Сочинение на тему: Образ Наполеона в романе Толстого «Война и мир»
Война и мир — роман Толстого, который стал шедевром русской литературы. Там автор использует разные образы, создает множество персонажей, где переплетаются судьбы как вымышленных героев, так и реальных, исторических.
Среди всех фигур важное место отведено образу Наполеона, которого автор упоминает уже вначале своего романа. Его личность активно обсуждается в салоне, где собрался весь бомонд. Многие герои им увлекаются, восхищаются его стратегиями, его упорством.
Однако есть и те, кто не поддерживал его и называл преступником.
Создавая образ Наполеона, писатель дает неоднозначную характеристику герою, краткую оценку которого мы отразим сегодня в своем сочинении.
Создавая образ Наполеона в Войне и мире, писатель показывает историческую личность с нескольких ракурсов. Мы видим Наполеона как полководца, что был военно силен, эрудирован, был человеком с опытом и талантом, которые проявлялись в военном деле и в его стратегиях.
Многие герои в начале романа восхищаются им, однако тут же мы видим в лице Наполеона деспотизм, тиранию и жестокость. Для многих некогда кумир превращается в отрицательного героя, что был опасен не только для других стран и народов, но и для самой Франции в целом.
Образ Наполеона
Толстой же открыл свое отношение к французскому императору уже во второй части, где развенчивает ореол величия Наполеона. Вообще в своей работе автор часто повторяет описание Наполеона, где применяет к нему такие прилагательные, как низкий, не так красив, толст, неприятен.
Он пишет, что это толстый человек с большим животом и широкими толстыми плечами. У него жирные ляжки, толстая шея и полное лицо. Ко всему прочему Наполеон наделен негативными чертами. Читая произведение, понимаешь, насколько он был страшным и жестоким человеком, который верил в свою сверхеловечность и решил вершить судьбы людей.
Он самоуверен, эгоистичен, самовлюблен, напыщен и надменен.
Как-то даже становится жаль такого человека, что является немного ущербным и нравственно бедным. Ему чужды любовь, нежность, незнакомы радости жизни, даже получив фото сына, Наполеон не смог по-человечески, по-отцовски проявить радость, лишь имитация чувств.
Наполеону Бонапарту не были интересны судьбы людей, для него люди, что пешки на шахматной доске, где ему оставалось лишь двигать фигуры. Он по трупам к своим целям и могуществу, это человек, как выразился Болконский, испытывает счастье от несчастья других людей.
Наполеон принес на землю войну, а значит не заслуживает он величия и почета.
Толстой в своем романе развенчивает личность Наполеона, как завоевателя, развенчивает культ сверхчеловека представляя его в работе избалованным и капризным, жестоким тираном, что не умеет читать в умах людей и в их душах.
- Наполеон
- Война и мир наполеон
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-obraz-napoleona-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir.html
Сочинения на Getsoch.ru
Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Великие полководцы и исторические деятели, русские императоры и высокопоставленные лица мировой истории часто становились героями литературных сочинений. Французский император Наполеон Бонапарт является одной из ключевых фигур в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Ему посвящены целые главы романа, он занимает треть эпилога.
Характеристика Наполеона дана Л.Толстым очень подробно. Внешняя характеристика содержит такие фразы: «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Наполеон некрасив ни внешне, ни внутренне.
Он величав и надменен. Для него не существовало слов «забота», «доброта», «милосердие». Возьмем эпизод, где Наполеон вручает орден самому смелому русскому солдату.
Что это – искреннее преклонение перед храбростью или открытая насмешка над противников, желание показать свое несомненное превосходство?
Наполеон очень высоко ценит себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Л.Толстой описывает речь, мимику, жесты, ужимки героя, пытаясь показать его душевное состояние.
Вот как выглядел Наполеон перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика».
О Наполеоне говорит светское общество Петербурга. Кто-то ему поклоняется, для кого-то он кумир, другие не понимают его политики. Андрей Болконский считал его «гением», Пьер Безухов – «великим». Но разочарование в его величии приходит и к его почитателям.
Главная цель французского императора – стать властелином всей Европы. Россия представляла для него большую угрозу, она была сильным соперником. И победив ее, император преград уже не встретит. Но Наполеон не рассчитал собственных сил и недооценил русскую армию. Его видимая победа оказалась настоящим поражением.
Битва на Бородинском поле оказалась для Наполеона решающей. Взяв Москву, он был уверен, что одержал великую победу. Но жители Москвы жгли дома, уничтожали товары, начали народную войну. А французская армия потеряла управление, люди бесцельно грабили город.
Попав в природный плен, оставшись без провианта, поняв свою ошибку, Наполеон бежал из Москвы, бросив своих солдат. Французская армия была разбита на отступах к Москве партизанскими отрядами, лютой зимней стужей, голодом, а оставшиеся в живых сдавались в плен. Поражение, которое не знает сравнения ни с чем.
Для Наполеона оно оказалось концом всей его карьеры, императорства и величия.
Образ Наполеона в романе «Война и мир» очень яркий. Он здесь и стратег, и полководец, и человек с его моральными принципами. Главная ошибка Наполеона состоит в том, что он был слишком уверен в себе, жесток и высокомерен. Его победа – чистое поражение. Историческое лицо – Бонапарт в романе такой, какой он есть на самом деле, этим и ценен его образ.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/513-kharakteristika-napoleona-v-romane-vojna-i-mir.html
Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Портрет как средство характеристики героев. Важным ключом к характеру героя является его портрет. В портрете раскрываются наиболее сокровенные черты характера, внутренний мир. Толстой описывает не только внешность человека, но и его нрав, быт, поведение, привычки.
Так как для Толстого важна его собственная формула бытия: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — то и своих героев он оценивает по этим критериям. Особенности портретных описаний в романе мы можем наблюдать на примере Кутузова и Наполеона.
Эти персонажи философски противопоставлены друг другу. Образ одного строится по контрасту с другим. По внешнему виду Кутузов ни в чем не уступает Наполеону. «Кутузов, в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле».
И Наполеон: «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах».
Но зато как отличается выражение их лиц! Если «умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова», то «на лице Наполеона была неприятно-притворная улыбка».
В портрете Кутузова подчеркивается его естественность, непринужденность, простота. «Он был слаб на слезы», «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же», он «неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета».
Кутузов командует «с абстракцией служаки, находящегося на службе», с государем говорит «ясно и отчетливо». В отношении к своим солдатам он добр, они для него — «чудесный, бесподобный народ».
«Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли — это неизбежный ход событий… Он умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».
Автор подчеркивает внешнюю немощь, стариковскую тучность, дряблость тела. Несмотря на это, чувствуется некая внутренняя спокойная сила и сосредоточенность души Кутузова.
Образ Наполеона овеян некой таинственностью, его характеристики очень пространны. Наполеон — это «человек в сером сюртуке, очень желавший, чтоб ему говорили “ваше величество”». Так отзывается о нем один из героев.
В портрете Наполеона автор подчеркивает одну мелкую деталь — дрожание левой икры.
Все его черты описаны Толстым с легкой иронией: «Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость».
«В его понятии все то, что он делал, было хорошо… потому, что он делал это». Он ведет себя как человек, понимающий, что все его слова, жесты — это история. С его лица не сходит «выражение милостивого и величественного императорского приветствия». Все его действия, фразы — все наигранно и театрально. Его жизнь — некая интрига, авантюра.
По портрету героя, нарисованному автором, у нас складывается свое представление об этом персонаже. В романе огромное количество различных портретов, каждый из которых оригинален и своеобразен.
Источник: https://www.prepodka.net/portret-kak-sredstvo-xarakteristiki-geroev-romana-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/
Сочинение на тему: Образ Наполеона в романе «Война и мир»
Автор бессмертной эпопеи «Война и мир» Лев Николаевич Толстой отнюдь не был воинственным человеком. Он истово спорил с теми, кто находил в боевых действиях «красоту ужаса». И, тем не менее, описывая в вышеупомянутом романе перипетии 1805 года с точки зрения пацифиста, происходившее в 1812 году писатель преподносит уже как истинный патриот, призывая к бою ради счастья Родины.
Образ императора Наполеона в романе – ярчайший пример воплощения толстовских принципов описания крупных исторических фигур. Образ далеко не на сто процентов соответствует тому, каков был реальный император Франции.
Лев Николаевич не старался до мельчайших подробностей зафиксировать достоверные исторические портреты знаменитых людей, для него такие образы были, прежде всего, носителями глобальной идеи (для каждого — своей).
Образ Наполеона в романе – своеобразная антитеза образу Михаила Кутузова. Кутузов является, безусловно, положительным героем того времени, тогда как Наполеон превращен в антигероя. Лев Толстой всеми возможными изобразительными приемами подчеркивает ограниченность и самодовольство французского завоевателя. Эти качества Наполеона проявляются буквально во всех его жестах и деяниях.
Портретная характеристика Наполеона призвана подчеркнуть его рафинированность, то, насколько французский император, как это ни странно, далек от народных корней и трудовых будней: у императора «потолстевшая» фигура, суетливая походка, «жирные ляжки», «толстые плечи», «белый пухлый живот». Этот самовлюбленный эгоист полагает, что его воле должна подчиниться вся планета. Люди, их жизнь, их мнение Наполеона не интересуют.
Поведение императора, его манера разговаривать также являются прекрасными примерами самовлюбленности, крайнего эгоизма императора. «Хорошо» для Бонапарта – не то, что действительно хорошо, а то, что пришло в голову ему, а не кому-то другому.
Каждую минуту, каждую секунду жизни Наполеон играет на публику, он просто не может быть самим собой. Этот позер свято уверен в том, что каждое его слово и действие невероятно ценны для истории.
Очень показателен в этом плане эпизод, когда Бонапарт на Бородинском поле любуется портретом сына: он смотрит на картину, ощущая, что «это есть история» и желая показать «отеческую нежность».
А получается бездарная игра посредственного актеришки…
В образе Наполеона Толстой яркими красками рисует судьбу человека, наделенного властью, но лишенного какой бы то ни было нравственности. Наполеон – человек глубоко несчастный, потому что он духовно и душевно слеп. Он не в состоянии увидеть прекрасное, доброе, познать истину.
Он не может осознать всей ужасности своих собственных деяний, которые, как пишет Толстой, «далеки от всего человеческого». Лев Николаевич считал, что познать добро и правду можно, только отказавшись принимать за чистую монету непомерно раздутое чувство собственной важности.
А на такой героический поступок не способен даже великий император…
Название произведения:
Источник: https://po-literature.ru/sochinenie-na-temu-obraz-napoleona-v-romane-voyna-i-mir.html
Образ Наполеона в романе Толстого «Война и мир» на Сёзнайке.ру
Важное место среди действующих лиц романа Л.Н. Толстого «Война и мир» занимает Наполеон. Явившись захватчиком на русскую землю, он из кумира многих своих современников превращается в отрицательный персонаж.
Впервые образ возникает в романе в разговорах посетителей салона Анны Павловны Шерер, где отмечают, что интригами и насилием французское общество вскоре будет уничтожено.
Таким образом, Наполеон с первых страниц романа изображается в двух планах: это гениальный полководец и сильный человек, что заслуживает уважения, но он же деспот и тиран, опасный не только для других народов, но прежде всего для своей собственной страны.
Увидев портрет сына, Бонапарт изображает во взгляде отеческую нежность, но читатель понимает, что чувства эти наигранные, не натуральные. Просто как тонкий психолог Наполеон решил, что пришла минута, когда наиболее удачно было изобразить именно нежность. Толстой показывает, что Бонапарт сам по себе не столько велик и неординарен, сколько хочет им казаться.
Наполеон посылает солдат в бой от имени народа, но читатель с трудом верит в искренность его послания. Французского императора интересуют больше всего красивые фразы, с которыми он войдет в историю.
«Вот прекрасная смерть»,— патетично восклицает Бонапарт, видя князя Андрея на поле боя под Аустерлицем. Лицо победителя сияет счастьем и самодовольством. Он благосклонно приказывает своему личному врачу осмотреть раненых, проявляя при этом показной гуманизм.
Однако на фоне высокого неба Наполеон кажется Болконскому маленьким и ничтожным, так как взгляд императора счастлив от несчастия других.
Толстой сравнивает Наполеона с русским царем Александром 1 и подчеркивает, что оба они рабы своего тщеславия, личных амбиций. Автор пишет о Бонапарте: «Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу».
Ослепленный победами, французский император не видит и не хочет видеть многочисленных жертв войны, морально и физически калечащей людей. Даже завоевав великую Россию, он останется маленьким человеком с неприятно-притворной улыбкой.
В сцене Бородинского сражения вся окружающая природа словно противостоит захватническим замыслам Наполеона: солнце слепит ему глаза, туман скрывает позиции противника.
Доклады, которые делают адъютанты, моментально устаревают и не дают информации о реальном ходе сражения, а маршалы и генералы делают распоряжения, не спрашивая высочайшего повеления. Таким образом, сам ход развития событий не дает Наполеону применить свое военное мастерство.
Войдя в Москву, Наполеон пытается навести в ней порядок, но не в силах остановить грабежи и восстановить дисциплину. Ни его воззвание к жителям Москвы, ни послания парламентеров в лагерь Кутузова с предложениями о заключении мира не приносят никаких результатов.
Вступив в город как победители, французские войска все равно вынуждены оставить его и позорно бежать с награбленным добром, как ничтожные воришки, укравшие какую-нибудь мелочь из торговой лавки. Сам же Наполеон садится в сани и уезжает, оставляя свою армию без руководства.
Так тиран-завоеватель из владыки мира моментально превращается в жалкое, низкое и беспомощное существо. Так наступает возмездие за те многочисленные кровавые злодеяния, которые совершил этот человек, пожелавший уверовать в то, что может творить историю. Многочисленные историки пытались представить «отъезд великого императора от гениальной армии» мудрым стратегическим решением полководца. Толстой же пишет об этом факте биографии Бонапарта с едкой иронией, подчеркивая, что это был дурной, слабовольный поступок, всю низость и подлость которого нельзя прикрыть никаким былым величием.
В эпилоге Толстой подчеркивает случайную роль Наполеона в исторических событиях. После поражения же он рисуется жалким и гадким человеком, которого ненавидят даже бывшие союзники.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9720-obraz-napoleona-v-romane-tolstogo-voyna-i-mir
Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» – Сочинение
Образы Кутузова и Наполеона в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Важной чертой стиля художественной прозы Л.Н. Толстого является прием контрастных сопоставлений. Ложь у писателя противопоставлена правде, прекрасное — безобразному.
Принцип антитезы лежит и в основе композиции романа-эпопеи «Война и мир».
Толстой здесь противопоставляет войну и мир, ложные и истинные жизненные ценности, Кутузова и Наполеона, двух героев представляющих собой две полярные точки романа.
Работая над романом, писатель изумлялся тому, что Наполеон вызывал неизменный интерес и даже восхищение некоторых русских историков, в то время как Кутузов рассматривался ими как ординарная, ничем не выдающаяся личность.
«А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа», — замечает писатель.
Толстой с присущей ему огромной проницательностью художника правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого полководца: его глубокие патриотические чувства, любовь к русскому народу и ненависть к врагу, чуткое отношение к солдату.
Вопреки мнению официальной историографии писатель показывает Кутузова во главе справедливой народной войны.
Кутузов изображен Толстым как опытный полководец, мудрый, прямодушный и смелый человек, искренне радеющий за судьбу Отечества. При этом внешний облик его обычен, в определенном смысле «приземлен».
Писатель подчеркивает в портрете характерные детали: «жирную шею», «пухлые старческие руки», «сутуловатую спину», «вытекший белый глаз». Однако герой этот очень притягателен для читателей. Внешний облик его противопоставлен духовной силе и уму полководца.
«Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать против воли царя в представители народной войны», — замечает Л.Н. Толстой.
В романе Кутузов вначале предстает перед нами в качестве командующего одной из армий в военной кампании 1805- 1807 годов. И уже здесь писатель обрисовывает характер героя. Кутузов любит Россию, заботится о солдатах, прост в обращении с ними. Он стремится беречь армию, выступает против бессмысленных военных операций.
Это искренний, прямодушный, мужественный человек. Перед Аустерлицким сражением, услышав от государя требование немедленного выступления, Кутузов не побоялся намекнуть на любовь царя к показным смотрам и парадам. «Ведь мы не на Царицыном лугу», — заметил Михаил Илларионович.
Он понимал всю обреченность сражения под Аустерлицем. И сцена на военном совете при чтении диспозиции Вейротера (Кутузов дремал на этом военном совете) тоже имеет свое объяснение.
Кутузов был не согласен с этим планом, однако понимал, что план уже одобрен государем и сражения не избежать.
В тяжелую пору нападения на Россию наполеоновской армии народ выбирает полководца «против воли царя в представители народной войны».
И писатель так объясняет происходящее: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр; но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». И таким человеком становится Кутузов.
В этой войне раскрываются лучшие качества выдающегося полководца: патриотизм, мудрость, терпение, проницательность и прозорливость, близость к народу.
На Бородинском поле герой изображен в концентрации всех моральных и физических сил, как человек, который заботится, прежде всего, о сохранении боевого духа войска. Узнав о захвате в плен французского маршала, Кутузов передает эту весть в войска. И наоборот, он старается, чтобы неблагоприятные известия не просочились в солдатскую массу.
Герой внимательно следит за всем происходящим, пребывая в твердой уверенности в победе над врагом.
«Долгим военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силой и руководил ею, насколько это было в его власти», — пишет Толстой. Кутузов придает огромное значение Бородинской битве, так как именно эта битва становится нравственной победой русских войск. Оценивая полководца, Андрей Болконский думает о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и в виду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».
Изображение Наполеона и Кутузова у Толстого контрастно. Наполеон всегда рассчитывает на зрителей, он эффектен в своих речах и поступках, стремится предстать перед окружающими в образе великого завоевателя.
Кутузов же, напротив, далек от наших традиционных представлений о великом полководце. Он прост в общении, его поведение естественно. И писатель подчеркивает эту мысль, изображая его на военном совете в Филях, перед сдачей Москвы.
Русские генералы вместе с главнокомандующим собираются в простой крестьянской избе, и их видит крестьянская девочка Малаша. Кутузов здесь принимает решение оставить Москву без сражения. Он сдает Москву Наполеону для того, чтобы спасти Россию.
Когда же он затем узнает, что Наполеон оставил Москву, то не может сдержать своих чувств и плачет от радости, понимая, что спасена Россия.
Стоит отметить, что в романе раскрываются взгляды Л.Н. Толстого на историю, на военное искусство.
Писатель утверждает, что «ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное».
Таким образом, Толстой отрицает роль личности полководца в этой войне, его военный гений. Кутузов в романе также недооценивает роль военной науки, придавая значение лишь «духу войска».
Полководцу Кутузову противопоставлен в романе Наполеон Бонапарт. С самого начала писатель развенчивает Наполеона, выделяя в его внешности все мелкое и ничтожное: он «маленький человек», «с маленькими руками» и «неприятно-приторной улыбкой» на «опухшем и желтом лице».
Автор упорно подчеркивает «телесность» Наполеона: «жирные плечи», «толстую спину», «обросшую жирную грудь». Эта «телесность» особенно подчеркнута в сцене утреннего туалета.
Раздевая своего героя, писатель как бы снимает Наполеона с его пьедестала, приземляет его, подчеркивает его бездуховность.
Наполеон Толстого — это игрок, человек самовлюбленный, деспотичный, жаждущий славы, власти. «Если Кутузову свойственны простота и скромность, то Наполеон подобен актеру, играющему роль властелина мира.
Театрально-фальшиво поведение его в Тильзите во время награждения русского солдата Лазарева французским орденом Почетного легиона.
Не менее противоестественно держит себя Наполеон и перед Бородинским сражением, когда… придворные преподносят ему портрет сына и он разыгрывает из себя любящего отца».
Накануне Бородинского сражения император произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». Однако «игра» здесь оборачивается поражением, кровью, страданиями людей. В день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие».
«Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз… Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения.
Тяжесть головы и груди напоминали ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы».
«И никогда, однако, — пишет Толстой, — до конца жизни своей не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого…».
Толстой окончательно развенчивает Наполеона в сцене на Поклонной горе, перед вступлением в Москву. «Ожидая депутацию из Москвы, Наполеон думает о том, в каком виде ему предстать перед русскими в столь величественную для него минуту. Как опытный актер, он мысленно разыграл всю сцену встречи с «боярами» и сочинил свою великодушию речь к ним.
Используя художественный прием «внутреннего» монолога героя, Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие игрока, его ничтожность, его позерство». «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… И странная и величественная эта минута!».
«…Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица… Вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца». Вторая часть этого монолога резко контрастирует с первой.
«Когда Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча… «Москва пуста. Какое невероятное событие!» — говорил он сам с собой. Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского предместья».
И здесь Толстой замечает, что развязка театрального представления не удалась — «сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях». Таким образом, Толстой обличает бонапартизм как великое общественное зло, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе».
Характерно то, что писатель стремился к объективной оценке военного таланта Наполеона. Так, перед Аустерлицким сражением Бонапарт смог верно оценить военную обстановку: «его предположения оказались верными».
Но все же, по мнению Толстого, «в исторических событиях великие люди суть только ярлыки, дающие наименование событию…» «Наполеон, — замечает писатель, — во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».
Таким образом, основной движущей силой истории, по мысли Толстого, является народ. И истинно великие личности у писателя просты, естественны, являются носителями «народного чувства». Таким человеком в романе предстает Кутузов. И «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», поэтому Наполеон предстает у Толстого воплощением крайнего индивидуализма, агрессии, бездуховности.
Здесь искали:
- образы кутузова и наполеона в романе война и мир
- образ наполеона и кутузова в романе война и мир
- образ кутузова и наполеона
Источник: https://Sochineniye.ru/obrazy-kutuzova-i-napoleona-v-romane-vojna-i-mir/
Толстой Л.Н. “Война и мир”. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона. Видеоанализ 6
Роман-эпопея описывает события времен наполеоновской войны (1805–1812 гг.). Произведение имело огромный успех как в России, так и в Европе. «Война и мир» – художественное полотно, не имеющее аналогов в литературе. Толстому удалось изобразить все общественные классы, начиная императорами и заканчивая солдатами.
Небывалая эволюция характеров и целостность образов, каждый герой предстает живым полнокровным человеком. Писателю удалось прочувствовать и передать все грани психологии русского народа: от возвышенных порывов до безжалостных, почти звериных настроений толпы. Удивительным получился образ Кутузова, тесно связанный с Россией и ее людьми.
Противоположностью ему во всем выступает самовлюбленный и эгоистичный Наполеон.
Толстой, всегда превозносивший величие и мощь русского народа, показал в своем романе, что именно он победил в войне. Более того, чувство народности легло в основу главной оценки поступков персонажей в романе.
Поэтому Кутузов – полководец и выдающийся военный – предстает одним из русских людей, он не столько личность, сколько часть страны. Именно в единстве с народом залог победы Кутузова.
Противоположностью ему является Наполеон, который отделил себя от мира, возомнил практически богом.
Образ Кутузова
Толстой изобразил Кутузова в романе своеобразным старцем, прекрасно знающим жизнь и понимающим, что ждет впереди. Он знает, что сражение при Аустерлице будет проиграно, и спокойно говорит об этом. Он засыпает на совете, прекрасно понимая, к чему в итоге приведут все разговоры.
Кутузов чувствует биение жизни, понимает ее законы. Его бездействие оборачивается народной мудростью, поступками его руководит интуиция. Кутузов – полководец, но все его действия подчинены великой воле самой истории, он ее «раб».
Но только так, заняв выжидательную позицию, можно было победить. Именно эта мысль Толстого воплотилась в характере Кутузова. Кутузов – полководец, но все его действия подчинены великой воле самой истории, он ее «раб». Но только так, заняв выжидательную позицию, можно было победить.
Именно эта мысль Толстого воплотилась в характере Кутузова.
Образ Наполеона
Император Наполеон Бонапарт – полная противоположность Кутузову. В отличие от цельной личности русского генерала, Толстой изображает французского императора в двух ипостасях: человек и полководец. Как полководец Наполеон талантлив, обладает богатым опытом и знанием военного дела.
Но для Льва Николаевича главным является именно человеческая составляющая, душевные качества, психологические особенности. Именно в этом отношении писатель развенчивает романтический образ вражеского полководца.
Уже в описании внешность Наполеона видно отношение автора: «маленький», «жирный», ничем не примечательный, позер и эгоист. Наполеон – император Франции, но ему мало власти над своей страной, он видит себя властителем мира, считает себя выше других.
Стремление к обладанию поглотило его, он нравственно беден и неспособен чувствовать, любить, радоваться. Наполеон идет по трупам к своей цели, ведь она оправдывает любые средства. «Победителей не судят», – вот его девиз.
Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона:
Кутузов | Наполеон |
Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства. | Командующий армией мародеров и убийц. Ничтойжнейшее орудие истории. |
Внешность | |
Выразительная фигура. Ласковый, насмешливый взгляд; уголки губ и глаз сморщены от кроткой улыбки; выразительная мимика; уверенная походка. Дряхлый старик, физически слабый, но умный и сильный духом. | Короткая, одутловатая и разжиревшая фигура; толстые ляжки и живот; притворная, слащавая и неприятная улыбка; суетливая походка. В самом расцвете сил. |
Характер | |
Скромность, простота, доброта, искренность, правдивость, близость к простым людям, знание и понимание их чувств. Человечный и живой в беседах. Гуманное отношение к побежденным. Не превозносит своих заслуг и не выставляет их напоказ; не скрывает своих чувств, искренен; патриот. | Законченное проявление культа личности; мания величия, высокомерие, тщеславие, лицемерие, фальш, позёрство. Хвастливый, эгоистичный, полон самолюбования; превозносит свои заслуги; жестокий и безразличный к окружающим; завоеватель. |
Поведение | |
Полное подчинение интересам России и народа. Всегда ясно и просто объясняется; не покидает войска и участвует во всех ключевых сражениях. | Держится вдалеке от военных действий; накануне боя всегда произносит перед солдатами длинные пафосные речи. Жестокость и вероломство Наполеона и его армии. Сатирическое изображение Наполеона (т.е. высмеивание) |
Миссия | |
Спасение России. | Завоевать весь мир и сделать его столицей Париж. Слава и власть. |
Роль в истории | |
Считал, что от него ничего не зависит; не давал конкретных распоряжений, но всегда соглашался с тем, что делалось. Проявление мудрости и таланта полководца. | Считал себя благодетелем, но все его распоряжения либо уже были давно исполнены, либо не исполнялись, потому что не могли быть исполнены. |
Отношение к солдатам | |
Был ласков с солдатами (Тимохин) и проявлял искреннюю заботу о них (смотр по Браунау). Не покидал свою армию. Появлялся в войсках во все важнейшие моменты войны. | Равнодушен к солдатам (переправа через Неман), не проявляет к ним никакого сочувствия; их судьбы были ему безразличны. Далеко от армии в важные моменты (Бородинское сражение). Предательство по отношению к своей армии. |
Отношение Толстого к героям | |
Кутузов – народный полководец, защитник Отечества. | Наполеон – человек, у которого помрачены ум и совесть. |
Вывод | |
Гениальный полководец; выразитель патриотизма и высокой нравственности русского народа; патриот; мудрый политический деятель. Воплощение героя – освободителя. | Палач; захватчик; всего его действия направлены против людей. Война для него-игра, а люди-пешки. Человек, олицетворяющий антинародные интересы. Играет роль гения. |
Обобщение таблицы
Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона построена на противопоставлении индивидуализма и народности. Только человек, возомнивший себя выше и лучше других, мог начать кровопролитную войну ради достижения своих эгоистических целей. Такой персонаж не может стать героем, поэтому Толстой, с его гуманизмом и верой в народную мудрость, рисует его негативно и отталкивающе.
Внешность, походка, манеры, даже характер Наполеона – все это следствие его стремления показать себя сверхчеловеком. Кутузов, мудрый, спокойный, казалось бы, бездеятельный, несет в себе всю мощь русского народа. Он не принимает решений – он следует за ходом событий. Он не пытается создавать историю – он подчиняется ей.
В этом смирении заключена его духовно-нравственная сила, которая и помогла выиграть войну.
Вывод
Невероятную народную мощь заключил Л. Н. Толстой в свой роман «Война и мир». Краткое описание этой силы дано на примере образа Кутузова, который противопоставлен духовно бедному, не понимающему свой народ, Наполеону.
Великий русский полководец и французский император воплотили в себе два начала: созидательное и разрушительное. И, разумеется, гуманист Толстой не мог наделить Наполеона ни одной положительной чертой. Как и не мог он очернить образ Кутузова. Герои романа имеют мало общего с реальными историческими личностями.
Но Лев Николаевич и создавал их с целью проиллюстрировать свою историческую концепцию.
Перейдя по ссылке, просмотрите сравнительный видеоанализ.
Предлагаю ознакомиться со стихотворение А.С.Пушкина “Наполеон”
Чудесный жребий совершился:
Угас великой человек.
В неволе мрачной закатился
Наполеона грозный век.
Исчез властитель осужденный,
Могучий баловень побед,
И для изгнанника вселенной
Уже потомство настает.
О ты, чьей памятью кровавой
Мир долго, долго будет полн,
Приосенен твоею славой,
Почий среди пустынных волн….
Великолепная могила!
Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила,
Давно ль орлы твои летали
Над обесславленной землей?
Давно ли царства упадали
При громах силы роковой;
Послушны воле своенравной,
Бедой шумели знамена,
И налагал ярем державный
Ты на земные племена?
Когда надеждой озаренный
От рабства пробудился мир,
И галл десницей разъяренной
Низвергнул ветхий свой кумир;
Когда на площади мятежной
Во прахе царский труп лежал,
И день великий, неизбежный –
Свободы яркий день вставал –
Тогда в волненьи бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
В свое погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой,
Тебя пленяло самовластье
Разочарованной красой.
И обновленного народа
Ты буйность юную смирил,
Новорожденная свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил;
Среди рабов до упоенья
Ты жажду власти утолил,
Помчал к боям их ополченья.
Их цепи лаврами обвил.
И Франция, добыча славы,
Плененный устремила взор,
Забыв надежды величавы,
На свой блистательный позор.
Ты вел мечи на пир обильный;
Всё пало с шумом пред тобой:
Европа гибла – сон могильный
Носился над ее главой.
И се, в величии постыдном
Ступил на грудь ее колосс.
Тильзит!… (при звуке сем обидном
Теперь не побледнеет росс) –
Тильзит надменного героя
Последней славою венчал,
Но скучный мир, но хлад покоя
Счастливца душу волновал.
Надменный! кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
Великодушного пожара
Не предузнав, уж ты мечтал,
Что мира вновь мы ждем, как дара:
Но поздно русских разгадал…
Россия, бранная царица,
Воспомни древние права!
Померкни, солнце Австерлица!
Пылай, великая Москва!
Настали времена другие,
Исчезни, краткий наш позор!
Благослови Москву, Россия!
Оцепенелыми руками
Схватив железный свой венец,
Он бездну видит пред очами,
Он гибнет, гибнет наконец.
Бежат Европы ополченья!
Окровавленные снега
Провозгласили их паденье,
И тает с ними след врага.
И всё, как буря, закипело;
Европа свой расторгла плен;
Во след тирану полетело,
Как гром, проклятие племен.
И длань народной Немезиды
Подъяту видит великан:
И до последней все обиды
Отплачены тебе, тиран!
Искуплены его стяжанья
И зло воинственных чудес
Тоскою душного изгнанья
Под сенью чуждою небес.
И знойный остров заточенья
Полнощный парус посетит,
И путник слово примиренья
На оном камне начертит,
Где, устремив на волны очи,
Изгнанник помнил звук мечей
И льдистый ужас полуночи,
И небо Франции своей;
Где иногда, в своей пустыне
Забыв войну, потомство, трон,
Один, один о милом сыне
Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал,
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал
Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/tolstoj_l_n_vojna_i_mir_sravnitelnaja_kharakteristika_kutuzova_i_napoleona_videoanaliz_6/85-1-0-702
«Война и мир». Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Важным ключом к характеру героя является его портрет.
В портрете раскрываются наиболее сокровенные черты его характера, его внутренний мир. Толстой описывает не только внешность человека, но и его нрав, быт.
Так как для Толстого важна его собственная формула бытия: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — то и своих героев он оценивает по этим критериям. Особенности портретных описаний в романе мы можем наблюдать на примере Кутузова и Наполеона.
Эти персонажи философски противопоставлены друг другу. Образ одного строится по контрасту к другому.
По внешнему виду Кутузов ни в чем не уступает Наполеону.
«Кутузов, в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле».
И Наполеон: «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах».
Но зато как отличается выражение их лиц.
Если «умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова», то «на лице Наполеона была неприятно-притворная улыбка».
В портрете Кутузова подчеркивается его естественность, непринужденность, бытовая простота.
«Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же», он «неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета». Кутузов командует «с абстракцией служаки, находящегося на службе», с государем говорит «ясно и отчетливо». В отношении к своим солдатам он добр, они для него — «чудесный, бесподобный народ».
«Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий… Он умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».
Автор подчеркивает внешнюю немощь, стариковскую тучность, дряблость его тела. Несмотря на это, чувствуется какой-то внутренний покой и сосредоточенность его души.
Образ Наполеона овеян некой таинственностью, его характеристики очень пространны. Наполеон — это «человек в сером сюртуке, очень желавший, чтоб ему говорили «ваше величество». Так отзывается о нем один из героев.
В его портрете автор подчеркивает одну мелкую деталь — дрожание левой икры. «— Дрожание моей левой икры есть великий признак, — говорил Наполеон впоследствии». Эта фраза вызывает у нас только улыбку.
Все его описания сделаны Толстым с легкой иронией: «Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость». «В его понятии все то, что он делал, было хорошо… потому, что он делал это».
Он ведет себя как человек, понимающий, что все его слова, жесты — это история. С его лица не сходит «выражение милостивого и величественного императорского приветствия».
Все его действия, фразы — все наигранно и театрально. Его жизнь — некая интрига, авантюра. Бонапарт «должен был отречься от правды и добра и всего человеческого».
По портрету героя, нарисованному автором, у нас складывается свое представление об этом персонаже. В романе огромное количество различных портретов, каждый из которых оригинален и своеобразен по- своему. В то же время Толстой, как психолог, старался показать как схожесть отдельных образов, так и их различие.
Какие-то портреты Толстой брал из своей собственной жизни. «Я бы стыдился печататься, ежели бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить», — говорил он в одном из своих писем. Для него было важно написать портрет не одного человека, а целой группы людей.
Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.
ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/tolstoj-lev/889-portret-sredstvo-kharakteristiki.html
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого “Война и Мир” сравнительная таблица | Инфошкола
3 Июль 2012 админ Главная страница » Сочинения Просмотров: 36119
Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир». Сравнительная таблица находится в конце статьи.
Какими же эти главнокомандующие: Кутузов и Наполеон предстают в изображении Толстого?
Роман Л. Н. Толстого «Война и Мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». В своем произведении писатель прославил главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой неоднократно подчеркивает, что Кутузов является настоящим народным героем.
Кутузов предстает перед нами в романе как простой русский человек и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Для Толстого главное в Кутузове — его кровная связь с народом — «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его».
Автор представляет Кутузова как мудрого полководца, который глубоко и правильно понимает и предполагает ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается позже. Например, он правильно оценил значение Бородинского сражения, отметив, что это победа. В изображении Толстого Кутузов — это живое лицо.
Автор показывает его походку, жесты, мимику, его знаменитое око, которое является или ласковым или насмешливым.
Противоположной Кутузову фигурой является Наполеон. Толстой решительно выступает против «культа» Наполеона. Для писателя Наполеон — это агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, убивал русских людей, грабил, уничтожал великие культурные ценности, даже отдал приказ уничтожить Кремль.
Наполеон — самовлюбленный, властный полководец, который стремится к мировому господству. В первых частях романа Толстой иронически говорит о раболепии перед Наполеоном, которое возникло и распространилось в высших светских кругах России. С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к этому государственному деятелю.
Так, он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти нет ничего. Однако Наполеон «верил в себя и весь мир верил в него».
Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему. Писатель рисует этого знаменитого полководца как «маленького человека» с неприятно-притворной улыбкой на лице, с «круглым животом».
Наполеон предстает перед нами как влюбленный в себя человек, который далек от мыслей о народе. Не случайно слово «я» является любимым словом Наполеона. В этом можно увидеть противопоставление Кутузова Наполеону.
По мнению автора, настоящим героем является народный полководец, тот кто действительно болеет за свободу своей Отчизны.
Таким образом, читатель делает вывод о том, что два полководца диаметрально противоположны. Наполеон — воплощение самоуверенности и честолюбия. Единственное положительное в этом образе — это его актерские способности.
Толстой помогает читателю сделать вывод о том, что Наполеон прославился в Европе только благодаря этим способностям. Резкое противопоставление Кутузова и Наполеона подается автором романа с точки зрения отношения каждого из них к народу, а также к собственной личности.
Толстой считает, что в Кутузове воплощены лучшие черты общественного деятеля того времени — патриотизм, простота, скромность, чувствительность, решимость и искренность в достижении цели, подчинение собственных интересов и целей воли народа.
Вместе с тем, Наполеон, по мнению Льва Толстого, является человеком эгоистичным, который пренебрегает интересами народа.
Все мысли, чувства и поступки Кутузова направлены на достижение цели, которая отвечает интересам народа, — сохранить свою самостоятельность, избавиться от злого и коварного врага. Вся его деятельность носит народный характер, определяется его любовью к Родине, народу, верой в его силу.
Назначен главнокомандующим против воли царя, но по желанию людей, Кутузов видит патриотизм армии и населения как решающую предпосылку победы.
Совсем другой, антинародный характер имеет деятельность Наполеона. Она направлена против интересов европейских народов, которые он ограбил и убил.
Он представил себя сверхчеловеком, которому не подходит заботиться о духовном состоянии людей, которые его окружают.
В поведении российского полководца Толстой отмечает скромность, доступность для народа. Более того, для Кутузова важно мнение о себе именно простых людей. Совсем другим предстает перед нами Наполеон. Он не может отвечать высоким моральным требованиям, поэтому в нем нет настоящей величества.
И, наконец, главное отличие между этими двумя полководцами состоит в том, что Кутузов в битвах всегда старался действовать в полном единении со всем русским народом. Лев Толстой видит в этом главную причину победы России в тяжелой войне 1812 г.
В противовес Кутузову Наполеон не только не понимал, но и не пытался понять настроения своего народа.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что выдающийся деятель становится настоящим победителем только при условии единства с народом.
Единство лидера и народа является залогом победы. Отсутствие такого единства приводит к поражению.
Загрузка …
Источник: https://info-shkola.ru/kutuzov-i-napoleon/
Образ Наполеона в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса
- Введение
- Герои романа о Наполеоне
- Андрей Болконский
- Пьер Безухов
- Николай Ростов
- Борис Друбецкой
- Граф Растопчин
- Характеристика Наполеона
- Портрет Наполеона
Исторические личности всегда представляли особый интерес в русской литературе.
Некоторым посвящены отдельные произведения, другие являются ключевыми образами в сюжетах романов. Таковым можно считать и образ Наполеона в романе «Война и мир» Толстого.
С именем французского императора Наполеона Бонапарте (Толстой писал именно Бонапарте, да и многие герои называли его только Буонопарте) мы встречаемся уже на первых страницах романа, а расстаемся лишь в эпилоге.
Герои романа о Наполеоне
В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…».
Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону.
Кто-то его не понимал, кто-то им восхищался. В «Войне и мире» Толстой Наполеона показал с разных сторон.
Мы видим его как полководца-стратега, как императора, как человека.
Андрей Болконский
В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя».
На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать».
Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть».
Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.
Пьер Безухов
Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.
Николай Ростов
Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».
Борис Друбецкой
Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»
Граф Растопчин
Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».
Характеристика Наполеона
Неоднозначная характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» представляется читателю. С одной стороны он – великий полководец, властелин, с другой – «ничтожный французишка», «холопский император». Внешние черты опускают Наполеона на землю, он не так высок, не так красив, он толст и неприятен, как нам хотелось бы его видеть.
Это была «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Описание Наполеона присутствует в разных частях романа.
Вот он перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика».
Кстати, этот день для него был особенно торжественен, так как это был день годовщины его коронования.
А вот мы видим его при встрече с генералом Балашевым, приехавшего с письмом от государя Александра: «…твердые, решительные шаги», «круглый живот…жирные ляжки коротких ног…Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… выражение милостивого и величественного императорского приветствия». Интересна и сцена награждения Наполеоном самого храброго русского солдата орденом. Что хотел показать Наполеон? Свое величие, унижение русской армии и самого императора, или преклонение перед храбростью и стойкостью солдат?
Портрет Наполеона
Бонапарт очень ценил себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Эти слова были произнесены им во время коронации в Милане. Наполеон в «Войне и мире» выступает для кого кумиром, для кого врагом. «Дрожание моей левой икры есть великий признак», – говорил Наполеон о себе.
Он гордился собой, он любил себя, он восславлял свое величие над всем миром. Россия стояла на его пути. Победив Россию, ему не стоило уже труда подмять под себя всю Европу. Наполеон вел себя надменно.
В сцене разговора с русским генералом Балашевым Бонапарт позволил себе дернуть его за ухо, сказав при этом, что это великая честь – быть вздернутым за ухо императором.
Описание Наполеона содержит много слов, содержащих негативную окраску, особенно ярко Толстой характеризует речь императора: «снисходительно», «насмешливо», «злобно», «гневно», «сухо» и т.д. Дерзко высказывается Бонапарт и о русском императоре Александре: «Война – мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?»
Раскрытый в этом сочинении образ Наполеона в «Войне и мире» позволяет нам сделать вывод: ошибка Бонапарта в переоценке своих возможностей и излишней самоуверенности. Желая стать властелином мира, Наполеон не смог победить Россию. Это поражение сломило его дух и уверенность в своей силе.
Образ Наполеона в романе «Война и мир» Толстого – характеристика и описание для сочинения по теме | источник
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/obraz-napoleona-v-romane-vojna-i-mir-sochineniya-dlya-10-klassa.html