Вопросы и ответы по пьесе “горе от ума” грибоедова: анализ произведения

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”

Урок литературы

 «Всё уже сказано. К счастью, не обо всё ещё подумано»

(Станислав Ежи Лец)

(Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

в 9 классе)

2 часа

Автор: учитель русского языка и литературы

 Михайличенко М.С.,

учитель высшей квалификационной категории

        Форма урока: урок «открытых мыслей».

Цель: через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Задачи:

1) образовательные:

  1. актуализация знаний по комедии  А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
  2. формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;
  3. выявление степени усвоения и понимания учащимися пройденного материала.

2) развивающие:

  1. развитие исследовательских способностей;
  2. формирование интеллектуальной культуры обучающихся;
  3. стимулирование самостоятельности  учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
  4. стимулирование мыслительных процессов в ходе анализа произведения;
  5. формирование рефлексивных умений.

3) воспитательные:

  1. воспитание уважения к мыслям и высказываниям другого человека;
  2. усвоение  знаний через свой субъективный опыт, через свою систему отношений;
  3. соотнесение своей позиции с позицией другого;
  4. выражение своего отношения к содержанию произведения;
  5. стимулирование процесса самопознания,
  6. формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей;
  7. актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся;
  8. воспитание читательской культуры учащихся.

Методы и приемы:  1) по источнику получения знаний:

  1. практические  (упражнения);
  2. наглядные (текст художественного произведения).

                                  2) по уровню активности познавательной деятельности:

исследовательские методы:

  1. развитие умений видеть проблемы;
  2. развитие умений выдвигать гипотезы;
  3. развитие умений задавать вопросы;
  4. развитие умений классифицировать;
  5. развитие умений наблюдать;
  6. развитие умений взаимодействия с парадоксами;
  7. развитие умений высказывать суждения;
  8. развитие метафорического мышления.
  9. развитие дивергентного мышления.

                                3) по способу подачи материала:

 4) по способу организации деятельности:

Оборудование к урокам:

  1. раздаточный материал «Итоговые задания к комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», «Афоризмы великих людей», «Толковый словарь» С.И.Ожегова;
  2. памятки  «Правила работы в группе», «ПОПС-формула»;
  3. текст произведения А.С.Грибоедов «Горе от ума»;

Литература к уроку:

  1. Великие мысли великих людей. В 3-х кн. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2007;
  2. Ирина Чернышёва. Тренировочные задания к пьесе «Горе от ума». «Литература». Приложение к газете «Первое сентября» № 22/ 2007.
  3. Вера Белкина. Индивидуальная система ценностей ученика и урок литературы. «Литература». Приложение к газете «Первое сентября» № 21/2008.
Ход урока: Методическийкомментарий
I. Стадия вызова.1. Вступительное слово учителя.        Когда-то, объясняя свои творческие принципы, А.П.Чехов говорил: «Я правдиво, то есть художественно, опишу вам жизнь, и вы увидите в ней то, чего раньше не видали, не замечали: её отклонения от нормы, её противоречии…». Вот и нам предстоит сегодня «увидеть то, чего раньше мы не видали, не замечали». А в качестве темы урока мы возьмем слова польского писателя  Станислава Ежи Леца: «Всё уже сказано. К счастью, не обо всё ещё подумано». Поэтому давайте попытаемся увидеть – и в комедии, и в жизни, и,  самое главное, в самих себе – то, чего мы не замечали, не видели, о чём не задумывались.2. Актуализация опорных знаний.Учитель: Сейчас вам надо будет продолжить высказывание. Учтите, то под местоимением может подразумеваться любой персонаж комедии «Горе от ума». Работаете в постоянных парах.

  1. Он необходим в комедии: в его образе писатель воплотил…………………………
  2. Без него пьеса……………………………..
  3. Если бы «общество» не пустилось в россказни о сумасшествии Чацкого, мы бы……………………

Фронтальное обсуждение ответов отдельных пар.II. Стадия осмысления.3. Выполнение упражнений на выявление новых смыслов.        Учитель:  Комедия Грибоедова насыщена афоризмами, о которых мы уже с вами говорили. А теперь нам предстоит познакомиться с афоризмами других великих людей (Приложение 1), сказанных совершенно по другому поводу и взятых из другого контекста. Ваша задача (сначала в постоянных парах, а затем учащиеся объединяются в 3 группы):

  1. Прочитать афоризмы;
  2. Подумать и написать в графе «Комментарий-ассоциация» к кому из персонажей можно было бы отнести данный афоризм, кого из персонажей можно было бы охарактеризовать данным высказыванием. Ваше понимание афоризма.
  3. Какими афоризмами вы могли бы охарактеризовать себя, своё представление о мире?

      При ответе используйте памятку «ПОПС-формула» (Приложение 2)     Выступление нескольких учащихся.Работа по «Итоговым заданиям по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»   (Приложение 3).  Работая с текстом, можете пользоваться любой литературой: справочниками, словарями, текстами, записями в тетрадях.Работа в малых группах.Фронтальное обсуждение ответов. III. Стадия рефлексии.    1.  Учитель:  О чём мы сегодня с вами подумали, что открыли нового в себе и в комедии Грибоедова?      Какими  афоризмами вы могли бы охарактеризовать собственную систему ценностей? А систему ценностей современных подростков?    2.  Свой ответ можно выразить составлением синквейна (варианты: в понимании Грибоедова, героев комедии Грибоедова «Горе от ума», в личном понимании): Афоризм                  Ценности Ум                                   Урок заканчивается чтением и объяснением написанных вариантов ответа.  3. Домашнее задание.  А) Литература для самостоятельного прочтения, поднимающая те же нравственно-психологические проблемы, что и комедия А.С.Грибоедова:«Каникулы Кроша» А.Рыбаков«Жестокая проба» Н.Дубов«Верблюжий глаз» Ч.Айтматов«Станция первой любви» В.Амлинский«Неравный бой» В.Розов.Б) Написать сочинение-эссе на одну из тем:«Возможен ли современный Чацкий?»«Чацкий и мой современник»«Кто «блаженствует на свете»… Чацкие или Молчалины?»      

Формулирование учителем целей урока.Задание «Продолжи высказывание» развивает компетенции:– понимать и интерпретировать текст,– уметь отбирать в соответствии с целями и потребностями информацию,– видеть проблемы,  – высказывать суждения.Задание направлено на развитие компетенций:- взаимодействия с парадоксами,- выделять основной смысл текста,– удерживать одновременно несколько смыслов,- уметь отбирать информацию,- находить личностный смысл в произведении искусства,,- высказывать суждения,- порождать разнообразные оригинальные идеи,-развитие метафорического мышления,-  обосновывать утверждения, пользуясь информацией, представленной в разных  текстах.Задание позволяет  выявить уровень развития следующих компетенций:– понимание текста,- интерпретация текста,–  видеть проблемы,- сравнивать  и наблюдать,– работать со справочной литературой.Формирует компетенции:  – делать выводы,- находить личностный смысл  в произведениях литературы, соотносить их со своими чувствами, опытом, ценностями.Домашнее задание направлено на воспитание читательской культуры учащихся.Сочинение-эссе позволяет выявить умения создавать собственный текст в заданном жанре.
Афоризмы

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/01/29/obobshchayushchiy-urok-po-komedii-asgriboedova-gore-ot-uma

«Горе от ума», анализ комедии Александра Сергеевича Грибоедова

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», по сути, единственное произведение автора, не только законченное, но и ставшее всемирно известным. Более ранние произведения либо неизвестны, либо являются пародийными, ученическими. А это произведение ставит Грибоедова в один ряд с другими известными драматургами: Н. Гоголем, Д. Фонвизиным, А. Пушкиным.

На первый взгляд, пьеса написана в духе классицизма: есть герои-антагонисты, сюжет раскрывает борьбу двух претендентов на руку одной героини.

Главное, что отличает классицистическое произведение, — три единства: места (все происходит в доме Фамусова), времени (с момента появления Чацкого до отъезда проходят сутки) и действия (все действие разворачивается вокруг Софьи).

Обратите внимание

Но Грибоедов вносит значительные изменения в жанровые особенности пьесы, нарушив почти все законы классицизма.

Комедия начинается ложью. В доме Фамусова все отношения построены на лжи, служащей орудием притворства (как у Молчалина) или принимающей вид добродетели (как у Фамусова).

Софья, дочь Фамусова, вынуждена скрывать свою любовь к «безродному» секретарю Молчалину, ведь отцу нужен жених «с звездами и чинами». Молчалин притворяется, будто любит Софью, из карьерных соображений.

Глава дома скрывает от дочери все, что противоречит репутации добропорядочного главы семейства.

И в такой атмосфере всеобщего обмана появляется главный герой — Александр Андреич Чацкий. Три года назад он бежал от этой непомерной скуки «ума искать». «Дым Отечества» и нежные чувства к Софье возвращают его в Москву.

Три года не бывавший в столице, он ждет изменений, но все оказывается прежним: все те же увлечения, те же лица, та же скука, от которой бежал. Почему же Чацкий теперь остается? Ответ прост: он видит перед собой не девочку-подростка, а барышню, которая в семнадцать лет «расцвела прелестно».

И он остается в надежде вызвать ответное чувство у Софьи.

К тому же Чацкий замечает, что Фамусов обеспокоен его появлением. Поняв, что молодой человек готов свататься, он ставит условие: тот должен навести порядок в делах, пойти служить, а самое главное — не быть гордецом.

В качестве достойного примера Павел Афанасьевич приводит дядю Максима Петровича, причем речь Фамусова больше напоминает нападение, и Чацкому невольно приходится обороняться: он произносит свой первый монолог о глупости фамусовского общества, вызвавший у отца Софьи панический страх перед революционным настроением юноши.

Важно

Чацкий наивно считает, «век минувший», век «покорности и страха», уже прошел, но опровержением этой мысли становится появление полковника Скалозуба. И снова сдержанность изменяет Чацкому.

Он потрясен: его отдают на суд Скалозубу? Его монолог «А судьи кто? …» рожден протестом против этого. Но прозрение еще не пришло к пылкому юноше.

После падения с лошади Молчалина и последовавшего за этим обморока Софьи ему бы догадаться, в кого влюблена его подруга детства, но волнение за Софью не позволяет ему правильно воспринять происходящее.

У Чацкого, по признанию самого героя, «ум с сердцем не в ладу». Ум подсказывает, что нужно разорвать все отношения с фамусовским обществом, но сердце требует любви Софьи. Вот только благородный ум Чацкого не может признать факт влюбленности девушки в ничтожество — Молчалина.

Он расспрашивает Софью, что привлекает ее в этом человеке. Выясняется, что он «уступчив, скромен, тих». Чацкий уверяет себя, что она шутит: нельзя за это любить человека.

А узнав от Молчалина о его идеалах и жизненных стремлениях, влюбленный юноша делает роковой для себя вывод:

С такими чувствами, с такой душою
Любим! … Обманщица смеялась надо мною!

Однако Софья строит свою жизнь по общепринятым образцам, в соответствии с принятой в обществе Москвы моралью. Для светской дамы нужен «муж-мальчик, муж-слуга», и Молчалин подходит на эту роль.

Чацкий попал в точку, определив главную черту характера своего соперника: «Ведь любят нынче бессловесных». Да, Софья за это и любит, но в устах Чацкого для нее это звучит как оскорбление.

Совет

Поэтому она так легко совершает подлость, распустив на балу сплетню про то, что Чацкий якобы сошел с ума.

Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?

Почему же сплетня так быстро распространилась среди гостей Фамусова и ни у кого не вызвала даже сомнения? С первого появления на сцене герой привлекает зрителя своей прямотой суждений, нетерпимостью к лжи, пылкостью.

Он «умен, остер, красноречив», но слишком нетерпелив. И если у зрителя это нетерпение вызывает лишь улыбку, то представители высшего света Москвы оскорблены.

Чацкий отверг их жизненные принципы, и это вызывает раздражение общества, которое так легко вылилось в распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.

Каждый из гостей назвал собственную причину помешательства, но «оригинальнее» всех оказался Фамусов. Он увидел корень зла в образованности:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина…

Появление Чацкого вызывает у гостей испуг, но тот настолько подавлен духом «пустого, рабского, слепого подражания», что, разразившись очередным монологом о «французике из Бордо», не замечает, как его объявили сумасшедшим.

Но его гнев для гостей Фамусова непонятен, они путают высокие идеи со скандальностью и в ужасе разбегаются. Так бал становится кульминацией конфликта «века нынешнего» и «века минувшего». Но впереди еще развязка — ночь прозрений.

Софье предстоит узнать, насколько низок любимый Молчалин, Чацкий будет потрясен предательством Софьи, узнав, что именно она пустила слух о его помешательстве. Фамусов убедится, что дочь, «как мать ее, покойница», «уж где-нибудь с мужчиной».

Каждый из героев испытает свой «мильон терзаний».

Обратите внимание

Но если Чацкий навсегда покинет Москву, так легко принявшую его за сумасброда, сказав на прощанье свой последний монолог, обличавший «мучителей толпу», то положение Софьи кажется более трагичным.

Она отвергла Чацкого, разочаровалась в любимом человеке, осталась игрушкой в руках разгневанного отца, грозящегося сослать «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Прав ли Чацкий, уверенный, что она помирится с Молчалиным? Сможет ли Софья пережить обиду и примириться с московским кругом, избрав себе в мужья «низкопоклонника и дельца»? Эти вопросы остаются без ответа.

Но читателю понятно, насколько трагична судьба девушки, острый ум которой сталкивается с догмами общества. Так название комедии «Горе от ума» имеет отношение и к Чацкому, и к Софье.

Такая неоднозначность образов свидетельствует о несоответствии их традициям классицизма.

По произведению: «Горе от ума»

По писателю: Грибоедов Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/griboedov/785-gore-ot-uma-analiz

«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

Грибоедов завершил свою работу над пьесой Горе от ума в далеком 1824 году, и она и по сей день не теряет своей актуальности и пользуется успехом у читателей.

Эта комедия стала в один ряд с лучшими произведениями русской литературы, и пожалуй, была единственным творением автора, которое стало известно во всем мире.

В школьной программе это произведение занимает не последнее место, поэтому придется поработать над анализом Грибоедовской комедии Горе от ума по эпизодам.

Конфликт и проблематика Горе от ума

Горе от ума — это яркое произведение, относящееся к русской классической литературе 19 века. Оно переносит читателей в дом Фамусова, где царит атмосфера лжи и притворства.

И вот среди всего этого обмана появляется Чацкий, который еще три года назад убежал от скуки в поисках ума за границу. Вернуться назад его заставляет любовь к Софье и любовь к Родине.

Вернувшись домой, Чацкий не заметил никаких изменений за время своего отсутствия, единственное, он теперь сильно отличается от фамусовского общества и уже не вписывается в него. Он теперь лишний, и Чацкого сумасшедшим.

Важно

Комедия горе от ума богата по своему содержанию, где каждый монолог и реплика имеет свое значение, помогая раскрывать поднятые конфликты и проблематику произведения.

Говоря о конфликте, то уже в названии комедии читатель видит противоречие. Ведь по сути, от ума не может быть горя, но не в 19 веке, не в фамусовском обществе. Если для просветителей вершителем судеб был ум, то для фамусовского общества это чума. И здесь Чацкий понимает, что от его ума будет только горе.

В пьесе мы видим два конфликтующих лагеря, поэтому вся комедия — это извечный конфликт, где у героев даже общечеловеческие ценности разные и разное отношение к народу и стране. Так, если для Чацкого смысл жизни служить своей Родине, то для противоположного лагеря государственные идеи не важны, им бы чин получить, да звания.

В своей пьесе Грибоедов поднимает проблемы жестокости, карьеризма, невежества и чинопочитания. А теперь давайте сделаем анализ комедии Горе от ума по действиям.

Анализ комедии Горе от ума по действиям

Рассматривая анализ отдельных эпизодов Горе от ума, мы сможем более подробно изучить пьесу Грибоедова с ее проблемами, актуальными темами, идеями, где налицо несовершенство государственного аппарата, проблема воспитания, несправедливость крепостного права. Комедия состоит из четырех действий, их мы и рассмотрим.

Анализ 1 действия

В первом действии комедии все события происходят в доме Фамусова и мы отправляемся в дом Павла Афанасьевича. Служанка Лиза прикрывает Софью, у которой свидание с Молчалиным. Мужчина должен был незаметно уйти, но его все же застает Фамусов, которому говорят, что тот оказался в доме проездом.

Лиза с Софьей обсуждают Молчалина, и служанка говорит, что с этим человеком у нее нет будущего, так как отец девушки не одобрит брак. Лучшим выбором Софьи станет Скалозуб, у которого и чин, и деньги. А по мнению Фамусова этого достаточно для счастья дочери. Рассуждая об уме, Лиза вспомнила Чацкого и юную любовь барышни.

В этот момент и появляется Чацкий, который спешил к Софье, и которого Софья встретила очень холодно. Чацкий подозревает, что девушка влюблена в кого-то еще.

В целом, здесь происходят первые знакомства читателя с героями, по разговорам которых мы начинаем понимать, что для кого важно и находится в приоритете.

Анализ 2 действия

Переходя к анализу 2 действия пьесы Грибоедова, мы наблюдаем первые конфликты, что возникают между героями. Еще вначале, когда Чацкий спрашивает Фамусова по поводу того, какой бы ответ он получил, если бы попросил руки Софьи, мы видим, что для Фамусова важен чин и положение будущего зятя.

При этом все можно получить без заслуг, достаточно подслужиться, как это сделал в свое время его дядя, который за умение прислуживать императрице достиг высокого положения. Такое отношение было чуждо Чацкому, который обвиняет век минувший, то есть поколение Фамусова, в том, что они судят людей по размеру их кошелька и готовы быть шутами.

Чацкий же предпочитал служить делу, а не отдельным личностям. Мы видим богатого Скалозуба, поставившего себе цель стать генералом, но это звание он хочет не заслужить, а достать. Вот Скалозуб был бы хорошей партией для Софьи. И здесь проявляется конфликт свободомыслия, где Фамусов начинает обвинять Чацкого за его смелые мысли и высказывания.

Совет

А Чацкий не приемлет того, что в фамусовском обществе сторонятся людей науки, тех, кто занимается искусством и не гоняется за чинами.

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума.

Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось.

Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома.

Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи.

Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть.

На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина.

Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства.

Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица.

Обратите внимание

Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения.

Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным.

Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

Источник: http://sochinyshka.ru/gore-ot-uma-analiz-komedii-griboedova.html

Горе от ума Анализ | Инфошкола

4 Ноябрь 2013       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   15762

В комедии «Горе от ума» широко отразилась эпоха того времени: автор рисует картину жизни и нравов дворянского общества и его мировоззрение, показывает передового человека с его идеалами, причем вся эта картина имеет тот «московский отпечаток», о котором говорили современники Грибоедова и который с точностью передавал дух барской Москвы 10-х-20-х годов XIX столетия.

В пьесе мы находим отклики на разные злободневные вопросы того времени: тут и споры о камерах, присяжных, о Байроне, разговоры о ланкастерском «взаимном обучении», о Педагогическом институте и его профессорах, о карбонариях, якобинцах и франкмасонах, об Английском клубе, об Ученом комитете, об опеке над имениями помещиков, о поселении крепостных крестьян за провинности в Сибирь и т. д.

Все это создает колорит эпохи и роднит «Горе от ума» с «Евгением Онегиным», с той разницей, что в романе Пушкина эпоха, быт и нравы часто отображаются в лирических отступлениях, где автор рассуждает сам, тогда как Грибоедов,в силу особенностей драматического произведения, знакомит с эпохой только через речь действующих лиц, используя эти сведения и для характеристики персонажей, так как важно и то, как герой говорит о том или другом вопросе, какое у него по поводу этого мнение. Так, например, уже первый разговор Чацкого с Софьей знакомит читателя с обществом дворян-москвичей и с его интересами и бытом (в оценке Чацкого). Драматический конфликт — противоречие героя со средой — определяет и построение произведения, его композицию. Но не только один общественный конфликт лежит в основе «Горя от ума». Ту быстроту и живость действия, о которой говорил сам автор, придает комедии и другой, любовный конфликт. Огромное мастерство Грибоедова как драматурга сказал ось в том, как блестяще показал он взаимопроникновение двух драм Чацкого — общественной и личной. Горе от любви и горе от ума, переплетаясь, вместе растут и углубляются, приводя все действие к развязке.

Важно

Так, в 1 действии, в основном, намечается любовная линия сюжета: Софья любит Молчалина (об этом сразу же узнает читатель, но не знают ни Фамусов, ни Чацкий).

Из разговора между нею и Лизой мы узнаем о влюбленном в Софью Чацком, — и он тут же является сам, оживленный, говорливый, шутит с Софьей, говорит о ее холодности, еще не веря в нее, вспоминает московских знакомых.

Фамусов в недоумении: он застал у Софьи Молчалина, позднее — Чацкого.

Лиза — деятельная участница всех сцен, где развивается любовная интрига; в 1 действии она и хитрит, выгораживая барышню, и посмеивается над ней, и уклоняется от барского ухаживания Фамусова, и вспоминает о Чацком.

 Последние слова Фамусова, которыми заканчивается 1 действие,- это не просто реплика под занавес, как считали некоторые критики, — это вместе с тем итог действия: Софья — и около нее двое: Молчалин и Чацкий. Фамусов в недоумении — который же из двух, — причем оба, по его мнению, не годился в женихи.

В IV действии, в трагический момент кульминации действия, комизм положения Фамусова заключается как раз в том, что он твердо решил для себя этот вопрос («который же из двух?») в пользу Чацкого и совершенно уверен в своей правоте («Хоть подеретесь — не поверю»).

Итак, в 1 действии общественный конфликт только лишь намечен тонкими линиями шутливых, хотя и едких замечаний Чацкого в адрес московского общества; центр тяжести — в любовной интриге. Но вот во 2-ом действии, с 1-го по 6-е явление, уже явственно звучат общественные мотивы.

Однако заметим, что спор Чацкого с Фамусовым, превратившийся в настоящий поединок «века нынешнего» с «веком минувшим», начался из-за Софьи: Чацкий спрашивает о ее здоровье — Фамусов раздражается, так как Чацкий, по его мнению, не может быть подходящим женихом для Софьи.

С большим мастерством переводит Грибоедов разговор на общественные вопросы: на слова Чацкого: «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?» — Фамусов отвечает предложением «не блажить», не управлять оплошно имением, а главное — идти на службу, на что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Совет

Чацкий раздражен, он уже получил, хоть и неформальный, так как и сам не делает формального предложения, но все же отказ от отца любимой девушки. Он возмущен требованиями Фамусова, он и ради любви не способен поступиться убеждениями.

Мотив гражданского долга службы широко развертывается дальше в двух монологах: Фамусова и Чацкого, которые высказывают резко противоположные мнения. Фамусов — поклонник старых порядков службы, получения мест и чинов, Чацкий — выразитель взгляда на службу как на выполнение гражданского долга человека.

То, как Фамусов реагирует на мнение Чацкого («Ахl боже мои! он карбонари!» и т. д.), все резче и резче определяет значимость общественного конфликта. Но и любовную драму Чацкого Грибоедов не забывает. Она сопутствует общественной драме и пронизывает ее. Оба конфликта взаимно углубляют друг друга.

В явлении 3-м Фамусов намекает Чацкому на Скалозуба как на возможного жениха для Софьи, а в явлении 4-м Чацкий, разгоряченный спором с Фамусовым, проявляет смятение, внесенное в его душу этими намеками.

 Резкость общественного конфликта ясно определяется в двух знаменитых монологах (Фамусова и Чацкого): «Вкус, батюшка, отменная манера» и «А судьи кто?» Так, все усложняясь и углубляясь, растет общественный конфликт, и в тот момент, когда он доходит до большого напряжения, Грибоедов быстрой и совершенно неожиданной сценой обморока Софьи переключает внимание читателя на личные взаимоотношения героев. С 7 -го по 14-е явление развивается любовная интрига, осложняющаяся вероломством Молчалина. К подозрениям Чацкого о Скалозубе прибавляются подозрения о Молчалине. Лиза из наперсницы становится активным участником в развитии любовной истории. Ее знаменитыми словами:
Она к нему, а он ко мне,
А я … одна лишь я любви до смерти трушу, —
А как не полюбить буфетчика Петрушу! —

подытоживается новое в любовной интриге во II-м действии (в 1 действии Чацкий — к Софье, Софья — к Молчалину, а во 11 действии Чацкий — к Софье, Софья — к Молчалину, Молчалин — к Лизе, Лиза — к Петруше).

Итак, во 2-ом действии совершенно четко обозначается все возрастающий общественный конфликт и усложняется, вместе с тем, любовная интрига.

 Если в начале 2-го действия звучат общественные мотивы, осложненные личными переживаниями, а к концу действия происходит быстрое развитие любовной интриги, то 3-е действие, наоборот, начинается, как бы продолжая 2-е действие, с развития преимущественно любовных мотивов, осложненных общественными.

Таковы явления 1-е и 2-е, где Чацкий старается выспросить Софью о Скалозубе и Молчалине, тут же высказываясь и по общественным вопросам (монолог Чацкого «Оставимте мы эти пренья»).

Обратите внимание

Явление 3-е — образец диалога в стихах. В нем в полной мере слиты и личные, и общественные мотивы пьесы.

Диалог дает богатый материал для характеристики Молчалина (мнения Чацкого для нас уже не новы, но поражают его блестящие афоризмы) и заканчивается естественным для Чацкого выводом:
С такими чувствами, с такой душою
Любим … Обманщица смеялась надо мною!
Далее, с 4-го явления, следует картина бала у Фамусова.

Грибоедов показывает многочисленность и силу противоположного Чацкому лагеря; нарастает неизбежность открытого разрыва, и, вместе с тем, на фоне борьбы двух лагерей, неразрывно с ней связанная, развивается сердечная драма Чацкого.

 В явлении 13-м Чацкий рассердил Софью уже по-настоящему тем, что стал с насмешкой говорить о Молчалине (психологически это вполне оправдано: ведь Чацкий уверен, что Софья не может любить Молчалина). От раздраженной Софьи впервые слышится о Чацком: «Он не в своем

уме».

Далее следуют явления, в которых с исключительной быстротой и легкостью разрастается сплетня о сумасшествии Чацкого. Быстро сменяющиеся сцены показывают, как сплетня находит себе благодарнейшую почву, как обрастает новыми и новыми, все более невероятными и нелепыми подробностями.

Итогом, до которого доходит сплетня, являются слова 3агорецкого: «Нет-с, бочками сороковыми!» В 22-м (последнем) явлении всему обществу противопоставлен Чацкий с его «мильоном терзаний», вылившимся в гневном монологе: «В той комнате незначащая встреча … » Глубина разрыва между Чацким и окружающими его людьми ясна, а к той положительной программе Чацкого, которая изложена им ранее, добавлены последние и очень существенные черты: требование уважения к русскому народу, к национальной культуре, к родному языку. Завершением раскрытия идейных позиций Чацкого и резким столкновением его с обществом и заканчивается 3-е действие.

В IV действии сцены, где появляется Репетилов, прибавляют к характеристике московского общества еще новый материал. Репетилов рассказывает о времяпрепровождении светской молодежи в Английском клубе, где происходят собрания «тайного» общества. Затем перед
читателем на минуту, сменяя друг друга, вновь проходят гости Фамусова.

С 10-го явления Грибоедов возвращает нас к любовной интриге, ведет ее очень быстро к кульминации и развязке. В последнем монологе Чацкого оба конфликта приведены к концу: столкновение с обществом завершается разрывом, крушение любви становится очевидным. Чацкий покидает Москву. Так построена комедия.

Важно

 Быстрый ход действия, неожиданная смена событий, невозможность угадать их дальнейшее развитие, обилие кратких, мгновенно проходящих перед читателем сцен, множество действующих лиц, быстрота и живость пьесы, меткая разговорная русская речь — все это было ново, необычно и поражало современников, некоторые из которых упрекали Грибоедова в пренебрежении к старым испытанным правилам построения классической комедии. Отвечая на упрек, что в пьесе сцены связаны произвольно, Грибоедов писал: «Так же, как в натуре всяких событий, мелких и важных: чем внезапнее, тем более завлекают в любопытство. Пишу для подобных себе, а я, когда по первой сцене угадываю десятую: раэзеваюсь и вон бегу из театра … ».

Источник: https://info-shkola.ru/gore-ot-uma-analiz/

Грибоедов, Анализ произведения Горе от ума

Анализ произведения

Новаторство Грибоедова заключалось в том, что он создал пер­вую в России реалистическую, общественную, национальную коме­дию. Она начинается традиционно, как любовная пьеса. Грибоедов связал воедино две линии: любовную и общественную. Автор пока­зал, как из драмы личной вырастает драма общественная.

Завязкой является приезд Чацкого. Кульминацией сюжета – бал, на котором Чацкого объявляют сумасшедшим.

Далее следуют две развязки: любовной линии – когда Чац­кий узнает, что слух о его сумасшествии распространила Со­фья, и общественной линии – когда Чацкий вынужден уехать из Москвы.

В построении комедии Грибоедов отступает от традиционных канонов: пьеса состоит из четырех актов, а также нарушены три единства (места, времени и действия).

В данном произведении поставлены наиважнейшие проблемы того времени:

1) проблема отношения к народу;

2) проблема создания национальной культуры;

3) проблема государственной службы. Люди передовых взгля­дов тогда демонстративно нигде не служили;

4) проблема просвещения, образования,

воспитания;

5) проблема личности.

Главное в содержании данного произведения – это борьба двух общественно-политических лагерей: нового и старого, антикрепост­нического с крепостническим, которая получила широкое рас­пространение после Отечественной войны 1812 года.

Грибоедов показал в комедии, которая первоначально называлась “Горе уму”, процесс отрыва передовой части дворянства от косной сре­ды и ее борьбу со своим классом. Он смог увидеть передового героя в реальной жизни.

Поэтому реализм писателя проявился прежде всего именно в выборе жизненного конфликта, который он осмыслил не в отвлеченной или аллегорической форме, как это было принято в классицизме и романтизме, а с помощью переноса в пьесу характерных признаков общественных и быто­вых явлений.

Совет

Разнообразные указания на современность, которы­ми насыщено произведение, характеризуют его историзм в изоб­ражении действительности.

Действие этой комедии имеет четкие хронологические грани­цы. Например, установлено, что, упоминая комитет, требующий, чтобы “грамоте никто не знал и не учился”, Чацкий говорил о реакционном Комитете, созданном правительством.

Хлестова со злостью говорит о ланкастерской системе, которую декабристы применяли для обучения солдат грамоте в своих полках, ланкас­терское взаимное обучение начало развиваться в России, а де­кабристы насаждали его в своих полках.

Также упоминаются про­фессора Петербургского педагогического института, обвинявши­еся в “расколах и безверьи”, по выражению княгини Тугоухов­ской.

Кроме того, восклицание Фамусова о Чацком: “Ах! Боже мой! Он карбонарий!” – отражает разговоры московских дворян о революционном движении итальянских патриотов, которое дос­тигло своей высшей точки в 1820-1823 годах. Все вышеперечис­ленные вопросы являются предметом горячих обсуждений персо­нажей комедии, отразивших накаленную атмосферу в дворян­ском обществе накануне 1825 года.

В “Горе от ума” впервые столкновение героев происходит на идейной почве, до этого в пьесах было только столкновение ха­рактеров, возрастов, вкусов и общественных положений. Даже ставший традиционным конфликт двух соперников, которые ста­раются добиться взаимности от героини, здесь подчинен борьбе персонажей за свое понимание смысла жизни.

Молчалин тоже высказывает свое мнение о правилах поведения, чинопочитания как об общепринятых моральных нормах. Чацкий же долго и упор­но не хочет признавать его своим соперником, отказываясь ве­рить в то, что Софья способна полюбить такого человека, так как они слишком разные по интеллектуальному и нравственному раз­витию.

Автор полностью разделяет позицию Чацкого, заканчивая пьесу его моральной победой над противниками.

Еще одним достижением реализма Грибоедова стали создан­ные им образы.

Обратите внимание

В Чацком воплотились черты передового человека того време­ни. Он является первым в русской реалистической литературе образом дворянского интеллигента, оторвавшегося от своей со­словной среды. Главный герой во многих своих суждениях и вы­сказываниях близок декабристам.

В своих монологах Чацкий выступал с резким осуждением по­роков современного ему общества. Например, в монологе “А судьи кто?” он обличает “негодяев знатных”, меняющих своих слуг на борзых собак, сгоняющих на крепостной балет “от матерей, отцов отторженных детей”, затем распродавая их поодиночке.

Чацкий оставил службу, потому что “служить бы рад, при­служиваться тошно”. Кроме того, он критикует дворянское обще­ство за преклонение перед всем иностранным и за презрение к родному языку и обычаям.

Главным идейным противником Чац­кого является реакционер Фамусов, который живет предрассуд – ними, а источником всякого зла на свете считает просвещение.

Он является типичным московским барином-крепостником, стро­гим хозяином дома, который груб с подчиненными, но льстиво предупредителен с теми, кто выше его по положению и достатку.

Молчалин – чиновник, служащий у Фамусова, идущий пу­тем лести и низкопоклонства.

В более гротескном плане дан образ полковника Скалозуба, очень ограниченного человека, единственной мечтой которого является генеральский чин. Он представляет собой надежную опору трона и палочного режима.

Наиболее противоречивым в пьесе является образ Софьи. Она полюбила неравного себе, тем самым как бы бросив вызов домо­строевским традициям. Оказавшись обманутой в своих чувствах, она не боится осуждения окружающих ее людей. Но в то же время она еще духовно не выросла, поэтому насмешливый и независимый ум Чацкого пугает ее и приводит в лагерь его противников.

Кроме того, Грибоедов обогатил язык художественной литера­туры элементами живой разговорной речи, взятыми из общена­родного русского языка. Подобно другим русским писателям-реалистам, автор учился именно у народа выражать свои мысли и чувства ясно, кратко, точно и образно.

Речевые характеристики в данной комедии имеют очень важ­ное значение, так как в них полно и отчетливо выражено отно­шение писателя к данному действующему лицу пьесы.

Важно

Например автор наделил Хлестову такой речевой манерой, из которой возникает образ властной московской барыни-крепостни­цы с крутым нравом, не воспринимающей никаких возражений.

Репетилов с первых своих реплик показывает себя человеком болтливым, безответственным и никчемным.

Особой речевой манерой отличается Лиза – служанка в доме Фамусова. В ее разговоре элементы простонародной речи, такие как “вас кличет барышня”, “больно не хитер”, сочетаются со специфическими фразами, характерными для более знатного общества, вероятно, слышанными ею не раз в барском доме. Имен­но поэтому в языке у Лизы присутствуют обороты “не льщусь на интересы” и другие.

В речи полковника Скалозуба много слов и оборотов из специ­фической военно-служебной терминологии, которые помогают автору еще ярче и правдоподобнее описать исправного военного человека, у которого на уме только военная служба.

В то же время писатель заставляет его словами военного жаргона гово­рить о явлениях и событиях абсолютно другого смысла и содер­жания, вследствие чего достигается особый комический эффект.

Например, Фамусов задает полковнику вопрос: “Как вам дово­дится Наталья Николавна?”, на который Скалозуб отвечает: “Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили”.

В речевой манере Софьи присутствует много галлицизмов, своеобразных “калек” французских выражений, например: “де­лить смех”, “очень вижу” и многие другие. Здесь нашли свое от­ражение модные в то время литературные течения, в ее сло­вах ощущается манерность сентиментальной школы.

Лишь речь главного героя Чацкого жива, непринужденна и очень эмоциональна. Несмотря на то, что в ней тоже встречают­ся элементы разговорного просторечия, например, такие как пуще, чай, давиче, окроме, – все-таки интонационно она зву­чит совершенно в ином ключе и стилистически окрашена абсо­лютно другими красками.

Совет

Это объясняется тем, что Чацкий по сущности своего характера обязательно должен был разговаривать по-другому, не так, как представители фамусовского общества, ведь он мыслит и рассуждает иначе.

Мир его чувств и пережива­ний намного богаче и шире, чем его идейных противников, а это непременно должно найти отражение в речи главного героя.

Необходимо заметить, что многие крылатые выражения из комедии Грибоедова “Горе от ума” давно вошли в повседневный речевой обиход широких народных масс и стали достоянием фра­зеологического состава общенародного языка.

Глоссарий:

    • анализ горе от ума
    • горе от ума анализ
    • горе от ума анализ произведения
    • анализ произведения горе от ума
    • грибоедов горе от ума анализ

Источник: https://ege-essay.ru/griboedov-analiz-proizvedeniya-gore-ot-uma/

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», по сути, единственное произведение автора, не только законченное, но и ставшее всемирно известным. Более ранние произведения либо неизвестны, либо являются пародийными, ученическими. А это произведение ставит Грибоедова в один ряд с другими известными драматургами: Н. Гоголем, Д.

Фонвизиным, А. Пушкиным.На первый взгляд, пьеса написана в духе классицизма: есть герои-антагонисты, сюжет раскрывает борьбу двух претендентов на руку одной героини. Главное, что отличает классицистическое произведение, — три единства: места (все происходит в доме Фамусова), времени (с момента появления Чацкого до отъезда проходят сутки) и действия (все действие разворачивается вокруг Софьи).

Но Грибоедов вносит значительные изменения в жанровые особенности пьесы, нарушив почти все законы классицизма.Комедия начинается ложью. В доме Фамусова все отношения построены на лжи, служащей орудием притворства (как у Молчалина) или принимающей вид добродетели (как у Фамусова).

Софья, дочь Фамусова, вынуждена скрывать свою любовь к «безродному» секретарю Молчалину, ведь отцу нужен жених «с звездами и чинами». Молчалин притворяется, будто любит Софью, из карьерных соображений. Глава дома скрывает от дочери все, что противоречит репутации добропорядочного главы семейства.И в такой атмосфере всеобщего обмана появляется главный герой — Александр Андреич Чацкий.

Три года назад он бежал от этой непомерной скуки «ума искать». «Дым Отечества» и нежные чувства к Софье возвращают его в Москву. Три года не бывавший в столице, он ждет изменений, но все оказывается прежним: все те же увлечения, те же лица, та же скука, от которой бежал.

Почему же Чацкий теперь остается? Ответ прост: он видит перед собой не девочку-подростка, а барышню, которая в семнадцать лет «расцвела прелестно». И он остается в надежде вызвать ответное чувство у Софьи.К тому же Чацкий замечает, что Фамусов обеспокоен его появлением.

Поняв, что молодой человек готов свататься, он ставит условие: тот должен навести порядок в делах, пойти служить, а самое главное — не быть гордецом.

В качестве достойного примера Павел Афанасьевич приводит дядю Максима Петровича, причем речь Фамусова больше напоминает нападение, и Чацкому невольно приходится обороняться: он произносит свой первый монолог о глупости фамусовского общества, вызвавший у отца Софьи панический страх перед революционным настроением юноши.

Обратите внимание

Чацкий наивно считает, «век минувший», век «покорности и страха», уже прошел, но опровержением этой мысли становится появление полковника Скалозуба. И снова сдержанность изменяет Чацкому. Он потрясен: его отдают на суд Скалозубу? Его монолог «А судьи кто? …» рожден протестом против этого. Но прозрение еще не пришло к пылкому юноше.

После падения с лошади Молчалина и последовавшего за этим обморока Софьи ему бы догадаться, в кого влюблена его подруга детства, но волнение за Софью не позволяет ему правильно воспринять происходящее.У Чацкого, по признанию самого героя, «ум с сердцем не в ладу». Ум подсказывает, что нужно разорвать все отношения с фамусовским обществом, но сердце требует любви Софьи. Вот только благородный ум Чацкого не может признать факт влюбленности девушки в ничтожество — Молчалина. Он расспрашивает Софью, что привлекает ее в этом человеке. Выясняется, что он «уступчив, скромен, тих». Чацкий уверяет себя, что она шутит: нельзя за это любить человека. А узнав от Молчалина о его идеалах и жизненных стремлениях, влюбленный юноша делает роковой для себя вывод:

    С такими чувствами, с такой душою

    Любим! … Обманщица смеялась надо мною!Однако Софья строит свою жизнь по общепринятым образцам, в соответствии с принятой в обществе Москвы моралью. Для светской дамы нужен «муж-мальчик, муж-слуга», и Молчалин подходит на эту роль. Чацкий попал в точку, определив главную черту характера своего соперника: «Ведь любят нынче бессловесных». Да, Софья за это и любит, но в устах Чацкого для нее это звучит как оскорбление. Поэтому она так легко совершает подлость, распустив на балу сплетню про то, что Чацкий якобы сошел с ума.

    Любите вы всех в шуты рядить,

    Угодно ль на себя примерить?Почему же сплетня так быстро распространилась среди гостей Фамусова и ни у кого не вызвала даже сомнения? С первого появления на сцене герой привлекает зрителя своей прямотой суждений, нетерпимостью к лжи, пылкостью. Он «умен, остер, красноречив», но слишком нетерпелив. И если у зрителя это нетерпение вызывает лишь улыбку, то представители высшего света Москвы оскорблены. Чацкий отверг их жизненные принципы, и это вызывает раздражение общества, которое так легко вылилось в распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.Каждый из гостей назвал собственную причину помешательства, но «оригинальнее» всех оказался Фамусов. Он увидел корень зла в образованности:

    Ученье — вот чума, ученость — вот причина…

Появление Чацкого вызывает у гостей испуг, но тот настолько подавлен духом «пустого, рабского, слепого подражания», что, разразившись очередным монологом о «французике из Бордо», не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но его гнев для гостей Фамусова непонятен, они путают высокие идеи со скандальностью и в ужасе разбегаются.

Так бал становится кульминацией конфликта «века нынешнего» и «века минувшего». Но впереди еще развязка — ночь прозрений.Софье предстоит узнать, насколько низок любимый Молчалин, Чацкий будет потрясен предательством Софьи, узнав, что именно она пустила слух о его помешательстве. Фамусов убедится, что дочь, «как мать ее, покойница», «уж где-нибудь с мужчиной».

Каждый из героев испытает свой «мильон терзаний». Но если Чацкий навсегда покинет Москву, так легко принявшую его за сумасброда, сказав на прощанье свой последний монолог, обличавший «мучителей толпу», то положение Софьи кажется более трагичным.

Она отвергла Чацкого, разочаровалась в любимом человеке, осталась игрушкой в руках разгневанного отца, грозящегося сослать «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Прав ли Чацкий, уверенный, что она помирится с Молчалиным? Сможет ли Софья пережить обиду и примириться с московским кругом, избрав себе в мужья «низкопоклонника и дельца»? Эти вопросы остаются без ответа.

Но читателю понятно, насколько трагична судьба девушки, острый ум которой сталкивается с догмами общества. Так название комедии «Горе от ума» имеет отношение и к Чацкому, и к Софье. Такая неоднозначность образов свидетельствует о несоответствии их традициям классицизма.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-proizvedenij-a-s-griboedova/5684-gore-ot-uma-analiz-komedii-a-s-griboedova

Анализ «Горя от ума» Грибоедова (по действиям)

Комедия русского классика Грибоедова «Горе от ума» разделена на четыре действия. Первое происходит в доме большого чиновника Фамусова, здесь дочь Софью, баловницу и умницу, батюшка застает за тайным свиданием с мелким чиновником Молчалиным. Затем приезжает Чацкий, человек прогрессивных взглядов, с детства влюбленный в Софью, не имея взаимности.

Анализ второго действия «Горя от ума»: здесь поднимаются главные проблемы произведения: конфликт вольнодумия, свободомыслия со старыми деспотичными устоями. Также конфликт корыстных интересов и чувств искренних, безусловных, пылких. В разговоре с полковником Скалозубом Фамусов высказывает свое мнение: имеешь собственное имение и службу — жених.

Нет — гуляй, Вася!

У Чацкого происходит разговор с Фамусовым, где второй ужасается вольным воззрениям молодого человека: «Да он властей не признает!». «Когда же надо послужиться, и он сгибался вперегиб» – вокруг этого образца успешного человека возникает спор хозяина и Чацкого, последний отказывается от предложенного ему примера.

В это время Молчалин падает с лошади, перепуганная влюбленная Софья падает в обморок, увидев это. Чувства ее к Молчалину, которые она тщательно скрывала, становятся понятны обитателям дома.

Анализ третьего действия «Горя от ума»: здесь поднимается тема зависимости от общественного мнения, праздности, стадности и глупости в обществе.

Важно

Беззаботная толпа на балу рядит Чацкого в сумасшедшие благодаря злой шутке Софьи: никто не хочет признаться в том, что не первый узнал об этой новости. Внезапно богатые и заслуженные личности напоминают стадо баранов.

Люди верят авторитетам безговорочно: «если знают князья, значит, правда!» И ведут себя со стадной жестокостью, по большей части с безразличием к судьбе Чацкого: все дружно боятся его, опасаются заговорить: «Вдруг кинется!»

Анализ четвертого действия «Горя от ума». В финале комедии поднимается тема и проблема собственного достоинства.

Уличенный Молчалин ползает на коленях перед Софьей, но ей уже противно его подличание. Чувство собственного достоинства поднимается в ней в этот момент. То же чувство собственного достоинства просыпается в Чацком и заставляет его покинуть дом и сонную Москву, где привлекшая его девушка играла с ним в дурацкие игры, где ему тошно и душно было находиться в обществе.

Образ Фамусова: Фамусов — это хозяин дома, управляющий в казенном месте, отец Софьи, человек властолюбивый и сластолюбивый, о чем говорит его намерение заигрывать с прислугой. «Ах! от господ подалей. У них беды себе на всякий час готовь» – говорит о хозяине Лиза, служанка. Фамусов привык командовать другими людьми, привык к богатству.

Дочери Софье он устраивает такие головомойки по всем поводам, что держись: вылить словесный поток на голову другому человеку Фамусов умеет в совершенстве. Чинопочитание у него превышает все разумные пределы.

Учение дочери он не поощряет, так как сам для себя ничего не нашел в книгах, Софью считает своей собственностью:

«Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится…

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!…

»

Образ Софьи: Софья — дочь Фамусова, любительница французских романов; девушка гордая, свободолюбивая и непокорная отцу: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» – говорит она, проявляя смелость в своем выборе. Софья имеет свое мнение и способна делать выбор. Но ум этой девушки направлен на интриги больше, чем на что-то позитивное.

Он жестоко смеется над влюбленным Чацким, распускает о нем слухи, пакостит, как ребенок. Запуганный Молчалин, скрытый интриган, а внешняя овечка, для нее — соответствующая пара.

Образ Чацкого. Александр Чацкий — человек бунтарского характера: «Служить бы рад, прислуживаться тошно….». Служить надо делу, а не лицам — так считает Чацкий.

Он — человек со зрелыми чувствами, обладает гордостью и принципами, развивает свой ум. К сожалению, Софья неспособна это оценить.

Образ Молчалина: Алексей Степанович Молчалин — это человек «себе на уме». Страстных чувств к Софье он не испытывает, да и никаких, наверное, не испытывает, этим ее и покоряет. В свободное время он крутит интрижку с Лизой.

Человек он сдержанный, угодливый, тихий, усерден в службе, покорен перед Фамусовым: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», немногословен:

«Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!

А чем не муж? Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…»

Совет

Комедия написана живым и легким языком, подобраны великолепные рифмы, текст насыщен красочными образами и сравнениями. Произведение наполнено яркими образами, афоризмами, остроумными выражениями и авторскими поговорками, которые широко распространились позднее в народе: «Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь…».

Веды и Библия: сравнительная характеристика

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=376

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector