Образ Плюшкина в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах
Меню статьи:
Среди всех помещиков образ Плюшкина – самый непритязательный и отталкивающий. Это, пожалуй, единственный из всех помещиков, в личности которого найти хоть одно мелкое положительное качество кажется подвигом.
Характеристика личности Плюшкина
Со Степаном Плюшкиным читатель знакомится во время его солидного возраста. О его характере в молодости и причинах формирования тех или иных качеств, к сожалению, не известно ничего, поэтому читателям и исследователям не остается ничего кроме, как воспринять черты его личности как должное, особо не вдаваясь в подробности формирования его характера.
Отличительной чертой Плюшкина является его необычайная жадность и скупость. Такая характеристика его касается не только крестьян, но и ближайших родственников и даже себя лично.
Плюшкин – очень богатый человек, но он живет так, как будто бы у него нет ничего кроме того, что одето на нем.
Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете рассмотреть таблицу, где описаны образы и характеристики помещиков в поэме Гоголя “Мертвые души”
Такого мнения о Плюшкине не только Чичиков, посетивший этого помещика, но и все окружающие. Собакевич крайне неодобрительно отзывается об этом помещике и даже не стремится скрыть свое раздражение и неодобрение его личностью: «Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему».
Плюшкин предвзято относится к офицерам – он считает, что все они бесчестные люди, спускающие все деньги за карточным столом и живущие в помощью лжи и обмана.Чем старее, тем беспокойней и подозрительней становится Плюшкин: во всем ищет подвох и обман, что значительно усложняет общение с ним.
Жизнь Плюшкина лишена смысла – большинство своих дел и действий он делает «потому, что так надо», у него нет никакой цели в жизни в результате его жизнь все больше и больше становится похожа на существование и ожидание смерти.
Степан Плюшкин – крайне негостеприимный человек, он не любит общаться с другими людьми, а гости раздражают его, даже если они приезжают по делу. Такое отношение он не скрывает и прямо говорит об этом приехавшему к его усадьбу Чичикову, как бы утверждая, что он не рад его приезду.
Внешность Плюшкина
Плюшкин обладает необычной отталкивающей внешностью. Такое положение вещей связано не с его физическими данными, как, например, в случае с Собакевичем. Его неприятный внешний вид стал причиной игнорирования определенных гигиенических процедур и общего безразличия к своему внешнему виду.
Когда Чичиков впервые увидел Плюшкина, то долгое время пребывал в недоумении после увиденного, так как «такого он еще не видывал». Внешне Плюшкин напоминал что-то среднее между мужчиной и женщиной.
Он был очень тощий, лицо его не имело никаких отличительных элементов – оно было такое же тощее, как и его тело.
Предлагаем читателям ознакомиться с семьей Ноздрева в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”
На лице особенно выделялся подбородок – он был очень заостренным и завернутым настолько, что время от времени приходилось его вытирать, так как во время разговора Плюшкин оплевывал подбородок.
Брови его были высоко расположены на лице, а глаза были непомерно маленькими, похожими на загнанных зверьков.
Брился Плюшкин очень редко – его подбородок «с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей».
Одежда Плюшкина также желает быть лучше. В первую очередь она не соответствует его гендерному аспекту – по ее внешнему виду сложно определить мужская она или женская. Состояние этой одежды просто ужасающее – она похожа на лохмотья однотонно грязного цвета.
В целом костюм Плюшкина сложно разделить на элементы – он кажется сплошным куском лохмотьев: «никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть*, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук».
Семья и трагические перемены в личной жизни
Образ Плюшкина – это один из тех образов, о семье и прошлом которого мы знаем больше всего (о прошлом других помещиков и их семьи мы можем догадываться только из намеков).
Судя по всему, Плюшкин никогда не отличался особой гуманностью и жизнерадостностью, но семейная жизнь необычно преобразила этого человека. Скорее всего, жена Плюшкина имела на него большое влияние и держала его в рамках.
Однако такое положение вещей не длилось вечно – после смерти жены, негативные качества характера Плюшкина стремительно начали развиваться – и он стал абсолютно негативной личностью. После смерти жены у Плюшкина осталось трое детей – сын и две дочки. Младшая дочка умирает совсем маленькой.
С другими детьми отношения у Плюшкина не заладились – вскоре оба ребенка покидают родительский дом. Дочка – Александра – выходит замуж без благословения отца, а сын сбегает в армию. С сыном у Плюшкина утрачивается всякая связь, возможно, его уже нет в живых.
С дочерью Александрой Плюшкин периодически общается, но назвать это полноценным общением невозможно – Плюшкин недоброжелательно и негостеприимно принимает дочку и ее детей, хотя простил ее за такой неблагочестивый поступок.
В целом же «человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине» и он остался в гордом одиночестве не только в своем большом доме, но и в обществе в целом.
Усадьба Плюшкина
Исходя из такого описания внешности и характера Плюшкина, ждать отлично обустроенной усадьбы – пустое дело. И на практике это его раз доказывается. Плюшкину жалко материала для ремонта построек и строительства домов крестьян, поэтому все его постройки выглядят унылыми развалинами.
В целом же усадьба Плюшкина обширная и большая – в деревне живет много крепостных, но полноценной их жизнь нельзя назвать. В то время, когда хозяйство Плюшкина процветало, в деревне действовало две церквушки, но на момент повествования обе они не действуют и находятся в запустении.
Когда жена Плюшкина была жива, хозяйство Плюшкина процветало – крестьяне усердно работали и приносили значимый доход. После смерти жены все остановилось – крестьяне по привычке занимаются выращиванием различных культур, но они никуда не сбываются и поэтому сгнивают.
Дом Плюшкина
Дом Плюшкина имеет такое же унылое состояние, как и все в имении этого помещика. Раньше его дом был светлый и красивый. Здесь раньше часто бывали гости, а дом полон был веселья, но со временем дом становился все больше ветхим и запустелым.
«Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно.
Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера*, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски».
Дом давно не ремонтировался – природные явления и время значительно разрушили его структуру и заметно ухудшили общее состояние.
Все окна в доме Плюшкина закрыты и свет проникает только в два окна – кабинет и спальню самого Плюшкина.
Состояние внутри дома мало чем отличается от внешнего облика – из-за темноты Чичикову не удалось подробно рассмотреть детали, но общее впечатление было не радужное – дом Плюшкина напоминал нежилой дом.
В кабинете Плюшкина царит беспорядок, все вещи лежат вперемешку с мусором. Старые вещи, даже если они были неисправны и вряд ли могли быть отремонтированы все равно не выбрасываются, а складируются по углам комнаты.
Сад и его значение в поэме
Единственным жизнерадостным местом в усадьбе Плюшкина является сад. Расположенный за домом, он олицетворяет величие и силу природы.
Как и за всеми вещами в поместье Плюшкина, за садом никто не ухаживает и он постепенно пришел в запустение, но все еще выглядит величественно и красиво: «зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев.
Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица».
Отношение к крестьянам и состояние крестьянских домов
У Плюшкина наибольшее число крепостных, по сравнению со всеми остальными помещиками – около тысячи. У Плюшкина крайне негативное отношение к крестьянам независимо от их отношения и качества работы.
Плюшкин считает, что крепостные постоянно обкрадывают его и поэтому очень скептически и придирчиво относится ко всем своим сбережениям.
Он настолько запугал своих крестьян, что они боятся что-либо брать без спроса, даже если это необходимые для жизни вещи: «Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить».
На складах Плюшкина большинство продовольствия пропадает и после просто выбрасывается: «сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль», но использовать даже немного испорченные продукты также крестьянам нельзя.
Дома крестьян похожи на руины и с трудом представляется, как люди могут жить в таких домах. Из-за плохого состояния жилья и еды крепостные часто болеют и умирают. Много из них сбегают он своего нерадивого хозяина в поисках лучшей судьбы. В списке «мертвых душ» Плюшкина числиться 200 человек, что значительно превышает численность «мертвых душ» остальных помещиков.
Таким образом, личность Плюшкина крайне непритязательна и отталкивающая. Исходя из фрагментарных воспоминаний, в молодости он был хорошим помещиком и вполне милым человеком. Однако смерть жены его полностью преобразила – постепенно все его хорошие черты исчезли и заменились негативными качествами.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-obraz-plyushkina.html
Характеристика Плюшкина (Мертвые души)
Фамилия героя стала нарицательной на века. Даже не читавший поэмы представляет скупого человека. Образ и характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души» – это персонаж, обделенный человеческими чертами, потерявший смысл появления его свет.
Внешность персонажа
Помещику больше 60 лет. Он стар, но его нельзя назвать немощным и больным. Как описывает автор Плюшкина? Скупо, как и он сам:
- Непонятный пол, спрятанный под странным тряпьем. Чичиков долго разбирается, кто пред ним: мужчина или женщина.
- Жесткие седые волосы, торчащие как щетка.
- Бесчувственное и пошлое лицо.
- Одежда героя вызывает брезгливость, на нее совестно смотреть, стыдно за человека, одетого в подобие халата.
Отношения с людьми
Степан Плюшкин упрекает своих крестьян в воровстве. Причин для этого нет. Они знают своего хозяина и понимают, что в поместье уже нечего брать. Все прибрано у Плюшкина, гниет и портиться. Запасы копятся, но использовать их никто не собирается. Много всего: дерева, посуды, тряпок.
Постепенно запасы превращаются в груду грязи, лома. Кучу можно сравнить с помойкой, собираемой хозяином господского дома. Правды в словах помещика нет. Народ не успевает украсть, стать мошенником. Из-за невыносимых условий жизни, скупости и голода мужики убегают или умирают.
В отношениях с людьми Плюшкин зол и брюзглив:
Любит поругаться. Вздорит с мужиками, спорит, никогда сразу не воспринимает высказанные ему слова. Он бранится долго, говорит о вздорном поведении собеседника, хоты тот молчит в ответ.
Плюшкин верит в Бога. Он благословляет в путь уезжающих от него, боится Божьего суда.
Лицемерен.
Плюшкин пытается изобразить заботу. На самом деле все заканчивается лицемерными действиями. Господин входит в кухню, он хочет проверить едят ли его придворные, но вместо этого съедает большую часть приготовленного. Хватит ли людям щей с кашей, его мало интересует, главное, что он сыт.
Плюшкин не любит общения. Он сторониться гостей. Просчитав, сколько теряет при приеме его хозяйство, он начинает сторониться, отказывается от обычая ездить по гостям и принимать у себя.
Сам объясняет, что его знакомые раззнакомились или перемерли, но вернее всего, что к такому жадному человеку просто никто не захотел заезжать.
Характер героя
Плюшкин – персонаж, у которого сложно найти положительные черты. Он весь пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.
Какие черты можно выделить в характере персонажа:
Неправильная самооценка. За внешним добродушием скрывается алчность и постоянное стремление наживы.
Желание скрыть от других свое состояние. Плюшкин прибедняется. Он говорит, что у него нет еды, когда полные амбара зерна гниют годами. Жалуется гостю, что у него мало земли и нет клочка сена для лошадей, но это все ложь.
Жестокость и равнодушие. Ничто не меняет настроения скупого помещика. Он не испытывает радости, отчаяния. Только жестокость и пустой черствый взгляд – все, на что способен персонаж.
Подозрительность и беспокойство. Эти чувства развиваются в нем с бешеной скоростью.
Он начинает всех подозревать в воровстве, теряет чувство самообладания. Скупость занимает всю его сущность.
Основная отличительная черта – это скупость. Скряга Степан Плюшкин такой, что сложно представить, если не встретить наяву. Скупость проявляется во всем: одежде, еде, чувствах, эмоциях. Ничего в Плюшкине не проявляется полностью.
Все скрыто и спрятано. Помещик копит деньги, но для чего? Просто для их сбора. Он не тратит ни для себя, ни для родных, ни на хозяйство. Автор говорит, что деньги оказались погребенными в ящиках. Такое отношение к средству обогащения поражает.
Жить впроголодь на мешках с зерном, имея тысячи крепостных душ, огромные площади земель, может только скряга из поэмы. Страшно то что, в России таких Плюшкиных множество.
Отношение к родным
Помещик не меняется по отношению к родным. У него сын и дочь. Автор говорит, что в будущем его с радостью предадут земле зять и дочь. Равнодушие героя пугает. Сын просит отца дать ему денег на покупку обмундирования, но, как говорит автор, тот дает ему «шиш». Даже самые бедные родители не бросают своих детей.
Сын, проигрался в карты и снова обратился к нему за помощью. Вместо этого он получил проклятие. Отец никогда, даже мысленно, не вспомнил о сыне. Он не интересуется о его жизни, судьбе. Плюшкин не думает, живо ли его потомство.
Богатый помещик живет как нищий. Дочь, приехавшая к отцу за помощью, жалеет его и дарит новый халат.
800 душ поместья удивляют автора. Существование сравнимо с жизнью нищего пастуха.
Мелочность персонажа возмущает. Автор не понимает, как человек, которому дано столько в жизни, смог снизойти до такого существования, стать ничтожным и гадким. Держит на коленях внуков и дает им вместо игрушки старую пуговицу.
У Степана отсутствуют глубокие человеческие чувства.
Как говорит автор, чувства, даже если они имели у него зачатки, «мелели ежеминутно». Помещик, живущий среди мусора, хлама, не становится исключением, выдуманным персонажем. Он отражает реальность российской действительности.
Жадные скряги морили своих крестьян, превращались в полу животных, теряли человеческие черты, вызывали жалость и страх за будущее.
Другие материалы по поэме «Мертвые души»
Краткое содержание
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1389-harakteristika-plyushkina-mertvye-dushi.html
История жизни Плюшкина и Чичикова в поэме” Мертвые души”. – Школьные Знания.com
Автор даёт биографию двух персонажей-Чичикова и Плюшкина,чтобы показать глубину их нравственного падения.Обладая способностями, умом и талантом,именно эти персонажи использовали их не по назначению,в своих грехах они виноваты сами.Показав жизненный путь Чичикова и Плюшкина,автор провёл их по кругам ада.Им двоим Гоголь хотел дать шанс на душевное исцеление в последующих томах.
Чичиков родился в бедной дворянской семье,весьма скромного происхождения.О матери героя ничего не упоминается,а отец Чичикова беден,постоянно болен и плюёт в песочницу.Жили они в простой избе,как у крестьян,без слуг и привилегий.
Павлушу Чичикова отец отдаёт на попечение дальней старой родственницы,когда приходит время поступать в училище.Отец прощается с сыном и навсегда уезжает в деревню,отец и сын больше не встречаются.
Павел очень усердный ученик,он очень старателен и прилежен,учителя довольны им,не смотря,что талантами ученик не блещет.Мальчик очень практичен,он начинает зарабатывать деньги,продавая восковых птичек,который сам лепил,и показывая трюки с дрессированной мышкой ученикам,за небольшую плату.
Всегда опрятный и аккуратный, дисциплинированный и внимательный,Чичиков закончил училище как примерный ученик,учителя были довольны им.Отце Чичикова умер,оставив сыну дом,который он продал за 1000 рублей,сделав это стартовым капиталом.
Чичиков решает сколотить состояние,он упорен и целеустремлён. Карьерист и рвач,она прыгает по карьерной лестнице,ища хлебные места.Он меняет места службы,гоняясь за деньгами и совершая хищения.
Его увольняют,он меняет города,попав на таможню,Чичиков получает повышение, чин коллежского советника и опять начинает заниматься афёрами.
Не обладая большим умом,Чичиков попадает под суд и теряет все заработанные деньги.
Потеряв всё,Чичиков начинает работать поверенным.Имея 10 000 рублей,двух крепостных и бричку,Чичиков придумывает гениальный план,как разбогатеть.Так он и начал скупать “мёртвые души”,чтобы в итоге получить от государства помощь в 200 000 рублей и купить настоящее имение,с землёй и крестьянами.
Плюшкин-самый ничтожный из всех помещиков,алчный и скупой,трясущиёся над каждой вещью,заставляющий всех жить впроголодь старик.Обладая огромными средствами,он живёт и одевается,как нищий,экономя на всём.Но не всегда было так,у Плюшкина была большая семья и совсем другая жизнь.
Женился Плюшкин на очень доброй и милой женщине.Хлебосольная хозяйка встречала гостей,которые частенько навещали семейство Плюшкиных.У них родилось трое прекрасных детей,Плюшкин и его жена души в них не чаяли.Полный дом,счастливая жизнь,прекрасные дети и процветающее хозяйство.
Всё изменилось со смертью жены,горе переломило Плюшкина,он стал меняться.Их бережливого хозяина он стал превращаться в скупого,из доброго соседа он стал подозрительным,беспокойным и одиноким.Старшая дочь Александра Степановна,вышла замуж и сбежала из дома.Отец проклял её и никогда не помогал внукам. Изредка она навещает отца,но он не даёт ни копейки на внуков.
Сын Плюшкина не пошёл служить в полк,решил найти свой путь,на что отец лишил его всей помощи и забыл о его существовании.На просьбу сына о деньгах,когда тот проигрался в карты,Плюшкин ответил проклятием и вычеркнул сына из жизни.
После смерти младшей дочери,Плюшкин рассчитал домашнего учителя и гувернантку,оставшись полном в одиночестве.Скрупость его обрела чудовищные размеры,поглотив всё человеческое,что ещё оставалось в старике.
Так он стал “прорехой на человечестве”,моря своих крестьян голодом ,при полных амбарах гниющих урожаев и еды.
Источник: https://znanija.com/task/12506408
Характеристика Плюшкина
Знакомясь с поэмой Гоголя Мертвые души, где главный герой Чичиков решил скупить у помещиков души умерших крестьян, мы встречаемся с разными образами помещиков того времени. Их пять, и у каждого давно уже умерла душа. Как раз Плюшкин, последний из помещиков, куда явился за душами Чичиков. Характеристику Плюшкина в поэме Мертвые души мы представим в нашем сочинении.
Плюшкин, характеристика героя
Рассматривая Плюшкина и делая его характеристику по плану, мы видим не только его описание, общий образ, но и отношение к крепостным, своей семье, а также его отношение к своей усадьбе.
Фамилия Плюшкин Гоголем выбрана не случайно, ведь писатель часто прибегал к символическим названиям. Так и фамилию Плюшкин можно применить к тем, кто по жизни жаден и скуп.
Эти люди копят не ради хорошей жизни, а ради того, чтобы копить. Копят бесцельно, поэтому и жизнь таких людей бесцельная.
Именно таким и является пятый помещик произведения Мертвые души Плюшкин с его дальнейшей характеристикой.
Итак, в работе Гоголя мы повстречали Плюшкина, который ранее если и был богатым помещиком и примерным семьянином, то после смерти жены его жизнь изменилась. Дети от такого отца ушли. При всех своих богатствах, он не желает им помочь. Имея хорошие накопления, Плюшкин ни во что не вкладывает свои деньги. Он только копит, и этот процесс ему очень нравится.
Когда Чичиков впервые видит Плюшкина, он путает хозяина с ключницей. Тот был настолько бедно одет, что его можно было перепутать с нищим у церкви. И здесь мы понимаем, скволыге жалко тратить свои деньги не только на детей, но и на себя. Плюшкина не беспокоит и усадьба, которая давно обнищала, и стоит полуразрушенная. Он продолжает копить и все устраивает.
Плюшкин постоянно прибедняется. Несмотря на запасы, которых полно на складе и они просто пропадают, он говорит, что у него нет вдоволь еды. И тут же мы снова видим его жадность, ведь со своих складов крепостным он не выдает ни крошки.
Говоря об отношении к крепостным, то он очень жесток. Его крепостные, как и он сам, одеты по-нищенски, вечно голодные и тощие. Несмотря на их усердную работу, он называет их лентяями и обвиняет в воровстве, хотя они и крохи никогда не взяли без разрешения барина.
Плюшкин — это настоящее олицетворение полного омертвение души человеческой, где сильная личность погибает, отдавшись скупости и жадности.
- характеристика плюшкина
- характеристика поюшкина
Источник: https://sochinyshka.ru/xarakteristika-plyushkina.html
Сочинение: образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» | Литерагуру
Краткое сочинение: Мертвые души, образ Плюшкина для 9 класса
По замыслу Гоголя поэма была задумана в трех частях на манер «Божественной комедии» Данте. «Мертвые души» — это «Ад», где все герои, включая главного, по-своему порочны. В первую очередь, конечно же, это те самые пресловутые помещики, которые иерархично выстроены от легких пороков к одним из самых худших.
«Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого»,- подтверждает эту мысль сам автор.
И самым пропащим из них, по мнению Гоголя, является Степан Плюшкин, корыстолюбивый скряга, «прореха на теле человечества», один из самых ярких и запоминающихся образов в поэме, описанный автором со скрупулезной точностью.
Как и у прочих помещиков, описание характера героя начинается с его имения. В случае с Плюшкиным это вдвойне важно, так как Гоголь рисует его портрет через детали интерьера. Этот прием действует по принципу «что снаружи, то и внутри», так как, например, аккуратный человек будет сам выглядеть достойно и так же содержать свое хозяйство.
Но с Плюшкиным все ровно наоборот. Чичиков, подъезжая к его деревне, сразу же заметил «какую-то особенную ветхость на всех деревенских строения», а позже увидел сам барский дом, который вблизи «показался теперь еще печальнее». Такой пейзаж уже наводит на мысль о характере и социальном положении помещика: небрежный, беспорядочный и бедный.
Но у Плюшкина было немало денег, душ и запасов, вся его бедность происходит изнутри. Это самый скупой скряга во всей русской литературе, имя которого стало нарицательным. Как только Чичиков входит в «печальный» дом, то мы только сильнее утверждаемся в этих мыслях.
«Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба»,- сравнение очень показательно, ведь издавна погребом называли место, где хранится различная утварь, которую приносят в дом по надобности. Плюшкин же видит надобность во всем: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.
На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».
Позже Гоголь объясняет, что это нагромождение ненужных вещей в доме вызвано маниакальным собирательством помещика. У многих людей есть привычка не выбрасывать старые вещи или приобретать ненужные на случай, что «вдруг пригодится», но здесь эта черта возведена автором в гротескную форму.
Это даже не попытка обогащения, а привычка к накоплению. Хозяйство стало убыточным именно из-за этой черты характера Плюшкина: сено и хлеб никуда не применялись, отчего гнили в амбарах, мука в подвалах давно превратилась в камень.
Помещик не пользовался накопленным, он просто копил, это стало его смыслом жизни.
А ведь раньше он жил совсем по-другому: был женат, имел детей, прибыльное хозяйство. Эта «мудрая скупость» была обычной бережливостью.
Плюшкин был просто создан для бизнеса, он точно знал, как преумножить богатство, и ему нравилось этим заниматься: «Двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины».
Пока был «жив» Плюшкин, «жило» и его хозяйство. Умерла жена и «Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее». Все начало рушиться, он стал чахнуть. Многие ломаются перед тяжелыми обстоятельствами, и не всем выпадает возможность начать все заново.
И вся вина Плюшкина заключается в том, что у него был шанс перевоспитаться, которым он пренебрег. Его сбежавшая дочь приезжала к отцу, знакомила с внуками, даже подарила ему новый халат, но тот отверг её, еще сильней закутавшись в свой паучий кокон.
Он влачит свое жалкое существование: он только досаждает своим крестьянам большим оброком и не дает им спокойно жить. Такие люди не задумываются о ближних, подчиненных и прочих людях, зависящих от них. Плюшкины безразличные, скупые, глупые люди, существование которых абсолютно бессмысленно.
Наверное, поэтому Гоголь ставит его на последнюю ступеньку в своей иерархии пороков. Все остальные помещики при своей «пошлости» не приносят столько вреда, а эта «прореха» зияет на теле человечества и со временем становится только больше.
Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-obraz-plyushkina-v-poeme-mertvye-dushi/
Накопление — единственная жизненная цель Плюшкина
Меры падения человека. Мелочность, ничтожность достигают предельного выражения в образе Плюшкина, который завершает портретную галерею «хозяев жизни».
Подобно Коробочке и Собакевичу, Плюшкин поглощен заботами о накоплении богатств; подобно им, он находится во власти эгоистических чувств и желаний.
Но эти эгоистические желания приобретают у Плюшкина характер всеобъемлющей страсти, довлеющей над всем скупости.
Накопление становится единственной жизненной целью, вне которой для него решительно ничего не существует. Весь целиком, с головы до ног Плюшкин уходит в собирание «богатств».
Ненасытная жадность ведет к тому, что он теряет ощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от ненужного.
При такой внутренней обесцененности предметного мира особую притягательность неизбежно приобретает малозначительное, несущественное, ничтожное; на нем и сосредоточивает свое внимание Плюшкин.
«Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик».
Боязнь что-либо упустить заставляет Плюшкина с неутомимой энергией собирать всякий хлам, сякую ветошь, все то, что давно перестало служить жизненным потребностям человека. Плюшкин превращается в преданного раба вещей, раба своей страсти. Жажда накопления толкает его на путь всяческих! самоограничений. Он не позволяет себе ни излишеств, он готов питаться впроголодь, одеваться в тряпье, и все это для того, чтобы не подорвать основы своего «благосостояния».
Человеческое в Плюшкине совершенно стерлось, исчезло. Характерно, что при встрече с ним Чичиков долго не мог разобрать, к какому полу принадлежит то существо, которое он увидел, он не мог понять — ключник это пли ключница. Плюшкин не всегда был жадным скупцом, когда-то он слыл хорошим семьянином, отличался опытностью.
Скрягой он стал вследствие жизненных обстоятельств. II отличие от других поместных владетели, биографий которых писатель не дает, Плюшкин изображен и процессе жизненного развития.
Биография Плюшкина не только раскрывает реальные истоки всепоглощающей страсти, она отражает то, до какой глубочайшей деградации может дойти человек в определенных социальных условиях, «И до такой ничтожности, мелочности, мог снизойти человек мог так измениться! II похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком». Чем больше овладевала Плюшкиным жажда накопления, тем ничтожнее его жизнь, он сам. «Человеческие чувства… мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось В этой изношенной развалине». Духовное оскудение человека, его нравственное падение вызывают авторские чувства горечи и скорби. Они не случайно с такой ясностью высказаны в главе о Плюшкине. В главе этой показана, пожалуй, наибольшая мера угасания человеческого, наибольшая потому, что Плюшкин был не всегда таким, каким он предстает перед читателем.
Ненасытная скупость разрушает всякие человеческие связи, всякое общение Плюшкина с людьми. Он безжалостно обрезает нити, некогда соединявшие его с кругом знакомых и друзей.
Поглощенный своей страстью, Плюшкин не испытывает никакой потребности ни в дружеских отношениях, ни в общении с окружающим миром.
И это не только потому, что дружеские, как и всякие иные, человеческие чувства из него полностью выветрились, но и оттого, что общение с окружающими людьми, с точки зрения Плюшкина, должно нанести ущерб его материальному благополучию.
Всякое посещение друзей и знакомых означает расходы, а их-то Плюшкин безумно страшится. Всякий гость и посетитель для него это истинное огорчение, зло, которого лучше избежать. Ко всем, кто посещает его имение, он относится с явным подозрением, видя в любом посетителе своего недоброжелателя и даже потенциального врага.
Страшная скупость создала непроходимую пропасть между Плюшкиным и его детьми. И по отношению к ним Плюшкин не питает никаких чувств, и для них он не желает пойти ни на какие, даже самые незначительные жертвы. Их, так же как и всех окружающих, Плюшкин рассматривает в качестве возможных и даже, пожалуй, самых опасных расхитителей его имущества.
Поэтому он не только не принимает никаких шагов к примирению со своими детьми, по и тогда, когда его дочь приезжает к нему, он встречает ее без всякой радости. Плюшкин прощает ей уход из дома, но поступиться чем-либо ради нее он не хочет. Оборвав связи с окружающим миром, Плюшкин остается одиноким в своем стяжательстве.
Изолировавшись от жизни, он чувствует страх перед ней, перед тем, что происходит вокруг него. Самому себе Плюшкин представляется беззащитным существом, окруженным людьми, готовыми каждую минуту его ограбить. Он объят постоянным страхом, причем не столько за свою собственную участь, сколько за сохранность своих вещей.
Всюду и везде Плюшкину чудится возможность похищения накопленных им ценностей.
Обладая большим богатством, Плюшкин перед всеми, с кем он сталкивается, старается преуменьшить его, хочет предстать человеком, который принужден бедствовать.
Скупость Плюшкина — это уродливое порождение паразитических форм жизни, паразитического бытия. Плюшкин накопляет, увеличивает те предметные ценности, которые созданы трудом его крепостных крестьян.
Несмотря на то, что произведенные ранее вещи, оставаясь без употребления, бесполезно гибнут, сбор «податей» в его имении продолжается с неизменным постоянством и неумолимой твердостью.
Накопляя и оберегая свои сокровища, Плюшкин с глубокой неприязнью, враждебностью относится к крестьянам, создающим все его богатства. Крестьяне для Плюшкина это тунеядцы и лентяи, мошенники и воры.
Отражение жизни крестьян мы находим в разных местах главы, посвященной Плюшкину. По существу, тема эта проходит через все описание его быта, психологического облика и поведения. Она раскрывается не только в беседах Плюшкина с Чичиковым, но и в сценах с Прошкой, с Маврой, в изображении отдельных картин и деталей.
Не желая производить «лишних» расходов, Плюшкин морит голодом своих крестьян. Не удивительно поэтому то огромное число мертвых душ, которое оказывается у него. Недаром цифра, сообщенная Плюшкиным, вызывает такое радостное возбуждение Чичикова.
Отказываясь мириться со своим страшным положением, спасаясь от голода, крепостные Плюшкина убегают из его вотчины.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Накопление — единственная жизненная цель Плюшкина. И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/nakoplenie-edinstvennaya-zhiznennaya-cel-plyushkina/
Образ Плюшкина в поэме Гоголя «Мертвые души» (вариант 3)
«Мертвые души»
В поэме Гоголя «Мертвые души» представлена целая галерея образов крепостников-душевладельцев: обитатель мира «деятельности безделья» Манилов, картежник и лжец Ноздрев, обстоятельная Коробочка, изворотливый и настойчивый в преследовании своей выгоды Собакевич.
Но образ Плюшкина предстает как отрицание всех и всяческих разновидностей «общественного характера», как приговор истории всем перечисленным выше дельцам и их социальному и политическому строю. Плюшкин – это самоотрицание деятельности, преследующей какие-либо реальные цели.
Это переход действия в свою противоположность – антидействие.
«говорящей», стала нарицательным именем для людей, страдающих болезненной страстью накопительства.
Уже на пороге имения Плюшкина Чичиков встречает крестьян, очень точно охарактеризовавших этого помещика: «заплатанной, заплатанной!» Село Плюшкина представляет собой довольно жалкое зрелище: ветхие деревенские строения, избенки без стекол, некоторые из которых заткнуты тряпкой или зипуном. Имение помещика поражает воображение своей убогостью: «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно».
«совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины».
Таким же невыразительным было и лицо помещика: «оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков». Его глаза служили исключительно практическим целям: «высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух ».
Авторское сравнение глаз Плюшкина с маленькими хитрыми мышками становится понятным, когда мы узнаем больше о его жизни.
эти бесчисленные запасы никогда не употреблялись. Кроме того, Плюшкин ходил каждый день по улицам деревни, заглядывая под мостики, перекладины, и все, что попадалось ему на глаза (глаза-мышки), тянул домой, будь то старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок.
Мужики, увидев Плюшкина на улице, говорили: «Вон уже рыболов пошел на охоту!» Жадность Плюшкина распространялась и на потерянную офицером шпору, и на забытое какой-нибудь бабой ведро у колодца.
«Рачительный» хозяин Плюшкин в своей комнате «подымал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и все это клал на бюро или на окошко».
«потчевал» Чичикова, совершенно незнакомого человека. Обычно человек осознает свои недостатки и стремится не демонстрировать их окружающим, тем более незнакомым.
Иногда мы долгое время общаемся с человеком, но даже не можем представить, какие качества скрываются под личиной его «доброты» и «вежливости».
Какие вздорные и бессмысленные разговоры ведет Плюшкин! Наш герой Чичиков шокирован, он искренне радуется возможности отказаться выпить «славный ликерчик», в который, по словам Плюшкина, « козявки и всякая дрянь было напичкалась…».
«Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства…» Автору безвозвратно минувшие годы дороги тем, что тогда у него был свеж, остр детски любопытный взгляд, от которого ничто не ускользало.
Кого бы ни увидел юный путник, он мысленно уносился за каждым в его бедную жизнь, желая угадать, каков человек, какова его жизнь.
Заканчивается воспоминание о прошлом грустным признанием, которое звучит, как скорбь о человеке, гибнущем как личность в оковах пошлости. Не так ли погиб Плюшкин?
« Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виденум». Везде в господском доме был порядок: дети ухожены и веселы, хозяйка славилась хлебосольством. Но вскоре добрая хозяйка умерла, и все заботы перешли на самого Плюшкина.
На старшую дочку он рассчитывать не мог: она без разрешения батюшки вышла замуж и убежала со штабс-ротмистром. Сын также не оправдал надежд отца: вместо спокойной чиновничьей жизни он выбрал военную службу. Младшая дочь, оставшаяся с отцом в доме, умерла.
Таким образом, Плюшкин «очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств ». Сытая жизнь стала толчком к развитию скупости: детям было отказано в денежном довольствии.
Постепенно старик начал забывать, сколько у него чего было, помнил только, в каком месте в шкафчике у него стоял графинчик с ликером, «на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил ».
Ко времени встречи с Чичиковым Плюшкин дошел до черты крайнего убожества, поэтому столь отчаянно звучит авторский призыв к юноше забирать с собой в путь, выходя из юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, все человеческие качества и порывы: «Не оставляйте их на дороге, не подымите потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость!» На одно мгновение во время разговора с Чичиковым о знакомых в Плюшкине просыпаются человеческие эмоции: «на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч». Но это был лишь проблеск: «лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственнее и еще пошлее». С одной стороны, Плюшкин вызывает жалость: старость наложила на него свой жестокий, безысходный отпечаток. На это и указывает автор в размышлениях об ушедшей юности: «Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» – но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловеческой старости». Но с другой стороны, ужас леденит сердце, когда представишь, что в руках этой «бесчеловечной старости» оказались судьбы тысячи ни в чем не повинных людей. Подчиненные злой волей Плюшкину, они должны были выносить на своих плечах чужую душевную болезнь.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/3/2770.htm
Плюшкин (“Мертвые души”)
Плюшкин (“Мертвые души”)
Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков.
Нравственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в обществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди не стремятся к лучшему, не интересуются науками и искусством, не пытаются оставить потомкам никакого духовного наследия. Их цель – богатство.
В своем стремлении к наживе человек не остановиться ни перед чем: будет воровать, обманывать, продавать. Все это не может не волновать людей мыслящих, которым не безразлична судьба России.
И, конечно же, НВГ не мог оставить это без внимания. Смысл названия “М-ых душ” очень символичен. Г не жалеет красок, показывая читателю духовное убожество, грозящее России. Мы можем только посмеяться над тем, что не в силах исправить.
Целая галерея помещиков проходит перед читателем по мере продвижения сюжета “М-ых душ”, направление этого движения очень знаменательно.
Начав изображение помещиков с пустого праздного мечтателя и фантазера Манилова, Г завершает эту портретную галерею “страшной прорехой на человечестве” – Плюшкиным.
Автор использует следующие художественные средства, когда описывает своих героев: “говорящие фамилии”, фольклор, символику, устойчивые эпитеты, зоологические сравнения, художественные детали (вид имения, дома, интерьер, внешность хозяина, обед, разговор о мертвых душах).
Описания всех помещиков происходят по одному и тому же сценарию. Наиболее выразительно использование этих средств проявляется в описании Плюшкина. Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого хозяина. Окна в избах были без стекол, некоторые были заткнуты тряпкой или зипуном.
Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек. Только буйно растущий сад напоминает о жизни, о красоте, резко противопоставляемой безобразной жизни помещика. Чичиков долго не может понять, кто перед ним, “баба или мужик”.
Наконец, он заключил, что это верно, ключница.
Предположение Чичикова многозначительно. Подобно ключнице, Плюшкин раб вещей, а не хозяин их.
Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, переставая отличать полезные вещи от ненужного хлама.
Плюшкин гноит зерно и хлеб, а сам трясется над маленьким кусочком кулича и бутылкой настойки, на которой сделал пометку, чтобы никто воровством не выпил.
Даже от собственных детей Плюшкин отказался. Где уж тут думать о просвещении, искусстве, нравственности. Г показывает, как постепенно распадаются человеческие личности. Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином.
Жажда обогащения за счет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества.
Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуемый соображениями, что дружба и родственные связи ведут за собой материальные издержки.
Окруженный вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами, и морит их голодом.
Крепостные у него мрут, “как мухи”, спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Плюшкин жалуется, что крестьяне от праздности и прожорства “завели привычку трескать”, а ему самому есть нечего.
Этот живой мертвец, человеконенавистник, превратился в “прореху на человечестве”.
В “М-ых душах” Г выставляет напоказ все человеческие недостатки. Несмотря на то, что в произведении присутствует не малая доля юмора, “М д” можно назвать “смехом сквозь слезы”. Автор упрекает людей в том, что в этой борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях.
Жива только внешняя оболочка, а души людей мертвы. В этом виноваты не только сами люди, но и общество, в котором они живут. Забываются даже такие русские традиции как гостеприимство и хлебосольство. Все Г это не смог игнорировать и в полной мере отразил в “М-ых душах”.
Люди мало изменились, поэтому “М-ые души” – это предостережение и для нас.
Источник: https://MirZnanii.com/a/353604/plyushkin-mertvye-dushi
Образ Плюшкина в поэме Гоголя “Мертвые души”. Плюшкин и Собакевич
Образ Плюшкина — это дальнейшее логическое развитие образа Собакевича, это гиперболическое, больное выражение того же характера.
Недаром же этот образ является у Гоголя сейчас же после Собакевича, как бы дополняя его, поясняя его смысл, показывая собакевичевскую душу под увеличительным стеклом микроскопа. В манерах и чертах Плюшкина легко узнаешь манеры и черты Собакевича, только продолженные и удлиненные.
У Плюшкина такой же аккуратный список всех умерших крестьян, как и у Собакевича, только написанный помельче и потесней. Когда Плюшкин пересматривает около бюро ассигнации, полученные от Чичикова, он тот же Собакевич, только жадность у него доходит до дрожания рук, до чего еще не дошел Собакевич.
Подобно Собакевичу, Плюшкин любит сокрушенно качать головой, упрекая себя в расточительности и нерасчетливости, что производит особенно курьезное впечатление в устах этих кулацки прижимистых господ.
Все обакевичевские ухватки налицо, но Плюшкин ушел неизмеримо дальше по дороге скопидомства. Вражда Собакевича к городским модам и щегольству у него обратилась в неприличное неряшество, и вместо грубой домотканой одежды Плюшкин носит грязные оборванные лохмотья, в каких стыдился бы щеголять даже нищий.
Если Собакевич ругал городские фрикасе и творил: «Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует», то Плюшкин заглядывал в людскую кухню, где «наедался препорядочно щей с кашей».
Перед вами герой расчетливости, у которого склонность копить обратилась в больную страсть, у которого расчетливость достигла степени самоотречения и почти мученичества, а результат этой страсти – совершенная бессмыслица.
Вот вам самое яркое, под микроскопом увеличенное выражение расчетливого небокоптительства, вот в какую бессмыслицу обращается рассудительная, практическая натура в условиях ненужного, никчемного существования.
Не потому смех и бессмыслица в скупом скопидомстве Плюшкина, что он слишком рьяно занимается им, что он перешел границы нормальной расчетливости. Собакевич не перешел этих границ, а смысла в его прижимистости не больше, и сам Собакевич остается смешной бессмыслицей.
Нельзя объяснить этого их глупостью, потому что среди гоголевских героев Собакевич и Плюшкин одарены больше других здоровым, трезвым умом.
Дело в том, что в условиях ненужного и праздного существования душевладельческой среды расчетливость и утилитарный практицизм обязательно должны принять совершенно бесцельный и бессмысленный характер.
Ни Собакевич, ни Плюшкин не могли дать своим накоплениям деятельного творческого употребления, потому что как раз деятельности и творчества не было в их жизни. Приходилось считать, собирать, копить для того, чтобы все собранное и накопленное валялось без употребления и шкатулках и кладовых, гнило либо ожидало приезда какого-нибудь из родственников-наследников ноздревского пошиба, который так же бессмысленно размечет но свету все это добро, как бессмысленно оно было накоплено.
Источник: Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. Москва: Издательство «Советский писатель», 1982
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/obraz_pljushkina_v_poehme_gogolja_mertvye_dushi_pljushkin_i_sobakevich/35-1-0-52
Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме “Мертвые души”
В мировой литературе часто можно встретить образ скупца. Многие авторы обращались к этой теме: Шекспир, Бальзак, Пушкин. Среди этих образов немалую роль играет и гоголевский Плюшкин.
Плюшкин — один из уездных помещиков в поэме “Мертвые души”. Он — последний, с кем знакомит нас Гоголь. И это не случайно: Плюшкин является живым воплощением такого порока, как скупость.
Он — последний штрих, которого не хватает для целостности картины русской действительности, задуманной Гоголем.
Плюшкин имеет одно заметное отличие от всех остальных помещиков-героев поэмы — у него есть прошлое. Помещики показаны Гоголем “статично”, их характеры — такие, какие есть, ни больше ни меньше. У этих героев не предполагается по сюжету ни прошлого, ни будущего.
Прошлое Плюшкина мы узнаем, так же, как и прошлое Чичикова. Но это не значит, что автор таким образом “наградил” своих героев. Он преследовал совсем иную цель: показать, как человек Превращается в столь отвратительное и грязное создание, каким стал Плюшкин.
Мы узнаем, что у Плюшкина когда-то была семья, хозяйство. Он крепко стоял на ногах. Словом, был обычнейшим человеком. Казалось бы, на то, во что превратился Плюшкин, повлияли внешние обстоятельства.
Умерла жена, убежала дочь, сын пошел по иной стезе, чем мечталось отцу, наконец, умерла последняя дочь. Скупость, вернее даже сказать — скаредность, всегда жила в Плюшкине в зародыше. Обстоятельства помогли этим росткам взойти.
Так, в развитии, показан характер помещика, потому он и гораздо сложнее характеров остальных персонажей, включая Чичикова.
В Плюшкине маниакальная скупость сочетается с подозрительностью и недоверием к людям. Его жадность поистине не имеет границ: он тащит в дом старую подошву, тряпку, осколок, складывая все это в кучу, к которой никто никогда не притронется, разве что за тем, чтобы вымести. Весь дом его — скопище ненужного хлама.
В то же время он обращает в пыль все свое неисчислимое богатство: гниет хлеб, пропадают холсты, дерево, посуда. Однако крестьяне каждый год облагаются одним и тем же оброком: хлеба нужно собрать не меньше и холстов наткать столько же, сколько в прошлом году.
Дотошный В- мелочах, скаредный до полного отупения (гостю предлагает черствый прошлогодний кулич), он пускает по ветру свое огромное состояние. В этом противоречие, но, как ни странно, и целостность образа Плюшкина.
Портрет Плюшкина полностью соответствует картине его имения: тот же распад и опустошение, как в его душе (если можно говорить о душе в этом случае). В своей усадьбе Плюшкин напоминает паука. Это сходство постоянно подчеркивается автором.
Паутина — не только по углам его дома, ею опутано все имение. Запутавшись в собственной паутине, Плюшкин забывает о существовании души, он духовно опустошается. У него уже и чувств никаких нет, лишь иногда тень чего-то, похожего на чувство, мелькнет на его лице, но она быстро исчезает.
Он давно уже забыл и что такое радость, и что такое горе.
Плюшкин представляет собой последнюю возможную ступень нравственного падения человека. Он, с одной стороны, личность уникальная среди героев поэмы, поскольку, как замечает Гоголь, русской душе более» свойственно развернуться, чем съежиться.
С другой же стороны, Плюшкин соединил в себе черты Собакевича, Манилова, Коробочки. Он так же бездуховен, мелочен и глуп. Он — последнее звено в цепочке, логическое завершение образа русского помещика.
Только до такой степени морального падения может дойти человек, ниже уже просто некуда.
Как известно, Гоголь лелеял мечту о воскрешении людей, подобных Плюшкину, силой нравственной проповеди. Но упасть всегда легче, чем подняться, тем более когда подниматься не хочешь и не видишь в этом смысла.
Так что Плюшкин уже вряд ли сумеет выбраться из той трясины, куда сам себя затащил.
В чем же сила образа Плюшкина? Да в том, что это такое наглядное сборище пороков, такой очевидный образец морального падения, что человек, прочитавший книгу, всячески будет стараться изжить в себе Плюшкина. Ведь этот герой в той или иной мере присутствует в каждом из нас.
Плюшкин — один из наиболее великолепных в художественном плане образов скупца. Гоголь показал порок в чистом виде, что и делает Плюшкина, к сожалению, вечным типом.
Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓ |
Источник: https://sochinenie5ballov.ru/essay_205.htm