Мораль басни “ворона” крылова (анализ, суть, смысл)

Анализ и мораль басни Крылова Ворона и лисица

Басня “Ворона и лисица” была написана в начале XIX века.

Сюжетная линия басни очень проста и доступна для понимания широкому кругу читательской аудитории. Главные образы произведения это ворона и лиса.

Основная тема басни – угодливое восхваление. Каждому нравится слышать о себе положительные отзывы, но не всякий раз стоит целиком и полностью им доверять. Тот, кто льет потоки льстивых речей, скорее всего преследует личную выгоду.

Главные герои басни – Ворона и Лиса.

Лиса задаётся целью во что бы то ни стало заполучить кусочек аппетитного сыра, а для этого нужно было применить любую уловку, которая позволит осуществить зародившуюся мечту.

Вот и решает плутовка найти индивидуальный подход к вороне, с помощью красивых слов лиса заговорила ворону. А та, в свою очередь поддалась на такую уловку, заслушалась и обронила сыр.

Обратите внимание

Если поразмыслить над смысловой нагрузкой, то становится понятно, что автор показывает не только отрицательное качество лисы, но и вороны. Лиса льстит преследуя личную выгоду, а Ворона, как глупый персонаж очень восприимчива к таким пустым хвалам.

Мораль

На таком ярком примере, с помощью животных, автор пытается донести до читателя мораль, что к подхалимам следует относиться с некоторой долей недоверия. Люди ради собственной выгоды готовы на многое. Но важно при любой ситуации оставаться человеком, не следует превозносить свою незаслуженную значимость.

Характеризуя главных героев можно выделить основные качества, которыми они обладают. Лиса по своей природе является лгуньей, льстивой попрошайкой. Ворона напротив олицетворяет собой образ глупости, она наивна и доверчива, из-за таких характеристик возникают разного рода несчастья.

Басня раскрывает глубокий смысл ситуаций, которые встречаются в повседневной жизни. Всегда найдутся такие люди, как лиса, которые готовы на все ради личных целей. Главное в таком случае это не позволять разуму отключиться.

Вариант 2

Одной из самых узнаваемых басней среди детей и взрослого поколения является «Ворона и лисица».

Рыжая плутовка с самого начала появления на страницах басни заискивает перед вороной, которая, сидя слишком высоко на дереве, готовится позавтракать.

Лисица готова на любую уловку, лишь бы выманить у птицы кусок сыра. Животному удается с помощью лестных речей обмануть ворону и сбежать с сыром.

Каждый из персонажей, представленных в этом произведении, ближе к отрицательным. Автор противопоставляет глупую, неуклюжую птицу, которая, «взгромоздясь» на дерево, кажется неповоротливой, лисе – пронырливой («вертит хвостом»), хитрой («чуть дыша»).

Кульминация басни прозрачна, не осложнена. Встреча лисы и вороны представляет завязку. Темп происходящего усиливается за счет действий лисы, которой не терпится добиться своей цели. Развитие действий достигает пика в тот момент, когда ворона, откликнувшись на похвалу, раскрывает клюв. Завязка – побег лисицы с сыром.

Чтобы разоблачить такие человеческие слабости, как ложь, хитрость и глупость персонажей автор использовал аллегорию. С помощью этого способа и сатиры он навел читателя на размышления о том, каким должно быть поведение человека.   

С другой стороны, предлагая прочтение басни детям раннего возраста, можно достичь определенной цели – первичного знакомства с внешностью, повадками, основными характеристиками героев этого произведения. Отражение сущности каждого из них особо хорошо запоминается именно после усвоения басни. Текст становится помощником в воспитании у детей морально-нравственных качеств.

Важно

Таким образом, за победой лисицы кроется общественная проблема, которую можно решить, ориентируясь на истинные человеческие качества.

Также как герои этой басни, любой человек в своей жизни может оказаться в ситуации, когда собеседник с той или иной целью может использовать против него подобные методы воздействия.

Произведение учит тому, что нужно уметь разбираться в людях, различать лесть и искренность, добро и зло, уметь противостоять таким порокам, как лесть, эгоизм, ложь.

Каждая басня И. А. Крылова – это изображение жизненно важных ситуаций, из которых автор извлекает поучительные моменты в виде морали и доносит до читателя. События, в которых оказываются герои известного баснописца, знакомы многим читателям. Поэтому произведения легко воспринимаются, а сюжеты запоминается навсегда.

← Анализ и мораль басни Обоз
← Анализ и мораль басни Две Бочки↑ КрыловАнализ и мораль басни Осел и соловей →
Анализ и мораль басни Волк на псарне →

  • Как мечта влияет на человека? Итоговое сочинеие
    Каждый человек о чем-то мечтает. Это не зависит от возраста, пола и положения в обществе. Начинают мечтать еще в раннем детстве. Первые желания чистые и наивные. Когда малыши мечтают, они верят, что все исполнится.
  • Образ и характеристика Лебедева в романе Идиот Достоевского
    Лебедев Лукьян Тимофеевич – мелкий чиновник из известного романа Достоевского «Идиот». Сперва он присоединился к обществу разбогатевшего Парфена Рогожина, после обозначает себя хозяином дачи в Павловске
  • Фонвизин
    Сочинения и анализ рассказов Фонвизина
  • История создания рассказа Один день Ивана Денисовича (история написания, публикации и интересные факты)
    Первоначальный замысел написания произведения возникает у писателя в период его нахождения в лагерной колонии, расположенной в северном Казахстане, где и зарождается мысль о создании рассказа
  • Сочинение Порядочный человек 5 класс рассуждение
    Мы часто слышим слова: «хороший», «честный», «добрый», «плохой», «злой», «эгоистичный», «добросовестный» и «порядочный». Но не всегда полностью понимаем суть этих слов. Что означает же быть порядочным человеком?

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/krylov/analiz-i-moral-basni-krylova-vorona-i-lisica

Басня Крылова «Ворона и лисица»: анализ басни, лесть как основной элемент событий в басне. Сравнение жизненных ситуаций с примером в басне Крылова «Ворона и лисица»: использование и распознание лести

Пример лести в басне «Ворона и лисица», сравнение аспекта лести в реальной жизни и басне.

Поэтом и баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым написано больше 200 басен. Все стихотворные рассказы пропитаны жизненной мудростью. Смысл каждой басни заставляет задуматься и помогает вынести важный поучительный урок. Рассматривая различные жизненные ситуации, можно сделать правильные выводы на будущее.

С помощью персонажей басни затрагиваются проблемы общества и нравственности. Образы животных помогают точнее воплотить и раскрыть все стороны человеческого характера.

Басня «Ворона и лисица»

В 1808 году вниманию читателя представлена басня «Ворона и лисица». Сюжет этого произведения известен с древности и переписан многими зарубежными и русскими писателями. Басня Крылова отличается более точным и остроумным описанием героев. Их образы более реалистичны.

Основная задача автора, показать, к чему приводить лесть. Нельзя слепо доверять человеку, иначе станете жертвой его обмана. Крылов очень часто сталкивался с подобным проявлением. Лесть была неотъемлемой частью высшего общества.

Это качество часто высмеивалось в популярных литературных произведениях.

Басня

  • Крылов очень ярко изображает характеры героев. Чтобы как можно точнее раскрыть их многогранность, писатель использует большое количество красноречивых прилагательных.
  • Структура басни разделена на две части. Таким образом автор акцентирует внимание на задумке произведения. В четверостишии изложена поучительная мораль рассказа. Одна из фраз басни стала крылатым выражением: «Вороне где-то бог послал кусочек сыру».
  • Лесть очень часто присутствует в диалогах между людьми. Небольшое преувеличение в словах не оказывает пагубного влияния. Но когда лесть чрезмерна, то можно столкнуться с неприятными последствиями. Человек, который падок на сладкие речи, как правило, глуп и самодоволен.
  • Главными героями басни выступаю ворона и лисица. Перед лисой стоит задача – любыми способами заполучить желанный кусочек сыра. Выбрав хитрую тактику, она добивается своей цели. Ворона становится жертвой обмана.

Крылов раскрывает в них отрицательные качества. Ворона олицетворяет человеческую глупость. Во многих литературных произведениях сказочный персонаж вороны подразумевает вещую птицу.

Поэтому Крылов в шуточной форме называет ее Вещуньей. Недальновидность птицы оставляет ее без обеда. Пойдя на поводу у хищницы, ворона проявляет слабость.

Всего на секунду расслабилась и тут же угодила в мастерски расставленный капкан.

Ворона и Лисица

Крылов подчеркивает неповоротливость птицы – она не взлетает, а громоздится на дерево.

В начале басни ворона представлена красавицей и отменной певуньей:

“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!…”.

В конце басни автор, при помощи сатиры, перечеркивает ее красивый образ:

“Ворона каркнула во все воронье горло”.

Восклицательный знак после каждого обращения подчеркивает интонацию и старания рыжей плутовки. Эмоциональные высказывания оказывают двойное воздействие на собеседника.

  • В образе лисы с первых строк просматривается ехидность, вкрадчивость и осторожность. Она представлена, как воплощение хитрости и ума. Понимая, что сила и ловкость в борьбе с вороной неуместны, лиса борется за лакомый кусочек другим способом.
  • Ее льстивая речь звучит словно приятная музыка. Каждое движение лисы подчеркивает ее коварность и изворотливость. Неспокойное движение хвоста и сладкая речь плутовки настораживают. Своей чрезмерной похвалой лиса мастерски очаровывает тщеславную ворону.
  • Лиса поставила перед собой цель и упорно не отступала, пока не получила результат. Ее настойчивость достойна уважения. Лиса позиционируется автором, как отрицательный герой. В своих действиях она пользуется коварными методами. Для нее на первом месте личные желания и интересы. Героиня готова заполучить желаемое любой ценой.
  • Выбрав нечестный способ, лиса одержала победу. Ее выигрышное положение как бы противоречит морали басни. Ведь если лесть — это плохо, то почему лиса оказалась победительницей?! Выходит, что есть ситуации в жизни, когда все средства хороши. Наверняка у читателей складывается разное впечатление об этом персонаже.
  • Так же происходит и в жизни. Льстецов не интересуют чувства собеседника. Наглая лесть часто звучит как высмеивание. Но человек, который льстит, может угодить в собственную ловушку. Ведь умный и образованный собеседник способен сразу заметить льстивую похвалу.
  • Ворону нельзя отнести ни к отрицательным, ни к положительным героям. Она не удосужилась обдумать услышанное и в этом ее большая глупость. Понимая, что перед ней хищная хитрая лиса, ворона все равно прислушивается к сладким речам. Лесть ослепляет ее и подкупает. Потеряв бдительность, ворона попадает в ловушку. Лакомый кусочек сыра достается лисе.

Ворона и Лисица

Происходящие события в басне доказывают, что если вам льстят, то собеседником преследуются корыстные цели. И как только льстец добивается желаемого, то все обещания растворяются в воздухе.

Автор подчеркивает, что льстец всегда сможет подобрать нужные слова и добиться расположения: «… И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

» Поэтому нужно уметь трезво и хладнокровно оценивать события.

В таком случае вас сложнее будет сбить с толку. Каждому человеку приятно, когда его хвалят. Но получая комплименты в свой адрес, научитесь фильтровать услышанное. За льстивыми речами друга могут скрываться хитрые намерения. Ворона и лисица — басня, написана с целью изменить читателя в лучшую сторону.

Как распознать лесть в разговоре?

В различных жизненных ситуациях каждый из нас сталкивается с лестью. Одним нравится получать комплименты, другие воспринимают их в штыки. В обоих случаях важно научиться различать искренние слова от лживой лести.

  • Чем больше вам нравится слушать похвалу, тем слабее ваша защита. С помощью приятных слов можно легко манипулировать человеком. Часто расположения собеседника добиваются в своих корыстных целях. Возможно, это способ благодарности за совершенный вами поступок.
  • Или вас хотят побудить к конкретным действиям. Нужно попытаться распознать мотивацию человека. В случае получения заслуженной похвалы, нужно понимать человек искренен или просто ищет способ заслужить ваше доверие, чтобы использовать в дальнейшем.
  • Поведение льстеца легко читается со стороны. Заинтересованный взгляд, тембр голоса и манера общения – неотъемлемыми помощники подобной тактики. Искренние душевные слова сопровождают эмоции другого характера. Разумная похвала вдохновляет человека и придает уверенности в собственных силах.
  • Бывают случаи, являющиеся исключением из правил. Иногда, преувеличенная похвала идет во благо. К примеру, вы стали случайным участником мероприятия. Вам необходимо проявить расположение к малознакомому лицу. Немного лести в этом случае может спасти ситуацию.

Слова бывают льстивые

Обращайте внимание от кого исходит похвала. Однозначно не стоит ожидать ничего хорошего от своих неприятелей. Лесть можно использовать для прикрытия ваших проступков. Стоит задуматься, где вы промахнулись.

Лесть человека, зависящего от вас, подразумевает новые просьбы и желания. Не позволяйте влиять на вас таким способом. Ваша задача вывести человека на чистую воду.

Понимая реальные намерения собеседника, вы сможете выбрать достойную тактику.

Лесть условно можно разделить на несколько видов:

  • Утонченная лесть – такой вид используют внимательные и опасные личности, желающие добиться вашего расположения.
  • Грубая лесть – исходит от явных подхалимов и хамов. Такой вид лести необходимо пресекать, иначе беседа оставить неприятный осадок. Отвечайте человеку такой же манерой общения.
  • Дежурная лесть – такой вид лести часто используют для подхалимажа. Она уместна как на работе, так и в домашней обстановке. У некоторых людей дежурная лесть становится привычным образом жизни.
  • Шуточная лесть – часто озвучивается в непринужденной обстановке и не несет в себе двойной смысл. Такая лесть часто звучит в компаниях из нескольких человек.
  • Лесть с сарказмом – такая лесть исходит от жестоких людей, которые хотят уязвить собеседника. С таким человеком необходимо сражаться его же оружием.

Каждый сам решает, как реагировать на различные виды лести. Проявляя спокойствие, вы обескуражите собеседника. Ведь его задача вызвать у вас конкретную реакцию. Не получив от вас никакой реакции, интерес к вашей персоне поутихнет. Если вы начнете подыгрывать льстецу, то усилите желание угодить вам. Отвечая хитростью на хитрость легче распознать человеческие намерения.

Читайте также:  Мораль басни "собака" крылова (анализ, суть, смысл)

Слова из лести

Агрессивная реакция на комплименты будет выглядеть глупо с вашей стороны. Не стоит давать понять собеседнику, что его намерения для вас прозрачны и понятны. В таком случае человек отстраниться от вас.

Самый приемлемый способ — это умеренная ответная реакция по сложившейся ситуации. Подарите собеседнику аналогичные эмоции. Не стоит упрекать человека в его манере общения.

Каждый вправе сам выбрать свою модель поведения.

Как умело использовать лесть?

Использовать лесть в своих корыстных целях следует с большой осторожностью. При правильной технике этим методом можно умело воздействовать на человека. Нельзя льстить всем подряд. Лесть уместна для достижения конкретной цели.

Льстить только для того, чтобы понравится, очень примитивно и глупо. Постоянное применение подобной тактики вызовет к вам недоверие и настороженное отношение со стороны окружающих.

  • Лесть всегда должна быть уместна, иначе рискуете нарваться на агрессивную реакцию. Собеседник, у которого нет к вам интереса, проигнорирует вашу похвалу. Самодостаточный и самоуверенный человек также пропустит любую лесть мимо ушей.
  • Если вы хотите добиться расположения человека и найти уместный способ манипулирования, то для начала необходимо понаблюдать за его поведением. Личное общение позволит предусмотреть наперед возможную реакцию человека.
  • Попробуйте рассмотреть в собеседнике качества, которые являются его преимуществом перед остальными. Слова похвалы подбирайте исходя из круга его интересов. Лесть приходится к месту, когда человек слышит то, что он хочет. Подчеркивайте стремления и достоинства, выражайте восхищение совершенными делами. Чем глупее человек, тем большего эффекта вы добьетесь.

Умелое использование лести

Похвала очень уместна в рабочем процессе и является неотъемлемой частью карьерного роста. Начальство очень любит, когда восхищаются их решениями. Если вы хотите, чтобы ваша лесть не прошла мимо ушей слушателя, находите в человеке такие достоинства, которые не замечают другие. Таким образом вы выделитесь на фоне остальных.

Лесть имеет не только отрицательные, но и положительные стороны. Она помогает вызвать расположение и поднять самооценку. С ее помощью устанавливается теплые взаимоотношения. Лесть является легким инструментом для эффективного достижения определенных результатов.

Видео: Басня «Ворона и лисица»

Источник: https://heaclub.ru/basnya-krylova-vorona-i-lisica-analiz-basni-lest-kak-osnovnoj-element-sobytij-v-basne-sravnenie-zhiznennyh-situacij-s-primerom-v-basne-krylova-vorona-i-lisica-ispolzovanie-i-raspoznanie-lesti

Басня Крылова Ворона и лисица

Ворона и лисица рисунок

Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, -Лисицу сыр пленил,Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:”Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись!Что ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь-птица!”Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье сперло, -И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Мораль басни Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Ворона и лисица

Как бы не сладка была лесть, которая в укромном уголочке сердца может найти место, не надо ей поддаваться и верить. Это может обернуться для человека бедой, что и произошло с Вороной.

Анализ басни Ворона и лисица

У известного русского баснописца Ивана Андреивича Крылова самой знаменитой является басня о «Вороне и Лисице». Использовав классический сюжет, известный еще со времен классических античных авторов, например, Эзопа и использовавшийся его предшественниками эпохи классицизма – Сумароковым и Тредиаковским, Крылов возродил этот сюжет, перекроив его на свой лад под свою эпоху.

Сюжет басни строится вокруг двух главных героев: Вороны и Лисицы. Последняя хочет заполучить сыр, которым уже хочет полакомится Ворона, но понимает, что силой отнять у вороны его не сможет. Высоко на ель взгромоздилась птица.

Тогда она идет на хитрость, решая выманить сыр у Вороны, и начинает говорить «так сладко, чуть дыша». И Ворона, которая предстает совсем не глупой птицей и в былинном эпосе, и в русской литературе поддается на наглую лесть Лисы.

Совет

Итог, сей басни не безвестен – «вещуньина вскружилась голова», она «запела» и сыр вывалился в лапы Лисицы. И хотя мораль сей басни кристально чиста, как снег, однако она все же нуждается в пояснении.

Крылов порицает не только Лису, не только того, кто льстит и лебезить (т.е. угодничает), но и того (Ворону), кто на эту лесть поддается.

В том обществе начала XIX века, в котором жил автор, лесть витала во всех кругах высшего общества, была неотъемлемой составляющей жизни людей.

И потом в знаменитой своей пьесе «Горе от ума» Грибоедов скажет устами Чацкого: «Служить бы рад – прислужиться тошно».

Интересен и тот факт, что образ вороны связывается с глаголом «каркать», который в своем переносном значении означает «накликать неудачу, беду». Крылов никак не комментирует окончание басни, тем самым закрепляя трагический финал басни и трагическую судьбу человека, попавшего в ловушку льстеца.

Сочинение на тему Басня Крылова – Ворона и лисица (5 класс)

Ни раз встречались мы с такими людьми, которые льстят и лгут во благо себя. Забыв про чувство другого человека, при этом насмехаясь не только над ним, но и над собой не понимая этого.

А ведь все оборачивается бумерангом. Вспомним одну прекрасную басню Крылова. Ворона и лисица. У вороны в клюве вкусный, сытный кусочек сыра, который она разыскала для своего завтрака.

Но кто бы мог подумать, что тут вовсе не она главный герой, а лиса.

Ворона всего лишь жертва глупого розыгрыша. В последних строках лиса говорит ей какой же у нее прекрасный голос, таким образом восхваляя ее красоту. Но стоит только вороне запеть, как сыр падает в лапы лисы и она остается без вкусного завтрака.

Обратите внимание

Прекрасная басня, которая подает пример многим людям. Мораль басни такова- перед тем как довериться кому либо, стоит проверить а вдруг этот человек вас обманывает. Может быть ему не стоит доверять. Первые строки басни подробно говорят об этот.

Иван Андреевич Крылов написал не мало поучительных на мой взгляд басен. Но эта запомнилась больше всех.

Так же в басне используются и крылатые выражения.

А мораль этой басни утверждает что льстить это плохо, но лиса оказывается тут победительницей и уходит с вкусным сыром.

Главные герои басни (персонажи) 3 класс

Лиса

Если вдуматься в поведение героев басни «Ворона и лисица», то мы видим хитрую и сообразительную лису, которая своей сообразительностью обманула наивную и доверчивую ворону. Здесь показана льстивая и умная лиса, которая без затруднений выманила сыр.

Ворона

Ворона же на оборот не блистает умом и, зная, что не обладает звонким голосом, все ровно поверила в похвалу и во весь голос каркнула, потеряв при этом свою еду. Делая выводы из данной ситуации нужно всегда доверять своим глазам, видя, кто именно находится перед тобой, а не наивности ушам.

Мораль данной басни: «лесть – это плохо», но текст полностью противоречит этому и вовсе не осуждает такое поведение.

Анализ басни Крылова Ворона и лисица 2 вариант

Произведение «Ворона и лисица» было написано в 1807 году Иваном Крыловым, оно относится к жанру басен, и впервые свет увидел басню в журнале в 1808 году.

Басня предполагает собой небольшой рассказ, зачастую написанный стихами, в главных героев чаще всего встречаются звери, и через их образы и ситуации авторы пытаются передать смысл и нравственные уроки.
Сюжет отличается своей простотой и доступностью, в главных ролях ворона и лисица.

Ворона где-то раздобыла сыр и уселась на еловой ветке, только хотела позавтракать, но отвлеклась и задумалась. Тут появляется лисица и услышав запах сыра тут же приближается к вороне. Лисица задумала любым способом завладеть сыром, поэтому начала лестно высказываться в сторону вороны, она ее и хвалила и просила спеть.

Ворона же наслушавшись таких речей открыла клюв и выронила сыр. Лисица подхватила добычу и убежала.

Суть многих басен это преподнести читателю какой-либо урок, нравоучение, путем показа жизненных ситуаций.

Главной темой басни Ворона и лисица является-лесть, конечно любому приятно слушать хорошие слова в свои адрес, но это не значит, что нужно полностью поддаваться этому и верить, ведь не всегда тот, от кого вы будете слышать такие слова будет желать вам лучшего и неизвестно, чем эта лесть обернется для вас.

Данная басня является одной из самых известных у Крылова, автор взял за основу простой сюжет, который был известен ещё с античной эпохи.

В произведение мы видим двух главных героев, это Ворона и Лиса. Цель лисы-получить заветный кусочек сыра, а для этого ей нужно придумать как это сделать. И она решила задобрить ворону красивыми словами, та в свою очередь наслушалась и выронила сыр.

Важно

Если вдуматься в смысл басни, то можно понять, что автор не только лису показывает с негативной стороны, но и ворону. Ведь Лису плоха тем, что льстит ради собственной выгоды, а Ворона с легкостью поддается на это.

На примере двух животных басня учит относится к льстецам с осторожностью, ведь по сути люди способны на всё ради достижения своих целей, а так же следить за собой, то есть оставаться таким какой ты есть, не задирать нос и не считать себя лучше других.

Составляя характеристику главных героев, можно выделить главные качества присущие им.

Лиса-по сути из многих сказок нам известно, что эти животные обладают весьма хитрым характером, они способны быстро придумывать план и находить выход из ситуации, в басне лиса представляется лживой и льстивой.

Ворона противоположна по характеру, она отличается своей глупостью, доверчивостью, она не старается разбираться в словах которые ей говорят и развесив уши она слушает похвалу, из-за свой глупости она лишилась своего завтрака, выронив его лисе.

В заключении хотелось бы отметить тот факт, что басни не зря описывают жизненные ситуации через образы животных, ведь если подумать, то в жизни человека всегда найдутся люди, такие как эта лиса.

Такие люди используют все возможные способы, дабы получить своё. Поэтому главное в такой ситуации, не давать лести окутать ваш разум, следует с осторожностью доверять людям и не идти на поводу у красивых слов.

Наоборот в таких ситуациях следует быть неприступным и безразличным.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Ворона и лисица

  • Ворона каркнула во все воронье горло
  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру

Анализ и описание героев басни Ворона и лисица Крылова 3 класс

Ворона и Лисица – главные и единственные действующие персонажи одной из самых известных басен Крылова. Выражение “ворона и сыр” давно стало крылатым, означая упущенную по собственной глупости выгоду.

Ворона – аллегоричный прототип жадного и одновременно крайне падкого на лесть недалекого человека, чей мир крайне эгоцентричен.

Ворона отнюдь не наивная и доверчивая, просто ее желание показать себя во всей красе пересиливает в ней логику и здравый смысл.

Совет

Автор, к сожалению, не указывает прямо, где Ворона добыла себе пищу, но возникает ощущение, что тоже не самым честным способом.

На примере самовлюбленного персонажа, баснописец советует читателю, что порой не стоит пытаться заявлять о себе при каждом удобном случае, подтверждая старинную пословицу, что молчание – золото.

Именно поэтому, обладая каким-либо имуществом, знакомствами или возможностями, иногда не стоит заявлять о них во всеуслышание, в противном случае всегда найдется кто-либо достаточно ловкий и проворный, чтобы ими поживиться.

Лиса в басне Крылова оказалось именно таким хитрым и изворотливым персонажем. С давних времен считающаяся обладательницей тонкого ума, Лисица даже не попыталась насильно отнять приглянувшийся ей кусок сыра.

Подобно поведению множества хитрецов среди людей, рыжая плутовка ласковыми речами заставила не слишком прозорливую Ворону широко разинуть клюв, и выронить кусок сыра.

Этот факт еще раз доказывает, что далеко не всего в жизни следует добиваться физической мощью, порой правильное, вовремя сказанное слово и знание недостатков противника может сделать гораздо больше, чем кулаки.

Баснописец прозрачно указывает на то, что не каждый, кто говорит приятные, сладкие речи, может считаться искренним другом, вполне возможно, что это очередная “лисица” только и ждет, пока ей под ноги свалится то, что она пожелает отнять.

Слушать Басню Крылова Ворона и лисица

Читает Игорь Козлов

Мультфильм по басне И.А.Крылова “Ворона и лисица”

Пластилиновый мультфильм по басне И.А.Крылова “Ворона и лисица”. Создан учащимися русских школ “Планета Знаний” (Барселона, Испания) и “Одуванчик” (Тояма, Япония). 

Читайте также:  Краткое содержание повести "поединок" куприна по главам

На нашем сайте вы также можете найти раскраску лисицы

Описание и стих 3 класс, 5 класс.

Несколько интересных Басен

Картинка Басня Крылова Ворона и лисица

Источник: https://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-vorona-i-lisicza

Какова мораль басни Иван Андреевича Крылова «Ворона и лисица»?

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова

Никто не сможет отрицать того факта, что почти каждый человек хочет и любит слышать про себя только хорошее и приятное.

А что казалось бы здесь предосудительного, когда человек восхищается кем-то или говорит восторженные речи, превознося достоинства?

Мораль басни в этом и заключается: об опасности и вреде лестных слов.

Рассудительный автор басни на примере Лисы и Вороны учит осмотрительно относиться к людям, которые слишком любезны, при общении говорят массу комплиментов. Возможно они преследуют свои корыстные цели, отвлекая этим ваше внимание.

Обратите внимание

Кроме того, автор предлагает критично и внимательно относиться к самому себе, не считать себя выше или лучше других людей и реально оценивать свое достоинство.

Характер главных героев- налицо.

Лиса- красавица: хитра, умна и лжива, охотная на лесть. Также очень сообразительна и находчива.

Ворона, напротив, глупа, доверчива, недальновидна. Она поверила лестным словам лисы и каркнула, а петь- то она и не умела. Да и ангельским голоском похвастаться также не могла. Однако, как же ей понравилась хвала лисы, что аж вскружилась голова и ворона не смогла удержаться, попробовала спеть…

Сыр выпал — лиса получила лакомый кусочек и была такова.

Противоречие морали с текстом является главным противоречием этой басни.

Мораль заявляет, что льстить – это не хорошо, однако лиса становится победительницей благодаря своей игривости и остроумию. А одураченная, глупая ворона осталась ни с чем.

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
  • Ворона каркнула во все воронье горло.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/dosug/analiz-basni-krylova-vorona-i-lisitsa-fabula-i-moral-proizvedeniya.html

Материал на тему: Анализ басни И.А. Крылова “Ворона и лисица”

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Басни Ивана Андреевича Крылова (1769–1844) напоминают драматические сценки, герои их – живые образы, говорят, думают, ведут себя в соответствии с характерами.

Сюжет басни «Ворона и лисица» известен еще с древних времен и путешествует по странам и векам до сего времени.

Мы встречаем его у Эзопа (Древняя Греция), Федра (Древний Рим), Лафонтена (Франция, XVII век), Лессинга (Германия, XVIII век), русских поэтов А.П.Сумарокова (XVIII век), В.К.Тредиаковского (XVIII век), И.А.Крылова (XIX век).

Крылова всегда выгодно отличало от других баснописцев то, что он умеет буквально в этих же 20-50 строчках раскрыть по-настоящему драматический сюжет. Герои его произведений представляются читателю живыми, их характеры запоминаются надолго.

Басня «Ворона и Лисица» Крылова была впервые напечатана в литературном журнале «Драматический вестник» в 1908 году.

Однако сюжет, взятый за ее основу, известен с давних времен. Глупая ворона и льстивая лисица то и дело появляются в литературе у различных народов. Во всех подобных произведениях прослеживается одна и та же мораль, показывающая всю низость лести и недалекий ум человека, который ее ценит.

Важно

Басня «Ворона и Лисица» Крылова выгодно отличается как раз тем, что в ней порицается не сам льстец, а тот, кто верит его словам. Именно поэтому Ворона лишается всего, тогда как Лисица заработала свой «кусочек сыра».

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали.

Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение.

В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

Особенность Крылова в том, что он не поучает, а наблюдает за своими героями и выносит на суд читателя свои наблюдения.

Простой и очень понятный сюжет басен уже много поколений не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что Крылов брал за основу своего творчества главные пороки и слабости человека, а они остались такими же, как и у его современников. Живой русский язык, которым написаны все басни Ивана Андреевича, лишен чрезмерной утонченности. Он понятен всем без исключения. Для того чтобы читатель лучше усвоил урок, заключенный в басне, в конце произведения автор всегда приводит ее мораль. Одним из немногих исключений является басня «Ворона и Лисица». Крылова в ней больше интересует процесс того, как Ворона под действием лести начинает чувствовать свою значимость и превосходство.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2016/02/10/analiz-basni-i-a-krylova-vorona-i-lisitsa

Анализ басни Ивана Крылова «Ворона и лисица»

Перу Крылова принадлежит великое множество оригинальных басен. Примерно в 1807 году была написана знаменитая история «Ворона и лисица». Впервые она вышла в свет в 1808 году. Сюжет этой басни не является оригинальным.

Подобный сюжет появлялся в произведениях греческого поэта Эзопа и французского баснописца Лафонтена. У немецкого драматурга и поэта Лессинга и у прославленных русских литераторов Сумарокова и Тредиаковского.

В этих сюжетах есть некоторые расхождения: то главным героем является ворон и лис, то ворона и лис, то ворон и лисица. Крылов же избирает героями ворону и лисицу.

Совет

Для образности и простоты восприятия автор использует излюбленные образы животных. Они играют именно те роли, которые и должны играть, ссылаясь на портретное сходство. Лиса всегда представляется хитрой и коварной.

Точно такой она предстает у Крылова: ловкая, коварная, льстивая, изворотливая. Ворона – склочная, недальновидная, примитивно глупая. Оба ключевых образа являются отрицательными.

Рыжая плутовка мастерски льстит и очаровывает, а ворона поддается на это, показывая свою слабость.

Состоит басня из двух частей. Первая часть – это четверостишие. В нем заключена мораль басни. Лесть никогда не исчезнет из человеческой жизни.

И пусть это не самое страшное преступление, но порой, оно может существенно навредить. Скорее всего, автор осуждает даже не лесть, а глупость тех, кто на нее поддается.

Вторая часть представляет собой повествование. Описание и монолог. Состоит из двадцати трех строк.

Автор показывает, насколько льстивы речи лисицы, добавляя в ее речь такие слова, которые никак нельзя связать с вороной: что за шейка, что за глазки! Ангельский голосок! Царь-птица! Речь лисицы эмоциональная, в конце каждой фразы стоит восклицательный знак.

Лисица предстает перед читателем как упорный герой, который в итоге добивается своей цели. У кого-то она может вызвать даже симпатию и уважение. Но ее нельзя считать положительной, потому что она использует для достижения своих целей не очень хорошие методы.

Она руководствуется исключительно собственными интересами.

Обратите внимание

Ворона же предстает перед читателем как исключительно глупое создание. Прекрасно осознавая, кто она такая, ворона все же поддается на уговоры, забывается и попадает в хитро расставленные сети. Наказание постигает ослепшую от лести ворону. Она теряет свой сыр, который так мечтала съесть.

Развязка басни стремительная, заключается буквально в последней строке второй части. Льстецы, добившись цели исчезают, забывают об обещаниях.

(1 votes, average: 4.00

Источник: https://school-essay.ru/analiz-basni-ivana-krylova-vorona-i-lisica.html

Какая Мораль В Басне Крылова Ворона И Лисица?

Наверное, многие перечитывали поучительную и довольно жизненную басню Крылова “Ворона и лисица”. Саму басню в интернете не составит труда.

В этой басне идет повествование о глупой вороне и льстивой лисице. Ну а мораль (вывод) из этой басни поймет далеко не каждый.

Смысл весь в одном – в низости лести и недалеком уме человека, ценящим эту лесть. Вот и поплатилась ворона своим кусочком сыра.

Сюжет басни “Ворона и лисица” знаком каждому – хитрая лисица обманом добывает кусочек сыра принадлежащий вороне. И мораль басни понятна – не стоит быть излишне доверчивым к людям, которые тебя слишком нахваливают. Скорее всего они при этом преследуют свои личные интересы.

Однако несмотря на всю простоту этого вывода в жизни так получается, что все мы так или иначе иногда оказываемся в положении вороны и сами себе создаем трудности поддавшись на лживые посулы льстеца, которые часто выражаются в просьбе помочь, а в итоге вся работа взваливается только на вас.

С другой стороны, эта басня словно учебник подробно расписывает порядок действий лжеца, и недобросовестный человек может легко им воспользоваться.

Мораль басни укладывается в пару слов – падкий на лесть может потерять все. Именно такой смысл вложил в свою басню Эзоп, а Крылов блестяще донес до нас, переложив ее на русский поэтический язык. Лесть – оружие слабых, но победу с ее помощью можно одержать даже над самыми сильными.

Важно

Смысл этой басни очень глубокий и учит сразу нескольким вещам. Во-первых, не стоит доверять тем людям, которые тебя нахваливают и откровенно льстят в глаза. Во-вторых, если что-то у тебя есть ценное, то не стоить разевать рот, береги эту ценность, не слушай никаких льстецов.

Моя любимая басня.Часто ее вспоминаю. Суть ее в том, что мошенники знают наизусть все слабости человеческие, и дурят наивных лохов почем зря. Вот и ворона попалась. Знала же, что у нее всего того, что ей приписала лиса и в помине нет, а все равно принялась петь, за что и поплатилась.

Мы в школе обсуждали вместе с учителем эту тему и мораль в этой басне такая: Как бы не был человек умён, при любой похвале он не задумывается об искренности говорящего, а сразу “открывает рот” от удовольствия и тщеславия. Умный задумается об этом позже, а глупый лесть не распознает, пока “сыр не выронит”, т.е. пока не поймёт, что ему льстили, чтобы от него чего-то добиться.

Мораль басни Крылова “Ворона и лисица” заключена в словах: В жизни нужно уметь отличать лесть от похвалы. Льстецам всегда нужно от вас что-то.

Поэтому они всяческим образом готовы выслуживаться перед вами, приписывая вам те качества, которым вы не обладаете, но хотели бы иметь. А когда получат свое, то от них и след простынет.

А человек, которому нравится что его хвалят, не понимая настоящей сущности и цели льстеца, преподносит ему все на блюдечке с голубой каемочкой.

В баснях Крылова, всегда присутствует поучительная мораль. В басне о вороне и лисице, на самом деле, высмеиваются люди, падкие на льстивые речи. На этом примере, автор учит не доверять льстецам, которые преследуя свои цели, готовы пойти на любой обман.

Мораль в басне “Ворона и лисица” в том что не стоит верить льстецам. Что лесть гнусна, вредна. Часто те кто неискренне говорит вам какой вы хороший, умный, замечательный – преследуют свои нехорошие цели.

Совет

Суть в том, что нельзя доверять людям, особенно когда они нагло льстят. Да, приятно, да, все мы себя любим, но ведь нужно различать тех людей, кому можно доверять и тех, кому нельзя. Таких лисиц полно, войдут в доверие, а потом последние трусы снимут! Доверяй, но проверяй. Особенно когда вас перехваливают.

Источник: https://otvet.expert/kakaya-moral-v-basne-krilova-vorona-i-lisica-156783

Анализ произведений И.А. Крылова

У Ивана Андреевича Крылова большинство басен посвящено человеческим чувствам и эмоциям, их недостаткам и пагубным привычкам. Баснописец мастерски подчеркивал и высмеивал людские пороки, придавая им поистине «животную» окраску.

Так маленькая Моська удостоилась порицания за то, что самой собачонке казалось, что она сильнее слона, раз так запросто на виду у всех лает на него. За этой метафорой скрывается желание многих недалеких субъектов тягаться «мощью» слабого интеллекта с по-настоящему умными людьми.

Высмеивая ворону в басне «Ворона и Лисица» Крылов показывает, насколько могут быть падки на лесть простаки, и к каким последствиям приводит такая похвала. В итоге лесть настолько вскружила голову «красавице»-вороне, что та показала свой «ангельский голосок» и каркнула, не задумываясь.

Она была абсолютно уверена в том, что лисице нравится ее внешность и у нее приятный голос, а в итоге осталась бес сыра.

До чего может дойти человеческая глупость, весьма тонко показано в басне «Мартышка и Очки». Мораль в том, что обезьяна не знала, куда ей нацепить очки, но была абсолютно уверена, что уж ей-то точно они нужны, раз все толкуют об этом. Так и многие личности хватают абсолютно не нужную вещь только потому, что у других есть или нужна другим.

Читайте также:  Образ и характеристика всеволода в "слове о полку игореве", описание в цитатах для сочинения (всеволод святославич буй-тур)

Такое чувство как «мнимая дружба» сыграло шутку с товарищами, когда они тянули воз. Собравшись вместе, дружно впряглись и стали тянуть, что есть сил.

Однако возу было не суждено тронуться с места, поскольку каждый из них считал, что тянет в правильную сторону и не считается с мнением других.

Обратите внимание

Как часто можно встретить и в наше время такую ситуацию! Со стороны коллектив кажется дружным, но прийти к одному мнению не могут – каждый отстаивает только свою точку зрения!

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Очень тонкая ирония скрыта в басне «Стрекоза и Муравей». Даже спустя почти два века, это произведение не потеряло своей актуальности и является весьма современным назиданием для нас. Легкомысленность – черта, присущая многим.

Именно она высмеивается в басне, описывающей глупую Стрекозу, пропевшую все лето красное и не готовившуюся к зиме.

Наверняка, многие себя узнают в этой Стрекозе, когда встает вопрос о неподготовленности или легкомыслии в том или ином вопросе.

Анализируя творчество великого русского баснописца, можно сказать, что его произведения живут и даже помогают нам до сих пор, поскольку показывают наши неприглядные действия со стороны и учат справляться и бороться с дурными привычками и пороками.

Источник: https://sochinyalka.ru/2014/10/analiz-proizvedeniy-krylova.html

Мораль в поэтической басне Крылова И. А. «Ворона и Лисица»

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с художественным жанром–басней
  • обобщить знания детей о творчестве Крылова И.А.

    ;

  • добиться понимания содержания басни, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли и поведение детей;
  • научить выделять мораль басни; объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали(поучения)

Развивающие:

  • развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации;
  • умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • –использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации,а именно моральных норм.

^ Стадия вызова. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.Стадия осмысления. Помочь активно воспринимать изучаемый материал, сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.Стадия рефлексии. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

^

Регулятивные:

-формирование у учащихся умения определять цель занятия;-использовать речь для регуляции своего действия;-побуждать учащихся к самооценке своей деятельности на уроке

Познавательные:

-поиск и выделение информации из различных источников;

-Коммуникативные:

-формировать умение работать в коллективе, в паре, проявлять толерантность;

Личностные:

-воспитывать у учащихся внимательность, самостоятельность-–использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств

Использование на уроке ИКТ с целью:

  • предоставление наглядности;
  • самопроверки;
  • сообщения информации.

Оборудование:

  • выставка книг;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • заготовленные листочки;
  • толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И.

    Даля;

  • заготовленные бланки телеграмм;

ПК:

  • проектор;
  • таблица для проверки теста;
  • слайды к уроку;
  • учебник «Литературное чтение» 3 класс, Л.Ф.

    Климанова

  • электронное приложение к учебнику

Эпиграф урока: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

Ход урока__________________________________________________________

1. Организация внимания учащихся—эмоциональный настрой на урок. -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе и товарищу: «Я хочу учиться и узнавать что-то новое».      У меня получится,

      И у тебя тоже. (дети поворачиваются друг к другу, произнося эти слова)

—показ «Смайликов»

2. Мотивация учащихся. (прием «Корзина идей»)

-Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка? (групповая работа -2 группы)Итог работы после обсуждения.Эзоп знаменитый греческий баснописец. Многие его басни стали известны благодаря переводам Крылова.Жан де Лафонтен- французский поэт, который писал стихи, сказки, поэмы, но прославился своими баснями.В России лучшим баснописцем считается Крылов.

2. Актуализация знаний, сообщение цели урока.

^

Что такое псевдоним? ( вымышленное имя писателя)

-Перед вами псевдоним известного русского писателя, именно так он называл себя в молодости. Если правильно отгадаете, то узнаете автора новой темы.

-Что можете сказать об этом человеке?

И.А.Крылов жил очень давно (1769-1844). Он был бедным человеком. В детстве ему даже не пришлось учиться в школе, Но он очень хотел учиться и стал заниматься сам. Иван Андреевич стал таким образованным, что все удивлялись его познаниям. Более двухсот басен было создано им. Многие художники делали к ним иллюстрации.И.А. Крылов- великий русский поэт-баснописец.

^

Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. НЕ случайно он вводит в действие басен «комические эпизоды», т.к он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает как от них избавиться. Он учит мудрости жизни.

^

Важно

Нет. Сюжеты басен, действия, которые в них происходят, имеют большее отношение ко взрослым, чем к детям.

^ да, нет, не всегда)

Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слушают и взрослые и дети».

^

Басни очень короткие и пишутся в стихах. У них простой сюжет о животных. У басни есть мораль.-А сейчас проверим, кто внимательно читал дома и слушал на уроке информацию о Крылове. (прием «Верные и неверные утверждения )1 Иван Андреевич родился 2 февраля 1769г,да.2.Он родился в г. Самара, нет.3.Его семья жила бедно, да.4.

Крылов начал работать в Петербурге, да.5.Он работал продавцом, нет.6.Крылов выучил несколько языков, да.7.Он начал писать в 16 лет, нет.8.Крылатые фразы из его басен стали поговорками, да.9.В первой его книги были рассказы , нет.

—Сегодня на уроке мы будем изучать новое произведение этого писателя, но вначале проведем небольшую литературную разминку.

^  Определите, какому жанру литературы принадлежат эти строки? Докажите.

(рассказ, сказка, стихотворение, №4–?)

 Что можно сказать о 4 отрывке? (проблемный вопрос) Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Чем являются строчки данного отрывка и кто его автор.

»

^

Давайте вспомним, что же такое басня, проведя для этого тест (работа в паре)

На листке отметить букву правильного ответа.1.БАСНЯ – это: А) краткий рассказ; Б) поучительный рассказ; В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.

*

^ А) люди Б) животные, птицы, растения* В) люди, животные 3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ: А) высмеять пороки людей* Б) научить правильному поведению В) показать пример для подражания Г) рассмешить

^

А) прямое значение Б) иносказетельное значение* 5. В БАСНЕ : А) есть вывод* Б) вывода нет, каждый придумывает его сам. В) вывод не нужен.

^ – вывод + самооценка (приложение -листы самооценки)

Вывод: на основе теста сделайте вывод «Басня это…..

Басня – это краткий иносказательный рассказ чаще всего в стихотворной форме с простым сюжетом, иносказанием, моралью.

-Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.

Цель басни- показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их.

Как называются строки, содержащие поучение?

^

Сформулируйте тему нашего урока. (басни Крылова)-Отталкиваясь от темы , сформулируйте его цельпознакомиться с _________________________ И,А.

Крыловауметь находить в ______________ читать и __________________ их (выразительно анализировать) Давайте узнаем, о ком пойдет речь в произведении и узнаем название басни и ее автора, говорившего: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

(Cлайд №)

* Носит серенький жилет. Но у крыльев – черный цвет, Видишь, кружат 20 пар

И кричат – карр, карр. (появляется ворона)
Слайд №Хвост пушистый,Мех золотистый,В лесу живет,В деревне кур крадет. (появляется лиса)

 Так о ком пойдет речь в басне?

 Можно ли предположить ее название? Слайд №4 – в.

На слайде появляется иллюстрация к басне И.А. Крылова и портрет автора.

Физминутка.

^  Откройте учебники на стр. 66.  Сейчас вы прослушаете запись басни «Ворона и Лисица» в исполнении народного артиста Игоря Ильинского.

(прослушивание без морали)

^

   Слушая, следите за текстом глазами и разделите текст на смысловые части.

Сл.работа1.Толкование слов с помощью толкового словаря.2. Замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу.

^

1.Прочитать «жужжащим» чтением.2.Прочитать с ускорением.3.Прочитать выразительно.

8. Анализ басни. (прием «Толстые и тонкие вопросы)

 Понравилась ли басня? Чем именно?  О ком эта басня?  На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)  Почему?  О ком (чем) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)  Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной)  Прочитайте.  И что же говорится в 3 части? (в конце – развязка)  Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)  Докажите, что лесть Лисицы все больше и больше возрастала, а ворона все больше и больше поддавалась льстивой похвале.(зачитать льстивую речь «Голубушка…»)  Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? Не зря Крылов метко назвал ее – плутовка. Что это значит? Найдите подтверждение ваших слов. Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть) -Можно ли ворону назвать красивой птицей7 Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..) -Кто слышал ворону? Какой у нее голос?-А что говорила о голосе вороны лисица? Какой вы представляете себе Лисицу, читая эту басню  В чем проявилось мастерство Крылова в изображении Лисы в басне? (передал не только содержание ее похвальных речей, но и интонацию ее голоса, ее движение.)  Найдите это описание  Для какой цели старалась Лиса?  Удалось ли ей достичь своей цели?  Так в чем же искусство льстеца, то есть Лисицы? (любым путем обмануть)  Удалось ли ей это сделать?  Какова же главная мысль басни? (Что того ,кто любит лесть легко обмануть льстивыми словами)

 Так кого же осуждает Крылов? (и того ,кто льстит, и того, кто любит лесть) Встречались ли вам похожие ситуации?  Происходили ли они с вами?  Как вы себя чувствовали?  Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?  Какой вывод вы сделаете из этой истории?  Что мы сейчас вывели? (мораль)  Как еще можно сказать?(поучение)

 Послушайте, как об этом говорит сам автор. Слайд №

^  Найдите первые 4 строчки басни по учебнику.

 Как понимаете смысл 1 строчки?  Замените другими словами словосочетание «лесть гнусна», «но только все не впрок»  Что означают слова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»  Где написана мораль?

Вывод: Мораль может быть выражена в первых строчках.

Слушая и читая басню, можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит. необходимо их исправить. Скажите, ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока по сюжету №4? Чем же он является? В какой форме написана мораль?

Физминутка.

^

1. Прочитать басню от имени одного из главных героев.

2.Прочитать басню от лица, который наблюдал эту историю со стороны.

3. Прием «Перевернутые логические цепочки»

_Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а)плутовка на цыпочках подходитб)лиса близехонько бежалав)ворона каркнулаг)лисица говорит сладкие слова воронед) ворона нашла кусочек сыруе)лисица схватила сыр и убежалаж)сыр выпал

^  А трудно ли быть баснописцем? Ведь все мы замечаем чужие недостатки?  Хотите попробовать свои силы в работе?

 На партах лежит конверт, в нем 3 задания. Выберите любое.
-было интересно…-сегодня на уроке я узнал…- яхотел узнать еще о баснях…-больше всего мне понравилось…-новым для меня стало… *Проверка работ.

^ -наизусть, для инсценировки -чтение по ролям-создание фильма по басне

^

 Что нового вы узнали о басне?  Чему учит нас мораль басни?

 Так что же такое мораль? (слайд №)  Оценивание работы детей.  Если вам понравился урок, оцените его цветком.

Литература:

    1. Захарова В.В.,Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. – М.:ВАКО.– 2009
    2. И.В. Блинова. Литературное чтение 3 класс поурочные планы. Издательство «Учитель».Волгоград20093. Интернет сайты: – https://hyaenidae.narod.ru/ – https://www.rusedu.ru/ – https://selezneva-lichnost.ru/ – https://viki.rdf.ru/ 4. Секачева Е.В., Смоличева С.В. Русская литература: Новая популярная энциклопедия.– Н.: АСТ – ПРЕСС.–2001 5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4т.– Издательский центр.: ТЕРРА.– 1996 6. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. Учебник для 3 класса.– М: Издательство «Просвещение»– 2013 7. Фрид М.Е. 1000 и одна загадка. – сборник загадок.– М.: Пилигрим.– 1996.

Источник: https://top-bal.ru/literatura/25338/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]