“левша” лескова – сказ, повесть, рассказ? вопрос о жанре

“Левша” Лескова – сказ, повесть, рассказ? Вопрос о жанре

Поездка Левши в Англию.
Художники Кукрыниксы

“Левша (“Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе”) является одним из самых известных произведений великого русского писателя Н. С.

Лескова. Можно ли называть “Левшу” Лескова не только сказом, но и рассказом или повестью? В этой статье мы рассмотрим данный вопрос о жанре “Левши”.

Смотрите: Все материалы по повести “Левша”

“Левша” – имитация сказа

К какому жанру принадлежит “Левша” Лескова? Размышления критиков на эту тему вы можете найти в статье Особенности жанра “Левши”.

“Левша” является имитацией сказа, так как по своему происхождению это произведение не “зародилось в народе” сотни лет назад. “Левша” – талантливая стилизация под народную легенду. Это дает право использовать в отношении данного произведения такие понятия, как “рассказ” или “повесть”. Учитывая объем и структуру сказа о Левше, мы считаем уместным называть его “повестью”, в частности на этом сайте.

Как называл “Левшу” сам Лесков?


Сам Лесков определял жанр “Левши” по-разному: “книжечка”, “рассказ”, “сказ”, “цеховая легенда”, “повесть”, “баснословие”, “очерк”, “баснословные сказания”. Вот несколько цитат самого писателя на эту тему:

“Моя небольшая книжечка «О тульском левше и о стальной блохе» вызвала несколько литературных отзывов…” 

“…нашло, что в моем рассказе народ несколько принижен…” 

“…утверждают, будто сказ о левше есть «легенда старая и общеизвестная».”  (источник: Н. Лесков “О русском Левше. (литературное объяснение)”)

“Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе…  Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда…”  (источник: предисловие Н. Лескова к изданию “Левши” 1882 г.)

“Написалось у меня живо и юмористично три маленькие очерка (все вместе в 2 листа) под одним общим заглавием: «Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения». Это картины народного творчества об императорах: Николае I, Александре II и Александре III (хозяйственном).” (источник: Н. С. Лесков – И. С. Аксакову, письмо от 12 мая 1881 г., один из трех очерков, судя по всему, и есть сказ о Левше)

Как называли “Левшу” современники автора?

Современники Лескова, а также литераторы более поздней эпохи называли “Левшу” рассказом и повестью:

“Такими мишурными блестками усыпан весь рассказ…”(источник: А. Л. Волынский “Царство Карамазовых; Н.С. Лесков”, 1901 г.)

Рассказ о Левше, действительно, вполне баснословен…”(источник: К. К. Михайловский  “Отклики”, том 2, 1904 г.)

“Возьмем, хотя бы, эту повесть о блохе.” (источник: В. Шкловский “Техника писательского ремесла”, 1927 г.)

“Критика не оценила рассказ по достоинству…”  (источник: профессор Б. Я. Бухштаб, примечания к “Сказу о Левше”, “Собрание сочинений Н. Лескова в 11 томах”, том 7, 1958 г.) 

Как называют “Левшу” современные исследователи?

В современной научной литературе сказ о Левше также называют “рассказом” и “повестью”. Приводим несколько примеров:

“В данной статье в качестве материала рассматривается рассказ Н.С. Лескова «Левша».” (источник: А. В. Клочков “К вопросу о стратегиях передачи комческого”, 2015 г.)  

“Произведениями, иллюстрирующими подобное соотнесение… могут служить повести Н. С. Лескова «Левша» и «Железная воля»…” (источник: Андреа Цинк (доктор филологических наук), статья “Деконструкция национального дискурска в творчестве Н. C. Лескова”, 2017 г.)

“Иные грани в осмыслении русско-британских культурных взаимоотношений обнаруживаются в повести «Левша».” (источник: И. Н. Минеева (кандидат филологических наук), статья “Эффект левизны, или отношения Н. С. Лескова с Англией”, 2014 г.)
Таким образом, анализ научных публикций показывает, что сказ о Левше именуется по-разному как современных источниках, так и в работах литераторов XIX-XX века.

Смотрите: Все материалы по повести “Левша”

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/12/levsha-leskov-povest-rasskaz-zhanr.html

Особенности жанра сказа «Левша» Лескова – Сочинение

Особенности жанра сказа «Левша» Н. С. Лескова

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» Николай Семёнович Лесков написал в 1881 году. Первоначальный замысел автора сводился к тому, чтобы «выдать» своё произведение за народную легенду, им записанную. Но обозначенный как рассказ старого оружейника, «Сказ… о левше» оказался настолько талантливым, что многие читатели приняли его за произведение устного народного творчества.

Само слово «сказ» говорит о том, что повествование ведётся устно. Слушатели воспринимают интонацию рассказчика, речь, свободную от норм литературного языка, наполненную просторечными словами и оборотами.

Первое, на что обращают внимание читатели, — это живой разговорный язык произведения.

Рассказчик и герои употребляют слова в неверном значении: междоусобные разговоры — это разговоры между собой, коверкают звуки («грабоватый нос» вместо горбатый, «сугиб» вместо «сгиб»).

Обратите внимание

Они соединяют плохо знакомые слова («бюстры» совместили бюсты и «люстры», «Мелкоскоп» — «микроскоп» и «мелко»). Иностранные слова переиначиваются на русским лад («пудинг» становится «студингом», «микроскоп» «мелкоскопом»).

Однако неологизмы Лескова говорят читателю больше, чем правильно употреблённые слова. Они вызывают в нашем сознании целые образные картины. Так, слово «бюстры» не просто вобрало в себя два слова. Мы словно видим бальный зал во дворце, светлый и величественный. Это говорит о богатстве и образно­сти народного мышления.

Сама история левши тесно связана с фольклором. Ведь и до произведения Лескова существовали сказания о тульских мастерах.

Выбор в качестве главного героя человека из наро­да также неслучаен. Левша воплотил в себе лучшие на­родные черты: талант, сообразительность, честность, благородство, любовь к родине. Однако его гибель так­же символизирует участь простого человека, ненуж­ного государству и забытого им.

Противопоставление власти и народа характерно для фольклорной традиции. Народ изображён ода­рённым и гениальным, а власть своевольна и жесто­ка к нему. Левша любит родину и, умирая, думает о том, что нельзя ружья чистить кирпичом, «а то они стрелять не годятся». Власти же безразличны к простому человеку, переживают только за собствен­ное благополучие.

Неслучайно читатели приняли «Левшу» Лескова за фольклорное произведение. Не только язык сказа, образ его главного героя и основные идеи оказались понятны простому человеку. Авторское отношение, неравнодушие и сочувствие народной доле, возмож­но, сильнее приближают произведение к читателю, чем все художественные приёмы.

Здесь искали:

  • особенности сказа левша
  • черты сказа в рассказе левша
  • в чем проявилось с наибольшей силой художественное своеобразие в произведении левша

Источник: http://Sochineniye.ru/osobennosti-zhanra-skaza-levsha-leskova/

Особенности жанра произведения Левша Лескова

Полностью произведение Лескова называется Сказ о тульском косом левше и стальной блохе. Такое название чем-то напоминает названия каких-то эпических произведений или летописных сказаний.

Основное слово тут, конечно, сказ – жанр, изобретенный фактически самим Лесковым, который писал свои произведения, во многом основываясь на опыте общения с народом, на опыте понимания духа и ума этого народа.

Сказ является чем-то средним между мифом или легендой и подлинной историей. В моем понимании, он чем-то похож на историю, которую рассказывает один подвыпивший мужик другому в кабаке.

Важно

Начинает он с какой-то простой основы, вспоминает известного обоим человека или просто типичного человека, суть которого понятна практически каждому.

Далее постепенно описывает характер, добавляет какие-то особенные и интересные детали, которые делают рассказ увлекательным.

Продолжая, он уносится фантазией в далекие дали, начинает немного привирать, а потом, хмелея, пускается и вообще в небылицы, которые перемешиваются с бытовыми подробностями, и становится вообще не понятным, где вымысел, а где настоящее.

Характерная особенность сказа заключается именно в такой разговорной манере, которая устанавливает особую связь с читателем. Для того чтобы сказ состоялся, требуется уникальный герой, наподобие эпического или уникальная история, такая как бывает в сказках или легендах. При этом само повествование нужно сдобрить изрядной долей просторечий, повторов и бытовых выражений.

Так появляется сказ, характерным примером которого и является Левша.

Лесков даже в самом произведении ведет рассказ, как бы от имени оружейника из под Сестрорецка, который знает историю про невероятного мастерового, сумевшего подковать блоху.

Помимо этого автор добавляет массу народных словечек и речевых оборотов, которые, как мы знаем теперь, он придумывал сам полностью, то есть он, настолько хорошо знал народный язык.

На мой взгляд особенность этого жанра заключается именно в глубоком понимании того о чем думает народ и как думает. Поэтому создать этот жанр смог только опытный Лесков, который за свою карьеру до литературы немало поездил по стране и узнал людей. Ведь народ живет именно такими простыми героями, которые могут быть поблизости, ничем не выделяться и тут возьмут до подкуют блоху.

← История жизни Ивана Флягина в повести Очарованный странник
← Иван Иваныч в рассказе Старый гений↑ ЛесковГерои рассказа Человек на часах →
Особенности стиля и языка Лескова (своеобразие повествовательной манеры) →

  • Образ и характеристика Коробочки Мёртвые души Гоголя сочинение
    В «Мёртвых душах» Гоголь беспощадно обличает пороки крепостнического строя. Чтобы раскрыть замысел произведения, автор сатирически изобразил помещиков – крепостников и дал каждому меткую характеристику.
  • Сочинение по картине Девочка с персиками Серова 3, 7 класс
    На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные.
  • Анализ и мораль басни Листы и корни Крылова
    Одним из самых древних жанров литературы, дошедших до наших дней, является басня. Еще в V веке до нашей эры в Древней Греции славился своими баснями Эзоп, который в прозе смело описывал пороки общества своего времени.
  • Герои пьесы Островского Свои люди – сочтемся!
    Пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» рассказывает о жизни купеческой среды. Каждый образ раскрывается с помощью мельчайших деталей.
  • Сочинение на тему Честность, что такое честность? рассуждение 15.3 ОГЭ 9 класс
    Во все времена существовали такие понятия, как любовь, верность и дружба. Среди них ярким пятном выделяется слово честность, которое в некоторой степени является своеобразной основой этих категорий.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/leskov/osobennosti-zhanra-proizvedeniya-levsha-leskova

Жанровое своеобразие сказки Лескова « Левша»

Сказ-вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта С. Речь рассказчика в С.

(реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-литературной нормы данного времени и может быть ориентирована на просторечие, диалект, профессиональную речь или представлять сложную комбинацию их с литературной нормой. Произведение может состоять из С. целиком или С. в нём может сопровождаться авторским введением, послесловием, перебивами. От стилизации С.

отличается использованием внелитературных жанровых и речевых форм.

  Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров.

Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: “Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».

Совет

Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.”

Повесть «Левша» — это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем.

Повествование выглядит как устный рассказ, анекдот-англичане сделали стальную блоху, такую маленькую, что разглядеть ее можно было только в микроскоп, а тульские мастера, желая превзойти англичан, подковали ее да еще на каждой подковке выставили имя мастера.

Но главное — не сам по себе этот анекдот; а его стилистическая разработка. Рассказ этот написан особой языковой манерой, Лесков сам назвал эту вещь «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Словом «сказ» Лесков отметил манеру, подражающую устной речи рассказчика. Действительно.

«Левша» передается как бы словами тульского мастера-оружейника, который своим особым языком рассказывает о людях и событиях. В этом языке много забавных слов и выражений, придающих всему рассказу комический тон.

Платов с государем едут «в двухсестной карете», потом Платов лежит «на досадной укушетке»; в домике, где мастера работают над блохой, делается «потная спираль» (спертый воздух); водолаз называется «водоглазом». Средиземное море — «Твердизем-ным» и т. д. Получается особый стиль, построенный на смешном искажении слов, на игре со словом, на каламбуре.

Особенно забавны искажения иностранных слов: микроскоп превращается в мелкоскоп, барометр – в буреметр, вариация – в вероятно, пудинг – в студинг, Нессельроде (фамилия министра) – в Кисель вроде.

Читайте также:  Краткое содержание "повести о настоящем человеке" по частям и главам (часть 4 и послесловие)

Получается осмысление иностранных слов, превращение их в русские. В лингвистике это называется «народной этимологией». Лесков пользуется этим приемом как языковым анекдотом. Комизм этих слов не только в том, что они звучат как русские, но и в том.

что их смысл, несмотря на замену иностранных корней русскими, остается близким к подлинному – как «мелкоскоп» пли «буреметр». Получается каламбур, построенный на случайном созвучии иностранных слов с близкими по смыслу русскими.

При этом иногда образуются забавные противоречивые сочетания: «студинг» (от русского «студень», холодное блюдо) оказывается горячим.

Обратите внимание

Забавный язык, которым рассказан «Левша», находится в родстве с языком народных сказок, с «лубочной литературой». Предшественники Лескова (Даль, Вельтман и др.), подготовили появление такого рода вещей, В 30-х годах XIX столетия вопрос об изучении живого народного языка и противопоставления его книжному было очень важным.

   В Лескове соединились и завершились намерения его предшественников. Даль и Вельтман были зачинателями – – они делали художественно-филологические опыты; Лесков, опираясь на эти опыты и пользуясь ими.

довел их до настоящего художества.

Он научился соединять «сказовую» форму с богатым бытовым материалом; но уже не как экспериментатор, а как художник, умеющий заинтересовать читателей и вызвать у них сочувствие к изображаемым им персонажам.

Как тонкий и искусный рассказчик, Лесков действует на читателя не только фактами; но и самым тоном повествования, самым стилем. Один и тот же факт, один и тот же сюжет можно рассказать по-разному.

«Левша» рассказан веселым, балагурным стилем, за исключением его заключительной сцены. Оставаясь по тощ- комической, она заканчивается описанием полицейской расправы с возвратившимся из Англии Левшой. Его приятеля англичанина («полшкипера») привезли в посольский дом, позвали к нему лекаря и аптекаря, в ванну посадили, пилюли дали и т. д.

А Левшу? У Левши не оказалось «тугамента.» (документа); и вот его везут в полицию, а оттуда по больницам, да по дороге роняют и «ухи рвут»; наконец привозят его «в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают», и сажают в коридоре на пол.

Так Левша и умирает – «потому что у него затылок о апарат раскололся».

В одной этой сцене – целая картина николаевской эпохи. И она производит особенно сильное впечатление именно потому, что рассказана тем же балагурным стилем, как и весь рассказ.

Маленький, комический по тону «сказ» превращается в вещь большого исторического смысла, в своего рода сказание о российском государстве; а «косой Левша» вырастает до размеров эпического героя, в котором олицетворен страдающий от деспотического произвола народ.

 Для аналитиков жанра”Левша”является обычным демонстрационным объектом, причем в качестве основной приметы жанра традиционно называют ориентацию на “манеру выражения конкретного рассказчика”,и по точке видения, и по языку намеренно удалённую и отделённую от авторского и /или литературно-нормативного стиля; у Лескова это удаление иллюстрируется прежде всего лексическими средствами,изпользованными автором.

Важно

  Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Источник: https://students-library.com/library/read/47035-zanrovoe-svoeobrazie-skazki-leskova-levsa

История создания повести “Левша” Лескова: история написания и публикации

Меню статьи:

Имя Николая Лескова всегда было на слуху. Его талант не вызывал сомнений, но резкость выражений часто подрывала репутацию.

Пожалуй, как раз последнему факту Лесков и обязан множеством сюжетов для своих произведений – его часто отправляли в длительные командировки (во избежание развития дальнейшего конфликта), где он имел возможность общаться с людьми разного достатка и рода деятельности, узнавать новое о жизни русского народа, а потом это применять в своей литературной деятельности.

Идея написания повести

Бесспорно, что повесть «Левша», или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» – одна из самых известных работ Лескова. Некоторые фразы из текста стали распространенными и известными даже никогда не читавшими эту повесть.

Идея написания повести у Лескова возникла неожиданно. В 1878 году Николай Семенович посетил Н.Е. Болонина в Сестрорецке и провел у него на даче все лето. Сам же полковник был служащим оружейного завода. Предположительно там же Лесков и услышал прибаутку об умелом мастере.

Прототип Левши

Общепринято считать прототипом умелого мастера из Тулы Алексея Михайловича Сурнина. Его отправили в Англию в целях обучения и овладения навыками работы местных мастеров.

Сурнин успешно справился с поставленной задачей – он проработал на одном из ведущих заводов несколько лет, а потом вернулся на Родину, где удачно воплотил свои знания для обучения работников и внедрения в производство новых инструментов.

Работа над повестью

Николай Семенович не приступил тот час же к написанию повести – некоторое время он вынашивал в мыслях этот замысел, и только в мае 1881 года работа над текстом повести была закончена.

Лесков взял за основу услышанную им несколько лет назад прибаутку, но расширил ее и внес в сюжет новые элементы. Таким образом текст повести в конечном итоге принял вид симбиоза реального и выдуманного.

Публикации «Левши»

Иван Аксаков в 1881 году открыл новую газету «Русь» и обратился к Лескову с просьбой прислать ему для публикации свою работу. Аксаков прекрасно знал о репутации Лескова, но ему нужно было привлечь читателей, зарекомендовать себя в роли издателя, поэтому он все же рискует и планирует публикацию работы Лескова.

Николай Семенович пишет повесть «Левша». Он вместе с предисловием отвозит повесть в Москву и оставляет Аксакову. Текст повести был разбит на три части и успешно опубликован в 49, 50 и 51 номерах «Руси» под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

Отдельным изданием повесть увидела в свет в 1882 году. Лесков несколько отредактировал текст повести, привнеся в сюжет больше сатиры.

Следующее издание повести повторилось спустя 12 лет – в 1894 году. Незначительные изменения коснулись в этот раз названия повести – они выглядело так: «Стальная блоха. Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-leskov/levsha-istorija-napisanija.html

Анализ повести “Левша” ЛесковаАнализ повести “Левша” Лескова | Инфошкола

Статья посвящена одному из центральных, стволовых произведений Николая Лескова — «Сказу о тульском косом Левше и стальной блохе».

При разборе «Левши» особое внимание уделяется личности тульского мастера, его нравственному выбору, а также значимости этого уникального образа, возникшего из легенд и преданий, для отечественной куль туры и национальной самоидентификации.  Сделана попытка разгадать загадку Левши через обращение к русскому космосу.

Скоро сказка сказывается, а сказ – и того скорее. Всю свою скоротечную, странническую жизнь большой русский художник Николай Семёнович Лесков сказывал историю родной земли, искал правду и охранял её словом — был иконописцем в слове, — и создавал образы-прозрения, не скрашивая, впрочем, нисколько ни одну грустную морщинку на запечатляемых лицах, на челе самого времени.

Совет

За лесковскими образами – всегда просторы, всегда полосатые вёрсты и дорожные жалобы и всегда — просторечные обороты «разнопёстрой», как сам Николай Семёнович говорил, речи.

Его герои открывают мир, странствуя, они вечно в дорогах-путях, на перепутьях, на перекрёстках истории, на широких большаках и едва видимых стёжках-дорожках, и в разговоре их — то ремесленно-мастеровом, то староцерковном, то новокупеческом, то рекрутском, то сниженном, то вдруг возвышенно-просветлённом — видится Родина, с её медвежьими углами и белостенными градами, с её праведностью и «неправостью», с её болестями и радостями.

Москва, Новгород, снежный Оренбург, пыльный астраханский берег, пахнущий солью и рыбой, баснословное Ладожское озеро, правечевая Псковщина, Валаамов монастырь, родная для художника земля Орловская … Да, видится родное, наше, то, что в сердце и по сердцу — от рождения. Не зря же Лев Толстой назвал Лескова «самым русским» из всех писателей.

А во всём русском космосе самый, быть может, загадочный и самый национальный образ — образ Левши.

В 1881 году Николай Лесков пишет «Сказ О тульском косом Левше и стальной блохе», и с тех пор, ещё с детских пелён, ещё не умея читать, мы генетической памятью знаем удивительную историю тульского умельца, сумевшего вместе со своими
помощниками, такими же великими мастерами, превзойти аглицкое искусство и подковать блоху.

Левша в нашей культуре – имя нарицательное, конечно, собирательное, то есть собравшее в себе золото мастерового люда, жар спорой работы, лад трудового ритма, Про умелого, у которого в руках всё спорится да ладится, человека, восклицаем мы с гордым прищёлком: «Да он настоящий Левша!» Но ведь Левша — вовсе не имя, а только прозвание.

Вдумаемся: Онегин, Чичиков, Обломов, Печорин, Платон Каратаев, Иванушка-дурачок, наконец, — у всех типажей, у всех наших архетипов есть имена.

И только один Левша на имперский вопрос: «И твоё имя тут есть?» — отвечает загадочно: «Никак нет … моего одного и нет».

Обратите внимание

И дальше следует ключевой для всего сказа обмен репликами: «Почему же?
— А потому … что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми

подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».

Спрашивает Николай I, поборник строевой дисциплины, получивший прозвище Николай Палкин, при котором в имперских кузницах выковывалось «мрачное семилетие», при котором не стало Пушкина и Лермонтова, который не мог не опасаться тишины Сенатской площади и который мог себе позволить сделать такое вот распоряжение с пояснением: «Виновных прогнать сквозь тысячу человек двенадцать раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало и не мне её вводить».

Отвечает же босой и косой Левша, притащенный во дворец как есть, «за шивороток». Николай Павлович, император-инженер, говорит с ремесленным гением из народа — вот ещё какой подтекст у этого разговора. С безымянным гением.

Если пушкинскому Евгению в «Медном всаднике» стало всё-таки страшно от неслыханной собственной дерзости погрозить пальцем тому, кто «рукой державной Россию поднял на дыбы», то Левше бояться нечего, ибо его самого вроде как и нет, и «никакой мелкоскоп- его взять не в силах.

«Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». И государь обнимает Левшу, неубранного и в пыли, целует его. Получается, что Левша и императора подковывает, то есть смягчает его сердце, даёт возможность проснуться в нём человеку.

Точнее — победить в нём человеку.

Но как же всё- таки могли звать тульского мастера? Может, Алексеем, как его прототипа Алексея Михайловича Сурнина, за свою короткую жизнь успевшего многое перенять из английского заводского опыта и укоренить европейские технические достижения на родине? А может, Ванькой нарекли, Иваном-дурнем, Иваном-простотой? А может — Василием, блаженным конечно? Или — Петькой, мучеником Петром? Левша, он русский святой, русский мученик, и его полувыдранные растрёпанные волосья светятся нимбом.

Левша бескорыстен, ему неведома выгода, его невозможно подкупить или устрашить. Тот, кто подковал блоху, кто овладел ремеслом в совершенстве, готов пожертвовать свой Божий дар бездумно и безвозмездно, без тени сожаления.

Левша не знает себе цену, потому что дар его — бесценен. Оценивать работу Левши всё равно что примащивать ценник к рублёвской «Троице». Максим Горький весьма точно сказал о Лескове как о художнике, создававшем «для России иконостас её святых и праведников».

Читайте также:  Краткий пересказ поэмы "демон" лермонтова по главам (краткое содержание)

Однако снова вопрос, напрашивающийся сам собою. Особенно на уроке литературы. Да ещё и в средних классах. Чему же учит лесковский шедевр? И допустимо ли опираться на
характер Левши как на пример, брать фигуру тульского оружейника за ценностный ориентир?

Важно

Перед нами бесконечно талантливый, бескорыстный мастер, которому все европейские мастера и в подмётки, что называется, не годятся.

Но он из тех безвестных и безымянных, кто пропадает «ни за грош», кто никогда не сможет «подать себя», устроиться, обзавестись нужными связями.

Более того: талант Левши в некотором смысле бесполезен, так как блоха — и это очень важный микроскопический гвоздик в сюжете — перестаёт танцевать, когда становится подкованной.

Аглицкая конструкция, по существу, ломается, приходит в практическую негодность.

(Человек в императоре долго побеждать не может, Властитель — это вам не Василий Петрович Богословский из рассказа «Овцебык», восклицающий самоотречённо: «Людие мои, людие мои! что бы я не сотворил вам? Людие мои, людие мои! что бы я вам не отдам?» Подкова человечности, тавро человеколюбия будет мешать механическому танцу, если только не превратится власть имущий в старца-отшельника и не продолжит свою жизнь тайно где-нибудь в далёкой Сибири, как, по легенде, произошло с предшественником Николая…)

Истинный талант, талант в чистом виде, никогда не бывает практическим и всегда входит в противоречие с прагматической реальностью. А ну как если свезло бы нашему гению, и не разбилась бы его бедовая головушка, и оклемался бы он в больничке? Разве и тогда, при таком бы счастливом ходе судьбы, не ходил бы Левша по краю пропасти?

Тут как тут они, и завистники, и ярые поборники заграничных диковинок, готовые преклоняться перед чужими куцыми вывесками, прогоняя из культуры исконно русское, национальное, вырывая — уж не волосья — а целые дерева с корнями из отеческой почвы. И бутылочка бездонная тоже тут, рядышком. И безалаберность наша извечная неподалёку. И очернители не дремлют, вроде тех, кто травил Лескова за статью о пожарах в майском номере «Северной пчелы» за 1862 год.

Николай Семёнович хотел лишь, чтобы правительство опровергло слухи о поджогах, организуемых якобы революционно настроенными студентами, а прогрессисты- назвали писателя предателем, обвинили в доносительстве, и сердце Лескова с тех пор сжималось и болело, и дорога его легла вдали от родины на целые годы. Но пускай с грузом незаслуженных обид, с болью потерь, с тревогой за судьбу России — Лесков вернулся. Вернее — он никогда и не покидал в душе родимого предела. С «Очарованным странником» и «Соборянами» подошёл он к «Левше».

С фотографии 1881 года смотрит на нас усталый, как бы ушедший в себя человек, видящий насквозь нигилистов разных мастей, защитно скрестивший на груди руки, но не открестившийся от главной своей подвижнической идеи: сохранить в момент исторических сломов, в том числе и грядущих, национально ценное, веками уложенное в русском человеке и в почве народной культуры — любовь ко всему сущему, незлобивость, верность родной земле да истинную веру.

Не зря о родителях, о родном доме говорит Левша, о том, что к своей родине привержен. Он человек «русской веры». «Где стоит «Левша», надо читать «русский народ»», — точнее Лескова не объяснишься.

Совет

Итак, Левша лишён всяческой прагматики. Поэтому, разумеется, типаж Левши впадает в известное противоборство с миром потребления. Как же толковать Левшу детям сегодня, как высветлить его внутреннюю гармонию?

На помощь может прийти масштаб. Сказ Лескова весь построен на игре масштабами, на превращениях малого в великое, крошечного — в глобальное. А что если принести на урок мешочек с толчёным кирпичом и высыпать содержимое прямо на парту?

Вот она, крупным планом, толчёная кирпичная крошка, кирпичная пыль, тяжёлая, оставляющая красноватые следы на ладонях. И сразу же окрасятся, обретут удельный вес, наполнятся предметным смыслом слова Левши, повторяемые им перед смертью: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Кирпичные пылинки — это Млечный Путь всего лесковского сказа, неисчислимые вечные безвестные планеты-странники, среди которых пигмеями выглядят и император, и атаман Платов, и граф Чернышёв. И как-то убого, жалко начинает звучать буржуазная механика западного мира, в котором насчёт казённого строго».

А вот решимость Левши во что бы то ни стало рассказать на родине про узнанный секрет, воля, позволяющая ему не выдать секрета полшкиперу, делает нравственный выбор героя и всеобъясняющим, и всеобъемлющим. Не о том, как избежать смерти, думает Левша, о том, чтобы сородникам своим помочь в последнюю минуту.

Толчёный кирпичик — это же не физическая величина, а символически-нравственная. Не чистить ружья кирпичом – значит остановиться и задуматься.

О трагическом отставании нашей страны от западных соседей в технической оснащённости, о горестных плодах крепостного права, пожинаемых нами и поныне, о раболепии и чинопоклонстве, о пустословии, о бессмысленной муштре, о великой стране России, которая бывает так жестока к детям своим … Это же горечь не выразить какая, что человечные слова о Левше не русский говорит, а англичанин: «у него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Полшкиперу-иностранцу не всё равно! А нам?

«Левша» — сердце нашей словесности, питаемое сказами и легендами, бьющееся силой устных преданий и передаваемых от поколения к поколению историй; это гимн всякому
одухотворённому труду; орнамент «цеховой легенды» сродни тончайшему изукрашению

«партикулярных изделий», выполненных «златокузнецами» тульскими шкатулок, шахматных досок, чернильных приборов, глобусов с секретами. И встают за бесфамильным Левшой былые мастеровые фамилии: Захаев, Ляпин, Свешников.

Но не только красота воронения, точность огранки, пар «безотдышной работы» ощутимы у Лескова, но и «безотдышная» боль-обида слышна за народный талант, что о себе никогда не печётся. Отец, дед и прадед писателя были священниками в селе Леска Орловской губернии, отсюда, собственно, и фамилия Лесков берёт начало, и начинается не отсюда ли пристальное внимание художника к душе народной?

Обратите внимание

В фильме Лунгина «Остров» отец Анатолий, помните, всё уголёк на плечах таскает, на мешках с углём спит, чёрной угольной пылью дышит.

Сам чудесно исцелять может, а врачует не себя — других! Не важно, что не услышит безвестного и безымянного своего
сына родная сторонушка, не важно, что найдёт Левша последний приют в Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Главное в другом. В том, что прозвучали слова правды.

А что не расслышали их, кому следовало, — так это не Левши беда, а наша с вами. Лесков прямо об этом сказывает. И мы сами вдруг, незаметно для себя, оказываемся на фоне великого умельца, подковывающего космическую блоху.

И уже не «мелкоскоп», а телескоп надобен, чтобы рассмотреть хорошенько образ Левши.

Да вот он, на шаткой палубе, посреди бурного Твердиземного моря, глядит на тёмные осенние волны и всё спрашивает: «Где наша Россия?» Всё «к отечеству смотрит» … Хоть и надарили англичане одёжи в осенний неблизкий путь, а Левшу в ней и не представишь — он всё такой же растрёпанный, в какой-то нахлобучке нелепой, уже начал с полшкипером смертное своё «парей» держать … А вопрос его так и отдаётся эхом над ледяными волнами: «Где наша Россия?»

Без «Левши» и самого Николая Лескова нет русской литературы, нет нашей России. И как знать, может быть, кто-то из сегодняшних школьников, открывающих впервые книги великого русского писателя Николая Семёновича Лескова, откроет в будущем новое созвездие и назовёт его созвездием Левши.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-povesti-levsha-leskova/

Конспект урока по сказу Н.С.Лескова “Левша”

Урок литературы в 6 классе

Тема урока : Сказ «Левша».Анализ «Сказа»

Предметные цели: осмыслить вместе с учащимися идейно-художественное содержание сказа, определить основную идею сказа, выделить черты л, присущие русскому народу, увидеть авторское отношение к происходящему, выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством

Метапредметные цели:

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, умение работать со справочной литературой, поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку

Важно

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, основные виды речевой деятельности ( слушание, чтение, говорение)

Личностные УУД: воспитание умения оценивать ответы своих сверстников, привитие учащимся интереса к урокам литературы, любви к литературе, воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы

Сценарий урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне

Мы начинаем изучать произведение Николая Семеновича Лескова «Левша». Тема нашего урока: « Сказ « Левша». Давайте сформулируем цель нашего урока, исходя из темы урока (Цель: Мы будем учиться внимательно вычитывать текст, анализировать его, обращая внимание на значимые детали, а особенно на его язык.)

Запишите в тетради тему.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Сегодня нам с вами предстоит работа по исследованию сказа Николая Семёновича Лескова. Возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках.

В каком жанре написано произведение? (сказ)

Что такое сказ? Дайте определение этому жанру (Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды.)

Посмотрите, какое толкование этому жанру дают Ожегов и Даль в своих словарях. (обращение к толковым словарям Ожегова и Даля )

Выделите черты сказа ( 1) сказ ведется в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи; 2)стилизация народной речи; 3)поучительность)

Слово «сказ» и слово «сказка» образованы от глагола «сказывать». Но это не одно и то же. В чем отличие сказа от сказки?

сказка

сказ

Занимательный устный рассказ о вымышленных событиях

Жанр эпоса, опирающийся на народные предания легенды, имеет черты были, реальной истории

Герои делятся на отрицательных и положительных

Героям присущи как положительные, так и отрицательные черты

Совет

Устойчивые композиционные приемы (зачин, концовка, повторы, присказки, постоянные эпитеты)

Нет устойчивых композиционных приемов

Существуют в устной форме, не имеют одного автора, поэтому текст может иметь несколько вариантов. Отсутствие рассказчика

Повествование ведется в стилизованной манере от лица рассказчика

Место действия указывается неопределенно

Место действия обозначается реальными географическими названиями

Финал счастливый, добро побеждает зло

Добро не всегда торжествует, финал часто трагический

С какой целью автор выбрал жанр сказа? (жанр сказа помогает писателю рассказать о своем герое языком человека из народа, понимающего и знающего простых людей)

  1. Аналитическая работа с текстом .

Цель этапа: обучение стратегии чтения.

Вы дома выполняли домашнее задание № 3, легко или трудно было его выполнять. Скажите, а что при помощи выписанных слов вы можем увидеть?

Давайте рассмотрим по главам всех героев, их действия, речь.

Изображение Александра I и атамана Платова в 1 главе (выпишите цитаты, характеризующие Александра 1 и Платова)(1-3 главы по рядам или группам)

Ученики читают выписанные цитаты, учатся делать обобщения. Высказывая свое мнение, ученики подтверждают свои слова выборочным чтением. Подводя итоги этой работы, сделаем выводы.

Александр Павлович:

• «ласковость»,

• симпатии к промышленному Западу,

• недоверие к собственной нации.

Атаман Платов:

• резкость, недипломатичность,

• противостояние западной культуре,

• вера в русских людей.

Рассмотрим в учебнике иллюстрацию Н. Кузьмина (с. 252, ч. 1).

— Опишите этот рисунок. Как относится художник к тому, что изображает?

На рисунке изображен атаман Платов, который в Кунсткамере перед императором Александром I и английскими генералами достает из шаровар ружейную отвертку и ковыряет замок пистоли. Вокруг Платова собрались три удивленных англичанина в парадных формах, а справа стоит и сладко улыбается Александр I. Художник изображает эту сцену сатирически.

Следующий рисунок Н. Кузьмина изображает атамана Платова лежащим на «досадной укушетке» (с. 257, ч. 1).

— Так ли вы представляете атамана Платова?

Читайте также:  Цитаты из пьесы "чайка" чехова: интересные высказывания, мудрые мысли

II. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров

Глава четвертая

Читая эту главу, читая главу, выпишите характеристику Николая Павловича: «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил…» Император говорит Платову: «…

покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже.

Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».

Глава пятая

Найдите отношение Платова к землякам, выпишите его ( «виляет умом» и не вполне доверяет тульским мастерам: «…я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте, да недолго возитесь…»

Обратите внимание

Очень показательно обращение Платова к тулякам: «— Как нам теперь быть, православные?» В Европе и в России и по сей день одна религия — христианство, но в России христианство православное, а в Европе — католическое. И те и другие считали свою веру единственно правильной и относились друг к другу настороженно.)

Глава шестая

Выделите фразу, которой повествователь характеризует туляков, взявшихся за выполнение невиданной работы: «…искусные люди, на которых теперь почивала надежда нации».

Глава седьмая

— Куда скрылись из города три мастера? Кому они пошли поклониться?

— На какие хитрости пускались туляки, чтобы узнать секрет мастеров?

Найдите слова, показывающие сказочность описания работы мастеров, любовную и ласковую интонацию повествователя, рассказывающего о том, как «тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают».

— Как, по-вашему, сам автор относится к тульским мастерам?

В этой главе взгляды автора и рассказчика совпадают.

Глава восьмая

Учитель должен особо остановиться на этой главе: в ней позиции повествователя и автора расходятся. После прочтения главы обратим внимание учеников на последний абзац:

«Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».

— Как повествователь относится к тому, что Платов ехал «очень спешно и с церемонией»?

Повествователь одобряет это и считает проявлением заботы о пользе дела.

— Как, по-вашему, автор относится к платовским «мерам побуждения»?

— Чем отличается позиция автора от точки зрения повествователя? Почему?

Глава девятая

— Что сделалось в «хороминке» мастеров от «безотдышной работы»?

— Чего боялись послы, торопившие мастеров?

Глава десятая

Эту главу предложим ученикам прочитать по ролям. События, описанные в ней, добавляют новые штрихи к характеристике Платова. Грубость, неуважение к простому человеку, недоверие к русским мастерам, которых Платов так защищал в Англии, изменяют отношение учеников к этому герою.

— Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в рассказе «Левша».

Домашнее задание

Прочитать произведение до конца.

Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича.

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение с одиннадцатой по четырнадцатую глав сказа.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-skazu-nsleskova-levsha-766247.html

Краткое содержание «Левши» Лескова 

Источник: https://briefly.ru/leskov/levsha/

Краткое содержание «Левша»

Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице.

Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левша» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.

Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.

Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.

Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.

Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.

Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.

Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.

Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.

Чернышев – министр иностранных дел.

Важно

Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе.

Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.

В конце турне царь приезжает в Англию.

Глава 2

Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли.

Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера».

Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле».

Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Глава 3

Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории».

Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники.

Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

Глава 4

До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.

Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп», взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся.

Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Глава 5

Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Глава 6

Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Глава 7

Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши.

Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом.

Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Глава 8

Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Глава 9

Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Глава 10

Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Глава 11

Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.

Глава 12

Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп».

Глава 13

Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Глава 14

Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.

Глава 15

Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметики совсем не знает.

Глава 16

Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

Глава 17

На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

Глава 18

В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал.

Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента», ни в одной больнице его не приняли.

К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.

Глава 19

Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят». Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.

Глава 20

В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.

В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 7745.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/leskov/levsha

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector