Чацкий, софья и молчалин в комедии “горе от ума” грибоедова: отношения и любовь, история взаимоотношений

Молчалин и чацкий в комедии а. с. грибоедова «горе от ума»

Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдаю­щихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью». Вероятно, это происходит потому, что А. С.

Грибое­дов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю. Каж­дый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, на­делен в то же время неповторимыми индивидуальными чертами.

Его герои — сложные и противоречивые натуры, как сложны и противоречивы реальные люди.

Обратите внимание

Основной конфликт комедии между «одним здравомыслящим человеком» и консервативным большинством, отражающий про­тиворечия между «веком нынешним» и «веком минувшим», наи­более резко проступает в сравнении Чацкий и   Молчалин. Они ровесники, и контраст между ними очень заметен.

Александр Андреевич Чацкий — это молодой дворянин, ум­ный и образованный. Он занимался литературной работой, состо­ял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей, что обогатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор.

От чинопочитания Чацкого уберегли подлинный патри­отизм и любовь к Родине, к своему народу. В нем развито крити­ческое отношение к окружающей действительности, чувство лич­ного и национального достоинства, независимость взглядов и суж­дений.

Он считает, что ум, человечность, прямота — единственное оружие, достойное настоящего человека.

Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, ду­шевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского общества, нашел ту же пошлость и пустоту, которые были и в прежнее время, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности царил вокруг.

Столкновение Чацкого с фамусовским обществом постепенно принимает все более ожесто­ченный характер, осложняется личной драмой Чацкого — рушат­ся его надежды на личное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она — в фамусовском мире, а Чацкий конфликту­ет с ним.

Скудость духа и умение удобно устраиваться в жизни, нетер­пимость ко всему свежему и непривычному — основные черты всех представителей фамусовского общества. Молчалин принад­лежит к этому обществу, более того, он прямое его порождение.

С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть… ума в нем только мало…» — характеризует его Чацкий.

Молча­лин охотно угодничает перед всеми, не смеет «своего сужденья произнесть».

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Ведь надобно зависеть от других…

В чинах мы небольших…

Важно

Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема, он при­вык иметь и высказывать свое мнение. Молчалин своими главны­ми талантами считает умеренность и аккуратность, которые обес­печивают его настоящие и будущие успехи. Он обладает и други­ми «чудеснейшими» свойствами, за которые его так любит Софья:

…уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит…

Молчалин — счастливый соперник Чацкого, но он недостоин Софьи. Н. В. Гоголь писал: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком про­бирающееся в люди…»

Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего века», основанную на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых.

Идеал человека для Молчалина — удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему раболепству.

Вся лакейская философия жизни этого чину­ши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Совет

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником. Например, умение подслужиться к влиятельным лицам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Служба для него — средство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же:

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать, и весело пожить?

Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три на­гражденья получить». Но Чацкий придерживается других правил:

Когда в делах — я от веселья прячусь,

Когда дурачиться — дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил — отличительные каче­ства Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни.

Совет

Даже горничная Лиза не может удер­жаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Мол­чалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв.

Он опасается только злых языков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фаму­сов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лице­мерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коленях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карье­ра.

Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество Молчалина.

Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, а Молчалин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять теплое местечко.

Один серьезно готовится к полезной деятельности и мечтает возвышен­ной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятия по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы.

Первый открыто высказывает свои мысли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заиски­вает, лебезит, но в душе дурно относится к людям.

В лице Молчалина он представил исключительно выразитель­ный обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных».

А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры.

Источник: https://prepodka.net/molchalin-chatskij-v-komedii-s-griboedova-gore-ot-uma/

Сочинение: Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Вопрос 5 экзаменационного билета (билет № 18, вопрос 3)

Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» относится к жанру общественных комедий.

Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает.

Одновременно движет дей­ствие комедии еще и психологический конфликт, связанный с неразделенной любовью героя. Сюжетным воплощением этого конфликта становится так называемый «любовный тре­угольник», сторонами которого являются Чацкий, Софья и Молчалин.

Обратите внимание

В самом общем виде сюжет этот выглядит так. Чацкий и Софья много общались в юном возрасте. Их соединяли чувства взаимной симпатии. Когда Софье было четырнадцать лет, Чац­кий уехал набираться ума в дальних странствиях.

За время его отсутствия девушка повзрослела на три года и влюбилась в Молчалина, секретаря своего отца, живущего с ней в одном доме. Чацкий вернулся, полный пылких чувств к Софье, но в ответ встретил холодность и неприязнь. Он попытался выяс­нить причину этого и в конце концов узнал, что Софья любит другого.

Ее избранник показался Чацкому недостойным та­кой девушки, как Софья. Она же, оскорбленная его насмеш­ками над предметом своей любви, чтобы отомстить, пустила слух, что Чацкий сошел с ума.

В финале пьесы Софья была потрясена, узнав, что Чацкий оказался прав: Молчалин ее не любит, а за ее спиной пытается соблазнить служанку Лизу. Когда всё раскрылось, Чацкий произнес гневный монолог, обличающий всех, и в том числе Софью, и покинул ее и дом Фамусовых.

Чтобы разобраться в этих хитросплетениях сюжета и попы­таться понять, почему всё произошло именно так, нужно оп­ределить, каков же характер Софьи.

Действительно ли она «не­годяйка», как, по-видимому, считает Чацкий и как назвал ее в одном из писем автор комедии? Другими словами, можно ли ее действия по отношению к Чацкому назвать изменой, а ее сплетню о сумасшествии Чацкого — прямой подлостью? Но почему Чацкий решил, что Софья должна его любить? Ведь когда они расстались, она была еще подростком, и вряд ли та­кой умный человек, каким считает себя Чацкий, мог всерьез воспринять связывавшие их раньше отношения. И уж никак он не должен был предполагать, что за три года их разлуки в нрав­ственном развитии Софьи не произойдет никаких изменений. Тем не менее, приехав в дом Фамусовых после долгого отсут­ствия, он бросается к Софье так, будто они расстались только вчера. Софья же в этот момент думает совсем не о Чацком.

Напротив, он только досадная помеха в сложившихся обстоя­тельствах. Ведь перед самым его приездом ей с большим тру­дом удалось убедить отца в том, что Молчалин оказался у две­рей ее комнаты случайно.

Она занята сейчас своей новой, а может быть, и первой, мы точно не знаем, любовью. Ей сейчас просто не до Чацкого.

Важно

Тем не менее, когда Лиза перед самым его появлением мягко упрекает ее в том, что она забыла о Чац­ком, Софья ей отвечает:

Я очень ветрено, быть может, поступила,

И знаю и винюсь; но где же изменила ?

Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюбленным,

Взыскательным и огорченным!!.

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

Вот об себе задумал он высоко —

Охота странствовать напала на него,

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

Итак, вот мнение Софьи об их прошлых отношениях с Чацким: детская дружба. Хотя, вопреки этому определению, в словах Софьи слышна и обида на Чацкого за то, что тот ее покинул. Но, с ее точки зрения, Чацкий не имеет никакого права попрекать ее тем, что она полюбила другого. Никаких обязательств она ему не давала.

Если бы Чацкий не был так ослеплен своим чувством, он бы довольно быстро догадался о том, что у него есть счастливый соперник. Собственно, он все время стоит на грани этой догадки. Но никак не может ей поверить. Во-первых, потому, что сам влюблен.

А во-вторых, он никак не может предположить, что Софья способна полю­бить такого ничтожного человека, каким в его глазах являет­ся Молчалин.

А что же сам Молчалин? Он тяготится любовью Софьи. Хотя, казалось бы, в соответствии с его характером, должен радоваться такому счастью. Цель его жизни — карьера, а стать зятем Фамусова — это же прямая дорога на пути к чиновным высотам.

Однако Молчалин, при всех своих пороках, отнюдь не так глуп, как думает Чацкий. Он прекрасно понимает, что если его отношения с Софьей раскроются, то он потеряет даже свое нынешнее место: зачем Фамусову бедный и нечиновный зять? К тому же Софья не привлекает его как любовная парт­нерша.

Молчалина, как, кстати, и самого Фамусова, влечет к Лизе. Между прочим, ее участие в сюжете позволяет говорить уже не о треугольнике, а о четырехугольнике. Правда, участие Лизы во всех этих перипетиях пассивное.

Совет

Для нее в равной мере опасны и «барская любовь», и приставания Молчалина, и возможный гнев хозяйки, которая тоже крутовата нравом. И Лиза задумывается, а не полюбить ли ей буфетчика Петру­шу? Он, вероятно, ей нравится, а заодно, может быть, и защи­тит от посягательств со стороны других мужчин.

Молчалин к тому же, изучив характер Софьи, помимо всего прочего, опа­сается и того, что ее привязанность к нему тоже будет недолго­вечной. «Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит, как его», — проницательно замечает он.

Таким образом, рассмотрев любовный конфликт комедии, можно сделать вывод, что всё здесь не так уж просто и одно­значно. И это объясняется тем, что «Горе от ума» — реалисти­ческое произведение. В нем всё сложно и запутанно, как в са­мой жизни. Нет, Софья не изменяла Чацкому.

Читайте также:  Краткое содержание повести "поединок" куприна: краткий пересказ сюжета (повесть в сокращении)

Напротив, она сама пострадала, оказавшись обманутой Молчалиным. Ее же поступок по отношению к Чацкому, конечно, злая шутка, объясняющаяся досадой на язвительные слова, сказанные им о ее любимом человеке.

И может быть, когда Софья раскаялась после разоблачения Молчалина, Чацкому следовало бы ее уте­шить и поддержать в ее горе, а не усугублять его гневными сло­вами. Но Чацкого тоже понять можно: его гнев после случив­шегося был уже таким, что эмоции подавляли разум.

Впрочем, возможны и другие мнения на сей счет. А это означает, что бес­смертная комедия Грибоедова по-прежнему волнует нас свои­ми не до конца разрешенными загадками.

На этой странице искали :

  • чацкий и софья история взаимоотношений
  • отношение чацкого к софье
  • отношение софьи к чацкому
  • почему софья решила отомстить чацкому
  • чацкий и софья сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-kak-menyaetsya-otnoshenie-chackogo-k-sofe-v-xode-dejstviya-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Сочинение на тему «Горе От Ума» Молчалин и Софья» | Doc4web.ru

Наша кнопка

Скачать материал

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов – писатель, редкий даже для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он был автором нескольких произведений, но именно комедия «Горе от ума» принесла ему известность.

Прошло уже более ста семидесяти лет, а это произведение продолжает волновать читателей и зрителей. Хотя его герои и очень далеки от нас, мы воспринимаем их как живых людей, смеемся над ними, негодуем, презираем, любим.

Почему же так происходит? Наверное, потому, что автор в этой пьесе поставил ряд важнейших проблем своего времени, а они и по сей день продолжают волновать людей.

Обратите внимание

Главная тема комедии – противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными силами общества и регрессивными элементами. Выразителем первых является главный герой комедии – Чацкий, а противостоят ему Фамусов, Скалозуб, Молчалин и другие. Между этими персонажами находится одна из центральных фигур комедии – Софья.

Образ Софьи объединяет несколько сюжетных линий и определяет одну из главных – «любовный треугольник» Софья – Чацкий – Молчалин. Именно наличие подобной сюжетной линии являлось обязательным по канонам классицизма, который господствовал на сцене театра в начале XIX века.

Однако в комедии Грибоедова образ Софьи достаточно сложен и противоречив. С одной стороны, она воспитана на сентиментальных романах, ее голова начинена любовными приключениями, и себя она воображает их героиней.

Софья – мечтательница, фантазерка, приписывающая все добродетели героев французских романов далекому от идеала Молчалину. Она не обладает ни душевной простотой, ни благородством. Слова Фамусова о московских девицах: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой» – имеют прямое отношение и к его собственной дочери.

Но все же есть в Софье нечто, привлекающее к ней того же Чацкого. В свои семнадцать лет она проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец.

Софья не лишена смелости, бескорыстия и способна пренебречь светскими предрассудками, может глубоко переживать и искренне любить.

Но эти положительные черты характера Софьи не смогли победить в душной атмосфере фамусовского общества. Зато капризность изнеженной барышни, избалованность, самолюбие и обидчивость прослеживаются автором по всему ходу комедии. В Софье смешались хорошие задатки с лживостью, живой ум – с отсутствием всякого намека на убеждения.

Вместе с тем очевидна и сила характера героини. Уж если она привязалась сердцем, то крепко. Ни отец, ни Чацкий не могут поколебать ее. Лишь подслушанный разговор Молчалина с Лизой открывает ей глаза на подлость и низость ее возлюбленного. Но, обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих.

Она говорит Чацкому: «Я виню себя кругом», а Молчалину велит убраться из дому.

Важно

Но жизнь в светском обществе имеет свои законы. Обидевшись на Чацкого за его нападки на Молчалина, Софья мстит ему традиционным способом – распускает сплетню о его сумасшествии.

Она настолько поддалась влиянию «фамусовщины», что сама незаметно стала защитницей такого образа жизни. Так Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощается той средой, в которой она воспитывалась и жила.

Образ Софьи важен для комедии еще и потому, что определяет сюжетную линию, связанную со стремлением Чацкого узнать, кого же Софья предпочла ему.

Так автор сталкивает двух героев – Чацкого и Молчалина. Они сверстники, люди из одного и того же общества, а мыслят и живут совершенно по-разному.

Молчалин – страшная фигура. Он был, есть и будет во все времена. Такие люди имеют единственную страсть – желание любой ценой сделать карьеру.

Ухаживание за дочерью своего начальника – это лишь способ преуспеть.

В то же время Молчалин вовсе не видит для себя предела благополучия в женитьбе на Софье, и это заметно не только по его поведению, но и в разных мелких фактах и намеках, разбросанных в пьесе.

В отличие от Чацкого, Молчалину прислуживаться совсем не тошно, наоборот, он жизни не мыслит без этого. Для него идеал – это высокое положение в дворянском обществе, и неважно, каким путем его достичь. Молчалин – большой мастер преподносить себя в выгодном свете. Он вроде домашнего кота, мягкого и ласкового, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично.

Этот образ очень непрост и опасен. Если Скалозуб солдафон, то Молчалина и раскусить трудно, а некоторые свойства его характера могут быть представлены даже как достоинства, особенно в устах влюбленной в него Софьи. В этом, кстати, заключено и еще одно значение образов Софьи и Молчалина в комедии.

Совет

Это значение связано со взаимодействием этих героев в пьесе: Софья как бы противостоит Чацкому в его наскоках на Молчалина. При этом ее аргументы достаточно обоснованны. Таким образом, как мне кажется, Грибоедов хотел показать трудность распознавания истинных целей таких людей, как Молчалин, их хорошо скрываемое лицемерие.

Живучесть подобных типов основана на том, что Молчалин – защитник чинопочитания, подхалимства, но защитник умный, тонкий и обходительный. Он чуток к любым переменам, прекрасно ориентирован в социальной среде. Если бы не приезд Чацкого в дом Фамусова, он «достиг бы степеней известных». И не пропадет, и достигнет.

Не в доме Фамусова, так в другом. Знает свое место и держится его строго и определенно.

Молчалин все делает вовремя. Когда в доме Фамусова был скандал, он выслушал Софью и за секунду до появления отца незаметно ретировался в свой чуланчик, ушел в тень.

Таким образом, два персонажа комедии, Софья и Молчалин, – типичные представители русского общества начала XIX века. Значение этих образов для построения сюжета комедии является определяющим.

Крах терпит Софья: «Ферзь… разочарована на счет своего сахара медовича». Может быть, она и не примирится с Молчалиным, как предсказывает Чацкий, но «другой найдется, благонравный, низкопоклонник и делец».

Однако во всех случаях высокое положение в фамусовском мире будет куплено ею ценой утраты тех человеческих качеств, которые ей давали право на любовь Чацкого. А это нравственная гибель, это трагедия. Нам жаль Софью, потому что лично она не безнравственна, как писал И.А.

Обратите внимание

Гончаров, она – жертва той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее.

Бесспорна и нравственная гибель Молчалина, героя с темной душой и низменными целями; героя, так блестяще развенчанного Грибоедовым в комедии, но такого неистребимого в жизни, ибо «Молчалины блажентствуют на свете!».

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-gore-ot-uma-molchalin-i-sofya.html

Сочинение по литературе. Молчалин и чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдающихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью». Вероятно, это происходит потому, что А. С.

Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю. Каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповторимыми индивидуальными чертами.

Его герои — сложные и противоречивые натуры, как сложны и противоречивы реальные люди.

Основной конфликт комедии между «одним здравомыслящим человеком» и консервативным большинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчаливым. Они ровесники, и контраст между ними очень заметен.

Александр Андреевич Чацкий — это молодой дворянин, умный и образованный. Он занимался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей, что обогатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор.

От чинопочитания Чацкого уберегли подлинный патриотизм и любовь к Родине, к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действительности, чувство личного и национального достоинства, независимость взглядов и суждений.

Он считает, что ум, человечность, прямота — единственное оружие, достойное настоящего человека.

Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам.

Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского общества, нашел ту же пошлость и пустоту, которые были и в прежнее время, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности царил вокруг.

Столкновение Чацкого с фа-мусовским обществом постепенно принимает все более ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она — в фамусовском мире, а Чацкий конфликтует с ним.

Важно

Скудость духа и умение удобно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему свежему и непривычному — основные черты всех представителей фамусовского общества. Молчалин принадлежит к этому обществу, более того, он прямое его порождение.

С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть… ума в нем только мало…» — характеризует его Чацкий.

Молчалин охотно угодничает перед всеми, не смеет «своего сужденья произнесть».

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Ведь надобно зависеть от других…

В чинах мы небольших…

Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема, он привык иметь и высказывать свое мнение. Молчалин своими главными талантами считает умеренность и аккуратность, которые обеспечивают его настоящие и будущие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими» свойствами, за которые его так любит Софья:

…уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит…

Молчалин — счастливый соперник Чацкого, но он недостоин Софьи. Н. В. Гоголь писал: «Молчалин… замечательный тип. Метко

схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…»

Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего века», основанную на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых.

Идеал человека для Молчалина — удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему раболепству.

Вся лакейская философия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Совет

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником. Например, умение подслужиться к влиятельным лицам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Служба для него — средство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же:

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать, и весело пожить?

Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три награжденья получить». Но Чацкий придерживается других правил:

Когда в делах — я от веселья прячусь,

Когда дурачиться — дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил — отличительные качества Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни.

Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв.

Он опасается только злых языков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коленях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера.

Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество Молчалина.

Читайте также:  Иллюстрации к комедии "горе от ума" грибоедова (рисунки, картинки)

Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, а Мол чал ин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять теплое местечко.

Один серьезно готовится к полезной деятельности и мечтает возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятия по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы.

Обратите внимание

Первый открыто высказывает свои мысли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискивает, лебезит, но в душе дурно относится к людям.

В лице Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных».

А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/1330.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

В первом действии пьесы показаны отношения Софьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любовной игры, но уже здесь автор указывает на неискренность отношений Молчалина к Софье, показывает эту любовь иронически.

Это видно и из первой ремарки (“Лизанька спит, свесившись со стула”, тогда как из комнаты барышни “слышно фортепиано с флейтою”), и из слов Лизы о тетушке Софьи, и из ее едких замечаний (“Ах! Амур проклятый!”). Здесь же показано отношение Софьи к Чацкому.     Болтает, шутит, мне забавно;      Делить со всяким можно смех —

    говорит она, не веря в его любовь.

“Прикинулся влюбленным” — вот как определяет Софья его чувства.
    И тут… появляется он! “Остер, умен, красноречив”, он “набрасывается” на Софью, а затем не очень лестно “перечисляет” ее родню. Намечается общественный конфликт, который сам Грибоедов определил так: Чацкий “в противуречии с обществом, окружающим его”.

Но не зря автор использует простонародную форму “противуречие” — ведь Чацкий в конфликте не только со “светом”, но и с народом, и с прошлым, и с самим собой.     Он одинок и с таким характером обречен на одиночество.

Чацкий доволен сам собой, своими речами, с наслаждением переходит от одного предмета насмешек к другому: “Ах! к воспитанью перейдем!” Он постоянно восклицает: “Ну, что вам батюшка?”, “А этот, как его?.”, “А трое из бульварных лиц?”, “А тот чахоточный? .” —как будто это ужасно важно, после трех-то лет отсутствия.

Вообще на протяжении всей пьесы Чацкий замолкает, делает “минутный” перерыв, задумываясь над сло вами собеседника, всего два раза — при первом своем появлении в доме и в последнем монологе.

И тут же объясняет: “Ум с сердцем не в ладу”, — то есть передовые идеи, о которых он так красиво говорит, не лежат в основе его поступков, а значит, все, что он говорит, есть порыв рассудочный, идущий не от сердца, следовательно, надуманный.     “Все, что он говорит, — очень умно! Но кому он это говорит?” — писал Пушкин.

    Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит “Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием Старики разбрелись к карточным столам”. Он остается один. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой “сердца” и “ума”.

Составив в своем уме схему жизни, он пытается “подогнать” под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт. Софья тоже не принимает его рационализма. И если согласиться с Блоком, что “Горе от ума” есть произведение “…

Важно

символическое, в истинном смысле этого слова”, то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь “он умен по-иному… умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому”.     Монологи Чацкого близки по своей идейной направленности к лозунгам декабристов. Он обличает низкопоклонство, жестокость крепостников, подлость — вот в чем согласен с ним и декабристами Грибоедов.

Но он не может одобрить их методы, те же самые схемы жизни, только уже не одной, а целого общества. Поэтому кульминация всех конфликтов — обвинение Чацкого в сумасшествии. Тем самым ему отказывается в праве быть гражданином, высочайшим благом, по декабристской теории, ведь одно/из определений человека-гражданина есть здравый ум; в праве быть уважаемым и любимым.

Именно за рационалистический подход к жизни, стремление к поставленной цели “низкими” способами Грибоедов и называет всех героев комедии “глупцами”.     Но вот внешне незаметный, “безродный” секретарь Фамусова — Молчалин.

В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”.

Вся лакейская “философия жизни” этого чинуши и подхалима, не смеющего “свое суждение иметь”, раскрывается в его знаменитом признании:     Мне завещал отец:     Во-первых, угождать всем людям без изъятья —     Хозяину, где доведется жить,     Начальнику, с кем буду я служить,     Слуге его, который чистит платья,     Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

    Собаке дворника, чтоб ласкова была. И все же не Чацкий, а Молчалин — человек будущего, человек новой, николаевской эпохи. Мы встретимся с его прототипом во второй части повести Льва Толстого “Два гусара”, мы увидим его “родственников” в булгаковской фантасмагории, где он примет фамилию Шариков, он просочится в Совет народных депутатов и, прикрывшись партбилетом, будет жить и размножаться.    Кстати, Молчалин вовсе не так безлик, как кажется с первого взгляда. В глазах Софьи он озарен ее любовью, он “враг дерзости”.

    Чацкий с жаром ораторствует, кричит знаменитое: “Карету мне, карету!” Все на сцене: Чацкий, Софья, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами, — и авторская ремарка мелкими буквами: “Те же, кроме Молчалина”. Притаился наш герой, ждет своего часа. И еще явит себя у Гоголя, Толстого, Достоевского, Сологуба, Андреева, Платонова, Булгакова… Он бессмертен.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/griboedov-a-s/gore-ot-uma/3741-chatskij-i-molchalin-kak-geroi-antipody-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Чацкий и Молчалин (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий – ровесники. Тем резче контраст между ними.

Молчалин – счастливый соперник Чацкого в любви. Но если бы Молчалин был достоин любви Софьи, Чацкому, может быть, было бы не так горько от сознания, что ему предпочли низкого, подлого человека. “Вот он, на цыпочках и не богат словами” – говорит Чацкий о секретаре Фамусова.

Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь “степеней известных”. И он их, по мнению Чацкого, достигнет: “Ведь нынче любят бессловесных”. Молчалин знает, как ему надо себя вести, и определяет свою тактику:

Совет

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -Хозяину, где доведется жить,Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платья,Швейцару, дворнику для избежанья зла,Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Тактика Молчалина уже принесла свои плоды: он получил три награждения по службе. Сам Молчалин говорит, что у него два таланта – умеренность и аккуратность, на что Чацкий иронически замечает: “Чудеснейшие два! и стоят наших всех”.

В своем лицемерии и низкопоклонстве Молчалин действует не так грубо и примитивно, как подхалим старого времени Максим Петрович. Он незаметно льстит при каждом удобном случае, льстит всем, кто может когда-нибудь быть полезным. Он прикидывается влюбленным в Софью: она дочь его начальника, и ее расположение может очень пригодиться.

Он заискивает перед Хлестовой, составляя ей партию для игры в карты и восторгаясь ее собачкой. Он советует Чацкому съездить к богатой и имеющей широкие связи Татьяне Юрьевне.

На недоуменный вопрос Чацкого, зачем ему ехать к женщине, о которой он “слыхал, что вздорна”, Молчалин без стеснения (с Чацким он держится самоуверенно и нагловато, считая его человеком непрактичным) объясняет: “…частенько / Там мы покровительство находим, где не метим”, – и удивляется возмущению Чацкого.

Он восторгается “самим” Фомой Фомичом, удержавшимся на должности начальника при трех министрах. Чацкий же говорит об этом чиновнике: “Пустейший человек, из самых бестолковых”.

Молчалин считает, что в его лета “не должно сметь / Свое суждение иметь “, что надобно ” зависеть от других “, и на вопрос Чацкого: “Зачем же надобно?” – поясняет: “В чинах мы небольших “. Такая тактика нужна Молчалину, только пока он в небольших чинах. Она не понадобится, когда он достигнет “степеней известных”, станет важным чиновником, и когда уже от него будут зависеть другие люди.

Рабская мораль низкопоклонника, не смеющего “свое суждение иметь” неприемлема для Чацкого. “Зачем же мнения чужие только святы?” – с иронией спрашивает он Молчалина. Сам он высказывается свободно и прямо.

Обратите внимание

Чацкий убежден в том, что нужно судить о людях не по их положению в свете и богатству, а по деловым и нравственным качествам, и смело порицает признанные московские авторитеты – Фому Фомича, Татьяну Юрьевну.

Нравственное лицо Молчалина весьма неприглядно. Когда лицемерие его по отношению к Софье открылось, он попросту струсил. Он ползает на коленях перед ней не потому, что чувствует свою вину, а потому, что может пострадать его карьера. Когда появляется Чацкий, Молчалин спасается бегством.

“Молчалины блаженствуют на свете!” – с горечью восклицает Чацкий. Его возмущают жизненный практицизм и приспособленчество, которые возведены Молчалиным в принцип его жизни в дворянском обществе.

Источник: https://www.sochuroki.com/chackij-i-molchalin-po-komedii-gore-ot-uma-a-s-griboedova/

Чацкий и Молчалин в комедии А. С.Грибоедова “Горе от ума”

Главное дело жизни А. С. Грибоедова, комедию “Горе от ума”, А. А. Блок назвал “гениальнейшей русской драмой”. Пьеса “Горе от ума” сюжетно построена на конфликте одновременно личном и общественном.

При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной.

В “Горе от ума” существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов так говорил об этом в письме к Катенину: “…

девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного умного человека)”, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”

Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, одного времени, живущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум… “Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь.

Он требует места своему веку”, — пишет Гончаров в статье “Мильон терзаний”. Молчалин же — лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения, действия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и Софья.

Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого — недостатки: “Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова… Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна; а над собой гроза куда не бесполезна”.

Важно

Молчалин же: “При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит… Весел остей искать бы мог; ничуть; от старичков не ступит за порог; мы резвимся, хохочем, он с ними целый день засядет, рад не рад, играет…

Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал; да эдакий ли ум семейство осчастливит?”

Кажется, Софья чувствует, что Молчалин глуп и потому молчалив, тих, у него отсутствует свое мнение и достоинство. Но “чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих.

Читайте также:  Фаддей в рассказе "матренин двор": образ и характеристика в цитатах

В лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких; чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю”. И Софья предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает “особенностей бездна”, может быть, это обида.

Ведь, уехав, Чацкий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире.

О том, что Чацкий — “век новый”, а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свидетельствуют их идеалы.

Чацкий требует “службы делу, а не лицам”, не смешивать “веселье или дурачество с делом”, он тяготится среди толпы “мучителей, зловещих старух, вздорных стариков”, отказываясь преклоняться перед их' авторитетом дряхлости, чинопочитания, лизоблюдства. Он “служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Заповеди Молчалина: “Во-первых, угождать всем людям без изъятья”. “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. Его талант — умеренность и аккуратность, И все это: страсть к чинам, низкопоклонство, пустота — нераздельно связывает Молчалина с “веком минувшим”.

Чацкий — воитель. Он борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, клеймит позором шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы “разливанья в пирах и мотовстве”.

Совет

Образ Чацкого — идея, мораль пьесы, а Молчалин — одно из воплощений силы старого мира. В них не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий “бросается”, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни.

В любви Молчалина к Софье нет фактически ничего, кроме корысти.

Так сравнивать можно очень долго, анализируя каждый жест или реплику героев. Но даже из нескольких примеров видно, что сама комедия — это борьба противоположностей: Чацкого с “веком минувшим” — Фамусовыми, скалозубами, молчалиными.

Он жертва, но победитель. Фамусовское общество в борьбе с Чацким применяет сплетни, слухи, ложные обвинения — а это не оружие сильных.

И поэтому Чацкий одерживает нравственную победу над ними, он оказался выше всей окружающей его серости и бездарности.

И самое важное: пьеса остается актуальной во все времена. Пока существует подхалимство, взяточничество, чинопоклонство, будут существовать такие же — разве что в слегка усовершенствованной форме — туго-уховские, загорецкие, хлестовы… А противостоять им, борясь всеми силами с отжившим миром, будут вечные Чацкие.

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОФЬЕ (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

Если Александр Андреевич Чацкий в комедии Грибоедова является самой реальной, понятной нам фигурой, которой мы сочувствуем, то образ Софьи Павловны — наиболее сложный и противоречивый из всех, и к нему куда как труднее выразить свое отношение.

Пока ты не знаком ни с какими рецензиями, откликами на комедию и статьями многих русских писателей о пьесе, то читаешь ее без предубеждения и имеешь возможность составить свое мнение о каждом из ее героев.

С первых строк комедии мы знакомимся с Софьей, и именно в первом действии через реплики действующих лиц мы начинаем угадывать ее характер. Какой она нам кажется?

Обратите внимание

Это умная романтичная девушка, воспитанная на французских сентиментальных романах, которые в изобилии тогда распространялись по России и особенно популярны бы ли в среде столичной молодежи.

Софья такая, как все девушки того времени: начитавшись этих книг, она невольно отдается романтическим мечтам о счастливой любви.

Какой она ее представляет? Примерно такой: красивая богатая девушка влюбляется в бедного прекрасного юношу, и он тоже боготворит ее.

Размечтавшись таким образом, она находит свой идеал в хитром и расчетливом Мол-чалине: он представляется ей скромным, умным, нежно и робко любящим. Но мы-то знаем, что он не такой, а Софья — она ослеплена чувством и готова на многое ради него. Этой искренней любовью мне и нравится Софья. А ее заблуждения — это не ее вина, а общества, в котором она воспитывалась.

Какой бы она ни была романтичной, влюбчивой и благородной в своих чувствах, она все-таки принадлежит своей среде. А Чацкий — совершенно иной.

Именно его ум и отличие от других, “нормальных”, и отталкивает Софью от Чацкого: он ей непонятен и далек, Она ради приличия поддерживает с ним отношения, но не питает к нему никакого живого чувства.

Чацкий ошибается: Софья никогда его не любила. В этом она вполне честна.

Но полностью отказавшись от Чацкого (она все время мечется между ним и своим обществом), она окунается в свою среду и невольно становится врагом Чацкого. Она вынуждена поддерживать слухи о сумасшествии Чацкого, и в этом она не уступает остальным: самому Фамусову и его гостям.

Но личная драма Софьи в том, что ее обманывает Молчалин. Перейдя на сторону Молчалина и людей фамусовского круга, она вдруг обнаруживает, что это подлые и низкие люди. И мне кажется, что в конце концов она понимает, что глубоко ошиблась. Не будь у нее ума, она так и не смогла бы это осознать.

“Она также получила свой миллион терзаний”, — говорит Гончаров. И он прав: образ Софьи глубоко трагичен. Ее душа испорчена, искажена этим обществом, и оно же ее предает. Несмотря ни на что, Софья — самая привлекательная фигура из всего “фамусовского” ряда, она скорее жертва, чем гонитель всего светлого. И этим она мне нравится.

Источник: https://dp-adilet.kz/chackij-i-molchalin-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Грибоедов Александр Сергеевич – Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой.

А. Грибоедов

Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в русской литературе.

Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлете­лись на крылатые фразы, — все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением.

Обратите внимание

Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает по­ражать нас своими «вечными» характерами — будь то яростный противник образо­вания Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличи­тель нравов Чацкий.

Важно

В комедии «Горе от ума» — две сюжетные линии: конфликт главного героя с «веком минувшим» и личная история Чацкого, крушение его любви. Среди персо­нажей комедии Чацкий, конечно же, самый привлекательный.

Он остроумен и красноречив, добр и мягок, горд и искренен, он «славно пишет, переводит», лю­бовь его к Софье глубока и постоянна.

Но почему же Софья предпочла ему Мол­чалина, это, по словам Чацкого, «жалчайшее создание»?

Образ Софьи довольно противоречив. Она наделена и положительными черта­ми, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, и отрицатель­ными, которые и толкнули ее к Молчалину. Что выделяло Софью в мире Фамусо­вых? Прежде всего независимость, самостоятельность.

Полюбив Молчалина, то есть человека не своего круга, она поступила против правил. И не вина Софьи в том, что Молчалин вовсе не такой, каким он видится ей. Софья по-своему умна, она много читает. Но читает в основном сентиментальные романы, далекие от настоящей жизни.

Под их влиянием у нее складывается впечатление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Таким идеальным героем ей видится Молчалин.

И в этом-то ее вина — ее душевная слепота. За время разлуки с Чацким Софья не выросла духовно. Более того — она настолько поддалась влиянию фамусовского окружения, что не способна критически осмыслить происходящее.

Важно

Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья — та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину.

Совет

Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Независимый, насмешливый и острый ум Чацкого пугает Софью: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — прямо заявляет она Чацкому. Не забудем, что Софья — Фамусова.

Она отвергает Чацкого по тем же причинам, что и ее отец вместе с «княгиней Марьей Алексевной». Чацкий — чужой, «не свой», он непонятен, а следовательно — опасен. Именно Софья наносит самый сильный удар Чацкому — объявляет о его сумасшествии.

Лицемерие, низкопоклонство и угодничество Молчалина Софья возводит чуть ли не в ранг его достоинств. Что же здесь странного? В том обществе, в котором она живет, каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, если будешь выделяться из общей массы.

Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее, поэтому она и принимает подобострастие и притворство Молчалина, который готов стать «мужем-слугой», за любовь.

В конце комедии к Софье приходит отрезвление, но Чацкий не зря говорит, что для нее это еще не катастрофа, что «по размышленьи зрелом» она помирится с Молчалиным, ведь он будет во всем ей угождать, он — «из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей».

Можно только удивляться прозорливости Грибоедова, его умению предвидеть поведение людей, связанных не искренней любовью, а эгоистическими стремлениями.

pochemu-sofya-predpochla-molchalina-chackomu-po-komedii-a.-s.-griboedova-gore-ot-umaпочему софья предпочла молчалина чацкому? (по комедии а. с. грибоедова «горе от ума»)” name=”title” />Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой.

А. Грибоедов

Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в русской литературе.

Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлете­лись на крылатые фразы, — все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением.

Обратите внимание

Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает по­ражать нас своими «вечными» характерами — будь то яростный противник образо­вания Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличи­тель нравов Чацкий.

Важно

В комедии «Горе от ума» — две сюжетные линии: конфликт главного героя с «веком минувшим» и личная история Чацкого, крушение его любви. Среди персо­нажей комедии Чацкий, конечно же, самый привлекательный.

Он остроумен и красноречив, добр и мягок, горд и искренен, он «славно пишет, переводит», лю­бовь его к Софье глубока и постоянна.

Но почему же Софья предпочла ему Мол­чалина, это, по словам Чацкого, «жалчайшее создание»?

Образ Софьи довольно противоречив. Она наделена и положительными черта­ми, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, и отрицатель­ными, которые и толкнули ее к Молчалину. Что выделяло Софью в мире Фамусо­вых? Прежде всего независимость, самостоятельность.

Полюбив Молчалина, то есть человека не своего круга, она поступила против правил. И не вина Софьи в том, что Молчалин вовсе не такой, каким он видится ей. Софья по-своему умна, она много читает. Но читает в основном сентиментальные романы, далекие от настоящей жизни.

Под их влиянием у нее складывается впечатление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Таким идеальным героем ей видится Молчалин.

И в этом-то ее вина — ее душевная слепота. За время разлуки с Чацким Софья не выросла духовно. Более того — она настолько поддалась влиянию фамусовского окружения, что не способна критически осмыслить происходящее.

Важно

Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья — та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину.

Совет

Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Независимый, насмешливый и острый ум Чацкого пугает Софью: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — прямо заявляет она Чацкому. Не забудем, что Софья — Фамусова.

Она отвергает Чацкого по тем же причинам, что и ее отец вместе с «княгиней Марьей Алексевной». Чацкий — чужой, «не свой», он непонятен, а следовательно — опасен. Именно Софья наносит самый сильный удар Чацкому — объявляет о его сумасшествии.

Лицемерие, низкопоклонство и угодничество Молчалина Софья возводит чуть ли не в ранг его достоинств. Что же здесь странного? В том обществе, в котором она живет, каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, если будешь выделяться из общей массы.

Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее, поэтому она и принимает подобострастие и притворство Молчалина, который готов стать «мужем-слугой», за любовь.

В конце комедии к Софье приходит отрезвление, но Чацкий не зря говорит, что для нее это еще не катастрофа, что «по размышленьи зрелом» она помирится с Молчалиным, ведь он будет во всем ей угождать, он — «из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей».

Можно только удивляться прозорливости Грибоедова, его умению предвидеть поведение людей, связанных не искренней любовью, а эгоистическими стремлениями.

Источник: https://www.school-essays.info/pochemu-sofya-predpochla-molchalina-chackomu-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]