Природа в “слове о полку игореве”: образ природы, ее описание и роль, материалы для сочинения

Образ природы в “Слове о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве” является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе “Слова о полку Игореве” образы природы играют огромную роль.

Природа в “Слове о полку Игореве” выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.

В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в “Слове о полку Игореве” выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку.

Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она “переживает” за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: “Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось”.

Обратите внимание

Вспомним описание второй битвы. “…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!” В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения.

За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно.

Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.

Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: “Солнце ему тьмою путь заступаше”.

Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна.

Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце “светлое и тресветлое”, Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь.

Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить “милому ладе”.

Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря “врани не граахуть, сорокы не троскоташа”, соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.

Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: “Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!” Когда Игорь возвращается из плена, “солнце светится на небесе”.

Важно

Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку.

Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе.

Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.

Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.

Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.

Изображая природу, автор “Слова о полку Игореве” ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды.

Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, “принести повинную голову” Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/obraz-prirody-v-slove-o-polku-igoreve/

Природа в «Слове о полку Игореве» — сочинение

Здесь Вы найдете пример сочинение о роли природы в повествовании в «Слове о полку Игореве».

Текст сочинения. 

Природа в «Слове» — не пейзаж, а активное действующее лицо. Она сопровождает Игоря на его пути, к ней обращается Ярославна. Звери, птицы, растения, небесные светила, стихии активно участвуют в действии: предостерегают, печалятся, радуются, сочувствуют, предвкушают.

Князь отказался откликнуться на идущее от природы предостережение, все-таки продолжил поход после солнечного затмения, и она знает о том, что произойдет, еще до самого сражения. «Игорь к Дону войско ведет. Уже беды его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу накликают по яругам, орлы клектом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты».

Совет

У половцев тоже есть свои природные покровители. «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили».

Начинается битва — одно сражение в «поле неведомом», — но ее печальные последствия распространяются по всей Руси. «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле неведомом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами, костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!»

Игорь пленен, и вся природа откликается на человеческую драму: «Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось».

Игорь бежит из плена, за ним начинается погоня — и снова ему помогает не только Бог, но опять-таки природа. «То не сороки застрекотали — по следу Игоря рыщут Гзак с Кончаком. Тогда вороны не каркали, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет предвещают».

Наконец, возвращение князя на родину снова связывается с образом солнца, которое теперь не предсказывает беду, а радуется победе. «Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле».

Большинство таких описаний строится на метафорах, в некоторых случаях на развертывании и материализации метафоры (тоска течет, как вода, и разливается по Русской земле; поле засевается костями, поливается кровью и дает всходы в виде горя).

Однако некоторые сюжетные эпизоды (разговор Игоря с Донцом, обращение Ярославны к ветру, Днепру и солнцу) позволяют предположить, что автор «Слова» еще не расстался с мифологическим мышлением, с представлением о том, что природные стихии действительно имеют душу, вступают с человеком в тесные отношения, определяют его судьбу.

«Кликнул, стукнула земля, зашумела трава, задвигались вежи половецкие.

А Игорь- князь скакнул горностаем в тростники, белым гоголем — на воду, вспрыгнул на борзого коня, соскочил с него босым волком, и помчался по лугу Донца, и полетел соколом под облаками, избивая гусей и лебедей к завтраку, и к обеду, и к ужину. Когда Игорь соколом полетел, то Овлур волком побежал, отряхая студеную росу: загнали они своих борзых коней».

Обратите внимание

Побег Игоря и погоня за ним в исторической реальности происходили на лошадях. Они мимоходом упоминаются и автором «Слова». Но описание так убедительно в своей динамике, что в превращения Игоря и его противника можно поверить.

История побега превращается в поединок персонажей-оборотней: Игорь мгновенно меняет несколько обличий (горностай — гоголь — волк — наконец, сокол), Гзак проигрывает ему, оставаясь только волком.

С волками сравниваются и другие персонажи «Слова»: сам Боян, воины-куряне, князь Всеслав.

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/priroda-v-slove-o-polku-igoreve-sochinenie/

Сочинение на тему: СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Прекрасным памятником древнерусской ли­тературы является созданное неизвестным авто­ром «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русско­го князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не зна­ем, кем он был, как оказался свидетелем истори­ческих событий, которые взялся описать.

Но в самом произведении нам во всех деталях и тон­костях открывается богатый душевный мир ав­тора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую оче­редь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Сло­ва… » словно бы становится единым и неделимым целым.

Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы иг­рает природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям.

Он превраща­ет природу в живое, мыслящее существо, кото­рое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреж­дает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление.

Картины природы, то мрачной, опе­чаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к рус­скому народу.

В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом похо­де, не описание исторических событий, сраже­ний, побед и поражений.

Автор стремился в сво­ем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно побе­дить врага, что только объединив усилия, спло­тив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа.

Важно

Яркими, насыщенными, кричащими об опасно­сти красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:

Читайте также:  Максим петрович в комедии "горе от ума": образ, характеристика, описание (дядя фамусова)

…кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…

Князь Игорь не обращает внимания на предуп­реждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед.

Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнамено­вания.

Мы еще не знаем, что русское войско дол­жно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войс­ком:

Уже несчастий его подстерегают птицы

по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.

К образам природы прибегает автор в стрем­лении предотвратить трагедию русской дружи­ны. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело пораже­ние и было вынуждено отступать, его отступле­ние снова сопровождают печальные картины при­роды.

Природа страдает вместе с воинами: дере­вья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символич­ный смысл: это противопоставление войны и мир­ного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни.

Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачи­вается соколом и бьет гусей и лебедей к завтра­ку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел со­кол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стре­мится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплы­ми туманами.

К силам природы обращается и жена Игоря, Ярославна:

О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?

Совет

Именно у родной природы она ищет сочув­ствия и помощи, умоляя помочь ее любимому вернуться на родину:

О Днепр Словутич!..

Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я ему слез на море рано.

Она с горестным плачем обращается к ветру, веющему под облаками, подгоняющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил камен­ные горы сквозь землю Половецкую и помогал Святославу в его славных походах, к солнцу, со­гревающему всех своим теплом, а в сухой степи обжигающему своими лучами русских воинов.

Для автора природа — это, в первую очередь, источник поэтических представлений. Он очень точно и метко подбирает слова, выражения и об­разы для передачи этих представлений. Он опи­сывает явления природы так, что мы не только сами ощущаем происходящее, но и начинаем по­нимать, что означает то или иное явление.

Мы чувствуем, как «уснуло» соловьиное пение; как «трепещут» синие молнии; как «никнет», испы­тывая вселенскую печаль, трава. Солнце «мерк­нет», предвещая неудачный поход, багряные сно­пы лучей и вечерней зари «гаснут», месяц «поволакивается тьмою», наступающая ночь «прикры­вает свет тьмою».

Тоска «разливается» во всей окружающей природе, печаль «течет» посреди всей Русской земли, а веселье «разливается по ковылю». Ветер не просто помогает плыть кораб­лям — он их «лелеет на синем море», и Ярослав­на просит ветер, чтобы он «возлелеял» к ней ми­лого мужа, «лелеючи» помог ему доплыть до Рус­ской земли.

Даже телеги у автора «Слова…» «крычат», как лебеди.

Все сказанное выше является ярким подтвер­ждением того, что автор сам безгранично связан с природой Русской земли, глубоко чувствует и понимает ее.

Чувства создателя поэмы настолько велики, он так близко принимает горе и радость своих героев, что природа просто не может не отреаги­ровать на это.

А он, в свою очередь, не мог бы пе­редать лучше свои эмоции, мысли, идеи, чем че­рез образы окружающего мира.

Обратите внимание

Автор потому наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы и даже городские стены, что ис­кренне считает: все эти предметы могут сочув­ствовать добру и ненавидеть зло, испытывать ра­дость и горе.

Чувства и действия природы — солнца, трав, деревьев, животных — искренни и естественны. Также искренни чувства самого автора. Поэтому он соединяется с природой, сливается с ней, что­бы высказать то, что происходит у него в душе. И его чувства и мысли, благодаря состоянию при­роды, значительно усиливаются.

На этой странице искали :

  • роль природы в слове о полку игореве
  • сочинение на тему родная природа в слове о полку игореве
  • Образ природы в Слове о полку Игореве
  • сочинение на тему образ природы в слове о полку игореве
  • сочинение на тему роль природы в слове о полку игореве

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-sliyanie-avtora-i-prirody-v-slove-o-polku-igoreve.html

Природа и ее роль в “Слове о полку Игореве”

Поэма “Слово о полку Игореве” небольшая по объему, но в этом произведении смешивается столько мыслей, столько тем, так тонко воспроизведено глубинное содержание событий, которое остается только испытывать удивление гениальности неизвестного Автора. Он первый избрал главным героем произведения Русскую землю, основав традицию, что живет и по сей день.

Рядом с историческим, национальным, географическим образом Родины есть в “Слове…” еще один образ – многоликая природа.

Во времена написания произведения Русь уже была христианским государством, но христианская вера как-то органически употреблялась (да и продолжает еще сосуществовать) с язычеством, верой в силу природы, в то, что все явления наполнены каким-то сокровенным содержанием.

Природа в “Слове…” пробуждает ощущение первозданности мира. В XII столетии степи – это бескрайняя зеленая стихия, большая и таинственная, неисхоженное, неведомое, подобие океана.

Гонят князя Игоря степи, встречают ревом грозы, воем волков по большим оврагам, клекотом орлов, которые зверей зовут на кости; воины слышат, как И лисицы врут на щиты. Ночью степь звенит соловьиным пением, утро будет своим воплем галки. Степь никогда не молчит, она говорит на языке трав.

Природа признает русичей своими и старается предупредить храброе войско об опасности. Изменяются краски – “кровавые звезды мир прорицают”, “черные тучи с моря идут”, “трепещут молнии синие”, дождь, который пришел с Дона, сиплое на, войско стрелами. Каждый сюжетный ход в поэме находит отклик в природе.

Она радуется, плачет, сердится, провещает победу или поражение. Солнце, вода, ветер, степь, лес, молния такие же полноправные герои “Слова…”, как и воины, князья, жены, мифические существа. Природа поэт, шепчет, бьет грозой, заливается птицей.

В мире природы, как и в жизни людей, действуют две непримиримые силы – добрая и злая. Вслед за радостным, ярким востоком солнца, наступает горькое утро, когда “весьма рано кровавые звезды мир прорицают, черные тучи с моря идут”.

Картина бегства Игоря из плена очень драматическая, но взгляд читателя останавливается на степных реках, которые стелет зеленую траву на песчаные берега, на заросли камыша, где аж кишит лебедями, гусями, качками, чайками. Автор “Слова…” зорким глазом заметил степное бездорожье, через которое ” Игорь-Князь проскочил горностаем в камыш и белым гоголем на воду”.

Автор хорошо знает зверей и птиц, в которых в поэме говорится с пониманием настоящего охотника. Известно, что охота с соколами была любимой утехой и.

Важно

Изображение птиц случается в начале “Слова…”: “тогда напускал десять соколов на стадо лебедей…” Соколы олицетворяют собой вещие персты Бояна, которые он опускает на живые струны, а лебеди – это струны, которые “…самим князьям славу рокотали”.

Бояна автор сравнивает с соловьем “часа давней”, который запел бы песню Игорю: “Не буря соколов занесла через поля широкие – стадами галки бегут к Дону большому”.

В поэме Автор “возвращает” образ сокола, показывая его с разных сторон. Эта смелая, сильная птица может видеть со своего гнезда более сильного соперника, подняться в поднебесье и обогнать своих преследователей.

Поэт сравнивает Игоря с соколом, который ничего не боится и ценит свободу.

Природа в “Слове…” существует не сама по себя. Автор не описывает картины, а говорит в действии. Природа выступает в произведении, как составная часть родной земли и как действующий фактор, тесно связанный с судьбой и уступками героев. Она создает фон и пространство, показывает движение во времени.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Природа и ее роль в “Слове о полку Игореве”

Другие сочинения по теме:

  1. Понятие Родины в “Слове о полку Игореве” Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В…
  2. Образ Родины в “Слове о полку Игореве” Восемь веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве” – гениальное патриотическое произведение русской литературы. Поэма Древней…
  3. Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве” Историчность, документальность “Слова…”. “Древнерусский читатель не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его выдуман, а герои его никогда…
  4. Сон Святослава в “Слове о полку Игореве” Каждого, любящего русскую литературу, интересует вопрос о том, кем написано гениальное “Слово о полку Игореве”. Единственным источником, который может дать…
  5. Своеобразие описания исторического прошлого в “Слове о полку Игореве” Своеобразие исторического прошлого нашей страны необходимо предполагало существование особого пути развития русской литературы, непохожего на историю развития западноевропейских литератур. Это…
  6. “Слово о полку Игореве”; Создатель “Слова о полку “Слово о полку Игореве” Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь…
  7. “Композиция и жанр “Слова о полку Игореве” “Слово” начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца “слав” Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее заявляет,…
  8. Связь “Слова о полку Игореве” с устным народным творчеством “Слово о полку Игореве” – величайший памятник литературы Древней Руси. Автор “Слова…” неизвестен. Разыскал это произведение известный собиратель древностей и…
  9. Раскрытие основной идеи “Слова о полку Игореве” Талантливейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь…
  10. Поэтика “Слова о полку Игореве” Поэтика “Слова” настолько своеобразна, язык и стиль его так красочны и самобытны, что на первый взгляд может показаться, что “Слово”…
  11. Сочинение: Образ Игоря – защитника Русской земли в “Слове о полке Игореве” В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие тому или иному народу. К таким шедеврам искусства принадлежит…
  12. Кто же он, создатель “Слова о полку Игореве”? Сочинение подойдет так же на тему: Образ русской земли в памятнике древней Руси “слово о полку Игореве”. Загадка его личности…
  13. “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством “Слово…” выросло на плодородной почве русской культуры XII века. “Слово…” глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением….
  14. Как написать сочинение по “Слову о полку Игореве” Я думаю, вы мечтаете побывать в походе, а возможно, уже и бывали. Но сейчас мы с вами отправимся не в…
  15. Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный поступок? (По “Слову о полку Игореве”) Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный поступок? (По “Слову о полку Игореве”) Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный…
  16. Описание сюжета произведения “Слово о полку Игореве” Композиция “Слова” необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях…
  17. Когда было написано “Слово о полку Игореве” Когда было написано “Слово о полку Игореве” 1. Своеобразие “Слова”. 2. Главная мысль произведения. 3. Величайший памятник древнерусской литературы. “Слово…
  18. Нравственно-символическое значение “Слова о полку Игореве” За последнее время понимание слова “дивъ” в “Слове о полку Игореве” как будто определилось: большинство исследователей сошлись на том, что…
  19. Образ Ярославны в эпосе “Слово о полку Игореве” Женская судьба… Испокон веков назначением женщины считалось быть берегиней. Рождать и воспитывать детей, беречь домашний костер, работать в поле, угождать…
  20. Время написания “Слово о полку Игореве” и вопрос о его авторе Исследования последних лет убедительно доказали, что “Слово” могло быть написано вскоре после изображенного в нем события – похода Игоря на…
Читайте также:  Образ и характеристика земляники в комедии "ревизор": попечитель богоугодных заведений артемий филиппович

Источник: https://ege-russian.ru/priroda-i-ee-rol-v-slove-o-polku-igoreve/

сочинение на тему природа в слове о полку игореве

+10

1 год назад14 Следить

Игорь

Русская природа выступает в «Слове о полку Игореве» как отдельное действующее лицо. Она реагирует на все происходящие события, как живой человек. В некоторых местах поэмы природа разъясняет читателю непонятные моменты.Автор – очень чуткий наблюдатель. В своем произведении он подмечает многие мелкие детали.

Например, приводится описание берегов Донца, которые в «Слове…» имеют серебряный цвет. На первый взгляд может показаться, что это просто эпитет. Но в действительности воды Дона имеют беловатый оттенок, потому что содержат в себе много мела. В летнее время года берега Дона обмелевают, оставленный на косах и отмелях мел отсвечивает серебром.

Очень точное наблюдение автора можно отметить в эпизоде побега Игоря из плена. Князь благодарит Донец за то, что тот спрятал его. Чтобы не попасться в руки половецким князьям, Игорь бежал только по ночам. Днем же ему приходилось скрываться в зарослях на берегу степных рек. О приближении людей беглецу сообщали гоголи и чайки.

Когда их поведение становилось беспокойным, Игорь начинал бежать дальше.Еще одной мастерски подмеченной деталью описания природы являются дятлы, которые указывают Игорю дорогу к реке. Степная река и деревья, находящиеся только на берегах, не видны издалека, поэтому стук дятлов помогал князю двигаться в нужном направлении.

Природа, безусловно, имеет огромное значение в «Слове о полку Игореве», но автор не добавляет прямого описания пейзажей. Природа воспринимается им не как нечто прекрасное, чем стоит любоваться, а как главный помощник человека в трудную минуту. Она влияет на ход описанных событий и является одним из главных их участников. Природа в «Слове…

» наделена человеческими качествами – она так же изменчива, как живое существо. В поэме множество эпизодов, где природа играет главную роль: она предсказывает исход сражения еще в начале похода, помогает Игорю бежать из плена, к ней обращается с мольбой жена Игоря Ярославна. Разберем каждый эпизод поподробнее.

Участие природы в повествовании заметно с самого начала. Свет солнца меркнет, и наступает затмение, начинается гроза. Все это должно уберечь Игоря от неудачного похода. Дикие птицы и звери тоже пытаются помешать безрассудному поступку князя. Движение половецкого войска навстречу русской дружине сопровождается синими тучами.

Поражение княжеского войска отражается на состоянии природы: деревья в печали и роняют листву, а трава никнет к земле.

Автор отмечает изменение природы из-за княжеских распрей. Войны Олега приводят к тому, что пустеют пашни.

1 год назад

Валерий

Совет

В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине.

Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины. Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.

С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).

Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне: «Цветы почернели от скорби! Дерево в тоске к земле припало!» Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.

С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

1 год назад

Источник: https://gitun.com/q/6284

Образ природы в «Слове о полку Игореве»:

Стиль монументального историзма характеризуется прежде всего стремлением рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее значимое и красивое представляется большим, монументальным, величественным.

В «Слове» развито «панорамное зрение», стремление подчеркивать огромность расстояний, сопрягать в изложении различные удаленные друг от друга географические пункты (например: «…збися дивъ, кличетъ връху древа: Велитъ послушати – земли незнаемЬ, ВлъзЬ, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебЬ, Тьмутораканьскый блъванъ!»).

Каждое действие воспринимается как бы с огромной высоты, Благодаря этому битва Игоря с половцами приобретает всесветные размеры: черные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря, хотят прикрыть четыре солнца. Дождь идет стрелами с Дона великого. Ветры веют стрелами с моря. Битва как бы наполняет собою всю степь.

Таким образом, как единое целое выступает для автора вся русская природа. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов Родины, огромного и живого существа.

Пейзаж «Слова» воспринят как бы с огромной высоты. «Горизонты» этого пейзажа раздвинуты и позволяют видеть не участок природы, а страну, область.

Этот широкий пейзаж особенно отчетливо выступает в плаче Ярославны. Княгиня обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы нагады до Кобякова стана; к Солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло другие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

В период перехода к личностному сознанию стало обычным или даже обязательным обращаться в плаче к окружающей природе – горам, рекам, удолиям – с просьбой принять участие в горе, плаче совместно с человеком.

Особый характер носят представления в древнеславянских литературах о местонахождении человеческих чувств и мыслей.

Нельзя утверждать, что во всех случаях, но очень часто чувство находится там, на кого оно направлено. Оно имеет не личностный характер, имеет своим центром не печалящегося человека, а того или то, на что направлена печаль.

При этом – и это обусловлено особенностью восприятия чувств – последнее как бы материализуется: тоска, туга, печаль могут течь и на довольно широком пространстве, быть «жирными», то есть густыми, вязкими. «Тоска и печаль могут одевать в темноту берег реки….

Предполагаю, что и трава, и деревья никнут, клонятся долу не по собственному произволению, не потому, что они сами испытывают клонящую их книзу печаль, а потому, что на них распространяется печаль людей, думающих о поражении.» (Лихачев Д.С.)

«Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли прелонилось».

Обратите внимание

Представления «Слова о полку Игореве» и других древнерусских произведений 11-13 вв. о печали, тоске, туге или веселии, как о неких пространственных явлениях, распространяющихся вне человека, в природе, сами по себе глубоко архаичны. Они ведут свое начало еще от того времени, когда личность человека слабо отделялась от окружающего мира.

Читайте также:  Кухарка в повести "черная курица, или подземные жители" а. погорельского

Печаль, горе, веселие представлялись человеку охватывающими не только его, но и окружающий мир. Они казались существующими, как бы разлитыми в природе. Природа в «Слове» введена в события. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.

Она сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна. Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк: ночь, «стонущая грозою», стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских.

Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья от горя приклоняются до земли или роняют листву. Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории.

Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря на победу, то сочувствующие и помогающие ему, то «затворяющие» в своих струях юношу князя Ростислава. Между природой и человеком стираются границы.

Образ Обиды – девы с лебедиными крыльями, образы языческих богов стоят где-то между природой и людьми. Люди постоянно сравниваются и с птицами и со зверями: с турами, соколами, галками, воронами, «лютым зверем», кукушкой и т.д. и т.п. Игорь выступает в разговор с Донцом и получает от него помощь. Ярославна ищет помощи у ветра, солнца и Днепра.

Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значимость происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания.

Итак, природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.

Система образов включает в себя образ природы, который играет существенную роль в жизни людей и является одним из главных действующих лиц, роль которого – ввести читателя в события, помочь реальней, точней представить все переживания и чувства героев произведения.

Описывая печальные предзнаменования, которые предшествовали походу Игоря и сопровождали князя на его роковом пути, автор как бы хочет остановить его и тем самым сводит читателя в тревожную обстановку похода. Затмение солнца своим зловещим колоритом подчеркивает мужественность решения Игоря и определяет весь тон повествования.

Важно

Противопоставление решимости Игоря затмению дает действию завязку: воля Игоря как бы противопоставляется судьбе, воплощенной с природой, с окружающим.

Автор рисует тревожную картину, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском Игоря в ожидании человеческой добычи. Все бесповоротнее надвигается поражение. Томительно долго спускается ночь. Вечер, ночь, утро последовательно описываются как бы для того, чтобы подчеркнуть мучительную длительность бессонной ночи накануне битвы: «Длъго ночь мръкнеть. Заря свЬтъ запала. Мъгла поля покрыла. Щекотъ славий успе; говоръ галичи убуди.»

Войско рассеивает передовые отряды половцев, поэтому на этот раз утомленные в битве князья спят, не подозревая о новой, еще большей опасности для себя. Богатая добыча заглушает у воинов чувство тревоги, но оно не оставляет автора «Слова». Он как бы хочет предупредить Игоря о грозящей ему опасности, остановить его на роковом пути.

Реальный пейзаж грозового утра сливается с символической картиной движения главных половецких сил со стороны Азовского моря: «Другаго дни велми рано кровавыя зори свЬть повЬдаютъ; чоръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а в нихъ трепещуть синии млънии…» Изображение надвигающейся грозы (поднявшийся ветер, отдаленный гул, пыль, стяги развеваются по ветру, и замутившиеся реки) сливается с изображением наступления войска половцев. Автор все время приковывает внимание читателя к постепенно приближающемуся войску половцев, заставляет читателя пережить неуклонность этого движения прямо на него и только в последний момент обращается вновь к русскому войску, отметив твердо занятую им оборонительную позицию. Возникает тема – беззаветного мужества небольшого русского войска.

Саму битву Игорева войска с половцами, длившуюся целых три дня, автор в дальнейшем не описывает. Он как бы не может о ней говорить и предается лирическому раздумью.

Конец битвы сравнивает с пиром, столь типичным для конца земледельческих работ в крестьянском быту; кровь автор сравнивает с вином, а половцев прямо называет сватами: «Ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую».

О поражении Всеволода и Игоря Святослав узнает через неясный сон, смутные предчувствия тревожат князя: всю беспокойную ночь каркали вороны под Киевом в предградье у Плесныка, и понеслись эти вороны к синему морю – туда, к месту поражения войска. Природа помогает Игорю: река Донец вступает в разговор с пленником, дятлы своим стуком в густых зарослях вокруг запрятанных в глубоких долинах рек указывает Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от погони.

Таким образом, природа постоянно «следит» за русским войском и представляет собой необъяснимую силу добра, которая пытается предупредить Игоря о беде и позднее исправить его ошибку.

Источник: http://temlit.narod.ru/drl/drl08.html

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Природа в «Слове о полку Игореве»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Самым известным из памятников древнерусской литературы, наверное, является «Слово о полку Игореве». Автор этого шедевра неизвестен, но нет сомнения, что это патриот, болеющий душой за свою Родину. Призыв к единению, который звучит со страниц произведения, – это слова человека, неравнодушного к судьбе своей Отчизны.

       Любовь к Отечеству чувствуется в словах этого произведения, которые посвящены природе. Автор воспевает «поля широкие и долы», «великие просторы» Дона, «реки быстрые».

С точностью человека, который с любовью наблюдает жизнь природы, автор в нескольких строках создает картину туманного утра, в которое состоялся первый бой княжеской дружины с половцами.

Сразу видно, что жизнь природы близка и интересна создателю «Создателю «Слова…»

Совет

       В начале произведения автор дает описание солнечного затмения, столь же лаконичное, как и все описания в поэме.

Игорь-князь во злат стремень вступает.

 В чистое он поле выезжает.

 Солнце тьмою путь ему закрыло,

 Ночь грозою птиц перебудила,

 Свист зверей несется, полон гнева…

       Описание, угрожающее и волнующее, сразу настраивает нас на тревожный лад. Мы чувствуем, что вскоре произойдет что-то печальное, может быть, трагическое. Описание природы как бы предупреждает нас о близкой беде. И воины Игоря обеспокоены, они чувствуют угрожающее состояние природы: внезапная темнота не сулит победы. Но князь Игорь уверен в своей правоте, его воля мобилизует воинов: 

И, не зная, что сулит судьбина.

 Князь промолвил: “Братья и дружина!

 Лучше быть убиту от мечей.

 Чем от рук поганых полонёну!

 Сядем, братья, на лихих коней

 Да посмотрим синего мы Дону!”

       И поход все же начинается, хотя читатель уже уверен, что удачи в нем не будет.

       И это не единственный раз, когда природа предупреждает об опасности или «сочувствует» князю. Например, описание нападения половцев на уснувших воинов Игоря предварено словами: 

Ночь прошла, и кровяные зори

 Возвещают бедствие с утра.

       Природа в «Слове о полку Игореве» – это еще и помощница, сочувствующая русским. Недаром Ярославна обращается к ветру и реке, призывая помочь князю и упрекая за то, что они содействовали врагу:

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

 Что клубишь туманы у реки,

 Стрелы половецкие вздымаешь,

 Мечешь их на русские полки?

       И вот вся природа стремится помочь князю, совершающему побег: 

И, на волнах витязя лелея.

 Рек Донец: “Велик ты, Игорь-князь!

 Русским землям ты принес веселье,

 Из неволи к дому возвратясь”.

       Автор показывает, как любовно приняла река Донец князя, помогая ему добраться до родных мест вплавь, как на помощь ему приходят все силы природы, как сам князь бежит, словно бы слившись с природой: поэт сравнивает его то с белкой, то с соколом, то с водоплавающей птицей, то с волком.

       Создатель «Слова о полку Игореве» рисует картину всеобщей радости от того, что князь вернулся на Родину. Автор хочет подчеркнуть, что князь – отец и людям, и природе. Потому-то всё ликует при его появлении:

Дятлы, Игоря встречая,

 Стуком кажут путь к реке…

       Или в таких словах:

Мрак стоит над Русскою землей:

 Горько ей без Игоря одной…

 Но восходит солнце в небеси –

 Игорь-князь явился на Руси.

       Мы видим, таким образом, что природа в «Слове о полку Игореве» не только радует людей красотой. Она предупреждает об опасности, стремится помочь своему князю. 

Обратите внимание

       Автор уверен, что каждый человек неразрывно связан с родной землей, родной природой, тем более это можно сказать о князе, который видится поэту отцом и людей, и земли, и растений, и животных.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/423-sochinenie-na-temu-priroda-v-slove-o-polku-igoreve.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector