Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки
Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич:
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно, будто лебедушка;
Смотрит сладко, как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.
Он увидел ее у тесовых ворот с другими девушками, только те стоят «любуются, глядя, перешептываются», а она не глядит, не любуется, полосатой фатой укрывается.
Алена Дмитриевна очень набожная, честная женщина, ходит к вечерне в церковь.
У нее есть дети, муж. Дома она хозяйка, ведет хозяйство. Помогает ей в этом старая работница.
По приходу мужа накрывает она на стол белую скатерть, встречает своего мужа.
Но вот ее описание в тексте резко меняется, когда ее муж, купец Калашников, приходит домой и не застает ее дома.
И кличет он старую работницу:
Ты скажи, скажи, Еремеевна,
А куда девалась, затаилася
В такой поздний час Алена Дмитриевна?
А что детки мои любезные –
Чай забегались, заигралися,
Спозаранку спать уложилися?
Только нерадостный ответ слышит купец, муж Алены Дмитриевны, что жена его с вечерни еще не вернулась, а детки плачем плачут, все не унимаются.
Вдруг он слышит шаги торопливые, а когда оборачивается — не узнает свою жену. Он даже восклицает: «Сила крестная!» — потому, что такой жену он ни разу не видел.
Перед ним стоит молода жена,
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрят очи мутные, как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.
Ее описание говорит нам, что она не только сильно взволнована, но и испугана.
А тут и муж начинает ее выспрашивать, где она была, и ругать ее.
Она любит мужа и потому горько плачет, когда муж попрекает ее в измене ему и в том, что она порочит его честное имя. Муж Алены Дмитриевны думает, что она гуляет с боярскими сынками, а Алена
Дмитриевна даже не глядит на проезжих молодцов.
Когда она стоит с девушками у калитки, то «полосатой фатой закрывается».
Вот и говорит она мужу, что не боится она ни смерти, ни людской молвы, а боится его немилости. Она рассказывает мужу — Степану Парамоновичу, что опозорил ее, осрамил «злой опричник царский Кирибеевич», и просит мужа защитить ее.
Она-то честная, непорочная, но «что скажут злые соседушки», которые стояли у калиток и глазели на ее позор.
В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны — это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на золото и жемчуга, что предлагал ей царский опричник в обмен на ее милость и любовь.
Кирибеевич говорил ей:
Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать,
Лишь не дай мне умереть смертью грешною;
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание!
Алена Дмитриевна любит мужа, ходит в церковь. Лермонтов в ее образе хотел показать нам русскую женщину, ее силу духа: она не склонилась на посулы опричника, а осталась верна своему мужу.
Лента RSS © 2019 Литературный портал “Шпаргалкино”
Источник: https://shpargalkino.com/obraz-aleny-dmitrievny-v-poeme-m-yu-lermontova-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova/
Анализ поэмы М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…”
Жанр произведения – поэма. Главные герои – купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения – события вокруг Алены Дмитриевны, кульминация – кулачный бой купца с опричником. Развязка – гибель Калашникова на плахе и народная память о нем.
“Песня про царя Ивана Васильевича…” написана в духе русских народных песен. В основу поэмы положен бытовой сюжет.
В “Песне” поднимается ряд нравственных проблем. Это, прежде всего, вседозволенность действий людей, у которых в руках власть и сила. Кирибеевич считает, что может сделать непристойное предложение замужней женщине, и ему это сойдет с рук.
Но строгие порядки того времени и нравственная чистота Алены и самого Калашникова приводят к трагическому развитию событий. Купец Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защитить и просит младших братьев, если погибнет сам, помочь ему.
Это еще одна нравственная проблема – наказать обидчика, понимая, что сложишь за это голову либо в бою, либо на плахе.
Немаловажным для Калашникова в возникшей ситуации было сохранить человеческое достоинство и сделать так, чтобы честь жены и семьи не была бы потом запятнана сплетнями, поэтому он не объясняет царю, почему он убил Кирибеевича.
Я скажу тебе, православный царь!
Я убил его вольной волею…
Так отвечает царю Степан Калашников. О том, как обидел его жену Кирибеевич, он не сказал никому и молча сложил голову на плахе. Но народ знает всю правду и знает, что она на стороне купца.
Подвиг его остается в песне. Безымянная могила его – в чистом поле промеж трех дорог.
В этом и заключается глубокий смысл “Песни…”: гусляры – певцы народные – передают из уст в уста песню о горькой судьбе Калашникова.
Много материала проштудировано исследователями народных песен в поисках источника данного произведения. Кроме песенного сборника Кирши Данилова, который М. Ю.
Лермонтов, безусловно, знал, они отыскали другие песни, в которых встречаются и одинаковые эпитеты, и общие обороты, и строчки, сходные с лермонтовскими, только песни эти были собраны в разных концах русского государства, и спустя много лет после смерти поэта.
Поэтому современные исследователи “Песни…” приходят к выводу, что он не подражал каким-либо фольклорным песням, не имитировал отдельные детали народного языка и стиля, а создал свое произведение, используя усвоенные им с детства богатства народной поэзии. Белинский говорил о том, что “Лермонтов вошел в царство народности как ее полный властелин.
План
Описание царского пира, на который приглашены все приближенные грозного царя Ивана Васильевича. Царский опричник Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви. Тяжелый день для купца Калашникова и его семьи.
Рассказ Алены Дмитриевны о том, как оскорбил ее царский опричник. Калашников готовится вызвать Кирибеевича на кулачный поединок. Его беседа с братьями. Бой Калашникова и Кирибеевича.
Калашников не открыл своей тайны и казнен царем за убийство любимого опричника. Жива народная память о купце Калашникове.
Источник: https://home-task.com/analiz-poemy-m-yu-lermontova-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha/
Анализ поэмы М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…”
«Песня про царя Ивана Васильевича…» — историческая поэма, написанная М.Ю.Лермонтовым в 1837 году. Белинский писал: Лермонтов в «Песне…» «как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми ее оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других…»
В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне…
» торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое — тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Но не только это. История в «Песне…
» проходит перед нами в богатстве и роскоши щедро разбросанных подробностей жизни и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную историческую картину.
В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич — это люди, представленные поэтом крупным планом.
Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страстей.
Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчаяние, уверенность, бахвальство и страх — все это может пройти в герое целым циклом за минуту.
Образ лермонтовского Грозного отличается от образов, созданных другими писателями русской литературы. Его Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток.
До и после Лермонтова никто так Грозного не писал. Великий художник вводит нас в самую «механику» чувств Грозного, не только изображает «диалектику» его души, но и показывает обстоятельства, которые сделали его Грозным.
С каким художественным тактом поэт описывает пир Грозного, рассказывая, кто где сидит за столом!
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре да князья,
По бокам его все опричники…
Так искусно ввел нас автор в самую суть политической борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его характере и поведении.
И слово «грозный» теряет свою самодовлеющую психологическую окраску, становясь чертой характера, исторически значимой и обусловленной и поэтому введенной в определенные исторические границы.
Это и дает художнику право, не греша против истины, развернуть другие возможности характера Грозного, противоборствующие первой. Он отстаивает свободу чувства любви, он не хочет и не может порабощать любовь человека, любовь женшины. Это и продиктовало его знаменитые слова:
Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся.
Таков Грозный Лермонтова. Это сложная, богатая, противоречивая и объясненная в своей сложности личность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого, здесь все в естественном развитии действия объясняет самое себя.
Здесь все дышит историей, все живет историей. Лермонтовский историзм и его художественный гений торжествуют здесь полную победу. В обрисовке Грозного и в объяснении его эпохи Лермонтов как автор «Песни…
» выше всех своих современников — историков и писателей.
Говоря о героях «Песни…», нужно заметить, что они отличаются не только богатством содержания, но и тем, что каждый из них несет в себе себя другого, свое продолжение как некое свое отрицание.
Поэтому каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение: развитие есть не одна, а ряд возможностей дальнейшего формирования личности в сфере определенных обстоятельств. У Лермонтова в «Песне…» герои не делятся на положительных и отрицательных.
Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожертвование. Грозный — неисчерпаем.
Алена Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины.
Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ.
В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы.
Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я убил его вольной волею…») с ними совпала.
«Песня про царя Ивана Васильевича…» и в наши дни остается непревзойденным образцом проникновения поэта в тайны и народной психологии, и поэтического склада народной речи.
Белинский так писал о поэме: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение ее пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники ее духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе его старинную речь, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства… — и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/437-carya_ivana_vasilevicha.html
Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Историческая поэма М.Ю. Лермонтова удивительная и единственная по своей форме и художественному жанру произведение.
Эта поэма, стилизированная под русский фольклор, напоминает народные исторические песни. Главной нитью поэмы Лермонтова становится семья, борьба зла и добра.
Главный герой поэмы купец Калашников является носителем Правды. А молодой опричник Кирибеевич – воплощение злодейства.
Каждый герой поэмы – и Калашников, и Грозный, и Кирибеевич воплощены поэтом в поэме людьми сильного и цельного характера.
В каждом из них бушует целый комок чувств: и страсть, и печаль, и радость, и страх, отчаяние с бахвальством и уверенность в своей правоте. Грозный у Лермонтова яркая, насыщенная личность.
Он живой – суров, остроумен, подозрителен, жесток, но справедлив. Молодой слуга Грозного тоже выведен Лермонтовым, как сильный человек, но в то же время, “лукавый раб”.
Полюбив жену Калашникова, опричник идет на поводу у своей страсти, подстегивающий самим царем и при всем народе обесчестивает Алену Дмитриевну.
Хоть и не в чем ей виниться, жена Калашникова просит у мужа прощение и обращается за помощью, как единственному защитнику. Для нее главное – суд любимого мужчины.
В этом отражено вековое сознание русского человека, для которого семья, родные всегда были опорой и защитой в любые времена.
Подобная ситуация до сих пор очень актуальна для русского человека. Лермонтов специально убирает романтические образы в этой поэме, наделяя героев реалистическими чертами, чтобы ярче раскрыть христианскую душу и идеалы русского народа в психологии героев. Калашников – это не романтический герой. Он идет против закона, борется с судьбой, но защищает честь жены и семьи.
Степан Парамонович готов с честью выстоять и понести наказание за нарушение закона, потому что сам понимает, что свершил самосуд.
Калашников говорит Грозному, что убил “волею вольной”, чтобы все знали, что честь свою и жены он защитил.
Именно причиной трагической гибели Калашникова становится то, что он не “лукавый раб”, а нравственно независимая личность. И пусть он похоронен не по христианскому обряду, но оставил о себе хорошую память у людей.
Верный своим моральным устоям Калашников становится выше царя. Очень насыщенная историческими и художественными приметами и деталями давней эпохи поэма удивительным образом погружает читателя как в море в атмосферу того времени. Поэма уникальное и гениальное произведение Михаила Лермонтова, шедевр русской классики.
Источник: https://lib.repetitors.eu/literatura/174-2014-08-05-10-38-47/3673—–l—-r
Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Анализ
поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»
1) История
создания поэмы.В 1835
году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в
лейб-гвардии гусарский
полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе.
В этот период и написана поэма
М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца
Калашникова». Именно тогда формируются взгляды по- эта на историческую судьбу России.
М.Ю.
Лермонтова интересует
прошлое России как этап в развитии жизни страны.
Первой опубликованной поэмой
Лермонтова стала «Песня про
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837,
напечатана в 1838-м). По меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал
прошлое настоящему, поэтизировал его.
Из грубой действительности прошедшего, согласно Белинскому, Лермонтов
вынес «вымышленную
быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории». «Песня…
»
была написана во время
пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время
болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты»
(свидетельство А.А. Краевского).
Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени,
становится свидетелем
давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение
пульса иной эпохи. В «Песне…
» отразились
размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах
человеческой
личности, в частности о судьбе и трагической дуэли Пушкина. Современники высоко оценили поэму. Декабрист Н.А.Бестужев писал брату П.А. Бестужеву 4 июля
1838 г.
из Петровского завода:
«Недавно прочли мы в приложении к «Инвалиду»
«Сказку о купеческом сыне Калашникове». Это превосходная маленькая поэма… вот так должно передавать народность и её
историю! Если тебе знаком и этот … въ (подпись -анаграмма под «Песней…» в журнальной публикации)
— объяви нам эту литературную тайну. Ещё просим сказать: кто и какой
Лермонтов написал «Бородинский бой»?» Белинский справедливо отмечал, что «поэт вошёл в царство
народности, как её полный властелин,
и, проникнувшись её духом, слившись с нею,
он показал только своё родство с нею…»
2) Особенности жанра произведения.
Поэма — большая форма
лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным
или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики
действующих лиц, событий и их
раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя.
Поэт
называет свою поэму песней, так как
он воспевает людей времен Ивана Грозного, с одной стороны, и показывает связь
своего произведения с фольклором, —
с другой. Уже во вступлении проявляется связь «Песни…» с фольклором;
есть характерные выражения для песни — «Ох
ты гой еси…»
3) Историческая
основа поэмы.Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова» М.Ю.
Лермонтова имеет историческую основу. Лермонтов начинает с описания пира
во дворце у Ивана Грозного.
Царь сидит за
столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся
парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего времени исключительной
образованности, Иван IV
мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу.
Исторические условия не дали ему возможности это выполнить. Иван Грозный —
лицо историческое.
От
мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую
пору истории — время,
когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей.
Три различных, но сильных
и самобытных человека сталкиваются между собой. Этим столкновением определяется действие поэмы.
Опричник Кирибеевич под
влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство
простых людей. Калашников борется за справедливость и убивает
Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно
расправился с его любимцем. Действие происходит
в древней русской столице — Москве. Реалистический
историзм «Песни…
» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический
колорит эпохи, показал социальное
противоречие того времени и дал характеры в их социальной обусловленности. «Песня…» описывает
страшное для Руси время опричнины,
кровавого правления Ивана Грозного, «бездну
ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин). XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в
истории России.
За годы царствования
Ивана IV
страна изменилась: почти в полтора раза
увеличилась
её территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в
мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил
в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи,
гнев тирана
падал на целые семьи.
Мрачным было правление Ивана Грозного, мрачной была и его жизнь:
Иван IV
утопал в разврате, беспрерывно менял жён, в приступе ярости убил старшего сына,
постоянно
подозревал измену. В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о
похищениях красивых жён знатных людей,
которые поощрял Грозный.
Исторический Грозный конфисковывал имущество
казнённых, не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в
«Песне…».
XVI век в изображении Лермонтова — высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко
выраженного отрицательного
персонажа, ужасы опричнины остаются «за кадром». Вместе с тем достоверна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну
при его словах о происхождении из «славной семьи из Малютиной», нарушение царём
своей клятвы помиловать победителя.
– Как пирует царь
Иван Грозный? («во славу Божию, в удовольствие
своё и веселие»)
–
Как расположены гости за царским столом? (То за трапезой сидит во златом венце, / Сидит грозный Царь Иван Васильевич.
/ Позади его стоят стольники, / Супротив его все бояре да князья, / По бокам его все опричники…
) Что свидетельствует о том, что такое расположение гостей
за столом у царя — давно заведенный
порядок? 4) Основной конфликт
поэмы.
Конфликт — столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сюжета в художественном произведении; противоречие
как принцип взаимодействия между
образами литературного
(эпического или драматического) произведения.
Конфликт определяет
идейную направленность и композиционно организует художественное
произведение на всех уровнях, придавая
каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. В поэме конфликт
между удалым, благородным, независимым
Калашниковым и кромешником, «лукавым
рабом» царя Кирибеевичем, – безусловно, прочитывается в контексте «лютого
времени».
5) Характеристика
героев поэмы.
Образ Ивана Грозного. Обобщенный образ
Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции — исторических песен об Иване
Грозном – и отчасти «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В поэме
личность Ивана Грозного изображена неоднозначно: показано его величие и подозрительность, царский произвол, жестокость и
великодушие. Это человек сильных
страстей.
Образ
Кирибеевича.
Кирибеевич
— опричник, который ставит
собственные желания и интересы выше нравственных и моральных норм, чести и достоинства.
Как ведет себя
Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? Почему?
(Кирибеевич не веселится вместе со всеми, так как «в груди его была дума крепкая».) Какую помощь предлагает
Иван Грозный Кирибеевичу? (Иван Грозный
хочет лично сосватать полюбившуюся Кирибеевичу девушку.)
О
чём умалчивает Кирибеевич за столом у царя? Какой нравственный закон он
преступает? (Кирибеевич умалчивает царю о том, что Алёна Дмитриевна замужем.) Как ведет себя Кирибеевич на кулачном бою? Как данное поведение
характеризует опричника? (Кирибеевич выходит
на кулачный бой ради забавы, потешить царя, излишне самоуверен в своих силах.)
Образ
купца Калашникова.
Героическое
начало в поэме связано
с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать
характер, близкий по своим качествам
к герою русского эпоса.
Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости,
мужество, самоотверженность,
честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы основные черты
Калашникова как истинно народного
героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников
противопоставлен как человек,
действующий во имя долга и чести.
Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он
одерживает над своим противником
моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого»
Кирибеевича побледнеть и замолчать («На
раскрытых устах слово замерло»). Заключающая «Песню…
» картина
«безымянной могилки», вызывающей сочувственный
отклик народных масс, гусляров вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почившего «за святую правду-матушку», народное значение.
Носитель чести в «Песне…» —
московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия.
Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством
отвечает: А зовут меня Степан
Калашников, А я родился от честного отца, И жил я по закону Господнему: Не
позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету
небесного.
Калашников
противопоставляет свою жизненную позицию, своё
происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до
последнева».
Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не
столько власти, сколько Богу и людям.
Выходя на поединок, Калашников выполняет
просьбу жены о заступничестве: «Ты
не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи— в случае своей смерти он
наказывает братьям вступиться за его
честное имя.
Это не просто месть, наказание
«бусурманскому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников
наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В
эпоху бесчестья и террора Калашников
отстаивал честное имя и неприкосновенность
семьи.
За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но,
несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую память: Пройдёт стар человек
— перекрестится, Пройдёт девица — пригорюнится. А пройдут гусляры — споют
песенку. Суд царский разошёлся с судом
народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.
Дайте характеристику купцу
Калашникову. Какой он? (Купец
Калашников весь день на работе, в его семье царят домостроевские порядки: жена ждет мужа
с работы, дети находятся под её присмотром. Калашников — верующий человек, живущий по общепринятым
законам.
) Почему, не
застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»? (Жена, не придя
вовремя домой, нарушила
раз и навсегда заведённый порядок.
) Как
отреагировал Калашников на произошедшее с женой? Как это его характеризует? (Калашников возмущён поступком Кирибеевича и вступается за
честь своей жены и всей
семьи, так как семья очень важна для купца.
) Где «удалой купец» ищет помощи и поддержки в трудную минуту? Как этот факт его
характеризует? (Купец Калашников
ищет помощи в своей семье и обращается к братьям.) –
Как ведет себя Калашников во время кулачного боя? Как такое поведение характеризует героя?
(Калашников выходит
на кулачный бой, чтобы отстоять честь своей семьи, он кланяется сначала царю,
потом «святым церквам», «а потом
всему народу русскому».)
6) Художественные особенности поэмы.Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией
фольклора
в большой эпической форме, стих «Песни…» приближен к народной поэзии, в ней использованы
характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы.
Это была героическая, гуслярная, застольная
песня, которая соседствовала в творчестве
Лермонтова с ангельскими «тихими песнями», юношескими «романсами» и стилизациями («Колокол стонет»,
«Не знаю, обманут ли был я», «Светлый призрак дней минувших»). Известный критик начала XIX века В.Г.
Белинский писал, что здесь
«поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое прошедшее, подслушал
биение его пульса, проник в сокровеннейшие и
глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом
своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи,
простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства…»
Источник: https://literatanalis.blogspot.com/p/blog-page_3989.html
Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю
1) История создания поэмы. В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана поэма М.Ю.
Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно тогда формируются взгляды поэта на историческую судьбу России. М.Ю. Лермонтова интересует прошлое России как этап в развитии жизни страны.
Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837, напечатана в 1838-м). По меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое настоящему, поэтизировал его.
Из грубой действительности прошедшего, согласно Белинскому, Лермонтов вынес «вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории». «Песня…» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А.А. Краевского).
Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса иной эпохи. В «Песне…
» отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частности о судьбе и трагической дуэли Пушкина. Современники высоко оценили поэму. Декабрист Н.А. Бестужев писал, брату П.А. Бестужеву 4 июля 1838 г.
из Петровского завода: «Недавно прочли мы в приложении к «Инвалиду» «Сказку о купеческом сыне Калашникове». Это превосходная маленькая поэма… вот так должно передавать народность и её историю! Если тебе знаком и этот … въ (подпись ¦— анаграмма под «Песней…» в журнальной публикации) — объяви нам эту литературную тайну. Ещё просим сказать: кто и какой Лермонтов написал «Бородинский бой»?» Белинский справедливо отмечал, что «поэт вошёл в царство народности, как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею…»
2) Особенности жанра произведения.
Поэма — большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя.
Поэт называет свою поэму песней, гак как он воспевает людей времен Ивана Грозного, с одной стороны, и показывает связь своего произведения с фольклором, — с другой. Уже во вступлении проявляется связь «Песни…» с фольклором; есть характерные выражения для песни — «Ох ты гой еси…»
3) Историческая основа поэмы. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова имеет историческую основу. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Г розного.
Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу.
Исторические условия не дали ему возможности это выполнить. Иван Грозный — лицо историческое.
От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории — время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей. Три различных, но сильных и самобытных человека сталкиваются между собой.
Этим столкновением определяется действие поэмы. Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Калашников борется за справедливость и убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем.
Действие происходит в древней русской столице — Москве.
Реалистический историзм «Песни…» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал социальное противоречие того времени и дал характеры в их социальной обусловленности. «Песня…
» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин). XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в истории России.
За годы царствования Ивана IV страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика.
Иван Г розный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи.
Мрачным было правление Ивана Грозного, мрачной была и его жизнь: Иван IV утопал в разврате, беспрерывно менял жён, в приступе ярости убил старшего сына, постоянно подозревал измену. В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный. Исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в «Песне…».
XVI век в изображении Лермонтова — высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются «за кадром». Вместе с тем достоверна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из «славной семьи из Малютиной», нарушение царём своей клятвы помиловать победителя.
– Как пирует царь Иван Грозный? («во славу Божию, в удовольствие своё и веселие»)
– Как расположены гости за царским столом? (То за трапезой сидит во златом венце, / Сидит грозный Царь Иван Васильевич. / Позади его стоят стольники, / Супротив его все бояре да князья, / По бокам его все опричники…) Что свидетельствует о том, что такое расположение гостей за столом у царя — давно заведенный порядок?
4) Основной конфликт поэмы. Конфликт — столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения.
Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.
В поэме конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым и кро-мешником, «лукавым рабом» царя Кирибеевичем, — безусловно, прочитывается в контексте «лютого времени».
5) Характеристика героев поэмы.
Образ Ивана Грозного. Обобщенный образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции — исторических песен об Иване Грозном — и отчасти «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В поэме личность Ивана Грозного изображена неоднозначно: показано его величие и подозрительность, царский произвол, жестокость и великодушие. Это человек сильных страстей.
Образ Кирибеевича. Кирибеевич — опричник, который ставит собственные желания и интересы выше нравственных и моральных норм, чести и достоинства.
– Как ведет себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? Почему? (Кирибеевич не веселится вместе со всеми, так как «в груди его была дума крепкая».)
– Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу? (Иван Грозный хочет лично сосватать полюбившуюся Кирибеевичу девушку.)
– О чём умалчивает Кирибеевич за столом у царя? Какой нравственный закон он преступает? (Кирибеевич умалчивает царю о том, что Алёна Дмитриевна замужем.)
– Как ведет себя Кирибеевич на кулачном бою? Как данное поведение характеризует опричника? (Кирибеевич выходит на кулачный бой ради забавы, потешить царя, излишне самоуверен в своих силах.)
Образ купца Калашникова. Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса.
Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя.
Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести.
Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключающая «Песню…
» картина «безымянной могилки», вызывающей сочувственный отклик народных масс, гусляров вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почившего «за святую правду-матушку», народное значение. Носитель чести в «Песне…» — московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.
Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя.
Это не просто месть, наказание «бусурманскому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог.
Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую .память:
Пройдёт стар человек — перекрестится,
Пройдёт девица — пригорюнится/
А пройдут гусляры — споют песенку.
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.
– Дайте характеристику купцу Калашникову. Какой он? (Купец Калашников весь день на работе, в его семье царят домостроевские порядки: жена ждет мужа с работы, дети находятся под её присмотром. Калашников — верующий человек, живущий по общепринятым законам.)
– Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»? (Жена, не придя вовремя домой, нарушила раз и навсегда заведённый порядок.)
– Как отреагировал Капашников на произошедшее с женой? Как это его характеризует? (Калашников возмущён поступком Кирибеевича и вступается за честь своей жены я всей семьи, так как семья очень важна для купца.)
– Где «удалой купец» ищет помощи и поддержки в трудную минуту? Как этот факт его характеризует? (Купец Калашников ищет помощи в своей семье и обращается к братьям.)
– Как ведет себя Калашников во время кулачного боя? Как такое поведение характеризует героя? (Калашников выходит на кулачный бой, чтобы отстоять честь своей семьи, он кланяется сначала царю, потом «святым церквам», «а потом всему народу русскому».)
6) Художественные особенности поэмы. Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих «Песни…» приближен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы.
Это была героическая, гуслярная, застольная песня, которая соседствовала в творчестве Лермонтова с ангельскими «тихими песнями», юношескими «романсами» и стилизациями («Колокол стонет», «Не знаю, обманут ли был я», «Светлый призрак дней минувших»). Известный критик начала XIX века В.Г.
Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства…»
Источник: https://dlrvas.blogspot.com/2016/02/blog-post_2.html
Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Подготовили учащиеся 7. – презентация
1 Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Подготовили учащиеся 7 Г класса (группа литераторов) ГБС(к)ОУ школы- интерната 5 I-II вида г.о.Тольятти под руководством учителя русского языка и литературы Новаковой В.П.
2 Цели проекта 1. Обобщить и дополнить представления учащихся об образе Ивана Грозного. 2. Развивать у учащихся внимание к худо- жественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах; умение анализировать прочитанное. 3. Пополнять и активизировать словарный запас учащихся.
3 Словарь Милостивый – добрый, человеколюбивый. Суровый – очень строгий, серьёзный. Жестокий – крайне суровый, безжалостный, беспощадный. Подозрительный – недоверчивый. Грозный – внушающий страх, устрашающий. Гипотеза – выдвигаемое предположение, которое нужно объяснить и доказать. Экспозиция – начало действия в произведении. Завязка – начало развития действия в произведе- нии. Кульминация – момент наивысшего действия в художественном произведении. Развязка – заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.
4 Гипотеза Мы предположили, что Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил царя в своём произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, моло- дого опричника и удалого купца Ка- лашникова» как личность жестокую, но и в то же время милостивую. Мы предположили, что Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил царя в своём произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, моло- дого опричника и удалого купца Ка- лашникова» как личность жестокую, но и в то же время милостивую.
5 Образ Ивана Грозного в исторических и народных песнях Об Иване Грозном сло- жено много историчес- ких и народных песен, в которых царь показан положительным героем, мудрым правителем и военачальником. Но народ не скрывал и его отрицательных черт: жестокости, вспыль- чивости, подозритель- ности. Об Иване Грозном сло- жено много историчес- ких и народных песен, в которых царь показан положительным героем, мудрым правителем и военачальником. Но народ не скрывал и его отрицательных черт: жестокости, вспыль- чивости, подозритель- ности.
6 Образ Ивана Грозного в литературе Не только в исторических и народных песнях раскры- вался образ царя Ивана Грозного, не только истори- ки писали о нём, но и рус- ские писатели обращались к этой теме, силой своего воображения восстановив- шие для нас 16 век. Не только в исторических и народных песнях раскры- вался образ царя Ивана Грозного, не только истори- ки писали о нём, но и рус- ские писатели обращались к этой теме, силой своего воображения восстановив- шие для нас 16 век.
7 Русские писатели об Иване Грозном В.Г.Белинский так охарактеризовал Ивана Грозного: «…Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…» В.Г.Белинский так охарактеризовал Ивана Грозного: «…Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…»
8 Русские писатели об Иване Грозном Н.М.Карамзин писал: «Иоанн имел разум пре- восходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необык- новенным даром слова…; хвалился милостию и щедростию…, правосу- дием…, духом царским…, соблюдением державной чести…»
9 М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сегодня мы остановим- ся на знакомом вам про- изведении М.Ю.Лермон- това «Песня про царя Ивана Васильевича, мо- лодого опричника и уда- лого купца Калашнико- ва». Сегодня мы остановим- ся на знакомом вам про- изведении М.Ю.Лермон- това «Песня про царя Ивана Васильевича, мо- лодого опричника и уда- лого купца Калашнико- ва».
10 История создания поэмы М.Ю. Лермонтов проявлял особый ин- терес к национальной истории, искал в ней богатырский дух, яркие личности – всё, чего не хватало среди его современ- ников. М.Ю. Лермонтов проявлял особый ин- терес к национальной истории, искал в ней богатырский дух, яркие личности – всё, чего не хватало среди его современ- ников.
11 История создания поэмы Ещё подростком поэт сумел оценить народную поэзию. В 1830 году он записал в своей тетради: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях». Лермонтов знакомится с русской стариной, народными поверьями и песнями. В нём зарождается мысль создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период москов- ской истории – царствование Ивана Грозного. Ещё подростком поэт сумел оценить народную поэзию. В 1830 году он записал в своей тетради: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях». Лермонтов знакомится с русской стариной, народными поверьями и песнями. В нём зарождается мысль создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период москов- ской истории – царствование Ивана Грозного. Задумал свою «Песню» Лермонтов в 1836 году.
12 История создания поэмы По свидетельству современни- ков, на создание произведения оказал влияние и такой эпизод: во время пребывания Михаила Юрье- вича в университете произошёл случай увоза красавицы-жены куп- ца, жившего в Замоскворечье, по – старинному. Лихой гусар, тщетно ухаживавший за понравившейся ему женой купца, похитил её на улице, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за поруга- ние жены и затем, арестованный, наложил на себя руки (убил себя). Возможно также, что сюжет поэмы был навеян Лермонтову русскими народными былинами. По свидетельству современни- ков, на создание произведения оказал влияние и такой эпизод: во время пребывания Михаила Юрье- вича в университете произошёл случай увоза красавицы-жены куп- ца, жившего в Замоскворечье, по – старинному. Лихой гусар, тщетно ухаживавший за понравившейся ему женой купца, похитил её на улице, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за поруга- ние жены и затем, арестованный, наложил на себя руки (убил себя). Возможно также, что сюжет поэмы был навеян Лермонтову русскими народными былинами.
13 Сюжет поэмы Давайте вспомним сюжет этого произведения: Давайте вспомним сюжет этого произведения: экспозиция – пир у царя
14 Сюжет поэмы завязка – встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем
15 Сюжет поэмы кульминация – кулачный бой
16 Сюжет поэмы развязка – победа Калашникова и его смерть развязка – победа Калашникова и его смерть
17 Система образов в поэме Давайте вспомним персонажей этого произведения. Калашников Степан Парамонович – купец, русский богатырь, «статный молодец», «удалой боец», честный, отважный, непреклонный, у него героический характер: жертвует своей жизнью ради спасения чести жены, семьи.
18 Система образов в поэме Алёна Дмитриевна – верная жена, русская красавица, любит му- жа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором. Алёна Дмитриевна – верная жена, русская красавица, любит му- жа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором.
19 Система образов в поэме Кирибеевич – любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно любит замужнюю женщину, «удалой боец», убит на кулачном бою Калашниковым. Кирибеевич – любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно любит замужнюю женщину, «удалой боец», убит на кулачном бою Калашниковым.
20 Система образов в поэме Одно из центральных мест в поэме занимает образ царя Ивана Василье- вича, прозванного народом Грозным. Одно из центральных мест в поэме занимает образ царя Ивана Василье- вича, прозванного народом Грозным. Ярко и живо рас- крыл образ царя М.Ю.Лермонтов в своём произведе- нии.
21 Образ Ивана Грозного в поэме Давайте прочитаем отрывки из поэмы и по- думаем, какую характе- ристику можно дать Ивану Грозному.
22 Образ Ивана Грозного в поэме В поэме М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич пред- стаёт перед нами великим грозным правителем. В поэме М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич пред- стаёт перед нами великим грозным правителем. Это подтверждают слова: Это подтверждают слова: «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич». «И пирует царь во славу Божию, «И пирует царь во славу Божию, В удовольствие своё и веселие…»
23 Образ Ивана Грозного в поэме «Вот нахмурил царь брови черные И навёл на него очи зоркие, Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником». «Аль ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь? Али служба тебе честная прискучила?» Из этих слов можно сделать вывод, что царь суровый и подозрительный.
24 Образ Ивана Грозного в поэме Обращаясь к Кирибеевичу, своему любимому опричнику Иван Грозный говорит: Обращаясь к Кирибеевичу, своему любимому опричнику Иван Грозный говорит: «Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное. Прежде свахе смышленой покланяйся И пошли дары драгоценные». П о этим словам можно сказать, что царь бывает щедрым по отношению к своим любимцам.
25 Образ Ивана Грозного в поэме Царь Иван Васильевич – хранитель православной веры, он соблюдал законы нравственности. Царь Иван Васильевич – хранитель православной веры, он соблюдал законы нравственности. На Руси нельзя было полюбить замужнюю женщину, это было преступление против Закона Божьего. Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему: На Руси нельзя было полюбить замужнюю женщину, это было преступление против Закона Божьего. Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему: Но Иван Грозный не знал, что Кирибеевич полюбил замужнюю женщину. «Как полюбишься – празднуй свадебку, Не полюбишься – не прогневайся».
26 Образ Ивана Грозного в поэме На Руси кулачный бой шёл до первой крови, убивать противни- ка было нельзя. Царь Иван Ва- сильевич вынужден был казнить купца Калашникова, так как он на- рушил вековые традиции госу- дарства – убил опричника Кири- беевича. «… царь Иван Васильевич Прогневался гневом, топнул о землю И нахмурил брови чёрные; Повелел он схватить удалова купца И привесть его пред лицо своё» Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток. Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток.
27 Образ Ивана Грозного в поэме Как возговорил православный царь: «Отвечай мне по правде, по совести, Вольной волею или нехотя, Ты убил насмерть мово верного слугу, Мово лучшего бойца Кирибеевича?» Иван Грозный особенно грозен тогда, когда нару- шаются русские традиции и православные законы, составляющие устои государства, а значит и его цар- ской власти.
28 Образ Ивана Грозного в поэме Во время казни преступника никогда на Руси не звонил большой колокол. Грозный царь звоном боль- шого колокола ставит народ в известность о том, что купец Калашников – не преступник, хотя царь и вы- нужден его казнить. По законам того времени, мы можем понять и «милость» грозного царя: наточенный – навострённый топор не станет причиной мучений купца при казни, палач не выйдет на помост в одежде, испачканной кровью, как при казни преступника. И будет звонить большой колокол. Это всё, что царь может сделать для купца Калашникова в этой ситуации, поскольку сама казнь неизбежна.
29 Образ Ивана Грозного в поэме Иван Грозный обращается к купцу Калашникову: «Я топор велю наточить – навострить, Палача велю одеть – нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью…» Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашни- кову. Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашни- кову.
30 Образ Ивана Грозного в поэме Но народ посчитал, что царь поступил жестоко и несправедливо. Образ смелого купца Калашникова остался в памяти народной: Но народ посчитал, что царь поступил жестоко и несправедливо. Образ смелого купца Калашникова остался в памяти народной: «Схоронили его за Москвой – рекой,… И гуляют – шумят ветры буйные Над его безымянной могилкою. И проходят мимо люди добрые: Пройдёт стар человек – перекрестится, Пройдёт молодец – приосанится, Пройдёт девица – пригорюнится. А пройдут гусляры – споют песенку».
31 Образ Ивана Грозного в поэме Обращаясь перед казнью к Калашникову, царь Иван Ва- сильевич говорит: Обращаясь перед казнью к Калашникову, царь Иван Ва- сильевич говорит: «Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, беспошлинно». Здесь мы видим царя, готового помочь семье осуж- денного человека. Здесь мы видим царя, готового помочь семье осуж- денного человека.
32 Вывод М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречи- вость характера Ивана Грозного. М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречи- вость характера Ивана Грозного. Положительные качества Царь великий и грозный правитель. Щедрый. Хранитель православ- ной веры и русских традиций. Милостивый. Готовый помочь семье осуждённого человека Отрицательные качества Суровый. Подозрительный. Подозрительный.Жестокий.ВспыльчивыйНесправедливый.
33 Вывод Итак, мы подтверждаем нашу гипотезу, что М.Ю.Лер- монтов в своём произведе- нии «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изобразил Ивана Грозного как личность и жестокую, и милостивую.
34 Информационные ресурсы Печатные источники: 1) Михайловский Н.К. Иван Грозный в русской литературе, Соч., т. 6, СПб., ) Карамзин Н.М. Предания веков. – М:Правда, ) Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В.,Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.:Русское слово, ) Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Метод. советы: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, )Иван IV Грозный Сочинения.-СПб., )Толковый словарь русского языка 7)История России с древнейших времён до конца XVII века. М., )Ключевский В.О. Сочинения. Том II. Часть 2. Лекция XXX. Характеристика царя Ивана Грозного // Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье. М., )Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., Интернет – ресурсы: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)Библиотека электронной книги
Источник: https://www.myshared.ru/slide/394733