Николенька Иртеньев
Лев Николаевич Толстой – создатель повести «Детство». Главным героем в ней выступает Николенька Иртеньев. Автор знакомит читателей с юными годами мальчика, раскрывая личность и мировосприятие персонажа и давая оценку поступкам. Писатель неспроста создал такой трогательный образ. Характеристика персонажа совпадала с его личным складом характера и биографией.
Николенька Иртеньев входит в число любопытных юных героев, таких как Илюша Снегирев, Коля Красоткин и Алеша Пешков.
История создания
Писатель Лев Толстой
Толстой, как и многие писатели, вел дневник. В него граф записывал размышления, мечты, нравственные уроки, которые ему преподносила жизнь.
Писатель не всегда был таким, каким помнят читатели. Образ почтенного старца, проповедующего жизнь в мире и любовь к Богу, он обрел после долгих лет размышлений и творчества.
Повесть «Детство» опубликованная в 1852 году, стала первым сочинением Толстого.
Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным действующим лицом повести и трилогии, которой она дала начало. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые не раз задавал себе.
Иллюстрация к повести Толстого “Детство”
Повествование ведется от первого лица. Таким образом автор дает возможность понять, что обсуждаемые события были важными для него и взяты из реальной жизни.
Повесть «Детство»
Автор знакомит с главным героем в первых же строках повести. Читатель видит спящего мальчика, за которым неустанно бдит его наставник. Мальчик растет в комфортных условиях. Несмотря на типичную для барчука избалованность и причуды, он проявляет доброту сердца и нежные чувства к окружающим.
Повесть знакомит публику с первыми годами жизни Николеньки.
Николенька Иртеньев
Мы получаем возможность сформировать представление об условиях, в которых взращивалось новое поколение помещиков и представителей светского общества.
Безнравственность и ханжество, пропагандируемые в социуме, очевидны на примере конкретного семейства.
Николенька Иртеньев отнюдь не красив. У него крупноватый нос и пухлые губы, глазки маленькие, а на затылке торчат вихры. Внешность немаловажна для ребенка, поэтому он переживает о недостатках и часто молится богу, чтобы тот послал ему красоту. Неприятные черты отмечают и окружающие ребенка взрослые, даже самый близкий человек, мать. Она же рассказывает о душевной красоте мальчика.
Николеньку отличает вздорный характер, разгорающееся чувство зависти, но паренек нежен и ласков с близкими, совестлив и добр к окружающим. Положительные черты располагают к герою. Он всегда стыдится своих проступков и неверных мыслей.
Угрызения совести и раскаяние, настигающие ребенка, становятся для него наказанием. И хочется верить, что мальчик будет стараться вести себя лучше.
Перед ним не стоит выбор профессии, но жизненный выбор, который доступен герою каждый день, мальчик делает, опираясь на собственные чувства.
Карл Иванович
Противоречивость личности главного героя проявляется в его поступках и взаимоотношениях с другими персонажами повести. Ребенок учился дома. Наставник Николеньки Карл Иванович, немец, приехавший пытать счастья в Россию, вызывает у мальчика сочувствие и жалость.
Николеньке хочется жертвовать ради любимого учителя, и он всячески старается проявить свою любовь. Иногда у него случаются срывы, и в такие моменты он злится и бранится на своего старшего друга и педагога, дерзит и проклинает немца за плохую отметку, сложный экзамен или выговор.
Мальчика быстро обуревает раскаяние, и он старается повиниться.
Характер Николеньки проявляется и в дружбе с Иленькой Грапом, болезненным и скромным ровесником из несостоятельной семьи.
Иленька терпел общение с Иртеньевыми, рассчитывая на последующее покровительство, а барские дети издевались над тихим мальчиком и иногда даже били. Его доводили до слез. Этот грех не один год будет терзать Николеньке душу.
Он считал, что должен был вступиться за Иленьку, но ни разу не сделал этого, подначиваемый старшими ребятами.
Наталья Савишна
Главный герой, хоть и отличается благородными душевными качествами, не может скрыть высокомерия и надменности. Мальчик прекрасно понимает, какой статус предполагается ему, а какое положение занимают Карл Иванович и Наталья Савишна.
Этого нельзя было избежать, ведь с младых ногтей ребенок слышал, что он барский сын. Он осознавал, что лучше других благодаря своему происхождению, а значит, достоин уважения.
Чувство превосходства в те годы воспитывалось в детях с малолетства, поэтому винить Николеньку в формировании такого сознания нельзя.
Беда приходит в любой дом. Смерть матери стала переломным моментом в жизни ребенка. Его жизнь была не такой сладкой, как казалось.
Старший брат издевался, друг, Дмитрий Нехлюдов, не понимал, родители не уделяли необходимого тепла и заботы, и единственный светлый образ в его жизни был приговорен к исчезновению. Николенька не стеснялся матери и очень ее любил.
Главные герои повести “Детство”
Он часто проводил с ней время, поэтому ее отзывчивость и доброта передались ему. Смерть maman поразила ребенка и нанесла ему глубокую душевную травму. Хотя он плакал по ней, жалея себя, проявляя эгоизм и самолюбие.
Толстой на примере Николеньки Иртеньева показал становление внутреннего мира личности, описал события, оставляющие в душе след и формирующие взгляды на жизнь. Через героя он описывает собственные переживания и путь к той личности, которой он стал на момент написания произведения.
Цитаты
«Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду…»«…я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я…»«…
Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».
Фото
Источник: https://24smi.org/person/6017-nikolenka-irtenev.html
Образ николеньки иртеньева (по повести л. н. толстого “детство”)
ОБРАЗ НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА
(по повести Л. Н. Толстого “Детство”)
1 вариант
Главный герой повести Л. Н. Толстого “Детство” Николенька Иртеньев – сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным мальчиком десяти лет, который постоянно страдает “сознанием своей глупости”.
Однако очень быстро становится понятно, что на самом деле он весьма умен и отличается тонкой душевной организацией.
Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.
Его настроения сменяются с головокружительной быстротой. Вот его охватывает злость на Карла Ивановича, который, как ему кажется, нарочно обижает его: “Противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные!”
Но спустя несколько минут ласковые слова старика заставляют мальчика искренне раскаяться: “Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем подумать!”
Николенька очень впечатлительный. Выдумав, что ему привиделся дурной сон, “будто maman умерла и ее несут хоронить”, он расстраивается и всем своим существом погружается в переживание мрачных мыслей.
Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию. Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его: “Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он – один-одинешенек, и никто-то его не приласкает… он сирота”.
Я уверена, что Николенька вырастет замечательным человеком – добрым, сострадательным, милосердным.
2 вариант
История героя на страницах “Детства” открывается тем, что Николенька просыпается и сразу же любознательно начинает выяснять, почему это произошло и как ему самому отнестись к обстоятельствам своего пробуждения.
Толстой вглядывается, как пойдет и развернется в маленьком Николеньке его душевная жизнь.
Вглядывается, потому что сложившиеся условия и установки уже перестают обладать над человеком прежней властью, не могут больше отодвинуть значение его собственных душевных движений.
Николенька Иртеньев – мальчик из дворянской семьи, его воспитывают по установленным правилам, он дружит с детьми из таких же семей, любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований и в окружающих его близких людях, и в самом себе. Создавая образ Николеньки, Толстой опирался на факты собственной жизни.
Перед читателем предстают неповторимые детские впечатления тех самых минут, когда Николенька, которому только исполнилось десять лет, проснулся утром в своей кроватке. Время действия в самом начале повести указано так, что совершенно очевидно: это было очень давно – число, месяц, год отмечены издалека.
“Матушка сидела в гостиной и разливала чай… Но хотя она смотрела пристально, она не замечала… что мы вошли”, – вот живое восприятие мальчика при входе в гостиную. В детстве Николенька стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать.
С любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были “так сладки и приветливы”, нежные прикосновения ее рук, “грустную, очаровательную улыбку”.
В повести все то, что замечено, воспринимается самим Николенькой, и это потом сохраняется в его памяти.
Решающее значение имеет не среда, а душа самого человека, его душевная работа обыкновенного, ничем не выделяющегося человека.
Повесть разворачивается, переходя от одного очень конкретного и очень частного впечатления мальчика к другому такому же впечатлению. Николенька остро чувствует фальшь и обман.
Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, “не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях”, он лишал себя “чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим”. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих поступках и остро переживает неудачи – это думающий, способный анализировать свои поступки и начинающий взрослеть человек.
Когда Николенька переступает порог детства, одной бессознательной привязанности ко всем, с кем он до сих пор общался, становится недостаточно. Сначала при этом Николенька впадает в отчаяние, все кажутся ему чужими и враждебными, не способными и не желающими его понять. И весь период отрочества кажется взрослому Иртеньеву сплошной “бесплодной пустыней”.
В повести Л. Н. Толстого “Детство” читатель наблюдает за взрослением мальчика, вместе с ним анализирует поступки (свои и окружающих), учится побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть.
“Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, – отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н.
Толстого, – в этом бессмертие и художественное величие его повести”.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/obraz-nikolenki-irteneva-po-povesti-l-n-tolstogo-detstvo/
Образ Николеньки Иртеньева (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)
Толстой Лев Николаевич – Образ Николеньки Иртеньева (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)
Со смертью матери для Николеньки окончилась счастливая пора детства. «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю…» И мать очень нежно любила сына. Он вспоминает ее любовь и нежность. В комнате полутемно. Он просыпается, мать – ласкает его, щекочет. Он слышит ее запах, ее голос.
Все это заставляет Николеньку вскочить, обнять мать, прижаться к ней. Своих родителей мальчик очень любил. Встанет, бывало, перед иконами и говорит: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Но часто Николенька не понимал и побаивался своего отца.
Петр Александрович Иртеньев мало интересовался сыном, поэтому мальчик не мог поговорить с ним по душам. Но сердце его переполнялось нежностью, когда он думал о своем учителе Карле Ивановиче. Он жалел старого учителя, когда Петр Александрович хотел рассчитать его.
В отличие от отца мальчик понимал, что Карлу Ивановичу, который много лет прожил в их доме, некуда деться. Николенька думал: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».
Был в семье Иртеньевых человек, который любил Николеньку и желал ему только добра. Он же еще не понимал, что относится к Наталье Саввишне недостойно. Мысли и чувства Николеньки, которого Наталья Саввишна наказала за испачканную скатерть, проникнуты барским высокомерием.
«Как! Наталья Саввишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку!..» Однако это была мимолетная вспышка гнева. Мальчик относится к ней с нежностью, и когда она умирает, он приходит к ней на могилу и кладет земной поклон. А неподалеку — могила матери. И Николенька думает об этих женщинах: «…
неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..»
Николенька очень привязался к своему сверстнику Сереже Ивлеву. Однако он стеснялся выразить свои чувства: «…мне иногда очень хотелось взять его за руку, сказать, как я рад его видеть, но не смел даже назвать его Сережа, а непременно Сергей: так уж было заведено у нас».
Однако скоро Николенька понял, что этот мальчик недостоин его любви. Это произошло после того, как ребята во главе с Сережей жестоко обошлись с Иленькой Грапом — сыном бедного иностранца. Это был тихий, добрый, услужливый мальчик.
После издевательств над Грапом Николенька корил себя за то, что смалодушничал, желая понравиться Сереже, и не заступился за Иленьку.
Только уже в зрелом возрасте, вспоминая счастливые дни детства, Николай Иртеньев с сожалением думает: «Мы лишали себя чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».
Каким станет Николенька? Не зная дальнейшей истории его жизни, можно сказать, что это будет человек порядочный, человек чести, с чувством собственного достоинства, умеющий сострадать и сопереживать.
Со смертью матери для Николеньки окончилась счастливая пора детства. «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю…» И мать очень нежно любила сына. Он вспоминает ее любовь и нежность. В комнате полутемно. Он просыпается, мать – ласкает его, щекочет. Он слышит ее запах, ее голос.
Все это заставляет Николеньку вскочить, обнять мать, прижаться к ней. Своих родителей мальчик очень любил. Встанет, бывало, перед иконами и говорит: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Но часто Николенька не понимал и побаивался своего отца.
Петр Александрович Иртеньев мало интересовался сыном, поэтому мальчик не мог поговорить с ним по душам. Но сердце его переполнялось нежностью, когда он думал о своем учителе Карле Ивановиче. Он жалел старого учителя, когда Петр Александрович хотел рассчитать его.
В отличие от отца мальчик понимал, что Карлу Ивановичу, который много лет прожил в их доме, некуда деться. Николенька думал: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».
Был в семье Иртеньевых человек, который любил Николеньку и желал ему только добра. Он же еще не понимал, что относится к Наталье Саввишне недостойно. Мысли и чувства Николеньки, которого Наталья Саввишна наказала за испачканную скатерть, проникнуты барским высокомерием.
«Как! Наталья Саввишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку!..» Однако это была мимолетная вспышка гнева. Мальчик относится к ней с нежностью, и когда она умирает, он приходит к ней на могилу и кладет земной поклон. А неподалеку — могила матери. И Николенька думает об этих женщинах: «…
неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..»
Николенька очень привязался к своему сверстнику Сереже Ивлеву. Однако он стеснялся выразить свои чувства: «…мне иногда очень хотелось взять его за руку, сказать, как я рад его видеть, но не смел даже назвать его Сережа, а непременно Сергей: так уж было заведено у нас».
Однако скоро Николенька понял, что этот мальчик недостоин его любви. Это произошло после того, как ребята во главе с Сережей жестоко обошлись с Иленькой Грапом — сыном бедного иностранца. Это был тихий, добрый, услужливый мальчик.
После издевательств над Грапом Николенька корил себя за то, что смалодушничал, желая понравиться Сереже, и не заступился за Иленьку.
Только уже в зрелом возрасте, вспоминая счастливые дни детства, Николай Иртеньев с сожалением думает: «Мы лишали себя чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».
Каким станет Николенька? Не зная дальнейшей истории его жизни, можно сказать, что это будет человек порядочный, человек чести, с чувством собственного достоинства, умеющий сострадать и сопереживать.
Источник: https://www.school-essays.info/obraz-nikolenki-irteneva-po-povesti-l-n-tolstogo-detstvo/
Характеристика Николеньки из повести Детство Л. Н. Толстого
Николенька Иртеньев – главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем Львом Николаевичем Толстым. Произведение возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.
Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?
Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.
Образ детства
Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.
Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он – сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.
Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.
Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.
Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.
Внешность главного персонажа
Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.
Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.
И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, – его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.
Противоречивые чувства
Какой Николенька в повести “Детство”?
Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.
Скорее всего, совестливость Иртеньева – это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.
Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.
Отношения с наставником
В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?
Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, – Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.
Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.
Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.
Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!
Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.
Отношения с Иленькой
Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами.
Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство.
Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!
Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.
Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.
Барственность героя
Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, – слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.
Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.
Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он – барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.
Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.
Тяжелые испытания
Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.
Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” – это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.
Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.
Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.
Отношение к maman
Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.
Мать для Николеньки – самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться.
Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины.
Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.
Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.
И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя.
В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.
Влияние образа Николеньки
Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство – это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.
Источник: https://autogear.ru/article/318/084/harakteristika-nikolenki-iz-povesti-detstvo-l-n-tolstogo/
Лев Николаевич Толстой «Отрочество»: краткое содержание
«Отрочество» – вторая часть знаменитой псевдоавтобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В ней читатель вновь встречается с хорошо знакомым семейством Иртеньевых и их окружением – Николенькой, Володей, отцом, учителем Карлом Ивановичем, горничной Натальей и другими.
Во время путешествия по Кавказу молодой литератор Лев Толстой задумал создать жизнеописание мальчика по имени Коля (для домашних Николенька) Иртеньев. Отобразив основные этапы жизненного пути человека, Толстой решил показать, каким был Иртеньев в детстве, отрочестве, юности и в зрелости.
Как видим, по первоначальному замыслу псевдоавтобиография должна была представлять из себя тетралогию, однако в процессе создания произведения автор ограничился тремя частями.
Первая повесть «Детство» вышла в свет в 1852 году и была напечатана на страницах журнала «Современник», который на тот момент курировал Николай Алексеевич Некрасов.
Двумя годами позже, в 1854-м, было опубликовано «Отрочество». «Юность» вышла еще через три года, в 1857-м.
Между публикацией сравнительно небольших по объему произведений проходит время, за которые некоторые авторы пишут по несколько романов.
Толстой всегда относился к литературному труду кропотливо и дотошно шлифовал свои тексты. Так, «Детство» было переписано автором целых четыре раза.
Зато когда повесть попала в руки к Некрасову, он без раздумий взялся ее публиковать. Особенно главреду нравилась «простота и действительность содержания».
Чутье, как всегда, не подвело Некрасова – толстовская трилогия была тепло встречена публикой и критикой, открыв начинающему прозаику путь в большую литературу.
«Отрочество» Толстого: краткое содержание
Главные герои и их характеристика
Николенька Иртеньев – обыкновенный ребенок, воспитывающийся в дворянской семье. Свое детство он провел в деревенской усадьбе, но когда добрая мама Николеньки умирает, семейство Иртеньевых вынуждено переехать в шумную Москву к бабушке графине.
Коля больше не чувствует себя тем беззаботным деревенским ребенком. Столичная суета, новый чужой дом, учитель-француз, которого взяли на замену доброму Карлу Ивановичу – все это напоминало о том, что детство закончилось.
Юного Иртеньева одолевают чисто подростковые переживания. Он страдает от застенчивости, замкнутости, у него появляется склонность к мучительному самоанализу, в ходе которого Николенька приходит к выводу, что он сущий урод и неудачник. Глядя на красивого брата Володю, главный герой переносит свое «уродство» вдвойне тяжелее.
Вместе с тем Коля хочет быть любимым. Лишившись материнской ласки, неожиданно для себя Иртеньев осознает, что он начинает испытывать странные чувства в присутствии представительниц противоположного пола.
Его волнует миловидная 25-летняя горничная Маша, она очень хороша собой. Правда, Николенька еще по-детски не понимает ее романа с портным Василием.
Неужели такие грубые отношения можно назвать любовью?
Воспитание в аристократической среде объясняют, что добрый по природе Николенька никак не может распрощаться с детским эгоизмом. Время от времени он устраивает истерики и даже в порыве гнева бьет своего гувернера.
Основной идеей аллегорического рассказа Льва Толстого “Холстомер” является осуждения обозленного и бездушного общества, в котором не ценится честь, ум и человечность.
В своем рассказе “Метель” Лев Толстой попытался напомнить читателям о том, что человек является неотделимой частью природы, которая беспощадна к тем, кто хочет отделиться от нее цивилизацией.
По ходу взросления Николенька привыкает к новой жизни. В их московский дом заходят Володины друзья, Дубков и Нехлюдов. Последний становится приятелем Коли. Николеньке нравится подолгу беседовать с Димой Нехлюдовым.
Удивительно, что новый товарищ рассказывал Коле такие вещи, о которых он никогда не слышал.
Нехлюдов говорит о вечном самосовершенствовании, в котором нуждается каждый человек, о том, что он, Николенька, Володя и тот незнакомый господин на другом конце улицы – хозяева мира, а потому в их силах изменить его к лучшему.
Николенька чувствует, как сам становится чище, лучше, уверенней в себе. Он хорошо учится и собирается поступать на математический факультет. До вступительных экзаменов осталось совсем немного, и тогда закончится отрочество, и наступит юность!
Главная идея произведения
Главная цель, которую преследовал автор, – показать развитие человека как личности в разные периоды жизни. Отрочество есть переходный период между детством и юностью. Это время неопределенности, неуверенности, новых пугающих открытий, стремительных перемен.
В начале повести Николенька предстает перед нами ребенком, которому сказали, что детство закончилось. Причем, сделали это так бесцеремонно, что юный Иртеньев не успел опомниться.
Толстой не боится показывать негативные стороны своего героя. Он знает, если в человеке есть заряд добра, положительных качеств, они непременно возьмут верх.
За период отрочества Николенька учится управлять своими эмоциями, быть уважительным, он расстается с эгоцентризмом, приобретает самостоятельность. Узнает много нового, в частности, настоящим открытием становится информация о классовом неравенстве.
Мальчик был его свидетелем с детства, но никогда не задумывался о том, почему кучер Павел ночует в сарае, а он, Николенька, на мягкой перине.
Николай Гаврилович Чернышевский, который состоял в редакции печатавшего «Отрочество» «Современника», называл повесть «картиной внутренних движений человека». Чтобы продемонстрировать их наиболее выразительно, автор поместил своего героя в те условия и обстоятельства, где его личность могла проявиться особенно ярко.
Анализ произведения
При анализе толстовской трилогии следует обратить внимание на характер рассказчика. На первый взгляд все предельно ясно – рассказчик один – Николенька Иртеньев – повествование ведется от первого лица.
Однако внимательный читатель заметит, что рядом с Николенькой незримо присутствует кто-то другой. Этот человек намного старше, опытнее, мудрее. Время от времени он придает нужную коннотацию высказываниям мальчика.
Этот невидимка – никто иной, как взрослый Николенька.
Стиль произведения
«Детство. Отрочество. Юность» – не дневник маленького мальчика, а воспоминания взрослого человека, написанные им в формате реального времени. Этот прием психологически сближает читателя и главного героя, присутствие второго рассказчика придает повести оценочный характер.
Повествовательное пространство подчинено замыслу повести. С каждой новой частью, как и с каждым новым этапом жизни, мир Николеньки расширяется. Сперва его крохотную вселенную составляет усадьба Иртеньевых и ее обитатели. Мальчик вполне счастлив в этом уютном земном рае.
В «Отрочестве» кругозор Иртеньева значительно расширяется, в придачу к этому он символично переезжает в Москву. Вокруг Николеньки появляется масса новых людей. Сперва перемены пугают мальчика, но через время он начинает получать от них удовольствие и с волнующим нетерпением ждать новых перемен. Они ждут его в университете, колыбели свободной юности.
Жанр «Отрочества» идентифицируют как псевдоавтобиографию. Префикс псевдо- указывает на то, что история жизни и ее главный герой – вымышленные. Николеньки Иртеньева, ровно как и всего его семейства, никогда не существовало. В чем же тогда автобиографичность «Отрочества» и других частей трилогии?
Льву Николаевичу был хорошо знаком быт русского дворянства XIX века. Он сам принадлежал к древнему аристократическому роду Толстых. Так что все реалии повести – это давние воспоминания самого автора, виденные им в своей семье и семьях друзей и знакомых.
Образ Николеньки – собирательный, однако интимнейшие переживания, безусловно, принадлежат самому Толстому. Некоторые из них можно проследить по биографии писателя. Так, он рано потерял мать.
Мария Николаевна Волконская умерла от родовой горячки через полгода после рождения младшей дочери Марии. Льву на тот момент исполнилось всего два года.
Пятеро детей (Николай, Сережа, Дмитрий, Лев и Маша) были отданы на воспитание дальней родственнице, после чего осиротевшее семейство Толстых перебралось из уютной усадьбы в Ясной Поляне в Москву на Плющиху.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/otrochestvo.html
Сочинение на тему: «конфликт главного героя в повести л. н. толстого «юность»
В толстовской трилогии в образе Николеньке Иртеньеве, автор воплотил героя- правдолюбца. Герой недоволен собой, так как осознает свои недостатки, его воспоминания — оценка пройденного пути. Николенька ещё в детстве научился анализировать и рассуждать.
Он начинает видеть трудности в семейных отношениях родителей, узнает правду о материальном положении семьи, о настоящем образе отца. Герой с детства понял, что жизнь не так проста и прекрасна, как это зачастую кажется нам в детстве. Будучи взрослом, он понимает, что жизнь няни была искалечена его дедом.
У гроба матери он осознает, что его волнует больше как его будут видеть другие люди, а ни кто он есть на самом деле — поняв это, он начинает презирать себя. Перейдя в отрочество, Николенька входит в мир людей, которым он безразличен. Герой скучает по детству.
Чувствуя жестокость и несправедливость этого мира, герой впадает в скептицизм, приходит к конфликту с окружающей средой. Ещё тягостнее Николеньке становится, когда эти качества он обнаруживает в своей бабушке и отце.
Герой жаждет быстрее преодолеть отрочество и перейти в новый период его жизни- в юность. В период юности герой избавляется от скепсиса, у него снова появляется тяга к людям. Николенька стремиться скорее найти своё место в жизни: «Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе».
Николенька вместе со своим другом разрабатывает программу нравственного самосовершенствования, которая бы устраняла все несправедливости. Его мечта стать лучшим студентом, потом- великим ученым, сталкивается с расхождением действительности и мечты. Он осознает, что им движет тщеславие. Герой сам разоблачает идеал комильфо: умение кланяться, танцевать, знание французского языка.
Он понимает, что все это не настоящее предназначение человека в жизни.
Николенька сам создал себе противоречия, которые мешают расти духовно. Данной повести присущ определенный пафос- защита лучшего в человеке от дурного влияния.
Толстой, сделав анализ поступков, чувств и мыслей людей, показал нам свой талант писателя. Автору свойственен морально-этический пафос. По его же словам, больше всего он интересовался психологическими процессами, его формами.
На протяжении всей трилогии мы наблюдаем за взрослением Николенька как в физическом, так и в духовном плане.
Сочинения » Сочинение » Сочинение на тему: «конфликт главного героя в повести л. н. толстого «юность»
(нет оценок)
Loading…
Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/sochinenie-na-temu-konflikt-glavnogo-geroya-v-povesti-l-n-tolstogo-yunost/
Толстой, Юность. Почему в повести «Юность» появилась глава с несколько неожиданным названием: «Я большой»?
В каждой из частей автобиографической трилогии Льва Толстого есть глава, которая названа так же, как и сама повесть. В «Детстве» это глава XV, в «Отрочестве» — XIX, в «Юности» — глава XXXII.
Можете ли вы решить, зачем автору нужны такие специальные главы? После того как вы подумаете об этом, перечитайте XXXII главу из «Юности». Были ли вы правы в своем предположении?
Эти главы автобиографического произведения написаны в первой половине пятидесятых годов взрослым человеком 25-28 лет.
Автор горячо воспринимает события, происшедшие с ним в детстве, отрочестве, юности, еще свежи в эмоциональной памяти испытанные им чувства.
Толстой анализирует поступки и мысли своего героя, обобщает их и вычленяет самое главное, что характерно для этих важных этапов формирования и взросления вырастающего человека. Потому-то появляются специальные главы, чтобы аналитически выделить характерное, наиболее яркое для детства, отрочества и юности.
Однако этот анализ не абстрактен, он ведется в том же повествовательном ключе от первого лица и в какой-то мере расширяет событийную основу повести, но события, включаемые в эту главу, не случайные, а типичные, как бы привычные для героя, находящегося в том или ином периоде своего развития.
Так, в главе «Юность» рассказывается о счастливом, несмотря на некоторую путаницу в понятиях, лете, о привычном образе жизни на лоне природы, чтении французских книг и ощущениях в себе молодой и свежей силы, жизни, какой вокруг него дышала природа.
И мечты о будущем, также характерные для юности, входили в главу с таким названием. Интересные наблюдения автор делает относительно своего тогдашнего взгляда на окружающих его девушек.
Он ощущает в себе пробуждение рыцарских чувств, мечтает о глубоких романах, даже с некоторым мистическим оттенком.
Основная идея этих глав — оптимистический, радостный взгляд на жизнь в ее непрерывном развитии.
В первой редакции одной из частей трилогии были такие строки: «Мечты честолюбия, разумеется военного, также тревожили меня.
Всякий генерал, которого я встречал, заставлял меня трепетать от ожиданий, что вот-вот он подойдет ко мне и скажет, что он замечает во мне необыкновенную храбрость и способность к военной службе и верховой езде… и наступит перемена в жизни, которую я с таким нетерпением ожидаю». Как вы думаете, в какой из повестей можно прочесть эти строки: в «Отрочестве» или «Юности»? Ответ обоснуйте.
В «Юности» Толстой пишет, что и отроческие и юношеские мечты его все равно были ребяческими и он до старости останется мечтателем.
Хотя и в главе «Юность» упоминается мечта стать полководцем, министром, силачом, страстным человеком, но все же стать военным, проявить необыкновенную храбрость, способность к верховой езде, быть замеченным генералом — все же такое воображение своего будущего более характерно для отроческого периода и, кажется, предназначалось именно для этой повести. Тем более что в главе «Мечты» («Отрочество»)
Николенька, когда его несправедливо наказал француз-гувернер, представляет себя на свободе, на военной службе гусаром, совершающим подвиг и побеждающим в бою и падающим от изнурения и ран.
За этот подвиг он (в своем воображении) был отмечен званием генерала. Подвиг молодого генерала становится известным государю.
Видимо, редактируя главу, Толстой все же нашел здесь формы и стиль передачи мечты, в большей степени отражающие психологические особенности подростка.
Какая из прочитанных глав открыла вам характер и взгляды героя полнее всего, помогла заинтересоваться им как человеком?
Каждая из глав повести «Юность» открывает что-то новое в характере и взглядах героя. Полезным для нас оказалось прочтение полного текста. Наиболее важными мне показались главы «Мечты», «Comme il faut» и «Юность». В них юный Николенька Иртеньев предстает с необычной стороны, наиболее глубоко раскрываются его думы, намерения, самооценка. И еще главы «Исповедь» и «Вторая исповедь» очень важны для понимания духовных исканий героя, тем более что на дальнейших этапах жизни и творчества автора повести произойдут существенные изменения в мировоззрении, в том числе и религиозных взглядах. Тогда, когда мы будем подробно изучать биографию Толстого, будет интересно сопоставить позиции юного героя и уже зрелого писателя, так как трилогия носит автобиографический характер.
Прочтите главу «Мечты», попробуйте ее пересказать и дать к ней собственный комментарий.
Мечты Николеньки Иртеньева связаны с нравственным самосовершенствованием личности, что очень примечательно. Он заботится о соблюдении обязанностей перед Богом и церковью, надеясь, что после исповеди не будет грешить. Он вменяет себе в правила жизни ежедневное чтение Евангелия и благотворительные поступки.
Другие мечты Николеньки направлены на ограничение собственных потребностей. Он собирается сам убирать комнату, ходить в университет пешком, деньги от продажи дрожек предназначает для бедных.
Он хочет стать первым студентом, достичь этого своим добросовестным трудом, постоянным посещением лекций и подготовкой к занятиям.
Однако здесь они принимают честолюбивый оттенок: Николенька стремится в своих мечтах быть первым, первым написать диссертацию, первым кандидатом в восемнадцать лет кончить университет с двумя золотыми медалями. Вовремя опомнившись, герой осознает греховность такой мечты и обещает себе рассказать о них духовнику на исповеди.
В мечтах своих юный Иртеньев не забывает и о любви. Сначала он воображает знакомство с девушкой на Воробьевых горах, которое перейдет в дружбу, он будет целовать ее. Вновь ориентируясь на религиозные нравственные правила, он останавливает себя: «Нехорошо!» и зарекается в течение трех лет не смотреть на женщин, а потом жениться.
Есть место в мечтах Николеньки и желанию физически укрепить себя, стать сильным, чтобы защищать себя и свою избранницу от непочтительных слов и оскорблений.
Автор несколько иронично относится к своим юным мечтам и просит читателя о снисходительности: «Да не упрекнут меня в том, что мечты моей юности так же ребячески, как мечты детства и отрочества».
И автор, еще молодой человек, понимает, что склонность к мечтаниям сохранится у него до глубокой старости, если он до нее доживет. И убежден, что «нет человека на земле, который был бы лишен этой благодетельной, утешительной способности мечтания».
Анализируя мечты времени на грани отрочества и юности, он разделяет их на четыре чувства: любовь к ней, воображаемой женщине, любовь любви, надежда на необыкновенное тщеславное счастье и самое главное — отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние «до такой степени слитое с надеждой на счастье, что оно не имело в себе ничего печального».
Если вы читали повесть «Отрочество», сравните главы с одинаковым названием «Мечты». Чем отличаются мечты подростка от мечтаний юноши в этих повестях?
Мечты в годы отрочества связаны с тем случаем, когда автора наказал француз-гувернер. О них мы уже говорили. Мечты юноши, хотя и порой наивные, но значительно шире охватывающие его жизнь, касаются философских, нравственных, религиозных проблем, их отражения в сознании формирующегося человека.
Перечитайте главу «Что я считаю началом юности». Согласны ли вы с тем, как автор определил начало нового периода жизни?
Согласен. Начало юности, взросления обозначилось стремлением к реальному действию по нравственному усовершенствованию своей личности. Герой также проявил склонность к критической самооценке личности.
Как вы связываете «мечты» Николеньки Иртеньева с его «правилами»? Для ответа используйте главы «Мечты» и «Правила».
Правила — это конкретные действия для достижения нравственного состояния, о котором мечтает Николенька. Это взятые им на себя обязанности по отношению к самому себе, ближним, к Богу. Однако это занятие было прервано приездом духовника, и мы не увидели тех правил, которые он собирался записать в свою тетрадь, озаглавленную «Правила жизни».
Почему в повести «Юность» появилась глава с несколько неожиданным названием: «Я большой»? В каком возрасте вам приходила мысль о том, что вы уже стали «большими»? Были ли вы тогда ровесниками Николеньки Иртеньева?
Обычно мысль о том, что ты стал большим, приходит еще в дошкольном возрасте. Николенька под этим словом понимал право на самостоятельную жизнь, жизнь взрослого человека. Приобрел он это право благодаря поступлению в университет.
Он становился таким же большим, как его брат и Дмитрий. Интересно, что многие из тех прав, которые он приобрел, противоречат тем мечтам и правилам, которых он собирался придерживаться для самосовершенствования личности.
Он любуется своим видом в мундире, радуется, что теперь пролетка и гнедой Красавчик в его полном распоряжении. Можно было, наконец, начать курить, что испробовал Николенька, не откладывая в долгий ящик.
Однако, почувствовав дурноту и тошноту,решил, что он еще не совсем большой, раз не может курить, как другие. В заголовке «Я большой» мы ощущаем самоиронию автора.
Большую роль в рассказе о юности Николеньки Иртеньева играют описания экзаменов. Попробуйте рассказать об одном из них по своему выбору. Близки ли вам чувства Николеньки Иртеньева?
Экзамены — тяжкая и счастливая пора в жизни молодых, путь к поступлению в высшие учебные заведения, к самоутверждению личности. Толстой, описывая вступительные экзамены, раскрывает личность юноши.
Вот он перед экзаменом по истории оценивает приехавших абитуриентов, с чувством превосходства смотрит на тех, кто не входит в его круг, на гимназистов и на взрослых, которые хуже его одеты.
Он хорошо подготовлен, но самоуверен, и эта самоуверенность обнаруживается на экзамене математики, от провала на котором его спасает случайный обмен билетами с гимназистом, который ничего все равно не знал. Из всех чувств, которые испытывал герой на экзамене, мне близки волнение и удовлетворение, когда экзамен завершен, и ты успешно его сдал.
Хотя профессор латинского языка вел экзамен тенденциозно и хотел покарать Иртеньева за гордыню (он показал, что подготовлен лучше Иконина, которому этот профессор покровительствовал), возникает непростой вопрос, прав ли автор, оценив уровень знаний героя повести. Ведь при хорошей теоретической подготовке по латыни он почти ничего не смог перевести.
Лев Толстой, как утверждают специалисты, был единственным человеком, который сумел описать распространенное явление — «comme il faut». Как вы поняли, что такое «комильфо»? Есть ли и в нашем обществе люди, которые стремятся следовать такого рода идеалам?
Глава, специально посвященная «comme il faut», раскрывает смысл этого понятия как безукоризненное умение вести себя в светском обществе согласно установленным правилам, умение изысканно одеваться. Люди, которые достигли в своем поведении уровня «comme il faut», презирали тех, кто к этому кругу людей не принадлежал.
Толстой с осуждением относится к своему тогдашнему идеалу и, подробно описывая поведение и уровень мышления такого человека на своем примере, скорбит, «сколько бесценного, лучшего в жизни шестнадцатилетнего времени… потратил на приобретение этого качества».
В наше время я не встречал людей, грезивших идеалом «comme il faut», но много снобистски настроенных, презирающих тех, кто хуже их «устроен» в жизни.
Толстой, работая над повестью «Юность», читал «Евгения Онегина», «Мертвые души» и «Посмертные записки Пиквикского клуба» Диккенса. Видите ли вы какую-то связь между настроением писателя, которым проникнуты страницы «Юности», и книгами, которые он перечитывал?
Всегда прочитанные произведения оказывают то или иное воздействие на писательскую деятельность: воспринимаются или отвергаются идеи, герои. Так и Толстой, конечно, работая над «Юностью», испытал влияние прочитанного.
Так, идеал светского человека, принятого в высшем обществе, воплощен в Евгении Онегине.
Его разочарованность, как и критическое отношение к свету Пушкина, могла также оказать влияние на отношение Толстого к идеалу «comme il faut».
Попробуйте рассказать о Николеньке Иртеньеве, каким вы узнали его в повести «Юность». При подготовке рассказа внимательно проследите за отношением автора к герою.
Ведь именно в этой повести вместо открытой симпатии, которую испытывал автор к нему в первых двух частях трилогии, возникает двойственное отношение к герою.
Тщеславие, которым проникнуто поведение Николеньки, раздражало Толстого, он к тому времени, когда писал повесть, уже преодолел эти ложные увлечения и соблазны.
Николенька Иртеньев — юноша противоречивого характера, что постоянно подчеркивает Толстой в повести «Юность» и о чем шла речь в ответах на предыдущие вопросы. Самые добрые намерения, правила, мечты контрастируют с негативными личными свойствами — тщеславием, самовлюбленностью, желанием быть первым.
Но важно то, что он постоянно раскрывает их и стремится избавиться, стремится к нравственному самосовершенствованию. Взросление — это прежде всего осознание того, от чего следует отказаться в своих мыслях и поведении. Он на пути преодоления ложных увлечений и соблазнов.
Примером тому его собственный анализ увлечения «comme il faut».
Что более всего привлекло вас в главах «Юности» — знакомство с героями или возможность пересмотреть собственные взгляды, идеалы, поведение?
И то и другое. Знакомство с героями, их поступками, мыслями, взглядами — основная цель чтения повести «Юность». Возможность пересмотреть собственные позиции и поведение приходит уже непосредственно при его чтении и осмыслении.
На этой странице искали :
- толстой юность глава комильфо
- в каждой из частей автобиографической трилогии льва толстого
- как вы связываете мечты николеньки иртеньева с его правилами
- лев толстой как утверждают специалисты был единственным человеком
- что более всего привлекло вас в главах Юности
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/tolstoj-yunost-pochemu-v-povesti-yunost-poyavilas-glava-s-neskolko-neozhidannym-nazvaniem-ya-bolshoj.html