Монолог фамусова “вкус, батюшка, отменная манера…” в комедии “горе от ума” (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

Монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Монолог Фамусова

Меню статьи:

Павел Афанасьевич Фамусов. Портрет

Чтобы нам правильно понять этот монолог, надо сначала понять, а кто есть сам этот Фамусов и какую роль он играет во всей комедии А.С.

Грибоедова? Сам себя он характеризует следующим образом: что он де «бодр и свеж, и дожил до седин, Свободен, вдов, себе я господин…» И еще добавил «Монашеским известен поведеньем!..» Нельзя сказать, что прямо так и есть… Но, во всяком случае, он хотел бы таким представляться.

Однако его дочь Софья о нём другого мнения: «Брюзглив, неугомонен, скор» Однако в обществе он принят и мнением его дорожат. А еще скорее, это он дорожит мнением общества. И причём, очень дорожит!

Будучи дворянином средней руки, он служит в каком-то неназванном казённом месте. Автор комедии намеренно не говорит о многих деталях, касающихся жизни его героев. Причина этому следующая: цель произведения показать общее состояние дворянской знати, от которой в то время зависели судьбы России. В лице Павла Афанасьевича писатель показал каждого представителя дворянства тех дней.

Обратите внимание

И взят он был не с самого “верху” и не с самого “низу”, а как бы “посередине”. Вдовец, имеющий единственную дочь, воспитанием которой он себя не утруждал, доверивши ее няньке-француженке, ходил с одной заботой: лишь бы мнение было хорошее о нём И особенно “наверху”! Поэтому к делам у него было отношение такое: «Боюсь, сударь, я одного смертельно, чтоб множество не накоплялось их».

А к родственникам вот такое отношение: “Нет! я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу её на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки». И это считалось нормальным и правильным, и достохвальным.

Всё дело в том, что дочь Фамусова Софья, как ему кажется, девица на выданье. И папенька ее создает в доме своем такую атмосферу, что женихи стали виться вокруг Софьюшки, как мотыльки вокруг свечки… И вот одного «мотылька» Павлу Афанасьевичу рассудилось зацепить. Делает он это по своему выбору и исходя из своих интересов.

Ему нисколько не интересно, нужен ли такой жених единственной дочери или нет. И еще одно: тут же, несколько поодаль, находится совершенно неудобный и совершенно неподходящий для Павла Афанасьевича Чацкий.

Вся сложность ситуации заключается в том, чтобы богатому полковнику, который не сегодня-завтра будет генералом, дать зеленый свет и полный профит, а бывшему другу детства одновременно мягко показать на дверь (так как, если это сделать грубо, то «мотыльки» вообще все разлетятся!) От этого горячего Чацкого всего можно ожидать.

Похвала Московскому дворянству

Начало речи Фамусова совершенно не удачно: верный себе, он начинает хвалить московское дворянство.

А что именно он выделяет в этой похвале? Передачу дворянской знатности из семьи в семью! А по какому принципу? По принципу обеспеченности.

Если ты имеешь достаточное количество работников, которые работают на тебя – вернее, вместо тебя – то ты и достоин продолжить дворянский род… Независимо от всех других твоих достоинств, точнее, недостатков…

Московское гостеприимство

Чтобы подвигнуть Скалозуба к сватовству, Фамусов делает ловкий ход: он убирает всех возможных и не возможных соперников одним ударом, говоря о московском гостеприимстве, где дверь открыта для всех.

На самом деле, чтобы попасть в какой-то знатный дом, так и не думай, но ведь надо как-то оправдать перед Скалозубом пребывание здесь этого щеголеватого юноши, который при известных обстоятельствах может бесспорно занять место жениха в богатом доме.

Московские девицы предпочтительнее всех остальных!

Тем временем Фамусов, увлекшись угождением обоим собеседникам, далеко ушел от цели своего путешествия по человеческим душам и их страстям.

Здесь называются известные, как видно, имена!:

Представьте сами, как слушать было современнику Грибоедова о себе или даме, о которой знали, что она любому даст отпор! Тут поистине не знаешь, плакать или смеяться.

Чтоб окончательно завоевать вояку Скалозуба, он велит московским дамам командовать перед фрунтом…

Гимн Москве

Устав под конец от своего хитроумного лавирования, Фамусов разражается заключительным аккордом, который превращает его вдохновенную речь в гимн Москве!

Перед тем, как начать свою двойственную речь, страстный почитатель столицы и всего столичного, Павел Афанасьевич уже начинал восхищаться Москвой.

Теперь же, чтобы поставить жирную точку в этом деле лукавого заманивания одного жениха и решительного непризнания другого, он опускает свой молоток, на непререкаемый авторитет Столицы!

Фамусов.21 век

Когда говорят о ком-то, что он, как живой, то это в любом случае означает, что он либо никогда не жил, либо умер. А об этом замечательном персонаже грибоедовской комедии можно сказать, что он не только живой, но и умирать, похоже, не собирается.

Фамусов означает человека, который ищет повод быть известным. “Грех не беда, молва нехороша.” Это не его слова. Но это о нём. Именно молва и суть его души – это одно слово! От начала комедии и до самого конца его заботит только мнение людское.

Причём богатых в веке сём!

“Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!” – это не поверхностное переживание, это, господа, вся внутренность его вопит!

Это есть самая большая движущая сила и самый скрытый мотив всех человеческих поступков на земле. Что обо мне люди скажут?..” Вкусы, манеры, законы.

Важно

Эти ценности кроются не в воздухе, который нас окружает, а внутри человеческого сердца («famоus»(англ.) знаменитый, известный, пресловутый).

Если бы по всей земле у всех людей была одна фамилия, происходящая от этого слова, то паспортные службы всех стран просто бы сломали себе голову от такой неразберихи… Поэтому фамилии у нас разные! Но они подчас не отражают суть и цель жизни каждого из нас. И недаром Александр Грибоедов с самого начала этого вдохновенного монолога вкладывает в уста Фамусова слова о создании семьи. И это первый закон для тех, с кого начинается всякое общество: муж и жена.

Этот закон настолько буквален, что даже приводится статистика, необходимая для вступления в брак.

«Будь плохинький, да если наберется душ тысячки две родовых тот и жених».

Всё просто! Посчитай, сколько у тебя “родовых”, и узнаешь, подходишь ты или нет. Ну, а если ты хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в се́мью не включат…” Вот так! «На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством».

Хотелось бы ненадолго задержаться на литературной особенности слога писателя. Заверение Фамусова “На нас не подиви” означает не что иное, как то, что его удивить невозможно. Ни его, ни круг людей, которых он здесь представляет и защищает.

Дело в том, что во времена Грибоедова, равно как и в наше время человек не боялся играть словом – и в литературных целях, и хотя бы из желания показаться оригинальным.

Но в данном случае автор рискует оказаться быть вообще непонятым! Он дошел, так сказать, до границы, которую уже переступать нельзя… И не переступил! Совершив такой словесный кульбит Грибоедов изловчился остаться в рамках стиля, слога и смысла комедии.

И надо сказать, что он делал это не раз на протяжении всего произведения своего. Так, например, недалекому Скалозубу, он даёт возможность сказать необычное слово “ирритация”, но не дает ему возможности казаться изысканным, оставляя его тем не менее, глупцом.

А, может быть, такие слова были в ходу тогда у таких людей?..

Совет

И, может быть, они вовсе и не были тогда признаком изысканности, а как раз наоборот? Как я сегодня бы сказал: актуальное событие», что, несомненно, должно было бы значить, что оно, это событие, важное.

Но если то же самое слово применить, например, к гусю, который тоже может быть очень важным, то станет ли он от этого действительно актуальным ?

Но Скалозуб Скалозубом, а нас сегодня интересует совсем другая личность, фамилия которой происходит от слова молва, известность, популярность. Наш досточтимый герой не останавливается на первом законе, законе создания семьи, как единственном.

Он выводит на свет второй по значению закон: закон гостеприимства. Именно так этот закон не звучит. Нет закона под таким названием.

Но вдохновенная фамусовская речь придает ему такое значение, которое имеет основная человеческая вера, вера в гуманизм!

Вообще проблему сосредоточенности на себе, которую писатель сконцентрировал в Фамусове, надо искать не в нём одном, а в глубинах человеческой души вообще! И, таким образом, перед нами вовсе даже и не комедия, а как раз даже самая настоящая трагедия… Во всех этих захватывающих событиях кто больше всего интересует Фамусова? Да кто! Так он же сам и есть! А ты меня решилась уморить? Моя судьба еще ли не плачевна? Эти слова направлены не только к дочери, а ко всему окружающему миру… Что есть скучнее жизни для себя?!.. И сколько же людей это понимают?.. Мы ходим вокруг себя, как вокруг неприступной горы! И если даже и сделаем что-либо хорошее, так это только для того, чтобы продолжать это хождение. С каждым поколением фамусовщина захватывает человеческое сердце всё сильнее! Да это ли одно проблема?

Читайте также:  Мораль басни "булат" крылова (анализ, суть, смысл)

Широта русской души удивительнейшим образом соседствует с беспробудным эгоизмом! Может быть, иностранным гостям есть исключение, как в нашей речи говорится? Да, есть!.. Для того, чтобы еще больше утвердиться в своем эгоизме! А.С.

Грибоедову удалось в своём герое показать все тонкости и хитросплетения русского эгоизма.

Обратите внимание

И особенно ярко в данном монологе! А может ли себялюбие носить чисто национальный характер? Да! Этим Фамусовым в определенных ситуациях может быть любой человек.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-monolog-famusova.html

Сайт для учителей и учеников. | Сайт для учителей и учеников

Классный час «Спешите делать добро!»

Цель: формирование у учащихся нравственных категорий: доброта, милосердие, благотворительность.

Задачи:

²  формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

²  вспомнить историю благотворительности на Руси;

²  рассмотреть случаи благотворительности в жизни каждого.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация.

Ход классного часа:

Учитель: Время, в которое мы живём, многие называют бездушным, жестоким. Достаточно включить телевизор, как на зрителя с экрана потоком хлынут волны негативных сообщений: в новостях освещаются, в основном, различные происшествия и трагедии.

Фильмы (боевики, «ужастики», триллеры) приучают к мысли о том, как легко можно лишить человека жизни. Передачи, в которых бы главные герои отличались отзывчивостью и благородством, практически исчезли с экрана телевизора. Интернет – ещё более худший помощник в воспитании милосердия.

Невольно посещает мысль: действительно, наше время и люди, живущие сейчас, бессердечны.

Сегодня мы порассуждаем, так ли это? У нас не просто классный час, а урок благотворительности. Как вы думаете, какова этимология данного слова?

Ученики: благо – добро, творить – делать, т.е. благотворительность – «делание добра».

Учитель: Приведите однокоренные слова.

Ученики: благодарность, благодетель, благодеяние, благополучие.

Учитель:  По Владимиру Ивановичу Далю “благотворительный, о человеке – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых и неимущих, или ради попечения об них”; и еще “благотворец, благотворитель, м.б. благотворница, благотворительница – ж. – благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим”.

Учитель: давайте послушаем одну из моих любимых музыкальных притчей в исполнении Светланы Копыловой: «Морские звёзды». (Слушают песню)

Любил один философ размышлять,

Гуляя в предрассветный час у моря,

О смысле жизни, радости и горе,

О том, зачем нам жить и умирать.

Однажды ночью был большой прилив –

На пляже он хозяйничал без меры –

Но наступил отлив, и вдруг весь берег

Усыпан стал плеядой звёзд морских.

И звёзды, оказавшись без воды,

Под солнцем обречённо высыхали,

Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали

И ждали неминуемой беды.

Философ думал: так и наша жизнь

В одно мгновенье может оборваться.

Наверное, не стоит и пытаться

Разгадывать по звёздам высший смысл.

Вдруг видит он: какой-то мальчуган

Бросает в море гибнущие звёзды,

И на глазах у мальчугана слёзы…

Вот так придумал – звёздам помогать!

– Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти!

Тут высказал своё философ мненье, –

Твои попытки – что они изменят?

Здесь миллионы этих звёзд морских!

Спасатель обернулся на ходу,

Задумавшись лишь на одно мгновенье:

– Для этой – очень многое изменят, –

И бросил в море новую звезду.

– Вот для чего наверно стоит жить, –

Подумал вдруг растроганный философ.

Быть может, создал Бог морские звёзды,

В ребёнке чтобы жалость пробудить.

Важно

Учитель: Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд? Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не помо­жешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуж­дающихся»?

Ученики: высказывают мнения.

Учитель: Проведем т.н. «Мозговой штурм»: Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)

Ученики: помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.

Учитель: сколько существует мир, столько же существует и добро. Вспомните из истории Российского государства какие благие дела совершались на Руси издревле до наших дней.

Ученики:

·–  – бесплатные обеды, которые устраивал князь Владимир после крещения Руси;

· – с незапамятных времён благотворительностью занимались монахи: в монастырях раздавалась бесплатная еда, оказывалась медицинская помощь;

·   -в бытность Петра I строились богадельни для стариков, инвалидов и детей-сирот;

· – в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – многочисленные примеры благотворительности (воспитание чужих детей-сирот, делились последним, милость к пленным и т.д.).

Учитель: известные благотворители на Руси: (демонстрирует слайды с портретами)

Учитель: Примеры благотворительных дел русских предпринимателей: (демонстрирует слайды)

Учитель: ребята, а кто из вас сами получали ту или иную благотворительную помощь?

Ученики:

· – К. И. в составе делегации и Жигулёвска участвовал в Вахте Памяти, посвящённой Бородинскому сражению, а парадную форму ребятам помог приобрести один из спонсоров;

·  – С. М. на протяжении нескольких лет получает стипендию от Благотворительного Фонда «Созидание»;

· – ещё в 3-м классе один из родителей устроил для всего класса бесплатную поездку в «Аквапарк».

Учитель: Согласитесь: не менее приятно, чем получать какую-то помощь, оказывать её самим. Можете ли вы сказать, что и вам удавалось выступать в роли благотворителей?

Ученики:

· – например, П. С. участвовал в спортивных соревнованиях, сборы от которых шли на благотворительные цели;

· – ежегодно ребята из нашего класса участвуют в акции «Маленький принц» по уборке мусора с территории Самарской Луки;

· – вспомнили, как собирали игрушки для ребят из детского дома и книги для больных хосписа.

Учитель: послушайте индийскую сказку «Награда».

Как-то тигр охотился в джунглях и по­пал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

– Сжалься надо мной, человек! Выз­воли меня из неволи, я щедро тебя отбла­годарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выско­чил наружу и говорит:

  – Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

  Страшно стало путнику.

  – Ох, тигр, – сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел от благо­дарить меня за добро?

  – Она и есть, – ответил тигр.

  – Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.

  – Давай спросим кого-нибудь – на­града это или нет?

  Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

  – Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои су­чья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

 – Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадо­вался тигр.

– Давай еще кого-нибудь спросим! ­взмолился путник. Прошли они еще не­много. Видят: на пустоши пасется корова.

  – Эй, корова! – окликнули они ее. ­- Скажи, чем платят за добро?

– Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! – Подожди немного! – попросил человек.- Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тог­да, нечего делать, ешь меня…

Совет

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спро­сили ее:

  – Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

  – Добром! – ответила птица. – Суди­те сами: утром люди, просыпаясь, наслаж­даются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем са­мым не давая нам погибнуть.

  Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Учитель: Сколько бы зла не было вокруг нас, надо видеть хорошее и самим стараться приумножить добро. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать доб­рые поступки.

  В течение классного часа вы создавали плакат, отражающий тему нашего разговора. Пришло время посмотреть на ваше творение.

Ученики: рассматривают плакат, обсуждают, вывешивают в классный уголок.

Источник: https://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=14115%3A2015-11-30-07-53-27&catid=54%3Aliterature&Itemid=68

Горе от ума Анализ | Инфошкола

4 Ноябрь 2013       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   15763

Читайте также:  Анализ поэмы "руслан и людмила" пушкина: суть, смысл, идея, особенности

В комедии «Горе от ума» широко отразилась эпоха того времени: автор рисует картину жизни и нравов дворянского общества и его мировоззрение, показывает передового человека с его идеалами, причем вся эта картина имеет тот «московский отпечаток», о котором говорили современники Грибоедова и который с точностью передавал дух барской Москвы 10-х-20-х годов XIX столетия.

В пьесе мы находим отклики на разные злободневные вопросы того времени: тут и споры о камерах, присяжных, о Байроне, разговоры о ланкастерском «взаимном обучении», о Педагогическом институте и его профессорах, о карбонариях, якобинцах и франкмасонах, об Английском клубе, об Ученом комитете, об опеке над имениями помещиков, о поселении крепостных крестьян за провинности в Сибирь и т. д.

Все это создает колорит эпохи и роднит «Горе от ума» с «Евгением Онегиным», с той разницей, что в романе Пушкина эпоха, быт и нравы часто отображаются в лирических отступлениях, где автор рассуждает сам, тогда как Грибоедов,в силу особенностей драматического произведения, знакомит с эпохой только через речь действующих лиц, используя эти сведения и для характеристики персонажей, так как важно и то, как герой говорит о том или другом вопросе, какое у него по поводу этого мнение. Так, например, уже первый разговор Чацкого с Софьей знакомит читателя с обществом дворян-москвичей и с его интересами и бытом (в оценке Чацкого). Драматический конфликт — противоречие героя со средой — определяет и построение произведения, его композицию. Но не только один общественный конфликт лежит в основе «Горя от ума». Ту быстроту и живость действия, о которой говорил сам автор, придает комедии и другой, любовный конфликт. Огромное мастерство Грибоедова как драматурга сказал ось в том, как блестяще показал он взаимопроникновение двух драм Чацкого — общественной и личной. Горе от любви и горе от ума, переплетаясь, вместе растут и углубляются, приводя все действие к развязке.

Так, в 1 действии, в основном, намечается любовная линия сюжета: Софья любит Молчалина (об этом сразу же узнает читатель, но не знают ни Фамусов, ни Чацкий).

Из разговора между нею и Лизой мы узнаем о влюбленном в Софью Чацком, — и он тут же является сам, оживленный, говорливый, шутит с Софьей, говорит о ее холодности, еще не веря в нее, вспоминает московских знакомых.

Фамусов в недоумении: он застал у Софьи Молчалина, позднее — Чацкого.

Лиза — деятельная участница всех сцен, где развивается любовная интрига; в 1 действии она и хитрит, выгораживая барышню, и посмеивается над ней, и уклоняется от барского ухаживания Фамусова, и вспоминает о Чацком.

 Последние слова Фамусова, которыми заканчивается 1 действие,- это не просто реплика под занавес, как считали некоторые критики, — это вместе с тем итог действия: Софья — и около нее двое: Молчалин и Чацкий. Фамусов в недоумении — который же из двух, — причем оба, по его мнению, не годился в женихи.

Обратите внимание

В IV действии, в трагический момент кульминации действия, комизм положения Фамусова заключается как раз в том, что он твердо решил для себя этот вопрос («который же из двух?») в пользу Чацкого и совершенно уверен в своей правоте («Хоть подеретесь — не поверю»).

Итак, в 1 действии общественный конфликт только лишь намечен тонкими линиями шутливых, хотя и едких замечаний Чацкого в адрес московского общества; центр тяжести — в любовной интриге. Но вот во 2-ом действии, с 1-го по 6-е явление, уже явственно звучат общественные мотивы.

Однако заметим, что спор Чацкого с Фамусовым, превратившийся в настоящий поединок «века нынешнего» с «веком минувшим», начался из-за Софьи: Чацкий спрашивает о ее здоровье — Фамусов раздражается, так как Чацкий, по его мнению, не может быть подходящим женихом для Софьи.

С большим мастерством переводит Грибоедов разговор на общественные вопросы: на слова Чацкого: «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?» — Фамусов отвечает предложением «не блажить», не управлять оплошно имением, а главное — идти на службу, на что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Чацкий раздражен, он уже получил, хоть и неформальный, так как и сам не делает формального предложения, но все же отказ от отца любимой девушки. Он возмущен требованиями Фамусова, он и ради любви не способен поступиться убеждениями.

Мотив гражданского долга службы широко развертывается дальше в двух монологах: Фамусова и Чацкого, которые высказывают резко противоположные мнения. Фамусов — поклонник старых порядков службы, получения мест и чинов, Чацкий — выразитель взгляда на службу как на выполнение гражданского долга человека.

То, как Фамусов реагирует на мнение Чацкого («Ахl боже мои! он карбонари!» и т. д.), все резче и резче определяет значимость общественного конфликта. Но и любовную драму Чацкого Грибоедов не забывает. Она сопутствует общественной драме и пронизывает ее. Оба конфликта взаимно углубляют друг друга.

В явлении 3-м Фамусов намекает Чацкому на Скалозуба как на возможного жениха для Софьи, а в явлении 4-м Чацкий, разгоряченный спором с Фамусовым, проявляет смятение, внесенное в его душу этими намеками.

Важно

 Резкость общественного конфликта ясно определяется в двух знаменитых монологах (Фамусова и Чацкого): «Вкус, батюшка, отменная манера» и «А судьи кто?» Так, все усложняясь и углубляясь, растет общественный конфликт, и в тот момент, когда он доходит до большого напряжения, Грибоедов быстрой и совершенно неожиданной сценой обморока Софьи переключает внимание читателя на личные взаимоотношения героев. С 7 -го по 14-е явление развивается любовная интрига, осложняющаяся вероломством Молчалина. К подозрениям Чацкого о Скалозубе прибавляются подозрения о Молчалине. Лиза из наперсницы становится активным участником в развитии любовной истории. Ее знаменитыми словами:
Она к нему, а он ко мне,
А я … одна лишь я любви до смерти трушу, —
А как не полюбить буфетчика Петрушу! —

подытоживается новое в любовной интриге во II-м действии (в 1 действии Чацкий — к Софье, Софья — к Молчалину, а во 11 действии Чацкий — к Софье, Софья — к Молчалину, Молчалин — к Лизе, Лиза — к Петруше).

Итак, во 2-ом действии совершенно четко обозначается все возрастающий общественный конфликт и усложняется, вместе с тем, любовная интрига.

 Если в начале 2-го действия звучат общественные мотивы, осложненные личными переживаниями, а к концу действия происходит быстрое развитие любовной интриги, то 3-е действие, наоборот, начинается, как бы продолжая 2-е действие, с развития преимущественно любовных мотивов, осложненных общественными.

Таковы явления 1-е и 2-е, где Чацкий старается выспросить Софью о Скалозубе и Молчалине, тут же высказываясь и по общественным вопросам (монолог Чацкого «Оставимте мы эти пренья»).

Явление 3-е — образец диалога в стихах. В нем в полной мере слиты и личные, и общественные мотивы пьесы.

Диалог дает богатый материал для характеристики Молчалина (мнения Чацкого для нас уже не новы, но поражают его блестящие афоризмы) и заканчивается естественным для Чацкого выводом:
С такими чувствами, с такой душою
Любим … Обманщица смеялась надо мною!
Далее, с 4-го явления, следует картина бала у Фамусова.

Грибоедов показывает многочисленность и силу противоположного Чацкому лагеря; нарастает неизбежность открытого разрыва, и, вместе с тем, на фоне борьбы двух лагерей, неразрывно с ней связанная, развивается сердечная драма Чацкого.

 В явлении 13-м Чацкий рассердил Софью уже по-настоящему тем, что стал с насмешкой говорить о Молчалине (психологически это вполне оправдано: ведь Чацкий уверен, что Софья не может любить Молчалина). От раздраженной Софьи впервые слышится о Чацком: «Он не в своем

уме».

Совет

Далее следуют явления, в которых с исключительной быстротой и легкостью разрастается сплетня о сумасшествии Чацкого. Быстро сменяющиеся сцены показывают, как сплетня находит себе благодарнейшую почву, как обрастает новыми и новыми, все более невероятными и нелепыми подробностями.

Итогом, до которого доходит сплетня, являются слова 3агорецкого: «Нет-с, бочками сороковыми!» В 22-м (последнем) явлении всему обществу противопоставлен Чацкий с его «мильоном терзаний», вылившимся в гневном монологе: «В той комнате незначащая встреча … » Глубина разрыва между Чацким и окружающими его людьми ясна, а к той положительной программе Чацкого, которая изложена им ранее, добавлены последние и очень существенные черты: требование уважения к русскому народу, к национальной культуре, к родному языку. Завершением раскрытия идейных позиций Чацкого и резким столкновением его с обществом и заканчивается 3-е действие.

В IV действии сцены, где появляется Репетилов, прибавляют к характеристике московского общества еще новый материал. Репетилов рассказывает о времяпрепровождении светской молодежи в Английском клубе, где происходят собрания «тайного» общества. Затем перед
читателем на минуту, сменяя друг друга, вновь проходят гости Фамусова.

С 10-го явления Грибоедов возвращает нас к любовной интриге, ведет ее очень быстро к кульминации и развязке. В последнем монологе Чацкого оба конфликта приведены к концу: столкновение с обществом завершается разрывом, крушение любви становится очевидным. Чацкий покидает Москву. Так построена комедия.

 Быстрый ход действия, неожиданная смена событий, невозможность угадать их дальнейшее развитие, обилие кратких, мгновенно проходящих перед читателем сцен, множество действующих лиц, быстрота и живость пьесы, меткая разговорная русская речь — все это было ново, необычно и поражало современников, некоторые из которых упрекали Грибоедова в пренебрежении к старым испытанным правилам построения классической комедии. Отвечая на упрек, что в пьесе сцены связаны произвольно, Грибоедов писал: «Так же, как в натуре всяких событий, мелких и важных: чем внезапнее, тем более завлекают в любопытство. Пишу для подобных себе, а я, когда по первой сцене угадываю десятую: раэзеваюсь и вон бегу из театра … ».

Источник: https://info-shkola.ru/gore-ot-uma-analiz/

«Горе от ума» — Избранные сцены. Действие в Москве в доме Фамусова. Действие II

Фамусов составляет расписание своих дел на неделю. Ему докладывают о приходе Чацкого. Чацкий появляется и, о чем бы разговор ни был, переводит его на Софью. В раздражении Фамусов спрашивает его, не собирается ли он жениться.

Читайте также:  Описание сада плюшкина в поэме "мертвые души": текст эпизода, анализ образа сада

На полуутвердительный ответ Чацкого Фамусов советует Чацкому остепениться, определиться на службу и правильно управлять имением. Чацкий отвечает на это, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Фамусов разражается гневным монологом о гордости молодежи, о ее нежелании у читься, «на старших глядя», и в качестве образца для подражания приводит своего дядю Максима Петровича, сделавшего карьеру при императрице Екатерине путем лизоблюдства и угодничества.

Обратите внимание

Чацкий возражает ему, что нынче другие времена, что «век нынешний» сты дится подобных примеров. Слова Чацкого возмущают и пугают Фамусова, он называет его «карбонари» и опасным человеком.

Во время их перебранки входит слуга и докладывает о приходе полковника Скалозуба. Фамусов просит Чацкого при госте оставить свои идеи и вести себя скромнее. Он даже намекает, что Скалозуб хочет посвататься к Софье. Фамусов отправляется навстречу Скало зубу и возвращается с ним. Он суетится и лебезит перед ним.

Явление 5

Чацкий, Фамусов, Скалозуб.

Фамусов

Сергей Сергеич, к нам сюда-с.

Прошу покорно, здесь теплее;

Прозябли вы, согреем вас;

Отдушничек отвернем поскорее.

Скалозуб (густым басом)

Зачем же лазить, например,

Самим!..

Мне совестно, как честный офицер.

Фамусов

Неужто для друзей не делать мне ни шагу,

Сергей Сергеич дорогой!

Кладите шляпу, сденьте шпагу;

Вот вам софа, раскиньтесь на покой.

Скалозуб

Куда прикажете, лишь только бы усесться.

Садятся все трое, Чацкий поодаль.

Фамусов

Ах! батюшка, сказать, чтоб не забыть:

Позвольте нам своими счесться.

Хоть дальними, наследства не делить;

Не знали вы, а я подавно,

Спасибо научил двоюродный ваш брат;

Как вам доводится Настасья Николавна?

Скалозуб

Не знаю-с, виноват;

Мы с нею вместе не служили.

Фамусов

Сергей Сергеич, это вы ли!

Нет! я перед родней, где встретится, ползком;

Сыщу ее на дне морском.

При мне служащие чужие очень редки;

Всё больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..

Однако братец ваш мне друг и говорил,

Что вами выгод тьму по службе получил.

Скалозуб

В тринадцатом году мы отличались с братом

В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

Фамусов

Да, счастье у кого есть эдакий сынок;

Имеет, кажется, в петличке орденок?

Скалозуб

За третье августа, засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

Фамусов

Любезный человек, и посмотреть – так хват;

Прекрасный человек двоюродный ваш брат.

Скалозуб

Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

Фамусов

Вот молодость!.. – читать!., а после хвать!..

Вы повели себя исправно,

Давно полковники, а служите недавно.

Скалозуб

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Фамусов

Да, чем кого Господь поищет, вознесет!

Скалозуб

Бывает, моего счастливее везет,

У нас в пятнадцатой дивизии, не дале,

Об нашем хоть сказать бригадном генерале.

Фамусов

Помилуйте, а вам чего недостает?

Скалозуб

Не жалуюсь, не обходили,

Однако за полком два года поводили. –

Фамусов

В погонь ли за полком?

Зато, конечно, в чем другом

За вами далеко тянуться.

Скалозуб

Нет-с, старее меня по корпусу найдутся,

Я с восемьсот девятого служу;

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу;

Мне только бы досталось в генералы.

Фамусов

И славно судите, дай Бог здоровье вам

И генеральский чин; а там

Зачем откладывать бы дальше,

Речь завести об генеральше?

Скалозуб

Жениться? я ничуть не прочь.

Фамусов

Что ж? у кого сестра, племянница есть, дочь;

В Москве ведь нет невестам перевода;

Чего? плодятся год от года;

А батюшка, признайтесь, что едва

Где сыщется столица, как Москва.

Скалозуб

Дистанции огромного размера.

Фамусов

Вкус, батюшка, отменная манера;

На всё свои законы есть:

Вот например у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат.

На нас не подиви.

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.

Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:

Кто хочет к нам пожаловать,- изволь;

Дверь отперта для званных и незванных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнехонько, про всех готов обед.

Возьмите вы от головы до пяток,

На всех московских есть особый отпечаток.

Извольте посмотреть на нашу молодежь,

На юношей – сынков и внучат,

Журим мы их, а если разберешь,

В пятнадцать лет учителей научат!

А наши старички?? –

Как их возьмет задор,

Засудят об делах, что слово – приговор,

-Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их… беда!

Не то, чтоб новизны вводили,- никогда,

Спаси нас Боже! Нет.

А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят, и… разойдутся.

Прямые канцлеры в отставке – по уму!

Я вам скажу: знать время не приспело,

Но что без них не обойдется дело.

-А дамы? – сунься кто, попробуй, овладей;

Судьи всему, везде, над ними нет судей;

За картами когда восстанут общим бунтом,

Дай Бог терпение, ведь сам я был женат.

Скомандовать велите перед фрунтом!

Присутствовать пошлите их в Сенат!

Ирина Власьевна! Лукерья Алексеева!

Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

А дочек кто видал, всяк голову повесь,

Его величество король был прусский здесь;

Дивился не путем московским он девицам,

Их благонравыо, а не лицам,

И точно, можно ли воспитаннее быть!

Умеют же себя принарядить

Тафтицей, бархатцем и дымкой,

Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;

Французские романсы вам поют

И верхние выводят нотки,

К военным людям так и льнут,

А потому, что патриотки.

Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица как Москва.

Скалозуб

По моему сужденью

Пожар способствовал ей много к украшенью.

Фамусов

Не поминайте нам, уж мало ли крехтят!

С тех пор дороги, тротуары,

Дома и всё на новый лад.

Чацкий

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

Фамусов (Чацкому)

Эй, завяжи на память узелок;

Просил я помолчать, не велика услуга.

(Скалозубу.)

Позвольте, батюшка. Вот-с Чацкого, мне друга,

Андрея Ильича покойного сынок:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти: так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой;

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…

Чацкий

Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?

И похвалы мне ваши досаждают.

Фамусов

Не я один, все также осуждают.

Чацкий

А судьи кто? – За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют всё песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитёй возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Страницы: 1 2

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » «Горе от ума» — Избранные сцены. Действие в Москве в доме Фамусова. Действие II. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: https://www.studbirga.info/gore-ot-uma-izbrannye-sceny-dejstvie-v-moskve-v-dome-famusova-dejstvie-ii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]