Алексеев в романе “обломов”: образ, характеристика, описание, отношение обломова к герою

Алексеев в романе “Обломов”: образ, характеристика, описание, отношение Обломова к герою

Алексеев в романе

Титульный лист.”Обломов”. Л., 1967.
Художник Л. Красовский

Господин Алексеев является одним из второстепенных персонажей знаменитого романа “Обломов” Гончарова. 

Образ и характеристика Алексеева в романе “Обломов”: описание, портрет в цитатах

Краткая характеристика Алексеева

Иван Алексеевич Алексеев – это приятель господина Обломова. Алексеев – человек неопределенного возраста и внешности, незаметный и посредственный, ничем не примечательный внешне и внутренне. 

Алексеев – бедный человек. Он служит где-то мелким чиновником и получает скромное жалованье. Он приходит в гости к Обломову, чтобы вкусно поесть и попить, а также чтобы провести время в тишине и спокойствии. Алексеев – незлой, кроткий и тихий человек. Он все время подстраивается под окружающих, у него нет своего мнения. Он ничем не интересуется и ни к чему не стремится.

Алексеев настолько непримечательный человек, что окружающие не могут запомнить даже его фамилию: иногда его зовут то Афанасьевым, то Васильевым, то Андреевым. Также знакомые путают имя героя, называя его то Иваном Васильевичем, то Иваном Михайловичем и т.д. Имя и фамилия героя – Иван Алексеевич Алексеев:
“…меня зовут Иваном Алексеичем…”
“…Да я не Афанасьев, а Алексеев…”

О внешности Алексеева известно следующее:

“…человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет…”

Окружающие все время путают имя и фамилию Алексеева:

“…Его многие называли Иваном Иванычем, другие – Иваном Васильичем, третьи – Иваном Михайлычем. Фамилию его называли тоже различно: одни говорили, что он Иванов, другие звали Васильевым или Андреевым, третьи думали, что он Алексеев…” “…Весь этот Алексеев, Васильев, Андреев, или как хотите…”

Господин Алексеев – мелкий чиновник с небольшим жалованьем:

“…и сверх того он служит в какой то неважной должности и получает неважное жалованье…”
“…В службе у него нет особенного постоянного занятия…”

Алексеев является “пролетарием”, то есть человеком простого происхождения:

“…Зачем эти два русские пролетария ходили к нему…”
“…иногда такой пролетарий посылается в ближайший город за покупкой…”

Алексеев получает какой-то доход в 300 рублей в год (помимо жалованья на службе):

“…Он имеет своего какого-то дохода рублей триста в год…”

Он родился в Петербурге и никогда в жизни не бывал за его пределами:

“…он нигде не бывал: как родился в Петербурге, так и не выезжал никуда…”

Алексеев не бедный и не богатый человек:

“…Богатым его нельзя назвать, потому что он не богат, а скорее беден; но решительно бедным тоже не назовешь, потому, впрочем, только, что много есть беднее его…”
“…нужды не терпит и денег ни у кого не занимает, а занять у него и подавно в голову никому не приходит…”

Господин Алексеев – ничем не примечательный человек, без резких, отличительных черт:

“…Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей…” “…Присутствие его ничего не придаст обществу, так же как отсутствие ничего не отнимет от него…” “…А у этого ни кожи, ни рожи, ни ведения!..”

“…это неопределенное лицо…”

Алексеев является неостроумным, неоригинальным человеком:
“…Остроумия, оригинальности и других особенностей, как особых примет на теле, в его уме нет…”

Господин Алексеев – незаметный человек:

“…Едва ли кто нибудь, кроме матери, заметил появление его на свет, очень немногие замечают его в течение жизни, но, верно, никто не заметит, как он исчезнет со света; никто не спросит, не пожалеет о нем, никто и не порадуется его смерти…” 
У Алексеева нет своего мнения:
“…Если при таком человеке подадут другие нищему милостыню – и он бросит ему свой грош, а если обругают, или прогонят, или посмеются – так и он обругает и посмеется с другими…”

Господин Алексеев всегда подстраивается под других, чтобы угодить им:

“…всегда покорный и готовый слушатель и участник, разделявший одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был…”
“…Что такое? – спросил Алексеев, стараясь сделать испуганное лицо…”

Господин Алексеев является покорным, безответным, кротким человеком:

“…безответный, всему покорный и на все согласный Алексеев…”
“…Ничего с: я все могу есть, – сказал Алексеев…”
“…кроткого, безответного Алексеева…”
“…Алексеев, безмолвный и безответный гость…”

При этом его нельзя назвать ни добрым, ни злым:

“…добры потому только, что не злы…”

Господин Алексеев – честный, безобидный человек:
“…сидит честная душа, овца овцой…”

Он является посредственностью, человеком без особых способностей:

“…никак не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше, так, чтоб можно было определить, к чему он именно способен…”

Он не отличается умом:

“…голова, не то, что вот эта, что тут в углу сидит, – сказал он, указывая на Алексеева…”
Алексеев любит всех вокруг и никого в частности:
“…Но он как то ухитряется всех любить. Есть такие люди, в которых, как ни бейся, не возбудишь никак духа вражды, мщения и т. п. Что ни делай с ними, они всё ласкаются…”

“…про таких людей говорят, что они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят…”

У него нет ни врагов, ни друзей, но есть много знакомых:
“…У него нет ни врагов, ни друзей, но знакомых множество…”
Алексеев старается ни о чем не тревожиться и не предаваться отчаянию:
“…Что ж так тревожиться, Илья Ильич? – сказал Алексеев. – Никогда не надо предаваться отчаянию: перемелется – мука будет…”

“…Никогда не поймаешь на лице его следа заботы, мечты, что бы показывало, что он в эту минуту беседует сам с собою…”

Господин Алексеев ничем не интересуется:
“…никогда тоже не увидишь, чтоб он устремил пытливый взгляд на какой нибудь внешний предмет, который бы хотел усвоить своему ведению…”


Он иногда читает, а также любит послушать, как читают другие:
“…Да-с, иногда читаю, или другие читают, разговаривают, а я слушаю…”

Алексеев часто бывает в гостях у Обломова:
“…Таковы были два самые усердные посетителя Обломова…”

“…остановился перед картиной, которую видел тысячу раз прежде…”

Он ходит к Обломову, чтобы вкусно поесть:

“…Зачем эти два русские пролетария ходили к нему? Они очень хорошо знали зачем: пить,есть, курить хорошие сигары. Они находили теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, то равнодушный прием…”

“…в каждом зажиточном доме толпится рой подобных лиц обоего пола, без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием…”

Алексеев всячески старается угождать Обломову, выслушивает его жалобы, выполняет его просьбы и т.д.:
“…Кто подаст куда-то запропастившуюся табакерку или поднимет упавший на пол платок? Кому можно пожаловаться на головную боль с правом на участие… […] иногда такой пролетарий посылается в ближайший город за покупкой, поможет по хозяйству – не самим же мыкаться!..”

Отношение Обломова к Алексееву

Обломов вполне дружелюбно относится к Алексееву, хотя вряд ли уважает его. Ленивый Обломов терпит посещения Алексеева, потому что ему с ним удобно и одновременно не так скучно. Молчаливый, уступчивый Алексеев подстраивается под Обломова:

“…Посещения Алексеева Обломов терпел по другой, не менее важной причине […] слушатель и участник, разделявший […] и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был…”

По сути господин Алексеев является двойником Ильи Обломова. У этих двух персонажей есть много общего: Обломов и Алексеев оба отличаются тихим и кротким нравом, оба ничем не интересуются и ничего не хотят от жизни, оба не любят путешествовать и т.д.

Читайте также:  История любви штольца и ольги ильинской в романе "обломов": описание отношений

Таков цитатный образ и характеристика Алексеева в романе “Обломов” Гончарова: описание внешности и характера героя, портрет в цитатах, отношение Обломова к этому персонажу и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману “Обломов”

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/07/alekseev-oblomov-goncharov.html

Образ и характеристика Алексеева в романе Обломов сочинение

Алексеев – самый невзрачный из всех героев романа Обломов. Даже его имя будто нарочито автор выбрал невероятно типичное, оно чем-то похоже на Иванов Иван Иванович. Тут мы тоже видим Алексеев Иван Алексеевич.

Этот человек будто из свода статистики или какого-то исследования, где рассматривается средне-статистическая личность.

Алексеев является именно таким: внешностью не выделяется, характером тоже, он невероятно обычный и простой.

Иван Алексеевич принадлежит к довольно низкому сословию, служит, но получает мало, никуда практически не ходит, появляется в доме Обломова чтобы побыть в комфорте.

Обратите внимание

Наверное, такому человеку более всего нравится комфорт и спокойствие, даже если он увидит на дороге сумку с деньгами, то возьмет не все деньги, а только минимум, который ему может пригодиться. Он является таким кротким во всем и со всеми стремится сохранить добрые отношения.

Кстати, этим он раздражает Штольца, который выглядит более деятельным и ему может быть даже отвратительна фигура безынициативного Алексеева.

Если Штольц является олицетворением страсти и бурной энергии, то Алексеев представляет собой инертность и податливость, отсутствие всякой энергичности.

Наверное, такие люди как Штольц склонны поглощать Алексеевых, аккумулировать энергию таких людей для собственных свершений или просто преодолевать этих людей, подобно тому как планктон поедается большими китами.

Обломов при этом относится к Ивану Алексеевичу довольно благосклонно, он принимает его, общается с определенным удовольствием и также с удовольствием кормит вкусным обедом. Для Обломова миропонимание Алексеева является понятным, но не следует путать эти концепции.

Алексеев просто не хочет бороться, он не хочет преодолевать и даже чувствовать какое-то сопротивление мира, Обломов – сознательно отстраняется от мира и не участвует в социальной игре в виду следования собственной философской концепции, но он также может сознательно «взяться за дело», когда обретает любовь и в его бытии появляется, то куда стремится, поэтому эти герои похожи только частично и только на внешнем уровне.

Сочинение на тему Алексеев

В первой части романа к Обломову приходят разные гости, каждый из которых фактически представляет собой определенный типаж. Гончаров таким способом смог предложить читателю целый калейдоскоп различных человеческих натур, выразил себя как тонкий психолог и человек понимающий людей.

Алексеев является четвертым по счету гостем и представляет собой натуру полностью безынициативную и безликую. Сам автор описывает его как человека, который вообще не имел ничего примечательного ни в собственном образе, ни в характере. Как не трудно понять, автор, таким образом через этого героя представляет нам человека – полностью безликую массу, такого как многие.

Конечно, и другие типажи в романе тоже являются по-своему безликими, так как представляют какой-то распространенный тип, представителей которого много, но вот Иван Алексеевич является как бы полностью сливающимся с поверхностью бытия.

Важно

Если другие герои похожи на какой-то более-менее понятный яркий узор, то он больше похож на воду, которая сливается с поверхностью и полностью прозрачна.

Кстати, эта деталь прослеживается и в умении Алексеева подстраиваться под ситуацию и мнение других, он собственного мнения не имеет, но пластичен как вода, он течет туда, где приятно и комфортно, в частности, в дом Обломова Алексеев периодически «затекает», чтобы побыть в покое и вкусно поесть.

Довольно комичным образом указывается на трудность запоминания его фамилии другими героями. Этот персонаж имеет довольно простую и легко запоминающуюся фамилию, но остальные всегда путают как его назвать. Конечно, такая деталь указывает на неприметную социальную роль героя.

Тем не менее, обломов не испытывает к нему презрения и принимает добродушно и тепло. Алексеев ни к чему не стремится, но не вызывает этим негодования Обломова, даже, более того, главный герой романа имеет сходную философию и поэтому, возможно, испытывает даже симпатию к неприметному герою.

Конечно, если немного заняться морализаторством, то личность Алексеева является довольно печальной, так как он может быть невзрачным до отвращения. Кроткий и совершенно без амбиций, без собственного мнения, такой человек подобен чему-то ненужному. Тем не менее, с другой стороны таких людей огромное количество и именно они создают общую массу, которая каким-то образом тоже способствует движению этого мира, ведь Алексеева не было бы, если бы он не был героем романа, но он хотя и второстепенный, но все-таки герой.

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/alekseev-v-romane-oblomov

Сочинение Алексеев в романе Обломов Гончаров

Алексеев – один из второстепенных героев романа Гончарова «Обломов». В самом начале романа в гости к Обломову приходят его знакомые. Алексеев являлся четвёртым по счёту гостем.

Он ничем не примечателен. Этакий среднестатистический гражданин, абсолютно не выделяющийся из общей массы.  Даже имя у него простое – Иван Алексеевич. Несмотря на это, никто из окружающих не может запомнить его имя. Одни называют Иваном Ивановичем, другие – Иваном Васильевичем.  Фамилию также постоянно путают. То назовут Васильевым, то Андреевым, то Афанасьевым.

Служит мелким чиновником с небольшим жалованием. Родился в Петербурге и за пределами города нигде не бывал. Да, видимо, и не стремился.

Совет

Во внешности его также нет ничего особенного и запоминающегося. Человек неопределённого возраста, без отличительных черт лица. Не блондин и не брюнет. Не высокий и не низкий.

По характеру кроткий и тихий. Постоянно подстраивается под окружающих людей.  Своего мнения не имеет. Также не отличается остроумием и оригинальностью. При этом честен и безобиден. Он способен любить всех людей, не осуждая их. Пожалуй, это и привлекает Обломова в нём. Тот принимает Ивана Алексеевича у себя в доме с удовольствием.

Он желанный гость и подходящий собеседник. Не вызывает у хозяина дома негодования и отрицательных эмоций. Оба героя сходны по характеру.  Возможно, по этим причинам только такому тихому гостю Илья смог озвучить свои проблемы. Сам же Алексеев ходит на обеды к Обломову только для того чтобы вкусно поесть и хорошо провести время.

Там ему удобно и комфортно.

Кстати, своей кротостью, способностью сохранить добрые отношения со всеми окружающими, он раздражает Штольца – лучшего друга Обломова.  Штольц энергичный, целеустремлённый, уверенный в себе человек, находящийся в постоянном движении. Именно поэтому ему неприятен, а может быть даже отвратителен Иван Алексеевич.

Подведя итог, можно сказать, что личность Алексеева весьма печальна и невзрачна.  Тихий, безынициативный, он равнозначен чему – то ненужному.  Не смотря на это таких людей большинство. И по сути своей Иван Алексеевич Алексеев ничем не отличается от безликой толпы.

Вариант 2

В фигуре Ивана Алексеевича Алексеева есть какая-то гипербола и даже своеобразная сказочность. Даже трудно представить есть ли такие люди вообще.

Ведь если мы возьмем условного «человека с улицы», то практически всегда там будет какая-то история, которая включает в себя любовь и ненависть, множество различных сюжетов.

Если взять Алексеева, то он подобно Христу идет по жизни как во воде – касаясь поверхности, но не проваливаясь в пучину повседневности и забот.

Обратите внимание

Алексеев умеет вообще никак не погружаться, он легок как воздушный шарик, который легко колышется под воздействием ветра и не испытывает при этом не капельки беспокойства.

Трудность может испытывать могучий Штольц, который как громадный корабль идет к собственной цели. Поэтому, если такого человека нечто сбивает с курса, он начинает протестовать и сопротивляться, появляется драма.

В описании Алексеева Гончаров сам подчеркивает его податливость.

Читайте также:  Образ и характеристика желткова в повести "гранатовый браслет": портрет, описание внешности и характера

Когда Алексеев идет по улице по делам и встречает знакомого (которых у него огромное количество, но друзья отсутствуют) то может легко отправиться в противоположную нужной ему сторону для того чтобы составить компанию своему приятелю. Также как пишет Гончаров, Алексеев меняет собственный взгляды, если другой подает нищему милостыню, он тоже подает, если обругает попрошайку, он тоже обругает.

Таким образом Иван Алексеевич не испытывает злобы, но не испытывает и добра по отношению к другим людям.

Сложно такого человека представить, но в этом типе автор подчеркивает сознание людей-обывателей, массы, которая по сути своей инертна, то есть способна увлекаться другим мнением и не имеет собственной цели.

Для Алексеева основная цель – комфорт, за которым он и ходит к Обломову, чтобы вкусно покушать и пообщаться в приятной обстановке.

Этот герой и сам бы возможно хотел иметь повседневность подобную обломовской, но для этого ему явно не хватило бы отваги. Ведь Обломов сознательно решает бездействовать и в какой-то степени противопоставляет себя обществу. Алексееву такой вариант не приемлем, он не может себя никому противопоставить, он хочет сохранять нейтралитет и ни в чем не иметь трудностей.

Весьма характерным является часть описания, где рассказывается о том как люди отреагировали бы на похоронную процессию с Алексеевым: «может, кто забежит вперед процессии, чтобы узнать имя покойника, да и забудет сразу». Именно таков печальный след подобных людей в этом мире – подобный пылинке, которую легко сдувает ветер времени.

← Детство Обломова в романе Обломов
← Волков в романе Обломов характеристика и образ↑ ГончаровОбраз Михея Тарантьева в романе Обломов →
Герои романа Обыкновенная история →

  • Новаторство поэзии Маяковского (в лирике, творчестве) сочинение
    Маяковский Владимир Владимирович – оставивший свой след в истории русский поэт, новатор и одна из самых значительных персон в русской и советской литературы и поэзии 20 века.
  • История происхождения глуповцев в Истории одного города Салтыкова-Щедрина
    В городе Глупов когда-то проживал народ, называемый головотяпами. Но позже, как гласит летопись, из-за их глупости головотяпов прозвали глуповцами.
  • Характеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (Корчагина Матрена Тимофеевна)
    Нашли ли счастье в жизни Матрены странники, ищущие ответ на вопрос о счастье? Этому посвящена третья глава поэмы Некрасова, которая повествует о простой русской крестьянке Матрене Тимофеевне.
  • Сочинение по картине Поповича Не взяли на рыбалку 5 класс
    Сегодня, я увидела картину очень талантливого художника, Олега Владимировича Попович. Полотно называется «Не взяли на рыбалку».
  • Человек и природа в тихой лирике Рубцова 6 класс сочинение
    Стихотворения Николая Михайловича Рубцова представляют сочетание искренних чувств, позитивных мыслей, через которые читатель знакомится с его миропониманием, отношением к разным сторонам жизни

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/goncharov/obraz-alekseev-v-romane-oblomov

Герои романа И.А. Гончарова – Обломов и Алексеев

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Герои романа И.А. Гончарова – Обломов и Алексеев

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    «Нельзя о «русском человеке» упомянуть, не припомнив     Обломова, не приняв Обломова
    во внимание, не поставив около него вопроса, восклицания или длинного размышления».
    В. Розанов
    Одно из центральных мест в творчестве И.А. Гончарова занимает роман «Обломов».

Это произведение имело огромное значение для русской литературы, оно оказало большое влияние на взгляды передовых людей того времени.
    Главное действующее лицо романа – помещик Илья Ильич Обломов, имеющий свое родовое поместье, прислугу и триста душ крестьян. Образ Обломова вызывал и вызывает до сих пор многочисленные споры и противоречивые мнения.

    С одной стороны, это «чудак, не обидевший ни одного человека, не обманувший никого и не научивший ни одного человека чему-нибудь скверному». У него мечтательный, ленивый и кроткий характер.

    В романе Обломов предстает перед нами уже зрелым человеком, в котором угас всякий интерес к деятельности, жизненное пространство его ограничивается собственной комнатой (даже в соседних комнатах своего дома он не бывает месяцами). Казалось бы, перед нами апатичный, ленивый и сонный человек в грязном домашнем халате и мягких туфлях, и он не вызывает особой симпатии.

Важно

Очень символично описание комнаты Обломова: паутина, запыленные зеркала, пятна на коврах, неубранные тарелки, пожелтевшие листы давно не читаной книги.

    Но что сделало Обломова таким, отчего он, как улитка, спрятался в своей комнате?
    Наверное, основной причиной такого перевоплощения главного героя стало столкновение суетного, фальшивого мира Петербурга и огромного нетронутого внутреннего мира Обломова. Он разочаровался во многих жизненных идеалах, и, прежде всего, в государственной службе.

По его мнению, вся светская петербургская жизнь – карьеризм, угодничество, сплетни: «Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг друга, это оглядываенье с ног до головы; послушаешь о чем говорят, так голова закружится, одуреешь.

Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» – этими словами Обломова автор показывает нам всю сущность своего героя, его историю, причины его жизненной «разрухи», с которой он не в силах справиться.
    Тем не менее, к Обломову автор относится совсем не так, как к другим героям романа – гостям обломовского поместья.

Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев — все эти дешевые господа — яркие представители местного светского общества, «с чинами и званиями». Их традиционное посещение просто чуждо пониманию главного героя. Ему неприятна та грязь, которую приносят с собой в виде новостей его “приятели”.

    Один из знакомых Обломова – местный служащий по фамилии Алексеев, безликий и непримечательный человек. Его невыразительность приобрела такие черты, что многие путают даже его имя и фамилию, «природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей; у него нет ни врагов, ни друзей».

    “Не подходите, не подходите; я не дам вам руки: вы с холода!” — пытается оградить себя Обломов от подобного визитера.. Посещения Алексеева наш герой терпел по одной важной причине: «тот всегда был покорный и готовый слушатель и участник, разделявший одинаково согласно и молчание, и разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был».

    В отличие от Алексеева, Обмолов предстает совсем другим человеком. Апатия и лень Обломова, разочаровавшегося в жизни, вызывают больше понимания, чем безликость и приспособленчество Алексеева, лишенного всех душевных порывов и больших чувств. Обломов – порождение бездушного общества, окружающих обстоятельств, скорее даже «обломовщина». А Алексеев – «неполный, безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный ее отблеск».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Герои романа И.А. Гончарова – Обломов и Алексеев

Смотрите также по произведению “Обломов”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00315101242664537867/

Образ характеристика Волкова Судьбинского Пенкина по роману Обломов (Гончаров И. А.)

Было бы неверно объяснять жизненную пассивность Обломова одним лишь барским воспитанием. Существенны и другие причины, убивающие деятельное начало в герое.

Например, это обстоятельства петербургской жизни, к которой он относится отрицательно. Для выяснения сущности этой обстановки важны вторая и третья главы первой части романа, где описываются посетители Обломова.

Это Волков, Судьбинский, Пенкин, а также Алексеев и Тарантьев.

Они представляют разные типы петербургского общества, разные сферы его жизни.

Волков – светский франт. Каждый его день состоит из нескончаемых визитов и всевозможных развлечений. Такая жизнь кажется Обломову пустой и ничтожной. Он размышляет о Волкове: “В десять мест в один день. Несчастный! И это жизнь? Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?” Обломов предпочитает оставаться дома, но не “раздроблять” и не “рассыпать” свою душу в светской суете.

Совет

Судьбинский – преуспевающий чиновник. Чиновничья карьера также мало привлекает Обломова. Вот что Обломов думает о Судьбинском: “Увяз, любезный друг, по уши

Читайте также:  История создания романа "герой нашего времени" лермонтова: история написания, прототипы героев

увяз. У нас это называется тоже карьерой.

А как мало тут человека-то нужно… И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое-многое… Несчастный… ” Бездуховная жизнь чиновника, по мнению Обломова, так же убивает человеческую душу, как и пустая светская жизнь.

Главный герой бережет свою душу и от этого пути: дело здесь, как мы видим, не только в обломовской лени.

Пенкин – модный литератор. В этом образе Гончаров показал представителя обличительной, но поверхностной литературы. Обломов убежден, что, обличая, нельзя забывать о человеке, о его достоинстве: “Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь”. Обличительная литература, по мнению Обломова, направлена на осуждение ближнего, что вредит душе и самого обличителя.

Таким образом, Гончаров обрисовал здесь три среды – светскую, чиновничью и литературную. Ни одна из них не привлекает Обломова.

Критическое отношение героя романа к петербургской жизни выявляется и в споре его со Штольцем. Обломов остро чувствует бездуховность, фальшь, лицемерие жизни Петербурга. Герой предпочитает бездействие деятельной бездуховности.

Картину петербургского окружения Обломова дополняют и другие персонажи, существенные для прояснения сущности характера главного героя и освещения различных сторон его жизни в столице.

Л. И. Матюшенко, А. Г. Матюшенко

Матюшенко Л. И., Матюшенко А. Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. – М.: МАКС Пресс, 2009.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-xarakteristika-volkova-sudbinskogo-penkina-po-romanu-oblomov-goncharov-i-a/

Система образов романа «Обломов» И. А. Гончарова

В соответствии с идейно-тематическим содер­жанием строится система образов романа, в центре которой оказыва­ется главный герой — Обломов. Он получил крайне противоречивые толкования и оценки в критике.

Добролюбовская критическая оцен­ка Обломова, увидевшего в нем символ краха всей крепостнической системы, отражение комплекса «лишнего человека», доведенного до логического конца, за которым возможны только распад и гибель, оспаривалась критиком А.В. Дружининым. Он в статье «Обломов», роман И.А.

Гончарова» сходится с Добролюбовым в том, что в образе Обломова отражены существенные стороны русской жизни. Но при этом критик утверждает: плоха «обломовщина», «истоки которой — гнилось и растление»; другое дело — если это «незрелость общества и колебания чистых душою людей перед практицизмом», что бывает в молодых странах, как Россия.

Вывод Дружинина: Обломов достоин не презрения, а любви. Критик даже находил в Обломове черты бы­линного героя, подобного спящему до времени Илье Муромцу, а в Обломовке — утраченный патриархальный рай.

Обратите внимание

В дальнейшем мнения критиков и читателей Склонялись либо к добролюбовской — критической — оценке, либо к точке зрения, близкой Дружинину, при которой характер Обломова расценивал­ся как положительный. Так, например, русский философ и поэт «серебряного века» B.C.

Соловьев назвал Обломова «всероссийским типом», «равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей». Поэт и критик той же поры И.Ф. Анненский, не идеализируя Обломова, утверждает, что герой не лишен эгоизма и мягкотелости, однако «в нем нет самодовольства, этого главного признака пошлости».

В работе крупнейшего философа середины XX века Н.О. Лосского подчеркивается, что объяснение лености Обломова развращающим влиянием крепостного права верно лишь отчасти, во многом она связана с особенностями национального ха­рактера. Эта позиция наиболее близка авторской.

Писатель дает разностороннюю характеристику своему герою с помощью различ­ных художественных средств, одним из которых является сопостав­ление Обломова с другими героями.

Для выявления в нем черт «обломовщины» Гончаров использует «двойников». Это ряд второстепенных образов романа: Захар, слуга Обломова, являющийся его карикатурным отражением; Алексеев, «человек без поступков»; Тарантьев — «мастер говорить», но не де­лать. В то же время каждый из этих образов имеет и самостоятель­ное значение и функцию в романе.

Другая группа — внесюжетные персонажи: это посетители, ко­торые приходят к Обломову в его квартиру на Гороховой улице.

Они призваны показать среду, в которой живет герой, и в то же время представляют собой персонификацию той деятельности, ко­торая захватывает людей этого круга.

Франт Волков — это светский успех, чиновник Судьбинский — карьера, беллетрист Пенкин — «игра в обличительство». Такая «деятельность» не способна напол­нить жизнь Обломова, не может «пробудить» его.

Важно

Гораздо более значимо сопоставление Обломов — Штольц, постро­енное по принципу антитезы. Штольц — антипод Обломова. По за­мыслу автора, в нем должны были соединиться разные национально­культурные и общественно-исторические элементы.

Недаром его мать — русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой — передала Андрею свою духовность, а отец — немец, прививший сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на соб­ственные силы.

Такое соединение, по мысли писателя, должно было создать характер гармоничный, чуждый всякой крайности.

Но реализация замысла внесла свои коррективы, обнаружив опре­деленную ограниченность такой личности.

Действительно, апатии и бездеятельности Обломова противопоставлены энергия и динамизм Штольца, но авторские симпатии все же не на его стороне, так как ра­циональность и практицизм приводит этого героя к потере человечно­сти, а идеал писателя — «ум и сердце вместе».

Недаром, начиная с Доб­ролюбова, критики относились к Штольцу в основном негативно.

Героя упрекали в рассудочности, сухости, эгоизме, да и сам автор с сомнени­ем относился к такому качеству, как практицизм, который с середины XIX века выделяется как отличительная черта русских деловых лю­дей, волевых, предприимчивых, но часто излишне рационалистичных или нравственно неустойчивых. Ведь для писателя, как и для Обломо­ва, важна не просто деятельность сама по себе, а то, к чему она ведет.

Идеал же Штольца слишком прозаичен и приземлен. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он своей жене Ольге, — склоним головы и смирен­но переживем трудную минуту». Такова логика человека, видящего практическую сторону дела и готового сосредоточиться на частных вопросах, не разрешая главного.

Совет

Но иное дело — натуры, подобные Обломову, мучимые «общечеловеческим недугом», а потому не удов­летворенные решением частных проблем. Именно они обладают не­постижимой силой воздействия на женские сердца. Материал с сайта //iEssay.ru

Особую роль в романе играют женские образы.

Главные из них — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына — также представлены на основе антитезы. Ольга Ильинская, по мысли автора, близка той гармоничной человеческой норме, о которой мечтал писатель. Ее нравственное формирование было свободно от влияния сословно­ограниченной среды.

В ней соединяется душевная чистота и устрем­ленность к идеалу, красота и естественность, артистичность натуры и здравый ум. Ольга — характер в такой же мере чаемый автором, как и реальный, отсюда его некоторая неопределенность.

Ей удается на какое-то время пробудить Обломова ото сна, но изменить сущно­сти его характера она не в состоянии, а потому их любовь заканчива­ется разрывом. Ольга признается: «Я любила будущего Обломова».

Таким, каков он есть, его принимает другая героиня — Агафья Матвеевна Пшеницына. Она — антипод Ольги во всем. Даже их портретная характеристика резко контрастна.

Подчеркнуто духов­ному облику Ильинской, в чертах которой отражалось «присутствие говорящей мысли», богатство внутренней жизни, противопоставлен портрет Пшеницыной с ее «полными, округлыми локтями», «про­стотой» душевных движений.

Тем удивительнее то, что именно Агафье Матвеевне удалось просто и естественно, не задумываясь, воплотить ту самоотверженность в любви, которая оказалась непо­сильной для Ольги в ее любви к Обломову.

На этой странице материал по темам:

  • обломов системы образов персонажей
  • характеристика алексеева в романе обломов
  • образ обломова сочинение краткое
  • сочинение гончаров обломов внесюжетные персонажи
  • гончаров обломов волков характеристика

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/goncharov/stati/oblomov/sistema-obrazov-romana-oblomov-i.-a.-goncharova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]