Анализ поэмы “Руслан и Людмила” Пушкина: суть, смысл, идея, особенности
“Руслан и Людмила”. Иллюстрация А. П. Могилевского |
Поэма “Руслан и Людмила” является одним из самых известных произведений выдающегося русского поэта А. С. Пушкина.
В этой статье представлен анализ поэмы “Руслан и Людмила” Пушкина (суть, смысл, идея произведения и его особенности).
Смотрите:
Краткое содержание поэмы “Руслан и Людмила”
Все материалы по поэме “Руслан и Людмила”
(статья А. Л. Слонимского “О поэме “Руслан и Людмила”)
“Пушкину было двадцать лет, когда он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”. Поэма имела успех необыкновенный. Молодежь была в восторге от пушкинской поэмы. За Пушкиными установилось прозванье “певца Людмилы и Руслана”. В дворянскую литературу влилась вместе с пушкинской поэмой свежая струя народной поэзии.
Сказки причудливо сплетались в пушкинской поэме с былинами, образуя гармоническое целое, объединенное общей мыслью.
Добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, меч-кладенец, воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от очарованного сна, – все это пришло из сказок и было переработано творческой фантазией поэта.
В то же время Руслан – типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих Киев печенегов… живо напоминает подвиги Ильи Муромца… Былины обычно начинаются с описания происходящего у князя Владимира “пира-пированьица”; такое же начало мы видим и в поэме Пушкина. Он с сочувствием рисует Владимира Красное Солнышко… Но поэт сохраняет тот оттенок иронии, с каким Владимира изображают былины. Былинный Владимир радушен, гостеприимен, но он же и своенравен, порой несправедлив, а в минуту опасности – беспомощен. Таков же и пушкинский Владимир. Он несправедливо гневается на Руслана за то, что он не сумел “сберечь жены своей”, и нарушает данное ему слово, обещая руку Людмилы тому, кто ее отыщет. Когда на Киев нападают печенеги, князь Владимир не принимает никакого участия в защите города, полагаясь на богатырей, и стоит уныло… В былинном Владимире черты князя древних времен смешиваются с чертами царей более позднего времени, отразившимися особенно ярко в сказках, где цари всегда изображаются в ироническом свете. Это смешение чувствуется и у Пушкина. Кроме сказочно-былинного содержания поэмы, новостью был и самый ее язык – свободный, простой, близкий к живому народному языку. Пушкинская поэма изобилует такого рода народными выражениями. Никто до Пушкина не умел так хорошо владеть нарожной речью. Если именно эта народная сторона и обеспечила успех “Руслана и Людмилы” в передовых кругах общества, то среди литературных староверов, сторонников изысканной дворянской литературы, она вызвала негодование.
Поэма Пушкина, основанная на сказках и былинах, была, однако, совсем не подражанием, а совершенно самостоятельным произведением, отражавшим и пылкую, свободолюбивую личность автора и современную историческую эпоху. Даже уносясь на “крыльях вымысла”, поэт…
не забывал о земле. Русская действительность постоянно напоминала о себе, прорываясь сквозь фантастическую ткань рассказа и сказываясь в отступлениях – то лирических, то иронических.
Автор все время присутствует в своем произведении, как это было потом и в “Евгении Онегине”.
Поэма Пушкина вся проникнута высоким патриотическим чувством. Она замыкает ряд его патриотических лицейских стихотворений, вызванный Отечественной войной 1812 года.
По замыслу поэта “Руслан и Людмила” – героическая поэма, подводящая итоги патриотическим настроениям 1812 года. В образе Руслана… намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость.
Победа Руслана над Черномором изображается как торжество “русской силы”. “Преданья славы и любви” – вот основной предмет поэмы, по собственному определению Пушкина. Годы, когда Пушкин писал “Руслана и Людмилу”, были временем развития дворянского революционного движения и возникновения тайного общества декабристов.
Революционные симпатии поэта не могли так или иначе не отразиться и в его сказочно-былинной поэме… Вся поэма представляет собой картину борьбы с “кознями вероломства”… Торжество правды над коварством, злобой и насилием составляет глубоко гуманистическую мысль поэмы.
Общий светлый, мужественный, радостный тон поэмы, мысль о неминуемой победе правды, убеждение, что смелость, твердость и самоотвержение в конце концов преодолеют все препятствия – все это, несомненно, связано с боевыми настроениями эпохи, со светлыми надеждами на освобождение отчизны от самодержавия.
Из народных сказок и былин Пушкин извлек то, что должно было найти живой отклик в сердцах декабристов и всех передовых его современников. До Пушкина поэмы серьезного содержания обычно писались тяжелыми, тягучим, так называемым “александрийским стихом”, с однообразными парными рифмами.
Плавный, музыкальный стих “Руслана и Людмилы”, не стесненный правильным чередованием рифм, отражавший малейшие душевные движения, дополняет очарование поэмы. Пушкин имел полное право сказать, что взял свою “сказку”, как он называл “Руслана и Людмилу”, из того сказочного мира, где “русский дух”, где “Русью пахнет”. Эта “сказка” совершила огромное дело.
Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.”
(А. Л. Слонимский, статья-послесловие “О поэме “Руслан и Людмила”, книга “Руслан и Людмила”, 1969 г.)
***
(неизвестный автор, статья в журнале “Галатея”, 1839 г.)
“Руслан и Людмила”, по нашему мнению, одно из лучших поэтических произведений Пушкина, – это прелестный, вечно свежий, вечно душистый цветок в нашей поэзии. В этом создании наш поэт почти в первый раз заговорил языком развязным, свободным, текучим, звонким, гармоническим… Действие в этой поэме истинно художественное; оно не запутано, просто, поэтически естественно и мастерски оживленно, расцвечено разнообразием, мастерски сосредоточенным в единстве… Людмила похищена Черномором. Здесь начинается действие поэмы; Руслан отправляется искать своей супруги. Дорогой он освобождается от двух соперников, от Рогдая, которого победил на поединке, от Ратмира, который, влюбившись в пастушку, забыл про Людмилу. Покровительствуемый волшебником Финном, он отыскивает Черномора, лишает его силы волшебства, и едет со своею Людмилой в обратный путь. Но тут встречается новое препятствие: Фарлаф, третий соперник, руководимый Наиною, убивает его. Казалось бы, все кончилось, и цель осталась бы недостигнутою; но Финн вспрыскивает Руслана мертвою и живою водою, – и Руслан снова на коне – с карлом за плечами; он приезжает в Киев, разбивает печенегов, является в княжеских палатах, пробуждает волшебным кольцом долго спавшую Людмилу… Характеры в “Руслан и Людмила” определенны, индивидуальны и развиты, сколько позволял объем поэмы; нельзя сказать, что каждый из них резко обрисован, но этого нельзя строго требовать от нашего поэта, – он почти первый у нас выступил на эпическое поприще и, к чести его должно сказать, первый вывел на сцену к “Руслану и Людмиле” людей, а не тени. Эпические характеры, в каком бы то ни было государстве, образуются веками и переходят из поколения в поколение, из поэмы в поэму. Заслуги Пушкина в отечественной словесности велики, но они были бы еще больше, значительнее, если бы, не поддаваясь чуждому влиянию, он остался верным первому своему направлению… Форма “Руслана и Людмилы” чисто ариостовская, самая приличная для живого рассказа, для обрисовки событий полуважных, полусмешных. Она заимствована итальянцами у арабов – это снимок с “Тысячи и одной ночи”. Здесь поэт не связан условиями так называемых классических поэм; он, говоря собственно, не поет, а рассказывает. Так и должно быть, – время древнего эпоса прошла невозвратно; цель его была религиозная и политическая, цель новейшего эпоса – просто забава воображения, отдых ума, утомленного так называемою положительностью. Одно только показалось нам странным: Пушкин пересказывает сказку кота, а между тем в некоторых отступлениях сам является на сцену и говорит от своего лица… …Даже если это большая погрешность, то она искупается великими красотами изложения, очаровательным слогом, этим чудесным колоритом Рафаэлевых картин. Жаль только, что Пушкин, принадлежавший прежде к школе пюризма, позволил иногда себе небрежности в слоге, оттого во многих местах нет единства тона, колорита. Неприятно встречать у него некоторые усечения, которые в легкой поэзии отзываются жесткостью в слухе; еще неприятнее видеть вместе со словами чисто русскими, взятыми из обыкновенного общественного быта, слова церковно-славянские… Есть в “Руслане и Людмиле” и другого рода погрешности, погрешности против слога, есть прозаические стихи… …[“Руслан и Людмила”] это один из прелестнейших цветков в цветнике нашей поэзии.”
(журнал “Галатея”, 1839 г., часть 3-я, №№19, 20)
Это были материалы с анализом поэмы “Руслан и Людмила” А. С. Пушкина (суть, смысл, идея, особенности произведения).
Смотрите:
Краткое содержание поэмы “Руслан и Людмила”
Все материалы по поэме “Руслан и Людмила”
Источник: https://literaturus.ru/2018/04/analiz-ruslan-i-ljudmila-pushkin-sut-smysl-ideja.html
Анализ поэмы Пушкина Руслан и Людмила
Поэма-Сказка «Руслан и Людмила» – уникальное творение Пушкина. Именно в этом произведении автор полностью раскрепощается и дает волю фантазии и творческой свободе. « Руслан и Людмила» – интереснейшее произведение, которое завоевало сердце многих читателей своей оригинальностью и нестандартностью.
Сюжет поэму « Руслан и Людмила» – сказочный и волшебный. В произведении рассказывается о похищении невесты, о ее поисках. Присутствует даже соперничество. Главная героиня очутилась в волшебном и заколдованном царстве. Как и в любой сказке в поэме есть счастливый конец, что, безусловно, радует. Повествование в этом произведении тоже поистине сказочное и необычное.
Самое интересное то, что в поэме « Руслан и Людмила» встречаются параллельно сказочное и весьма обыденное, даже фантастика и обычный быт. К примеру, колдунья – это обычная злая старуха. Чародей Черномор – вообще немощный старик. Волшебниц можно описать, как легкомысленных девушек. Ирония автора видна в практически каждом предложении.
Это забавляет читателя и делает произведение еще интереснее.
Многие критики отмечают то, насколько произведение цепляет. Это поэма рассчитана не только на младшего зрителя, потому что сказка, а так же на читателя постарше.
« Руслан и Людмила» – это пушкинский символ вечной любви, которую не могут разрушить никакие препятствия. Любовь сильнее всего на свете и победит любое зло.
Самое главное, что хотел донести Пушкин – это то, что нельзя сдаваться не при каких ситуациях и тогда счастье обязательно настигнет.
Поэма « Руслан и Людмила» – это новаторство Пушкина. Произведение непохожа на другие его творения. Главным героем является великий князь Руслан, отважный и смелый. Главным врагом князя является гнусный чародей, который похитил красавицу-Людмилу, жену Руслана.
Пушкин умело совместил в одном произведении историю и сказку, любовь и ненависть, борьбу и отчаянье. Такими интересными приемами автор хотел показать, что даже обычная сказка может заиграть новыми красками и будет интересна всем. Пушкин не прогадал.
« Руслан и Людмила» действительно стали легендарными героями в будущем, а Пушкин отличился своим мастерством, показал свое новаторство и то, что не боится экспериментов.
Вариант 2
Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Александром Сергеевичем Пушкиным в двадцать лет. Несмотря на юный возраст, у него уже сформировался собственный стиль повествования и отличительные особенности.
Частично поэма включает в себя народный эпос, былины и легенды, но в общем является отдельным полностью сформированным произведением. Оно имеет отличительные особенности. Но благодаря этой поэме, народные повествования становятся известными на весь мир, им становится открыта дорога для широкого круга читателей.
Образ Руслана является собирательным. Он основан на персонажах, описанных в былинах и легендах российского народа. Настоящий богатырь, обладающий смелым и мужественным характером, способный спасти любимую девушку из рук врага, который забрал Людмилу. Он обладает невиданной силой, благодаря которой он способен на подвиги и защиту любимого государства и единственной возлюбленной.
Людмила – образ идеальной невесты, молодой девушки, в которой Руслан видит единственную и любимую. Она обладает внешностью русской красавицы, с длинной русой косой до пояса и румяными щеками. Тихая и скромная с прекрасным характером, ее похищает злодей, намеренный отомстить Руслану за его свершения.
Он уверен, что они должны быть вместе и жизнь никогда не разлучит их. Но судьба играет жестокую шутку. А правитель государства Российского уверен, что мужчина сам виноват в том, что его любимая была похищена врагами. Он описывается, как человек недеятельный, не способный на решения и поступки, даже когда враги наступают на город, он не может отстоять свою территорию.
На спасение ему приходит Руслан, обладающий богатырской силой и способный отстоять целую крепость. Именно поэтому на Руси начинают появляться волнения, ведущие к революции. Государь не предпринимает попыток разобраться с происходящим в государстве, поэтому ситуация обостряется.
Несмотря на собирательность образов, произведение является законченным. Оно с точностью описывает нюансы российской культуры того времени, показывает особенности менталитета и отношения к жизни, проблемы, возникающие в обществе того времени.
Александр Сергеевич Пушкин точно передал особенности народного быта и распространённого на тот момент эпоса, ставшего культурным достоянием. Несмотря на достаточно юный возраст, он смог разобраться в особенностях русской души.
Анализ произведения Руслан и Людмила
Поэма «Руслан и Людмила» – произведение, в котором тончайшим образом автор переплел поэму с былинным типом повествования.
Людмила – очаровательная красавица, которую похитили и погрузили в зачарованный сон.
Руслана Пушкин наделил типичным богатырским характером, он совершает подвиг, благодаря которому рассеивает в один миг тысячи полчищ печенегов, осаждающих Киевскую крепость. Все это похоже на настоящие свершения Ильи Муромца.
Несмотря на достаточное количество переплетений с народными повествованиями и былинными иносказаниями, произведение Александра Сергеевича можно считать полноценным.
Оно отличается стилистикой рассказа, отличительными особенностями автора.
И хотя Пушкин закончил произведение к двадцати годам, его фирменный стиль уже полностью сформировался и обладал отличительными чертами, присущими молодому поэту и автору.
Сказочность повествования, увлекающая читателя, не затмевает основной мысли повествования. В поэме точно описываются проблемы русского народа, тонкости быта и культурных отличий. Произведение увидит свет в годы набирающей обороты революции, поэтому становится смыслом и движущей силой для протестующих масс.
Данная сказка становится первым творчеством, переплетенным с повествованием народа. Оно открывает широкие двери народному творчеству, которое постепенно становится массовым и обретает популярность.
Пушкин подчеркивает мысль, что рано или поздно добро побеждает зло, несмотря на то, что необходимо приложить усилия и стойко и мужественно сражаться с обстоятельствами и учиненными кознями.
Руслан готов бороться за собственное счастье.
При этом автор высмеивает образ государственной власти, занимающей нейтральную позицию в ситуациях, когда нужно принимать резкие и стремительные решения, от которых зависит будущее целой страны.
Из-за сложившейся ситуации и происходит конфликт между правящей верхушкой и подчиненным народом. Появляются революционные настроения, сменяющиеся волнением.
Автор смог точно передать существующие в то время проблемы, которые власть не намерена решать, что усугубляет проблемы и вопросы, царящие в обществе. Каждый гражданин пытается собственными силами бороться за обещанные некогда права.
А данное произведение является олицетворением праведной борьбы и возможность победы добра над злом.
5, 10 класс
← Лиза в повести Пиковая дама
← Исторические события в поэме Полтава↑ ПушкинАнализ баллады Песнь о вещем Олеге →
Руслан и Людмила. История создания →
- Сочинение на тему Мои летние каникулы
Когда заканчивался очередной учебный год мои родители шутили: Ура! У нас каникулы. И мне было приятно видеть их радостные лица. Все заботы и переживания прошедшего учебного года остались позади, а впереди теплое и беззаботное лето. - Сочинение на тему Мой любимый цветок (роза, ландыш, ромашка, тюльпан) 5 класс
Во всем мире существует огромное количество разных цветов. С разными ароматами и цветами, но для меня ромашка, является самым любимым цветком - Сочинение на тему Смысл моей жизни
Экзистенциальный вопрос, вопрос о смысле жизни, волновал философов ещё с далёких времён. Кто-то видел смысл жизни в продлении рода, кто-то заявлял, что смысл жизни любого человека в том, чтобы прийти к конечной цели, — умереть. - Композиция романа Капитанская дочка Пушкина особенности произведения
Исторический роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» написан в виде мемуаров. Все действия происходят во время ужасного крестьянского бунта, который когда-то был на Руси - Характеристика и образ Герасима в рассказе Тургенева Муму 5 класс сочинение
Герасим – обычный деревенский мужик, обладавший неистовой силой и мужеством. Герасим – настоящий русский человек, именно таким себе представляешь рабочего крестьянина того времени
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-poehmy-ruslan-i-lyudmila
Анализ «Руслан и Людмила» Пушкин
«Руслан и Людмила» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.
Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.
Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.
Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.
Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.
В финале присказки Пушкин утверждает, что сам побывал в лукоморье и слушал сказки «кота ученого». Он хочет поделиться одной из таких прекрасных сказок. Интригующее вступление поэта усиливает интерес читателей и нетерпение перед вступлением в волшебный мир народных преданий.
Источник: https://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4164-analiz-ruslan-i-lyudmila-pushkin
Анализ поэмы Руслан и Людмила Пушкина 5 класс, 10 класс
Сказочная поэма в стихах «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина – это один из его шедевров. Произведение никого не оставляет равнодушным. При чтении поэмы будто попадаешь в волшебный сказочный мир и вместе с героями проживаешь все моменты.
В произведении сосредоточено сразу три жанра: непосредственно поэма, сказка и былина.
Здесь происходят сказочные события: волшебное и необычное похищение Людмилы, оживление Руслана мертвой и живой водицей. Присутствуют детали, которые дополняют сюжет: шапка-невидимка, кольцо, меч-кладенец. Пушкин доработал и преобразовал при помощи художественного языка и своего оригинального стиля всё, что он позаимствовал из русских волшебных сказок.
Образ Руслана дан в развитии. В нем просматриваются черты русских богатырей. Также как былинные герои, Руслан совершает подвиг: побеждает Черномора и спасает любимую.
Князь Владимир в поэме представлен таким же, как и в русских былинах. В отношении этого образа Пушкин ничего не стал изменять и преобразовывать.
Владимир показан как мудрый правитель: в трудную минуту обращается за помощью, не бездействует.
Язык поэмы достаточно простой и красочный. Поэт старается сохранить самобытность и лиризм, присущий исключительно русским людям.
Смысл произведения понятен и традиционен: победа добра над злом, гуманизма над коварством и лицемерием.
В стихосложении Пушкин внес исключительно новую, отличающуюся от прежнего написания манеру: мы не видим того высокопарного, замысловатого и тяжелого стиха, каким писались в то время поэмы. Стих поэмы плавный, простой, мелодичный, даже в какой-то степени музыкальный.
Во всем произведении прослеживается патриотический настрой: в речи и поступках персонажей. Передать неподдельную и истинную любовь к своей родине и земле в действиях и словах героев поэмы, показать национальный русский характер – главная идея произведения.
Поэма «Руслан и Людмила» претерпела массу отзывов: начиная с негативных и заканчивая самыми восторженными. Несмотря на то, что многие детали, образы и в какой-то степени сюжет заимствован из русских народных произведений, все же Александр Сергеевич Пушкин создал свой, присущий только ему фольклорный мир. Поэтому его произведения мы узнаем, произнося всего лишь несколько строк.
Вариант 2
Одним из главных шедевров А.С. Пушкина является произведение «Руслан и Людмила». Читая поэму, читатель попадает в сказочный мир. Эта сказка захватывает и завораживает. «Руслан и Людмила» – это поэма, былина и сказка в одном произведении.
Пушкин взял всего по не многу из русских народных сказок и соединил все в одном произведении. У поэта имеется своя оригинальная и особенная манера изложения мыслей.
Руслан подобен богатырю, он совершает огромный подвиг. Парень борется с Черномором, что бы спасти свою любимую Людмилу. Князь Владимир выступает в роли мудрого и справедливого правителя.
Руслан по описанию очень похож на легендарного Илью Муромца. Он большой, сильный и могучий. Людмила же представляет собой настоящую женщину. Она легкомысленна, красива, элегантная, нежная с утонченными чертами.
Она любит кокетничать. Она живет беспечно.
Поэма написана простым и красочным языком. В произведении много лирики. Суть сказки проста. Автор хотел показать читателям то, что добро намного сильнее зла, а гуманизм способен подавит коварство и ложь.
Автор написал стихотворение в необычной манере. Раньше подобные произведения писали с использованием высокопарных слов и замысловатых предложений. Но, А.С. Пушкин сделал поэму мягкой, простой, легкой и плавной. Ее легко и приятно читать.
Автор мастерски собрал в одном произведении несколько видов сказок. Поэма выглядит целостной и полноценной. Много интересных деталей и мелочей присутствует в стихотворении. А.С.
Пушкин применил свою поэтическую фантазию в полной мере. В произведении можно встретить волшебника, волшебный меч-кладинец, магическую шапку – невидимку, мертвую и живую воду.
Все это переплетается в поэме и делает ее более интересной и захватывающей.
В произведении можно увидеть патриотический посыл. Все это заметно в поведении и словах героев. Главной идеей стиха является любовь к родине. В действиях и речах персонажей поэмы отчетливо виден русский характер.
Поэт использовал много простонародных выражений, понятных каждому речевых оборотов.
Главной особенностью сказки является то, что А.С. Пушкин использовал лирические отступления.
Это придает изюминку произведению и показывает чувства поэта, который всей душой переживает за сказочных персонажей.
Произведение «Руслан и Людмила» это жемчужина русской литературы. Это наша гордость. Сказка не имеет больше аналогов.
Анализ произведения Руслан и Людмила для 10 класса
Произведение является уникальным поэтическим творением, в котором используется гротескный, фантастический, сказочный сюжет с применением приемов простых лексических оборотов и методов авторской ироничной мысли.
Структура поэмы состоит из шести песенных частей и в своем начале имеет посвящение, в котором указано, что произведение написано для чтения девицами-красавицами.
Произведение написано с использованием четырехстопного ямба, тройных, четвертных рифм, нестесненных с их правильным чередованием.
Применение данного литературного метода дает возможность свободному передвижению авторских интонаций, которые плавно переходят от шутливой иронии к мягкой, певучей лирики и романтизму.
На всем протяжении произведения автор использует пересечение сказочных мотивов с былинными текстами, которое в своем единстве образуют гармонию целостности, объединенную авторской идеей.
Поэтическая фантазия перерабатывает сказочные идеи, объединяя в поэме волшебников, шапку-невидимку, ожившую голову великана, волшебный меч, живую и мертвую воду, помогающие воскрешению главного героя, волшебный перстень, способный снять очарованный сон Людмилы.
Помимо применения сказочно-былинных основ поэмы поэт использует в написании произведения языковой прием, отражающий свободу, простоту живого народного языка, выражающегося в изобилии простонародных фраз, речевых оборотов и слов.
Раскрывая образ молодого жениха Руслана, являющегося одним из основных персонажей поэмы, автор описывает его в качестве типичного русского былинного богатыря, напоминающего по своей размашистости, храбрости и могучести легендарного Илью Муромца. Образ Людмилы приближен поэтом к женщинам, жившим в пушкинскую эпоху отличающимся беспечностью, кокетством и легкомыслием.
Сюжетная линия поэмы выстроена по особому шаблону, присущему сказочным произведениям, в которых положительный герой спасает возлюбленную от мифического злодея, преодолевая на своем пути трудности при помощи волшебных талисманов и оружия.
Однако при этом поэма отличается удивительной грациозностью, свежестью, тонким остроумием, яркостью красок с вкраплением эпикурейских ноток, присущих творчеству поэта того периода.
Внутри сюжетного повествования поэт применяет пересечение сказочных, волшебных, фантастических моментов с самыми обыденными, бытовыми вещами, когда Черномор оказывается не только сильным колдуном, но и немощным старцем, гигантская голова способна зевать, чихать, в образе колдуньи проявляется жалкая старуха, а в роли волшебниц – легкомысленные девицы. Такими приемами автор разрушает строго установленные жанровые особенности, привнося в поэму авторскую иронию и задор.
Необычностью произведения является и применение поэтом внефабульных лирических отступлений, которые придают поэме ощущение личного тона рассказчика, переживающего за героев.
Значение знаменитой поэмы трудно переоценить, поскольку пушкинское литературное произведение не имеет аналогов в мировой поэзии.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-poehmy-ruslan-i-lyudmila-5-klass-10-klass
Пушкин «Руслан и Людмила» – анализ – Русская историческая библиотека
Преобладающими настроениями лицейского периода проникнуто первое крупное произведение Пушкина: «Руслан и Людмила» (начато в 1817 году, окончено в 1819 году).
Жанр «Руслана и Людмилы»
По своему жанру «Руслан и Людмила» принадлежит к тем поэмам и романам конца XVIII и начала ХІX века, в которых ясно сказалось тяготение к творчеству в «национальном» духе. Для его полного осуществления нужно было только проникнуться духом народа, нации.
К этому Пушкин пришёл гораздо позднее, в период жизни в селе Михайловском. Теперь же он стоял так же далеко от понимания народа, как его предшественники в этом смысле Чулков, Попов, Карамзин и др.
Поэтому все его первые «национальные произведения» отразили на себе влияния ложноклассицизма, сентиментализма и волшебно-рыцарских романов. Истинная же русская «народность» здесь выразилась ещё очень слабо.
Тем не менее, в тяготении к народному, в интересе к родному творчеству содержался великий смысл.
Пушкин был неправ, называя содержание своей поэмы «делами давно минувших дней», «преданьями старины глубокой». Определяя свое произведение так, он стоял на обычной точке зрения, которая не только в народных былинах, но и в романах Чулкова видела поэтические воспоминания о действительных фактах русского прошлого.
По жанру «Руслан и Людмила» тесно примыкает к поэмам Ариосто, Боярдо, к романам-пародиям Виланда («Оберон») и пр., лишь с тем отличием, что в русские подражания вставлены имена русских богатырей, имена, взятые из былин, а иногда и вымышленные.
Как все волшебно-рыцарские романы и поэмы («Амадисы», «Пальмерины», «Большой Морганте», «Неистовый Роланд»), так и романы Чулкова и Попова построены на шаблонных схемах: рыцари разыскивают красавиц, похищенных чародеем, или каким-нибудь насильником.
Для освобождения красавицы нужно преодолеть ряд трудностей, испытаний, надо вооружиться особыми «талисманами», «волшебными мечами», «копьями» и пр. Подвиг, конечно, удается; чародей оказывается побежденным, и благодарная красавица награждает своею любовью избавителя-рыцаря.
Здесь присутствуют и добрые чародеи, помогающие герою советом, или делом, и волшебные замки, с очарованными красавицами, и соблазны, и ужасы…
Картина художника Н. Ге на сюжет «Руслана и Людмилы» Пушкина
Литературные особенности «Руслана и Людмилы»
Совершенно так же построена поэма Пушкина «Руслан и Людмила». Сравнительно с романами Чулкова и Попова, в ней нет ни одного нового мотива, но зато она грациозна, удивительно свежа, вся пропитана тонким остроумием, блещет яркостью красок и легкой примесью изящного эпикуреизма, который так характерен для многих пушкинских произведений лицейского периода.
Рыцарские авантюрные мотивы, которые у многих писателей разрабатывались серьезно, в поэме Пушкина разработаны шутливо: скептицизм XVIII века, влияния Вольтера, Виланда, Гамильтона, Лафонтена внесли в юношескую поэму Пушкина эту своеобразную окраску, сближая её с «пародиями» на рыцарские романы.
Таким образом, ироническое отношение автора к содержанию своего произведения и, в то же время, полное неумение разобраться, что в сказочных мотивах имеет народное происхождение, а что – книжное, помешали первому произведению Пушкина сделаться истинно «национальным».
К достоинствам поэмы надо отнести прекрасную форму, легкий, игривый стиль, бодрое, задорное настроение, которое пронизывает всё это произведение, ярко и полно выразившее идеалы и настроения лицейского периода.
Поэма «Руслан и Людмила» была принята русской публикой восторженно – ясное доказательство того, что она пришлась по плечу русскому обществу. В ней видели старое, известное, но сказанное на новый лад, возведенное в действительную красоту.
Впрочем, русская критика разделилась на два лагеря. Одни восхваляли поэму, другие ее осуждали. Жуковский, после прочтения поэмы, подарил Пушкину свой портрет, с надписью: «победителю-ученику от побежденного учителя».
Другой член общества «Арзамас», Воейков, написал длинный разбор-анализ «Руслана и Людмилы», в котором превознес её, как произведение, в «романтическом» духе. Он нашел в поэме и нравственную цель, которая достигнута поэтом, так как злодейство оказалось наказанным, а добродетель торжествующей…
Но Воейков не удержался и от упреков. Он нашел, что поэт недостаточно целомудрен. «Он любит проговариваться, изъясняться двусмысленно, намекать, употреблять эпитеты: «нагие», «полунагие», говоря даже о холмах и саблях напр.: «холмы нагие», «сабли нагие». Он беспрестанно томится какими-то желаниями, сладостными мечтами и пр.
» Так наивно судил о поэме Пушкина её поклонник. Он увидал в ней «романтизм», которого там не было, «нравоучительность», которая отсутствовала, и безнравственность там, где была лишь игра молодой фантазии.
Еще курьезнее отзывы о поэме её противников. Один из них хулил «Руслана и Людмилу» с точки зрения ложноклассицизма. Попутно в своём анализе он высказывается и о народных сказках; их он называет «плоскими шутками старины», не смешными, и не забавными, а отвратительными по своей грубости.
Поэтому и поэма Пушкина показалась ему произведением вульгарным, недостойным печати. Он восклицает: «позвольте спросить: если бы в Московское Благородное Собрание как-нибудь втерся (предполагаю невозможное возможным) гость с бородою, в армяке, в лаптях и закричал бы зычным голосом: “здорово, ребята!” – неужели бы стали таким проказником любоваться!».
Таким же «неприличием» показался ему первый крупный литературный дебют Пушкина.
Новизна «Руслана и Людмилы»
Очень важно, что для стариков-псевдоклассиков поэма Пушкина показалась «проказницей». Это и было «новое слово», внесенное Пушкиным; за это превознесли его друзья-«арзамасцы», за это на него напали старики.
Вся сотканная из старых поэтических формул, поэма Пушкина была нова своим свободным отношением к литературным традициям. Она не была романтическим произведением. Фантастика «Руслана и Людмилы» не та, которая была свойственна романтизму. Романтизм относится к своим чудесам с «верой» (ср.
сочинения Жуковского), а у Пушкина отношение к фантастике такое же, какое мы встречаем в волшебных сказках XVIII-го века: скептическое, ироническое. Поэма была «вызовом» творчеству «старому», связанному правилами, подчиненному морали, тусклому и однообразному…
Тот факт, что около этого юного произведения в русской критике разгорелась ожесточенная полемика, доказывает всю важность «Руслана и Людмилы».
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3401-pushkin-ruslan-i-lyudmila-analiz
Анализ поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”
В “Руслане и Людмиле” интересно изображены эпизоды битв, описание поля, покрытого мертвыми костями, богатырской головы. Ради любви мужчины способны на все, что угодно.
Вот и наш Руслан” – богатырь ездит; ищет свою супругу по свету. Руслан – типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих печенегов, живо напоминает подвиг Ильи Муромца: …В одно мгновенье бранный луг Покрыт холмами тел кровавых, Живых, раздавленных, безглавых…
Кроме сказочно-былинного содержания поэмы, новостью был и самый ее язык – свободный, простой, близкий простому народному языку. Такой, например, разговор Руслана с головой:
…Чего ты хочешь от меня? Нахмурясь, голова вскричала, Вот гостя мне судьба послала! Послушай, убирайся прочь! Я спать хочу, теперь уж ночь, Прощай! Но витязь знаменитый, Услыша грубые слова, Воскликнул с важностью сердитой: Молчи, пустая голова! Слыхал я истину бывало: Хоть лоб широк, да мозгу мало! Я еду, еду, не свищу, А как наеду, не спущу!…
Последняя фраза, напоминающая народные присловья, настолько соответствует законам народной речи, что она перешла из поэмы Пушкина в народную поэзию. В народной драме “О храбром воине Анике”, записанной через сорок лет после Руслана и Людмилы”, Аника говорит своему противнику:
А я хочу с тобою биться, На вострой сабле расходиться И на меч-кладенец и на вострое копье Ну расходись… Вот я еду, не свищу, Ну наеду – не спущу…
Пушкинская поэма изобилует такого рода народными выражениями. Вот, например, как обращается Руслан к Черномору: …Лети хоть до ночной звезды, А быть тебе без бороды!… Теперь ты наш; ага, дрожишь! Знай наших…”
В зависимости от обстоятельств иногда и автор сам прибегает к простой речи: …Бояре, задремав от меду, С поклоном убрались домой…” Или еще: …И в снег с размаха рокового Колдун упал – да там и сел…”. По замыслу поэта Руслан и Людмила” – героическая поэма, подводящая итоги патриотических настроений 1812 года.
В образе Руслана, хотя еще не совсем полно, намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость. Победа Руслана над Черномором изображается как торжество русской силы”.
Смирись, покорствуй русской силе!” восклицает Руслан во время боя.
…Но ты велишь, но ты любила Рассказы прежние мои, Преданья славы и любви…
Преданья славы и любви” – вот основной предмет поэмы по собственному определению Пушкина. Он имел полное право сказать, что взял свою сказку”, как он называл Руслана и Людмилу”, из того сказочного мира, где русский дух”, где Русью пахнет”.
Там русский дух… Там Русью пахнет! И я там был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел и кот ученый, Свои мне сказки говорил. Одну я помню; сказку эту Теперь поведаю я свету…
Эта сказка совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир.
Все были очарованы, увлечены мощными звуками этой неслыханной ранее поэзии” – так говорил о значении Пушкина в русской литературе Н. А. Добролюбов. На протяжении всей своей творческой жизни поэт не раз обращал пристальный взгляд на события собственной жизни и окружающего мира.
Результатами этих наблюдений явились замечательные педагогические находки и открытия. Пушкин не изобретает ничего нового, а лишь еще и еще раз обращает внимание на те или иные аспекты поведения, поступки; на правах старшего дает полезные и умные советы, отвечает на многие волнующие нас вопросы.
За два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в “литературное наследие” по определению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт.
По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета. они идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим”.
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-poemy-pushkina-ruslan-i-lyudmila/
Анализ поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»
Наслаждениям молодой жизни Пушкин отдавался таким же упоением, как отдавался литературе, как отдавался высоким идеям и свободным мыслям. Интересно, что за весь 1818 г. он почти вовсе не пишет писем, да и стихов пишет не так много. Ему явно не до них. Он весь в кружении, в забавах и соблазнах большого города. 27 октября 1819 г.
он пишет ГГ. Б. Мансурову о своем образе жизни и говорит о шампанском, актрисах, картах. Но тут же он говорит и о «Зеленой лампе»: «Зеленая лампа нагорела — кажется, гаснет — а жаль…». И здесь же делает политические признания: «Поговори мне о себе — о военных поселеньях. Это все мне нужно — потому, что я люблю тебя — и ненавижу деспотизм…
».
Для Пушкина все это не разное, а части единого: все это жизнь. Он пьет жадно весь кубок жизни — весь, не избирательно; он все хочет вкусить и опробовать. И ему, поэту, это оказывается полезным: полнота его жизни ведет к полноте творчества.
Первые два года пребывания Пушкина в Петербурге, сравнительно с более поздними годами, не слишком заполнены творчеством.
Белинский был отчасти прав, когда говорил о «самобытных мелких стихотворениях» Пушкина, которые «не восходят далее 1819 года»19.
Жажда прямого познания жизни, интерес к самым различным ее проявлениям на время замедлили творческую деятельность Пушкина. Замедлили, но не остановили. Он и теперь создает немало истинно поэтического в лирическом роде.
От Державина в пушкинской оде «Вольность» особенный, умеренно-архаический стиль, ее возвышенны торжественно-высокий язык. Еще совсем недавно Пушки пародировал Державина. Теперь он обращается к нем; потому что именно в нем, в его стихах видит образе языка гражданской поэзии.
Стихотворение написано в том высоком стиле, в каком писалась ода «Вольность» и в каком будут написаны позднее его другие стихи на тему поэта. Несомненно — признаки стилистические являются тому доказательством,— что стихи гражданские и вольнолюбивые и стихи о поэте уже в ранний период его творчества осознавались Пушкиным кок близкие, едва ли не одного и того же рода.
Поэма-сказка Пушкина основана на свободной поэтике. В этом мире поэтической свободы Пушкин чувствует себя, как никто другой из его предшественников и современников, «власть имеющим». «„Руслан и Людмила”,— писал Кюхельбекер,— поэма, в которой, при всех ее недостатках, более творческого воображения, нежели всей остальной современной русской словесности».
Сюжет поэмы — типично сказочный. Похищение невесты, поиски ее, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения, счастливый конец — все это похоже на сказку.
Повествование в поэме движется характерно сказочными приемами, но по ходу его, внутри сюжета, происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового.
Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, чародей Черномор — немощным стариком, волшебницы — более чем легкомысленными девицами, сказочная ужасная голова морщится, зевает и чихает. Авторская ирония, которая, как мы уже, но только разрушает строгие жанровые каноны.
- Уж он приблизился: тогда
- Княжа с постели соскочила,
- Седого карлу за колпак
- Рукою быстрой ухватила,
- Дрожащий занесла кулак
- И в страхе завизжала так,
- Что всех арапов оглушила.
Поэтическая шалость и поэтическая шутка Пушнина — вовсе не безделка. Для него это всегда путь к этической свободе и к художественным открытиям. «Руслан и Людмила», заметил Б. В.
Томашевский, «была поэмой, обращенной не к прошлому, а к будущему» 2в. Она намечала пути дальнейшего движения пушкинского гения.
В ней вырабатывались те формы, которыми, усовершенствовав их и преобразив, Пушкин воспользуется В зрелых своих созданиях. В частности — в «Евгении Онегине».
Несомненно, что между первой пушкинской поэмой и его романом в стихах есть глубокая внутренняя преемственность, которую и сам Пушкин осознавал.
Она заключается прежде всего в самих принципах художественного создания. Процесс одновременного разрушения и создания жанра, характерный для «Руслана и Людмилы», происходит и в «Евгении Онегине».
В «Евгении Онегине» Пушкин разрушает традиционные формы романа.
Источник: https://uznaem-kak.ru/analiz-poemy-pushkina-ruslan-i-lyudmila/
Анализ поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Введение
Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – оперы и симфонии.
Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на примере поэмы А.С. Пушкина и оперы М.
И Глинки, показать связь литературного произведения с музыкальным.
Задачи работы:
1. Определить понятия поэмы и оперы
2. Провести анализ поэмы и оперы в отдельности с целью выявления ключевых моментов и образов, а также сопоставительный анализ видов искусства.
Поэма и опера как жанры искусства.
Для того, чтобы провести сопоставительный анализ поэмы А.С.Пушкина и оперы М.И. Глинки обратимся к ключевым понятиям.
Поэма (греч. poiema, от греч. poieo – творю). Большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде.
Опера. Синтетический жанр музыкально-драматического искусства , появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское “opera” буквально — труд, дело, сочинение).
Анализ поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
“Для вас, души моей царицы,Красавицы, для вас однихВремен минувших небылицы,В часы досугов золотых,Под шопот старины болтливой,Рукою верной я писал;Примите ж вы мой труд игривый!Ничьих не требуя похвал,Счастлив уж я надеждой сладкой,Что дева с трепетом любвиПосмотрит, может быть, украдкойНа песни грешные мои.”
С этих слов начинается романтическая, удивительная, завораживающая уже не одно поколение читателей поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».
Уважаемая аудитория, сейчас я попрошу вас вспомнить свое первое впечатление от прочитанного пролога поэмы. (к аудитории) С „трепетом любви“ или иронической улыбкой вы читали поэму? (высказываются мнения). Таким образом, мы выяснили, что пролог вызывает разноречивые впечатления.
А теперь, я предлагаю вам сравнить свое впечатление с тем, которое вспоминает И. А.
Бунин в конце 20-х годов: «Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к „Руслану“: Казалось бы, какой пустяк — несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли во все мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле.»
Что понимает И.
А. Бунин под «колдовским прологом»? Это, конечно, притягательность, неотступность художественного образа, способного силой ассоциативного мышления рождать у чуткого и талантливого читателя новые, субъективные художественные образы.
А можно ли представить поэму без пролога, ведь Пушкин написал его позже, в 1828 году? Да, бесспорно, вступление обладает исключительной художественной ценностью и может восприниматься как самостоятельное художественное произведение, но в поэме оно выполняет роль зачина, волшебной потайной дверцы, которая открывает нам вход в удивительный мир преданий, сказок и песен.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
Источник: https://arhivinfo.ru/1-92184.html
Сочинение «Анализ поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»»
В «Руслане и Людмиле» интересно изображены эпизоды битв, описание поля, покрытого мертвыми костями, богатырской головы. Ради любви мужчины способны на все, что угодно. Вот и наш Руслан» — богатырь ездит; ищет свою супругу по свету. Руслан — типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих печенегов, живо напоминает подвиг Ильи Муромца:
* …В одно мгновенье бранный луг
* Покрыт холмами тел кровавых,
* Живых, раздавленных, безглавых…
Кроме сказочно-былинного содержания поэмы, новостью был и самый ее язык — свободный, простой, близкий простому народному языку.
Такой, например, разговор Руслана с головой:
* …Чего ты хочешь от меня?
* Нахмурясь, голова вскричала,
* Вот гостя мне судьба послала!
* Послушай, убирайся прочь!
* Я спать хочу, теперь уж ночь,
* Прощай! Но витязь знаменитый,
* Услыша грубые слова,
* Воскликнул с важностью сердитой:
* Молчи, пустая голова!
* Слыхал я истину бывало:
* Хоть лоб широк, да мозгу мало!
* Я еду, еду, не свищу,
* А как наеду, не спущу!…
Последняя фраза, напоминающая народные присловья, настолько соответствует законам народной речи, что она перешла из поэмы Пушкина в народную поэзию.
В народной драме «О храбром воине Анике», записанной через сорок лет после Руслана и Людмилы», Аника говорит своему противнику:
* А я хочу с тобою биться,
* На вострой сабле расходиться
* И на меч-кладенец и на вострое копье
* Ну расходись…
* Вот я еду, не свищу,
* Ну наеду — не спущу…
Пушкинская поэма изобилует такого рода народными выражениями. Вот, например, как обращается Руслан к Черномору:
* …Лети хоть до ночной звезды,
* А быть тебе без бороды!…
* Теперь ты наш; ага, дрожишь!
* Знай наших…»
В зависимости от обстоятельств иногда и автор сам прибегает к простой речи: …Бояре, задремав от меду, С поклоном убрались домой…» Или еще: …И в снег с размаха рокового Колдун упал — да там и сел…». По замыслу поэта Руслан и Людмила» — героическая поэма, подводящая итоги патриотических настроений 1812 года.
В образе Руслана, хотя еще не совсем полно, намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость.
Победа Руслана над Черномором изображается как торжество русской силы».
Смирись, покорствуй русской силе!»
восклицает Руслан во время боя.
* …Но ты велишь, но ты любила
* Рассказы прежние мои,
* Преданья славы и любви…
Преданья славы и любви» — вот основной предмет поэмы по собственному определению Пушкина.
Он имел полное право сказать, что взял свою сказку», как он называл Руслана и Людмилу», из того сказочного мира, где русский дух», где Русью пахнет».
* Там русский дух…
* Там Русью пахнет!
* И я там был, и мед я пил;
* У моря видел дуб зеленый;
* Под ним сидел и кот ученый,
* Свои мне сказки говорил.
* Одну я помню; сказку эту
* Теперь поведаю я свету…
Эта сказка совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир.
Все были очарованы, увлечены мощными звуками этой неслыханной ранее поэзии» — так говорил о значении Пушкина в русской литературе Н.А.Добролюбов. На протяжении всей своей творческой жизни поэт не раз обращал пристальный взгляд на события собственной жизни и окружающего мира.
Результатами этих наблюдений явились замечательные педагогические находки и открытия.
Пушкин не изобретает ничего нового, а лишь еще и еще раз обращает внимание на те или иные аспекты поведения, поступки; на правах старшего дает полезные и умные советы, отвечает на многие волнующие нас вопросы.
За два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в «литературное наследие» по определению Ю.М.Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим».
Источник: https://litsochinenie.ru/analiz-poemyi-pushkina-ruslan-i-lyudmila.html