Мораль басни “медведь у пчел” крылова (анализ, суть, смысл)

Пчёлы и мёд в баснях И

Если внимательно прочитать басни И. А. Крылова о пчёлах, то сразу становится понятно, какие человеческие пороки высмеивает автор. В баснях Ивана Андреевича показана хищническая практика социальных “верхов” и их паразитическая мораль.

Мне, пчеловоду, приятно осознавать, что пчела у Ивана Андреевича – положительный персонаж, представительница порядочных слоёв общества. В отличие от хищников, которые “богаты иль когтем, иль зубком”, она символизирует нравственное превосходство народных масс.

Один из самых почитаемых образов у Крылова – трудолюбивая пчела, за которой скрывается сам народ, а мухи, пауки – тунеядцы, расхитители народного добра.

Обратите внимание
Важно

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец XIX века. В баснях Крылова отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость, русский дух и характер. Многие выражения из басен Крылова стали пословицами, поговорками.

[/su_box]

Безнаказанное казнокрадство, зло высмеяно Крыловым в басне “Медведь у пчёл”, где “надсмотрщик за ульями” – Медведь “потаскал весь мёд в свою берлогу”, и хотя “по форме нарядили суд” и Мишке дали отставку, старый плут прекрасно переждал зиму в тёплой берлоге…

Медведь у Пчел

Когда-то, о весне, зверями

В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями,

Хоть можно б выбрать тут другого поверней,

Затем что к меду Мишка падок,

Так не было б оглядок;

Да, спрашивай ты толку у зверей!

Кто к ульям ни просился,

С отказом отпустили всех,

Тут Мишка очутился.

Мой Мишка потаскал весь мед в свою берлогу.

Узнали, подняли тревогу,

По форме нарядили суд,

Отставку Мишке дали

Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.

Решили, справили, скрепили;

Но меду все не воротили.

А Мишенька и ухом не ведет:

Со светом Мишка распрощался,

В берлогу теплую забрался,

И лапу с медом там сосет

Да у моря погоды ждет.

Муха и Пчела

В саду, весной, при легком ветерке,

На тонком стебельке

Качалась Муха, сидя,

И, на цветке Пчелу увидя,

Спесиво говорит: “Уж как тебе не лень

С утра до вечера трудиться целый день!

На месте бы твоем я в сутки захирела.

Вот, например, мое

Так, право, райское житье!

За мною только лишь и дела,

Летать по балам, по гостям.

И молвить, не хвалясь, мне в городе знакомы

Вельмож и богачей все домы.

Когда б ты видела, как я пирую там!

Где только свадьба, именины,—

Из первых я уж верно тут.

И ем с фарфоровых богатых блюд,

И пью из хрусталей блестящих сладки вины,

И прежде всех гостей

Беру, что вздумаю, из лакомых сластей;

Притом же, жалуя пол нежной,

Вкруг молодых красавиц вьюсь

И отдыхать у них сажусь

На щечке розовой иль шейке белоснежной”. –

“Всё это знаю я», – ответствует Пчела.

“Но и о том дошли мне слухи,

Что никому ты не мила,

Что на пирах лишь морщатся от Мухи,

Что даже часто, где, покажешься ты в дом,

Коль выгонят в окно, так я влечу в другое”.

Орел и пчела

Счастлив, кто на чреде трудится знаменитой,

Ему и то уж силы придает,

Что подвигов его свидетель целый свет.

Но сколь и тот почтен, кто, в низости сокрытый,

За все труды, за весь потерянный покой

Ни славою, ни почестьми не льстится,

И мыслью оживлен одной,

Что к пользе общей он трудится.

Увидя, как Пчела хлопочет вкруг цветка,

Сказал Орел однажды ей с презреньем:

“Как ты, бедняжка, мне жалка,

Со всей твоей работой и с уменьем!

Вас в улье тысячи все лето лепят сот.

Да кто же после разберет

И отличит твои работы?

Я, право, не пойму охоты:

Трудиться целый век и что ж иметь в виду.

Безвестной умереть со всеми наряду!

Какая разница меж нами!

Когда, расширяся шумящими крылами,

Ношуся я под облаками,

То всюду рассеваю страх:

Не смеют от земли пернатые подняться,

Не дремлют пастухи при тучных их стадах;

Ни лани быстрые не смеют на полях,

Меня завидя, показаться”.

Пчела ответствует: “Тебе хвала и честь!

Да продлит над тобой Зевес свои щедроты!

А я, родясь труды для общей пользы несть,

Не отличать ищу свои работы,

Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,

Что в них и моего хоть капля меду есть”.

Пчела и Мухи

Две Мухи собрались лететь в чужие краи,

И стали подзывать с собой туда Пчелу

Им насказали попугаи

О дальних сторонах большую похвалу.

Притом же им самим казалося обидно,

Что их на родине своей

Везде гоняют из гостей;

И даже до чего (как людям-то не стыдно,

И что они за чудаки!),

Чтоб поживиться им не дать сластями

За пышными столами,

Придумали от них стеклянны колпаки;

А в хижинах на них злодеи пауки.

“Путь добрый вам,- Пчела на это отвечала,-

И на моей приятно стороне.

От всех за соты я любовь себе Сыскала –

От поселян и до вельмож.

Везде вам будет счастье тож.

Не будете, друзья, нигде, не быв полезны,

Вы ни почтенны, ни любезны.

А рады пауки лишь будут вам

Кто с пользою отечеству трудится,

Тот с ним легко не разлучится;

А кто полезным быть способности лишен,

Чужая сторона тому всегда приятна.

Не бывши гражданин, там мене презрен он,

И никому его там праздность не досадна.

Паук и Пчела

На барыши купца прельстился;

Задумал на продажу ткать,

Купца затеял подорвать

И лавочку открыть в окошке сам решился.

Основу основал, проткал насквозь всю ночь,

Поставил свой товар на диво,

Засел, надувшися, спесиво,

От лавки не отходит прочь

И думает: лишь только день настанет,

То всех покупщиков к себе он переманит.

Вот день настал: но что ж? Проказника метлой

Читайте также:  Капитан тимохин в романе "война и мир": образ и характеристика, рота тимохина, подвиг тимохина

Смели и с лавочкой долой.

Паук мой бесится с досады.

“Вот,- говорит,- жди праведной награды!

На весь я свет пошлюсь, чье тонее тканье:

“Твое: кто в этом спорить смеет?”

Пчела ответствует: “Известно то давно;

Источник: https://rus-poetry.ru/pchyoly-i-myod-v-basnyah-i/

Найдите фразеологизмы в басне «Медведь у Пчел» И. Крылова. Как вы понимаете их значение?

5-9 класс

‎Когда-то, о весне, зверями В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями, Хоть можно б выбрать тут другого поверней ‎Затем, что к меду Мишка падок, ‎Так не было б оглядок; ‎Да, спрашивай ты толку у зверей! ‎Кто к ульям ни просился, ‎С отказом отпустили всех, ‎И, как на-смех, ‎Тут Мишка очутился.

‎Ан вышел грех: Мой Мишка потаскал весь мед в свою берлогу. ‎Узнали, подняли тревогу, ‎По форме нарядили суд, ‎Отставку Мишке дали ‎И приказали, Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. ‎Решили, справили, скрепили; ‎Но меду всё не воротили.

А Мишенька и ухом не ведет: ‎Со светом Мишка распрощался, ‎В берлогу теплую забрался ‎И лапу с медом там сосет,

‎Да у моря погоды ждет.

1. Ухом не ведёт.
2. У моря погоды ждёт.

поднять тревогу – дать сигнал об опасностидать отставку -уволитьи ухом не ведет – необращает внимания, не волнуется, не беспокоитсяу моря погоды ждет – проводит время в праздностивышел грех – случилось несчастье, неприятностьпадок на… (мед) – очень любит что-либо ( в данном случае мед)

Ответить

Naofic / 23 февр. 2016 г., 8:12:51

10 наречий из произведения тарас бульба

Babika132 / 23 февр. 2016 г., 3:02:20

Чуть-фонетический разбор пожалуйста))

Kisada021 / 22 февр. 2016 г., 16:30:28

(Земляное или земное) укрепление, цивилизация, поверхность, ось, кора, насыпь, плотина, красота, крыша, существование, зверёк, груша, черви.

Archi121 / 22 февр. 2016 г., 12:41:53

Что значит выражение теряешь момент?

Olleschik / 22 сент. 2014 г., 16:01:09

Найдите фразеологизмы в басне Крылова .

Когда-то, о весне, зверями

В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями,

Хоть можно б выбрать тут другого поверней,

Затем что к меду Мишка падок,

Так не было б оглядок;

Да, спрашивай ты толку у зверей!

Кто к ульям ни просился,

С отказом отпустили всех,

И, как на смех,

Тут Мишка очутился.

Ан вышел грех:

Мой Мишка потаскал весь мед в свою берлогу.

Узнали, подняли тревогу,

По форме нарядили суд,

Отставку Мишке дали

И приказали,

Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.

Решили, справили, скрепили;

Но меду все не воротили.

А Мишенька и ухом не ведет:

Со светом Мишка распрощался,

В берлогу теплую забрался,

И лапу с медом там сосет

Да у моря погоды ждет.

Вы находитесь на странице вопроса “Найдите фразеологизмы в басне «Медведь у Пчел» И. Крылова. Как вы понимаете их значение?“, категории “русский язык“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “русский язык“.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/3820710_najdite-frazeologizmy-v-basne-medved-u-pcel-i-krylova-kak-vy-ponimaete-ih-znacenie/

Презентация к урокам литературного чтения “Басни Крылова”

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Тема: «Басни И.А.Крылова» ГБОУ гимназия №45 г.Москвы учитель начальных классов Белякова Ирина Игоревна
2 слайд Описание слайда:

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)
3 слайд Описание слайда:

Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера.

Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре.

Важно

Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочесть имя справа налево сразу все будет понятно.

4 слайд Описание слайда:

В 1809 году опубликована первая книга басен.


5 слайд Описание слайда:

Награждения 27 марта 1820 года Крылову вручен орден святого Владимира 4-й степени.   12 января 1823 года Российская академия вручила И.А. Крылову золотую медаль.


6 слайд Описание слайда:

В Летнем саду, на площадке перед “Чайным домиком”, стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову, созданный скульптором П.Клодтом на частные пожертвования. Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен “Квартет”, “Лиса и виноград”, “Мартышка и очки” и многих других. Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов.

Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

7 слайд Описание слайда:

Памятник И.А.Крылову
8 слайд Описание слайда:

Последние годы Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года.

Все считали, что он умер от обжорства, а на самом деле от двухстороннего воспаления лёгких. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро–Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И.А.

Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».


9 слайд Описание слайда:

Что такое Басня? Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Совет

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Читайте также:  Сравнительная характеристика павла петровича кирсанова и базарова в романе "отцы и дети" (таблица)
10 слайд
11 слайд Описание слайда:

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. И.А.Крылов написал более 200 басен.

Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале.

Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.


12 слайд Описание слайда:

Игра-викторина
13 слайд Описание слайда:

Конкурс «Назови басни» Басни о лисе: «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»

14 слайд Описание слайда:

Басни о волке: «Волк и ягненок» «Волк на псарне» «Лев и волк» «Волк и мышонок» «Волк и Пастухи» «Волк и Журавль»
15 слайд Описание слайда:

Басни о медведе: «Квартет» «Медведь у пчел» «Пустынник и медведь» «Трудолюбивый медведь» «Крестьянин и работник»
16 слайд Описание слайда:

Басни об обезьяне: «Зеркало и обезьяна» «Мартышка и очки» «Обезьяна» «Квартет»
17 слайд Описание слайда:

Конкурс «Назовите героя» Кто сказал эти слова? «Голубушка, как хороша! Ну, что за шейка, что за глазки!» (Лисица. «Ворона и Лисица») «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву» (Волк. «Волк и Ягненок»)
18 слайд Описание слайда:

«Ларец с секретом, Так, он и без замка. А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и ларчик вам открою: В механике и я чего – нибудь да стою» (Механик – мудрец. «Ларчик») «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (Мартышка. «Квартет» «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть Кур красть?!» (Крестьянин. «Крестьянин и Лисица»)
19 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Конкурс «Чьи это слова?» К кому обращены эти слова? «Соседка, перестать срамится, – Ей Шавка говорит, – тебе ль с слоном возится?!» (К Моське. «Слон и Моська») «Изрядно, – говорит, сказать несложно, Тебя без скуки слушать можно, А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом, Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». (К Соловью, «Осел и Соловей»)

20 слайд Описание слайда:

«Ведь это дереву вредит, – Ей с Дубу ворон говорит, – Коль корни обнажишь, оно засохнуть может» (К Свинье, «Свинья под дубом») «Соседушка, я сыт по горло» (К Демьяну. «Демьянова уха») «Послушай, – говорит, – коль ты умней не будешь, То дерзость не всегда легко тебе пройдет. На сей раз бог простит; но берегись вперед И знай, с кем шутить!» (К Мальчику. «Мальчик и змея»)
21 слайд Описание слайда:

Конкурс «Мораль сей басни такова» – В какой басне была такая мораль? «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица») «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад» («Щука и Кот»)
22 слайд Описание слайда:

«Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться» («Ларчик») «Вперед чужой беде Не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь») «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Щука, Рак»)
23 слайд Описание слайда:

Конкурс «Крылатые слова» Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои И.А.Крылова. Вспомните их и назовите басни, из которых эти строки: «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок») «Сильнее кошки зверя нет» («Мышь и Крыса») «А ларчик просто открывался» («Ларчик») «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)
24 слайд Описание слайда:

Источники информации: https://www.kostyor.ru/images0/biogr/krylov.jpg https://spbfoto.spb.ru/foto/data/media/4/kryl2.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c8/Krylov_Grave_Summer.jpg/450px-Krylov_Grave_Summer.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6e/Patrponds.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2a/Krylov_summer_garden.jpg/450px-Krylov_summer_garden.jpg https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 https://voicebook.ru/uploads/posts/2009-09/1254318710_2.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/80/RR5110-0002R.gif https://www.kids-price.ru/contentimg/pic505/size1/dvd_821070.jpg https://s45.radikal.ru/i110/0902/b7/9125a044d857.jpg https://darjakaisa.ru/uploads/posts/2009-10/1254487565_111.jpg https://read.ru/covers_rr/b/68/86/78668.jpg https://i019.radikal.ru/0908/4f/a271a91c2ef0.jpg https://muzon.org/uploads/posts/2009-01/1233265689_basni.jpg https://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_305.jpg https://www.proza.ru/pics/2011/04/05/1426.jpg https://school.covcheg.org/uploads/posts/2008-02/1203184272_3b_krylov_kvartet.gif https://sales-books.by.ru/images/big/krilov/krilov01.jpg https://img.labirint.ru/images/books4/168657/scrn_big_1.jpg https://www.foxdesign.ru/fox/img/fox03b.jpg https://www.uchmag.ru/upload/catalog/posob/_/v/_v-77_cover_image.jpeg https://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_052.jpg
Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokam-literaturnogo-chteniya-basni-krilova-725121.html

Пчёлы и мёд в баснях И. А. Крылова

Если внимательно прочитать басни И. А. Крылова о пчёлах, то сразу становится понятно, какие человеческие пороки высмеивает автор. В баснях Ивана Андреевича показана хищническая практика социальных “верхов” и их паразитическая мораль.

Мне, пчеловоду, приятно осознавать, что пчела у Ивана Андреевича – положительный персонаж, представительница порядочных слоёв общества. В отличие от хищников, которые “богаты иль когтем, иль зубком”, она символизирует нравственное превосходство народных масс.

Один из самых почитаемых образов у Крылова – трудолюбивая пчела, за которой скрывается сам народ, а мухи, пауки – тунеядцы, расхитители народного добра.

Читайте также:  История жизни раневской в пьесе "вишневый сад" чехова: судьба и прошлое героини

Обратите внимание
Важно

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец XIX века. В баснях Крылова отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость, русский дух и характер. Многие выражения из басен Крылова стали пословицами, поговорками.

[/su_box]

Безнаказанное казнокрадство, зло высмеяно Крыловым в басне “Медведь у пчёл”, где “надсмотрщик за ульями” – Медведь “потаскал весь мёд в свою берлогу”, и хотя “по форме нарядили суд” и Мишке дали отставку, старый плут прекрасно переждал зиму в тёплой берлоге…

Медведь у Пчел

Когда-то, о весне, зверями

В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями,

Хоть можно б выбрать тут другого поверней,

Затем что к меду Мишка падок,

Так не было б оглядок;

Да, спрашивай ты толку у зверей!

Кто к ульям ни просился,

С отказом отпустили всех,

И, как на смех,

Тут Мишка очутился.

Ан вышел грех:

Мой Мишка потаскал весь мед в свою берлогу.

Узнали, подняли тревогу,

По форме нарядили суд,

Отставку Мишке дали

И приказали,

Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.

Решили, справили, скрепили;

Но меду все не воротили.

А Мишенька и ухом не ведет:

Со светом Мишка распрощался,

В берлогу теплую забрался,

И лапу с медом там сосет

Да у моря погоды ждет.

Муха и Пчела.

В саду, весной, при легком ветерке,

На тонком стебельке

Качалась Муха, сидя,

И, на цветке Пчелу увидя,

Спесиво говорит: “Уж как тебе не лень

С утра до вечера трудиться целый день!

На месте бы твоем я в сутки захирела.

Вот, например, мое

Так, право, райское житье!

За мною только лишь и дела,

Летать по балам, по гостям.

И молвить, не хвалясь, мне в городе знакомы

Вельмож и богачей все домы.

Когда б ты видела, как я пирую там!

Где только свадьба, именины,—

Из первых я уж верно тут.

И ем с фарфоровых богатых блюд,

И пью из хрусталей блестящих сладки вины,

И прежде всех гостей

Беру, что вздумаю, из лакомых сластей;

Притом же, жалуя пол нежной,

Вкруг молодых красавиц вьюсь

И отдыхать у них сажусь

На щечке розовой иль шейке белоснежной”. –

“Всё это знаю я», – ответствует Пчела.

“Но и о том дошли мне слухи,

Что никому ты не мила,

Что на пирах лишь морщатся от Мухи,

Что даже часто, где, покажешься ты в дом,

Тебя гоняют со стыдом”. –

“Вот”, – Муха говорит: “гоняют! Что́ ж такое?

Коль выгонят в окно, так я влечу в другое”.

Орел и пчела

Счастлив, кто на чреде трудится знаменитой,

Ему и то уж силы придает,

Что подвигов его свидетель целый свет.

Но сколь и тот почтен, кто, в низости сокрытый,

За все труды, за весь потерянный покой

Ни славою, ни почестьми не льстится,

И мыслью оживлен одной,

Что к пользе общей он трудится.

Увидя, как Пчела хлопочет вкруг цветка,

Сказал Орел однажды ей с презреньем:

“Как ты, бедняжка, мне жалка,

Со всей твоей работой и с уменьем!

Вас в улье тысячи все лето лепят сот.

Да кто же после разберет

И отличит твои работы?

Я, право, не пойму охоты:

Трудиться целый век и что ж иметь в виду?..

Безвестной умереть со всеми наряду!

Какая разница меж нами!

Когда, расширяся шумящими крылами,

Ношуся я под облаками,

То всюду рассеваю страх:

Не смеют от земли пернатые подняться,

Не дремлют пастухи при тучных их стадах;

Ни лани быстрые не смеют на полях,

Меня завидя, показаться”.

Пчела ответствует: “Тебе хвала и честь!

Да продлит над тобой Зевес свои щедроты!

А я, родясь труды для общей пользы несть,

Не отличать ищу свои работы,

Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,

Что в них и моего хоть капля меду есть”.

Пчела и Мухи

Две Мухи собрались лететь в чужие краи,

И стали подзывать с собой туда Пчелу

Им насказали попугаи

О дальних сторонах большую похвалу.

Притом же им самим казалося обидно,

Что их на родине своей

Везде гоняют из гостей;

И даже до чего (как людям-то не стыдно,

И что они за чудаки!),

Чтоб поживиться им не дать сластями

За пышными столами,

Придумали от них стеклянны колпаки;

А в хижинах на них злодеи пауки.

“Путь добрый вам,- Пчела на это отвечала,-

А мне

И на моей приятно стороне.

От всех за соты я любовь себе Сыскала –

От поселян и до вельмож.

Но вы летите,

Куда хотите!

Везде вам будет счастье тож.

Не будете, друзья, нигде, не быв полезны,

Вы ни почтенны, ни любезны.

А рады пауки лишь будут вам

И там”.

***

Кто с пользою отечеству трудится,

Тот с ним легко не разлучится;

А кто полезным быть способности лишен,

Чужая сторона тому всегда приятна.

Не бывши гражданин, там мене презрен он,

И никому его там праздность не досадна.

Паук и Пчела

Завистливый Паук

На барыши купца прельстился;

Задумал на продажу ткать,

Купца затеял подорвать

И лавочку открыть в окошке сам решился.

Основу основал, проткал насквозь всю ночь,

Поставил свой товар на диво,

Засел, надувшися, спесиво,

От лавки не отходит прочь

И думает: лишь только день настанет,

То всех покупщиков к себе он переманит.

Вот день настал: но что ж? Проказника метлой

Смели и с лавочкой долой.

Паук мой бесится с досады.

“Вот,- говорит,- жди праведной награды!

На весь я свет пошлюсь, чье тонее тканье:

Купцово иль мое?” –

“Твое: кто в этом спорить смеет?”

Пчела ответствует: “Известно то давно;

Да что́ в нем проку, коль оно

Не одевает и не греет?”

Источник: https://doroshenkoaa.ru/pchelovodnaya-khrestomatiya/pchely-i-med-v-basnyakh-i-a-krylova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]