Отношения печорина и “ундины” в романе “герой нашего времени”: свидания “ундины” и печорина

Отношения печорина к женщинам

В разделе Литература на вопрос отношение Печорина к женщинам? Почему Печорин разлюби Бэлу? заданный автором Ёлава Ларионов лучший ответ это Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера.

Печорин не может жить без бурь, он сам их создает.

Вера любит его сильно и искренне.

“Глубокое отчаяние” и пылкость ” вот живое движение ее чувств на протяжении нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя он без гордости говорит, что “никогда не делался рабом любимой женщины”, с удивлением замечает в себе трепет и боль.

Под влиянием этой встречи с Верой в Пятигорске Печорин записывает: “Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, — и я ее не обманул: она- единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть”.

Печорин признает и глубину натуры Веры: “…это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… “

Обратите внимание

Вера видит не только их : “… в твоей природе есть что-то особенное, что-то гордое и таинственное… никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно не счастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном”.

Но если бы, забавляясь игрой с Мери, он попросту не думал о ее мученьях, не представлял себе, сколько страданий ей приносит, отгонял от себя мысль о ее душе — это было бы. полбеды. Но он прекрасно представляет себе, что происходит в сердце Мери, — и не только не гонит, но лелеет мысль о ее страданиях: “…она проведет ночь без сна и

будет плакать. Эта мысль доставляет мне необъятное наслаждение. Есть минуты,

когда я понима Вампира. “

В охоте, войне, в любви дикарки Бэлы, Печорин жаждет найти

утраченный вкус к жизни.

2oa.ru

Дружба в жизни Печорина (по роману «Герой нашего времени»)

Возможность дружбы в жизни Печорина

Все персонажи «Героя нашего времени», с которыми сталкивается в романе Печорин, раскрывают нам новые и разные черты главного героя. Так, отношения с Максим Максимычем, Вернером, Грушницким выявляют его понимание дружеских, приятельских отношений. Возможна ли дружба в жизни Печорина, что думает и как понимает ее главный герой?

Каков смысл слова дружба? Значение слова не изменилось со времен Лермонтова. «Дружба, дружество, – читаем у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка», – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…»

Печорин и Максим Максимыч

Подобную привязанность видим мы в бесхитростном штабс-капитане – первом, кто рассказывает нам о Печорине.

Несмотря на то, что Максим Максимыч считает его странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом.

«Мы были приятели», «были друзья закадычные», – служа вместе, люди становятся близкими, почти родными, именно в этом искренне убежден Максим Максимыч.

Уже будучи знакомыми с Печориным, мы, читая о предстоящей встрече, сомневаемся, что со стороны Печорина она будет теплой и радостной, – ведь он не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Но вот встреча состоялась, слова радости и благодарности, что не забыл Максим Максимыч Печорина, произнесены, старый знакомый обнят Григорием дружески, но почему так веет холодом от Печорина, почему обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила? «Неужели я не тот же. Что делать?всякому своя дорога…» – говорит герой, и мы понимаем: он никого не собирается обижать, просто встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.

Печорин и Грушницкий

Совсем по-другому состоится встреча Печорина с Грушницким: «мы встретились старыми приятелями», но уже с первых строк описания понятно, что под дружескими отношениями скрыты совсем другие.

И действительно, Грушницкий – человек, чье главное наслаждение – «производить эффект» и кто «важно драпируется в необыкновенные чувства» и играет в разочарованного.

Печорин же – само разочарование, это его болезнь, и он не может не чувствовать искусственности юнкера и по этой причине не принимать его. «Я его понял, и он за это меня не любит».

Драматическая развязка этих отношений не оставляет Печорина равнодушным. «Вид человека был бы мне тягостен: я хотел быть один». Нет ответа на вопрос « зачем я жил? для какой цели я родился?

Никто из проходящих мимо вереницей людей не может понять внутреннего мира Печорина. Единственная женщина, которая поняла Печорина «совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями», «Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» Но наша надежда на то, что равнодушие главного героя и его разочарованность можно излечить, оказываются напрасными.

Любовь и дружба в жизни Печорина так же невозможна, как и многие другие общепринятые человеческие отношения – не в силу того, что герой плох или хорош, а в силу его характера и отношения к жизни.

«Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту … но свободы моей не продам» – так строит свою жизнь Печорин, отрицая и любовь, и дружбу, желая остаться независимым от людей и сам страдая от этого.

Пожалуй, именно в отношениях с Вернером ярче раскрывается тема дружбы в «Герое нашего времени», возможно, с доктором у Печорина могла бы сложиться дружба, они во многом так похожи.

Важно

С той минуты, как Вернер и Печорин «отличили в толпе друг друга», отношения их для других так ее напоминают. «Вернер человек замечательный», главный герой знает сильные и слабые стороны доктора в совершенстве.

Что же свело вместе двоих? «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», «мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Ни Вернер, ни Печорин к дружбе неспособны.

Григорий отрицает истинные дружеские отношения, дружба в жизни Печорина не существует, поскольку требует самозабвения, открытости, доверия, – всего того, чего у главного героя романа нет. Он говорит что «из двух друзей всегда один раб другого», и, вполне вероятно, это не убеждение, а желание скрыть неспособность пустить кого бы то ни было в свое сердце.

«Он скептик и материалист, … а вместе с этим поэт», – говорит Печорин о приятеле, а доктор оттеняет и проявляет то лучшее, что находим мы в характере Григория: аналитический ум, сильную волю, развитый интеллект, искренность. Вместе с тем, невольно сравнивая героев, мы отчетливее воспринимаем и другие качества Печорина – эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.

Понимание дружбы главным героем романа

Понятие дружба Печорин никак не связывает ни с Максим Максимычем, ни с Грушницким, ни с Вернером, ни с кем бы то ни было.

Но значит ли это, что он не знает, не понимает истинного смысла слов «дружба», «друг»? Вслед за Лермонтовым, описывающим водяное общество, мы наблюдаем, насколько «в свете» обесценено понятие: «мой друг» – так обращаются друг к другу люди, совершенно равнодушные, или, более того, даже, как драгунский капитан, вовлекающие собеседника в свои подлые дела.

Печорин перед дуэлью обращается к Грушницкому со словами «мы были когда-то друзьями», давая возможность тому одуматься.

А когда душевное напряжение достигает накала, герой «чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре».

Но не с кем разделить дружбу главному герою – он, опираясь на жизненный опыт и убеждения, отвергает безоговорочно любую привязанность. Анализируя свои поступки и душевные переживания, становится равнодушным и к людям, и к себе.

obrazovaka.ru

Дата выпуска: 2018

Операционка: Windows XP,Vista,7,8,10

— Весть мне бысть, что через шесть лет придет глад трехлетний на Русь. К той поре нынешнего государя на свете уж не будет. И умрет он без наследника мужеского полу. Что скажет чорный люд про нового царя, при коем лихая беда падет на наши пределы? Каждый день я ездила на автобусе из Равенны в Кент.

Эти десять километров я преодолевала вовсе не потому, что Университет штата Кент хороший, солидный и недорогой (каковым он и является а пото-му, что не могла вообразить огромный класс скачок, который придется сделать, чтобы уехать поступать, как три мои старшие. В тексте Е.А. Пермяка примером проявления доброты служат поступки мальчика Алеши.

Сделав добрые дела, он не стал гордиться и хвастаться ими, а предпочел остаться неизвестным. Дед учил Алешу быть хорошим человеком, приводя в пример добрые дела других людей, например, дед назвал хорошим человеком того, кто смастерил скамейку на. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная.

Совет

Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. А в особенности, воспитателям группы 3 хочу Неволиной Марине Викторовне и Григорьевой Юлие Васильевне.

В садик наши детки пришли совсем маленькими: в 1,5-2 года (моей дочке был 1 год и 4 месяца). My описание

Источник: https://ducsever.ru/lichnost/otnoshenija-pechorina-k-zhenshhinam/

Вопросы и ответы к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (№1)

  1. Как можно объяснить название романа?
  2. Сравните стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени».

    В чем сходство и различие лирического героя «Думы» и Печорина?

  3. Что привлекает в главном герое романа и что вызывает осуждение?
  4. В Печорине привлекают прежде всего его незаурядность, самобытный характер, критический склад ума, способность трезво оценивать не только чужие, но и свои поступки, сила и независимость, способность ничего не принимать на веру. У него широкий кругозор. Печорин получил хорошее образование. Он, несомненно, выше той среды, с которой вынужден общаться, поэтому презирает свет, видит его пошлость, узость интересов, лицемерие. Поэтому Григорий Александрович остается чужим в «водяном обществе», отказывается от маленького благополучия ради больших, хотя и неясных целей. Эти черты личности привлекают к Печорину.

    Отталкивают его холодность, индивидуализм, эгоизм, нежелание считаться с другими людьми, в которых он часто видит лишь средство для достижения своих целей (его «роман» с княжной Мери).

    Богатая натура Печорина не находит применения, он «кипит в действии пустом», играя чужими жизнями.

    Не только эпоха, но и он сам повинен в том, что оказался «лишним человеком» и несет несчастья тем, с кем сталкивает его жизнь.

  5. С какой целью Лермонтов сталкивает своего героя с людьми, принадлежащими к различным слоям общества?
  6. В чем простота и сложность композиции романа?
  7. Цель автора — как можно глубже и всестороннее показать своего героя. Отсюда и особенности композиции: отсутствие единого сюжета, «эпизодическая отрывочность» частей, нарушение хронологической последовательности в их расположении, наличие в романе трех рассказчиков: автора, Максима Максимыча и самого Печорина.

    Сначала мы узнаем о герое от простого человека, не разобравшегося в его сложном характере, — Максима Максимыча («Бэла»); затем слово берет автор, который гораздо лучше понимает Печорина («Максим Максимыч»); наконец, рассказчиком становится сам герой («Княжна Мери», «Тамань») — его исповедь расставляет все точки над i, ибо она искренна и откровенна.

    Все сложно и в то же время просто, логично, объяснимо.

  8. Какова роль портрета и пейзажа в романе?
  9. Как помогают раскрыть образ Печорина героини романа?
  10. Сопоставьте Онегина и Печорина. Почему каждый из них стал «лишним человеком»?
  11. К кому ближе Печорин: к Чацкому или к Онегину? Почему вы так думаете?
  12. Какую оценку дал Печорину Белинский?
  13. Из истории работы над «Героем нашего вре­мени» известно, что все главы, составляющие ро­ман, создавались как отдельные произведения, первоначально не были связаны общим замыслом. Исследователи определяют жанр «Тамани» как но­веллу или очерк-новеллу. Вспомните жанровые признаки новеллы, отличающие ее от рассказа или повести. Можно ли считать «Тамань» новеллой? Дайте развернутый ответ.
  14. Новелла отличается острым, часто па­радоксальным сюжетом, отточенностью композиции, неожиданной развязкой. «Тамань» правомерно относить к новелле, так как в ней названные признаки при­сутствуют. Так, к примеру, начало «Та­мань — самый скверный городишка из всех приморских городов России.

    Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдоба­вок меня хотели утопить» характерно для новеллы, так как в нем сконцентрированно все ее содержание.

    Дальнейшее повест­вование не только не добавляет чего-либо нового к намеченным здесь событиям, но одно из них даже отбрасывает («чуть не умер с голоду»), чтобы все внимание со­средоточить на другом («меня хотели уто­пить»).

    Совершенно неожиданно Печо­рин оказывается благодаря своему любо­пытству свидетелем странных занятий хозяев дома и решает найти разгадку. И это любопытство героя привело к ново­му, неожиданному сюжетному развитию новеллы.

    Начавшиеся было романтиче­ские отношения Печорина с ундиной, сви­дание в лодке приобрели совершенно нео­жиданное для читателя продолжение. Де­вушка попыталась устранить Печорина как свидетеля их занятий контрабандой. И возможность развития любовного сю­жета была полностью исключена. Особой остротой и напряженностью, характерной для новеллы, отличается сцена борьбы в лодке.

    Печорин разгадал тайну контрабандис­тов, но от этой разгадки ему стало груст­но — он разрушил жизнь честных контрабандистов. Концовка новеллы нам также представляется неожиданной, но вытекающей из логики характера ге­роя.

    Обратите внимание

    Активно и настойчиво пытаясь уз­нать, чем занимаются Янко, ундина, сле­пой мальчик, он вдруг потерял интерес к их жизни и завершил записи фразой: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офи­церу, да еще с подорожной по казенной надобности!»

    Известнейший российский лингвист академик В. В. Виноградов, углубленно занимавшийся изучением языка и стиля художественных произведений, считал «Тамань» пограничным жанром «разбой­ничьей новеллы» и путевых заметок.

  15. Как вы оцениваете поведение и личностные качества героя?
  16. Печорин — человек противоречивый. Он смел, храбр, создает ситуацию риска. Он даже бравирует своей храбростью и ве­рой в рок. Он в Тамани оказался во власти неосознанного порыва и действовал им­пульсивно. Ему нужно было раскрыть тайну контрабандистов, и он в своем ри­ске идет на прямой разговор с ундиной и даже угрожает донести коменданту горо­да.

    Вместе с тем он не против завести и банальный роман с девушкой из просто­го люда и поступает доверчиво и неосмот­рительно. Принятые им меры безопас­ности оказываются слабыми и недейст­вующими. Однако Печорин сам понимает, что его роль в жизни людей, с которы­ми он встречается, большей частью отри­цательная.

    Окружающая жизнь в Тама­ни кажется ему скучной, неинтересной, и он начинает раскручивать опасную иг­ру, чтобы сделать эту жизнь ярче, ин­тереснее. Однако его намерения, дейст­вия — и он сам это понимает — по своему результату оказываются мелкими и нич­тожными.

    В этом суть противоречий характера умного, ироничного, одаренно­го, волевого, смелого и рискованного офицера Григория Александровича Печо­рина.

  17. Можно ли обвинить Печорина в том, что он разрушил жизнь «честных контрабандистов»?
  18. Он сам сделал этот вывод после того, как услышал сцену прощания Янко со слепым мальчиком. Плакал слепой, ос­тавшийся без средств к существованию, печальна судьба оставленной старухи, должен искать новые пути зарабатывать средства на жизнь Янко.

  19. Произведение «Герой нашего времени» в ли­тературоведении считают реалистическим социаль­но-психологическим романом. Можно ли это ут­верждение целиком отнести к новелле «Тамань»? Какие социально-психологические проблемы в ней поставлены?
  20. «Тамань» в большей степени является новеллой, сочетающей в себе романтиче­ское и реалистическое начала. Одна из ведущих социально-психологических проб­лем всего романа, и «Тамани» в частнос­ти, это проблема нравственной ответ­ственности человека за свои поступки и выбор жизненного пути, за свою судьбу.

    Другая проблема новеллы — жизнь «есте­ственного» человека и противоречие меж­ду миром «природных людей», в данном случае — контрабандистов, и людей циви­лизованного мира, которых представляет Печорин.

    Борьба этих двух начал в че­ловеке проявляется и в поведении Печо­рина, составляя его внутренние противо­речия.

  21. Найдите в тексте картины и сцены романтиче­ского и реалистического планов. Как они между со­бой связаны?
  22. В «Тамани» сталкиваются романтиче­ская и реалистическая стихии романа: необыкновенная прелесть и очарование тонкого романтического колорита и реалистичность, выразившаяся в безукориз­ненном жизненном правдоподобии. Так, Печорин с самого начала понимает безрас­судность тех отношений, в которые он вступает с контрабандистами и ундиной.

    Но в этом и есть странность Печорина, что, несмотря на присущий ему здравый смысл, он не подчиняется ему полностью, выходит за рамки житейского благоразу­мия.

    Несмотря на полученные прозаиче­ские впечатления из истории с ундиной, все же для него, как и самого Лермонтова, реальный мир контрабандистов сохраня­ет некий романтический ореол как об­раз вольной, исполненной тревог и битв жизни.

    Важно

    В романтическом ключе выписан мор­ской пейзаж, начало свидания в лодке. Однако борьба Печорина и ундины уже представляет реалистическую сцену с гру­быми деталями (схватил одной рукой за косу, другой — за горло). Сочетание ро­мантического и реалистического мы нахо­дим в сцене приглашения Печорина на ночное свидание.

    Тихо и безмолвно уст­ремленный на него взгляд вдруг показал­ся ему чудно-нежен, в старые годы подоб­ные взгляды играли его жизнью. Ее лицо выписано в стиле романтических повес­тей того времени, но уже воспринималось героем как комедия, которая стала ему надоедать.

    Стадия восприятия романтиче­ского в жизни Печорина, надо понимать, уже прошла. Но как только ундина обня­ла его и страстно поцеловала, то романти­ческое вновь возвращается к герою «со всей силой юношеской страсти». Эта кар­тина представляет собой кульминацию в столкновении романтизма и реализма в рамках новеллы.

    И Печорин постоянно мечется между этими двумя мирами.

    В новелле также есть сугубо реалисти­ческие образы, призванные создать социально-бытовой фон повествования. Это урядник, десятник, денщик. Последний появляется в самые напряженные, роман­тические моменты, чтобы, как справедли­во высказывается Б. Т.

    Удодов, своим земным, реальным обликом сдержать по­вествование и не дать ему сбиться на от­крытую романтику. Своей медлительно­стью и пассивностью он оттеняет беспо­койную натуру Печорина.

    Вспомним, как денщик «выполнил» наказ Печорина, данный ему перед уходом на свидание к ундине.

  23. Проследите, как сочетается реальное и роман­тическое в изображении девушки-контрабандистки (ундины). Материал с сайта //iEssay.ru

    В литературном портрете у Лермонтова сочетаются подробное описание внешнос­ти персонажа с его индивидуально-психологической характеристикой, что придает особую жизненную достоверность, убеди­тельность и глубину. По этому принципу создается и портрет ундины. Сначала в ее внешности выделяется нечто романтиче­ское.

    «Решительно я никогда такой жен­щины не видывал» — так приподнято начинает описание Печорин. Затем посте­пенно он начинает снижать романтиче­ское начало и наполнять портрет реалис­тическими деталями, даже с помощью весьма прозаического сравнения: «Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты.

    В ней много было породы… порода в жен­щинах, как в лошадях, великое дело… Она… в большей части изобличается в по­ступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки». Характер де­вушки (почему так по-разному воспри­нимает ее Печорин) построен на неожи­данной смене поступков, настроений, контрастов.

    Она также изменчива и не­уловима, как и ее жизнь, вольная, испол­ненная неожиданностей, в которой име­ются свои романтические глубины и про­заические заботы.

  24. В предисловии к роману заявлено, что ге­рой — это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Какие же типические для всего поколения черты показаны в поведении и личности Печорина в новелле «Та­мань»?
  25. Противоречивость натуры, жажда нео­бычных впечатлений, богатейшие умст­венные и физические возможности, сила воли и т. д., применяемые для достиже­ния малозначимых целей, легковесное от­ношение к любви.

  26. Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла.
  27. Сочетание романтического и реалисти­ческого начал в новелле проявилось и в ее языке. Степенное и горько-ироническое начало и конец повести уступают место эмоционально-выразительной речи в кар­тинах и сценах романтического характе­ра.

    Лермонтов в этом случае обращается к инверсии, ставит эпитеты после опреде­ляемых слов.

    Есть и некоторое пародий­ное использование романтической лекси­ки, особенно когда Печорин вдруг воспри­нимает поведение девушки как комедию (трепетный разговор глаз, тусклая блед­ность и т. д.).

    Совет

    Передача динамичности сцен достигает­ся сочетанием обилия глагольных форм. В той же сцене приглашения на свида­ние в море: вскочила, обвила, прозву­чал, потемнела, закружилось, сжал, скользнула — целая буря чувств, ощу­щений, отрывочных мыслей. А дальше утверждается проза жизни народной реп­ликой денщика: «Экой бес девка!»

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/l/lermontov/questions/geroj-nashego-vremeni/kontrolnye-voprosy-k-romanu-m.-yu.-lermontova-geroj-nashego-vremeni

Вопросы к урокам по роману “Герой нашего времени” М ЮЛермонтова

 Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».

 Изучаем роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»    

Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»

1)Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?

2) Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?

3) Почему история Бэлы, произошедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора?

4) Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?

5) Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?

Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?

6) Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина.

7)  Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».

8) Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?

9) Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

      Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»

Обратите внимание

1) Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

2) Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?

3) Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.

4) Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем?

5) Какова авторская оценка их поведения?

6) Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав подчеркивают его положительные качества?

 «Журнал Печорина».

Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»

1) Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

2) Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?

3) Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?

4) Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?

5) Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.

6) Почему Печорин называет контрабандистов «честными»?

7) Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

8) Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

 Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»

1)Зачем Печорин добивался любви Мери?

Важно

2) Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?

3) Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях       с окружающими людьми?

4)  Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

5)   Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.

6) Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).

7) Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?

8) Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?

9) Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

10) Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?

Совет

11)Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе?

12) Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения?

13) Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

      Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

1) Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? У Печорина? У автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

2) Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича?

3) Ищет ли Вулич смерти?

4) Ищет ли смерти Печорин? Почему?

5) Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу?

7) Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

8) К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?

9) Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.

Источник: https://rusolit.ucoz.ru/load/distancionnoe_obuchenie/distancionnoe_obuchenie/voprosy_dlja_razmyshlenija_nad_romanom_geroj_nashego_vremeni_m_julermontova/3-1-0-37

Печорин и контрабандисты (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

    В романе Лермонтова «Герой нашего времени» повесть «Тамань» стоит особняком. Открывая «Журнал Печорина», то есть его дневниковые записи, эта повесть вместе с тем открывает нам внутренний мир героя. «Чужая душа – потемки» – эта пословица как нельзя лучше характеризует общую мрачно-таинственную атмосферу «Тамани».

    Хронологически эта повесть располагается самой первой, но в романе она – третья. Читатель уже знаком с Печориным, с его непонятными окружающим поступками и холодным сердцем. И тут Лермонтов помещает героя в экстремальную, удивительную, полуфантастическую ситуацию. Герой попадает в круг контрабандистов.

Как же это произошло? 

    Печорин приезжает в Тамань «на перекладной тележке поздно ночью». Новое место сразу произвело удручающее впечатление на Печорина: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России». К тому же, после долгих поисков казенной квартиры, выяснилось, что свободных нет. Кроме одной, но там, как доложил Печорину десятник, «нечисто».

    Григорий Александрович все-таки решил отправиться на эту «фатеру», так как выбирать не приходилось. Очутившись в странном месте, герой встречается с не менее странными людьми. Сначала он знакомится со слепым мальчиком.

При знакомстве его не покидает чувство, что слепота мальчика – это обман.

«В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно…»

Обратите внимание

    В первую же ночь в «нечистом месте» начинают происходить удивительные события: Печорин невольно становится свидетелем ночного перевоза товара контрабандистами. Так впервые он видит Янко: «Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст…» Янко – отважный разбойник, не боящийся бури.

    На следующий день главный герой знакомится с еще одной участницей ночной сцены – девушкой, подругой Янко. Она не была красавицей, но «в ней было много породы», «в ее косвенных взглядах» было «что-то дикое и подозрительное», «в ее улыбке было что-то неопределенное». Печорин был зачарован.

И более всего, не внешней красотой девушки, а какой-то внутренней тайной, постичь и раскрыть которую, ему было не под силу. И вправду, поведение девушки было довольно загадочно: «…быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности,…загадочные речи,…прыжки, странные песни».

    Поведение девушки оправдывалось тем, что наш герой пытался выведать у слепого мальчика подробности об их контрабандной деятельности. Уговорив Печорина ночью совершить прогулку на лодке, ундина, как он ее называл, попыталась утопить Григория Александровича. Но ей это не удалось. Ундина и Янко, испугавшись возможного разоблачения, спешно скрылись.

    Первое, что бросается в глаза при прочтении повести «Тамань», – это удивительно красивые описания природы. Так как эта повесть является частью «Журнала Печорина», мы понимаем, что рассказчик в ней – сам главный герой.

Подобные пространные описания природы раскрывают нам печоринскую душу с новой стороны. Он тонко, почти поэтически чувствует красоту окружающего мира.

И обладает определенным литературным талантом для того, чтобы найти точные определения для описания природы: «Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны.

Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…»; «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».

Важно

    Принципиальное отличие «Тамани» от других повестей – ее жанр. Это романтическая повесть, написанная в традиции романтических разбойничьих повестей и поэм Шиллера.

Мы находим тут следующие черты романтизма: таинственность, героические фигуры (Янко), описания природы, странная песня ундины.

Но в «Тамани» есть и реалистические черты: двуплановость пейзажа (он в деталях зрим и реалистичен), описание быта хаты. 

    Зачем же судьба бросает Печорина в круг “честных контрабандистов”? Зачем в романе появляется образ Янко? 

    Очевидна параллель между этим образом и стихотворением Лермонтова «Белеет парус одинокий…». Мы помним, как после побега контрабандиста с возлюбленной «долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн…» А так как стихотворение повествует более о душевном мире, то можно предположить, что образ Янко также является отображением духовного мира главного героя.

    Янко концентрирует в себе такие качества Печорина как безрассудную храбрость, жажду бури и опасности, стремление к деятельности.

Но Янко выступает еще и антиподом Печорина, потому что на поверку оказывается, что активность Печорина – лишь плод его любопытства, попытка заполнить пустоту своей жизни проблемами и интересами других людей. Но, к сожалению, главный герой не просто интересуется чужой жизнью.

Он вмешивается в нее и разрушает. «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!»

    Почему же деятельность Печорина никогда не приносит людям счастья, почему она обладает такой разрушительной силой? 

Совет

    Потому что главный герой не преследует своей деятельностью какой-то цели. В ней нет смысла. И от этого отсутствия главной задачи рождается поразительное равнодушие к окружающим людям: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..»

    В этом заключается парадокс души Печорина: он тонко чувствует природу, но равнодушен к людям, он жаждет бури, но для его душевной бури нет даже такой примитивной цели, как контрабанда товаром, которая движет Янко и другими контрабандистами.

Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/4454-pechorin-i-kontrabandisty-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni

Вопросы и ответы к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (№1)

Как можно объяснить название романа? Сравните стихотворение “Дума” и роман “Герой нашего времени”. В чем сходство и различие лирического героя “Думы” и Печорина? Что привлекает в главном герое романа и что вызывает осуждение?

В Печорине привлекают прежде всего его незаурядность, самобытный характер, критический склад ума, способность трезво оценивать не только чужие, но и свои поступки, сила и независимость, способность ничего не принимать на веру. У него широкий кругозор. Печорин получил хорошее образование.

Он, несомненно, выше той среды, с которой вынужден общаться, поэтому презирает свет, видит его пошлость, узость интересов, лицемерие. Поэтому Григорий Александрович остается чужим в “водяном обществе”, отказывается от маленького благополучия ради больших, хотя и неясных целей.

Эти черты личности привлекают к Печорину.

Отталкивают его холодность, индивидуализм, эгоизм, нежелание считаться с другими людьми, в которых он часто видит лишь средство для достижения своих целей (его “роман” с княжной Мери).

Богатая натура Печорина не находит применения, он “кипит в действии пустом”, играя чужими жизнями.

Не только эпоха, но и он сам повинен в том, что оказался “лишним человеком” и несет несчастья тем, с кем сталкивает его жизнь.

С какой целью Лермонтов сталкивает своего героя с людьми, принадлежащими к различным слоям общества? В чем простота и сложность композиции романа?

Цель автора – как можно глубже и всестороннее показать своего героя. Отсюда и особенности композиции: отсутствие единого сюжета, “эпизодическая отрывочность” частей, нарушение хронологической последовательности в их расположении, наличие в романе трех рассказчиков: автора, Максима Максимыча и самого Печорина.

Сначала мы узнаем о герое от простого человека, не разобравшегося в его сложном характере, – Максима Максимыча (“Бэла”); затем слово берет автор, который гораздо лучше понимает Печорина (“Максим Максимыч”); наконец, рассказчиком становится сам герой (“Княжна Мери”, “Тамань”) – его исповедь расставляет все точки над i, ибо она искренна и откровенна.

Все сложно и в то же время просто, логично, объяснимо.

Какова роль портрета и пейзажа в романе? Как помогают раскрыть образ Печорина героини романа? Сопоставьте Онегина и Печорина.

Обратите внимание

Почему каждый из них стал “лишним человеком”? К кому ближе Печорин: к Чацкому или к Онегину? Почему вы так думаете? Какую оценку дал Печорину Белинский? Из истории работы над “Героем нашего времени” известно, что все главы, составляющие роман, создавались как отдельные произведения, первоначально не были связаны общим замыслом.

Исследователи определяют жанр “Тамани” как новеллу или очерк-новеллу. Вспомните жанровые признаки новеллы, отличающие ее от рассказа или повести. Можно ли считать “Тамань” новеллой? Дайте развернутый ответ.

Новелла отличается острым, часто парадоксальным сюжетом, отточенностью композиции, неожиданной развязкой. “Тамань” правомерно относить к новелле, так как в ней названные признаки присутствуют. Так, к примеру, начало “Тамань – самый скверный городишка из всех приморских городов России.

Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить” характерно для новеллы, так как в нем сконцентрированно все ее содержание.

Дальнейшее повествование не только не добавляет чего-либо нового к намеченным здесь событиям, но одно из них даже отбрасывает (“чуть не умер с голоду”), чтобы все внимание сосредоточить на другом (“меня хотели утопить”).

Совершенно неожиданно Печорин оказывается благодаря своему любопытству свидетелем странных занятий хозяев дома и решает найти разгадку. И это любопытство героя привело к новому, неожиданному сюжетному развитию новеллы.

Начавшиеся было романтические отношения Печорина с ундиной, свидание в лодке приобрели совершенно неожиданное для читателя продолжение. Девушка попыталась устранить Печорина как свидетеля их занятий контрабандой. И возможность развития любовного сюжета была полностью исключена. Особой остротой и напряженностью, характерной для новеллы, отличается сцена борьбы в лодке.

Печорин разгадал тайну контрабандистов, но от этой разгадки ему стало грустно – он разрушил жизнь честных контрабандистов. Концовка новеллы нам также представляется неожиданной, но вытекающей из логики характера героя.

Важно

Активно и настойчиво пытаясь узнать, чем занимаются Янко, ундина, слепой мальчик, он вдруг потерял интерес к их жизни и завершил записи фразой: “Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!”

Известнейший российский лингвист академик В. В. Виноградов, углубленно занимавшийся изучением языка и стиля художественных произведений, считал “Тамань” пограничным жанром “разбойничьей новеллы” и путевых заметок.

Как вы оцениваете поведение и личностные качества героя?

Печорин – человек противоречивый. Он смел, храбр, создает ситуацию риска. Он даже бравирует своей храбростью и верой в рок. Он в Тамани оказался во власти неосознанного порыва и действовал импульсивно. Ему нужно было раскрыть тайну контрабандистов, и он в своем риске идет на прямой разговор с ундиной и даже угрожает донести коменданту города.

Вместе с тем он не против завести и банальный роман с девушкой из простого люда и поступает доверчиво и неосмотрительно. Принятые им меры безопасности оказываются слабыми и недействующими. Однако Печорин сам понимает, что его роль в жизни людей, с которыми он встречается, большей частью отрицательная.

Окружающая жизнь в Тамани кажется ему скучной, неинтересной, и он начинает раскручивать опасную игру, чтобы сделать эту жизнь ярче, интереснее. Однако его намерения, действия – и он сам это понимает – по своему результату оказываются мелкими и ничтожными.

В этом суть противоречий характера умного, ироничного, одаренного, волевого, смелого и рискованного офицера Григория Александровича Печорина.

Можно ли обвинить Печорина в том, что он разрушил жизнь “честных контрабандистов”?

Он сам сделал этот вывод после того, как услышал сцену прощания Янко со слепым мальчиком. Плакал слепой, оставшийся без средств к существованию, печальна судьба оставленной старухи, должен искать новые пути зарабатывать средства на жизнь Янко.

Произведение “Герой нашего времени” в литературоведении считают реалистическим социально-психологическим романом. Можно ли это утверждение целиком отнести к новелле “Тамань”? Какие социально-психологические проблемы в ней поставлены?

“Тамань” в большей степени является новеллой, сочетающей в себе романтическое и реалистическое начала. Одна из ведущих социально-психологических проблем всего романа, и “Тамани” в частности, это проблема нравственной ответственности человека за свои поступки и выбор жизненного пути, за свою судьбу.

Другая проблема новеллы – жизнь “естественного” человека и противоречие между миром “природных людей”, в данном случае – контрабандистов, и людей цивилизованного мира, которых представляет Печорин. Борьба этих двух начал в человеке проявляется и в поведении Печорина, составляя его внутренние противоречия.

Найдите в тексте картины и сцены романтического и реалистического планов. Как они между собой связаны?

Совет

В “Тамани” сталкиваются романтическая и реалистическая стихии романа: необыкновенная прелесть и очарование тонкого романтического колорита и реалистичность, выразившаяся в безукоризненном жизненном правдоподобии. Так, Печорин с самого начала понимает безрассудность тех отношений, в которые он вступает с контрабандистами и ундиной.

Но в этом и есть странность Печорина, что, несмотря на присущий ему здравый смысл, он не подчиняется ему полностью, выходит за рамки житейского благоразумия.

Несмотря на полученные прозаические впечатления из истории с ундиной, все же для него, как и самого Лермонтова, реальный мир контрабандистов сохраняет некий романтический ореол как образ вольной, исполненной тревог и битв жизни.

В романтическом ключе выписан морской пейзаж, начало свидания в лодке. Однако борьба Печорина и ундины уже представляет реалистическую сцену с грубыми деталями (схватил одной рукой за косу, другой – за горло). Сочетание романтического и реалистического мы находим в сцене приглашения Печорина на ночное свидание.

Тихо и безмолвно устремленный на него взгляд вдруг показался ему чудно-нежен, в старые годы подобные взгляды играли его жизнью. Ее лицо выписано в стиле романтических повестей того времени, но уже воспринималось героем как комедия, которая стала ему надоедать.

Стадия восприятия романтического в жизни Печорина, надо понимать, уже прошла. Но как только ундина обняла его и страстно поцеловала, то романтическое вновь возвращается к герою “со всей силой юношеской страсти”. Эта картина представляет собой кульминацию в столкновении романтизма и реализма в рамках новеллы.

И Печорин постоянно мечется между этими двумя мирами.

В новелле также есть сугубо реалистические образы, призванные создать социально-бытовой фон повествования. Это урядник, десятник, денщик. Последний появляется в самые напряженные, романтические моменты, чтобы, как справедливо высказывается Б. Т.

Удодов, своим земным, реальным обликом сдержать повествование и не дать ему сбиться на открытую романтику. Своей медлительностью и пассивностью он оттеняет беспокойную натуру Печорина.

Обратите внимание

Вспомним, как денщик “выполнил” наказ Печорина, данный ему перед уходом на свидание к ундине.

Проследите, как сочетается реальное и романтическое в изображении девушки-контрабандистки (ундины).

В литературном портрете у Лермонтова сочетаются подробное описание внешности персонажа с его индивидуально-психологической характеристикой, что придает особую жизненную достоверность, убедительность и глубину. По этому принципу создается и портрет ундины. Сначала в ее внешности выделяется нечто романтическое.

“Решительно я никогда такой женщины не видывал” – так приподнято начинает описание Печорин. Затем постепенно он начинает снижать романтическое начало и наполнять портрет реалистическими деталями, даже с помощью весьма прозаического сравнения: “Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты.

В ней много было породы… порода в женщинах, как в лошадях, великое дело… Она… в большей части изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки”. Характер девушки (почему так по-разному воспринимает ее Печорин) построен на неожиданной смене поступков, настроений, контрастов.

Она также изменчива и неуловима, как и ее жизнь, вольная, исполненная неожиданностей, в которой имеются свои романтические глубины и прозаические заботы.

В предисловии к роману заявлено, что герой – это “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Какие же типические для всего поколения черты показаны в поведении и личности Печорина в новелле “Тамань”?

Противоречивость натуры, жажда необычных впечатлений, богатейшие умственные и физические возможности, сила воли и т. д., применяемые для достижения малозначимых целей, легковесное отношение к любви.

Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла.

Сочетание романтического и реалистического начал в новелле проявилось и в ее языке. Степенное и горько-ироническое начало и конец повести уступают место эмоционально-выразительной речи в картинах и сценах романтического характера.

Лермонтов в этом случае обращается к инверсии, ставит эпитеты после определяемых слов.

Есть и некоторое пародийное использование романтической лексики, особенно когда Печорин вдруг воспринимает поведение девушки как комедию (трепетный разговор глаз, тусклая бледность и т. д.).

Важно

Передача динамичности сцен достигается сочетанием обилия глагольных форм. В той же сцене приглашения на свидание в море: вскочила, обвила, прозвучал, потемнела, закружилось, сжал, скользнула – целая буря чувств, ощущений, отрывочных мыслей. А дальше утверждается проза жизни народной репликой денщика: “Экой бес девка!”

Источник: https://www.sochuroki.com/voprosy-i-otvety-k-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni-1/

Сочинение на тему ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Все поэты во все времена воспевали женщин, им слагали гимны, посвящали стихи, во имя женщин шли на подвиг. Женщин называют прекрасной половиной человечества. Они могут вдохновить на подвиг и толкнуть на преступление.

В русской литературе создано много женских образов, ярких и запоминающихся. Они привлекают нас своей поэтичностью, добротой, нежностью и чистотой. Это и пушкинская Татьяна, и тургеневские девушки, и некрасовские героини, и многие другие женщины.

У каждой из них свой мир, сложный или простой, но обязательно неповторимый.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описал нескольких женщин, совсем непохожих друг на друга. Их объединяет единственное: они любят главного героя романа – Григория Александровича Печорина.

Это типичный молодой человек 30-х годов XIX века. Он умен, не лишен очарования, остроумен, речь его правильна и литературна. Печорин хорошо разбирается в истории, философии, способен к глубокому анализу.

Вместе с тем он эгоистичен, насмешлив, жесток, холоден и, как следствие этого, одинок.

Мы знакомимся с Печориным в повести «Бэла». Печорин встретился с Бэлой на свадьбе ее сестры, где эта шестнадцатилетняя девушка приглянулась ему. «…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Бэла влюбляется в Печорина всем сердцем.

В ее душе сталкиваются две страсти – вера и любовь к Печорину. Вторая побеждает, и Бэла целиком отдается любви. Печорин для нее единственный человек на земле. В сущности, так оно и было. Бэла покинула свой дом, отказалась от людей своей веры, отец ее погиб, а брат исчез.

Совет

Она добрая, нежная, самоотверженная, но она – только капля из того моря, которое может утолить Печорина. Печорин некоторое время был привязан к девушке, но потом это ему наскучило, любви Бэлы ему оказалось мало, его жизнедеятельная натура ищет новых развлечений.

Бэла не принесла ему той новизны, которой он от нее ждал, она оказалась такой же, как все. Для Печорина «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Девушка глубоко страдает, смерть ее закономерна, она становится избавлением для покинутой души.

И все же нам искренне жаль эту дикую и прекрасную девочку-горянку, В рассказе о Бэле еще только начинает раскрываться характер героя, но мы уже можем сделать некоторые выводы.

Немного похожа на Бэлу другая девушка – юная контрабандистка. Но так кажется только на первый взгляд.

Эта схожесть девушек в том, что обе они не из круга Печорина, не барышни светского общества, поэтому кажутся ему очаровательными и загадочными.

В девушке-контрабандистке есть что-то неизведанное, таинственное, к чему так стремится Печорин в надежде избавиться от скуки. Она, как лодочка в море, про которую поет песню.

Лермонтов большое внимание уделяет глазам «ундины», они-то и привлекают внимание Печорина. Глаза девушки излучают необычный свет, обладают «какой-то магнетической властью».

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос» – все это было, по словам Печорина, для него обворожительно.

Дикарка притягивает Печорина новизной, неповторимостью, но для него главное – очередное приключение, спасение от скуки. Печорин чувствует в себе силу, способность к настоящему подвигу, но растрачивает себя по мелочам. Переполошив «честных контрабандистов», он и сам сожалеет об этом.

Обратите внимание

Совсем не похожа на Бэлу княжна Мери. Она – светская кокетка, но еще молода и неопытна, плохо разбирается в людях, ее привлекает внешний блеск светской жизни. В то же время княжна Мери – нежная, романтическая, мечтательная натура.

Вспомним, как описывает ее Лермонтов: бархатные глаза, длинные ресницы, преграждающие путь солнцу, нежная розовая кожа, хорошенькая маленькая ножка. У нее девичье обаяние, добрая душа, ум. Чем же привлекает ее Печорин? Она создает для себя образ любимого, опираясь не на жизненные впечатления, а на прочитанные книги.

Мери ищет героя и готова увидеть его в первом встречном. Сначала ей нравится Грушницкий, «серая шинель» которого создавала ореол романтичности и загадочности, потом появляется Печорин. Но Печорин не такой, как Грушницкий и ему подобные, у него более сложная натура. Ухаживания Печорина девушка принимает за чистую монету.

Она видит настойчивость Печорина и, естественно, делает вывод, что он ее полюбил. Так принято в ее обществе, где набор книжных слов: «мой ангел», «моя княжна», «ваш божествен
ный образ» – заменяет истинные чувства. Печорин – другой. Девушка слышит странные его речи, понимает, что человек он необыкновенный, не такой, как все, и поэтому влюбляется в него.

В любви она готова даже на самопожертвование, на прнебрежение законами общества, готова первая открыться в своей любви. Она надеется услышать ответные слова и от Печорина, но тот молчит. Любила ли она Печорина? Да, любила, но любила созданный ею образ, а не настоящего Печорина. Настоящего Печорина она не знала, не понимала, да и не стремилась понять.

Для Печорина она была лишь очередным увлечением, новой игрой, которой он увлекался, пока она ему не наскучила. Мери не смогла понять, что Печорин – настоящий, а Грушницкий – подделка, она стремилась дать Печорину то счастье, которого хватило бы только для Грушницкого. В этом ее беда.

Но мы искренне жалеем Мери и осуждаем Печорина, осуждаем за то, что он забавляется игрой с Мери. Печорин прекрасно понимает, какие страдания приносит девушке, но не жалеет ее, а наслаждается происходящим: «…она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира…»

И наконец, Вера, которую Печорин любит. За что? Он сам говорит, что она – единственная женщина, которая смогла понять его и принять со всеми достоинствами и недостатками. Да, Вера сумела полюбить Печорина таким, каков он есть. Но взаимоотношения Печорина и Веры гораздо сложнее, чем взаимоотношения Печорина и Бэлы или Печорина и Мери.

Важно

Лермонтовский герой – натура двойственная и противоречивая. С одной стороны, он устал любить, разуверился в женщинах и теперь требует только любви для себя. Вера дает ему эту любовь. С другой стороны, Печорин – эгоист, охотник за приключениями, для которого главное – добиться поставленной цели.

Вера замужем, и ему интересно добиться любви замужней женщины.

Печорин искренне страдает, когда получает от Веры последнее письмо. Он загоняет лошадь и плачет на мокрой земле. Но чувства его мимолетны. Еще мгновение – и перед нами снова холодный, расчетливый человек, у которого рассудок берет верх.

Всем женщинам, с которыми сталкивается Печорин, он приносит одни страдания. Впрочем, от одиночества и непонятости страдает и сам Печорин. Лермонтов пополнил галерею женских образов русской литературы своими героинями. Нежность Мери, грусть Веры, обаяние, пластичность Бэлы и загадочность «ундины» контрабандистки придают неповторимое очарование лермонтовской прозе.

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-na-temu-zhenskie-obrazyi-v-romane-geroj-nashego-vremeni/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]