Образ скалозуба в комедии “горе от ума” грибоедова: описание героя в цитатах

Характеристика Скалозуба в «Горе от ума» (с цитатами) – Русская историческая библиотека

Образ Скалозуба в комедии

Образ Скалозуба в «Горе от ума» не менее ярок, чем фигура Фамусова. «Созвездие маневров и мазурки», – говорит про Скалозуба Чацкий.

В лице этого героя Грибоедов карикатурно изобразил тот тип военных, которые обращают внимание главным образом на внешнюю часть военной службы, интересуются формой, отличающей один полк от другого, занимаются муштровкой, «шагистикой», как тогда говорили, и лишены того настоящего военного духа, который создал доблесть русского войска.

В Скалозубе воплощена вся пошлость, вся ограниченность такого рода офицеров. Имя его свидетельствует о том, что он постоянно «зубоскалит», шутит, старается острить; но остроты его не смешны, а пошлы. Типичен его рассказ о княгине Ласовой, которая, упав с лошади,

«…на днях расшиблась в пух: Жокей не поддержал – считал он видно, мух. И без того она, как слышно, неуклюжа, Теперь ребра недостает,

Так для поддержки ищет мужа».

Типичен его ответ на вопрос Фамусова, в каком родстве с ним состоит Настасья Николавна:

«Не знаю-с, виноват:
Мы с нею вместе не служили».

Этой остротой Скалозуб хочет показать, что ничто вне военной службы его не интересует. Что же занимает его? «В мундирах выпушки, погончики, петлички…», – сравнение гвардии с армией, в которой у офицеров «все так прилажено и талии так узки»…

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Стремится Скалозуб только к чинам, наградам, повышениям. Сам он – полковник, но уже «метит в генералы». Интересно узнать, каким образом достиг он высокого чина; он сам совершенно откровенно рассказывает, что повышение по службе получал не за личные заслуги, а по счастливым стечениям обстоятельств:

«Довольно счастлив я в товарищах моих, – Вакансии как раз открыты: То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты».

Обратите внимание

Откровенность, с которой Скалозуб говорит о своем повышении, свидетельствует о его крайней глупости:

«Речист, а больно не хитер»,

– характеризует его служанка Лиза. Так же, как и Фамусов, он убежден во вреде науки и желает, чтобы во всех лицеях и гимназиях детей учили бы маршировать.

Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

Вот какого зятя желал бы иметь Фамусов! Но его дочери Софье Скалозуб противен – и не только потому, что она любит Молчалина. Софья понимает пустоту и глупость Скалозуба. Когда Чацкий, пытаясь выведать отношение Софьи к возможному жениху, упоминает:

Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы,

она отвечает:

Куда как мил! и весело мне страх Выслушивать о фрунте и рядах; Он слова умного не выговорил сроду, –

Мне всё равно, что за него, что в воду.

Читайте также статью Герои «Горя от ума».

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4429-kharakteristika-skalozuba-v-gore-ot-uma-s-tsitatami

Характеристика Скалозуба в «Горе от ума» (с цитатами) – Русская историческая библиотека

Образ Скалозуба в комедии

Скалозуб
1 вариант

Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа» . В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе.

Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы» . Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя.

Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор. ******* Скалозуб

2 вариант

Скалозуб — персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824).

ли искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует «хвастливый воин» , популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом «башнеградопобедителе» Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С.

, если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, что комедийные маски носят многие персонажи произведения Грибоедова, но «масочность» лишь верхний слой объемного ее сюжета. В ходе действия С. преображается в индивидуальный комедийный характер. Полковник Сергей Сергеевич С. — в самом центре событий пьесы.

Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи («и золотой мешок и метит в генералы» ) в контрасте с «нежеланным» Чацким и «тайным» Молчалиным. Может быть, ради С. , чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет С. Хлесто-вой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста.

Все факты биографии С. в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. С. богат, военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно и лапидарно. Манера С. не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему во мнении окружающих (как Чацкому) , потому что в главном С.

— фамусов-ский, свой: «ученостью меня не обморочишь!» . На чем основана его военная карьера выясняется довольно скоро: «тут старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты» .
ло бы ошибкой недооценивать влияние С. в «московской» среде: он признан и поддержан обществом. В кульминационный момент дискуссии о вреде, приносимом книгами и образованием, С.

объявляет радостную для всех весть, что лицеи, школы и гимназии решено реформировать по казарменному образцу: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий» . (Что, однако, еще не совсем устраивает Фамусова, знающего более верный способ наведения порядка: «забрать все книги бы, да сжечь». ) С.

— это собирательный характер, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I.

В обширной сценической истории «Горя от ума» до сих пор не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободно от «масочности» , одинаково подчеркиваемой актерами при самых разных по стилю режиссерских решениях. В основе образа С. лежит прием гротеска, но не шаржа и не карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов назвал «поэтикой превосходного стихотворения» .

«…У нас в пятнадцатой дивизии, не дале…»

Критика о Скалозубе

Е.

Цимбаева:

«Биография полковника Скалозуба выписана досконально: он выходец из Малороссии, куда явно отсылает его фамилия, и «золотой мешок», но род и состояние его новые… Большинство дворян служило если не в гвардейских полках, то в кавалерийских, на худой конец — в конно-егерских, на крайний случай — в артиллерии. Скалозуб же всю жизнь служил в мушкетёрах или егерях и сделал не такую уж хорошую карьеру. 

Он вступил в армию в 1809 году, видимо, лет пятнадцати или шестнадцати, как было принято; к 1823 году стал полковником и метил в генералы.

Такую выслугу могли бы счесть вполне приличной, если бы не война: в кампанию 1812—1814 годов продвижение офицеров шло гораздо быстрее… Скалозуб отличился на войне очень мало: в окончательном варианте Грибоедов оставил ему только одну награду — «за третье августа».

 …3 августа 1812 года боевых действий не было, после сражения при Красном 2 августа русская армия передислоцировалась в район Смоленска до 4 августа.

Наступление 3 августа было просто отвлекающим маневром, и то, что Скалозуб отличился в этот день, а не в дни великих битв Бородина, Кульма, Лейпцига, свидетельствовало не то чтобы об отсутствии у него храбрости (едва ли Грибоедов хотел изобразить труса, слишком нетипичного в его кругу), но об отсутствии инициативности — в более важных сражениях его отодвигали на задний план быстро думающие и действующие офицеры.  

Читайте также:  Иллюстрации к рассказу "человек на часах" лескова: картинки и рисунки

Зато исполнительность и безынициативность полковника пришлись кстати в аракчеевские времена с их бессмысленной муштрой и мучением солдат в военных поселениях. Грибоедов это старательно подчеркнул. Скалозуб служил в сорок пятом егерском полку, который существовал в действительности, и в 1819 году был направлен в Кавказскую армию.

Истинный карьерист был бы рад такой удаче: на Кавказе чины шли быстро. Но полковник Скалозуб понимал, что главнокомандующий Кавказской армией знаменитый генерал А. П. Ермолов его не оценит, предпочитая решительность и быстроту мышления.

Важно

Неудивительно, что Скалозуб остался в России, в пятнадцатой дивизии, в мушкетёрском, отнюдь не первостепенном, полку. 

По данным исследования… в егерских полках периода Отечественной войны 67,5% офицеров умели только читать и писать!  Странно ли, что Скалозуб, одетый в простой, без всяких украшений, пехотный мундир, питает неприязнь, замешанную на зависти, «к любимцам, к гвардии, к гвардейцам, к гвардионцам».

Их шитые золотом мундиры, конечно, привлекали барышень, но не менее привлекали их некоторая начитанность, умение хоть несколько говорить по-французски и танцевать… Как пехотинец, Скалозуб, видимо, едва умеет ездить верхом, недаром с такой радостью он приветствует падение с лошади Молчалина…  

Впрочем, полковник получит своё генеральское звание как награду за преданность казарме и фрунту. Но, как и Молчалин, Скалозуб не поднимется слишком высоко.»(Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Семь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)

Сочинение образ и характеристика Скалозуба

Нельзя назвать пьесу «Горе от ума» слишком богатой на персонажей. Их становится больше ближе к концу, к развязке. Но с некоторыми мы знакомимся раньше.

И пусть они появляются всего в нескольких действиях, но Грибоедов, подобно истинному талантливому художнику слова, способен всего несколькими выразительными штрихами создать вполне законченный тип и характер того или иного гостя фамусовского дома.

Именно такой колоритной фигурой из ближайшего фамусовского окружения является полковник Сергей Сергеич Скалозуб.

Его недалекая натура вполне может быть охарактеризована по репликам других персонажей: «И золотой мешок, и метит в генералы» (Лизанька); «Не по летам и чин завидный, / Не нынче завтра генерал» (Фамусов); «Созвездие маневров и мазурки» (Чацкий); «Он слова умного не выговорил сроду» (Софья).

Данная ему автором фамилия, конечно, вполне может быть обращена на «Зубоскал», причем без особой потери смысла. Сам же смысл, очевидно, тот, чтобы указать на специфический характер армейского, солдафонского юмора – когда люди этой профессии пытаются шутить, а выходит это всё натужно, тяжеловесно, и совсем не смешно для окружающих.

лоть до наших современников – генералов Александра Лебедя и Льва Рохлина, чьи высказывания тоже вошли в поговорки. Вот и анекдот про княгиню Ласову, рассказываемый Скалозубом, вряд ли вызывает у присутствующих даже тень улыбки. Суть там в том, что она разбилась во время катания верхом и потеряла одно ребро.

Стало быть – нуждается в поддержке со стороны мужа, которого как раз и ищет. Что и говорить, это лишь жалкая претензия на остроумие, оборачивающаяся примитивным зубоскальством.

Другой показательный случай – когда в ответ на вопрос Фамусова «Как вам доводится Настасья Николавна?», полковник совершенно серьезно отвечает: «Не знаю-с, виноват; мы с нею вместе не служили».

Совет

Еще одна выразительная деталь – Скалозуб имеет продвижение по службе преимущественно «благодаря» товарищам – тех, что вышли в отставку или погибли при исполнении служебного долга. Так, например, Скалозуб получил награжденье «за третье августа».

Именно в этот день состоялось свидание российского императора Александра I с австрийским императором в Праге, ознаменованное массовыми торжествами и награжденьями. В этот день никаких боевых действий не велось.

Таким образом, «подвиг» Скалозуба состоял только в том, что они с братом «засели в траншею».

Политическая же позиция Скалозуба вполне проясняется, когда гости Фамусова обсуждают мнимое сумасшествие Чацкого. Именно Скалозуб объявляет просвещение и ученость чумой своего времени. Его буквально бесит, что количество грамотных людей значительно выросло, что они дерзают иметь собственное независимое мнение.

Причем меры по искоренению этого вольнодумства он предлагает самые радикальные: «собрать бы книги все, да сжечь».

В короткой же беседе с Репетиловым, своеобразным «двойником» Чацкого, Скалозуб тоже не выдерживает и дает понять собеседнику, что будь его воля, он бы поставил над «Секретнейшим союзом» обычного фельдфебеля, и он будет определять там порядок и дисциплину, совсем как в армии.

Характеристика и образ Скалозуба

Источник: https://novoevmire.biz/other/harakteristika-skalozuba-v-gore-ot-uma-s-tsitatami-russkaya-istoricheskaya-biblioteka.html

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Образ Скалозуба» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» – это комедия о «веке нынешнем и веке минувшем», когда новые понятия, нравы и ценности отчаянно сражаются за право быть с понятиями «века минувшего».

В произведении четко противопоставляются молодые силы, которые олицетворяет Алексей Андреевич Чацкий, и представители фамусовского мира.

Но второй лагерь – это не только старики Фамусовы и Хлестаковы, это еще и множественные Скалозубы, которые составляют отдельную силу.

Обратите внимание

       Скалозуб в комедии – это военный, «и золотой мешок, и метит в генералы». Он – завидный жених, и к нему с благолепием относится сам Фамусов, мечтая выдать его за Софью. Он так описывает Скалозуба Чацкому:

                       Известный человек, солидный,

                       И знаков тьму отличья нахватал;

                       Не по летам и чин завидный, 

                       Не нынче – завтра генерал.

       Но Скалозуб – это ничего не смыслящий военный. У него нет собственных суждений, а если и есть, то они по-детски примитивны. Даже на суждения Фамусова о Москве, он говорит о городе как о «дистанции огромного размера». Недаром Софья, которой этого будущего генерала прочат в мужья, заявляет:

                       …И весело мне страх

                       Выслушивать о фрунтах и рядах;

                       Он слова умного не выговорил сроду, – 

                       Мне все равно, что за него, что в воду.

       Скалозуб относится к тем военным, кто служит вследствие любви к Отечеству, но только из-за чинов, которые сулят богатство. Однако то, как достаются эти чины, говорит нам многое о том, каковы были все эти генералы.

                       Вакансии как раз открыты;

                       То старших выключат иных,

                       Другие, смотришь, перебиты

       То есть не за заслуги перед Родиной, но лишь вследствие «освобождения новых мест» получали в то время чины в русской армии. К сожалению, Скалозубы не были редким явлениям.

Они отражали состояние русского воинства после Отечественной войны 1812 года как нельзя лучше.

Эти недалекие офицеры, послушные, но ничего не смыслящие, ничего самостоятельно не способные сделать или придумать, характеризовали послевоенную историю империи.

       Скалозуб презирает ученость. И, скорее всего, потому, что сам ничего не понимает. Все его реплики наполнены военными терминами или фразами. На монолог Репетилова он отвечает:

Читайте также:  Катерина и варвара в пьесе "гроза": сравнительная характеристика (противопоставление, сопоставление, героини-антиподы)

                      Избавь. Ученостью меня не обморочишь,

                      …Я вам

                      Фельдфебеля в Вольтеры дам,

                      Он в три шеренги вас построит,

                      А пикнете, так мигом успокоит.

      Таким образом, Скалозубы с презрением относились к либералам того времени. Они жили в порядке ценностей «века минувшего», умели подчиняться, незаслуженно получать чины и наживать на сем богатство. Но они ничего не смыслили в идеях нового века.

Важно

       К сожалению, Скалозубы были не редки в ту славную эпоху. Именно для этого в комедии и была использована фигура этого недалекого офицера. Но чем более недалеким он кажется нам в пьесе, тем сильнее ощущается и образ главного героя – Чацкого. Мне кажется, именно это и был призван выполнить образ Скалозуба.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/219-sochinenie-na-temu-obraz-skalozuba-v-komedii-a-griboedova-gore-ot-uma.html

Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии “Горе от ума”

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб – “И золотой мешок и метит в генералы”. Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив.

Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни “философией” и идеалом “века минувшего”, только в еще более грубой и откровенной форме. Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Чацкий характеризует его так:

Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки!

По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что “о фрунте и рядах”. Источник “военной мудрости” Скалозуба – это прусско-павловская школа в русской армии, столь ненавистная свободомыслящим офицерам того времени, воспитанным на заветах Суворова и Кутузова. В одной из ранних редакций комедии в разговоре с Репетиловым Скалозуб прямо заявляет:

Я школы Фр’идриха, в команде – гренадеры, Фельдфебеля – мои Вольтеры.

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым.

Тогда “на каждом шагу встречались скалозубы не только в армии, но и в гвардии, для которых было непонятно, что из русского человека возможно выправить годного солдата, не изломав на его спине несколько возов палок”‘,- отмечает декабрист Якушкин.

Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания “Горя от ума” расстреляли из пушек декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Образ его имел большое политическое значение для разоблачения военно-крепостнической реакции того времени.

Характерно, что Скалозубу Грибоедов противопоставляет его двоюродного брата, представителя другой среды в русской армии, той вольнолюбивой части офицерства, из которой вышли многие декабристы-военные. После окончания войны 1812-1814 гг. двоюродный брат Скалозуба, подав в отставку, уехал в деревню “читать книги”.

О правдивости этого образа свидетельствует декабрист П. Каховский.

“У нас молодые люди при всех скудных средствах занимаются более, чем где-нибудь,- пишет он,- многие из них вышли в отставку и в укромных своих сельских домиках учатся и устраивают благоденствие и просвещение земледельцев, судьбою их попечению вверенных… Сколько встретишь теперь семнадцатилетних молодых людей, о которых смело можно сказать, что они читали старые книги” . Уход в отставку многих передовых офицеров, отличившихся в войнах 1812-1814 гг., был связан также с усилением в армии аракчеевского режима – преследованием всякого свободомыслия, насаждением тупой военной муштры и холопского подчинения. Именно этим объясняет свою отставку в 1817 г. декабрист В. Раевский: “Влияние Аракчеева сделалось уже ощутимо. Служба стала тяжела и оскорбительна. Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности. Многие офицеры вышли в отставку”. Такова была одна из форм протеста против реакции. И недаром на неслужащих молодых дворян Фамусовы смотрели очень косо

(“А главное, поди-тка, послужи…”).

Мир Фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников – молчалиных.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии “Горе от ума”

Другие сочинения по теме:

  1. Характеристика образа Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума” Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством…
  2. Портретная характеристика основных образов комедии “Горе от ума” Величайшим достижением реализма А. С. Грибоедова является созданная им галерея образов: Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Софья и др. В образе…
  3. Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов писал : “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом,…
  4. Характеристика образа Простаковой в комедии “Недоросль” Утро в доме Простаковой. Всевластная госпожа рассматривает кафтан, сшитый крепостным Тришкой. И хотя кафтан сшит “изряднехонько”, капризной барыне трудно угодить….
  5. Главная тема комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов родился в 1794 году, знаменитая комедия написана в 1824 году, в начале XIX века. Автору было в…
  6. Значение комедии “Горе от ума”; Горе от ума Грибоедов А. С Значение комедии “Горе от ума” “Горе от ума” по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того…
  7. Преодоление канонов классицизма в комедии “Горе от ума”. Язык комедии Грибоедова Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии “Горе от ума”…
  8. Характеристика образа Захара Беркута. Цитатная характеристика. Дополнительный материал Максим: “Но мой отец умный селовек и радушно служит общине. Как он говорит на раде общественной, так не сумеет никто…
  9. Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Горе от ума Грибоедов А. С “Горе от ума” – первая русская политическая комедия, в которой автор вы пес па повестку дня самые актуальные проблемы современности….
  10. Образ русского народа в комедии “Горе от ума” Сохранившийся план трагедии показывает, что Грибоедов избрал самую трагическую тему своего времени – противоречие между могучими силами русского народа, отстоявшего…
  11. Фамусов и Скалозуб как представители “минувшего века” Фамусов – убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь “на поселенье” своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, “низкопоклонник,…
  12. Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Сочинения по литературе: Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” создавалась на…
  13. Портретная характеристика персонажей пьесы “Горе от ума” Людям свойственны не одни пороки и не одни добродетели, как это изображено драматургами XVIII в. Персонажи “Горя от ума” раскрываются…
  14. Драма Чадского в комедии “Горе от ума” Писатель не ограничивается показом нравов барского общества в комедии “Горе от ума”. В репликах Чацкого он подчеркивает национальные черты русского…
  15. Антикрепостническая идеология Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные…
  16. Конфликт комедии “Горе от ума” и ее композиция Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную…
  17. Смысл названия комедии “Горе от ума” Сочинения по литературе: Смысл названия комедии “Горе от ума”. Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А….
  18. Художественное новаторство Грибоедова в комедии “Горе от ума” Художественное новаторство Грибоедова проявилось в “Горе от ума” и в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям…
  19. Основной конфликт комедии “Горе от ума” конфликт просвещения и крепостничества Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общества, против сословных привилегий и крепостной…
  20. Мастерство автора комедии “Горе от ума” В “Горе от ума” ярко появились важнейшие особенности реалистического искусства: реализм не только освобождает индивидуальность автора от мертвящих правил, канонов…
Читайте также:  Иллюстрации к сказке "карась-идеалист" салтыкова-щедрина (картинки, рисунки)

Источник: https://ege-russian.ru/xarakteristika-obraza-polkovnika-skalozuba-v-komedii-gore-ot-uma/

Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии «Горе от ума»

 Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб — «И золотой мешок и метит в генералы». Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив.

Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни «философией» и идеалом «века минувшего», только в еще более грубой и откровенной форме.

Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Чацкий характеризует его так:

  • Хрипун, удавленник, фагот,
  • Созвездие маневров и мазурки!

По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что «о фрунте и рядах». Источник «военной мудрости» Скалозуба — это прусско-павловская школа в русской армии, столь ненавистная свободомыслящим офицерам того времени, воспитанным на заветах Суворова и Кутузова. В одной из ранних редакций комедии в разговоре с Репетиловым Скалозуб прямо заявляет:

  • Я школы Фр'идриха, в команде — гренадеры,
  • Фельдфебеля — мои Вольтеры.

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым.

Тогда «на каждом шагу встречались скалозубы не только в армии, но и в гвардии, для которых было непонятно, что из русского человека возможно выправить годного солдата, не изломав на его спине несколько возов палок»',— отмечает декабрист Якушкин.

Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания «Горя от ума» расстреляли из пушек декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Образ его имел большое политическое значение для разоблачения военно-крепостнической реакции того времени.

Совет

Характерно, что Скалозубу Грибоедов противопоставляет его двоюродного брата, представителя другой среды в русской армии, той вольнолюбивой части офицерства, из которой вышли многие декабристы-военные. После окончания войны 1812—1814 гг. двоюродный брат Скалозуба, подав в отставку, уехал в деревню «читать книги».

О правдивости этого образа свидетельствует декабрист П. Каховский. «У нас молодые люди при всех скудных средствах занимаются более, чем где-нибудь,— пишет он,— многие из них вышли в отставку и в укромных своих сельских домиках учатся и устраивают благоденствие и просвещение земледельцев, судьбою их попечению вверенных…

Сколько встретишь теперь семнадцатилетних молодых людей, о которых смело можно сказать, что они читали старые книги» . Уход в отставку многих передовых офицеров, отличившихся в войнах 1812—1814 гг.

, был связан также с усилением в армии аракчеевского режима — преследованием всякого свободомыслия, насаждением тупой военной муштры и холопского подчинения. Именно этим объясняет свою отставку в 1817 г. декабрист В. Раевский: «Влияние Аракчеева сделалось уже ощутимо. Служба стала тяжела и оскорбительна.

Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности. Многие офицеры вышли в отставку». Такова была одна из форм протеста против реакции. И недаром на неслужащих молодых дворян Фамусовы смотрели очень косо

  • («А главное, поди-тка, послужи…»).

Мир Фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников — молчалиных.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии «Горе от ума». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/xarakteristika-obraza-polkovnika-skalozuba-v-komedii-gore-ot-uma/

Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума» — сочинения для 9 класса

Комедия «Горе от ума», написанная А.С. Грибоедовым в 1824 году, обличает нравы дворян начала 19 века.

В пьесе представлена ситуация, когда после войны 1812 года, в переломное для России время, в дворянском обществе стали появляться люди с прогрессивными взглядами на устройство общества. Основная тема произведения – борьба «века минувшего» с «веком нынешним», старого с новым.

Лагерь «века минувшего» представлен в пьесе многим числом людей разных типов. Большое значение для понимания проблематики произведения имеет характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума».

Этот герой пользуется большим уважением среди фамусовского общества. С первых страниц книги мы узнаем, что Фамусов считает его самым желанным претендентом на руку его дочери Софьи.

В пьесе «Горе от ума» Скалозуб полностью соответствует идеалам московского дворянского общества: «И золотой мешок, и метит в генералы». Софья же, как здравомыслящая девушка, совсем не желает выходить замуж за Скалозуба.

Она считает его очень глупым: «Он слова умного не выговорит сроду, – мне все равно, что за него, что в воду».

Если Чацкий на роль мужа Софьи не подходит, ведь он «не служит, то есть в том он пользы не находит», то Скалозуб – полковник. Высокий чин – главное, что ценится в Москве. Образ этого героя – сатира на российскую армию аракчеевского периода, когда преследовалось любое свободомыслие, а требовалось бездумное подчинение.

Обратите внимание

В связи с этим многие молодые дворяне уходили в отставку. Тупая военная муштра царствовала тогда в армии. Вот почему в фамусовском обществе с такой опаской относятся к Чацкому, который «служить бы рад», а «прислуживаться» не желает, ведь это свидетельствует о его инакомыслии. Скалозуб же «с звездами и чинами», значит, с ним все в порядке.

В фамусовском обществе ему прощается даже грубость, что не прощается Чацкому.

Как типичный представитель «века минувшего» Скалозуб служит с целью обогащения, получения солидного веса в обществе, а не для того, чтобы заботиться о безопасности своей родины. В комедии «Горе от ума» армейский чин Скалозуба очень привлекает фамусовскую Москву. В связи с этим Чацкий дает меткую характеристику Скалозубу: «Созвездие маневров и мазурки».

Пути достижения высоких чинов и наград для таких людей, как Скалозуб, не имеют значения. Чаще всего повышения по службе в дворянской среде того времени добивались с помощью связей.

Характер Скалозуба помогает ему умело этими связями пользоваться: «… Чтоб чины добыть, есть многие каналы… Мне только бы досталось в генералы».

Даже свой орден Скалозуб получил не за боевые заслуги, а по случаю военных торжеств.

В комедии «Горе от ума» характеристика Скалозуба была бы неполной, если бы в произведении не возникло противопоставление этого героя с другими представителями военного класса – прогрессивно настроенными, уважающими человеческую личность дворянами.

Именно такие люди уходили в тот период в отставку. Таков двоюродный брат Скалозуба, который, несмотря на то, что «чин следовал ему», оставил военную службу и уехал жить в деревню, где «книги стал читать». Отказаться от очередного чина – немыслимо для Скалозуба.

Скалозуб говорит о брате с пренебрежением еще и потому, что он еще и противник учености и образованности.

Именно из уст этого героя на балу у Фамусова исходит информация о реформировании учебных заведений по казарменному типу: «Там будут лишь учить по-нашему: раз-два; а книги сохранят – так: для больших оказий».

Важно

Образ Скалозуба в комедии «Горе от ума» Грибоедова – это отнюдь не шарж на военного дворянина, а типичный образ солдафона аракчеевского периода русской армии.

Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума» Грибоедова | источник

А.С. Грибоедов Горе от ума

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/xarakteristika-skalozuba-v-komedii-gore-ot-uma-sochineniya-dlya-9-klassa.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector