Иллюстрации к повести “портрет” гоголя (картинки, рисунки)

Иллюстрации Кукрыниксов к повести Гоголя “Портрет”

     “Портрет” в иллюстрациях Кукрыниксов – истинно петербургская повесть. Великий город – участник трагедии Андрея Петровича Чарткова, ставшего модным живописцем с “бойкой” кистью.

Холодная и гордая красота Петербурга отталкивает мелочные расчеты спекулятора, как эта же красота принимала и ласкала душу еще юного, бедного, мечтавшего о подлинном творчестве художника.

     Когда-то создавая “Белые ночи” в замечательной технике граттографии (“процарапывания” белого по черному и контраста силуэтов), Мстислав Добужинский впервые в книжной графике сделал Петербург тем действующим лицом иллюстраций, которым он был в повести Достоевского.

     Кукрыниксы дали иной, чем у Добужинского, Петербург.

Менее жесткий и более фантастический, чем у Достоевского, Петербург Гоголя, Петербург теней и расплывающихся в тумане силуэтов, пустынных площадей и гулких набережных, продутых сквозняками перекрестков и тяжелых толчков густой воды в реках и каналах.

Обратите внимание

Это был тот город Гоголя, который каждый из нас ищет в ленинградском пейзаже, вслушиваясь в хлопающие двери тяжелых подъездов доходных домов на Староневском и словно бы различая голоса толпы, описанной в “Петербургских повестях” бедным малороссийским юношей, недавним нежинским гимназистом, чиновником 14-го класса и посетителем занятий живописи в Академии художеств.

       Иллюстраторы применили здесь прием, что был использован в трехтомнике тридцатых годов. Они словно бы присутствовали при происходящем и вводили в книгу читателя участником событий. Иногда и им, и читателю была видна лишь доля происходящего – угол картинной лавочки, где стоит около портрета Чартков, часть фигуры беседующего с ним ростовщика.

Иногда они всматривались в задумчивое, еще не искаженное цинизмом лицо юного и бедного Чарткова, в его фигуру, походку, в его плащ с пелериной и шляпу. Так одет был великий Александр Иванов, когда Гоголь встречал его в Риме в те суровые годы отшельничества, нищеты и высокого творчества, что принесли русскому искусству “Явление Христа народу”.

Чартков, медленно бредущий вдоль Екатерининского канала лицом к зрителю, гамлетовски трагичен. Он делает выбор, и зритель вместе с иллюстраторами словно бы в состоянии остановить его, вмешаться в его решение.

Чартков, встречающий у Летнего сада своего профессора, когда-то предупреждавшего юношу, что у него “начинают слишком бойко кричать краски”, – движется спиной к зрителю. Он не услышит, если его и окликнуть. Он глух к голосу совести, к призывам служения искусству. Сцена овеяна резким невским ветром, освещена бескомпромиссным весенним светом.

Налегке, усиленно прямясь, играя тростью и сдвинув на затылок сверкающий цилиндр, в модном длиннополом сюртуке и белых панталонах денди, вышагивает мимо профессора бывший Чартков.

Обернувшемуся ему вслед профессору Кукрыниксы придали черты Василия Андреевича Тропинина: он преподавал в Академии художеств, посещаемой вольнослушателем Гоголем, но вскоре был отставлен от должности за пробуждение совести в ее учениках – такой вот седой, низенький, толстый…

Не знаю, существовали ли для иллюстраторов эти аналогии с гоголевским окружением, или они давали сходство интуитивно, ведомые лишь стремлением к подлинности и точности. Однако их листы вызывают множество ассоциативных рядов, множество имен для заманчивого установления прототипов.

Из книги: Пистунова А.М. Единосущная троица. – М.

: Советская Россия, 1978 .
*Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив русских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991), Крылов Порфирий Никитич (1902–1990), Соколов Николай Александрович (1903–2000). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники России (1958). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Повесть Н.В.Гоголя “Портрет”

в начало страницы

Источник: https://literatura5.narod.ru/gogol_kukryniksy.html

Картина

Бумага, литография. И: 43,5х34,2. Л: 62х47. Г-4465

Н.В. Гоголь. Портрет. [Повесть]. / Литографии Е. Кибрика. Москва: Художественная литература, 1979. Тираж 20 000 экз.

На Чарткова снизошло озарение: «и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть теплившегося в груди, может быть, развившегося теперь в величии и красоте, может быть даже исторгнувшего слезы изумления и благодарности!» Чартков «как безумный выбежал из залы» с искаженным от ужаса лицом…
В представленной работе, передающей психологически сложную драму личности, всё окутано таинственной дымкой, движением света и теней.

Раскрытию образов «Повети» Н.В. Гоголя способствует выбранная художником техника цветной литографии. Шершавый, крупнозернистый литографский штрих мастера плотно и сочно ложится на страницы книги.
До Е.А. Кибрика «Портрет» Н.В.

Гоголя иллюстрировали Алексей Кравченко и Кукрыниксы.

Важно

Но, несмотря на такую конкуренцию, Евгению Кибрику удалось создать иллюстрации, которые точно передали манеру изложения Гоголя и получили признание, как среди критиков, так и среди широкого круга читателей.

8 (21) февраля 1906, Вознесенск (ныне Николаевской области Украины) – 18 июля 1978, Москва.

Советский график, иллюстратор, живописец, педагог, академик Академии художеств СССР (1962; член-корреспондент 1949), Народный художник СССР (1967), лауреат Сталинской премии третьей степени (1948), Государственной премия СССР (1964), награжден орденом Трудового Красного Знамени (1956), орденом Ленина (1976), медалями СССР.

В 1922-1925 учился в Одесском институте изобразительных искусств у П.Г. Волокидина и Т.Б. Фраермана, в 1925-1927 в Ленинградском высшем художественно-техническом институте, в 1927 перешел в мастерскую П.Н. Филонова. В 1922 сотрудничает с газетой Одесского обкома комсомола «Молодая гвардия», с 1927 сотрудничает с ленинградской газетой «Смена».

В 1930-1932 организует и руководит студией «Изобразительное искусство рабочей молодежи» (ИЗОРАМ) в Москве. С 1932 работал в Ленинграде. Работает в книжной иллюстрации, преимущественно, в технике литографии В годы Великой Отечественной войны выезжал в Самарканд (1942-1943), в 1943 был командирован в Сталинград. С 1943 жил в Москве.

Читайте также:  Иллюстрации к "сказке о золотом петушке" пушкина (картинки, рисунки)

В 1953-1978 руководил мастерской станковой графики, заведовал кафедрой в Государственном художественном институте имени В.И. Сурикова (с 1954 – профессор), с 1958 руководил творческой мастерской графики Академии художеств СССР. С 1954 путешествует за рубежом: по Франции, Италии. Произведения: иллюстрации к «Подпоручику Киже» Ю.Н.

Тынянова (1930), «Кола Брюньону» Р. Роллана (1934-36), «Невской повести» Д.М. Лаврухина (1933), «Тяжёлому дивизиону» А.Г. Лебеденко (1934), «Легенде о Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера (1937-1938), «Тарасу Бульбе» Н.В. Гоголя (1943-1945), «Героическим былинам» (1948-1950), «Как закалялась сталь» Н.А. Островского (1953-1956), «Борису Годунову» А.С.

Пушкина (1959-1964), к повести Н.В. Гоголя «Портрет» (1973-1977), серия рисунков «Земля Узбекистана» и «Фархад-строй» (1943), графическая серия «Сталинград» (1943), серия рисунков «Ленин в 1917 году» (1946-1947), рисунки «Встреча В.И. Ленина на Финляндском вокзале» (1946-1959) и «В. И. Ленин на субботнике» (1953-1959), серия «1917 год» (1967-71).

Автор книги «Работа и мысли художника».

Член объединений: «Мастера аналитического искусства» (с 1926).

Участие в выставках.

Участвовал в выставках с 1927, в том числе: Первая общегородской выставки изобразительных искусств (1930, Ленинград), «Гравюра и литография ленинградских художников за 1933 год» (1934, Ленинград), международная выставка в Париже (1937), Выставка ленинградских художников (1938, Киев), Всесоюзная выставка молодых художников (1939, 1946, Москва), IV передвижная выставка ленинградских художников (1939, Ленинград, «Эстампы» (1940, Киев, Харьков, Одесса), выставка произведений советских художников на темы истории партии (1940, Ленинград), «Лучшие произведения советского искусства» (1942, Новосибирск), Выставка графики, акварели и рисунка советских художников (1946, Варшава), передвижная выставка советских художников (1952, Ашхабад, Сталинабад, Самарканд, Ташкент, Фрунзе, Алма-Ата), передвижная выставка графики (1955, Москва), выставка произведений советских художников в честь ХХ съезда КПСС (1956, Краснодар), «Двести лет Академии художеств СССР» (1957, Ленинград), Всемирная выставка в Брюсселе (1958) международная выставки искусства книги социалистических стран в Лейпциге (1964). Первая всесоюзная выставка акварели (1965, Москва), выставка произведений членов Академии художеств СССР (1971, Баку).

Персональные. Одесса, Харьков (1952), Москва (1956), .

Совет

Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Центрального музея В.И. Ленина, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.

Пушкина, Вознесенского художественного музея Е.А.

Кибрика (Николаевск, Украина), Луганского областного художественного музея (Украина), Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул), Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре,

Источник: https://ghmak.ru/expo/picture.php?id=403&page=1

Русские типы Петра Михайловича Боклевского

В этот день 200 лет назад появился на свет русский художник, график, политический карикатурист, автор гротескных портретов и один из лучших иллюстраторов классических произведений русской литературы своего времени Пётр Михайлович Боклевский.

Сын отставного подпоручика, участника штурма Измаила Михаила Фёдоровича Боклевского и дочери небогатого помещика Марии Даниловны, урожденной Сазоновой, увлекавшейся акварельной живописью, сызмальства проявлял интерес к рисованию. В седьмом классе За отличные успехи в рисовальном искусстве он был даже награжден памятным подарком.

Пётр Михайлович Боклевский.

Автопортрет

Однако учиться Боклевский поступил на юридический факультет Московского университета, который не закончил из-за конфликта с руководством по поводу его критических взглядов на систему крепостного права в России. Вернувшись на родину, поработал заведующим хлебными магазинами и параллельно совершенствовал своё мастерство в рисовании.

Уехав в Петербург в 1845 году, Пётр Михайлович стал вольнослушателем Петербургской Императорской Академии художеств в мастерской Карла Брюллова, но и здесь он на долго не задержался, показав свой непростой характер.

Ученик со скандалом покинул мастера, отказавшись переделывать картину Тайная Вечеря, на которой он изобразил Иисуса Христа и апостолов на крыше здания, сидящими на восточный манер, а не согласно классическим канонам.

Боклевский перешёл в мастерскую Петра Клодта, работавшего в то время над своей знаменитой конной группой для Аничкова моста, где рисовал для скульптора эскизы.

Женский портрет Крестьянская бабаЗа один из созданных портретов Боклевский получил звание художника портретной и акварельной живописи и право на двухлетнюю заграничную командировку по Европе, которую использовал для совершенствования своих живописных навыков.

Художник стажировался в школе Латура и Видаля в Париже, работал на пленэре в Швейцарии, Италии, Испании, Германии, Франции. А после возвращения на родину Пётр Михайлович начал работать как профессиональный художник, получая и частные заказы и работая для популярных иллюстрированных изданий.

Боклевский прославился как политический карикатурист, создав в 1855 году альбом На нынешнюю войну, с карикатурами на англичан времен Крымской войны. К сожалению, найти что-то приличное по качеству из этого альбома мне не удалось.

Карикатуры на английского премьер-министра ПальмерстонаЭтот альбом имел огромный успех, особенно рисунок, изображавший Пальмерстона под сапогом русского солдата. По нему было изготовлено много пепельниц из фарфора и бронзы. Их и сейчас можно встретить в старинных домах и в лавках антикваров.

Карикатуры эти очень понравились только что вступившему на престол императору Александру II, который наградил Боклевского бриллиантовым перстнем (Художник-иллюстратор П.М. Боклевский, его жизнь и творчество К.

Кузьминский, 1910)

Пётр Боклевский, автопортретСвои людиМужской портрет, акварельПортрет молодого человека, акварельОнегин
Евгений Базаров Иллюстрация к роману Тургенева Отцы и дети
Герасим Муму
Высшим достижением Боклевского считаются ироничные, яркие, характерные портреты и иллюстрации к произведениям русских литераторов – Пушкина, Грибоедова, Островского, Тургенева, Достоевского, Мельникова-Печерского и особенно Гоголя. К сожалению, во время пожара, случившегося в имении жены художника, в огне погибли многие его работы, в том числе цикл рисунков к Запискам охотника Тургенева. Семья художника оказалась почти без средств к существованию и для того, чтобы дать детям возможность получить образование, Боклевский вынужден был уехать в Москву и заняться адвокатской практикой.Здесь художник сблизился с литературным миром Москвы, подружился с многими писателями и создал циклы-альбомы литографий и рисунков к их сочинениям. Вот ими я и предлагаю вам полюбоваться…

Читайте также:  Краткое содержание повести "выстрел" пушкина: краткий пересказ ("повести белкина")

Иллюстрации к пьесам Александра Островского. Пётр Михайлович проиллюстрировал пять пьес драматурга.
Свои люди – сочтемся, действие III, явление 4
Свои люди – сочтемся
Бедная невеста. Действие I, явление 2
Бедная невеста. Действие II, явление 5

Бедность не порок. Действие III, явление 1
Бедность не порок. Любим Торцов
Не в свои сани не садись. Действие I, явление 8
Не в свои сани не садись. Действие II, явление 9
Не так живи, как хочется

Иллюстрации к гоголевскому Ревизору

Обратите внимание

ХлестаковОсип…к нам едет ревизорСцена из РевизораГородничийАммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, Городничий, Артемий Филиппович ЗемляникаАнна Андреевна и Мария Антоновна Полиция. Иллюстрация к пьесе Н.В. Гоголя Ревизор, 1856 год
Иллюстрация к комедии Н. В.

Гоголя РевизорХлестаковПётр Михайлович Боклевский так проникался в образы героев пьес, выразительно подчеркивая их жизненность и реалистичность, что многие актёры нередко вплоть до Михаила Чехова, игравшего Хлестакова, специально гримировались под Боклевского.

Несколько иллюстраций к другим произведениям Николая Васильевича Гоголя:
Иллюстрация к повести Старосветские помещики, 1887 год
Пульхерия Ивановна была несколько сурьёзна, почти никогда не смеялась; но на лице и в глазах её было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было лучшего, что вы верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для её доброго лица
Акакий Акакиевич Башмачкин Шинель
Иллюстрация к пьесе Н.В.Гоголя Тяжбаа
Но вершиной творчества Петра Боклевского стали альбомы иллюстраций в поэме Николая Васильевича Гоголя Мёртвые души. Он работал над гоголевскими типами постоянно, вплоть до самой смерти, не боялся изображать в истинном свете чиновников, бюрократию и сильных мира сего, наверное, поэтому его галерея стала самой выразительной и любимой.

Иллюстрации Петра Боклевского к поэме Мёртвые души Н.В. ГоголяЧиновники города NN, 1866 годЧичиковЧичиковПетрушка и СелифанЛакей Петрушка и учитель ЧичиковаЧичиков, Петр Боклевский, 1895 год
Коробочка и Кувшинное рылоГоголь, КоробочкаСобакевичСобакевичСобакевичНоздрёвНоздрёвПлюшкинМанилов МаниловКоробочка и ПетухПородистая стройная девка ТентетниковаЕщё один альбом Гоголевских типов, располагаю иллюстрации в таком порядке, в каком они даны в книге.

ЧичиковСелифанПетрушкаУчитель ЧичиковаМаниловПриказчик МаниловаКоробочкаИван Петрович правитель канцелярииФетинья горничная КоробочкиНоздрёвМижуев, зять НоздрёваСобакевичПлюшкин
Иван Антонович Кувшинное рылоПредседатель палатыПолицмейстерГубернаторДочь губернатораДама, приятная во всех отношенияхПочмейстерКапитан КопейкинВельможаПрокурорПрестарелый повытчикАндрей Иванович ТентетниковПриказчик, Перфильевна, ключница и буфетчик ТентетниковаОнуфрий Иванович ТентетниковОтставной полковник ВышнепокромовЛысый Пимен, целовальникГенерал БетрищевПетухАвтопортретБоклевский пытался выйти за рамки сатиры, иллюстрируя роман П.И. Мельникова-Печерского В лесах, а в 1880-е годы работал над Типами из Достоевского, однако этот цикл остался незавершенным и не был издан в виде альбома.

Чапурин, Игуменья и Стуколов Мельников-Печерский В лесах Иллюстрации к произведениям Фёдора Михайловмча Достоевского:
Варенька Добросёлова и Макар Девушкин. Иллюстрация к повести Бедные люди
Горшков. Иллюстрация к повести Бедные люди
Какой-то чиновник без места, без службы лет семь тому исключённый за что-то. Фамилья его Горшков, такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном, в таком истёртом платье, что больно смотреть…Алёна Ивановна, процентщица и Родион РаскольниковРодион РаскольниковРаскольниковСонечка МармеладоваРодион РаскольниковДуня и РазумихинСкончался Пётр Михайлович Боклевский в Москве, но похоронен был на родине, в Скопинском уезде Рязанской губернии в ограде Свято-Духова монастыря.

Источник: https://pro100-mica.livejournal.com/242402.html

Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя

Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя

Первое графическое воплощение образов поэмы “Мертвые души” было плодом совместного труда рисовальщика Александра Алексеевича Агина (1817-1875) и ксилографа Евстафия Ефимовича Бернардского (1819-1889). Оба художника были уже значительными мастерами, преуспевшими каждый в своей профессии.

«“Мертвые души” быстро разлетелись по Москве, а потом и по всей России, — рассказывал Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). — Книга была раскуплена нарасхват. Впечатления были различны, но равносильны». «”Мертвые души” потрясли всю Россию. Подобное обвинение необходимо было современной России. Это — история болезни, написанная мастерской рукой» (А.Герцен).

Художник Александр Алексеевич Агин

(1817-1875) был среди тех, кто с восторгом

принял «Мертвые души». Прочитав поэму,

он тотчас же заболел ею. Герои Гоголя словно просились н бумагу. Художник загорелся мыслью проиллюстрировать поэму.

… выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжении нескольких минут.

«Разинь, душенька,

свой ротик, я тебе

положу этот кусочек».

«Эк её, дубиноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. – Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!»

Держа в руке чубук и прихлебывая из чашки, он был очень хорош для живописца, не любящего господ прилизанных и завитых…

слушал все по-прежнему… и хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует…

И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства… лицо … вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственнее и пошлее.

Возвращение от прокурора

Бал у губернатора

Читайте также:  Краткий пересказ комедии "горе от ума" грибоедова по действиям (по главам): краткое содержание

  Герои Гоголя не были для П. Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.

Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.

Унёсся фантазией под облака…

набирают

понемногу деньжонок в

пестрядевые мешочки…

был в некотором отношении

исторический человек

Приторная любезность

отъявленного плута

Помещик-кулак.

Угрюмая свирепость цепного пса

 … воплощение бесчеловечной,

мертвящей алчности.

Огромное количество вариантов портретов героев “Ревизора” создано художником за сорок лет. Многие актёры, играя в “Ревизоре” , в костюме и гриме стремились воплотить персонажи Боклевского.

Капитан Копейкин

Семейство Городничего представляется Хлестакову

Городничий и купцы

“Портрет” в иллюстрациях Кукрыниксов – истинно петербургская повесть. Великий город – участник трагедии Андрея Петровича Чарткова, ставшего модным живописцем с “бойкой” кистью.  Чартков, встречающий у Летнего сада своего профессора, когда-то предупреждавшего юношу, что у него “начинают слишком бойко кричать краски”, – движется спиной к зрителю. Он не услышит, если его и окликнуть. Он глух к голосу совести, к призывам служения искусству.

Кукрыниксовский Башмачкин особенно дорог сердцу тем, что каждый лист, где он появляется, будто заставляет услыхать душераздирающий вопрос Акакия Акакиевича.

ни одного слова не отвечал Акакий Акакиевич… только если слишком была невыносима шутка, …он произносил: “оставьте меня, зачем вы меня обижаете”…

Историческая героика повести «Тарас Бульба» привлекла внимание В.М.Васнецова на самом раннем этапе творчества, когда художник еще учился в Академии. Васнецов стремится прежде всего изобразить центральные, героические образы, показать вольную Запорожскую Сечь

М.Г. Дерегус был талантливым живописцем, создал ряд сложных многофигурных композиций; работал в области портрета, пейзажа и бытового жанра. Поэтично запечатлил в своих работах историю, природу, быт, народных героев Украины.

А.М. Каневский. Российский график, Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР.

Д.А. Шмаринов. Работал в монохромных техниках (уголь и черная акварель), всегда добивался большей выразительности, нежели в тех редких случаях, когда применял цвет. В передаче примет времени Шмаринов безукоризненно верен жизненной правде.

Е. Кибрик. Выполненные в суровой и сдержанной реалистической манере, иллюстрации прекрасно доносят романтическую патетику повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

И.Э. Грабарь. Иллюстрации получались настолько удачными, что Игорь Грабарь получил заказ на иллюстрирование книги Гоголя «Шинель», выпускавшейся как своеобразное приложение к «Ниве» в серии собрания сочинений русских классиков.

А. Герасимов. Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками.

«А поворотись-ка, сын!».

«Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!»

« Батько! где ты?

Слышишь ли ты?»

В. Е. Маковский. Особенность иллюстраций Маковского состоит в широком показе бытовой обстановки и пейзажа гоголевской эпохи. Выразительно решены отдельные сцены.

Маниловы

Чичиков и Манилов

«Страшная месть»

Чичиков у Коробочки

А.М. Лаптев проиллюстрировал произведения русской и советской классики: «Мёртвые души» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.

Б. М. Кустодиев  (1878 – 1927). Русский художник. Создал циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/illiustratsii-k-proizviedieniiam-n-v-gogholia

Иллюстрации Маргариты Журавлевой к произведениям. Н. В. Гоголя

Маргарита Журавлева родилась в Москве. В 2001 году окончилаМосковский Государственный Университет Печати по специальностиХудожник-график.

Автор иллюстраций к произведениям Даниила Хармса,Отфрида Пройслера, Ганса Христиана Андерсена, Владимира Маяковского,Сергея Михалкова, Агнии Барто, серии иллюстраций к русским народнымсказкам.

В 2001-2008 – автор более 10-ти персональных и участник

многочисленных коллективных выставок.

 

читать целиком

Серия “Вторая жизнь Гоголя”.

Серия “Вторая жизнь Гоголя” – это попытка графического осмысления взаимопроникновения реальной, бытовой и литературной, мистической жизни Гоголя.

Важно

Серия состоит из трех частей – первая часть, “Вечера”, показывает Гоголя в детстве, портреты ребенка напоминают иллюстрации к “Вечерам на хуторе близ Диканьки”, а сами сцены “Вечеров” наполнены детскими страхами, впечатлениями, ассоциациями с годами, проведенными в Васильевке.

Иллюстрации к повести “Вечера на хуторе близ Диканьки”

Вторая часть серии – “Простая история”, посвящена зрелым годам жизни Гоголя – опыт его общения с окружающими находит отражение в “Петербургских повестях”, жизнь его героев – это отражение самоосознания писателя, ощущения краткости отпущенной ему жизни, страха смерти. Поэтому портреты писателя во второй части – это обобщенные изображения одиноких, неспокойных его персонажей.

Иллюстрации к повестям “Нос”, “Шинель”, “Портрет”.

Иллюстрации к повестям “Старосветсике помещики”и “Записки из сумасшедшего дома”

Третья часть – “Затмение”, показывает последние годы жизни писателя. Религиозные письма, сомнения и тяжелые мысли – ими наполнены иллюстрации и портреты заключительной части трилогии. “Выбранные места из переписки с друзьями” – крайне противоречивое произведение. Мнение В.

Набокова, что Гоголь “погубил” свой гений, “пытаясь стать проповедником”, отражено в портретах третьей части – перед нами усталый человек, переживший свой смех.

 В настоящее время издано шесть книг с ее иллюстрациями. Особо популярной стала авторская книга “Правила кошек”, собрание смешных рисунков и остроумных подписей к ним, написанных Маргаритой.

Графические работы находятся в государственных и частных собраниях в России, Италии, Англии, Германии, Франции.

Работы художника-графика Маргариты Журавлевой

 

Источник: https://alindomik.livejournal.com/1153019.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]