Мораль басни “петух и жемчужное зерно” крылова (анализ, суть, смысл)

Басни Крылова и их аллегорический смысл

Благодаря своим комедийным, лирическим и сатирическим произведениям, Иван Андреевич Крылов занял почетное место среди великих литераторов 18- 19 века. Но славу «народного мудреца» писатель заслужил исключительно благодаря своим знаменитым басням.

Крылов обладал уникальной способностью, будучи представителем дворянства, смотреть на события, происходящие в государстве, в том числе и на феодально–крепостнический строй, глазами простого народа. Его сатира беспощадна к алчным личностям, необразованным людям, угнетающих низшие слои населения.

«Ворона и лисица»

В басне «Ворона и лисица» Крылов уличает такой порок человечества как лесть. Неразумная ворона, которая раздобыла ля себя кусок сыра, не устояла перед одами в свой адрес, сочиненными хитрой лисицей. Для того чтобы согласиться с мнением лисы о собственной неотразимости, ворона раскрыла рот – кусок сыра упал прямо в лапы хитрого зверя.

Автор учит нас не верить лестным словам, которые могут оказаться простым обманом неприятеля. Крылов сатирически высмеивает самовлюбленных людей, которыми легко манипулировать при помощи похвалы и лести. 

«Кукушка и петух»

Еще один порок – лицемерие, попал под сатирический прицел Крылова в басне «Кукушка и петух». Петух начал хвалить кукушку за ее райское пение, подчеркивая, что никогда в жизни не слышал более красивого голоса птицы. Кукушка не замедлила с ответом и также похвалила петуха, говоря ему о том, что он поет лучше, нежели райские птицы.

Эту картину наблюдал соловей – птица, которая действительно красиво поет. Набравшись смелости, соловей заявил, что у них обоих ужасные голоса, а хвалят они друг друга безосновательно. Действительно, лицемерие часто присуще людям. Без должной искренности мы начинаем ложно хвалить человека, и получаем в свой адрес такой же набор ответной сладкой и приятной лжи.

«Волк и Ягненок»

Данная басня – это отражение крепостнических отношений в России. Сильные и властные люди (прототипы волка) ищут пути, как получить выгоду от простых беззащитных крестьян (прототипы ягненка). В конечном итоге, не найдя логических объяснений будущим противозаконным действиям, угнетатели выставляют главной причиной собственное желание.

«Демьянова уха»

Остро и сатирично в басне «Демьянова уха» автор высмеивает людей, которые, не считаясь с чужими интересами, навязывают другим людям свои идеи. В частности, Крылов имел в виду бездарных писателей, уверенных в своей гениальности, которые заставляют других людей хвалить собственные произведения, тем самым убеждаясь в своих творческих способностях.

«Петух и жемчужное зерно»

В басне «Петух и жемчужное зерно» автор критикует глупых людей, мещанство, которые не замечают истинных ценностей жизни, гоняться только за земными благами.

Многие люди, не понимая смысл и ценность вещей, сразу отправляют их в разряд пустых и ненужных.

Крылов ударяет сатирой по человеческому невежеству и ограниченности, заставляя читателя задуматься о том, не присущи ли ему подобные качества.

«Тришкин кафтан»

В своем произведении, Крылов поднимает весьма актуальный для своего вопрос обедневших помещиков. Чтобы раскрыть смысл басни обратимся к истории. В период, предшествующий воне 1812 года, многие помещики обеднели из-за того, что привыкли жить на «широкую ногу».

Чтобы не ограничивать себя в возможности веселиться и гулять, они начали массово закладывать в залог свои поместья, чтобы получить кредитные средства. Прогуливая все деньги, помещики не могли выплатить необходимые проценты и лишались своих имений. Именно такие расточительные дворяне и стали прототипам Тришки, который чинил свой кафтан неразумно, и в итоге остался вовсе без него.

Аллегорический смысл басни

Прототипами большинства басней Крылова служили реальные исторические личности, включая правящих монархов. Аллегория басен позволяет сохранить конфиденциальность, но прямо дать намек на то, о каком именно человеке идет речь. Аллегория людей и животных позволяет придать личностям свойства, характерные для зверей: хитрость лисы, самовлюбленность петуха, хищность волка.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Рассказ, новелла и повесть как эпические жанры: роль художественной детали
Следующая тема:   Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/krylov-basni-allegoricheskii-smysl-basen

Басня Крылова Петух и Жемчужное зерно

Петух и Жемчужное зерно рисунок

Навозну кучу разрывая,Петух нашел Жемчужное ЗерноИ говорит: “Куда оно?Какая вещь пустая!Не глупо ль, что его высоко так ценят?А я бы, право, был гораздо боле радЗерну ячменному: оно не столь хоть видно,

Да сытно”.

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

Мораль басни Петух и Жемчужное зерно

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Петух и Жемчужное зерно

 Бывает, что у людей в рукахсокровище, а они не понимают этого.

Анализ басни Петух и Жемчужное зерно

 В этой басне хорошо показана категорийность мышления и система ценностей разных слоев населения. Что для одного человека является признаком элитарность и привилегии, то для другого сор, который не будет полезен в простой жизни.

Петух в этом произведении олицетворяет бедный класс или крестьян, которым нужно только пропитание и решение насущных сиюминутных проблем. Для него никакой ценности не имеет жемчужина, ее нельзя съесть, она не несет быстрой выгоды и не может насытить нашедшего.

А вот ячменное зерно смогло бы хоть немного утолить голод и имело бы большую ценность для петуха.

Обратите внимание

Вот и категорийность мышления, он не видит быстрой выгоды от жемчужины, для него она имеет не большую ценность, чем камушек. Для него мир разделяется на две категории «съедобное» и «несъедобное».

Даже если принять то, что петух является антропоморфным и живет в социуме, то его социальное положение очень низко, и скорей всего у него бы не вышло получить выгоду с продажи жемчужины. Далее он не видит в ней и эстетической ценности, она ему не нравится даже с виду и не является функциональной.

Ее невозможно применить в быту, она не является ни инструментом, ни столовой принадлежностью. Нельзя в этом винить петуха, носить он ее не будет, продавать тоже.

Что еще остается ему делать с жемчужиной? Если взять военное и пост военное время, то кусок хлеба ценился намного больше чем любое украшение. Петух показан не только как недалекий, но и как более приспособленный к жизни практичный субъект.

Автор поднимает более философскую проблему, что, даже найдя, что-то ценное в реальной жизни, будь то жемчужина или же великолепный философский трактат. Простой обыватель не сможет понять всей ценности вещи, на которую наткнулся случайно. Для него имела бы ценность, то, что его окружает в простой жизни.

Читайте также:  Сорин в пьесе "чайка" чехов: образ, характеристика, описание

Краткое содержание

Копаясь в куче навоза, петух находит зерно жемчуга. Но так как оно ему без надобности, говорит, что лучше бы нашел зерно ячменное.

Герои басни (персонажи)

  • Петух
  • Зерно жемчуга
  • Навозная куча

Слушать Басню Крылова Петух и Жемчужное зерно

 текст читает И. Козлов

Другие Басни этого автора

← Кошка и соловей↑ Басни КрыловаДве собаки →

Несколько интересных Басен

Источник: http://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-petux-i-zhemchuzhnoe-zerno

Басня Крылова

Искусство и развлечения 14 июля 2015

Обычно не вызывает затруднений толкование такого небольшого произведения, как басня Крылова. «Петух и жемчужное зерно» здесь не исключение, но если у кого-то вдруг в процессе интерпретации возникли проблемы, то мы предлагаем ознакомиться с нашим пониманием этого текста.

Сюжет

Петух копался в навозной куче и обнаружил жемчужное зерно. Герой не понял, что в руки (или в крылья) ему попало сокровище, и стал жаловаться на судьбу и говорить, что он был бы больше рад съедобной находке, и вообще, жемчуг – предмет пустой и бесполезный.

Иван Андреевич бережно относился к нервам читателя, поэтому в последних двух строчках произведения (имеется в виду басня) Крылова «Петух и жемчужное зерно» помещена мораль.

Мораль

Когда человек не разбирается в чем-либо, то даже если этот предмет нравится большинству, он не найдет в нем ничего важного, красивого и полезного. Скорее уж, он объявит вещь (или явление) хламом, причем сделает это непременно громко и во всеуслышание, чтобы показать свою «осведомленность».

Нетрудно понять, на кого направлены критические стрелы автора. Басня Крылова «Петух и жемчужное зерно» изобличает невежд. Они не желают знать ничего нового, не обладают любопытством изучить неведомое и при этом стремятся выдать свое невежество за «особое мнение».

Видео по теме

И.А. Крылов и Сократ

Аналогия напрашивается, не так ли? Только мудрец может открыто признать свою невежественность в каком-то вопросе. Сократ говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Почему грек относился к себе без должного почтения? Все очень просто: чем больше человек знает, тем больше он понимает, как мало на самом деле он знает. Сфера незнания расширяется вместе со сферой знания, причем первая значительно больше, чем вторая, и процесс расширения этих пространств в потенциале бесконечен.

Но то, что очевидно для мудреца, является тайной, покрытой мраком, для невежды. А басня Крылова «Петух и жемчужное зерно» рассказывает не о мудреце.

Почему люди упорствуют в своем заблуждении?

Конечно, ясно, что человеком должны управлять благородные мотивы (стремление к истине, например), но на самом деле он безраздельно отдан во власть страха, человек его раб.

Если мы вспомним, то на протяжении большей части своей жизни мы боимся: сначала «бабаек» в темном углу, потом того, что провалим экзамен (в школе, институте), затем – что не найдем работу, потом – что не выплатим кредит.

И наконец, кто-то просто боится смерти, внезапной гибели.

Люди настолько привыкают к страху, что он отравляет даже такое чудесное занятие, как познание. Человек даже здесь не может отрастить крылья и оторваться от земли, забыв печали земной юдоли, вместо этого он все время беспокоится даже о том, что ему неподвластно. Таков уж человек.

Важно

Но у большинства не такой рафинированный страх. Обычно люди очень боятся оказаться неправыми, ведь каждый мнит, что его жизнь самая лучшая, а его опыт бесценен, и только мудрецам наплевать и на свою жизнь, и на опыт, и на свою правоту в глазах большинства, ибо их душа отдана познанию.

И все эти рассуждения только на первый взгляд кажутся далекими от того, что написал Крылов. «Петух и жемчужное зерно» (как и любая басня) – глубоко философское произведение, которое затрагивает сразу несколько пластов бытия.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/127112/

Калганова Татьяна | | Журнал «Литература» № 1/2006

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И.А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».

Используем приём сопоставления басен И.А. Крылова с литературным источником — баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».

Объясним, что сравнить литературные произведения — значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму.

Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.

Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.

Эзоп (VI в. до н.э)

Совет

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела: Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом.

Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настаёт; Стрекоза уж не поёт: И кому же в ум пойдёт На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползёт она: “Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!” “Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?” — Говорит ей Муравей.

“До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило”. “А, так ты…” — “Я без души Лето целое всё пела”. — “Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!”

Читайте также:  Отношение чацкого к крепостному праву в комедии "горе от ума" грибоедова

И.А. Крылов (1808)

Объясним учащимся значение слова “мурава” — трава, отсюда муравей; травушка-муравушка — народно-поэтическое выражение.

Примерные вопросы для анализа

— Почему эти басни можно сравнивать?

— Какая басня написана стихами, какая — прозой?

— Кто герои басен?

— Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

— Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

— Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?

— В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

Басня Эзопа написана прозой, Крылова — стихами. Герои — насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность.

У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле. Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

Обратите внимание

Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).

В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями.

— Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?

(С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)

— Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)

Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.

Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство — в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень — всё это отвлеченные понятия.

Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека — якорь и др.

Существует ещё одно название аллегории (иносказания) — эзопов язык.

Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.

Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.

— Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?

Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.

Важно

Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия.

Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира.

Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

— Сравните внешний вид волка и его речи.

— Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения?

— Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.

— Какими чертами обладает Ловчий?

Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).

Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии — место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.

Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:

Ты сер, приятель, а я сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…

Домашнее задание.

Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?

Закрепление изученного материала

можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).

— Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.

Петух и алмаз

Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))

Читайте также:  Образ и характеристика николеньки иртеньева в повести "юность" толстого: описание характера и внешности

Петух и Жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное зерно И говорит: “Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? А я бы, право, был гораздо боле рад Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно, Да сытно”. …………………………………………. Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

И.А. Крылов (1808)

Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Публикация статьи произведена при поддержке британского производителя климатической техники нового поколения компании Dantex Industries Ltd.

Совет

Когда речь заходит о холодильных машинах, применяемых для центрального кондиционирования производств, объектов инфраструктуры, коммерческой или жилой недвижимости, встает вопрос: какая же лучшая марка чиллеров – Trane, Dantex или другие, представленные на российском рынке? Ответ на этот вопрос вы можете получить, внимательно изучив технические характеристики и стоимость чиллеров или задав вопрос специалистам компании.

Источник: https://lit.1september.ru/article.php?ID=200600106

Петух и жемчужное зерно. И.А. Крылов. Басня

Из школьной программы
Ситуация, рассказанная в басне о петухе, нашедшем жемчужину, еще раз обращает наш взгляд на недалеких личностей, которые не находят смысла и необходимости в вещах, какие им не знакомы, и счищающих пустяком все, находящееся за границей их интересов и знаний.

 Мораль строк, написанных великим баснописцем, есть в том, что не нужно отрицать полезность чего- либо, что не входит в круг ваших интересов или обязанностей.

ПЕТУХ И ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО
Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.
Впервые напечатана в издании басен 1809 г.; написана не позднее конца 1808 г
Переработка басни Лафонтена “Петух и Жемчужина”, восходящей к басне Федра “Цыпленок к Жемчужине”

Петух и жемчужина (Лафонтен)

Петух взбег на навоз, а рыть начав тот вскоре,
Жемчужины вот он дорылся в оном соре.
Увидевши ее: “Что нужды, говорит,
Мне в этом дорогом, что глаз теперь мой зрит?
Желал бы лучше я найти зерно пшеницы,
Которую клюем дворовые мы птицы;
К тому ж мне на себе сей вещи не носить;
Да и не может та собой меня красить.
Итак, другим она пусть кажется любезна,
Но мне, хоть и блестит, нимало не полезна”.

1752

Петух к жемчужине (Федр)

       В навозной куче петушок молоденький,
Искав себе еду, нашел жемчужину.
«В негожее место,— молвил он,— попала ты!
Узнай о том умеющий ценить тебя —
Тотчас бы ты вернулась к блеску прежнему.
А в том, что я, кому еда стократ нужней,
Нашел тебя — нет пользы ни тебе, ни мне».
       Пишу для тех, кто не умел понять меня.

Перевод М. Гаспарова







…А вот ещё одна история приключившаяся с Иваном Андреевичем


Крылов любил бывать в гостях у писателя Алексея Алексеевича Перовского, где встречался с друзьями раз в неделю. Гостеприимный хозяин при конце вечера предлагал всегда гостям своим ужин. Садились немногие, в числе их всегда был Иван Андреевич.

Зашла речь о привычке ужинать. Одни говорили, что никогда не ужинают, другие — что перестали давно, третьи — что думают перестать.

Крылов, накладывая на свою тарелку кушанье, промолвил тут: “А я, как мне кажется, ужинать перестану в тот день, с которого не буду обедать”.

Источник: http://www.uskazok.ru/2015/08/petux-i-zhemchuzhnoe-zerno.html

Морали басен И.А.Крылова

Мораль басен Ивана Андреевича  Крылова. Данная презентация содержит моралиизвестных  басен И.А.Крылова с иллюстрациями  к каждой морали.  Мораль – это закон или…? Мораль басен И.А.Крылова продиктована самой жизнью. Жизнь – понятие разностороннее, но , однако, в жизни есть такие понятия, которые не подвластны времени. 

Мораль в баснях И.А. Крылова

Выполнила студентка 2 а группы

Краснова Марина

Мораль – это закон или…?

  • Мораль басен Крылова продиктована самой жизнью. Жизнь – понятие разностороннее, но, однако, в жизни есть такие понятия, которые не подвластны времени. Это честность, искренность, уважение и т. д. Из двух сотен басе Крылова уцелело только два десятка. Остальные 180 нашему времени уже не интересны, т. к. люди и события, осмеянные Крыловым, остались далеко в прошлом.

А ларчик просто открывался.

… Механик пуще рвётся.

Потел, потел; но наконец устал,

          От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался:

          А Ларчик просто открывался.

Мораль басни «Ларчик» выражена в начальном четверостишии:

                    Случается нередко нам

                    И труд и мудрость видеть там,

                    Где стоит только догадаться,

                             За дело просто

Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не в прок и в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Квартет

А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.

Лебедь, рак и щука

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука.

Мартышка и очки

К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь,- цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит: а ежели невежда познатней , так он её ещё и гонит.

Осёл и соловей

Обратите внимание

Избави Бог и нас от этаких судей(судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более).

Стрекоза и муравей

Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!

Волк и ягнёнок

У сильного всегда бессильный виноват…

Волк на псарне

И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.

Петух и Жемчужное зерно Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

Свинья под дубом

Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/morali-basien-i-a-krylova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector