Образ андрея штольца в романе “обломов” гончарова: описание в цитатах

Характеристика Андрея Штольца в романе Обломов описание внешности, характера, происхождения в цитатах

Образ Андрея Штольца в романе

Андрей Иванович Штольц – один из главных героев романа Гончарова «Обломов». Будучи отпрыском немца, укоренившегося в России, Ивана Штольца, Андрей Иванович выступает в произведении в качестве дружественной фигуры по отношению к Обломову. Отец героя имеет владения в с. Верхлеве. Сам же А. Штольц – немец лишь по линии отца:

«Штольц…немец лишь наполовину. Мать…русская. Естественная речь…русская.».

«…учился (языку)…из книг…в играх с деревенскими мальчишками…».

Образование в детстве А. Штольц получил в основном от родителей. Отец учил его географии, сидя с ним за картой. Отец преследовал цель хорошо подготовить сына к дальнейшему обучению.

Воспитание, как и сам процесс «домашнего образования», носил необычный характер: отец позволяет Андрею самостоятельно структурировать время, уходить по своим, только ему одному известным, делам.

Однако, при условии: уроки и задания должны быть выполнены.

«С восьми лет сидел с отцом…подводили итоги по счетам крестьян…».

Мать героя тоже участвовала в процессе научения: с нею Андрей знакомился с творениями Крылова, изучали историю. Видела она в Андрее будущего помещика, «идеального барина».

«Сын казался…идеалом барина».

В этом сплаве формировался характер Андрея. Вокруг его образа возникало много споров. Сам же Гончаров отзывается о персонаже скорей как об абстрактной личности, идейности в лице А. Штольца, но не как о реальном человеке.

«Я слушал…порицания…что образ бледный…».

Выглядит герой как мужчина лет тридцати, с зелеными глазами и смугловатым лицом, физически сильный, худощавый мужчина.

«Штольц…ровесник Обломову…».

«…зелененькими глазками смотрел все округ…».

Обратите внимание

В образе А. Штольца мы можем увидеть успешного делового человека, коммерсанта. Андрей сосредоточен на своем материальном благосостоянии и хочет иметь свое счастье в этом мире.

«Из сорока…сделал тысяч триста капитала.»

В образе А. Штольца можно разглядеть и некую двойственность.

Описание Штольца является, без всякого сомнения, положительным, но некоторые черты все же заставляют засомневаться: Штольц готов прийти к цели, какой большой бы ни была цена. Штольц ставит собственные интересы во главу угла своего мировоззрения.

Герой знакомит Обломова с Ильинской ради пробуждения главного героя романа, но после неудачной попытки «организовать любовь», сам женится на Ольге.

В романе характер Штольца противопоставляется характеру самого Ильи Обломова. Штольц имеет жажду к жизни, хочет ловить ее драгоценные моменты – Обломов страдает частыми депрессиями. Штольц умен и готов к деятельности – Обломов пассивен.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1959

Характеристика образа Штольца (по роману И.А.Гончарова “Обломов”)10 класс

Художественная деталь (письменный стол, бумага)

Идеалы жизни (или обломовщина)

Идеалом жизни Ильи Ильича была Обломовка, в которой он вырос.

– Ну вот, встал бы утром, – начал Обломов, подкладывая руки под затылок, – и по лицу разлилось выражение покоя: он мысленно был уже в деревне.

– Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни одного облачка, – говорил он, – одна сторона дома в плане обращена у меня балконом на восток, к саду, к полям, другая – к деревне.

В ожидании, пока проснется жена, я надел бы шлафрок и походил по саду подышать утренними испарениями; там уж нашел бы я садовника, поливали бы вместе цветы, подстригали кусты, деревья. Я составляю букет для жены.

Потом иду в ванну или в реку купаться, возвращаюсь – балкон уж отворен; жена в блузе, в легком чепчике, который чуть-чуть держится, того и гляди слетит с головы… Она ждет меня. «Чай готов», – говорит она. – Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло!..

Потом, надев просторный сюртук или куртку какую-нибудь, обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную, темную аллею; идти тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает; искать в природе сочувствия… и незаметно выйти к речке, к полю… Река чуть плещет; колосья волнуются от ветерка, жара… сесть в лодку, жена правит, едва поднимает весло…

Потом можно зайти в оранжерею, – продолжал Обломов, сам упиваясь идеалом нарисованного счастья. Он извлекал из воображения готовые, давно уже нарисованные им картины и оттого говорил с одушевлением, не останавливаясь.

– Посмотреть персики, виноград, – говорил он, – сказать, что подать к столу, потом воротиться, слегка позавтракать и ждать гостей… А на кухне в это время так и кипит; повар в белом, как снег, фартуке и колпаке суетится… Потом лечь на кушетку; жена вслух читает что-нибудь новое; мы останавливаемся, спорим…

Но гости едут, например ты с женой… Начнем вчерашний, неконченный разговор; пойдут шутки или наступит красноречивое молчание, задумчивость…

Потом, как свалит жара, отправили бы телегу с самоваром, с десертом в березовую рощу, а не то так в поле, на скошенную траву, разостлали бы между стогами ковры и так блаженствовали бы вплоть до окрошки и бифштекса.

Мужики идут с поля, с косами на плечах; там воз с сеном проползет, закрыв всю телегу и лошадь; вверху, из кучи, торчит шапка мужика с цветами да детская головка; там толпа босоногих баб, с серпами, голосят… В доме уж засветились огни; на кухне стучат в пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды… тут музыка… Гости расходятся по флигелям, по павильонам; а завтра разбрелись: кто удить, кто с ружьем, а кто так, просто, сидит себе…

– И весь век так? – спросил Штольц.

– До седых волос, до гробовой доски. Это жизнь!

– Нет, это не жизнь!

– Как не жизнь? Чего тут нет? Ты подумай, что ты не увидал бы ни одного бледного, страдальческого лица, никакой заботы, ни одного вопроса о сенате, о бирже, об акциях, о докладах, о приеме у министра, о чинах, о прибавке столовых денег. А все разговоры по душе! Тебе никогда не понадобилось бы переезжать с квартиры – уж это одно чего стоит! И это не жизнь?

– Это не жизнь! – упрямо повторил Штольц.

– Что ж это, по-твоему?

– Это… (Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь.) Какая-то… обломовщина, – сказал он наконец.

– О-бло-мовщина! – медленно произнес Илья Ильич, удивляясь этому странному слову и разбирая его по складам. – Об-ло-мов-щина!

Он странно и пристально глядел на Штольца.

Важно

Обломов искренне удивился: разве цель беготни, страстей, войн, торговли – не стремление к покою? Штольц с упреком напомнил ему их юношеские мечты: служить, пока хватит сил, работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать – значит жить другой, изящной, стороной жизни; объехать чужие края, чтоб сильнее любить свой, ведь «вся жизнь есть мысль и труд».

Обломов стал припоминать прошлое, когда они вместе мечтали взглянуть на полотна знаменитых художников, объездить разные страны… Но все это было в прошлом, и сейчас все эти мечты и стремления казались Обломову пустой глупостью, тогда как для Штольца труд – «образ, содержание, стихия и цель жизни».

Он сказал, что в последний раз собирается «приподнять» Обломова, чтобы он совсем не пропал. Обломов слушал друга с встревоженными глазами и признался, что и сам не рад такой жизни, сам понимает, что копает себе могилу и оплакивает себя, но изменить все ему не хватает воли и силы. «Веди меня, куда хочешь…, а один я не сдвинусь с места – просил Обломов друга.

– Знаешь ли, Андрей, в жизни моей ведь никогда не загоралось никакого… огня! Она не была похожа на утро, на которое постепенно падают краски… Нет, жизнь моя началась с погасания… С первой минуты, когда я осознал себя, я почувствовал, что уже гасну…, гаснул и губил силы… Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего и не знал, не видал…»

Штольц молча выслушал исповедь друга и решил увезти его за границу, после в деревню, а потом найти и дело. «Теперь или никогда – помни!» – прибавил он уходя.

V

«Теперь или никогда!» – явились Обломову грозные слова, лишь только он проснулся утром.

Он встал с постели, прошелся раза три по комнате, заглянул в гостиную: Штольц сидит и пишет.

– Захар! – кликнул он.

Не слышно прыжка с печки – Захар нейдет: Штольц услал его на почту.

Обломов подошел к своему запыленному столу, сел, взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было, поискал бумаги – тоже нет.

Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написал: вышло Обломовщина.

Он проворно стер написанное рукавом. Это слово снилось ему ночью написанное огнем на стенах, как Бальтазару на пиру.

Совет

Пришел Захар и, найдя Обломова не на постели, мутно поглядел на барина, удивляясь, что он на ногах. В этом тупом взгляде удивления написано было: «Обломовщина!»

Читайте также:  Образ и характеристика натальи мелеховой в романе "тихий дон" шолохова (наталья коршунова): описание внешности и характера

«Одно слово, – думал Илья Ильич, – а какое… ядовитое!..»

Источник: https://infourok.ru/harakteristika-obraza-shtolca-po-romanu-iagoncharova-oblomov-klass-1312238.html

Образ Андрея Штольца в романе “Обломов”

Штольц – друг Обломова с детства, с тех времен, когда они оба еще учились в пансионе отца Штольца, в Верхлеве. Жизнь Штольца, однако, сложилась совершенно иначе, чем жизнь Обломова. Он всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается.

Взгляд на жизнь раскрывается у него в следующих словах: “Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”. Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности. Попытки эти ни к чему не приводят, и жизненные пути двух друзей расходятся.

В то время как Обломов заживо хоронит себя в домике Пшеницыной, Штольц расширяет размах своей деятельности и жадно берясь за новые предприятия. Штольц идет по жизненному пути как победитель.

В романе это подчеркнуто тем, что все, что было особенно дорого Обломову, переходит к Штольцу: он становится мужем Ольги, невесты Обломова; делается управляющим имением Обломова и, наконец, воспитателем его сына. Так в романе утверждается идея: на смену беспочвенным мечтателям типа Обломова идет новая общественная сила, буржуазия, шаг за шагом вытесняя дворянство.

Типичен ли образ Штольца? Да, по-своему типичен. Буржуазно-капиталистическое общество порождало различные типы энергичных, предприимчивых дельцов, ставящих целью личное обогащение.

Чем объяснить, однако, что образ Штольца получился в романе Гончарова бледнее и схематичнее, чем образ Обломова, хотя последний почти все время лежит на диване, а Штольц весь в движении, в действии? Объясняется это тем, что интересный по замыслу образ Штольца оказался в романе художественно не дорисованным, а потому и маловразумительным. Штольц дан вне своей естественной сферы – сферы практической деятельности. Писатель главным образом рассказывает о нем, а не показывает его на деле. Читатель узнает, что Штольц разбогател (по словам Тарантьева, “сделал тысяч триста капиталу”), что он необыкновенно легко устраивает свои дела и дела Обломова, но как он это делает, читатель не знает. Гончаров и сам сознавал, что художественный образ Штольца “слаб, бледен – из него слишком голо выглядывает идея”.

Людей, которые шли на смену беспочвенным мечтателям и лентяям, требовала сама жизнь и ждало общество. Но Штольц очень далек от идеала русского общественного деятеля. Он сам признается Ольге: “Мы не титаны с тобой… мы не пойдем… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами”.

Обратите внимание

Вот почему Добролюбов говорит о нем: “Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово “вперед!” Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал “человека дела” в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далек.

Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был все же явлением прогрессивным.

В создании типических характеров особенно ярко проявилось мастерство Гончарова как писателя-реалиста. Создание характера – искусство, требующее глубокого умения проникать и в тайники сложной и противоречивой психики человека, и в сущность общественных отношений.

Из истории русской литературы мы знаем, что русские писатели далеко не сразу овладели этим искусством.

Схематичные, односторонние образы классицистов, чувствительные герои писателей-сентименталистов, исключительные, необыкновенные образы писателей-романтиков не отвечали задаче создания живых, полнокровных, многогранных образов человека. Задачу эту могли осуществить только писатели-реалисты.

Гончаров, идя по пути Пушкина и Гоголя, создаете своем романе цельный, многогранный, типический образ Обломова. Но характеры людей проявляются в неразрывной связи с “типическими обстоятельствами”, вызвавшими их развитие.

Художник только тогда создает правдивый образ, когда он вполне верен действительности. Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта. Писатель умеет обрисовать быт эпохи такими яркими и выразительными красками, что читатель не только видит этот быт, но как бы чувствует, осязает его.

Патриархальная Обломовка с ее невозмутимым спокойствием, будничными заботами, пирогами, сытными обедами и угаром от жарко натопленных печей; петербургская квартира Обломова с ее диванами, пылью и вечно угрюмым Захаром, непрестанно бьющим посуду; Выборгская сторона с хозяйственной атмосферой домика Пшеницыной – все это дышит у Гончарова такой жизненной правдой и естественностью, что со страниц романа, как живая, встает обломовская Русь. Взглянув на обломовщину объективно, Гончаров сумел обнажить ее социальную никчемность и растлевающее влияние на человека.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Образ Андрея Штольца в романе “Обломов”

Другие сочинения по теме:

  1. Образ Андрея Штольца в романе И. А. Гончарова “Обломов” Школьное сочинение по русской литературе по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли…
  2. Испытание любовью в романе “Обломов” с описанием образа Штольца В романе “Обломов” И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе…
  3. Штольц как антипод обломова в романе И. А. Гончарова “Обломов” Сочинения по литературе: Штольц как антипод обломова в романе И. А. Гончарова Обломов Произведения И. А. Гончарова получили широкую известность…
  4. Вечные образы в романе “Обломов” Обломов Гончаров И. А Вечные образы в романе “Обломов” Вечные образы – персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других…
  5. Роль художественной детали в романе “Обломов” Обломов Гончаров И. А Роль художественной детали в романе “Обломов” Роман И. А. Гончарова “Обломов” – это роман о движении и покое. Автор, раскрывая…
  6. Комическое и трагическое в романе И. Гончарова “Обломов” Сочинения по литературе: Комическое и трагическое в романе И. Гончарова “Обломов” Я считаю, что “Обломов” Гончарова – это роман-трагикомедия: в…
  7. Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова “Обломов” Гончаров Умел рисовать пленительные женские портреты и создал целую галерею женских образов. Ольга Ильинская – главная героиня романа “Обломов” –…
  8. Два основных женских образа в романе Гончарова “Обломов” В романе И. А. Гончарова “Обломов” показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской…
  9. Человеческие отношения главных героев в романе И. А. Гончарова “Обломов” Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” – именно…
  10. Обломов – образ огромного обобщающего типа Сочинение на тему “Что такое обломовщина?”. В условиях нарождавшегося буржуазно-капиталистического быта, требовавшего деловой предприимчивости и энергии, это “неуменье жить” делало…
  11. Обломов и Штольц Обломов и Штольц – главные Обломов и Штольц Обломов и Штольц – главные герои романа Гончарова “Обломов”. Они – люди одного класса, общества, времени. Казалось…
  12. Характеристика главных героев в романе Гончарова “Обломов” Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие…
  13. Сочинение на тему: Обломов и обломовщина в романе Гончарова Чрезвычайно высоко отзываясь о романе Гончарова “Обыкновенная история”, Белинский все же. остался недоволен его финалом. По мнению критика, превращение романтика-идеалиста…
  14. Сходство и различие образов Обломова и Штольца Главным героем романа Гончарова является Илья Ильич Обломов, весьма своеобразный человек по своей натуре. Из первой части произведения мы узнаем…
  15. Образ Ольги Ильинской в романе И. А. Гончарова “Обломов” Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд “лишних” людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно…
  16. “Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем”; (по роману И. А. Гончарова “Обломов”;) Обломов Гончаров И. А “Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем”…
  17. Краткая композиция романа “Обломов” Композиция – это определенная последовательность изложения частей произведения, принятая автором. Мы не только видим, как и в какой последовательности развивались…
  18. Обломов – это великая книга Избитая точка зрения учителей и профессоров литературы – что Гончаров “великий стилист и великий Объективный живописец реальности” – до смешного…
  19. Обломов и Штольц: сверстники и товарищи Одним из представителей этой излишней роскоши является нам Штольц, которым, как кажется, недовольны многие из почитателей г. Гончарова. Для нас…
  20. Трактовка характеристики Ольги Ильинской в романе Гончарова “Обломов” Принято считать, что в образе Ольги Ильинской Гончаров воплотил не только лучшие черты настоящей женщины, но и все лучшее в…

Источник: https://ege-russian.ru/obraz-andreya-shtolca-v-romane-oblomov/

Портрет Штольца. Образ Штольца в романе Гончарова “Обломов”

Гениальный для своего времени роман «Обломов», изданный Иваном Александровичем Гончаровым в 1859 году, и сегодня заставляет задуматься над нравственными, социальными, философскими вопросами бытия. Каждый человек ответственен за свою жизнь и судьбу – так можно сформулировать главную мысль этого литературного произведения.

Одним из основных действующих лиц, призванных подвести читателя к пониманию идеи романа, является образ Штольца. Он «оттеняет» образ главного героя повествования Обломова в своей неустанной борьбе за его спасение.

Читайте также:  Анализ сказки "путем-дорогою" салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл, мораль и вывод

В то же время автор наделяет Штольца живыми чертами человеческой личности, что позволяет глубже заглянуть в его душу и понять мотивы поступков.

Появление Андрея Ивановича Штольца

С первого же появления на страницах великого произведения читатель может достаточно точно «очертить» портрет Штольца в романе «Обломов». Этот персонаж решительно во всем является противоположностью Обломова. Он деятелен, подвижен, лишен приступов депрессии и хандры.

Перед читателем Штольц предстает во 2 части произведения (третья глава). После продолжительного отсутствия наш персонаж наведался к Обломову и застал своего приятеля лежащим на диване. Андрей без раздумий проявил деятельное участие к положению Ильи Ильича, стремясь стряхнуть хандру, одолевшую друга.

Побудительные мотивы

У каждого действия есть мотив. Поведение Андрея Ивановича вытекает из его характеристик, заданных автором произведения. Образ Штольца кратко охарактеризовал сам Гочаров: «Ведущая роль в жизни принадлежит «новой силе» – энергичному дельцу Штольцу. Он побеждает, за ним будущее».

Что заставляет Андрея попытаться спасти Обломова? Прежде всего, любовь и привязанность к своему другу. Он искренне, заботливо интересуется его здоровьем.

Важно

Поняв, что пребывание на диване происходит не по причине физической, а по причине духовной немощи, считает необходимым переменить образ жизни Ильи Ильича.

Он действует согласно убеждениям о том, какой должна быть жизнь человека – таков настоящий портрет Штольца.

Друзья детства

Исходя из повествования, герои дружны с детства. Андрей привык вести себя с Ильей как старший с младшим.

Штольц помнит, что в юные годы Обломов, сбросив с себя сонную пелену, был не чужд поэзии, поэтому он надеется на успех своего «воспитательного» воздействия. Поначалу складывается впечатление, что неутомимая натура Андрея берет верх над обломовской пассивностью.

На деле же Андрею Ивановичу, благодаря его кипучей энергии, внешне удалось сдвинуть приятеля с места, однако внутренне это был все тот же Обломов.

Характеристика Обломова и Штольца

Оба товарища, хоть и дружили с детских лет, по характеру и отношению к жизни они были совершенно разными. Штольц любил «вращаться» в обществе, наводить контакты, он был деловым человеком. Обломов был домоседом, любил побыть в одиночестве и заняться «самокопанием».

Портрет Штольца и портрет Обломова настолько отличались друг от друга, что автор не мог обойти тему межличностного конфликта главных героев.

Однажды Илья Ильич «восстал» против навязанной Штольцем роли, это послужило началом психологического противоборства приятелей.

О чем же думал Андрей Штольц во время известного разговора с Обломовым, каков его внутренний монолог? Соглашался ли он внутренне со своим другом, когда тот произносил эмоциональную тираду о пустоте и суетности общественной жизни?

Скорее, да. Он не перебивает Обломова и возражает ему довольно вяло, что немного нарушает привычный образ Штольца в романе: «Это все старо – об этом тысячу раз говорили».

Он даже просит Илью продолжить развивать свою мысль и награждает его званием философа. Предложив Обломову нарисовать идеальный образ жизни, Штольц подталкивает его к исповеди, приводя примеры замечательных поступков его юности.

Совет

Тем самым он хочет добиться, чтобы Илья пришел к мысли о необходимости изменить свою жизнь.

Образ Андрея Штольца характеризуется его невероятной решительностью. Тронутый исповедью Обломова, он еще более убежден в необходимости своей помощи и восклицает: «Я не оставлю тебя». И лишь когда Илья Ильич стал рисовать новые препятствия на пути действия, Штольц понимает, что нужно действовать решительно и твердо. «Теперь или никогда», – вот его ультиматум.

Отношение к любви Ольги и Обломова

Уехав за границу и оставив Обломова на попечение Ольги, Штольцу в голову не приходит мысль о возможности романа между ними.

Много позднее, когда Ольга признается ему в прошедшей любви к Обломову, Штольц не придаст значения ее первому чувству.

Почему? Нет, здесь не уязвленное самолюбие – не таков портрет Штольца – скорее, недооценка личности Ильи Ильича, неумение уловить тонкое, нежное, чистое, что есть в его душе и способно вызвать ответное чувство женщины.

В четвертой части романа главный герой «погрузился в сон» в доме Пшеницыной, став со временем ее мужем. Время словно обернулось вспять, будто вернув Илью Ильича в родную Обломовку. Штольц и теперь неравнодушен к судьбе Обломова. Приехав в город, друг посетил Илью.

Что же чувствовал Андрей во время встречи с другом? Он разговаривает с Ильей, скорее, как мудрый учитель с нерадивым учеником.

Мысли его заняты Ольгой, но, конечно, он не признается Обломову в своем чувстве к ней. Тем не менее он первый заговаривает об Ольге, потому что ему хочется говорить об этой девушке.

Он понимает, что увлеченный Ольгой Обломов не мог последовать за Штольцем и приехать в Париж, и извиняет его.

Спасти друга

Портрет Штольца в романе «Обломов» наделен чертами сильной личности, ставящей сложные задачи и стремящийся их выполнить.

Разбудить Обломова хотя бы для какой-то деятельности – вот его задача, поэтому он пугает друга страшными болезнями, которые непременно придут, если тот не изменит своих привычек. Но это не помогает.

К тому же действовать все более энергично его подстегивает самолюбие: ведь он дал обещание Ольге спасти Обломова. Разве он может не выполнить ее просьбу!

Обратите внимание

Когда же Андрей понял, что из-за своей нерадивости Илья еще и ограблен, его, человека делового мира, знающего счет деньгам, это крайне возмущает. Он взволнован. Об этом говорит и его пластика: «…руками всплеснул при этом рассказе».

Далее он обращается к своему товарищу в приказном тоне и «почти насильно» увозит Обломова к себе, чтобы все уладить. Эмоционально сцена выстроена автором по нарастающей. Неискушенный читатель вправе надеяться, что теперь уж Илья послушается друга, поедет в деревню, и все устроится благополучно.

Но Гончаров, верный правде характеров, ведет своих героев иным путем. Целеустремленный и сильный образ Штольца не смог изменить слабый и безвольный образ Обломова.

Практицизм Штольца определяет основы его мировоззрения. Герой романа рисуется трезвым реалистом, в душе которого «не было места мечте, загадочному, таинственному». Вещи, не подвластные его осознанию, были в его глазах неким оптическим обманом. Возможно, тотальное непонимание характера и мыслей друга мешало Андрею «стать мессией».

Обезволенный Обломов

Характеристика Обломова и Штольца особенно ярко прослеживается ближе к концу повествования. Не дождавшись Обломова в деревне, Штольц вновь навещает друга. Он поражен не только внешностью Ильи Ильича, но и той обстановкой, которая его окружает. Почти сразу же речь заходит об Ольге.

Зная людей и имея достаточный жизненный опыт, Андрей взволнован и тронут тем, как искренне радуется Илья счастью своих друзей. Ему тем более хочется вырвать этого ленивого человека с прекрасной душой из серой убогой среды.

Андрей пытается растревожить его душу, вызвать волнующие воспоминания прошлого, но Обломов решительно пресекает его: «Нет, Андрей, нет, не поминай, не шевели, ради бога!»

Тогда Штольц берется увлечь его описанием тех замечательных перемен, которые произошли в Обломовке, а также возможностью обустроить новый дом согласно своему вкусу. Но и это оставляет Обломова равнодушным. Штольц молчит, обескуражен, не знает, как действовать дальше.

Наблюдая за опьяневшим другом, он пытается уяснить, почему при достаточных средствах Илью окружает такая бедность. Наконец ему кажется, что он близок к разгадке, и тогда начинает действовать. Применив свою волю, знания и связи, Штольц вновь спасает Обломова от безденежья.

Спустя 5 лет

По прошествии пяти лет Гончаров рисует нам последнюю и самую драматическую встречу друзей. Безусловно, Штольц сомневается в том, что сможет воскресить Обломова.

И все же он считает своим долгом вытащить его из «ямы» в более достойную и приличную жизнь. Поддерживаемый женой, он намерен почти силой посадить Обломова в карету и увезти.

Важно

Он был готов встретить сопротивление Ильи, но не готов принять известие о том, что друг женат на Агафье Матвеевне и имеет сына: «Перед ним вдруг отверзлась бездна…»

Андрей Иванович ничего не ведает о том, какое глубокое и сильное чувство живет в груди Пшеницыной, простой и неразвитой женщины. Он долгое время молчит, не отвечая на настойчивые вопросы Ольги, глубоко потрясенный потерей друга.

Каков истинный образ Штольца?

Кратко ответить на вопрос о том, кто такой Штольц, не так просто. Несмотря на обилие положительных эпитетов, этот человек не идеален.

Его излишняя практичность мешала разглядеть в Обломове не просто апатичного, временами безвольного и ленивого друга, но философа, человека с тонкой душ
евной организацией, способного любить и влюблять в себя.

Автор романа не преминул подчеркнуть излишнюю суховатость Андрея Ивановича. Его деятельность ограничивалась рамками личного благополучия. Впрочем, помочь Обломову он хотел искренне, без скрытых подтекстов.

Читайте также:  Хлебников в повести "поединок" куприна: образ и характеристика в цитатах

Портрет Штольца, по мнению мыслителей того времени, близок к идеалу. Чтобы встряхнуть страну, именно такие “штольцы” и требовались. Добролюбов отмечал, что стране нужен тип такого общественного деятеля, который активно боролся бы и с “обломовщиной” во всех областях жизни.

Штольц – положительный герой Гончарова – резко противопоставлен Обломову. Уже сама социальная обстановка, окружающая будущего «негоцианта и туриста», условия и способы его воспитания и образования в корне отличны от обломовских. Штольц не мечтатель. Он, прежде всего, «деловой человек». Но это, однако, не мешает ему стремиться «к равновесию практических сторон с высокими потребностями духа».

Источник: https://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/portret-shtolca-obraz-shtolca-v-romane-goncharova-oblomov

Образ Андрея Штольца

Сочинения › Гончаров И.А. › Обломов

Готовые Домашние Задания

Кто такой Штольц? Гончаров не заставляет читателя ломать голову над этим вопросом. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер.

«Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Гончаров вначале пытается показать, что Штольц скорее русский, нежели немец: ведь самое главное – вера и язык у него такие же, как и у русских.

Но чем дальше, тем больше начинают проступать в нем качества немца: самостоятельность, упорство в достижении своих целей, бережливость.

Неповторимый характер Штольца сформировался под влиянием двух сил – мягкой и жесткой, на стыке двух культур – русской и немецкой.

Совет

От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте.

Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

Практический ум, жизнелюбие, смелость помогли Штольцу добиться успеха после того, как он уехал по настоянию отца учиться в Петербург…

По замыслу Гончарова, Штольц – новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Он «служил, вышел в отставку…занялся своими делами, … нажил дом и деньги, … выучил Европу, как свое имение, … видел Россию вдоль и поперек, … ездит в свет».

Если говорить об идейной позиции Штольца, то он «искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве.

По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…». Одним словом, гончаров создал такого героя, какого давно не хватало России. Для автора Штольц – это та сила, которая способна возродить обломовых и уничтожить обломовщину.

По-моему, Гончаров несколько идеализирует образ Штольца, ставя его в пример читателю как безупречного человека. Но к концу романа получается, что спасение не пришло к России с появлением Штольца. Добролюбов объясняет это тем, что « теперь для них нет почвы» в российском обществе.

Для более продуктивной деятельности штольцев необходимо достичь некоторого компромисса с обломовыми. Именно поэтому Андрей Штольц берет на воспитание сына Ильи Ильича.

Обратите внимание

Штольц – безусловно, антипод Обломова. Каждая черта характера первого – резкий протест против качеств второго. Штольц любит жизнь – Обломов часто впадает в апатию; Штольц обладает жаждой деятельности, для Обломова лучшая деятельность – отдых на диване.

Истоки этой противоположности – в воспитании героев. Читая описание жизни маленького Андрея, невольно сопоставляешь его с жизнью Илюши.

Таким образом уже в самом начале романа предстают пред читателем два абсолютно разных характера, два жизненных пути…

Сочинения по теме:

  • Обломовщина и штольцевщина как типы жизни сочинение
  • Обобщающая сила образа Обломова (по роману И.А. Гончарова «Обломов») сочинение
  • Образ Захара сочинение
  • Образ Ильи Обломова в романе И.А.Гончарова сочинение

Источник: http://1soch.ru/goncharov-ia/oblomov/obraz-andreya-shtolca

Штольц – персонаж романа И.А.Гончарова «Обломов»

Книги Data: 25.04.2011 13:05 | Автор: Administrator

Штольц — центральный персонаж романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848-1859). Литературные источники образа Штольца — гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том «Мертвых душ»), Петр Адуев («Обыкновенная история»). Позднее тип Штольца Гончаров разрабатывал в образе Тушина («Обрыв»).

Источник: роман “Обломов”

Автор:  И.А.Гончаров

Штольц — антипод Обломова, положительный тип практического деятеля.

В образе Штольца, по замыслу Гончарова, должны были гармонично соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей материалиста-практика; с другой — душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность.

Образ Штольца создают, таким образом, две эти взаимоисключающие стихии: первая происходит от отца, педантичного, сурового, грубоватого немца («отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места»); вторая — от матери, русской, поэтичной и сентиментальной натуры («она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки < ...>, пела ему о цветах, о поэзии жизни < ...> мечтала с ним о высокой роли…»).

Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца («Вблизи была Обломовка: там вечный праздник!»), а также княжеский замок в Верхлеве с портретами изнеженных и гордых дворян «в парче, бархате и кружевах». «С одной стороны Обломовка, с другой -княжеский замок, с широким раздольем барской жизни, встретились с немецким элементом, и не вышло из Андрея ни доброго бурша, ни даже филистера».

Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам. Недаром Штольц — выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Штольц блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги.

Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Штольц ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Штольца строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения.

Идеал Штольца — мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.

Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…» Идеал жизни Штольца — непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни».

Этот идеал Штольц отстаивает в споре с Обло-мовым, называя утопический идеал последнего «обломовщиной» и считая его вредным во всех сферах жизни.

В отличие от Обломова, Штольц выдерживает испытание любовью.

Важно

Он отвечает идеалу Ольги Ильинской: в Штольце сочетается мужественность, верность, нравственная чистота, универсальные знания и практическая хватка, позволяющие ему выходить победителем во всех жизненных испытаниях.

Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе предста вить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < ...

> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок». В дружбе с Обломовым Штольц тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Образ Штольца, по мысли Гончарова, должен был воплотить новый положительный тип русского прогрессивного деятеля («Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!»), совмещающего в себе как самые лучшие западнические тенденции, так и русскую широту, размах, духовную глубину.

Тип Штольца должен был обратить Россию на путь европейской цивилизации, придать ей подобающее достоинство и вес в ряду европейских держав. Наконец, деловитость Штольца не входит в конфликт с нравственностью, последняя, напротив, дополняет деловитость, дает ей внутреннюю мощь и силу. Вопреки замыслу Гончарова, в образе Штольца ощутимы утопические черты.

Рассудочность и рационализм, заложенный в образе Штольца, наносит ущерб художественности.

Сам Гончаров не вполне был доволен образом, считая, что Штольц «слаб, бледен», что «из него слишком голо выглядывает идея».

Чехов выражался резче: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен» (письмо 1889 г.). Неудача образа Штольца, возможно, объясняется тем, что Штольц художественно не показан в той масштабной деятельности, которой он с успехом занимается.

http://bobych.ru/encycl/ 

Источник: http://www.fanbio.ru/litertura/1154

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector