История создания повести “детство” горького от замысла до публикации

История создания повести «Детство» М. Горького: от замысла до публикации

Меню статьи:

Смерть, смерть, еще раз смерть, нищета и вражда. Кажется, что других ключевых слов подобрать для характеристики повести Максима Горького «Детство» нельзя и сыскать. Это, пожалуй, обретает слишком большой контраст с самим названием повести. Нам, живущим в 21 веке, уже привычны постулаты о счастливом детстве и стремлениях сделать этот период жизни человека наиболее радостным.

Поэтому, когда мы узнаем о страшных и неприглядных картинах детства минувших веков, это для нас кажется плодом фантазии автора, кажется, что это не могло существовать на самом деле. К сожалению, это только позиция современного человека.

Обратите внимание

Болезни, довольно низкий уровень медицины, сложные отношения в обществе – это было массовым явлением.

Повесть «Детство» автобиографическая, то есть, кроме того, что все эти ужасающие картины реально происходили, понимание того, что они касались все одного и того же человека (главный герой – это не собирательный образ, все события происходили с персонажем на самом деле) действуют угнетающе на сознание читателя.

Почему написание повести было необходимо

Повесть «Детство» – это один из составляющих элементов автобиографической трилогии.

Почему у Горького возникло желание написать автобиографию? Однозначного ответа нет. Вряд ли Алексей Максимович руководствовался только желанием рассказать о себе и своем пути становления как личности. Исходя из отзывов о нем современников это было бы слишком не похоже на Горького.

Вполне вероятно, что позывом для написания стало желание разобраться в себе (в процессе написания он смог был пережить случившееся еще раз, но уже переосмыслить случившееся с точки зрения взрослого человека) либо же написание было необходимостью продемонстрировать, что простые люди тоже не лишены талантов и, приложив немало усилий они все-таки смогут выбиться в люди и это будет заслуженным актом.

Мысли о написании автобиографии возникают у Горького еще в самом начале литературного пути.

Поэтому можно выделить еще одну версию, почему написание автобиографии было для Горького необходимостью – он знал до мелочей особенности характера каждого персонажа, жизненные истории каждого – это позволило бы совершать иллюзии, проводить параллели между сюжетными линиями и создавать органичную картину неординарных взаимоотношений персонажей.

Другими словами, это значительно облегчило молодому литератору написать интересное произведение, произвести хорошее впечатление на читателя, заинтересовать его.

Начало работы над повестью

Несмотря на навязчивую мысль написать автобиографию, воплощать ее в реальность Пешков не спешил. Написание произведения затянулось на довольно длительный период.

В 1893 году его планы впервые перешли из плоскости теоретической на практическую. Горький работает над созданием заметок. Всего их было создано две. После этого последовало затишье в этом направлении до 1906 года. В этом году активных действий в плане написания автобиографии не велось, но Горький неоднократно говорил друзьям и знакомым о планах написать автобиографию.

Сдвиг произошел в 1910 году – Алексей Максимович берется за написание очерков – небольших эпизодов о своем детстве. Предположительно, пик деятельности приходится на 1912-1913 годы.

Публикация повести в периодике и самостоятельными изданиями

В конце января 1913 года Пешков общается с редакцией по вопросу публикации его очерков. В августе того же года в газете «Русское слово» увидели свет первые главы произведения. Этот процесс не ограничился несколькими публикациями – материал выходил поглавно и дальше.

Предлагаем ознакомиться с “Характеристикой старухи Изергиль” в рассказе Максима Горького

Публикация самостоятельного издания произведения надолго не затянулось – сначала повесть была опубликована заграницей, в Берлине (1914 год), а затем уже и на родине писателя – в 1915 году (издательство «Жизнь и знание»).

Важно

Таким образом, Максим Горький планировал написание автобиографии продолжительное время. Работа над произведением затянулась на несколько лет, но уже к 1913 читатель мог увидеть первые публикации произведения.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/maksim-gorkijj/povest-detstvo.html

Анализ «Детство» Горького

Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии М. Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»). Замысел серьезно взяться за собственную автобиографию появился у писателя в 1893 г. В «Изложении фактов и дум» появляются первые наброски, вошедшие впоследствии в повесть.

В письмах Горький неоднократно возвращался к этой мысли: «Когда-нибудь я напишу свою автобиографию…». В начале 1913 г. он вплотную занялся работой над «Детством».

На протяжении 1913-1914 гг. повесть печаталась частями в газете «Русское слово». Отдельный книгой «Детство» было издано в Берлине, а в 1915 г. вошло в собрание сочинений М. Горького.

В ходе работы писатель планировал изменить название повести на «Бабушка», но отказался от этого замысла. Горький придавал произведению большое воспитательное значение, которое выражается в поговорке: «учение и труд все перетрут».

Смысл названия

Примером для Горького явно служила знаменитая классическая трилогия Л. Н. Толстого. Вероятно, с этим связано одинаковое название первых частей двух автобиографий. Планируя изменить название на «Бабушка», писатель, с одной стороны, хотел подчеркнуть влияние этой женщины на свою судьбу, с другой — показать коренное различие между детством людей разных сословий и разных эпох.

Главная тема произведения — внутренний мир ребенка, влияние окружающей среды на его развитие

«Детство» Толстого начинается со счастливого пробуждения, «Детство» Горького — с ужасной трагедии. Самые ранние воспоминания писателя связаны со смертью отца и его похоронами. Мальчик смертельно напуган даже не видом покойника, а внезапными родами матери.  В это же время в его жизни впервые появляется новый «странный человек» — бабушка.

В судьбах бедных людей рождение и смерть всегда идут рука об руку. В дороге умирает новорожденный брат Алексея, что становится еще одним ударом для окаменевшей от горя матери.

Раннее знакомство с самыми неприглядными сторонами жизни могло нанести серьезный удар по психике мальчика. Веру, надежду и силу ему помогла сохранить бабушка — «самый близкий сердцу… самый понятный и дорогой человек». Ее удивительные сказки погружали ребенка в прекрасный таинственный мир, не имеющий ничего общего с окружающими страданиями.

Огромным событием для маленького Алексея становится переезд к деду. Его первые слова к родной дочери позволяют догадаться, что жизнь будет несладкой: «Что-о, дура? Ага-а! То-то вот… Эх вы-и…». Мальчик «сразу почуял в нем врага», да и остальные родственники (дядя Яков, дядя Михаил, тетка Наталья) произвели на него неблагоприятное впечатление.

Атмосфера в дедовском доме была пропитана духом «взаимной вражды» из-за требований раздела наследства. Мальчик сразу же сталкивается со сценами драк, криков, слез, ожесточенной ругани. Он еще больше привязывается к бабушке, которая сглаживает постоянные ссоры и принимает озлобление на себя: «Что, ведьма, народила зверья?».

У деда Алексей познакомился с суровыми методами традиционного образования и воспитания: беспрекословное подчинение, механическое заучивание молитв без уяснения их смысла, физические наказания.

Первое сечение розгами, во время которого дед еще и «разгорячился», глубоко запало в душу мальчика.

Во время выздоровления происходило его значительное духовное перерождение, выразившееся в острой чувствительности «ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Совет

Алексей «смутно помнил, что отец и мать жили не так… другие речи, другое веселье». Родственники же не знали никаких удовольствий, кроме обильной еды и водки. В пьяном виде они пели и плясали, но буйная радость часто сменялась грустью и печалью.

Со всех сторон мальчика окружала злоба и насилие. Самыми значительными и запоминающимися событиями в его жизни становятся гибель Цыганка, пожар, смерть тетки Натальи, пьяное буйство дяди Михаила, самоубийство дядя Петра. Окружающая жестокость сделала Алексея большим любителем уличных драк. В то же время он испытывает отвращение к издевательствам над слабыми и беззащитными существами.

Постоянные безобразные сцены избиения и ругани становились для Алексея привычными, «все слабее трогали сердце». Мальчик неосознанно понимал, что в серой будничной жизни «и горе — праздник, и пожар — забава».

Очередным испытанием для Алексея становится появление отчима. Из рассказов матери и бабушки он знал о родном отце и считал его добрым и хорошим человеком. Грубое вторжение Евгения Васильевича было непонятно, «хотелось озорничать, говорить всем злые слова».

После нового брака матери Алексей попеременно живет то у нее, то вновь у деда. Мерзости и грязи достаточно в обоих домах. Мальчик становится свидетелем избиения бабушки и матери. При этом он начинает ходить в школу, но предпочитает проводить время в компании уличных мальчишек и самостоятельно зарабатывать деньги.

Смерть матери Алексея потрясает своей «обыденностью». Дед даже не сразу верит мальчику и грубо возражает ему: «Что врешь?». Только крик отчима возвещает о трагедии: «Да она умерла, смотрите…».

Конец периода детства для Алексея связан не столько со смертью матери, сколько с прямолинейным заявлением деда: «на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…».

Проблематика

В финале Горький прямо ставит главную проблему повести: нужно ли с такой беспощадной откровенностью описывать всю мерзость «дикой русской жизни»? Для автора ответ очевиден. О самой суровой правде говорить необходимо. Только это позволит «с корнем… выдрать ее из памяти, из души человека».

На собственном примере Горький доказывает, что «тяжкая и позорная» жизнь не искалечила его душу и не помешала сохранить «несокрушимую надежду» на лучшее. В этой спасительной способности он видит залог будущего возрождения всего русского народа.

Источник: http://spadilo.ru/analiz-detstvo-gorkogo/

Методическая разработка на тему: Методическая разработка “По повести А.М.Горького «Детство»”

Слайд 1

По повести А.М.Горького «Детство»

Слайд 2

Цели и задачи урока Познакомить с важными событиями из жизни и творчества М.Горького Познакомить с портретами Горького русских художников История создания повести «Детство» Герои повести «Детство» Проблематика повести

Слайд 3

«Свинцовые мерзости русской жизни» Повесть «Детство» (1913 г) Нередко я плакал, читая, – так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задёрганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. М.Горький Портрет Горького работы В.Серова 1905г.

Слайд 4

Встреча с писателем Портреты художников Бродский И.И. 1937 Борис Григорьев П.Д.Корин 1932 Любите книгу, она облегчит вам жизнь….она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький

Слайд 5

Место действия повести М.Горького «Детство » Дом деда Каширина Автобиографический характер повести Нижний Новгород Василий Каширин Акулина Ивановна Варвара Васильевна Максим Савватиевич Пешков

Слайд 6

Герои повести Алёша Дед Каширин Бабушка Акулина Ивановна Мастер Григорий Иванович Дядья Михаил и Яков Подмастерье Ваня Цыганок Нахлебник Хорошее Дело

Слайд 7

Обратите внимание

Вопросы и задания Глава 1 Почему первые встречи с бабушкой произвели такое сильное впечатление на Алёшу? Какими средствами (сравнения, эпитеты, метафоры) пользуется писатель, рассказывая о бабушке и о её значении в жизни внука? Особенности речи бабушки

Слайд 8

Глава 2. Вопросы и задания Как содержание этой главы раскрывает слова писателя: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми..

И даже дети принимали в ней живое участие»? Найдите описание внешности деда Каширина.

Чем отличается дед от других обитателей дома? Чем объяснить противоречивые впечатления о деде Алеши? Что выгодно отличает деда от его сынов? Речь деда, когда вспоминает о молодости и о бурлаках?

Слайд 9

Глава 3 Вопросы и задания Расскажите историю Цыганка. Какие мысли и чувства у вас вызывает он, его гибель? Какова в этой главе бабушка? Какой представляется она Алёше во время пляски? Что переживает она в момент смерти Цыганка и как свои выражает чувства? Чему учит Алёшу мастер Григорий?

Слайд 10

Главы 4,5 Вопросы и задания Как рисует Горький картину пожара в восприятии Алёши? Какими средствами поэтического языка нарисована эта картина? Что нового прибавляет эта глава к облику бабушки? Почему Горький вспоминает: « Она была так же интересна, как и пожар»? Почему 5-я глава оканчивается словами о нестерпимой грусти и «невыносимой тоске»?

Слайд 11

Глава 7 Вопросы и задания Какие чувства вызывали в Алёше уличные впечатления? Что в 4,5 и 7 главах дополняет ваши представления о характере деда Каширина? Почему дед постоянно вспоминает о Боге? Как оцениваете вы его слова о божьем гневе в момент смерти Цыганка, во время пожара и его обращение к Богу после избиения бабушки?

Читайте также:  Княгиня лиговская в романе "герой нашего времени" лермонтова: характеристика в цитатах

Слайд 12

Глава 8 Почему Горький называет Хорошее Дело «чужим» и в то же время «лучшим» из людей родной страны? Глава 12 Прочитать со слов « Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя…» Какое значение для понимания идейного смысла повести имеет этот отрывок? О чём говорят заключительные слова этого отрывка? Глава 13 Каковы ваши впечатления от рассказанного М.Горьким о жизни детей улицы и об их отношении друг к другу? Почему повесть «Детство» нельзя считать только автобиографическим произведением?

Слайд 13

Удачи в работе! Удачи в работе!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2014/11/20/metodicheskaya-razrabotka-po-povesti-amgorkogo

Характеристика повести «Детство» Горького М.Ю

1)    История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии.

Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжёлая трудовая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии — «Мои университеты».

2)    Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести.

Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий.

Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке — это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду.

Важно

Задача писателя — не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М.

Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил — до и по сей день жннс: простой русский человек». События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера.

Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни».

Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)' небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

–    Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.) , –    Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть J1.H. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство») –    Что такое внутренний монолог? (размышления главного героя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» — Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3)    Характеристика героев повести.

–    Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь») –    Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от отношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Атмосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоотношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.) –    Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед) –    Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имущество деда.) –    Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания) –    К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сироте-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григо-рию Ивановичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж — Алёшу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

–    С кем главный герой — Алёшка — едет на пароходе? (с бабушкой и матерью) –    Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри) –    Как мать ведет себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне) –    Какое первое впечатление произвел дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился) –    Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в котором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось неприятным) –    Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы) –    Как ведет себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжает кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие) –    Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливостью) –    Как ведет себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное) –    Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необычность, непохожесть на других людей) –    В какой главе звучит уже голос не маленького человека, а серьёзного писателя, переосмысливающего многие явления жизни? (в 12 главе, когда писатель говорит о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни»)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, весёлым и тёплым светом».

Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть.

Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она никогда не жаловалась на Жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям — основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка.

Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено…

Совет

да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден побираться.

Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

–    Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка — примиряющее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природным материнским умом.) –    Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.)

Образ деда.

–    Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? Почему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.) –    Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжелое детство, трудная окружающая жизнь)

4)    Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают раскрыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3299-kharakteristika-povesti-detstvo-gorkogo-m-yu

Детство писателя Максима Горького

Русский писатель, прозаик, драматург Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде в 1868. Несмотря на известность писателя, биография Горького, особенно в детстве, полна неопределенностей. Его отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871), происходил из мещан Пермской губернии.

Дед Горького – Савватий Пешков – был человеком крутого нрава: дослужился до офицерского чина, но за жестокое обращение с подчиненными был разжалован и сослан в Сибирь. Его отношение к сыну Максиму было не лучше, по причине чего тот несколько раз убегал из дому.

В возрасте же 17 лет ушел из дома навсегда – после этого сын с отцом больше не виделись. Максим Пешков был талантливым, творческим человеком. Обучился ремеслу краснодеревщика, осел в Нижнем Новгороде и стал работать столяром в пароходстве И. С. Колчина.

Здесь он женился на Варваре Васильевне Кашириной (1842-1879), которая происходила из семьи нижегородских купцов. Согласие на брак дала лишь мать невесты – Акулина Ивановна, отец же – Василий Васильевич Каширин – согласия не давал, но потом смирился.

Весной 1871 Максим Пешков уехал с семьей в Астрахань, где начал работать управляющим астраханской конторой пароходства Колчина. Летом 1871 Максим Савватиевич, выхаживая заболевшего холерой Алешу, заразился сам и умер. Варвара Васильевна с сыном и матерью вернулись в Нижний Новгород в дом отца.

Дед Горького – Василий Васильевич Каширин – в молодые годы был бурлаком, затем разбогател и стал владельцем красильной мастерской. В свое время он был старшиной красильного цеха, избирался гласным (депутатом) нижегородской Думы. Кроме деда Горького, в доме жили два его сына со своими семьями.

Лучшие времена для семьи Кашириных прошли – из-за фабричного производства бизнес шел к упадку. К тому же семья Кашириных не была дружной. Жили, как на войне, и Алеша Пешков был там лишь обузой. Горький считал, что мать не любила его, считая виновником несчастий, и поэтому отстранилась от него. Она начала устраивать личную жизнь и повторно вышла замуж.

Обратите внимание

Лишь бабушка – Акулина Ивановна – относилась с добротой к Алеше. Она заменила ему мать и, как могла, поддерживала внука. Именно бабушка дала ему любовь к народным песням и сказкам. Дед же, несмотря на свой сложный характер, обучил мальчика в шестилетнем возрасте по церковным книгам грамоте.

В 1877-1879 Алеша Пешков успешно учился в Нижегородском слободском канавинском начальном училище. В августе 1879 от чахотки скончалась его мать. Дед к тому времени совсем разорился и отправил 11-летнего внука «в люди».

«В людях» Алексей Пешков сменил множество занятий: работал «мальчиком» в обувном магазине, посудником на пароходе, находился в услужении, ловил птиц, был продавцом в иконной лавке, учеником в иконописной мастерской, статистом в театре на Нижегородской ярмарке, десятником на ремонте ярмарочных зданий и др. Во время работы на пароходе «Добрый» начальником Алексея Пешкова был повар – отставной гвардейский унтер-офицер Михаил Смурый, который заметил любознательность мальчика и пробудил в нем любовь к чтению. Книги во многом спасали Алексея Пешкова от злого, несправедливого мира, помогли многое понять. Несмотря на ранние лишения и страдания, он сумел сохранить жизнелюбие. Впоследствии М. Горький писал: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».

Читайте также:  Анализ сказки "богатырь" салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл, суть и главная мысль

В 1884 Алексей Пешков поехал поступать в Казанский университет. Вернулся он в Нижний Новгород в 1889 и с перерывами прожил здесь до 1904. В 1913-1914 М. Горький написал автобиографическую повесть «Детство».

В Нижнем Новгороде существует Музей детства А. М. Горького «Домик Каширина». В этом доме Алеша Пешков начал жить с конца августа 1871, после приезда с матерью из Астрахани.

Весной 1872 дед Горького разделил имущество между сыновьями, и дом остался его сыну Якову. Сам же Василий Васильевич с женой Акулиной Ивановной и внуком Алешей переехал жить в другой дом. В Музее детства А. М.

Горького воспроизведена подлинная обстановка дома семьи Кашириных.

Источник: http://putdor.ru/famous/detstvo-pisatelya-maksima-gorkogo.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

1)       История создания повести М. Горького «Детство».

В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трило­гии — «Детство», в которой изобразил веху в становлении лично­сти маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии.

Через три года автором была написана вто­рая часть трилогии — «В людях», в ней описывается тяжёлая тру­довая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии — «Мои университета».

2)   Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горь­кий создаёт повесть «Детство», повествование о жизни малень­кого мальчика Алёши.

Рассказ в повести ведётся от первого ли­ца, от имени главного участника событий. Это даёт возмож­ность писателю показать изображаемые события более досто­верно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа.

Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце мо­ему, самом понятном и дорогом человеке — это её бескорыст­ная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». В тексте повести герой признаётся в своей не­любви к деду.

Важно

Задача писателя — не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиогра­фической повести. Цель М.

Горького — не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил — до и по сей день живёт — простой русский че­ловек». События детства переданы писателем максимально под­робно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера.

Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыно­симо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Горьков- ское произведение «Детство» небольшое по объёму, имеет гра­ницы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все вто­ростепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писа­тель одновременно наделяет главного героя своими пережива­ниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «..да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

– Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем авто­биографическая повесть отличается от автобиографии писа­теля? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.)

–         Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть Л.Н. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

–         Что такое внутренний монолог? (размышления главного ге­роя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» – Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3) Характеристика героев повести.

–         Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

–         Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от от­ношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Ат­мосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоот­ношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

–         Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

–         Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имуще­ство деда.)

–         Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

–         К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сиро- те-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григорию Ива­новичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в об­разе главного героя вывел автобиографический персонаж — Алё­шу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются

писателем через восприятие маленького мальчика.

–         С кем главный герой — Алёшка — едет на пароходе? (с бабуш­кой и матерью)

–         Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

–         Как мать ведёт себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

–         Какое первое впечатление произвёл дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

–         Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в ко­тором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось не­приятным)

–         Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы.)

–         Как ведёт себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжа­ет кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

–         Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливо­стью)

–         Как ведёт себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

–         Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необыч­ность, непохожесть на других людей)

–         В какой главе звучит уже голос не маленького человека, а серьёзного писателя, переосмысливающего многие явления жизни? (в 12 главе, когда писатель говорит о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни»)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную проти­воположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на ли­це бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «све­тилась изнутри… неугасимым, весёлым и тёплым светом».

Ха­рактер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жиз­ни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть.

Бабушка не умела долго хранить оби­ду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она ни­когда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Ко­гда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила по­смеиваясь, отчуждённо, как-то издали, точно соседка, а не вто­рая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к лю­дям — основные качества характера бабушки, поэтому она пе­реживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка.

Трудно­сти, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Вашошку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено…

Совет

да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден поби­раться.

Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «гляде­ла на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запе­чатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духов­но обогащая трудную жизнь людей.

–         Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка — примиряю­щее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природ­ным материнским умом.)

–         Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.) Образ деда.

–         Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? По­чему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то

же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не

задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.) – Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжёлое дет­ство, трудная окружающая жизнь)

4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают рас­крыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/6075-analiz-povesti-m-gorkogo-detstvo

Автобиографическая повесть М.Горького «Детство». К 100-летию со дня публикации произведения

Автобиографическая повесть М.Горького «Детство».

К 100-летию со дня публикации произведения

Черкасова Т.В.

 ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

Богатая на события жизнь М. Горького нашла отражение в автобиографической трилогии «Детство» (1913), «В людях» (1916), «Мои университеты» (1920).

Впервые повесть «Детство» была напечатана в газете «Русское слово», №196, от 25 августа 1913 года. Основываясь на собственных фактах биографии, Горький изобразил процесс духовного становления маленького человека.

Живость и достоверность изображаемого в повести достигается тем, что картины, герои, события несут на себе печать детского восприятия. Рассказ в повести ведется от первого лица, от имени главного участника событий – мальчика Алеши. Он вспоминает свое детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, бабушку.

Бабушка была для Горького самым близким самым понятным и самым дорогим человеком. Он писал: «Ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Под впечатлением воспоминаний о бабушке в маленьком герое повести пробуждается гуманное желание «быть добрым, нужным для людей». В процессе работы над повестью «Детство» у М.

Горького была мысль озаглавить ее иначе – «Бабушка».

История формирования и роста человеческой личности показана в повести  на фоне русской действительности 70 – 80-х годов XIX века. М. Горький писал: «…и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил… простой русский человек». Вместе с тем повесть проникнута мыслью о духовной силе народа, о «добром – человечьем», которое заложено в нем.

Повесть М.Горького включалась во все собрания его сочинений и имела большое воспитательное значение для советской молодежи. Именно это М. Горький высоко ценил.

Так, например, в 1925 году в письме к А.С. Макаренко он писал: «Мне хотелось бы, чтобы осенними вечерами колонисты прочитали мое «Детство», из него они увидят, что я совсем такой же человечек, каковы они, только с юности умел быть настойчивым в моем желании учиться и не боялся никакого труда. Веровал, что действительно: «учение и труд все перетрут».

Обратите внимание

Уже раннее творчество М. Горького поражает необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью суждений. Уже тогда в нем угадывался огромный талант художника восходящего класса – пролетариата.

Источник: https://medconfer.com/node/3040

Презентация на тему: М.Горький «Детство»

Описание слайда:

М.Горький «Детство»

Описание слайда:

1868 – 1936гг.

Описание слайда:

БИОГРАФИЯ ГОРЬКОГО. Максим Горький – псевдоним писателя Алексея Максимовича Пешкова. М. Горький прожил большую, интересную и очень трудную жизнь. « Родился в 1868 г. …в Нижнем, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина. Отец умер в Астрахани, когда ему было пять лет; мать в Кубани – слободе.

По смерти матери дедушка отдал М.Горького в магазин обуви; в ту пору имел он 9 лет от роду и был дедом обучен грамоте по псалтыри и часослову. Из «мальчиков» сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовнику.

Читайте также:  Семплеяров в романе "мастер и маргарита": характеристика, образ аркадия аполлоновича

В сих занятиях прожил до пятнадцати лет, всё время занимаясь усердно чтением…После 15 лет возымел он свирепое желание учиться, с какою целью поехал в Казань, предполагая, что науки желающим даром преподаются. В 1913 году он пишет первую часть своей автобиографии – «Детство».

В 1916 – продолжает ее, описывая свою тяжелую трудную жизнь, – «В людях», а в 1922 году заканчивает описание своей жизни повестью «Мои университеты».

Описание слайда:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. В трилогии Горький пишет о 70-80 годах 19-го столетия, о времени детства и юности Алёши Пешкова. Писатель обращается к истокам русской народной жизни, к истокам исторических революционных потрясений.

Это произведение было как бы фрагментом жизненного опыта – автобиографическая трилогия. Время, когда написано «Детство» было для автора серединой жизни и писательского пути, порой обретения творческой зрелости.

«Детство» было написано в 1912 – 1913 годах, впервые напечатано отдельными главами в газете «Русское слово» (печаталось с августа 1913года). В 1913 г. он пишет 1 часть своей автобиографии – «Детство».

В 1916г – продолжает её, описывая уже свою тяжёлую трудовую жизнь, – «В людях», а в 1922г заканчивает описание своей жизни повестью «Мои университеты».Трилогия – это три самостоятельных произведения, объединенных в одно целое идеей, сюжетом, главными героями.

Описание слайда:

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Лирическому герою «Детства» свойственно восприятие жизни, людей, природы в цвете и в красках. Свои первые живописные впечатления Алёша Пешков получает в красильне деда.

Важно

Кипящие растворы радужных красок, пёстрые ткани: разноцветные, «как риза попа», передники красильщиков, цветные капли; ловкость, с которой взрослые изменяют цвета материи – все это неизгладимо запоминается мальчику. Жизнь деда социально бедна и запутана. Перед нами – многоликий дед, эпизоды жизни его мелькают, как кадры киноленты.

Вот дед – бурлак, а вот он богач, владелец четырёх домов, грешный дед – деспотичный хозяин, тиран домашних. Но вот вдруг – умный русский мужик, наконец – ссохшийся, сморщенный, почти безумный старик.Сравним два ярких детских впечатления. Первое – приезд матери в дом деда.

Мать сразу встала в цент жизни Алёши – самая высокая, самая сильная. В сравнении с ней всё было маленькое, жалостное и старое. И вдруг воспоминание – возвращение матери в дом вместе с отчимом. Мать точно подменили, она совсем не та, не прежняя, одета некрасиво. А последнее впечатление – мать перед смертью.

В «Детстве» именно так попеременно вырастают и занимают весь кругозор рассказчика мать, отец, Цыганок, дед. Но есть рядом с ним человек, остающийся неизменно «больше», «крупнее» всех, – это бабушка, которой принадлежит особая роль в жизни Алёши.

Замечательные страницы в последней главе посвящены изображению уличной вольницы, мальчишеской нищей бродячей артели. Жизненная стойкость бабушки, бесстрашие Цыганка, сознательность и совестливость Хорошего дела, вольная дружба на улице – всё переходит в характер горьковского героя, образуя новую человеческую личность.

Описание слайда:

«…Второй оттиск в памяти моей – дождливый день, пустынный угол кладбища; я стою на скользком бугре липкой земле и смотрю в яму, куда опускают гроб отца; на дне ямы много воды и есть лягушки, – две уже взобрались на желтую крышку гроба.У могилы – я, бабушка, мокрый будочник и двое сердитых мужиков с лопатами. Всех осыпает тёплый дождь мелкий, как бисер.- Зарывай, – сказал будочник, отходя прочь. Бабушка заплакала, спрятав лицо в конец головного платка…»

Описание слайда:

… «Над водою – серый, мокрый туман: далеко где-то является темная земля и снова и снова исчезает в тумане и воде. Все вокруг трясётся. Только мать, закинув руки за голову, стоит, прислонясь к стене, твёрдо и неподвижно. Лицо у нее темное, железное и слепое, глаза крепко закрыты, она всё время молчит и вся какая-то другая, новая, даже платье на ней незнакомо мне.»…

Описание слайда:

… « Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками.-Папаша! – густо и громко крикнула мать и опрокинулась на него, а он, хватая её за голову, быстро гладя щёки ее маленькими красными руками, кричал, взвизгивая:- Что-о, дура? Ага-а! То-то вот… Эх вы-и…»…

Описание слайда:

… « Вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь.

Заплакали дети; отчаянно закричала беременная тётка Наталья; моя мать потащила ее куда-то, взяв в охапку; весёлая, рябая нянька Евгенья выгоняла из кухни детей; падали стулья; молодой широкоплечий подмастерье Цыганок сел верхом на спину дяди Михаила, а мастер Григорий Иванович, плешивый, бородатый человек в тёмных очках, спокойно связывал руки дяди полотенцем.Вытянув шею, дядя терся редкой черной бородою по полу и хрипел страшно, а дедушка, бегая вокруг стола, жалобно вскрикивал:- Братья, а! Родная кровь! Эх вы-и…»…

Описание слайда:

… «Саша встал, расстегнул штаны, спустил их до колен и, поддерживая руками, согнувшись, спотыкаясь, пошёл к скамье. Смотреть, как он идет, было нехорошо, у меня тоже дрожали ноги.

Но стало ещё хуже, когда он покорно лёг на скамью вниз лицом, а Ванька, привязав его к скамье под мышки и за шею широким полотенцем, наклонился над ним и схватил черными руками ноги его у щиколоток.-Лексей, – позвал дед, – иди ближе!.. Ну, кому говорю?..

Вот гляди, как секут… Раз!..Невысоко взмахивая рукою, он хлопнул прутом по голому телу. Саша взвизгнул.»…

Описание слайда:

… «Дядя весь вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился, и, подскочив, пошёл вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами.»…

Описание слайда:

… «Ветер стал тише, где-то светит солнце, весь двор словно стеклянной пылью посыпан, на улице взвизгивают полозья саней, голубой дым вьётся из труб дома, лёгкие тени скользят по снегу, тоже что-то рассказывая.Длинный, костлявый Григорий, бородатый, без шапки, с большими ушами, точно добрый колдун, мешает кипящую краску и всё учит меня:»…

Описание слайда:

… «На двор выбежал Шарап, вскидываясь на дыбы, подбрасывая деда; огонь ударил в его большие глаза, они красно сверкнули; лошадь захрипела, упёрлась передними ногами; дедушка выпустил повод из рук и отпрыгнул, крикнув:Мать, держи!Она бросилась под ноги взвившегося коня, встал перед ним крестом; конь жалобно заржал, потянулся к ней, косясь на пламя.»…

Описание слайда:

… «Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлёпнул ею по ладони и бодро позвал меня:- Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз! Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?»…

Описание слайда:

… « В горестном возбуждении доходя до слезливого воя, совался в угол, к образам, бил с размаху в сухую, гладкую грудь:- Господи, или я грешнее других? За что-о?»…

Описание слайда:

… «Другим и , может быть, ещё более тяжёлым впечатлением улицы был мастер Григорий Иванович. Он совсем ослеп и ходил по миру, высокий, благообразный, немой. Его водила под руку маленькая серая старушка; останавливаясь под окнами, она писклявым голосом тянула, всегда глядя куда-то в бок:- Подайте, Христа ради, слепому, убогому…»…

Описание слайда:

… « Мы быстро вытянули маленького, он тоже был испуган: с пальцев правой руки его капала кровь, щека тоже сильно ссажена, был он по пояс мокрый, бледен до синевы, он улыбался, вздрагивая, широко раскрыв глаза, улыбался и тянул:- Ка-ак я па-ада-ал…»…

Описание слайда:

… « Она стояла среди комнаты, наклонясь надо мною, сбрасывая с меня одежду, повертывая меня, точно мяч; её большое тело было окутано тёплым и мягким красным платьем, широким, как мужицкий чапан, его застёгивали большие чёрные пуговицы от плеча и – наискось – до подола. Никогда я не видел такого платья.»…

Описание слайда:

… « Я слышал, как он ударил её, бросился в комнату и увидал, что мать, упав на колени, опёрлась спиною и локтями о стул, выгнув грудь, закинув голову, хрипя и страшно блестя глазами, а он, чисто одетый, в новом мундире, бьёт её в грудь длинной своей ногою.»…

Описание слайда:

… «В полдень дед, высунув голову из окна, кричал:- Обедать!Он сам кормил ребёнка, держа его на коленях у себя, – пожуёт картофеля, хлеба и кривым пальцем сунет в ротик Коли, пачкая его тонкие губы и остренький подбородок.»…

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/mgorkijj-detstvo.html

Автобиографическая трилогия М. Горького

В годы реакции Горький начал писать Автобиографическую трилогию. Первая часть — Повесть «Детство» — появилась в 1913—1914 годах.

Вторая часть—«В людях» — была напечатана в 1916 году, и третья — «Мои университеты» — уже после революции, в 1923 году.

Автобиографическая трилогия Горького — одно из лучших, интереснейших произведений писателя. Первая часть ее посвящена описанию жизни Алеши Пешкова в семье деда до того времени, когда мальчика отдали в услужение в магазин обуви. Вторая часть рассказывает о жизни героя трилогии «в людях» — с 1878 по 1884 год. Третья часть посвящена казанскому периоду — с 1884 по 1888 год.

Автобиографический жанр в русской литературе XIX века был представлен такими выдающимися произведениями, как «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Былое и думы» Герцена, «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» Аксакова, «Очерки бурсы» Помяловского, «Пошехонская старина» Салтыкова-Щедрина. Творческий опыт классиков русской литературы был унаследован Горьким.

Совет

Трилогия Горького представляет огромную ценность для изучения его жизненного пути, для понимания процесса его духовного становления. Горький рассказывает о детских годах своих в семье Кашириных, о всех унижениях и горестях, которые довелось ему испытать, о тяжкой и безрадостной жизни «в людях», о своих мытарствах и напряженных идейных исканиях.

Но в трилогии Горького изображены не только темные и жестокие нравы. Писатель воспел замечательную нравственную силу русского народа, его страстное стремление к справедливости, его душевную красоту и стойкость.

В Повести «Детство» он писал: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

Перед читателем проходит галерея простых и хороших русских людей.

Среди них: приемыш в доме Кашириных — Цыганок, отважный, веселый человек с большим и добрым сердцем; мастер Григорий с его душевной теплотой и влюбленностью в свое дело; человек, которому дали странное прозвище «Хорошее дело»; пароходный повар Смурый, приохотивший Алешу к чтению; Ромась и Деренков, сблизившие его о революционной интеллигенцией, и многие другие.

Особая роль отведена в трилогии Акулине Ивановне Кашириной — бабушке Горького. Первоначально Повесть «Детство» Горький, даже был намерен назвать «Бабушка». Акулина Ивановна — человек большого ума, яркого художественного дарования и чуткой сердечной отзывчивости.

Главный герой книги — Алеша Пешков. Горький с исключительной глубиной раскрывает процесс его нравственного возмужания, нарастание в нем решительного протеста против пошлой, бессмысленной и жестокой жизни мещанства, жажду иной жизни, разумной, прекрасной и справедливой.

Протест против диких нравов окружающей среды постепенно перерастает у героя трилогии в осознанную борьбу против устоев самодержавной власти, против эксплуататорского строя в целом.

Впечатления суровой действительности, книги, революционеры, «музыка трудовой жизни», воспетая писателем в Повести «Мои университеты», вплотную подводят Алешу Пешкова к революционным выводам.

Трилогия в этом смысле становится повествованием о талантливом русском человеке из народных низов, который побеждает все препятствия на своем пути к высотам культуры, приобщаясь к революционной борьбе за социализм.

Обратите внимание

Таким образом, Горький и в предреволюционное десятилетие энергично и страстно боролся за победу революции, утверждая традиции и идеи передовой литературы.

Скачать критическую статью «Автобиографическая трилогия М. Горького»

Горький

Источник: http://www.testsoch.info/avtobiograficheskaya-trilogiya-m-gorkogo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector