Образы и персонажи комедии “Ревизор” Гоголя (характеристика, группы персонажей)
Основной образ комедии — образ уездного города. Гоголь называл его «сборным» и «душевным», видимо имея в виду, что в нём собраны все типы городского населения, показаны их черты характера и социальное поведение («сборный город»), привлечено внимание к грехам и слабостям людей («душевный город»).
Система персонажей комедии отражает социальную структуру города. Во главе его стоит городничий — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он наделён всеми властными полномочиями и несёт ответственность за всё происходящее в городе. Отсюда три характеристики, очерчивающие этот образ: власть (статус), вина (безответственность), страх (ожидание наказания).
Далее следуют четыре образа чиновников, представляющих управление городом: судебная власть в лице судьи Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина, почтовая и телеграфная связь — почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, образование находится в ведении смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова, социальными службами заведует попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника. Трое чиновников, за исключением Шпекина, показаны вместе с ведомствами, которыми они руководят. Так, Ляпкин-Тяпкин представлен с вечно подвыпившим заседателем, сторожами и посетителями суда. Так же подробно изображена и система образования: Хлопов, учителя, ученики. Богоугодные заведения охарактеризованы порядками, царящими в больнице, образом Земляники и зловещей фигурой лекаря Гибнера. Чтобы показать преемственность и незыблемость преступной чиновничьей власти в городе, Гоголь вводит персонажей, которые не принимают участия в действии, — отставных чиновников Люлюкова, Растаковского и Коробкина. Поддержкой и охраной власти выступают полицейские Свистунов, Пуговицын и Держиморда во главе с частным приставом Уховёртовым.
Другие слои населения города представлены прежде всего городскими помещиками Петром Ивановичем Бобчинским и Петром Ивановичем Добчинским.
И по совпадающим именам, и по одинаковому поведению можно сразу понять, что перед нами традиционные «парные персонажи», которые в сюжете комедии будут выполнять общую для двоих функцию.
Нелепость Бобчинского и Добчинского обозначена уже в их статусе: помещики, которые живут в городе и от безделья превращаются в сплетников.
Образы купцов очерчены не так чётко, как образы чиновников. Отчасти выделяется купец Абдулин, очевидный лидер и автор записки к Хлестакову. В этой записке исчерпывающе охарактеризована социальная сущность купечества: «Его высокоблагородному светлости господину финансову от купца Абдулина.
..» У этого обращения две особенности: Абдулин не знает, какое звание или титул использовать, поэтому на всякий случай смешивает их все. А выражение «господин финансов» отражает иерархию ценностей купца — в его глазах на самом верху общественной лестницы стоит тот, кто ведает финансами.
За купцами следует другая категория населения — мещанство, представляемое слесаршей Пошлёпкиной и женой унтер-офицера. В этих образах олицетворяются два греха: гнев и стяжательство.
Слесарша справедливо возмущается тем, что городничий отдал её мужа без очереди в солдаты, однако она обрушивает проклятия на неповинную родню городничего.
Жена же унтер-офицера беспокоится не о нанесённом ей оскорблении, унижении женского достоинства, а о том, какую выгоду она может извлечь из выпавшего на её долю «счастья».
Дополняют галерею персонажей образы слуг. Может показаться, что они одинаковые и не заслуживают особого внимания, однако это не так.
В комедии изображены три социальные категории слуг: городской трактирный слуга — дерзкий и несколько развязный; слуга в доме городничего — Мишка, услужливый, но знающий себе цену; и личный слуга Хлестакова — Осип, тип барского слуги, по-крестьянски сметливый, но уже развращённый столичной жизнью лакей, во всём повторяющий барина.
Отдельно стоят образы жены городничего Анны Андреевны и дочери Марьи Антоновны. Язвительные и точные портреты провинциальной дамы и барышни показывают грустную картину суетной ограниченности их жизни, скудости представлений, нравственную узость.
Велика и сюжетная роль этих героинь, ведь из-за отсутствия в комедии настоящего любовного конфликта эти образы служат для создания пародии — в сценах попеременного ухаживания Хлестакова то за дочерью, то за матерью. Однако семья городничего всё же находится на верхней ступени общественного положения в городе.
Дамы пониже рангом, такие как жена Хлопова или жена Коробкина, вынуждены быть завистницами и сплетницами.
Образ Хлестакова, конечно, стоит особняком в комедии благодаря своей сюжетной и идейной роли. Хлестаков является стержневой фигурой в сюжете, поскольку без него была бы невозможна «миражная» ситуация.
К тому же он не просто пассивно занимает позицию мнимого ревизора, но с невероятным успехом подыгрывает заблуждению горожан, о котором по своей глупости даже не подозревает. В идейном отношении Хлестаков служит своего рода искушением для города, ведь самые нелепые представления горожан о Петербурге в лице Хлестакова получают полное подтверждение.
Поэтому горожане, в первую очередь чиновники, ведут себя открыто и всё глубже вязнут в трясине беззакония и злонравия. Хлестаков никого сознательно не обманывает, он вообще не способен на какое-либо обдуманное действие, ведь, по его же выражению, у него «лёгкость в мыслях необыкновенная», то есть пустота.
В Хлестакове нет ничего своего, поэтому он ведёт себя так и делает то, чего от него ожидают. В этом причина его вдохновенного вранья в доме городничего. Он явился своего рода «бичом» для горожан, которым они выхлестали сами себя.
Наконец, самый главный образ комедии «Ревизор» — сам ревизор, который объединяет всю пьесу. С первой фразы комедии он возникает как предположение, ожидание, некая идея и появиться должен инкогнито. Затем вместо настоящего ревизора в город проникает обман, мираж, «ревизор».
В начале пятого действия ревизор, казалось бы, исчезает, чтобы явиться в последней реплике комедии как суровая реальность, как правда, которая поразила чиновников в немой сцене. Параллельно с образом ревизора в комедии развивается образ Петербурга.
Петербург вызывает в чиновниках сначала страх и нелепые домыслы, затем проявляется как мираж через образ Хлестакова, а после сватовства Хлестакова к дочери городничего становится жителям города N неоправданно близким.
В финале пьесы, после объявления о приезде настоящего ревизора, образ Петербурга становится враждебным и обескураживающим.
Вслушаемся в замечание самого Гоголя о ещё одном действующем лице комедии «Ревизор»: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её.
Это честное, благородное лицо был — смех». В комедии нет положительных героев, смех не возникает на сцене между действующими лицами, он существует в самой атмосфере комедии — смех рождается в сердце зрителя и пробуждает в нём благородное негодование.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/obrazy_i_personazhi_komedii_revizor_gogolja_kharakteristika_gruppy_personazhej/35-1-0-1972
Характеристика героев комедии Ревизор Гоголя
Известная комедия Н.В.Гоголя была создана им в начале XIX века. Читатели были удивлены и потрясены характеристикой героев комедии «Ревизор». Гоголь описал все те негативные черты, которые наблюдал среди чиновников в то время. Описание героев вызывает смех и в то же время грусть.
Иван Александрович Хлестаков – глупый, пустой, рассеянный юноша лет двадцати трех, который работает чиновником в Петербурге. Он любит похвастаться, слова его необдуманные. Но, несмотря на это, Хлестаков очень хитрый.
Как-то раз он был в городе N, государственные деятели которого приняли его за ревизора. Хлестаков отлично справляется со своей ролью. Иван одновременно ухаживает за женой городничего и его дочкой.
Воспользовавшись положением, он берет в долг деньги у чиновников, а сам уезжает, обманув всех и оставив ни с чем. (Подробнее)
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – мужчина в возрасте, солидный, грубый взяточник, работает городничим. Одет он так, как подобает настоящему чиновнику: во фрак и ботфорты.
Он абсолютно не боится ревизоров, так как легко с ними умеет договариваться. Но в этот раз он опасается проверяющего, потому что ревизора никто в глаза не видел.
Постоянно скрывает свое неудачное управление с помощью обмана и взяток. (Подробнее)
Анна Андреевна – супруга городничего, провинциальная красавица, женщина в расцвете сил. Любопытная, немного глуповатая барышня, но зато хорошо управляет мужем.
Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича, миленькая девушка 18 лет, красива и наивна. Она неравнодушна к Хлестакову, который так же проявляет к ней чувства и даже делает предложение. После сватовства он раз и навсегда покидает город и оставляет девушку «у разбитого корыта».
Осип – мужчина в возрасте, служит Хлестакову. Он уравновешенный и сообразительнее своего юного господина.
Бобчинский и Добчинский – помещики, невысокого роста, с небольшими животиками. Они не пользуются авторитетом среди горожан, все их призирают, так как они вечно разносят сплетни. Приятели очень быстро разговаривают, при этом постоянно жестикулируя.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья-неудачник, некачественно работает, делает все «тяп-ляп», поэтому его так и прозвали. Около 15 лет он занимает данную должность, но при этом ничего толкового не сделал. Любит охоту, поэтому предпочитает брать взятки щенками, а не грошами, как делают все высокопоставленные чиновники.
Артемий Филиппович Земляника – управляющий больницами. В больницах грязно, не убрано. Пациенты курят прямо в палатах, при этом одеты они в грязные вещи. Медперсонал может поставить не тот диагноз и назначить не то лечение. «На все воля Бога» так они считают.
Христиан Иванович Гибнер – главврач города N, немец по происхождению, он абсолютно не владеет русским языком и поэтому не может выполнять свои должностные обязанности.
Иван Кузьмич Шпекин – почтальон. У него имеется одна плохая привычка, он получает удовольствие от прочтения чужих писем.
Комедия актуальна и по сей день, так как и в современное время можно встретить людей, занимающих высокие должности, напоминающих героев произведения.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/harakteristika-geroev-komedii-revizor
Мастерство сатиры в комедии Гоголя «Ревизор»: система образов
Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор” примечательна тем, что каждый из созданных там образов хоть и типичен, но в то же время индивидуален. Путем соединения их воедино Гоголь создает в комедии сатирический портрет местного чиновничества, которое существовало в России той эпохи.
Городничий Антон Антонович Сквозняк-Дмухановский имеет огромный авторитет, поскольку сумел своими силами, хитростью и расчетливостью сделать карьеру. Он считает взяточничество вполне приемлемым явлением, ограничивать которое должен лишь чин и положение конкретного человека.
Он запросто присваевает любые деньги, однако сам себя считает вполне благопорядочным человеком, поскольку регулярно посещает церковь. Следуя его примеру, все чиновники в уезде воспринимают свое положение как возможность наживаться за чужой счет. Однако все они неповторимы в своих характерах:
– судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками и стремится вести со всеми вокруг умные политические беседы, поскольку прочитал за всю свою жизнь несколько вольнодумных книг;
– попечитель богоугодных заведений Земляника обворовывает больных, презирает бедный люд. Он стремится угодить ревизору, поэтому рассказывает ему всю правду о положении дел у других чиновников, умалчивая о себе;
– смотритель училищ Лука Лукич Хлопов невежественнен и робок, он смертельно боится начальства;
– почтмейстер Шпекин из любопытства читает чужие письма;
– полицейские, Уховертов, Свистунов и Держиморда, вечно грубы и пьяны, благодаря им в полицейских и тюремных делах царит разруха;
Не слишком отличается от уездных чиновников и главный герой, Хлестаков. Невольно попав в положение ревизора, он пользуется этим – пускает пыль в глаза, лжет и фантазирует о своей столичной жизни. Он радуется возможности получить влиятельное положение хотя бы ненадолго.
Мастерство сатирического изображения действительности
На примере этих персонажей Гоголь показывает, насколько они не подходят для тех должностей, которые занимают. Пороки каждого напрямую препятствуют их службе, но уездных чиновников это не смущает. Это и есть одна из главных сатирических черт комедии.
Помимо чиновников, в комедии есть и другие персонажи, имеющие собственные мелкие грехи: главные сплетники уезда, Добчинский и Бобчинский, которые боятся ревизора, но при этом очень хотят, чтобы о них узнали в высшем свете; обворовывающие покупателей купцы вроде Абдулина, которые приходят жаловаться на городничего; уездные дамы, Анна Андреевна и Мария Антоновна, восхищающиеся всем столичным либо всем французским, также сплетничающие обо всех вокруг.
Все герои этой комедии отрицательные. Собранные вместе, они создают сатирический портрет типичного уездного городка николаевской эпохи: Гоголь стремится показать, что вся Россия живет неправильно, что нужно усовершенствовать нормы. Единственный положительный образ в этой комедии – смех.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Гоголь «Шинель»: протест против неравенства и несправедливости
Следующая тема: Мольер «Мещанин во дворянстве»: образ Журдена, позиция героя
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/revizor-sistema-obrazov-v-komedii
Характеристика героев комедии «Ревизор»
Гоголевская знаменитая комедия предстала пред петербургским зрителем в 1836 году. Ошеломляющий результат и удивление публики вызвала в «Ревизоре» характеристика героев, их отрицательность и отсутствие ожидаемого конфликта.
Идея, брошенная Пушкиным, у Гоголя разрослась в целое смеховое полотно, призванное показать глупость, пошлость, непорядочность российского чиновничества, полную его несостоятельность выполнять свои обязанности и составлять подлинное человеческое общество.
Специфика гоголевских главных героев
В комедии «Ревизор» герои вызывают одновременно и смех, и тоскливый ужас, потому как никто из них не выделяется яркой положительной чертою, никто не обладает ни светлым сознанием, ни честной душой.
Это стало одной из причин, по которой писатель был совершенно не понят своими современниками и вконец измучился, пытаясь объяснить замысел комедии, в частности то, что смех в комедии – единственный положительный персонаж.
Зритель же посчитал себя обманутым: ни традиционной любовной коллизии, ни разоблачения и общественного порицания зла – ничего этого не было. Конечно же, и тогда было понятно, что абсолютно все персонажи «Ревизора» являют собой отрицательное и довольно жалкое зрелище, но вызывало изумление то, что автор не пожелал никем их уравновесить.
Однако это была часть писательского замысла. В «Ревизоре» характеристика главных героев, которую при просмотре невольно давал им зритель, должна была подвести его к мысли о доминировании, выдвижении вперёд смехового начала, обновляющего и животворящего.
Гоголевские негерои и их ничтожество
Список героев комедии Гоголя «Ревизор» открывает главный из них – во всех смыслах блистательный Хлестаков: пустой, ничего не значащий человек, упоительный хвастун и невежда.
Его появление только вскрывает язвы той провинции, куда он попал – все готовы обманываться, пресмыкаться перед столичным франтиком, у которого и умысла-то не было никого околпачить. Лжет Хлестаков совершенно искренне, увлекаясь, испытывая экстатическое удовольствие от своего немыслимого вранья про высокий чин и квадратные арбузы в тысячу рублей.
Хлестаковские одновременные ухаживанья за Анной Андреевной, женой городничего, и Марьей Антоновной, его дочерью, принимают вид какого-то непостижимого фарса. Хлестаков легко справляется с навязанной ему извне ролью высокопоставленного проверяющего, как он справился бы с любой другой – пустота без вопросов одинаково наполняется и хорошим, и дурным.
Среди описаний героев комедии «Ревизор» существуют собственно авторские, в числе их есть и относящееся к Хлестакову: «это фантасмагорическое лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой Бог знает куда».
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский тоже довольно колоритная личность, и не столько по части пустоты и невежества, сколько по части безответственности.
Он чувствует себя в ней, как рыба в воде, пока угроза столичной ревизии не опрокидывает городничего в действительность.
Антон Антонович быстро учится внешне затыкать дыры своего не очень благополучного управления, пускать в глаза пыль и проделывать ежеминутные мыслительные операции по поводу размера взяток.
Для городничего самое естественное поведение в ситуации катастрофы – выдать голодным больным белые колпаки, оболгать несчастную, незаконно высеченную жену офицера, придумать внезапный поджог церкви, чтобы скрыть факт её невозведения. Он с готовностью принимает пустенького Хлестакова за ревизора, так как нечистая совесть и желание скрыть последствия своих деяний ослепило его, лишив способности здраво мыслить.
Безукоризненно, хотя и не лестно изображены в комедии нежные провинциальные дворянки – Анна Андреевна и Марья Антоновна. Жеманство, беспричинное кокетство, простаивание у окна, умножение сплетен и споры о палевом платье – вот как рисует Гоголь прекрасную и благородную часть города.
Они обе принимают ухаживания Хлестакова за чистую монету и соперничают за его благосклонность, как залог своей неотразимости.
С не меньшим мастерством писатель показывает господ Бобчинского и Добчинского, которых никто ни во что не ставит, и чем более, тем более они лебезят и скоморошничают.
Они городские сплетники и разносчики всяческих новостей, поэтому все относятся к ним с презрительным снисхождением.
Замечательно смешными выглядят почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин и попечитель богоугодных заведений Земляника.
Первый черпает вдохновение и открывает целые миры в процессе чтения чужих писем, а потому никаких угрызений совести по поводу безнравственности своих деяний не испытывает. Не испытывает их и Ляпкин-Тяпкин, который любит брать породистых щенков в качестве «благодарности» и вполне уверен, что он не взяточник.
Хотя и несёт глубокомысленную ерунду, в обществе прослыл вольнодумцем за подвиг прочтения нескольких книг. Попечитель богоугодных заведений щедр на угодничество и лесть, которые хлынут из него неиссякаемым потоком красноречия, особенно в сторону Хлестакова.
По словам Гоголя, сам он хотел собрать всё дурное в России и посмеяться надо всем сразу, и ему это удалось в высшей степени.
Характеристики основных героев помогут учащимся 8 классов при сборе материала для сообщения или сочинения на тему «Характеристика героев «Ревизора»».
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/geroi-harakteristika.html
Герои «Ревизора» Гоголя – Русская историческая библиотека
Читайте также статьи Гоголь «Ревизор» – краткое содержание по действиям, Гоголь «Ревизор» – анализ, Гоголь Николай Васильевич – биография, Гоголь – биография и творчество
Захолустный городок, в котором развертывается действие комедии Гоголя «Ревизор», представляет собой, в полном смысле слова, «темное царство». Только «смех» Гоголя ярким лучом прорезает тот мрак, в котором пресмыкаются герои комедии.
Все это люди мелкие, пошлые, ничтожные; ни у одного даже не теплится в душе «искра божия», все они живут бессознательной, животною жизнью. Гоголь обрисовал героев «Ревизора» и как деятелей местной администрации, и как людей частных, в их семейном быту, в кругу друзей и знакомых.
Это не крупные преступники, не злодеи, а мелкие плуты, трусливые хищники, которые живут вечной тревогой, что придет день расплаты…
Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1
Городничий в «Ревизоре» Гоголя
В лице городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского Гоголь вывел чиновника, живущего лихоимством и казнокрадством. Из всех своих товарищей-чиновников, тоже живущих взятками и вымогательством, он вымогатель самый наглый. «Такого городничего, жалуются купцы Хлестакову, никогда еще, государь, не было».
Требуя подарков для себя и семьи, он даже именины свои справляет в год дважды. Этот герой «Ревизора» не только пользуется обывателями, злоупотребляя традиционными «порядками» жизни[1], он обирает и казну, входя в мошеннические сделки с подрядчиками, присваивая себе деньги, ассигнованные на постройку церкви.
Смягчающим вины городничего обстоятельством является то, что он смутно понимает безобразие своего лихоимства и казнокрадства. Сквозник-Дмухановский оправдывает себя 1) наивным восклицанием: «если что я и взял, то уже без всякой злобы, 2) очень употребительным аргументом: «все так делают». «Нет человека, говорит он, который бы за собой не имел грехов.
Это уж так самим Богом устроено, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят!»
По отношению к обывателям городничий проявляет беспредельное самовластие и произвол: отдает в солдаты не того, кого следует, сечёт невинных людей.
Необразованный и грубый в обращении (разговор с купцами), этот герой «Ревизора» отличается, однако, большой практической сметкой, и это его гордость. Городничий сам говорит, что ни один мошенник его провести не мог, что он сам их «поддевал на уду».
Он яснее всех других чиновников понимает положение вещей, и когда те, объясняя причины присылки к ним ревизора, заносятся, Бог знает куда, он, как человек практический, говорит не о причинах, а о грядущих последствиях.
Городничий лучше всех других чиновников города умеет обделывать свои делишки, потому что прекрасно понимает душу человеческую, потому что находчив, умеет играть на человеческих слабостях, вот почему он долго и безнаказанно лавирует среди различных добродетельных губернаторов и ревизоров.
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Художник Ю. Коровин
Необразованность этого героя комедии сказывается не только в отсутствии лоска в манерах, но выражается еще очевиднее в его суеверии, он очень наивно, по-язычески, понимает свои отношения к Богу, считая себя настоящим христианином и человеком образцовой набожности («я в вере тверд» говорит он). Под религией городничий понимает только обрядность, выражающуюся в посещении церкви по праздникам, в соблюдении постов. Он стоит на «двоеверной» точке зрения, которая допускает возможность «подкупать» своего Бога жертвоприношениями, вроде пудовой свечи[2].
Светлой чертой городничего надо признать его добродушие. Считая себя, благодаря сватовству «ревизора» Хлестакова, бесконечно выше всех в городе, он не заносится так, как его пустая супруга, остается тем же простым человеком, грубовато-радушным и просто-гостеприимным.
Жена и дочь городничего в «Ревизоре»
Жена городничего Анна Андреевна, глупая и ничтожная женщина, до старости сохранившая манеры молодой кокетки-щеголихи, поражает бесконечной пустотой своей души. Эта героиня «Ревизора» помешана на «светской жизни», на нарядах, она воображает себе, что еще может нравиться мужчинам, и соперничает со своей дочерью в деле приобретения поклонников и ухаживателей.
Живет она сплетнями и интригами уездного города. Женщина легкомысленная, Анна Андреевна легко всему верит. Когда жена городничего решила, что переедет в Петербург и будет там играть роль светской львицы, она не скрывает своего презрения ко всем своим недавним друзьям и знакомым. Эта черта, свидетельствующая об её душевной низости, ставит ее еще ниже её супруга.
Герои «Ревизора» Гоголя – жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник К. Боклевский
Дочь городничего, Мария Антоновна, идет по стопам матери, она тоже любит наряжаться, тоже любит кокетничать, но она еще не испорчена так, как мать, ложью и пустотой этой провинциальной жизни и не научилась еще так ломаться, как мать.
Хлестаков – главный герой «Ревизора»
Более сложным является образ главного героя «Ревизора» – Хлестакова. Это пустой бездельник, ничтожный маленький чиновник, весь смысл жизни которого заключается в том, чтобы «пустить кому-нибудь пыль в глаза» своими манерами, сигарами, модным костюмом, отдельными словечками… Он хвастает постоянно перед всеми и даже перед самим собой.
Его ничтожная, бессмысленная жизнь жалка, но сам Хлестаков этого не замечает, он всегда доволен собой, всегда счастлив. Особенно ему помогает забывать неудачи фантазия, которая легко уносит его из пределов действительности. В Хлестакове нет горечи угнетенного самолюбия, как у героя «Записок сумасшедшего» Поприщина.
У него есть тщеславие, и он лжет с увлечением, потому что это лганье помогает ему забыть свою ничтожность. Больное самолюбие свело Поприщина с ума, а тщеславие пустого, легкомысленного Хлестакова до этого не доведет.
Главный герой «Ревизора» не способен вообразить себя «испанским королем», и потому в сумасшедший дом он не попадет – в лучшем случае его поколотят за вранье, или посадят в долговое отделение за долги.
В Хлестакове Гоголь вывел бесполезного, ненужного человека, который даже своими мыслями и языком управлять не может: покорный раб своей фантазии, богато наделенный «необыкновенною легкостью в мыслях», он живет день за днем, не отдавая себе отчета, что и зачем он делает.
Вот почему Хлестаков может одинаково легко сделать зло и добро, и сознательным плутом никогда не будет: он не выдумывает никаких планов, а говорит и делает то, что подскажет ему в данный момент его легкомысленная фантазия.
Оттого он может зараз сделать предложение и жене городничего, и дочери, с полной готовностью на обеих жениться, может забрать в долг деньги у чиновников, убежденный, что им отдаст, может разолгаться до того глупо, что тут же и проговаривается, и заговаривается до чепухи.
Хлестаков. Художник Л. Константиновский
Напуганное воображение испуганных чиновников, ожидавших ревизора, создало из «сосульки» Хлестакова того, кого ждали. Психологически ошибка чиновников вполне понятна она выражается пословицами: «пуганая ворона и куста боится», «у страха глаза велики». Этот «испуг» и «тревога совести» увлекли даже ловкого и неглупого плута-городничего в роковую для него ошибку.
Судья Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре»
Другие чиновники города представляют собою мелкие разновидности типа городничего.
Судья Ляпкин-Тяпкин – человек тоже нечистый на руку, чего он совершенно искренне сам не замечает[3], дела не делает, до нелепости глуп и, в то же время, полон самомнения только потому, что обладает смелостью говорить о вопросах религиозных с такою свободой, что у верующих «волосы дыбом встают». Но в вопросах практических он поражает своею наивностью.
Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 2
Попечитель богоугодных заведений Земляника
В лице Земляники Гоголь вывел не только казнокрада, но еще мелкого и подлого интригана, который хочет подставить ножку товарищам по несчастью.
Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре»
Добчинский и Бобчинский олицетворение самой беспросветной пошлости.
Эти герои «Ревизора» не занимаются решительно никаким делом, не интересуются никакими вопросами религиозными, философскими, политическими – даже в той мере, которая доступна другим действующим лицам комедии.
Добчинский и Бобчинский собирают и разносят только маленькие местные сплетни, или питают свое убогое любопытство, или наполняют свою праздную жизнь…
Слуга Хлестакова Осип
В лице Осипа Гоголь вывел тип старого крепостного слуги, испорченного бездельем лакейской жизни.
Этот герой комедии вкусил плодов цивилизации петербургской жизни, научился ездить на извозчиках бесплатно, благодаря сквозным воротам; он ценит «галантерейное обращение» столичных мелочных лавок и Апраксина двора.
Своего барина, легкомысленного и пустого Хлестакова, Осип презирает от всей своей души, потому что чувствует себя неизмеримо умнее его. К сожалению, ум его исключительно-плутоватый. Если его барин мошенничает по наивности, то сам Осип – вполне сознательно.
[1] Купцы, жалуясь Хлестакову, говорят, что не прочь делать подношения городничему: «мы уж всегда порядок исполняем», говорят они. [2] «Поставлю такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждого бестию-купца наложу доставить по три пуда воску», говорить он. [3] Он оправдывает себя очень распространенным аргументом, указывающим на количественную сторону зла, «грехи грехам рознь!» говорит он. Брать взятки борзыми щенками это пустяк, по его мнению; брать же крупные взятки это преступление думает он.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/2837-geroi-revizora-gogolya
Гоголь. “Ревизор”. Действующие лица и характеры героев
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский , городничий.
Анна Андреевна , жена его.
Марья Антоновна , дочь его.
Лука Лукич Хлопов , смотритель училищ.
Жена его.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин , судья.
Артемий Филиппович Земляника , попечитель богоугодных
заведений.
Иван Кузьмич Шпекин , почтмейстер.
Петр Иванович Добчинский , городской помещик.
Петр Иванович Бобчинский , городской помещик.
Иван Александрович Хлестаков , чиновник из
Петербурга.
Осип , слуга его.
Христиан Иванович Гибнер , уездный лекарь.
Федор Иванович Люлюков , отставной чиновник, почетное
лицо в городе.
Иван Лазаревич Растаковский , отставной чиновник,
почетное лицо в городе.
Степан Иванович Коробкин , отставной чиновник,
почетное лицо в городе.
Степан Ильич Уховертов , частный пристав.
Свистунов , полицейский
Пуговицын , полицейский
Держиморда , полицейский
Абдулин , купец.
Февронья Петровна Пошлепкина , слесарша.
Жена унтер-офицера .
Мишка , слуга городничего.
Слуга трактирный .
Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.
Характеры и костюмы
Замечания для господ актеров
Городничий , уже постаревший на службе и очень
неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно;
довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни
много, ни мало. Его каждое слово значительно.
Черты лица его грубы и жестки,
как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от
грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми
склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в
ботфортах со шпорами.
Волоса на нем стриженые, с проседью.
Анна Андреевна , жена его, провинциальная кокетка,
еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах,
вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае
выказывает тщеславие.
Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не
находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и
состоит только в выговорах и насмешках.
Она четыре раза переодевается в разные
платья в продолжение пьесы.
Хлестаков , молодой человек лет двадцати трех,
тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в
голове, — один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими.
Говорит и действует без всякого соображения.
Он не в состоянии остановить постоянного
внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его
совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и
простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.
Осип , слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги
несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и
любит себе самому читать нравоучения для своего барина.
Голос его всегда почти
ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже
грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не
любит много говорить и молча плут.
Костюм его — серый или поношенный сюртук.
Бобчинский и Добчинский , оба низенькие,
коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими
брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и
руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский
развязнее и живее Добчинского.
Ляпкин-Тяпкин , судья, человек, прочитавший пять или
шесть книг и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому
каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в
лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и
сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.
Земляника , попечитель богоугодных заведений, очень
толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут.
Очень услужлив и суетлив.
Почтмейстер , простодушный до наивности человек.
Прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их
всегда почти находятся перед глазами.
Господа актеры особенно должны обратить внимание на
последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое
потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один
миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из
одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект.
Источник: https://revizor.my1.ru/publ/komedija/gogol_quot_revizor_quot_dejstvujushhie_lica_i_kharaktery_geroev/2-1-0-1
Образы чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»
Чиновники уездного города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» – это герои провинциальной России, сатирически изображенные автором.
Эти люди типичны для своего времени и в то же индивидуальны. Что связывает их? Страх пред ревизором «инкогнито». У них у всех есть «грешки» – они берут взятки, присваивают казенные деньги, заботятся не о службе, а о собственном благополучии.
Городничий помогает купцам обманывать казну: «А кто помог тебе сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было?» Он берет взятки и с купцов, и с родителей рекрутов, вымогает дорогие подарки. В городе в то же время «грязь, нечистота».
Судья Ляпкин-Тяпкин пятнадцать лет просидел на судейском стуле, но в его бумагах «сам Соломон не разрешит», что в них правда, а что неправда. Судья берет взятки «борзыми щенками», уверяя, что «это совсем иное дело».
Попечитель богоугодных заведений Земляника наживается на больных, не давая им никаких лекарств, поэтому они у него, «как мухи выздоравливают». Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и из любопытства оставляет их у себя. Смотритель училищ Лука Лукич до смерти запуган, что его могут обвинить в вольнодумстве.
Каждый герой – комическая индивидуальность, но всех их объединяет жадность, зависть к чужому успеху. Давая взятки мнимому ревизору, они верят, что он хитрый и умный человек, ведь он под благовидным предлогом просит «взаймы», а это не преступление. Земляника еще и успевает донести на своих сослуживцев, обещая изложить все на бумаге.
Они шумно поздравляют Городничего с успехом, про себя завидуя ему. А потом злорадствуют, читая письмо Хлестакова: каждому приятно унизить другого, но никто не хочет читать о себе. Так же мелочны и завистливы их жены, мечтающие о балах и нарядах.
Все готовы перессориться, когда выясняется, что Хлестаков не ревизор, но страх при известии, что настоящий ревизор требует их к себе, снова всех объединяет.
Человеческие недостатки, изображенные Гоголем в характерах своих героев, не преходящее явление, поэтому нравственные проблемы комедии актуальны и по сей день.
(2 вариант)
Образы чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» представляют собой галерею типических характеров провинциальной России.
В уездном городе они олицетворяют власть и силу, высший круг местного общества. Все они индивидуальны. Так, Городничий по праву выслужил свою должность за тридцать лет. Он отличается хитростью и умением везде соблюдать свой материальный интерес.
Антон Антонович гордится тем, что может обмануть любого: «Мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать…» С вышестоящими он угодлив и почтителен, с низшими – груб и бесцеремонен.
Если купцов можно за бороды таскать, то перед Хлестаковым он заискивает и вдохновенно расписывает ему, как он ночей не спит, заботясь о благополучии города. Он уверяет, что ему не надо почестей, но кривит душой. На самом деле он честолюбив и мечтает о службе в столице, о генеральском чине.
И вообразив, что это у него скоро будет, еще сильнее презирает нижестоящих, требуя от них новых подношений.
Так же корыстны и честолюбивы и другие чиновники. Откровенно пренебрегая службой, судья Ляпкин-Тяпкин увлечен только охотой и даже взятки берет «борзыми щенками».
Гоголь говорит о нем, что он прочитал пять или шесть книг «и поэтому несколько вольнодумен», а Земляника характеризует судью так: «У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел». Но от страха перед ревизором даже судья становится робким и косноязычным.
Еще более труслив Лука Лукич, смотритель училищ: «Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». Обвинение в вольнодумстве грозило каторгой, а повод для такого обвинения можно было подать любой – если учитель, например, делает какие-то гримасы.
Почтмейстер любопытен и вскрывает чужие письма, а те, что понравятся, оставляет у себя. Но самый низкий и бесчестный из чиновников – Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он ворует, как и все они, больные у него не получают никаких лекарств и «как мухи выздоравливают».
Он всячески старается подчеркнуть свои заслуги перед Хлестаковым. Он так же, как и все, завистлив. Но он не только выслуживается перед ревизором, но и готов написать донос на всех своих приятелей, обвинив их в небрежении к делам, в аморальности и даже вольнодумстве: «Для пользы отечества я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель».
Чиновники гоголевского уездного города лживы и подлы, корыстны и безнравственны. Они угождают высшим и презирают нижестоящих, презирают тех, чьими трудами складывается их благосостояние. Таково сатирическое отражение автором современной действительности.
Источник: https://school-essay.ru/obrazy-chinovnikov-v-komedii-gogolya-revizor.html
Характеристика образов в комедии «Ревизор»
Гоголь писал: «…комедия должна вязаться сама 428 литература собою, всей своей массою, в один большой, общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, — коснуться того, что волнует, более или менее, всех действующих.
Тут всякий герой; течение и ход пьесы производят потрясение всей машины…» Именно такова завязка «Ревизора». Причем вовлеченность в действие сразу многих лиц, объединенных общностью реакции на известие о прибытии ревизора, воспроизводится с необычным динамизмом.
Для уездных чиновников петербургский ревизор — это прежде всего высокий чин. Документы свидетельствуют: ревизии осуществляли, как правило, сенаторы или флигель-адъютанты. Отсюда двойная власть ревизора: его собственного высокого чина и еще более высокого у тех, кто посылает ревизовать.
Если прибавить к этому местное, уездное чинопочитание, можно представить, в какой атмосфере формировалась психология провинциального обывателя.
«Электричество чина» в таких условиях и рождало «силу всеобщего страха» в уездном городе. Городничий боится Хлестакова, но и Иван Александрович в таком же страхе перед уездным градоначальником.
Суетливость городничего перед Хлестаковым, его затянувшееся заблуждение насчет истинной сановной ценности «елистратишки», а с другой стороны, поразительные метаморфозы Ивана Александровича — от униженной проси- тельности тона до наглого, беззастенчивого фанфаронства — все истинная человеческая и художественная правда.
Гоголь гениально угадал те, пользуясь выражением Щедрина, «готовности», которые есть или могут быть в человеческой натуре. Готовность к слепой вере, готовность к мимикрии, ко всему, чего требует среда. А уездная среда требует, чтобы столичная «штука» возвышалась над нею, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию.
И чисто хлестаковская бесшабашность, безудержное вранье — все сходит с рук герою, ибо среда уже покорена мимикрией Ивана Александровича, быстро сумевшего ей «соответствовать» в деталях бытового поведения, а с другой стороны — исступленно жаждет фантастического сочинительства (в нем — вера и мечта маленького уездного человека).
Гоголь именно так характеризовал Хлестакова. «Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор».
Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной. «Ревизор» был той комедией, где выведены на сцену «русские характеры».
Плуты были высмеяны, но, кроме этого, были вскрыты общественные пороки, порожденные самодержавно-крепостническим строем.
Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой яркостью и убедительностью показаны Гоголем, что его «Ревизор» приобрел силу документа, обличающего существующий строй не только времен Гоголя, но и всей дореволюционной эпохи.
К художественным достоинствам комедии должен быть также отнесен «небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду еще никому не известный юмор». Язык действующих лиц во многих отношениях примечателен.
Каждый говорит языком своего времени и своей среды, и вместе с тем он отличен у каждого.
Язык купцов или слесарши Пошлепкиной, речь судьи, «прочитавшего пять или шесть книг», охотника «на догадки», который «каждому слову своему дает вес», скороговорка двух городских сплетников Бобчинского и Добчинского, отрывистая речь Хлестакова, слова которого «вылетают из уст его совершенно неожиданно», дают представление об индивидуальности каждого.
При этом Гоголь подробно объясняет, как говорит каждое действующее лицо. Например, голос Осипа «всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение».
Или судья: «говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
Авторскими ремарками Гоголь показывает, как меняются интонации человека в зависимости от его внутреннего состояния.
Хлестаков, испугавшись приезда городничего, «сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко». Или, посылая Осипа за обедом, сначала «говорит громким и решительным голосом» и, наконец, «голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе».
Если же добавить к этому, что драматург дал ему фамилию Гибнер, которая на немецком языке не может не вызвать ассоциации с глаголом, означающим «губить», «отравлять», станет ясным, как драматург с необычайной краткостью обрисовал медицинскую помощь своего времени, существовавшую в уездных городах.
Городничий «говорит ни громко, ни тихо, ни мало. Его каждое слово значительно», а каждая фраза Хлестакова характеризует свойственную ему «легкость мыслей».
Говоря о художественных особенностях «Ревизора», нужно обратить внимание на ремарки, ни одним драматургом ни до Гоголя, ни после него не применявшиеся в таком многообразии и не имевшие того значения, какое придавал им Гоголь.
Ремарки указывают на смену интонаций. Гоголь пользуется техническими ремарками, указывающими на действия героев. Дает автор и распространенные ремарки.
Финал последнего действия, заканчивающегося приходом жандарма, сопровождается подробной ремаркой, сообщающей, что все поражены, как громом: «Звук изумления единодушно излетает из дамских уст», и «вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении».
Мало того, далее следует знаменитая ремарка «немой сцены», являющаяся единственной в мировой драматургии.
Дана подробная и точная мизансценировка, указывающая, где и как стоит каждое действующее лицо. Кто превратился «в вопросительный знак», кто наклонил голову «несколько набок», как будто к чему-то прислушиваясь, а «судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движение губами», словно «хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
А городничий «посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головою». Отмечены даже разинутые рты и выпученные глаза Добчинского и 431 Бобчинского и выражение лиц «трех дам» и «прочих гостей»…
Эта ремарка, заканчивающаяся указанием, что «полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение», является, конечно, подлинно режиссерским описанием финальной сцены.
Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо был — смех».
Поясняя «происхождение» «Ревизора», Гоголь говорит: «Я решил собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над всеми посмеяться». Но смех его был своеобразным: он умел «озирать жизнь сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы».
Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться. Во всяком случае, его «Ревизор» не мог не сыграть очень большой роли в развитии общечеловеческого самосознания.
Белинский утверждал, что в «Ревизоре» «нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющее собой особый и замкнутый в самом себе мир».
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/xarakteristika-obrazov-v-komedii-revizor/
Речевые характеристики героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»:
В своей бессмертной комедии «Ревизор» Гоголь выступает тонким мастером речевой характеристики героев. В речи каждого персонажа, словно в фокусе, отражается соответствующий характер.
Вот перед нами Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — городничий. Это лицемер, меняющий приемы общения с людьми в зависимости от того, с кем ему приходится иметь дело. Он ласков, почтителен с мнимым ревизором Хлестаковым, заискивает перед ним и льстит ему.
Обращаясь к Хлестакову, он подобострастно говорит: «Желаю здравствовать! Обязанность моя, как градоначальника нашего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…» «Извините, я, право, не виноват…» — оправдывается он перед Хлестаковым, который рассказывает ему, как плохо его кормят в гостинице.
Интересуясь, откуда прибыл мнимый ревизор, Антон Антонович участливо вопрошает: «Осмелюсь ли спросить, куда и в какие места едете?» Совсем по-другому разговаривает он с подчиненными ему людьми. Куда делись его учтивость и вежливость! Грубость, несдержанность, оскорбления сыпятся изо рта городничего, как из рога изобилия.
Обращаясь к трактирному слуге, который принес счет Хлестакова, он грубо кричит: «Пошел вон, тебе пришлют». Увидев, как помещик Бобчинский падает, городничий гневается: «Не нашли другого места упасть! И растянулся, как черт знает что такое».
А вот разговаривает он с полицейскими — Держимордой и Свистуновым: «Экие косолапые медведи — стучат ногами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги. Где вас черт таскает?»
Купцы, жалуясь Хлестакову на городничего, так описывают его поступки: «Такие обиды чинит, что описать нельзя. Не по поступкам поступает. Схватит за бороду, говорит: «Ах ты татарин!» Таков городничий, «царек» этого уездного городка.
Очень ярко написан Гоголем и образ почтмейстера. Свои представления о мире он черпает из чужих писем. Однако его словарный запас все равно беден. Вот, например, место из письма, кажущееся ему особенно прекрасным: «Жизнь моя, милый друг, течет в эмпириях; барышень много, музыка играет, штандарт скачет».
Очень колоритен и образ судьи Ляпкина-Тяпкина, весьма «образованного человека», прочитавшего пять или шесть книг и отличавшегося вольнодумством. Он всегда сохраняет на лице значительную мину, говорит басом, как бы подчеркивая свою значимость. Однако речь Аммоса Федоровича бессвязна, маловыразительна, неправильна.
Узнав о приезде ревизора, он «глубокомысленно» изрекает: «Да, обстоятельство такое… необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром…
» Далее следует еще более глупая догадка: «Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия… да.
хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены».
В своей бессмертной комедии «Ревизор» Гоголь выступает тонким мастером речевой характеристики героев. В речи каждого персонажа, словно в фокусе, отражается соответствующий характер.
Вот перед нами Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — городничий. Это лицемер, меняющий приемы общения с людьми в зависимости от того, с кем ему приходится иметь дело. Он ласков, почтителен с мнимым ревизором Хлестаковым, заискивает перед ним и льстит ему.
Обращаясь к Хлестакову, он подобострастно говорит: «Желаю здравствовать! Обязанность моя, как градоначальника нашего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…» «Извините, я, право, не виноват…» — оправдывается он перед Хлестаковым, который рассказывает ему, как плохо его кормят в гостинице.
Интересуясь, откуда прибыл мнимый ревизор, Антон Антонович участливо вопрошает: «Осмелюсь ли спросить, куда и в какие места едете?» Совсем по-другому разговаривает он с подчиненными ему людьми. Куда делись его учтивость и вежливость! Грубость, несдержанность, оскорбления сыпятся изо рта городничего, как из рога изобилия.
Обращаясь к трактирному слуге, который принес счет Хлестакова, он грубо кричит: «Пошел вон, тебе пришлют». Увидев, как помещик Бобчинский падает, городничий гневается: «Не н&шли другого места упасть! И растянулся, как черт знает что такое».
А вот разговаривает он с полицейскими — Держимордой и Свистуновым: «Экие косолапые медведи — стучат ногами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги. Где вас черт таскает?»
Купцы, жалуясь Хлестакову на городничего, так описывают его поступки: «Такие обиды чинит, что описать нельзя. Не по поступкам поступает. Схватит за бороду, говорит: «Ах ты татарин!» Таков городничий, «царек» этого уездного городка.
Очень ярко написан Гоголем и образ почтмейстера. Свои представления о мире он черпает из чужих писем. Однако его словарный запас все равно беден. Вот, например, место из письма, кажущееся ему особенно прекрасным: «Жизнь моя, милый друг, течет в эмпириях; барышень много, музыка играет, штандарт скачет».
Очень колоритен и образ судьи Ляпкина-Тяпкина, весьма «образованного человека», прочитавшего пять или шесть книг и отличавшегося вольнодумством. Он всегда сохраняет на лице значительную мину, говорит басом, как бы подчеркивая свою значимость. Однако речь Аммоса Федоровича бессвязна, маловыразительна, неправильна.
Узнав о приезде ревизора, он «глубокомысленно» изрекает: «Да, обстоятельство такое… необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром…
» Далее следует еще более глупая догадка: «Я думаю, Антон Антонович, что здесьтонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия… да.
хочет вссти войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены».
Земляника, попечитель богоугодных заведений, — проныра и плут. Речь его пронизана подобострастием, услужливостью, но так же бедна и бескультурна: «С тех пор как я принял начальство, — может быть вам покажется даже невероятным, — все как мухи выздоравливают!»
Нельзя не удивляться и «красноречию» Луки Лукича Хлопова — смотрителя училищ: «Оробел, ваше бла… преос… сият… Продал проклятый язык, продал!»
Однако самый яркий, незабываемый образ комедии — это плут и прощелыга Хлестаков, который всем пускает пыль в глаза, желая «блистать среди себе подобных при полной умственной и духовной пустоте». Соответственно и речь его такая: бессвязная, глупая, заносчивая.
Разговаривая с женой городничего Анной Андреевной, желая показать свою значимость, он рассказывает: «С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да, так, брат, — отвечает бывало, — так как-то все…» Большой оригинал».
Вранье одно другого ужаснее так и слетает с языка Хлестакова: «Моих, впрочем, много естьсочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню».
А чего стоят такие его словесные «перлы»: «Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа». Или: «А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр…»
Его болтовня изысканно неправдоподобная. Слова вылетают у него вдохновенно, оканчивая последнее слово фразы, он не помнит ее первого слова: «Меня даже хотели сделать вице-канцлером. О чем, бишь, я говорил?»
Гоголь смеется, а иногда даже издевается над своими героями. И делает это во многом с помощью речевых характеристик персонажей. Он показывает, что в современной ему действительности человеческое начало извращено и придавлено.
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/8_klass/1/10-1-0-754