План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок внеклассного чтения “Его басни переживут века!” Басни И.А.Крылова
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Талица Фалёнского района Кировской области
Урок внеклассного чтения в 5 классе
« Его басни переживут века!»
Басни И.А.Крылова.
Модель урока Опушневой Эльвиры
Николаевны, учителя русского языка и
литературы высшей квалификационной
категории
Тема урока: « Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)
Басни И.А.Крылова.
Класс: 5 класс.
Место урока: проводится после изучения темы «Басни И.А.Крылова».
Тип урока: комбинированный.
Цели: 1. Образовательные:
– расширить сведения об авторе и о басне как
эпическом жанре литературы.»
2. Развивающие:
– закрепить навыки понимания, пересказа,
выразительного чтения и инсценирования басен.
– желание проявить себя в творчестве.
Практические задачи:
- Развитие коммуникативной компетентности учащихся.
- Совершенствование навыков аналитического чтения.
Технология: урок-соревнование с элементами театрализации.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,
групповая, фронтальная.
Предварительная работа с учащимися:
1. Самостоятельная подготовка учащимися устного сообщения по книге М.А.Гордона «Жизнь Ивана Крылова» (из серии «Писатели о писателях»).
2. Работа групп учащихся над выразительным чтением, инсценированием выбранных ими басен. Пересказ басен Эзопа.
3. Проведение словарной работы на уроках русского языка.
Антонимы: трудолюбие- безделье, доброта-жестокость, скромность-развязность, ответственность-беззаботность, ум-глупость и др.
Синонимы: скромный – сдержанный, не хвастливый, не показной и др.
Работа над значением слов «невежа», «невежда» и др.
Для подготовки класс делится на 2 группы. Соревнование – стимул для активизации познавательной деятельности учащихся. Лучшие ответы поощряются открытками с иллюстрациями к басням И.А.Крылова.
Оформление:
1. Плакаты «Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до
тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах
великого и могучего народа русского…» (В.Г.Белинский)
«Крылов – поэт русский, поэт России; мы думаем, что для
Крылова довольно этого, чтобы иметь право на
бессмертие». (В.Г.Белинский)
2. Буклеты, оформленные учащимися: «Памятник И.А.Крылову», «Портреты И.А.Крылова».
Модель урока.
Вступительное слово учителя.
– В Ленинграде, в Летнем саду, стоит памятник, около которого всегда ребятишки. Старый человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери. Человека зовут И.А.Крылов. А звери- герои его басен. Здесь герои басен «Квартет», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Слон на воеводстве» и другие известные вам с первых лет учебы крыловские герои.
На передней части пьедестала надпись «Крылову. 1855 год». Это год, когда на том месте, где Крылов любил гулять с Пушкиным и другими своими друзьями, русский скульптор П.К.Клодт на народные деньги поставил памятник великому баснописцу.
Познакомимся с биографией этого замечательного поэта, драматурга.
(Выступают учащиеся со своими устными сообщениями, подготовленными по книге М.А.Гордина «Жизнь Ивана Крылова»).
- Родители И.А.Крылова.
- Учеба и увлечения маленького Ивана.
- Первые литературные опыты.
- Басни – «это ваш род, вы нашли его». (Дмитриев И.И.)
- Работа в Публичной библиотеке.
- Смерть баснописца.
Учитель:
– Многие плакали, получив приглашение на похороны баснописца. Каждому был вручен экземпляр новой книги басен.
К знаменитым произведениям Крылова обратимся сегодня и мы.
- Задумаемся над вопросом: Что такое басня?
(Ответы учащихся).
– Басня похожа на сказку, в ней обычно действуют не люди, а звери или предметы. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, совершают хорошие или плохие поступки, помогают друг другу, ненавидят друг друга.
– Басня похожа на небольшую сценку. В ней спорят, ссорятся, мирятся. Это рассказ о какой-нибудь удаче или неудаче. В конце делается вывод: кто прав, кто виноват.
– Басня – это небольшое произведение в стихотворной форме.
– В басне обязательно должно быть поучение, совет, мораль, урок (что надо делать и чего не надо) или смех над глупым поступком.
– Басня – это короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.
- Знаете ли вы, кто был первым создателем басни?
(Ответ учащихся).
- Создателем дошедших до нашего времени древнегреческих басен был знаменитый баснописец Эзоп. Он жил примерно в 5 веке до новой эры. По преданию, жизнь его закончилась трагически: он был сброшен со скалы в море за вольнодумство. Эзоп не желал быть рабом, не хотел подчиняться несправедливым законам, мечтал о свободе. Проявлением вольнодумства и были басни, сделавшие Эзопа бессмертным. Их передавали из уст в уста, и только спустя сотни лет они были записаны. Мудрость басен Эзопа привлекала к ним многих писателей. Удивительно по-русски передал содержание поучительных историй И.А.Крылов.
Послушайте басни Эзопа в прозе. (Рассказывают ученики).
Черепаха и заяц.
Черепаха и заяц поспорили, кто из них быстрей. Назначили они для состязания время и место и разошлись. Но заяц, полагаясь на свою природную резвость, не старался бежать, а улегся возле дороги и заснул.
А черепаха понимала, что двигается она медленно, и потому бежала без передышки.
- Какова мораль этой басни?
– Мораль басни: терпеливо делай нужное дело, даже неспособный добьется успеха, не будь самоуверенным.
Путники и медведь.
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица.
Один тотчас забрался на дерево и там спрятался, а другому бежать уже было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мертвой и стала обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.
Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что ему медведица на ухо шептала. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя в беде бросают!»
- От чего предостерегает автор читателей?
– Учит умело искать товарищей, которые тебя не бросят в беде.
Учитель.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский).
- Давайте вспомним крылатые выражения Крылова. Предлагается игра «Найди пару».
(На одних карточках начало выражения, на других – конец).
Задание: прослушав начало, отыщите продолжение выражения, объясните его значение, назовите басню, в которой оно звучит.
«У сильного всегда // бессильный виноват» («Волк и ягненок»)
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, // А сапоги тачать пирожник»
(«Щука и кот»)
«Когда в товарищах согласья нет, // На лад их дело не пойдет
(«Лебедь, Щука и Рак»)
«Чем кумушек считать трудиться, // Не лучше ль на себя, кума, оборотиться» («Зеркало и обезьяна»)
«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? // За то, что хвалит он Кукушку» («Кукушка и Петух»)
«А вы, друзья, как ни садитесь, // Все в музыканты не годитесь»…
(«Квартет»).
«Как счастье многие находят лишь тем, // Что хорошо на задних лапках ходят» («Две собаки»)
«А я бы повару иному велел на стенке зарубить: // Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить» («Кот и Повар»)
Инсценирование учащимися басен И.А.Крылова.
«Ворона и лисица»
«Волк и ягненок»
«Волк и журавль»
«Две собаки»
«Демьянова уха»
«Стрекоза и муравей»
«Кот и Повар»
«Мартышка и очки»
- Вы просмотрели и прослушали басни И.А.Крылова. Как вы думаете, чему учат басни?
(Ответы учащихся)
– Басни учат нас быть хорошими людьми: трудолюбивыми, справедливыми, добрыми, честными, вежливыми, скромными.
– Басни учат одерживать победу над сильными, быть уверенными в своих силах.
– Басня дает мудрые советы, как бороться с жадностью, льстивостью, чрезмерной властностью, невежеством.
Литературная викторина «Назовите героя басни и вспомните название».
- Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей! (Стрекоза, «Стрекоза и Муравей»)
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
(Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна»)
- И кончила моя затейница на том,
Что, не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и – околела.
(Лягушка, «Лягушка и Вол»)
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
(Ловчий, «Волк на псарне»)
- Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
(Моська, «Слон и Моська»)
- Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
(Лисица, «Лисица и виноград»)
- Хоть век его ни будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.
(Свинья, «Свинья под дубом»)
- Однако же, когда б я не пахала.
То нечего б тебе здесь было и стеречь.
(Лошадь, «Собака и Лошадь»)
Работа по группам.
Задание: Составить басню. Основа – мораль басни «Лебедь, Щука и Рак»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»…
Одна из работ учащихся:
Собрались звери у себя в лесу спортивную площадку оборудовать. Лужайку ровную нашли, вычистили ее и сели план составлять. Непоседливый Зайчонок и говорит:
– А чего тут долго думать. Надо беговую дорожку сделать. Будем друг за другом носиться. Весело будет.
– Ну уж нет,- разворчался Мишка. – Не хочу носиться. Давайте столбы вроем и тренироваться будем, кто первый до верха долезет.
– Какую вы все ерунду говорите, – промолвил рассудительный Бобренок, – лучше всего нырять и плавать. Пророем канал, будет всем хорошо.
Спорят зверюшки, разгорячились. Площадку-то для игр все хотят, да каждый свое отстаивает. Поругались, надулись и разошлись. А лужайка так и осталась пустовать.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
Учитель.
– Актуальны ли басни И.А.Крылова сегодня? (Ответы учащихся)
– Вечен Крылов, пока живы трусость, зависть, жадность, воровство, неблагодарность, пока не совершенен РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ.
Заканчивается урок словами В.Г.Белинского.
(Подсчитываются полученные группами открытки, подводятся итоги).
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/12/21/urok-vneklassnogo-chteniya-ego-basni-perezhivut-veka-basni-i-a
ПОМОГИТЕ!!!! Выбери мораль любой из прочитанных басен или придумай свою. Сочини небольшую историю раскрывающую эту мораль
Рядом с этим домом была открыта дверь в подвал дома. Рома подошёл к Денису и говорит если ты не боишься нечего то пошли зайдём в ту дверь. Денис согласился и пошёл первым.
И вот рабочие услышали чей-то плачь. ОНи открыли дврь и увидили Дениса. ОНи выпустили его.И проверили нет ли там больше не кого. Денис после такого случия больше не дружил с Ромой.
Так и умный человек не должен браться за дело не подумав.
Басенный мир И.А.Крылова ” Всегда ли в басне прячется мораль?”
Очень было интересно искать информацию в других источниках.Читая басни великого баснописца,ещё раз убеждаешься, что многие из действующих лиц напоминают нам нас и наших знакомых… Актуальность Басни Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль.
Читая, исследовали, анализировали и выясняли, в каких же строчках заключена народная мудрость, лукавство ума ,меткое живое слово, т. е. мораль в баснях Крылова. Наши результаты Мы ставили гипотезу о том, что в басне всегда прячется мораль. Наша гипотеза подтвердилась благодаря тщательному изучению басен, сопоставлению некоторых из них.
Мы увидели, что в баснях непременно присутствует мораль, т.е нравоучение.
Мораль басни “Вельможа” заключается в том, что глупец может быть опасен для общества, если в его руках оказывается власть и влияние. Вельможа. Цензура два года не разрешала печатать.
Исключение остается только за «Вельможею», которым достойно заключено в последнем издании собрание басен Крылова: это одно из самых лучших его произведений.
Таковы материалы о морали басни “Вельможа” Крылова: анализ, суть, смысл, история публикации произведения и т.д.
Басня – это рассказ, который учит уму-разуму
Басни мы любим читать с самого детства.
В баснях используется прием иносказание (выражение, содержащее иной, скрытый смысл). Человек, как правило, в басне показывается в обычном виде, без гротеска. Басни состоят из двух частей: МОРАЛЬ + ПОВЕСТВОВАНИЕ (притча).
В басне мораль является логическим, поучительным выводом и может быть сформулирована и поставлена как в начале басни (называется промифий), так и в конце (эпимифий). В баснях смешанной формы описательная часть произведения написана прозой, а диалоги и монологи героев – стихами.
Эзоп пишет о неразумности Ворона, а Крылов делает другой акцент, и у него главным персонажем становится льстиваяЛисица.
Так, например, человеческие отрицательные качества (упрямство, хитрость, лесть) переносятся на животных или неодушевленные предметы. Однако это в корне неправильно, если мы хотим научиться лучше понимать друг друга. У басни необходимо учиться, обдумывать ее.
Мораль басни – это ее краткое нравоучительное заключение. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Что показательно, автор не осуждает сообразительную лису.
Он, скорее, критикует глупость птицы, говоря о том, что нужно верить лишь в то, что точно видишь и знаешь.
Литературные термины
Свой» жанр Крылов искал долго и трудно. Открытием Крылова в басенном жанре и было это создание характеров. Так в ядовитейшей басне «Музыканты» Крылов не обличает, не осуждает, а лишь рисует картину такой благонамеренной идиллии, которая на поверку оказывается надувательством.
Крыловские басни -жанр сюжетный, в котором развитие действия и его повороты играют первостепенную роль. В сюжете заключено действие, движение басни, взаимоотношения ее персонажей. В сущности, уже из этих слов ясна мораль басни, но Крылов добавляет особую моралистическую концовку.
Басни великого русского баснописца Крылова сопровождают читателя на протяжении всей его сознательной жизни и с интересом воспринимаются в любом возрасте.
Мораль данной басни заключается в том, что не стоит относиться предвзято к тому, как другие выполняют определенную работу. Мораль басни “Обоз”, на мой взгляд, заключена в том, что, прежде чем начинать что-то делать, а тем более критиковать дела другого, неплохо было бы остановиться и немного поразмыслить.
Что касается жизненных ситуаций,то не худо было бы помнить эту басню любому, кто помогает другим людям не делами, а пустыми словами. Да, именно эта басня очень актуальна для современной политики, проводимой в мире. И в большей мере это относится именно к России.
На мой взгляд, суть морали этой басни в том, что не надо никого осуждать.
Во-вторых, это так называемый «Робертов Ромул» (по имени первоиздателя, 1825 год), сборник 22 басен, изложенных сжато, без какого-либо сказочного влияния и с притязанием на изящество.
Второй сборник стихотворных переложений «Ромула» был составлен несколько позже; его автор — Александр Неккам. Его сборник озаглавлен «Новый Эзоп» и состоит из 42 басен.
Неккам пишет проще и ближе держится оригинала.
Приступает к первым литературным опытам, которыми стали Оды. За ними последовали панегирические стихи и стихотворный перевод. Он много читал, благодаря самообразованию будущий баснописец стал одним из самых просвященных людей своего времени.
В 1809 году вышел в свет первый сборник басен Крылова, принесший ему известность. Друзья вместе с приглашением на похороны получили экземпляр изданных им самим басен с надписью “Приношение. Измайлов издавал в 1809 – 10 гг. журнал “Цветник”, сотрудничая сам в критическом отделе. В 1817 г.
он редактировал “Сын Отечества”, а в 1818 – 27 гг. издавал известный журнал “Благонамеренный”.
Узнав это, уберем из своей отличной жизни плохие качества: лень, делание одно и того же. У басни надобно учиться, даже очень часто прибегать к ее обдумыванию. На это есть магическое свойство басни. И так уж повелось, народ в большинстве случаев сам создает их.
Авторам же остается только собрать воедино и приукрасить. Крылов в данной басне высмеивает людей, которые горазды только языком трепать, которые берутся за любое дело с уверенностью, что они в нем непременно преуспеют.
Мораль такова — хотите стать успешным в чем-то — придется много трудиться, просто так ничего не получится.
Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы. Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление.
Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие.
Третья особенность басни – нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа.
Это честность, искренность, уважение и т. д. Из двух сотен басе Крылова уцелело только два десятка. Остальные 180 нашему времени уже не интересны, т. к. люди и события, осмеянные Крыловым, остались далеко в прошлом. Петух и Жемчужное зерно Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк.
Источник: https://kwartelonak.ru/POMOGITE-Vyberi-moral-lyuboy-iz-proch/
Kwoman.ru: Басня Крылова «Стрекоза и муравей»: мораль басни | Отдых и развлечения за 20.03.2019 (Март 2019 год)
Писатели в своих нравоучительных произведениях высмеивают человеческие пороки. В басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» мы также видим недостатки людей через образы героев и узнаем основную мысль, мораль, которую автор приготовил для читателей.
Содержание басни «Стрекоза и муравей»
Каждое нравоучительное произведение содержит мораль: основную мысль, которую хотел передать нам автор. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» также содержит ее. Она, как полагается в таких произведениях, находится в самом конце. А перед ней разворачиваются целые события перед читателями, показывающие в лице муравья и стрекозы человеческие качества и пороки.
Всё начинается с того, что И. А. Крылов рисует перед нашими глазами то, как лето сменилось холодною зимою, поле помертвело, и настали холод и нужда. Стрекоза не готовилась к такому, все лето она пропела и прорезвилась.
А теперь ей не до песен, хочется поесть и согреться, да нечего и негде. Она обратилась с просьбой к муравью, который всё лето трудился, чтобы подготовиться к зиме.
Он ответил стрекозе сарказмом, сказав ей, что раз она пела, то пусть идет попляшет.
Басня Крылова «Стрекоза и муравей» показывает нам как пороки, так и положительные качества людей. Ведь насекомые-герои подобраны для высмеивания человеческих недостатков. В образе стрекозы автор показывает ту категорию людей, которые не задумываются о будущем. Они ленивые, и образ жизни у них праздный.
Когда наступают тяжелые времена, они пытаются спастись при помощи чужого труда. Не случайно автор выбрал в качестве одного из героев такое насекомое, как стрекоза. Ведь в народе легкомысленных людей часто так и называют.
Муравей же с древних времен олицетворяет собой образ трудяги, который всегда занят благоустройством своего жилища и поиском запасов.
Мораль басни
Любое нравоучительное произведение заканчивается тем, что автор подводит читателей к основной мысли. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.
Эта басня актуальна всегда, ведь она показывает нам, как кто-то пытается выжить за счет чужого труда, не делая для этого ничего. В реальной жизни всегда найдутся люди-«стрекозы» и люди-«муравьи». Одни хотят только развлекаться, а другие думают о будущем. Это и показывает нам басня Крылова «Стрекоза и муравей». Мораль басни: каждый пожинает свои плоды.
Заключение
Басня Крылова «Стрекоза и муравей» при помощи своих героев показывает нам два типа людей: праздных и трудящихся. Однако всё-таки стоит задуматься о том, что эти образы не просто противоположные.
Они также изображают две крайности: чрезмерное разгильдяйство и чрезмерное трудолюбие. Нужно уметь и работать, и отдыхать, но стоит помнить, что первым делом – работа, ну а после – отдых и развлечения.
Источник
Источник: https://kwoman.ru/basnia-krylova-strekoza-i-myravei-moral-basni.html
Иван Крылов: странности великого баснописца
Иван Андреевич Крылов еще при жизни прослыл великим чудаком. О его выходках и шалостях современники рассказывали анекдоты. В некоторых историях эксцентричность Крылова буквально зашкаливает.
Великий обжора
Иван Андреевич был страстным обжорой. Начавшись с «отменного аппетита», обжорство со временем превратилось в страсть, которую Крылов, казалось, совсем не стремился победить.
Сокрушался по поводу дворцовых обедов, откуда всегда уходил голодным: суп подают чуть на донышке, пирожки — с грецкий орех, на десерт, стыдно сказать, пол-апельсина с вареньем, за добавкой не дотянешься… Сущее наказание для того, кто знает толк в еде! А потому он не имел привычки отказываться от вкусностей.
На одном из обедов у императрицы Марии Федоровны, чувствующий неловкость за соседа Жуковский шепнул Крылову: «Откажись хоть раз! Дай императрица тебя попотчует». В ответ от продолжавшего «нагружать» тарелку Крылова услышал: «А вдруг не попотчует!»
Друзья, знавшие об отменном аппетите Крылова, обычно готовили на званый обед дополнительное кушанье или предлагали специальное меню — исключительно для Ивана Андреевича.
На одном из таких обедов, увидевший вынесенное произведение искусства из громадных гусиных печенок и трюфелей, Крылов сделал вид, что обижен — о «сюрпризе» его не предупредили. На слова хозяина: «Найдется ли еще местечко?», самодовольно и иронично оценивая собственные габариты, Крылов протянул: «Место-то найдется, но какое? Первые ряды все заняты, партер весь, бельэтаж и все ярусы тоже. Один раек остался».
Он предпочитал не ложиться спать натощак: тарелочку кислой капусты да кувшинчик кваска на сон грядущий — так, на всякий случай, чтобы в горле не пересохло.
Не пора ли помыться?
Ивана Андреевича мало заботила собственная внешность. Ходил вечно не чёсанный, исподнее менял по праздникам, мылся и того реже, отчего обладал «специфическим» амбре. Некоторые светские особы не могли устоять перед «очарованием» баснописца — падали в обморок.
Рассказывали, что однажды императрица Мария Федоровна увидела Крылова и попросила привести к себе. Тот отнекивался, ссылаясь на ненадлежащий вид, но в итоге согласился. Перед царицей предстал тучный мужчина в заляпанном жирными пятнами кафтане, панталоны которого были художественно изукрашены подозрительными пятнами желтоватой гаммы.
Через дырку в сапоге умиленно взирал на мир большой палец, хозяин которого, пытаясь поцеловать императрице ручку, чихнул чуть ли ей не в лицо. Царица была в восторге: громко смеялась и подарила «мудрейшему из русских писателей» новый костюм и сапоги из оленьей кожи.
В другой раз, собираясь на маскарад, Крылов все никак не мог решить, кем же ему нарядиться. Попросил помощи, а советчики порекомендовали ему… помыться. «Так вас точно никто не узнает!» — резюмировали они.
Держи лешего!
Если будучи в Петербурге Крылов периодически пытался «соответствовать», то где-нибудь в глуши, на даче расслаблялся окончательно. Однажды это чуть не стоило ему жизни.
Отдыхая у одного из друзей в загородном доме, Крылов отправился на прогулку. Традиционно с взлохмаченными волосами, но на этот раз… в чем мать родила. Местные крестьяне приняли бродящего в роще Крылова, размышляющего, видимо, над очередным сюжетом, за лешего и попытались его утопить.
Но вернулся хозяин дачи, который спас «хозяина леса» и уговорил впредь не пугать аборигенов своим эксцентричным внешним видом.
Впрочем, гений не внял совету: во время визита князя Голицына, Крылову было лень спросонья одеваться и он уселся к конторке голышом. Увидев картину, князь не смог удержаться от смеха: «Вот люблю Крылова! Вечно за своим делом! Жаль только, что слишком легко одет».
Караул! Пожар!
Еще одной странностью Крылова была страсть к пожарам. Ни один петербургский дом не полыхал без его личного «участия». Чем привлекала баснописца стихия огня? Почему он с несвойственным ему проворством спешил на очередную катастрофу? Возможно, он искал новые характеры для своих историй, ведь, как известно, в стрессовых ситуациях обнажаются все скрытые тайники человеческой души.
Видимо, зная о пристрастии Крылова к огню, его арендодатель предложил подписать контракт, в котором Крылов, в случае неосторожного обращения с огнем и возникновения пожара в доме, будет обязан выплатить 60 тысяч рублей.
Иван Андреевич с легкостью подписал документ. Прибавил к цифре еще пару нулей и заметил: «Для того, чтобы вы были совершенно обеспечены, я вместо 60 000 рублей поставил 6 000 000. Это для вас будет хорошо, а для меня все равно, ибо я не в состоянии заплатить ни той, ни другой суммы».
Необычные хобби
Крылов обожал петушиные и кулачные бои. По словам современников, он с особенным удовольствием посещал «народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов». Но Крылов не только созерцал. Он принимал непосредственное участие в боях стенка на стенку и нередко выходил победителем.
Любил баснописец и большую карточную игру. По словам Пушкина, был не обычным картежником, а «настоящим фокусником». Существует мнение, что именно удача за карточным столом позволила Крылову «продержаться», когда он в очередной раз оставил службу.
А вот музыкальными способностями Крылов, по-видимому, не обладал. Несмотря на это, очевидцы утверждают, что он обожал играть на скрипке. Существует байка, что Иван Андреевич, проводя зиму за городом, терзал инструмент с таким рвением, что распугал голодных волков, терроризирующих деревню.
Слон в посудной лавке
Тучность не позволяла Крылову вести активный образ жизни. Он был неуклюж, и чтобы спасти дом от очередных разрушений, предпочитал дремать в кресле. Впрочем, неуклюжесть его зачастую оправдывалась находчивостью.
Известна история, когда он выпросил у Оленина редкую и дорогую книгу. Усевшись утром с чашечкой кофе, он наслаждался роскошными гравюрами, приложенными к раритетному изданию. Вдруг стул покачнулся, и весь кофе оказался на книге. Не мешкая, Крылов бросился на кухню.
Перед кухаркой и соседом Гнедичем, решившими, что Иван Андреевич «слегка того», предстала следующая картина: на полу — море, а Крылов из ведра льет на фолиант воду, пытаясь смыть остатки кофейной гущи.
Между тем, этот небрежный и ленивый человек, был чрезвычайно усерден в работе: он снова и снова выправлял и отшлифовал свои тексты, доводя их до совершенства.
Остроумие, возведенное в степень
Крылов подарил потомкам настолько «родные» сюжеты, что фразы из его басен прочно утвердились в русской речи: «А Васька слушает да ест», «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона», «Да только воз и ныне там» и многие другие. Не менее остроумен, а зачастую и саркастичен, был Крылов и в жизни.
Так известен комментарий Крылова на постановку комедии «Урок дочкам», главные роли в которой сыграли знаменитые Катерина Семенова и Софья Самойлова. К тому времени обе женщины были матерями семейств, в почтенных летах и довольно объемисты.
Крылов не поленился прийти на спектакль, а когда у него спросили мнение, ответил, что «опытные актрисы сыграли очень хорошо», только вот комедию надобно было назвать не «Урок дочкам», а «Урок бочкам».
А вот еще анекдот. Как-то была у Крылова на ноге рожа. Он с трудом вышел на прогулку по Невскому. Проезжающий мимо знакомец, не останавливаясь, кричит: «Как рожа? Прошла?» «Проехала!» — пробубнил Иван Андреевич.
Крылов не изменял своим привычкам до конца дней. Он нежился в лени и гурманстве. Этот умный человек, казалось, наслаждался ролью нелепого чудака.
По просьбе Крылова каждый из друзей вместе с приглашением на его похороны получил экземпляр изданных басен, на котором под траурной лентой значилось: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38910264-ivan-krylov-strannosti-velikogo-basnopistsa/