Особенности жанра. Композиция
Особенности жанра. Композиция
Не раз делались попытки разложить текст «Слова о полку Игореве» на стихи, найти в «Слове» тот или иной стихотворный размер.
Однако все эти попытки не привели ни к чему, так как «Слово», конечно, не написано по законам современного нам стихосложения. Оно ритмично, но его ритмическая система глубоко своеобразна.
Ритм «Слова» в основном связан с синтаксическим построением фраз, неразрывен со смыслом, с содержанием текста.
Ритмичность «Слова о полку Игореве» теснейшим образом связана со всей его композицией. Ритмично все построение «Слова» в целом. Ритмичны равномерные переходы от одной темы к другой. Ритмичны равномерно распределяющиеся лирические восклицания. Ритмично повторяются одинаково построенные обращения Ярославны к ветру, к Днепру и к солнцу.
Ритмично сменяют друг друга призывы к русским князьям: к Всеволоду, к Рюрику и Давыду, к Ярославу Осмомыслу. Ритмичность речи подчеркивают одинаковые начала фраз, ритмичность достигается также сходным синтаксическим построением фраз и др. Таким образом, гибкий ритм «Слова о полку Игореве» подчинен содержанию.
Ритм «Слова» меняется, близко следуя смыслу, содержанию произведения і В этом точном соответствии ритмической формы и идейного содержания
«Слова» — одно из важнейших оснований своеобразной музыкальности его языка.
Если присмотреться к тем художественным средствам, которыми пользуется автор «Слова о полку Игореве», то видно, что в основном он черпает их из устной народной поэзии и из устной русской речи. С народной поэзией связывают его не только художественные вкусы, но мировоззрение.
Народные образы «Слова о полку Игореве» тесно связаны с его народными же идеалами. Художественная и идейная сторона неотделимы друг от друга. Например, обычным для «Слова» является сравнение битвы с жатвой — эти сравнения были очень часты в устной народной поэзии.
Замечательно, однако, что это сравнение поля битвы с пашней в «Слове о полку Игореве» и в народной поэзии имеет глубокий идейный смысл.
Это даже не сравнение, а противопоставление: в «Слове» и в народной поэзии противопоставляется война — мирному труду, разрушение — созиданию, смерть — жизни (по древнерусски «жизнь» — не только «существование», но и богатство, плоды земледельческого труда, «жито»), «Слово» призывает к борьбе с половцами, в первую очередь, во имя защиты мирного труда.
Автор «Слова» обращается к образу пира как к апофеозу ратного труда: «ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую».
С поразительной конкретностью проитвопоставляя русских их врагам, он называет последних «сватами»: Игорь Святославич действительно приходился «сватом» Кончаку (дочь Кончака была помолвлена с сыном Игоря — Владимиром).
Отсюда следует, что образ пира-битвы не просто заимствован из народной поэзии, где он обычен, а умело осмыслен. Той же цели противопоставления мира войне служат и женские образы «Слова»: Ярославна и Глебовна.
Есть в «Слове о полку Игореве» и другие признаки его тесной связи с устной народной поэзией: отрицательные метафоры («Немизе кровави брезе не бологомъ бяхуть посеяни — посеяни костьми рускихъ сыновъ»), некоторые типично народные эпитеты (чистое поле, серые волки, острые мечи, синее море, черный ворон, красные девы и многие другие). Приводятся в «Слове» плачи (плач Ярославны, плач русских жен) и прославления («Слово» заключается «славой» русским князьям).
Особняком в «Слове о полку Игореве» стоит образ певца-поэта Бояна. Отношение к нему у автора «Слова» сложное: с воспоминания о Бояне он начинает свое вступление, его он рисует великим поэтом прошлого, однако одновременно автор «Слова» считает невозможным следовать старым поэтическим приемам Бояна.
Боян — «вещий», он «внук» (потомок) языческого бога Велеса. Это «соловей старого времени». Боян сам слагал свои песни и сам их пел, сопровождая их игрой на каком-то струнном инструменте. Его песни — «славы» князьям. В своей высокопарной манере Боян как бы летал умом под облаками, «скакал соловьем» по воображаемому дереву, рыскал по тропе Трояна через поля на горы.
Свое произведение автор «Слова о полку Игореве» противопоставляет произведениям Бояна. При всем своем уважении к славе и величию Бояна автор «Слова» подчеркивает неприемлемость для себя его «старых словес». В идейном замысле «Слова о полку Игореве» образ Бояна имеет существенное значение.
Он нужен автору для того, чтобы подчеркнуть, что он следует в своем повествовании за действительными событиями «сего времени»; он нужен автору, чтобы указать, что «Слово» правдиво, что оно не занимается высокопарным восхвалением подвигов князей.
Автор «Слова» не отрицательно относится к русским князьям, как не отрицательно относится он и к Бояну, но его произведение — не «слава», не «хвала» князьям, и сам он не следует традициям хвалебной поэзии Бояна.
Автор «Слова о полку Игореве» постоянно обращается к своим читателям, называя их «братия», точно он видит их перед собой. Эта близость больше, чем близость писателя к своему читателю: скорее, это близость оратора или певца, непосредственно обращающегося к своим слушателям. Не исключена возможность, что автор «Слова» предназначал свое произведение и для пения.
Сам автор «Слова» хотя и называет своем произведение очень неопределенно — то «словом», то «песнью», то «повестью», — однако, выбирая свою поэтическую манеру, рассматривает как своего предшественника не какого-либо из известных нам писателей и ораторов XI—XII веков, а Бояна — певца, поэта, исполнявшего свои произведения под аккомпанемент какого-то струнного
инструмента, по-видимому, гуслей.
Таким образом, «Слово о полку Игореве» было несомненно написано, но автор чувствовал свою связь с устным словом, с устной поэзией; автор чувствовал свое произведение произнесенным, но предназначалось ли оно для произнесения вслух как речь, для пения ли, сказать трудно.
Если это речь, то она все же имеет сходство с песней; если это песнь, то она близка к речи. К сожалению, точнее определить жанр «Слова» не удается.
Написанное, оно сохраняет все обаяние живого, устного слова — слова горячего, убеждающего, полного самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине.
Источник: https://scribble.su/ege/universal/32.html
Композиция “Слова о полку Игореве”
Величайшее произведение эпохи русского Средневековья “Слово о полку Игореве” относится к литературным памятникам XII века. Необдуманный поход князя Игоря явился причиной для объединения всех русских князей, которые до этого воевали между собой. Композиция произведения не случайна. С каждой частью все больше меняется образ молодого князя.
На первый взгляд, структура поэмы достаточно проста: вступление, три части и концовка. Вся поэма снабжена авторскими лирическими отступлениями, посвященными современности и прошлому на Руси. Вступление посвящено рассказу о певце-сказителе Бояне, который занимался прославлением великих воинов и русских князей. Боян отличался от других певцов тем, что очень любил фантазировать.
Автор хвалит своего предшественника, но писать в его стиле не хочет. Создатель “Слова…” решает придерживаться не выдумки, а реальных исторических событий. Дальше начинается повествование о самом походе Игоря. Автор сначала рассказывает о сборах в поход:
Братия и дружина! Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон.
Сядем же, други, на борзых
коней Да посмотрим синего Дона! И даже затмение, явившееся как дурной знак, не остановило безрассудного князя. Войско двинулось в путь. Дальше описывается само сражения князей и дружины с половцами. Побеждавшее в начале русское войско к концу битвы стало терять силы и в итоге потерпело поражение. Князья попали в плен.
Это место в поэме можно назвать кульминацией. Следующая глава рассказывает о Святославе Всеволодовиче, осуждающем поступок князей. Он говорит, что они слишком рано решили биться с половцами. Мудрый князь считает, что неопытные полководцы решили заслужить себе народную славу, но свои силы переоценили.
Половцы, победив русское войско, двинулись на Русь, поэтому из-за легкомыслия Игоря и Всеволода погибли невинные люди. Важной частью композиции “Слова о полку Игореве” является “золотое слово” Святослава. В уста могущественного князя автор вкладывает свои собственные мысли. Призыв к объединению воюющих друг с другом князей был мудрым поступком.
Только сплотившись, русские правители смогли бы отбиться от половцев. Святослав предлагает князьям отомстить “за раны Игоря, храброго Святославича”. В “золотом слове” высказана главная мысль всего произведения. Несмотря на то что князья Игорь и Всеволод пошли на половцев вместе, автор уделяет гораздо больше времени рассказу об Игоре. Важное место в повествовании занимает “плач Ярославны”.
Этот эпизод посвящен только Игорю, но имеет огромное значение для всей поэмы. Образ Ярославны отражает скорбь всех женщин Руси, чьи мужья потерпели поражение в битве с половцами. От безысходности княгиня призывает ветер, Днепр и солнце к спасению Игоря. Голос рыдающей Ярославны разлетается по всей Руси, что говорит о необъятности горя этой женщины.
До Игоря будто долетают слова любимой жены, что подталкивает его к побегу из “земли незнаемой”. Забывая о том, что пустившиеся в погоню половецкие князья могут убить его, Игорь Святославич мчится по единственной дороге, ведущей домой. Молодой князь понимает свою вину перед Родиной и отцом, поэтому сразу же направляется в Киев. В конце “Слова…” народ радостно встречает побежденного князя.
Автор радуется, что, наконец, прекратилась вражда между русскими князьями.
Концовка произведения одновременно похожа и на сказочное завершение, и на окончание молитвы: Песнь мы спели старым князьям, Песнь мы спели князьям молодым:Слава Игорю Святославичу! Слава буйному туру Всеволоду! Слава Владимиру Игоревичу! Здравствуйте, князья и дружина, Поборая за христиан полки неверные! Слава князьям, а дружине аминь!
Композиция поэмы очень логична: сначала Игорь терпит поражение, затем Святослав обращается к князьям с призывом об объединении сил, а в конце Игорь возвращается на Родину, а князья радостно встречают его. Получается, что их сплотила общая беда, и главная проблема поэмы разрешилась постепенно с каждой новой частью.
(Пока оценок нет)
Categories: Литература
Источник: https://ege-essay.ru/kompoziciya-slova-o-polku-igoreve/
Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве» ― Сочинение
Последовательное развитие событий, расположение описания людей и окружающей их природы, а также сами авторские размышления продуманы в поэме таким образом, чтобы определенным образом воздействовать на читательские мысли и чувства ― все элементы исторического памятника, в том числе и композиция, служат раскрытию авторского замысла.
Произведение начинается вступлением, продолжают его три части, и заканчивается оно концовкой.
Если во вступлении и вспоминается прославляющий подвиги русских князей вещий Боян, пылкая фантазия которого так и рвется куда-то в заоблачную высь, то это вовсе не значит, что и сам автор готов следовать примеру певца. Главной задумкой писателя является изложение народного взгляда на происходящие события, который и является отражением суровой правды.
Первая часть повествует о двух битвах, которые произошли между дружиной Игоря и половцами. Первая из них закончилась победой русской дружины, но радости от одержанной победы не суждено было длиться долго, ведь главные силы врагов еще не вступили в бой.
Сражение с численно превосходящей главной вражеской силой в описании автора оживает перед глазами читателя со всеми присущими войне ужасами. Так и видишь усеянную трупами и покрытую кровью черную землю, слышишь противный лязг оружия и стоны раненых. Несмотря на стойкость русских витязей доблестная русская дружина гибнет в неравном бою, а сам князь оказывается плененным.
Во второй части читатель переносится в столицу Киев, где мудрый полководец Святослав горько сетует на мужественных, смелых, но безрассудных и эгоистичных родственников — Игоря и Всеволода, решивших самостоятельно добиться будущей славы и ни с кем не делиться ею. Но вместо славы их поход принес Руси большое горе, а воодушевленные победой половцы значительно осмелели.
Тут же в унисон голосу князя киевского звучит и голос автора, призывающий всех удельных князей к объединению против общего врага.
Замыкает вторую часть плач Ярославны, оплакивающей на крепостной стене своего мужа. В порыве горя она просит природные силы помочь ее мужу вернуться на родину.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Третья часть посвящена побегу Игоря из половецкого плена, его возвращению в Киев. Автор желает объединения русских князей, чтобы дать достойный отпор врагу.
Таким образом очевидно, что произведение продумано в строгой последовательности. Автор сначала показывает события, которые взволновали всю страну, потом акцентирует внимание на причинах, приведших к поражению русской дружины, а в конце показывает единственно верный путь к победе —объединение под единым началом всех удельных князей.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/10/syuzhet-i-kompoziciya-slovo-o-polku-igoreve.html
Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве – Сочинение
Особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» — произведение, выстроенное, созданное автором по законам ритма особого, своего порядка. Он заключается в определённом чередовании безударных и ударных слогов. Поэтому повествование плавное, «складное», как сказали бы современники автора.
Жанр произведения — воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было бы назвать поэмой.
Но автор создал «Слово» «по былинам», т.е. по творческим и историческим канонам своего времени. Это Средневековье, XII в., эпоха феодальной раздробленности Киевской Руси.
В плане художественном следует отметить близость произведения к фольклору, к основам устного народного творчества.
Черты, которые делают «Слово» похожим на былину, следующие. Это широкий размах событий, героические характеры главных действующих лиц, красота поэтического языка (например, постоянные эпитеты), глубокая и мудрая идея единения русских князей ввиду угрозы извне.
А каковы же особенности композиции «Слова о полку Игореве»?
Первая часть — экспозиция; в ней автор обращается к читателю и заявляет о том, каков его творческий замысел. Он намерен создать своё творение «по былинам», т.е. исходя из исторически достоверных источников. Он не следует замыслам Бояна, легендарного певца, который в своих песнопениях прежде всего стремился прославить русских князей.
Вступление (оно представляет собой завязку произведения) повествует о том, как князь Игорь со своим воинством идёт в поход против половцев из Новгорода Северского. Затмение солнца, печальное предзнаменование, не останавливает храбрецов. Дружинники слышат призыв любимого князя: «лучше быть убиту, чем полонёну!» — и готовы к боевым подвигам.
Нарастание действия. Пешие и конные полки дружины вступают в южные земли, всё более отдаляясь от родных пределов, оставляя всё, что было для каждого из них дорогим и заветным: свои дома, родных и близких.
«О русская земля! Ты уже за холмом!» — рефреном звучит это исполненное тоски восклицание.
Первая победоносная встреча с половцами также является элементом нарастания действия.
Кульминация произведения — написанная автором в трагических тонах картина главной, разгромной для русских битвы с половцами: «Там всем достало кровавого вина. Русские напоили сватов допьяна, а сами полегли мёртвыми на землю».
Трагична судьба соратников Игоря в плену у половцев и последующий его побег из плена.
Развязка, венчающая произведение, подана автором читателю в ярких тонах, наподобие торжественного гимна. Игорь возвращается в родные края, и Киевская Русь, это люди и природа, прощает ему ошибочный шаг; она принимает его в близкую, привычную для него стихию.
Русские люди по-прежнему оценивают князя Игоря как героя.
Здесь искали:
- жанровое своеобразие слова о полку игореве кратко
Источник: https://Sochineniye.ru/osobennosti-zhanra-i-kompozitsii-slova-o-polku-igoreve/
Композиция “Слова о полку Игореве” (стр. 1 из 4)
Смоленский Государственный Университет
Реферат на тему
Композиция «Слова о полку Игореве»
Смоленск 2007
Введение
Многим вся древнерусская литература известна только по одному произведению – «Слову о полку Игореве». Традиционны мнения о низком уровне культуры Древней Руси. Как заблуждаются скептики!
Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти уничтоженным.
Автор «Слова» смотрит в глаза действительности, обращается ко всем русским князьям, призывает их защитить Русскую землю, поэтому в «Слове» нет уныния. «Слово» лаконично, как обращения Игоря к дружине. Это зов перед боем. Поэма обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем.
Победа – это конец битвы, поражение же для автора «Слова» – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
Я выбрала тему «Композиция «Слова о полку Игореве» потому, что это один из самых ярких аспектов в анализе произведения. Особенность «Слова» состоит в том, что оно отличается сложным построением вопреки мнениям о несостоятельности древнерусской литературы.
Целью моей работы является изучение структуры одного из величайших памятников литературы, выявление композиционных особенностей.
Для этого я обращу внимание на общую характеристику композиции и рассмотрю главные элементы композиции: время и пространство и композиционные вставки.
При работе над рефератом я использовала работы Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его исследования в области происхождения «Слова» и его месте в литературе Древней Руси дали мне не только материал для работы, но и новую интересную информацию о древнерусской литературе вообще.
Также мне повезло познакомиться со статьями различных исследователей «Слова», объединенными в специальные сборники. Это было интересно, так как каждая статья была посвящена одному аспекту в рассмотрении произведения.
При этом исследователи замечательно раскрывали тему, рассматривали проблему порой с неожиданных сторон.
Основная часть
1. Композиции «Слова о полку Игореве»: общая характеристика
В основе сюжета произведения – неудачный поход Игоря Святославича против половцев 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями.
«Слово о полку Игореве» было написано почти сразу после возвращения князя Игоря из плена, поэтому автор не считает необходимым вдаваться в подробности, хорошо известные современникам.
Начало «Слова» непосредственно не связано с описываемыми событиями, здесь помещены размышления автора: какую манеру повествования выбрать. Он отвергает манеру Бояна и решает придерживаться действительных событий.
Пусть начнется же песнь эта
по былинам нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
Это – лирическое вступление, которое создает впечатление непосредственности, убеждает, что перед нами импровизация, свободная от скованности литературными традициями. Вступление к «Слову», в котором автор обращается к Бояну, кажется наибольшей странностью в произведении. Но подобные вступления к «словам», житиям или проповедям типичны для древнерусской литературы.
В экспозиции дается короткая характеристика Игоря и причины его похода в половецкие степи. Весь рассказ о походе Игоря выдержан в чертах характеристики Святославом: безрассудный Игорь идет в поход, несмотря на то, что поход с самого начала обречен на неудачу. Главной движущей силой является стремление к личной славе.
Завязку сюжета составляет рассказ о выступлении русских войск.
«Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю» и повел он свои «храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую».
Сведения о том, откуда вышла дружина и по какому маршруту она двигалась, в произведении отсутствуют. В пути дружинники наблюдают различные природные явления, которые как бы предсказывают их судьбу.
Перипетии в произведении – это сражения русских войск с половцами. В первом сражении с половцами русские полки одержали победу.
Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, разлетевшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото,
и паволоки,
и дорогие оксамиты.
Покрывалами,
и плащами,
и кожухами
стали мосты мостить по болотам
и по топким местам,
и всякими узорочьями половецкими.
Перед вторым сражением природа предвещает несчастье («в час ранний кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут»). Это сражение описано очень ярко, с достоверными деталями; создается ощущение, что автор сам в нем участвовал:
С раннего утра до вечера,
с вечера до света
летят стрелы каленые,
гремят сабли о шлемы,
трещат копья булатные
в поле незнаемом,
среди земли Половецкой.
Поражение войска князя Игоря является кульминацией сюжета «Слова». Оно приводит к тяжелым последствиям для Руси.
Очень важное место в «Слове» занимают композиционные вставки. Это сон Святослава, из которого князь узнает о поражении Игоря.
Это «золотое слово» Святослава, в котором он призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить «за раны Игоревы», прекратить междоусобицы. «Золотое слово» Святослава занимает центральное место в произведении.
Этим автор подчеркивает свою приверженность объединительной идее. Также важное место в композиции занимают «плач Ярославны» и «славы».
Побег Игоря из плена половецкого – развязка произведения. Князь возвращается на родную землю.
Русская литература уже с древнейших времен была пронизана высоким патриотизмом, интересом к общественно-важным темам, связью с народным творчеством. И композиция «Слова» полностью соответствует основной авторской идее – идее объединения Руси. Произведение лирично и эпично одновременно.
Автор постоянно вмешивается в ход событий, прерывает самого себя восклицаниями, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей к активным действиям. И.П. Еремин писал: «Автор «Слова» заполняет собою все произведение от начала до конца.
Голос его отчетливо слышен везде…»[1] Такие черты особенно характерны для литературы XII–XIII веков – для «Слова о погибели Русской земли», «Повести о разорении Рязани Батыем». Автор «Слова» обращается к князьям-современникам и в целом, и по отдельности. Через ораторские обращения и восклицания передается авторское отношение к событиям.
Это – характерная черта древнерусской литературы, которая еще подвергалась сильному влиянию стихии устной речи. В «Слове» органически слиты фольклорные и книжные элементы. Больше всего книжные элементы сказываются в начале произведения. Как будто автор еще недостаточно оторвался от письменной традиции.
Однако последние части «Слова», особенно «плач Ярославны», почти лишены характерных книжных элементов. Эта двойственность выразилась и в бинарности «Слова»: по мнению Лихачева, там не один, а, по крайней мере, два рассказчика; в произведении можно выделить два смысловых центра – вопрос / ответ, факт / обобщение.
«Слово» было с самого начала написано автором, хотя автор и «слышал» то, что писал, проверял на слух его ритм, звучание, обращался к своим читателям, как оратор к слушателям, а иногда и как собеседник[2] .
Связь «Слова» с устной народной поэзией была отмечена еще Пушкиным, который в плане своей статьи по истории русской литературы поместил между летописями и «Словом» сказки, песни, пословицы.
Как доказательство того, что автор «Слова» опирается и на известную русскую письменность XI–XII столетия, могут служить следы внимательного изучения автором древнерусской летописи, подлинной энциклопедии жизни древнерусского государства[3] .
Письменное происхождение повлияло на построение произведения. В нем смешались различные приемы устного народного творчества, используются обращение от современности к прошлому, критические выражения и черты, характерные для стиля монументального историзма.
2. Время и пространство в «Слове»
Понятия о времени и пространстве в «Слове» связаны, прежде всего, с понятием стиля монументального историзма, которому принадлежат XI–XIII века в истории культуры Древней Руси.
Стиль монументального историзма характеризуется взглядом на предметы с больших дистанций: пространственных и временных. Это стиль, в пределах которого все значимое предстает величественным.
Стремясь к подобному эффекту, летописцы, авторы житий смотрят на мир как бы с большой высоты или с большого удаления.[4]
В этот период развито так называемое «панорамное зрение», акцент на огромность расстояний, сопряжение удаленных друг от друга географических пунктов.
В действие «Слова» втянуты широкие географические пространства. Половецкая степь, Дон, Черное и Азовское моря, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, города Корсунь, Киев, Полоцк, Тмуторокань, Курск, Чернигов, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич и др.
Нет сомнения в том, что в поле зрения автора вся Русь. Примечательно, что автор не отделяет Русскую землю из окружающих ее народов, заставляет прислушаться к событиям немцев, греков, венецианцев, моравов.
Непосредственно вовлечены в ход истории литовцы, половцы, ятвяги.
Автор видит Русь с идеальной высоты. Раздольность Русской земли подчеркивается одновременностью действия в разных ее концах: «девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева», «кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве». Такими же, как у него самого, обостренным слухом и зрением, способным прозревать пространство, наделяет автор своих героев.
Широкое пространство действия объединено гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц. Быстрота передвижения – это символ власти над пространством. Быстрота похода – символ овладения пространством. Той же грандиозностью отличается пейзаж в «Слове», всегда, тем не менее, конкретный, взятый в движении.
Наблюдая Русскую землю с такой высоты, автор видит и слышит ее во всех деталях.
Источник: https://MirZnanii.com/a/136098/kompozitsiya-slova-o-polku-igoreve
“Композиция и жанр “Слова о полку Игореве”
“Слово” начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца “слав” Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее заявляет, что он не будет в своем произведении следовать этой традиции, он поведет свою “песнь” “по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню”.
Определив хронологический диапазон своего повествования (“от стараго Владимера до нынешняго Игоря”), автор рассказывает о дерзком замысле Игоря “навести” свои полки на Половецкую землю, “испити шеломомь Дону”. Он как бы “примеряет” к своей теме поэтическую манеру Бояна (“Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бежать къ Дону Великому” или: “Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыеве”).
Композиция “Слова” необычна для исторической повести.
Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях похода, сколько рассуждения о нем, оценка поступка Игоря, раздумья о причинах “туги” и печали, охватившей всю Русскую землю в настоящем, обращение к событиям прошлого с его победами и несчастьями. Все эти черты “Слова” подводят нас к вопросу о жанре памятника. Вопрос этот тем более важен, что в древнерусской литературе, с ее строгой системой жанров, “Слово” (как и ряд других памятников) оказывается как бы вне жанровой системы. А. Н. Робинсон и Д. С. Лихачев сопоставляют “Слово” с жанром так называемых “шансон де жест” – “песен о подвигах”, аналогиями ему в таком случае является, например, “Песнь о Роланде” или другие подобные произведения западноевропейского феодального эпоса.
В “Слове” объединены эпическое и книжное начала. “Эпос полон призывов к защите страны… – пишет Д. С. Лихачев. – Характерно его “направление”: призыв идет как бы от народа (отсюда фольклорное начало), но обращен он к феодалам – золотое слово Святослава, и отсюда книжное начало”.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
“Композиция и жанр “Слова о полку Игореве”
Другие сочинения по теме:
- Композиция “Слова о полку Игореве” Часть первая: поход Игорева войска – Вы прочитали дома первую часть “Слова о полку Игореве”. Каковы ваши первые впечатления? Как вы поняли содержание этой части?…
- Раскрытие основной идеи “Слова о полку Игореве” Талантливейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь…
- “Слово о полку Игореве”; Создатель “Слова о полку “Слово о полку Игореве” Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь…
- Связь “Слова о полку Игореве” с устным народным творчеством “Слово о полку Игореве” – величайший памятник литературы Древней Руси. Автор “Слова…” неизвестен. Разыскал это произведение известный собиратель древностей и…
- Поэтика “Слова о полку Игореве” Поэтика “Слова” настолько своеобразна, язык и стиль его так красочны и самобытны, что на первый взгляд может показаться, что “Слово”…
- Краткое содержание “Слова о полку Игореве” За основу пересказа взят дословный перевод Д. С. Лихачева. Сказитель начинает “старыми словами” печальную повесть о походе князя Игоря Святославича….
- Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” 1. “Слово о полку…
- Кто же он, создатель “Слова о полку Игореве”? Сочинение подойдет так же на тему: Образ русской земли в памятнике древней Руси “слово о полку Игореве”. Загадка его личности…
- Нравственно-символическое значение “Слова о полку Игореве” За последнее время понимание слова “дивъ” в “Слове о полку Игореве” как будто определилось: большинство исследователей сошлись на том, что…
- История открытия и изучения “Слова о полку Игореве” Перед учителем стоит сложная задача: важно не просто дать ученикам информацию об этом памятнике древнерусской письменности, приблизив это произведение к…
- Полемика о времени написания “Слова о полку Игореве” “Слова о полку Игореве” было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. С этого…
- Описание сюжета произведения “Слово о полку Игореве” Композиция “Слова” необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях…
- Для подготовки к сочинению на тему “Слово о полку Игореве” При подготовке “Слова” к изданию в 1800 году научный редактор его А. Ф. Малиновский выписал для себя все непонятное и…
- Идейное содержание “Слова о полку Игоревом” Автор “Слова” превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба; не случайно…
- Природа и ее роль в “Слове о полку Игореве” Поэма “Слово о полку Игореве” небольшая по объему, но в этом произведении смешивается столько мыслей, столько тем, так тонко воспроизведено…
- “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством “Слово…” выросло на плодородной почве русской культуры XII века. “Слово…” глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением….
- Как написать сочинение по “Слову о полку Игореве” Я думаю, вы мечтаете побывать в походе, а возможно, уже и бывали. Но сейчас мы с вами отправимся не в…
- Открытый урок по “Слову о полку Игореве” НА ДОСКЕ: 1) Тема – “Значение “Слова о полку Игореве” для развития (русской) культуры; 2) Рисунки-символы Юрия Селиверстова (6 шт.);…
- Когда было написано “Слово о полку Игореве” Когда было написано “Слово о полку Игореве” 1. Своеобразие “Слова”. 2. Главная мысль произведения. 3. Величайший памятник древнерусской литературы. “Слово…
- Понятие Родины в “Слове о полку Игореве” Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В…
Источник: https://ege-russian.ru/kompoziciya-i-zhanr-slova-o-polku-igoreve/
Композиция”Слова о полку Игореве”
Талантливейшее произведение древнерусской Литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже ХП-ХШ веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро-монгольских орд.
Неудач ный поход князя Игоря на половцев послужил для автора поводом к страстному обращению к князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага. Проследим в общих чертах, как развивается в” Слове…” поэтический рассказ об Игоревом походе. Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки.
Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и о прошлом Русской земли.
Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Принося дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель” Слова…
” вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить” не по замыш-лению Бояна”, а по былям (действительным событиям) своего времени. Поэт рассказывает далее о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале Русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины.
Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен.
Это кульминация сюжета” Слова…” А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военаначальников:” Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать”.
По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход се-верских князей. И вот уже” кричат под саблями половецкими” ни в чем не повинные русские люди. К” золотому слову” Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси — присоединяет свой голос создатель поэмы.
Обращаясь к князьям — Всеволоду Суздальскому, Ярославу Осмомыслу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить” за раны Игоря, храброго Святославича”. Это центральное место в произведении. Тема личной судьбы Игоря вводится в поэму” плачем Ярославны”.
Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться на Родину. Рыдающий голос женщины, как бы преодолевая пространство, долетает до крайних границ Руси. Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из” земли незнаемой”.
Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края.
Осознав свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу. Итак, композиция” Слова…” строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее — идее объединения Руси.
Источник: https://www.slavkrug.org/kompoziciya-slova-o-polku-igoreve/
Композиция «Слова о полку Игореве»
Талантливейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII – XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро – монгольских орд. Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил для автора поводом к страстному обращению к князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага.
Проследим в общих чертах, как развивается в «Слове…» поэтический рассказ об Игоревом походе. Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и о прошлом Русской земли.
Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии.
Принося дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова…» вместе с тем не хочет быть его подражателем.
Он решает творить «не по замышлению Бояна», а по былям (действительным событиям) своего времени.
Поэт рассказывает далее о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация сюжета «Слова…»
А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военаначальников: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход северских князей. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чем не повинные русские люди.
К «золотому слову» Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси — присоединяет свой голос создатель поэмы.
Обращаясь к князьям — Всеволоду Суздальскому, Ярославу Осмомыслу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича». Это центральное место в произведении.
Тема сочинения личной судьбы Игоря вводится в поэму «плачем Ярославны». Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться на Родину. Рыдающий голос женщины, как бы преодолевая пространство, долетает до крайних границ Руси.
Будто услышав мольбы Ярославны, князь – пленник совершает побег из «земли незнаемой». Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края.
Осознав свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя.
Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
Итак, композиция «Слова…» строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее — идее объединения Руси.
Источник: https://www.rlspace.com/kompoziciya-slova-o-polku-igoreve/