишневых сучьев, крепкий запах грибной сырости, запах сушеных липовых цветов, запах антоновских яблок, меда и осенней свежести.

Запах антоновских яблок – рефрен всего рассказа, часто повторяющаяся деталь.

Почему именно антоновские яблоки и их запах художник избрал символом уходящего родного быта? Антоновка – старинный русский сорт зимних яблок, искони любимых народом. Часто эти яблоки в народе называли «духовыми».

Важно

Выходец из орловской губернии, Бунин прекрасно знал, что антоновские яблоки – одна из примет русской осени, которую он так поэтически описал в своем рассказе.

Очень важны в бунинском рассказе не только запахи, но и звуки. Звук «Антоновских яблок» – светлая печаль. Рассказ часто называли элегией в прозе.

Необходимо отметить, что имеет смысл использовать при анализе рассказа различные лексические модели: ностальгия по угасающим дворянским гнездам; элегия расставания с прошлым; картины патриархального быта; поэтизация старины; апофеоз старой России; увядание, запустение усадебной жизни; грустный лиризм рассказа. Необходимо хотя бы частично, объясняя эти модели, стараться ввести их в лексику учащихся.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что если первый слой содержательно-фактуальной информации не вызывает особенных вопросов, то содержательно-концептуальная информация нами подробно рассмотрена и предстает как уже упомянутая грустная и восторженная эпитафия русской дворянской усадьбе, ее закономерный эпилог. Усадебный хронотоп Пушкина, Тургенева, Фета – уже в прошлом. Через три года в пьесе Чехова начнут рубить вишневый сад и раздастся звук лопнувшей струны, звук неизбывной печали. А в «Темных аллеях» Бунин будет писать это прошлое уже по памяти, как затонувшую Атлантиду.

Третий слой информации, содержательно-подтекстовый – это желание самого И.

Бунина запомнить и удержать навечно в сердце все то, что, по его мнению, достойно памяти – светлое, доброе, самобытное, исконно русское, навек запомнить и унести с собой эти «красочные сны о былом». Именно это И.

Бунин хотел донести до своего читателя и надо отметить, что выполнил свою задачу мастерски. Его рассказ дорог нам тем, что учит любить Россию так же сильно, как любил ее великий русский писатель.

Литература.

  1. И. Бунин. Антоновские яблоки.

  2. Е.В. Секачева, С.В. Смоличева. Русская литература. Новая популярная энциклопедия. М., 2001.

  3. Н.А. Родионова, А.В. Синицкая. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. Самара, 2014.

  4. Энциклопедия литературных героев. Русская литература XX века. Книга 1. М., 1998.

  5. Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/aspiekty-analiza-khudozhiestviennogho-tieksta-na-urokakh-litieratury-v-9-m-klassie-po-rasskazu-i-bunina-antonovskiie-iabloki

Реферат: Анализ рассказа Антоновские яблоки И.А. Бунина

Автор: Бунин И.А.

Так знать и любить природу, как умеет

Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой

любви поэт смотрит зорко и далеко, и

красочные и слуховые впечатления его

богаты. Мир его – по преимуществу мир

зрительных и слуховых впечатлений

и связанных с ними переживаний.

Дворянских гнезд заветные аллеи. Эти слова из стихотворения К. Бальмонта «Памяти Тургенева» как нельзя лучше передают настроение рассказа «Антоновские яблоки». Видимо, не случайно, что на страницах одного из первых своих рассказов, сама дата создания которого чрезвычайно символична, И.А. Бунин воссоздает мир русской усадьбы.

Именно в нем, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, история культуры золотого века и ее судьба на рубеже столетий, семейные традиции дворянского рода и индивидуальная человеческая жизнь.

Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах – лейтмотив не только этого рассказа, но и многочисленных стихотворений, таких как «Высокий белый зал, где черная рояль…», «В гостиную сквозь сад и пыльные гардины…», «Тихой ночью поздний месяц вышел…».

Совет

Однако лейтмотив упадка и разрушения преодолевается в них «не темой освобождения от прошлого, а на против, поэтизацией этого прошлого, живущего в памяти культуры… Стихотворение Бунина об усадьбе свойственны живописность и в то же время вдохновенная эмоциональность, возвышенность и поэтичность чувства.

Усадьба становится для лирического героя неотъемлемой частью его индивидуальной жизни и в то же время символом родины, корней рода» (Л. Ершов).

Первое, на что обращаешь внимание при чтении рассказа, — это на отсутствие сюжета в привычном понимании, т.е. отсутствии событийной динамики.

Первые же слова произведения «…Вспоминается мне ранняя погожая осень» погружают нас в мир воспоминаний героя, и сюжет начинает развиваться как цепь ощущений, связанных с ними. Запахом антоновских яблок, который будит в душе рассказчика самые различные ассоциации.

Меняются запахи – меняется сама жизнь, но смена ее уклада передана писателем как смена личных ощущений героя, смена его мировосприятия.

Обратим внимание на картины осени, данные в разных главах. В первой главе: «В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает шалаша багровое пламя.

окруженное мраком, и чьи – то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням». Во второй главе: «Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе.

Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая… Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, что хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем…». В третьей: «Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи… ветер не унимался.

Обратите внимание

Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубу людскую струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро – и скоро, точно дым, затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и все чаще начинал сеять дождь…».

И в четвертой же главе: «Дни синеватые, пасмурные… Целый день я скитаюсь по пустым равнинам…».

Описание осени передано рассказчиком через цветковое и звуковое ее восприятие. Осенний пейзаж от главы к главе меняется: меркнут краски, меньше становится солнечного света.

По существу, в рассказе описана осень не одного года, а нескольких, и это постоянно подчеркивается в тексте: «Вспоминается мне урожайный год»; «Эти были так недавно, а меж тем кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие».

Картинки – воспоминания возникают в сознании рассказчика и создают иллюзию действия. Однако и сам рассказчик пребывает как будто в разных возрастных ипостасях: от главы к главе он словно становится старше и смотрит на мир то глазами ребенка, подростка и юноши, а то и глазами человека, перешагнувшего зрелый возраст. Но время как будто не властно над ним, да и течет оно в рассказе как-то очень странно. С одной стороны, оно вроде бы идет вперед, но в воспоминаниях рассказчик все время обращается назад. Все события, происходящие в прошлом, воспринимаются и переживаются им как сиюминутные, развивающиеся на его глазах. Такая относительность времени является одной из черт бунинской черт.

Источник: https://ronl.org/referaty/literatura-i-russkiy-yazyk/799408/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector