Правдин, Милон и Софья в комедии “Недоросль”
У Стародума есть в комедии единомышленник — Правдин. Это член наместничества, чиновник и общественный деятель.
Правдин — лицо еще менее живое, чем Стародум, но важное для понимания идейного содержания комедии.
Правдин выполняет обязанности неподкупного чиновника, выбранного в помощь наместнику для наблюдения за отношением помещиков к крепостным. «Именем правительства» наказывает он Простакову, отбирая в государственную опеку ее дом и деревни. Но, конечно, в действительности такие случаи были чрезвычайно редкими.
Факты помещичьего произвола почти не могли доходить до правительства, потому что крепостным было запрещено жаловаться на господ под страхом ссылки в Сибирь. Чисто внешнее вмешательство Правдина в развязку комедии создавало видимость правительственного вмешательства в дела деревни. Это придавало комедии политическую благовидность.
В то же время традиционно-благополучный конец комедии (порок наказан, добродетель торжествует) показывает не то, что делало правительство в действительности, а то, чем оно должно было бы заняться.
В развязке комедии ему принадлежит решающая роль: убедившись в жестокости Простаковой, он берет ее имение в опеку. Такие случаи были редки в ту эпоху, но они были. Для пропаганды взглядов Фонвизина такая развязка комедии была очень важна.
Она напоминала правительству, что вопрос об опеке над имениями жестоких помещиков уже поднимался в комиссии 1767 г. и что его необходимо провести в жизнь.
Сравнительно бледными получились в комедии образы Милона и Софьи.
Обьясняется это не только тем, что показ крепостной усадьбы отодвинул их на второй план, но и тем, что реальная действительность не давала писателю материала для создания «положительного» героя в дворянском быту.
Это идеализированные представители той «новой породы» людей, которую, хотя и не особенно успешно, но действительно пытались создавать некоторые педагогические заведения и домашнее воспитание по идеям Локка и Руссо.
Образ Милона дан в комедии как идеал молодого дворянина-воина, честного и неустрашимого. Софья в комедии “Недоросль” нарисована как идеал девушки-дворянки: она и образованна (читает французские книги), и умна (ведет серьезный разговор со Стародумом), и верна в чувстве любви, и благонравна.
Софья, в сущности, противопоставляется Митрофанушке как идеал правильного воспитания. Она является как бы живой иллюстрацией педагогических взглядов Стародума, так как воспитал ее именно он. Стародум говорит: «Пошел в отставку, положил я основание твоему воспитанию».
И Софья в комедии “Недоросль”, и Милон — представители «новой породы» людей. Образы их — антитеза образа Митрофанушки.
Культурный уровень положительных героев комедии подчеркивается их языком. Это книжный, литературный язык эпохи. Даже Софья в комедии “Недоросль” говорит такими сложными фразами: «Так поэтому надобно, чтобы всякий порочный человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурное, знав, что делает».
Как люди благовоспитанные, все положительные герои говорят изысканно вежливо: «Вы меня тем очень одолжите» (Софья), «Радуюсь, сделав ваше знакомство» (Правдин) и т.п. Для языка Стародума характерны афоризмы, т.е. краткие, сжатые изречения, при помощи которых Стародум как бы отчеканивает свои мысли.
Такой утонченно книжный язык положительных героев еще более подчеркивал грубость и некультурность речи Простаковой, Скотинина и Митрофанушки.
Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. М.: “Грамотей”, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/fonvizin_d_i/pravdin_milon_i_sofja_v_komedii_nedorosl/74-1-0-273
“Недоросль”: действующие лица, описание и характеристика
Искусство и развлечения 27 января 2017
Классицизм – литературное направление, получившее развитие в восемнадцатом веке. Ярким примером его является комедия «Недоросль». Действующие лица этого произведения – тема статьи.
Проблематика
О чем повествует комедия «Недоросль»? Действующие лица – типичные представители социальных слоев в России восемнадцатого столетия. Среди них и государственные мужи, и дворяне, и слуги, и крепостные, и даже самозваные учителя. Затронута социальная тема в комедии «Недоросль».
Действующие лица – Митрофанушка и его мать. Госпожа Простакова жестко управляет всеми. Она не считается ни с кем, даже со своим мужем. По своей проблематике прямолинейным является произведения «Недоросль». Действующие лица в комедии либо отрицательные, либо положительные.
Сложных противоречивых образов в сочинении Фонвизина нет.
Произведение также затрагивает и общественно политические проблемы. Даже сегодня, спустя более чем два столетия, оно не теряет актуальности. Действующие лица комедии Фонвизина «Недоросль» произносят фразы, которые буквально разлетелись на цитаты. Имена героев этого драматургического произведения стали нарицательными.
История создания
Стоит несколько слов рассказать о том, как создавалось произведение, прежде чем описывать действующие лица. «Недоросль» Фонвизин написал в 1778 году. К тому времени литератор уже побывал во Франции.
Он более года провел в Париже, где изучил юриспруденцию, философию, познакомился с социальной жизнью страны, которая дала миру такие имена, как Вольтер, Дидро, Руссо. Стало быть, взгляды русского драматурга несколько изменились. Он осознал отсталость русского помещичьего сословия.
А потому писатель посчитал необходимым создать произведение, которое бы высмеивало пороки своих современников.
Над комедией Фонвизин работал более трех лет. В начале восьмидесятых годов в одном из столичных театров состоялась премьера комедии «Недоросль».
Видео по теме
Список действующих лиц
- Простакова.
- Простаков.
- Митрофанушка.
- Софья.
- Милон.
- Правдин.
- Стародум.
- Скотинин.
- Кутейкин.
- Циферкин.
- Вральман.
- Тришка.
Софья, Митрофанушка, Простакова – главные действующие лица. Недоросль – это понятие, обозначающее молодого дворянина, не получившего образования.
Им, как известно, в комедии является Митрофан – один из главных героев. Но и других персонажей в комедии нельзя назвать второстепенными. Каждый из них играет определенную роль в сюжете. Произведения, как и другие сочинения эпохи классицизма, отражает события, происходящие в течение одного дня. Действующие лица в комедии «Недоросль» наделены именами.
И это еще один типичный признак произведений классицизма.
Сюжет
Комедия Фонвизина повествует о жестоких и глупых помещиках, которым противопоставлены образованные аристократы. В центре сюжета – история девушки-сироты, которая внезапно оказывается наследницей большого состояния. Отрицательные персонажи в комедии пытаются завладеть ее приданым, выдав замуж насильно. Положительные приходят на помощь, избавляя от вероломных родственников.
В доме простаковых
Более подробная характеристика персонажей в «Недоросле» представлена ниже. Но, как уже было сказано, госпожа Простакова отличается непростым нравом. В этом читатель убеждает уже с первых страниц.
Комедия начинается со сцены, в которой мать Митрофанушки в гневе набрасывается на крепостного Тришку за то, что тот сшил любимому сыну кафтан, который ему мал.
Это и последующие события характеризуют Простакову как личность, склонную к самодурству и неожиданным вспышкам ярости.
В доме простаковых проживает Софья. Ее отец умер. В последнее время она проживала в Москве у матери. Но минуло несколько месяцев, как она стала круглой сиротой. Простакова взяла ее к себе.
Богатая наследница
На сцене появляется брат Простаковой Скотинин. Характеристика действующих лиц в комедии «Недоросль» – описание героев, которых можно разделить на две группы. К первой относятся благородные, честные и образованные. Ко второй – невежественные и грубые. Скотинина следует отнести к последней.
Этот человек выражает желание жениться на Софье. Но связать свою жизнь с этой девушкой он хочет не потому, что она ему нравится. Все дело в том, что он большой охотник до свиней, о чем красноречиво говорит его фамилия.
А у Софьи в наследстве несколько деревень, в хозяйствах которых эти животные обитают в большом изобилии.
Простакова тем временем узнает волнующие вести: дядя Софьи жив. Мать Митрофана в гневе. Ведь она полагала, что Стародума давно уже нет на свете. Оказалось, он жив.
Более того, собирается сделать свою племянницу наследницей состояния, которое он нажил в Сибири. Простакова обвиняет Софью в том, что та скрывала от нее вести о богатом родственнике.
Но вдруг ей в голову приходит гениальная мысль. Она решает выдать Софью за своего сына.
Справедливость восторжествовала
Деревню посещает офицер Милон, с которым Софья была знакома еще в Москве. Они любят друг друга, но в силу жизненных обстоятельств им пришлось расстаться. Милон, узнав о помолвке Софьи, сперва терзается ревностью, но впоследствии он узнают о том, что из себя представляет Митрофан, и несколько успокаивается.
Простакова очень любит своего сына. Она нанимает ему учителей, но при этом тот к шестнадцати годам даже не научился читать и писать. Отрок беспрестанно жалуется матери, что учение навевает на него тоску. На что Простакова утешает сына, обещая его скоро женить.
Появление Стародума
Наконец, в деревню приезжает дядя Софья. Стародум рассказывает историю своей жизни о том, как он был вынужден покинуть государственную службу, уехал в Сибирь, а после решил вернуться с родные края. Стародум встречается с Софьей и обещает избавить ее от неприятных родственников и выдать замуж за достойного человека, коим оказывается ее горячо любимый Милон.
Описание действующих лиц
Недоросль, то есть Митрофанушка, учится, соблюдая указ царя, но делает это с большой неохотой. Характерные черты этого героя – тупость, невежество, лень. Кроме того, он жесток. Митрофанушка не уважает отца, издевается над своими учителями. Он пользуется тем, что мать его самозабвенно любит.
Хорошую характеристику своему несостоявшемуся жениху дает Софья. Девушка утверждает что, хотя Митрофанушке исполнилось всего шестнадцать лет, он достиг пика своего совершенства и далее развиваться не будет. Этот персонажи комедии Фонвизина довольно неприятен. В нем сочетаются такие черты, как раболепства и склонность к тирании.
В начале произведения Митрофанушка предстает перед читателями в роли избалованного жесткого человека.
Но позже, когда матери не удается организовать его свадьбу с богатой родственницей, он кардинально меняет свое поведение, униженно просит прощения у Софьи, проявляет покорность по отношению к Стародуму.
Митрофанушка – представитель мира Простаковых-Скотининых, людей, лишенных всяческих понятий о нравственности. Недоросль символизирует деградацию русского дворянства, причина которого заключается в неправильном воспитании и отсутствии образования.
Фамилия Простаковой символизирует необразованность и невежество. Главная черта этой героини – слепая любовь к сыну. В конце произведения мать Митрофанушки опускается до того, что начинает использовать рукоприкладство по отношению к Скотинину.
Простакова – сочетание наглости, ненависти, злобы и трусости. Созданием этого литературного персонажа автора хотел показать читателю, к чему приводит отсутствие образования.
По мнению Фонвизина, именно невежество является причиной многих человеческих пороков.
Софья
Племянница Простаковой – представительница дворянского рода. Но, в отличие от своих родственников, она образована, имеет понятия о чести. Софья смеется над Митрофанушкой и его матерью. Она их презирает. Характерные черты героини – доброта, насмешливость, благородство.
Другие положительные персонажи
Стародум – образованный мужчина преклонных лет, обладающий большим жизненным опытом. Основные черты этого героя – честность, мудрость, доброта и уважение к другим людям. Этот персонаж противопоставлен Простаковой. Оба они желают добра своим воспитанникам.
Но подход к воспитанию у них совершенно разный. Если Простакова видит в своем сыне маленького ребенка, который требует постоянной заботы и во всем потакает ему, то Стародум считает Софью сформировавшейся личностью. Он заботится о племяннице, выбирая ей в мужья достойного человека.
Следует сказать несколько слов и об этом персонаже.
Милон
Характерные черты этого героя – искренность, благородство, рассудительность. Даже в непростых ситуациях он не теряет здравомыслия.
Услышав о помолвке Софьи, он представляет Митрофана человеком образованным и достойным. И только впоследствии его мнение относительно соперника меняется.
Именно этот герой в одном из последних действий пытается помирить Простакову с братом, напоминая им, что они близкие люди.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/118650/
Характеристика Милона в комедии “Недоросль”
В комедии “Недоросль” Фонвизин изобразил яркие собирательные образы, характерные для российского общества 18 века. Одним из положительных персонажей, играющих важную роль в сюжетном развитии пьесы, является Милон.
Это честный, добрый, смелый и образованный молодой офицер с хорошим воспитанием. В “Недоросле” Милон выступает достойной парой Софье, он уважает каждого человека, оценивая его по поступкам, а не по словам, справедливый и мудрый.
По сюжету пьесы Милон – хороший друг Правдина. Встретившись с чиновником в деревне Простаковых, Милон делится с другом своими переживаниями – год назад ему пришлось расстаться со своей возлюбленной, когда та лишилась родителей, и ее отдали на попечение к дальним родственникам. Офицер переживает за судьбу девушки и хочет ее разыскать. По воле случая его возлюбленной оказывается Софья.
Молодые люди хотят больше не разлучаться, но ждут окончательного решения дяди девушки Стародума. По приезду выясняется, что Стародум уже выбрал Софье жениха – “молодого человека больших достоинств”. Им оказывается Милон, и дядя девушки благословляет их брак.
Простакова не соглашается с таким выбором Стародума, пытается украсть Софью и насильно женить на своем сыне, однако офицер спасает возлюбленную.
Милон как носитель лучших человеческих качеств
Сильный, искренний, благородный и любящий мужчина, храбрый, рассудительный и здравомыслящий офицер, готовый до конца стоять за свое отечество, – именно таким изображает автор персонажа. В “Недоросле” характеристика Милона дополняется самим именем героя. Милон – славянское имя, обозначающее “милый, любимый”, что полностью соответствует добросердечному характеру персонажа.
Даже в неоднозначных ситуациях офицер проявляет благосклонность и уважение к другим людям. Не зная Митрофана лично, Милон считает его достойным и образованным человеком, и только потом мнение мужчины меняется.
Во время сцены ссоры между Простаковой и Скотининым именно Милон напоминает им, что они родные люди и разнимает.
Даже когда Скотинин позволяет себе говорить неприятные вещи о возможной будущей женитьбе на Софье, офицер не позволяет себе ничего такого, что могло бы навредить девушке или испортить ее репутацию.
Милон в пьесе выступает не только носителем лучших человеческих качеств, но и образцовым офицером, который считает, что храбрым нужно быть не только во время битвы, но и при преодолении всех жизненных испытаний – уметь сказать правду, быть всегда честным, справедливым и беспристрастным. Для него неустрашимость воина не связана со слепой готовностью умирать, а требует понимания ценности жизни и готовности пожертвовать ее ради Отечества.
Взгляды Милона в пьесе перекликаются со взглядами его друга – Правдина.
Однако чиновник более рационален в своих выводах, тогда как офицер, как и его возлюбленная, руководствуется велениями сердца – награждает честного Цыфиркина, искренне огорчается, когда видит бесчинства Простаковых.
Для Фонвизина Милон – это образец всесторонне развитой, гуманной и благонравной личности, любящей свое отечество и уважающей каждого человека.
Характеристика Милона в комедии “Недоросль”
Источник: https://home-task.com/xarakteristika-milona-v-komedii-nedorosl/
Характеристика Милона из комедии “Недоросль” Д. Фонвизина. Цитатная характеристика Милона
Милон – один из положительных героев комедии “Недоросль”, введенный автором для создания контраста характеров с Простаковыми и Скотининым. Милон – офицер, которого во главе отряда солдат мы впервые встречаем в комедии в деревне Простаковых. Милон – человек образованный, благородный, ответственно исполняющий свои обязанности перед государством.
При встрече со своим приятелем Правдиным (членом правления наместничества, отправленным в поместье Простаковых для уличения их в нарушении дворянских законов) Милон рассказывает, что он взаимно любим одной благородной девушкой, однако уже год в разлуке с ней, поскольку ее после смерти родителей куда-то в деревню увезли родственники. Милон сначала мучился тем, что связь с любимой может быть потеряна из-за ее холодности к нему, однако потом узнал правду и беспокоится о ее судьбе:
“Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя”.
По счастливой случайности возлюбленной Милона оказывается Софья, что живет у Простаковых,
и они встречаются, объясняются в чувствах и надеются быть вместе. Софья надеется, что ее дядя Стародум, приезда которого все ждут, одобрит их брак.
Однако до этого происходит разговор, из которого мы можеи почерпнуть некоторую характеристику Милона. Вначале решив, что Софья от души согласна выйти за Митрофанушку, Милон сразу же приписывает ему благородные качества и сокрушается:
“А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещен, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб…”
Узнав, как обстоят дела на самом деле, Милон успокаивается и сам говорит о себе, как о человеке искренних чувств:
“Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением”
Так же негодованием реагирует Милон и на намерения Скотинина жениться на Софье, на его взгляды на семейную жизнь, любовь к свиньям, с которой он сравнивает любовь к жене, однако Милон не делает и не говорит ничего такого, что могло бы навредить его избраннице.
Милон возмущен тем, как ведут себя Простаковы по отношению к Софье, особенно лицемерием Простаковой, которая узнав о наследстве Софьи, хочет заполучить его, поженив их с сыном Митрофаном – “Недостойные люди!” – так он говорит о них.
Во время драки госпожи Простаковой со Скотининым Милон не только успевает разнимать их, но еще и наставлять на путь примирения и быть совершенно вежливым:
“И вы забыли, что он вам брат!”, “Разве она вам не сестра?”, “Да не ушибла ль она вас?”, “Не пущу, сударыня. Не прогневайся!”
Милон хорошо воспитан, ненавязчив и во всех ситуациях сохранят честь и лицо.
Стародум, дядя Софьи, хочет выдать ее замуж за благородного человека, о котором у него заочно сложилось хорошее впечатление:
“Мне представлен в женихи ее некто молодой человек больших достоинств”.
Как мы позже узнаем, он имеет в виду именно Милона. Но в тот момент это намерение Стародума всех огорчает, особенно Софью. Тогда дядя обещает ей выдать ее замуж за того, кого она любит, чем вызывает у Милона искреннее уважение – “Благородный человек!”.
Когда происходит знакомство Милона и Стародума, Милон демонстрирует скромность и достоинство, почтительность к старшим, ответственность:
“В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди”.
Милон считает, что неустрашимость офицера – это не слепая и безответственная готовность умереть на поле боя ради славы, а осознание всей опасности, которой подвергается его жизнь, понимание ценности своей жизни и только тогда отвага – это готовность пожертвовать своей жизнью во имя Отечества. Кроме того, смелость по Милону нужна в каждой жизненной ситуации:
“Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни.
И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать.
Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой. Как мала душа того, кто за безделицу вызовет на дуэль, перед тем, кто вступится за отсутствующего, которого честь при нем клеветники терзают! Я понимаю неустрашимость так”
Когда Простакова пытается силой увезти Софью под венец, Милон защищает ее с обнаженной шпагой, по отношению к поведению Простаковой он высказывает негодование и презрение.
В идеальный образ Милона Фонвизин вложил все позитивные качества, которые должны быть присуще настоящему офицеру, дворянину, благородному человеку чести.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-milona-iz-komedii-nedorosl-d-fonvizina-citatnaya-xarakteristika-milona/
Анализ комедии Недоросль
Для самого автора – это идея просвещенного человека. Фонвизин понимал, что в российском обществе нет должного стремлении к образованию: богатые тщеславны и ленивы, бедные делают карьеру за счет лести и умения угодить начальству. Поэтому главным героем он сделал недоросля Митрофана, имя которого в переводе с греческого означает “подобный матери”.
В те времена слово “недоросль” еще не употреблялось в ироничной интонации. Так называли юношу от 16 до 21 года, которому следовало учиться, чтобы затем поступить на государственную службу и принести пользу своему Отечеству. По сути, Митрофан – это будущее Российского государства. Автору хотелось на его примере преподать урок другим, уберечь от глупости и невежества.
Однако, как ни удивительно, но положительные персонажи, будь то Стародум, Софьи, Милон или Правдин, не находят у нас такого эмоционального отклика, как герои отрицательные.
В определенные моменты они вызывают у читателя какие-то чувства: мы смеемся над глупой непосредственностью Митрофана, невежеством его учителей, любовью Скотинина к свиньям, которых он ставит выше рода человеческого, но это не только злой смех, но и добродушная усмешка.
Именно у них проступают противоречия самой человеческой натуры, которые позволяют нам увидеть за литературными типами живых людей. Исследователь М.
Качурин отмечает: “Ведь Фонвизин дает нам возможность вообразить Митрофана на крыше – бросающего в небо турманов (голубей), орущего, свистящего, наверное – размахивающего новым кафтаном.” В общем, Митрофана не стоит представлять себе просто болваном-обжорой. Он весьма хорошая смекалка, и он всегда думает о своей пользе.
Простакову, высокомерную и грозную хозяйку имения, в финале нам даже в чем-то жаль. Поскольку все в своей жизни она делает ради сына, которому оказалась не нужна. Он предает ее при всех, и перед нами разыгрывается материнская трагедия.
Автор делает своих героев не только носителями пороков. Он видит в них и хорошее, которое в силу ряда причин уступило место дурному, но не погибло окончательно. На их фоне положительные герои выглядят неживыми статистами. Каждый из них лишен внутренних противоречий и выступает живым воплощением одной из добродетелей. Насколько интересен такой персонаж, вы, как читатели, можете судить сами. Однако именно такие герои в своей единственной положительной черте и являются представителями эпохи классицизма, да и вообщем плане Недоросль это комедия классицизма.
Еще один важный момент – отрицательных героев можно без особого труда найти в обычной жизни, тогда как тот же Правдин – это всего лишь идеальный в своей справедливости и неукоснительном соблюдении законов образ чиновника. Даже в фамилиях и именах первых больше русского и понятного сразу. Сравним: Простакова, Скотинин, Вральман и Милон, Софья, Стародум.
Именно в изображении отрицательных персонажей комедии Фонвизин сделал один Шаг от литературных типов к противоречивым человеческим характерам. Сделал шаг, но не сумел дойти. Однако и здесь он в русской литературе один из первых. Вместе с тем образ Митрофана, неуча и лодыря, занял свое место среди “вечных” образов русской литературы.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/11/blog-post.html
Образы главных героев в комедии “Недоросль” Д. И. Фонвизина
Сочинения › Фонвизин Д.И. › Недоросль
Готовые Домашние Задания
Комедия Фонвизина “Недоросль” — первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.
Центральный персонаж пьесы — госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Никто не смеет противиться ее власти: “Разве я не властна в своих людях”.
Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет “воры”, “канальи”, “бестия”, “собачья дочь”. К Митрофану обращается: “друг мой сердешный”, “дуйленька”. Гостей встречает уважительно: “рекомендую вам дорогого гостя1', “милости просим”.
Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая “презрелая фурия” очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
— Один ты остался у меня.
— Да отвяжись…
— Нет у меня сына…
С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: “старая хрычовка”.
Воспитание и обучение Митрофана соответствует “моде” тогавре-мени и пониманию родителей.
Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который “малую то лику арихметике маракует”, грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”.
“Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне. готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
Замечательны фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия.
У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные.
И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок.
Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок, Например. “Я и своих поросят завести хочу”. “коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я свиной сын. если…
“
Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее “дурак бессчетный” и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство — “скот”.
Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: “С тех пор, как все.
что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Так разве необходимо подобно-быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассужение”.
Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены.
Но это и характеризует его как “дурака бессчетного”, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова.
Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств, “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.
Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя. Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — к церковным служителям.
Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон.
Эти герои открыто выражают взгляды “честного” человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство.
Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе, от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значе ния слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.
Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.
Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым “любочестивый человек” должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль.
Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговор Стародума с Софьей — это свод правил, и “…всякое слово врезано будет в сердце”.
Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.
Фонвизин — талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.
Сочинения по теме:
- Главная проблема 18 века – просвещение, раскрытая в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сочинение
- Характерные особенности героев комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сочинение
- Особенности построения комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сочинение
- Помещичий произвол в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сочинение
Источник: https://1soch.ru/fonvizin-di/nedorosl/obrazy-glavnyh-geroev-v-komedii-nedorosl-d-i-fonvizina