Описание сада плюшкина в поэме “мертвые души”: текст эпизода, анализ образа сада

Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма «Мертвые души» — самое значительное произ­ведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и каче­ственно новое явление в русской литературе.

Герцен назвал это произведение «криком ужаса и стыда», по­скольку, создавая целую галерею образов помещиков и городских чиновников, Гоголь именно их считает «мерт­выми душами», потерявшими человеческое лицо и способ­ность по-настоящему видеть, слышать, думать.

Прибегая к приему преувеличения или заострения отдельных, наи­более характерных черт человека, Гоголь глубоко и ярко обнажает внутреннюю сущность своих персонажей.

Ужасную деградацию человека Гоголь изобразил на примере Плюшкина, въехав в деревню которого Чичиков заметил «какую-то особенную ветхость»: крыши кресть­янских изб — как решето, окна в них — без стекол и заткнуты тряпками, бревна, из которых сложены дома, ис­тлели и почернели от времени. Огромные клади давным-давно собранного хлеба поросли травой и кустарником. Не менее трагическое зрелище представлял и хозяйский дом, глядевший «каким-то дряхлым инвалидом». Лишь старый сад, заглохший и одичалый, освежал эту картину, поскольку только в нем чувствовалась жизнь.

Обратите внимание

Впервые увидев Плюшкина, Чичиков не сразу признал в нем хозяина, настолько нищенски он был одет.

По этой потерявшей человеческий облик фигуре невозможно было определить: мужик это или баба, а не то что узнать в ней богатейшего помещика, имеющего более тысячи душ кре­постных и кладовые, которые ломились от накопленного добра. Очень неприятен облик хозяина, но еще отврати­тельнее жизнь, которую он влачит.

В складах и амбарах у него преет и гниет хлеб, овощи, кожа, а он ходит еще каж­дый день по улицам своей деревни, собирая по углам у своих же крепостных всякий хлам: старые подошвы, тряпки, гвозди, черепки, и тащит все это к себе в комнату, отчего в доме у него все было ветхо, грязно, убого.

Потеряв связь со временем, с действительностью, Плюшкин не понимает цен­ности вещей и хранит как величайшие драгоценности ку­сок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя муха­ми», свечные огарки, клочки бумаги, зубочистки, перья, вы­сохший лимон…

Но Плюшкин не всегда был таким: «…было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семья­нин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости…» Когда же умерла жена, помещик «стал беспокойнее… подозрительнее… ску­пее…

» Теперь некогда богатое поместье превратилось в развалившееся хозяйство, друзей и знакомых помещик ра­зогнал, на детей стал смотреть, как на дармоедов, и изба­вился от них, выгнав из дома, даже собственная душа его напоминает пыльную, гниющую кучу в углу комнаты.

Это жалкое подобие человека не вызывает в нашем сердце никакого сочувствия, а лишь отвращение и чувство брезг­ливости. Материал с сайта //iEssay.

ru

Гоголь видит истоки трагедии Плюшкина во всегдаш­ней бедности и скупости его чувств, ведь недаром даже в пору процветания его хозяйства и семьи писатель сравнивает этого помещика с трудолюбивым пауком.

Теперь же ему остаются только ссоры и склоки с дво­ровыми, в которых он сплошь и рядом видит воров и мошенников, и жалкое побирательство. Немудрено и то, что у такого хозяина крепостные либо умирали, как мухи, либо бежали, куда глаза глядят. Сам Чичиков лишь потому удостоился доброго слова Плюшкина, что, сразу оценив обстановку, сказался благодетелем, соглас­ным взять на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.

Важно

Таким образом, Гоголь не только сталкивает перед нами фрагменты жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он превратился в «прореху на человечестве».

В поис­ках истоков оскудения души и процесса внутреннего опус­тошения гениальный писатель ярко и красноречиво изоб­ражает пагубность крепостного строя и те ужасающие по­следствия, которые он несет обществу в целом и отдель­ным его представителям в частности.

На этой странице материал по темам:

  • урок чичиков у плюшкина анализ эпизода
  • смотреть эпизод чичиков у плюшкина
  • помещик плюшкин, потерявший человеческий облик
  • краткий анализ чичиков и плюшкин
  • аналих эпизода сичиков у плюшкина

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/g/gogol/analizy/mertvye-dushi/analiz-epizoda-chichikov-u-plyushkina-po-poeme-n.-v.-gogolya-mertvye-dushi

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: Разработка урока “Хронотоп Сада в поэме Н. В Гоголя “Мертвые души”

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа

Выполнила:

Улан-Удэ

2011г

Жигмитова С.Б.,

учитель русского языка и литературы

Эрхирикской сош

Проект урока по литературе

Тема: «Хронотоп «сад»

в поэме Н.В.Гоголя

«Мертвые души» (сад Плюшкина)

Тема урока: «Хронотоп «сад» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Цели урока:

1.формирование учебно-познавательных компетенций у учащихся:

  1. чтение и изучение текста в единстве содержания и формы, освоение теоретико-литературных понятий – «хронотоп» и выявление его смысловой и сюжетообразующей функции в поэме;
  2. • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний

Тип  урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование  

Методы:

1. Частично-поисковый – эвристическая беседа;  

2.  Репродуктивный – работа с текстом (гл 6);

3.  Исследовательский;

4. Проблемный

Форма работы:

-коллективная (фронтальная беседа);

-индивидуальная (сообщения уч-ся);

-групповая (групповая работа).        

 Цель урока:

  – познакомить учащихся с понятием   «хронотоп», «художественное пространство» и выяснить их сюжетообразующую, смысловую роль в поэме «Мертвые души», на примере анализа сада Плюшкина;

  – развитие эмоционального восприятия текста через его анализ, творческого и аналитического мышления;

  – воспитывать: уважение и интерес к   творчеству писателя, эстетические чувства, умение работать в группе;

Оборудование урока: репродукции П. Боклевского, мультимедийный проектор.

Эпиграф урока – цитата из трагедии Шекспира «Отелло»: «Каждый из нас – сад, садовник в нём -воля. Расти ли в нас крапиве, салату, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода  или пышно разрастись – всему этому мы сами господа»

Ход урока

«Каждый из нас – сад, садовник в нём -воля. Расти ли в нас крапиве, салату, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода  или пышно разрастись – всему этому мы сами господа»

В. Шекспир

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем работу над анализом образа помещика Плюшкина  в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», познакомимся с понятием «хронотоп». Главной задачей станет определение смысловой и сюжетообразующей функции описания сада Плюшкина.

III. Этапы работы

1. Беседа.

Работа с эпиграфом: «Каждый из нас – сад, садовник в нём – воля. Расти ли в нас крапиве, салату, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода  или пышно разрастись – всему этому мы сами господа»

– какова ключевая мысль цитаты?

Выводы уч-ся: человек – сам творец своей жизни, сам несет ответственность за свой выбор.

 Верой в безграничные возможности человеческого духа, в высокое предназначение человека пронизано творчество писателей, художников всех времен. Эта же идея звучит и в творчестве гуманистов Эпохи Возрождения.

Дополнительный комментарий: сообщение уч-ся (проецируется на экран):

«Пико делла Мирандола, мыслитель, гуманист эпохи Возрождения «Речь о достоинстве человека».

Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер».

И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного — а стало быть, и ответственного — выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния.

Совет

Именно в этом видит Пико прославляемое им «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет». Продолжая гуманистическую традицию прославления и обожествления человека, Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки.

Речь идет о новом понимании человеческой природы — как природы становящейся, вернее, «самостановящейся». Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности человека, а не как раз навсегда данная. Природа человека рассматривается как итог постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного и ответственного выбора.

«Божественность» человека — не просто в том, что он «создан по образу и подобию Божию», она — как и всякое человеческое совершенство — не дана, а достижима.

Итак, главная мысль: жизнь человека – постоянный процесс самостановления, самосовершенствования.

-История какого героя может стать подтверждением строк, выделенных курсивом?

История С.Плюшкина, последнего в галерее помещиков.

-Вспомним итоги прошлого урока по теме «Образ Плюшкина»

       В шестой главе есть немало деталей, указывающих на возможность духовного преображения помещика Плюшкина. 

        Во-первых, речь Плюшкина толковая, серьёзная, логичная, лишённая речевых штампов (в отличие от речи Манилова и Ноздрёва).

 Во-вторых, глаза Плюшкина «ещё не потухнули», «живая жизнь» ещё теплится в этой душе.

        В-третьих, за время посещения Чичиковым Плюшкина лицо помещика несколько раз на мгновение преображается, просветляется: «Но не прошло и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла…»; «на деревянном лице его вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег…».

       В-четвёртых, именно глава о помещике Плюшкине содержит наибольшее количество авторских размышлений, «лирических отступлений».

Обратите внимание

       В-пятых, именно рядом с домом этого помещика находятся две «сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся».

Главное – не запущенное состояние церквей, а само их наличие.

У других помещиков рядом с домами нет соборов, только у дома Манилова пародия на церковь – беседка с плоским куполом и надписью «Храм уединённого размышления».

В-шестых, именно Плюшкину Н.В.Гоголь дает историю его жизни.

       И последнее. Именно помещик Плюшкин является владельцем великолепного сада ,который «освежал  обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении».

– Определим, какую роль играет пространство  сада у Н.В.Гоголя. Посмотрим,  как. реальное пространство – сад Плюшкина- превратилось в глубокие символы, несет в себе глубокий смысл. 

2. «Словарная работа»

Литературовед М. Бахтин дает следующее определение понятию «хронотоп» в литературе: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (работа в тетрадях)

Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат (википедия)

Пространство – а, ср.: 1.объективная реальность,   форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом;  2. Промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается; 3.Поверхность, земельная, площадь;

Время – 1.Обьективная форма существования бесконечно развивающейся материи; 2.Последовательная смена часов, дней, лет; 3.Момент, в который происходит событие;

Художественный –  изображающий действительность в образах;

Таким образом, «Художественное пространство» – это модель мира, место, в котором живут герои (образы) и совершается действие.

3.Анализ и интерпретация описания сада Плюшкина. Метод аппликации.

Этап чтения «про себя» -дома

Творческое чтение отрывка (проекция на экран).

-Ваше впечатление после первого прочтения?

 (сад Плюшкина напоминает живой организм, живущий своей жизнью, по законам природы и по замыслу человека? )

-Каким увидели сад? Какие деревья мастерски показаны Гоголем?. Какие смысловые части можно выделить?

1. Сад ;

2. Береза;

3. Хмель;

4. Зеленые чащи (чапыжник, ива, клен, осина).  

4. Групповая работа по анализу частей текста

(раздаточный материал с описанием сада Плюшкина)

      1 группа.  1 часть описания сада

а) Найдите ключевые слова, эпитеты;

б) Составьте словесные ряды из ключевых слов. Какое значение они несут?

г) Какую роль играет ассонанс (звук «о»)?

2 группа. Образ березы.

а) Найдите ключевые слова в описании березы.

б) при помощи каких изобразительных средств создается образ березы?

Читайте также:  Характер пьера безухова в романе "война и мир": черты характера и эволюция личности

3 группа. Образ хмеля:

а) дайте  характеристику хмеля словесными рядами из ключевых слов.

б) найдите прием звукописи в описании хмеля (вш,ш,рш..)

 4 группа. Образ зеленой чащи:

а) словарная работа: чапыжник, углубление, глушина (словарь В. И. Даля)

б) дайте характеристику чащи словесными рядами ключевых слов;

в) какую роль играет описание молодой ветви клена?.

 5. Этап презентации своих выводов.

6. Обобщение, подведение итогов. 

(примерный вывод)        С одной стороны, сад Плюшкина выступает как развёрнутая метафора заброшенности, распада, разрушения и старости.

Такие детали, как «дряхлый ствол ивы», «седой чапыжник», «иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья», воспринимаются как метафоры портрета самого помещика Плюшкина, такого же «иссохшего», седого, старого. Но, с другой стороны, сад помещика – воплощение светлой стороны его души.

Красоту сада Гоголь передаёт через указание на причудливую игру красок, насыщенных цветовых пятен: снежная белизна «берёзового ствола» резко контрастирует с чернотой «остроконечного излома», с «зелёными облаками» древесных куполов (очевидно сопоставление дерева с храмом!), а кленовый лист под лучами солнца из зелёного превращается «вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте». Описание сада проникнуто ощущением радости бытия. Перед читателями предстаёт природа со своим бурным кипением жизненных сил, со всей свежестью, разнообразием и богатством красок.    

Описание сада Плюшкин открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад нарисован как поединок жизни и смерти (образ зеленого клена и хмеля, глушившего кусты бузины, рябины и орешника). Однако жизнь в целом, природа имеет внутренние, скрытые силы на ыозрождение, что и рождает надежду, оставляет возможность просветления.

Комментарий учителя:

  Сам автор «Мёртвых душ» ощущал, что этот пейзаж не просто описание природы. П.В.

Важно

Анненков, живший в Риме в одной квартире с Гоголем и печатавший поэму «Мёртвые души» под его диктовку, свидетельствовал, что Гоголь читал именно этот фрагмент шестой главы с особым эмоциональным подъёмом: «Никогда ещё пафос не достигал такой высоты в Гоголе, сохраняя всю художественную естественность Гоголь даже встал с кресел (видно было, что природа, им описываемая, носится в эту минуту перед его глазами) и сопровождал диктовку гордым, каким-то повелительным жестом». Взволнованный, он, выйдя с Анненковым на улицу, «принялся петь разгульную малороссийскую песню, наконец, пустился просто в пляс. Гоголь праздновал мир с самими собою».

       Вероятно, интуиция подсказала писателю, что в продиктованной только что странице заложен ключевой для него как для художника смысл, здесь таится загадка и разгадка его поэтического мировидения.

В описании сада Плюшкина просвечивает восприятие сада как текста.

Исследователи  воспринимают сад Плюшкина как напоминание о пути (сначала ложном, кривом, «запущенном»,тёмном, а затем светлом, истинном), который должны были пройти Плюшкин и Павел Иванович Чичиков.

       Сам факт появления поэтического пейзажа в таком месте свидетельствует об особой роли владельца сада. Сад и хозяин соотнесены друг с другом. Цель природы, согласно Гоголю, дать «чудную теплоту всему,

что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности». Именно душевную теплоту и духовное преображение должен был обрести Степан Плюшкин в третьем томе поэмы «Мёртвые души».

– Вспомним строки В. Шекспира – эпиграф урока и строки итальянского гуманиста.  Соотнесены ли они с нашими выводами по анализу описания сада Плюшкина?

– Какую же роль играет пространство сада в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?          

«Художественное пространство» – это есть модель мира автора. Сад – модель мира, модель России по Гоголю. Мир бесконечен, безграничны  возможности России.

6. Этап рефлексии

7. Домашнее задание

Письменный анализ описания сада Плюшкина

Сравнить с описанием сада из 1 главы

Приложение

Репродукции  к презентации

Использованная литература

  1. М.М.Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975.
  2. П.М. Боклевский Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  3. Николай Гоголь. Мертвые души. //Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 5. М.: “Русская книга”, 1994.
  4. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка
  5. П. дела Мирандола //Википедия ru.wikipedia.org
  6. Хронотоп.// Википедияru.wikipedia.org/wik

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/01/20/razrabotka-uroka-khronotop-sada-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye

Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма “Мертвые души” – самое значительное произведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе.

Герцен назвал это произведение “криком ужаса и стыда”, поскольку, создавая целую галерею образов помещиков и городских чиновников, Гоголь именно их считает “мертвыми душами”, потерявшими человеческое лицо и способность по-настоящему видеть, слышать, думать.

Прибегая к приему преувеличения или заострения отдельных, наиболее характерных черт человека, Гоголь глубоко и ярко обнажает внутреннюю сущность своих персонажей.

Совет

Ужасную деградацию человека Гоголь изобразил на примере Плюшкина, въехав в деревню которого Чичиков заметил “какую-то особенную ветхость”: крыши крестьянских изб – как решето, окна в них – без стекол и заткнуты тряпками, бревна, из которых сложены дома, истлели и почернели от времени. Огромные клади давным-давно собранного хлеба поросли травой и кустарником. Не менее трагическое зрелище представлял и хозяйский дом, глядевший “каким-то дряхлым инвалидом”. Лишь старый сад, заглохший и одичалый, освежал эту картину, поскольку только в нем чувствовалась жизнь.

Обратите внимание

Впервые увидев Плюшкина, Чичиков не сразу признал в нем хозяина, настолько нищенски он был одет.

По этой потерявшей человеческий облик фигуре невозможно было определить: мужик это или баба, а не то что узнать в ней богатейшего помещика, имеющего более тысячи душ крепостных и кладовые, которые ломились от накопленного добра. Очень неприятен облик хозяина, но еще отвратительнее жизнь, которую он влачит.

В складах и амбарах у него преет и гниет хлеб, овощи, кожа, а он ходит еще каждый день по улицам своей деревни, собирая по углам у своих же крепостных всякий хлам: старые подошвы, тряпки, гвозди, черепки, и тащит все это к себе в комнату, отчего в доме у него все было ветхо, грязно, убого.

Потеряв связь со временем, с действительностью, Плюшкин не понимает ценности вещей и хранит как величайшие драгоценности кусок сургуча, “рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами”, свечные огарки, клочки бумаги, зубочистки, перья, высохший лимон…

Но Плюшкин не всегда был таким: “…было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости…” Когда же умерла жена, помещик “стал беспокойнее… подозрительнее… скупее…

” Теперь некогда богатое поместье превратилось в развалившееся хозяйство, друзей и знакомых помещик разогнал, на детей стал смотреть, как на дармоедов, и избавился от них, выгнав из дома, даже собственная душа его напоминает пыльную, гниющую кучу в углу комнаты.

Это жалкое подобие человека не вызывает в нашем сердце никакого сочувствия, а лишь отвращение и чувство брезгливости.

Гоголь видит истоки трагедии Плюшкина во всегдашней бедности и скупости его чувств, ведь недаром даже в пору процветания его хозяйства и семьи писатель сравнивает этого помещика с трудолюбивым пауком.

Обратите внимание

Теперь же ему остаются только ссоры и склоки с дворовыми, в которых он сплошь и рядом видит воров и мошенников, и жалкое побирательство. Немудрено и то, что у такого хозяина крепостные либо умирали, как мухи, либо бежали, куда глаза глядят.

Сам Чичиков лишь потому удостоился доброго слова Плюшкина, что, сразу оценив обстановку, сказался благодетелем, согласным взять на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.

Таким образом, Гоголь не только сталкивает перед нами фрагменты жизни Плюшкина: когда “все текло живо” и когда он превратился в “прореху на человечестве”.

В поисках истоков оскудения души и процесса внутреннего опустошения гениальный писатель ярко и красноречиво изображает пагубность крепостного строя и те ужасающие последствия, которые он несет обществу в целом и отдельным его представителям в частности.

Источник: http://www.sochuroki.com/analiz-epizoda-chichikov-u-plyushkina-po-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Галерея “мертвых душ” заканчивается в поэме Плюшкиным. Истоки данного образа находим в комедиях Плавта, Мольера, в прозе Бальзака. Однако, вместе с тем, гоголевский герой – порождение русской жизни.

“В среде всеобщего мотовства и разорения… в обществе Петуховых, Хлобуевых, Чичиковых и Маниловых… человека мнительного и неглупого… невольно должен был охватить страх за свое благополучие.

И вот скупость естественно становится той манией, в которую развивается его напуганная мнительность… Плюшкин – русский скупец, скупец от боязни за будущее, в устройстве которого русский человек так беспомощен”, – замечает дореволюционный критик. Основные черты Плюшкина – скупость, жадность, жажда накопительства и обогащения, настороженность и подозрительность.

Черты эти мастерски переданы в портрете героя, в пейзаже, в описании обстановки и диалогах.

Очень выразительна внешность Плюшкина.

“Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что

он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, настороже уши и моргая носом, они высматривают, не затаился ли где кот…” Примечателен наряд Плюшкина – засаленный и рваный халат, наверченное на шее тряпье… Портретом этим восхищался С. Шевырев. “Плюшкин так живо видится нам, как будто мы его припоминаем на картине Альберта Дюрера в галерее Дориа…”, – писал критик. Маленькие бегающие глазки, похожие на мышей, свидетельствуют о настороженности и подозрительности Плюшкина, порожденной страхом за свое имущество. Лохмотья его напоминают одежду нищего, но никак не помещика, имеющего тысячу с лишним душ. Мотив нищеты продолжает развиваться в описании деревни помещика. Во всех деревенских строениях заметна “какая-то особенная ветхость”, избы сделаны из старых и темных бревен, крыши похожи на решето, в окнах нет стекол. Дом самого Плюшкина смотрится “каким-то дряхлым инвалидом”. Местами он в один этаж, местами в два, на ограде и воротах – зеленая плесень, сквозь дряхлые стены виднеется “нагая штукатурная решетка”, из окон открыты только два, остальные – заставлены или забиты. “Нищенский вид” здесь метафорически передает духовную нищету героя, жесткую ограниченность его мировосприятия патологической страстью к накопительству.

Позади дома тянется сад, такой же заросший и заглохший, который, однако, “вполне живописен в своем картинном запустении”. “Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы… подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как…мраморная сверкающая колонна… Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем…” Ослепительно белый, мраморный ствол березы, зеленые чащи, яркое, сверкающее солнце – по яркости своих красок и наличию световых эффектов пейзаж этот контрастен описанию внутреннего убранства помещичьего дома, воссоздающему атмосферу безжизненности, смерти, могилы.

Войдя в дом Плюшкина, Чичиков сразу же попадает в темноту. “Он ступил в темные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери”. Далее Гоголь развивает намеченный здесь мотив смерти, безжизненности.

В другой комнате помещика (куда попадает Чичиков) – сломанный стул, “часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил свою паутину”; люстра в холстинном мешке, благодаря слою пыли похожая “на шелковый кокон, в котором сидит червяк”.

Читайте также:  Критика о романе "евгений онегин" пушкина, отзывы современников

На стенах Павел Иванович замечает несколько картин, но сюжеты их вполне определенны – сражение с кричащими солдатами и тонущими конями, натюрморт с “висевшею головою вниз уткой”. В углу комнаты на полу навалена огромная куча старого хлама, сквозь огромный слой пыли Чичиков замечает там кусок деревянной лопаты и старую подошву сапога. Картина эта символична. По мнению И. П.

Важно

Золотусского, куча Плюшкина – это “надгробный холм над идеалом материалиста”. Исследователь отмечает, что всякий раз, когда Чичиков встречается с кем-либо из помещиков, он совершает “осмотр своих идеалов”. Плюшкин в данном случае “представляет собой” состояние, богатство. Фактически это самое главное, к чему стремится Чичиков.

Именно денежная независимость открывает для него дорогу к комфорту, счастью, благополучию и т. д. Все это неразрывно слито в сознании Павла Ивановича с домом, семьей, родственными связями, “наследниками”, уважением в обществе. Плюшкин же проделывает в поэме обратный путь.

Герой как будто открывает нам оборотную сторону чичиковского идеала – мы видим, что дом помещика полностью запущен, семьи у него нет, все дружеские и родственные связи он разорвал, в отзывах о нем других помещиков нет и намека на уважение. А ведь был когда-то Плюшкин бережливым хозяином, был женат, и “сосед заезжал к нему пообедать” и поучиться у него хозяйству.

И все было у него не хуже, чем у других: “приветливая и говорливая хозяйка”, славившаяся хлебосольством, две миловидные дочки, “белокурые и свежие, как розы”, сын, “разбитной мальчишка”, и даже учитель-француз. Но “добрая хозяйка” его и младшая дочь умерли, старшая сбежала со штаб-ротмистром, “сыну пришла пора на службу”, и Плюшкин остался в одиночестве.

Гоголь внимательно прослеживает этот процесс распада человеческой личности, развитие в герое его патологической страсти. Одинокая жизнь помещика, вдовство, “седина в жестких волосах”, сухость и рационализм характера (“человеческие чувства…не были в нем глубоки”) – все это дало “сытую пищу скупости”. Потакая своему пороку, Плюшкин постепенно разорял все свое хозяйство.

Так, сено и хлеб у него гнили, мука в подвалах превращалась в камень, холсты и материи “обращались в пыль”. Страсть Плюшкина к накопительству стала поистине патологической: каждый день он ходил по улицам своей деревни и собирал все, что подвернется под руку: старую подошву, бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок.

Чего только не было на дворе помещика: “бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки…”.

“Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, – ему бы показалось, уж не попал ли он в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи…делать свои хозяйственные запасы…”, – пишет Гоголь. Подчиняясь жажде наживы и обогащения, герой постепенно утратил все человеческие чувства: он перестал интересоваться жизнью своих детей и внуков, рассорился с соседями, отвадил всех гостей.

Характеру героя в поэме целиком соответствует и его речь. Как отмечает В. В. Литвинов, речь Плюшкина представляет собой “одно непрерывное брюзжание”: жалобы на окружающих – на родственников, крестьян и брань со своими дворовыми.

В сцене купли-продажи мертвых душ Плюшкин, как и Собакевич, начинает торговаться с Чичиковым. Однако, если Собакевич, не заботясь о моральной стороне вопроса, вероятно, догадывается о сути аферы Чичикова, то Плюшкин даже не задумывается об этом.

Совет

Услышав о том, что можно получить “прибыль”, помещик как будто забывает обо всем: он “ожидовел”, “руки его задрожали”, деньги от Чичикова он “принял в обе руки и понес их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее”.

Таким образом, моральная сторона вопроса уходит от него сама собой – она просто меркнет под напором “нахлынувших чувств” героя.
Именно эти “чувства” выводят помещика из разряда “равнодушных”. Белинский считал Плюшкина “лицом комическим”, гадким и отвратительным, отказывая ему в значительности чувств.

Однако в контексте творческого замысла автора, представленной в поэме жизненной истории героя данный характер представляется самым сложным среди гоголевских помещиков. Именно Плюшкин (вместе с Чичиковым), по замыслу Гоголя должен был появиться нравственно возрожденным в третьем томе поэмы.

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-plyushkina-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах.

Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям.

Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах всё своё богатство: тысячами пудов гниёт хлеб, пропадает множество холстов, сукон, овчин, дерева, посуды.

Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье.

Полностью соответствует образ Плюшкина картине его имения, которая предстаёт перед читателем. Тот же распад и разложение, абсолютная утрата человеческого образа: хозяин дворянской усадьбы выглядит, как старая баба-ключница.

А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! В этот период своей истории он как бы соединяет в себе наиболее характерные черты других помещиков: у него учились хозяйствовать, как у Собакевича, он был примерный семьянин, как Манилов, хлопотлив, как Коробочка.

Однако уже на этом этапе жизни Плюшкин сравнивается с пауком: … везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал… по всем концам своей хозяйственной паутины. Запутавшись в сетях хозяйственной паутины, Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой.

Обратите внимание

Не зря наблюдательный Чичиков в разговоре с ним спешит заменить слова добродетель и редкие свойства души на экономию и порядок.

Моральная деградация Плюшкина происходит не столько в силу биографических причин (смерть жены, бегство старшей дочери, ослушание сына, наконец, смерть последней дочери), сколько потому, что человеческие чувства, которые… не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.

Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Горестны рассуждения автора о постепенном охлаждении, очерствении человеческой души, которыми он открывает главу о Плюшкине.

Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. Он являет собой последнюю ступень нравственного падения.

Почему не Манилов, не Собакевич, не Коробочка названы страшным гоголевским словом прореха на человечестве, а именно Плюшкин? С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. С другой стороны – его роднят с героями поэмы бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких чувств и возвышенность мыслей.

В ряду мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Известно, что Гоголь лелеял мечту о возможности воскрешения подобных мёртвых душ силой нравственной проповеди. Но великая Трагедия Гоголя заключалась, по мысли Ю.

Айхенвальда, в том, что создание прекрасных и простых образов… создание человеческого величия не даётся ему. Здесь он не творец, здесь он бессилен.

Источник: http://resoch.ru/xudozhestvennaya-detal-i-ee-rol-v-sozdanii-obraza-plyushkina/

Плюшкин- «прореха на человечестве» …… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… – вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу. – презентация

1 Плюшкин- «прореха на человечестве» …… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… – вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу. А.И.Герцен

2 Работа в группах Класс делится на группы Класс делится на группы Каждая группа работает с образом Плюшкина, характеризуя его по предложенному плану анализа. Каждая группа работает с образом Плюшкина, характеризуя его по предложенному плану анализа. Каждая группа отвечает на вопросы карточки, подтверждая все сообщения текстом поэмы. Каждая группа отвечает на вопросы карточки, подтверждая все сообщения текстом поэмы. Докладчик от каждой группы представляет сообщение, после которого делается общий вывод, позволяющий понять сущность помещика Плюшкина. Докладчик от каждой группы представляет сообщение, после которого делается общий вывод, позволяющий понять сущность помещика Плюшкина.

3 ПЛАН АНАЛИЗА 1. Портрет (как правило, их два: первый – беглый, второй – более подробный) 2. Авторская характеристика (в неё обязательно входит рассуждение о типичности данного героя для русской жизни). 3. Пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема (или «зеркало») души героя. 4. Интерьер помещения ( с теми же функциями). 5. Сопутствующие персонажи (члены семьи, прислуга, другие гости). 6. Диалог с Чичиковым о мёртвых душах (здесь, как правило, открывается наиболее важный аспект характера помещика). 7. Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (содержат важные ассоциации).

Важно

4 Карточка с вопросами Общий вопрос группы: Почему биография Плюшкина изложена так подробно? Общий вопрос группы: Почему биография Плюшкина изложена так подробно? Индивидуальные вопросы: Индивидуальные вопросы: Прочитайте в тексте описание сада. Какую роль играет данное описание? Прочитайте в тексте описание сада. Какую роль играет данное описание? Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине? Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине? Прочитайте описание внешности героя. На какую деталь обращает автор в портрете героя? Прочитайте описание внешности героя. На какую деталь обращает автор в портрете героя? Прочитайте историю жизни героя. Зачем Гоголь так подробно описывает ее? Прочитайте историю жизни героя. Зачем Гоголь так подробно описывает ее?

5 Источники образа героя Литературные источники образа Плюшкина образы скупцов у Плавта, Ж.-Б.Мольера, Шейлок У.Шекспира, Гобсек О.Бальзака, Барон А.С.Пушкина, также, очевидно, князь Рамирский из романа Д.Н.Бегичева «Семейство Холмских», Мельмот-старший из романа Ч.Р.Метьюрина «Мельмот-скиталец», барон Балдуин Фюрен-гоа из романа И.И.Лажечникова «Последний новик». Литературные источники образа Плюшкина образы скупцов у Плавта, Ж.-Б.Мольера, Шейлок У.Шекспира, Гобсек О.Бальзака, Барон А.С.Пушкина, также, очевидно, князь Рамирский из романа Д.Н.Бегичева «Семейство Холмских», Мельмот-старший из романа Ч.Р.Метьюрина «Мельмот-скиталец», барон Балдуин Фюрен-гоа из романа И.И.Лажечникова «Последний новик».

6 Прототип Плюшкина Жизненным прототипом образа Плюшкина, вероятно, явился историк М.М.Погодин. Гоголь начал писать главу о Плюшкине в подмосковном доме Погодина, славившегося своей скупостью; дом Погодина был окружен садом, послужившим прообразом сада Плюшкина ( воспоминания А.Фета: «в кабинете Погодина… невообразимый хаос. Тут всевозможные старинные книги лежали грудами на полу…, не говоря о сотнях рукописей с начатыми работами, места которых, равно как и ассигнаций, запрятанных по разным книгам, знал только Погодин».) Жизненным прототипом образа Плюшкина, вероятно, явился историк М.М.Погодин. Гоголь начал писать главу о Плюшкине в подмосковном доме Погодина, славившегося своей скупостью; дом Погодина был окружен садом, послужившим прообразом сада Плюшкина ( воспоминания А.Фета: «в кабинете Погодина… невообразимый хаос. Тут всевозможные старинные книги лежали грудами на полу…, не говоря о сотнях рукописей с начатыми работами, места которых, равно как и ассигнаций, запрятанных по разным книгам, знал только Погодин».)

7 Каково значение фамилии героя? Фамилия Плюшкина парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию Плюшкина. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью Плюшкина, тождествен метафорическому смыслу его фамилии. Фамилия Плюшкина парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию Плюшкина. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью Плюшкина, тождествен метафорическому смыслу его фамилии.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа "тихое утро" юрия казакова: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении

8 Прочитайте описание внешности героя. На какую деталь обращает автор в портрете героя ? Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей: Плюшкин предстает бесполым существом, скорее бабой («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак…»), Чичиков принимает Плюшкина за ключницу, так как на поясе у Плюшкина ключи, и он бранит мужика «довольно поносными словами»; «маленькие глазки еще не потухли и бегали как мыши»; «один подбородок только выступал очень далеко вперед, так, что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать». На засаленном и замасленном халате «вместо двух болталось четыре полы» (характерное для Гоголя комическое удвоение); спина, запачканная мукой, «с большой прорехою пониже» Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей: Плюшкин предстает бесполым существом, скорее бабой («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак…»), Чичиков принимает Плюшкина за ключницу, так как на поясе у Плюшкина ключи, и он бранит мужика «довольно поносными словами»; «маленькие глазки еще не потухли и бегали как мыши»; «один подбородок только выступал очень далеко вперед, так, что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать». На засаленном и замасленном халате «вместо двух болталось четыре полы» (характерное для Гоголя комическое удвоение); спина, запачканная мукой, «с большой прорехою пониже»

9 Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине? В хозяйстве Плюшкина по-прежнему сохраняется грандиозный размах: громадные кладовые, амбары, сушили с холстами, сукнами, овчинами, сушеной рыбой, овощами. Однако хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая ходит, «как фортепьянные клавиши», кругом ветхие крестьянские избы, где «многие крыши сквозят, как решето», две сельские церкви опустели. в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость и опустошение. Жизнь, кажется, покинула деревню Плюшкина, и жерди по сторонам домов напоминают ребра скелета. В хозяйстве Плюшкина по-прежнему сохраняется грандиозный размах: громадные кладовые, амбары, сушили с холстами, сукнами, овчинами, сушеной рыбой, овощами. Однако хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая ходит, «как фортепьянные клавиши», кругом ветхие крестьянские избы, где «многие крыши сквозят, как решето», две сельские церкви опустели. в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость и опустошение. Жизнь, кажется, покинула деревню Плюшкина, и жерди по сторонам домов напоминают ребра скелета.

10 Как описание дома характеризует Плюшкина? Дом Плюшкина. аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…»); в нем сплошь щели, все окна, кроме двух «подслеповатых», за которыми обитает Плюшкина забиты. Символ «богатырской» скупости Плюшкина., стяжательства, доведенного до крайнего предела, замок- исполин в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Это же запустение, дух смерти подчеркивает Гоголь, говоря о комнате Плюшкина: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…» Картину «вымершего места» завершает «замок- исполин», висящий на обычно «запертых наглухо» главных воротах. Начиная описание плюшкинского дома, Гоголь – очевидно, намеренно – называет его «странным замком», а заканчивает описание символической деталью «замок-исполин». Замок превратился в замок, наглухо заперший все живое. Дом Плюшкина. аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…»); в нем сплошь щели, все окна, кроме двух «подслеповатых», за которыми обитает Плюшкина забиты. Символ «богатырской» скупости Плюшкина., стяжательства, доведенного до крайнего предела, замок- исполин в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Это же запустение, дух смерти подчеркивает Гоголь, говоря о комнате Плюшкина: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…» Картину «вымершего места» завершает «замок- исполин», висящий на обычно «запертых наглухо» главных воротах. Начиная описание плюшкинского дома, Гоголь – очевидно, намеренно – называет его «странным замком», а заканчивает описание символической деталью «замок-исполин». Замок превратился в замок, наглухо заперший все живое.

11 Прочитайте историю жизни героя. Зачем Гоголь так подробно описывает ее? Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни», Плюшкин трансформируется в паука. Сначала Плюшкин «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд. Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни», Плюшкин трансформируется в паука. Сначала Плюшкин «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд.

12 Каковы взаимоотношения Плюшкина с окружающими? После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром Плюшкин посылает ей проклятие; сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца, Плюшкин отказывает в средствах и тоже проклинает; покупщики, не в силах торговаться с Плюшкиным, перестают покупать у него товар. «Паучья» сущность Плюшкина эволюционирует. После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром Плюшкин посылает ей проклятие; сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца, Плюшкин отказывает в средствах и тоже проклинает; покупщики, не в силах торговаться с Плюшкиным, перестают покупать у него товар. «Паучья» сущность Плюшкина эволюционирует.

Совет

13 Выводы Вещи Плюшкина ветшают, время останавливается, в комнатах Плюшкина. застывает вечный хаос: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Вещи Плюшкина ветшают, время останавливается, в комнатах Плюшкина. застывает вечный хаос: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

14 Выводы Пыльная куча в углу, куда Плюшкин тащит всякую дрянь: найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро символизирует полную деградацию всего человеческого в Плюшкине. В противоположность пушкинскому Барону Плюшкин изображен не в окружении груды червонцев, а на фоне тления, уничтожившего его богатства. Пыльная куча в углу, куда Плюшкин тащит всякую дрянь: найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро символизирует полную деградацию всего человеческого в Плюшкине. В противоположность пушкинскому Барону Плюшкин изображен не в окружении груды червонцев, а на фоне тления, уничтожившего его богатства.

15 Выводы «Скупость Плюшкина это как бы обратная сторона его отпадения от людей…» (Е.Смирнова). Умственные способности Плюшкина тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности, ничтожной мелочности: дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще осьмушку, «лепя скупо строка на строку» «Скупость Плюшкина это как бы обратная сторона его отпадения от людей…» (Е.Смирнова). Умственные способности Плюшкина тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности, ничтожной мелочности: дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще осьмушку, «лепя скупо строка на строку»

16 Выводы В восторге от глупости Чичикова, Плюшкин вспоминает о гостеприимстве и предлагает Чичикову графинчик ликерчика «в пыли, как в фуфайке» и сухарь из кулича, с которого прежде приказывает соскоблить плесень и снести крохи в курятник. В восторге от глупости Чичикова, Плюшкин вспоминает о гостеприимстве и предлагает Чичикову графинчик ликерчика «в пыли, как в фуфайке» и сухарь из кулича, с которого прежде приказывает соскоблить плесень и снести крохи в курятник.

17 Выводы Бюро Плюшкина, куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб, где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства (ср. евангельскую притчу о таланте, зарытом в землю). Бюро Плюшкина, куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб, где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства (ср. евангельскую притчу о таланте, зарытом в землю).

18 Прочитайте в тексте описание сада. Какую роль играет данное описание? Образ сада Плюшкина., по которому прошелся резец природы, сделав его прекрасным садом, контрастирует с образом «дряхлого замка» (адом) и является прообразом обращения Плюшкина. мысли Гоголя воскресить Плюшкина. из мертвых в 3-м томе поэмы, намекая на «райский сад». С другой стороны, в описании сада Плюшкина имеются метафоры с элементами реального портрета Плюшкина («густая щетина» «седого чапыжника»), а «запущенный участок сада выступает как своеобразная эмблема человека, оставившего без ухода свое «душевное хозяйство», по выражению Гоголя» (Е.Смирнова). Углубление сада, «зиявшее, как темная пасть», также напоминает об аде для тех, у кого душа заживо умирает, что происходит с Плюшкиным. Образ сада Плюшкина., по которому прошелся резец природы, сделав его прекрасным садом, контрастирует с образом «дряхлого замка» (адом) и является прообразом обращения Плюшкина. мысли Гоголя воскресить Плюшкина. из мертвых в 3-м томе поэмы, намекая на «райский сад». С другой стороны, в описании сада Плюшкина имеются метафоры с элементами реального портрета Плюшкина («густая щетина» «седого чапыжника»), а «запущенный участок сада выступает как своеобразная эмблема человека, оставившего без ухода свое «душевное хозяйство», по выражению Гоголя» (Е.Смирнова). Углубление сада, «зиявшее, как темная пасть», также напоминает об аде для тех, у кого душа заживо умирает, что происходит с Плюшкиным.

19 Выводы Описание сада Плюшкина открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад Плюшкина нарисован как поединок жизни и смерти. Человек убил в себе все живое и, как паук, хотел бы затянуть весь мир своей омертвляющей сетью. И эта попытка страшна, ужасна. Однако жизнь в целом, природа не подчиняется усилиям паука, что и рождает надежду, оставляет возможность просветления. Описание сада Плюшкина открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад Плюшкина нарисован как поединок жизни и смерти. Человек убил в себе все живое и, как паук, хотел бы затянуть весь мир своей омертвляющей сетью. И эта попытка страшна, ужасна. Однако жизнь в целом, природа не подчиняется усилиям паука, что и рождает надежду, оставляет возможность просветления.

20 Выводы Образ-фикция (прореха, дырка) становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца: Плюшкина. «прореха на человечестве». Предметный мир вокруг Плюшкина свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у Плюшкина превращается в противоположность «в гниль и прореху» («клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в камень; сукна и холсты в пыль). Образ-фикция (прореха, дырка) становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца: Плюшкина. «прореха на человечестве». Предметный мир вокруг Плюшкина свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у Плюшкина превращается в противоположность «в гниль и прореху» («клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в камень; сукна и холсты в пыль).

Источник: http://www.myshared.ru/slide/970670/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector