Анализ пьесы “бесприданница” островского: суть, смысл, тема и идея произведения

Анализ пьесы «Бесприданница» Островского

Пьеса «Бесприданница» относится к числу психологических драм, к которым Островский обратился в 1870-е годы.

Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы.

После того как мы проведем краткий анализ пьесы “Бесприданница”, станут более явны те акценты, которые Островский расставил в произведении, а также будет ясна задумка автора.

Социально-психологическая проблематика пьесы «Бесприданница»

Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.

Начнем мы анализ пьесы “Бесприданница” именно с этой мысли. Они всё привыкли мерить деньгами. Примечательно, что на реплику Кнурова о том, как хорошо было бы «прокатиться» с Ларисой в Париж, да недолго в неё и влюбиться, Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть», «я… лишнего не передам».

В иерархии жизненных ценностей главное место занимают деньги, богатство, роскошь. Этим определяется отношение людей друг к другу. Паратов вызывает всеобщее уважение тем, что сорит деньгами. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, привечает богатых женихов, не думая о репутации. По словам купцов, в доме у неё «базар», «табор».

Обратите внимание

Карандышев завидует более обеспеченным людям, что обостряет его болезненное самолюбие.

В этом мире всё продаётся и покупается. Проводя анализ пьесы “Бесприданница”, отметьте это. Паратов рассказывает, что «женится на миллионе», совсем не испытывая чувств к невесте. В финале Лариса, узнав, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают в орлянку, кому она достанется, с горечью восклицает: «Они правы, я вещь, а не человек».

Но в не менее важен и психологический конфликт. Он определяется противоречием между миром капитала, его ценностями и стремлением к искренности чувств, чистоте человеческих отношений. Трагедия Ларисы в том, что она «любви искала и не нашла».

Кнуров замечает, что Лариса «проста» в том смысле, что не умеет лицемерить, хитрить, заманивая женихов. Она верит в чувства Паратова, понимая только в конце, что он её обманул. Не сразу осознаёт, насколько мелок и ничтожен Карандышев.

Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.

Анализ пьесы «Бесприданница» – система образов

Система образов в драме образует как будто два полюса. На одном богатые купцы, люди состоятельные, уважаемые в городе. На другом – Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драм Островского, имеют образование, ездят в Европу.

Однако их жизненные приоритеты – это по-прежнему деньги и самолюбие. Таковы Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, несмотря на разницу социального положения. Все считают, что Паратов – «блестящий барин», человек широкой души.

На самом деле для него «ничего заветного нет», женитьба на деньгах важнее Ларисы, которая по-настоящему любит его. Карандышев, говоря о чувствах к невесте, думает только, как теперь все будут ему завидовать.

Важно

Даже мать главной героини, Харита Игнатьевна, торгует дочерями, стараясь их выдать замуж. Но как видно из анализа пьесы “Бесприданница” им это счастья не приносит.

Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Её имя происходит от греческого «чайка». Лариса – романтичная, талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности на неё смотрят только как на минутное развлечение.

Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу.

Карандышев ставит выше всего своё оскорблённое самолюбие, да и женитьба на Ларисе для него повод самоутвердиться. Понимание своего одиночества, безысходности в мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть.

Поэтому выстрел Карандышева она называет «благодеянием».

В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы “Бесприданница” Островского. Посетите наш литературный блог, где вы найдете много статей на подобную тематику. Также читайте по теме:

  • Краткое содержание “Бесприданница”
  • Биография Александра Островского

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-pesy-bespridannica-ostrovskogo

«Бесприданница», анализ пьесы Островского

Русский драматург Александр Николаевич Островский создал целую плеяду русских характеров.  В основном это были купцы: степенные, с окладистой бородой.

И если в некоторых пьесах драматурга можно встретить настоящих «самодуров», то есть произведения, где Островский продолжил традиции Тургенева в изображении женских характеров.

«Тургеневская» девушка отличается решительностью, она может первой признаться в своих чувствах и никогда не откажется от своих слов.

В пьесах Островского «Горячее сердце», «Гроза», «Снегурочка» созданы образы подобных героинь – решительных и смелых, но с трагической судьбой.

Совет

Даже среди таких ярких девушек с «горячим сердцем» можно выделить одну – Ларису Огудалову, главную героиню пьесы «Бесприданница».

Незаурядная личность, она выделяется из своего окружения и разительно отличается от  своей матери, которая во всем пытается найти выгоду.

Ее, Хариту Игнатьевну Огудалову, можно понять: она одна поднимала трех дочерей. Да только у двух старших, замуж отданных, несчастливо сложилась судьба: первую муж-кавказец зарезал из ревности, вторая оказалась во власти шулера.

Лариса – последняя надежда матери: она прекрасно поет, исполняет русские романсы, музицирует, танцует. И мать надеется, что уж такую талантливую и красивую дочь ей удастся хорошо выдать замуж, чтобы жила как у Христа за пазухой.

Поэтому она учит: «Лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

В представлении женщины с цыганским именем Харита, по-человечески, это когда в доме бывает много мужчин, вино льется рекой, звучат комплименты. Не случайно нынешний жених Ларисы, бедный чиновник Юлий Капитоныч Карандышев,  сравнивает жизнь в доме Огудаловыъх с табором.

Только все ухищрения матери напрасны, ведь Лариса – бесприданница. А в обществе, которое окружает девушку, есть место только деньгам. Новые хозяева жизни, в отличие от героев «Грозы», уже не самодуры: их власть основана на деньгах.

«У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам», – говорит другой герой пьесы Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин», в оценке автора.

И это действительно так: Паратов, которого Лариса полюбила так, что «чуть не умерла с горя», легко променял ее на «миллионную» невесту – дочь владельца золотых приисков.

Покинув ее без объяснения причин год назад, теперь, когда Лариса решает выйти за «первого встречного» Карандышева, Паратов, объявившись вновь, Ларису же и обвиняет в измене.

Обратите внимание

При встрече он с упреком говорит, что хотел бы знать, «скоро ли забывают страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…»

И Лариса, которая уже говорила своему жениху, что «Сергей Сергеич – идеал мужчины», снова теряет голову. Она прощает любимого, который год назад  скрылся неожиданно, и «ни одного письма». Лариса – романтичная натура, поэтому не замечает очевидных вещей. Она с гордостью рассказывает Карандышеву, как год назад Паратов хладнокровно выстрелил в часы, которые она держала в руке.

Но этот факт, скорее, говорит о том, что Лариса ничего не значит для него. К тому же Паратов злопамятен: едва познакомившись с Карандышевым, он успевает задеть самолюбие бедного чиновника, но настаивает на том, чтобы именно Юлий Капитоныч извинялся перед ним, хозяином жизни.

А после, на званом обеде, спаивает его, чтобы в очередной раз унизить перед людьми, измеряющими все деньгами.

Так уж повелось в пьесах Островского: на фоне решительных и смелых героинь мужчины оказываются вялыми и безжизненными. В пьесе «Гроза» муж Катерины Кабановой во всем зависит от маменьки, что в результате приводит к трагедии: его молодая жена добровольно уходит из жизни.

В «Бесприданнице» похожая ситуация: от отчаянья согласившись выйти замуж за Карандышева, она умоляет его уехать в деревню, чтобы начать новую жизнь, мало напоминающую прежний табор. Но мелкий чиновник, терпевший насмешки в надежде дождаться взаимности от Ларисы, теперь «расправляет крылья».

Ему хочется утереть представителям высшего сословия, и он дает обед в честь Ларисы Дмитриевны, чтобы сказать: она выбрала себе в женихи самого достойного человека – его, Юлия Капитоныча.

Это его месть за ту зависть, которую ему приходилось испытывать каждый раз, когда он видел красивых и успешных поклонников Ларисы.

Важно

Но этим поступком он еще больше вызывает к себе презрение со стороны тех, кто привык пить шампанское по утрам и обедать в ресторане. Ведь у него, бедного чиновника, хватает денег лишь на дешевое пойло, бутылки из-под которого тщательно заклеивают этикетками от дорого вина.

И если Лариса в ответ на упреки в измене со стороны Паратова говорит, что ее жених обладает самым главным достоинством – любит ее, то в финале она испытывает разочарование и в нем.

Она с отвращением говорит бывшему жениху, стоящему на коленях перед ней: «Вы слишком ничтожны для меня», а потом с горечью признается: « Я любви искала и не нашла».

Трудно найти любовь в обществе, где все только продается и покупается. Паратов продает свой любимый пароход «Ласточку», потому что нашел выгоду – невесту с миллионным приданым.

Но он совершает гораздо более подлый поступок: унизив в глазах Ларисы ее жениха, дает надежду на будущее и, воспользовавшись ситуацией, соблазняет бедную девушку, а после сознается, что обручен – у него «золотые цепи».  Вот тогда приходит к героине прозрение.

Она понимает, что все окружающие, даже родная мать, смотрят на нее как на вещь, на забаву.

У нее не хватает мужества покончить с собой, как это сделала Катерина в «Грозе», но она находит в себе силы признать, что никто никогда не старался заглянуть ей в душу, ни от кого она не видела сочувствия, не слыхала теплого слова.

Лариса выносит страшный приговор самой себе: «Я не нашла любви, так буду искать золота».

Совет

И она действительно готова прокатиться на выставку в Париж с немолодым купцом Кнуровым, выигравшим ее в «орлянку» у более молодого соперника, готова стать его содержанкой, то есть продать себя подороже, ведь для нее остается единственное утешение: если уж быть вещью, то очень дорогой.

Финал этой психологической пьесы предрешен. Протрезвевший, но отвергнутый Карандышев стреляет в Ларису, а для нее это становится спасением. Теперь ее не смогут купить или продать – она остается свободной и по-настоящему счастливой.

Она умирает со словами прощения на устах.

Так автор показывает, что смерть – трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени, приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта.

По произведению: «Бесприданница»

По писателю: Островский, Александр Николаевич

Источник: https://goldlit.ru/ostrovsky/649-bespridannitsa-analiz

А. Н. Островский. Драма «Бесприданница». Анализ произведения

Драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и завершена 16 октября 1878 года.

Сюжет

Первое действие. Действие драмы «Бесприданница» происходит в большом волжском вымышленном городе Бряхимове.

Кофейная на берегу Волги. Начинается действие с диалога двух купцов, из которого мы узнаем о драматических событиях, которые будут иметь развитие в последующих действиях. Таким образом, получается обширная экспозиция.

Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огром­ным состоянием», как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов («очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европе­ец) обсуждают новость: предстоящее замужество красавицы и бесприданницы Ларисы Огудаловой. Ее жених — бедный чиновник Карандышев. Оба в недо­умении от выбора Ларисы. Но он объясняется собственным желанием Ларисы.

Далее следует рассказ о несчастье этой девушки, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым. Он вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. Ларису к замужеству подталкивает, помимо личной драмы, те унижения, которые терпит она в результате попыток матери непременно найти ей жениха. Череда скандалов вынуждает ее объявить, что она выйдет замуж за первого, кто посватается. Так и появился Карандышев — дав­ний и неудачливый поклонник.

Вожеватов весьма иронически отзывается о женихе Ларисы, а затем сообща­ет, что ждет Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточка».

Читайте также:  Председатель палаты в поэме "мертвые души": образ, характеристика, описание

Появляются Огудаловы, Лариса и мать, с женихом — Карандышевым. Он важничает и как равный обращается к Кнурову с приглашением на обед, чем вызывает недоумение богатого купца. Огудалова поясняет, что обед в честь Ла­рисы, и она присоединяется к приглашению. Карандышев не чувствует неумест­ности своего пребывания в этом обществе и странности своего положения «выну­жденного» жениха. Он осуждает образ жизни Огудаловых, чем обижает Ларису.

Лариса честно говорит ему о том, что выбрала его в будущие мужья только потому, что хочет сбежать от такой жизни. Разговор заходит о Паратове. Каран­дышев завидует этому блестящему барину и снова заставляет страдать Ларису, упоминая о том, как тот с ней поступил. Лариса возмущена попытками жениха сравнить себя с Паратовым, заявляет: «Сергей Сергеич — идеал мужчины».

Обратите внимание

Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Ка­рандышев объясняет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи». Между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба в честь приезда Паратова. Огудаловы и Карандышев уходят.

Появляется Паратов. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточ­ку», Паратов отвечает: «Что такое “жаль”, этого я не знаю. найду выгоду, так все продам, что угодно».

Выясняется, что Паратов женится на невесте с золотыми приисками и при­ехал проститься с холостяцкой волей. Он приглашает купцов на пикник за Вол­гу. Кнуров и Вожеватов сообщают, что обедают у жениха Ларисы.

Паратов некоторое время грустит об участи Ларисы и решает нанести ей визит.

Второе действие происходит в доме Огудаловых. Кнуров упрекает Огуда- лову, что она отдает Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой жизни и, вероятно, вернется к матери. Он предлагает себя в «друзья», а фактически «покупает» согласие матери отдать ему Ларису при таком развитии событий ему на содержание. Он дает деньги Огудаловой на под­венечный наряд Ларисы, говоря, что она должна блистать даже в этом своем положении. Кнуров уходит.

Появляется Лариса, она говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Выясняется, что весь город гудит от радостного ожидания: приехал Паратов. Лариса в страшном смятении. Огудалова беспокоится: не поторопи­лись ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию.

Появляется Карандышев, которого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но тот не хочет спешить: ему надо «повеличаться», похвастаться Ла­рисой, удовлетворить свое самолюбие, которое так долго страдало от унижений.

Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев уходит.

Приезжает Паратов. Испуганная Лариса просит мать отделаться от его визи­тов. Огудалова ласково принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынуж­ден жениться на невесте с полумиллионным приданым.

Важно

Несмотря на просьбу Ларисы не принимать Паратова, Огудалова зовет Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине. Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед «невозможными женихами». Самолюбие Паратова удовлетворено.

Появляется взволнованный приходом соперника Карандышев. Между ни­ми происходит ссора: Паратов намеренно задевает и унижает жениха Ларисы. Огудалова улаживает скандал и заставляет Карандышева пригласить на обед и Паратова. У того созревает план на этом обеде отомстить Карандышеву за его притязания быть наравне с «высшим» обществом и за то, что он претендует на Ларису.

Третье действие происходит в доме Карандышева, убранном бедно, но с боль­шими претензиями. Появляется Лариса с матерью. Они обе чувствуют нелов­кость своего положения, обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым того, как он жалок и смешон, как оскорбляет Ларису своими жалкими притязаниями на роскошь. Огудалова говорит, что гости нарочно под­паивают Карандышева и смеются над ним.

Появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов. Они обсуждают дрянной обед и ужасные вина. Их план подпоить Карандышева и посмеяться над ним удался. Появляется Карандышев, он важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу.

Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису. Паратов берет­ся ее уговорить. Гости оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он говорит ей соблазнительные слова, уверяя в своей любви, обещает бросить все, чтобы стать ее рабом. Паратов зовет ее с собой на пикник по случаю продажи парохода. Лариса очарована его словами, она надеется вернуть его, поэтому соглашается поехать с ним. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его. Карандышев пьян, его посылают еще за вином, а тем временем мужчины и Ла­риса покидают дом.

Вернувшись, Карандышев узнает об отъезде Ларисы на пикник. Он оскорб­лен, понимает, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвертое действие происходит так же, как и первое, в кофейной. Появляет­ся Карандышев с пистолетом, ожидая возвращения его обидчиков. Он прячется.

Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов. Они понимают, что Лариса теперь находится в самом уязвимом положении: Паратов, воспользовав­шись ею, бросает ее на произвол судьбы. Свадьба с Карандышевым невозможна. Они цинично решают, кому из них достанется Лариса, чтобы сделать ее своей содержанкой и поехать с нею на выставку в Париж. Спор свой они разрешают, играя в орлянку. Лариса достается Кнурову. Вожеватов дает слово устраниться. Их торг подслушивает Карандышев.

Совет

Появляется Лариса с Паратовым. В процессе их разговора выясняется, что у Паратова не было намерения сделать Ларису женой, поскольку он обручен. Лариса оскорблена и унижена. Она в отчаянии. Паратов пытается избавиться от нее, предлагая ей ехать домой к матери. Он оставляет Ларису. В отчаянии Лари­са бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот уклоняется.

Появляется Кнуров, который предлагает Ларисе совместную поездку в Па­риж и содержание на всю жизнь. Лариса подавлена свалившимся на нее горем и унижением. Она молчит. Кнуров уходит, прося ее подумать.

В отчаянии Лариса стоит над обрывом, она восклицает: «Как бы теперь ме­ня убил кто-нибудь…» Появляется Карандышев. Лариса прогоняет его, говоря о своем презрении. Карандышев рассказывает Ларисе, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как вещь. Лариса потрясена, она говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она намеревается идти к Кнурову. Карандышев пытается ее остановить. Лариса отвергает попытки Карандышева взять ее под свою защиту и покровительство. Она хочет уйти. Его словам о люб­ви к ней она не верит. Доведенный до отчаяния и униженный Карандышев стреляет в нее. Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладет револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыганское пение.

Последние слова Ларисы: «…Вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Герои

Героям драмы Островский дает полные характеристики, особенно акценти­руя внимание на их социальном статусе, возрасте, манере держаться.

Драматург указывает, что Кнуров — «из крупных дельцов последнего вре­мени… с громадным состоянием», Вожеватов — «один из представителей бога­той торговой фирмы», Карандышев — «небогатый чиновник», Паратов — «бле­стящий барин, из судохозяев». Об имущественном положении Ларисы говорит название пьесы. Все эти указания не случайны. Социальное положение героев Островского предопределяет и особенности их психологии, и их судьбу.

Карандышев

Карандышев Юлий Капитоныч — «молодой человек, небогатый чиновник» — так говорит о нем автор. Рядом с богачами и барами этот герой должен бы поте­ряться. Но слишком велико его самолюбие и желание утвердиться в мире, где все решает капитал. Лариса для него — это своего рода приз, который ему слу­чайно и незаслуженно достается, возможность восторжествовать над шикарным и богатым соперником.

Он говорит Ларисе о своей любви, но видит в ней средство достижения своей цели, удовлетворения амбиций. Карандышев тщеславен настолько, что ощуща­ет себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу.

Он убивает Ларису со словами: «Так не доставайся же ты никому!» Это акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосхо­дящими его во всем.

Огудалова Лариса

Обратите внимание

Огудалова Лариса Дмитриевна — главная героиня пьесы, бесприданница, она описана автором лаконично: «одета богато, но скромно». Характер этой героини тонко прорисован Островским, психологически точен и, конечно, трагичен. Ее судьба вызывает сочувствие и автора, и зрителя. Лариса — яркая, талантли­вая, красивая девушка. О том, чтобы владеть ею, думают многие в этом городе. Кнуров и Вожеватов, говоря о ней, называют ее бриллиантом, который требу­ет хорошей отделки и хорошего ювелира. Мать пытается устроить ее судьбу с помощью «приличного» брака, а получается, что торгует своей дочерью. Лариса «простовата», как говорит о ней Вожеватов. Она тяготится материнскими хлопотами и не участвует в махинациях Хариты Игнатьевны.

Любовь Ларисы к Паратову можно объяснить ее неумением разбираться в людях, непониманием истинных причин их поступков. Но сама Лариса искренна. Она тяжело переживает расставание с Паратовым и не видит для себя дальнейшей возможности любви и счастья, поэтому соглашается стать невестой Карандышева, чтобы обеспечить себе пусть и бедную, но достойную жизнь. Но втайне она чувствует себя несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник.

С новым появлением Паратова чувства Ларисы приходят в смятение. Ей кажется, что в романтический мир путь лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок — побег на пикник с Паратовым из дома жениха. Ею руководит не разум, а чувство. И надежда на благородство возлюбленного. Она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Ее поступок ведет к гибели.

Дальнейшие события открывают Ларисе глаза на ее подлинное положение — приза, который оспаривают друг у друга мужчины: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу — Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал: «Я любви искала и не нашла… Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова…»

Паратов

Паратов Сергей Сергеевич — «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30» — такова характеристика, данная Островским. Паратов, которого Лариса называет идеалом мужчины, на самом деле беспечный, широкий, вальяжный прожигатель жизни, красавец-мужчина, барин. Ведет его по жизни нежелание ничем поступаться ради своего статуса, благополучия, эгоизма. «У меня ничего заветного нет», — говорит Паратов.

Во внешнем блеске этого героя драматург видит только позу, в нем нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств. В Паратове легко сочетаются барские черты с неприглядным расчетом, а также с демократичными чертами: он любит подчеркивать свою близость к народу, хвастается дружбой с бурлаками. Это основано на очень точном ощущении его «амплуа» богатого и рокового барина, в котором он выступает. Он даже откровенную низость умеет подать как что-то необычайно благородное: совершив по отношению к Ларисе подлость, он пытается отделаться от нее в финале пьесы красивыми сентенциями: «Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?» Для Паратова в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, сохранить маску.

Поэтика, композиция, идея

Главный конфликт пьесы «Бесприданница» определяется в названии. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бедна.

Источник: https://soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3955-a-n-ostrovskij-drama-bespridannitsa-analiz-proizvedeniya

«Бесприданница» — анализ пьесы Островского

Замысел драмы «Бесприданница» был задуман А. Н. Островским в 1874 г. Первоначальный сюжет был совершенно другим (старуха с тремя дочерьми, двое влюбленных).

По некоторым сведениям, оригинальный вариант сложился у писателя под впечатлением от кинешемского дела об убийстве мужем своей жены из ревности. Большую роль в скандальной истории сыграл «миллионщик» И. А.

Читайте также:  Критика о творчестве леонида андреева, отзывы современников

Коновалов (возможный прототип Кнурова).

Пьеса была закончена в конце 1878 г. Через несколько дней состоялась ее премьера в московском Малом театре.

Смысл названия

Название «Бесприданница» указывает на главную героиню и на ее жизненную трагедию. Лариса не имеет хорошего приданого, что в эпоху Островского было серьезным препятствием для брака.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — трагическая судьба бесприданницы.

Лариса — очень красивая, образованная, обладающая музыкальным вкусом девушка. Эти несомненные достоинства привлекают к ней поклонников. Но как только почитатели талантов Ларисы узнают, что она бедна, ухаживания прекращаются. Никому не нужна бедная жена, которую придется содержать.

Харита Игнатьевна продолжает возлагать на Ларису большие надежды. Она специально привлекает в дом молодых людей, заставляя дочь развлекать их. Старшая Огудалова признается, что в Ларисе совершенно нет женской хитрости. Если бы Лариса захотела, то уже давно бы «окрутила» богатого человека. Девушка ненавидит ложь и притворство. Она мечтает о чистой большой любви.

Мечта Лариса начала осуществляться при знакомстве с Паратовым. Девушка впервые увидела настоящего мужчину, который оценил ее личные достоинства, а не материальное положение. Однако Сергей Сергеич внезапно исчез; жизнь бесприданницы вошла в обычную, надоевшую до слез колею.

Важно

Решение выйти замуж за ничтожного Карандашева Лариса принимает от отчаяния перед крушением мечты. Брак с Юлием Капитонычем не доставит ей счастья, но по крайне мере позволит занять определенное положение в обществе и вырвет из того «балагана», в который превратился ее дом, наполненный стараниями матери женихами.

Неожиданное возвращение Паратова становится причиной разыгравшейся трагедии. В душе Ларисы вновь оживают умершие надежды. Она, не задумываясь, бросает жениха и отправляется за любимым человеком.

Отдавшись Паратову, Лариса уверена, что это автоматически делает их мужем и женой. Грубый обман Сергея Сергеевича наносит последний удар по мечтательной девушке.

Она уже ничего не ждет от опостылевшей жизни.

Лариса остается благодарной Карандышеву за его смертельный выстрел. Только таким страшным способом ей удается вырваться на свободу и перестать чувствовать на себе клеймо бесприданницы.

Проблематика

Главная проблема Ларисы заключается в том, что из-за отсутствия приданого никто из окружающих не видит в ней живого человека со своими чувствами и желаниями.

Мать мечтает поскорее сбыть дочь с рук и надеется с помощью ее выгодного брака поправиться свое материальное положение. Для Кнурова и Вожеватова Лариса — игрушка, «дорогой бриллиант», требующий «дорогой оправы» и «хорошего ювелира». Оба дельца с откровенным цинизмом разыгрывают в финале девушку в «орлянку».

Илья Капитоныч вроде бы действительно любит Ларису, но после получения согласия девушки на брак его отношение меняется. Тихий и скромный чиновник преображается. Лариса становится для него всего лишь удачным средством удовлетворить наконец-то свое самолюбие. Не случайно бесприданница говорит именно своему жениху: » …я для вас кукла, поиграете со мной, изломаете и бросите».

Возможность «поиграть» с Ларисой предоставляется «идеальному мужчине». Для Сергея Сергеевича воспользоваться «дорогой игрушкой» не представляет большого труда, ведь бесприданница поверила ему и жестоко обманулась.

Падение Ларисы также никого, кроме нее самой, особенно не взволновало. Паратов говорит о «мгновенном увлечении». Кнуров даже доволен этим, так как «дорогой бриллиант» становится намного доступнее. Жалкий Карандышев надеется вновь завладеть теперь уже падшей женщиной.

Еще одна проблема, затронутая в драме — появление в России в конце XIX века нового типа людей. «Дельцы-миллионщики» типа Кнурова, нажив в короткий срок сказочные состояния, чувствовали себя полными хозяевами жизни. Лариса и Карандышев представляются для них настолько мелкими людишками, что их чувства и желания не имеют никакого значения.

Композиция

Драма состоит из четырех действий с четко выделенной экспозицией (разговор Кнурова  и Вожеватова), завязкой (приезд Паратова), кульминацией (торжественный обед и бегство невесты) и развязкой (убийство Ларисы).

Чему учит автор

На примере Ларисы Огудаловой Островский показывает, к чему может привести бездушное отношение к живому человеку. Судьба умной и красивой девушки оказалась беспощадно изломанной только из того, что у нее не было денег.

Источник: https://spadilo.ru/bespridannica-analiz/

Анализ произведения Островского “Бесприданница”

Выдающийся русский писатель и драматург А. Н. Островский создал бессмертное произведение «Бесприданница». Сам автор признавал, что эта пьеса является самым значимым произведением, одним из лучших в его творчестве. Писатель стремился показать, что обществом правят власть имущие и деньги.

Правда жизни заслужила резкое порицание многих современников автора. И все же, получившая популярность и признание только после кончины писателя, пьеса была и остается актуальным произведением русской классики.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

Предлагаем ознакомиться с литературоведческим анализом пьесы Островского.

Краткий анализ

Год написания — 1874-1878 г.

История создания — Имеется предположение, что сюжетная линия пьесы взята автором из реальной истории, произошедшей во времена его деятельности мировым судьей.

Тема — Главной темой являются взаимоотношения представителей разных классов общества, преобладание денег над настоящими чувствами.

Композиция — Пьеса состоит из 4-х действий. Первое действие — экспозиция, завязка действия — приезд Сергея Сергеевича Паратова. Второе действие — развитие сюжета, жертвенная любовь Ларисы. Третье — кульминация действия, Карандышев дает званый обед, Лариса сбегает на пароход. В четвертом действии происходит развязка — молодая девушка погибает от руки несостоявшегося мужа.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Чехов «Дама с собачкой» — анализ произведения

Жанр — Социально-психологическая драма

Направление — Реализм

История создания

А. Н. Островский занимался не только литературной деятельностью. В 70-е годы 19 века ему пришлось исполнять обязанности мирового судьи в Кинешемском уезде. Непременное участие в судебных процессах давало ему возможность быть в курсе криминального положения уезда того периода.

Обширный литературный материал, накопленный за время судейской деятельности, Островский использовал для своих произведений. Есть предположение, что сюжетом для «Бесприданницы» послужило одно из таких дел, случившихся в уезде. Суд рассматривал дело по обвинению одного из жителей об убийстве собственной молодой жены.

Процесс получил широкую огласку, и писатель взял его за основу своей новой пьесы.

Совет

Писать «Бесприданницу» автор начал в преддверие зимы 1874 года и закончил ее только осенью 1878, так как наряду с этой пьесой, он работал и над другими произведениями. Цензура одобрила новое сочинение автора, и пьеса была опубликована. Премьеры пьесы, состоявшиеся на разных сценах театров, потерпели крах, и были резко разгромлены критиками.

После смерти писателя прошло долгих десять лет, прежде чем «Бесприданница» приобрела заслуженный успех и снискала широкую популярность у почитателей таланта Островского.

Тема

В пьесе широко раскрывается истинная сущность представителей разных сословий общества. Главным моментом является уничижение настоящих нравственных ценностей.

Власть имущие, состоятельные купцы и дворяне, увлеченные жаждой наживы, идут по душам мелких людей, не имеющих богатства, с чувством великого превосходства. Стремление к еще большему обогащению застилает им глаза.

Им глубоко плевать, что чувствуют люди, стоящие ниже их на социальной лестнице.

Здесь разыгрывается драма молодой девушки, вина которой в том, что она — бесприданница. Лариса Огудалова — молодая, красивая, одаренная девушка. Она способна на настоящие чувства, готова пожертвовать собой во имя любви.

Но она бедна, и люди, окружающие ее, не воспринимают девушку всерьез.

Все эти Паратовы, Кнуровы, Вожеватовы, и даже полное ничтожество Карандышев, видят в Ларисе лишь игрушку, красивую вещь, которой можно пользоваться и хвастаться ей перед друзьями.

Лариса любит Сергея Сергеевича искренне, по-настоящему. Ради него она готова на все. По первому его слову Лариса сбегает с ним на пароход, оставив незадачливого жениха с его званым ужином.

И лишь после вероломства всех этих людей так называемого высшего общества, у нее с глаз спадает пелена. Только теперь она осознает всю низость их поступков. Лариса поняла, что она — никто, и никогда ей не быть другой.

Карандышев, убивший свою невесту, стал для нее спасением, избавив Ларису от дальнейших разочарований и бесчестья.

Обратите внимание

Произведение Островского глубоко затрагивает социальную тему. Писатель показывает действительную сущность показного благополучия насквозь прогнившего высшего общества.

Это общество живет в мире, где все подчинено власти денег. Этот мир, бездушный и безнравственный, настолько низок, что в нем покупается все, даже любовь и человеческие жизни.

Романтические мечтания главной героини разбиваются об ужасающую пошлую реальность.

Композиция

Композиционное построение пьесы выдержано в рамках строгого классического стиля. В первом действии показана экспозиция и происходит завязка сюжета. В кофейне встречаются Кнуров и Вожеватов, они обмениваются городскими новостями. Между делом заходит речь о предстоящей свадьбе Ларисы Огудаловой. Далее в городок приезжает Сергей Сергеевич Паратов.

Во втором действии продолжается развитие сюжета. Происходит разговор Ларисы с Паратовым, где она признается, что до сих пор любит его. Паратов приглашен на ужин к Карандышеву.

В третьем действии наступает кульминационный момент. У Карандышева собираются все приглашенные гости. Лариса исполняет романс, открыто признаваясь в любви к Сергею Сергеевичу. Паратов провоцирует Юлия Капитоновича и тот выпивает много лишнего. Паратов с друзьями увозят с собой Ларису.

Четвертое действие — развязка. Лариса узнает о вероломстве и подлости своего возлюбленного, о низости Кнурова и Вожеватова. Девушка в отчаянии, лучшим выходом для нее становится смерть. В это время появляется несостоявшийся муж Ларисы Карандышев. Невеста отказывается от него. и Юлий Капитонович стреляет в девушку из пистолета.

Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн А.И.  «Гранатовый браслет» — проблемы произведения

Композиционное построение пьесы в полной мере раскрывает характеры и поступки героев и дает понять, какое огромное влияние на действия людей оказывает социальная среда.

Жанр

В пьесе А. Н. Островского описана трагическая судьба главной героини, молодой бедной девушки. Положение ее драматично, она живет во враждебном мире, не находя понимания со стороны окружающих.

Лариса Огудалова проживает тяжелую жизнь. Ее возвышенная и романтическая натура пытается бороться с несправедливостью и жестокостью мира.

К сожалению, она слишком слаба для такой борьбы и жизнь Ларисы трагически обрывается.

Важно

Все это относит пьесу к жанру психологической драмы, отражающей страшную реальность окружающей жизни.

Пьеса великого драматурга злободневна и масштабна. Затронутые в ней глобальные проблемы общества по сей день не утратили своей актуальности, и «Бесприданница» по праву находится на почетном месте мировой классической драматургии.

Источник: https://factstore.ru/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo-bespridannicza/

Анализ пьесы А.Н. Островского “БЕСПРИДАННИЦА” в контексте критической работы Бориса Костелянеца



«Бесприданница» – одна из наиболее значимых пьес А.Н. Островского последнего периода его творчества. Сквозь призму произведения Островский выразил своё отношение к той критике, которую получали его предыдущие работы.

Автор принадлежал к числу тех писателей, которые лишь в такой форме откликались на какую бы то ни было критику в адрес их творений. «Бесприданница» создавалась долго, кропотливо, особенно заметна разница в работе над этим произведением в сравнении с прочими, создаваемыми Островским в куда более короткие сроки.

На достаточно глубокое осмысление этого произведения критиками, читателями, театралами и зрителями также ушло немалое время с момента первой постановки 10 ноября 1878 года в Малом театре Санкт-Петербурга, которая, увы, была признана провалом.

Время потребовалось и для того, чтобы прочувствовать разницу между прежними произведениями Островского и «Бесприданницей».

В пьесе пытались усмотреть старое лекало, типовых героев, переработку прежних пьес и стереоскопических героев, лишённых динамики, изменчивости и многоплановости реакций в силу своей замкнутости в канве определенного литературного типажа.

Однако именно в «Бесприданнице» не тип, но характер и личность возникают на страницах произведения.

Композиция пьесы организована достаточно строго: все события, происходящие в течение одного дня, прямо связаны с историей главной героини — Ларисы Огудаловой. В композиционном изложении событий пьесы «Бесприданница» действие разбито по актам следующим образом: первый акт – экспозиция и завязка; второй акт – развитие действия; третий акт – кульминация; четвёртый акт – развязка.

Подробнее о тех событиях, которые составляют линейную композицию данной пьесы.

Пьеса посвящена изображению узкого круга — про­винциальных дворян и дельцов, приспособившихся к европей­скому образу жизни. Драма «Бесприданни­ца» отражает конкретные исторические условия, породившие дельцов новой формации.

Совет

Судьба Ларисы не стоит в центре их интересов. Они решают её среди своих обыденных дел. Женщина этого круга была в стороне от практической деятельности своего класса. Она могла проявить себя только в любви и семейных отношениях.

Читайте также:  Мораль басни "ворона и лисица" крылова, краткое содержание, пересказ, анализ, суть, смысл

У Лари­сы нет других интересов, кроме интересов любви.

Последовательная мотивировка изображаемого сочетается у Островского с требованиями стройности и строгой соподчиненности всех частей пьесы её теме.

Отражая сложную диалектику жизни, Островский строит свою пьесу просто. Здесь нет ничего лишнего, без необходимости задерживающего развитие действия.

Все линии пьесы подчине­ны главной теме произведения – драме человеческой личности в бесчеловечном обществе.

Островский открыл совершенно новое и страшное в «человеке», показав в «образованных» людях (явно отличающихся от прямых в своей грубости «Кабаних») их беззастенчивую пошлость. Здесь торжествуют «идолы» с их волчьей хваткой.

Главная мысль пьесы — состязание четырёх мужчин за женщину, как за трофей. Она проходит через всю пьесу, начиная с экспозиции. Пьеса начинается и кончается в кофей­ной на бульваре.

Итак, экспозиция и завязка. Первые сцены драмы, иногда да­же целый акт, наиболее, с житейской точки зрения, «неправдоподобны». Автор «Беспри­данницы» и не стремится в этих сценах к «правдоподобию». Его задача — художе­ственная правда.

Он строит экспозиционные, вводные сцены так, чтобы помочь нам освоиться в «предполагаемых обстоятель­ствах», заставить нас войти в создаваемый им художественный мир.

Обратите внимание

Вместе с тем ему нужно, не теряя времени, увлечь нас исти­ною   страстей,    переживаний,    чувствований своих героев, глубиной возникающего конф­ликта. Сцена Гаврилы с Иваном — своего рода пролог к драме.

Явно игровой, имеющий как будто лишь служебное назначение (подвести нас к исходной ситуации и познакомить с некоторыми участниками будущей драмы), пролог этот более содержателен, чем кажется на первый взгляд.

Не только о городе дает нам представле­ние этот игровой диалог, но и обо всей Рос­сии пореформенной эпохи. В речи Гаврилы возникают разнооб­разные «комические вольности», великим мастером которых был Островский. Через них, однако, дает себя знать время действия пьесы — пореформенная эпоха, когда уходило в прошлое крепостное право и весь «старый порядок», ему соответствовав­ший, и на смену ему приходил бур­жуазный строй жизни.

Далее появляются перед взором читателя бряхимовские дельцы. Подлинно драматическое напряжение возникает во втором явлении «Бесприданницы» как раз в сцене Кнуров — Вожеватов. Их «бол­товня» переводит действие в новую тональ­ность. Сцена эта внутренне очень драматична, но тут скрытый, лишь временами прорываю­щийся наружу драматизм, чреватый будущи­ми событиями.

Вожеватов беседует с Кнуровым о делах и заодно затрагивает городские новости. Выясняется, что Лариса Огудалова собирается выходить замуж за Карандышева, «мелкого человечишку». Причина – ей больше не хочется находиться в устраиваемом в доме Огудаловых «таборе», терпеть присутствие потенциальных женихов, которых приглашает мать – хитрая и расчетливая вдова.

Но никто не готов жениться на бесприданнице Ларисе. Кнуров готов сделать Ларису своей содержанкой, жениться он не может, так как уже женат, а Вожеватов не чувствует в том потребности в принципе, слишком этот хваткий молодой делец далёк от любовных переживаний и всего, что касается столь чуждого ему мира.

Далее мы узнаём о Паратове – блестящем барине лет тридцати, в которого ещё недавно Лариса была без памяти влюблена, а он ездил к ней два месяца, после чего вдруг исчез. Именно после этого Лариса и решила выйти замуж за первого, кто попадётся. Первым, кто предложил женитьбу, оказывается Карандышев – самодовольный, нищий, смешной и в то же время болезненно-себялюбивый человек.

Он принимается появляться в свете со своей невестой, ей же очень стыдно, и она мечтает об одном: после свадьбы уехать в деревню. 

Сцена Кнуров — Вожеватов призвана рождать в нас чувство тревоги. Возникновения и нарастания такого чувства всегда добива­ется автор произведения драматического. Сцена общения двух дельцов построена так, чтобы заинтересовать нас необычной герои­ней и тут же вызвать опасения за её судьбу.

В судьбу Ларисы ведь уже вторгся ещё не увиденный на­ми Карандышев, а теперь намерены вторгнуть­ся холодный, циничный Вожеватов и Кну­ров — мужчина деловой, волевой, в натуре которого мы угадываем скрытую, тяжелую страстность.

Важно

Произошло ли тут, во втором явлении первого акта, некое драматическое событие? Весь вопрос в том, какое содержание мы будем вкладывать в это понятие. Ведь под общепринятое представление о событии подходит лишь приезд Паратова в Бряхимов, что имеет место лишь в шестом (предпоследнем) явлении первого акта.

Не­ужто целых пять явлений «Бесприданницы» лишены событий?  Завязку можно отнести к сцене с дельцами, так как мы видим, что Кнуров   и   Вожеватов только что сго­ворились. Охотники  за Ларисой  сошлись на том, что её брак непременно будет неудачным. И  тогда  наступит их  черёд.

 

Сговор Кнурова с Вожеватовым — событие, предваряющее    приезд    Паратова.    Но    ему предшествует ещё и объяснение между Ларисой  и   Карандышевым,   в  свою  очередь усиливающее наши опасения, наши тревожные ожидания, связанные с тем, что жених и невеста думают поразному о настоящем и будущем, а цели у них прямо противоположные.

Ситуация Лариса — Карандышев    полна   драматизма.   Оба   героя   слышат друг от друга  весьма  для  них  неожиданные признания. А ведь неожиданность — спутник событийности в драме.

Резкие, прямые, признания  Ларисы   и   Карандышева   побуждают нас с тревогой думать о последствиях, которы­ми  чреваты   заявленные  ими   противополож­ные позиции и желания. Усиливая возникающие у нас тревожные предчувствия и сразу же идя им навстречу, драматург прерывает сцену Карандышев — Лариса пушечным выстрелом, очень пугаю­щим Ларису. А мы уже знаем то, чего не знают ни она, ни Карандышев,— выстрел этот возвещает появление Паратова.

Наконец-то перед нами предстает Паратов. Готовясь жениться на девушке с прида­ным в виде золотых приисков, Паратов при­ехал попрощаться навсегда со своей свободой и первым делом приглашает приятелей к себе. Но Кнуров и Вожеватов уже званы на обед к жениху Ларисы.

Сообщение о её предстоя­щем замужестве Паратов встречает с облег­чением: он ведь чувствовал себя «немножко» виноватым перед ней. Теперь, когда со «ста­рыми счетами» столь благополучно «поконче­но», он желает ей счастья. У нас нет ника­ких оснований сомневаться в его искренно­сти.

Однако тревогу возбуждает желание Па­ратова в новых обстоятельствах, когда всё уладилось, навестить Огудаловых из одного лишь любопытства поглядеть на Ла­рису.

Совет

Далее во втором акте драмы мы наблюдаем завершение завязки и дальнейшее развитие сюжета. Действие переносится дом Огудаловых.

Кнуров беседует с матерью Ларисы, говоря, что ничем хорошим предстоящий брак с Карандышевым не кончится, фактически Кнуров сговаривается с Харитой Игнатьевной.

Делец и мать по-своему решают судьбу Ларисы, распоряжаясь ею, как бездушным предметом. Ларису уже лишили права быть человеком, а не вещью, но героиня пока далека от этой ужасающей правды.

Иногда персонажей «Бесприданницы» делят на два противостоящих лагеря. В одном — богатые и независимые, в другом — бедные и зависимые. Хариту Игнатьевну Огудалову при этом относят к числу зависимых. Состояние у неё и впрямь «небольшое». Но, видимо, всё же такое, что можно бы просуществовать.

И если она стремится жить в зависимости от Кнурова или любого другого богатого человека, то тут мы имеем дело не с чем-то подневольным и вынужденным. Они добровольно движутся навстречу друг другу — Кнуров и Огудалова. Тут тоже внут­реннее родство. Тут общее им обоим — миллионщику и небогатой вдове — понима­ние жизни.

Именно это сближает мать, гото­вую дорого запродать свою дочь, с богатым покупщиком. Зависимость от Кнурова, не доставляющую ей ни страданий, ни тягот, она сама всячески стремится упрочить.

Поэтому даже отдаленные аналогии и уподобления отношений, существующих между власть имущими и их подневольными в ранних пьесах Островского, с отношениями, связывающими Кнурова с Огудаловой, не имеют под собой никакой почвы. Пришли новые времена. До реформы жизнь держалась на открытом принуждении.

Оно определяло отношения не только между барином и крепостным мужиком, но проника­ло и в жизнь других социальных слоев. Теперь, в пореформенные годы, происходят из­менения в обстоятельствах жизни и в людях, возникают новые противоречия в челове­ческих характерах.

Позже Карандышев заявляет Ларисе: «Приехал Ваш Паратов».

Обратите внимание

Ларисе хочется избежать встречи с тем, кого она всё ещё любит, но это ей не удаётся.

Сцена  Паратов — Лариса  является  ключевой,  узловой  в  завязке  «Бесприданницы». Тут каждый из персонажей совершает поступ­ки,   ранее   не   входившие   в   его намерения. А такое несовпадение первоначальных наме­рений с результатами человеческих действий и   есть   один   из   главных   источников   того, что зовется драматизмом.

Харите Игнатьевне Паратов вполне чисто­сердечно объясняет причину как своего исчезновения, так и своего теперешнего появле­ния.

В игривом тоне Огудалова осторожно выведывает: а не вернулся ли Паратов к Ларисе? Тот полушутливо сообщает весьма серьезную новость. Он готовится «продать свою волюшку» и оценил ее в полмиллиона.

Всей правды Паратов Огудаловой все же не сообщает: ведь волюшка-то уже запродана.

С Ларисой разговор идет совсем в ином  тоне. Тут не до шуток, слишком они друг в  друге глубоко заинтересованы. Приходит он, по его словам, с намерением «засвидетельствовать почтение». У нас нет никаких оснований думать, будто у него иные цели. Но и Паратов, и Лариса, поступая не так, как хотели бы, раскрывают себя неожидан­ным образом.

Увидев Ларису, Паратов в жестокой и обвинительной форме выспрашивает, долго ли она его ждала, зачем решила вдруг выйти замуж.

От вполне естественного вопроса «не ожи­дали?» Паратов переходит к более сложному и,   несомненно,   агрессивному:    «Отчего   же перестали   ждать?»   Вскоре   после   приезда, узнав   о   предстоящем   замужестве   Ларисы, Паратов  признался   Кнурову   и   Вожеватову в своей вине перед ней.

Теперь перед Ларисой человек,   отнюдь   не   намеренный   долго   и серьезно виниться. Он быстро становится в положение   обвиняющего.   Никаких   основа­ний, кроме  оскорбленного самолюбия чело­века,  опасающегося, что его разлюбили, у Сергея. Сергеича для этого нет.

Самолюбие — «сокрытый двигатель его», и даже не «сокрытый», а открытый, как и у Карандышева. Нарастая, оно становится все более решающим импульсом поведения Паратова. Он кажется и себе, и Ларисе человеком гордым. И эту позу гор­дого, побеждающего и не терпящего пора­жения героя ему надо сохранить во что бы то ни стало.

Важно

Но, как ни верти, поражение налицо. Ведь, вновь увидев Ларису, он не может не понять всей меры того, что он теряет в обмен на полмиллиона. Паратов, однако, не из тех, кто способен признавать свои поражения. Поэтому в следующих репликах он сразу же выступает не столько как гордый, сколько как болезненно само­любивый и себялюбивый человек. И не вполне честный.

Лариса очень расстроена, она признаётся, что всё так же любит его, а её замужество – это желание уйти от людей, никак не связано оно с достоинствами жениха.

Единственное же названное, то, что Карандышев любит Ларису, принижается тут же Паратовым, который называет это достоинство не более, чем полезным в обиходе. С одной стороны Паратов сообщает о том, что завтра уже уедет, с другой засыпает Ларису лиричными признаниями, оставить её в покое он просто не может.

Ему, верно, нужно проверить, как легко он может отвадить её от жениха. Впереди всех ждёт званый обед у Карандышева, не сулящий никому ничего хорошего.

Кульминация приходится на третий акт драмы. В нём идёт речь о приёме, о котором говорил Карандышев. Он безумно горд и невестой, и обедом.

Гости же высмеивают его всё злее; на столе дешевое вино с поддельными этикетками, в коробке – якобы дорогие сигареты, Карандышев форсит неумело и не к месту, выставляя на посмешище не только себя, но и свою невесту. Своим обедом Карандышев нисколько, разу­меется, не удивил, а только раздражил гостей.

Лариса и Огудалова, выйдя из столовой в кабинет, пристыжено говорят о Юлии Капитоныче: его спаивают, а он не замечает. За­тем появляется тетка Карандышева и вступа­ет с женщинами в бытовой разговор, казалось бы, всего лишь характеризующий мещанскую, скудную обстановку жизни в доме. Но и тут тоже свой «переход».

В речах тетки — пародийное развитие од­ной из главных тем пьесы. Тётка развивает тему про любовь и расчёты, начатую ещё в первом акте Вожеватовым и Кнуровым. Позже эта тема зазвучит из уст Паратова, сманивающего Ларису на «Ласточку».

Источник: https://turboreferat.ru/literature/analiz-pesy-an-ostrovskogo-bespridannica/230427-1152712-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]