Почему Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”? Возможные версии :
Поэма Гоголя “Мертвые души” по праву может считаться одной из лучших книг русской литературы. Гоголевский язык настолько завораживает, что от книги буквально нельзя оторваться. Великолепная речь писателя заставляет литературоведов по сегодняшний день жалеть о невозможности когда-либо увидеть второй том этого произведения.
Многие поколения исследователей творчества русского писателя задаются вопросом: почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»? Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос.
Вариант первый: второго тома не существовало
Данная версия основана на том факте, что никто не видел рукописный вариант второго тома. Единственный свидетель ее сожжения – Семен, слуга Гоголя. По его словам, писатель велел ему принести рукопись и, бросив в камин, поджег бумагу. Семен якобы просил его не сжигать книгу, на что Николай Васильевич ответил, что это не его дело.
Малограмотность и юный возраст слуги вызывают несерьезное отношение к этой версии. Однако свидетельства современников и исследования черновых материалов заставляют поверить, что второй том существовал. Следовательно, версия о том, что Гоголь сжег второй том, вполне реалистична.
Вариант второй: писатель уничтожил черновой вариант второго тома, а рукопись попала к графу А.П. Толстому
Этот вариант, как и первый, также маловероятен и основан на данных все того же Семена, слуги Гоголя. Даже если предположить, что Толстой решил скрыть существование рукописи, за такое долгое время она обязательно попала бы в руки исследователей творчества писателя. Однако такая версия весьма просто объясняет, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»: он избавлялся от ненужной бумаги.
Вариант третий: писатель сжег второй том книги, будучи в не совсем вменяемом состоянии
Надо сказать, что писатель с раннего возраста был склонен к депрессии, довольно часто у него случались припадки. Известно, что зимой 1852 года на его душевное состояние отрицательно повлияла смерть жены его друга. Писатель очень боялся смерти.
Возможно, он сжег свой труд в возбужденном эмоциональном состоянии, посчитав, например, что его творение недостаточно хорошо.
Эта версия более правдоподобна и объясняет, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», однако в настоящее время она не самая популярная.
Вариант четвертый: Гоголь сжег рукопись ошибочно, перепутав ее с черновиками
Как говорилось выше, информация, полученная от слуги Гоголя, хоть и не совсем точная, однако близка к истине. Известно, что однажды утром писатель поделился с графом Толстым, у которого жил, что, собираясь сжечь некоторые приготовленные им для этого вещи, сжег все. Также он поделился, что в уничтоженных тетрадках было много дельного изложено.
Согласно этой версии Николай Васильевич был доволен своей работой. Конечно, у него случались минуты отчаяния, но это свойственно каждому человеку, тем более творческому. В этом случае ответ на вопрос, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», звучит необыкновенно просто: он ошибся и уничтожил не то, что хотел.
Немного о жанре произведения и его названии
Рассмотрев версии того, почему автор уничтожил свой труд, попробуем разобраться в его жанровых особенностях. Итак, почему Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой. На первый взгляд, такое определение жанра кажется странным. Когда мы слышим слово «поэма», то вспоминаем «Илиаду» и «Одиссею».
На первый взгляд нам кажется, что ничего общего между «Мертвыми душами» и творением Гомера нет. Однако исследователи творчества Гоголя находят подтверждения того, что эти произведения действительно относятся к одному жанру.
В частности, Коробочка является своеобразным олицетворением нимфы Калипсо, отдаленное поместье которой напоминает заброшенный остров. В образе Собакевича можно узнать циклопа Полифема – великана, живущего в берлогах.
Одиссей и Чичиков начинают путешествовать по воле стихий, которые управляют ими. Первый бессилен перед силами природы, второй – перед природой человека.
Авторская исповедь Гоголя
Известен факт, что замысел этой поэмы принадлежал А.С. Пушкину, который восхищался талантом Гоголя описывать портреты людей и подарил Николаю Васильевичу свою идею.
Автор «Мертвых душ» так увлекся работой, что решил написать целых три тома.
Согласно авторскому замыслу вторая и третья части должны были представить нам положительных персонажей и показать нравственный рост главного героя – Чичикова.
Изначально автор планировал написать роман, но из-за большого количества лирических оборотов Гоголь пришел к пониманию необходимости назвать «Мертвые души» не иначе как поэмой. Такое определение жанра произведения самим писателем лишний раз говорит о том, что он не мог уничтожить его по доброй воле, так как слишком дорожил своим детищем. Скорее всего, это действительно была ошибка.
Итак, мы рассмотрели версии того, почему автор уничтожил свое детище. Однако остались черновики. Наибольшей популярностью пользуются первые пять глав уничтоженного тома. Они должны были быть опубликованы в 2010 году, однако этого не произошло. Хочется выразить надежду, что рано или поздно черновой вариант второго тома увидит свет.
Источник: https://www.syl.ru/article/184466/new_pochemu-gogol-sjeg-vtoroy-tom-mertvyih-dush-vozmojnyie-versii
Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
Главный вопрос, на который следует прежде всего ответить, — было ли в действительности это сожжение? Существует несколько точек зрения на это событие.
Первая: Гоголь действительно сжег рукописи второго тома «Мертвых душ» — и сделал он это вполне осознанно.
Вторая: Гоголь уничтожил произведение случайно. Пожелав избавиться от ненужных бумаг, он совершил роковую ошибку: бросил в печь рукопись, над которой в это время работал, — второй том поэмы.Третья: рукопись второго тома была спрятана реакционерами, которые окружали писателя в это время.
В 1959 году в журнале «Октябрь» появилась статья Екатерины Смирновой-Чикиной под названием «Легенда о Гоголе».
В ней говорилось, что Гоголь написал второй том «не так», как от него ждали критики и реакционная часть общественности — включая, например, графа Александра Толстого, в доме которого на Никитском бульваре жил Гоголь и где, собственно, и произошел этот трагический эпизод.
Поэтому недоброжелатели спрятали рукопись, сочинив легенду о ее сожжении.
«Когда появилась статья Смирновой-Чикиной, я был начинающим литературным критиком, почитавшим за честь сотрудничать с журналом «Новый мир». И я пришел в редакцию с предложением выступить против упомянутой статьи.
Александр Твардовский, главный редактор, одобрил эту мысль, а позже Александр Дементьев, бывший в ту пору заместителем главного редактора, передал мне свой разговор с Твардовским.
Последний сказал буквально следующее: «Ишь что она придумала! Они же дворяне, честные люди! Они писем чужих не читали, а тут — «рукопись украли». Как можно было такое написать?!» И действительно, люди вокруг Гоголя были разные, но, фигурально говоря, «писем чужих они не читали». И тем более не воровали рукописей. Обо всем этом я написал в статье-опровержении «Пафос упрощения», которую вскоре напечатали: в «Новом мире» ей была предоставлена, можно сказать, «зеленая улица».
Юрий МаннНаконец, можно назвать еще одну версию: рукопись спрятали люди, благоволившие Гоголю, — чтобы позже, в более счастливое с общественно-политической точки зрения время, явить ее миру.
Особенно удачливой на «находки» утраченных текстов была юбилейная пора (например, 150-летие со дня рождения Гоголя), при этом неопубликованные фрагменты второго тома «Мертвых душ» обнаруживали не только в России, но и за границей. Однако в результате оказывалось, что это были тексты уже известные, лишь с незначительными вариантами.
Так, найденная после смерти Гоголя рукопись второго тома состояла из пяти глав в черновой редакции, с разной степенью завершенности. Литературный критик и историк литературы Степан Шевырев, работавший с этой рукописью, не скрывал ее от общественности, в результате чего возникли многочисленные списки, во многих из которых содержались неточности.
Рукопись «Мертвых душ», в которой наиболее полно был выражен авторский замысел, действительно была сожжена в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года в доме на Никитском бульваре, где в наше время находится мемориальный музей — Дом Н.В. Гоголя. И писатель сделал это добровольно и сознательно.
У этого события был один свидетель — слуга Семен. Когда он увидел, как Гоголь бросает в огонь свои рукописи, он пришел в ужас. На вопрос «Что вы делаете?!» писатель ответил: «Не твое дело» — и продолжил расправу. А завершив дело, горько вздохнул и заплакал.
Почему Гоголь так поступил — сложный вопрос. Скорее всего, на это его толкнули причины психологического, даже психопатологического характера. Но вместе с тем и причины творческого, эстетического свойства, причем полностью отделять одно от другого неправомерно.
Это был не первый случай, когда Гоголь уничтожал свои произведения. Первую рукопись второго тома «Мертвых душ» он сжег еще в 1845 году в состоянии мучительных душевных переживаний. Однако спустя некоторое время, восстановив силы, Гоголь вернулся к работе над своей главной книгой.
«Не оживет, аще не умрет», — сказано в Первом послании апостола Павла коринфянам — и, возможно, эту библейскую ситуацию Гоголь ассоциировал с собственной драмой.
Но его внутренний кризис был очень глубок, а душевных и физических сил осталось слишком мало — и второй том «Мертвых душ» так и не увидел свет.
Источник: https://www.culture.ru/s/vopros/mertvyye-dushi
Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
За Гоголем ухаживали, как за ребенком: обеды, завтраки и ужины подавали куда и когда ему было угодно, стирали одежду и даже раскладывали стиранное по комодам. При нем, кроме домашней прислуги, был молодой малоросс Семен, расторопный и преданный. Во флигеле, где обитал писатель, всегда стояла необыкновенная тишина. Он ходил из угла в угол, сидел, писал или катал хлебные шарики, которые, как он говорил, помогали ему сосредоточиться и решать сложные задачи. Но, несмотря на благоприятные условия для жизни и творчества, в доме на Никитском бульваре разразилась последняя, странная драма в жизни Гоголя.
Многие из тех, кто лично знал Николая Васильевича, считали его человеком скрытным и таинственным. Даже друзья и поклонники его таланта отмечали, что он был склонен к лукавству, обманам и мистификациям. И на просьбу самого Гоголя высказаться о нем, как о человеке, преданный его друг Плетнев, ответил: «Существо скрытное, эгоистическое, надменное, недоверчивое и всем жертвующее для славы…»
Гоголь жил своим творчеством, ради него он обрек себя на бедность. Все его имущество ограничивалось «самым маленьким чемоданом». Второй том «Мертвых душ», главный труд жизни писателя, результат его религиозных исканий, должен был быть скоро завершен. Это был труд, в который он вложил всю правду о России, всю свою любовь к ней. «Труд мой велик, мой подвиг спасителен!» — говорил Гоголь друзьям. Однако в жизни писателя наступил переломный момент…
Началось все в январе 1852 года, когда умерла Е. Хомякова, жена гоголевского друга. Он считал ее достойнейшей женщиной. И после ее смерти признался своему духовнику, протоиерею Матфею (Константиновскому): «На меня нашел страх смерти». С этого момента Николай Васильевич постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. Все тот же отец Матфей требовал от него оставить литературные труды и, наконец, подумать о своем духовном состоянии, умерить свой аппетит и начать поститься. Николай Васильевич, прислушиваясь к советам духовника, стал поститься, хотя и не потерял обычного своего аппетита, поэтому страдал от недостатка пищи, по ночам молился, спал мало.
С точки зрения современной психиатрии можно предположить, что у Гоголя был психоневроз. Подействовала ли на него так сильно смерть Хомяковой или же была еще какая-нибудь причина для развития у писателя невроза — неизвестно. Зато известно, что в детстве у Гоголя были припадки, которые сопровождались тоской и депрессией, настолько сильными, что однажды он сказал: «Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение». А в 1845 году в письме к Н. М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье мое стало плоховато… Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого».
Возможно, что точно такое же «расклеение» подтолкнуло Николая Васильевича совершить самый странный поступок в его биографии. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он позвал к себе Семёна и приказал принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением «Мертвых душ». Под мольбы слуги не губить рукопись, Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а Семену сказал: «Не твое дело! Молись!»
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/23895/
Почему Гоголь сжег второй том Мертвых душ? Факты и домыслы
Поэма (такой жанр своего произведения обозначил автор) Н.В. Гоголя “Мертвые души” – одно из классических произведений русской литературы. А история, произошедшая со вторым томом этого произведения известна даже тем, кто никогда не открывал первый том.
Литературоведы (несмотря на разногласия относительно “силы” или “слабости” второго тома) сходятся в одном – уничтожение Гоголем уже написанного им второго тома Мертвы душ – это одна из самых серьезных утрат в нашей литературе.
Вопрос: Почему гоголь сжег второй том Мертвых душ?”, – возник сразу же после происшествия, и до сих пор единого и однозначного ответа на него нет. Да и с самим сожжением не всё ясно. Как говорится, был ли мальчик?
Версия первая: Гоголь ничего не сжигал, так как второго тома Мертвых душ не существовало
Эта версия опирается на то, что готовую рукопись второго тома поэмы никто не видел, а единственным свидетелем сожжения был слуга Гоголя Семен. Именно с его слов известно о том, что произошло в ту ночь. Якобы, писатель приказал Семену принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением Мертвых душ.
Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а на мольбы слуги не губить рукопись сказал: «Не твое дело! Молись!» Семен же был довольно юн, малограмотен и вполне мог наплести ерунды (это если по простому). Эта версия не воспринимается всерьез большинством исследователей.
Сохранившиеся черновики произведения и свидетельства современников дают основание утверждать, что “беловой” вариант всё-таки существовал.
Версия вторая: Гоголь сжег черновики, а рукопись второго тома Мертвых душ попала (после смерти писателя) к графу А.П. Толстому, у которого Гоголь жил в то время.
Эта версия также основана на ненадежности показаний слуги Семена и также считается маловероятной. У А. Толстого не было никаких причин скрывать рукопись, но даже если бы он это и сделал, за прошедшее с тех пор время рукопись непременно “всплыла” бы.
Версия третья: Гоголь действительно сжег второй том Мертвых душ, так как был недоволен им и находился в помутненном состоянии рассудка.
Эта версия представляется уже более вероятной, так душевное здоровье писателя в тот момент было далеко не блестящим. Гоголь с детства страдал припадками, сопровождавшимися тоской и депрессией. В январе 1852 года, умерла Е. Хомякова, жена гоголевского друга и это событие оказало на писателя чрезвычайно пагубное влияние.
Писателя мучил постоянный страх смерти, а его духовник призывал отказаться от литературного труда, который сам Гоголь считал своим единственным призванием. Конечно, сейчас сложно ставить диагнозы, но очевидно, что рассудок писателя был если не помрачен, то на грани помрачения.
Вполне вероятно, что в порыве самобичевания он мог посчитать свой труд ничтожным и не заслуживающим выйти в свет. Однако, доминирующей на данный момент считается другая версия.
Версия четвертая: Гоголь хотел сжечь черновики, однако, находясь в состоянии полного психического истощения, перепутал их с беловым вариантом.
Считается, что рассказ Семена если не абсолютно точен, то приближен к правде, однако писатель не имел намерения сжигать окончательный вариант. Сторонники этой версии приводят слова Гоголя, сказанные им наутро графу Толстому: “Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё.
Как лукавый силен – вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил… Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало”. Также считается, что в целом, за исключением минут депрессии, Гоголь был доволен написанным.
Хотя при работе над вторым томом значение произведения в представлении писателя вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически не реализуемым.
Несмотря на то, что Гоголь сжег рукопись окончательного варианта второго тома поэмы, черновые записи остались. В настоящее время наиболее полная рукопись первых пяти глав второго тома принадлежит американскому бизнесмену российского происхождения Тимуру Абдуллаеву.
Она должна была войти в Полное собрание сочинений и писем писателя, изданное в 2010 году, однако по неизвестным причинам этого не произошло. Тем не менее, вопрос: “Почему Гоголь сжег второй том Мертвых душ”, – решен не до конца, хотя и есть наиболее вероятная версия.
Источник: https://bookmix.ru/blogs/note.phtml?id=12882
Почему Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”?
«Мертвые души» – знаковое произведение в творчестве Николая Васильевича Гоголя. В нем он хотел показать Россию без прикрас, с ее проблемами и позорными грехами.
Свою работу сам Гоголь оценивал очень высоко и возлагал на нее большие надежды, надеясь донести свои мысли, искренние переживания до народа. Однако изданным оказался только первый том. Второй том писатель уничтожил.
Рассмотрим далее, почему он сжег второй том “Мертвых душ”.
Судьба второго тома «Мертвых душ»
Сразу хотелось бы отметить, что к моменту работы над второй частью своего главного произведения Гоголь был в очень сложном состоянии с психологической точки зрения. Нервный, очень непростой по характеру, недоверчивый, скрытный, Николай Васильевич жил тяжело, часто пребывал в состоянии депрессии, нервозности.
После смерти одной из близких знакомых (а может быть, не только по этой причине), писатель жаловался друзьям на появившуюся у него маниакальную боязнь кончины. Он чувствовал себя обессиленным, измученным, стал плохо спать.
В одну из таких бессонных, полных терзаний ночей с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь приказал юному слуге Семену принести чемодан с рукописями для продолжения произведения. После этого писатель выбросил все тетради в горящий камин и сжег 2 том “Мертвых душ”.
Позже он с колоссальной горечью будет рассказывать своему другу, графу Толстому, что уничтожил продолжение повести по непростительной ошибке, на которую его словно толкнул дьявол.
Кроме того, существуют другие версии случившегося:
- Полноценной второй части на самом деле не было. Гоголь ее так и не написал, а потому просто придумал про сжигание рукописей.
- Николай Васильевич не смог написать такую вторую часть, которая бы смогла соревноваться в гениальности с первой. А потому решил уничтожить книгу, не решаясь ее представить общественности.
- Склонный к мистификации, религиозный, Гоголь посчитал подобный акт сожжения символичным, принеся лучшее произведение своей жизни на алтарь Божий.
- Продолжение произведения ему приказал сделать император. В нем писатель должен был показать уже образумившихся, покаявшихся чиновников. Но подобная задумка противоречила тому, как хотел подать историю сам писатель, а потому Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”.
- Любящий славу, умеющий привлечь внимание, Николай Васильевич, возможно, решил просто прибавить шумихи к своей книге. Ведь ничто не тревожит так сильно, как непознанное. И в этом случае его задумка удалась, так как заветный второй том сегодня обсуждают чуть ли не чаще, чем вышедшее в печать произведение.
Также в некоторых источниках можно прочесть о том, что повесть у писателя украли недоброжелатели, а история про сожжение была придумана для того, чтобы скрыть настоящую правду.
Возможно, вам будет интересна и другая наша статья Зачем Чичикову мертвые души.
Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/pisateli/pochemu-gogol-szheg-vtoroj-tom-mertvyh-dush
Тайна второго тома “Мертвых душ” Гоголя может раскрыться – Дмитрий Бак
Тайна классика
По словам Бака, в основном наследие Гоголя изучено, и в этом, отметил профессор, большой вклад ученых XIX века, например, Николая Тихонравова, который прокомментировал все основные произведения писателя. Но, подчеркнул собеседник агентства, остается еще множество тайн, связанных и с жизнью, и с творчеством Гоголя, например, тайна второго тома “Мертвых душ”.
“Известно, что перед смертью Гоголь сжег рукопись второго тома “Мертвых душ”, за исключением нескольких начальных глав.
Но это произведение имеет настолько мощную энергетику, настолько понятно, какой замысел оно в себе несло, что можно сказать – оно существует, – рассказал Бак.
– Этот том, в отличие от первого, должен быть посвящен светлым сторонам жизни России. Возможно, что мы когда-нибудь найдем другие его фрагменты, которые могут лежать в архивах”.
Но главная тайна Гоголя даже не сожженная рукопись второго тома. Самое существенное состоит, по мнению Бака, в том, что неисчерпаемы произведения писателя, они “многотолкуемы”, потому каждое новое поколение читает их по-своему, открывает неожиданные смыслы.
“Например, по понятным причинам, в советское время недостаточное внимание уделялось религиозности самого Гоголя и вероучительным проблемам в его творчестве. И здесь еще непочатый край работы, – отметил Бак.
Он также рассказал, что, помимо писательского дара, Гоголь обладал талантом комического актера, славился своим лицедейством. А еще создал специальный труд о церковных службах – “Размышление о Божественной литургии”.
Гоголь всегда очень пристально вглядывался в окружающий мир. “Он стремился к доскональной осведомленности обо всем, что упоминалось в его книгах, будь то события исторического прошлого или народные малороссийские легенды. В письмах своим родственникам он все время просил их сообщать ему народные приметы, песни, детали быта”, – добавил профессор.
По словам Бака, точность и конкретность деталей в произведениях Гоголя просто потрясает. “Для него важно все – как называется трава, растущая у порога, названия одежды, утвари и так далее. К “Вечерам на хуторе близ Диканьки” приложен небольшой словарь, где Гоголь объясняет некоторые малороссийские понятия”, – подчеркнул профессор.
Явление Христа
Дмитрий Бак подчеркнул малоизвестную, но важную деталь: на знаменитой картине Александра Иванова “Явление Мессии” (или “Явление Христа народу”) – в облике одного из персонажей изображен Гоголь.
“Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом.
Портретное сходство с Гоголем очевидно “, – отметил профессор.
По его словам, Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы. Художник тонко почувствовал и изобразил на картине гоголевскую «избранность», которую остро переживал и сам писатель.
“Современники нередко упрекали Гоголя в гордыне, особенно после выхода в свет в 1847 году книги “Выбранные места из переписки с друзьями”. Писатель был убежден в том, что его голос должна услышать вся Россия и преобразиться от его книг. В этом он видел смысл своей жизни и труда, воспринимал свое писательство как своего рода мессианство”, – отметил Бак.
В самом деле, Гоголь завещал похоронить его только после того, как появятся явные признаки тления, поскольку иногда впадал в летаргические состояния. Но все толки о том, перевернулся ли Гоголь в гробу, нет ли – лишь досужие пересуды обывателей.
“Писатель пережил страшную душевную трагедию, которая и привела его к смерти.
Вопреки собственному призыву к нравственной проповеди, к изображению вечных ценностей, светлых сторон жизни, он так и не смог от сатирического изображения России в первом томе своей великой поэмы перейти к изображению позитивному. Второй том “Мертвых душ” был сожжен, а с ним сгорела и жизнь великого наследника Пушкина”, – добавил Бак.
Источник: https://ria.ru/20090216/162237939.html
История создания поэмы «Мертвые души». Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
История создания
Н.В. Гоголь считал А.С. Пушкина своим учителем, «подарившем» благодарному ученику сюжет о похождениях Чичикова. Поэт был уверен, что только Николаю Васильевичу, обладающему от бога неповторимым талантом, подвластно реализовать эту «задумку».
Писатель любил Италию, Рим. На земле великого Данте он приступил к работе над книгой, предполагающей трёхчастную композицию, в 1835 году. Поэма должна была быть похожей на «Божественную комедию» Данте, изображать погружение героя в ад, его странствия в чистилище и воскрешение его души в раю.
Творческий процесс продолжался в течение шести лет. Замысел грандиозной картины, изображающей не только «всю Русь» настоящую, но и будущую, раскрывал «несметные богатства русского духа». В феврале 1837 года умирает Пушкин, «священным завещанием» которого для Гоголя становятся «Мертвые души»: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою».
Первый том был завершён летом 1841 года, однако не сразу нашёл своего читателя. У цензуры вызвала возмущение «Повесть о капитане Копейкине», а название привело в недоумение. Пришлось пойти на уступки, начав заголовок с интригующей фразы «Похождения Чичикова». Поэтому книга была опубликована лишь в 1842 году.
Спустя некоторое время, Гоголь пишет второй том, но, недовольный получившимся результатом, сжигает его.
Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
В какой-то момент в сознании писателя начинает преобладать мысль о мессии, позволяющая «предвидеть» возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Прогрессирующее «превращение» человека в «мертвеца» Гоголь надеется повернуть вспять.
Но, столкнувшись с реальностью, автор переживает глубокое разочарование: герои и их судьбы выходят из-под пера надуманными, безжизненными. Не получилось. Надвигающийся кризис в мировосприятии и стал причиной уничтожения второй книги.
В сохранившихся отрывках из второго тома отчетливо видно, что писатель изображает Чичикова не в процессе раскаяния, а в полете к пропасти. Он все-таки преуспевает в авантюрах, облачается в дьявольски-красный фрак и преступает закон.
Его разоблачение не предвещает ничего хорошего, ведь в его реакции читатель не увидит внезапного прозрения или краски стыда. Ему даже не верится в возможность существования таких фрагментов хоть когда-либо.
Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради воплощения собственного замысла.
Источник: https://rulit.online/articles/istoriya-sozdaniya-poemy-mertvye-dushi-pochemu-gogol-szheg-vtoroj-tom-mertvyh-dush/
Прощайте, Чичиков! Почему Гоголь сжег второй том
Искусство и развлечения 22 сентября 2013
Те, кто хоть иногда читают книжки, прекрасно знают, что известно о многих классических трудах тех или иных мастеров слова, так и не дошедших до наших дней…
Самым ярким, безусловно, считается главный труд всей жизни Н.В. Гоголя – второй том известного нам по школе романа о помещике Чичикове.
Друзья, сегодня мы с вами постараемся понять, почему Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”.
В конце жизни писатель проживал в Москве. Его дом находился на Никитском бульваре. Это имение юридически принадлежало графу Алексею Толстому, который и приютил в нем одинокого писателя. Предание гласит, что именно там Гоголь уничтожил свой самый главный литературный труд.
На первый взгляд, писатель жил в достатке – у него не было собственной семьи, а значит, его никто и ничто не могло отвлечь от работы, у него была постоянная крыша над головой.
Но что же случилось? Почему Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”? Что происходило в его сознании в тот момент, когда он поджигал свои рукописи?
Ни кола, ни двора…
Мало кто знает, что Николай Васильевич вложил в свое творчество все! Он жил лишь им одним. Ради творчества писатель обрек себя на бедность. Тогда говорили, что все гоголевское имущество было ограничено одним лишь “чемоданчиком с бумажками”.
Его главный труд вот-вот уже подходил к своему завершению. В него он вложил всю душу. Это было результатом религиозных происков; это была вся правда о России и вся любовь к ней… Сам писатель говорил, что его труд – велик, а подвиг – спасителен.
Но роману так и не суждено было появиться на свет: Гоголь сжег “Мертвые души” из-за женщины…
О, милая Екатерина!
В жизни Николая Васильевича произошел настоящий перелом. Все началось январским утром 1852-го года. Именно тогда опочила некто Екатерина Хомякова – супруга одного из гоголевских друзей. Дело в том, что сам писатель искренне считал ее достойнейшей женщиной.
Некоторые литературоведы говорят, что он был тайно в нее влюблен и не раз завуалировано упоминал о ней в своем творчестве. После ее кончины писатель сказал своему духовнику Матфею, что его ни с того ни с сего охватил страх смерти! Теперь Гоголь постоянно думал о своей будущей кончине, у него случался упадок сил, были депрессии…
Отец Матфей настоятельно советовал писателю подумать о духовном состоянии, оставив свои литературные труды.
Диагноз: психоневроз
“Психоневроз! Вот почему Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”, – именно такое мнение высказывают современные психиатры. Они говорят, что подобное состояние может довести любого человека до самоубийства, не говоря уже о порче собственного имущества или каких-либо трудов. Каким же образом Гоголь сжег второй том своего романа?
Чичиков, прощайте!
24 февраля, 1852 год. Ночь. Писатель подозвал своего управляющего – Семена, приказав ему принести свой портфель с рукописями продолжения романа. Под мольбы Семена одуматься и не уничтожать свои литературные труды, Николай Васильевич со словами: “Это не твое дело”, направленными в адрес управляющего, швырнул рукописные тетради в камин и поднес к ним горящую свечу…
Лукавый силен!
Наутро писатель был ошеломлен собственным поступком. Оправдываясь перед графом Толстым, он сказал: “Я всего лишь собирался уничтожить некоторые вещи, уже заранее приготовленные, а уничтожил все…
Как же силен лукавый! Вот что он сделал со мной и моими трудами! Только вы знайте, что там я очень много дельного изложил и все уяснил…”.
По словам писателя, он хотел подарить каждому из своих друзей по тетрадке на память, но не сбылась его мечта…
От автора
Вот так, друзья, бывает в жизни. Как говорят, если человек – талантлив, то это проявляется во всем. Возможно, именно гений писателя является объяснением того, почему Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”.
Как бы то ни было, а современные литературоведы все до одного сходятся в том, что экзекуция продолжения романа о Чичикове – это самая настоящая утрата для всей мировой литературы!
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/133464/
Отчего Гоголь сжёг продолжение «Мёртвых душ»
Загадка уничтожения Николаем Васильевичем Гоголем рукописи продолжения «Мёртвых душ», тесно связанная с загадкой его помешательства и смерти, долго ещё будет приковывать внимание историков русской литературы и биографов великого писателя.
Замысел произведения
От второго тома «Мёртвых душ» уцелели лишь первые четыре главы (не полностью) и отрывки из последних глав. Гоголь намеревался написать ещё и третий том (возможно, даже начал писать), про сюжет которого известно очень мало.
Гоголь был натурой крайне впечатлительной, нервно неуравновешенной, склонной к мистицизму. Последнее десятилетие его короткой драматической жизни полно признаков начавшегося раздвоения личности.
Будучи не в силах отказаться от сатиры на окружающую действительность, Гоголь всё чаще сомневался в полезности такого рода творчества, причём не столько для общества, сколько для спасения собственной души, так как всю жизнь оставался верующим православным человеком.
Первый том «Мёртвых душ», задуманных им как эпическая поэма в прозе о современной писателю России ещё в 1835 году, опубликованный в 1842 году, принёс автору признание многочисленных читателей. Разумеется, не обошлось и без критики недоброжелателей, причём весьма жёсткой. Гоголь предвидел эту критику и даже снабдил окончание первого тома таким издевательским пассажем:
«Ещё падёт обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устроивая судьбу свою на счёт других; но как только случится, по мненью их, оскорбительное для отечества, появится какая-нибудь книга, в которой скажется иногда горькая правда, они выбегут со всех углов… и подымут крики: “Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом? Ведь это всё, что ни описано здесь, это всё наше, – хорошо ли это? А что скажут иностранцы? Разве весело слушать дурное мнение о себе?”»
Гоголь ещё до завершения работы над первым томом «Мёртвых душ» планировал, что во втором томе он выведет, наряду с отрицательными образами персонажей («Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», – писал Гоголь о первом томе своего произведения), положительных героев. А в третьем томе должно было совершиться моральное перерождение самого главного героя – мошенника Чичикова. Таким образом, писатель не зацикливался только на негативе, а собирался показать возможность преодоления пошлости окружающей жизни, как это виделось ему.
Фабула несохранившихся частей
Сохранившиеся отрывки и упоминания в письмах дают возможность приблизительно наметить развитие дальнейшего повествования в «Мёртвых душах». Во втором томе похождения Чичикова приводят к его разоблачению, в третьем томе он оказывается в сибирской ссылке и здесь в нём происходит душевный перелом, наставление на путь истинный.
Известны и образы положительных героев.
Так, одним из них выведен помещик Константин Фёдорович Костанжогло, рачительный хозяин, заботящийся о благополучии и платёжеспособности своих крепостных крестьян, сам практичный предприниматель, у которого ни одна тряпка в хозяйстве не пропадает даром, без того, чтобы не извлечь из неё прибыли.
Это и купец-миллионщик Афанасий Васильевич Муразов, занимающийся благотворительностью, вразумляющий промотавшегося помещика Хлобуева. Это, наконец, не названный по имени генерал-губернатор, предпринимающий героическую попытку искоренить коррупцию в чиновничестве вверенной ему губернии.
Можно найти безусловно положительное и в ленивом помещике-идеалисте Тентетникове, который в третьем томе должен был оказаться вместе с Чичиковым в ссылке за свои политические увлечения молодости, и туда к нему должна была приехать его возлюбленная, дочь генерала Бетрищева (явная аллюзия на жён декабристов). Их влиянию придавалось немалое значение в духовном преображении Чичикова.
Есть там, конечно, и комичные персонажи, вроде обжоры помещика Петуха или отставного полковника Кошкарёва, который завёл у себя в поместье подобие бюрократического государства, меж тем как хозяйство у него в полном запустении, а имение заложено в казну.
Советская литературная критика потратила немало бумаги, чтобы «доказать» беспочвенность и «реакционную сущность» положительных образов второго тома «Мёртвых душ». С ней всё ясно – если писатель не предлагал «революционного способа» преобразования российской действительности, значит, его творчество «реакционно».
Душевный кризис писателя
Отрицательные характеристики продолжения «Мёртвых душ» базировались главным образом на резких отзывах В.Г. Белинского.
Между писателем и критиком, после выхода в свет в 1847 году гоголевских «Выбранных мест из переписки с друзьями», произошёл разрыв, который Гоголь, несомненно, очень болезненно переживал.
В то время как друзья из «прогрессивной общественности» тянули его в сторону оппозиции власти и церкви, Гоголь был убеждён, что исправление России – на пути возвращения всех людей к христианским заповедям.
Гоголь становится всё более религиозен, мучительно переживает своё прежнее творчество, часто считая греховным всё ранее написанное им. Рукопись второго тома «Мёртвых душ» он жёг дважды: первый раз в 1845 году, второй раз за несколько дней до смерти (впрочем, на сей счёт есть несколько версий).
Всё больше стремясь найти в православии ответ на мучившие его вопросы, Гоголь предпринимает паломничество в Иерусалим (оно его разочаровало), сближается со знаменитым проповедником, протоиереем Матфеем Константиновским. Сначала они ведут переписку, а с 1849 года встречаются регулярно.
Константиновского, сурового в обличениях, ревностного гонителя старообрядчества, некоторые считают вторым (после Белинского) «злым гением» Гоголя, приблизившим безвременную кончину писателя.
Встречались они и накануне Великого поста 1852 года, после чего Гоголь стал «говеть», но не так, как православный, а просто отказался от приёма пищи и умер от голода (когда за него взялись врачи, было уже поздно).
Но из факта этой встречи нельзя делать вывода, что именно она привела Гоголя к роковому концу. Решение Гоголя было равносильно самоубийству, осуждаемому церковью как тягчайший грех.
Константиновский осуждал многое из написанного Гоголем, но характер сохранившегося последнего его письма к Гоголю показывает, что тон протоиерея был далёк от требований огульного покаяния писателя за всё его творчество (предыдущие письма не сохранились): «Прошу Вас, не унывайте, не отчаивайтесь, во всём благодушествуйте.
Как можно, если не сердце, то, по крайней мере, ум Ваш держите поближе к Иисусу Христу». Как видим, духовник всеми силами пытался, как умел, ободрить Гоголя в его душевных терзаниях.
Внешние обстоятельства могут лишь дать толчок помешательству, но его причины всегда внутренние. Роковую роль с Гоголем сыграла его впечатлительность.
Источник: https://cyrillitsa.ru/history/76680-otchego-gogol-szhyog-prodolzhenie-myort.html
Как Гоголь чуть не сжёг коррупцию. О чем был второй том «Мёртвых душ»?
Жизнь и смерть великого русского писателя полны загадок. Разгадку одной из них, возможно, обнаружил «АиФ».
Почему власти СССР внезапно решили перезахоронить Гоголя на втором по значению кладбище страны – Новодевичьем? Зачем распорядились установить ему в самом сердце столицы новый величественный памятник? Не потому ли, что коммунистический вождь обнаружил в гоголевском творчестве НЕЧТО, что, по его представлению, превращало дореволюционного писателя в идейно близкого новой власти «инженера человеческих душ»?
Летаргический сон, врачебная ошибка или суицид? Загадка смерти Гоголя
Со школьной скамьи мы помним, что Гоголь сжёг второй том своих «Мёртвых душ». Это правда, но… кое-что из продолжения великой поэмы всё же сохранилось. Приговор многих литературоведов оказался суров – дескать, написать такое мог только сумасшедший. Гоголь действительно был серьёзно болен и психически подавлен организованной против него травлей.
Но вряд ли то, что он написал в сохранившихся главах второго тома «Мёртвых душ», свидетельствует о его неадекватности.
Если это был бред сумасшедшего, то почему более 150 лет (!) замалчивается всё то, что, как любил говорить сам Гоголь, «вопиёт» в нашей стране? К примеру – поразительное по своей точности и не утратившее своей злободневности описание охватившей Россию коррупции?
Однако, прежде чем процитировать отрывок из недогоревшего тома «Мёртвых душ», сохранившегося в Российской государственной библиотеке (бывшей «Ленинке»), совершим небольшой экскурс в прошлое.
«Священное завещание»
Николай Гоголь родился в 1809 году 1 апреля (20 марта по старому стилю) в украинском местечке Большие Сорочинцы, что недалеко от Миргорода. Его отец – помещик Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский – имел своеобразное хобби: он сочинял и сам исполнял в домашнем театре народные комедии. Будущему гению русской словесности было с кого брать пример.
Очень нервный вечер. Как Николай I и Гоголь постановку «Ревизора» смотрели
Опустив подробности биографии, напомним о событиях, ставших поворотными в судьбе писателя. 20 мая 1831 года произошло знакомство Гоголя с Пушкиным, которое произвело революцию в молодом 22-летнем человеке, мечтавшем прославиться своими стихотворными сочинениями.
Однако Пушкин разглядел в начинающем литераторе необыкновенный талант писателя. В итоге подсказанный Пушкиным «Ревизор» в 1836 году превратил огромное затхлое болото России в неутихающий от свежих ветров океан так, что… Гоголю пришлось покинуть Родину.
Власти были возмущены «Ревизором» настолько, что заговорили о ссылке Гоголя в Сибирь!
27-летний гений бежит в Швейцарию, оттуда – в Париж, и наконец – в Рим, который станет его любимым городом. Именно в Риме он завершит начатый ещё в 1835 г. первый том поэмы «Мёртвые души».
Страшная весть об убийстве Пушкина настигнет его в Париже. Потрясённый Гоголь напишет в Россию: «Хотя бы умирал с голода, я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».
И правда, «с этих пор» он сделал «Мёртвые души» главным делом на все оставшиеся годы. Даже когда не на что было жить, он старался избегать побочных заработков. За границей, где Гоголь с перерывами провёл почти 12 лет, это давалось трудно. Положение осложнялось такими тяжёлыми болезненными состояниями, что летом 1845 г.
он вынужден был написать завещание и, не веря, что выживет и справится с охватившей его душевной и творческой безысходностью, в Германии предпринял первую попытку сжечь рукопись второго тома «Мёртвых душ». И это после того, как первый том, изданный в 1842 г., сделал его имя бессмертным.
Не помогли Гоголю ни уход в религию, ни даже поездка в Иерусалим, где он мистически рассчитывал оказаться ближе к Богу и найти спасение… Положение писателя усугублялось нагнетанием религиозных страстей тем окружением, в которое он попал, вернувшись весной 1848 г. в Россию.
Особенно действовал на нервы фанатик Матвей Константиновский, убеждавший Гоголя отречься от «противного Богу» его прежнего творчества, в котором он якобы неосмотрительно и излишне резко написал, какие лица управляют Россией… Для человека очень набожного, каким Гоголь стал к концу жизни, всякая власть – от Бога и уже поэтому не может быть порочной. Но, как настоящий писатель, он не мог не сказать о том, что видел в действительности. Из-за этого противоречия психические расстройства усилились, и он снова принялся жечь рукописи. Жизнь самого Гоголя сгорела спустя несколько дней после его «творческого самосожжения» – 4 марта 1852 г. (21 февраля по ст. ст.).
Гоголю от советского правительства
Хоронили Гоголя дважды. Первый раз – на кладбище Данилова монастыря. Второй раз – в 1931 г. на Новодевичьем, по распоряжению Сталина. Подробности перезахоронения полны легенд.
До сих пор ходят слухи: дескать, когда вскрыли гроб, то увидели, что Гоголь лежит лицом вниз, а чуть ли не вся крышка изнутри исцарапана ногтями. Вроде бы не умер тогда Гоголь, а, измучившись от физических и психических страданий, впал в летаргический сон.
Так его и похоронили! Правда, другие утверждают, что в гробу головы вообще не было…
«Болезнь в кишках»? Какими недугами страдал Николай Гоголь
К столетию со дня рождения близ Арбатской площади ему поставили памятник, который якобы очень не нравился Сталину (теперь этот памятник во дворе того дома, где гений русского слова умер). В 1952 г. Сталин велел заменить арбатский памятник на более величественный… с надписью «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от Правительства Советского Союза».
Перед тем как перейти к упоминаемому в начале отрывку, зададимся вопросом: не его ли прочитал Иосиф Виссарионович, прежде чем решился воздать писателю посмертные почести? Почести, подобающие не просто гениальному литератору, но СОРАТНИКУ И ЕДИНОМЫШЛЕННИКУ, в чьём творчестве он увидел пророческое описание своей собственной миссии очищения России от поразивших её пороков?
Итак, обратимся к первоисточнику – одному из уцелевших отрывков из второго тома «Мёртвых душ». Описываемое там событие происходит после того, как, выпустив разоблачённого Чичикова из тюрьмы, главный в городе человек собрал подозреваемую в связях с Чичиковым элиту, чтобы произнести речь.
«Топор на головы виновных»
«…В большом зале генерал-губернаторского дома собралось всё чиновное сословие города, начиная от губернатора до титулярного советника: правители канцелярий и дел, советники, асессоры, Кислоедов, Красноносов, Самосвистов, не бравшие, бравшие, кривившие душой, полукривившие и вовсе не кривившие, – всё ожидало с некоторым не совсем спокойным ожиданием генеральского выхода. Князь вышел ни мрачный, ни ясный: взор его был твёрд, так же, как и шаг… Всё чиновное собрание поклонилось, многие – в пояс. Ответив лёгким поклоном, князь начал:
– … Я почёл приличным повидаться с вами всеми и даже объяснить вам отчасти причину. У нас завязалось дело очень соблазнительное. Я полагаю, что многие из предстоящих знают, о каком деле я говорю.
Дело это повело за собою открытие и других, не менее бесчестных дел, в которых замешались даже наконец и такие люди, которых я доселе почитал честными… (…) Но дело в том, что я намерен это следить не формальным следованьем по бумагам, а военным быстрым судом, как в военное время (здесь и далее – выделено редакцией)… В таком случае, когда нет возможности произвести дело гражданским образом, когда горят шкафы с бумагами и, наконец, излишеством лживых посторонних показаний и ложными доносами стараются затемнить и без того довольно тёмное дело, – я полагаю военный суд единственным средством и желаю знать мнение ваше.
Князь остановился, как бы ожидая ответа. Всё стояло, потупив глаза в землю. Многие были бледны. (…)
Неоконченный роман. Неизвестные финалы культовых книг
– Само по себе, что главным зачинщикам должно последовать лишение чинов и имущества, прочим – отрешение от мест. Само собою разумеется, что в числе их пострадает и множество невинных. Что ж делать? Дело слишком бесчестное и вопиет о правосудии.
Хотя я знаю, что это будет даже и не в урок другим, потому что на место выгнанных явятся другие, и те самые, которые дотоле были честны, сделаются бесчестными, и те самые, которые удостоены будут доверенности, обманут и продадут, несмотря на всё это, я должен поступить жестоко, потому что вопиет правосудие.
Знаю, что меня будут обвинять в суровой жестокости… Я должен обратиться теперь только в одно бесчувственное орудие правосудия, в топор, который должен упасть на головы виновных.
Содроганье невольно пробежало по всем лицам.
Князь был спокоен. Ни гнева, ни возмущенья душевного не выражало его лицо.
– (…) Вот моя просьба. Знаю, что никакими средствами, никакими страхами, никакими наказаниями нельзя искоренить неправды: она слишком уже глубоко вкоренилась. Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже и для таких людей, которые и не рождены быть бесчестными. Знаю, что уже почти невозможно многим идти противу всеобщего теченья.
Но я теперь должен, как в решительную и священную минуту, когда приходится спасать своё отечество, когда всякий гражданин несёт всё и жертвует всем, – я должен сделать клич, хотя к тем, у которых ещё есть в груди русское сердце и понятно сколько-нибудь слово «благородство».
Что тут говорить о том, кто более из нас виноват! Я, может быть, больше всех виноват; я, может быть, слишком сурово вас принял вначале; может быть, излишней подозрительностью я оттолкнул из вас тех, которые искренно хотели мне быть полезными… (…) Но оставим теперь в сторону, кто кого больше виноват.
Дело в том, что пришло нам время спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплемённых языков, а от нас самих; что уже, мимо законного управленья, образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного. Установились свои условия; всё оценено, и цены даже приведены во всеобщую известность.
И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла, как ни ограничивай он в действиях дурных чиновников приставленьем в надзиратели других чиновников. Всё будет безуспешно, покуда не почувствовал из нас всяк, что он так же, как в эпоху восстанья народ вооружался против врагов, так должен восстать против неправды.
Как русский, как связанный с вами единокровным родством, одной и тою же кровью, я теперь обращаюсь к вам. Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку…»
На этом попавшая мне на глаза перепечатка несгоревшей рукописи обрывается. Но и её достаточно, чтобы увидеть: Гоголь хотел вынести приговор коррумпированной российской бюрократии и обосновать потребность России в «сильной руке». Не исключаю, что после публикации этого отрывка найдутся большие и нечистые на руку чиновники, готовые снова запретить Гоголя – но теперь как писателя из ближнего, недружественного нам, зарубежья…
Источник: https://aif.md/kak-gogol-chut-ne-szhjog-korrupciju-o-chem-byl-vtoroj-tom-mjortvyh-dush/
Почему Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”?
Почему Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”?
Во время работы над вторым томом «Мертвых душ» у Гоголя исчезло былое восхищение козацкой Малороссией, а понятие родины приобрело иной смысл!И этот 2 том оказался слабее!
А был ли этот второй том, ведь никто не знает.
Николай Васильевич, вовремя осознав, что в своей социальной сатире перешел некую черту дозволенности, одумался и спалил “творение” в печи.
аверное пришли его души с первого тома …и говорят…-ты еще с нами до конца не разобралси…не устроил до конца…а уже за вторую партию принялси…бунт подняли…не будем мы спокойно сидеть…некоторые в барабашек превратились,некоторые в приведений…
а некоторые на тарелках стали летать…ой народу недовольного поперло…
итог….расстроилси Гоголь…в это время он второй том писал…и как от расстройства бросит свой том в огонь….на том дело и кончилось….но до сих пор молва молвит…про всяко странности…
указаные выше….
А может сжег и не он. А может во втором томе была описана еще более грандиозная финансовая афера. И тот кто прочитал, сжег, чтобы воспользоваться самому 🙂 и чтобы никто его не раскусил :-))
Все просто – он не хотел разбавлять гениальное творение обычной тавтологией.
Потому что замысел его был не реален, а идеален. И он увидел, что во втором томе нет жизни. А в первом, со всей его гадостью – есть. Ведь он задумывал произведение подобное “Божественной комедии”. В первом томе – Ад, спуск всё ниже и ниже до Плюшкина.. . Во втором должно было быть Чистилище. Но он понял, что даже чистилищу на земле не быть, не говоря о рае.
Наверное, он показался ему недостаточно хорошим для ЕГО уровня.
Попробуйте полистать “Избранные места из переписки с друзьями. ”
Думаю, что Гоголь слишком необыкновенный человек и очень таинственный и очень многоликий. Степень его необыкновенности можно ощутить поворошив книжку Вересаева “Гоголь в жизни”. Кстати, Набоков широко её использовал в своих англоязычных лекциях о Гоголе.
Гоголь еще до “Мертвых душ” проделывал подобное. Во время учебы он сжег какую-то свою поэму, сейчас неизвестную, т. к. ему друзья сказали, что в прозе у него лучше получается. Названия к сожаленью не помню.
Сошёл с ума, после написания первого тома окончательно и поэтому сжёг.
Конфликт в душе.
Гоголь был глубоко верующий человек…
Гоголя, заставил написать второй том император. Во втором томе все помещики должны были исправиться “встать на путь истинный”. Но прочитав свое новое творение Гоголь осознал, что это совсем не то, что он задумывал, ведь он хотел показать все, как есть, а второй том был бы уже обманом, поэтому он решил уничтожить 2 том, для того чтобы его никто не увидел.
Литературоведы считают, что 150 лет назад в ночь с 11 на 12 февраля по старому стилю Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”. Как передает РИА “Новости”, существует несколько точек зрения исследователей на эту проблему и объяснений того рокового шага, который совершил писатель 150 лет тому назад.
Первая: никакого сожжения не было, потому что Гоголь не написал второго тома. Вторая: Гоголь написал второй том, закончил его и действительно уничтожил. Третья гласит, что Гоголь уничтожил второй том “Мертвых душ”, бросив его в камин, но сделал это случайно.
Наконец, существует и своеобразная версия о том, что Гоголь завершил второй том, но рукопись была похищена его недоброжелателями и мнимыми друзьями. Единственным свидетельством сожжения рукописи является рассказ слуги Гоголя – Семена, бывшего в то время ребенком. https://walk.rambler.ru/msg.
html?let=15&mid=919&s=424
Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной, и писал второй том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова. Работу над вторым томом Гоголь начал предположительно в 1840 году. Работа над ним продолжалась в Германии, Франции и главным образом в Италии в 1842—1843 годах.
В работе над вторым томом в представлениях писателя значение произведения вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически не реализуемым.
Войдите, чтобы написать ответ
Источник: https://culture.ques.ru/questions/pochemu-gogol-szheg-vtoroy-tom-mertvyh-dush