История создания пьесы “на дне” горького: этапы работы, интересные факты

«НА ДНЕ» История создания

У пьесы Горького «На дне», которую он написал в 1902 году, была не легкая судьба, но счастливая.

О такой судьбе для своего детища мечтает каждый автор, ведь данная пьеса до сих пор не сходит с театральных подмостков. Ее ставят лучшие режиссеры, эту пьесу играют лучшие актеры. О пьесе писали выдающиеся писатели.

Драму хвалили и критиковали, ее возносили и отзывались нелестно, но не нашлось равнодушных к данному произведению.

Обратите внимание

Идея создания «На дне» у Горького появилась еще в 1900 году. В это время он рассказывает о своих наработках Станиславскому, а в 1901 году делиться своими идеями о написании четырех пьес с руководителем «Знание» — Пятницким. В этом же году и приступает автор к написанию своего шедевра. Закончил свою работу в 1902 году.

В основу своего произведения автор положил свои наблюдения за миром «низших слоев населения», за миром «павших на самое дно» людей.

Горький задается вопросами: Почему люди оказываются на самом дне? Кто они? Это люди со своими мечтами и взглядами или исчадие ада? Кто тому виной, что их жизнь не удалась? Можно ли спастись от такой жизни и возможно ли возвратиться со дна?

Главные герои На дне

Главные герои – это «бывшие люди», к которым автор относил странников, тех, кто жил в ночлежках и даже интеллигенцию, тех люде, которые потерпели фиаско в своей жизни, опустили руки, разочаровались в своем существовании.

Герои пьесы хоть и живут в одной ночлежке, но у каждого свое наболевшее, свои взгляды и проблемы, свои мечты, надежды, иллюзии. Жизнь в ночлежке изображена ярко, со всеми вытекающими последствиями. Здесь вам и драки, и ссоры, и скандалы.

Что самое интересное, многие герои пьесы, это реальные образы людей, которые были взяты из жизни.

Борьба с цензурой

Вот пьеса написана ,уже готова к постановке, но камнем преткновения явилась театральная цензура. Ее сначала совсем запретили, к тому же сам текст был исковеркан цензурой.

Пьесу корректировали, удаляли лишнее, исключали грубые выражения, вырезались рассуждения на религиозную тематику. Но такой ход событий не устроил Горького. Он начал борьбу с цензурой.

Поехал в Санкт- Петербург, чтобы отстоять свою пьесу, каждую ее фразу и ему удалось добиться разрешения на постановку пьесы Московским Художественным театром.
Вообще никто не верил в успех «На дне», даже сам автор. Ей предрекали провал, но все произошло наоборот.

Пьеса имела большую популярность и принесла успех своему автору. Ее переводили на разные языки, ставили в разных театрах мира, мало того, постановку пьесы Горького до сих пор можно увидеть в разных современных театрах.

Источник: https://sochinyshka.ru/na-dne-istoriya-sozdaniya.html

История создания пьесы Максима Горького “На дне”

Пьеса Максима Горького «На дне» рассказывает читателю об «потерянных» людях, маргиналах. Действие происходит в последнем прибежище опустившихся на «дно» жизни людях, в ночлежке, чьи частые гости и обитатели – воры и жулики, проститутки, нищие, убогие и больные. Надломленные и брошенные социумом на «гниение заживо», всё ещё люди надеются на лучшую жизнь.

История создания столь драматического произведения начинается в 1900 году, данная пьеса была одним из первых сочинений молодого, тогда ещё совсем неопытного писателя.

«Прощупывая» почву под ногами, Горький создает на основе многолетних наблюдений за босяками и униженными (коих всегда было более чем достаточно), драму, полную горькой и печальной правды, правды непростой для принятия правительством и властями для массовых театральных постановок.

Каждый герой произведения с своим индивидуальных характером, манерой речи и поведением, создавался писателем скрупулезно и трепетно. Черты отдельных героев Максим Горький списывал со своих знакомых, друзей и простых прохожих.

Важно

Например, Актер воплотил в себе актера большой сцены Колосовско-Соколовского, Бубнов вырисовался из под пера творца, как знакомый нищий интеллигент, а характер и манеры героини Насти были взяты из выдержек рассказов Клавдии Глосс.

Названия произведения видоизменялось по мере углубления действия и от первоначальных набросков типа «Без солнца» или «Ночлежка» эволюционировало в краткое и лаконичное «На дне», олицетворяющее последнее пристанище, ниже которого опускаться было уже некуда.

Повсеместно наложены множественные запреты и хищническая цензура, разрешение постановки было выбито многочисленными ходатайствами лишь для Московского общедоступного театра в 1902 году, в том же году и было закончено сочинение пьесы.

Расчет комиссии по допуску был на провал пьесы и полным отрицанием народа с отождествлением несчастного социального слоя в лице главных героев. Но народу полюбилась пьеса, она прижилась и имела большой успех у публики и критиков, после своего выхода 18 декабря, постановкой руководил уже прославившийся к тому времени и заручившийся поддержкой масс режиссёр Станиславский.

Рукоплескания и овации долго не смолкали в зале, людям нужна была правда, пусть, неприкрытая и горькая, но правда, пьеса сыскала оглушительный и исключительный успех.
Тираж издания тут же увеличился, достигнув 75 тыс. копий пьесы.

И после 1905 года постановка перекочевала во многие городские театры по всей России, в их числе самые известные и крупные – Петербуржский, Вятский, Нижегородский, Киевский и прочие.

(3 votes, average: 3.67

Источник: https://school-essay.ru/istoriya-sozdaniya-pesy-maksima-gorkogo-na-dne.html

История создания пьесы «На дне» М. Горького

В начале XX века Горький обращается к драматургии. Он пишет свои первые пьесы почти одновременно. «На дне» была задумана раньше, чем «Мещане», замысел «Дачни­ков» обозначился еще до первой премьеры «На дне».

Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: «Затеял еще одну пьесу. Бо­сяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень любопытно, что выйдет!»

Пьеса «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московско­го Художественного общедоступного театра.

По словам Горького, пьеса появилась в результате двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к которым он относил «… не только странников, оби­тателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, оскорбленных и униженных неудачами в жиз­ни».

Как указывал сам писатель, он наблюдал прототипов своих геро­ев в Нижнем Новгороде: артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера: Бубнова Горький писал не только со своего зна­комого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя; образ На­сти во многом заимствован из рассказов Клавдии Гросс.

Постановка пьес Горького была запрещена. Чтобы поставить «На дне», необходимо было ходатайство театрального общества или мест­ного губернатора.

«Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрипя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра», — вспоминал впоследствии о постановке «На дне» В. Н. Немирович- Данченко.

От бесед с тогдашним начальником Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у него осталось впечатле­ние, что «На дне» была разрешена только потому, что власти рассчи­тывали на оглушительный провал пьесы. Материал с сайта //iEssay.ru

18 декабря, спустя четыре с половиной месяца после ее созда­ния, состоялось первое представление пьесы, опубликована она была лишь через полтора месяца. Пьеса имела огромный успех. Доказательство тому множество газетных публикаций. Вот одна из них: «…Овация приняла небывалые размеры. Горький был вызван более 15 раз. Нечто не поддающееся описанию».

Совет

Сам писатель был чрезвычайно удивлен: «Успех пьесы исключительный, я ничего по­добного не ожидал». Очевидцы и критика тех лет такой успех «На дне» в МХТ связывали с образом Луки, созданным в спектакле Иваном Москвиным. И в остальных ролях были задействованы ве­дущие актеры театра. Так, К. Станиславский играл Сатина, В. Ка­чалов — Барона, О.

Читайте также:  Женские образы в романе "обломов": краткая характеристика, описание героинь

Книппер-Чехова — Настю.

Уже к сентябрю 1903 года пьеса была выпущена тиражом 75 000 экземпляров.

На этой странице материал по темам:

  • на дне пьеса максима горького история создания
  • на дне горький история создания
  • сочинение на тему горький на дне ее история создания
  • история создания на дне горького
  • история создание горького пьеса на дне

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/gorkij/stati/na-dne/istoriya-sozdaniya-pesy-na-dne-m.-gorkogo

История создания пьесы «На дне» М. Горького

Искусство и развлечения 25 января 2014

Каждый драматург мечтает создать такую пьесу, которая бы понравилась не только современникам, но и будущим поколениям.

Оставаться актуальным на протяжении многих десятилетий может только то произведение, которое несет в себе какой-то смысл, учит чему-то, вскрывает нелицеприятные стороны общества, решает социальные проблемы.

Именно к таким работам относится пьеса «На дне».

История написания драмы

Произведение Максима Горького «На дне» увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра.

Данная пьеса имеет очень непростую судьбу: она пережила запреты и цензуру, на протяжении стольких лет не умолкают споры о ее идейном содержании, художественном своеобразии. Драму восхваляли и критиковали, но равнодушно к ней не относился никто.

Создание пьесы «На дне» было трудоемким, работу над ней писатель начал в 1900 году, а закончил только спустя два года.

На драматургию Горький обратил внимание в начале ХХ столетия. Именно тогда он поделился со Станиславским своей задумкой создать босяцкую пьесу, в которой было бы около двух десятков действующих лиц. Автор и сам не знал, что из этого выйдет, на громкий успех он не рассчитывал, характеризовал свою работу как неудавшуюся, со слабым сюжетом, устаревшую.

Главные герои драмы

История создания пьесы «На дне» вполне прозаична. Максим Горький хотел в ней рассказать о своих наблюдениях за миром низов. К «бывшим людям» писатель относил не только обитателей ночлежек, пролетариев и странников, но и представителей интеллигенции, разочаровавшихся в жизни, потерпевших неудачи. Существовали и реальные прототипы главных героев.

Так, история создания пьесы «На дне» повествует, что образ Бубнова писатель создал, объединив характеры знакомого босяка и своего учителя-интеллигента. Актера Горький списал с артиста Колосовского-Соколовского, а из рассказов Клавдии Гросс был позаимствован образ Насти.

Видео по теме

Борьба с цензурой

Немало времени пришлось потратить на получение разрешения на постановку пьесы. Автор отстаивал каждую реплику героев, каждую строчку своего творения. В конце концов было дано разрешение, но только для Художественного театра.

История создания пьесы «На дне» была непростой, сам Горький не верил в свой успех, да и власти допустили постановку, надеясь на громкий провал.

Но получилось все с точностью до наоборот: пьеса имела оглушительный успех, ей посвятили огромное количество публикаций в газетах, автора неоднократно вызывали на сцену, аплодируя ему стоя.

Обратите внимание

История создания пьесы «На дне» примечательна тем, что Горький не сразу определился с ее названием. Драма уже была написана, а как назвать, ее автор не решил. Среди известных вариантов фигурировали следующие: «Без солнца», «В ночлежном доме», «На дне жизни», «Ночлежка», «Дно».

Лишь в 90-х годах ХХ столетия в одном из Московских театров была осуществлена постановка пьесы под названием «На дне». Как бы там ни было, но драма была хорошо принята зрителем не только в России, но и за рубежом. В 1903 году в Берлине состоялась премьера пьесы.

Драма была сыграна 300 раз подряд, а это свидетельствует о небывалом успехе.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/132298/

“На дне” – М.Горький – Литература – Каталог статей – Сайт Банахевич Елены Анатольевны

    Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

                                    (1868 – 1936)

Пьеса «На дне» (1902)

История создания

  • Замысел пьесы относится к началу 1900 годов. В середине октября 1902 года Максим Горький сообщил К.П. Пятницкому, что им задуман «цикл драм» из четырёх пьес, каждая из которых буде посвящена изображению определённого слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Ещё одну: босяки. Татарин, еврей, актёр, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно».
  • К написанию пьесы «На дне» Горький приступил в конце 1901 года. 15 июня 1902 года пьеса была окончена. Название в процессе менялось («Без лица», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»).
  • Премьера состоялась 31 декабря 1902 года в Московском художественном театре. К.С.Станиславский не только был режиссёром-постановщиком (совместно с Немировичем-Данченко), но и сыграл роль Сатина. Он вспоминал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссёров, всех артистов и … самого Горького».
  • Постановка пьесы на сцене русских театров встретила большие препятствия со стороны цензуры. До 1905 года играть «На дне» разрешалось только с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
  • Впервые пьеса вышла отдельной книгой в Мюнхене (под заглавием «На дне жизни») в конце 1902 года. В России – в издательстве товарищества «Знание» в Санкт-Петербурге в конце января 1903 года. Спрос на книгу был необыкновенно велик: весь тираж первого петербургского издания в количестве 40000 экземпляров, разошёлся в течение двух недель; к концу 1903 года было продано более 75000 экземпляров – до этого подобным успехом не пользовалось ни одно литературное произведение.

Сюжет и композиция

Экспозиция

Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей».

Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой».

Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты.

Обитатели ночлежки – представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств.

Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актёр, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алёшка, крючники Татарин и Кривой Зоб.

В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой.

Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы, которую та бьёт из ревности.

Завязка

В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, весёлый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь неизлечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания.

Развитие действия

Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше.

Кульминация

Важно

Нарастание напряжённости действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи.

Развязка

Крушение надежд героев: умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актёр, арестован Пепел.

Тематика и проблематика

Социальная

Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей».

Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…»

В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчёркивает их безнравственность.

Философская

В пьесе ставятся проблемы разобщённости людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни.

Источник: https://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/m_gorkij/m_gorkij_na_dne/101-1-0-252

Урок 1 в теме Изучение пьесы М.Горького На дне

Автор публикации: Смирнова Н.В.

Дата публикации: 2016-10-23

Краткое описание:

Уроки литературы 11 класс

Смирнова Нина Викторовна учитель МОУ СОШ №1 им.А.С.Пушкина г.Юрьевец Ивановской области

Пьеса М. Горького «На дне» (1902г.)

Особенности жанра и конфликта в пьесе.

Цель урока: показать новаторство М.Горького как писателя-драматурга; определить составляющие жанра

и конфликта в пьесе.

Задачи: 1. Вспомнить особенности драмы как рода литературы;

2. Познакомить учащихся с историей создания пьесы;

3.Ввести в обстановку и мир героев пьесы;

4.Развитие умения внимательного прочтения списка действующих лиц

в драматическом произведении;

5.Развитие творческого мышления, умения сопоставлять, делать выводы;

6. Воспитание внимания к слову.

Тип урока: урок- исследование

Структура урока: 1. Формулирование цели и задач

2.Повторение изученного (особенности драмы как рода литературы)

3.Сообщение учителя: история создания пьесы

4.Эвристическая беседа

– анализ афиши

– анализ авторской ремарки, предваряющей 1 действие

– пути героев на «дно» (сообщения учащихся, индивидуальные задания)

-особенности конфликта: социальный конфликт, любовный конфликт

как грань социального

– философский аспект пьесы

– особенности жанра

– новаторство М.Горького-драматурга

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Оборудование: текст пьесы, презентация

Методические приемы: учебный диалог, создание проблемной ситуации.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть всех вас – и учеников, и гостей – на этом уроке. Сегодня мы приступаем к изучению пьесы М.Горького «На дне».

  1. Формулирование цели и задач урока

(слайд 1) Тема первого урока по данному произведению – « Особенности жанра и конфликта в пьесе».

Ребята, как вы думаете, над какими вопросами нам сегодня предстоит размышлять, какова цель нашего урока?

(слайд 2)

Работа с тетрадью. Запись темы урока.

(слайд 3)

«Пьеса, драма, комедия – самая трудная форма литературы»,- говорил М.Горький.

Сам он вошёл в литературу как писатель-прозаик с рассказами романтическими и реалистическими, а в 1899 году роман «Фома Гордеев» принёс ему широкую известность. И тем не менее в начале 900-х годов Горький обращается к драме.

Вероятно, немалую роль здесь сыграл МХТ, где Горький побывал зимой 1900 года. На сцене театра идут постановки пьес А.П.Чехова, которые стали новой страницей в истории театрального искусства. А весной, находясь в гостях у Чехова в Ялте, Горький знакомится с артистами театра.

Совет

Те буквально увлекают его мыслью создать для них пьесу. И результатом знакомства становится пьеса «Мещане» (1901 год), а за ней появляются «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Они и по сей день не сходят с театральных подмостков.

Но вспомним Горького: «Пьеса, драма, комедия – самая трудная форма литературы».

(слайд 4) В чём же состоит своеобразие драмы как рода литературы?

(Реализация домашнего задания)

1) Драма предназначена для постановки на сцене.

2) Авторская речь почти отсутствует, она сведена к замечаниям для актеров и постановщиков в ремарках.

3) Текст состоит из монологов и диалогов действующих лиц.

4) Пьеса членится на действия (акты) и картины (сцены).

5) В перерыве между действиями может пройти определенное время (день, два, месяц, полгода:), может смениться место действия.

6) Весь жизненный процесс в драме не изображается, он идёт как бы за сценой; автор же выхватывает из потока времени наиболее значительные, с его точки зрения, моменты, и на них сосредоточивает внимание зрителей.

7) Особая нагрузка в пьесе ложится на конфликт – острое столкновение между героями по очень существенному поводу. При этом в драме не может быть (лишних) героев – все герои должны включены в конфликт.

8) Драматическому произведению предшествует афиша – перечень действующих лиц.

  1. Сообщение учителя: история создания пьесы

Первые пьесы Горького показали, что в литературу пришёл драматург – новатор. Необычными были содержание, проблематика пьес и их герои. Откуда автором взят материал? (слайд 5) «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»… (Записать в тетрадь слова Горького)

Что это за мир – мир «бывших людей», откуда он взялся?

В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка.
А фабрики и заводы тоже закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию.

Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни.

Обратите внимание

Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие “бывшие люди”.

Мир таких людей и изображает Горький в пьесе.

Работа с афишей

(слайд 6) Первое знакомство с героями происходит через афишу. Проанализируем её. Что узнаём о героях пьесы?

Запись в тетрадь: Автор собирает под одной крышей людей разного возраста, разного социального положения. Из афиши перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде.

Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1 действие пьесы.

Пьесу открывает обширная авторская ремарка (работали дома), в которой мы знакомимся с условиями жизни обитателей дна. Как изображает Горький ночлежку? Выделите детали «внешности» ночлежки, описание света, описание звуков.

Сделайте вывод: Что должен понять о героях читатель, знакомясь с физическими условиями их жизни?

Запись в тетрадь: Быт героев ужасен – общество бросило их на произвол судьбы

(слайд 7) Пути героев на дно. (Сообщения учащихся)

Как и почему герои Горького оказались на дне?

Сатин попал на “дно” после того, как отсидел в тюрьме за убийство (акт 1)

Барон разорился. Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4).

Клещ потерял работу, хотя “честный труженик”, “с малых лет работал” (акт 1).

Бубнов ушёл из дома “от греха подальше”, чтобы не убить жену и её любовника, лишился “своего заведения” и оказался в ночлежке, хотя сам признаётся, что “ленив”, да ещё и запойный пьяница, “пропил бы мастерскую” (акт 3).

Актёр когда-то имел звучную фамилию – Сверчков-Заволжский, но не был на первых ролях (говорит, что играл в “Гамлете” могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, – спился, “пропил душу” (акт 2). Слаб душою. Клещ сопротивляется – результат тот же.

Судьба Пепла предопределена уже при рождении: “Я – сызмальства:вор”. “Воров сын”. Другой дороги нет (акт 2).

Запись в тетрадь:

Причины, приводящие людей на дно разные: субъективные (лень, подлость, нечестность, слабохарактерность) и объективные – столкнулись с миром, в котором невозможно быть, так как жизнь отравлена, извращена обществом.

В начале урока мы вспомнили об узле, который организует любую драму – это конфликт. Какие типы конфликтов вы помните? (Социальный, любовный)

Поразмышляем о конфликте пьесы.

(слайд 8)

Запись в тетрадь: Социальный конфликт –

– конфликт между содержателями ночлежки и её обитателями (между властью и людьми);

– социальный конфликт каждого героя

Этот социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.

Конфликт любовный: докажите его наличие в пьесе. (слайд 9)

Почему он не является ведущим?

Важно

Запись в тетрадь: этот конфликт становится гранью социального. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает , а ведёт к трагедии: к смерти, к увечью, убийству, каторге.

О чём говорят ночлежники?

Герои много говорят, спорят. Их разговоры и являются предметом изображения в пьесе. Столкновение идей, жизненных взглядов, борьба мировоззрений определяют основной конфликт пьесы. (слайд 10)

Поразмышляем над жанром.

(слайд 11)

Что является предметом изображения в комедии? трагедии? драме?

Комедия – жанр нравоописательный, поэтому предметом изображения является портрет общества в негероический момент его развития.

Трагедия – конфликт героя-идеолога с обществом, внешним миром, непреодолимыми обстоятельствами.

Драма – жанр, тяготеющий к исследованию философской или социально-бытовой проблематики.

Вспомните, наличие каких конфликтов мы определили в пьесе и скажите: какая перед нами драма?

Запись в тетради: жанр – социально-философская драма.

В чём заключается новаторство Горького-драматурга?

Драматург показывает мир «бывших» людей

Писатель затрагивает не только социальные, но и философские проблемы

Многоконфликтность (три типа конфликта)

Основу сюжета составляют не события, а реплики персонажей

Разобщенность героев подчеркивается организацией сценического пространства

В основе драматургического конфликта лежит не событийная острота, а столкновение точек зрения различных персонажей

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки. Домашнее задание.

Что нового вы узнали? Чему научились? Чем урок интересен?

Какую оценку вы поставите уроку?

Учитель оценивает работу учащихся (вместе с учениками).

Домашнее задание:Роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни,

о вере, о правде.

5

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-31296874.html

А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс. – презентация

1 А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс

2 История создания пьесы Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20- летних наблюдений над миром «бывших людей».

3 Смысл названия пьесы Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца». Почему «На дне»? В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин.

4 Новаторство А.М.Горького Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.

5 Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы. Жанр произведения Акт II. Художник Д. Шмаринов.

6 Проблематика драмы Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»? Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

7 Конфликт пьесы Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт ставит вопрос: что важнее для человека – ложь или правда? Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

8 Обитатели ночлежки Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

Совет

9 Клещ и Анна Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены. Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть». Акт I. Художник С. Гонков.

10 Барон Разорившийся дворянин. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик. Барон: «А…ведь зачем- нибудь я родился… а?» Барон В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.

11 Актер Бывший театральный актер. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков- Задунайский, а теперь спился. Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией. Актер Э. Рейхер. Спектакль “Kleines Theater”, Берлин.

12 Настя Проститутка. Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего, где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви». Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь». Настя О. Книппер. Московский Художественный театр.

13 Васька Пепел Вор. Сын вора. Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы. «…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…» Васька Пепел И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия..

14 Бубнов Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника. Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!» Двор ночлежки. Карандашная зарисовка М.Горького

15 Сатин Бывший телеграфист. Шулер. Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру). Сатин Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин.

16 Лука Имя – двойственность образа: Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов) и вызывает ассоциации со словом «лукавый». Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя. Лука И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра

Обратите внимание

17 Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы Философи я Луки Философ ия Сатина Философи я автора

18 Философия Луки Лука – носитель философии веры. Он верит в любого человека. Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть». Акт II. Художник С. Гонков.

19 Философия Сатина Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты. Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека» «Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!» Акт IV. Художник С. Гонков.

20 Философия автора А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. Композиция пьесы разоблачает философию Луки.

21 Кто прав? Чья философия побеждает? Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. А.М.Горький Вечный вопрос?.. А.М.Горький

22 Использованные материалы: Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – (Серия «Средняя школа»);

Источник: https://www.myshared.ru/slide/489306

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]