Черты национального характера в образе И. И. Обломова
Черты национального характера в образе
И. И. Обломова
В 1859 году в свет вышло одно из самых замечательных произведений И. А. Гончарова — «Обломов».
Роман этот был воспринят читателями неоднозначно: некоторые его хвалили, зачитывались им, другие бранили и высказывали всяческое пренебрежение.
Критики также не сошлись во мнениях, каждый давал свою оценку роману и не хотел соглашаться с чужой. Но между тем роман расходился, и вскоре весь Петербург знал и обсуждал «Обломова».
Произведение всколыхнуло новую волну в океане, бушевавшем в России в то время: быть ли истинному русскому характеру и образу жизни или же стараться подражать иностранному стилю. Люди сходились во мнении, что, действительно, Гончаров выставил Обломова в слишком уж неприглядном свете.
Каковы же Черты национального характера в образе Ильи Ильича Обломова, вокруг которых было так много диспутов и дискуссий? Главный герой романа — медлительный, необычайно ленивый человек.
Он никогда никуда не торопился, любил откладывать дела «в долгий ящик», не спешил делать сегодня то, что можно было сделать завтра. Любимым занятием его был сон, на втором месте стоял прием пищи. Илья Ильич просыпался к обеду, и лишь необычайные события могли вытащить его из уютной постели.
Весь день свой Обломов проводил в бездействии и покое, никуда он не ходил, ничем не интересовался, и изо дня в день текла бы размеренная, тягучая жизнь его, если бы не знакомые и друзья, изредка посещавшие его.
Черты национального характера в образе Обломова Гончаров, немного утрируя, показал необычайно точно. Вспомним хотя бы душевные качества Обломова. По словам автора романа, Илья Ильич имел чистое сердце, к которому не приставала всяческая грязь, и прозрачную, как хрусталь, душу.
Обломов был очень добрым, мягким, человеком. Дом его всегда был открыт для посетителей: как для близких друзей, так и для обыкновенных знакомых. Хлебо-сольность Ильи Ильича также не знала предела, никогда он не отказывал людям, даже неприятным для него: Обломов всегда угощал Тарантьева, хотя очень трудно.
предположить, что они были близкими знакомыми..
Именно эти качества испокон веков отличали русских людей. Иноземцы, путешествуя по России, всегда поражались широте души русских, их щедрости, доброте и открытости.
В Обломове есть еще одна удивительная черта, присущая всем русским людям без исключения,— это надежда на «авось». Кто из нас когда-либо не пользовался этим волшебным словом? Илья Ильич надеется, что авось дело с переездом на другую квартиру уладится само собой, авось староста сам поправит материальное положение Обломовки.
Откуда же берутся эти Черты национального характера в русском характере? Ответ на этот вопрос Гончаров дает в главе «Сон Обломова», которая, как мне кажется, является ключом ко всему роману.
С детства Илья Ильич воспитывался в таких условиях, когда проще было сказать несколько слов, чем самому сделать дело.
Будучи ребенком, Илья Ильич наблюдал за природой, старался делать что-то своими руками, но родители тщательно оберегали его от любой работы, от принятия самостоятельных решений.
Всю свою жизнь Илья Ильич чувствовал в себе скрытые силы, но не мог высвободить их и использовать на благо России или хотя бы на свое благо. В Обломове прочно закрепляется стереотип счастливой жизни — покой, отказ от всяческой деятельности. Символами счастья становятся для Ильи Ильича уютный халат и мягкая перина.
Обломов не выдержал испытания искренней горячей любовью к Ольге Ильинской. Поначалу, когда их влечение друг к другу разгоралось в страсть, Илья Ильич сильно изменился к лучшему: он забыл про халат, послеобеденный сон…
Обломов стал часто появляться в обществе, щегольски одеваться, часто встречался с Ольгой, и казалось, он изменился навсегда, похоронена прежняя жизнь.
Но как только сложилась серьезная ситуация, потребовавшая от Ильи Ильича решительных действий (надо было сделать предложение Ольге, снять новую квартиру, привести в порядок дела в – имении и т. д.
), Обломов не нашел в себе сил исполнить задуманное и вновь опустился: перестал видеться с Ольгой, вернулся к старым своим друзьям — халату и дивану, стал снова спать днем и, наконец, переехал на Выборгскую сторону, где укрылся от общества, словно отшельник.
Переезд на Выборгскую сторону и знакомство с Агафьей Пшеницыной сыграли трагическую роль в судьбе Обломова: он окончательно опустился, и ничто, даже дружба с Штольцем и любовь к Ольге, не в силах вытащить его из той ямы, куда попал Илья Ильич.
Прочитав «Обломова»* я долго размышлял о русском характере, сравнивал себя, своих родственников и знакомых с героем романа и, признаться, с удивлением нашел во всех очень схожие черты. Обломов живет в каждом – из русских людей в той или иной степени.
В характере Ильи Ильича есть много положительных и много отрицательных черт, в “его образе отражен типичный русский национальный характер, правда, не без некоторых преувеличений.
И еще очень долго русские люди будут страдать от присущей им созерцательности, выливающейся в бесплодную мечтательность, но хочется верить, что, несмотря на все перипетии судьбы, пронесут они сквозь годы открытое доброе сердце свое и чистую, как хрусталь, душу.
Источник: https://historylib.net/cherty-nacionalnogo-xaraktera-v-obraze-i-i-oblomova/
Положительные и отрицательные черты характера Обломова его противоречивость в романе Гончарова » Сочинение на EraInfo.ru
Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца.
Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя.
Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом.
С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке.
Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.
Положительные сторона характера Обломова
Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц.
Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту.
Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой.
Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.
Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.
Национальный характер в романе «Обломов»
Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня.
Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек.
И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».
Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях.
Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына.
Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной.
В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.
Заключение
Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий.
Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.
Источник: https://erainfo.ru/polozhitelnye-i-otricatelnye-cherty-xaraktera-oblomova-ego-protivorechivost-v-romane-goncharova/
Характер Обломова
Характер Обломова
Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году. На его создание ушло почти 10 лет. Это один из самых выдающихся романов классической литературы нашего времени.
Так отзывались о романе известные литературные критики той эпохи. Гончаров сумел передать реалистично объективно и достоверные факты действительности слоев социальной среды исторического периода.
Надо полагать самым удачным его достижением было создание образа Обломова.
Это был молодой человек лет 32-33, среднего роста, с приятным лицом и умным взглядом, но без всякой определенной глубины смысла.
Как автор отметил мысль гуляла по лицу вольной птицей, порхала в глазах опускалась на полуоткрытые губы, пряталась в складках лба, потом совсем исчезала и перед нами оказывался беспечный молодой человек.
Иногда на его лице можно было прочесть скуку или усталость, но все равно в нем присутствовала мягкость характера теплота его души. Всю жизнь Обломова сопровождают три атрибута мещанского благополучия – диван, халат и туфли. Дома Обломов ходил в восточном мягком вместительном халате. Все свободное свое время он проводил лежа.
Лень была неотъемлемой чертой его характера. Уборка в доме проводилась поверхностно, создавая видимость, по углам свешивались паутины, хотя на первый взгляд можно было подумать, что хорошо убранная комната. В доме были еще две комнаты, но туда он совсем не заходил.
Если бы неубранная тарелка с ужина с крошками повсюду, недокуренная трубка, можно было подумать, что квартира пуста, в ней никто не живет. Он всегда удивлялся своим энергичным друзьям. Как можно так тратить свою жизнь, распыляясь на десятки дел сразу. Финансовое состояние его желало быть лучшим. Лежа на диване, Илья Ильич всегда подумывал каким бы образом его поправить.
Образ Обломова это сложный противоречивый, даже трагичный герой. Его характер предопределяет обычную, не интересную судьбу, лишенную энергии жизни, ярких ее событий.
Основное внимание Гончаров обращает на сложившийся строй той эпохи, который воздействовал на его героя. Это влияние выразилось в пустом и бессмысленном существовании Обломова.
Беспомощные попытки к возрождению под влиянием Ольги, Штольца, женитьбы на Пшеницыной, да и сама смерть определены в романе как Обломовщина.
Сам характер героя по замыслу писателя намного крупнее и глубже. Сон Обломова это ключ разгадки всего романа. Герой перемещается в другую эпоху, к другим людям. Много света, радостное детство, сады, солнечные речки, но сначала надо пройти преграды, бесконечное море с бушующими волнами, стонами.
За ним скалы с пропастями, багряное небо с красным заревом. После волнующего пейзажа, попадаем в небольшой уголок, где люди живут счастливо, где хочется родится и умереть, иначе и быть не может, так они считают.
Гончаров описывает этих жителей: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте». Там мы встречаем юного Обломова. В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи.
Илюша растет в атмосфере любви, покоя и чрезмерной опеки. Обломовка – это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром.
Илюша вырос на сказках и легендах, которые ему рассказывала няня. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.
Во сне Обломова описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Жизнь Обломовых, это пассивность и апатия. Детство вот его идеал. Там в Обломовке – тепло, надёжно и очень защищено чувствовал себя Илюша. Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование.
Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве, откуда прямые нити протягиваются к взрослому герою. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания.
обломов роман лень характер
Источник: https://diplomba.ru/work/94511
Обломов: вчера, сегодня, завтра
Один из крупнейших русских писателей XIX века Иван Александрович Гончаров — автор широко известных романов: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».
Особенно популярен роман Гончарова «Обломов». Хотя он был напечатан более ста лет назад (в 1859 году), он и сегодня читается с большим интересом, как яркое художественное изображение затхлой помещичьей жизни. В нем запечатлен типический литературный образ огромной впечатляющей силы — образ Ильи Ильича Обломова.
Замечательный русский критик Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?», выясняя историческое значение романа Гончарова, установил те черты, которыми отмечается это болезненное явление в общественной жизни и в личности человека.
Характер Обломова
Основные черты характера Обломова — слабость воли, пассивное, безучастное отношение к окружающей действительности, склонность к чисто созерцательной жизни, беспечность и лень. Нарицательное имя «Обломов» вошло в употребление для обозначения человека крайне бездеятельного, флегматичного и пассивного.
Излюбленное времяпрепровождение Обломова — лежанье в постели. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя, — это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома — он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате».
В кабинете Обломова господствовали запущенность и небрежность.
Если бы не лежащая на столе неубранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не прислоненная к постели трубка или не сам хозяин, лежащий в постели, «то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».
Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.
Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили — они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.
Типично для характера Обломова и состояние апатии. Он боится жизни, старается отгородить себя от жизненных впечатлений. Он с усилием и мольбой говорит: «Жизнь трогает». Вместе с тем Обломову глубоко присуще барство. Как-то его слуга Захар заикнулся о том, что «другие ведут иную жизнь». Обломов так ответил на этот упрек:
«Другой работает без устали, бегает, суетится… Не поработает, так не поест… А я?.. Да разве я мечусь, разве я работаю?.. Мало ем, что ли?.. Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому: я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»
Так Обломов оправдывает свое паразитическое существование, хотя бывают отдельные моменты, когда он недоволен собой, и тогда «ему грустно и больно становится за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую ему…»
Почему Обломов стал «обломовым». Детство в Обломовке
Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера — продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.
В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал «обломовым». А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:
«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».
Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.
Илюша — живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.
«— Пойдем, мама, гулять, — говорит Илюша.
— Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, — отвечает она, — сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»
Источник: https://mamotvet.ru/oblomov-vchera-segodnya-zavtra/
Основные черты характера Обломова
Основные черты характера Обломова
«Обломов» – классическое произведение критического реализма. Его достоинства получили глубокое истолкование в статье Добролюбова «Что такое обломовщина?».
По мнению критика, значение романа состоит в том, что Гончарову удалось с беспощадной строгостью отчеканить «современный русский тип», высказать «новое слово нашего общественного развития.». Слово это – «обломовщина».
Оно «служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни» и «придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели все наши обличительные повести».
в Онегине, Печорине, Рудине и в других «вариантах» «лишнего человека». При всей неожиданности такая аналогия верна по существу, потому что перечисленных героев роднит «бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего…».
Обломов уступает своим собратьям по уму и темпераменту. Но именно в нем со всей определенностью выражена мысль об исторической исчерпанности «лишних людей» как деятелей дворянского периода. В лице Обломова, заключает критик, они сведены «с кпасивого пьедестала на мягкий диван…
»
Критик обращает внимание и на своеобразие художественного метода романа, его структуры, через которую выявляется сущность обломовщины. Он отмечает полноту, обстоятельность в изображении действующих лиц, окружающей обстановки.
Так, с изумительной подробностью Гончаров описывает не только привычки Обломова, но и комнаты, в которых жил герой, диван, на котором он проводил время, даже серый сюртук и «щетинистые» бакенбарды его слуги Захара.
С неменьшей подробностью очерчены быт и нравы обитателей Обломовки, которая сформировала психологию героя. «В этом уменье охватить полный образ предмета,- писал критик,- отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова».
Особое значение имеют детали, концентрировавшие типическую сущность героя (например, халат Обломова, его домашние туфли, в которые он попадал ногами, даже не глядя на пол).
Композиция романа, показывает критик, также связана со стремлением автора к широкому, эпическому охвату действительности.
Задерживаясь на деталях, останавливая «летучие явления» жизни, Гончаров придавал сюжету не бурное, а медленное, плавное развитие.
Это позволяло глубже заглянуть в затаенные складки человеческой души, выявить взаимосвязь героя и среды. Язык романа покоряет естественной выразительностью, простотой.
«Обломову» как к произведению, направленному против общественного и нравственного застоя. « “Обломов” – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было» – писал Л. Толстой.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/8/7060.htm
Характер и судьба И. И. Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Я старался показать в «Обломове», как
и отчего у нас люди превращаются прежде
времени в «кисель» — климат, среда…
дремотная жизнь и еще частные,
индивидуальные у каждого обстоятельства.
И. А. Гончаров
Началось с неумения надевать чулки,
а кончилось неумением жить.
И. А. Гончаров
Первое мая 1843 года. Петербург. В квартире на Гороховой улице лежит на диване Илья Ильич Обломов. Молодой (ему 32—33 года) человек испытывает чувство «мирной радости» при мысли о том, что не надо идти на службу, беспокоиться, хлопотать о чем-то, «что есть простор его чувствам, воображению».
Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет ее такой, где будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень. Правда, дальше мечтаний (даже таких!) дело не идет: Обломов не только сам не трудится, но и презирает людей, занимающихся трудом. «Я барин и делать ничего не умею», — гордо заявляет он.
Службу Илья Ильич оставил, хозяйством заниматься не хочет и не умеет, живет на деньги, присылаемые из имения (сколько пришлют, он никогда не знает).
В портрете Ильи Ильича автор подчеркивает мягкость, доброе выражение лица, приветливый взгляд, «вольно порхающую» по лицу мысль. Человек этот чем-то даже симпатичен.
Он укоряет себя, задает себе вопрос: «Отчего я такой?» В самом деле, отчего? Родился таким? Кто дал возможность ему бездельничать? Ведь он еще молод, полон сил. Но суета большого города не для него. И нет у него желания служить, не хочет он никуда ехать, не хочет сойти с дивана.
Тихая, спокойная жизнь в имении, «полнота удовлетворенных желаний, разумных наслаждений» — вот обломовский идеал.
Путь к этому «идеалу» начался в Обломовке. В главе «Сон Обломова» Гончаров рисует Илюшу семилетним ребенком, рассказывает о его воспитании, об обстановке, в которой рос мальчик, о среде, формировавшей его характер.
В детстве Илюша был подвижным и любознательным, но ему и словом, и личным примером внушали, что самому делать ничего не надо, для этого есть Ваньки, Васьки, Захарки. К обучению сына его родители тоже относились своеобразно, полагая, что учиться следует слегка, «не до изнурения души и тела».
Становясь старше, мальчик понял, что так и легче гораздо, научился сам покрикивать на слуг и увиливать от учебы. Такое воспитание подавляло в ребенке все хорошее и развивало все дурное. И окружающая обстановка этому способствовала: никто ничего не делал, хозяйство разваливалось; обильная еда и сон, «подобие смерти», — вот круг интересов обломовцев.
Любознательность Илюши удовлетворялась сказками няни, которые так на него действовали, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Он, уже взрослый человек, грустил, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илюша, и делает его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой улице. Оттуда, из Обломовки, его апатия, лень, безволие. Влияние на Илюшу Обломовки было таким сильным и глубоким, что ни в студенческие годы, ни после его уже нельзя было искоренить.
Посеешь характер — пожнешь судьбу… Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними (благо, обломовских денег хватало на барскую жизнь, а чего еще человеку надо?).
Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Однажды он отправил деловое письмо вместо Астрахани в Архангельск и, напуганный этим, подал в отставку.
«Так кончилась и потом уже не возобновлялась его государственная деятельность», — иронически замечает автор.
Обломов отгородился от мира, распрощался с «толпой друзей», все реже стал выходить из дома, как будто прирос к своему дивану (диван, халат и туфли становятся символом сибаритства барина).
Иногда ему хочется стать другим, покончить с ленью, он даже (в мечтах, конечно!) составляет планы переустройства имения, решает бороться со злом, но только изменит позу и продолжает обдумывать, «не щадя сил», — вот и вся работа.
Даже такое нехитрое дело, как переезд на новую квартиру, представляется ему неразрешимой проблемой и тяжким жизненным испытанием. «Трогает жизнь, везде достает», — жалуется Обломов. Друг детства, настойчивый, энергичный Штольц пытается пробудить его от летаргического сна — напрасно!
Когда в жизнь Ильи Ильича вошла умная, деятельная, романтичная Ольга Ильинская, в нем вспыхнула надежда на возрождение. Полюбив Ольгу, Обломов на какое-то время преобразился.
Он рано встает, тщательно одевается («халата не видать на нем»), вместе с Ольгой посещает театры, музеи, даже взбирается на холмы, начинает вести переговоры о строительстве нового дома в Обломовке. Материал с сайта //iEssay.
ru
Но даже ради любимой девушки Илья Ильич не смог преодолеть рокового влияния обломовщины. Его по-прежнему тянет к дивану. Он хочет, чтобы любовь не нарушала привычного образа жизни.
«Жалкое состояние нравственного рабства» (Добролюбов) побеждает, и Обломов отказывается от Ольги, от надежд, от любви, находит утешение и новую Обломовку, женившись на доброй, безответной, умеющей преданно любить, но совершенно неразвитой Агафье Матвеевне Пшеницыной.
Барство и лень, привитые с детства, сформировали безвольный, нежизнеспособный характер, определили трагическую судьбу неплохого человека, рожденного, может быть, для иной участи.
Писатель очень убедительно показывает драму Ильи Ильича, его постепенную гибель, причина которой — губительное влияние феодально-крепостнической системы, породившей обломовщину.
Гончаровская критика, проникнутая сочувствием отдельному человеку, но беспощадная по отношению к крепостнической системе, оказывает очень сильное воздействие. Недаром впечатление от романа было «огромно и единодушно», как с удовлетворением отмечал И. А. Гончаров.
На этой странице материал по темам:
- обломов сочинение краткое
- причины которые сформировали характер обломова
- жизнь в обломовке её влияние на судьбу ильи ильича
- написать сочинение-судьба обломова
- характер обломова цитаты
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/goncharov/sochineniya/oblomov/harakter-i-sudba-i.-i.-oblomova-po-romanu-i.-a.-goncharova-oblomov
Роман “Обломов” и его сравнение с другими произведениями Гончарова
Реферат
1. Что такое обломовщина
2. Характер Обломова и способы его художественного воспроизведения
3. Сравнение романов «Обломов» и «Обыкновенная история» (собственное мнение)
Скачать весь реферат
Автор: Аверина Оксана
2. Характер Обломова и способы его художественного воспроизведения
История отношений Обломова, с одной стороны, ко всему тому миру людей и вещей, который связывает его с обломовщиной, а с другой – со Штольцем и Ольгой составляют основу сюжетно-композиционного построения романа Гончарова.
Романист сосредоточился на изображении того, как дружба со Штольцем и особенно любовь к Ольге стали для Обломова испытанием всех его нравственных сил, проверкой его способности к возрождению. Испытание любовью и дружбой показало, что духовные силы Обломова находились в состоянии глубокого сна, пробуждение их лишь подтвердило это.
Драматическая Обломова раскрыла силу обломовщины, гибельность ее для человека. Индивидуальная, своеобразная судьба Ильи Ильича обнажила типическое, способствовала уяснению общественно-нравственного смысла обломовщины, явилась для писателя основанием к решительному ее осуждению.
Развитие указанной основной ситуации романа воплощено Гончаровым в оригинальную художественную систему, подсказанную самим предметом посвящена лишь одному (неполному) обычному дню жизни Ильи Ильича. Жизнь эта ограничена пределами одной комнаты, где лежит и спит Обломов.
Интересна художественная модель, очень интересно, как бы воспроизвели характер Обломова представители символизма XX века, например Мережковский, кто он такой, можно узнать, ознакомившись с биографией Мережковского. С точки зрения основного конфликта в первой части романа сложилась «ситуация отсутствия ситуации». В ней нет столкновений и развития характеров в конкретном действии.
Но эта «отрицательная» ситуация у Гончарова полна движения, многообразных красок, различных аспектов освещения предмета. Душевное состояние героя беспрестанно меняется: в нем комическое сливается с трагическим, беспечность – с внутренними мучениями и борьбой, сон и апатия – с пробуждением, с игрою чувств и воображения.
Воспроизведение одного лишь дня в жизни Обломова обнаруживает весь его уже вполне сложившийся характер, дают историю целой жизни и в концентрированном виде раскрывает общий ее смысл. Сущность Обломовского характера подсказывала художнику своеобразие проявлений его пробуждения.
Оно было достаточно сильным, драматичным в момент любви к Ольге, содержало не только комическое, но и патетическое и даже трагическое начало.
Но в целом пробуждение Обломова не было результатом его внутренней потребности, подготавливалось не обстоятельствами его собственной жизни, основывалось не на его убеждениях и решениях, развивалось не под влиянием го воли, а совершалось как бы стихийно, под воздействием сил, идущих извне.
Поэтому дружба Штольца и особенно любовь Ольги приобрели такое абсолютное значение в истории Обломова.
Значительны в ней и мелочные стечения обстоятельств, поставившие Обломова, независимо от его воли и желаний, даже вопреки им, в такие отношения с людьми, которые получили определяющее значение для образа его жизни и всей его судьбы.
Бесхарактерный и безвольный, Обломов находится в состоянии нравственного рабства, которое соединяясь с его барством, составляет сущность всей его натуры. Проявления барства у Обломова были великолепно показаны Гончаровым преимущественно в первой части романа, особенно в отношениях Ильи Ильича с Захаром.
Нравственное его рабство с таким же художественным совершенством раскрыто в истории любви Обломова к Ольге, во второй и особенно в третьей частях романа. Даже здесь фаталист Обломов остается рабом чужой воли, внешних препятствий, толков посторонних людей, рабом закоренелых обычаев и взглядов на жизнь.
Он добровольно подчиняется тай обстановке жизни, которую создал в его квартире грязный, невежественный и ленивый Захар. Обломов становится игрушкой негодяев Тарантьева и «братца» Пшенициной.
И это происходит не только потому, что он доверчив к людям и по-барски не знает жизни, но и в силу того, что Обломов Привык всегда жить под опекой чужих забот о нем, под чьим-либо руководством, под властью чужой воли и чужих желаний.
Пробуждение Обломова, затрагивая сущности его характера, не исключало возможности властного воздействия на Илью Ильича совершенно иных сил, противоположных тем, которые вызвали его пробуждение сил, толкавших его вновь в лоно обломовского существования.
Гончаров с гениальной проницательностью изобразил во всех мелочах быта и показал неумолимым ходом сюжета, как в самый разгар романтической любви Обломова к Ольге Ильинской идет медленная, но неуклонная подготовка его добровольного пленения в доме прозаичной Агафьи Матвеевны.
Действительного обновления и обогащения характера в процессе пробуждения Обломова не происходило.
Не касаясь глубинных черт характера, пробуждение Обломова вело лишь к изменению внешнего образа его жизни, к иному отношению Ильи Ильича: к привычкам вещам и фактам. И на этом романист сосредотачивает свое исключительное внимание.
Вещами, бытовыми деталями, автор «Обломова» характеризует не только внешний облик героя, но и противоречивую борьбу страстей, историю роста и падения тончайшие его переживания. Освещая чувства, мысли, психологию в их слиянии с материальными вещами, с явлениями внешнего мира, являющимся как бы образом-эквивалентом внутреннего состояния героя. Гончаров выступает неподражаемым, самобытным художником. С этим связаны и особенности психологического анализа Гончарова в изображении Обломова, своеобразие метода воспроизведения внутреннего мира героя.
Вся повествовательная ткань гончаровского романа состоит из целой системы подобных сравнений. Капризное течение чувства целой системы подобных сравнений. Капризное течение чувства любви, приступы душевного кризиса, мучительные сомнения и расцветающие верования даны автором в формах ощутимого, предметного выражения. Такое перенесение как бы останавливает движение чувств и мысли, придает изображаемому внутреннему миру живописную статистичность, пластическую выразительность.
Если Тургенев в своих некоторых произведениях 50-х годов вступает в соревнование с музыкой в области искусства передачи настроения, то Гончаров в «Обломове» соперничает с живописью и скульптурой. «Лето в самом разгаре… И у низ (Обломова и Ольги Ильинской, – Н.П.» царствует жаркое лето: набегают иногда облака и проходят… и опять чувство течет плавно, как река, с отражением новых узоров неба».
Разнообразные оттенки и разные фазисы любви уподобляются художником голосу, который должен вот-вот «сильно зазвучать» и «грянуть аккордом», или тихому и ленивому вышиванью по канве, или разыгрыванию одного и того же мотива в разнообразных вариациях, или осторожному, пытливому вступления на незнакомую почву.
Своеобразие характера Ильи Ильича Обломова, история его пробуждения не исчерпываются стихией комического. Автор видит и глубоко трагическое в судьбе Обломова. Оно иногда осознается и самим героем. На протяжении всего романа происходят вспышки осознания Обломовым своего действительного положения.
В такие минуты он погружается в «забытые воспоминания», перед ним проносятся юношеские «неиспользованные мечты». И тогда в его совести «зашевелятся упреки за прожитую так, а не иначе жизнь» – он спит неспокойно, просыпается, вскакивает с постели, «плачет холодными слезами безнадежности по светлому, навсегда угаснувшему идеале жизни».
Любопытно отметить, что первой части такая вспышка происходит у Обломова независимо от воздействия Штольца или Ольги, в результате собственных раздумий над своей жизнью. Это говорит о том, что Обломов в то время еще окончательно не уснул, что в нем таилась искра жизни, интерес к своей судьбе, осознание того, что она может быть и иной, готовность к ее перемене.
В первой главе романа есть момент, когда его герой возвысился до тайной исповеди перед самим собою. Этот момент обставлен комическими деталями (Обломов, то прячет голову под одеяло, то освобождает ее, думает, что во всем виноват Захар, ворочается с боку на бок, громко вздыхает), а параллельно – ворчанье Захара: «Эк, его там с квасу-то раздувает!».
Но в целом в данную минуту Обломов предстает как лицо трагическое. Своеобразие этого трагизма отражает сущность Обломовской натуры. Поэтому сцена насыщена комическими деталями.
Гончаров показывает, как в наступивший трагический момент самосознания его очнувшийся герой с болью чувствует, что все хорошее, светлое, истинно человеческое, данное ему от природы, в нем «зарыто как в могиле», что какой-то «тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения».
Обломову кажется, что ему не выбраться «из глуши и дичи на прямую тропинку. Лес кругом его и в душе все чаще и темнее; тропинка зарастает более и более; светлое сознание просыпается все реже и только на мгновение будит спящие силы. Ум и воля давно парализованы и, кажется, безвозвратно». В данном случае художник изобразит трагическое как осознание Обломовым своей обреченности перед действием каких-то посторонних, враждебных человеку сил. «Видно, уж так судьба», – думал Обломов, засыпая. «Что ж мне тут делать?..».
Искреннее и патетические тирады Обломова о цельном человеке, о возвышенной красоте, об идеале «поэтической жизни», основанной на любви и дружбе «до гробовой доски», звучат комически, приобретают обратный смысл. Трагическое, сильное и серьезное, возвышенное и патетическое в Обломове, в отличие от Онегина, сливаются со слабым и пошлым.
Горькие, грустные слова Обломова о самом себе, его откровеннее и сильные исповеди перед Штольцем и Ольгой потрясают своей истинностью и глубиной. Поэтически одухотворенная и страстная любовь к Ольге говорит о богатстве натуры Обломова. Подобно Онегину и Печорину, он ощущает в себе бесполезно утраченные силы.
Но все это в изображении Гончарова получает сильный комический оттенок.
Обломовский идеал поэтической жизни и гармоничности человека почерпнут Ильей Ильичом из патриархальной и крепостной Обломовки.
И хотя в осуждении Обломовым жизни Волковых и Пенкиных чувствуется боль за человека, потерявшего чувство своего достоинства, самое понимание человеческого достоинства, свойственное Илье Ильичу, опять-таки тянет его к родной Обломовке.
Его страстные тирады против падения человека служат ему для оправдания своего лежанья на боку, своей лени, своей апатии к жизни. Поэтому они и звучат комически. Штольц проницательно разгадал ту реальную почву, на которой возник обломовский идеал жизни: «Ты мен рисуешь одно и то же, что бывало у дедов и отцов».
Слияние комического с патетическим – существенная черта в обрисовке Обломова. И это связано с особенностями его натуры, с заложенными в ней возможностями. Рядом с романтической, возвышенной любовью к Ольге для него возможна и чувственная любовь к Агафье Матвеевне.
Гончаров блестяще проник в эти два противоположных типа любви, показал их причудливое переплетение в обломовской натуре, постепенное затухание одной и все возрастающую власть другой. Все это позволило романисту разгадать сущность обломовского характера.
Любовь к Ольге была выражением пробуждения Обломова.
Поэтому она изображена патетически и окружена атмосферой поэтичности, насыщена духовными интересами. Решающее слово в обнаружении этой любви принадлежало музыке.
Помимо музыки, в сближении и объяснениях Обломова и Ильинской, в перипетиях их любви большую роль играет природа – аллея, ветки сирени.
Гончаров уже в «Обыкновенной истории» глубоко проник в развитие чувства любви у Александра Адуева. В романе «Обломов» он совершенствует это свое искусство, показывает, что любовь, как жизнь человеческая и жизнь природы, имеет свои законы развития, свои возрасты. Разные моменты течения любви Обломова и Ольги Ильинской романист уподобляет смене времени года в природе.
В начале романа Ольги и Ильи Ильича музыка и пение, пробуждающаяся природа и ветка сирени говорили о заре нового, о весеннем цветении, были языком их любви. Но проходит весна, отцвела сирень, нет покоя в любви.
Поблеклая сирень, наступившее жаркое лето, а затем осень и зима и изображении Гончарова сливаются с отошедшими старыми и нарождающимся новыми мгновениями развивающейся любви Ольги и Обломова. Исчезла тайная, поэтическая прелесть их первоначальных отношений, возникли вопросы, обязанности, осознание невозможности счастья, а затем наступил и разрыв.
Ему аккомпанирует зима: «Снег, снег, снег! – твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. – Все засыпал! – шепнут потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном». Вторая любовь Обломова – любовь к Агафье Матвеевне, возникла на почве возвращения Ильи Ильича в лоно обломовского бытия.
Иным стало и ее художественное изображение. Здесь уже нет или почти нет романтической патетики. Напротив, комизм здесь всецело торжествует. Сближение Обломова с мещанской вдовой погружено художником в быт, в мир физический, предметный. Поэма любви сменилась в четвертой части романа физиологическим очерком нравов и быта петербургской окраины.
В пробуждении любви к Ольге решающее слово принадлежало музыке. Языком их любви были цветы, природа, книги. В сближении Обломова с Агафьей Матвеевной главную роль играли полные, круглые локти хозяйки. Впрочем, в мечтания о счастливой жизни Обломову всегда мерещились голые, круглые и мягкие локти.
Они и покорили Обломова.
Характер Обломова, как и характер Александра Адуева, весь обнаружился в любви. Можно было бы сказать, что девизом Гончарова-романиста является: «каков характер, такова и любвовь».
Читать далее>>
Источник: https://www.ivan-goncharov.ru/referats/ref37.shtml