Фамусовская москва в комедии “горе от ума”: образ москвы в пьесе (материалы для сочинения)

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» — сочинения для 9 класса

  1. Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»
  2. Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства
  3. Женщины в комедии «Горе от ума»
  4. Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе
  5. Любовь дворян ко всему иностранному
  6. Вывод

А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году.

Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время.

Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии «Горе от ума» один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек.

Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.

Какой же предстает Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Постранствовав по свету в течение трех лет, Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывался вместе с его дочерью Софьей.

Казалось бы, что восстанавливающийся после 1812 года город должен был переменить и взгляды людей, живущих в нем. Но Чацкий обнаруживает, что «дома новы, но предрассудки стары».

Обратите внимание

Фамусовское общество ничуть не изменилось, а по-прежнему проживает свой век «в пирах и в мотовстве».

Ничего нового дворяне не впускают в привычный уклад своей жизни, ведь новое угрожает их сытой жизни: «…Чтоб новизны вводили – никогда, спаси нас боже!» Приверженцы Фамусова могут только для красного словца толковать о правительстве на балах. Их речи – пустая болтовня: «…Придерутся к тому, к сему, а чаще ни к чему, поспорят пошумят и… разойдутся».

Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства

Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т.к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что «монашеским известен поведеньем», заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз.

Фамусов, как и вся фамусовская Москва «Горя от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва не хороша». Аристократы больше всего пугает мнение света.

Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.

Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. Ради достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство.

Для Фамусова пример его покойного дяди Максима Петровича, который на приеме у императрицы Екатерины падал на пол, чтобы ее повеселить, – образец для подражания, а не унижение.

Ведь своей «смышленостью» Максим Петрович заработал себе огромное богатство и «перед всеми знал почет».

Женщины в комедии «Горе от ума»

Особое положение в дворянском обществе того времени занимают женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслужили особенное отношение к себе. Женщины фамусовской Москвы очень сильные, властные и влиятельные: «А дамы?.. Судьи всему, везде, над ними нет судей…” В этих словах отражена как любовь светских дам к сплетням, поэтому их все опасаются, так и вес некоторых женщин в свете.

Именно мнения княгини Марьи Алексеевны, женщины, страшится Фамусов в финале пьесы. Молчалин рекомендует Чацкому наладить контакт с Татьяной Юрьевной, ведь она имеет много полезных связей: «Чиновные и должностные – все ей друзья и все родные…»

Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…» Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова.

Важно

Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать.

Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.

Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе

Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий.

Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме.

Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а особенно «хозяину, где доведется жить».

И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.

Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлёстовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: «Спасибо, мой дружок!» «Спасибо, мой родной!»

Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: «…Отъявленный мошенник, плут…» Но при этом все ему рады, ведь он «мастер услужить», а этого в пьесе «Горе от ума» грибоедовской Москве и нужно.

Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.

Любовь дворян ко всему иностранному

В комедии «Горе от ума» Грибоедов осуждает такую черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы без уважения относятся к родному языку.

Чацкий замечает, что в свете господствует нелепое смешение «французского с нижегородским». Даже французик из Бордо, который опасался ехать на русскую землю, был принят здесь как родной.

Он не встретил тут «ни звука русского, ни русского лица», ведь в светском обществе модно говорить по-французски.

Совет

В учителя своим детям дворяне нанимают иностранцев. Причем требования к ним предъявляются минимальные. Главное, чтобы «числом поболее, ценою подешевле». О качестве образования никто не заботится, просто так принято в обществе.

Сплетни и слухи в фамусовской Москве

Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство.

Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями.

Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.

Вывод

Итак, образ Москвы в «Горе от ума» представлен обществом дворян с устаревшими взглядами на жизнь, противящихся всему новому из-за страха потерять те блага, которые они имеют. Однако смена старых взглядов новыми исторически неизбежна, как и неизбежна их борьба в процессе становления нового общественного уклада.

Раскрытие образа фамусовской Москвы, описание её представителей и идеалов помогут ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»»

Фамусовская Москва в «Горе от ума» комедии Грибоедова – аргументы для сочинения по теме | источник

А.С. Грибоедов Горе от ума

Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/famusovskaya-moskva-v-komedii-gore-ot-uma-sochineniya-dlya-9-klassa.html

Какой изображает фамусовскую Москву А.С. Грибредов в комедии “Горе от ума”?

Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума

Готовые Домашние Задания

“Горе от ума” – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как “Недоросль” Фонвизина, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Уже современники оценили всю мощь и значимость этого произведения. Наибольшую популярность комедия имела в кругах декабристов, которые использовали ее в пропагандистских и просветительских целях. Произведение освещает период времени, наступивший после Отечественной войны 1812 года, период формирования и роста тайных обществ, декабристского движения.

В комедии рассмотрены важнейшие вопросы того времени. Автор не только затрагивает проблему крепостничества, русского просвещения и национальной культуры, но и показывает изменения, произошедшие в общественной жизни и деятельности декабристских кружков.

В комедии отражена борьба двух эпох русской жизни- “века нынешнего” и “века минувшего”. Так как произведение было написано с целью обличения существующих пороков, то в комедии выведены типичные представители старого московского барства, играющие заметную роль в общественной жизни.

Совет

В пьесе немало лиц, каждое из которых дополняет картину представленного нам круга людей. Их интересы, нравы, порядки, идеалы очень похожи. Все московские дворяне панически боятся всего нового, каких-либо перемен. Для них хорошо лишь то, что уже устоялось, проверено опытом и жизнью.

Они стремятся делать все, “как делали отцы”, пусть это даже низко, пошло и безнравственно. Просто так положено: младшие слушают старших, так как в их лета “не должно сметь свое суждение иметь”. Фамусов и все представители московского общества – ярые крепостники, не признающие в своих слугах людей.

Для них что собачонка, что арапка-девка – все едино, не стоит ровным счетом ничего.

Главное для московских бар – служба, вернее, продвижение по ней, карьеру устраивают всеми честными и бесчестными путями. Их не интересуют дела, все, что делается, делается для вида, да и обычай их таков: “Подписано, так с плеч долой”.

Обратите внимание

Большую роль в создании общественного мнения играют чины и “орденки”, которые раздаются частенько не за заслуги перед Отечеством, а благодаря тому, что “есть многие каналы” для получения очередного чина или награды. В обществе московских бар царят кумовство и протекция.

И впрямь, “ну как не порадеть родному человечку” при раздаче чинов и званий. Ярким примером тому – Загорецкий, который “защиту от суда нашел” в домах Москвы, где его терпят только ради приличия.

Нет, человеку без связей не добиться “степеней известных”, недаром Фамусов говорит: “При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”, — что в очередной раз доказывает, что вся власть и сила сосредоточены в одних руках, руках московского дворянства.

Конечно, они не намерены выпускать ее, они будут ее преувеличивать и преумножать для своих детей, ведь “уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”.

Обратите внимание

Грибоедов в лице Чацкого резко высмеивает просто нездоровую любовь московских дворян ко всему иностранному, стремление набирать “учителей полки числом поболее, ценою подешевле”. Фамусова и его сородичей не интересует качество образования, которое получают их дети. Главное для них — факт присутствия всяких мадам Розье и прочих гувернеров-иностранцев.

А уж школы, лицеи и гимназии считают бесполезной тратой времени. Учение по книгам, по мнению Скалозуба, вовсе надо прекратить, а оставить их “так, для больших оказий”. Их презрение к родному языку и национальной культуре проявляется в каждом действии. Уже то, что бытует “смешение языков французского с нижегородским”, подтверждает это.

А все культурные события проводятся “для затей”.

В комедии резко поставлен вопрос о крепостничестве. Считая крепостных своим имуществом, дворяне позволяют себе жестоко обходиться со своими слугами. Об этих возмутительных фактах повествует Чацкий в своих монологах.

Изображая жизнь московского дворянства, Грибоедов подчеркивает их праздное времяпрепровождение, высмеивает бессмысленное и бесцельное прожигание жизни.

Важно

Они все живут в своем мире, ничего не замечая вокруг и не желая знать никаких новшеств. Отгородившись от внешнего мира, они “разливаются в пирах и мотовстве”. Нравственные ценности в обществе изменились.

Все сводится лишь к богатству и личному благополучию.

Таким образом, Грибоедов реалистически показал в своей комедии типичных представителей старой барской Москвы первой четверти XIX века, эпохи столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”.

Сочинения по теме:

  • Описание образов Фамусова и Молчалина в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. сочинение
  • Какие нравы царят в фамусовской Москве в пьесе А.С. Грибоедова “Горе от ума”? сочинение
  • Особенности амусовского мира сочинение
  • Фамусовское общество – каково оно, что для него характерно сочинение
Читайте также:  Дворянство и светское общество в романе "евгений онегин": образ и характеристика

Источник: https://1soch.ru/griboedov-as/gore-ot-uma/kakoy-izobrajaet-famusovskuu-moskvu-a-s-gribredov

Сочинение на тему: “Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»”

Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Что за люди, mon cher! Сок умной молодежи!

А. С. Грибоедов

Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России.

Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии множество. А. С.

Грибоедов создавал «комедию нравов» в начале XIX века, но она не потеряла своего значения и в наши дни. Почему же?

Автор изобразил человеческие пороки, а они, к сожалению, не скоро проходят, а порой даже культивируются отдельными людьми как достоинства. Обратимся к изображению «фамусовского общества» в комедии «Горе от ума».

Фамусов с восторгом рассказывает Чацкому поучительную историю о том, как следует делать карьеру:

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя…

А дядя! что твой князь? что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб:

На кэртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб..

Упал он больно, встал здорово.

Рассмешив монаршую особу, Максим Петрович теперь на за-висть всем занял место у «кормушки»: В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович! Еще один «достойный подражания человек» — Скалозуб. Все отличались на поле брани в 1812 году, он же — В тринадцатом году мы отличились с братом В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

Сергею Сергеичу невдомек, что он двигается по служебной лестнице благодаря погибающим товарищам. Скалозубу это неинтересно, он не задумывается о причинах, ему важно следствие.

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Совет

А цель у него единственная: «Мне только бы досталось в генералы». Грибоедов от души посмеялся над пороками наблюдаемого им высшего общества.

Здесь ценятся лишь власть и деньги, души человеческие никому не нужны, за них ломаного гроша не дадут, зато откровенно охотятся за чинами и деньгами, положением в обществе и возможностью поживиться из казны, а можно и друг от друга. Фамусов открыто «обхаживает» Скалозуба, он вполне подходящая партия для Софьи.

И славно судите, дай бог здоровье вам

И генеральский чин; а там

Зачем откладывать бы дальше

Речь завести об генеральше?

Фамусову, главе дома, в котором разворачиваются события комедии, автор уделяет достаточно много внимания. Павел Афанасьевич высказывает свое мнение о воспитании, образовании, книгах.

Его суждения крайне реакционны, но судит он обо всем весомо, не принимая возражений. Он привык на все иметь свое мнение и, конечно же, не преминет его высказать. Фамусов считает себя вправе всех учить, как будто знает истину только он. Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда. Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Казалось бы, Павел Афанасьевич — заботливый отец, рачительный хозяин, достаточно лояльный человек, но как только ело касается его репутации и интересов, он тут же теряет внешнюю напускную вежливость и «открывается» истинное лицо крепостника-тирана. Он готов разогнать из дома всех, наказать даже невиновных, но восстановить видимость порядка и спокойствия.

Ты, Филька, ты прямой чурбан

Сеней не запер для чего?..

В работу вас, на поселенье вас…

Ты, быстроглазая, все от твоих проказ…

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить;

Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю…

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,

Там будешь горе горевать,

За пяльцами сидеть, за святцами зевать.

Павел Афанасьевич живет по принципу: «Грех не беда, молва нехороша». И не само поведение Софьи, предательство Молчалина беспокоят Фамусова, а то — …что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Под стать хозяину и все домочадцы. Софья полюбила ничтожного Молчалина, из-за его послушания, умения и готовности угодить. Она ценит в Алексее Степановиче то, что в другом обществе бы осудили.

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости,— всегда застенчиво, несмело…

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного.

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Это «идеал» московских мужей, то же самое пытается воспитать в своем муже Гориче Платоне Михайловиче Наталья Дмитриевна. Она все знает о нем, бесцеремонно «влезает» в разговор двух приятелей, не давая мужу и слова сказать. Он ее сопровождающий на балы, и только, ни о каком «родстве душ» и речи быть не может. А зачем? Ей вовсе не интересно знать, муж думает.

Наташа — матушка, дремлю на балах я,

До них смертельный неохотник.

Дежурю за полночь, подчас

Тебе в угодность, как ни грустно,

Пускаюсь по команде в пляс…

Бал вещь хорошая, неволя-то горька.

Обратите внимание

И подобными господами полон дом Фамусова. Очень образно автор охарактеризовал это общество, вложив в уста одной из героинь — графини-внучки — язвительную фразу:

…Ну Фамусов. Умел гостей назвать!

Какие-то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Эти люди презирают друг друга, но не от великого ума, а наоборот, от отсутствия оного. Они полны снобизма, мнят умными и хорошими только себя, остальных же презирают. Лицемерие и фальшь — типичные пороки этого общества. Все друг другу улыбаются, но истинной дружбы, привязанности, любви нет ни в ком.

Пожалуй, только Софья, «наивная душа», полюбила ничтожного Молчалина. Она со временем научится распознавать людей, а лицемерить и изворачиваться умеет и сейчас. Ее одну только и жаль, она отдала свое сердце недостойному человеку, но она молода и у нее «в глазах пример отца». Она плоть от плоти этого общества, будь иначе, разве бы Софья смогла так жестоко наказать Чацкого. Именно она пустила слух о сумасшествии героя. Так этим вымыслом я вам еще обязан?

Александр Андреевич Чацкий точно определил последствия общения с этими людьми:

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет.

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Эта комедия интересна современному читателю и зрителю («Горе от ума» до сих пор не сходит со сцен театров), потому что поднимает «вечные вопросы», стоящие перед человечеством на протяжении всей его истории. А. С. Грибоедов решает их достаточно оригинально, все это изложено великолепным, образным, метким языком гения.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-famusovskaya-moskva-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Первый вариант)

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

А. С. Грибоедов. Горе от ума

Литературная деятельность А. С. Грибоедова была гораздо шире, чем написание одной только комедии “Горе от ума”, но все же в памяти многих поколений он остался автором одного произведения, создателем одного шедевра. И дело даже не в том, что комедия имела потрясающий, выдающийся успех среди современников автора – она переросла свой век и не потеряла своего значения даже в наши дни.

Фамусовы, скалозубы, молчалины и сегодня встречаются гораздо чаще, чем Чацкие. Чем же живут эти люди, к чему стремятся? Идеалом человека для всего “цвета” Москвы является не тот, кто стремлением к познанию и упорным трудом добивается достижения целей. Нет, здесь в почете совсем другие качества. Вот кто является примером:

Он не то на серебре,На золоте едал, сто человек к услугам;Весь в орденах; езжал-то вечно цугом.

Женщины в Москве тоже могли занимать влиятельное положение и пользоваться всеобщим уважением. Вот, например, Татьяна Юрьевна:

Балы дает нельзя богаче,От Рождества и до поста,И летом праздник и на даче.

В мире представителей фамусовского общества ценными считаются не настоящие достоинства человека, а деньги и власть, здесь откровенно охотятся за богатством, чинами, положением в обществе. “Теплые” места здесь держат не для людей с истинными заслугами и талантами, а для друзей и родных:

Как станешь представлять к крестишку ли,
К местечку,Ну как не порадеть родному человечку!..

Татьяна Юрьевна, например, славится не только балами, но и связями. Все хотят поддерживать с ней добрые отношения, поскольку:

Чиновные и должностныеВсе ей друзья и все родные.

Важно

Лесть, лицемерие, низкопоклонство среди этих людей откровенно превозносятся в ранг добродетелей. Разными путями тут идут к успеху, поднимаются по служебной лестнице, но все эти дороги – унизительные и оскорбительные, неприемлемые для честного и порядочного человека.

Вот, например, Скалозуб. Добиваясь генеральского чина, он движется по служебной лестнице по головам товарищей, радуясь их неудачам и даже гибели:

Довольно счастлив я в товарищах моих,Вакансии как раз открыты;То старших выключат иных,Другие, смотришь, перебиты.

Еще один способ делания карьеры – лесть, подхалимство, низкопоклонничество перед вышестоящими. Таков был дядя Фамусова, Максим Петрович, который добился места при дворе и высочайшего расположения не личными качествами и талантами, а тем, что

Когда же надо подслужиться,И он сгибался вперегиб.

С помощью услужливости всем, даже “собаке дворника, чтоб ласкова была”, делает карьеру в доме Фамусова и Молчалин:

Там моську вовремя погладит!Тут в пору карточку вотрет!

Лучше всего раскрываются все нелицеприятные качества “друзей” и “близких” Фамусова во время бала, где мы оцениваем их не только с точки зрения Чацкого, но и с их позиций относительно друг друга. Графиня-внучка очень язвительно и точно охарактеризовала общество, собравшееся на торжество:

…Ну Фамусов! Умел гостей назвать!Какие то уроды с того света,И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Мы видим мелкие душонки этих людей: тупоумных сплетников, чванливых и праздных болтунов. Для Чацкого они сливаются в “мучителей толпу”:

В любви предателей, в вражде неутомимых,Рассказчиков неукротимых,Нескладных умников, лукавых простяков.Старух зловещих, стариков.Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Совет

Эти люди презирают и ненавидят друг друга, считая лишь себя умными и хорошими. Но на их лицах – лицемерные улыбки и слова восторгов.

Враги просвещения, не имеющие собственных мыслей, а придерживающиеся общественного мнения, считающие, что “грех не беда, молва не хороша”, эти нравственные убожества сплачивает в единое целое лишь одно – непримиримая ненависть и злоба к новому свободному образу мыслей, независимости суждений, уму Чацкого. В просвещении, учености видят эти люди угрозу своему теплому, привычному, душному мирку:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,Что нынче, пуще, чем когда.Безумных развелось людей, и дел, и мнений.Очень простой выход в борьбе с этим “злом” находит Фамусов:Забрать все книги бы, да сжечь.

Кичась своей любовью к родному городу (“едва другая сыщется столица, как Москва”), своей стране, эти “патриоты” пытаются сделать вид, что им чуждо и неприятно засилье иностранщины в Москве:

А все Кузнецкий мост и вечные французы,Откуда моды к нам и авторы, и музы:Губители карманов и сердец!

А что же мы видим на самом деле? “Тоску и оханье, и стон” по Франции, книги – французские романы, песни – французские романсы, воспитатели – французские гувернантки. И так во всем:

Дверь отперта для званых и незваных,Особенно для иностранных.

Таким образом, комедия затронула множество “вечных” тем и вопросов, некоторые из которых не решены до сегодняшнего дня. Вследствие этого комедия не утратила своей актуальности и злободневности даже в наше время.

Читайте также:  Краткое содержание "ревизор" гоголя: пересказ сюжета, пьеса в сокращении

Подбирая забавные и красноречивые фамилии для своих героев (Скалозуб, Молчалин, Тугоуховская, Хлёстова), Грибоедов помогает нам не только посмеяться над ними, но и задуматься над этими образами, чтобы не пропустить их в жизни и верно отреагировать на их нравственное и моральное убожество.

Источник: https://www.sochuroki.com/famusovskaya-moskva-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma-pervyj-variant/

Сочинение на тему ФАМУСОВСКАЯ МОСКВА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»» – по русскому языку и литературе

Что за люди, топ cher! Сок умной молодежи! А. С. Грибоедов Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России.

Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии множество. А. С.

Грибоедов создавал «комедию нравов» в начале XIX века, но она не потеряла своего значения и в наши дни. Почему же? Автор изобразил человеческие пороки, а они, к сожалению, не скоро проходят, а порой даже культивируются отдельными людьми как достоинства. Обратимся к изображению «фамусовского общества» в комедии «Горе от ума».

Обратите внимание

Фамусов с восторгом рассказывает Чацкому поучительную историю о том, как следует делать карьеру: Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя… А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На кэртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб.. Упал он больно, встал здорово. Рассмешив монаршую особу, Максим Петрович теперь на за-висть всем занял место у «кормушки»: В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович! Еще один «достойный подражания человек» — Скалозуб.

Все отличались на поле брани в 1812 году, он же — В тринадцатом году мы отличились с братом В тридцатом егерском, а после в сорок пятом. Сергею Сергеичу невдомек, что он двигается по служебной лестнице благодаря погибающим товарищам. Скалозубу это неинтересно, он не задумывается о причинах, ему важно следствие.

Довольно счастлив я в товарищах моих, ' Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. А цель у него единственная: «Мне только бы досталось в генералы». Грибоедов от души посмеялся над пороками наблюдаемого им высшего общества.

Здесь ценятся лишь власть и деньги, души человеческие никому не нужны, за них ломаного гроша не дадут, зато откровенно охотятся за чинами и деньгами, положением в обществе и возможностью поживиться из казны, а можно и друг от друга. Фамусов открыто «обхаживает» Скалозуба, он вполне подходящая партия для Софьи.

И славно судите, дай бог здоровье вам И генеральский чин; а там Зачем откладывать бы дальше Речь завести об генеральше? Фамусову, главе дома, в котором разворачиваются события комедии, автор уделяет достаточно много внимания. Павел Афанасьевич высказывает свое мнение о воспитании, образовании, книгах. Его суждения крайне реакционны, но судит он обо всем весомо, не принимая возражений.

Он привык на все иметь свое мнение и, конечно же, не преминет его высказать. Фамусов считает себя вправе всех учить, как будто знает истину только он. Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда. Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Казалось бы, Павел Афанасьевич — заботливый отец, рачи-льный хозяин, достаточно лояльный человек, но как только ело касается его репутации и интересов, он тут же теряет вне-JQJO напускную вежливость и «открывается» истинное лицо епостника-тирана. Он готов разогнать из дома всех, наказать даже невиновных, но восстановить видимость порядка и спокойствия.

Важно

Ты, Филька, ты прямой чурбан-Сеней не запер для чего?.. В работу вас, на поселенье вас… Ты, быстроглазая, все от твоих проказ… Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить; Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю… В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, Там будешь горе горевать, За пяльцами сидеть, за святцами зевать.

Павел Афанасьевич живет по принципу: «Грех не беда, молва нехороша». И не само поведение Софьи, предательство Мол-чалина беспокоят Фамусова, а то — …что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! Под стать хозяину и все домочадцы. Софья полюбила ничтожного Молчалина, из-за его послушания, умения и готовности угодить. Она ценит в Алексее Степановиче то, что в другом обществе бы осудили.

Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости,— всегда застенчиво, несмело… Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного. Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. Это «идеал» московских мужей, то же самое пытается воспитать в своем муже Гориче Платоне Михайловиче Наталья Дмитриевна.

Она все знает о нем, бесцеремонно «влезает» в разговор двух приятелей, не давая мужу и слова сказать. Он ее сопровождающий на балы, и только, ни о каком «родстве душ» и речи быть не может. А зачем? Ей вовсе не интересно знать, муж думает. Наташа — матушка, дремлю на балах я, До них смертельный неохотник.

Дежурю за полночь, подчас Тебе в угодность, как ни грустно, • Пускаюсь по команде в пляс… Бал вещь хорошая, неволя-то горька. И подобными господами полон дом Фамусова. Очень образно автор охарактеризовал это общество, вложив в уста одной из героинь — графини-внучки — язвительную фразу: …Ну Фамусов.

' Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать. Эти люди презирают друга друга, но не от великого ума, а наоборот, от отсутствия оного. Они полны снобизма, мнят умными и хорошими только себя, остальных же презирают. Лицемерие и фальшь — типичные пороки этого общества.

Все друг другу улыбаются, но истинной дружбы, привязанности, любви нет ни в ком. Пожалуй, только Софья, «наивная душа», полюбила ничтожного Молчалина. Она со временем научится распознавать людей, а лицемерить и изворачиваться умеет и сейчас. Ее одну только и жаль, она отдала свое сердце недостойному человеку, но она молода и у нее «в глазах пример отца». Она плоть от плоти этого общества, будь иначе, разве бы Софья смогла так жестоко наказать Чацкого. Именно она пустила слух о сумасшествии героя. Так этим вымыслом я вам еще обязан? Александр Андреевич Чацкий точно определил последствия общения с этими людьми: Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Эта комедия интересна современному читателю и зрителю («Горе от ума» до сих пор не сходит со сцен театров), потому что поднимает «вечные вопросы», стоящие перед человечеством на протяжении всей его истории. А. С. Грибоедов решает их достаточно оригинально, все это изложено великолепным, образным, метким языком гения.

Сочинение на тему ФАМУСОВСКАЯ МОСКВА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»»
Грибоедов А.С.
Стр. 1

Сочинение на тему ФАМУСОВСКАЯ МОСКВА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»»
Грибоедов А.С.
Стр. 2

Сочинение на тему ФАМУСОВСКАЯ МОСКВА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»»
Грибоедов А.С.
Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/Cochinenie-laquofamusovskaya-moskva-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-umaraquo

Сочинение фамусовская москва в комедии грибоедова горе от ума

“Горе от ума” – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как “Недоросль” Фонвизина, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Уже современники оценили всю мощь и значимость этого произведения. Наибольшую популярность комедия имела в кругах декабристов, которые использовали ее в пропагандистских и просветительских целях. Произведение освещает период времени, наступивший после Отечественной войны 1812 года, период формирования и роста тайных обществ, декабристского движения.

В комедии рассмотрены важнейшие вопросы того времени. Автор не только затрагивает проблему крепостничества, русского просвещения и национальной культуры, но и показывает изменения, произошедшие в общественной жизни и деятельности декабристских кружков.

В комедии отражена борьба двух эпох русской жизни- “века нынешнего” и “века минувшего”. Так как произведение было написано с целью обличения существующих пороков, то в комедии выведены типичные представители старого московского барства, играющие заметную роль в общественной жизни.

Совет

В пьесе немало лиц, каждое из которых дополняет картину представленного нам круга людей. Их интересы, нравы, порядки, идеалы очень похожи. Все московские дворяне панически боятся всего нового, каких-либо перемен. Для них хорошо лишь то, что уже устоялось, проверено опытом и жизнью.

Они стремятся делать все, “как делали отцы”, пусть это даже низко, пошло и безнравственно. Просто так положено: младшие слушают старших, так как в их лета “не должно сметь свое суждение иметь”. Фамусов и все представители московского общества – ярые крепостники, не признающие в своих слугах людей.

Для них что собачонка, что арапка-девка – все едино, не стоит ровным счетом ничего.

Главное для московских бар – служба, вернее, продвижение по ней, карьеру устраивают всеми честными и бесчестными путями. Их не интересуют дела, все, что делается, делается для вида, да и обычай их таков: “Подписано, так с плеч долой”.

Обратите внимание

Большую роль в создании общественного мнения играют чины и “орденки”, которые раздаются частенько не за заслуги перед Отечеством, а благодаря тому, что “есть многие каналы” для получения очередного чина или награды. В обществе московских бар царят кумовство и протекция.

И впрямь, “ну как не порадеть родному человечку” при раздаче чинов и званий. Ярким примером тому – Загорецкий, который “защиту от суда нашел” в домах Москвы, где его терпят только ради приличия.

Нет, человеку без связей не добиться “степеней известных”, недаром Фамусов говорит: “При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”, — что в очередной раз доказывает, что вся власть и сила сосредоточены в одних руках, руках московского дворянства.

Конечно, они не намерены выпускать ее, они будут ее преувеличивать и преумножать для своих детей, ведь “уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”.

Обратите внимание

Грибоедов в лице Чацкого резко высмеивает просто нездоровую любовь московских дворян ко всему иностранному, стремление набирать “учителей полки числом поболее, ценою подешевле”. Фамусова и его сородичей не интересует качество образования, которое получают их дети. Главное для них — факт присутствия всяких мадам Розье и прочих гувернеров-иностранцев.

А уж школы, лицеи и гимназии считают бесполезной тратой времени. Учение по книгам, по мнению Скалозуба, вовсе надо прекратить, а оставить их “так, для больших оказий”. Их презрение к родному языку и национальной культуре проявляется в каждом действии. Уже то, что бытует “смешение языков французского с нижегородским”, подтверждает это.

А все культурные события проводятся “для затей”.

В комедии резко поставлен вопрос о крепостничестве. Считая крепостных своим имуществом, дворяне позволяют себе жестоко обходиться со своими слугами. Об этих возмутительных фактах повествует Чацкий в своих монологах.

Изображая жизнь московского дворянства, Грибоедов подчеркивает их праздное времяпрепровождение, высмеивает бессмысленное и бесцельное прожигание жизни.

Важно

Они все живут в своем мире, ничего не замечая вокруг и не желая знать никаких новшеств. Отгородившись от внешнего мира, они “разливаются в пирах и мотовстве”. Нравственные ценности в обществе изменились.

Все сводится лишь к богатству и личному благополучию.

Таким образом, Грибоедов реалистически показал в своей комедии типичных представителей старой барской Москвы первой четверти XIX века, эпохи столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”.

10414 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Фамусов и жизненная философия “отцов” в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Читайте также:  Образ и характеристика николеньки иртеньева в повести "юность" толстого: описание характера и внешности

“На всех московских есть особый отпечаток” (старая Москва в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”).

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Фамусовская Москва в изображении А. С. Грибоедова

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Комедия «Горе от ума» была закончена А.С. Грибоедовым в 1824 году. Написана комедия в стиле классицизма. За один день в доме московского туза Фамусова происходит масса событий: неожиданный приезд Чацкого, бал, объяснение в любви, измена.

Действие комедии происходит в переломное для России время. После войны 1812 года растёт национальное самосознание русского народа. На общество влияют идеи декабристов. Старое московское дворянство враждебно относится к новым веяниям и идеям.

Это то фамусовское общество, которому и посвящена моя работа.

Важно

Представителем нового, прогрессивного дворянства является Александр Андреевич Чацкий. Чацкому противостоят не отдельные личности, а вся фамусовская Москва. Так что же это такое фамусовское общество, фамусовская Москва?

С тех пор дороги, тротуары,

Дома и все на новый лад.

Но при этом Чацкий спрашивает:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

А.А. Чацкий вернулся в дом Фамусова, где провёл своё детство, после трёхлетнего отсутствия. Он путешествовал, «искал ума». И что же видит? Дворянское общество, друзья Фамусова (фамусовская Москва) не изменились.

Дома новы, но предрассудки стары.

Фамусовское общество консервативно, не терпит ничего нового.

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их. беда!

Не то, чтоб новизны вводили, – никогда,

Фамусовское общество – это тесное общество консервативных московских дворян, таки как Скалозуб, Горичи, Тугоуховские , Хрюмины, Загорецкий, Репетилов, Хлёстова и сам московский Туз –П.А. Фамусов.

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

Монашеским известен поведеньем.

Но он заигрывает с служанкой Лизой , у него связь с вдовой-докторшей.

Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Она не родила, но по расчету

По моему: должна родить.

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

В обществе приветствуется тот, кто мастер услужить, сказать комплимент. нарочно проиграть в карты. И Молчалин, секретарь Фамусова, безродный дворянин, взятый из Твери, овладел этим мастерством в совершенстве.

Я гладил все его; как шелковая шерстка!

За это Молчалина нежно благодарят и привечают в обществе.

Отъявленный мошенник, плут:

Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись: переносить * горазд,

И в карты не садись: продаст.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку.

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

Литературу и чтение они считают бесполезным занятием. В баснях их беспокоит насмешка над львами и орлами.

Насмешки вечные над львами! над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари.

Детям нанимают учителей «числом поболее, ценою подешевле», потому что это модно, это принято.

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским?

Барышни увлекаются французскими романами. Зовут они друг друга Зизи и Мими. Теперь они не сударыни, а мадамы и мадмуазели. Над исконным русским обращением «сударыня» они смеются. Французик из Бордо чувствует себя царьком в Москве.

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Двоих арапченков на ярмарке достал;

Купил, он говорит, …..

У Хлёстовой и её сестры появилась новая игрушка. Можно вспомнить и барина, который держал балет из крепостных, а потом «Амуры и Зефиры все / Распроданы поодиночке!!»

Умеют же себя принарядить

Тафтицей, бархатцем и дымкой, *

Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой;

Французские романсы вам поют

И верхние выводят нотки, …

Это тоже способ добиться первенства.

Совет

Мужья этих дам – «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – …» Ярким примером такой пары являются Горичи. До женитьбы Платон Михайлович был военным, человекм активным, храбрым. После женитьбы всё изменилось.

Наталья Дмитриевна, его жена, руководит им, говорит за него, знает, что ему нравится и не нравится, командует им. Уверена, что у мужа « Все рюматизм и головные боли,» что муж слаб здоровьем.

Платону Михайловичу позволено лишь сказать : «Ах! матушка!»

Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.

Душ тысячки две родовых, –

Ценятся деловые, то есть те, которые делают карьеру любыми путями.

Фамилия Фамусов может иметь два толкования. От английского famous, что в переводе означает «знатный, известный.» И действительно, Фамусов –туз, человек известный в Москве. Латинское же fama в переводе означает «молва». Фамусов боится молвы: «Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин –тихий, молчаливый, послушный секретарь Фамусова.

Молчит, когда его бранят!

Тугоуховский – глух, все его реплики – междометия.

Фамилия Репетилов произошла от английского repeat – повторение. Он лишь повторяет чужие мысли, не вникая в их смысл. В фамилиях Хрюмины, Скалозуб, Хлёстова чувствуется отрицательное отношение автора к своим героям

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

55680 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Черты фамусовского общества, сохранившиеся в современной Москве (на материале комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Пороки фамусовского общества (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Фамусовское общество (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Фамусовская Москва (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: https://miyakirb.ru/5094/

Нравы «фамусовской» Москвы (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Грибоедов Александр Сергеевич – Нравы «фамусовской» Москвы (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

В комедии «Горе от ума» показана барская Москва. Точнее, две Москвы — Москва Фамусова и Москва Чацкого.

Кто такой Фамусов? Барин, каких в Москве много. И, как всякий барин, он дает балы и обеды, где собирается «вся Москва». О чем же говорят гости? О книгах? О политике? О науке? Нет, они говорят о деньгах, о приемах, сплетничают, играют в карты.

Обратите внимание

Гости Фамусова глупы и спесивы, гордятся своими чинами и деньгами. Они рассуждают о патриотизме так, как могут рассуждать об этом только очень ограниченные люди — Фамусов говорит что-то об «особом отпечатке на всех московских».

Ну о каком патриотизме может идти речь, если большая часть фамусовцев даже родного языка толком не знает?

Совет

Высказывания фамусовских гостей говорят о них, как о людях расчетливых, не брезгующих ничем карьеристов. Сам Фамусов с восхищением рассказывает о своем дяде, который «когда надо подслужиться», готов биться затылком, «сгибаясь вперегиб». Он произносит примечательные для его круга слова:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,Что нынче пуще, чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

В это фамусовское общество попадает Чацкий — умный, образованный, правдолюбивый человек. И понимает, что пришелся здесь не ко двору: любимая девушка предпочла ему менее умного, зато услужливого Молчалина.

Чацкий — умница, личность просвещенная, умеющая самостоятельно мыслить и принимать решения, открытая новым веяниям.

«Фамусовцы» же ничего такого не приветствуют и годами варятся в «собственном соку», перемывая от безделья друг другу косточки.

Из огня тот выйдет невредим,Кто с вами день пробыть успеет.Подышит воздухом одним,И в нем рассудок уцелеет, —

Заключает Чацкий. Наверное, действительно трудно жить в таком вот фамусов-ском обществе и не «заразиться» от него надменностью, глупостью, ограниченностью, ленью, фальшью.

Важно

Фамусов возмущен нравами, когда молодежь пытается учить старших: «Ужасный век!.. Все умудрились не по летам!» Все дело, считает он, в свободе нравов, в распространении знаний. Для него человек, достойный подражания, — Скалозуб. А тому — «только бы досталось в генералы».

Грибоедов от души посмеялся над пороками московского высшего общества. Здесь ценятся лишь власть и деньги, души человеческие никому не нужны. Здесь люди полны чванства, мнят умными только себя, остальных же презирают.

Обратите внимание

Здесь все улыбаются друг другу, но истинной дружбы, любви нет ни в ком. Грибоедову удалось изобразить «вечных» героев: гонителей науки, приспособленцев, пустых болтунов, женских угодников.

К сожалению, они никогда не переведутся в обществе…

nravy-famusovskoj-moskvy-po-komedii-a.-s.-griboedova-gore-ot-umaнравы «фамусовской» москвы (по комедии а. с. грибоедова «горе от ума»)

В комедии «Горе от ума» показана барская Москва. Точнее, две Москвы — Москва Фамусова и Москва Чацкого.

Кто такой Фамусов? Барин, каких в Москве много. И, как всякий барин, он дает балы и обеды, где собирается «вся Москва». О чем же говорят гости? О книгах? О политике? О науке? Нет, они говорят о деньгах, о приемах, сплетничают, играют в карты.

Обратите внимание

Гости Фамусова глупы и спесивы, гордятся своими чинами и деньгами. Они рассуждают о патриотизме так, как могут рассуждать об этом только очень ограниченные люди — Фамусов говорит что-то об «особом отпечатке на всех московских».

Ну о каком патриотизме может идти речь, если большая часть фамусовцев даже родного языка толком не знает?

Совет

Высказывания фамусовских гостей говорят о них, как о людях расчетливых, не брезгующих ничем карьеристов. Сам Фамусов с восхищением рассказывает о своем дяде, который «когда надо подслужиться», готов биться затылком, «сгибаясь вперегиб». Он произносит примечательные для его круга слова:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,Что нынче пуще, чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

В это фамусовское общество попадает Чацкий — умный, образованный, правдолюбивый человек. И понимает, что пришелся здесь не ко двору: любимая девушка предпочла ему менее умного, зато услужливого Молчалина.

Чацкий — умница, личность просвещенная, умеющая самостоятельно мыслить и принимать решения, открытая новым веяниям.

«Фамусовцы» же ничего такого не приветствуют и годами варятся в «собственном соку», перемывая от безделья друг другу косточки.

Из огня тот выйдет невредим,Кто с вами день пробыть успеет.Подышит воздухом одним,И в нем рассудок уцелеет, —

Заключает Чацкий. Наверное, действительно трудно жить в таком вот фамусов-ском обществе и не «заразиться» от него надменностью, глупостью, ограниченностью, ленью, фальшью.

Важно

Фамусов возмущен нравами, когда молодежь пытается учить старших: «Ужасный век!.. Все умудрились не по летам!» Все дело, считает он, в свободе нравов, в распространении знаний. Для него человек, достойный подражания, — Скалозуб. А тому — «только бы досталось в генералы».

Грибоедов от души посмеялся над пороками московского высшего общества. Здесь ценятся лишь власть и деньги, души человеческие никому не нужны. Здесь люди полны чванства, мнят умными только себя, остальных же презирают.

Обратите внимание

Здесь все улыбаются друг другу, но истинной дружбы, любви нет ни в ком. Грибоедову удалось изобразить «вечных» героев: гонителей науки, приспособленцев, пустых болтунов, женских угодников.

К сожалению, они никогда не переведутся в обществе…

Источник: https://www.school-essays.info/nravy-famusovskoj-moskvy-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]