Особенности жанра поэмы “полтава” пушкина: жанровая принадлежность

Доклад “Художественные особенности поэмы А.С. Пушкина «Полтава»”

«Полтава» как ни одна из предшествующих поэм Пушкина
вызвала огромный интерес, сразу же после своего появления было опубликовано
много критических статей.

Известно, что и сам поэт, до этого никогда не
принимавший участия в дис­куссиях о своих произведениях, активно обсуждал новую
по­эму. Он определил ее как произведение «совсем оригиналь­ное».

Вероятно,
именно эта оригинальность и стала причиной споров вокруг «Полтавы».

Основная особенность поэмы «Полтава», озадачившая со­временников,
заключается в необычности жанровой формы, которая складывалась тогда в
творчестве великого поэта Пуш­кина.

Время создания поэмы (1828-1829) совпало с
эпохой крушения жанровых канонов классического искусства, с од­ной стороны, и с
периодом господства нового, весьма своео­бычного литературного вида —
романтической поэмы, с дру­гой стороны. «Полтава», как замечает Н.

Обратите внимание

Измайлов,
«сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами… В
общем, она по жанру, по стилю, и языку явля­ется, несомненно, самым сложным из
всех произведений Пушкина».

Таким образом, интересным и важным оказывает­ся
рассмотрение этой сложности и оригинальности «Полтавы» именно с точки зрения
сочетания в ней эпического и лириче­ского начал.

Композиция поэмы объединила повествование об истори­ческих
событиях и историю отношения семьи Кочубея и гет­мана Мазепы.

Субъективный лирический элемент заявлен уже в посвя­щении
произведения Марии Волконской, имя которой заме­нено на Матрена, и в
«Посвящении», проникнутом открыто выраженной любовью:

Тебе — но голос музы темной Коснется ль уха твоего?

Поймешь ли ты душою скромной

Стремленья сердца моего?..

Твоя печальная пустыня,

Последний звук твоих речей,

Одно сокровище, святыня,

Одна любовь души моей.

В создании художественных образов участвуют постоян­ные
эпитеты, через которые выражается авторское отношение к героям.

Кочубей —
«старый», «богат и горд», «богат и сла­вен», «старец непреклонный»,
«несчастный»(3 раза), «безвин­ный»(2 раза); Мазепа «стар», «коварный»,
«старик»(2 раза), «злой старик», «гетман скрытный», «злодей»(3 раза), «Иуда»,
«старец»(4 раза), «мрачен», «тихой и угрюмый», «изменник», «ученик царя»,
«святой невинности губитель», «любовник жестокий»; Мария «младая», «робкая»,
«пугливая», «бедная дева», «краса черкасских дочерей», «дева робкая»; Петр «ге­ний»,
«прекрасен», «могущ и радостен» и т.д. Одновременно вместе с образами прошлого
в текст входят автобиографиче­ски важные размышления о ссылке и о палаче. Они
отражают пребывание Пушкина в Михайловском, когда он и познако­мился с
потрясшими его поэмами «Войнаровский» Рылеева и «Мазепа» Байрона, со стихами о
Кочубее и его обольщенной дочери. Кроме того, в поэму органично включены
раздумья поэта о своенравии и о славе, придавшие «Полтаве» субъективно-лирическое звучание. Приведем примеры отдельных отрывков из поэмы. Вот
как мы узнаем о негодовании Мазе­пы: Но как он вздрогнул, как воспрянул, /
Когда пред ним вне­запно грянул / У падший гром!..

Вот как описана украинская
ночь: Тиха украинская ночь / Прозрачно небо, звезды бле­щут… Становится
очевидным, что на первый план выходит личность поэта, и мы не иначе, как через
нее, все принимаем и понимаем.

Все приведенные цитаты свидетельствуют о лири­ческой
активности позиции поэта в качестве субъективно на­строенного повествователя.

Важно

Между тем внешний мир: усадьба Кочубея, место казни, участие в событиях Мазепы,
ожидание битвы и само Полтавское сражение — представлены объек­тивно,
изобразительно подробно, описательно:

Богат и славен Кочубей

Его луга необозримы;

Там табуны
его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами.

И много у него добра

Мехов, атласа, серебра

И на виду и под замками.

Пестреют
шапки.

Копья блещут.

Бьют в бубны.

Скачут сердюки.

В строях ровняются полки.

Толпы кипят.

Сердца трепещут.

…И вот,

Идут они, взошли.

На плаху,

Крестясь, ложится Кочубей.

Как будто в гробе тьмы людей

Молчат.

Топор блеснул с размаху

И отскочила
голова…

Свершилась казнь.

Народ беспечный

Идет, рассыпавшись, домой

И про
свои заботы вечны

Уже толкует меж собой.

Здесь детали создают эпическую картину мира и истори­ческие
образы участников событий. Автор-повествователь при этом как бы остается
сторонним наблюдателем, стремящимся к объективности и точности. Между тем
данная эпическая объективность дополняется психологической характеристикой
героев и самого автора:

Не столь послушно, не слегка

Не столь мгновенными
страстями

Пылает сердце старика,

Окаменелое годами.

Упорно, медленно оно

В огне
страстей раскалено…

В эпически объективное описание казни то и дело вторга­ются
эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры, в том числе и олицетворения,
наполняющие повествование лириче­ским звучанием:

На нем гуляет, веселится

Палач и алчно жертвы ждет,

То в
руки белые берет,

Играючи, топор тяжелый,

То шутит с чернию веселой.

Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы,
бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие
Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной
Марией, пир Петра) при­обретает двойное звучание, так как авторская оценка,
автор­ские эмоции занимают в нем значительное место.

Эпический повествователь
время от времени превращается в доверитель­ного собеседника, способного понять
и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию ее родителей, жестокость
Мазепы или торжество победителей.

В портрете Марии харак­теристики «преступница», «своенравная, гордая»,
«ужасная нагота» в сочетании с «пугливая», «скромная», «разумная», «единая краса»
создают образ женщины, способной на отча­янный шаг ради любви, вызывающий у
читателя лирическое сочувствие и участие в ее судьбе.

Монологи и диалоги героев
составляют значительную часть произведения: вторая глава практически целиком
состоит из разговоров Марии с Мазепой, Кочубея с Орликом, Марии с матерью.

Автор то оставляет их без комментариев, то дает собственную характеристику внут­реннего
состояния персонажей и окружающей обстановки. Мазепа, размышляя над доносом
Кочубея: «В горести при­творной / К царю возносит глас покорный» ; в разговоре
с Ма­рией он « мрачен, ум его смущен жестокими мечтами», «с невниманьем / Он
хладно потупляет взор».

Совет

Эпитеты притвор­но, хладный, сонный, мрачный, жестокий
в данном контексте содержат авторскую субъективную характеристику, свойст­венную
лирическому роду.

Лиризмом проникнуто описание состояния Кочубея («печальный»,
«с сокрушением сердеч­ным, отвращением томим», «страдалец горько вопрошает»,
«безвинный») и Искры перед казнью (он «тихий, равнодуш­ный, / Как агнец,
жребию послушный»).

Итак, герои, выражая свои чувства и мысли, вместе с автором
участвуют в создании у читателя определенного настроения, которое меняется в за­висимости
от отношения к тому или иному персонажу или со­бытию. Пушкин сохраняет на
протяжении всего произведения активное использование метафор. Именно образ
Мазепы в по­эме отличает «разработанность, психологическая насыщен­ность». Он
противопоставлен Петру.

В эпическом плане быв­шие победы Мазепы не
представлены, зато победа Петра описана во всех деталях. И Мазепа, и Петр
пируют в «Полта­ве», но Мазепа «равнодушно», а Петр «гордый, ясный, полон
славы», потому и «пир его прекрасен».

Именно посвященные Петру стихи наполнены
«совершенством выражения», отли­чающим лирику от эпоса, в «Полтаве». Обилие
эпитетов и сравнений, которое уже отмечалось в портрете Марии, харак­терно и
для создания образа Петра.

В создании же конкретно- исторического образа
петровской победы использованы эпи­ческие детали и подробности.

Сведение же в одном произведении исторической темы, изображения
событий прошлого и современного взгляда на них находит выражение в сочетании
эпического и лирическо­го начал, как это и происходит в «Полтаве» Пушкина.

Вопросы по докладу:

Как была воспринята поэма «Полтава» современниками А.С.
Пушкина?

Когда была написана поэма А.С. Пушкина «Полтава»?

Какие два начала соединяются в пушкинской поэме
«Полтава»?

Что в поэме «Полтава» относится к эпическому повест­вованию?

Почему можно говорить об особом лиризме поэмы А.С.
Пушкина «Полтава»?

Источник: http://xn—-7sbbzn3afjs.xn--p1ai/publ/doklady_po_literature/7_klass/doklad_khudozhestvennye_osobennosti_poehmy_a_s_pushkina_poltava/187-1-0-8115

Анализ поэмы Полтава | Инфошкола

  • Историческая основа поэмы.

После разгрома восстания декабристов в российском обществе вновь остро встал вопрос об историческом пути России и ее роли в мире, об отношениях власти и подданных.

Для того чтобы осознать эти проблемы, Пушкин анализирует прошлое, обращаясь к эпохе Петра I, эпохе укрепления Российского государства и радикальных реформ во всей жизни общества. Особенно важными для России в начале XVIII века были отношения с Украиной и Швецией.

В 1828 году Пушкин пишет поэму «Полтава».

Главный герой поэмы старый гетман Украины — Мазепа, восставший против России и императора Петра Великого. Период 1708-1709 годов был временем нашествия на Россию шведского короля Карла XII в союзе с изменником Мазепой. От исхода этой войны зависело положение России, ее самостоятельность и мощь.

Обратите внимание

Особенностью построения поэмы «Полтава» является то, что в ней объединены все три рода поэтических произведений: эпос, лирика и драма.

Поэма состоит из трех глав: в центре первой находится история любви дочери Кочубея Марии к Мазепе, во второй — казнь Кочубея, в заключительной главе выразительными, ставшими хрестоматийными стихами описан разгром шведов под Полтавой и бегство короля Карла и Мазепы.

Три главы поэмы представляют три этапа бесславной истории заговора и войны против Петра I. Мастерство Пушкина при создании поэмы проявилось в удачном совмещении двух линий сюжета — любовной и исторической.

Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) приобретает двойное звучание, так как авторская оценка, авторские эмоции занимают в нем значительное место.

Эпический повествователь время от времени превращается в доверительного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию ее родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей.

Повествователь время от времени «прячется» за героя, открыто выражающего свои мысли и чувства, что придает повествованию эмоционально-лирическое звучание, увлекающее читателя и создающее у него определенное настроение.

Огромное значение имеет при этом форма «вопрос — ответ», характеризующая как речь повествователя, так и речь героев.

«Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой.

В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем.

Важно

Первая тема «Полтавы » — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками.

Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями — нашествием Наполеона. Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.

Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Петр, а центральным эпизодом -Полтавский бой и пир после победы.

Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, — тема многонациональности русского гоодарства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством.

Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину.

Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи свою поэму «Мазепа». Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи, забыв о человеке. Третья тема «Полтавы» — тема частного человека, раздавленного колесом истории.

Мария — сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий.

Сюжет поэмы отличается драматизмом. Поэма открывается борьбой Кочубея с Мазепой. Эта борьба, в которой переплетаются их личные и политические интересы, дается на фоне той исторической эпохи

Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Совет

В связи с этим названные герои поэмы обрисовываются не только в их частной жизни, но и в их политических устремлениях, приводящих к резкому столкновению, которое заканчивается казнью Кочубея и его единомышленника Искры. Казнь Кочубея приводит к развязке новеллистической линии сюжета: Мазепа — Мария — Кочубей. Кочубей казнен. Мария исчезает.

Читайте также:  Мораль басни "ворона" крылова (анализ, суть, смысл)

Теперь выдвигается на первый план историческая линия: Мазепа — Пётр. Хитро скрывавший свои политические замыслы, Мазепа, как только Карл «перенес войну на Украину», изменил Петру и открыто перешёл на сторону шведского короля. Наступает момент наивысшего напряжения в борьбе Мазепы с Петром — Полтавский бой.  Победа Петра даётся как следствие мощи и величия «России молодой».

В эпилоге подводятся итоги обеим линиям сюжета: новеллистической — встречей Мазепы с безумной Марией, исторической — народной оценкой политической деятельности Петра, Мазепы и Карла.

В своей поэме Пушкин показал себя великим художником-реалистом. Верность изображения исторических событий сочетается с глубоко правдивым и разносторонним раскрытием образов разных психологических типов; изумительная живопись природы сменяется мастерски нарисованной картиной Полтавской битвы.

Высоко оценивая разнообразные красоты поэмы «Полтава», Белинский особенно восхищался её стихом: «Сколько простоты и энергии в его стихе! Какая живая соответственность между содержанием и колоритом языка, которым оно передано! Есть что-то оригинальное, самобытное, чисто русское в тоне рассказа, в духе и обороте выражений!».

Это русское, народное проявляется, в частности, в близости многих мест поэмы к стилю народной поэзии. Так, Белинский указывает, что отрывок от стиха «Кто при звездах и при луне» до стиха «Царю Петру от Кочубея» — «это вместе и народная песня, и художественное создание». Так же построен ответ Кочубея Орлику о трех кладах. В духе народной поэзии — песен и сказок — дан внешний портрет Марии.

  • Жанровые и стилистические элементы

«Полтава» сочетала в себе самые, казалось бы, разнородные жанровые и стилистические элементы — от классической эпопеи до романтической поэмы, сочетает элементы романтической поэтики с реалистической трактовкой исторических и неисторических событий. Поэма сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами… В общем, она по жанру, по стилю и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина»

В «Полтаве» Пушкин дал новый жанр исторической, героической поэмы реалистического стиля, какой ещё не было в русской литературе.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-poemy-poltava/

«Поэма А. С. Пушкина «Полтава»: идеологический и литературный контекст»

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

На тему

«Поэма А. С. Пушкина «Полтава»: идеологический и литературный контекст»

Студент группы № 446

Лепехина Анастасия

Руководитель ВКР

К. ф. н, ординарный профессор

А.С. Немзер

Москва, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I 11

Стиль Пушкина: образы и символы 11

Романтическая и классицистическая традиции в «Полтаве» 15

ГЛАВА II: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПОЭМЫ 22

Россия во второй половине 1820-х гг.: идеология 22

Полтава: история создания 39

Пушкин и декабристы 42

Аналогия Петр-Николай 48

ГЛАВА III: ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ «ПОЛТАВЫ» 53

Нарратор в поэме 55

Пушкин и Рылеев 61

Пушкин и Байрон: Индивидуализм против естественного хода истории 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СНОСКИ 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 81

Около 1 апреля 1829 года в Петербурге отдельным изданием выходит поэма Александра Сергеевича Пушкина «Полтава». Спустя некоторое время – в том же, 1829 году, – ведущие столичные журналы публикуют рецензии на новое творение поэта. И вопреки ожиданиям автора, «самая зрелая изо всех моих (Пушкина) стихотворных повестей, та в которой всё почти оригинально (а мы из этого только и бьемся, хоть это еще и не главное), «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» не имела успеха»1.

Критики упрекали поэта в том, что он исказил историческую реальность: в поэме «всякое лицо имеет свой характер, но только не такой, как нам представляет история, и следовательно исторические события разногласят с вымышленными характерами»2.

В частности, Матрена (Мария) не могла искренне полюбить старика и выбрала Мазепу не из-за страсти своей, «но из тщеславия, в надежде быть первою в Малороссии — панею гетманшею»3.

Пушкинского Мазепу и вовсе окрестили «безрассудным и мстительным старичишкой»: разве мог он, гетман Малороссии, обозлиться на Петра из-за простой «шутки» – из-за того, что царь его публично «за усы седые // с угрозой ухватил» [IV, 212]4? Не мог, писал рецензент: «Мазепа в поэме жестоко обруган, но не представлен в том виде, каким представляет его история»5.

Обратите внимание

Среди других недостатков поэмы: употребление «низких, бурлацких слов» и введение Пушкиным неверного заглавия, отступление от жанра героической поэмы и безыскусное подражание Байрону.

Жанровая оригинальность «Полтавы» беспокоила критиков особенно. Сопоставляя поэму с традицией XVIII в.

, они находили, что той до эпопеи далеко: «главное действие только скользит, так сказать, мимо Полтавы»6. Отнести «Полтаву» к жанру романтической поэмы (основы которого были заложены самим лордом Байроном) также невозможно – не позволяют все же обнаруженные рецензентами черты исторической эпопеи. Много позже – через десять лет – критик «Галатеи» напишет: «От нарушения единства действия разрушился эффект повести»7.

В 1831 году в альманахе «Денница» появляется опровержение. Поэт объяснил, что Матрена ничуть Дездемоны не хуже – сумела же та полюбить старого генерала за рассказы о былых сражениях.

Что касается Мазепы, то он «действует в поэме точь-в-точь как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер» [VII, 133], а затеять месть за «дерганье усов» мог не только украинский гетман, но и любой уважающий себя европейский дворянин.

Заглавием «Полтава» обязана своему эпиграфу, и если бы Байрон вместо ряда «картин одна другой разительнее» описал бы историю «обольщенной дочери и казненного отца, то, вероятно, никто бы не осмелился после него коснуться сего ужасного предмета». О столь обсуждаемом жанровом своеобразии поэмы Пушкин не сказал ничего.

Разве что – короткое упоминание: «это сочинение совсем оригинальное, а мы из того и бьемся».

Ответ рецензентам был лаконичен.

Может быть, из-за «лености» поэта, или снисхождения его – отечественная критика «еще находится во младенчестве» [VII, 116], или из-за то, что слишком раздосадован был Пушкин неприятием «самой зрелой» своей поэмы:

« разбор был украшен обыкновенными затеями нашей критики: это был разговор между дьячком, просвирней и корректором типографии, Здравомыслом этой маленькой комедии. Таково было мне первое приветствие в любезном отечестве». [VI, 476]

Именно так воспринял Пушкин одну из первых критических статей на «Полтаву» отзыв Н.И. Надеждина в «Вестнике Европы».

Важно

Поэт не раскрыл своего замысла; не назвал причин, по которым история о соблазнении Матрены находится по соседству с описанием Полтавского сражения; и не объяснил, что поэма эта – антиромантическая и антидекабристская.

И «Полтава» осталась непонятой современниками.

В литературоведческой традиции XX века также нет единого мнения, как трактовать одну из самых оригинальных пушкинских поэм. Так, в работе А.Н. Соколова «Полтава» Пушкина и «Петриады» поэма рассматривается как текст, развивающий и замыкающий традицию классицизма.

Автор объясняет, каким канонам подчинялось сочинение поэтических текстов о Петре I и как встраивается в их корпус «Полтава». Дается довольно полное описание различий в изображении главных персонажей (Петра, Мазепы, Кочубея, Карла) и основных сцен Полтавского боя у Пушкина и сочинителей «Петриад». Соотносит поэму со сложившимся каноном и Б.И.

Коплан в работе «Полтавский бой Пушкина и оды Ломоносова».

Следует отметить исследование Л. Флейшмана «Поэзия как проза: нарратор в пушкинской «Полтаве». Ученый описывает появление нарратора в поэме – прием этот типичен для прозы, но не для поэзии. История рассказывается героем, отделенным автора и временем, и кругозором.

Вычленение нарратора позволяет отделить пушкинское мнение, от характеристик, произносимых с позиций персонажей «Полтавы» – с помощью этой техники поэт проводит собственную оценку исторических событий и действующих лиц. До Флейшмана о нарраторе в «Полтаве» писали Ю.М.

Лотман (отмечавший диалогичность разных компонентов поэмы, разрушающую монологическую традицию романтических поэм 1820-х) в статье «К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина» и В. Шмид в «Нарратологии Пушкина».

Укажем также на работы, посвященные сопоставлению «Полтавы» и сочинений Байрона и Рылеева. Среди них – исследования В.М.

Жирмунского (монография «Байрон и Пушкин»), который детально изучил роль поэзии Байрона в творчестве Пушкина; комментарии А. Цейтлина к полному собранию сочинений Рылеева и часть работы Г.М. Фридлендера «Поэмы Пушкина 1820-х годов в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе».

Совет

Особого внимания заслуживает труд Н.В. Измайлова, в котором дается детальный анализ поэмы. Измайлов приводит разбор текстов, на которых основывался Пушкин. «История Малой России» Д.

Бантыша-Каменского упоминается как главный исторический источник, а произведения Рылеева и Байрона названы в качестве источников литературных образов (например, образа палача и сцены казни, которые были написаны под влиянием «Войнаровского» Рылеева и «Паризины» Байрона).

Кроме того, Измайлов подробно рассказывает, что повлияло на идейное содержание «Полтавы», как и почему Пушкин описывает историческую реальность. Для нашей работы наиболее важно, что Измайлов говорит об отступлении поэта от жанра романтической поэмы, выходе за его границы, и об антидекабристских настроениях Пушкина в 1828 г.

Также ученый характеризует отношение автора «Полтавы» к Петру и Петровской эпохе, к современной власти и основным событиям в мире. К сожалению, мы не располагаем работами, в которых подробно рассматривается идеологический и литературный контекст поэмы.

Научная новизна исследования заключается в описании идеологического и литературного контекстов и как следствие:

  • истолковании художественной цельности «Полтавы»;
  • характеристике жанрового своеобразия поэмы;
  • описании основных символов и отсылок к современной поэту социально-политической ситуации.

Актуальность темы: любое произведение – это комплексное отражение реальности, а объекты культуры не могут быть корректно восприняты без понимания, какие предшествующие работы и исторические события оказали на них влияние. Попытка абстрагироваться от совокупности символов приводит к неверной интерпретации произведения. «Полтава» Пушкина в данном случае – классическая иллюстрация того, какие оттенки смыслов может потерять произведение, если не принимать во внимание идеологический и литературный контексты.

Цель работы: определить идеологический и литературный контексты «Полтавы» и более полно охарактеризовать содержание и символику поэмы.

В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:

  • Выяснить, на каких исторических фактах основывается поэт;
  • Проанализировать произведения Пушкина, которые оказали влияние на «Полтаву»;
  • Определить, произведения, черты которых проявляются в «Полтаве»;
  • Сравнить, как Пушкин и его современники описывают одни и те же события.

Исследование проведено при помощи соответствующей методологии. Во-первых, применен литературоведческий анализ с использованием интертекстуального подхода – на основе сочетания историко-литературного и структурного методов. Данный инструментарий позволяет охарактеризовать преемственность текстов, установить степень и источники заимствования, определить происхождение образов и символов в поэме. Во-вторых, использован историко-генетический метод – он необходим, чтобы объяснить, каковы социополитические события, определившие характеры героев и описания тех или иных исторических фактов.

Объект исследования: поэма «Полтава» Пушкина.

Предмет исследования: литературный и идеологический контексты поэмы: то, как историческая и литературная реальность соотносятся с их изображением в «Полтаве».

Проведено изучение политической ситуации в России в конце 1820-х гг (как и в какой степени она определила идейное содержание поэму); воздействия идеологий (и исторических личностей как носителей идеологий); произведений, оказавших влияние на текст Пушкина, а также жанровых традиций, в той или иной степени значимых для поэмы.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что сопоставление «Полтавы» с идеологическим контекстом, с жанровой традицией и с контекстом произведений Пушкина поможет снять противоречия в толковании поэмы и прояснить литературные и исторические отсылки в тексте.

Материал для исследования: тексты Пушкина конца 1820-х гг, произведения современников поэта и его литературных предшественников.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава сконцентрирована на изучении теоретических аспектов исследования, в ней же дается трактовка используемым терминам (идеологический и литературный контекст, многоплановость пушкинского слова и интертекстуальность).

Кроме того, характеризуются основные концепции, сформировавшие исследовательскую парадигму, освещается взгляд на поставленную проблему в современном литературоведении.

Вторая глава – реконструкция политической ситуации в России с конца 1825 до 1828 года через газетные статьи того времени (опубликованные в «Северной пчеле») и описание взглядов и убеждений Пушкина в годы, предшествующие «Полтаве» и в пору работы над поэмой.

В третьей главе приводятся разбор идеологического и литературного контекстов поэмы, «Полтава» рассматривается в интертекстуальном ключе. В заключении представлены выводы и возможные пути дальнейшего исследования.

Читайте также:  Еремеевна в комедии "недоросль": образ, характеристика, описание в цитатах

Источник: http://uverenniy.ru/poema-a-s-pushkina-poltava-ideologicheskij-i-literaturnij-kont.html

А.С.Пушкин «Полтава»: Жанр, композиция, персонажи. – презентация

1 А.С.Пушкин «Полтава»: Жанр, композиция, персонажи.

2 История создания поэмы А.С. Пушкина «Полтава». А.С. Пушкин увлекается исторической тематикой, и в частности эпохой и личностью Петра I, и пишет свою известную поэму «Полтава» в годах.

3 Особенности жанра. Поэма (от греческого творить) лироэпический жанр литературы, повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя; крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.

4 Пушкин в «Полтаве», обращаясь к историческим событиям, утверждает: не слепая сила судьбы и случая играет решающую роль в истории; для исторической и моральной оценки Петра I и Карла XII, Мазепы и Кочубея существуют объективные, исторические и нравственные критерии.

Обратите внимание

5 Вчерашний победитель может сегодня пасть; но обычно в истории это результат не роковой случайности, а скрытой за нею закономерности; исход борьбы зависит от нравственного облика борющихся сторон, их способности учитывать уроки истории, от исторических и личных мотивов поступков.

6 Поражение Карла XII под Полтавой явилось неизбежным следствием достижения русским народом и государством исторической зрелости, следствием нравственного превосходства Петра и его «птенцов» над Карлом XII и Мазепой, а не результатом игры судьбы, коварства и неверности людей, покорно следующих за победителем.

7 Не только в большом мире, но и в истории, по мнению Пушкина, господствуют нравственные силы (а не слепая случайность). То же самое относится к личной жизни людей. Не только как исторические деятели, но и как частные лица, люди, с его точки зрения, несут и перед собой, и перед другими ответственность за свои поступки, а потому подлежат эстетическому и этическому, нравственному суду. Это относится ко всем персонажам «Полтавы» не только к Петру и Карлу XII, но и к Мазепе, Кочубею, Марии и даже к ее не названному по имени жениху, отправленному Кочубеем гонцом к Петру.

8 Почему Петр I был для Пушкина любимым историческим деятелем? За что в этот период творчества поэт ценит Петра? А.С. Пушкин ценит Петра I как государственного преобразователя, за его военные победы.

9 – Какие реальные исторические события легли в основу поэмы «Полтава»? Северная война, присоединение Украины к России

10 Северная война (Великая Северная война, Двадцатилетняя война) война, длившаяся с 1700 по 1721 годы, между Шведской империей и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции. С окончанием войны в Европе возникла новая, с сильным флотом и армией, империя – Российская со столицей Санкт-Петербург на побережье Балтийского моря годы Шведской империейприбалтийскими РоссийскаяСанкт-Петербург

11 Фонтан «Самсон…» в Петергофе Построен в честь победы России в Полтавской битве.

12 Воссоединение Украины с Россией событие, заключавшееся в переходе Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство. (Российское царство) в 1654 году.Войска Запорожского ГетманщинаРоссийское царство 1654 году Гетман Гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий обратился с прошением о переходе на службу к царю Алексею Михайловичу. Просьба была удовлетворена царём и утверждена Земским собором в Москве. Побудительной причиной перехода являлось избавление православного населен ия Малой Руси от религиозного и социального угнетения со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.Богдан Хмельницкий Алексею Михайловичу Земским собором МосквеправославногошляхтыРечи Посполитой

Важно

13 Особенности сюжета поэмы. Сюжет произведения последовательность изображённых в произведении событий.

14 Почему сватовство Мазепы воспринимается родителями Марии как грех? Мазепа крёстный отец Марии.

15 – Каким образом судьбы героев поэмы и России переплетаются? через сюжет произведения – Какие две сюжетные линии переплетаются в поэме? романтическая, любовная и эпическая политическая, государственная

16 – Что является завязкой действия в поэме? донос Кочубея

17 Характеристика героев поэмы. – Кто главные герои поэмы? Кочубей, Мазепа, Петр I, Карл XII, Мария.

18 Образ Петра I Героем, стоящим в центре «Полтавы», является Петр, а центральным эпизодом Полтавский бой и пир после победы. Свое понимание величайшего значения Полтавской битвы в ходе русской истории Пушкин сформулировал в предисловии к первому изданию поэмы: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем».

19 Единственным героем в поэме, достойным исторической славы и памяти, является Петр I, поступками которого движут интересы государства: «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе».

20 Ясность и величие образа Петра, который Пушкин создает в «Полтаве», проясняет и логику наших размышлений о том, кто и почему остается в истории и памяти народной, и облегчает в этом плане задачу анализа произведения. И название поэмы, и эпиграф к ней, взятый из поэмы Байрона, ставят в центр внимания события исторические, а не частные: «Мощь и слава войны, как и люди, их суетные поклонники, перешли на сторону торжествующего врага».

21 главное в характеристике образа Петра, -его портрет: «Его глаза стают. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен», на сравнения, которые использует поэт: «как Божия гроза», «могуч и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряжённость момента. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой. Оксюморон «прекрасен-ужасен», выбранный Пушкиным для описания героя, не только эффектен, но и точен по смыслу.

Совет

22 Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь: Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком.

23 Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на подвиг: «…Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Ликованием встречает поэт приближение победы: «Ура! мы ломим; гнутся шведы!» Местоимение «мы» вызвано живым участием, переживанием происходящего и включает не только автора, но и читателя в переживание происходящего, наполняет сердце всякого истинно русского человека чувством гордости за храбрость русского войска и гений Петра.

24 Пушкин не только рисует Петра как бесстрашного полководца, мощного властелина, но и показывает его благородство, великодушие. Великодушный щедрый, умеющий прощать, умеющий воздать должное сильному сопернику, не помнящий зла: «В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих…» Великого Петра не занимает слава как таковая, важна сама победа, торжество не личное, а торжество России. Появление Петра встречено восторженным ликованием, и сам герой «могуч и радостен», поэтому образ воспринимается читателем как светлый, радостный в поэме. Эпический герой выражает интересы целого народа. В Петре, как в былинном герое, народ видит заступника, освободителя, с ним связывает будущее страны.

25 – Опишите Петра 1, каким изобразил его Пушкин в поэме: Его внешность; «…Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как Божия гроза». – Как характеризуют Петра его действия в связи с выступлением против него Карла XII? как мудрого, смелого, бесстрашного полководца Как ведет себя Петр во время Полтавского боя? «И он промчался пред полками, могуч и радостен как бой. Он поле пожирал очами». Как такое поведение характеризует царя? как яркую личность, бесстрашного военного полководца

26 Почему Мазепа не в состоянии постигнуть натуру Петра I? потому что Мазепа ставит личные преимущества выше государственных.

27 Образ Мазепы В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра I. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:

28 Говорят: «Мазепа в поэме жестоко обруган, но не представлен в том виде, каким представляет его история. Одна дума, сочиненная Мазепою и напечатанная в истории Бантыш- Каменского, сильнее рисует характер Мазепы, нежели все эпитеты, данные ему автором поэмы». По мнению критика, Мазепа был патриот. Но разве таким представляет его история? Совсем нет! Все его действия нисколько не показывают в нём самоотверженной любви к Малороссии. История представляет в нём хитрого, предприимчивого честолюбца и корыстника, который готов был ничего не пощадить «для себя», обличает в нём характер, не совместимый с высокою любовью к отечеству.

29 Мазепа, выжитый польскими панами за волокитства из Варшавы, где получил блестящее образование, принят гетмана Самойловичем в дом и был 6 лет учителем его детей. После того гетман Самойлович избавил его от Сибири за преданность Дорошенку, вывел его в люди и всегда отличал его. Но когда Голицын, любимец Софии, так неуспешно совершил безрассудный поход свой против татар, то Мазепа, дабы угодить Голицыну и оправдать его, всю вину неудачи сложил на гетмана Самойловича, оклеветал его, сочинил донос и тем погубил своего благодетеля и его семейство; после сего купил себе у Голицына гетманство.

Обратите внимание

30 Но когда упал и сей вельможа, Мазепа не преминул донести Петру о взятках, кои брал с него Голицын, и разными происками, унижая других и выставляя только себя, он вкрался в любовь государя и пользовался его неограниченною доверенностью, в которой Петр уже позднее раскаивался.

31 Чтобы завладеть сокровищами удалого и для него опасного Палея, Мазепа зазвал его к себе, заключил в темницу, а потом сослал в ссылку; чтобы погубить Миклашевского и Мировича, он заставил их с горстью казаков защищать крепости против сильных отрядов; требовал казни отца своей любовницы Кочубея и Искры за справедливый на него донос.

32 После того Мазепа соединяется с Карлом против Петра; но видя неудачу свою, опять обращается к Петру с предложением предать Карла. Такие преступные действия НЕ клонились к освобождению Малороссии для её блага: он не имел того в виду и хотел сделать её независимою для себя, свою независимость хотел утвердить он, завладев Малороссией.

33 Доказательствами послужит то, что он никогда не соблюдал выгод Малороссии и грабил её; что он не имел, да, кажется, и не старался приобрести народную любовь, и до того был нетерпим малороссиянами, что, вступая в гетманство, должен был выговорить стрелецкий полк для охранения своей личности и позже также содержал гвардию из заднепровской вольницы и волхвов.

34 «Нечестное» сватовство его и связь с дочерью Кочубея Матроною (Мариею) своею крестницею, родная сестра которой была за его племянником Обидовским, показывает, как он не уважал мнение малороссиян, до чрезвычайности приверженных своим обычаям.

35 «Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нём нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты». известный пушкинист Б.С. Мейлах.

36 – Опишите Мазепу, каким изобразил его А.С. Пушкин в «Полтаве»: – Как ведет себя Мазепа по отношению к Марии? любит ее, но в то же время казнит её отца почему? для Мазепы личные интересы превыше всего – Почему Мазепа предал Петра I? «Я слово смелое сказал. Смутились гости молодые царь, вспыхнув, чашу уронил и за усы мои седые меня с угрозой ухватил. Тогда, смиряясь в бессильном гневе, отмстить себе я клятву дал…» – Как ведет себя Мазепа во время Полтавского боя? понимает, что Петр сильнее Карла – Сравните отношение народа к Мазепе и к Петру, народ любит Петра и презирает Мазепу.

37 Образ Карла XII Точен поэт в изображении Карла XII. Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. Подлинную оценку событий и исторических лиц дает сама история. Памятником Петру стала Полтавская битва: «Лишь ты воздвиг, герой!»

Важно

38 В поэме А.С. Пушкина «Полтава» Карл является лжегероем. Легкомыслие и честолюбие отличительные черты его характера. В сравнении с Петром особенно видно ничтожество Карла, которое в итоге признает даже его временный соратник Мазепа. Суетные, мелкие честолюбивые желания не оставляют следа в народной памяти, и потому лишь «мхом поросшие ступени / Гласят о шведском короле».

Читайте также:  Эпиграфы из романа "капитанская дочка" по главам: анализ, смысл эпиграфов ("береги честь смолоду" и др.)

39 Опишите Карла XII, изображенного в произведении: – Его внешность; («В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился») – Как ведет себя Карл XII во время Полтавского боя? («Вдруг слабым манием руки на русских двинул он полки») – Сопоставьте поведение Петра и Карла в момент боя. (выявление ученического понимания проблематики произведения) – Кого из героев оставляет в памяти история? Почему? (выявление ученического понимания проблематики произведения)

40 Художественные особенности поэмы «Полтава». «Поэма сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами… В общем, она по жанру, по стилю, и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина». Таким образом, интересным и важным оказывается рассмотрение этой сложности и оригинальности «Полтавы» именно с точки зрения сочетания в ней эпического и лирического начал.

41 Композиция поэмы объединила повествование об исторических событиях и историю отношения семьи Кочубея и гетмана Мазепы. Субъективный лирический элемент заявлен уже в посвящении произведения Марии Волконской, имя которой заменено на Матрёна (Мария), и в «Посвящении», проникнутом открыто выраженной любовью: Тебе но голос музы тёмной Коснется ль уха твоего? Поймешь ли ты душою скромной Стремленья сердца моего?.. Твоя печальная пустыня, Последний звук твоих речей, Одно сокровище, святыня, Одна любовь души моей.

42 В портрете Марии слова «преступница», «своенравная, гордая» в сочетании с «пугливая», «скромная», «разумная», «единая краса» создают образ женщины, способной на отчаянный шаг ради любви, вызывающий у читателя лирическое сочувствие и участие в её судьбе.

43 Какие художественные приемы используются при описании украинской ночи? Почему? используются эпитеты тиха, спокойно, передающие состояние природы и одновременно подчеркивающие состояние Кочубея перед казнью

44 – – Какие тропы используются при описании поэтом Полтавского боя? (метафоры) Как передается в тексте напряжение боя, его стремительность? (в тексте используются глаголы: колет, рубит, режет и др., передающие напряжение боя, его стремительность)

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1063782/

Жанр поэмы. «Полтава» (1828)

Эта историческая поэма продолжала тему Петра I, начатую «Стансами» и продолженную в написанном вслед за ними романе «Арап Петра Великого». Образ Петра I возник в эту пору в связи с надеждами Пушкина на просвещенного монарха, каким поэту казался Николай I.

Поэма «Полтава» посвящена победе русской армии над шведами в 1709 г. Композиционный центр поэмы – торжество русского оружия в знаменитой Полтавской битве. Главное достоинство Петра I, обеспечивающее победу, – выражение общенациональных интересов.

Царь ставит перед собой цели государственного масштаба и значения, он далек от узкокорыстных, узколичных устремлений.

Совет

Вследствие этого он единственный, кто навеки личными усилиями и трудами вписал себя в историю как великий государственный деятель:

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе.

Антипод Петра I – украинский гетман Мазепа. Основу сюжета составляет история его измены, переплетенная с историей его любви к Марии, дочери его ближайшего друга и сподвижника Кочубея, оставшегося верным России, Петру I и казненного царем по навету Мазепы.

Пушкин, по его собственным словам, не нашел в Мазепе ни одной привлекательной черты. Мазепа и в самом деле изображен хитрым, коварным и злобным человеком. Его аморальность, бесчестие, вероломство, мстительность и лицемерие превращают его в исчадие ада. В нем нет ничего святого.

Он привык добиваться своих целей любой ценой, переступая через людей и через кровь.

Мазепа соблазняет свою крестницу, что по всем законам – светским и церковным – считалось тяжким преступлением, а отца ее предает публичной казни и уже приговоренного к смерти подвергает жестокой пытке, чтобы выведать у него признание, куда тот спрятал свои богатства.

У Пушкина вызывает отвращение не только Мазепа-человек, но и Мазепа-политик. В политической деятельности Мазепа также аморален: он воюет не за свободу Украины, а за личную власть, которую мыслит как деспотизм. Поэтому Пушкин настаивает на том, что Мазепа презирает свободу.

Однако, обманывая своих сторонников и привлекая их мечтой о независимости Украины, которая была жемчужиной в короне русского царя, а не угнетенной и обираемой колонией, Мазепа представляет свою измену как борьбу за свободу.

Пушкин проницательно обнажает лживость обещаний Мазепы: Украина, отпав от России, лишившись российской помощи и поддержки, стала бы легкой добычей Швеции или Польши и скоро потеряла бы свою независимость, а Швеция и Польша из друзей быстро превратились бы в захватчиков, которые растерзали бы Малороссию, как тогда называлась Украина. Практическая подготовка заговора представлена в поэме как гнусная польская интрига:

Торгуют царской головой,

Торгуют клятвами вассалов.

Обратите внимание

Истинные мотивы измены Мазепы чисто личные. Они хорошо известны Пушкину: месть оскорбившему его Петру I, хоть царь своей щедростью и лаской сделал все, чтобы загладить свою оплошность, ненасытное властолюбие, желание отторгнуть Украину от России и стать «царем Украйны»:

И скоро в смутах, в бранных спорах,

Быть может, трон воздвигну я.

В этих условиях Мазепа сделал ошибочную ставку на Польшу и Швецию.

Есть, однако, и еще одна тайная причина вражды Мазепы к Петру I: украинскому гетману ненавистны преобразования русского царя. Мазепа хотел бы направить развитие Украины вспять, в прошлое. Недаром его окружают «друзья кровавой старины». Сторонники Мазепы подобны московским стрельцам, поднявшим неправый бунт.

Поэма запечатлела знаменательный исторический итог: Карл XII и вместе с ним Мазепа терпят поражение и вынуждены бежать. В чем причины победы Петра I и его сподвижников?

Байрон написал поэму «Мазепа», в которой объяснил поражение Карла XII и Мазепы случайностью истории: трагизм истории в том, что вчерашний победитель сегодня оказывается побежденным. Тем самым в истории мира нет закономерности и царствует случайность.

Пушкин читал поэму Байрона и выдвинул свою точку зрения. В его поэме утверждается иное. Да, говорит Пушкин, вчерашний победитель сегодня оказывается побежденным, но это происходит не потому, что история – царство сплошного случая.

В истории есть закономерность: Мазепа может коварно погубить невинного, честного и преданного Кочубея, но в конце концов все встает на свои места, и Петр I торжествует над Мазепой так же, как молодая держава, рвущаяся к морю, к дружбе с другими европейскими странами, к свету, к просвещению, к процветанию и благоденствию празднует победу над Карлом XII, который хотел задержать ее развитие, оружием помешав намеченным прогрессивным начинаниям.

«Полтава», несмотря на ее исторический характер, тесно связана с современностью не только своей философией, но и сюжетом.

Речь идет о явной ошибке Петра I, поверившего Мазепе и не поверившего Кочубею, сообщившему царю об измене гетмана. В историю Мазепы включен рассказ о «бунте» Кочубея, который построен так, чтобы вызвать у читателя ассоциации с недавними событиями декабря 1825 г.

и последующими репрессиями. Богатый и знатный Кочубей, принадлежавший к аристократическим родам Украины, проявил исключительную решимость и организовал нечто вроде заговора против всесильного гетмана, любимца Петра I.

Важно

Он хотел защитить честь, достоинство, собственные права и думал о счастье своей родины. Но замысел его был раскрыт, а за этим последовала жестокая, мучительная и несправедливая казнь его и близких к нему людей.

В поэме она выдвинута в самый центр повествования и изображена особенно красочно, подчеркнуто эмоционально, с рядом запоминающихся многозначительных деталей.

Историей Кочубея «Полтава» включалась в число злободневных произведений. Заговор, действия Кочубея, неправая казнь получают особое смысловое наполнение – не только личного, но и общественного значения. Здесь слились обе линии повествования – историческая и личная.

Поскольку казнь Кочубея – очевидная ошибка Петра I, то Пушкин намекал ею на такую же ошибку Николая I, казнившего декабристов.

С точки зрения Пушкина, декабристы выступили в защиту своих исконных прав родового, аристократического дворянства, которое было унижено и отстранено от управления страной.

В этом смысле мятеж декабристов, в котором приняли участие отпрыски родовитых аристократических семейств, был в глазах Пушкина отчасти исторически оправдан. Следовательно, в «Полтаве» содержался и урок Николаю I, и назидание ему: император призывался к союзу с древнейшими родами, к союзу с древней аристократией.

В «Полтаве» возникнет и другая идея, которая получит развитие в более позднее время. Речь идет об идее «милости», о «прощении» царем своих врагов-учителей.

Мстительному и жестокому Мазепе, не умеющему прощать, противопоставлен милосердный русский царь, прощающий обиды и поднимающий кубок за врагов, научивших его воевать. Эта идея также связана с побуждением, обращенным к Николаю I, помиловать декабристов.

Совет

В дальнейшем творчестве Пушкина она будет сопряжена с идеей гуманизма, в духе которого Пушкин наметит разрешение исторических, социальных и иных противоречий.

К 1826–1830 годам относятся первые обращения Пушкина к прозе.

«Арап Петра Великого» (1827–1829).Название этого неоконченного исторического романа Пушкину также не принадлежит и дано редакторами. Как ясно из заглавия, он связан с темой Петра I и с «семейственными преданиями». Кроме того, как говорил Пушкин, «лета к суровой прозе клонят».

Друг Пушкина А.Н. Вульф писал: «Главной завязкой этого романа будет неверность жены сего арапа, которая родила ему белого ребенка и за то была посажена в монастырь». В романе развернуты контрастные сцены – «парижские» и «русские», черты «старого» и «нового» быта.

Личность главного героя определяет историческое время с его настоятельной потребностью в преобразованиях: Ибрагим становится на сторону Петра I и оказывается в числе преобразователей-патриотов, в которых Россия испытывает острую нужду. Для «огромной мастерской», какую представляла собой Россия, нужны были наделенные природным умом и образованные работники.

Одним из них и стал Ибрагим, отправленный Петром Великим во Францию. Возвращаясь из Франции в Петербург, Ибрагим сравнивает Россию с Францией и делает выбор в пользу России и ее социально-культурного уклада. Франция в его глазах – «общий вихрь» «веселых забав», тогда как Россия – мастерская, где «каждый работник, подчиненный общему порядку, занят своим делом».

Отчетливо противопоставлены герцог Орлеанский, жаждущий наслаждений и пребывающий в растерянности, и Петр I, государь «Высокой души», «вечный работник на троне».

Период 1826 – первой половины 1830 г. ознаменовался в лирике увеличением числа стихотворений философского характера. Пушкин продолжил спор с философско-эстетическими идеями Просвещения, углубил романтическое представление о поэте-избраннике, внеся в него поправки, делающие образ поэта более «простым» и земным.

Основным жанром лирики остается элегия, главные признаки которой – гармония противоречивых чувств и живая, разговорная интонация неторопливого раздумья. Она создается путем совмещения различных стилей. Элегия все больше превращается в стихотворение свободной формы, независимое от каких-либо регламентаций и правил.

Такая тенденция свойственна и другим жанрам. Это означает, что Пушкин получил возможность свободно, не оглядываясь на тему, устаревшие жанровые приличия, выражать свой внутренний мир. Стиль лирики также становится проще и теряет книжность.

Обратите внимание

Вместе с тем Пушкин тонко чувствует заложенные в жанре возможности, опирается на них и заново вызывает к жизни, освежая свой жанровый и стилистический арсенал. По этому пути он пойдет и в дальнейшем.

В этот период Пушкин впрямую обращается к прозе, намечая переход к ней в последующие годы. В прозе и в поэмах вызревают новые социальные и философские идеи, формируется новый (одни исследователи назовут его универсальным, другие – бытийным, третьи – реалистическим) стиль будущих поэтических и прозаических произведений.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/3844.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector