Образ и характеристика карандышева в пьесе “бесприданница” островского: описание в цитатах

Сочинение на тему Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» – по русскому языку и литературе

В своей пьесе «Бесприданница» Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема «маленького человека».

И в пьесе «Бесприданница» она находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы. Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым.

Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: «Ну что такое Карандышев?» Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: «Ну что знакомство для меня?» Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны. Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: «Ведь он у нас чудак».

Обратите внимание

Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, «что простожалость было смотреть на Карандышева». Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем.

Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца. Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: «Мне тоже во фраке прикажете?». И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно.

Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени.

Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: «Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек». Но это ее «что-нибудь» говорит о совсем немногих ее достоинствах. Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств.

И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни.

Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания. Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов.

Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

Важно

Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять.

Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

Ведь теперь он «из ничего, да в люди попал», став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас «повеличаться». Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: «Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.

» И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он «соломинка, за которую хватается утопающий…» «Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен», умоляет он Ларису.

Карандышев» вероятно, понимает, что он и есть такая «соломинка». Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный.

Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она» любит его. Его мстительность и злоба видны уже в его словах: «Не обижайте! А меня обижать можно?» Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: «Жестоко, бесчеловечно жестоко». Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости.

Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток. Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием.

Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не, понимает, что его спаивают. Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. ‘Торжествующий» над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь.

Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно. Оборотсная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова.

Совет

Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться. В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: «Я смешной человек». Великая перемена в нем происходит. Он способе признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой.

В нем пробуждается человек. Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий её с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах.

Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису. Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его «вещью». И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А.Н. Островского жалок.

Но случайноли то, что слова о «вещи» писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не одарил ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше её в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет у драме другого, более «достойного» персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большое значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории «униженных и оскорбленных», о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток, озлоблен и решителен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису. Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

Сочинение на тему Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница»
Островский А. Н.
Стр. 1

Сочинение на тему Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница»
Островский А. Н.
Стр. 2

Сочинение на тему Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница»
Островский А. Н.
Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171obraz-yuliya-kapitonycha-karandysheva-v-pese-ostrovskogo-bespridannica187

Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый» (о пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского)

Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы — Ка­рандышев. Совсем, конечно, раз­ные люди — Паратов и Каранды­шев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться «бле­стящим барином» — таким же, как Паратов: «В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кин­жалов, пистолетов тульских навешал…» — и т. д.

Карандышев также стремится играть роль, но очень неудачно. Он все время пытается кому-то подражать (тому же Паратову, например), но выхо­дит у него нелепо, жалко, смешно. Воспользовавшись случаем, Карандышев стремится «отыграться» за все свои унижения. Ему хочется возвыситься в глазах окружающих и в своих собственных глазах тоже.

У Островского Карандышев — тоже новый харак­тер, созданный уже с учетом художественного опы­та Достоевского.

Женитьба на Ларисе для него — прекрасный спо­соб для самоутверждения. Не случайно он все время думает не о ней, а о себе: «…

Обратите внимание

три года я терпел унижения, — говорит Карандышев своей невесте, — три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, по­смеяться над ними!» Лариса просит его поскорее уехать из города.

Как бы не так! Ему очень хочется покрасоваться, всем возвестить о своей побед», о своем торжестве: «Теперь я хочу и вправе по­гордиться и повеличаться».

Однако в духе гуманистической традиции русской классической литературы Островский выделяет в ма­леньком чиновнике не только зависть и самолюбие, но и оскорбленное человеческое достоинство. В кон­це концов просыпается все же в нем самосознание, пусть униженного и оскорбленного, но человека.

Наступает страшный для Карандышева момент проз­рения: он, наконец, понял или хотя бы почув­ствовал истину, начинает осознавать и свою настоя­щую роль в том, что происходит вокруг него. Это роль шута.

И именно теперь-то, в момент этой ужасной катастрофы, Карандышев на мгновение эс­тетически возвышается, превращаясь из мелкого чи­новника, с присущим ему комплексом социальной наполненности, в человека, отстаивающего свое че­ловеческое достоинство. Страдания его очеловечи­вают, как это бывало и с некоторыми героями Достоевского.

И мы невольно начинаем сострадать Карандышеву, когда перед нами предстает человек, который наконец-то осмеливается взглянуть правде в глаза, осознать свое истинное положение в этом обществе и взывать о сочувствии:

«Я смешной человек… Я знаю сам, что я смеш­ной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?.. Но разломать грудь у смешного чело­века, вырвать сердце, бросить под ноги и растоп­тать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!»

Читайте также:  Фамусовская москва в комедии "горе от ума": образ москвы в пьесе (материалы для сочинения)

Карандышев многого все еще не понимает, но потрясение, испытанное им, не проходит для него даром. И в разговоре с Ларисой он оказывается способным на обобщения большой социальной силы. «Хороши ваши приятели! — говорит он.

— Какое ува­жение к вам! Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам распо­лагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь обижаться не может». Материал с сайта //iEssay.

ru

Но, поднявшись до осознания действительно тра­гического конфликта (человек — вещь), Карандышев не в состоянии все же выйти за пределы этой системы ценностей. Он возмущается не противо­естественностью превращения человека в предмет купли-продажи, а тем, что он сам выброшен из игры.

Важно

И в последний раз Карандышев пытается воспользоваться ситуацией, которая, казалось бы, сложилась благоприятно для него. Обращаясь к Ларисе, он «с жаром» кричит: «Я беру вас, я ваш хозяин!» Однако такой хозяин Ларисе не нужен. Если она вещь, то тогда ей остается одно утешение: быть дорогой, очень дорогой вещью.

Этого Каран­дышев стерпеть не может: «Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)» Так оправ­далось трагическое предчувствие Ларисы, о котором она еще во втором действии сказала матери и жениху: «Я вижу, что я для вас кукла: поиграете вы мной, изломаете и бросите».

На этой странице материал по темам:

  • цитаты карандышева в пьесе бесприданница
  • Личность Карандышева
  • образ карандышева с цитатами
  • борис и карандышев
  • образ карандышева в пьесе бесприданница

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/o/ostrovskij/stati/bespridannica/karandyshev-chelovek-samolyubivyj-zavistlivyj-o-pese-bespridannica-a.-n.-ostrovskogo

Паратов и Карандышев (по пьесе А. Островского «Бесприданница»)

Вцентре пьесы А. Н. Островского «Бесприданни­ца» интересный, многосложный характер и судьба главной героини Ларисы Огудаловой. Ее образ во мно­гом раскрывается во взаимоотношениях с Паратовым и Карандышевым.

Сергей Сергеевич Паратов, блестящий барин, осве­щающий своим приездом серую и будничную бряхимовскую жизнь, некогда отбил всех женихов Ларисы, два месяца ездив к Огудаловым. Паратов давно не по­являлся в городке.

Лариса все так же любит его, но в ее душе уже нет надежды. Она устала от жизни в «цы­ганском таборе».

Ее мать, ловкая, проворная, хитрая женщина, умеющая приспособиться к жизни, окру­жила Ларису толпой поклонников, которые счастли­вы проводить время в обществе Ларисы, умной, обра­зованной, талантливой.

Однако ни один из них не це­нит Ларису как человека, не готов жениться на ней, потому что она бесприданница. Сложившаяся ситуа­ция для героини унизительна, поэтому она клянется пойти за первого, кто предложит ей руку и сердце. Этим первым оказывается Карандышев, небогатый бряхимовский чиновник.

Паратов и Карандышев — абсолютно разные люди. Паратов живет с шиком, он по-мужски обаятелен, уважаем всеми. Карандышев беден. Но это не мешает ему искать общества самых именитых бряхимовских купцов, искать их расположения и дружбы, пытаться встать на одну ногу с тем же Паратовым.

При весьма скромных достоинствах у Карандышева большие ам­биции, он тщеславен и требует к себе повышенного внимания. Его поведение вызывает насмешку у та­ких, как Кнуров и Вожеватов. Они считают его жал­ким, никчемным человеком, неудачником и глупцом.

Совет

Лариса, дав Карандышеву согласие на брак, надеется только лишь избавиться от прошлого, уехать от ста­рой жизни подальше, забыть обо всем. Но Каранды­шев не слышит ее и даже не пытается услышать. Ему хочется блеснуть новым положением, блеснуть Лари­сой.

Он возгордился и не хочет замечать собственного ничтожества, которое он только подчеркивает своим поведением. Его выходки — всего лишь жалкая паро­дия на красивую жизнь.

В тот самый момент, когда Лариса понимает весь ужас своего положения, и появляется Сергей Сергеич. Его визит дарит героине надежду на лучшее, она еще не знает, что Паратов променял ее на «золотые прииски». Паратов в глазах Ларисы — идеал мужчи­ны. Она восторгается его благородством, щедростью, добротой.

Ослепленная любовью, Лариса не видит не­достатков Паратова, его истинного отношения к ней. Конечно, он умеет быть более обходительным, чем Ка­рандышев, умеет очаровать даму, любоваться не со­бою, как Юлий Капитоныч, а ею. Он умеет пустить пыль в глаза, поразить широтой своей натуры, поко­рить смелостью.

С таким, как он, Лариса готова идти хоть на край света, готова забыть саму себя, что она и делает, отправившись с ним кататься по Волге и пол­ностью ему доверившись.

Лариса прозревает слишком поздно. Паратов сове­тует ей не компрометировать себя, а отправиться к жениху. Сергей Сергеич совершенно спокойно гово­рит Ларисе о Карандышеве: «будет радехонек, если вы опять его приласкаете».

Вот в этом-то непонимании героини Паратов и близок Карандышеву. Он не хочет осознать, что Лариса, не умеющая притворять­ся, лгать, приспосабливаться, не сможет теперь вер­нуться к Карандышеву и смотреть ему в глаза, жить с ним.

Она любит всем сердцем, один раз, навеки, лю­бит страстно и глубоко. Для Паратова связь с Лари­сой — только лишь «угар страстного увлечения», бы­стро проходящий и не оставляющий следа, заменяе­мый «здравым рассудком».

«Золотые прииски» для его — цепи, а любовь Ларисы — временное удовольствие, не дающее героине право быть такой «требова­тельной» к нему.

Обратите внимание

Разговор с Паратовым рождает в голове у Ларисы мысли о самоубийстве. Но погибает она от руки Карандышева, ослепленного чувством собственника. «Я беру вас, я ваш хозяин»,— кричит он ей, не осозна­вая, что «слишком мелок, слишком ничтожен» для нее.

Жизнь героини заканчивается трагично. Она не понята ни Карандышевым, ни Паратовым.

Во многом эта вина ее самой, не захотевшей вовремя увидеть ис­тинное лицо Паратова, давшей согласие Карандыше­ву, изначально не подходящему ей.

Драма Ларисы и в том, что она живет в мире дельцов, где все продается и покупается, где таким, как она, уготовано слишком незначительное место и где она просто не могла быть счастлива.

Источник: https://5litra.ru/soch/207-paratov-i-karandyshev-po-pese-a-ostrovskogo-bespridannica.html

Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»)

    Драма «Бесприданница» стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта её сравнивают с «Грозой». Такое сопоставление даёт возможность ощутить новые грани дарования автора, развитие его художественного таланта.

Каждый персонаж «Бесприданницы» раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью.

    Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных сословий. Карандышев – небогатый чиновник, не имеющий возможности похвастать ни тугим кошельком, ни блестящей родословной. Паратов же – барин из судовладельцев.

Он – богатый человек, живущий ради наживы. Его главной целью является получение прибыли. Для этого Паратов продает свои баржи и готов продать всё, что угодно, вплоть до самого себя: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно.

А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

    Казалось бы, между этими персонажами конфликт предопределен уже изначально. И он в самом деле состоялся. В сцене знакомства Паратова и Карандышева впервые сталкиваются два, так не похожих друг на друга в социальном плане, характера. Но Островский вдруг выводит столкновение этих героев на уровень психологического конфликта.

    Паратов, узнав, что Лариса выходит замуж, приезжает к Огудаловым. У него одна цель – «поглядеть на нее», потому что ему стало «любопытно, очень любопытно». Участь Ларисы вряд ли по-настоящему волнует Паратова. Сергей Сергеич приехал посмотреть на того, кто претендует на его «собственность». Ведь Лариса для этого героя – лишь еще одно выгодное приобретение.

    Вообще, «базарная» тема, тема купли-продажи выходит в «Бесприданнице» на первый план. Купцы в пьесе совсем не похожи на тех, с которыми читатель познакомился в «Грозе». В них нет и следа той патриархальной дикости, домостроевской заскорузлости. Это дельцы нового времени, герои «бюджета», приобретшие внешний лоск просвещенности.

Важно

Владельцы торговых фирм, а не лавок, они носят дорогие европейские костюмы, живут уже не байками Феклуши, а последними новостями парижских газет. Психологию этих «новых» героев определяет бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек.

Паратов, хоть и не купец, а блестящий барин, в своих нравственных понятиях такой же делец новой формации, как Кнуров и Вожеватов. «Купить можно всё и вся!» – вот основной постулат в жизни этих персонажей. Исходя из этого, люди для них являются также лишь товаром.

Вожеватов вообще бесстыдно заявляет, что такой «товар», как Лариса, ему не по зубам.

    Отношение к Ларисе как к товару определяет все поведение Паратова в сцене его знакомства с Карандышевым. Естественно, с его стороны не может быть и речи об уважении к выбору Огудаловой или хотя бы о рамках приличия. Весь эпизод напоминает собой сцену торга.

С первой же фразы Сергей Сергеич выясняет условия сделки и спрашивает у Карандышева: «Вы не ревнивы?» Главное желание Паратова в сцене – унизить противника, чтобы сбить цену.

Поэтому, когда Карандышев пытается записать себя и Паратова в один лагерь: «…мы считаем их…мы, то есть образованные люди…» – Сергей Сергеич указывает на то, что они люди разного полета. Паратов ведет себя как абсолютный хозяин не только положения, но и всех людей, находящихся рядом.

В роли властителя он позволяет себе играть ими: «…ваш жених цел останется; я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться начнут».

    Карандышева принуждают извиниться, но он этого не делает. За него извиняется мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова. Но Юлий Капитоныч как будто не чувствует себя обиженным или оскорбленным. Он, как собака, готов вилять хвостом перед Паратовым. И вместо того, чтобы вступиться за честь свою и своей невесты, он в самой подобострастной манере просит Паратова «откушать» у него сегодня.

Совет

    Карандышев – своеобразная карикатура на Паратова. Сергей Сергеич называет Карандышева «гусем лапчатым»: «Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал». Он не считает Юлия Капитоныча за человека, презирает его за низость, подхалимство и продажность. Но и Сергей Сергеич ничем не отличается от Карандышева: он сам собрался продать себя за золотые прииски. 

    Средством психологических характеристик в эпизоде, да и во всей пьесе, оказываются поступки героев и их бытовой диалог. Внутреннего развития героев не происходит, ни один из персонажей не изменяется в процессе драматического действия. По мере развития пьесы образы постепенно раскрываются перед читателями.

    Знакомство Карандышева с Паратовым в некоторой степени приближает трагический финал пьесы. В торге за Ларису Паратов – самый жестокий и бесчестный участник.

Ничто не может остановить его на пути к достижению желаемого, поэтому Карандышеву с ним не справиться. И Юлий Капитоныч не может этого не понимать. В борьбе с более сильным противником у него нет никаких преимуществ.

Поэтому Юлий Капитоныч выбирает самый страшный путь – он уничтожает предмет спора, Ларису Огудалову.

Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/ostrovskij-a-n/bespridannitsa/5366-znakomstvo-paratova-i-karandysheva-analiz-stseny-iz-2-dejstviya-pesy-a-n-ostrovskogo-bespridannitsa

Готовые школьные сочинения

июля
03 2014

Паратов и Карандышев (по драме А. Н. Островского «Бесприданница»)

Действие драмы А. Н.Островского «Бесприданница» происходит в 70-е годы XIX века в большом городе Бря-химове, на Волге.

Писатель показывает, как в дворянс-ко-купеческой среде разыгрывается трагедия молодой девушки, живущей по законам «горячего сердца». Лари­са Огудалова красива, талантлива, ее окружает множе­ство поклонников.

Каждый из них играет определенную роль в ее судьбе. И Кнуров, и Вожеватов имеют отноше­ние к гибели Ларисы.

Обратите внимание

Однако Паратов и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропас­ти. Паратов жестоко обманывает девушку, использует ее доверчивость и самозабвенную любовь, а Каранды­шев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, уби­вает ее.

На первый взгляд, эти герои — антиподы. Паратов — красив, богат, «блестящий барин из судохозяев», а Ка­рандышев — мелкий небогатый чиновник с неинтерес­ной внешностью. Паратов всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя вни­мание.

Читайте также:  Капитан тимохин в романе "война и мир": образ и характеристика, рота тимохина, подвиг тимохина

Приезд Сергея Сергеевича в Бряхимов сопро­вождается радостной суетой.

Горожане, зная натуру ба­рина, умеющего широко и весело проводить время, ожидают щедрой награды и настоящего праздника. Па­ратов легко находит общий язык с людьми, вызывает у них восхищение. Харита Игнатьевна, например, так отзывается о Паратове: «Молодец мужчина…

Экой со­кол! Глядеть на тебя да радоваться». Лариса глубоко и сильно полюбит Паратова, смелого и страстного по­клонника. Карандышева, наоборот, девушка, сочинение с оллсоч © 2005 даже согла­сившись стать его женой, почти презирает. Он для нее соломинка, «за которую хватается утопающий». Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно.

«Че­ловек самолюбивый, завистливый», — замечает Вожева­тов. «Ну что такое Карандышев!» — с презрением и не­доумением говорит Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека.

Окружающим неприят­ны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то пи стало оказаться в избран­ном обществе. Карандышев и Паратов — соперники.

Это определя­ет их неприязнь друг к другу.

Паратов резко-пренебре­жительно отзывается о Юлии Капитоныче: «А еще раз­говаривает, гусь лапчатый». Карандышев, в свою оче­редь, называет Сергея Сергеевича развратным челове­ком, промотавшимся кутилой. Между героями существу­ет социальная пропасть. Карандышев — «маленький че­ловек», а Паратов — «хозяин жизни».

У него есть прави­ло — «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». И это не пустой звук, а одно из главных качеств Паратова, которое можно определить, как барство. Однако при глубоком анализе характеров и поступ­ков Паратова и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего.

И тот, и другой крайне са­молюбивы и тщеславны, любят произвести впечатле­ние, добиваются поставленной цели любыми средства­ми. Обоим Лариса нужна для самоутверждения. Она для Них — игрушка. Паратов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл…

» Вернувшись в Бряхимов, Сергей Сер­геевич хочет унизить в глазах Ларисы ее жениха, жес­токо проучить Карандышева за то, что тот перед ним «топорщится».

Важно

Он вступает в спор с Карандышевым, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии О гуд ал о-вых, насколько ничтожен, мелок, смешон жених Лари­сы в сравнении с ним, блестящим барином.

Приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Паратов хладнок­ровно приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него поездка — веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы — надежда на счастливый брак с любимым человеком.

Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претендентов на ее руку, и тоже добился своего: стал женихом девушки. Но у него никак не складываются отношения с невестой. Он постоянно проявляет боль­ное самолюбие, торопится самовозвыситься. Ему не тер­пится испытать торжество победителя, и на Ларису после ее согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность.

Званый обед задуман Каран­дышевым не только для собственного самоутверждения, но и как своеобразный акт мести: «Лариса Дмитриев­на, три года я терпел унижения, три года я сносил на­смешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними».

И Карандышеву, и Паратову Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушива­ются к ее словам, не хотят понять, что с ней происхо­дит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы.

За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю…

» Паратов в сцене встречи с Ларисой надевает на себя маску разочаровавшегося в женщинах и оскорбленно­го мужчины. На доверчивую девушку он действует красноречием.

Постепенно Паратов усиливает натиск, изоб­ражая боль от «поступка» Ларисы как свидетельства женского непостоянства, разыгрывает разочарованно­го героя.

Девушка поставлена в такое положение, когда нужно оправдываться, доказывать свою невиновность. Паратов слышит от нее признание в любви и торжеству­ет победу.

Совет

Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истин­ной чуткости и способности бескорыстно любить.

Они считают, что в мире, где все строится на расчете, мож­но купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеали­зировала и Паратова, и Карандышева.

Карандышева воспринимала как человека с доброй душой, бедного и непонятого окружающими, она искренне хотела его полюбить.

Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала сто благородным и надежным, мечтала со­единить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка по­няла, что в мире наживы и корысти нет места для любви. Карандышев и Паратов в своей борьбе за Ларису проявили свои самые отталкивающие качества харак­тера — тщеславие, расчет и бессердечность. Оба героя вызывают осуждение.

Их чувства к прекрасной девуш­ке — пародия па любовь.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Паратов и Карандышев (по драме А. Н. Островского «Бесприданница») . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/paratov-i-karandyshev-po-drame-a-n-ostrovskogo-bespridannica/

7. Любовно-бытовая коллизия драмы «Бесприданница». Лирическое и трагедийное в пьесе. Психологическое мастерство Островского. Образ Ларисы. Паратов и Карандышев

Драма «Бесприданница» была написана в
конце 70-х годов XIX в., в период перехода
России на более прогрессивный, новый
этап развития, сопряженный с образованием
нового класса — класса предпринимателей
и, как следствие, ознаменовавшийся
возникновением социальных конфликтов,
обусловленных разделением общества и
неприятием нового класса приверженцами
старого строя.

Противостояние людей нового типа, таких,
как Паратов, прожигающих жизнь, не
задумывающихся о нравственных проблемах
и высоких материях, оценивающих всех и
вся с высоты своего социального положения,
с точки зрения меркантильного интереса,
с точки зрения денег, и тех, кто стоит
на социальной лестнице ступенью ниже,
тех, кто принадлежит к тому же сословию,
что и Карандышев, Лариса, Огудалова.

Ярким выражением этого общественного
противостояния в драме является любовный
конфликт: с одной стороны, это — Лариса,
восторженная, романтическая натура; с
другой — Паратов, личность, неспособная
испытывать трагически-сильные чувства,
присущие лишь духовно богатым натурам.

Лариса стремится пережить всю бурю
ощущений, не страшась последствий. Ее
любовь уникальна. Раз возникнув, это
чувство уже не исчезает; предназначенное
для одного-единствённого человека, это
сердце не может быть отдано другому.

Поэтому-то обвинения Паратова в
неверности, в поверхностности чувств,
в непостоянстве — эти обвинения непонятны
героине; они скорее относятся к самому
обвинителю.

Лариса верна своему чувству; для нее не
существует унижения, если речь идет о
любви: она готова у всех на глазах бежать
вслед Паратову, цинично бросившему ее,
и без промедления прощать при следующей
встрече.

Представленный Островским любовный
конфликт постепенно переходит на более
глубокий нравственный уровень. Это уже
не противостояние двух сословий, не
любовь, ограниченная общественными
рамками. На этом философско-духовном
плане образ Ларисы противопоставлен
не только миру паратовых и кнуровых, но
и образу Карандышева и Огудаловой.

Обратите внимание

Лариса, открытая, презирающая лицемерие
девушка противостоит своей матери,
стремящейся, пожалуй, как и Паратов, к
материальным благам, способной врать,
изворачиваться и пресмыкаться перед
всеми, кто выше ее в социальном плане;
согласной жертвовать не только собственной
честью, но и честью дочери ради выгоды.

Героиня драмы противопоставлена и
Карандышеву, на первый взгляд тихому и
любящему Ларису человеку, но на самом
деле стремящемуся пробиться в общество
богатых купцов и предпринимателей,
использующему ее лишь в качестве мостика,
который поможет ему, Карандышеву,
перебраться через пропасть, разделяющую
его и Паратова.

Карандышев стремится попасть в тот мир,
где правят деньги, где девальвируются
понятия чести и благородства, где главный
девиз — это: «Всякому товару цена есть»
— и где товаром может быть живой человек,
где образованная, превосходящая в
духовном развитии и Вожеватова, и
Кнурова, и Паратова девушка становится
предметом игры в орлянку.

Этот мир
глубоко погряз в грубости, лжи и лицемерии.
Недаром Островский использует систему
говорящих фамилий в драме: так, Паратов
означает — быстрый, ловкий; Кнуров —
«хряк» и т. д. И этому миру животных, а
не людей противостоит Лариса, чье имя
означает «чайка».

И эта чайка, хрупкая,
нежная птица, в течение всей пьесы
стремится вырваться из плена, и в финале
она вырывается, она обретает свободу.

В драме «Бесприданница» Островский
поднимает извечные вопросы моральной
и нравственной культуры, вопросы,
волнующие людей во все времена, во все
времена существования и борьбы светлых,
возвышенных, ярких личностей и темных,
погрязших в обмане душ.

Бесприданница – драма буржуазной эпохи,
и это обстоятельство решающим образом
влияет на ее проблематику и жанр. Здесь
уже нет абсолютного противостояния
героини и среды. Лариса здесь лишена
цельности. Ее человеческая талантливость,
стихийное стремление к нравственной
чистоте, правдивость – все, что идет от
е богато одаренной натуры, высоко
поднимает героиню над окружающими.

Но сама житейская драма Ларисы –
результат того, что буржуазные
представления о жизни имеют над ней
власть, влияют на ее понимание людей.

Важно

Между тем мотив торговли, проходящий
через всю пьесу и концентрирующийся в
главном сюжетном событии – торге за
Ларису, охватывает всех героев – мужчин,
среди которых Лариса должна сделать
свой жизненный выбор.

В Ларисе нет той цельности и внутренней
силы, какая чувствовалась в Катерине
Кабановой. Душа ее мечется между мечтой
о чистой любви, о благородном женихе,
между стремлением любить людей, жить
по законам чести, по нормам морали,
принятой в дворянской среде, и способностью
к нравственному компромиссу.

В слабости
героини отражены черты времени,
практичного и жестокого.

В сцене, когда Лариса посылает за
Кнуровым, Островский поднялся на такую
высоту в передаче психологического
состояния героини, на какую поднимались только величайшие художники.

Эта сцена
требует от актрисы чуткого отношения
к слову, мастерства и таланта.

Одиночество Ларисы драматург подчеркивает
неожиданным приемом: героиня умирает
под громкий хор цыган. Перед смертью
она воспринимает выстрел Карандышева,
как благо. Под звуки цыганской песни
Лариса говорит о любви к людям и посылает
прощальный поцелуй. В начале пьесы дом
Огудаловых сравнивают с табором,
завершается песня таборной песней.

Соединились начала и концы, причины и
следствия. Заключительные слова Ларисы
оказывают сильное нравственное
воздействие на читателя и зрителя: ее
смерть не случайность, а неизбежная
гибель из-за несоответствия этой женщины
практичному и жестокому миру.

Девушка в русском обществе не личность,
а только невеста (об этом писал еще В.Г.

Белинский), а значит, ее цель— заманивание
потенциальных женихов. На этом настаивает
мать Ларисы, вопреки протестам дочери.
Поэтому согласие Ларисы на брак с
Карандышевым — вынужденное, он просто
вовремя подвернулся. Лариса мечтает об
отъезде в деревню, о тихой скромной
семейной жизни.

Но Карандышев так горд
своей победой, так хочет «погордиться
и повеличаться», что совершенно равнодушен
к чувствам девушки. Он, конечно, не тот
человек, который мог бы дать Ларисе
счастье, — он слишком тщеславен и
себялюбив.

Тема торга, власти денег
красной нитью проходит в пьесе, еще
более явно подчеркивая иллюзорность
надежд Ларисы на счастье. Репутация ее
как порядочной девушки будет погублена
безвозвратно, да и о свадьбе с Карандышевым
можно забыть.

Совет

Но она так любит Паратова
и так ему верит! Тем страшнее потом будет
ее прозрение, трагический нравственный
выбор, который встанет перед девушкой:
вернуться к ничтожному Карандышеву или
стать дорогой содержанкой богатого
купца. «На меня смотрели и смотрят, как
на забаву.

Никогда никто не постарался
заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не
видела сочувствия, не слыхала теплого
сердечного слова…» — осознает обманутая
девушка. Она умирает, прощая всех людей
и никого не обвиняя. Ее трагедия — это
трагедия чистой бескорыстной души,
верящей в добро и любовь и осознавшей,
как жесток на самом деле этот мир и как
она обманывалась.

 Основной конфликт произведения по
своему построению во многом отличается
от предыдущей пьесы. В отличие от
Катерины, о бедности которой не было и
речи, судьба Ларисы полностью
предопределяется ее жалким положением
в обществе. И морально извращенное
общество оставляет свой след на образе
самой героини.

Читайте также:  Сравнительная характеристика павла петровича кирсанова и базарова в романе "отцы и дети" (таблица)

В ней чувствуется ранняя
усталость от жизни, внутренняя
опустошенность, разочарованность. В ее
душе происходит постепенное крушение
надежд, крушение веры в любовь, дружбу,
семью. В конечном итоге, она сама осознает
себя вещью, и выстрел Карандышева
принимает как избавление от ожидавшего
ее неминуемого позора.

Как и в «Грозе», в «Бесприданнице»
действие происходит на улице, на берегу
Волги.

Это усиливает значение конфликта,
помогает воспринимать трагическую
участь героини на фоне русской природы,
символизирующей устремленность к иной,
светлой, свободной жизни. Однако здесь
уже нет народных песен, создающих
основной фон «Грозы».

Их заменяет романс,
цыганский хор, который звучит даже в
момент трагической развязки, что само
по себе очень символично и усиливает
общий эмоциональный накал действия.

В центре пьесы А. Н. Островского
«Бесприданни­ца» интересный,
многосложный характер и судьба главной
героини Ларисы Огудаловой. Ее образ во
мно­гом раскрывается во взаимоотношениях
с Паратовым и Карандышевым.

Сергей Сергеевич Паратов, блестящий
барин, осве­щающий своим приездом
серую и будничную бряхимовскую жизнь,
некогда отбил всех женихов Ларисы, два
месяца ездив к Огудаловым. Паратов давно
не по­являлся в городке.

Обратите внимание

Лариса все
так же любит его, но в ее душе уже нет
надежды. Она устала от жизни в «цы­ганском
таборе».

Ее мать, ловкая, проворная,
хитрая женщина, умеющая приспособиться
к жизни, окру­жила Ларису толпой
поклонников, которые счастли­вы
проводить время в обществе Ларисы,
умной, обра­зованной, талантливой.

Однако ни один из них не це­нит Ларису
как человека, не готов жениться на ней,
потому что она бесприданница. Сложившаяся
ситуа­ция для героини унизительна,
поэтому она клянется пойти за первого,
кто предложит ей руку и сердце. Этим
первым оказывается Карандышев, небогатый
бряхимовский чиновник.

Паратов и Карандышев — абсолютно разные
люди. Паратов живет с шиком, он по-мужски
обаятелен, уважаем всеми. Карандышев
беден. Но это не мешает ему искать
общества самых именитых бряхимовских
купцов, искать их расположения и дружбы,
пытаться встать на одну ногу с тем
же Паратовым.

При весьма скромных
достоинствах у Карандышева большие
ам­биции, он тщеславен и требует к
себе повышенного внимания. Его поведение
вызывает насмешку у та­ких, как Кнуров
и Вожеватов. Они считают его жал­ким,
никчемным человеком, неудачником и
глупцом.

Лариса, дав Карандышеву согласие
на брак, надеется только лишь избавиться
от прошлого, уехать от ста­рой жизни
подальше, забыть обо всем. Но Каранды­шев
не слышит ее и даже не пытается услышать.
Ему хочется блеснуть новым положением,
блеснуть Лари­сой.

Он возгордился и
не хочет замечать собственного
ничтожества, которое он только подчеркивает
своим поведением. Его выходки — всего
лишь жалкая паро­дия на красивую
жизнь.

В тот самый момент, когда Лариса понимает
весь ужас своего положения, и появляется
Сергей Сергеич. Его визит дарит героине
надежду на лучшее, она еще не знает, что
Паратов променял ее на «золотые прииски».
Паратов в глазах Ларисы — идеал мужчи­ны.
Она восторгается его благородством,
щедростью, добротой.

Важно

Ослепленная любовью,
Лариса не видит не­достатков Паратова,
его истинного отношения к ней. Конечно,
он умеет быть более обходительным, чем
Ка­рандышев, умеет очаровать даму,
любоваться не со­бою, как Юлий Капитоныч,
а ею. Он умеет пустить пыль в глаза,
поразить широтой своей натуры, поко­рить
смелостью.

С таким, как он, Лариса готова
идти хоть на край света, готова забыть
саму себя, что она и делает, отправившись
с ним кататься по Волге и пол­ностью
ему доверившись.

Лариса прозревает слишком поздно.
Паратов сове­тует ей не компрометировать
себя, а отправиться к жениху. Сергей
Сергеич совершенно спокойно гово­рит
Ларисе о Карандышеве: «будет радехонек,
если вы опять его приласкаете».

Вот в
этом-то непонимании героини Паратов и
близок Карандышеву. Он не хочет осознать,
что Лариса, не умеющая притворять­ся,
лгать, приспосабливаться, не сможет
теперь вер­нуться к Карандышеву и
смотреть ему в глаза, жить с ним.

Она
любит всем сердцем, один раз, навеки,
лю­бит страстно и глубоко. Для Паратова
связь с Лари­сой — только лишь «угар
страстного увлечения», бы­стро
проходящий и не оставляющий следа,
заменяе­мый «здравым рассудком».

«Золотые прииски» для его — цепи, а
любовь Ларисы — временное удовольствие,
не дающее героине право быть такой
«требова­тельной» к нему.

Разговор с Паратовым рождает в голове
у Ларисы мысли о самоубийстве. Но погибает
она от руки Карандышева, ослепленного
чувством собственника. «Я беру вас, я
ваш хозяин»,— кричит он ей, не осозна­вая,
что «слишком мелок, слишком ничтожен»
для нее.

Жизнь героини заканчивается трагично.
Она не понята ни Карандышевым, ни
Паратовым.

Во многом эта вина ее самой,
не захотевшей вовремя увидеть ис­тинное
лицо Паратова, давшей согласие
Карандыше­ву, изначально не подходящему
ей.

Совет

Драма Ларисы и в том, что она живет
в мире дельцов, где все продается и
покупается, где таким, как она, уготовано
слишком незначительное место и где она
просто не могла быть счастлива.

“Бесприданница” великого русского
драматурга А, Н. Островского — это драма
о катастрофе личности в бесчеловечном
мире. Это пьеса о трагедии обычной
бесприданницы с горячим сердцем.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4582966/page:5/

Паратов и Карандышев (По драме Островского «Бесприданница»)

Юлий Капитоныч ушел служить и живет на жалованье. Он сохранил свое скромное «именьишко» и где-то там «в захолустье» собирается баллотироваться в мировые судьи. Его материальное положение более чем скромно, и попытки отделать квартиру для молодой жены или дать званый обед лучшим людям города смешны и претенциозны.

Гости с насмешкой говорят о том, что впервые их пригласили обедать, «а есть нечего». Не то Сергей Сергеич Паратов. Он живет «с шиком», не считая, тратит деньги и постепенно разоряется. Сначала уехал из города в связи с тем, что его имение управляющие «довели было до аукционной продажи», затем продает пароход «Ласточку», баржи.

Но и в будущем его не ожидает безденежье — он нашел невесту, за которой в приданое даются золотые прииски. Расчетливый делец, он так и признается в этом Кнурову: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Харите Игнатьевне о предстоящей женитьбе сообщает, что хочет «продать свою волюшку», которую ценит в полмиллиона.

Тратить деньги он умеет как никто в городе: цыгане, кутежи, «четыре иноходца в ряд» для выезда. Но главное не в этом.

Паратов и Карандышев — соперники в любви, причем если Паратова Лариса любила и продолжает любить, то за Карандышева она согласилась выйти замуж. Почему согласилась? От отчаяния, от позора после громкого скандала в городе с арестом одного из «женихов».

Сергей Сергеич оскорбил ее, не написав ни строчки, после того как за несколько месяцев «женихов всех отбил» да и исчез неизвестно куда.

Обратите внимание

Карандышев оказался «первым встречным», кто посватался к Ларисе после всей этой истории. Однако оба они не понимают и не хотят понимать страдающей души Ларисы, оба недостойны незаурядной девушки, способной на глубокое, искреннее чувство. Карандышев упоен своим тщеславием, желанием доказать всем, что выбор Ларисы не случаен, что она оценила его по достоинству и предпочла всем другим.

Он бестактно упрекает Ларису «цыганским табором» в ее доме, допрашивает ее, чем он хуже Паратова, напоминает ей о том, как нехорошо поступил Паратов. Для Ларисы не может быть никакого сравнения — она убеждена, что Сергей Сергеич — «идеал мужчины», ослеплена его блестящими манерами, дерзкой смелостью. «Сердца нет, оттого он так и смел», — замечает Карандышев, и он не так уж не прав.

Узнав о предстоящем замужестве Ларисы, он ломает комедию, обвиняя всех женщин в коварстве и добиваясь от нее признания в прежних чувствах. Он намеренно унижает Карандышева, выставляя его шутом в глазах Ларисы.

Подав ей надежду на взаимное счастье, он добивается того, что она согласна бросить жениха и уехать с холостой компанией на пикник за Волгу. Ему важно почувствовать власть над сердцем девушки, беззаветно ему доверяющей.

И лишь когда они вернулись из-за Волги, он высокопарно говорит Ларисе, что ее надежды были напрасны — он скован «золотыми цепями» на всю жизнь.

Только теперь осознает Лариса его предательство и подлинное его лицо — расчетливого бездушного эгоиста. Не с лучшей стороны проявляет себя и Карандышев.

Он оскорблен в лучших чувствах, он готов мстить за оскорбление Ларисы, но больше всего его заботит не ее душевное состояние, а собственная ревность и чувство обманутого собственника: «она сама виновата», «сама имела время заметить разницу между мной и ими».

И хотя он уверяет Ларису в своей любви, она не верит ему: «Я любви искала и не нашла». Выстрел Карандышева продиктован мелочным самолюбием: «Так не доставайся же ты никому!»

Важно

Оба героя сыграли роковую роль в судьбе Ларисы Огудаловой. Ни один из них не нашел в себе сил и желания понять девушку, оценить по достоинству ее внутренний мир, предотвратить трагедию обманутой души.

Несмотря на различный образ жизни и занимаемое место в обществе, оба героя недостойны Ларисы: один виновен в ее гибели нравственной, другой — в гибели физической, и оба не сумели и не захотели помочь бедной девушке в этом жестоком мире.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/paratov-i-karandyshev-po-drame-ostrovskogo-bespridannica.html

Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского “Бесприданница”

Островский написал замечательную пьесу “Бесприданница”. В ней описывается жизнь одной прекрасной, юной и красивой девушки – Ларисы Дмитриевны Огудаловой, которая оказалась жертвой неудачных обстоятельств.

“Бесприданница” схожа по смыслу с драмой “Гроза”. В этих пьесах, более того главные героини похожи характером и пьесы заканчиваются одинаково трагично. И нам, безусловно, очень жалостно обеих героинь. Если Катерина погибает от любви (с любовью в сердце), то Лариса, наоборот, умирает без любви в сердце, так и не найдя настоящей взаимной любви.

Если мы возьмёмся описать, в чём же трагедия Ларисы, то мы сможем увидеть, как глубока это “кроличья нора”.

У Ларисы не было ни какого приданного, а таких, в то час, называли бесприданницами.

Бесприданницам было крайне сложно вылезти за муж. Не один мужчина не хотел, что бы девица жила только за его счёт.

Поэтому пожениться на ней могли только очень богатые или люди, оказавшиеся в ситуации, подобной Ларисиной.

Её мать – Харита Игнатьевна, была не очень бедной, но и не очень богатой. Эта семья, была семьёй “среднего класса”, поэтому Харита Игнатьевна не хотела выдавать свою дочка за мужчину “класса” ниже своего, а это грозило остаться дочери в старых девах.

Из всех знакомых мужчин, Ларисе больше всего нравился Сергей Сергеич Паратов, который, в свою очередь, был блестящим барином, да и финансы у него водились большие. Но Лариса опоздала – он успел пожениться на другой. Сергей Сергеич Паратов был очень хитрым и гнусным типом. Он не тот, кто должен быть рядом с Ларисой.

Совет

Был у неё ещё один поклонник, один, кто предложил ей руку и сердце – Юлий Капитоныч Карандышев. Но он был неблизко не идеален. Мать была не очень им довольна из-за того, что у него тоже нет приданного, да и богатым он тоже не был.

Сама же Лариса, прекрасно понимала, что это он ей делает такое одолжение.

Карандышев это и не скрывает: ” … Только венчаться непременно в этом месте, чтобы не сказали, что мы прячемся, потому что я не молодой вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий”.

Рекомендуем почитать ►

Образ капиталиста в комедии Карпенко-Карого «Хозяин»

Здесь, безусловно, произошла трагедия, разрушение человеческой жизни. Бедная Лариса оказалась слабее той ситуации, которая сложилась около неё. Она не смогла противостоять обстановки, царящей около неё.

Нам жаль, что всё так случилась. Что Лариса так и не смогла найти счастья. Но это жизнь, в этом месте нет правых и виноватых.

Источник: https://www.getsoch.net/xarakteristika-obraza-larisy-po-pese-ostrovskogo-quot-bespridannica-quot/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]