Образ и характеристика данко в рассказе “старуха изергиль” горького, описание подвига данко

Сочинение Данко в рассказе Старуха Изергиль Горького

Данко – главный герой  одного из ранних творений Максима Горького «Старуха Изергиль», имеющих отношение к эпохе неоромантизма в его творчестве, которое, безусловно, вызывает только хорошие впечатления у читателей, побуждая желание каждому из нас стать лучше. Данко юный,  физически сильный и здоровый молодой человек, выделяющийся огромной любовью к людям и способный отдавать самого себя во имя добра.

В своем рассказе Максим Горький описывает Данко, как решительного молодого человека, способного безгранично жертвовать ценой собственной жизни. Кроме того, герой рассказа человек, характерными чертами характера которого являются сострадание и сочувствие. Это прирожденный лидер, который может взять на себя ношу ответственности, дав обещание своему народу вывести их из леса.

Стремление Данко – прожить свой век для общества, быть полезным окружающим, а не в собственное удовольствие. Именно поэтому, заблудившись, и уже потеряв надежду на то, что он выведет людей из дремучего леса, он понял, что способен выполнить главную цель на этой планете.

Обратите внимание

Вынув свое пылающее сердце, тем самым он освятил дорогу людям, спас всех, но погибнув при этом сам. Воплощая мечты своего народа, он по – настоящему испытывает счастье, поэтому, этот поступок относит Данко к числу героев, победителей.

Даже сам автор называет своего персонажа как лучшего из людей.

Невзирая на все вышесказанные положительные качества Данко, все же  любил одиночество и постоянно конфликтовал с толпой. Но при всем при этом, спасение ближнего – главная задача его жизни.

Люди были настолько счастливы, что выйдут из леса, что даже не заметили подвига в поступке молодого человека. Данко падая на землю, уже потерявший все силы в последние минуты своей жизни, он ликует и его сердце наполняется радостью.

Погибая, в его душе не имело место ни капли раскаяния, сожаления о содеянном.  Принцип жизни Данко – самопожертвование.

Подвиг, воплощенный в образе храброго юноши вызывает только лишь восторг, восхищение, признание – одним словом, подобные эмоции, переполняют души читателей. Главные черты темперамента героя – это духовная стойкость, воля, самоотверженность, стремление трудиться на благо народа.

Жертвуя собственной жизнью не только из-за тех, кому хотел помочь, но и из-за себя, потому что не мог поступить иначе, ему нужно было оказать помощь людям.

Каждый из нас должен прилагать хоть немного усилий, чтобы быть похожим на главного героя произведения, и тогда наш земля станет только лучше!

Данко в рассказе Старуха Изергиль Горького

Сейчас читают:

  • Образ Савелия богатыря святорусского в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение
    Великий русский поэт Некрасов Н.А, затронул самые глобальные проблемы общества, объединив их в одной поэме «Кому на Руси жить хорошо». Трудно не выделить главных героев поэмы, на которых строится повествование. Наблюдая за жизнью обычного народа
  • Сочинение Зимняя сказка (2, 3, 4, 5, 6, 7 класс)
    Настоящей волшебницей считают зиму. Вокруг все меняется с ее приходом. Не лютый мороз, не ветер, не могут отобрать у зимы ее волшебства. Приходит она всегда внезапно. Тихо и торжественно
  • Анализ баллады Жуковского Лесной царь сочинение 8, 9 класс
    В этой не такой уж большой балладе Жуковский рассказывает страшную историю… Отец скакал на коне с сыном по лесу, где малыш увидел «царя», который его убеждал остаться, сулил подарки
  • Сочинение по картине Серебряковой За обедом 2 класс
    Знаменитая картина Зинаиды Серебряковой «За обедом» показывает быт русской семьи. Дети вернулись из школы, мать наливает им горячий вкусный суп. Стол покрыт белоснежной скатертью. Старший мальчик уже приступил к приему пищи,
  • Сочинение на тему Моя любимая вещь 5 класс
    У каждого есть предмет, без которого трудно обойтись. Это могут быть очки, футбольный мяч, дневник или музыкальный инструмент. Мне же досуг скрашивает книга. Она со мной каждый день. Учебник или художественная литература – не важно.
  • Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
    «Герой нашего времени» замечательный роман, который был написан Лермонтовым, насыщен множеством героев и событий. Одни из более выделяющихся героев это Грушницкий и Печорин.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/danko-v-rasskaze-staruha-izergil

Сочинение: Образ Данко в рассказе “Старуха Изергиль”

(399 слов) Тема свободы является основной в произведении М.Горького «Старуха Изергиль». Автор ставит в центр внимания внутренние поиски человека, он старается разобраться в природе истинного счастья и понять, что же такое свобода.

Писатель акцентирует внимание на трёх персонажах, которые сильно рознятся между собой.

Повествование переходит от одного к другому, старуха рассказывает сначала легенду о Ларре, затем Изергиль посвящает писателя в секрет своего долголетия, а под конец мы знакомимся с благородным Данко, юноше, который самоотверженно спас целое племя людей.

В заключительной части рассказа Горький устами старухи повествует о племени изгнанников, оказавшемся в тёмном лесу. Люди совершенно упали духом, потеряв надежду на спасение. И лишь один герой своим запалом и стремлением к свободе возродил веру в сердцах людей.

Важно

Они поверили ему и пошли за Данко (именно так звали героя), который является полной противоположностью Ларре – этот персонаж ненавидел людей. Изергиль же считала себя выше многих, но «спустилась», чтобы впустить в своё сердце любовь. Таким образом, Данко – герой, который вместил в себе лучшие черты.

По мнению писателя, человек не должен отворачиваться от других, он должен служить своим принципам до конца. Отвернуться от чужих бед может только тот, кто слаб духом.

Горький вместе с тем понимает, что люди преисполнены пороков – он прописывает их в образе племени, которое обретает чувство стадности. Как только к ним приходит понимание неизбежности конца, они винят во всём Данко. Чувство злобы в них настолько сильно, что они готовы пойти на убийство того, кто добровольно идёт на жертву ради их спасения.

Герой идёт на жертву, чувство долга у Горького возведено в абсолют. Он несёт своё пылающее сердце, оно бьётся даже вырванное из груди только благодаря его вере в свободу. Получив желаемое, племя даже не вспомнило, какой ценой они нашли путь из лесного заточения, они бросили бездыханное тело, ни на миг не задержавшись возле него.

Никто не вспомнил о Данко. Ослеплённые свободой, они прошли мимо своего спасителя. Писатель в этой легенде показывает, что служить цели и долгу нужно до конца, несмотря на обстоятельства и вопреки безответности. Все три персонажа – Изергиль, Данко и Ларра остались в одиночестве.

Но один лишь Данко не поступил эгоистично, он служил людям, поэтому умер счастливым.

Если человеком движет корысть, то в конечном итоге человек не обретёт желаемое счастье. Свобода заключается в том, чтобы бескорыстно служить людям, делать это от чистого сердца. Персонаж Данко вместил в себе лучшие человеческие качества, по мнению Горького, он наделил его добротой и пылающим сердцем. Такие герои становятся настоящими символами борьбы за идею, свободу или жизнь.

Источник: https://koreniz.ru/spravochnik/374_obraz-danko-v-rasskaze-staruha-izergil/

Данко

Юноша с добрым и храбрым сердцем по имени Данко ценой собственной жизни подарил людям мир, наполненный светом, теплом и радостью. Максим Горький создал романтичный образ, заставляющий задуматься, в чем смысл бытия и ценность поступков человека.

История создания

Ранняя творческая биография Максима Горького наполнена произведениями с романтическими мотивами. Повесть «Старуха Изергиль» встала в ряд с рассказами «Челкаш» и «Максим Чудра», в которых авторское восхищение силой человеческой личности достигло апогея. На создание очередного произведения писателя вдохновили путешествия по Южной Бессарабии, где он оказался весной 1891 года.

«Старуха Изергиль» даже начинается со слов«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

Скорее всего, рождение литературного труда пришлось на осень 1894 года. Уже через несколько месяцев он был представлен на суд читающей публики в «Самарской газете», растянувшись на три номера.

Писатель Максим Горький

Композиция рассказа сложная и интересная.

Автор смешал две легенды (о Ларре и о Данко), которые объединены главным персонажем – старухой Изергиль. Максим Горький выбрал для произведения «сказовую» манеру написания. Впрочем, этот прием, позволяющий вызвать у читателя чувство реалистичности происходящего, он уже успел опробовать раньше.

Совет

Древняя старуха выступила в роли героини-рассказчицы, повествующей о легендах, а заодно и о своих любимых мужчинах, с которыми довелось повстречаться на жизненном пути. Две полярные концепции бытия, скрытые в легендах, обрамляют идеологический центр рассказа. Автор попытался определить ценность человеческой жизни, ответить на вопросы о границах свободы личности.

Данко освещает путь своим сердцем

Персонаж Данко появился благодаря увлечению писателя трудами Фридриха Ницше. В начале творческого пути Алексей Максимович проявлял интерес к героям-индивидуалистам, наделенным мятущимся духом.

Читатели приняли произведение с восторгом.

К такому признанию писатель был готов, ведь он и сам с любовью отнесся к «Старухе Изергиль»: в письме, адресованном Антону Чехову, автор говорит о красоте и стройности рассказа, признает его лучшим из своих работ.

Читайте также:  Критика о комедии "ревизор" гоголя, отзывы современников, рецензии

Сюжет

Первая легенда, рассказанная старухой, повествует о сказочном юноше по имени Ларра. Герой, рожденный от земной женщины и орла, отличается холодным взглядом и непокорным нравом. Ларра убил отвергнувшую его девушку и за свою гордыню стал изгнанником из родного племени. Эгоизм обрек юношу на вечное одиночество.

Однако в сказке прослеживается мудрая мысль писателя о том, что гордость – прекрасная часть характера. Это качество, если развито в меру, делает человека личностью и помогает не оглядываться на мнение людей.

Ларра и Данко

Персонаж второй истории – Данко, в глазах которого «светилось много силы и живого огня».

В аллегорической повести люди, заточенные в темном лесу, следуют за юношей, пообещавшим им теплое место с ярким солнцем и чистым воздухом. Заплутавшее по пути племя стало обвинять Данко в своих бедах и усталости. Но молодой человек не сдался – вынул из разорванной груди горящее сердце и, освещая им дорогу, вывел путников к цели.

Подвиг умершего во имя людей Данко так никто и не оценил.

Образ и прототип

Составляя характеристику Данко, Максим Горький противопоставил героя эгоистичному персонажу первой сказки. Автор наделил его богатым внутренним миром, отвагой и стойкостью, сделал идеалом чести, мужества и совершенства. Способность к самопожертвованию помогла победить тьму.

Прекрасные качества дополнены красивой внешностью. Гордый смельчак, как о персонаже отзывался сам автор, задавал главный вопрос:«Что я сделаю для людей?».

А умерев, заставил читателя размышлять о нужности добрых дел, о том, достойно ли человечество жертв «идеальных индивидуалистов».

Моисей и Иисус Христос

Исследователи уверены, что Алексей Максимович при создании персонажа опирался на библейские мотивы, взяв черты Моисея и даже Иисуса Христа. Кто-то высказывает предположение о символичности имени героя: Данко имеет один корень со словами «дать», «дающий».

На самом деле имя позаимствовано из цыганского языка и означает всего лишь «младший сын», «цыганенок».

Прометей дарит людям огонь

Что касается прототипов персонажа, то невооруженным взглядом прослеживается связь с греческой мифологией, где Прометей подарил людям огонь.

С другой стороны, в рассказе явно видны отсылки к философу Эмпедоклу, который настаивал на разумности огня. А Максим Горький, между прочим, слыл «огнепоклонником».

Философ Эмпедокл

Но все эти утверждения считаются предположениями. «Подтвержденным» прообразом является только Август Стриндберг, шведский поэт, захвативший внимание интеллигенции в конце 19 века. Алексей Максимович сам признавался, что Данко очень похож на знаменитого шведа.

Персонажа и литератора объединила важная миссия – они «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе».

Поэт Август Стриндберг

Горький также слыл фанатом поэта Пенчо Славейкова. Болгарин тоже внедрял в массы читателей мысль о том, что будущее – за личностями с сильной волей.

В списке поэм литератора значится произведение «Сердце сердец», где погибшего романтика Шелли сжигают в огне. Между этим образом и Данко с горящим сердцем легко провести параллель.

Интересные факты

  • В 1967 году по мотивам произведения Горького на студии «Киевнаучфильм» был создан мультфильм «Легенда о пламенном сердце». Режиссер Ирина Гурвич взяла за основу легенду о Данко. Спустя два года работу признали лучшим фильмом для юношества на зональном смотре, который проходил в столице Армении.
  • «Старуха Изергиль» – второе произведение, написанное Алексеем Пешковым под псевдонимом Максим Горький. Первым в списке значится «Челкаш».

Памятник Данко в Кривом Роге, Украина

  • Мифическому герою Данко посвящен памятник, установленный в Кривом Роге в 1965 году в честь 100-летия со дня рождения Максима Горького. Сначала скульптура украшала площадь Горького, затем, в связи с реконструкцией площади, ее перенесли на проспект Гагарина. Памятник создал заслуженный художник Украинской ССР, скульптор Александр Васякин.
  • В конце 1990-ых годов на небосклоне российской эстрады зажглась новая звездочка по имени Данко. Под псевдонимом скрывается певец Александр Фадеев, в репертуаре которого такие песни, как «Малыш», «Осень», «Ты моя девочка» и другие.

Цитаты

«Все на свете имеет конец!»«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется». «Сердце пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать».

«Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого…»«Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.

И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно». «Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».«Ничто не изнуряет тело и душу людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/974-danko.html

Образ Данко “Старуха Изергиль”

В образе Данко Горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье.

В то время, когда он писал свой рассказ, он еще не видел конкретного воплощения своей мечты, но позже, в партии большевиков, он нашел людей, бесстрашно ведущих народ по пути преобразования мира.

Горький сравнивал Ленина с “героем легенды, человеком, который вырвал из груди своей горящее сердце, чтобы огнем его осветить людям путь”.

Обратите внимание

Образ Данко оказал громадное революционизирующее влияние на современников. Необходимо вспомнить, при каких обстоятельствах появляется в легенде имя Данко. Люди ослабели от страха.

“Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… По тут явился Данко и спас всех один”.

Данко спас людей от примирения с рабством и повел их на борьбу “и свободу – вот революционный смысл рассказа “Старуха Изергиль”, с восторгом воспринятый демократической молодежью 90-х годов.

Сам Горький в письме к Чехову высоко оценил свой рассказ: “Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как “Старуху Изергиль” написал”. Конечно, он был слишком строг к себе: им было создано еще немало замечательных произведений, но рассказ “Старуха Изергиль” действительно поражает стройностью и красотой.

Гармонична композиция рассказа. Реалистическое описание бурной жизни мятущейся Изергиль, женщины с сильным характером и отзывчивым сердцем, является естественной связью между легендами об эгоисте Ларре и беззаветном герое Данко. Отличительная черта рассказа “Старуха Изергиль” – резкая контрастность, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Противоположность двух главных героев, Ларры и Данко,- основа композиции рассказа.

Это подчеркивают художественные детали произведения г “глаза Ларры холодны и горды, как у царя птиц”, а в глазах Данко “светилось много силы и живого огня”; легенду о Ларре изергиль вспоминает при виде тени от облаков, освещенных холодным голубым сиянием луны, а о Данко ей напоминают вспыхивающие в степной дали голубые языки огня. Жизнь Ларры, мучительная и никому не нужная, тянется бесконечно, а жизнь Данко обрывается, вспыхнув ярким факелом, но в его гибели заключено подлинное бессмертие: только не щадя своей жизни, можно оставить о себе достойную память.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Образ Данко “Старуха Изергиль”

Другие сочинения по теме:

  1. Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних…
  2. Легенда о Ларе в рассказе “Старуха Изергиль” Легенда о Ларре осуждает эгоизм и индивидуализм. Ларра “был ловок, хищен, силен, жесток”, он презирал людей и думал, что может…
  3. Первые произведения Горького: “Старуха Изергиль” Первые произведения Горького “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” – сразу привлекли к себе внимание…
  4. Краткое содержание “Старухи Изергиль” Горького Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от…
  5. Твір по оповіданню Горького “Легенда про Данко” На реальному грунті створена й легенда про Данко. Не можна не помітити, що Изергиль у своїх судженнях про життя перегукується…
  6. Головна героїня оповідання “Баба Изергиль” Оповідання “Баба Изергиль” (1894) продовжує цикл романтичних добутків раннього Горького. Головна героїня оповідання – стара молдаванка Изергиль, що розповідає історію…
  7. Жадная старуха Жадная старуха Старуха – зарвавшаяся неудачница. Это воплощение наглости и жадности. Пример того, как некоторые люди, живушие в бедности и…
  8. Причины обращения Горького к романтической поэтике Горький называл “Старуху Изергиль” (пока не написал “Рождение человека”) лучшим своим рассказом. Такая высокая оценка удивительна у писателя, беспощадно критически…
  9. Романтическое творчество Горького Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью…
  10. Сочинение “Подвиг” Подвиг Сочинение ЕГЭ. Проявление смелости, красоты души и силы духа – это подвиг. Его способен совершить каждый, но делают это…
  11. Старуха Кабанова, или, просто, Кабаниха Старуха Кабанова, или, как чаще ее называют, Кабаниха, несет в себе ту же стихию самодурства, замешанного на жажде власти над…
  12. Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина Сочинения ЕГЭ по русскому языку Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина –…
  13. Сатира Горького на мещанский образ жизни Тема ренегатствующей интеллигенции была очень злободневной. Она привлекала внимание предшественников Горького – Помяловского и Щедрина, была одной из магистральных в…
  14. Образ босяцкой вольницы в рассказах Горького Герои Горького разделяют боль многих, стремятся соотнести свою судьбу с судьбой всех обездоленных. Горький создал большой цикл рассказов о босяках:…
  15. Современное отношение к творчеству М. Горького Максим Горький признавался: “Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего…
  16. Общее суждение о Горьком и его книгах Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в…
  17. Образ Гека Финна и образ Тома Сойера (сравнительная характеристика) В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведений Твена – “Приключения Тома Сойера “Приключения Тома Сойера”…
  18. Образ Софьи в комедии “Горе от ума” первый в литературе образ думающей женщины Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье “какую-то энергию характера” и удивился тому, что она, “не дорожа ничьим мнением”, ведет…
  19. Образ Калибана и образ Просперо в трагедии Шекспира Носителем высшего, сознающего свои силы и возможности человеческого разума представляется Просперо. Его пытались отождествить с подлинно жившими деятелями Возрождения –…
  20. Тема урока – Образ отца в художественных произведениях Цель урока Осознание учащимися роли отца в воспитании сыновей. Материал для чтения 1.В. К. Железников “Солдат на посту”. 2. Н….
Читайте также:  Образ и характеристика василия егоровича князева в рассказе "чудик" шукшина

Источник: https://ege-russian.ru/obraz-danko-staruxa-izergil/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Сердце Данко (по рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль»)»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Для меня рассказ великого писателя А. М. Горького стал настоящим открытием, так как именно в этом произведении имеется линия размышлений о смысле жизни, которая не может не впечатлить.

Кроме того, в произведении затрагивается проблема нравственности, подвигов и смелости, что весьма актуально для нашего времени.

Еще, рассказ «Старуха Изергиль» по моему мнению, относится к романтическому периоду творчества писателя, так как рассказ пропитан чувственностью, искренностью и душевностью.

Важно

       В основе сюжета рассказа лежат воспоминания старухи Изергиль, в которых она говорит о своей жизни, и трогательных легендах о Данко и Ларре.

       Как по мне, ключевым героем всего рассказа является великолепный Данко, который был готов пожертвовать собой, ради других людей.

Мне кажется, что этим приемом писатель стремился показать людям проблему их жизни и побудить к действию, которое поможет ее изменить.

Романтизм Горького хорош тем, что в нем в достаточной степени отражается вера в светлое будущее, победа над собой и оптимистическое настроение.

       Данко – это смелый, красивый, мужественный, бесстрашный юноша, который любит людей больше чем себя и буквально живет ради них. Его влечет к подвигу, который заключается в полезности другим. Очевидно, что Данко стал воплощением мечты Горького, что заключалась в человеке народа, который сумел бы вести борьбу за счастье и свободу, игнорируя идеологию и устав чиновников.

       Данко предстал перед читателем в образе человека имеющего огромное сердце и чувство сострадания к проблемам своего общества. В сердце Данко загорается любовь к людям, которые потеряли свое мужество и волю, и которые, повинуясь жестокости законов, променяли жизнь под солнцем на жизнь в трущобах и болотах. Именно эта любовь стала подвижником к борьбе.

       Горящее сердце Данко, стало своеобразным символом гуманизма и человечности. Люди поверили ему, и поэтому пошли за ним, поверив в лучшее и отбросив все сомнения. Горький практически отождествил Данко с божеством, который имеет огромную силу.

Действия Данко направлены на установление нового порядка и новых законов, которые смогли бы облегчить жизнь общества. Именно поэтому он и стремиться вывести свой народ из холода тьмы, тем самым избавив его от смерти и повиновения.

Его цель это солнце гармония и тепло.

Совет

       Данко это воплощение мужества, духовности и смелости, которые даны не каждому человеку.

Но именно из-за этих качеств Данко и пострадал от своего же народа, который в рамках своего бессилия обрушили гнев на своего спасителя, тем самым убив его.

Его вера, оптимизм и безграничная любовь к человечеству проложила путь в новую жизнь. Кстати говоря, именно образ Данко повлиял на современников и подбил их к революционным действиям, так как он избавил людей от страха.

       На мой взгляд, данный рассказ является весьма удачной и гармоничной композицией, которая реалистично описывает прожитую жизнь мечущейся старухи Изергиль, имеющей сильный, волевой характер и доброе, отзывчивое сердце.

       В рассказе также присутствует линия эгоизма Ларре и самоотверженность Данко, а еще и вечная война темного с светлым.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/318-sochinenie-na-temu-serdtse-danko-po-rasskazu-a-m-gorkogo-starukha-izergil.html

Описание персонажей: Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о. своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко.

В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит, их больше себя. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу.

Обратите внимание

Когда охваченное страхом, обессиленное странствованиями по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и ринести ему в дар свою волю, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним.

Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди. “Идем! – крикнул Данко и бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они пошли за ним, очарованные…

И Данко вывел их из темного леса на солнечную, свободную землю. Данко проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека – гуманиста и личность большой духовной красоты.

Положительному образу Данко Горький противопоставляет негативный образ Ларры – образ себялюбца и эгоиста. Он считает себя первым на земле, а на других людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: “Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги..

, а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще”. За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. “В его глазах, – говорит Изергиль, – было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”.

Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть.

Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути – тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль выше всего ценит свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно”.

В рассказе “Старуха Изергиль” Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

Читайте также:  Старушка в рассказе "старый гений" лескова

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям А. М. Горького. Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после внимательного изучения эта мысль стала близка и мне. И вот почему.

По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.

Важно

Первая, начинающая повествование, – легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.

И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их…» Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами.

Яркое подтверждение сказанному мной – эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним. «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла».

Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами. Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: «…он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него».

В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом.

Действие – основное состояние романтического героя. И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали «…корявые, длинные руки… в густую сеть, пытаясь остановить…» их. И тогда он взял на себя роль Провидения.

Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. «Что сделаю я для людей?!» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце…». Ценой собственной жизни этот человек освободил людей, которые пошли за ним. «…

Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак… А потом упал и – умер». Но те, увы, оказались неблагодарными. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.

Совет

Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными.друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано^ что смысл человеческой жизни – служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.

Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изер-гиль.

Своенравная и гордая в молодые годы, в старости она настолько одряхлела, что при каждом ее движении «…можно было ждать, что сухая… кожа разорвется вся, развалится кусками…».

Но эта женщина, в отличие от главных героев легенд, включенных в рассказ, – реальная героиня. Это подтверждается тем, что она четко указывала на время и место тех или иных событий, которые происходили с ней.

Изергиль была и осталась, я считаю, женщиной гордой. «Я была счастлива… никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи…»

Она любила многих, но ее чувство не было озарено душевным светом, хотя Изергиль жила тем, что чувствовала, и так, как подсказывало ей сердце.

Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца.

Обратите внимание

Ведь сердце – это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое.

Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

Итак, действительно, «Старуха Изергиль» оказалась по композиции самым красивым и стройным произведением в творчестве А. М. Горького. И я полностью согласна с этим его мнением.

Источник: https://www.uznaem-kak.ru/opisanie-personazhej-obraz-geroicheskogo-cheloveka-v-rasskaze-staruxa-izergil/

Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Анализ легенды о Данко. Имя Данко стало нарицательным для обозначе­ния самоотверженности и искренней бескорыстности. Однако его судьба представлена в исключительно тра­гической форме, что, как я полагаю, является свое­образным выражением авторской позиции, его взгляда на жертвенность одних людей ради других.

Мир, на его фоне которого образ Данко раскрыва­ется с потрясающей чистотой и искренностью, пока­зан очень несовершенным. Данко приносит в жертву во имя других самого себя.

Устыдившись признаться в своей слабости, люди решили, что в их бедах вино­ват Данко. Когда же он указал им на их слабость, они решили его убить. Здесь наблюдается модель, кото­рая зачастую действует и в реальной жизни.

Она за­ключается в том, что люди не любят, когда их недо­статки становятся очевидными.

Огонь желания спасти людей, вывести их на лег­кий путь осветил душу Данко и зажег его глаза могу­чим огнем. Но его красоту и яркость неспособны оце­нить те, кто погряз в собственной слабости. Вот поче­му люди решили, что Данко в ярости, и испугались его.

Когда великий герой стоит в окружении тех, ради кого он готов пожертвовать всем, когда он понимает, что они хотят убить его, даже тогда он думает о том, что хорошего он может сделать для них.

Он разорвал руками грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой, и сердце засияло, ярко осве­тив лес. И лишь тогда люди на какой-то миг словно прозрели.

Важно

Но не восхищение подвигом было тому причиной, а радость по поводу собственного спасе­ния.

Общество, представленное в виде трусливых лю­дей, никак не восприняло подвиг Данко. Своим по­ступком он не спасает слабый и во многом некраси­вый мир, не делает его лучше, лишь на какой-то момент он озаряет его светом своего сердца, но ведь это действительно лишь мгновение.

Осторожный че­ловек наступает на пламенное сердце ногой… Разве такой участи заслуживает великий поступок? И кто тот осторожный человек, который позволяет себе на­водить порядки подобным образом? Мне кажется, что этим примером автор говорит о людях, которые исподтишка совершают плохие поступки, — даже не для того, чтобы извлечь из этого собственную выго­ду, а потому, что в их душе нет места положитель­ным составляющим. Такие личности остаются после того, как умирает Данко. Возможно, этот молодой человек с открытой душой мог бы оказаться более полезным миру, найдя в нем тех, кто нуждался бы в нем, а не в его жизни, которая стала ценой расплаты за доброту и самоотверженность. Несмотря на приня­тую трактовку его поступка, мне не хочется верить, что исход всех людей, отличающихся от основной массы, слабой и одновременно жестокой, — это гибель.

Гибель Данко — это нравственная гибель высоко­духовных людей, столкнувшихся со злом в виде чу­жого порока, слабости. Он не может победить слабость и своим жертвоприношением лишь способствует ее процветанию. Ведь люди, получившие то, что дал им герой, впоследствии не станут лучше, наоборот, — лишь укрепятся в своих позициях.

И если раньше их жес­токость, являющаяся порождением слабости, была не столь ярко выраженной, о чем свидетельствует тот мо­мент произведения, где они устремляются за Данко, то впоследствии пороки расцветут пышным цветом. У этих людей нет основания становиться лучше. При­мер Данко — хорошего человека — вряд ли можно считать вдохновляющим.

Так зачем стараться — по­думают они, — зачем пытаться усмирить свое жесто­косердие, если безопаснее оставаться такими, как все?

Однако Данко, безусловно, является героической личностью, человеком высоконравственным.

Он не призывал к бессмысленным подвигам, выставлению напоказ своего сердца, выводу из темноты людей, ко­торые на самом деле должны оставаться в ней, пото­му что в ней не так заметны их пороки.

Совет

Он призывал к жизни по велению большой и чистой души, и сказ­ка о Данко — лишь инструмент, с помощью которого автор обозначил свою позицию.

Источник: https://www.prepodka.net/analiz-legendy-o-danko-iz-rasskaza-m-gorkogo-staruxa-izergil/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]