Дворянство и светское общество в романе “евгений онегин”: образ и характеристика

Столичное и поместное дворянство в романе Евгений Онегин

Дворянство и светское общество в романе

В данном романе автор открыто и без прикрас показывает обе стороны дворянства. Все старой закалки представители высшего света, выдержанные, благородные, имеют острый пытливый ум. Для них нет ярких эмоций и пошлости, если аристократ и чувствуют презрение или удивление, он этого не показывает, разговоры ведутся на высоко духовные тематики.

Поместное дворянство это часть людей, которые относятся к дворянскому роду, но не имеют должного образования, их манеры не излучают изысканности. Все поступки лицемерны, направлены на удовлетворение своих низменных потребностей. Обучение такие сливки общества зачастую получают дома.

Соответственно, все науки изучены поверхностно, нужных знаний не получено, поэтому и разговоры у таких дворян пустые, жеманные с излишней высокомерностью, которую они оправдывают своим отношением к знати.

В данном произведении поместное дворянство выражено в семье Лариных и их соседях, Онегин не ходил к ним в гости, чтобы постоянно не слышать, рассказов о крестьянах, о том, как засолить грибы или правильно кормить свиней.

Мать Татьяны была со знатной семьи, когда она вышла замуж и приехала жить в деревню, сначала долго сопротивлялась обстоятельствам, носила красивые наряды, говорила на французском языке. Но вскоре эта жизнь ее сломала, она привыкла к обществу крестьян, стала управлять хозяйством.

Пример того что Татьяна тоже сблизилась с крестьянами, она может умыться снегом, дружит со своей няней, уклад жизни приносит свои коррективы даже в самые изысканные и высоко духовные натуры. Онегин, чтобы выйти на обед переодевается, приводит себя в порядок, Ларины же могут садиться за стол в халатах, чепце и повседневной одежде.

Обратите внимание

Многие привычки поместного дворянства, это пережитки прошлого, но с другой стороны, это сохранение традиций наших предков. Сам Онегин представитель столичной аристократии, образован, культурен, но все свое время проводит на балах ресторанах. Много времени проводит в своем кабинете, где ухаживает за собой, то читает книги. Вот поэтому, это однообразие его ввело в депрессию, ему все надоело.

Сам он очень умен, ум всесторонне развит, взгляды на жизнь у него прогрессивные, он понимает и воспринимает все прекрасное в этом мире. А весь остальной круг аристократов, пуст, лицемерен, эгоистичен. Их видимая занятость и деятельность, на самом деле ничего не производит и не приносит никакой пользы. Только бесконечная трата времени, огромных сумм денег на балы и развлечения.

Онегин не находит себе места в столичных аристократических кругах, ему там скучно и не интересно. В то же время Татьяна в своем поместье в кругу то крестьян, то собравшихся в очередной день поужинать у соседей и поговорить о том, как прошел день.

Чтобы уйти от этого не приносящего удовлетворения общества, Онегин приехал в деревню, Татьяна стала читать романы. Татьяна развита духовно, она любит природу, воспитанная, умная и тонкая личность. Вскоре эта героиня станет настоящей светской дамой с необходимым уровнем образования. При этом она простая и искренняя, эти лучшие черты русского характера, автор дал нашей героине.

На примере двух частей аристократии автор показывает читателю, каким на самом деле является высшее общество. В основном это лицемерие, жеманство, умение язвить и насмехаться над другими, постоянные интриги, развлечения и балы.

Просто же живущие в глубинке дворяне невоспитанные, имеют привычки крестьян, но сохранили обычаи предков. В итоге в каждом из данных обществ есть, что-то положительное и отрицательное, это две неразделимые части общества.

Сочинение Столичное и поместное дворянство

Одной из главных сюжетных линией романа является описание русского дворянства. В произведении «Евгений Онегин» во всех подробностях описывается быт и нравы общества.

Читая ты, будто оказываешься в том времени. Светскую и деревенскую жизнь А.С.Пушкин описывал на собственном опыте.

Отношение автора неоднозначно к разным слоям общества, он высмеивает светское общество, и с симпатией пишет о поместном дворянстве

Важно

Столичное дворянство выражается в распорядке дня Онегина – утро начинается после полудня, небольшая прогулка до ресторана, после обеда поход в театр, а в ночь главное торжество бал. А утром когда просыпается рабочий Петербург, дворяне уезжают с бала. Столичное дворянство можно описать, как суетливое, праздное, а основной их чертой является скука.

В их жизни есть только балы, сплетни, каждый боится мнения окружающих. Они все гонятся за модой, чтоб наряд был лучше, чем у другого. Люди из высшего общества эгоистичны и равнодушны, они искусственные, на людях все мило улыбаются, а за спиной зло судачат. Знания и чувства поверхностные, в таком обществе никогда не смогла бы вырасти такая, как Татьяна Ларина.

В этом обществе жизнь наполнена постоянными балами, карточными играми, интригами. Идут года, люди стареют, а жизнь их не изменяется

Провинциальное дворянство это дань старине, здесь правит патриархат и семейные ценности. В деревне жизнь медленная, все идет своим чередом, ничего значительно не изменяется.

Люди невежественные и не очень умные, основные темы для разговоров это сенокос и псарни, если и случается что-то неординарное, это будут обсуждать очень долго. Сплетни здесь ходят как будто домашние, так как все они как большая семья и каждый знает друг о друге все.

Развлечений в деревне не много это поход на охоту или в гости, главным торжеством считается бал, на котором сохранились еще старинные традиции. Пушкин через фамилии отчетливо изображает характеры помещиков (Скотинины, Буянов, Петушков)

Провинциальное дворянство это карикатура на столичное. Чтобы показать свое воспитание в высшем обществе, достаточно было прекрасно знать французский язык, уметь танцевать и обладать манерами светского человека.

Именно в столичном обществе люди становятся лицемерами, скрывают свои чувства.

Пушкин описывая разные слои общества отдает свое предпочтение помещикам живущим в деревне, которые еще сохранили народные традиции и жизненные принципы.

  • Билибин И.Я.
    Иван Яковлевич Библин появился на свет шестнадцатого (четвертого по старому стилю) августа 1876 года под Санкт-Петербургом, в поселке Тарховка. Его семья была выходцам из старого рода купцов
  • Добро и зло в сказке Андерсена Снежная королева сочинение 5 класс
    Противостояние добра и зла – тема, которая затрагивается всегда и везде. Впервые дети начинают знакомиться с добрыми и злыми героями, учатся давать им оценку, читая сказки. Одним из великих сказочников является
  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5, 6 класс (описание)
    Мне нравится эта картина, так как она очень солнечная. Солнце здесь такое жаркое, как в августе, «зрелое». Может быть, мне так кажется из-за того, что на картине люди собирают урожай. Они косят пшеницу или рожь.
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Тема демона и демонизма в творчестве Лермонтова
    Практически всю свою писательскую деятельность, у Лермонтова происходит развитие темы демонизма. Она восходит ещё к библейским писаниям о падшем ангеле, восставшем против создателя и ставшим злым духом.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/stolichnoe-i-pomestnoe-dvoryanstvo-v-romane-evgenij-onegin

Светское общество в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

Пушкин вполне мог подробно писать о светском обществе, он сам был любителем балов и подобных развлечений, много общался с лучшими представителями своего времени.

Поэтому в Евгении Онегине он довольно детально и тщательно описывает существование светского общества того времени.

Благодаря этому читатели могут погрузиться в атмосферу, прочувствовать нравы эпохи, особенности взаимоотношения людей.

Совет

Если говорить в целом, то характеристика автора такова «однообразная семья .. жадной скуки сыновья». Именно так описывает Пушкин представителей аристократии двух столиц. По сути, ничего нового, высший свет практически всегда был таким и останется таковым и далее.

Основная потребность большинства представителей высшего света во все времена – развлечь себя. Кто-то впадает в альтруизм и занимается благотворительностью, другие ищут приключений, некоторые погрязают в удовольствии. Так или иначе, жадность весьма точный эпитет для аристократической скуки, ведь аристократы скучают именно жадно, они непрестанно ищут, кто бы смог удивить или развлечь.

Такое описание не только обличительно, но и в чем-то самоиронично. Ведь Пушкин тоже являлся представителем высшего света и в чем-то разделял вкусы и досуг таких людей. Даже в самом романе он описывает автора (герой – частично Пушкин) как приятеля Онегина, то есть близкого к высшему свету.

Сам Онегин – типичный представитель этого социального слоя. Он разменивается чувствами и дружбой ради того чтобы отогнать скуку, он надменен и циничен, весьма эгоистичен. В отличие от Лариной Онегин более близок к этому обществу и может чувствовать себя там чужим только по причине скуки.

Не имеет особенного смысла перечислять развлечения аристократии того времени, которые довольно подробно описывает автор.

Повсюду балы, в провинции – менее пышные, но и там обсуждают пошлый взор, пытаются собирать сплетни, играют в карты, пробуют экзотические блюда и слушают музыку.

Эти люди увязли в развлечениях и за внешним блеском пытаются завуалировать чувство отвращения и пренебрежения к самим себе и собственным занятиям.

Ведь если человек бездарно растрачивает себя, то со временем понимает этот факт и, если он искренен, начинает чувствовать к себе отвращение. Некоторые (подобно, например, Печорину) в подобной ситуации испытывают себя, другие просто пытаются заглушить шумом музыки на балу душевную тоску.

Вариант 2

В произведении “Евгений Онегин” одну из главных ролей представляет российская аристократия и московская вежливая общественность.

Герои данного романа – общество, располагающееся согласно собственному развитию выше окружающих их главных чинов, однако никак не способные отыскать применение собственным силам и возможностям.

Так как Онегин – обычный пример молодого поколения того времени, вскормленный окружением, с целой его чопорностью, меркантильностью и пижонством. Однако он и некоторые другие люди – герои сопротивляющиеся, намеренные осуществлять собственные действия независимо от установленных рамок.

Обратите внимание

Они – «лишние», они – персоны, выделяющиеся собственными идеями и действиями из числа чиновничьей массы.

Признаки людей, относящихся к классу светской верхушки, непременно обнаруживаются в основных ролях романа Пушкина. Нередко действия, идеи, фразы героев находят себе место в тех случаях, где влияние на окружающих было бы.

Сохранился неизменным и характер существования. Одинаковые эмоции вступают в его сознание. Одинаковые выступления он вынужден осуществлять. Значит ли это, что он обязан всегда быть юным повесой? Пушкин считает, что данное неосуществимо.

Вследствие чего? Благодаря тому, что юношество миновало. Онегин подступил к времени зрелости. Пришла пора в осмыслении окружающего мира и наиболее себя. Несерьёзное удовольствие уже никак не утешает, ведь в нем чувствуется принужденность.

Онегин обязан быть как все!

Очень досконально обрисовывает Пушкин кабинет Онегина, костюм. Писатель будто хочет повторно выделить изолированность молодежи того времени от родной земли, так как они еще с раннего возраста были в обстановке иностранного языка, предметов, людей.

Писатель сообщает о Петроградском высшем обществе с частью сарказма, без симпатий, так как жизнь московская “однообразна и пестра”, а “света звук весьма стремительно наскучивает”.

Жизнь поместного дворянства отдалена от безупречности. Тем не менее автор сообщает о ней с огромной симпатией. В простом дворянстве сберегаются непосредственность и непринужденность, равно как качества людской природы. Поместные дворяне в значении мироощущения, обихода находились довольно близко к народу.

В интриге “Евгений Онегин” писатель не единожды концентрирует интерес читателей на недочеты светского общества: безделье, непристойность и недостаток уроков, неприспособленность к жизни и бездумность, предрасположенность к тратам, чувство к картам. Московская общественность чаще всего надменно относится к провинциальным посетителям.

Важно

Читателю делается понятно, что за обложкой дворянского существования иногда прячется абсолютная аморальность и распущенность. Только в отдельных случаях в светском обществе Москвы и Петербурга попадаются, действительно, увлекательные и интригующие личности.

Общество разнородно. Лишь от самого человека зависит то, воспримет ли он высоконравственные законы бесхарактерного большинства или наилучших представителей общества.

← Дефорж в романе Дубровский
← Герои романа Евгений Онегин↑ ПушкинОбраз и характеристика Зурина в романе Капитанская дочка →
Столичное и поместное дворянство в Евгении Онегине →

  • Зарецкий в романе Евгений Онегин Пушкина
    Существуют люди, которые упиваются несчастьем и страданиями других. Действительно, кому-то доставляет радость, когда остальные счастливы, а другой ищет возможности посмотреть как кому-то плохо.
  • На дне как социально-философская драма Горького сочинение 11 класс
    Пьеса «На дне» М. Горького – одно из лучших произведений автора, оно поражает своей глубиной и драматизмом. Это произведение успешно прошло испытание временем
  • Сочинение Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна 10, 11 класс
    Всю сознательную жизнь большинство людей ищут свою вторую половинку, кому-то это удается, кто-то терпит фиаско, а в некоторых стрела Купидона попадает так точно, что подаренная любовь может вознести человека
  • Образ и характеристика Николая Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение
    Одним из ключевых персонажей произведения является Николай Ростов, представленный писателем в образе молодого человека невысокого роста с курчавыми волосами, имеющего открытое выражение лица
  • Сочинение по картине Жатва Пластова 6 класс
    Глядя на картину сердце, наполняется любовью и спокойствием. Художник использовал теплую цветовую гамму, которая не волнует зрителя, а наоборот притягивает к себе внимание. От картины исходит тепло.
Читайте также:  Цитаты из произведений н. лескова: афоризмы, мудрые высказывания о жизни, человеке и т.д.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/svetskoe-obshchestvo-v-romane-evgenij-onegin

Дворянство в романе Пушкина «Евгений Онегин» | Литерагуру

(376 слов) Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изображает столичное и поместное дворянство, определяя схожие и различные черты. В этом анализе мы действительно видим энциклопедию русской жизни, о которой писал В. Белинский.

Начнем со столичного дворянства. Автор отмечает, что жизнь Петербурга «однообразна и пестра». Это позднее пробуждение, «записочки» с приглашениями на бал, званый вечер или детский праздник. Герой неохотно выбирает какое-либо развлечение, затем заботится о своей внешности и едет в гости.

Именно так проводит время практически все дворянское общество Петербурга.

Здесь люди привыкли к внешнему блеску, заботятся о том, чтобы прослыть культурными и образованными, поэтому они много времени посвящают разговорам о философии, о литературе, но в действительности их культура является лишь поверхностной.

Например, посещение театра в Петербурге превращено в ритуал. Онегин приходит на балет, хотя его совершенно не интересует происходящее на сцене. Что касается духовной жизни, то Татьяна в финале называет светскую жизнь маскарадом. Дворянство в столице живет лишь наигранными чувствами.

В Москве, по мнению автора, меньше претензий на высокую европейскую культуру. В 7 главе он не упоминает ни о театре, ни о литературе, ни о философии. Зато здесь можно услышать множество сплетен.

Все обсуждают друг друга, но при этом все разговоры ведутся в рамках принятых правил, поэтому в светской гостиной не услышишь ни одного живого слова.

Автор также отмечает, что представители московского общества не меняются с течением времени: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие изменений означает, что эти люди не живут по-настоящему, а лишь существуют.

Поместное дворянство изображается в связи с деревенской жизнью Онегина и бытом семьи Лариных. Помещики в восприятии автора являются людьми простыми и добрыми. Они живут в единстве с природой. Они близки к народным традициям и обычаям. Например, о семье Лариных говорится: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины».

Совет

Автор пишет о них с более тёплым чувством, чем о столичных дворянах, так как жизнь в деревне более естественна. Они просты в общении, способны дружить. Однако Пушкин не идеализирует их. Прежде всего, помещики далеки от высокой культуры. Они практически не читают книг.

Например, дядя Онегина читал лишь календарь, отец Татьяны вообще не любил читать, однако, он «в книгах не видал вреда», поэтому позволял дочери ими увлекаться.

Таким образом, помещики в изображении Пушкина являются людьми добродушными, естественными, но не слишком развитыми, а придворные предстают фальшивыми, лицемерными, праздными, но чуть более образованными дворянами.

Источник: https://LiteraGuru.ru/dvoryanstvo-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/

Двойственность изображения светского общества в романе «Евгений Онегин»

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Двойственность изображения светского общества в романе «Евгений Онегин»

  Скачать сочинение

    Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в романе как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве.
    Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин.

Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина — типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту (“Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар…”), обед в ресторане, посещение театра.

Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не своеобразным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. Пушкин дает своему герою следующую характеристику:
    Театра злой законодатель,     Непостоянный обожатель     Очаровательных актрис,     Почетный гражданин кулис…
    Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд.

Автор как бы желает еще раз подчеркнуть оторванность молодых людей того времени от национальной почвы, ведь они с раннего детства находились в атмосфере чужого языка, людей (гувернантки и гувернеры — иностранцы) и вещей. (“Но панталоны, фрак, жилет, /Всех этих слов на русском нет…”). День молодого франта завершает бал, любимое времяпровождение столичных дворян.

    Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная “однообразна и пестра”, а “света шум очень быстро наскучивает”.
    Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

    Дядя Онегина был “деревенским старожилом”, занимался тем, что бранился с ключницей, смотрел в окно, давил мух и читал “календарь осьмого года”.
    Яркие представители провинциального дворянства собираются у Татьяны на именинах: Гвоздин, “хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”; Петушков, “уездный франтик”; Флянов, “тяжелый сплетник, старый плут”.

Если в рассказ о столичном дворянстве Пушкин вводит реальных исторических лиц, например Каверина, то в данном случае автор использует фамилии известных литературных персонажей: Скотинины — герои “Недоросля” Фонвизина, Буянов — герой “Опасного соседа” В. Л. Пушкина. Автор употребляет также говорящие фамилии.

Обратите внимание

Например, Трике означает “битый палкой” — намек на то, что он не может быть принят в высшем обществе, но зато в провинции он гость желанный.
    Недалеко от Ленского проживает Зарецкий, “некогда буян”, “глава повес”, теперь же “отец семейства холостой”, “помещик мирный”. Но его никак нельзя назвать порядочным человеком, ведь он любит “друзей поссорить молодых /И на барьер поставить их”.

Так происходит и в случае с Ленским и Онегиным. В общем-то, Зарецкий является виновником гибели Ленского; хотя он, как секундант, мог предотвратить дуэль, но сделал все возможное, чтобы она состоялась.
    И Владимира Ленского можно отнести к поместным дворянам. Он “романтик и больше ничего”, по определению Белинского.

Как романтик, он совершенно не знает жизни, людей видит все либо в розовом, либо в черном свете (“Он сердцем милый был невежда…”). Он отчужден от национальной культуры, может быть, больше Онегина (соседи называют Ленского полурусским). Рассуждая о будущем Владимира Ленского, Пушкин видит два возможных пути.

Следуя первому из них, он мог бы стать Кутузовым, Нельсоном или Наполеоном или даже закончить жизнь так, так Рылеев, ведь Ленский человек страстный, способный на безрассудный, но героический поступок (в этом он близок Пушкину). Но беда его в том, что среда, в которую он попадает, враждебна ему, в ней его считают чудаком.

Ленский скорее пошел бы по второму пути:
    А может быть и то: поэта     Обыкновенный ждал удел.     Он стал бы заурядным помещиком, каким был дядя Оне-гина или Дмитрий Ларин.

    Ларин, о котором Белинский говорит, что он “что-то вроде полипа, принадлежащего в одно и то же время двум царствам природы — растительному и животному”, был “добрым малым”, но вообще-то человеком ординарным (свидетельство тому — очаковская медаль, которая не была индивидуальной наградой в отличие от ордена).

Его жена увлекалась в молодости книгами, но увлечение это было скорее возрастным. Вышла замуж поневоле, была увезена в деревню, где “рвалась и плакала сначала”, но потом занялась хозяйством, “привыкла и довольна стала”.

    Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими, так же как интересы интеллектуальные (“Их разговор благоразумный /О сенокосе, о вине; /О псарне, о своей родне”). Однако Пушкин пишет о нем с большей симпатией, чем о петербургском.

Важно

В провинциальном дворянстве сохраняются естественность и непосредственность как свойства человеческой натуры (“Соседей добрая семья, /Нецеремонные друзья”). Поместные дворяне в смысле мироощущения, быта были достаточно близки к народу. Это проявляется в отношении к природе и религии, в соблюдении традиций (“Они хранили в жизни мирной /Привычки милой старины…”).

    Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Проходит несколько лет со времени, когда Пушкин писал 1-ю главу своего романа, а А. С. Грибоедов закончил комедию “Горе от ума”, но Пушкин вносит в эпиграф седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве мало что изменилось. Древняя столица всегда отличалась патриархальностью.

Так, например, Татьяну встречает у тетки седой калмык, а мода на калмыков была в конце XVIII века. Московское дворянство — образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героями грибоедовской комедии, которых не изменило время (“Но в них не видно перемены, /Все в них на старый образец…”).

Появляется в московском обществе и реальное историческое лицо: “К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел…”. Но и в Москве все та же суета, “шум, хохот, беготня, поклоны”, которые оставляют равнодушными и Татьяну,и автора.
    Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение света.

Трагическая 6-я глава заканчивается лирическим отступлением — размышлениями автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть: “Ужель мне скоро тридцать лет?” И он призывает “младое вдохновенье” спасти “душу поэта” от гибели, не дать
    …окаменеть
    В мертвящем упоенье света,
    В сем омуте, где с вами я     Купаюсь, милые друзья!
    Итак, омут, мертвящий душу.     Но вот 8-я глава:
    …и ныне музу я впервые     На светский раут привожу.
    И что же?
    Ей нравится порядок стройный Олигархических бесед, И холод Гордости спокойной, И эта смесь чинов и лет.
    Очень верно объясняет это противоречие Ю. Лотман: “Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он оставался объектом осуждения, с другой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, Поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора “Евгения Онегина”, он сохраняет безусловную ценность.

    Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света”.

22549 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Двойственность изображения светского общества в романе «Евгений Онегин»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00055201184864049226

Изображение жизни поместного и столичного дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Изображение жизни поместного и столичного дворянства.

Роман Пушкина «Евгений Онегин» — первый русский ре­алистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь в 20-е годы XIX века.

Это было время подъема националь­ного самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержав­но-крепостническим строем.

Пушкин, передовой человек своей эпохи, не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов и откликнулся на них романом «Евгений Онегин», справедливо названным кри­тиком Белинским «энциклопедией русской жизни».

Совет

Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был воп­рос о русском дворянстве, провинциальном и столичном.

В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворян­ства и дал меткую характеристику представителям этого общест- ия.

За добродушием автора часто стоит весьма ироническое опи­сание того или иного героя. Например, когда речь заходит о дя­дюшке Онегина, который живет в своем имении, поэт пишет:

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

С такой же иронией поэт говорит и о «жизни мирной» семьи Лариных, но ему нравятся их «привычки милой старины». И за эту близость к народным обычаям Пушкин с симпатией относит­ся к семейству Лариных.

К ним еще не дошли веяния света, и все так же лихо у них отплясывают мазурку, пекут на масленицу блины, «два раза в год говеют» и «носят блюда по чинам». Сам Ларин Дмитрий «…был добрый малый, в прошедшем веке запоз­далый».

Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

Читайте также:  Иллюстрации к поэме "мертвые души" художника в. е. маковского (рисунки, картинки)

Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавших­ся на именины Татьяны.

Здесь и «толстый Пустяков», и «Гвоз- дин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и «уезд­ный франтик Петушков», и «отставной советник Флянов, тяже­лый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут».

«Скотинины — чета седая» — как бы из «Недоросля» перекоче­вали в роман Пушкина. Таково провинциальное дворянство XIX ве­ка, недалеко ушедшее по своим взглядам и образу жизни от дво­рянства XVIII столетия.

Помещики жили по старинке, ничем не утруждали себя, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополу­чии, имели «наливок целый строй» и, собравшись вместе, говори­ли «…о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» и осуждали друг друга.

Обратите внимание

Дальше этих разговоров интересы их не шли. Разве что раз­говор о новых людях, появлявшихся в их обществе, о которых со­чиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать за­муж дочек и буквально ловили для них женихов.

Так было с Лен­ским: «Все дочек прочили своих за полурусского соседа».

Культурные запросы провинциальных дворян тоже были очень низки. Пушкин всего в нескольких словах дает меткую и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина «брила лбы» провинившимся крестьянам, «служанок била осер­дясь».

Жестокая и жадная крепостница, она заставляла девушек петь при сборе ягод, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

Когда Евгений, приехав в деревню, «ярем… барщины старин­ной оброком легким заменил», то «…в углу своем надулся, уви­дя в этом страшный вред, его расчетливый сосед», наверное, такой, как Скотинины или тот же Гвоздин. Все, о чем рассказы­вает поэт, — правда; это и его личное наблюдение за жизнью провинциального дворянства, в ссылке в Михайловском он ви­дел это все своими глазами.

В романе изображается и жизнь столичного аристократиче­ского общества. Жизнь дворян — сплошной праздник. Именно система самодержавно-крепостнического строя позволяла им вес­ти такой образ жизни. Театры, балы, рестораны — это основное занятие столичного дворянства.

Трудиться они не хотели, так как «труд упорный им был тошен». Пустую, бездеятельную жизнь в светском обществе считали нормальным явлением.

Ав­тор романа подробно познакомил нас с «занятиями Евгения Онеги­на и на примере одного дня, проведенного им, показал, что жизнь общества была очень «однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера». Пушкин же, критически относящийся к такой жизни, сатирически рисует типичных представителей высшего света.

Цвет столицы — это «необходимые глупцы», «на все сер­дитые господа», «диктаторы», «с виду злые дамы» и «не улы­бающиеся девицы». Без цели, без движения вперед — вот каки­ми мы увидели дворян-аристократов, наполнивших светские гостиные Петербурга и Москвы:

Все в них так бледно, равнодушно:

Они клевещут даже скучно,

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки.

Хоть невзначай, хоть наобум.

Важно

Как поместное дворянство, так и столичное преклонялось пе­ред всем иностранным. В каждом доме дворянина были загра­ничные предметы роскоши, которые Париж и «Лондон щепе­тильный… за лес и сало возят нам». Везде носили одежду на за­граничный манер и говорили по-французски:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет.

Татьяна, «русская душою», попав в петербургское общество, выучила науку «властвовать собою», о которой говорил ей Оне­гин. Высший свет может любого перевоспитать в светского чело­века, каким он должен быть в понимании «судей решительных и строгих», чтоб о нем «твердили целый век: какой прекрасный человек».

С раннего детства дворянам прививали черты человека- кирьериста, который должен быть хватом или франтом, чтоб «жизни холод с летами вытерпеть умел», чтоб «черни светской не чуждался» и в тридцать лет «был выгодно женат».

Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой одну цель — добиться славы и чинов. Пушкин верен своим принципам и всегда в произведениях осуждающе от­носится к такого рода людям.

В романе «Евгений Онегин» он сатирически обличает образ жизни поместного и столичного дворянства.

При этом поэт точно указывает на главного врага, позволяющего дворянству вести такой образ жизни, — самодер­жавно-крепостнический строй.

Источник: https://www.prepodka.net/izobrazhenie-zhizni-pomestnogo-stolichnogo-dvoryanstva-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/

Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – 15 Декабря 2013 – Литература

Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В своем романе «Евгений Онегин» Пушкин де­тально изобразил жизнь дворянского общества 20-х годов XIX века. По словам В. Г.

Белинского, это произведение можно назвать
«энциклопеди­ей русской
жизни», потому что здесь воспроизве­дена картина русского общества, «взятого в од­ном из интереснейших
моментов его развития».

Используя широкий бытовой и культурный фон, Пушкин
показывает процесс пробуждения само­сознания в обществе на примере главных
героев. В романе подробно
изображено как столичное» московское и петербургское, так и провинциаль­ное
дворянство.

Совет

Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьями и крепо­стными крестьянами составляло привилегию дворян, оно было мерилом богатства, обществен­ного положения и престижа. Герои «Евгения Онегина» довольно четко охарактеризованы в от­ношении их имущественного положения.

Отец Онегина «промотался», сам герой после получе­ния наследства от дяди сделался богатым поме­щиком. Характеристика Ленского начинается словами, что он богат. Ларины же не были бога­ты: мать Татьяны жалуется, что для поездки в Москву «доходу мало». Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего была помещицей среднего достатка.

Выйдя за князя К, Татьяна сделалась, по ее словам, «богата и знатна»» то есть вошла в круг титулованной знати.

Тема богатства оказывается связанной с моти­вом разорения. Слова «долги», «залог», «заимо­давцы» встречаются уже в первых строках рома­на. Отец Евгения Онегина жил в Петербурге и вел аристократический образ жизни. Это требо­вало больших денег, необходимых на покупку предметов роскоши.

Кроме того, он давал три ба­ла ежегодно, что было разорительно. Для всего этого нужны были деньги, и, чтобы получить их, помещик, ведущий подобный образ жизни, часто закладывал свои поместья в банк. Жить на средства,
полученные при закладке имения, называ­лось «жить долгами».

Такой способ был прямым путем к разорению.

Неудивительно, что, когда скончался отец Онегина, который
вел хозяйство именно таким образом, выяснилось,
что наследство обременено большими долгами: «Перед Онегиным собрался заимодавцев жадный полк».

В этом случае на­следник
мог принять наследство и вместе с ним взять
на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим
улаживать счеты между собой.

Первое решение
диктовалось чув­ством чести, желанием
не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение. Легкомыс­ленный
Онегин пошел по второму пути.

Обратите внимание

По
традиции каждый дворянин, достигший совершеннолетия,
имел право поступить на госу­дарственную службу,
военную или статскую. Для этого ему нужно было получить образова­ние.

Пушкин отрицательно относился к домаш­нему воспитанию, которое чаще
всего получал молодой дворянин, обучавшийся
сначала фран­цузскими гувернерами и гувернантками, а затем наемными учителями, редко серьезно относив­шимися к
своим педагогическим обязанностям.

Часто
претендентами на учительские места в России
были мелкие жулики и авантюристы, ак­теры,
парикмахеры, беглые солдаты и просто люди
неопределенных занятий.

Альтернативой
домашнему образованию были частные и
государственные учебные заведения. В России в
это время было пять университетов.

Царскосельский
лицей, Педагогический инсти­тут в Петербурге, лицеи и гимназии в
различных городах для желавших поступить в статскую
службу, а также учебные заведения для
тех дво­рян, которые хотели делать
военную карьеру. Кроме того,
состоятельные дворяне посылали своих детей учиться за границу.

Среди друзей и знакомых
Пушкина было много закончивших высшие или средние учебные заведения. Роман отражает реальность того времени. Автор-герой вспоминает свою юность, проведенную в Царско­сельском лицее.

Ленский учился в Геттинген-ском университете, который был одним из наибо­лее либеральных университетов не только в Гер­мании,
но и в Европе. Русские выпускники этого университета принадлежали к числу известных либералов и свободолюбцев. Там также учился и гусар Каверин, впоследствии ставший членом «Союза благоденствия», на встречу с которым едет
Онегин в первой главе романа.

Образование,
которое получил главный герой, носит исключительно домашний характер: он
не закончил никакого учебного заведения. Его
вос­питывали вубогий» француз-гувернер и домаш­ние учителя, которых нанимали для преподава­ния русского языка, истории, а также танцев и верховой езды.

Важно

Онегин довольно много знал и умел,
однако его знания не были ориентированы на
профессиональное овладение предметами, они служили тому, чтобы быть
принятым в светских кругах.

Овладев в
совершенстве французским языком и
искусством непринужденных покло­нов,
научившись легко танцевать мазурку, Оне­гин без труда был признан своим в высшем обще­стве: «свет решил, что он
умен и очень мил»>.

Знание
латинского языка не входило в круг светского дворянского
образования. Оно было обычно для
воспитанников духовных семинарий. Однако
латинский язык был распространен сре­ди
дворян, стремившихся к серьезному образова­нию. Этому также способствовала мода на воспи­тателей-иезуитов в начале XIX века.

С закрыти­ем
иезуитских пансионов в 1815 году латынь выпала из
круга светского образования. Поэтому автор
говорит, что «латынь из моды вышла ны­не».

Онегин
же, воспитанный под руководством аббата-католика,
овладел начальным курсом ла­тинского языка и
умел разбирать эпиграфы — античные
надписи на памятниках, зданиях и гробницах,
которые включались в популярные французские учебники по латыни,

Интерес
к историческим сведениям был широ­ко
распространен в кругу передовой дворянской интеллигенции и особенно
обострился в связи с полемикой вокруг первых томов «Истории госу­дарства Российского» Н. М, Карамзина.

Фило-софско-публицйстический подход к историче­ской
науке & декабристской среде противостоял взгляду
на историю как цепь анекдотов, то есть описаний пикантных происшествий из жизни
царствующих особ и их приближенных лиц.

Именно такое отношение к этой науке
усвоил Онегин, хранивший в своей
памяти «дней минув­ших анекдоты от
Ромула до наших дней».

Совет

Интерес
к сочинениям Адама Смита и других экономистов
был яркой чертой общественных на­строений
русской дворянпкой молодежи в 1818— 1820
годах. В тех кругах «Союза благоденствия», с которыми
соприкасался Пушкин, изучение по­литэкономии считалось более
полезным, чем за­нятия античной поэзией.

Политэкономия препо­давалась и в Геттингенском университете, кото­рый закончил Ленский. Онегин, подобно мно­гим, «бранил Гомера, Феокрита» и предпочитал им
труды Адама Смита. Однако автор иронизи­рует по поводу серьезности его познаний в облас­ти политэкономии.

Интерес Онегина к этому предмету мог быть данью моде.

Знание
трудов французских фи л ос офов» про­светите л
ей также было широко распространено в среде
передовой дворянской интеллигенции.

Их сочинения
вызывали многочисленные споры и дискуссии,
Онегин и Ленский, встретившись в деревне, обсуждали «племен
минувших догово­ры»: речь шла о трактате Жан
Жака Руссо «Обобщественном
договоре», широко известном б России.

«Плоды наук, добро и зло»
— другой по­вод для спора,
также связанный с диссертацией Руссо на тему в Способствовал о ли возрождение наук и искусства очищению нравов?», в
которой французский философ высказывает убеждение в ложности направления всей человеческой
циви­лизации.

По традиции того времени молодой дворянин занимался своим образованием только до поступ­ления на службу или начала выездов в свет.

Са­моцельный интерес к науке после достижения совершеннолетия воспринимался окружающи­ми как большое чудачество и непозволительная блажь.

Онегин, свободный от служебных обязан­ностей, разочаровавшись в светской жизни» все же сделал попытку занять себя изучением чужих трудов, но у него из этого ничего не вышло.

Дворянство было «служилым» сословием. Хо­тя неслужащий дворянин формально не нарушал законов Российской империи, но отношение к нему было отрицательным как со стороны прави­тельства, так и со стороны общественного мне­ния. Служба также органически входила в дво­рянское
понятие чести и связывалась с патрио­тизмом. Наиболее престижной считалась воен­ная
служба.

Обратите внимание

На таком фоне биография Онегина приобрета­ла демонстративный оттенок. Герой пушкинско­го романа не
только никогда не носил военного мундира,
что выделяло его из числа сверстников, встретивших
1812 год в возрасте 16—17 лет, но и вообще
никогда нигде не служил, не имел ника­кого, даже
самого низшего чина.

Читайте также:  Критика о повести "барышня-крестьянка" пушкина: отзывы критиков, анализ произведения

Это делало Оне­гина белой
вороной в кругу современников. До­статочно
сказать, что князь М, за которого выш­ла замуж
Татьяна» был боевым генералом, израненным в сражениях.
По возрасту же он был не намного старше Онегина, так как они были приятелями.
Отец Татьяны тоже в свое время служил и вышел в отставку в чине бригадира.

Он был участником русс
ко-ту редкой войны и полу­чил
медаль за храбрость при штурме Очакова. Отец Онегина, живя в Петербурге, служил «от-лично-благородно&, что означает
«заслуживаю­щим отличия
образом». Он скорее всего был стат­ским чиновником.

Ленский же, только что до­стигший совершеннолетия,
окончив универси­тет, еще не успел определить свой жизненный путь, рано погибнув на дуэли.

Светская
жизнь наряду со службой была важ­ным
элементом дворянского быта. Свободный от служебных
обязанностей, Онегин ведет исклю­чительно
светский образ жизни. Лишь немного­численная группа дворянской молодежи Петер­бурга начала XIX века вела подобную
жизнь.

В соответствии с аристократической привычкой столичного жителя он просыпается «за пол­день». Мода вставать как можно позже восходи­ла к французской аристократии ^старого режи­ма»
и была занесена в Россию эмигрантами-ро­ялистами.

Эта привычка отделяла неслужащего дворянина
не только от простонародья или офи­церов, тянувших фрунтовую лямку, но и
от дере­венского помещика-хозяина, чей день
начинался довольно рано.

Татьяна Ларина, выросшая в де­ревне и следовавшая здоровым обычаям сель­ских жителей, любила « предупреждать зари восход».

Важно

За поздним подъемом
следовал утренний туа­лет и чашка кофе,
которые сменялись к двум-трем часам
дня прогулкой по Невскому проспек­ту.
Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы ощущались как
поздние и «европейские»: для многих еще было памятно время, когда обед начинался в двенадцать.

Моло­дой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара, он предпочитал обедать в ресторане.
Местом сбора петербургских денди во времена Онегина был ресторан Талона на Нев­ском проспекте.

Именно туда он
отправился, что­бы встретиться с Кавериным, который был извес­тен своим разгульным поведением и
свободомыс­лием.

Послеобеденное время-Онегин, как любой пе­тербургский франт, проводил в театре, заполнив время между рестораном и балом. Театр в это время был не только художественным зрелищем и своеобразным клубом, где происходили свет­ские встречи,
но и местом любовных интриг.

Бал или званый вечер в светской гостиной вен­чали
день. Здесь реализовывалась общественная жизнь
дворянина.

Это была область непринуж­денного
общения, светского отдыха, где границы служебной
иерархии значительно ослаблялись.

Недаром в романе изображению балов
уделено много внимания: два петербургских бала, бал по случаю именин Татьяны, а
также вкратце упоми­нается московский бал в Благородном собрании, на котором героиню заметил князь N.

Признаком
особого щегольства считался по­здний приезд
на бал. В первой главе Онегин, сле­дуя
моде, опаздывает и появляется в тот момент, когда толпа занята мазуркой. Танцы были цент­ральным событием бала, им придавалось боль­шое значение. Они следовали в определенном по­рядке.

Совет

Бал начинался с торжественного танца — полонеза, затем следовал вальс, «однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой», потом — мазурка, считавшаяся кульминацией бала. За­ключительным танцем был котильон.

Каждый из танцев задавал особую манеру поведения и те­мы разговоров в зависимости от характера му­зыки.

Умение
танцевать в светском обществе счита­лось
признаком хорошего воспитания. Поэтому обучение
танцам начиналось рано, с пяти-шести лет.
Длительные упражнения придавали молодому
человеку не только ловкость во время танцев, но и свободу в движениях.

Это влияло на душев­ный строй
человека: он чувствовал себя уверенно и свободно в светском обществе, как опытный ак­тер на сцене. Однако в эпоху Онегина в
среде пе­редовой дворянской молодежи
складывается от­рицательное отношение к
танцам.

В то время бы­ли ев моде
строгость правил и политическая экономия, а поэтому считалось неприличным танцевать и заниматься дамами».

Вал заканчивался в два-три часа ночи ужи­ном,
после чего гости разъезжались. Онегин воз­вращается
домой на рассвете, когда трудовой Пе­тербург
начинает новый день. Назавтра его жизнь
пойдет по тому же раз и навсегда заведен­ному кругу, из которого трудно
выбиться.

Жизнь петербургского франта
подчинялась общему за­кону дворянской культуры — стремлению к ри­туал изац и и быта, исключавшей возможность ин­дивидуального распорядка дня.

Это механиче­ское однообразие светского ритуала не нравится и Татьяне, привыкшей к простоте сельской жиз­ни
в гармонии с природой и угадывавшей за суе­той
и внешним блеском светской жизни ее внут­реннюю бессодержательность.

Обратите внимание

Понятие чести было важным для понимания поведения русского дворянина послепетровской эпохи. Как человек своего сословия он подчинял­ся законам чести, и психологическим стимулом здесь
выступал стыд.

Идеал, созданный дворян­ской
культурой, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как
основного зако­нодателя поведения. Поэтому особое значение приобретает дуэль как занятие, демонстрирую­щее бесстрашие.

Ее целью было снятие с обижен­ного позорного пятна, нанесенного оскорблени­ем,
восстановление его чести.

Дуэль
проходила по определенным правилам» Она
начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало
столкновение, в результате которого кто-то считал себя оскорбленным
и требо­вал удовлетворения, С этого момента
противни­ки не общались друг с другом. Это
брали на себя их представители —
секунданты.

Выбрав себе се­кунданта,
оскорбленный обсуждал с ним тя­жесть нанесенной ему обиды, от чего
зависел и характер будущей дуэли — от
формального обме­на выстрелами до гибели одного или обоих участ­ников.
После этого секундант направлял против­нику
письменный вызов, или картель.

В обязан­ности секундантов также входило найти воз­можность для мирного решения конфликта.

В романе Пушкина Зарецкий, к которому об­ратился
оскорбленный Ленский, был единствен­ным распорядителем дуэли и намеренно допус­тил
нарушение правил.

Он не обсудил возмож­ность
примирения ни при первом посещении Онегина, ни перед началом поединка,
хотя всем, кроме восемнадцати лет не го
Ленского, было яс­но, что произошло
лишь недоразумение.

Важно

Появле­ние Онегина на месте поединка со слугой в
роли секунданта было грубым нарушением
правил и оскорбительно для самого Зарецкого. Секундан­ты, как и противники, должны быть социально равными.

Гильо и Зарецкий не встретились на­кануне и не составили условий, на основании ко­торых она должна была проводиться. Онегин по­является
на месте поединка не в условленное вре­мя, а опоздав более чем на час.

Таким образом, Онегин и Зарецкий оба
нарушают правила дуэли, Первый, чтобы
продемонстрировать свое презре­ние к
истории, в которую он попал против собст­венной воли и в серьезность
которой еще не ве­рит, Зарецкий же потому,
что видит в дуэли за­бавную историю,
предмет сплетен и розыгры­шей.
Поведение Онегина во время поединка сви­детельствует о том» что он не хотел кровавого ис­хода, а стал убийцей поневоле, так как он стре­лял
с дальней дистанции, что было для него сов­сем
невыгодно.

 Возникает
вопрос; почему Онегин все-таки стрелял в Ленского, а не мимо? Дуэль с ее стро­гим ритуалом представляла целостное
действо — жертвоприношение
ради чести. Как всякий жесткий
ритуал, она лишает участников индиви­дуальной воли.

Остановить или изменить что-ли­бо в ходе
дуэли отдельный участник не был влас­тен. Это особенно важно для понимания образа Онегина.

Герой романа, отстраняющий все фор­мы внешней нивелировки своей личности, изме­няет себе: против собственного желания
он при­знает нормы
поведения, навязанные ему Зарец-ким и «общественным мнением». Теряя волю, он становится куклой в руках безликого
ритуала ду­эли.

Боязнь
быть смешным и сделаться предме­том сплетен — это основной механизм, при помо­щи которого общество, презираемое
Онегиным, все же властно
управляет его поступками»

Однако условная этика дуэли не могла отме­нить общечеловеческие нормы нравственности. С одной стороны, победитель был окружен орео­лом общественного интереса» а с другой, он не мог забыть, что он убийца.

Совет

Это важно для пони­мания психологического состояния Онегина, « победившего» на поединке.

Убив друга и избе­жав наказания, он оказался перед судом собст­венной совести, которая не давала ему покоя» Это стало причиной очередного кризиса, пережитого главным
героем.

Источник: https://vsedli.ucoz.ru/news/dvorjanstvo_v_romane_a_s_pushkina_evgenij_onegin/2013-12-15-52

Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности.

Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и т. д.

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство.

Петербург того времени был настоящим центром культурной политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина.

Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и т. д. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется в моде, в репертуаре театров, в обилии «иноплеменных слов».

Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра».

При всей своей любви к Северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой романа – Евгений Онегин – конечно же столичный житель, даже несмотря на то что он на ступеньку выше светского общества.

Обратите внимание

Глазами жителя Петербурга показана в романе Москва – «ярмарка невест». Москва провинциальна, в чем‑то патриархальна. Ее образ складывается из существительных, что подчеркивает неподвижность этого города. И действительно, с того момента, как мать Татьяны покинула Москву, в ней по сути ничего не изменилось:

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец…

Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиных Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».

Современная поэту Россия – Россия деревенская, и Пушкин подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому в романе наиболее ярко показаны представители именно помесного дворянства.

Поместные дворяне живут по раз и навсегда заведенному жизненному порядку. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо «старик, имея много дел, в иные книги не глядел».

Жизнь поместного дворянства однообразна, один день похож на другой, да и сами помещики «похожи» один на другого.

Отличается от других поместных помещиков лишь Владимир Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование он получил в Германии. Впрочем, Пушкин замечает, что, не погибни Владимир на дуэли, он стал таким, как все поместные дворяне, через двадцать лет повторил жизнь старого Ларина или дяди Онегина:

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел

И наконец в своей постели

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

С иронией описывает Пушкин и светское деревенское общество. Неслучайно некоторые гости имеют фамилии персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот.

Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина – Татьяна, в воспитании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры.

Важно

По мысли Пушкина, именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения России, возвращения ко всему русскому, к нашим корням.

Источник: http://resoch.ru/izobrazhenie-stolichnogo-i-pomestnogo-dvoryanstva-v-romane-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector