Образ Фаддея в рассказе «Матрёнин двор»
Не накопив «богатства» и не нажив какого-либо «добра», Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее.
Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела.
Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить «свое» добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.
«Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет…
А для Матрены было это — конец жизни». Во второй части рассказа читатель узнает о молодости Матрены Васильевны.
С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь — Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: «…если б не брат мой родной — я бы вас порубил обоих».
Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом.
В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело.
Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом.
Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: «…и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; …и глупая, помогала чужим бесплатно». Даже Игнатьич с болью и раскаянием признается: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку».
Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям «бесплатно», не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрена смогла Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша…».
Смысл названия рассказа, я думаю, заключается в том, что без Матрены Васильевны в деревне Тальново нормальной жизни не будет. Она была центром всего происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу.
Её можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрены не обходилась ни одна пахота огорода», без Матрены ничего не обходилось.
А ещё можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества.
Без таких людей погибнет Русь.
В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.
Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности.
Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрены, самого Матрениного хозяйственного двора.
В третьем случае «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.
В каждом из приведенных выше значений слова «двор» заключен тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрену. Но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик.
Здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей однажды задуматься о справедливости и правильном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях страх за себя, свою жизнь, а судьба других мало их волнует. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина.
Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».
Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор» и каждое из них отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.
Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев.
Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл.
«Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».
Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которые можно было ожидать.
«И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».
Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности.
Матрена — это противопоставление тому окружению, которое в рассказе Солженицына выражено через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.
Источник: https://www.school-essays.info/obraz-faddeya-v-rasskaze-matryonin-dvor/
Система образов рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицына
Матрена — одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом: «… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…».
Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязнобелая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках.
Матрена — сосредоточие лучших черт национального характера россиянки: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие.
Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась.
Жить приходилось чрезвычайно трудно.
Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.
Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне.
К ней посватался младший брат пропавшего мужа Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого.
А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить.
Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Так, автор относится к своей героине с большой симпатией, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Однако золовке она кажется нечистоплотной и небережливой. Материал с сайта //iEssay.ru
Образ избы Матрены является одним из главных образов в рассказе, и он тесно связан с образом самой героини. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.
Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу Фаддея. Жестокий и алчный Фаддей стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.
На этой странице материал по темам:
- матренин двор система образов
- система образов в рассказе матренин двор
- воспитанница матрёны
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/s/solzhenicyn/stati/matrenin-dvor/sistema-obrazov-rasskaza-matrenin-dvor-a.-i.-solzhenicyna
«Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
«Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы И.А. Мельникова
Март, 2017 год
Об авторе
«Спрашивают: «Откуда вы черпали жизненные силы , какая вера вела вас по жизни?» Я верил в то, что я служу России. И: что я делаю – поможет русской истории. И это давало мне постоянный заряд.
Еще и – любовь к литературе. Это давало мне пружину, постоянную пружину, которая меня двигала. Мне не нужно было никогда, я не помню случая за все годы моей жизни…чтобы я себя принуждал к работе, которую делаю. Мне принуждения не надо, и я не нуждаюсь в отдыхе. Просто всегда работаю, постоянно. Я думаю, что в этом сила».
«Не стоит село без праведника…»
По рассказу А.И.Солженицына
«Матрёнин
двор»
Как вы понимаете значение слова “праведник”?
1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью.
2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.
(по словарю С.И. Ожегова)
Эпиграф
«И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа».
А. И. Солженицын .
Главный вопрос урока:
заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше.
жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века
Работа с текстом
- Главная героиня рассказа – крестьянка Матрёна. В переводе с латинского языка «Матрёна» обозначает – мать. Героиня несёт в себе спасительное начало.
Образ Матрёны
- Интерьер как способ создания характера.
Заполнение таблицы
Изба
Изгнила щепа, посерели бревна, Просторная, дом темноватый, серый, изгнивающий
Фикусы
Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой
Кошка
Колченогая, немолода, подобранная из жалости
Мыши
Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание
Тараканы
Кишели по ночам. Слитный, единый непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи
Коза
Грязно-белая
Образ Матрёны
Портрет как способ создания характера.
Ничего, по сути, не имея, эта женщина умеет многое отдавать.
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».
Образ Матрёны
Речь как способ создания характера.
«Не умемши, не варёмши – как утрафишь?»
«А завтрак вам приспе-ел».
Картовь или суп картонный
«На чём? На своём на добром?»
«Ну, а к ужоткому, что вам приготовить?»
Речь Матрёны носит истинно народный характер.
Смысл повседневного существования Матрёны
«Мне почти не слышались её утренние хлопоты».
«… на каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое немалое дело…
«Общение» с Богом (отношение к православной вере)
- «Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово».
- «Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та – мышей душила…»
Отношение окружающих к героине
Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрёне на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжёлая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.
Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо.
Настоящая жизнь Матрёны
Что было в её жизни?
Чего не было в её жизни?
Настоящее Матрёны
Что было в её жизни?
Чего не было в её жизни?
Страшная болезнь
Пенсии
Одиночество
Семьи
Тяготы жизни
Помощи родственников
Несправедливое отношение общества
Понимания односельчанами
Хлопоты с пенсией
Бедность
Убогость
Приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину
«Разочтя, я понял, что чёрный настойчивый этот старик – родной брат мужа её, без вести пропавшего».
Фаддей Миронович
Что пришлось испытать Матрёне в прошлом?
счастье
горе
Любовь к Фаддею
Разбитая любовь
Здоровье, сила
Потерянное в колхозе здоровье
Смелость «коня на скаку остановит»
Замужество без любви, муж пропал на войне
Замужество, рождение детей
Смерть шестерых детей
Воспитание Киры
Горькая обида на колхоз, который оставил её без поддержки
Завещание Матрёны
Причины гибели Матрёны
Гибель дома предрешила и смерть Матрёны.
С её гибелью разорвалась тонкая ниточка, соединявшая Матрёну – праведницу с другими жителями деревни.
Уроки нравственности
“Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
(Д.И. Фонвизин)
«И отпущено каждому живущему только:
свой труд – и своя душа».
А. И. Солженицын.
Прав ли Солженицын, назвав Матрёну праведником?
- Праведник – это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)
- Праведник – праведно живущий; во всём по закону Божьему поступающий, безгрешник. (С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
- Праведник (у верующих)
– человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов.
-человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.
Выводы
Нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем.
Смысл человеческого существования – в доброте, бескорыстии и том сиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей.
Задание
Напишите эссе на тему «Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?»
А.И.Солженицын
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obraz-praviednitsy-v-rasskazie-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor-1.html
Творческие работы по литературе
В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза её отпустили.
Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца.
Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал.
Хлопоты были — добыть эти справки; и чтоб написали все же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и еще носить. И узнавать — дадут ли пенсию.
Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли ее два месяца — то за точкой, то за запятой. Каждая проходка — день.
Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди.
А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрены одной пачкой сколоты.
— Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. — Иззаботилась я.
Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь.
Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес.
И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.
— Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, — говорила она о торфе. — Ну и местечко, любота одна!
— Да Матрена Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.
— Фу-у! твоего торфу! еще столько, да ещё столько — тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуель в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.
Да, это было так. Уже закруживалось пугающее дыхание зимы — и щемило сердца. Стояли вокруг леса, а топки взять было негде.
(А.И.Солженицын)
Сочинение
В центре внимания автора находится судьба простой одинокой деревенской женщины – Матрёны Васильевны.
Много было бед в её нелёгкой жизни – похоронила мужа, шестерых детей, всю жизнь работала не за деньги, а за палочки, но, несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрёна не утратила способность откликаться на чужую беду, жить по совести.
И потому героиня видится и нам, читателям, и автору настоящей русской праведницей. А.И. Солженицыну удаётся создать этот образ при помощи различных художественных средств.
Портрет Матрёны автор рисует не сразу, а словно собирает его из мелких деталей. Писатель особо отмечает обезоруживающую лучезарную улыбку и голубые глаза – символ честности и открытости.
Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души её исходит внутренний свет. Автору удаётся это передать с помощью эпитетов «просветлённая», «добрая». Складывается впечатление, что Матрёна – святой человек, живущий исключительно по законам нравственности. «Просветлённая» возвращается героиня в избу. Стареет она, сожалеет о своей былой силе.
Изба была крепкая, добротно выстроенная. Да вот время и здесь берёт своё. Щепа летит, щели сквозят. Не укрыться больше Матрёне в избе своей. «Дыхание зимы» (автор использует олицетворение) кружится вокруг дома да «дуель в окна». И «щемило сердца» от страха перед неизбежностью не зимнего холода, а холода человеческой души.
Важным средством создания образа Матрёны является также речевая характеристика. Автор насыщает реплики героини диалектными словами (например, «летось»), просторечиями («теперича», «сколища»). В целом эти лексические средства придают речи Матрёны образность, поэтичность, выразительность. Слова «дуель», «картовь», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл.
Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о её близости к фольклорным традициям, к народной жизни.
Матрёна – настоящая труженица. Вся её жизнь наполнена действиями, событиями. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. Авторская характеристика Матрёны изобилует глаголами со значением движения («шла», «копала», «добывала»).
Писатель дважды употребляет существительное «хлопоты», в котором заключается суть Матрёны, подчёркивается её любовь к работе, деятельности.
Рассказывая о том, как героиня «добивается» пенсии, автор использует в повествовании приём синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвёртый день иди потому…» Так писатель ещё раз подчёркивает упорство, настойчивость героини в достижении своей «праведной» цели. Особенности речи Матрёны также передаются с помощью неполных предложений, инверсии.
Эти синтаксические приёмы помогают автору показать эмоциональность, непосредственность деревенской женщины.
Матрёна напоминает некрасовских героинь. Даже имя совпадает: вспомним Матрёну Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на неё своей крестьянской душой, но в ней нет «величавости русской славянки», как у Матрёны Некрасова.
Перед нами – честная, справедливая, но нелепая, бедная, даже убогая женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без которой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село». Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки удаётся создать писателю с помощью различных художественных средств.
Бригаденко Юлия, 11 Г класс 2006 г.
Источник: https://saharina.ru/metod/creativ/lit/?name=solzh_matr-dvor
Денис да Данил
Героиня произведения “Матренин двор”
Маленькое сочинение-рассуждение о большой повести. Jacob
В рассказе «Матренин двор» повествуется о Матрене и об Игнатиче., как они вместе жили и о том, что у них происходило в доме, в какие ситуации попадали. Герой рассказа Игнатий, по описанию очень похож на самого Солженицына. Но речь идет больше о Матрене, о ней, о женщине, которая без корысти делала все для других.
Матрена – это женщина преклонных лет, с искоркой в сердце, отделяющая ее ото всех.
Образ Матрены характеризуется в тексте, как праведный. Это доказывают многие факты, которые разъясняют саму сущность Матрены.
Один из них это то, что у нее не было поросенка, коровы, не потому что она лодырь, у нее не хватало на все времени. К Матрене постоянно кто-то приходил и что-то просил сделать. А она по доброте своей душевной шла, и делала все, что ей скажут. За работу она не брала ни копейки.
Однажды к ней пришла супруга председателя колхоза и приказала ей брать свои вилы и идти со всеми на уборку картофеля. Матрена не состояла в колхозе по причине плохого состояния здоровья. И все же… Она пошла и сделала все, что требовалось. Матрена не получала никаких доходов. Эта женщина не имела пенсии, не заработка.
Только с приездом Игнатия все пошло в гору. За свое проживание он платил сумму, сельсовет также доплачивал потому, что Игнатий работал в школе учителем математики.
Матрена почти ни кому не рассказывала о своей судьбе, о жизни, о своих мечтах и жалобах. Она все держала в себе. Но в один поздний вечер, Матрена все рассказала Игнатию, и в нем многое прояснилось, по поводу старушки. У нее был прекрасный характер. Её сердце не знало слова «нет». Всегда, хотела она того или нет давала согласие на любые работы.
В судьбе Матрены было много «ухабов». В 19 лет она должна была выйти за Фаддея, которому было 23 года. Но началась война в тысяча девятьсот четырнадцатом году. Фаддея забрали на фронт.
Фаддей вернулся через три года, но было поздно… Матрена вышла, за его младшего брата Ефима. Были скандалы из-за этого. Как-то все обошлось без рукоприкладства. Можно даже сказать ей в этом повезло. Ведь Ефим не бил ее, в отличие от Фаддея.
Матренина жизнь в браке продолжилась до июня сорок первого года. Ефима забрали на войну, и он больше не вернулся.
В конце рассказа шел спор, между Фаддеем и тремя сестрами Матрены за участок земли в Черустях. Чтобы им овладеть, надо было там построить дом. Но негде было взять бревна. А у Матрены как раз стояла горница. Фаддей хотел разобрать ее, увезти бревна и построить в Черустях дом. В конце концов, ему это удалось.
Матрена даже рубля за эти проклятые доски не получила. Она даже не просила ничего взамен. Когда ночью Фаддей начал увозить бревна с помощью трактора, взятого украдкой в колхозе и при помощи своих родственников, Матрена пошла с ними, накинув на себя телогрейку. Через некоторое время они проезжали через железную дорогу.
Но тут-то случилось не предвиденное. Один из прицепов отсоединился и остался на железной дороге. Пока они его прикрепляли обратно, по железной дороге незаметно подкрался поезд. Удар, стон… Перевернулся локомотив поезда, прицеп был разбит полностью, и были жертвы со стороны Фадея, а самое страшное, Матрена, героиня рассказа, была мертва.
Её переехал поезд, когда она стояла между первым и вторым прицепами.
Через три дня были похороны Матрены, вместе с ее племянником, который тоже находился там. Погода была не пригодная. Был февраль, метели. На поминках Матрены, мало кто сказал о ней что-то хорошее.
Хотя без нее нельзя было обойтись. Как говорил Игнатий: « Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не село строить. Ни город.
Ни вся земля наша».
Естественно, мне был очень интересен рассказ. Так как он раскрывает честность, трудолюбие, а так же любовь человека ко всем живущим на земле. Женщина, готовая помочь всем и всегда. Она отдавала практически все, что имела сама. Даже, как говорится «Горбушку хлеба и ту пополам».
Источник: https://danden.ru/shkolnoe-sochinenie-na-temu-obraz-pravednitsyi-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyina-matrenin-dvor/
Человек и государство в рассказе «Матренин Двор»
В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, среди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и террор преследовали людей.
В стране не было хлеба, и вся надежда была только на деревню. На нее нажимало правительство, дабы это был один из легких путей достать продовольствие. И деревня отдавала все, что имела, не получая взамен ничего. Так было во время войны, но так было и после ее окончания.
На деревню нажимали с той же силой, но она уже исчерпала все свои богатства и пришла в полное обнищание. Очевидцем всех этих событий был А. И. Солженицын. И это отразилось на его творчестве.
В своих произведениях он настолько смело и ярко показывает трагедию деревни, что ощущаешь сам всю горечь и обиду крестьян, которые не могут изменить свою жизнь. И одним из таких произведений является рассказ «Матренин двор».
Солженицын – один из немногих, кто осмелился показать состояние деревни столь смело и открыто. В этом рассказе мы всё видим глазами человека, который приехал в деревню Тальново учительствовать. Писатель пишет с натуры, не приукрашивая действительность.
Видим Матренин двор. Нам бросается в глаза крепкий, добротный дом, который от старости немного обтерся. Жизнь у Матрены была нелегкой. Многие годы она «ниоткуда не зарабатывала». Пенсии ей не платили. «В колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика».
«Замуж Матрена вышла еще до революции. Детей у нее было шестеро, и один за другим умирали все очень рано, так что двое сразу не жило». «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца».
Мужа не было уже пятнадцать лет, а добыть все справки нелегко. «Каждая проходка – день». Болея, Матрена не могла вызвать на дом врача из поселкового медпункта. Это было в Тальнове в диво.
Ели картовь необлупленную, или суп картонный (так его называли), или кашу ячневую (другой крупы не было, да и ячневую-то с бою – как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали). Не было в Торфпродукте масла, маргарин нарасхват, а свободно только жир комбинированный. Печи топили в деревне торфом. Торф воровали у треста.
«Бабы собирались по пять, по десять, чтоб смелей. Ходили днем. За лето накопано было торфу повсюду и сложено штабелями для просушки. Он сохнет до осени. За это время бабы его и брали».
Матрена была человеком душевным. Помогала всем: огород соседям окапывать или еще что-нибудь, в колхозе могла подсобить. И никому не могла отказать. У Матрены была приемная дочь – Кира. Воспитывала она ее как родную, вместо своих невыстоявших. В нее она вложила свою душу и любовь и ей завещала дом. Выдала ее замуж за молодого машиниста в Черюстях.
И позже, когда приехала Кира с мужем, забеспокоился Фаддей, брат Матрениного мужа. Он хотел оставить участок за собой в Черюстях, но чтобы это сделать, надо было поставить какое-нибудь строение, а Матренина изба как раз подходила к этому. И стали они требовать у Матрены половину дома сейчас, при жизни.
Дом почти разломали, а Матрена еще и помогала Фаддею и его сыновьям. И когда повезли бревна через железную дорогу, погибает Матрена и еще двое человек. Один из них – сын Фаддея. И не успел Фаддей оплакать сына, как тут же направился к Матрениному дому, дальше разламывать. Три сестры Матрены метили получить избу.
Когда привезли все то, что осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмотреть. «Все женщины, хотя бы зашли они в избу из пустого любопытства, – все обязательно подплакивали от двери и от стен. А мужчины стояли молча навытяжку, сняв шапки». «В плаче заметил я холодно-продуманный, искони-заведенный порядок».
Чувствуется здесь определенная фальшь, игра актеров на сцене. И Солженицын это очень хорошо показал. «Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду.
Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была – спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер». Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства.
Здесь человека ничего не интересует, кроме материального достатка, выгоды от чего-либо. Здесь нужно как можно больше забрать. Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Тальново.
Люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через близких ради каких-то бревен.
В этом рассказе показывается государство, которое не интересуется, как живут и работают люди, работавшие на него всю свою жизнь. Показан бюрократический аппарат, который не работает для человека. Солженицын показал, что богатство страны не принадлежит народу. Люди – крепостные у государства.
«Матренин двор» – это боль за искалеченных жадностью души людей, привыкших забирать имущество не только у мертвых, но и у живых. Рассказ наводит на определенные мысли, которые страшат. Трагедия русской деревни в том, что крестьянами правят люди из города, которые ничего не понимают в сельском хозяйстве. И Солженицын первым показал трагедию русской деревни в столь правдивой и честной форме.
Источник: https://www.testsoch.info/chelovek-i-gosudarstvo-v-rasskaze-matrenin-dvor/
Сочинения на Getsoch.ru
Образ Матрёны в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Произведение замечательного русского писателя ХХ века А.И.Солженицына «Матрёнин двор» – это краткая, но ёмкая и тонкая зарисовка жизни простой пожилой женщины, Матрёны Васильевны Григорьевой.
Матрёна Васильевна живёт в деревне Тальново, где ведётся торфодобыча и куда отправили самого рассказчика на трудоустройство. Ей уже перевалило за шестой десяток лет, уже давно её мучает болезнь, из-за которой она порой не может встать по два дня сряду, но всё остальное время она держится всегда бодро и приветливо.
Рассказчик-квартирант поселяется в её доме, бывшем когда-то могучим и добротным, и видит всю нехитрую обстановку жизни Матрёны: изрядно постаревшее и прохудившееся убранство, множество фикусов и колченогая кошка, которую женщина когда-то по доброте душевной взяла к себе домой.
Есть у Матрёны ещё один питомец – грязно-белая коза, которая, может, стара, как и хозяйка, но, отвечая на заботу её, всё ещё даёт молоко.
Почти полное отсутствие комфорта, скудное варево ничуть не омрачают проживания здесь рассказчика, наоборот, он чувствует здесь какую-то душевность, спокойствие, и это – заслуга Матрёны.
Её жизнь была нелегка: несложившаяся любовь к Фаддею Григорьеву, потеря мужа, брата Фаддея, смерть всех 6 детей – но все эти события не сломили её, она продолжает жить, ни на что не жалуясь, всегда безвозмездно помогая всем, кто попросит, не стараясь обогатиться, а просто заботясь о каждом сегодняшнем дне. А ещё она верит в Бога, хотя и не молиться во всеуслышание и даже не креститься явно, но любое мелкое дело начинает со слов «С Богом».
Переломный момент в жизни Матрёны наступает, когда её повзрослевшей воспитаннице Кире для собственного участка понадобилось здание, а именно горница Матрёниного дома, уже завещанная девушке. Но ведь Матрёна рассчитывала на это только после собственной смерти, а тут требуется делить дом немедленно.
Это известие да отчаянные, упорные уговоры Фаддея подкашивают её дух, но всё же она соглашается. И когда дело уже сделано, сани отправляются в путь, она вдруг бежит за ними – помогать (казалось бы, чем больная Матрёна может подсобить?). Но происходит ужасное: и застрявшие на железнодорожном переезде сани, и тех, кто пытался их перетащить, «раскорёжило» паровозом.
В том числе и Матрёну, уже «родного человека» рассказчику.
Горе было огромное. Но как бы ни было всё печально, квартирант замечает в традиционном плаче над гробом Матрёны, как раскрываются злые, эгоистичные и жадные натуры всех её близких знакомых. Все только пытаются разделить и так худые пожитки умершей хозяйки.
И на фоне всего случившегося рассказчик понимает, что, несмотря на все «недостатки», которые увидели в ней её знакомые (ведь она не гналась на нарядами, богатством, корыстью, имуществом), на самом деле она была тем праведником, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город.
Ни вся земля наша».
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/397-obraz-matrjony-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyna-matrjonin-dvor.html