Женские образы в романе “Обломов”: краткая характеристика, описание героинь
Агафья Пшеницына и Илья Обломов. Художник М Клячко |
В своем романе “Обломов” Гончаров представил целую галерею ярких, запоминающихся и трогательных женских персонажей.
В этой статье представлена краткая характеристика женских образов в романе “Обломов”: описание главных и второстепенных героинь.
Смотрите:
– Все герои романа в таблице
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Обломов” В романе “Обломов” можно выделить четыре ярких женских образа: 1. Юная красавица Ольга Ильинская
2. Вдова Агафья Пшеницына
3. Кухарка Анисья
4. Мать Обломова
Ольга Ильинская
Ольга Сергеевна Ильинская – молодая дворянка в возрасте 20 лет, умная, красивая, грациозная девушка. Ольга – естественная, искренняя девушка, спокойная и сдержанная в своих манерах. Она любит музыку и хорошо поет. Ольга Ильинская – гордая и самолюбивая девушка. Она бывает насмешлива и лукава, но при этом добра и ласкова. Ольга – энергичная, упорная, настойчивая и решительная девушка.
Ольга Ильинская влюбляется в Обломова, но не принимает его таким, какой он есть. Она всячески пытается изменить Обломова и сделать из него живого, целеустремленного человека. В конце концов Ольга понимает, что Обломова изменить невозможно, и разрывает отношения с ним. Спустя некоторое время Ольга выходит замуж за Штольца, такого же живого и энергичного человека, как и она сама.
Смотрите: Подробнее об Ольге Ильинской >>
Агафья Пшеницына Агафья Матвеевна Пшеницына – бедная дворянка, вдова с двумя детьми. Ей около 30 лет. Агафья является хозяйкой дома, где Обломов снимает квартиру. Агафья – трудолюбивая и хозяйственная женщина. Она сама печет пироги, варит варенье, штопает одежду и т.д. Необразованная и глупая Агафья едва умеет писать и с трудом может поддержать беседу. При этом она добра и простодушна. Агафья сближается с Обломовым, когда тот разрывает отношения с Ольгой Ильинской. Агафья любит Обломова таким, какой он есть. Она окружает его заботой и уютом. В конце концов Обломов женится на ней, у супругов рождается сын Андрюша. Когда Обломов умирает, Агафья тяжело переносит эту утрату и теряет смысл жизни.
Смотрите: Подробнее об Агафье Пшеницыной >>
Анисья Анисья является простой крестьянкой, кухаркой барина Ильи Обломова. Ей 47 лет. Анисья – трудолюбивая, энергичная и опытная хозяйка. Это добрая и тихая женщина.
Кухарка Анисья и слуга Захар женятся в зрелом возрасте. Анисья пытается учить Захара, как лучше убираться в доме и т.д. Сам Захар прекрасно понимает, что его жена умнее его, но все равно ворчит на нее.
Несколько лет спустя Анисья умирает от холеры. После смерти Анисьи и Обломова одинокий Захар спивается и становится бродягой.
Смотрите: Подробнее об Анисьи >>
Мать Обломова
Мать Ильи Ильича Обломова является одной из второстепенных героинь романа. Наиболее подробно ее образ описан в главе “Сон Обломова”.
Госпожа Обломова почти не занимается хозяйством и целыми днями пьет чай и бездельничает. Мать безумно опекает своего единственного сыну Илюшу. Она ни шагу не дает ему ступить самостоятельно, оберегая от всяческих трудностей. Женщина боится, что мальчик простудится, набьет синяков и т.д. В результате Илья Обломов вырастает ленивым, апатичным, несамостоятельным человеком.
Смотрите: Подробнее о матери Обломова >>
Это была краткая характеристика женских образов в романе “Обломов” И. А. Гончарова: краткая характеристик главных и второстепенных героинь.
Смотрите: Все материалы по роману “Обломов”
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/05/zhenskie-obrazy-oblomov-goncharov.html
Женские образы в романе «Обломов» Гончарова
Роман «Обломов» Ивана Гончарова – это значимое произведение русской литературы, раскрывающее многие острые проблемы социальной и духовной жизни российского общества. Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.
Как и мужские, женские образы в «Обломове» также противопоставляются, что явственно видно как при рассмотрении внешнего портрета героинь, так и при анализе их внутреннего мира, особенностей характера и темперамента.
Оба женских образа – Ольги и Агафьи, изображены положительно и вызывают симпатию у читателя. Ольга предстает перед нами серьезной, пытливой натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое, доселе неизведанное.
Девушка много думает, о чем свидетельствует даже ее портрет – тонкие сжатые губы и складка над бровью «будто там покоилась мысль», зоркий, ничего не пропускающий, бодрый взгляд. В образе Ольги не было исключительной красоты, но она привлекала особой изящность и грацией, сквозь которые была заметна душевная глубина, гармоничность и артистизм девушки.
Ольга была воспитана в дворянской семье, где получила хорошее воспитание и образование. Поэтичная, чувственная натура девушки, преображающейся во время пения, оттенялась серьезностью и практичностью Ольги.
Совершенно другой предстает перед читателем Агафья Пшеницына. Женщина изображается писателем как исконно русская красавица со светлой кожей и округлыми формами.
Основные черты Агафьи – кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться и отдавать себя полностью.
Женщина происходит из простой семьи, не имеет образования, но и не нуждается в знаниях, так как основной сферой деятельности, комфортной для нее, всегда оставалось ведение хозяйства – приготовление пищи и обустройство дома.
Женщины в романе Гончарова «Обломов» – это два основных типа русской женщины, которые были превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.
Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях.
Она словно часть той самой далекой и «прекрасной» Обломовки, своеобразного рая для каждого русского человека – места, где можно ни о чем не заботиться, проводя время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и раздумьях.
В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, не пытается изменить мир вокруг себя – она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором она живет. Некоторые исследователи указывают на скудоумие Пшеницыной, однако ее нельзя назвать дурой – она все делает так, как велит ей сердце.
И если Ольга пыталась изменить, сломать Обломова, вывести его из полусна и омертвения, то Агафья наоборот старается всячески сохранить вокруг Ильи Ильича атмосферу «обломовщины», состояние инертности и сонной размеренной и сытой жизни, близкой ей самой – то есть, по своему, заботится о непрерывном счастье мужа.
Ольга является новым для российской ментальности типом русской женщины. Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу.
Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья.
Однако образ Ольги трагичен – русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская.
Судьба даже самой умной и начитанной девушки была предопределена и оканчивалась банальным домашним хозяйством и семьей, то есть пресловутой «обломовщиной» – тем, чего так боялся Штольц и чего хотела избежать в отношениях с Обломовым Ольга. После замужества со Штольцем Ольга меняется, ее все чаще одолевает скука и печаль, причина которых кроется во внутреннем неприятии бытовой однообразной рутины, давящей на девушку.
В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная, деятельная Ольга представляет собой весну (отношения с Обломовым) и лето (замужество со Штольцем). Тихая, добрая, хозяйственная Агафья – плодородную сытую осень и усыпляющую, спокойную зиму.
На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина нового российского общества и женщина общества патриархального.
Однако обе героини только на первый взгляд разные, на самом деле они взаимодополняют друг друга, отображая не только природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы.
В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым.
С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути.
Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть.
Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться. Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе «обломовщину», ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.
Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа.
Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте.
Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.
Женские образы в романе Гончарова «Обломов» – это два сборных, типичных женских образа 19 века, изображая которые автор раскрывает ряд важных социальных и философских вопросов.
Писатель раздумывает над женской судьбой в российском обществе и вопросами достижения женщиной не только семейного, но и личного счастья, анализирует два диаметрально противоположных, но приводящих к краху типа любви.
Гончаров не дает конкретных ответов, но предоставляет читателю обширное поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей и в наше время.
Подробное описание женщин и характеристика их ролей в романе будет особенно актуально для 10 классов во время написания сочинения на тему «Женские образы в романе «Обломов». Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/zhenskie-obrazy-v-romane-goncharova.html
Женские образы в романе «Обломов»
В романе «Обломов» Гончаров описал множество персонажей. С помощью разнообразия характеров, поступков многих героев, читателю легче понять ход мыслей автора, его замысел. Женские образы в романе «Обломов» раскрыты очень детально. Они знакомят с бытом прошедшего времени, нравами и моральными принципами, позволяют лучше понять, может ли женщина повлиять на судьбу любимого мужчины.
Ольга Ильинская. Ее простота и таланты
Возлюбленная Ильи Ильича Обломова Ольга Ильинская принадлежала к знатному дворянскому роду. Молодая двадцатилетняя барышня жила с тетей. Богатые родители давно умерли. В наследство девушке досталось огромное поместье. «Имеет деревню, сад, и дом, совершенно готовый для житья».
Увлекается пением и игрой на фортепиано. Любит читать книги, изредка вышивает.
Происхождение и талант не сделали ее гордой и заносчивой. Девушка всегда открыта для общения с людьми. В имение Ильинских часто приходят гости.
«Она шла легким путем жизни и по здравому, не перехитренному воспитанию, не уклонялась от естественного проявления чувства, воли, мысли». Андрей Иванович Штольц рассказывал Обломову, что в ней все просто до «едва заметного движения глаз, рук или губ.
Нет жеманства, кокетства, лжи, никакой мишуры, ни умысла!». Не часто встретишь подобные черты у барыни.
Внешность. Влюбленность Ольги
«Ольгу нельзя было назвать красавицей, то есть отсутствовала белизна кожи в ней, яркий колорит губ, и щек, глаза не горели внутренним огнем, без кораллов на губах, нет жемчуга во рту». Ее интеллигентность и воспитанность как будто дополняли те черты внешности, которые могли бы сделать ее еще привлекательней.
Считать ее слишком мудрой невозможно, скорее, в силу юного возраста. Слишком умные и серьезные кавалеры обходили ее стороной. На первой встрече Илья Ильич тоже относится к девушке с опаскою. Он считает, что она может играть чужими чувствами. Уже на первой встрече с Обломовым она начнет проявлять к нему интерес. Ольга целый вечер не сводит с него глаз.
А когда барин признается ей в любви, это повергнет ее в смущение. Данный факт говорит о порядочности, искренности, чистоте помыслов молодой дворянки. Вскоре у нее с Обломовым начнется роман. Девушка отдается чувству с головой. Она с трепетом ждет встречи с любимым, ее заботит его здоровье, настроение.
Когда мужчина не может приехать на свидание, барыня готова сама мчаться на встречу в любое другое место. Она полна стремлений и планов на будущее. Столкнувшись с тем, что Илья Ильич не смог оправдать ее надежд, разрывает отношения, продолжая любить его.
Каким бы положительным не казался характер Оли, она не смогла измениться ради возвышенных чувств.
Девушка возвела определенные рамки. Илья не вписывался в них.«Хотелось бы тебе узнать, пожертвовала бы я собственным спокойствием, пошла бы с тобой по пути? Никогда, ни за что!».
Знакомство с вдовой Пшеницыной. Скромность и работоспособность женщины
Полной противоположностью Ольги является вдова Агафья Матвеевна Пшеницына, в доме которой поселится Обломов. Она была супругой покойного чиновника, жила вместе с детьми Ваней и Машей. В характере вдовы отсутствовала гордость и заносчивость. Женщина очень работящая.
Разводит птицу, продает яйца, ходит сама на рынок. Считает, что в этом нет ничего постыдного, ведь необходимо кормить семью. «У нас много кур; мы яйца продаем и цыплят. С графского дома все у нас берут».
Пшеницына постоянно пребывает в заботах по дому.
«У нее все закипает в руках! Летает с утра и до вечера, хозяйство ее идет бодро, весело, с оригинальным оттенком. Руки белые, но с выступающими наружу крупными узлами жил. Она прятала их под шаль». Это говорит о том, что Агафья стыдится своей простоты, трудолюбия.
А подобными человеческими качествами нужно гордиться. Становится понятно, что барышня обладает излишней скромностью.
Неприхотливость Агафьи. Любовь к Обломову
В одежде не придерживается определенных правил. Рада тому, что есть возможность набросить на плечи хоть что-то. «Платье по отношению к шикарной шали казалось старо и поношенно». Когда продаст и эти вещи, то будет ходить в ситцевых одеждах и со старым платком на шее.
Новые наряды обменяет на деньги, чтобы купить Обломову вкусностей. Она полюбит его всем сердцем, бескорыстно. У нее нет желания что-либо в нем менять, как планировала Ольга. Женщина говорит, что до тридцати лет не испытывала подобных чувств.
Сравнивает любовь, поселившуюся в ее сердце, с внезапной лихорадкой. Проявляет чрезмерную опеку над Ильей Ильичем. «За другими жены так не смотрят – ей богу! Она все увидит, ни одного нештопанного чулка нет – все сама».
После смерти Обломова часто ходит на кладбище, не может смириться с тяжелой утратой. Ради блага их сыночка отдает его на воспитание Штольцам.
Образ матери Ильи Обломова
В главе Сон Обломова читатель знакомится с матерью маленького Ильи. Она являлась дворянкой. Жила, придерживаясь принципа, что необходимо радоваться тому, что имеешь. Стремления к лучшему отсутствовали в ее характере. Как и множество домочадцев имения Обломова была ленива, любила поспать, поговорить.
Считала себя хорошей матерью.
Чрезмерно опекала сына, выполняла все его детские и юношеские требования.«Мать положит голову Илюши на колени, и расчесывает ему волосы, любуясь их мягкостью. И разговаривает с ними о будущем сыночка, делает его героем созданной ею эпопеи». Часто позволяла ребенку оставаться дома, в моменты, когда он должен пребывать в пансионе.
Это поспособствовало тому, что из него вырос ленивый и слабохарактерный мужчина.
Образ служанки Анисьи
«Она была активная, проворная баба, лет сорока семи, с бегавшими во все стороны глазами, заботливой улыбкой». Вскоре стала супругой старого слуги Захара.
Своей заботой, зорким женским взглядом ей удавалось поддерживать в доме порядки. Супруг хоть и часто ворчал на нее, но помогал. Умерла от холеры. Очень схожа с Агафьей Пшеницыной.
В их образы автор вложил всю сущность простой работящей женщины, готовой ради близких людей на все.
Другие материалы по роману «Обломов»:
Краткое содержание
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1192-zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov.html
Женские образы в романе Гончарова Обломов сочинение с планом
- Вступление
- Образ Ольги Ильинской
- Агафья Пшеницына
- Роль женских образов
Я опишу и раскрою главных женщин из романа Гончарова « Обломов», что связывает их между собой этих женщин. У женщины в этом романе совсем разные по жизни, полные противоположности объединяет их только переживания связанные с героем Обломовым.
Образ Ольги Ильинской
Первый образ Ольги Ильинской – это юная красивая, интеллигентная, целеустремленная девушка. Ее жизнь напоминает бурную реку, все время она все время продвигается вперед. Ольга – живет в гармонии со своим сердцем и свободой, при этом умна, и уверена в себе.
Именно Ольга пробуждает Обломова и влюбляет в себя, к ней герой мчится на свидание, строит грандиозные планы на их совместное будущие. У них яркая и близкая душевная любовь, но не увенчалась она успехом. Из-за лени Обломова их отношения заканчиваются.
Он встречает другого спутника для жизни, но все время вспоминает его, потому что им было всегда о чем поговорить, она в нем находила родственную душу.
Агафья Пшеницына
Обсудим иной образ – Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем противоположный женский персонаж. Агафья настоящая русская, зрелая, добрая женщина 30 лет.
Она простой человек и мудрая женщина, ей никогда в голову не придет мысль пренебречь или предать дорогого ей человека, Агафья не будет отстаивать свои позиции, есть мужчина и он лидер. Ради нее мужчины не совершают подвиги, но с этой женщиной мужчина всегда себя чувствует сильным и нужным.
Между Агафьей и Обломовым не вспыхнула страсть и любовь с первого взгляда, но он изменил ее и вдохнул в нее душу и жили они в гармонии.
Также хочу отметить этих двух прекрасных женщин – объединяет простота и естественность, обе героини трудолюбивы, только проявляют каждая по своему усмотрению.
Роль женских образов
Итак, могу сделать вывод, что главные женские образы сыграли очень важную роль в романе Гончарова « Обломов». Они помогли раскрыть героя с разных сторон и взглянуть на жизнь иными глазами, и передать читателю переживания любовь, которую испытал каждый персонаж.
Кратко Женские образы в романе Обломов
Сочинение Женские образы в романе Обломов
Иван Гончаров написал замечательное произведение под названием «Обломов». В нем он раскрыл не только глобальные проблемы духовной и социальной жизни общества, но и затронул не менее важную тему среди людей – любовь.
Главными героинями произведения являются Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Обе женщины были влюблены в главного персонажа романа – Илью Обломова.
Но любовь и трепетное отношение к молодому человеку у каждой из героинь носило свой, личный характер. Именно эта разность чувств сильно повлияло на судьбу Обломова.
Эти две молодые женщины являются прямой противоположностью друг друга, у них разный темперамент, манера поведения и внутренний мир.
Ольга и Агафья – это положительные, приятные в общении девушки, притягивающие и вызывающие симпатию. Образ Ольги Ильинской являет перед читателем сильную духом, начитанную и целеустремленную женщину. Все в ее внешнем облике и в манере поведения говорит о стремлении познавать и добиваться поставленных задач.
Ольга не была красавицей, но притягивала к себе взгляды благодаря грациозной походке, стройному телу, плавным, размеренным движениям, глубиной души и артистизму. Девушка была воспитана в семье дворян, любила читать, получила достойное образование. Ольга была серьезна и практична, очень любила петь.
Агафья же прямая противоположность бодрой и активной Ольги Ильинской. Это молодая девушка, с пышной фигурой, округлыми формами и светлой кожей была наоборот, натурой кроткой, спокойной и послушной. Агафья считала своим долгом заботиться о ком-то, быть преданной и верной любимому человеку.
Она выросла в простой семье, была менее образована, чем Ольга и считала тягу к знаниям менее важным. Для Агафьи главное – это домашний быт и ведение хозяйства.
Главные героини произведения Гончарова «Обломов» – это образ исконно русской женщины девятнадцатого столетия. Спокойная и покорная Агафья, она никогда не перечит желаниям своего супруга, всегда согласна с его мнением и поведением.
С ней легко и просто, ее общество – это маленький мир, в котором можно расслабиться и не думать о насущных проблемах. Агафья, в отличие от Ольги довольна своей жизнью, не пытается изменить мир вокруг себя, она не стремиться к познанию чего-то нового и неизведанного. Большинству читателей может показаться, что Пшеницына глупа.
Но это не так. Если Ольга постоянно пытается изменить и расшевелить Обломова, то Агафья, наоборот, всячески сохраняет его размеренный, рутинный ритм жизни, который близок ей по духу.
Образ Ольги Ильинской является прямой противоположностью образу Агафьи.
Ее взгляд на мир походит на европейский, она стремиться изменить мир и постоянно совершенствуется в своих познаниях. Домашние дела и заботы о муже Ольга отставляет на второй план, ведь на первом месте у нее познание лучшей жизни и великого счастья в созданном ею мире.
Но, несмотря на все стремление и противоборство с женскими обязанностями, в конце романа, Ольга начинает заниматься домашними делами и полностью погружается в семейную жизнь. Ее одолевает тоска и печаль от постоянства жизни со скучным супругом, но она не уходит от него.
Эти две женщины, хотя и разные по своему происхождению, характеру и жизненных целей, на самом деле прекрасно дополняют друг друга, отображая силу женской природы и красоты.
Вариант 3
Выдающийся роман «Обломов» российского классика Гончарова И.А. заслуживает внимания каждого из нас. В романе автор сочетает множество противоречивых образов.
Герои его произведений совершенно разные люди, из разных слоев общества, с различными моральными и этическими ценностями. Такие противоречия позволяют читателю анализировать и принимать правильные решения относительно своей жизни тоже.
Так как ситуации, с которыми сталкиваются герои, актуальны и в нынешнее время.
В романе описаны интересные и яркие женские образы. Образ женщины в романе всегда заслуживает огромного внимания, вот и это произведение не является исключением. В произведении фигурирует два основных женских образа, жизни, которых кардинально отличаются друг от друга. Однако каждая из женщин, хочет обрести истинное счастье в любви.
Особое место в романе занимает образ Ольги Ильинской. Это молодая изящная дворянка. Несмотря на свой юный возраст, всего лишь 20 лет, девушка умна и образована, ей присущи манеры истинной леди. Несмотря на сложившиеся обстоятельства, она ведется себя всегда сдержанно и спокойно.
С юных лет, молодая леди занимается музыкой и обладает прекрасным голосом, за что еще сильнее располагает к себе читателя. Девушка крайне любознательна, часто проводит время за книгами, ее жизнь не стоит на месте.
Утонченности образу предает ее серьезность, подтверждением чего является описание ее портрета автором.
На жизненном пути юной леди встречается главный герой произведения – Обломов. Их встреча происходит благодаря общему знакомому Андрею Штольцу. Он приводит в дом Ольги Обломова, с первой минуты главный герой не может свести глаз с молодой и грациозной девушки. Ее пение завораживает Обломова, и он почти сразу признается ей в любви.
Девушка возвращает его к жизни, он забывает об унылых буднях и готов меняться. Однако его стремления к переменам исчезают при первых трудностях. Несмотря на свою любовь, девушка не готова мириться с его недостатками. Она хочет видеть рядом с собой энергичного, веселого парня, готового на подвиги ради нее.
Она искренне верит, что ради любви Обломов готов к переменам, однако должных перемен не происходит.
Главный герой устает от жизни, которой живет девушка, начинает сомневаться в ее чувствах.
И решает первым закончить эти отношения, несмотря на то, что рядом с ней он необычайно счастлив, лень побеждает его. Через некоторое время они вновь встречаются и чувства переполняют их.
Спустя время юная леди понимает, что даже ради любви Обломов не готов к переменам и решает закончить эти отношения.
Несмотря на то, что девушка очень сильна духом, разрыв с Обломовым сильно огорчает ее. Она тяжело переносит горесть от утраты любимого человека.
После не удавшихся отношений с Ильинской, главный герой сближается с Агафьей Пшеницыной. Агафья – полная противоположность Ольги. Это истинная домохозяйка, которая окружает Обломова заботой и вниманием.
Она также как и главный персонаж живет спокойно и умеренной жизнью, воспитывает детей, делает дом уютным. Ей не важна светская жизнь, не интересна музыка и литература.
Агафья в отличие от Ольги не стремиться изменить устоявшийся образ жизни Ильи Ильича, а наоборот создает вокруг него спокойную атмосферу. В скором времени Обломов женится на Агафье Пшеницыной и у них рождается сын Андрюша.
В романе сопоставлены два совершенно разных женских образа, однако каждый вызывает одобрение читателя, располагает к себе. Заставляет задуматься каждого, какой образ жизни ему предпочтительнее, какие жизненные ценности все же играют главную роль, возможно ли совместить в себе образ двух очаровательных дам?
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/zhenskie-obrazy-v-romane-goncharova-oblomov-s-planom
Женские образы в романе Гончарова Обломов сочинение
В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Двух героинь связывают чувства к Обломову, однако каждая женщина выражала свою любовь по-разному. А. Гончаров сумел передать яркость эмоций, переживаний девушек, смог «оживить» их образы.
Каждая вызывает симпатию у читателя, поскольку они изображены в качестве положительных героев.
Ольгу Ильинскую автор изображает серьезной, пытливой девушкой, способной создать гармонию ума и сердца, которой присущи глубина чувств, щедрость. Ее влияние пробуждает Обломова к жизни, заставляет проявить все самое лучшее, что в нем есть.
Героине нравится роль спасительницы, которая помогает утопающему, поэтому она старается перевоспитать Обломова: он начинает вести активный образ жизни, становится более заинтересованным в окружающем мире, происходящих рядом с ним событиях.
Но спасательная миссия Ольги длится недолго: Обломов все же возвращается к прежнему стилю жизни, прежнему угнетенному состоянию души. Такой исход событий приводит Ольгу Ильинскую в отчаянье, и вскоре она вынуждена разорвать с ним отношения.
Противоположностью Ольги является Агафья Пшеницына. Она представлена, как истинно русская красавица: светлая кожа, округлые формы. Характеру Агафьи были присущи кротость, смирение, покладистость, простодушие.
Она происходила из небогатой, просто семьи, без образования, однако она отлично справлялась с ведением хозяйства, приготовлением пищи. Отличие Агафьи от Ольги заключалось в том, что она не стремилась что-то менять Илью Ильича, не хотела его «перевоспитать». Девушка принимала и любила его таким, какой он есть.
Однако, это стало губительно для героя: ведь постоянная забота, опека, благоговение перед мужчиной, могут наскучить, стать в тягость.
Изображенные в романе женщины – это два типа, превалирующие в обществе 19 века, которые они сохранены и по сей день, но в немного модифицированном виде.
Агафья является представительницей классического типа женщины в российском обществе: она хранит семейный очаг, благоговеет перед мужем, уступает ему, во всем с ним соглашается.
Девушка выступает тем райским местом, в котором нет забот и суеты, где можно в наслаждении проводить умиротворенные минуты досуга, предаваться мечтам и раздумьям.
Девушка не стремится к постоянному поиску знаний, в отличие от Ольги, она принимает окружающий ее мир, таким, каковым он является, не старается его изменить, сделать лучше. Она любит тот мир, в котором живет.
Ольга же – новый тип представительницы русских женщин, воспитанная на прогрессивных европейских идеях. А значит, девушка не видит и не ограничивает свой мир мытьем посуды, да приготовлением пищи.
Ольга стремится к новым знаниям, старается развиваться во всех сферах, интересуется чем-то новым, неизвестным ей, у Штольца и Обломова.
Однако судьба была не благосклонна к девушке, а общество не готово было принять женщину деятеля.
Итак, в романе Гончарова «Обломов» женские образы выступают двумя сборными образами, типичными для того времени, и в которых раскрыты важные социальные и духовные вопросы.
Вариант 2
Отдельное место в романе занимает любовная тематика, которую писатель раскрывает, используя в произведении женские образы Агафьи Пшеницыной и Ольги Ильинской, двух типов женщин, существовавших в России в XIX веке.
Героини появляются в жизни Обломова в определенные периоды его жизни и объединяет их чувство любви к Илье Ильичу, но выражают они свою любовь к Обломову по-разному.
Ольга Ильинская – двадцатилетняя дворянка из знатного рода, умна, грациозна, красива. Хорошо воспитана, интеллигента, увлекается пением, музыкой, чтением. По характеру искренняя и спокойная девушка, но в то же время горда и самолюбива.
Ольга страстно влюбляется в Обломова и, погрузившись в бурный роман, наивно пытается переделать Илью Ильича в целеустремленного мужчину. Находясь под влиянием прогрессивных взглядов, девушка постоянно находится в процессе обучения и познания всего нового. Таким она хочет видеть и своего возлюбленного.
Но в один момент девушка осознает, что Обломов никогда не изменится и не вернется из своего сонного состояния, поэтому расстается с ним. Для нее неприемлема тихая семейная жизнь, ограниченная домашним хозяйством, детьми и редкими выходами в свет. Через некоторое время Ольга соглашается на брак со Штольцем, человеком энергичным и живым, как и она сама.
Но, к сожалению, после свадьбы Ольгу все чаще одолевают скука и тоска в связи с ее нежеланием поддаваться бытовой рутине.
Агафья Пшеницына – обнищавшая вдова 30 лет, оставшаяся после смерти мужа с двумя детьми. Это женщина без образования, из обычной семьи, не умеющая писать, но при этом добрая, простодушная, бескорыстная и очень трудолюбивая. После расставания с Ольгой, Обломов снимается комнату в доме Агафьи, а затем и женится на ней. Спустя время, в семье Обломова и Агафьи рождается сын.
Агафья представляет собой консервативный образ русской женщина, хранящей семейный очаг и во всем соглашающаяся с мужем.
Она горячо любит Обломова со всеми его достоинствами и недостатками, окружает заботой, вниманием материнской любви. Но эта слепая любовь приводит Обломова к неизлечимой болезни, в результате которой он скончался.
Сына Обломова ради его блага Агафья решает после смерти мужа отдать на воспитание в семью Штольцев.
Повествуя о жизни главного героя романа, автор параллельно раскрывает разные женские судьбы, мечтающие о личном счастье, но так и не познавших его.
Кроме основных женских образов романа, писатель описывает в произведении еще двух женщин: кухарку Анисью и мать главного героя.
Кухарка изображается автором простой крестьянкой средних лет, доброй, ласковой и хозяйственной женщиной. Будучи уже в зрелом возрасте, она становится женой слуги Захара, с которым счастливо живет до своей смерти от холеры.
Также второстепенным персонажем произведения является образ матери Обломова, которую он вспоминает во сне. Это практически необразованная женщина дворянского рода, заботливая, но при этом ленивая.
Она не занимается хозяйственными делами, день напролет чаевничает и бездельничает.
Мать безумно любит своего Илюшу и не позволяет ему никакой самостоятельности, оберегая от сложностей, в итоге Обломов становится ленивым мужчиной, равнодушным ко всему происходящему вокруг него.
Таким образом, в произведении на примере главного героя писатель не только описывает негативное явление в жизни общества под названием «обломовщина», но и помогает читателю раскрыть образ Обломова через его любовные переживания с помощью описания в романе близких к герою женщин.
Сочинение Женские образы в романе Обломов
В романе Гончарова «Обломов» фигурирует не слишком много людей, поэтому писатель смог описать каждого героя своего произведения подробно. Он проводит между героями параллель и сравнивает их между собой.
Так в романе существуют два образа мужчин, которые являются лучшими друзьями, но совершенно разные. Среди женских образов таковыми являются Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна, два антипода друг друга.
Единственное что связывает этих двух замечательных женщин это Илья Ильич Обломов.
Ольга Ильинская яркая, молодая, целеустремленная молодая женщина. Она всегда знает, чего хочет и старается этого добиться. Ильинская хочет жить в комфорте и достатке, поэтому всегда проводит работу над собой и старается дотянуть до своего уровня Илью Ильича Обломова.
Ей кажется, что главное в жизни это постоянно работать над собой для своего достатка и образованности. Многие могут подумать, что она расчетлива, но мы не можем осуждать человека в желании жить комфортно. У них разное понятие о комфорте и уюте с Обломовым, поэтому их пути разошлись.
Ольге Ильинской по типажу больше подходит Штольц, с которым они по жизни смотрят в одну сторону.
Агафья Матвеевна совсем противоположный персонаж, она прототип русской женщины. Агафья Матвеевна тихая, спокойная женщина, рядом с ней постоянно спокойно и хорошо. Она знает, как позаботится о любимом человеке и все для него сделает не задумавшись.
Агафья Матвеевна никогда не придаст и не поставит собственные интересы во главу интересам человека, который с ней рядом. Возможно, поэтому Илья Ильич Обломов выбрал для жизни Агафью Матвеевну, ведь она совсем не хотела его переделать и всегда была рядом с ним.
Агафья Матвеевна очень мудрая и умная женщина, которая может угадать на подсознательном уровне, что нужно для человека. Обломов не смог найти в Ольге всех этих качеств, поэтому и выбрал Агафью Матвеевну.
Образы двух этих женщин совершенно противоположны, одна стремится к обеспеченной жизни, а другой нравится опекаться и любить своего мужа. Герои романа Гончарова тесно переплетены с людьми из реальной жизни. В современном мире можно встретить таких людей как Обломов, Штольц, Ольга и Агафья Матвеевна.
Для Обломова было важно, что никто его не захочет переделывать и сможет посвятить ему всю свою жизнь. Ольга Ильинская привлекательная женщина с другими жизненными принципами, которая не подошла Обломову.
Агафья Матвеевна наоборот смогла посвятить себя и растворится полностью в Илье Ильиче Обломове.
← Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов
← Обломов – коренной народный наш тип↑ ГончаровОльга Ильинская и Обломов →
Любовь в жизни Обломова →
- Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене
Картина была написана в 1911 году. Её заказало лицейское общество в честь 100-летия Императорского лицея. На картине изображён парадный зал лицея. По обеим сторонам расположены широкие окна с малиновыми шторами - Сочинение Почему важно мечтать? Итоговое декабрьское
В современном мире, людям очень важно мечтать, ведь именно с мечты начинаются большие дела. Через мечты человек осознает себя, что он хочет, как ему достичь успехов, а самое главное счастье, без него мечта не имеет смысла. - Левитан
Левитан один из немногих живописцев, где природа в его произведениях показана с особой полнотой. Его мощь состоит в том, что он заставляет всматриваться в красоты лесов, лугов, пристально наблюдать и запоминать. - Сочинение на тему Что такое Самовоспитание 9 класс ОГЭ 15.3
Самовоспитание является одним из ключевых факторов в развитии каждого человека. С самого детства ребенку необходимо давать знать, что без воспитания себя самого, без стараний, - Сочинение Анализ рассказа Золотой луг Пришвина
Рассказ М. Пришвина «Золотой луг» – это собрание незабываемых воспоминаний автора из далекого детства, которые навсегда остались в его памяти. В небольшом произведении Пришвин
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/goncharov/zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov
Женские образы в романе Обломов Гончарова сочинение
Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” (1859) бесспорно является одним из самых значимых произведений в русской литературе XIX века и в творчестве писателя.
Это произведение посредством главного героя и исследованием русского характера ввело в литературу понятие “обломовщина”, которое и по прошествии многих лет не утрачивает свою актуальность. Сюжетная линия романа развивается вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Но также особую роль в ней играют женские образы.
Основные героини – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – привнесли многое в жизнь Обломова, хоть и являются совершенно разными личностями, можно даже сказать – противоположностями друг друга.
Ольга Ильинская, нравственное и духовное развитие которой на протяжении всего произведения могут наблюдать читатели, является девушкой хорошо воспитанной, постоянно устремленной к новым знаниям и свершениям. Она развивается как личность, поэтому находится в гармонии с собой.
Ольга естественна и непринужденна – в ней нет ни лжи, ни манерности, ни кокетливости. Девушка прекрасна как внутренне, так и внешне, что не остается незамеченным окружающими. В ней сочетаются статность и грация, вся ее фигура изящна и пропорциональна.
Переломным моментом в жизни Ольги, способствующим смене ребяческой стеснительности и робости на уверенность взрослой девушки, становится влюбленность в Илью Ильича.
Ильинская загорелась желанием помочь своему возлюбленному, вывести его из вечной лености, вдохнуть в него желание действовать.
На некоторое время ей это удалось, однако она оказалась не в состоянии полностью изменить его характер.
Из-за своего амбициозного желания сделать из Обломова другого человека Ольга не замечала его истинных чувств и совершенно не ценила его настоящего. Позже она скажет, что “любила будущего Обломова”.
Совсем другая история развивается у главного героя с Агафьей Пшеницыной. Она принимает Обломова таким, какой он есть. Агафья самоотверженная, великодушная простая русская женщина, готовая на многое ради свои близких. Эта простота выделяется и в ее облике – в округлых локтях, фигуре, в скромной ухмылке.
Возможно, иногда женщина кажется наивной и недалекой, но такова ее сущность, так писатель раскрывает ее образ. Счастье для Пшеницыной заключается в возможности любить и посвящать себя любимым. Она сумела окружить Обломова нежностью и заботой, подарить ему так искомую умиротворенность.
Агафья, в отличии от Ольги, любила Илью Ильича не за что-то, а всего лишь за то, что он есть.
Безусловно, обе героини в равной степени помогли раскрыться характеру Обломова, с их помощью он стал для читателей более понятным персонажем. Немаловажны и характеры самих женщин – это два типичных женских образа XIX века.
Гончаров не только повествует в своем произведении об “обломовщине” и ее последствиях, но и размышляет о женской судьбе, олицетворяемой исканиями Ольги и Агафьи.
Несмотря на все недостатки и достоинства этих героинь, нельзя сказать, что одна из них лучше, а другая – хуже. Они просто разные.
Женские образы в романе Обломов Гончарова
Сейчас читают:
- Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир сочинение
Самый значимый образ в романе – это, конечно же, Наша Ростова. Читая произведение, мы словно проживаем жизнь вместе с Наташей, прослеживая ее превращение из озорного подростка в сильную и волевую женщину. Толстой не одарил Наташу красотой, - Сочинение по картине Поленова Золотая осень 3, 7 класс
Известный пейзажист В. Д. Поленов всей душой любил свою родину, Россию. Он живописал ее красоты, использовал для этого все цветовые гаммы. Предпочтение же отдавал средней полосе страны: с ее речными просторами, лесами, полями, холмами и оврагами. - Чацкий – победитель или побежденный сочинение-рассуждение 9 класс
Его возлюбленная предпочла ему другого, более скромного и непременно услужливого героя Молчалина. Ведь обладающий услужливостью герой всегда будет принят высшим обществом. Чацкий же таким качеством не обладал, и как следствие из высшего общества - Сочинение машина (автомобиль) будущего 5 класс
Машина будущего – это классно! Я думаю, что в будущем не будет никаких проблем, все будет удобно для людей, для каждого человека. Пробок не будет совсем! Чуть затор, полицейские будут его у транять, ведь появится больше возможностей для - Бунтующее сердце образ Базарова сочинение 10 класс
Образ Базарова – один из самых сложных и в тоже время предсказуемых, законченных. Нигилизм, принимаемый, как бунт против всего мира, это защитная реакция от неминуемо приближающегося конца. Базаров сам признаёт, что он не творец, не созидатель, - Сочинение Век живи век учись по пословице
В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov-goncharova
Женские образы в романе «Обломов» (И. Гончаров) | Литерагуру
(362 слова)
И.А. Обломов в своем произведении создал масштабную картину общественных настроений своей эпохи, изобразил героя, которого осуждаешь, но все равно сочувствуешь. Также огромна заслуга этого писателя в мастерски нарисованных женских образах: не обобщенных и бледных, а ярких и живых. Часто именно женщины в его романах обладают подлинной силой характера и духа.
Несмотря на то, что Обломов всю жизнь провел на диване, он не был обделен женским вниманием. Друг Штольц познакомил главного героя с Ольгой Ильинской. Эта 20-летняя девушка полна изящества и гармонии. Она лишена кокетства, желания нравиться противоположному полу. Героиня талантлива: прекрасно поет.
Все в ее облике говорит о том, что она постоянно мыслит, у нее кипучая жажда жить, действовать. Она самолюбивая, напористая, но при этом добрая и сострадательная. С такими качествами спустя 50 лет шли сестрами милосердия на войну.
Миссионерская деятельность Ольги выразилась в том, что она хотела «исправить» Обломова, перекроить его на свой, деятельный лад во имя его собственного блага. Но главный герой не хочет гореть вместе с девушкой, потому, несмотря на их взаимную привязанность, расстается с ней. Ольга для Обломова – божество, идеал, до которого никогда не получится дотянуться.
Героиня, хоть и не идеальная, вызывает симпатию, ее настойчивое желание перекроить возлюбленного связано с ее неопытностью и юношеским максимализмом: ради благих целей можно все переделать по-своему, не считаясь с жизненной правдой других.
Обломов переезжает на Выборгскую сторону, где зарождаются его отношения с хозяйкой дома, 30-летней Агафьей Пшеницыной. Она для героя – олицетворение родной Обломовки. И внешне: полная, здоровая, приятная.
И внутренне: такая же спокойная, простодушная (даже туповатая в вопросах, не касающихся хозяйства), стыдливая, ласковая, домовитая.
Агафья видит в хозяйстве главное свое назначение, поэтому отдается ему со страстью и всегда что-то делает, а об отвлеченных материях даже не задумывается.
Героиня полюбила Обломова таким, какой он есть, не хотела его изменить, вот почему их отношения привели к счастливому концу. Он для нее божество и идеал, а также первая любовь (несмотря на покойного мужа). Илья Ильич полюбил ее за то, что Агафья земная и понятная, за ней не надо тянуться, ее не надо разгадывать.
В романе «Обломов» нарисованы два противоположных типа женщин, причем не двумя-тремя мазками, а глубоко и рельефно. Эти образы запоминаются и ничуть не уступают мужским. В этом новаторство автора и его огромная творческая удача.
Источник: https://LiteraGuru.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov-i-goncharov/
Женские образы в романе Ивана Гончарова «Обломов»
Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе.
Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына».
Два последних образа – полные противоположности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся – они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет – это Илья Ильич Обломов.
Ольга Ильинская – это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку – постоянно в движении.
Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова.
Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками.
Кто‑то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто‑то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга – это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова.
В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.
Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем иной образ. Это тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отстаивать свои права.
Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека.
Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.
Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына. Гончаров искренне верил, что надо описывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас.
Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе.
Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хорошими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим. Ольга молода, привлекательна, умна.
Агафья в свою очередь умудренная жизнью женщина, ее желания сходны с идеалами Обломова. Она хочет простого женского счастья и иметь возможность заботиться о ком‑то. Обломов же хочет испытать тот уют, по которому он истосковался. А у Ольги другие представления о счастье, и в данном случае нельзя никого судить.
(6 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-ivana-goncharova-oblomov.html
Женские образы в романе И. А. Гончарова “Обломов”
Коллекция сочинений: Женские образы в романе И. А. Гончарова “Обломов”
Вершина творчества И. А. Гончарова – роман “Обломов», работа над которым была завершена в 1859 году. В центре произведения – трагическая судьба Ильи Ильича Обломова, безвременно ушедшего из жизни.
Это был человек умный, добрый, но безвольный, апатичный, настоящий русский барин, не приспособленный к труду. В системе художественных образов важное место занимают женские характеры.
В любви к Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной раскрываются качества личности главного героя.
Не случайны совпадения в имени и фамилии персонажей: Илья Ильич – Ильинская. Это подчеркивает то, что они предназначены друг для друга.
Обломова поразило и другое совпадение: Пшеницына была вдовой коллежского секретаря, а именно такой чин выслужил сам Илья Ильич. К тому же дом Агафьи Матвеевны напоминал ему Обломовку.
Идеал женщины главного героя не прост, в нем есть два начала, причем одно из них заключено в Ольге, другое – в Пшеницыной.
Героини различаются по возрасту, происхождению, воспитанию, образованию. Ольга – молодая барышня, дворянка. Ей 20 лет, она рано лишилась родителей, росла в доме своей тетки – светской дамы.
Однако девушка не стремится к пустым светским развлечениям, не желает жить по правилам “высшего общества». Жизнь Ольги наполнена музыкой, книгами. Агафья Матвеевна – мещанка, вдова. Ей “лет 30», у нее есть двое детей.
Агафья Матвеевна с трудом может прочесть только заглавие книги. Круг ее интересов замыкается на хозяйстве. Она никуда не ездит, нигде не бывает.
Ольга “в строгом смысле не была красавица», но она является воплощением благородства, грации, гармонии. У Ольги удивительный голос, мягкий, “с нервной дрожью чувства». Автор называет ее глаза “умными», “ласковыми».
Взгляд Ольги – “зоркий, бодрый, ничего не пропускающий…» В Агафье Матвеевне Пшеницыной в первую же встречу Обломов обращает внимание не на глаза, не на улыбку, а на ее тело – горло, локти, грудь.
О ней он говорит совсем другие слова: “Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка!»
Объединяют Ольгу и Агафью Матвеевну такие черты, как простота и естественность. Ольга в отличие от других светских женщин идет “простым, природным путем жизни». В девушке нет жеманства, кокетства, лжи, расчета. Она естественна в проявлении мыслей и чувств. В свете Ольга одинока.
Ее замечательные качества не ценят “умные и бойкие кавалеры», а “небойкие» считают ее слишком мудреной и немного боятся. Агафья Матвеевна тоже проста и естественна, бескорыстна, не расчетлива.
Простота Ольги согрета высокой духовностью, а в “хозяйке дома» на Выборгской стороне нет поэзии мысли, стремлений познать суть человека и мира.
Обе женщины трудолюбивы. Только в Ольге идет постоянный труд души, а Агафья Матвеевна работает для насыщения плоти. “Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет».
Обломов в любви к Ольге проявляет лучшие черты личности – нежность, поэтичность, желание духовно развиваться. На Агафью Матвеевну он глядел “…с легким волнением, но глаза не блистали у него, не наполнялись слезами, не рвался дух на высоту, на подвиги. Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей».
Когда Обломов видит сон, то в его воображении возникает идеальная картина семейного счастья: “Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй». Но тут же звучит ее приглашение: “Чай готов!» Все это уравнивается: “Какой поцелуй! Какой чай!» Ольга условно для Обломова – “поцелуй», а Пшеницына – “чай».
Ильинская вызывает яркую страсть, “горячку», а Агафья Матвеевна – спокойное течение чувства.
Ольга – целеустремленная, волевая девушка. В отношениях с Обломовым она лидер. Девушка требует от Ильи Ильича деятельности. Она желает, чтобы Обломов устроил свои дела и не прятался от проблем. Ее не устраивает “голубиное счастье». Она сама стремится приносить пользу людям, обществу.
Агафья Матвеевна не предъявляла Обломову никаких требований. Она нашла наслаждение и смысл жизни в служении новому барину. Пшеницына сравнивается с лошадью, на которую надели хомут. Агафья Матвеевна холит, лелеет Обломова, преданно ему служит. В ее отношении к Илье Ильичу сквозит рабская покорность.
Но это подчинение желаниям мужа не тяготит ее.
Ольга постоянно не удовлетворена собой, жизнью. Она стремится к своему “чему-то». Наконец она находит его в Штольце, соединяется с ним, счастлива; но и тут не останавливается, не замирает. Какие-то туманные вопросы и сомнения тревожат ее, она чего-то допытывается.
Это творческая личность. И, может, она еще добьется новых проявлений своей богато одаренной натуры.
Агафья Матвеевна в своей жизни с Обломовым, наоборот, обрела полный душевный покой: “…лицо ее постоянно высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний».
Как Захар является двойником Обломова, так и у Агафьи Матвеевны есть своеобразное отражение – Анисья. Жена Захара – “живая, проворная баба… с заботливой улыбкой, с… крепкой шеей и грудью и красными цепкими, никогда не устающими руками».
С Пшеницыной их объединяет хозяйская хватка: “…взаимное влечение Анисьи и хозяйки превратилось в неразрывную связь, в одно существование». Обе женщины берут на попечение своих мужей.
Захар без Анисьи ни с чем не управляется, а Обломов без Агафьи Матвеевны беспомощен, как ребенок.
У Пшеницыной была такая же, как Захар, неловкая и неумелая кухарка Акулина.
Этот женский образ служит для того, чтобы оттенить хозяйственность Пшеницыной, показать, что она любое, даже не приспособленное к жизни растение выходит.
И после смерти Обломова Агафья Матвеевна “…по-прежнему была живым маятником в доме: она смотрела за кухней и столом, поила весь дом чаем и кофе, обшивала всех, смотрела за бельем, за детьми, за Акулиной и за дворником».
Ограниченная Пшеницына преданно и самоотверженно любила своего мужа. Но она же и погубила его своей приземленностью, своим бесконечным уходом за его чревом.
В жизни у нее остался другой “барчонок» – сын от Обломова Андрей. Но она его отдала на воспитание Штольцу, подальше от собственной “черноты».
Ольгу с Пшеницыной теперь связывала память о “чистой, как хрусталь, душе покойника» – Обломова.
Центральные женские характеры в романе – это два полюса. Ольга – женщина будущего, свободная и активная, желающая достичь определенных духовных высот, задающая “мятежные» вопросы о смысле жизни. Пшеницына оправдывает свою фамилию. Ее удел – хозяйство.
Источник: https://www.rlspace.com/zhenskie-obrazy-v-romane-i-a-goncharova-oblomov/