Николай алмазов в рассказе “куст сирени” куприна: описание в цитатах

Николай Алмазов

Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» не занимает и пяти страниц, но ярко демонстрирует жизнь русских людей в далеком ХIХ веке.

Короткая новелла описывает характеры героев, типичных для той эпохи, взаимоотношения, бытовые нюансы и даже экономическую составляющую.

Главными действующими лицами рассказа стала счастливая пара – молодой инженер и его супруга, будущее которых строится их же руками.

История создания

Писатель Александр Куприн

Произведение Куприна издано в октябре 1894 года, в 305-м выпуске газеты «Жизнь и искусство». Сочинение описывает российскую действительность, страну, которую потеряли из-за политических переворотов и революций. Самым ценным в ней оказались люди, чьи характеры заключали в себе порядочность, чувство долга, справедливость, патриотизм и веру в светлое будущее.

Название новеллы описывает то, что было счастьем для жены Николая Алмазова, главного героя. Вера Алмазова любила сирень, и это растение символизировало счастье для девушки.

Подобно тому, как другие люди находят радость в материальных благах, творческих и карьерных достижениях, Верочка ценила любовь и заботу близкого человека.

Обратите внимание

Для Алмазовых сирень олицетворяет новый жизненный этап, поэтому она выбрана для названия.

Вера Алмазова и Николай Алмазов

Любопытно, что в рассказе нашла отражение биография автора. Куприн два года получал образование в московском институте, но ушел из него. Николай Алмазов с трудом учится в Академии генерального штаба.

Образование дается нелегко, а герой еще и допускает ошибку, которая приводит к возникновению неудобного для персонажа положения. Супруга помогает предпринять правильные шаги, чтобы сохранить его честь.

Решением становится сиреневый куст, посаженный за городом.

«Куст сирени»

Молодой офицер Николай Евграфович Алмазов, задумываясь о будущем, получает образование. Он с успехом сдает экзамены до тех пор, пока не настает момент отчета за полученные знания по предмету «Инструментальная съемка местности».

План, который он начертил от руки, профессор не принял, так как юноша случайно поставил на нем большую зеленую кляксу. Пытаясь скрыть оплошность, Алмазов дорисовал на месте пятна зеленый куст.

Профессора смутило изображение растительности в местности, которую он знал «лучше своей спальни».

Николай Алмазов (кадр из фильма)

Вернувшись домой, Алмазов рассказал супруге о случившемся и о том, что преподаватель намерен лично проверить факт, чтобы изобличить возможный обман.

Герой, не без помощи Верочки поступивший в Академию, понимал, что его судьба предрешена: возникла перспектива отчисления. Супруга офицера оказалась смекалистой девушкой и предложила восстановить справедливость, посадив на нужном месте куст сирени. Верочке пришлось пожертвовать драгоценностями.

На вырученные в ломбарде двадцать три рубля молодые люди наняли садовников и исправили оплошность Николая.

На следующий день главный герой едва дождался момента триумфа, ведь профессор признал ошибку. История закончилась победой семьи Алмазовых над сложной и противоречивой ситуацией, которая могла подмочить их репутацию и стать препятствием на пути к счастливой жизни.

Сравнительная характеристика Николая Алмазова и Веры Алмазовой

Николай Алмазов и Вера Алмазова

В рассказе показано два противоположных образа, которые нельзя не сопоставить между собой, ведь два абсолютно разных человека – Верочка и Николай – представители одной семьи.

Внешность Николая Алмазова в рассказе не описывается, а образ Верочки передан подробно. Она красивая девушка с подвижным нервным личиком, чью любовь к супругу нельзя подвергнуть сомнениям. Муж отвечает взаимностью. Логично предположить, что и Николай хорош собой, ведь в таком случае герои идеально дополняли бы друг друга.

Энергичная героиня отличается находчивостью и предприимчивостью, в то время как муж чаще ведет себя как «маленький человек», опуская руки.

Важно

Он нерешительный и неамбициозный, подвержен панике, не верит в себя и не способен принимать нестандартные решения.

Николай хочет обеспечить семье безбедное существование, получив профильное образование и став квалифицированным специалистом. Но это дело дается молодому человеку с большим трудом.

Вера Алмазова (картина Ренуара)

Николай потерпел крах на вступительных экзаменах в академию дважды и смог достойно выдержать испытание в третий раз при помощи жены. Алмазов откровенно проигрывает на фоне Верочки, но герои выгодно дополняют друг друга.

Николаю не впервой приходить домой расстроенным, поэтому Вера уже имеет в запасе выработанную веселую улыбку и готова броситься на выручку любимому. Каждое негативное событие Николай воспринимает как трагедию, не пытаясь найти выход из сложившейся ситуации.

В то же время в голову его супруги не раз приходили светлые идеи, спасающие положение.

Николай отнюдь не бездарь. Сделанный им чертеж достоин высочайших похвал специалистов. Работу дипломанта портят неосмотрительность и неряшливость. Большая зеленая клякса поставлена на чертеже из-за усталости. Удалить ее не получается, хотя Вера наверняка могла бы спасти мужа и в этом случае.

Четыре года трудов могли пойти насмарку. Позор, грозящий Алмазову после посещения изображенной местности профессором, вряд ли удалось бы смыть без последствий. Офицеру грозило возвращение в полк, отсутствие перспектив на образование и всестороннее осуждение.

Иллюстрация к рассказу “Куст сирени”

Характеристика Николая не доказывает, что он плохой и никудышный человек.

Он старается в меру своих сил, любит супругу, прислушивается к ее мнению, но состояться как специалист без ее поддержки Николай не смог бы. Верочка мотивирует мужа. Ради него девушка жертвует всем, что имеет, даже семейной реликвией.

Совет

Девушка находит ресурсы, договаривается с садовниками о ночной работе и продумывает, как сделать так, чтобы все выглядело как можно натуральнее.

Финал истории становится триумфом семьи Алмазовых и личной победой Верочки. Посаженный молодыми людьми куст сирени символизирует счастливую жизнь и удачное будущее, которого они добились вместе.

Цитаты

«Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость…»«Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/6368-nikolai-almazov.html

Тема верной любви и взаимопонимания в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени»

Тема верной любви и взаимопонимания. Александр Иванович Куприн — автор многочис­ленных рассказов, в которых отразил впечатления юности и армейской службы.

Герой рассказа «Куст сирени» Николай Евграфо­вич Алмазов, молодой небогатый офицер, является слушателем лекций в Академии генерального штаба. Однажды он возвращается домой с лекций в сильном расстройстве.

Долгое время он проводил сложную работу — инструментальную съемку местности — и наконец показал свой план профессору. Однако на­кануне случилась неприятность: заканчивая план, Алмазов случайно поставил пятно зеленой краской. Начав замазывать, сделал еще хуже и решил замас­кировать пятно под кусты.

Однако профессор не по­мерил, что на этом месте есть растительность, так как очень хорошо знает окружающую территорию. План забраковали.

Жена Вера пытается утешить его. Все то время, что он работал над планом, она была его верной по­мощницей.

Она вселяла в него уверенность, когда он два года подряд проваливался на экзаменах, радова­лась, когда наконец поступил, по мере необходимости была его переписчицей, чертежницей, чтицей, репе­титоршей и памятной книжкой. Отказывала себе во всем, чтобы создать для него дешевый, но необходи­мый для занятого человека комфорт.

И вот в очередной раз она не дает ему впасть в уны­ние. Хватает свои драгоценности и заставляет идти вместе с ней.

Обратите внимание

Сначала в ломбард, где они выручили около двадцати трех рублей за украшения, затем к садовнику, которому Вера рассказывает историю и просит посадить на нужном месте какую-нибудь растительность.

Из всех пород подходящей оказыва­ется только сирень. Ее и сажают под руководством суетливой Веры.

На следующий день она с нетерпением ждет му­жа. Когда он появляется, уже издалека становится понятно, что все получилось. Педантичный профес­сор-немец остался довольным, извинился за свою ошибку и принял план.

В конце рассказа Алмазов с Верой весело смеются и говорят, что сирень теперь навсегда будет их люби­мым цветком.

В этом, на первый взгляд незатейливом произве­дении скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых человеческих взаимоотно­шений, которые проявили себя в обычной житейской ситуации.

В момент заключения брака будущие супруги слышат о том, как необходимо поддерживать друг друга во всяческих коллизиях судьбы. Однако мно­гие впоследствии забывают об этом, начинают счи­тать не таким уж важным, или попросту не хватает времени, чтобы протянуть руку помощи своему суп­ругу.

Читайте также:  Иллюстрации к роману "дубровский" пушкина (картинки, рисунки)

Пример Веры показывает, как важна бывает та­кая поддержка. Умение найти нужные слова, а иног­да заставить действовать определенным образом по­могает спасти не только дело, на которое было затрачено немало времени, но и отношения между людьми. Можно быть уверенными, что дальнейшая совместная жизнь героев рассказа непременно будет счастливой.

Источник: https://www.prepodka.net/tema-vernoj-lyubvi-i-vzaimoponimaniya-v-rasskaze-a-i-kuprina-kust-sireni/

«Куст сирени», анализ рассказа Куприна

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе.

Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.

Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе.

Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст.

Важно

Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику.

Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени.

Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

Идейное содержание

О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.

Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.

После анализа «Куста сирени» ознакомьтесь также с другими сочинениями:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа

  • «Олеся», анализ повести Куприна

  • Александр Иванович Куприн, биография

  • «Поединок», анализ повести Куприна

  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна

  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна

  • «Тапёр», анализ рассказа Куприна

  • «Слон», анализ рассказа Куприна

  • «Суламифь», анализ повести Куприна

  • «Allez!», анализ рассказа Куприна

  • «Яма», анализ повести Куприна

  • «Молох», анализ повести Куприна

  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна

  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Источник: https://goldlit.ru/kuprin/177-kust-sireni

Анализ рассказа «Куст сирени» Куприна А.И

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе.

Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.

Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка.

После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст.

Совет

Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст.

Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

Идейное содержание

О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.

Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.

Источник: https://libaid.ru/katalog/k/kuprin-aleksandr/3587-analiz-rasskaza-kust-sireni-kuprina-a-i

Куст сирени, сюжет, художественная идея рассказа «куст сирени», название рассказа, герои, отношение автора к героям

Название Куст сирени
Жанр реализм
Автор Александр Иванович Куприн
Язык оригинала русский
Публикация 1894

Куст сирени — рассказ Александра Куприна, опубликованный 17 октября 1894 года, в журнале «Жизнь и искусство» в № 305.

Сюжет

Николай Евграфович Алмазов, молодой небогатый офицер, посещал занятия в Академии генерального штаба. Все предыдущие экзамены он сдал довольно успешно и подошёл к самому трудному заданию — «инструментальной съёмке местности». Однажды он вернулся домой с лекции и рассказал своей жене — Вере, что план местности, начерченный им, был забракован профессором.

Оказалось, что Алмазов во время чертежа плана нечаянно поставил зелёное пятно на нём, чтобы исправить свою оплошность на месте пятна он изобразил зелёные кусты. Когда он представил свою работу в академии, профессор усомнился в правильности фактов, так как он знал, что на данном месте кустов никогда не было.

Между молодым офицером и профессором завязался спор, в ходе которого профессор обещал на следующий день проверить факты, что грозило Алмазову отчислением. А он и так поступил в Академию Генерального штаба только с третьего раза, и то благодаря постоянной моральной поддержки Верочки. Рассказав всё жене Николай Евграфович сник окончательно.

Обратите внимание

Вдруг Вера вскочила и стала одеваться. На вопросы мужа она ответила: «Если там нет этих дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же… Да, посадить. Если уж сказал неправду, — надо поправлять».

Собрав свои драгоценности Вера вместе с Николаем отправилась в ломбард, где заложила свои серьги, старинное кольцо с солитером и браслет, на вырученные двадцать три рубля она наняла садовников, которые на указанном месте посадили кусты сирени. На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла на улицу встретить мужа.

Ещё издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что история с кустами кончилась благополучно… Долго ещё поручик Алмазов рассказывал своей жене, как извинялся профессор, какое было выражение его лица, каким тоном он говорил про свою старость, что при этом чувствовал Коля…

Художественная идея рассказа «Куст сирени»

Художественная идея рассказа «Куст сирени» — любовь и счастье. Что такое счастье? Каждый человек понимает это по-своему. Для одних — это материальные блага, для других — собственные достижения в науке или творчестве.

Для третьих — любовь, благополучие в семье и наличие близкого человека. Кто-то считает, что счастье есть свобода, кто-то — что оно есть понимание… У героини рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» Веры Алмазовой есть свое счастье.

Название рассказа

Рассказ имеет такое название, так как именно куст сирени приносит героям счастье. Николай Алмазов учится в Академии генерального штаба.

Это очень тяжело, там сложные экзамены, и из-за случайной ошибки молодой офицер попал в трудную ситуацию. Он с его женой Верой ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову.

Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

Герои рассказа

Николай — упорный, целеустремлённый, но из-за предыдущих неудач стал нервозным и неуверенным в своих силах.

Верочка — добрая, отзывчивая, самоотверженная, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход.

Отношение автора к героям

Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Героя автор называет Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиню — Вера, Верочка. Но писателю дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.

Источник: https://www.cultin.ru/books-kust-sireni

А.И. Куприн «Куст сирени» « Книжная лавка

В.Качанов. Вид на Трубную площадь с Цветного бульвара. май 1969г

«Куст сирени» — рассказ Александра Куприна, опубликованный 17 октября 1894 года, в газете «Жизнь и искусство» в № 305. Обычно смысл рассказа трактуется следующим образом.

Художественная идея рассказа «Куст сирени» — любовь и счастье. Что такое счастье? Каждый человек понимает это по-своему. Для одних — это материальные блага, для других — собственные достижения в науке или творчестве.

Для третьих — любовь, благополучие в семье и наличие близкого человека. Кто-то считает, что счастье есть свобода, кто-то — что оно есть понимание… У героини рассказа А. И.

Куприна «Куст сирени» Веры Алмазовой есть свое счастье!

Смысл названия неразрывно связан с темой произведения. Сирень для семьи Алмазовых характеризуется новым этапом в жизни. Рассказ имеет такое название, так как именно куст сирени приносит героям счастье. Николай Алмазов учится в Академии генерального штаба.

Это очень тяжело, там сложные экзамены, и из-за случайной ошибки молодой офицер попал в трудную ситуацию. Он с его женой Верой ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову.

Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

Николай — упорный, целеустремлённый, но из-за предыдущих неудач стал нервозным и неуверенным в своих силах.
Верочка — добрая, отзывчивая, самоотверженная, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход.

Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Героя автор называет Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиню — Вера, Верочка. Но писателю дороги оба героя.

Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.

Куст сирени

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет.

Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастие… Она молча пошла следом за мужем. В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол.

Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…

Важно

Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу — инструментальную съемку местности…

До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили… Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным.

Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою.

Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом.

Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

Прошло минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два, три-три: два чистых удара, третий с хриплым перебоем.

Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону… Вера стояла в двух шагах от него так же молча, с страданием на красивом, нервном лице.

Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека…

— Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

— Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

Совет

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

— Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, — и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, — всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна… О, черт!

— Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

— Какое же пятно, Коля? — спросила она еще раз.

— Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать — и посадил пятно… Да еще густое такое пятно… жирное. Стал подчищать и еще больше размазал.

Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было.

Ну, может быть, засмеялся бы только… Впрочем, нет, не рассмеется, — аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: «Здесь действительно кусты растут». А он говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может». Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было.

«Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом… Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты…»

— Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

— Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь. Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок… Ну и окажется в конце концов, что я лгу и в препирательство вступаю… Кроме того…

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

— Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.

Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

— Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.

— Нет, не глупости, — возразила Вера, топнув ногой. — Никто тебя не заставляет ехать с извинением… А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

— Посадить?.. Кусты?.. — вытаращил глаза Николай Евграфович.

— Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, — надо поправлять. Собирайся, дай мне шляпку… Кофточку… Не здесь ищешь, посмотри в шкапу… Зонтик!

Пока Алмазов, пробовавший было возражать, но не выслушанный, отыскивал шляпку и кофточку, Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу.

— Серьги… Ну, это пустяки… За них ничего не дадут… А вот это кольцо с солитером дорогое… Надо непременно выкупить… Жаль будет, если пропадет. Браслет… тоже дадут очень мало. Старинный и погнутый… Где твой серебряный портсигар, Коля?

Через пять минут все драгоценности были уложены в ридикюль. Вера, уже одетая, последний раз оглядывалась кругом, чтобы удостовериться: не забыто ли что-нибудь дома.

— Едем, — сказала она, наконец, решительно.

— Но куда же мы поедем? — пробовал протестовать Алмазов. — Сейчас темно станет, а до моего участка почти десять верст.

— Глупости… Едем!

Обратите внимание

Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выходить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его в три рубля.

— Да ведь это настоящий брильянт,—возмущалась Вера, — он стоит тридцать семь рублей, и то по случаю.

Оценщик с видом усталого равнодушия закрыл глаза.

— Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принимаем, — сказал он, бросая на чашечку весов следующую вещь, — мы оцениваем только металлы-с.

Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого. В общем, однако, набралось около двадцати трех рублей. Этой суммы было более чем достаточно.

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком.

Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой.

Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо:

— Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам угодно будет завтра утром — то я к вашим услугам.

Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался.

— Ну, делать нечего, — согласился садовник, когда Вера кончила рассказывать, — скажите, какие вам можно будет посадить кусты?

Однако изо всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени.

Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.

Важно

На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что история с кустами кончилась благополучно… Действительно, Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы.

— Хорошо! Прекрасно! — крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица. — Представь себе, приехали мы с ним к этим кустам. Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал. «Что это за дерево?» — спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». — «Березка, должно быть?» — говорит.

Я отвечаю: «Должно быть, березка, ваше-ство». Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики». Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул. Один из лучших профессоров у нас. Знания — просто чудовищные.

И какая быстрота и точность в оценке местности — удивительно!

Но Вере было мало того, что он рассказал. Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором. Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном он говорил про свою старость, что чувствовал при этом сам Коля…

И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку…

Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день… После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, — муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

— Ты — чему? — спросила Вера.

— А ты чему?

— Нет, ты говори первый, а я потом.

— Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?

— Я тоже, глупости, и тоже — про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…

Читать произведения А.И. Куприна:

Источник: https://ogurcova-portal.com/a-i-kuprin-kust-sireni/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]