Вопросы чести и морали и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду»
В своём романе Пушкин ставит во главу угла вопросы чести и морали, являвшиеся в те времена одними из самых важных и самых сложных.
Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверное, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести – это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. У героев романа Пушкина различное понимание чести.
Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи отцу.
Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: “Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? – говорит Андрей Петрович своей жене.
– Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.
В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: ” Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.
Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг – Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца.
Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности. В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру Гринёву в будущем.
Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: ” Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…”.
Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта.
Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается. Человек чести всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит.
Честь для Гринёвых – это человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.
Свое представление о чести имеет и предводитель крестьянского восстания Пугачев. Он может зверски расправляться с теми, кто отказывается ему присягать, он жесток и безжалостен. Однако на милость он отвечает милостью. Гринев отдает вожатому заячий тулуп из милосердия, не рассчитывая на награду.
Пугачев в ответ милостиво сохраняет ему жизнь и устраивает его судьбу. Награда значительно превышает оказанную Гриневым услугу. Но Пугачев живет по правилу – «Казнить так казнить, миловать так миловать». Он, как орел из калмыцкой сказки, готов жить недолго, но ярко. Его честь своеобразна, но своему представлению о человеческом достоинстве он не изменяет.
Понятие чести и долга у Мироновых не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы. Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия – примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы.
Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Василиса Егоровна придерживалась того же мнения, что и её муж. Она свою жизненную задачу видела в том, чтобы всегда быть рядом с мужем.
Она до последнего момента жизни мужа оставалась вместе с ним и погибла, потому что после его смерти уже ничего не боялась и могла называть Пугачева «беглым каторжником». Маша Миронова также видела женскую честь в преданности любимому человеку. Эту преданность она сохраняет и тогда, когда ее мучает Швабрин, и тогда, когда Петруша попадает в немилость.
Верность, доброта, искренность, внутренняя чистота – вот главные черты, присущие женщинам в пушкинском романе и сделавшие их настоящими героинями.
В романе есть лишь один герой, не имеющий какого бы то ни было представления о чести, – Швабрин. Причем он бесчестен во всем – и в частной жизни, и в делах общественных. Пушкин полагает, что человек, способный оскорбить женщину, не может быть настоящим дворянином и офицером.
Он нарушает законы чести, человеческого достоинства и тогда, когда оговаривает Машу перед Гриневым; и тогда, когда во время дуэли ранит беззащитного противника; и тогда, когда присягает Пугачеву, конечно же, не веря в его царское происхождение; и тогда, когда принуждает Машу стать его женой; и тогда, когда выдает Пугачеву правду о ее происхождении; и, наконец, тогда, когда в тюрьме оговаривает Гринева. Этот человек не может иметь каких-то черт, оправдывающих его, делающих понятным. Нарушение законов чести для Пушкина было страшнейшим грехом.
Швабрин – полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией.
Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Когда Савельич узнал о дуэли Гринёва с Швабриным, он помчался к месту дуэли с намерением защитить своего барина. “Бог видит, бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги Алексея Иваныча”.
Однако Гринёв не только не поблагодарил старика, но ещё и обвинил его в доносе родителям. Хотя, выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин – когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву- отцу.
Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелко служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина.
Низость души, зависть и подлость превращают этого человека в тирана, негодяя и предателя. Жизнь воздаёт ему должное, заслуженное наказание за все его гадкие, бесчестные поступки: его, как и Пугачёва, арестовывают, обвиняют в предательстве и приговаривают к казни.
В чём же состоит смысл заглавного эпиграфа романа «Береги честь смолоду»? А именно в том, что человек должен оставаться человеком в любых обстоятельствах, не смотря ни на что сохранять верность своим моральным устоям и принципам, отстаивать их, поступать справедливо по отношению к другим людям. Только правдивый, добросердечный, бескорыстный, отзывчивый и смелый человек и имеет право носить это гордое звание. Человечность – это и есть проявление всех лучших качеств как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. У героев – мужчин в этом романе (Андрея и Петра Гринёвых, капитана Миронова) понятие чести также сопряжено с воинским долгом, верностью и защитой родного края, своего государства, служением императрице. У женщин (Василисы Егоровны, Маши Мироновой) – с верностью любимому человеку, искренностью чувств и внутренней нравственной чистотой.
Именно эти качества в героях оказались сильнее противоположным им злу, лживости, подлости, поэтому добро смогло победить. Главные герои смогли устроить и отстоять собственное счастье. Это послужило им наградой за их мужество, способность выдержать все нелёгкие испытания судьбы, преодолеть опасности и собственный характер.
Источник: https://studbooks.net/586812/literatura/voprosy_chesti_morali_smysl_epigrafa_beregi_chest_smolodu
А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Композиция, эпиграфы
Элементы композиции произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
«1. Экспозиция – биография Андрея Петровича Гринёва, детство Петруши, встреча с «вожатым», все события до прибытия в Белогорскую крепость…
2. Завязка: знакомство с Марьей Ивановной…
3.
Развитие действия: жизнь в Белогорской крепости, ссора со Швабриным…
4. Кульминация: дуэль, письмо отца (пятая глава), совпавшие с наступлением Пугачёва.
5. Развязка: казнь Пугачёва.
6.
Заключение: повествование о том, как сложилась дальнейшая жизнь Гринёва.
Основная черта композиции произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: необычайная сжатость, насыщенность событиями, стремительность в развитии действия. В повествовании нет ничего лишнего, принцип включения только таких лиц, вещей, эпизодов и описаний, которые необходимы для развития сюжета.
Вторая черта композиции романа – строгая простота повествования. Никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий. Ясность и четкость – общее свойство прозы Пушкина.
Роман “Капитанская дочка” Пушкина состоит из 14 глав, каждая из которых начинается эпиграфом.
Эпиграфы в романе «Капитанская дочка» Пушкина
Текст эпиграфов | Источник и смысл эпиграфов |
Эпиграф к роману Береги честь смолоду. (Пословица) | Эпиграф представляет собой русскую народную пословицу. Эпиграф указывает на одну из центральных проблем романа – проблему чести и долга. |
Эпиграф к главе I «Сержант гвардии» — Был бы гвардии он завтра ж капитан. — Того не надобно; пусть в армии послужит. — Изрядно сказано! пускай его потужит… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Да кто его отец? (Княжнин.) | Это отрывок из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун» (1784 или 1785 г.), действие III, явление 6-е. Пушкин несколько изменил текст. Эпиграф намекает на биографию главного героя: Петр Гринев с рождения числится в престижном гвардейском полку в Петербурге. Но строгий отец решает научить сына жизни и отправляет его на службу в обычный полк в глубинке России. |
Эпиграф к главе II «Вожатый» Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. (Старинная песня) | Эпиграф взят «Собрания разных песен» Чулкова (ч.III, №167). Это отрывок из песни о молодом солдате, отправившемся на службу в далекие края. Эпиграф намекает на биографию главного героя: 16-летний дворянин Петр Гринев едет в другой город, чтобы служить в армии. |
Эпиграфы к главе III «Крепость» Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня) Старинные люди, мой батюшка. («Недоросль» Фонвизина) | Первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным. Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев. Второй эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Мироновых, людей «старинных», для которых важны понятия долга и чести |
Эпиграф к главе IV «Поединок» — Ин изволь, и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру! (Княжнин) | Эпиграф представляет собой отрывок из комедии Я. Б. Княжнина «Чудаки» (1790) – действие IV, явление 12-е. В этом эпизоде Княжнин комически изображает дуэль двух слуг — Высоноса и Пролаза, дерущихся на кортиках (кинжалах). Эпиграф намекает на рассказ капитанши о дуэли Швабрина. |
Эпиграфы к главе V «Любовь» Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова. (Песня народная) Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. (Песня народная) | Первый эпиграф – фрагмент из народной песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен» (ч. 1. М., 1780, № 176). Второй эпиграф – отрывок из песни «Вещевало мое сердце, вещевало» (тот же сборник, № 135). Эпиграфы намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним. |
Эпиграф к главе VI «Пугачевщина» Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати. (Песня) | Эпиграфа представляет собой отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным («Новое и полное собрание российских песен», ч. 1. М., 1780, с. 156, № 125). Эпиграф намекает на взятие Белогорской крепости пугачевцами. |
Эпиграф к главе VII «Приступ» Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Ещё петельку шелковую. (Народная песня) | Эпиграф представляет собой отрывок из песни о казни стрелецкого атамана: «Голова ль ты моя, головушка, Голова моя послуживая» («Новое и полное собрание российских песен», ч. II. М., 1780, № 130). Эпиграф намекает на историю капитана Миронова, который служит в Белогорской крепости более 20 лет и в конце концов погибает на виселице от рук пугачевцев. |
Эпиграф к главе VIII «Незваный гость» Незваный гость хуже татарина. (Пословица) | Эпиграф намекает на нашествие Пугачевцев и захват Белогорской крепости. В данном случае незваный гость – это Пугачев и его шайка. |
Эпиграф к главе IX «Разлука» Сладко было спознаваться Мне, прекрасная, с тобой; Грустно, грустно расставаться, Грустно, будто бы с душой. (Херасков) | Эпиграф представляет собой отрывок из стихотворения М. М. Хераскова “Вид прелестный, милы взоры!..” М. М. Херасков — поэт, драматург и романист XVIII века. Пушкин, судя по всему, считал творчество Хераскова безнадежно устаревшим. Эпиграф намекает на разлуку Гринев и Маши Мироновой. |
Эпиграф к главе X «Осада города» Заняв луга и горы, С вершины, как орел, бросал на град он взоры. За станом повелел соорудить раскат И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град. (Херасков) | Эпиграф представляет собой фрагмент из эпической поэмы М. М. Хераскова «Россияда» (песнь XI) о взятии Казани войсками Ивана IV. Этим эпиграфом Пушкин как бы уподобляет Пугачева царю и намекает на его «царственный» облик. |
Эпиграф к главе XI «Мятежная слобода» В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» — Спросил он ласково. (А. Сумароков) | Эпиграф сочинен самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Сумарокова. Эпиграф намекает на сходство Пугачева со львом – царем зверей. |
Эпиграф к главе XII «Сирота» Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому. (Свадебная песня) | Эпиграф представляет собой переделанную Пушкиным свадебную песню. Подобная песня пелась в случае, когда выдавали замуж сироту. В данном случае речь идет о сироте Марье Мироновой, чьи родители были убиты пугачевцами |
Эпиграф к главе XIII «Арест» Не гневайтесь, сударь: по долгу моему Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. — Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжнин) | Данное четверостишие написано самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Княжнина. Эпиграф намекает на событие из этой главы: арест Петра Гринева за его «дружеские» отношения с Пугачевым. |
Эпиграф к главе XIV «Суд» Мирская молва — Морская волна. (Пословица) | Пословица говорит о том, что мирская молва, то есть слухи и пересуды людей – это вещь переменчивая, как морская волна. В этой главе Гринева объявляют шпионом Пугачева. Императрица верит «молве», слухам, и назначает ему в наказание ссылку в Сибирь. Отец Гринева также верит «мирской молве», то есть слухам о том, что его сын – сообщник Пугачева. |
Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/a_s_pushkina_kapitanskaja_dochka_kompozicija_ehpigrafy/85-1-0-1332
Работа с эпиграфами повести “Капитанская дочка”. (8класс)
I . Работа с эпиграфами к главам повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Название и № главы
Текст эпиграфов
Источник и смысл эпиграфов
Повесть
«Капитан-ская дочка»
Береги честь смолоду.
(Пословица)
Эпиграф представляет собой русскую народную пословицу. Эпиграф указывает на одну из центральных проблем романа – проблему чести и долга.
1.
«Сержант гвардии»
— Был бы гвардии он завтра ж капитан.— Того не надобно: пусть в армии послужит.— Изрядно сказано! пускай его потужит……………………………………..Да кто его отец?
Княжнин. Комедия «Хвастун».
Это отрывок из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун» (1784 или 1785 г.). Пушкин несколько изменил текст. В главе раскрываются причины несения воинской службы Петром Гринёвым.
Причём эпиграф наталкивает на мысль, что герой, прежде чем ступить на жизненную дорогу, должен послужить.
Немаловажную роль будет играть образ отца: он направляет своего сына испытать все тяготы армейской жизни в отдаленный от столицы гарнизон.
Смысл использования второго эпиграфа (ответ на вопрос) раскроется в финале, когда Екатерина дарует жизнь Петруше из-за заслуг его отца.
Эпиграф здесь выполняет также функцию вступления. Художественное мастерство проявляется в переходе от текста эпиграфа к основному тексту главы, которая начинается словами: «Отец мой Андрей Петрович Гринёв…»
2.
«Вожатый»
Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.
(Старинная песня)
Эпиграф взят «Собрания разных песен» Чулкова (ч.III, №167). Это отрывок из рекрутской песни о молодом солдате, отправившемся на службу в далекие края.
Эпиграф намекает на биографию главного героя: 16-летний дворянин Петр Гринев едет в другой город, чтобы служить в армии.
3.
«Крепость»
Мы в фортеции живём,Хлеб едим и воду пьём;А как лютые врагиПридут к нам на пироги,Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.
(Солдатская песня.)
Старинные люди, мой батюшка. «Недоросль.»
Первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным. Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев.
Второй эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Мироновых, людей «старинных», для которых важны понятия долга и чести.
4.
«Поединок»
— Ин изволь, и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
(Княжнин)
Эпиграф представляет собой отрывок из комедии Я. Б. Княжнина «Чудаки» (1790)
В этом эпизоде Княжнин комически изображает дуэль двух слуг — Высоноса и Пролаза, дерущихся на кортиках (кинжалах). Эпиграф предсказывает, что будет дуэль, на которой один из её участников “проколет” другого
5.
«Любовь»
Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова.
(Песня народная)
Буде лучше меня найдешь, позабудешь.
Если хуже меня найдешь,воспомянешь.
(Песня народная)
Первый эпиграф – фрагмент из народной песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен» (ч. 1. М., 1780, № 176).
Второй эпиграф – отрывок из песни «Вещевало мое сердце, вещевало» (тот же сборник, № 135).
Эпиграфы намекают на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним.
6.
«Пугачёв-щина»
Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати.
(Песня)
Эпиграф представляет собой отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным («Новое и полное собрание российских песен»,)
Эпиграф намекает на взятие Белогорской крепости пугачевцами. Эпиграф играет необычную роль: в нём мы видим параллель с обращением “старого старика” Петра Андреевича к молодому поколению о ненасильственных переменах в жизни. В конце романа Гринёв так оценил действия Пугачёва и его сообщников: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”
7.
«Приступ»
Голова моя, головушка,
Голова послуживая! Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго
И ни рангу себе высокого;
Только выслужила головушка
Два высокие столбика, Перекладинку кленовую,
Еще петельку шелковую.
(Народная песня)
Эпиграф представляет собой отрывок из песни о казни стрелецкого атамана: «Голова ль ты моя, головушка, Голова моя послуживая» («Новое и полное собрание российских песен», ч. II. М., 1780, № 130).
Непосредственно с судьбой Гринёва эпиграф седьмой главы не соотносится: герой скорбит о судьбе капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича, прослуживших не один десяток лет в Белогорской крепости и в конце концов погибают на виселице от рук пугачевцев
8.
«Незваный гость»
Незваный гость хуже татарина.
(Пословица)
Эпиграф намекает на нашествие пугачевцев и захват Белогорской крепости. В данном случае незваный гость – это Пугачев и его шайка.
9.
«Разлука»
Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться, Грустно, будто бы с душой.
(Херасков)
Эпиграф представляет собой отрывок из стихотворения М. М. Хераскова “Вид прелестный, милы взоры!..” М. М. Херасков — поэт, драматург и романист XVIII века. Эпиграф нацеливает на лирический, даже минорный настрой: Гринёв с болью в сердце расстаётся с Машей, которая осталась во власти Швабрина.
10.
«Осада города»
Заняв луга и горы,
С вершины, как орел, бросал на град он взоры.
За станом повелел соорудить раскат
И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град. (Херасков)
Эпиграф представляет собой фрагмент из эпической поэмы М. М. Хераскова «Россияда» (песнь XI) о взятии Казани войсками Ивана IV.
Этим эпиграфом Пушкин как бы уподобляет Пугачева царю и намекает на его «царственный» облик.
Другое мнение:
Эпиграф передаёт чувства героя и рассказывает о том, что предпринимает Гринёв для освобождения Маши.
Эпиграф предсказывает, что Пётр Андреевич («как орёл») поскачет из города («в нощи») в Белогорскую крепость, чтобы освободить любимую из рук Швабрина.
11.
«Мятежная слобода»
В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»
— Спросил он ласково.
(А. Сумароков)
Эпиграф сочинен самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Сумарокова. Эпиграф намекает на сходство Пугачева со львом – царем зверей. Стилизация ярко раскрывает смысл главы: Пугачёв (лев) был и сыт, и свиреп. Уже в эпиграфе мы чувствуем, что между героями состоится важный разговор, несмотря на грозный тон, хозяин будет ласков с Петром.
12.
«Сирота»
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому.
(Свадебная песня)
Эпиграф представляет собой переделанную Пушкиным свадебную песню. Подобная песня пелась в случае, когда выдавали замуж сироту. Автор изменил оригинал песни: дуб заменил яблоней. И сразу становится всё понятно: судьба Марьи Ивановны зависит от убийцы её родителей –Е.Пугачёва.
13.
«Арест»
Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. — Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозволите мне прежде.
(Княжнин)
Данное четверостишие написано самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Княжнина. Эпиграф намекает на событие из этой главы: арест Петра Гринева за его «дружеские» отношения с Пугачевым.
14.
«Суд»
Мирская молва —
Морская волна.
(Пословица)
Пословица говорит о том, что мирская молва, то есть слухи и пересуды людей – это вещь переменчивая, как морская волна. В этой главе Гринева объявляют шпионом Пугачева. Императрица верит «молве», слухам, и назначает ему в наказание ссылку в Сибирь. Отец Гринева также верит «мирской молве», то есть слухам о том, что его сын – сообщник Пугачева.
II Анализируя роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка», мы пришли к следующим выводам:
1. Эпиграфы в повести не играют роли аннотаций.
2. Эпиграф у Пушкина может играть двойную роль: уже в 1 главе «Сержант гвардии» второй эпиграф выполняет, с одной стороны, роль вступления (плавного перехода от эпиграфа к основному тексту).
« Да кто его отец?» – звучит эпиграф, а текст главы начинается словами: «Отец мой Андрей Петрович Гринёв…».
С другой стороны, смысл данного эпиграфа будет разъяснён в финале романа, когда Екатерина могла задать такой вопрос при обсуждении дела Гринёва и, выяснив всё, даровала Петру жизнь из-за заслуг его отца.
2. Сопоставление значения, заключённого в эпиграфе, со смыслом главы можно сравнить с эффектом прохождения света через призму. Перед нами особые рекомендации читателям. Например, в главе «Поединок» эпиграф (см. таблицу) предсказывает, что будет дуэль, на которой один из участников «проколет» другого. Петруша – пострадавший. Ирония чувствуется уже в самом эпиграфе.
3. Нередко у эпиграф передаёт стиль и атмосферу всего ниже изложенного. Например, в 3 главе «Крепость» народная песня и отрывок из Фонвизина задают атмосферу всей главы (см. таблицу). Пётр Гринёв попадает в доброжелательную атмосферу. Комендант и Василиса Егоровна, действительно, старинные люди. А второй эпиграф великолепно стилизован под речь простого человека Василисы Егоровны.
4.В главе «Пугачёвщина» эпиграф играет необычную роль: в нём мы видим параллель с обращением “старого старика” Петра Андреевича к молодому поколению о ненасильственных переменах в жизни. В
конце повести Гринёв так оценит действия Пугачёва и его сообщников: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”1
5.В главах «Вожатый», «Любовь», «Приступ», «Разлука», «Осада города», «Сирота» лирические ноты, содержащиеся в эпиграфе, задают настроение, пронизывают содержание всей главы.
6.Многие эпиграфы в романе изменены автором (главы 3(второй эпиграф), 10, 12) в соответствии со смыслом главы. А в главе 11 и 13 автор выступает как искусный стилизатор: в 11 главе им создан отрывок – подражание басне Сумарокова, а в 13 главе реплики в стиле Княжнина. Эти эпиграфы уже в самом начале раскрывают значение и основную идею главы.
7.Рифмой “молва–волна” в эпиграфе к 14 главе «Суд» (см. таблицу) автор выразил суть того суда, который вершили над Гринёвым.
1 волна – Следственная комиссия принимает показания Швабрина за истину, 2 – отец Андрей Петрович верит приговору Следственной комиссии и государыни, которая из-за уважения к отцу избавила его сына от позорной казни и “повелела только сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”. 3волна – Маша спасает честь своего любимого от оговора.
8.Автор использует в качестве эпиграфов отрывки разных стилей и жанров: народные песни, пословицы, лирические стихотворения, басни, комедии.
9.Пословица, вынесенная в эпиграф автором ко всему роману: “Береги честь смолоду”, – задаёт тон всей повести. Мудрость, закреплённая в пословице, выступает здесь в качестве жизненного ориентира, нравственной основы не только для Петра Гринёва, но и для общества в целом. И главный герой повести, мы думаем, не запятнает честь никогда.
Таким образом, мы видим, что эпиграфы в повести имеют большую смысловую нагрузку, являются обращением к читателю, создают атмосферу, выражают авторский взгляд, становятся единым целым со всем романом.
III. После разбора предлагается выполнить самостоятельную работу – соотнести перепутанные главы и эпитеты – на оценку.
Соотнесите перепутанные главы и эпитеты:
Название и
№ главы
Тексты эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка»
0.
Повесть
«Капитанская дочка»
В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»
— Спросил он ласково. (А. Сумароков)
А
1.
«Сержант гвардии»
Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
— Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозволите мне прежде.
(Княжнин)
Б
2.
«Вожатый»
Голова моя, головушка, Как ни слова себе доброго
Голова послуживая! И ни рангу себе высокого;
Послужила моя головушка Только выслужила головушка
Ровно тридцать лет и три года. Два высокие столбика,
Ах, не выслужила головушка Перекладинку кленовую
Ни корысти себе, ни радости, Еще петельку шелковую. (Народная песня)
В
3.
«Крепость»
Мирская молва —
Морская волна. (Пословица)
Г
4.
«Поединок»
Как у нашей у яблоньки Ни отца нету, ни матери.
Ни верхушки нет, ни отросточек; Снарядить-то ее некому,
Как у нашей у княгинюшки Благословить-то ее некому
(Свадебная песня)
Д
5.
«Любовь»
1 Мы в фортеции живём, 2.Старинные люди, мой батюшка. Хлеб едим и воду пьём; «Недоросль.» А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня.)
Е
6.
«Пугачевщина»
Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати.
(Песня)
Ж
7.
«Приступ»
-
— Был бы гвардии он завтра ж капитан.— Того не надобно: пусть в армии послужит.— Изрядно сказано! пускай его потужит…
-
Да кто его отец?
Княжнин. Комедия «Хвастун».
З
8.
«Незваный гость»
1.Ах ты, девка, девка красная! 2. Буде лучше меня найдешь, позабудешь.
Не ходи, девка, молода замуж; Если хуже меня найдешь,воспомянешь
Ты спроси, девка, отца, матери, (Песня народная)
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова. (Песня народная)
И
9.
«Разлука»
Береги честь смолоду. (Пословица)
К
10.
«Осада города»
Незваный гость хуже татарина.
(Пословица)
Л
11.
«Мятежная слобода»
Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой. (Херасков)
М
12.
«Сирота»
— Ин изволь, и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру! (Княжнин)
Н
13.
«Арест»
Сторона ль моя, сторонушка, Завезла меня, доброго молодца,
Сторона незнакомая! Прытость, бодрость молодецкая
Что не сам ли я на тебя зашел, И хмелинушка кабацкая.
Что не добрый ли да меня конь завез: (Старинная песня)
О
14.
«Суд»
Заняв луга и горы,
С вершины, как орел, бросал на град он взоры.
За станом повелел соорудить раскат
И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град. (Херасков)
П
Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
К
З
О
Е
Н
И
Ж
В
Л
М
П
А
Д
Б
Г
Источник: https://infourok.ru/rabota-s-epigrafami-povesti-kapitanskaya-dochka-klass-3361350.html
“Береги честь смолоду” (значение эпиграфа к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Сочинения › Пушкин А.С. › Капитанская дочка
Готовые Домашние Задания
В эпиграф своей повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин вынес русскую пословицу «Береги честь смолоду». Пословицы несут в себе народную мудрость, которая складывается веками. Можно не доверять пословицам, считать их банальными словами, но очень часто смысл этих высказываний понимается только тогда, когда человек на себе испытает какие-либо жизненные испытания.
Так случилось и с Петром Гриневым, главным героем повести. Обстоятельства сложились так, что перед ним встал выбор: рискнуть, но поступить как честный человек или, испугавшись опасности, предать близких людей, свои идеалы.
В эпиграфе автор как бы ставит вопрос, а сможет ли главный герой сохранить свою честь? К счастью, случилось именно так.
Петр Гринев – молодой сын помещика – проходит службу в армии.
Отец, давая сыну наставления перед отъездом, говорит ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это значит, что с детства Петру Гриневу показывали ценность чести, ее важность в жизни.
Но не только воспитание позволяет герою сохранить честь. Гринев – добрый и искренний человек: он дарит заячий тулуп встречному мужику, он любит Машу Миронову и ради нее нарушает военную дисциплину. Гринев любит Савельича и помогает ему выбраться из рук пугачевцев. Прямота и искренность Петра понравились Пугачеву и расположили Гринева к нему.
Молодой человек верен присяге и данному императрице слову.
На предложение Пугачева поступить к нему на службу он, после минутного колебания, отвечает решительным отказом: «Голова моя в твоей власти, – отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья».
Возможно, именно эта верность присяге спасла жизнь Гриневу, твердость его характера заставила Пугачева обратить внимание на него и вызвала симпатию самозванца.
Честь и верность долгу проявляются в Гриневе в его противопоставлении Швабрину. Этот образованный, красноречивый, остроумный человек равнодушен к окружающим, думает только о себе.
Ради собственной выгоды он готов перейти на сторону врага, держать взаперти беззащитную девушку. Швабрин пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Без раздумий этот герой вступает в ряды пугачевцев, когда победа была на их стороне.
Гринев никогда не поступил бы так, какую выгоду ему бы не пообещали за такие действия.
Чувство долга, искренность, преданность – из этих качеств складывается личность Гринева.
Нет, он не герой, он иногда боится и сомневается, но он старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей.
Есть служба, есть долг, и это очень важно, но Гринев всегда остается человеком с добрым сердцем. Даже в Пугачеве он видит, прежде всего, умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот.
Нравственная проблематика повести тесным образом связана и с образом Маши Мироновой. Героиня появляется впервые на страницах повести во время обеда в крепости и не производит на Гринева никакого впечатления.
Но все дальнейшее повествование в произведении строится так, что образ «дурочки», как представляет ее Швабрин, и «трусихи» (так называет Машу ее мать, Василиса Егоровна), вырастает до образа сильной, мужественной девушки, гордой и мудрой.
Маша из той категории людей, скромных, незаметных, на первый взгляд, заурядных, которые в трудную минуту преображаются, демонстрируют душевные силы, энергию. «Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой беспринципного, подлого Швабрина: Маша верна любимому человеку и своим высоким моральным принципам.
«Трусиха» Маша ради любимого человека пойдет к самой императрице всея Руси, дабы сказать государыне о невиновности своего жениха, просить великой милости – даровать ему свободу. А ведь подобный шаг могла сделать только отважная, сильная девушка. Не так-то это просто: решиться на встречу и беседу с самой императрицей, расположить ее к себе.
Дав своему произведению такое название – «Капитанская дочка» – Пушкин подчеркнул, что его волнует прежде нравственная проблематика и что Маша олицетворяет собой душевную чистоту, благородство, мужество и скромность.
Береги честь смолоду… Это значит, что честь не забывает прошлых ошибок. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней. Вся зрелая жизнь – по большому счету, взращивание плодов юности. Петр Гринев и Маша Миронова, по моему мнению, вступают в зрелость с хорошей духовной почвой, готовой для добрых дел и справедливых решений.
Сочинения по теме:
- Судьба народа в самодержавном государстве (по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”) сочинение
- Циничность Швабрина (повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”) сочинение
- Пётр Гринёв – главный герой повести «Капитанская дочка» сочинение
- Гринев как образец порядочности и благородства (по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”) сочинение
Источник: https://1soch.ru/pushkin-as/kapitanskaya-dochka/beregi-chest-smolodu-znachenie-epigrafa-k-povesti
Роль эпиграфов в повести А.С. Пушкина «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА», – Сочинения по литературе
Читайте также:
Сочинение на тему “Роль человека на земле и духовные ценности” по повести В. Астафьева “Царь-рыба”
Многие считают, что эпиграфы — вещь не обязательная и старомодная. В школьном сочинении они, мол, больше для того, чтобы блеснуть эрудицией, а не заострить внимание читателя на главной проблеме произведения, подчеркнуть его главную мысль.
До пушкинской «Капитанской дочки» я тоже не придавала эпиграфам особенного значения. Но Пушкин предпослал эпиграф не только ко всей повести в целом, но и к каждой отдельной главе.
Поскольку сами события излагаются от первого лица главным героем Петром Гриневым — авторский прием, используемый Пушкиным для большей достоверности, — именно эпиграфы «от издателя» заключают в себе точку зрения автора.
Общий эпиграф — «Береги честь смолоду» — действительно отражает главную мысль произведения, причем не только в образе главного героя Петруши Гринева, но и других героев.
Его отец, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе, ставит честь превыше всего — выше карьеры, состояния и душевного комфорта.
Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию.
Рассказывая о начале жизненного пути Петруши, обычного дворянского недоросля, Пушкин подчеркивает влияние отца на формирование его характера эпиграфом из «Княжнина» к I главе:
Был бы гвардии он завтра ж капитан. Того не надобно: пусть в армии послужит. Изрядно сказано! Пускай его потужит…
Да кто его отец?
Исток верности присяге честных служак вроде капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича объясняет один из эпиграфов (из «Недоросля») ко II главе :
Старинные люди, мой батюшка.
К III главе Пушкин предпослал сразу два эпиграфа. Первый из них взят из солдатской песни:
Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.
Эпиграф как бы предвосхищает описание Белогорской крепости — «деревушки, окруженной бревенчатым забором», простоты нравов в ней и строгого подчинения присяге. Старинное слово «фортеция» как нельзя лучше характеризует состояние крепости. Эпиграф к главе VII тоже взят из народной песни:
Голова моя головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую,
Еще петельку шелковую.
Этот эпиграф — не просто «путеводная звезда» к VII главе, предвосхищающая события: гордый и мужественный ответ капитана Миронова и Ивана Игнатьича самозванцу и их трагический конец на виселице. У этих строчек есть еще одна роль.
Она переплетается с народной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными виселице».
Благодаря этому мы видим общее в судьбах капитана Миронова и Пугачева: оба они — «невольники чести», которым ни отступить от своей роли, от предназначения судьбы, ни получить благодарности.
Как дочь-сирота капитана Миронова брошена оренбургским начальником на произвол судьбы, так и Пугачев знает, что его соратники «выкупят свою шею его головою». Эпиграф к XI главе — строчки из А. Сумарокова: В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» — спросил он ласково.
Этот эпиграф — объяснение, почему Пугачев не только второй раз с миром отпускает Петрушу Гринева, так и не признавшего его государем, выступавшего против него и отказавшегося отвечать на вопросы о голоде в Оренбурге, но и помогает ему.
Интересно обыгрывается здесь слово «вертеп»: — в первом значении это пещера, логово льва, а во втором — что-то ненастоящее, бутафорское, театральное, как импровизированный дворец Пугачева с бревенчатыми стенами, оклеенными золотою бумагою, с натуральными крестьянским инвентарем.
Но самое необычное назначение у эпиграфа к XIV главе «Суд». Многих удивляет неожиданная развязка — помилование Петруши благодаря императрице. Возникает вопрос: может быть, эта развязка — попытка подольститься к царю? дань цензуре, чтобы иметь возможность напечатать повесть о народном восстании с трактовкой образа Пугачева как человека, пытающегося улучшить жизнь народных масс?
Прочтем эпиграф: Мирская молва — Морская волна.
Пословица
О чем же эта пословица? Она говорит: людское мнение, как морская волна — поднимется и схлынет. То есть его можно изменить. Так и Маша сумела изменить мнение императрицы.
Ведь помилование Петруши происходит не благодаря императрице, а благодаря Маше.
Именно она отправляется в Петербург, именно она сумела объяснить, чем были вызваны поступки Гринева, именно она заставила императрицу поверить себе.
Проанализировав эпиграфы к «Капитанской дочке», понимаешь, что они —разгадка, ключ к пониманию авторской позиции по отношению к героям. Ключ к нашему пониманию Пушкина — писателя и гражданина.
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/rol-epigrafov-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/
Роль эпиграфов в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Многие считают, что эпиграфы — вещь не обязательная и старомодная. В школьном сочинении они, мол, больше для того, чтобы блеснуть эрудицией, а не заострить внимание читателя на главной проблеме произведения, подчеркнуть его главную мысль.
До пушкинской «Капитанской дочки» я тоже не придавала эпиграфам особенного значения. Но Пушкин предпослал эпиграф не только ко всей повести в целом, но и к каждой отдельной главе.
Поскольку сами события излагаются от первого лица главным героем Петром Гриневым — авторский прием, используемый Пушкиным для большей достоверности, — именно эпиграфы «от издателя» заключают в себе точку зрения автора.
Общий эпиграф — «Береги честь смолоду» — действительно отражает главную мысль произведения, причем не только в образе главного героя Петруши Гринева, но и других героев.
Его отец, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе, ставит честь превыше всего — выше карьеры, состояния и душевного комфорта.
Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию.
Рассказывая о начале жизненного пути Петруши, обычного дворянского недоросля, Пушкин подчеркивает влияние отца на формирование его характера эпиграфом из «Княжнина» к I главе:
Был бы гвардии он завтра ж капитан. Того не надобно: пусть в армии послужит. Изрядно сказано! Пускай его потужит…
Исток верности присяге честных служак вроде капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича объясняет один из эпиграфов (из «Недоросля») ко II главе :
Старинные люди, мой батюшка.
К III главе Пушкин предпослал сразу два эпиграфа. Первый из них взят из солдатской песни:
Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.
Эпиграф как бы предвосхищает описание Белогорской крепости — «деревушки, окруженной бревенчатым забором», простоты нравов в ней и строгого подчинения присяге. Старинное слово «фортеция» как нельзя лучше характеризует состояние крепости. Эпиграф к главе VII тоже взят из народной песни:
Голова моя головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую,
Еще петельку шелковую.
Этот эпиграф — не просто «путеводная звезда» к VII главе, предвосхищающая события: гордый и мужественный ответ капитана Миронова и Ивана Игнатьича самозванцу и их трагический конец на виселице. У этих строчек есть еще одна роль.
Она переплетается с народной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными виселице».
Благодаря этому мы видим общее в судьбах капитана Миронова и Пугачева: оба они — «невольники чести», которым ни отступить от своей роли, от предназначения судьбы, ни получить благодарности.
Как дочь-сирота капитана Миронова брошена оренбургским начальником на произвол судьбы, так и Пугачев знает, что его соратники «выкупят свою шею его головою». Эпиграф к XI главе — строчки из А. Сумарокова: В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» — спросил он ласково.
Этот эпиграф — объяснение, почему Пугачев не только второй раз с миром отпускает Петрушу Гринева, так и не признавшего его государем, выступавшего против него и отказавшегося отвечать на вопросы о голоде в Оренбурге, но и помогает ему.
Интересно обыгрывается здесь слово «вертеп»: — в первом значении это пещера, логово льва, а во втором — что-то ненастоящее, бутафорское, театральное, как импровизированный дворец Пугачева с бревенчатыми стенами, оклеенными золотою бумагою, с натуральными крестьянским инвентарем.
Но самое необычное назначение у эпиграфа к XIV главе «Суд». Многих удивляет неожиданная развязка — помилование Петруши благодаря императрице. Возникает вопрос: может быть, эта развязка — попытка подольститься к царю? дань цензуре, чтобы иметь возможность напечатать повесть о народном восстании с трактовкой образа Пугачева как человека, пытающегося улучшить жизнь народных масс?
Прочтем эпиграф: Мирская молва — Морская волна.
Пословица
О чем же эта пословица? Она говорит: людское мнение, как морская волна — поднимется и схлынет. То есть его можно изменить. Так и Маша сумела изменить мнение императрицы.
Ведь помилование Петруши происходит не благодаря императрице, а благодаря Маше.
Именно она отправляется в Петербург, именно она сумела объяснить, чем были вызваны поступки Гринева, именно она заставила императрицу поверить себе.
Проанализировав эпиграфы к «Капитанской дочке», понимаешь, что они —разгадка, ключ к пониманию авторской позиции по отношению к героям. Ключ к нашему пониманию Пушкина — писателя и гражданина.
(4 votes, average: 4.00
Источник: https://school-essay.ru/rol-epigrafov-v-povesti-pushkina-kapitanskaya-dochka.html