Татарин в рассказе “после бала” толстого: описание в цитатах

Характеристики главных героев произведения После бала, Толстой. Их образы и описание

­Характеристики главных героев произведения После бала, Толстой. Их образы и описание

­ Варенька

Героиня рассказа, дочь полковника Б., возлюбленная Ивана Васильевича. Рассказчик с любовью описывает Вареньку, так как в юности она была его идеалом. Она была настолько хороша, что и в пятьдесят слывет «замечательной красавицей». Подробнее>>>

­ Иван Васильевич

Главный герой рассказа, рассказчик. Это человек, который отрицает теорию о том, что для личного совершенствования нужно менять условия, и свято верит в силу случая. Он повествует об одном событии, изменившем его жизнь. Подробнее>>>

­ Полковник, отец Вареньки

Петр Владиславич, пожилой полковник, отец Вареньки Б. Это был красивый, статный и свежий старик с румяным лицом, белыми бакенбардами и подвитыми усами. С его лица не сходила ласковая улыбка, такая же, как у Вареньки. Подробнее>>>

Татарин

Обратите внимание

Провинившийся солдат, которого водили по городу и били палками. Он совершил побег и за это ему вынесли такое наказание. Возглавлял процессию полковник, отец Вареньки, который смотрел, чтобы солдаты били сильно и точно по его спине, которая уже была в очень ужасном состоянии.

Солдат

Один из солдат, который бил палками татарина. Один из его ударов показался полковнику смазанным, и он быстро подошёл к солдату и ударил его по лицу.

Губернский предводитель

Добродушный богатый старичок, камергер. Именно у него был бал, утро после которого изменило жизнь Ивану Васильевичу.

Жена губернского предводителя

Хозяйка бала, где был Иван Васильевич, Варенька и её отец. Добродушная, приятная женщина.

Кузнец

Случайный свидетель неприятной картины избиения татарина. Вместе с Иваном Васильевичем встретил солдат во главе с полковником, которые водили татарина и били его палками за совершённый им побег.

Анисимов

Инженер, который танцевал мазурку с Варенькой на балу, и это действие Иван Васильевич не может простить ему до сих пор.

Немочка

Эпизодический персонаж, именно с ней танцевал мазурку Иван Васильевич, из за того, что опоздал, и один инженер уже занял этот танец с его любовью Варенькой. Некогда он ухаживал за этой немочкой.

Брат Ивана Васильевича

Эпизодический персонаж, уже покойный на время повествования рассказа, а во времена описываемых событий братья жили вместе. Не любил балы, готовился к кандидатскому экзамену.

Петруша

Крепостной лакей Ивана Васильевича и его брата, эпизодический персонаж.

­

см. также:
Краткое содержание После бала, Толстой

Сочинения по произведению После бала, Толстой

Краткая биография Льва Толстого

Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

Источник: https://sdamna5.ru/posle_bala_harakteristiki

Помогите охарактеризовать героев Толстого из рассказа “После бала”

Помогите охарактеризовать героев Толстого из рассказа “После бала”

  1. В рассказе После бала главные герои Иван Васильевич и полковник, отец Вареньки. Повествование ведется от имени героя-рассказчика. Это Иван Васильевич, он повествует о своей молодости (это было в сороковых годах, Иван Васильевич был студентом в провинциальном университете). Об этом периоде он вспоминает потому, что именно тогда им были сделаны важные жизненные открытия, изменившие, как он считает, его судьбу. Рассказчик был влюблен в Вареньку, которую он описывает как замечательную красавицу: в молодости, восемнадцати лет, была она прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Толстой включает в повествование много деталей, позволяющих судить о том, что герой действительно был счастлив, был влюблен и мир воспринимал легко и светло. Описание бала имеет большое значение. Вся обстановка бала создает настроение рассказчика: восторг, благодарность, умиление, бесконечное счастье, которое все росло и росло. Это настроение и восприятие объясняется состоянием влюбленности, которое переживал молодой человек. Отец Вареньки тоже на балу, это красивый, статный, высокий и свежий старик. Он танцевал с дочерью, все любовались этой парой, полковник нежен и мил по отношению к дочери. К этому человеку рассказчик во время бала испытывал lt;gt; какое-то восторженно-нежное чувство. Для углубления представления о полковнике Толстой мастерски использует прием антитезы. Более важным для него является то, что было после бала: сцена наказания, которую увидел Иван Васильевич, в корне изменила его представления о жизни. Человек, руководящий казнью, отец Вареньки. Он идет рядом с солдатом, которого гоняют за побег, спокойно и твердо. Еще Иван Васильевич увидел, как полковник своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил палку на красную спину татарина. Становится страшно от того, насколько сильно изменился человек. Какой же полковник настоящий? Скорее всего, настоящий он в сцене наказания. А на балу он просто играл роль радушного хозяина и любящего отца. Ощущения Ивана Васильевича тоже понятны: его возвышенные чувства были полностью разрушены тем, что он увидел на площади. Иван Васильевич анализирует свои ощущения он увидел полковника другими глазами. Может быть, Варенька совершенно другая, но рассказчик уже утратил то свежее и светлое чувство, которое он испытывал к ней вначале.

    Больше сочинений и гдз на: https://vsesochineniya.ru/glavnye-geroi-v-rasskaze-posle-bala-tolstoj.html

  2. Характеристика Ивана Васильевича

    Иван Васильевич главный герой рассказа. От его лица ведется повествование. Действие рассказа происходит в провинциальном городе в 1840-х гг. В то время И.В. был студентом и жил, наслаждаясь своей молодостью. На масленицу герой был приглашен на бал к губернскому предводителю.

    Там же присутствовала и дама его сердца – Варенька Б. От любви к ней И.В. был счастлив, блажен, былкакое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Герой чувствует, что он любит всех людей.

    Все они такие замечательные: и хлебосольный предводитель с супругой, и дама с пухлыми плечами, и отец Вареньки, который так трогательно и заботливо танцевал со своей дочерью. Весь вечер молодые провели вместе.

    После этого, под влиянием впечатлений, И.В. идет бродить по городу.

    Важно

    Под утро, в первый день Великого поста, И.В. наталкивается на страшную картину. Он видит наказание беглого татарина. Его пропускают через строй солдат, каждый из которых сечет голую спину татарина шпицрутенами. Спина татарина превратилось в месиво: пестрое, мокрое, красное.

    Несчастный татарин умоляет солдат о пощаде: Братцы, помилосердуйте. Но за тем, чтобы братцы не помилосердовали, строго следил полковник Б., отец Вареньки. Он шел твердой, подрагивающей походкой в паре с татарином. Один из солдат мажет, ослабляет удар, за что полковник Б. бьет его по лицу. И.В.

    пришел в ужас от увиденного. Он подумал, что, вероятно, полковник знает что-то, что позволяет ему так вести себя и на балу, и на плацу. Но сам герой не способен на такое лицемерие. Он отказывается от военной службы и от женитьбы на Вареньке.

Характеристика полковника (отца Вареньки).

Я прочитала рассказ Толстого После бала, где одним из главных героев был полковник, отец Вареньки. Автор хотел показать читателям реальную картину того, как несправедлива порою бывает жизнь. И самое важное, что писатель вовсе не придумал несуществующую историю из головы, а описал произошедшие ранее события.

В молодости Лев Николаевич услышал историю из уст своего брата, которая произвела на него огромное впечатление. История была о том, как был сперва наказан, а затем казнен несчастный солдат, ударивший офицера, который постоянно над ним издевался. Писатель был настолько поражен, что взял на себя защиту солдата перед судом, но его не оправдали. Тяжелейший след остался на душе у Толстого.

Всю жизнь он вспоминал это событие, но лишь через 50 лет после произошедшего, вдохновился написать рассказ. Для его построения, Толстой использовал контрастное описание двух эпизодов: светский бал, где внимательный и улыбчивый полковник танцует вместе со всеми и наказание солдата, проведенное под жестоким надзором того же самого полковника.

Чем ярче, праздничнее видит читатель торжество в начале произведения, тем больше сострадания к солдату вызывает вторая часть рассказа. Повествование ведется от первого лица. На балу полковник казался очень любезным и доброжелательным человеком, который безумно любит и уважает свою дочь. Та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.

К тому же он производил впечатление интеллигентного, обладающим светскими, можно сказать, изысканными манерами мужчины. Несмотря на то, что он являлся полковником (А полковники, как я думаю, по своей профессии должны быть весьма жесткими, строгими и грубоватыми), в начале рассказа представлялся мне чутким, благородным и добрым.

Совет

Мне думалось, такой военноначальник точно не даст в обиду своих солдат, будет с ними честным, справедливым и при этом не слишком жестоким.

Но я ошиблась!

После окончания бала полковника словно подменили! Оказалось, что служащий совсем не является тем человеком, каким мы его видели в первой части истории! Внезапно он превратился в злобного, гневного диктатора, вовсе не благородного, совершенно не учтивого.

Продолжение https://litra.ru/composition/get/coid/00162421298922161116/woid/00015301184773070360/

  • фак зыс
  • Иван Васильевич главный герой рассказа. От его лица ведется повествование. Действие рассказа происходит в провинциальном городе в 1840-х гг. В то время И. В. был студентом и жил, наслаждаясь своей молодостью. На масленицу герой был приглашен на бал к губернскому предводителю. Там же присутствовала и дама его сердца – Варенька Б. От любви к ней И. В. был счастлив, блажен, был какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Герой чувствует, что он любит всех людей. Все они такие замечательные: и хлебосольный предводитель с супругой, и дама с пухлыми плечами, и отец Вареньки, который так трогательно и заботливо танцевал со своей дочерью. Весь вечер молодые провели вместе. После этого, под влиянием впечатлений, И. В. идет бродить по городу. Под утро, в первый день Великого поста, И. В. наталкивается на страшную картину. Он видит наказание беглого татарина. Его пропускают через строй солдат, каждый из которых сечет голую спину татарина шпицрутенами. Спина татарина превратилось в месиво: пестрое, мокрое, красное. Несчастный татарин умоляет солдат о пощаде: Братцы, помилосердуйте. Но за тем, чтобы братцы не помилосердовали, строго следил полковник Б., отец Вареньки. Он шел твердой, подрагивающей походкой в паре с татарином. Один из солдат мажет, ослабляет удар, за что полковник Б. бьет его по лицу. И. В. пришел в ужас от увиденного. Он подумал, что, вероятно, полковник знает что-то, что позволяет ему так вести себя и на балу, и на плацу. Но сам герой не способен на такое лицемерие. Он отказывается от военной службы и от женитьбы на Вареньке. Петр Владиславович (Полковник Б.) отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. Он воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. П. В. красив, статен, высок. У него румяное лицо, белые усы и бакенбарды, ласковая радостная улыбка в блестящих глазах и губах.

    П. В. привык и на службе, и в свете делать все по закону. Танцуя с дочерью, полковник соблюдает все правила этикета. На плацу он, со знанием дела, контролирует экзекуцию беглого татарина.

    Держать рукой в замшевой перчатке талию дочери и бить той же рукой в замшевой перчатке по лицу солдата, – для П. В. не имеет особой разницы. В представлении Ивана Васильевича образ полковника Б.

    раздваивается: ангельские черты героя (его облик на балу) начинают переплетаться с демоническими чертами (сцена наказания татарина), проявляя истинный облик П. В.

  • прикольно спасибо вам

    Источник: https://info-4all.ru/drugoe/pomogite-oharakterizovat-geroev-tolstogo-iz-rasskaza-posle-bala/

    Главные герои в рассказе «После бала» (Толстой)

    «После бала» — это рассказ, который написал Толстой. Благодаря образам созданных героев мы можем видеть, насколько разным может быть человек в своем обличье, и насколько важно не руководствоваться уставам, но и быть человеком, ведь можно же действовать не как нужно, а как велит мораль.

    Главные герои рассказа После бала

    Прежде чем познакомиться с созданными Толстым в рассказе «После бала» характеристиками героев, назову действующие лица. Главных героев немного – это Иван Васильевич, который и ведет рассказ, Полковник – отец Вареньки, который своими поступками открыл глаза Ивану Васильевичу и перевернул все его представление о жизни, и сама Варенька – возлюбленная Ивана Васильевича.

    Свое описание героев рассказа «После бала» начну с героя рассказа «После бала» Ивана Васильевича. Это образ типичного человека той эпохи, а именно автор описывает жизнь небольшого городка в 1840-е годы 19 столетия.

    Здесь герой повествует о днях минувшей давности. Тогда он был студентом, при деньгах. Учился, ходил на балы. Был влюблен в прекрасную девушку Вареньку.

    Герой рассказа имел успех у женщин, но ему нужна была лишь одна и здесь немного остановлюсь на Вареньке.

    Варя – была хороша собой. У нее было худощавое тело. но при этом девушка имела царственный вид, всегда держалась величественно. Когда улыбалась, улыбались и ее глаза. Поклонников у нее было предостаточно, но нравился ей лишь Иван Васильевич.

    Так вот, однажды они всю ночь танцевали на балу. Герой был счастлив, окрылен, «блажен был». От любви к двушке ему казалось, что он любит весь мир, всех людей. А каким же замечательным показался герою отец Вари.

    Полковник был статным, вызывал с первого взгляда только приятные эмоции, он был хоть и в возрасте, но свеж, высокий. Занимал пост военного начальника. В танце он был грациозным и, когда он танцевал с дочерью, все не могли отвести от них взгляды. Он был обходительным, внимательным. Обут был в старые сапоги.

    Обратите внимание

    Как объяснили Ивану Васильевичу, экономил он на себе, чтобы дочери больше покупать новых платьев. Такая забота еще больше поразила героя рассказа пока не произошли события после бала.

    Вот здесь открылась настоящая сущность полковника, что приказал наказать солдата за побег.

    И здесь Иван Васильевич понял, что на балу отец Вари вел себя наиграно, ведь не мог настоящий человек с такой любовью относиться к дочери, чтобы потом такую жестокость проявить по отношению к своему солдату. И хоть полковник и действовал по уставу, может в армии так и должно происходить и дисциплина превыше всего, но для нашего героя важна человечность, доброта, сострадание.

    Вот почему герой рассказа «После бала» оставил службу. Все потому, что он не хотел жить, как диктуют правила, он хотел жить, как диктует его сердце.

    Ну, а произошедшие события после бала настолько сильно засели к нему в душу, настолько безнравственным поступком было бить беззащитного человека, что он не смог больше встречаться с Варенькой, не мог больше видеть полковника, не видел он себя и на службе. И хоть открыто он не показал свой протест против существующего беззакония, внутри же него бурлит протест против строя, действующих законов и устоев.

    Источник: https://sochinyshka.ru/glavnye-geroi-v-rasskaze-posle-bala-tolstoj.html

    Анализ рассказа «После бала» Льва Толстого

    Вы здесь

    Прежде, чем перейти непосредственно к анализу рассказа “После бала”, коротко рассмотрим историю его создания. В этой статье вы также найдете композиционные особенности произведения и его сюжет. Рассказ “После бала” был опубликован после смерти Льва Толстого в 1911 году, хотя написал он его в 1903.

    Такая тенденция возвращенной прозы была характерна для того литературного периода. Рассказ основан на реальных событиях. Живя с братьями в Казани, Толстой узнал от брата Сергея подробности его личной жизни. Брат влюбился в дочь военного начальника, но увидя жестокость ее отца, забыл о женитьбе и больше не появлялся в их доме.

    Эта история произвела огромное неизгладимое впечатление, и позже стала основой сюжета рассказа “После бала”.

    Толстой долго раздумывал о названии рассказа. Но назвал его именно так, и это немаловажно в анализе “После бала”, потому что Толстому важно было показать, как поведет себя человек после определенных обстоятельств, как будет вести себя в новой окружающей среде.

    Жанр рассказа и его тема

    Произведение “После бала” Толстого – рассказ, потому что повествуется об одном событии и одном главном герое. Прослеживается одна сюжетная линия.

    Именно рассказы писал Толстой в расцвете своей литературной деятельности. Но в данном рассказе описаны две эпохи: эпоха прошлого, т.е. 40-е годы XIX века, и конец XIX века.

    Важно

    Такой прием автор использовал для того чтобы показать, что ничего в общественном устое не поменялось.

    Проводя анализ “После бала” Толстого, важно учесть тему произведения. Главная тема рассказа – нравственность. То, как один случай кардинально меняет мировоззрение человека. Подтемой является жизнь солдата. Описана служба длинною в двадцать пять лет, беспрекословность, тяжесть условий.

    Другие детали анализа

    Идея в рассказе раскрывается через систему образов. Это – Иван Васильевич и полковник. Они являются камнем преткновения. С помощью этих образов Толстой показывает, что не случай решает судьбу, а последствия общественной жизни и социума. Видна вся строгость того времени. В основе рассказа лежит антитеза.

    Всё произведение построено на контрасте. Начиная от красоты начищенного пола и до страшного наказания; утонченности Вареньки и угрюмости Татарина; звуки флейты и барабана. Образ отца, который изначально вызвал умиление, а потом превратился в злобного старика.

    Такой приём ярко показал как изменилась жизнь и ее восприятие у Ивана Васильевича.

    Давайте посмотрим, кто является главными героями рассказа “После бала”:

    • Иван Васильевич. Приятный молодой человек, влюбленный в Вареньку. Он сделал переоценку своей жизни и поступков, увидя зверскую жесткость. Он задумался над тем, что такое человечность и как нужно относиться к людям. После увиденного он решил, что никогда не сделает никому больно.
    • Петр Владиславович. Крепкий старик, который искреннее любит свою дочь. Мужчина обходительный и галантный на балу, добрый хозяин, но в сцене с расправой предстаёт перед читателями в совсем другом свете.

    Сюжет и композиция

    Некий краткий анализ рассказа “После бала” мы провели. В чем заключается суть сюжета и композиция произведения? Перед нами открывается картина бала, на котором ухоженный полковник с любовью и нежностью танцует со своей дочерью. Именно в этот вечер Иван Васильевич знакомится с Варенькой.

    Они танцуют вместе, от них невозможно оторвать взгляд. На утро главный герой отправляется домой к возлюбленной. Проходя через город, он замечает, что солдаты ведут татарина к месту наказания. Большим удивлением становится для него то, что руководит этим действом отец Вареньки.

    Он открывается для него с другой, тайной стороны. Холодный, злой и бесчувственный полковник раздает указания как бить провинившегося. Увидев жениха дочери, он сделал вид будто они незнакомы. После увиденного, юноша меняет свое отношение не только к этой семье, но и к обществу в целом.

    Время действия рассказа – одни сутки.

    Надеемся, что проведенный анализ рассказа “После бала” Толстого и рассмотренные особенности произведения окажутся для вас полезными. Прочитайте также краткое содержание “После бала”.

    Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-posle-bala-lva-tolstogo

    План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Урок по повести Л. Н. Толстого “После бала”

            Цель урока. Знакомство с жизнью и творчеством писателя, развитие умений и навыков анализа художественного текста, научить приёму сопоставления; воспитать чувство уважения и любви к человеку.

            Оформление. Портреты и фотографии писателя и близких ему людей, книги писателя.

            На доске написан эпиграф урока:

                                                    Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –

    Совет

                                                            нельзя считать себя знающим свою страну, нель-

                                                    зя считать себя культурным человеком.  

                                                                                            М. Горький

    1. Некоторые сведения из жизни и творчества писателя.

    – По словам Горького, Толстой рассказал нам о жизни русской жизни почти столько же, сколько вся остальная наша литература прошлого века.

                            (Зачитать эпиграф)

    – В 1910 году, когда Толстой скончался, один семилетний мальчик, Илюша, написал Горькому, что все старые русские писатели умерли и что ему стало очень тоскливо.

            Горький ответил: » Да, Толстой – человек – умер, но великий писатель – жив, он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой – бессмертен, он – с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством».

    – Ещё до встречи с его романами и повестями, принесшими всемирную славу, мы знакомимся с так называемой малой прозой Толстого: рассказами, сказками, притчами, краткими жизнеописаниями. Среди них  преобладают рассказы – их очень много у Толстого, и они разные.

     

            Первые свои произведения Толстой написал на Кавказе, куда приехал в 1851 году. Кавказские впечатления и наблюдения Толстого отражены в его первых рассказах. Собственные впечатления и наблюдения (отражённые в первых рассказах) связаны по преимуществу с поведением людей в условиях боевых действий.

    Так появляются военные рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный».

            Когда же писатель попал в Севастополь и принял участие в событиях Крымской компании,  значение военной темы в его творчестве расширилось. Появляются «Севастопольские рассказы».  

            Во всех этих рассказах нашли отражение события личной жизни писателя. Жизненный опыт Толстого лежит в основе рассказов «Люцерн» и «За что?»

            А сюжет рассказа «После бала» – подлинная история, пережитая братом писателя, когда оба они были студентами Казанского университета.

            Толстой сказал однажды своим знакомым: «Писатель ничего не должен выдумывать, а всё писать на основании личного опыта».  

    1. Анализ рассказа После бала»

    – Какие реальные факты легли в основу сюжета рассказа «После бала»?

    (Казнь солдата вблизи Ясной Поляны, за которого заступился Толстой; рассказ старого солдата Толстому о воинской службе; история, пережитая братом)

    – Пишет этот рассказ Толстой в 1903 году. А действия в рассказе происходят в 40-е годы 19 века. Почему Толстой вдруг возвращается к этой теме через 50 лет? Как вы думаете? Неужели, то, что происходило в 40-е годы 19 века, могло произойти и в начале 20 века?

                    ( стр. 167, учебник)

    – Кто рассказал нам данную историю?

                    (Иван Васильевич)

    – Кто он: посторонний наблюдатель или непосредственный участник происходящего?

    – Рассказ называется «После бала». Значит, самим названием рассказа предполагается, что был сам бал?

    – Давайте возвратимся на бал.

    – Какие поэтические, образные выражения, краски использовал автор при описании бала?

                    (Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный)

    – Все эти описания передают чувства героя. Какие?

                    (Любовь)

    – Говорят, когда любишь – всё видишь в розовом свете. Найдите подтверждение этому в рассказе.

                    (Стр. 174)

    – В кого же влюблён главный герой?

                    (В Вареньку)

    – Перескажите своими словами то, как говорит Иван Васильевич о любимой девушке. Употребите в пересказе слова и выражения: высокая, стройная,

    грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза. (Записаны на доске)

    – На кого из действующих лиц на балу обращаешь внимание?

                    (На отца Вареньки)

    – Найдите описание его внешности.

                    (Стр. 172)

    – Какое впечатление он на вас произвёл?

                    (Красивый, ласковая улыбка, свежий старик)

    -Но что настораживает в его описании?

                    (Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки)

    – Опишите его манеру танцевать.

                    (Стр. 172)

    – Что особенно умиляло рассказчика в нём?

                    («Четвероугольные носки сапог»)

    – В каком настроении приехал Иван Иванович домой?

    – Найдите слова, фразы, которые особенно ярко передают ощущение счастья, испытанного рассказчиком?

                    («Соединяло его и её в одном нежном, умиленном чувстве»; «мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое он испытывал»; «вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным»; «нет, я не мог спать».)

    – Куда пошёл Иван Васильевич после того, как вышел на улицу?

                    (К дому Вареньки) 

         – Что он увидел, приблизившись к дому Б.?

                    (Как избивали солдата) – Расскажите об этом, употребляя слова и выражения: гоняют за побег, дёргаясь всем телом, опрокидываясь назад, падая наперёд, сморщённое от страдания лицо, всхлипывал:»Братцы, помилосердствуйте», взмахнул палкой, шлёпнул по спине, падали удары на спотыкавшегося человека.

    – Как вёл себя полковник во время наказания солдата?

    – Что особенно поразило Ивана Васильевича?

    – Теперь сравним рассказчика, полковника, Вареньку и татарина на балу и после бала, сделав таблицу.

                На балу              В поле, на плацу
    Рассказчик                   Счастл        Счастлив, блажен, добр Испытывает ужас, тоску, стыд
    Полковник Очень красивый, с ласковой, радостной улыбкой Грозный, злобный
    Варенька Красивая, в белом платье, розовый пояс, белые перчатки, белые башмачки —–
    Татарин —– Сморщённое от страдания лицо; спина пёстрая, мокрая, красная, неестественная
    Музыка Музыка мазурки, великолепные музыканты Звуки флейты и барабана; жёсткая, похоронная музыка; барабанщик и флейтщик повторяли неприятную, визгливую мелодию

    – Как вы думаете, что важнее для Ивана Васильевича на балу или после бала?

    – Теперь давайте вспомним выражение: »николаевской выправки»

    – Какое было николаевское время?

    – Как звали Николая Павловича?  (Николай Палкин)

                    (Зловещая эпоха царствования Николая, закончившаяся поражением России в Крымской войне. Описано частное, обычное для николаевской армии событие: избиение солдата шпицрутенами)

    – Какова тема данного рассказа?

                    (Любовь, избиение солдата – татарина)

    – Какова идея?

                    (Толстой выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком)

    – Выражает ли автор своё отношение происходящего словами. Есть ли авторская оценка происходящего?

                    (Писатель очень сдержанно и скупо выражает свои чувства.

    Он как бы предоставляет самому читателю оценить поведение полковника – палача, вечером танцевавшего на балу с дочерью, а утром на плацу руководившего жестоким наказанием солдата.

    Писатель ограничился тем, что в ярких картинах нарисовал события, пережитые героем рассказа. А выводы делает сам читатель. И поэтому рассказ «После бала» оставляет действительно неизгладимые следы в нашей памяти)

    – Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

    1) Полковник на балу и после бала.

    2) Самая сильная сцена в рассказе «После бала»

    3) Что я думаю о рассказчике Иване Васильевиче.

    4) О чём заставляет меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого «После бала»

    Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/08/urok-po-povesti-l-n-tolstogo-posle-bala

    Л. Н. Толстой. После бала. В чем вы видите критическую силу рассказа?

    Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

    Для того чтобы рассказать о пережива­ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест­вование.

    Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде­ний о том, как от очарования, которое охва­тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги­ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови­нившегося солдата.

    Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер­тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае­мые на страницах рассказа.

    Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?

    Обратите внимание

    Рассказ распадается на две контраст­ные картины и каждая из них резко отли­чается своей тональностью, которая за­метна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тща­тельно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму.

    Жесткой, нехоро­шей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мок­рое, красное, неестественное», во что пре­вратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изо­бражению, лишь усиливают эмоциональ­ное воздействие картин.

    Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу — «надо все по закону», — соотнести с его поведением во время экзекуции?

    Образ полковника на балу и после ба­ла — образ одного и того же человека, ко­торый всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изо­бразить из себя, отступить от своих при­вычек.

    И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней орга­ничность его поведения на плацу во время наказания солдата.

    Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

    В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти во­просы дает писатель в рассказе «После бала»? Ка­кие иллюстрации вы бы нарисовали к произведе­нию Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рас­сказе?

    В рассказе «После бала» автор дает чет­кие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две конт­растные картины или две серии таких картин.

    Как бал, так и экзекуция состо­яли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллю­страции. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны от­ношения отца и дочери на балу.

    Их красо­та, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызы­вают благодарный отклик всех, кто их ви­дит. И столь же эмоционально выразитель­ны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера.

    Важно

    Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощад­ность, и спокойное отношение к чужому унижению.

    Каким предстает Иван Васильевич в харак­теристике своих собеседников? Какую роль в жиз­ненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «слу­чай»? Как характеризует героя его решение не слу­жить в военной службе и нигде не служить?

    Ивана Васильевича мы видим челове­ком, которому не чужды радость от сопри­косновения с прекрасным, способность от­клика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обри­совке автора представлен добрым, поря­дочным человеком.

    Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и пока­зал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека.

    Для того чтобы отречься от привычной для его окруже­ния судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

    Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и на­стойчиво подчеркивал контраст в облике полков­ника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?

    Хотя Толстой расширял описание экзе­куции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

    Контраст этих двух частей рассказа оче­виден и сила описания экзекуции все рав­но подавляет светлые и радостные краски бала.

    Именно это и стремился подчеркнуть автор, работая над текстом.

    Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?

    Если бы в тексте рассказа осталось та­кое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком ва­рианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неорди­нарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

    В чем вы видите критическую силу рассказа?

    Критическая сила рассказа в решитель­ном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров опи­сания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

    Совет

    В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы гово­рите». Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?

    При выборе названия автор остановил­ся на том заголовке, который подчеркива­ет важность трагической части повество­вания, которая произошла после бала.

    На этой странице искали :

    • в чем вы видите критическую силу рассказа после бала
    • какие краски преобладают в описании бала
    • расскажите пользуясь своими записями о переживаниях и думах героя на балу и после бала
    • какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег
    • каким предстает иван васильевич в характеристике своих собеседников

    Сохрани к себе на стену!

    Источник: https://vsesochineniya.ru/l-n-tolstoj-posle-bala-v-chem-vy-vidite-kriticheskuyu-silu-rasskaza.html

    Л.Н.Толстой “После бала”

    В рассказе Толстой рисует две контрастные
    картины
    .

     Первая — яркая и праздничная, она описывает бал у губернского
    предводителя, где герой рассказа влюблён в Вареньку и восхищён её
    отцом-полковником.

    Но чем роскошнее эта картина, тем гнуснее и омерзительнее
    предстаёт перед читателем вторая картина — сцена расправы над бежавшим
    солдатом.

    Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого
    и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, героя рассказа,
    что чувства его к Вареньке быстро остыли.

    Эта история так прочно осела в памяти Толстого, что он много лет
    спустя описал её в этом рассказе. До того, как этот рассказ получил своё
    окончательное название, он назывался «Дочь
    и отец»,
    потом — «А вы
    говорите».

    Упоминаемый Толстым в
    рассказе «девический институт» — это Казанский Родионовский институт
    благородных девиц, располагавшийся тогда на окраине города. Место,
    где «гоняли татарина за побег», теперь является улицей Льва Толстого.

     Аудиокнига – слушаем “После бала”

    Род, жанр, творческий метод

    «После
    бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре
    повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от
    увиденного после бала), и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на
    склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.

    В
    рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и
    время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что
    и в настоящем ничего не изменилось. Он выступает против насилия и гнета, против
    бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество
    JI.H. Толстого, связано с реализмом в русской литературе.

    Тематика

    Толстой
    раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни
    николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок
    службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй
    в качестве наказания.

    Обратите внимание

    Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами
    нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай.
    Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь
    переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой).

    В центре
    изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить
    сословные предрассудки.

    Идея

    Идея
    рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции.
    Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был
    влюблен рассказчик, — через образы которых решается главная проблема. Автор
    показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность.

    В
    образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия,
    искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

    Идейное
    содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства
    рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой
    ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности
    за жизнь общества отличается Иван Васильевич.

    Юноша из богатой семьи,
    впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью,
    резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до
    такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в
    самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».

    Свою жизнь
    он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей
    никуда не годились, кабы вас не было».

    В
    рассказе JI.H.

    Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы:
    описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и
    второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной,
    неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича
    восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат
    исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством
    раскрытия его идейного содержания.

    Характер конфликта

    Основа
    конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости
    полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.

    Важно

    Полковник
    был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая
    речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше
    восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе
    всех, в том числе и главного героя рассказа.

    После бала в сцене наказания
    солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не
    осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и
    жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх.

    Иван
    Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною
    рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного
    солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину
    татарина».

    Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно
    непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с
    любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им.

    Когда же он
    сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его
    ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак,
    чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я
    волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика
    рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

    Основные герои

    Основные
    герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки
    полковник Петр Владиславович.

    Полковник,
    красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец,
    который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь,
    Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала,
    когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь
    строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем,
    кто переступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных
    ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто
    искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает
    что-то такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и
    то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в
    этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и
    признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я
    не знал».

    Иван
    Васильевич, скромный и порядочный молодой человек, потрясенный сценой избиения
    солдат, не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки,
    для охраны которых нужны палки.

    Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем,
    перевернуло его представления о сословной нравственности: ему стали внятны
    мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца;
    сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

    Сюжет и композиция

    Сюжет
    рассказа незамысловат. Иван Васильевич, убежденный, что среда не влияет на
    образ мыслей человека, а все дело в случае, рассказывает историю своей
    юношеской влюбленности в красавицу Вареньку Б.

    Совет

    На балу герой знакомится с отцом
    Вареньки, очень красивым, статным, высоким и «свежим стариком» с румяным лицом
    и роскошными усами полковником. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с
    дочерью. Во время танца пара привлекает всеобщее внимание.

    После мазурки отец
    подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят
    вместе.

    Иван
    Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется
    бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты
    и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле
    перед домом Б. он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за
    побег.

    Командует экзекуцией отец Вареньки, красивый, статный полковник Б.
    Татарин умоляет солдат «помилосердствовать», но полковник строго следит, чтобы
    солдаты не давали ему ни малейшей поблажки. Один из солдат «мажет». Б. бьет его
    по лицу. Иван Васильевич видит красную, пеструю, мокрую от крови спину татарина
    и ужасается. Заметив Ивана Васильевича, Б.

    делает вид, что незнаком с ним, и
    отворачивается.

    Иван
    Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он
    поступает нормально. Однако он не может понять причин, которые заставляли Б.
    жестоко бить человека, а не поняв, решает не поступать на военную службу.
    Любовь его идет на убыль. Так один случай переменил его жизнь и взгляды.

    Весь
    рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет.
    Композиция рассказа четкая и ясная, в ней логично выделяются четыре части:
    большой диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена
    бала; сцена экзекуции и заключительная реплика.

    «После
    бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много
    повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек — Иван
    Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается
    так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство
    этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже
    собственно рассказ, герои которого — Варенька Б., ее отец и сам Иван
    Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале
    повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное
    значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям особую
    реалистичность. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Он
    рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается
    некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у
    нее дочери замужем».

    Художественное своеобразие

    Толстой-художник
    всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В
    рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст.

    Рассказ
    построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально
    противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика.

    Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть
    идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его
    подлинную сущность.

    Обратите внимание

    Контраст
    используется писателем и при выборе языковых средств. Так при описании портрета
    Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки»,
    «белые атласные башмачки» (такой художественный прием называется цветопись).

    Связано это с тем, белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости, Толстой
    с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное
    состояние рассказчика.

    О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное
    сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька,
    изящная мазурка создают радостное настроение.

    В
    сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «…я увидал…
    что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана.
    … это была … жесткая, нехорошая музыка».

    Значение произведения

    Значение
    рассказа огромно.

    Толстой ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни
    живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое
    справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно
    поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в
    годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

    В 2008
    году исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва
    Николаевича Толстого. О нём написаны сотни книг и статей, его произведения
    известны во всём мире, имя его чтут во всех странах, герои его романов и
    повестей живут на экранах, на сценах театров. Слово его звучит по радио и
    телевидению.

     «Не зная Толстого, —-писал М.
    Горький, — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя
    культурным человеком».

    Гуманизм
    Толстого, его проникновение во внутренний мир человека, протест против
    социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и
    сердца людей и в наши дни.

    С
    именем Толстого связана целая эпоха в развитии русской классической
    художественной литературы.

    Наследие
    Толстого имеет большое значение для формирования мировоззрения и эстетических
    вкусов читателей. Знакомство с его произведениями, исполненными высоких
    гуманистических и нравственных идеалов, несомненно, способствуют духовному
    обогащению.

    Важно

    В
    русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы столь
    многообразно и сложно, как творчество Л.Н. Толстого. Великий писатель развил
    русский литературный язык, обогатил литературу новыми средствами изображения
    жизни.

    Мировое
    значение творчества Толстого определяется постановкой великих, волнующих
    общественно-политических, философских и моральных проблем, непревзойдённым
    реализмом изображения жизни и высоким художественным мастерством.

    Его
    произведения — романы, повести, рассказы, пьесы читают с неослабевающим
    интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом
    свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 гг. было объявлено
    ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.

    Источник: https://999alina.blogspot.com/2014/02/blog-post_17.html

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]