Русские типы Петра Михайловича Боклевского
В этот день 200 лет назад появился на свет русский художник, график, политический карикатурист, автор гротескных портретов и один из лучших иллюстраторов классических произведений русской литературы своего времени Пётр Михайлович Боклевский.
Сын отставного подпоручика, участника штурма Измаила Михаила Фёдоровича Боклевского и дочери небогатого помещика Марии Даниловны, урожденной Сазоновой, увлекавшейся акварельной живописью, сызмальства проявлял интерес к рисованию. В седьмом классе За отличные успехи в рисовальном искусстве он был даже награжден памятным подарком.
Пётр Михайлович Боклевский.
Автопортрет
Однако учиться Боклевский поступил на юридический факультет Московского университета, который не закончил из-за конфликта с руководством по поводу его критических взглядов на систему крепостного права в России. Вернувшись на родину, поработал заведующим хлебными магазинами и параллельно совершенствовал своё мастерство в рисовании.
Уехав в Петербург в 1845 году, Пётр Михайлович стал вольнослушателем Петербургской Императорской Академии художеств в мастерской Карла Брюллова, но и здесь он на долго не задержался, показав свой непростой характер.
Ученик со скандалом покинул мастера, отказавшись переделывать картину Тайная Вечеря, на которой он изобразил Иисуса Христа и апостолов на крыше здания, сидящими на восточный манер, а не согласно классическим канонам.
Боклевский перешёл в мастерскую Петра Клодта, работавшего в то время над своей знаменитой конной группой для Аничкова моста, где рисовал для скульптора эскизы.
Женский портрет Крестьянская бабаЗа один из созданных портретов Боклевский получил звание художника портретной и акварельной живописи и право на двухлетнюю заграничную командировку по Европе, которую использовал для совершенствования своих живописных навыков.
Художник стажировался в школе Латура и Видаля в Париже, работал на пленэре в Швейцарии, Италии, Испании, Германии, Франции. А после возвращения на родину Пётр Михайлович начал работать как профессиональный художник, получая и частные заказы и работая для популярных иллюстрированных изданий.
Боклевский прославился как политический карикатурист, создав в 1855 году альбом На нынешнюю войну, с карикатурами на англичан времен Крымской войны. К сожалению, найти что-то приличное по качеству из этого альбома мне не удалось.
Карикатуры на английского премьер-министра ПальмерстонаЭтот альбом имел огромный успех, особенно рисунок, изображавший Пальмерстона под сапогом русского солдата. По нему было изготовлено много пепельниц из фарфора и бронзы. Их и сейчас можно встретить в старинных домах и в лавках антикваров.
Карикатуры эти очень понравились только что вступившему на престол императору Александру II, который наградил Боклевского бриллиантовым перстнем (Художник-иллюстратор П.М. Боклевский, его жизнь и творчество К.
Кузьминский, 1910)
Пётр Боклевский, автопортретСвои людиМужской портрет, акварельПортрет молодого человека, акварельОнегин
Евгений Базаров Иллюстрация к роману Тургенева Отцы и дети
Герасим Муму
Высшим достижением Боклевского считаются ироничные, яркие, характерные портреты и иллюстрации к произведениям русских литераторов – Пушкина, Грибоедова, Островского, Тургенева, Достоевского, Мельникова-Печерского и особенно Гоголя. К сожалению, во время пожара, случившегося в имении жены художника, в огне погибли многие его работы, в том числе цикл рисунков к Запискам охотника Тургенева. Семья художника оказалась почти без средств к существованию и для того, чтобы дать детям возможность получить образование, Боклевский вынужден был уехать в Москву и заняться адвокатской практикой.Здесь художник сблизился с литературным миром Москвы, подружился с многими писателями и создал циклы-альбомы литографий и рисунков к их сочинениям. Вот ими я и предлагаю вам полюбоваться…
Иллюстрации к пьесам Александра Островского. Пётр Михайлович проиллюстрировал пять пьес драматурга.
Свои люди – сочтемся, действие III, явление 4
Свои люди – сочтемся
Бедная невеста. Действие I, явление 2
Бедная невеста. Действие II, явление 5
Бедность не порок. Действие III, явление 1
Бедность не порок. Любим Торцов
Не в свои сани не садись. Действие I, явление 8
Не в свои сани не садись. Действие II, явление 9
Не так живи, как хочется
Иллюстрации к гоголевскому Ревизору
ХлестаковОсип…к нам едет ревизорСцена из РевизораГородничийАммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, Городничий, Артемий Филиппович ЗемляникаАнна Андреевна и Мария Антоновна Полиция. Иллюстрация к пьесе Н.В. Гоголя Ревизор, 1856 год
Иллюстрация к комедии Н. В.
Гоголя РевизорХлестаковПётр Михайлович Боклевский так проникался в образы героев пьес, выразительно подчеркивая их жизненность и реалистичность, что многие актёры нередко вплоть до Михаила Чехова, игравшего Хлестакова, специально гримировались под Боклевского.
Несколько иллюстраций к другим произведениям Николая Васильевича Гоголя:
Иллюстрация к повести Старосветские помещики, 1887 год
Пульхерия Ивановна была несколько сурьёзна, почти никогда не смеялась; но на лице и в глазах её было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было лучшего, что вы верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для её доброго лица
Акакий Акакиевич Башмачкин Шинель
Иллюстрация к пьесе Н.В.Гоголя Тяжбаа
Но вершиной творчества Петра Боклевского стали альбомы иллюстраций в поэме Николая Васильевича Гоголя Мёртвые души. Он работал над гоголевскими типами постоянно, вплоть до самой смерти, не боялся изображать в истинном свете чиновников, бюрократию и сильных мира сего, наверное, поэтому его галерея стала самой выразительной и любимой.
Иллюстрации Петра Боклевского к поэме Мёртвые души Н.В. ГоголяЧиновники города NN, 1866 годЧичиковЧичиковПетрушка и СелифанЛакей Петрушка и учитель ЧичиковаЧичиков, Петр Боклевский, 1895 год
Коробочка и Кувшинное рылоГоголь, КоробочкаСобакевичСобакевичСобакевичНоздрёвНоздрёвПлюшкинМанилов МаниловКоробочка и ПетухПородистая стройная девка ТентетниковаЕщё один альбом Гоголевских типов, располагаю иллюстрации в таком порядке, в каком они даны в книге.
ЧичиковСелифанПетрушкаУчитель ЧичиковаМаниловПриказчик МаниловаКоробочкаИван Петрович правитель канцелярииФетинья горничная КоробочкиНоздрёвМижуев, зять НоздрёваСобакевичПлюшкин
Иван Антонович Кувшинное рылоПредседатель палатыПолицмейстерГубернаторДочь губернатораДама, приятная во всех отношенияхПочмейстерКапитан КопейкинВельможаПрокурорПрестарелый повытчикАндрей Иванович ТентетниковПриказчик, Перфильевна, ключница и буфетчик ТентетниковаОнуфрий Иванович ТентетниковОтставной полковник ВышнепокромовЛысый Пимен, целовальникГенерал БетрищевПетухАвтопортретБоклевский пытался выйти за рамки сатиры, иллюстрируя роман П.И. Мельникова-Печерского В лесах, а в 1880-е годы работал над Типами из Достоевского, однако этот цикл остался незавершенным и не был издан в виде альбома.
Чапурин, Игуменья и Стуколов Мельников-Печерский В лесах Иллюстрации к произведениям Фёдора Михайловмча Достоевского:
Варенька Добросёлова и Макар Девушкин. Иллюстрация к повести Бедные люди
Горшков. Иллюстрация к повести Бедные люди
Какой-то чиновник без места, без службы лет семь тому исключённый за что-то. Фамилья его Горшков, такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном, в таком истёртом платье, что больно смотреть…Алёна Ивановна, процентщица и Родион РаскольниковРодион РаскольниковРаскольниковСонечка МармеладоваРодион РаскольниковДуня и РазумихинСкончался Пётр Михайлович Боклевский в Москве, но похоронен был на родине, в Скопинском уезде Рязанской губернии в ограде Свято-Духова монастыря.
Источник: https://pro100-mica.livejournal.com/242402.html
Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души” (Иллюстратор Алексей Михайлович Лаптев )
Алексей Михайлович Лаптев (1905—1965) — художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР. После выхода “Мёртвых душ” с его иллюстрациями был избран членом-корреспондентом Академии художеств.
Губернаторская дочка.
Манилов
Манилов
Ноздрёв
Плюшкин
Приказчик Манилова
Чичиков
Два русские мужика, стоявшие у кабака против гостиницы
Приготовление к вечеринке у губернатора
Собакевич на кровати возле худощавой жены своей
Толстые и тонкие
Чичиков и трактирный слуга.
Дети Манилова
Усадьба Манилова
Читающий Петрушка
Чичиков и Манилов у двери.
Чичиков и Манилов
Чичиков и Манилова
Двор Коробочки
Девчонка Пелагея
Падение брички Чичикова
Чичиков и Коробочка
“Ахти, сколько у тебя тут гербовой бумаги!”
«Минуту спустя вошла хозяйка»
«Чичиков дал ей медный грош, и она побрела восвояси, уже довольная тем, что посидела на козлах»
«Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес»
«Барин ничего не хотите закусить?»
«Порфирий положил щенка на пол, который, растянувшись на все четыре лапы, нюхал землю»
«Ноздрев был среди их совершенно как отец среди семейства»
«Ноздрев налег на вина»
Отъезд Мижуева
“Да зачем же мне шарманка?”
“Знаем мы, как вы плохо играете!”
«Нет, скажи напрямик, ты не хочешь играть»
«Ноздрев размахнулся рукой…»
Деревня Собакевича
Дом Собакевича
Собакевич принимает Чичикова.
«Вам нужно мертвых душ?»
Собакевич рассматирвает полученные от Чичикова ассигнации
«Чичиков подошел к ручке Феодулии Ивановны, которую почти впихнула ему в губы…»
«Все опомнились и очнулись только тогда, когда на них наскакала коляска с шестериком коней».
«На такую сумятицу успели, однако, собраться мужики из деревни»
Деревня Плюшкина.
Мавра Мавра
Мужик Плюшкина с бревном
Приезд Чичикова к Плюшкину
Прошка
Плюшкин прячет полученные от Чичикова деньги
«— Долго изволили погулять, – сказал половой, освещая лестницу»
Полицеймейстер посылает квартального в рыбную лавку.
Квартальный в рыбной лавке
Празднование сделки у полицеймейстера
Присутственное место.
Рязанский поручик, «охотник до сапогов»
Селифан и Петрушка после посещения кабака
Собакевич за осетром.
Чичиков и Манилов в присутственном месте
Чичиков дает взятку Ивану Ивановичу Кувшинное рыло
«Перед шкатулкой потер руки»
“Приход гостей произвел восклицание”
«Прокурорский кучер, как оказалось в дороге, был малый опытный, потому что правил одной только рукой, а другую засунув нвзад, придерживал ею барина».
«Селифан лег и сам на той же кровати, поместив голову у Петрушки на брюхе»
Беспашпортный
Бурлаки на Волге (размышления Чичикова)
Каретник Михеев
Григорий Доезжай-не-доедешь.
Сапожник Максим Телятников
Степан Пробка
Бал у губернатора
Губернаторша на балу представляет Чичикову свою дочку.
Появление Ноздрева на балу у губернатора
Чичиков на балу у губернатора
Чичиков среди дам на балу у губернатора
Чичиков после губернаторского бала.
«Именно, в отдаленных закоулках города дребезжал весьма странный экипаж…»
«После чего, отставивши алебарду, опять заснул по уставам своего рыцарства»
«Целый час был посвящен на одно рассматриванье лица в зеркале»
Губернаторша распекает свою дочку.
Дамы города NN
Расправа с заседателем Дробяжкиным
Слухи о Чичикове в городе
Слухи о Чичикове в городе
Сольвычегодские купцы после победы над устьсысольскими.
«Дама везла только что услышанную новость»
«Дамы наперерыв принялись сообщать ему все события, рассказали о покупке мертвых душ, о намерении увезти губернаторскую дочку и сбили его совершенно с толку»
«Тот и другая с лаем понесли свои хвосты в переднюю».
Квартальный бежит к Ноздреву с записочкой от полицеймейстера
Ноздрев занимается подбором карт
Ноздрев у Чичикова
Швейцар не пускает Чичикова к губернатору
«Многое значит у русского народа почесыванье в затылке»
«Собравшись у полицеймейстера, чиновники имели случай заметить друг другу, что они даже похудели от этих забот и тревог».
Капитан Копейкин в приемной генерала
Капитан Копейкин и швейцар
Капитан Копейкин преследует англичанку.
Перед приемной вельможи
Капитан Копейкин в ожидании приема у вельможи
Капитан Копейкин у вельможи.
Капитан Копейкин у вельможи.
Шайка капитана Копейкина разбойничает в рязанских лесах
«Копейкин очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире»
Воспитание Чичикова.
Павлуша Чичиков и учитель
Кифа Мокиевич и Мокий Кифович
Кузнецы
Похороны прокурора
Отъезд Чичикова
Похороны прокурора и отъезд Чичикова
Чичиков в доме повытчика
Чичиков — враг взяток
Чичиков — неподкупный таможенник, гроза контрабандистов.
“Ах ты, чушка чурбан а прежде зачем об этом не сказал? Не было разве времени ?”
«Итак, читатели не должны негодовать на автора, если лица, доныне являвшиеся, не пришлись по его вкусу»
«Эх я Аким-простота — ищу рукавиц, а обе за поясом!»
Губернский город NN
Губернский город NN
Губернский город NN
Губернский город NN
Губернский город NN
Дорога
Русь
Русь
Тройка
Тройка
Источник: https://filologstefa77777.blogspot.com/2012/03/blog-post_21.html
Н.В. Гоголь «Мертвые души» Иллюстрации М.П. Боклевского (1816-1897) – презентация
1 Н.В. Гоголь «Мертвые души» Иллюстрации М.П. Боклевского ( )
2 Яковлева Ю.Г.2 Еще Белинский обратил внимание на особую черту гоголевского таланта, заметив, что “Гоголь не пишет, а как бы рисует кистью”. Творческая манера Гоголя – обращение к “словесной живописи”, зрительной наглядности изображения, к передаче полноты ощущения жизни – сделала произведения писателя излюбленным объектом для иллюстрирования.
3 Яковлева Ю.Г.3 А.А. Агин, П.М. Боклевский, Е.А. Кибрик, В.А. Серов, И.Е. Репин, Н. Альтман, Кукрыниксы – вот неполный перечень русских живописцев, вдохновленных сюжетами Гоголя. Но особый интерес у художников разных поколений и направлений вызывала поэма “Мертвые души”.
4 Яковлева Ю.Г.4 Первое графическое воплощение образов поэмы “Мертвые души” было плодом совместного труда рисовальщика Александра Алексеевича Агина ( ) и ксилографа Евстафия Ефимовича Бернардского ( ). Оба художника были уже значительными мастерами, преуспевшими каждый в своей профессии.
5 Яковлева Ю.Г.5 Иллюстрации А.А. Агина
6 Яковлева Ю.Г.6 Следующая, после А.А.Агина, попытка художественного воссоздания образов гениальной поэмы Н.В.Гоголя была предпринята художникомкарикатуристом Петром Михайловичем Боклевским
7 Яковлева Ю.Г.7 П.М.Боклевский. Автопортрет г.
8 Яковлева Ю.Г.8 Иллюстрации к «Ревизору» В 1858 году был издан его альбом «Галерея гоголевских типов», в котором было собрано 14 воспроизведенных посредством литографии рисунков к «Ревизору». Альбом этот имел успех и впоследствии неоднократно переиздавался.
9 Яковлева Ю.Г.9 Гоголевские типы в рисунках П. Боклевского
10 Яковлева Ю.Г.10 «Мертвые души» Над иллюстрациями к «Мертвым душам» Боклевский начал работать в 1860х годах. Сохранилось множество карандашных эскизов, рисунков и цветных акварелей. Среди их героев и основные персонажи «Мертвых душ», и второстепенные лица. Далеко не все из этих работ изданы. Первая публикация появилась лишь в 1875 году, когда 23 выполненных акварелью портрета гоголевских героев были опубликованы в московском журнале «Пчела».
11 Яковлева Ю.Г.11 Первое издание Первое самостоятельное издание «Альбом гоголевских типов» увидело свет в Санкт-Петербурге в 1881 году. Осуществил его некий Н.Д.Тяпкин. Здесь было воспроизведено 26 рисунков, которые ранее публиковались на страницах журналов.
12 Яковлева Ю.Г.12 Собакевич
13 Яковлева Ю.Г.13 Плюшкин
14 Яковлева Ю.Г.14 Ноздрев
15 Яковлева Ю.Г.15 Манилов
16 Яковлева Ю.Г.16 Манилов
17 Яковлева Ю.Г.17 Коробочка
18 Яковлева Ю.Г.18 Коробочка
19 Яковлева Ю.Г.19 П.И. Чичиков
20 Яковлева Ю.Г.20 Чиновники города NN
21 Яковлева Ю.Г.21 Селифан
22 Яковлева Ю.Г.22 Петрушка
23 Яковлева Ю.Г.23 Приказчик Манилова
24 Яковлева Ю.Г.24 Иван Петрович, правитель канцелярии
25 Яковлева Ю.Г.25 Иван Антонович, Кувшинное рыло
26 Яковлева Ю.Г.26 Председатель палаты
27 Яковлева Ю.Г.27 Полицеймейстер
28 Яковлева Ю.Г.28 Губернатор
29 Яковлева Ю.Г.29 Губернаторская дочка
30 Яковлева Ю.Г.30 Дама приятная во всех отношениях
31 Яковлева Ю.Г.31 Капитан Копейкин
32 Яковлева Ю.Г.32 Тентетников (II том)
33 Яковлева Ю.Г.33 Н.В. Гоголь «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»
Источник: https://www.myshared.ru/slide/904652/
Пётр Михайлович Боклевский. 200 лет со дня рождения рязанского художника
?
tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
2016-06-24 23:29:00 tverdyi_znak
tverdyi_znak
2016-06-24 23:29:00 Category: 200 лет назад, 12 (24) июня 1816 года, в селе Елшино (Рязанская губерния) в семье военного родился известный художник Пётр Михайлович Боклевский.
Боклевские – малороссийский дворянский род болгарского происхождения. Его представители пользовались древним польским гербом Осория (или Старжа), который имеет следующее описание: “В красном поле золотое от телеги колесо; сверху на нем сломан обод и в том месте водружен крест или меч; на шлеме три страусовых пера”. В 1821 род был внесен во II ч. ДРК Рязанской губернии.
Боклевский учился в Пронском уездном училище, а позже в Рязанской классической гимназии. И сызмальства проявлял интерес к рисованию. Художественные способности Петр Боклевский унаследовал от матери, женщины одаренной, хорошо писавшей акварелью, лепившей из воска. Мальчик начал рисовать с пятилетнего возраста.
В 7 классе «За отличные успехи в рисовальном искусстве» он был даже награжден памятным подарком. Самая ранняя из дошедших до нас работ — акварельный портрет отца в военной форме александровских времен — была выполнена им в семнадцать лет.Боклевский учился в Московском университете (1834—1840).
В одном из сочинений «О римском владении» он изложил критические взгляды на систему крепостного права в России. Отказавшись переписать данное сочинение «в правильном ключе», он бросил университет, так и не получив звания «кандидат права».Некоторое время Боклевский жил в имении своей матери в селе Елшино, занимал должность заведующего Пронскими запасными хлебными магазинами.
Но в то же время активно рисует, создает карикатуры на местное общество, совершенствует свое мастерство.Боклевский служил губернским секретарем в Рязани. Жил на два города, находясь в Петербурге, брал уроки у профессора петербургской Академии художеств живописца А. Е. Егорова, с 1845 посещал академический класс К. П. Брюллова и мастерскую П.К. Клодта.
Выделяясь среди учеников своей образованностью и широтой взглядов, Боклевский привнес в Академию критический дух Московского университета. Способный карикатурист, он не обходил своим вниманием академических преподавателей, “необыкновенно бойко и зло рисовал на них карикатуры, да такие хлесткие, что профессора приходили в бешенство”.
Не ужившись в Академии, Боклевский начал работать в мастерской скульптора П.Т.Клодта. Боклевский был автором рисунков для скульптурных коней П.К. Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Однако и тут Боклевский вновь показал свой характер, ушел с курса Брюллова после скандала с картиной «Тайная вечеря», которую он отказался переделывать, изобразив Христа и апостолов не по классическим канонам, а на крыше здания, сидящими «на восточный манер». Тем не менее, он уже вскоре стал заметным художником.
Создал любопытные этнографические серии в альбоме «Отживающие типы русской народности».Для заострения психологических характеристик героев Боклевский прибегает к методу «зоологизации» персонажей, создавая «свиные» или «птичьи» типы лиц. И становится известным мастером портретного шаржа.В 1852 году Боклевскому был выдан аттестат Академии.
Совет признал его достойным “звания свободного художника по живописи портретной акварельной”. В этом же году художник уехал за границу. Он изучал искусство в музеях Франции, Италии, Испании. Работая в Париже, в мастерской Латура и Видаля, занимался пастельной живописью. Путешествие продолжалось около двух лет.
Боклевский собирал материалы для всеобщей истории искусств, которой в то время на русском языке не было. Однако мечте его не суждено было осуществиться, все эти материалы, книги и зарисовки пропали при возвращении в Россию.Материальные обстоятельства заставили художника приняться за заказные портреты, много выполнял он и портретных миниатюр.
Необыкновенное умение Боклевского передавать сходство, тонкая техника исполнения повышали спрос на его произведения. Работа в миниатюре повлияла на всю последующую манеру рисунка художника.Боклевский активно занимается и общественной деятельностью. После возвращения в Рязанскую губернию избирается мировым судьей Скопинского уезда, губернским гласным, позже почетным мировым судьей.
И, вплоть до кончины, пишет новые работы.В Рязани скандальную славу получили его карикатуры на самодурство местного губернатора П. С. Кожина (1848). Позднее жил в основном в Москве.Последний период жизни художника был труден из-за бедности и болезней, но над иллюстрациями он работал чуть ли не до самой смерти.Его рисунки и акварели полны романтической иронии.
Боклевский выступал и как политический карикатурист (альбом «На нынешнюю войну», 1855). За цикл литографий «На нынешнюю войну» в 1855 году Государь Император Александр II наградил рязанского художника именным бриллиантовым перстнем.Но по настоящему Боклевский показал себя после сближения с литературным миром Москвы, посвятив себя книжной иллюстрации.
Живя в 1850-е годы в Москве, художник сблизился с литераторами из редакции “Москвитянина”, группировавшимися вокруг Островского. В этот кружок входили писатели П.И.Мельников-Печерский, А.Ф.Писемский, А.А.Григорьев, актеры П.М.Садовский и И.Ф.Горбунов, музыканты О.И.Дютш и Н.Г.Рубинштейн, скульптор Н.Д.Рамазанов.
Их интерес к народному быту, к русскому национальному искусству соединялся с идеализацией патриархальности старой Москвы. Для Петра Боклевского это общение сыграло очень большую роль, оно по существу определило направление всего его дальнейшего творчества. С этого времени и на всю жизнь его художественное мастерство было отдано иллюстрации.
Манилов – персонаж из “Мертвых душ”
“Когда выросла слава Островского, Боклевский явился к нему на помощь, как толковник художественных красот во всеоружии опыта и силы”, — писал один из членов редакции “Москвитянина” С.Максимов. Всего было проиллюстрировано пять комедий: “Свои люди — сочтемся”, “Бедная невеста”, “Не в свои сани не садись”, “Не так живи, как хочется”, “Бедность не порок”. Рисунки сопровождались цитатами из текста комедий. Иллюстрации Боклевского очень тепло были приняты И.С.Тургеневым, который взял на себя хлопоты, связанные с их изданием и альбом вышел из печати в 1860 году.
Ноздрёв – персонаж из “Мертвых душ”Одновременно художник работал над графическим воплощением образов Гоголя. В 1858 году появился первый альбом иллюстраций к “Ревизору”, а в 1863 — “Бюрократический катехизис” — новый, еще более удачный своими художественными обобщениями вариант рисунков к этой же комедии. Иллюстрирование произведений Гоголя стало делом всей жизни Петра Боклевского.
Коробочка – персонаж из “Мертвых душ”Альбом “Бюрократический катехизис”, имевший большой успех среди современников художника, представляет собой не просто иллюстрации к пяти сценам из “Ревизора”. Боклевский использовал здесь образы Гоголя, так хорошо знакомые всей читающей публике, для создания острых политических карикатур, обличающих русскую бюрократию 1860-х годов. Условность и подчеркнутая шаржированность персонажей дают яркое представление о тогдашних чиновничьих нравах.Но самой большой любовью среди произведений Гоголя у Боклевского пользовались “Мертвые души”. Это была настольная книга художника.
Собакевич – персонаж из “Мертвых душ”Среди наиболее известных циклов работ — альбомы литографий и рисунков к сочинениям А. Н. Островского (вып. 1-6, 1859—1860). А также композиции к Н. В. Гоголю:Галерея гоголевских типов. «Ревизор» (1858)Бюрократический катехизис. Пять сцен из «Ревизора» (1863)Альбом гоголевских типов… (1881)Типы из поэмы «Мертвые души» (1895).
Плюшкин – персонаж из “Мертвых душ”Боклевский усиливал жизненность Городничего, Хлестакова, Ноздрева, Чичикова и других гоголевских героев столь выразительно, что впоследствии актёры (подобно М. А. Чехову (Хлестаков) в Ревизоре, Московский художественный театр, 1921) нередко специально гримировались «под Боклевского».
Чичиков – персонаж из “Мертвых душ”
Иллюстрация к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 1863. Литографии с тоном Боклевский выработал жанр сатирического, социально заостренного портрета литературного героя. Также работал над иллюстрациями к П.И. Мельникову-Печерскому (издания 1882, 1914, 1934), И.С. Тургеневу (1869), Ф.М. Достоевскому (1881) и др.О популярности рисунков художника говорит и тот факт, что даже конфетные фантики ведущих кондитерских фабрик XIX века украшались вышедшими из-под руки П.М. Боклевского героями.Позже учебники литературы советского периода непременно снабжались его колоритными иллюстрациями.Уроженец рязанского края Пётр Михайлович Боклевский умер в Москве 10 января 1897 года. Но захоронен был на своей малой родине, в городе Скопине, в Троицкой роще на территории Свято-Троицкого монастыря, где ему был установлен прекрасный мраморный монумент «Скорбящий ангел».Памятник был разрушен революционными вандалами в начале 1920-х годов. Жаль, что так и не восстановили этот замечательный памятник.Памятником Боклевскому остались его произведения…Книжно-иллюстративная выставка, посвященная творчеству знаменитого рязанца, работает в краеведческом информационном отделе Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького с 1 по 30 июня.Ценителям литературы и искусства будут интересны прижизненные издания русских классиков с иллюстрациями художника — «Мертвыя души», «Альбомъ гоголевскихъ типовъ» и другие книги.
Источники:
Боклевский, Пётр Михайлович
Боклевский, Петр Михайлович
Чуйко Е. Прародитель рязанских карикатуристов, придавший русской классике новое звучание, срочно нуждается в уходе
Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/2547061.html
В рамке : петр боклевский, иллюстратор-карикатурист подаривший лицо чичикову
Петр Михайлович Боклевский, один из крупнейших и популярнейших русских художников-иллюстраторов XIX века. Он родился 24 июня 1816 года в селе Елшино Рязанской в семье военного. В День рождения художника, предлагаем Вам вспомнить кем был Петр Боклевский, и что он сделал для русского искусства и литературы.
Коробочка – персонаж из “Мертвых душ”
Боклевский учился в Пронском уездном училище, а позже в Рязанской классической гимназии. Интерес к живописи проявился у художника с пяти лет. Этому не могла не способствовать мать Боклевского – одаренная женщина, умело писавшая акварелью и лепившая из воска.
В 7 классе Петр был награжден памятным подарком «За отличные успехи в рисовальном искусстве». До нас дошли не все работы Боклевского, тем более плохо сохранилось ранее творчество художника.
Самая ранняя из дошедших до нас работ, это акварельный портрет отца в военной форме александровских времен, который Петр Михайлович написал в семнадцать лет.
Боклевский учился в Московском университете (1834—1840). Его студенческие годы были не простыми через характер художника и его крамольное творчество.
В своём сочинений «О римском владении» он изложил критические взгляды на систему крепостного права в России.
На требование переписать сочинение «в правильном ключе», он ответил отказом и бросил университет, так и не получив звания «кандидат права».
После этого Боклевский жил в имении своей матери в селе Елшино, занимал должность заведующего Пронскими запасными хлебными магазинами. Но своё творчество не забрасывает, а наоборот занимается совершенствовванием своего мастерства: активно рисует, создает карикатуры на местное общество, изучает новые техники рисования.
Плюшкин – персонаж из “Мертвых душ”
Позже, Петр Боклевский служил губернским секретарем в Рязани. Жил в постоянных разъездах. В Петербурге брал уроки у профессора петербургской Академии художеств живописца А. Е. Егорова, с 1845 посещал академический класс К. П. Брюллова и мастерскую П.К. Клодта.
Художник отличался от остальных учеников своей интеллектуальностью и широтой взглядов, чем привнёс в Академию критический дух Московского университета. Тяга к карикатуре не прошла со временем, а набрала обороты как в мастерстве, так и в выборе своих жертв.
Мишенью хлёстких карикатур стали преподаватели Академии. Это приводило их в бешенство и однозначно повлияло на дальнейшую студенческую судьбу талантливого карикатуриста. Не ужившись в Академии, Боклевский начал работать в мастерской скульптора П.Т.Клодта.
Боклевский был автором рисунков для скульптурных коней П.К. Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Манилов – персонаж из “Мертвых душ”
Но Боклевский снова показал свой характер и бросил курс Брюллова после скандала с картиной «Тайная вечеря». На которой он изобразил Христа и апостолов не по классическим канонам, а на крыше здания, сидящими «на восточный манер».
В 1852 году Боклевскому всё же выдали аттестат Академии. Совет признал его достойным “звания свободного художника по живописи портретной акварельной”. Не долгл думая, художник уехал в Европу для изучения искусства в музеях Франции, Италии, Испании.
В Париже, в мастерской Латура и Видаля, он изучал и практиковал пастельную живопись. Путешествие длилось около двух лет. Боклевский собирал материалы для всеобщей истории искусств, которой в то время на русский язык не была переведена.
Но тяжелая работа художника была утеряна при возвращении в Россию.
Собакевич – персонаж из “Мертвых душ”
Финансовые невзгоды заставили Петра Боклевского писать на заказ портреты и портретные миниатюры. Филигранная работа художника, уникальный талант передавать сходство и мастерство техники сделала мастера портрета популярным. Работа в миниатюре сильно повлияла на дальнейшую манеру письма художника.
Также, Боклевский активно занимается и общественной деятельностью. После возвращения в Рязанскую губернию, избирается мировым судьей Скопинского уезда, губернским гласным, позже почетным мировым судьей. И до самой смерти писал картины.
В Рязани скандальную славу получили его карикатуры на самодурство местного губернатора П. С. Кожина (1848).
Последние годы жизни художник провёл в бедности, как и множество талантливых людей того времени.
Но свою работу не прекращал, писал иллюстрации и жестокие, но очень глубокие карикатуры.
Боклевский выступал и как политический карикатурист (альбом «На нынешнюю войну», 1855).
За цикл литографий «На нынешнюю войну» в 1855 году Государь Император Александр II наградил рязанского художника именным бриллиантовым перстнем.
Чичиков – персонаж из “Мертвых душ”
Но настоящий Боклевский проявился лишь после сближения с литературным миром Москвы, посвятив себя книжной иллюстрации. В 1850-е годы художник сблизился с литераторами из редакции “Москвитянина”, которые объединились вокруг Островского. В этот кружок входили писатели П.И.Мельников-Печерский, А.Ф.Писемский, А.А.Григорьев, актеры П.М.
Садовский и И.Ф.Горбунов, музыканты О.И.Дютш и Н.Г.Рубинштейн, скульптор Н.Д.Рамазанов. Их интерес к народному быту, к русскому национальному искусству соединялся с идеализацией патриархальности старой Москвы. Для Петра Боклевского это окружение сыграло важную роль, оно определило вектор всей его дальнейшей работы.
С этого момента Петр Боклевский отдал свою душу литературной иллюстрации.
“Когда выросла слава Островского, Боклевский явился к нему на помощь, как толковник художественных красот во всеоружии опыта и силы”, — писал один из членов редакции “Москвитянина”С.Максимов.
Всего Боклевский проиллюстрировал пять комедий: “Свои люди — сочтемся”, “Бедная невеста”, “Не в свои сани не садись”, “Не так живи, как хочется”, “Бедность не порок”. Рисунки сопровождались цитатами из текста комедий. Иллюстрации Боклевского очень понравились И.С.
Тургеневу, который взял на себя хлопоты, связанные с их изданием и альбом вышел из печати в 1860 году.
В это же время художник работал над графическим воплощением образов Гоголя. В 1858 году появился первый альбом иллюстраций к “Ревизору”, а в 1863 — “Бюрократический катехизис” — новый, еще более удачный своими художественными обобщениями вариант рисунков к этой же комедии.
Альбом “Бюрократический катехизис”, ознаменовавшийся успехом среди современников художника, представляет собой не просто иллюстрации к пяти сценам из “Ревизора”.
Боклевский использовал здесь образы Гоголя, так хорошо знакомые всей читающей публике, для создания острых политических карикатур, обличающих русскую бюрократию 1860-х годов. Условность и подчеркнутая шаржированность персонажей дают яркое представление о тогдашних чиновничьих нравах.
Но самой большой любовью среди произведений Гоголя у Боклевского пользовались “Мертвые души”. Это была настольная книга художника.
Среди наиболее известных циклов работ — альбомы литографий и рисунков к сочинениям А. Н. Островского (вып. 1-6, 1859—1860). А также композиции к Н. В. Гоголю:
Галерея гоголевских типов. «Ревизор» (1858)
Бюрократический катехизис. Пять сцен из «Ревизора» (1863)
Альбом гоголевских типов… (1881)
Типы из поэмы «Мертвые души» (1895).
Боклевский настолько усиливал жизненность Городничего, Хлестакова, Ноздрева, Чичикова и других гоголевских героев столь выразительно, что впоследствии актёры (подобно М. А. Чехову (Хлестаков) в Ревизоре, Московский художественный театр, 1921) нередко специально гримировались «под Боклевского».
Боклевский выработал жанр сатирического, социально заостренного портрета литературного героя. Также работал над иллюстрациями к П.И. Мельникову-Печерскому (издания 1882, 1914, 1934), И.С.
Тургеневу (1869), Ф.М. Достоевскому (1881) и др.
О востребованности работ художника говорит и то, что даже конфетные фантики ведущих кондитерских фабрик XIX века украшались рисунками П.М.
Боклевского героями.
Позже учебники литературы советского периода непременно снабжались его колоритными иллюстрациями.
Пётр Михайлович Боклевский умер в Москве 10 января 1897 года. Но похоронилил его на своей малой родине, в городе Скопине, в Троицкой роще на территории Свято-Троицкого монастыря, где ему был установлен прекрасный мраморный монумент «Скорбящий ангел».
К сожалению, памятник разрушили революционные вандалы в начале 1920-х годов. И он так и не был востановлен.
Наверное самым надёжным, вечным памятником художнику стануте го неповторимые иллюстрации и произведения.
Источник: https://russiaartnews.com/news/inframe/petr-boklevskij-iljustrator-karikaturist-podarivshij-litso-chichikovu
Выставка иллюстраций П.М. Боклевского
16 июня – 16 октября 2016 г.
Дом И.С. Остроухова в Трубниках
Основа собрания работ знаменитого книжного графика Петра Михайловича Боклевского (1816–1897) в Государственном литературном музее была заложена в 1934 году, когда в музейную коллекцию поступили четыре выполненные им иллюстрации к «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя. В настоящее время фонд П.
М. Боклевского насчитывает свыше восьмисот предметов. Это – иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского, П.И. Мельникова-Печерского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского.
Практически все темы, так или иначе интересовавшие художника, представлены в собрании музея, который постоянно использует его работы на своих выставках и в публикациях. Это служит ещё одним доказательством того, что «русские типы», которые когда-то так зорко подсмотрел и так изумительно воплотил П.М.
Боклевский, по-прежнему актуальны, современны, востребованы и сегодня, через двести лет после его рождения.
Кураторы: Д.В. Каверина, И.В. Алпатова
Художник: А.В. Колейчук
Промосайт выставки
Узнайте героев любимых произведений на иллюстрациях Боклевского – пройти тест
Мероприятия на выставке
С 20 июня по 20 сентября в рабочие дни музея можно заказать интерактивную экскурсию для школьников средних, старших классов и взрослых.
Количество человек в группе: до 30 чел. Стоимость программы для группы: 5500 рублей. Продолжительность: 90 мин.
Заказ экскурсии по телефонам: +7 495 695-46-18, +7 916 041-41-75
А 8 июля (пятница) и 15 июля (пятница) в 13.
00 пройдет интерактивная экскурсия по выставке для детей и их родителей. Стоимость билета: 250 рублей. Обязательна предварительная запись по телефонам: +7 495 695-46-18, 8 916 041-41-75, 8 916 063-20-50 или по электронной почте .
Петр Михайлович Боклевский – один из крупнейших русских художников-иллюстраторов XIX в. Его рисунки и акварели ироничны, ярки, харáктерны.
Боклевский выступал как политический карикатурист – альбом «На нынешнюю войну» (1855) посвящён Крымской кампании. Но истинным призванием стала для него книжная иллюстрация. Среди наиболее известных циклов – композиции к Н.В.Гоголю: «Галерея гоголевских типов. «Ревизор» (1858), «Бюрократический катехизис.
Пять сцен из «Ревизора» (1863), «Альбом гоголевских типов…» (1881), «Типы из поэмы «Мертвые души» (1895). Боклевский усиливал жизненность Городничего, Хлестакова, Ноздрева, Чичикова и других героев столь выразительно, что впоследствии актеры – вплоть до Михаила Чехова, игравшего Хлестакова – нередко специально гримировались «под Боклевского».
В 1880-е годы Боклевский работал над «Типами из Достоевского», однако этот цикл, охватывающий творчество писателя от «Бедных людей» до «Братьев Карамазовых», остался незавершенным.
О выставке: фото и видео
Фоторепортаж с открытия выставки
Репортаж о выставке Боклевского канала «Россия-Культура»
Адрес и часы работы выставки
Трубниковский пер., 17 Тел.: +7 495 695-46-18 ст. м. Смоленская, Баррикадная График работы: Ср, Пт, Сб, Вс – с 11:00–18:00 (касса до 17:30) Вт,Чт – с 14:00–20:00 (касса до 19:30)
Понедельник и последний день каждого месяца – выходной
Узнайте героев любимых произведений на иллюстрациях Боклевского
Вернуться
Источник: https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/current/2472/
Поэма Н.В.Гоголя
“Мёртвые души”
в иллюстрациях
Слайд 0
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей №1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
Поэма Н.В.Гоголя
“Мёртвые души”
в иллюстрациях
К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
Слайд 1
Идею «Мёртвых душ» подал Н.В.Гоголю А.С. Пушкин. Документированная история создания произведения начинается 7 октября 1835 года. В письме Пушкину, датированном этим днём, Гоголь впервые упоминает своё произведение: «Начал писать «Мёртвые души»…
Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного бока всю Русь… Вся Русь явится в нём!»
У истоков поэмы
Давно стало историей всё, что было связано с созданием этой грандиозной поэмы, а она до сих пор волнует миллионы читателей во всём мире.
Кажется, нет ни одного человека, который не представлял бы себе Чичикова и Коробочку, Манилова и Собакевича, Ноздрёва и Плюшкина.
Эта наглядность образов – особенное свойство гоголевского таланта.
Благодаря этому «мёртвые души» особенно притягательны для художников, хотя сам автор не хотел издавать поэму с какими бы то ни было иллюстрациями.
Слайд 2
Первые иллюстраторы
Первыми иллюстраторами «Мёртвых душ» стали художники Александр Алексеевич Агин
(ещё при жизни Н.В.гоголя), Пётр Михайлович Боклевский, Пётр Ппетрович Соколов. Предложенное каждым из них творческое решение образов поэмы было талантливым и своеобразным.
А.А.Агин
П.М.Боклевский
П.П.Соколов
Слайд 3
Иллюстрации
Агина и Боклевского
Ноздрёв
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин
Слайд 4
Алексей Михайлович Лаптев
В 1950 году Государственное издательство русской литературы предложило художнику-графику Алексею Михайловичу Лаптеву иллюстрировать великое творение Гоголя. Художник в это время был уже опытным мастером в области портрета, пейзажа и книжной иллюстрации. Предложение ошеломило его масштабностью, ответственностью и… желанностью работы.
Слайд 5
Алексей Михайлович Лаптев
Художник выполнил около 170 рисунков, заставки к главам, страничные иллюстрации, концовки. Его изобразительный ряд насыщает поэму и вторит тексту.
«Мёртвые души» с иллюстрациями А.М.Лаптева вышли в 1953 году.
В этой книге воплотились лучшие традиции реализма, подлинная добросовестность, уверенное мастерство, огромная любовь к творчеству Николая Васильевича Гоголя.
Детгиз, 1953 г.
Слайд 6
Иллюстрации А.М.Лаптева
«Въезд его не произвёл в городе совершенно никакого шума и не был сопровождён ничем особенным…» Н.В.Гоголь
Въезд Чичикова в город NN
Слайд 7
Иллюстрации А.М.Лаптева
Чичиков собирается на вечер у губернатора
«Приготовление к этой вечеринке заняло с лишком два часа времени, и здесь в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано…» Н.В.Гоголь
Слайд 8
Иллюстрации А.М.Лаптева
Манилов
«На взгляд он был человек видный; черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…» Н.В.Гоголь
Слайд 9
Иллюстрации А.М.Лаптева
Коробочка
«Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то сальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат головы несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Н.В.Гоголь
Слайд 10
Иллюстрации А.М.Лаптева
Ноздрёв
«Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории». Н.В.Гоголь
Слайд 11
Иллюстрации А.М.Лаптева
Собакевич
«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя». Н.В.Гоголь
Слайд 12
Иллюстрации А.М.Лаптева
Приезд Чичикова к Плюшкину
«У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру… Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик.
Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины».
Н.В.Гоголь
Слайд 13
Иллюстрации А.М.Лаптева
Взятка
«Чичиков вынул из кармана бумажку, положил её перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас её книгою. Чичиков хотел было указать ему её, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать». Н.В.Гоголь
Слайд 14
Иллюстрации А.М.Лаптева
«Покупки Чичикова сделались предметом разговоров. В городе пошли толки, мнения, рассуждения о том, выгодно ли покупать на вывод крестьян». Н.В.Гоголь
Слайд 15
Иллюстрации А.М.Лаптева
Русь
«Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли в тебе ли, не родиться беспредельной мысли, когда ты и сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» Н.В.Гоголь
Слайд 16
Иллюстрации А.М.Лаптева
В портретных зарисовках Лаптева поражает точная «найденность» каждого из образов, особая убедительность трактовки, обусловленная тем, что художник сумел выразить одну очень важную особенность гоголевских персонажей: их своеобразный «микромир», их собственную «вселенную в миниатюре», где каждый предмет отражает характер героя.
Чичиков
Слайд 17
Набор открыток «Иллюстрации А.М.Лаптева к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». – М.: Изобразительное искусство, 1978 г.
Обложка книги: https://im4-tub.yandex.net/i?id=311011375-06-24
Портрет А.А.Агина: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb
/8/8f/Taras_Shevchenko_painting_0344.jpg/200px-Taras_Shevchenko_painting_
0344.jpg
Портрет П.М.
Боклевского: https://img.yandex.net/i/search/b-parallel-search.png
Портрет П.П.Соколова: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/
thumb/f/fd/Pyotr_P.Sokolov_.jpg/200px-Pyotr_P._Sokolov_.jpg
Иллюстрации Агина и Боклевского: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%B8%
F0%F2%E2%FB%E5_%E4%F3%F8%E8
Портрет А.М.Лаптева: https://www.maslovka.org/images/111/LAPTEVAM-1.
jpg
Использованный материал:
Источник: https://officemagazine.ru/no_category/145048