История жизни ивана флягина в повести “очарованный странник”: биография, этапы жизни, жизненный путь

Презентация к уроку по литературе (10, 11 класс) на тему: Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни (Судьба Ивана Северьяновича Флягина в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”)

Слайд 1

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни Судьба Ивана Северьяновича Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Слайд 2

«У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться – они есть» Н.С. Лесков

Слайд 3

Праведник – человек, который живёт праведной жизнью. Праведный – благочестивый, соответствующий религиозному правилу; – основанный на правде, справедливый. С.И. Ожегов. «Словарь русского языка»

Слайд 4

Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь. Протоиерей Серафим Слободской. « Закон Божий»

Слайд 5

Не стоит село без праведника Русская пословица

Слайд 6

Обратите внимание

По мнению Лескова, праведники – это «герои великодушия», нестяжатели, правдолюбцы, мудрецы, «выражение всего нашего умного и доброго народа ». Бескорыстный подвиг добра и самоотвержения – в этом суть праведничества.

Слайд 7

Тема повести Лескова – изображение простого русского человека, в образе которого автор увидел характерные черты русской нации. Идея повести – представить положительного героя- «праведника», как называет его сам писатель .

В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя – Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого – цепь невероятных приключений.

Не случайно первое название повести – «Чернозёмный Телемак».

Слайд 8

В образе Флягина автор показал формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным графа К.

, и в нём воспитывали черты, важные для крепостных: трудолюбие, преданность господам. После Манифеста 17 февраля 1861 г. Иван Северьянович становится свободным человеком и должен искать новые жизненные ориентиры.

В результате своего «хождения по мукам» он приходит к мысли: главное не преданность хозяину, а служение народу.

Слайд 9

Важнейшие черты личности героя

Слайд 10

«…Мне за народ очень помереть хочется» Самоотверженность героя, его жизнь для других

Слайд 11

Иван Северьянович не идеальный герой. В начале жизненного пути он не различает добро и зло (не чувствует вины за смерть монашка, голубей жалеет, а кошечку уродует). Лесков рисует не безупречного героя, а реального, неоднозначного русского человека. Флягин проходит необъятный, как пространство России, и запутанный жизненный путь.

На этом пути он и господ своих от смерти спас; и руки на себя наложить хотел из-за унизительного наказания; и жестоко на ремнях поролся ради красавца жеребца; и в татарском плену 10 лет «подщетиненным» томился; и жертвенную любовь познал; и безумным загулам предавался; и подвиг воинский совершил; и в офицеры выслужился; и сменил военный мундир на рясу…

Слайд 12

И в конце концов Иван Северьянович находит достойную жизненную цель – служение людям. Об этом сам герой говорит так: «…Мне за народ очень помереть хочется»

Слайд 13

«Я многое даже не своей волею делал» Флягин объясняет всё происходящее с ним «родительским обещанием». Он «моленый сын» и всю жизнь помнит знамение монашка: «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за себя и пойдёшь в чернецы». Эта власть рокового начала и делает его «очарованным странником».

Слайд 14

«…Иван Северьянов, ты артист… настоящий, высокой степени артист» Одно из главных качеств характера Флягина – чувство прекрасного. Герой очарован красотой мира. Так в повести открывается ещё один смысл названия этой книги.

Важно

Иван Северьянович остро чувствует и красоту песни (она «то плачет, то томит, то просто душу из тела вынимает, то потом вдруг как схватит в другом роде и точно сразу опять сердце вставит »); и красоту коня («И чувствую, что рванулась моя душа …к этой лошади, родной страстию »); и женскую красоту (безудержно сыплет деньги под ноги цыганке Грушеньке и сам пускается перед ней вприсядку). Позже герой Лескова скажет, что за такую красоту «восхищённому человеку погибнуть даже радость».

Слайд 15

Вслед за восхищением женской красотой приходит к Ивану Северьяновичу глубокая и жертвенная любовь. Он берёт на себя грех Грушеньки , не стерпевшей измены пустого человека, считает своей обязанностью « за неё отстрадать и её из ада выручить».

Открытие героем красоты в человеке , в женщине, является важнейшим рубежом в его судьбе : с этого момента он становится «беззаботным о себе», то есть перестаёт жить только для себя, подчиняет своё существование заботе о другом человеке.

Теперь Иван Северьянович вместо чужого ему Петра Сердюкова, единственного кормильца своей семьи, идёт в солдаты, белее 15 лет служит на Кавказе, воинский подвиг совершает… Так в герое Лескова пробуждается потребность высшего жертвенного подвига во имя народа.

Слайд 16

«…Ни за что я того, кому служу, обмануть не мог» Честность, порядочность, ответственность, верность долгу

Слайд 17

«Русский человек со всем справится» Способность к любому труду, сила, выносливость, богатырство

Слайд 18

«…Выходы у меня бывали» Страстная, неудержимая натура героя, выход душевной силы в разгуле, жестокости, пьянстве

Слайд 19

Только постепенно, по мере движения «от одной стражбы к другой», герой Лескова обретает равновесие необъятных сил, которые поначалу расходует впустую.

Значительно утяжеляют жизнь героя горячность, импульсивность, безоглядность, свойственные русскому человеку. Иван Северьянович говорит о себе, что «с детства был скор на руку».

Отлучённый от коней «за кошкин хвост», он чувствует острую обиду и решает удавиться. Не подоспей цыган, «я бы всё это от моего характера пресвободно исполнил», – признаётся Флягин.

Слайд 20

В финале повести Иван Северьянович Флягин предстаёт личностью в силе и мощи духовной высоты. Он обретает смысл жизни в простой истине – жить для других. Такой человек, по мнению Лескова, и есть праведный.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/10/23/formirovanie-tipa-russkogo-pravednika-v

Иван Северьяныч Флягин – герой повести Н.С. Лескова “Очарованный странник” (1873)

Повесть «Очарованный странник» представляет своему читателю образ человека, которого невозможно сопоставить ни с одним из персонажей русской литературы. Это образ героя легко сливающегося с любыми передрягами жизненного пути.

Флягин Иван Северьяныч или «очарованный странник», как назвал его автор повествования, «очарован» собственной жизнью, в частности, и всем миром, в общем. Он принимает жизнь как дар, великое чудо, не имеющее пределов и границ.

Куда бы ни забросила судьба героя, он открывает для себя нечто новое и удивительное и, может от того, абсолютно не страшится перемен.

Совет

Образ Флягина впитал в себя всё русское. Это человек схожий с героем древних былин — огромен ростом, открыт лицом, а его волосы вьются и отливают благородной сединой. На вид ему лет пятьдесят, он добр, простодушен и открыт душой для каждого встречного.

Тот факт, что Иван Северьяныч никак не уживётся на одном месте, не означает, что он непостоянен или легкомыслен, такой образ жизни скорее говорит о том, что герой стремиться испить весь мир до дна.

Хотя бы настолько, насколько успеет за отведённые ему Богом годы.

Жизнь Ивана Северьяныча Флягина

При рождении Флягин отнял жизнь у своей матери (родился он с очень большой головой, за что получил кличку «Голован»), но, вместе с тем, сам словно неуязвим для смерти, которую готов принять в любую минуту.

Герой удерживает коней у края обрыва, едва не кончает с собой, побеждает в опаснейшем поединке, спасается бегством из плена, избегает пуль во время военных действий.

Всю жизнь ходит по краю гибели, но земля не спешит его принять.

С детства Иван любил лошадей и умел с ними обращаться. Но судьба его сложилась так, что ему пришлось бежать и совершить кражу коней. Скитаясь, Флягин попадает к татароам и проводит 10 лет свой жизни в плену (он попадает в плен в возрасте 23 лет).

Спустя время Флягин поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. Здесь он совершает подвиг, за который его производят в офицеры и дают награду (Георгиевский крест). В результате Флягин становится дворянином.

В конце концов в возрасте около 50 лет Флягин уходит в монастырь (на одном из островов в Ладожском озере). В монастыре Флягин получает церковное имя – отец Измаил. Став монахом, Флягин и в монастыре служит кучером. Но и в монастыре Флягин не обретает покой: его одолевают бесы, у него открывается дар пророчества.

Монахи всячески пытаются изгнать из него “нечистую силу”, но все безрезультатно. Наконец Флягина отпускают из монастыря, и он отправляется странствовать по святым местам.

Флягин соблюдает каноны своей собственной морали, оставаясь по жизни честным перед другими и самим собой. На его счету оборванные жизни монаха, татарина и молодой цыганки. Но, ни один из проступков странника не рождён из ненависти или лжи, не совершён с жаждой наживы или из страха за собственную жизнь.

Обратите внимание

Монах погиб в результате несчастного случая, татарин был сражён в бою на равных, цыганка же сама молила оборвать её невыносимое существование. В истории с этой несчастной Иван взял грех на себя, освободив тем самым девушку от необходимости совершения самоубийства.

Иван Северьяныч рассказывает о своей жизни случайным попутчикам во время водного путешествия на судне. Герой ничего не утаивает, так как душа его открытая книга. В борьбе за справедливость он жесток, как со случаем, когда отрезал барской кошке хвост за то, что та повадилась душить его голубей.

Но в другой ситуации, Флягин ушёл на войну за парнишку, которого боялись потерять любящие родители. Единственная причина тех или иных поступков Ивана — природная сила, бьющая из него через край. Вся эта мощь и удаль богатыря русского в управлении штука достаточно сложная. От того и не всегда Иван Северьяныч мог её верно рассчитать.

И потому безупречным героя повести назвать нельзя, он многогранен — беспощаден и добр, умён и наивен, дерзок и романтичен. 

Источник: http://fandea.ru/729-ivan-severjanych-fljagin-geroi-povesti-n-s-leskova-ocharovannyi-strannik-1873.html

Внешняя и духовная биография Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник

Конспект урока по теме: «Внешняя и духовная биография Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”»

Читайте также:  Анализ поэмы "руслан и людмила" пушкина: суть, смысл, идея, особенности

«Его праведники – маленькие великие люди».

М. Горький

Класс: 10

Тема урока: «Внешняя и духовная биография Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”»

Цели урока:

1) познавательные:

  • познакомить учащихся с особенностями творчества Лескова, рассмотреть характерные черты стиля писателя на примере произведения «очарованный странник»;
  • показать старшеклассникам конкретное художественное воплощение того сложного характера Ивана Флягина;
  • подвести обучающихся к осмыслению образа Ивана Флягина как праведника Земли Русской;
  • через образ Ивана Флягина показать, что человек может духовно преображаться;
  • объяснить особенности сказового повествования.

2) развивающие:

  • развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать своё мнение;
  • формировать речевые умения, навыки слушания, говорения;
  • активизировать лексический запас учащихся;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей;
  • воспитывать умение слушать друг друга, уважение к мнению каждого, умение передавать свои настроение и чувства (личностный результат);
  • формировать личностное отношение к таким понятиям, как положительное и отрицательное, праведное и греховное (предметный результат);

3) воспитательные:

  • воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
  • развивать зрительное, слуховое, чувственное восприятия и память (личностный результат).

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы праведничества в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”. 

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию. 

Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики.

Организационный момент

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Учитель приветствует учеников.

Предлагает ученикам записать тему урока и эпиграф.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний

Цель этапа: Убедить детей в возможности совершенствовать свои знания.

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.

Предлагает ученикам ответить на вопросы:

Вы должны были ранее уже познакомится с этим автором. Что вы можете о нем сказать? Какие произведения читали/знаете? (классе в 6-7 ученики должны были читать «Левшу»). Учитель слушает ответы учеников, если ученики затрудняются с ответом, то учитель дополняет.

Проявление познавательной активности.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

3.

Введение нового материала

Цель этапа: Объяснить своеобразие творчества Н.С. Лескова

Учитель начинает объяснение нового материала.

Биография автора:

Прежде чем говорить о произведении, вспомним основные моменты биографии писателя (слайд 2).

Важно

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда (ныне село Старое Горохово Свердловского района Орловской области).

Его родители были очень простыми людьми с глубоким характером. Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков, был выходцем из духовной среды. Его мать, Мария Петровна Лескова, была дочерью обедневшего московского дворянина.

Лесков начинает свою литературную деятельность в 60-е годы XIX в.

как публицист. Писатель приходит в литературу зрелым тридцатилетним человеком, с большим жизненным опытом. К тому моменту он объездил многие уголки России и благодаря этому прекрасно знал и понимал жизнь народа, его нужды (только отменили крепостное право в 1861г.

), это оказало большое влияние на его творчество.

(слайд 3) На протяжении всего творческого пути Николай Семенович Лесков стремился показать во всем многообразии и во всей многогранности русского человека, русскую жизнь.

Особенности творчества:

  1. Главная тема произведений – тема крепостничества.

  2. Разнообразие жанров: очерки, рассказы, повести, романы, пьеса.

  3. Фольклорные мотивы (народные песни, пословицы, поговорки, предания и суеверия, сказочные и былинные мотивы, русская живая речь).

  4. Герои его произведений – бунтари, странники, бездомные, праведники, изгои, чудаки.

  5. Документальность изображения.

  6. Особое место в творчестве Лескова занимает тема женской судьбы (Пример: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда»)

(слайд 4) Первые повести Н.С. Лескова: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866), «Котин Доилец и Платонида» (1867).

Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность «сказа», родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться.

Сегодня на уроке мы более подробно постараемся разобраться в художественном своеобразии повести «Очарованный странник». Этой повестью Лесков начинает создавать свою галерею русских праведников.

Учитель просит одного ученика прочитать еще раз эпиграф к уроку: «Его праведники – маленькие великие люди».

Связи с предшествующими литературными традициями:

Исходя из всего вышесказанного, как вы считаете, каким должен предстать перед нами герой повести Лескова? (простым, с глубокой душой и характером, человеком из народа…). Но в то же время это оригинальная личность. Это герой сильный, непосредственный, добрый, душевно чистый.

Если герой предстает перед нами простым русским человеком, то какие предшествующие литературные традиции создавали такого героя? (фольклор/сказки/былины…)

Действительно, в повести «Очарованный странник» есть сложная взаимосвязь литературы и фольклорной традиции.

Иван Флягин сравнивается с былинным героем Ильей Муромцем.

Совет

Давайте прочитаем по ролям схватку Флягина с Саввакиреем. Здесь есть два героя: сам Иван Флягин и его собеседник. Мы попытаемся прочувствовать сказовую манеру повествования – все слова в кавычках говорит Иван Флягин.

Господам, разумеется, это не пристало, и они от этого сейчас в сторону; да и где им с этим татарином сечься, он бы, поганый, их всех перебил.

А у моего ремонтера (слайд 5) тогда уже и денег-то не очень густо было, потому он в Пензе опять в карты проигрался, а лошадь ему, я вижу, хочется.

Вот я его сзади дернул за рукав, да и говорю: так и так, мол, лишнего сулить не надо, а что хан требует, то дайте, а я с Савакире́ем сяду потягаться на мировую. Он было не хотел, но я упросил, говорю:

“Сделайте такую милость: мне хочется”.

Ну, так и сделали.

– Вы с этим татарином… что же, секли друг друга?

– Да-с, тоже таким манером попоролись на мировую, и жеребенок мне достался.

– Значит, вы татарина победили?

– Победил-с, не без труда, но пересилил его.

– Ведь это, должно быть, ужасная боль.

– Ммм… как вам сказать…

Да, вначале есть-с; и даже очень чувствительно, особенно потому, что без привычки, и он, этот Савакире́й, тоже имел сноровку на опух бить, чтобы кровь не спущать, но я против этого его тонкого искусства свою хитрую сноровку взял: как он меня хлобыснет, я сам под нагайкой спиною поддерну, и так приноровился, что сейчас шкурку себе и сорву, таким манером и обезопасился, и сам этого Савакире́я запорол.

– Как запороли, неужто совершенно до смерти?

– Да-с, он через свое упорство да через политику так глупо себя допустил, что его больше и на свете не стало, – отвечал добродушно и бесстрастно рассказчик и, видя, что слушатели все смотрят на него если не с ужасом, то с немым недоумением, как будто почувствовал необходимость пополнить свой рассказ пояснением.

– Видите, – продолжал он, – это стало не от меня, а от него, потому что он во всех Рынь-песках первый батырь считался и через эту амбицию ни за что не хотел мне уступить, хотел благородно вытерпеть, чтобы позора через себя на азиатскую нацию не положить, но сомлел, беднячок, и против меня не вытерпел, верно потому, что я в рот грош взял. Ужасно это помогает, и я все его грыз, чтобы боли не чувствовать, а для рассеянности мыслей в уме удары считал, так мне и ничего.

– И сколько же вы насчитали ударов? – перебили рассказчика.

– А вот наверное этого сказать не могу-с, помню, что я сосчитал до двести до восемьдесят и два, а потом вдруг покачнуло меня вроде обморока, я и сбился на минуту и уже так, без счета пущал, но только Савакирей тут же вскоре последний разок на меня замахнулся, а уже ударить не мог, сам, как кукла, на меня вперед и упал: посмотрели, а он мертвый… Тьфу ты, дурак эдакий! до чего дотерпелся? Чуть я за него в острог не попал. Татарва – те ничего: ну, убил и убил: на то такие были кондиции, потому что и он меня мог засечь, но свои, наши русские, даже досадно как этого не понимают, и взъелись. Я говорю:

“Ну, вам что такого? что вам за надобность?”

“Как, – говорят, – ведь ты азиата убил?”

“Ну так что же, мол, такое, что я его убил? Ведь это дело любовное. А разве лучше было бы, если бы он меня засек?”

– “Он, – говорят, – тебя мог засечь, и ему ничего, потому что он иновер, а тебя, – говорят, – по христианству надо судить. Пойдем, – говорят, – в полицию”.

Ну, я себе думаю: “Ладно, братцы, судите ветра в поле”; а как, по-моему, полиция, нет ее ничего вреднее, то я сейчас шмыг за одного татарина, да за другого. Шепчу им:

“Спасайте, князья: сами видели, все это было на честном бою…”

Они сжались, и пошли меня друг за дружку перепихивать, и скрыли.

Вопросы после прочтения:

Ребята, когда мы читаем по ролям, то обязательно есть еще и слова автора. Кто произносит слова автора здесь? (сам герой)

Каким тогда образом строится все повествование повести? (рассказ в рассказе)

Обратите внимание

Помимо повествования о самих событиях, произошедших с героем, какие еще есть отступления в этом отрывке? (герой рассказывает о своих переживаниях, чувствах, он передает слушателю те слова, которые на момент событий не произнес…)

Давайте попытаемся отметить те особенности, которые присущи сказовой манере повествования (живая речь рассказчика; рассказчик сам передает слова других героев, которые присутствуют в описываемой им истории…)

Особенности сказовой манеры повествования:

Из всего сказанного дадим определение «сказу» (слайд 6).

Сказовой манере повествования присущие следующие особенности (слайд 7):

Язык повести, яркий, красочный, образный:

  1. Пословицы, поговорки: «чем бы дитя не тешилось, абы не плакало», «дело не медведь, в лес не убежит», «назвавшись груздем полезешь и в кузов»;

  2. Искаженные неправильные слова: ихние, аглицкий (английский), мисанер, пантомина;

  3. Устаревшие и просторечные слова: сиганул, сведать, очи, уста, потчивать (угощать), талмуда (книга), ерихониться (стараться), понудить (попросить);

  4. Яркие выражения: «потолок пузом вниз лезет», «глаза точно пламя темное», «несытое сердце», «ресницы как птицы шевелятся»;

  5. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домишко, веревочка, монашек;

  6. Старославянизмы: полон (плен), воротился.

Сейчас определим, каким он перед нами предстает? (сильным, смелым…)

Опираясь на данную нами характеристику героя, давайте попробуем объяснить, почему Лесков дает именно такое название произведению? Ведь название очарованный странник – явно характеризует главного героя.

Кто такой странник? Как вы понимаете смысл слова «очарованный»? Почему назван «очарованным»? (Иван Флягин наделен чувством прекрасного, способен очаровываться миром: восхищается красотой русской песни, женщин, коня…

Чары властные над героем колдовские силы, магнетизм. Герой стремится к самопознанию)

Как вы понимаете смысл слова «странник»? (Странник – человек, который путешествует (человек, идущий на богомолье)).

Таким образом, мы можем сказать об одном из ведущих мотивов – мотиве дороги. Почему? (т.к. все произведение есть путь героя, дорога, по которой он идет). Можете ли вы назвать произведения, которые также строятся на мотиве дороги? («Мертвые души», «Кому на Руси жить хорошо»).

Давайте попытаемся кратко вспомнить хронологию, основные события, чтобы ответить на главный вопрос нашего сегодняшнего урока: как Иван Флягин, человек поначалу жестокий, грубый, эгоистичный, совершивший убийство(!) приходит к Богу, встает на путь духовный?

Спрашиваем учеников. Если они читали, то пересказывают, если не читали, то сразу переходим к таблице и анализируем персонажа уже в опоре на эту таблицу.

Итак, каким мы видим героя в начале? Кто он? Как он меняется за время повествования? Приведите примеры. Какие черты характера проявляются в историях? Ученики совместно формируют таблицу. Все строки таблицы выдаются друг за другом. Эпизод в плену: учитель включает фильм «Очарованный странник» (1990): с 39.54 по 43.05 минуту.

(слайд 8) Образ главного героя повести Ивана Флягина

Весь путь Ивана Флягина – это процесс поисков гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями жизни, ее законами.

Важно

Каждый этап пути – это новый шаг в нравственном развитии. Обстоятельства жизни все время испытывают героя на прочность, он как бы проходит испытания. Мы помним, что он поддается разным искушениям, т.к. живет чувствами.

Это его путь от порочного, мирского пути, к духовному. Герой укрощает свои страсти, при этом, не теряя своей человечности.

Его подвиг духа состоит в любви к своей родине и народу (вспомнить главу про плен Флягина, его тоску по родине).

Кроме того можно отметить некий фатализм, предопределенность (в самом начале предсказание, что он богу обещан).

Вывод: через образ русского крепостного человека Лесков показывает нам черты русского национального характера: нравственную и физическую силу, душевную щедрость и доброту, способность прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, родине и природе. В конце своей жизни Иван Флягин превращается в праведника, монаха с очарованной душой, которому «очень за народ помереть хочется».

В финале рассказа Флягина не случайно повторяются все основные мотивы повествования: искушения, одержимость любовью, плен, дорога. Это значит, что ничего еще не кончено для героя, что жизнь еще не прожита. Мы видим его в пути и прощаемся в начале новых дорог.

Какие особенности повествования вы можете назвать? Давайте запишем основные (слайд 9).

(слайд 9) Цитаты героя о себе самом:

«Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам».

«Я человек должностной и верный».

«Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть».

«Краса природы – совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть… даже радость!»

«Ни за что я того, кому служу, обмануть не мог».

«Мне так радостно было, что я опять на святой Руси».

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4.

Рефлексия и итог урока

Цель этапа: Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Совет

Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Слово учителя в конце: сегодня на уроке мы с вами попытались открыть для себя повесть Николая Семёновича Лескова «Очарованный странник».

Что вы возьмете из этой повести для дальнейшего жизненного пути? (нужно быть стойким, крепким человеком, который любит свою родину и знает себе и ей цену…)

Для дальнейшего вашего самостоятельного изучения творчества Николая Семёновича Лескова я подготовила для вас буклеты, в которых есть еще много интересного, что мы не прошли сегодня на уроке.

Понимать личную ответственность за результаты деятельности.

Формирование положительного отношения к обучению.

Источник: https://infourok.ru/vneshnyaya-i-duhovnaya-biografiya-ivana-flyagina-v-povesti-ns-leskova-ocharovanniy-strannik-2958641.html

Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»)

Н.С. Лесков никогда не терял веры в русского человека, в его способность превозмочь все бедствия. Писателю чудились и виделись в привычной суматошности, даже «дикости», простого русского быта некие светлые начала. Это ярко проявилось в «Очарованном страннике», повести об Иване Флягине, сыне крепостной крестьянки и кучера. В чём же необычность судьбы, жизненного пути этого героя?

Многие исследователи называют Флягина «правдоискателем земли русской». В принципе, это справедливое определение, но недостаточно точное. Какую правду ищет Флягин? Может ли он искать правду при его импульсивности и малой образованности?

По-видимому, Флягин – это особый тип, своего рода «самородок». Он, конечно, искатель, но не правды как таковой, а красоты, смысла жизни. Иван – «молельный», то есть выпрошенный у Бога, сын.

С самого рождения ему присущи неугомонность, вечное стремление (через неудачи и «срывы») к яркому, энергетически полному, «цветистому» существованию.

Отсюда и «падения» этого героя и, в конечном свете, просветление духа, отказ от непотребного.

Судьба словно испытывала Флягина на крепость заложенного в нём чувства добра и здравого смысла. Будешь «много раз погибать и ни разу не погибнешь» – предсказано ему ещё в отроческие годы. Так оно и вышло. Вся жизнь героя – это цепь злоключений, причиною которых нередко был он сам, его жажда необыкновенного, игра внутренних сил, не находивших полезного применения.

Так, ещё в детстве Флягин оказался косвенным виновником «дорожного» происшествия, вследствие которого погиб монах. Будучи взрослым, герой не избегал и авантюрных ситуаций (единоборство с татарами под Пензой). Из-за этого Ивану Северьяновичу пришлось больше десяти лет скрываться в степных поселениях, где ему вживили конский волос в пятку, и он не мог нормально ходить.

Обратите внимание

Много раз Флягин был жертвой доверчивости и пагубного увлечения «зелёным змеем»… Но всё злоключение не только не ослабляли его тягу к жизни и совершенству, но и усиливали её. Отсюда странствия героя, постоянный поиск того, что удовлетворило бы «жажду душевную», тягу к простоте, необыкновенному. Все это объясняет акцентное слово в заголовке повести – «очарованный».

Очарование жизнью и красотой с необычной силой раскрыто в трактирной сцене.

Изрядно выпивший Иван Флягин отдаёт все хозяйские деньги (пять тысяч рублей) за чары цыганские – красавице Грушеньке: он «сметал ей под ножки» во время танца всех своих «лебедей», то есть крупные купюры денег.

В азарте пляски распалилась душа героя: «Не ты ли, проклятая, и землю и небо сделала?». Слова кощунственные и, в то же время, глубоко искренние, мощные. «Проклятая» в устах Ивана звучит как характеристика всего того, что есть прекрасного на земле…

В глубине души героя всегда ярко светились искорки жизни, надежды, по возможности, искупления «грехов», обретения им истины. И Флягин нашёл эту истину, по крайней мере, для себя, применительно к той ситуации, в какой он оказался после всех скитаний и лишений.

Не имея семьи, постоянного места жительства, определённых занятий, герой всё время порывается к лучшему, пытается разгадать «смысл» жизни. В конце концов он оказывается в монастыре, в надежде остановить там «неугомонность» своей души, отыскать истинно прекрасное.

В этом смысле Флягин напоминает нам «будущего сына», который после многих злоключений приходит в монастырь, дабы замолить там свои «грехи».

Но, оказавшись в монастыре, Иван не избавился от мучений своей совести (за смерть Грушеньки, за смерть татарина, монаха). Ему всё чудилось, что его преследует сатана. Было решено посадить Флягина в «погреб», дабы там, в молитвах и в аскетизме, пришло освобождение от наваждения.

Так оно и случилось. Но одновременно с этим произошло и другое: невероятно важное прозрение героя. Ему ниспослано было увидеть и понять то, что другим – увы! – не дано и по сей день.

Важно

С тех пор и исполнился наш герой «страха за народ свой русский и начал молиться… всё о родине… да за народ свой».

Смысл странствий, всего жизненного пути Ивана Флягина, предвидение им беды, нависшей над народом и отчизной, предвидение, выношенное им в себе за долгие годы «злоключенный», относится обычно к чисто поэтическому элементу повести. В этом видят фантастическое, «чудесное» и потому будто бы малосущественное. Но это не так.

Устами Флягина Лесков не прямо, а в образной, «пророческой», форме предупреждал в 70-е годы XIX века: «близ нас есть нам всегубительство». И духовное богатырство Ивана Флягина в том, что всей горькой, но высокой по силе драматизма судьбой своей он убеждает нас: действовать надо «умом», ответственностью, преданностью вере, не отбрасывая честь и заботу о другом.

Пришло время так ставить вопрос – только так! Иначе – «всегубительство».

Тернистый жизненный путь главного героя, те лишения, которые он перенёс, как бы венчает эта «правда жизни», к которой он стремился. Она была Флягину необходима также, как и всем людям.

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/leskov-n-s/zhiznennyi-put-ivana-fljagina-po-povesti.html

Н. С. Лесков «Очарованный странник» Духовная эволюция Ивана Флягина как путь к праведничеству. Смысл странствий главного героя. – презентация

1 Н. С. Лесков «Очарованный странник» Духовная эволюция Ивана Флягина как путь к праведничеству. Смысл странствий главного героя.

2 гл Внешние события жизни Индивидуальные и национальные особенности характера. Духовно- нравственное состояние. 1 глава «На пароходе». Портрет Ивана Северьянови- ча. Сравнение Ивана Флягина с былинным Ильей Муромцем (ИМ). (фольклорные мотивы) Сходство с И.М. в жизненной задаче – защитить Родину («Мне за народ помереть хочется») и в биографии

3 2 глава Начало рассказа о жизни. Крепост- ной форейтор: убийство монаха и спасение графской семьи. Узнает о материнс- ком обете. Талантливость. («постиг тайну познания в животном»).Безду- мность, слепой азарт, сила молодости. Простодушие. Чувствует силы сам вершить свою судьбу. Духовно «спит». «Сначала смешно стало» неразличимость добра и зла. «проснулся» к духовной жизни.

4 3 глава История с голубями и кошкой. Наказание. Доброта, непредсказуе- мость поведения, потрясен унижением, готов повеситься, чувство собственного достоинства. Отсутствие внутренних нравствен- ных законов. Нет чувства греха.

5 4 глава В няньках. Видение монаха и монастыря. Привязанность к ребенку. «Русский человек со всеми справится» Идею монашества отвергает. «Страсть не хотелось воровать»- изначальная честность, трудолюбие. Видение представило идеальный мир, идеал уже вошел в сознание.

6 5 глава Офицер соблазня- ет деньгами Драка. Отдает ребенка матери. Равнодушие к деньгам, бескорыстие. Требует себе наказания. («Хорошо ли, что я офицера бил – защитника Отечества.») Стремление помочь. Сострадание. Великодушие. Впервые упоминает слово «совесть». Милосер- дие, деятель- ная любовь.

7 5 глава На ярмарке. Поединок с татарином Обостренное чувство красоты, очарованность «дивной кобылицей» Пленение страстью к лошади. Эта страсть теснит духовное.

Совет

8 6,7, 8, главы 10 лет в плену. Острое чувство родины, тоска, «живешь невенчанный», «все я о родине плакал». Зрелое осмысление православных обычаев. Животные начала уступают духовным.

9 10 глава Конэсер.Знаток лошадей, маг, чародей, «артист», «честный мужик». Свой талант отдает людям («людей руководст вую»)

10 12,13,18 глава Любовь к Грушеньке. Убийство Грушеньки. Способность к самоотверженной любви, очарованность красотой женщины. Самопожертвование. Осознанное стремление к страданию за другого человека. («моя обязанность за нее отстрадать» – христианская любовь. Проникновение в суть ответственности за зло на земле.

11 19 глава В солдатах. «Старичков пожалел», стремление к подвигу, накопление праведности. Несет в себе ощущение смертного греха. Выполнение духовного обета – «кровью беззаконие смыть»

12 20 глава В монастыре. Отказ от каких- либо эгоистических побуждений. Воплощение призвания, идеала. Служение людям, убеждение, что жизнь нужно отдать за общее, большое дело «мне за народ очень помереть хочется…»

13 Н. Бердяев: «Самая большая религиозная и нравственная истина, до которой должен дорасти человек, – это, что нельзя спасаться индивидуально»

14 Итоги. черты русского национального характера: нравственная и физическая сила; душевная щедрость; способность к состраданию, милосердию; любовь к своему народу, родине, природе; стремление к праведничеству и духовному подвигу.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/778867/

Образ Ивана Флягина в повести Лескова “Очарованный странник” на Сёзнайке.ру

Лесков в своей замечательной повести “Очарованный странник” формирует абсолютно неповторимый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, до такой степени органично слившегося с переменчивой стихией жизни, что ему не боязно в ней запутаться.

Иван Северьяныч Флягин — “очарованный странник”; он “очарован” сказкой жизни, ее магией, потомуто для него в ней не имеется пределов.

Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема.

Обратите внимание

Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия.

Повесть Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения — жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь.

Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…”,— пишет Лесков.

Но, несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так.

Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли.

Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует по ее течению.

Но это — не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем.

Важно

И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны.

Флягин говорит о себе, что он “всю жизнь погибал, но не мог погибнуть”, и объясняет это тем, что он — “большой грешник”, которого “ни земля, ни вода принимать не хочет”. На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его “искушают бесы”.

Но ни один из его “греховных” поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды.

Смерть монаха — результат несчастного случая, Савакирея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. “Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла”, — умоляет его несчастная Груша.

У Ивана собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков.

Флягин наивен и прост как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и со злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание.

Ему “за народ очень помереть хочется”, и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители.

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая “так живчиком и переливается” по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки.

Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды.

Совет

И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя — это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть.

Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва.

“Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис… Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню…”

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: “… домой хочется… тоска делалась.

Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.

Флягин — недюжинно наделенный и духовной и физической силой человек, для которого ничего неосуществимого нет.

Секрет его силы, неуязвимости и поразительного дарования — все время испытывать радость — состоит в том, что он в любой ситуации поступает так, как этого требует обстановка.

Флягин находится в гармонии с обществом, когда окружение слажено, он готов сразиться с лихом, встающим на его дороге.

Обратите внимание

На образе “очарованного богатыря” Ивана Флягина Лесков раскрывает перед нами качества русского национального характера.

Данный персонаж далеко не безупречный, ему характерна противоречивость: он бывает и добросердечен, и беспощаден; и примитивен, и хитроумен; совершенен и несерьезен; поэтичен и дерзок.

Иногда свершает безумные действия, но и доставляет людям добро. В образе Флягина весьма неплохо изображена широта русской натуры, ее, если можно так сказать, безмерность.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8439-obraz-ivana-flyagina-v-povesti-leskova-ocharovanniy-strannik

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector