Иллюстрации к комедии “горе от ума” грибоедова (рисунки, картинки)

Одна в двух лицах: бессмертная комедия “Горе от ума”

Трудно себе представить литературное произведение, которое бы настолько органично вплелось в нашу жизнь, проникло в нашу кровь, наш разум.

Ведь мы зачастую даже не подозреваем, что вновь и вновь цитируем героев бессмертного произведения Александра Сергеевича Грибоедова. Как провидчески заметил Пушкин в письме к А.А.

Бестужеву-Марлинскому: “О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу”.

Обратите внимание

Перед нами предстает великолепная галерея портретов. Как пишет Пушкин в вышеупомянутом письме: “Цель его – характеры и резкая картина нравов”.

И на страницах нашего томика мы видим такую же вереницу характерных образов: и в цветном, и в черно-белом исполнении.

Для меня это как-то органично соединилось с “Евгением Онегиным” – также с иллюстрациями Николая Кузьмина, с теми же превосходными черно-белыми зарисовками. Хороши и рисунки на цветных вклейках.

Не понимаю, почему формат издания так огорчает некоторых читателей. Друзья, да это как раз идеально для любимых вещей, которые часто перечитываешь, которые идут с тобой по жизни рука об руку!

Шрифт, конечно, не самый крупный, но я успела подумать об этом лишь единожды, мимолетно, потому что когда начинаешь читать, тут же забываешь обо всех несущественных вещах.

Единственное, что меня тревожит в этом издании, – это тканевая обложка. Наиболее уязвимы, как показывает практика, углы – тут банальной царапиной дело не закончится. С другой стороны, смотрю сейчас на корешки книг в шкафу и понимаю, что многие из них предполагают бережное обращение.

Томик содержит обширные комментарии, помещенные в конец книги. Должна заметить, что они сами по себе читаются с интересом, во всяком случае именно с них я и начала 🙂

Горе от ума

Александр Грибоедов
Художник Николай Кузьмин

Издательство: Речь, 2018 г.

в Лабиринте

И еще одно издание бессмертной комедии хочу вам сегодня показать в качестве альтернативы изданию от “Речи”. Это ИДМ, серия “Книга с историей” – та, которая НЕ малая, а нормального формата.

Здесь иное все, начиная с издательской концепции и заканчивая комментариями.

Важно

Если я легко себе представляю, как могу положить в сумочку издание от “Речи” (предварительно бережно обернув чем-нибудь, конечно), то эта книга ассоциируется у меня в большей степени с чтением в тиши домашней библиотеки.

Здесь гораздо больше парадности, торжественности и какой-то внутренней тяжеловесности (в физическом смысле книга не очень тяжелая). Издание стилизовано под старину, тканевый корешок, плотные страницы. Шрифт крупнее гораздо, только примечания даны мелким шрифтом.

Они, кстати, расположены не в конце, а на полях и выделены другим цветом.

Иллюстрации также присутствуют и цветные, и черно-белые. Что примечательно – у Дмитрия Кардовского они не яркие, но очень насыщенные глубокими цветами. Что примечательно – то же хочется сказать и о черно-белых рисунках, они разительно отличаются от легких зарисовок Николая Кузьмина.

Держу в руках две книги и размышляю о том, что классика тоже может быть очень разной – подчеркнутой парадными рамами и виньетками и совсем простой на первый взгляд, почти лаконичной, но при этом красивой и гармоничной. Приятного чтения, друзья!

Горе от ума
Александр Грибоедов
Иллюстрации Дмитрия Кардовского
Издательство: ИД Мещерякова, 2013

в Лабиринте

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3254231

Презентация на тему “”Горе от ума” – иллюстрации”

  • Скачать презентацию (0.5 Мб)
  • 10 загрузок
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему “”Горе от ума” – иллюстрации” по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов 12
  • Аудитория
  • Слова литература теория литературы теория поэзии горе от ума грибоедов
  • Конспект Отсутствует
  • Слайд 1 Учитель русского языка и литературы Мишина И.П.
    МОУ СОШ № 7 г. Амурск
  • Слайд 2 Бессмертная грибоедовская комедия с давних пор привлекает внимание художников. Первая попытка иллюстрировать её относится к 1839 году. Несколькими рисунками были иллюстрированы издания 1858 и 1860 годов.
  • Слайд 3
    Фронтиспис – рисунок перед первой страницей книги или вверху страницы перед началом текста ОСОБЕННО УДАЛИСЬ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ КОМЕДИИ. ОБ ЭТОМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ГОВОРИТ РИСУНОК ДЛЯ ФРОНТИСПИСА КО II ДЕЙСТВИЮ, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ МАКСИМА ПЕТРОВИЧА, БАРАХТАЮЩЕГОСЯ НА ПОЛУ. МЕТКИМИ ШТРИХАМИ ХУДОЖНИК ПОКАЗАЛ И ФИЗИЧЕСКУЮ БОЛЬ «ВЕЛЬМОЖИ В СЛУЧАЕ», И ЕГО ЖЕЛАНИЕ ЗАСЛУЖИТЬ «ВЫСОЧАЙШУЮ УЛЫБКУ». УДАЧНО ИЗОБРАЖЕН И ФАМУСОВ…
  • Слайд 4 Теперь, чтобы смешить народ
    Отважно жертвовать затылком?
    Гравюра на дереве. 1862
  • Слайд 5 Фамусов Сергей Сергеич дорогой! Кладите шляпу, сденьте шпагу: Вот вам софа, раскиньтесь на покой. Действие II, явление 5
  • Слайд 6 Подчеркнул сосредоточенность и внутреннюю напряженность музицирующей Софьи. Хорошо изображены им также Софья и Лиза в 5 явлении I действия. То флейта слышится, то будто фортепьяно
    Действие I , явление 2
    Грех не беда, молва не хороша. Действие I , явление 5
  • Слайд 7 В 1913 году вышло издание комедии с рисунками Д.Н.Кардовского. Это первый художник, создавший цикл цветных рисунков к комедии «Горе от ума».
    Фамусов,
    Софья,
    Молчалин,
    Лиза Фамусов, Петрушка
    Фамусов,
    Чацкий,
    слуга.
    ЛИЗА
  • Слайд 8 Александр Андреевич Чацкий Загорецкий, графиня-бабушка, князь Тугоуховский
    Фамусов, Софья
  • Слайд 9 В 1952 году выпущено в свет «Горе от ума» со штриховыми и акварельными рисунками художника Н.В.Кузьмина Антон Антоныч
    Загорецкий
    Репетилов
  • Слайд 10 Чацкий и Софья
    Чацкий и Фамусов
  • Слайд 11 Чацкий и Молчалин
    Молчалин и Софья
  • Слайд 12 Созданная чуть больше полтора века назад, комедия пользуется всеобщим признанием. Колоссальную роль в раскрытии её содержания играют и художники, помогающие читателям глубже понять бессмертное произведение А.С.Грибоедова. П. Краснов
Читайте также:  Подвал мастера в романе "мастер и маргарита" булгакова: описание квартиры

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/illyustratsii-k-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

А.С.Грибоедов “Горе от ума” 1952 г. худ. Н.В.Кузьмин

malena33Продолжая тему школьной программы в достойном оформлении, предлагаю вашему вниманию вечно актуальную комедию Александра Сергеевича Грибоедова.“Горе от ума” считается первой русской реалистической комедией.

Автор писал своему другу Катенину: “…

в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.

Лучшее резюме произведения :))Помнится, когда читала “Горе” в детстве, все время поражалась, как столь молодой человек (на момент начала написания комедии автору был 21 год) мог придумать столько выражений, которые не только стали крылатыми, но и продержались столько лет. (уже почти 2 века). И до сих пор удивляюсь :)).

Постепенно отучаюсь нашими издателями и потому каждый раз удивляюсь, когда рисунки в книге столько точно располагаются рядом с текстом, и как это только удается ?! :)))

Увидев иллюстрации Кузьмина, осознала, что именно так всегда и представляла себе героев. Посмотрите, может и ваши образы совпадут 🙂

А.С. Грибоедов “”Горе от ума”
Комедия в четырех действиях в стихах.

Иллюстрации художника Н.В.Кузьмина
Государственное издательство художественной литературы, 1952 г.
Тираж: 25 000 экз.

Павел Афанасьевич Фамусов

Софья Павловна

Алексей Степанович Молчалин
Александр Андреевич Чацкий

Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич

Старуха Хлестова

Антон Антонович Загорецкий

Репетилов

Кузьмин Николай Васильевич (1890—1987) — советский художник-график, участник группы «13» член-корреспондент Академии художеств СССР, иллюстратор.

В 1909 г. девятнадцатилетний самоучка из провинции осмелился послать свои рисунки –  подражание модному тогда англичанину О. Бердсли – в изысканный журнал московских символистов “Весы”. Рисунки понравились В. Я. Брюсову, и их напечатали. Печатал виньетки Кузьмина и чопорный петербургский “Аполлон”. Потом все-таки начинающему художнику пришлось учиться всерьез: у И. Я. Билибина в Рисовальной школе при ОПХ (1912-14), у П. А. Шиллинговского в петроградском Вхутеине ( 1922-24).

  В конце 1920-х гг. в Москве сплотилась группа молодых художников, объединенных тягой к живому, быстрому, мгновенно откликающемуся на впечатления жизни рисованию, – группа “13”. Кузьмин был одним из ее организаторов. “Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!” – пояснял художник. С уличных зарисовок эта легкая манера была перенесена в книги. В “Евгении Онегине” А. С. Пушкина (1933) Кузьмин сотнями беглых рисунков иллюстрировал не столько сюжет, сколько авторские отступления, на лету брошенные мысли поэта, его лирические состояния, заставляя и читателя совершенно по-новому воспринимать знакомый роман. Кузьмин иллюстрирует русскую и западную классику (“Актриса” Э. де Гонкура, 1933; “Театр” А. де Мюссе, 1934, и др.) и книги современных авторов, особенно охотно книги о жизни писателей – А С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Его привлекают тексты иронические, пародийные: “Козьма Прутков” (1933), “Тартарен из Тараскона” А. Доде (1935).

Читайте также:  Критика о повести "наталья, боярская дочь" карамзина: отзывы, анализ, суть, смысл, идея

Источник: https://malena33.livejournal.com/15916.html

Грибоедов А.С. Горе от ума

Грибоедов А. С. Горе от ума / А.С. Грибоедов; рис. М.С. Башилова. – СПб : Тип. Тиблена, 1862.

«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живет своею нетленной жизнью, переживет и еще много эпох, и всё не утратит своей жизненности».

Гончаров И. А. «Мильон терзаний»

В 1862 г. в Санкт-Петербурге в типографии Н.Л. Тиблена (1825-?) вышло первое полное (без купюр) издание пьесы А.С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума» с двадцатью пятью рисунками известного художника того времени М.С. Башилова (1821-1870).

Полный текст с вариантами первоначальной редакции был напечатан в издании И.Д. Гарусова (1875 г.), в сборнике «Русские Библиотеки» М. Стасюлевича (1875 и 1878 гг.), а также в некоторых позднейших изданиях. Всего на период 1893 г. насчитывается около 70 изданий комедии.

В своей статье «По поводу нового издания старой вещи. «Горе от ума». СПб. 1862» критик А.А. Григорьев (1822-1864) так характеризует героев пьесы: «Лица, созданные Грибоедовым, не выдуманы, а сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у них не написано на лбах их добродетелей и пороков, но они заклеймены печатью своего ничтожества…».

Совет

Отдельно были отмечены иллюстрации к изданию 1862 г. Литературоведы считали, что художник М.С. Башилов особое внимание уделил воспроизведению точных исторических реалий. Психологические характеристики персонажей у него не слишком глубоки, хотя Фамусов близок к тому типу, что создал автор. Не случайно внешний облик Фамусова долгое время воспроизводился по башиловскому рисунку. Издание высоко оценил известный книговед А.А. Сидоров: «Иллюстрированное Башиловым «Горе от ума» превосходно по живости, по наглядности и реалистической убедительности». Вот таким художник видел Павла Афанасьевича Фамусова.

На русском языке комедия «Горе от ума» отдельным изданием впервые была напечатана в 1833 г. в московской типографии Августа Семена (1783-1862) при Императорской Медико-Хирургической Академии. Текст был значительно сокращен цензурой.

В фонде редких книг имеется факсимильное издание произведения 1833 г., напечатанное в Москве в 1988 г. Оно имеет авантитул и титул.

На обороте первого – владельческая запись «Из Библiотеки Николая Николаевича Селиванова», на обороте второго – запись цензора.

В конце книги помещены дополнения к тексту комедии. Далее – сообщение о продаже издания в книжном магазине Николая Николаевича Глазунова.

За иллюстрирование «Горя от ума» на протяжении 19-20 вв. брались многие художники. Так, например, издание 1864 г. было оформлено Иогансоном, 1866 г. – П. Соколовым, 1897 – К. Изенбергом. Как считает искусствовед В. Мещеряков, они не стали заметным фактом в русской графике.

Фонд редкой книги располагает также факсимильным воспроизведением комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» с иллюстрациями Д. Н. Кардовского (1866-1943), вышедшей в 1913 году в акционерном обществе «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг». Книга издана в 1985 г. и помещена в коробку с цветным изображением одной из сцен бала у П.А. Фамусова.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа "темные аллеи" бунина: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении

Д.Н. Кардовский работал над рисунками к «Горю от ума» с 1907 по 1912 гг. Это было роскошное и изящное исполнение цветных и черно-белых рисунков, при этом основной акцент художник делал на нравственно-психологический и социальный смысл изображаемого.

Обратите внимание

В данной книге фронтиспис оформлен в виде паспарту с помещенным на нем портретом молодого А.С. Грибоедова в мундире Иркутского гусарского полка, в котором он служил с 1812 по 1815 гг. Здесь облик драматурга представлен иначе, не так как мы привыкли видеть его по портрету И. Крамского.

Первая иллюстрация издания изображает Чацкого, который покидает бальный зал, где уже распространился слух о его сумасшествии. Необычно, что художник решил вставить эту кульминационную сцену комедии в самом начале действия.

Интересно, что Д.Н. Кардовский отдает предпочтение изображать не конкретных персонажей произведения, а сцены с участием многих из них.

В разделе «Варианты» вставлены так называемые факсимильные Музейный автограф А.С. Грибоедова (наиболее ранняя редакция пьесы) и Жандровская рукопись (А. А. Жандр, один из близких друзей драматурга) текста комедии «Горе от ума», которые разнятся между собой и с окончательной редакцией пьесы. Оба текста отражают своеобразие подлинника, что ярко показывает творческую историю создания произведения.

Отдельным листом в издание вклеено факсимиле афиши первой полной постановки комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» с цензурными правками, состоявшейся 26 января 1831 г. в бенефис Я.Г. Брянского. В спектакле были заняты: Рязанцев В.И. – Фамусов, Семенова Е.С. – Софья, Азаревичева М.А. – Лиза, Дюр Н.О. – Молчалин, Каратыгин В.А. – Чацкий, Григорьев 1-й – Скалозуб, Каратыгина А.Д. – Наталья Дмитриевна, Брянский Я.Г. – Платон Михайлович, Каратыгин П.А. – Загорецкий, Е.И. Ежова – Хлёстова, И.И. Сосницкий – Репетилов.

Коротко об иллюстраторах книг:

Башилов Михаил Сергеевич (1821-1870), график. Вошел в историю русского изобразительного искусства в первую очередь как иллюстратор. Художник способствовал утверждению в графике принципов критического реализма.

Кардовский Дмитрий Николаевич (1866-1943), российский график, живописец, сценограф, педагог, действительный член (1911) и академик (1915) Петербургской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1929). Мастер станковой графики и книжной иллюстрации, отмеченной интересом к детали и живописной мягкостью рисунка.

Список использованной литературы:

  1. Грибоедов, А. С. Горе от ума / А. С. Грибоедов. – Факс. изд.,1833 года. – М. : Худож. лит., 1988. – 167 [16] с. Отпечатно по изд. : Горе отъ ума : комедiя въ четырехъ действияхъ : сочиненiе А. С. Грибоедова. – Москва, въ типографии Августа Семена, 1833.
  2. Грибоедов, А. С. Горе от ума : факсимильное воспризв. издания 1913 года / А. С. Грибоедов ; вступ. ст. В. П. Мещерякова ; худож. Д. Н. Кардовский. – Факс. изд. – Л. : Художник РСФСР, 1985. – Загл. на доп.тит.листе : Факсимильное воспроизведение комедии А.С. Гроибоедова Горе от ума. – Загл. на доп.тит.листе : Горе отъ ума А.С. Грибоедова.
  3. Литературная энциклопедия. Т.2 / А. В. Луначарский ; ред. В. М. Фриче [и др.]. – М. : Изд-во Коммунистической Академии, 1930. – 768 стлб : 7 вкл. л. (портр.), ил. – (Коммунистическая Академия. Секция литературы, искусства и языка).
  4. Энциклопедический словарь. Т.18 : Гравилат – Давенант – Репринт. воспроизведение изд. Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон 1890 г. – М. : Терра-Terra, 1991. – С.: 475-976 с.
  5. Большая Российская энциклопедия. [В 30 т.] Т. 13 : Канцелярия конфискации – Киргизы / ред. С. Л. Кравец [и др.]. – М. : Большая Рос. энцикл., 2009. – 782, [1] с. : ил., карты, табл.
  6. Баренбаум, И. Е. Книжный Петербург-Ленинград / И. Е. Баренбаум. – Л. : Лениздат, 1986. – 447 с. : ил.

Источник: http://lib39.ru/inform/rarity/index.php?ELEMENT_ID=7763

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector