Пчёлы и мёд в баснях И
Если внимательно прочитать басни И. А. Крылова о пчёлах, то сразу становится понятно, какие человеческие пороки высмеивает автор. В баснях Ивана Андреевича показана хищническая практика социальных “верхов” и их паразитическая мораль.
Мне, пчеловоду, приятно осознавать, что пчела у Ивана Андреевича – положительный персонаж, представительница порядочных слоёв общества. В отличие от хищников, которые “богаты иль когтем, иль зубком”, она символизирует нравственное превосходство народных масс.
Один из самых почитаемых образов у Крылова – трудолюбивая пчела, за которой скрывается сам народ, а мухи, пауки – тунеядцы, расхитители народного добра.
Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец XIX века. В баснях Крылова отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость, русский дух и характер. Многие выражения из басен Крылова стали пословицами, поговорками.
Безнаказанное казнокрадство, зло высмеяно Крыловым в басне “Медведь у пчёл”, где “надсмотрщик за ульями” – Медведь “потаскал весь мёд в свою берлогу”, и хотя “по форме нарядили суд” и Мишке дали отставку, старый плут прекрасно переждал зиму в тёплой берлоге…
Медведь у Пчел
Когда-то, о весне, зверями
В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями,
Хоть можно б выбрать тут другого поверней,
Затем что к меду Мишка падок,
Так не было б оглядок;
Да, спрашивай ты толку у зверей!
Кто к ульям ни просился,
С отказом отпустили всех,
Тут Мишка очутился.
Мой Мишка потаскал весь мед в свою берлогу.
Узнали, подняли тревогу,
По форме нарядили суд,
Отставку Мишке дали
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.
Решили, справили, скрепили;
Но меду все не воротили.
А Мишенька и ухом не ведет:
Со светом Мишка распрощался,
В берлогу теплую забрался,
И лапу с медом там сосет
Да у моря погоды ждет.
Муха и Пчела
В саду, весной, при легком ветерке,
На тонком стебельке
Качалась Муха, сидя,
И, на цветке Пчелу увидя,
Спесиво говорит: “Уж как тебе не лень
С утра до вечера трудиться целый день!
На месте бы твоем я в сутки захирела.
Вот, например, мое
Так, право, райское житье!
За мною только лишь и дела,
Летать по балам, по гостям.
И молвить, не хвалясь, мне в городе знакомы
Вельмож и богачей все домы.
Когда б ты видела, как я пирую там!
Где только свадьба, именины,—
Из первых я уж верно тут.
И ем с фарфоровых богатых блюд,
И пью из хрусталей блестящих сладки вины,
И прежде всех гостей
Беру, что вздумаю, из лакомых сластей;
Притом же, жалуя пол нежной,
Вкруг молодых красавиц вьюсь
И отдыхать у них сажусь
На щечке розовой иль шейке белоснежной”. –
“Всё это знаю я», – ответствует Пчела.
“Но и о том дошли мне слухи,
Что никому ты не мила,
Что на пирах лишь морщатся от Мухи,
Что даже часто, где, покажешься ты в дом,
Коль выгонят в окно, так я влечу в другое”.
Орел и пчела
Счастлив, кто на чреде трудится знаменитой,
Ему и то уж силы придает,
Что подвигов его свидетель целый свет.
Но сколь и тот почтен, кто, в низости сокрытый,
За все труды, за весь потерянный покой
Ни славою, ни почестьми не льстится,
И мыслью оживлен одной,
Что к пользе общей он трудится.
Увидя, как Пчела хлопочет вкруг цветка,
Сказал Орел однажды ей с презреньем:
“Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
Вас в улье тысячи все лето лепят сот.
Да кто же после разберет
И отличит твои работы?
Я, право, не пойму охоты:
Трудиться целый век и что ж иметь в виду.
Безвестной умереть со всеми наряду!
Какая разница меж нами!
Когда, расширяся шумящими крылами,
Ношуся я под облаками,
То всюду рассеваю страх:
Не смеют от земли пернатые подняться,
Не дремлют пастухи при тучных их стадах;
Ни лани быстрые не смеют на полях,
Меня завидя, показаться”.
Пчела ответствует: “Тебе хвала и честь!
Да продлит над тобой Зевес свои щедроты!
А я, родясь труды для общей пользы несть,
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть”.
Пчела и Мухи
Две Мухи собрались лететь в чужие краи,
И стали подзывать с собой туда Пчелу
Им насказали попугаи
О дальних сторонах большую похвалу.
Притом же им самим казалося обидно,
Что их на родине своей
Везде гоняют из гостей;
И даже до чего (как людям-то не стыдно,
И что они за чудаки!),
Чтоб поживиться им не дать сластями
За пышными столами,
Придумали от них стеклянны колпаки;
А в хижинах на них злодеи пауки.
“Путь добрый вам,- Пчела на это отвечала,-
И на моей приятно стороне.
От всех за соты я любовь себе Сыскала –
От поселян и до вельмож.
Везде вам будет счастье тож.
Не будете, друзья, нигде, не быв полезны,
Вы ни почтенны, ни любезны.
А рады пауки лишь будут вам
Кто с пользою отечеству трудится,
Тот с ним легко не разлучится;
А кто полезным быть способности лишен,
Чужая сторона тому всегда приятна.
Не бывши гражданин, там мене презрен он,
И никому его там праздность не досадна.
Паук и Пчела
На барыши купца прельстился;
Задумал на продажу ткать,
Купца затеял подорвать
И лавочку открыть в окошке сам решился.
Основу основал, проткал насквозь всю ночь,
Поставил свой товар на диво,
Засел, надувшися, спесиво,
От лавки не отходит прочь
И думает: лишь только день настанет,
То всех покупщиков к себе он переманит.
Вот день настал: но что ж? Проказника метлой
Смели и с лавочкой долой.
Паук мой бесится с досады.
“Вот,- говорит,- жди праведной награды!
На весь я свет пошлюсь, чье тонее тканье:
“Твое: кто в этом спорить смеет?”
Пчела ответствует: “Известно то давно;
Источник: https://rus-poetry.ru/pchyoly-i-myod-v-basnyah-i/
Найдите фразеологизмы в басне «Медведь у Пчел» И. Крылова. Как вы понимаете их значение?
5-9 класс
Когда-то, о весне, зверями В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями, Хоть можно б выбрать тут другого поверней Затем, что к меду Мишка падок, Так не было б оглядок; Да, спрашивай ты толку у зверей! Кто к ульям ни просился, С отказом отпустили всех, И, как на-смех, Тут Мишка очутился.
Ан вышел грех: Мой Мишка потаскал весь мед в свою берлогу. Узнали, подняли тревогу, По форме нарядили суд, Отставку Мишке дали И приказали, Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. Решили, справили, скрепили; Но меду всё не воротили.
А Мишенька и ухом не ведет: Со светом Мишка распрощался, В берлогу теплую забрался И лапу с медом там сосет,
Да у моря погоды ждет.
1. Ухом не ведёт.
2. У моря погоды ждёт.
поднять тревогу – дать сигнал об опасностидать отставку -уволитьи ухом не ведет – необращает внимания, не волнуется, не беспокоитсяу моря погоды ждет – проводит время в праздностивышел грех – случилось несчастье, неприятностьпадок на… (мед) – очень любит что-либо ( в данном случае мед)
Ответить
Naofic / 23 февр. 2016 г., 8:12:51
10 наречий из произведения тарас бульба
Babika132 / 23 февр. 2016 г., 3:02:20
Чуть-фонетический разбор пожалуйста))
Kisada021 / 22 февр. 2016 г., 16:30:28
(Земляное или земное) укрепление, цивилизация, поверхность, ось, кора, насыпь, плотина, красота, крыша, существование, зверёк, груша, черви.
Archi121 / 22 февр. 2016 г., 12:41:53
Что значит выражение теряешь момент?
Olleschik / 22 сент. 2014 г., 16:01:09
Найдите фразеологизмы в басне Крылова .
Когда-то, о весне, зверями
В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями,
Хоть можно б выбрать тут другого поверней,
Затем что к меду Мишка падок,
Так не было б оглядок;
Да, спрашивай ты толку у зверей!
Кто к ульям ни просился,
С отказом отпустили всех,
И, как на смех,
Тут Мишка очутился.
Ан вышел грех:
Мой Мишка потаскал весь мед в свою берлогу.
Узнали, подняли тревогу,
По форме нарядили суд,
Отставку Мишке дали
И приказали,
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.
Решили, справили, скрепили;
Но меду все не воротили.
А Мишенька и ухом не ведет:
Со светом Мишка распрощался,
В берлогу теплую забрался,
И лапу с медом там сосет
Да у моря погоды ждет.
Вы находитесь на странице вопроса “Найдите фразеологизмы в басне «Медведь у Пчел» И. Крылова. Как вы понимаете их значение?“, категории “русский язык“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов.
Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “русский язык“.
Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник: https://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/3820710_najdite-frazeologizmy-v-basne-medved-u-pcel-i-krylova-kak-vy-ponimaete-ih-znacenie/
Презентация к урокам литературного чтения “Басни Крылова”
Бесплатно
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Тема: «Басни И.А.Крылова» ГБОУ гимназия №45 г.Москвы учитель начальных классов Белякова Ирина Игоревна
2 слайд Описание слайда:
Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)
3 слайд Описание слайда:
Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера.
Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре.
Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочесть имя справа налево сразу все будет понятно.
В 1809 году опубликована первая книга басен.
5 слайд Описание слайда:
Награждения 27 марта 1820 года Крылову вручен орден святого Владимира 4-й степени. 12 января 1823 года Российская академия вручила И.А. Крылову золотую медаль.
6 слайд Описание слайда:
В Летнем саду, на площадке перед “Чайным домиком”, стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову, созданный скульптором П.Клодтом на частные пожертвования. Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года.
Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен “Квартет”, “Лиса и виноград”, “Мартышка и очки” и многих других. Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов.
Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после открытия памятника.
Памятник И.А.Крылову
8 слайд Описание слайда:
Последние годы Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года.
Все считали, что он умер от обжорства, а на самом деле от двухстороннего воспаления лёгких. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро–Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И.А.
Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
9 слайд Описание слайда:
Что такое Басня? Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
11 слайд Описание слайда:
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. И.А.Крылов написал более 200 басен.
Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале.
Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.
12 слайд Описание слайда:
Игра-викторина
13 слайд Описание слайда:
Конкурс «Назови басни» Басни о лисе: «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»
14 слайд Описание слайда:
Басни о волке: «Волк и ягненок» «Волк на псарне» «Лев и волк» «Волк и мышонок» «Волк и Пастухи» «Волк и Журавль»
15 слайд Описание слайда:
Басни о медведе: «Квартет» «Медведь у пчел» «Пустынник и медведь» «Трудолюбивый медведь» «Крестьянин и работник»
16 слайд Описание слайда:
Басни об обезьяне: «Зеркало и обезьяна» «Мартышка и очки» «Обезьяна» «Квартет»
17 слайд Описание слайда:
Конкурс «Назовите героя» Кто сказал эти слова? «Голубушка, как хороша! Ну, что за шейка, что за глазки!» (Лисица. «Ворона и Лисица») «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву» (Волк. «Волк и Ягненок»)
18 слайд Описание слайда:
«Ларец с секретом, Так, он и без замка. А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и ларчик вам открою: В механике и я чего – нибудь да стою» (Механик – мудрец. «Ларчик») «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (Мартышка. «Квартет» «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть Кур красть?!» (Крестьянин. «Крестьянин и Лисица»)
19 слайд Описание слайда:
Конкурс «Чьи это слова?» К кому обращены эти слова? «Соседка, перестать срамится, – Ей Шавка говорит, – тебе ль с слоном возится?!» (К Моське. «Слон и Моська») «Изрядно, – говорит, сказать несложно, Тебя без скуки слушать можно, А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом, Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». (К Соловью, «Осел и Соловей»)
«Ведь это дереву вредит, – Ей с Дубу ворон говорит, – Коль корни обнажишь, оно засохнуть может» (К Свинье, «Свинья под дубом») «Соседушка, я сыт по горло» (К Демьяну. «Демьянова уха») «Послушай, – говорит, – коль ты умней не будешь, То дерзость не всегда легко тебе пройдет. На сей раз бог простит; но берегись вперед И знай, с кем шутить!» (К Мальчику. «Мальчик и змея»)
21 слайд Описание слайда:
Конкурс «Мораль сей басни такова» – В какой басне была такая мораль? «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица») «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад» («Щука и Кот»)
22 слайд Описание слайда:
«Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться» («Ларчик») «Вперед чужой беде Не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь») «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Щука, Рак»)
23 слайд Описание слайда:
Конкурс «Крылатые слова» Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои И.А.Крылова. Вспомните их и назовите басни, из которых эти строки: «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок») «Сильнее кошки зверя нет» («Мышь и Крыса») «А ларчик просто открывался» («Ларчик») «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)
24 слайд Описание слайда:
Источники информации: https://www.kostyor.ru/images0/biogr/krylov.jpg https://spbfoto.spb.ru/foto/data/media/4/kryl2.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c8/Krylov_Grave_Summer.jpg/450px-Krylov_Grave_Summer.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6e/Patrponds.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2a/Krylov_summer_garden.jpg/450px-Krylov_summer_garden.jpg https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 https://voicebook.ru/uploads/posts/2009-09/1254318710_2.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/80/RR5110-0002R.gif https://www.kids-price.ru/contentimg/pic505/size1/dvd_821070.jpg https://s45.radikal.ru/i110/0902/b7/9125a044d857.jpg https://darjakaisa.ru/uploads/posts/2009-10/1254487565_111.jpg https://read.ru/covers_rr/b/68/86/78668.jpg https://i019.radikal.ru/0908/4f/a271a91c2ef0.jpg https://muzon.org/uploads/posts/2009-01/1233265689_basni.jpg https://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_305.jpg https://www.proza.ru/pics/2011/04/05/1426.jpg https://school.covcheg.org/uploads/posts/2008-02/1203184272_3b_krylov_kvartet.gif https://sales-books.by.ru/images/big/krilov/krilov01.jpg https://img.labirint.ru/images/books4/168657/scrn_big_1.jpg https://www.foxdesign.ru/fox/img/fox03b.jpg https://www.uchmag.ru/upload/catalog/posob/_/v/_v-77_cover_image.jpeg https://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_052.jpg
Бесплатно
Общая информация
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokam-literaturnogo-chteniya-basni-krilova-725121.html
Пчёлы и мёд в баснях И. А. Крылова
Если внимательно прочитать басни И. А. Крылова о пчёлах, то сразу становится понятно, какие человеческие пороки высмеивает автор. В баснях Ивана Андреевича показана хищническая практика социальных “верхов” и их паразитическая мораль.
Мне, пчеловоду, приятно осознавать, что пчела у Ивана Андреевича – положительный персонаж, представительница порядочных слоёв общества. В отличие от хищников, которые “богаты иль когтем, иль зубком”, она символизирует нравственное превосходство народных масс.
Один из самых почитаемых образов у Крылова – трудолюбивая пчела, за которой скрывается сам народ, а мухи, пауки – тунеядцы, расхитители народного добра.
Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец XIX века. В баснях Крылова отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость, русский дух и характер. Многие выражения из басен Крылова стали пословицами, поговорками.
Безнаказанное казнокрадство, зло высмеяно Крыловым в басне “Медведь у пчёл”, где “надсмотрщик за ульями” – Медведь “потаскал весь мёд в свою берлогу”, и хотя “по форме нарядили суд” и Мишке дали отставку, старый плут прекрасно переждал зиму в тёплой берлоге…
Медведь у Пчел
Когда-то, о весне, зверями
В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями,
Хоть можно б выбрать тут другого поверней,
Затем что к меду Мишка падок,
Так не было б оглядок;
Да, спрашивай ты толку у зверей!
Кто к ульям ни просился,
С отказом отпустили всех,
И, как на смех,
Тут Мишка очутился.
Ан вышел грех:
Мой Мишка потаскал весь мед в свою берлогу.
Узнали, подняли тревогу,
По форме нарядили суд,
Отставку Мишке дали
И приказали,
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.
Решили, справили, скрепили;
Но меду все не воротили.
А Мишенька и ухом не ведет:
Со светом Мишка распрощался,
В берлогу теплую забрался,
И лапу с медом там сосет
Да у моря погоды ждет.
Муха и Пчела.
В саду, весной, при легком ветерке,
На тонком стебельке
Качалась Муха, сидя,
И, на цветке Пчелу увидя,
Спесиво говорит: “Уж как тебе не лень
С утра до вечера трудиться целый день!
На месте бы твоем я в сутки захирела.
Вот, например, мое
Так, право, райское житье!
За мною только лишь и дела,
Летать по балам, по гостям.
И молвить, не хвалясь, мне в городе знакомы
Вельмож и богачей все домы.
Когда б ты видела, как я пирую там!
Где только свадьба, именины,—
Из первых я уж верно тут.
И ем с фарфоровых богатых блюд,
И пью из хрусталей блестящих сладки вины,
И прежде всех гостей
Беру, что вздумаю, из лакомых сластей;
Притом же, жалуя пол нежной,
Вкруг молодых красавиц вьюсь
И отдыхать у них сажусь
На щечке розовой иль шейке белоснежной”. –
“Всё это знаю я», – ответствует Пчела.
“Но и о том дошли мне слухи,
Что никому ты не мила,
Что на пирах лишь морщатся от Мухи,
Что даже часто, где, покажешься ты в дом,
Тебя гоняют со стыдом”. –
“Вот”, – Муха говорит: “гоняют! Что́ ж такое?
Коль выгонят в окно, так я влечу в другое”.
Орел и пчела
Счастлив, кто на чреде трудится знаменитой,
Ему и то уж силы придает,
Что подвигов его свидетель целый свет.
Но сколь и тот почтен, кто, в низости сокрытый,
За все труды, за весь потерянный покой
Ни славою, ни почестьми не льстится,
И мыслью оживлен одной,
Что к пользе общей он трудится.
Увидя, как Пчела хлопочет вкруг цветка,
Сказал Орел однажды ей с презреньем:
“Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
Вас в улье тысячи все лето лепят сот.
Да кто же после разберет
И отличит твои работы?
Я, право, не пойму охоты:
Трудиться целый век и что ж иметь в виду?..
Безвестной умереть со всеми наряду!
Какая разница меж нами!
Когда, расширяся шумящими крылами,
Ношуся я под облаками,
То всюду рассеваю страх:
Не смеют от земли пернатые подняться,
Не дремлют пастухи при тучных их стадах;
Ни лани быстрые не смеют на полях,
Меня завидя, показаться”.
Пчела ответствует: “Тебе хвала и честь!
Да продлит над тобой Зевес свои щедроты!
А я, родясь труды для общей пользы несть,
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть”.
Пчела и Мухи
Две Мухи собрались лететь в чужие краи,
И стали подзывать с собой туда Пчелу
Им насказали попугаи
О дальних сторонах большую похвалу.
Притом же им самим казалося обидно,
Что их на родине своей
Везде гоняют из гостей;
И даже до чего (как людям-то не стыдно,
И что они за чудаки!),
Чтоб поживиться им не дать сластями
За пышными столами,
Придумали от них стеклянны колпаки;
А в хижинах на них злодеи пауки.
“Путь добрый вам,- Пчела на это отвечала,-
А мне
И на моей приятно стороне.
От всех за соты я любовь себе Сыскала –
От поселян и до вельмож.
Но вы летите,
Куда хотите!
Везде вам будет счастье тож.
Не будете, друзья, нигде, не быв полезны,
Вы ни почтенны, ни любезны.
А рады пауки лишь будут вам
И там”.
***
Кто с пользою отечеству трудится,
Тот с ним легко не разлучится;
А кто полезным быть способности лишен,
Чужая сторона тому всегда приятна.
Не бывши гражданин, там мене презрен он,
И никому его там праздность не досадна.
Паук и Пчела
Завистливый Паук
На барыши купца прельстился;
Задумал на продажу ткать,
Купца затеял подорвать
И лавочку открыть в окошке сам решился.
Основу основал, проткал насквозь всю ночь,
Поставил свой товар на диво,
Засел, надувшися, спесиво,
От лавки не отходит прочь
И думает: лишь только день настанет,
То всех покупщиков к себе он переманит.
Вот день настал: но что ж? Проказника метлой
Смели и с лавочкой долой.
Паук мой бесится с досады.
“Вот,- говорит,- жди праведной награды!
На весь я свет пошлюсь, чье тонее тканье:
Купцово иль мое?” –
“Твое: кто в этом спорить смеет?”
Пчела ответствует: “Известно то давно;
Да что́ в нем проку, коль оно
Не одевает и не греет?”
Источник: https://doroshenkoaa.ru/pchelovodnaya-khrestomatiya/pchely-i-med-v-basnyakh-i-a-krylova