Лирическое отступление “о дороге” из поэмы “мертвые души”, глава xi (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

Лирическое отступление: типы, роль в литературе

Часто, читая произведения, можно столкнуться с особой манерой повествования: авторы как будто отвлекаются от основного сюжета, действия, выставляя напоказ свои личные размышления, переживания, воспоминания или непосредственно обращаются к самому читателю.

Такой литературный прием называется лирическое отступление.

Если давать этому понятию точное значение, то оно будет звучать так: лирическое отступление – это композиционно-стилистический элемент произведения, представляющий собой рассуждения, мысли либо выражение чувств писателя, в которых отражается его непосредственное (или косвенное) отношение к самому сюжету.

Типы лирических отступлений

Лирическое отступление принято делить на несколько групп:

  1. Авторское.
  2. Критико-публицистическое.
  3. Отступления на житейские темы.
  4. Образ лирического.
  5. Отступления на гражданские темы.
  6. Смешанное.

Авторское отступление, как правило, содержит в себе непосредственное выражение мыслей автора на происходящее. Для него характерен резкий обрыв повествования, неожиданный переход на комментарии писателя по поводу совершенных персонажами поступков, или же его отношения к происходящим событиям в обществе того времени, описания эпохи, когда происходят действия.

Включая в свои произведения такой прием, автор демонстрирует свободу и неподчинения правилам последовательного изложения, замедляет все происходящие действия, устанавливает свой темп. Применение подобного литературного приема характерно больше для лирико-романтических поэм.

Яркие примеры можно найти в поэмах Байрона, Баратынского и Лермонтова.

Поэма Пушкина «Евгений Онегин» практически полностью построена на чередовании авторских отступлений, например, в первой главе мы читаем о воспоминаниях первой любви, которая приходит еще в юности, автор иронически рассуждает о «ножках»; в главе 7 представлен собирательный образ столичной «красавицы». Глава 8 берет своё начало с биографических замечаний автора, тем же и заканчивается. А в «Отрывках из путешествий Онегина» Александр Сергеевич рассуждает о переосмыслении романтических ценностей, об их изменчивой и непостоянной натуре.

Обратите внимание

Критико-публицистические отступления представляют собой некий монолог в адрес читателя о стилях и жанрах в литературе. В процессе самого написания произведения автор делает свои замечания, делится соображениями с нами по поводу того, как лучше его писать. Смыслом этого отступления становится поиск нового стиля, манеры изложения событий.

Если буквально воспринять утверждение самого А.С. Пушкина о том, что «роман требует болтовни», то следующий тип лирического отступления – разговоры на житейские темы — как раз отражает смысл сказанного.

В подобных отступлениях в центре внимания рассуждения о семье, любви, детях, браке, дружбе, верности, образовании, моде, нравах и т.п. Нередко автор высказывается на подобные темы через монологи своих героев.

Образ лирического включает в себя отступления, раскрывающие внутренний мир героев, их настроения, также это могут быть и пейзажные зарисовки.

Отступления на гражданскую тему посвящены описываемым историческим событиям, взаимоотношениям в обществе, общественным течениям и т.д.

Смешанный тип лирического отступления вмещает в себя своего рода смесь из вышеперечисленных типов, или же какие-то факты из биографии автора.

Лирические отступление является неотъемлемой и важной частью произведения.

Через них автор приоткрывает незримый, тонкий мир своих душевных переживаний, чувств, мыслей, отношения к людям, любви, родине, нравственным ценностям, доброте.

Дает возможность проникнуться в глубину произведения, понять его идею, замысел и, возможно, взглянуть по-новому на какие-то жизненные ситуации. Вот в чем заключается роль лирических отступлений.

Лирическое отступление в литературе

Лирическое отступление в литературе достаточно широко распространено, как в классической, так и в современной. Их ценность нисколько не меньше, чем основная часть произведения.

Лирические отступления произведений русских авторов многочисленны, образцами могут служить роман Толстого «Война и мир», Шолохова «Тихий Дон», поэма Ахматовой «Поэма без героя», поэма Вознесенского «Треугольная груша», поэма Гоголя «Мертвые души» и другие.

Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Лирические отступления в «Мертвых душах» являются неотъемлемой частью всего произведения, монологи автора занимают львиную долю всего содержания. Благодаря чему мы чувствует присутствие автора на каждой странице.

Читая поэму, по ходу происходящих событий мы с нетерпением ждем колких, точных замечаний автора, его личного мнения, оценки поступков. Сам автор становится необходимым проводником, безмолвным собеседником.

Лирические отступления поначалу касаются лишь самих героев, но по мере развития событий тем становится больше.

Важно

Рассказывая о Манилове и Коробочке, автор прекращает своё повествование, отходит на второй план, давая нам самостоятельно прочувствовать созданную атмосферу той жизни.

Отступление в момент рассказа о Коробочке, предстает перед читателем сравнением с «сестрой из общества аристократов», которая схожа с помещицей-хозяйкой, невзирая на смену своего облика.

Примером лирического отступлением в поэме несколько иного характера, отнюдь не относящегося к персонажам, встречается в заключение главы 5, где автор рассуждает о целом русском народе, о его могуществе, силе.

Может показаться, что совершенно нет связи между этим лирическим отступлением и основными событиями произведения, однако именно они и несут в себе смысловую нагрузку поэмы: настоящая Россия – это всем не ноздрёвы, коробочки и собакевичи, а целый народ, могучий и неодолимый.


Лирический образ хорошо раскрыт в начале главы 6, в которой Гоголь ностальгически высказывается о юности, о своем восприятии жизни в молодые годы.

Неодобрение автора и даже его презрение к низким желаниям, чувствам и стремлениям Плюшкина ощущается в обобщающей фразе: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!».

Мнение автора об искусстве, к людям из верхов общества, о самом обществе, которое неминуемое делится на две нравственно противоположные категории, представлено в главе 7. Здесь же и развернутая тема России, где с одной стороны “бедно, разбросано и неприютно”, а с другой — «только здесь и могут рождаться богатыри». Воспета авторам и природа, говоря о дороге и несущейся тройке лошадей, перед нами, как перед путешественниками, предстают осенние картины, широкие просторы.

Таким образом, все лирические отступления в «Мертвых душах» наполнены патриотизмом, переживаниями автора о русском народе, его судьбе, нравственных ценностях и моральном воспитании. А самый важный вопрос: “Русь, куда ж несешься ты?” – автор оставляет для нас, читателей, чтобы задуматься и самому решить, каков же будет ответ.

Источник: https://liricon.ru/liricheskoe-otstuplenie-tipy-rol.html

Мертвые души

Начиная с третьей главы смех Гоголя, его ирония совмещается с лирическим вдохновением. Комическое переходит в трагикомическое, возникает жанр поэмы, который проявляется прежде всего в лирических отступлениях. Смех автора сопровождается печалью, тоской по идеалу, с надеждой на возрождение каждого героя и Руси в целом.

Авторский идеал сражается на протяжении всей поэмы с низкой действительностью. Создание «Мертвых душ» Гоголь воспринимал как дело своей жизни, как свое предназначение: «Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..

И ещё, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжёлое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством.

Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..» Он считал своим долгом помочь России, содействовать ее нравственному перерождению через литературу. Гоголь предстает нам человеком искренне любящим свою родину, истинным патриотом, видящим ее пороки и недостатки, но надеющимся их исправить. Его любовь к России безгранична, как мир, он предрекает стране великое будущее, считает, что она должна идти своим собственным, ранее никому неведомым путем, что Россия – страна, в которой, благодаря сильнейшей вере народа и его неутомимой, безграничной силе, настанет однажды счастливое время, когда все пороки будут наконец искоренены.

Лирические отступления (по главам)

Глава I:

  • О толстых и тонких. В этом лирическом отступлении Гоголь никому не отдает предпочтения. Он показывает отсутствие содержание и в тех и в других.
  • Глава III:

  • Лирическое отступление об умении русского человека обращаться с людьми разных чинов.

    В этом лирическом отступлении Гоголь говорит о том, что русский человек, как никто другой, умеет, используя разные «тонкости в обращении», по-разному говорить с людьми разного положения и статуса.

  • Лирическое отступление о близости Коробочки к светской аристократке. Гоголь считает, что женщина-аристократка мало чем отличается от Коробочки, т.к.

    Читайте также:  Наташа в романе "мастер и маргарита": характеристика, образ, описание

    живет в праздности, не занимается хозяйством.

  • Глава V:

  • Отступление о романтических явлениях и возвышенных порывах души. Гоголь говорит о том, что среди «черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных» рядов жизни или среди «обноообразно-хладных и скучно-приятных сословий высших», человеку непременно встретится явление, которое пробудит в нем чувство, не похожее на те, что «суждено ему чувствовать всю жизни». И в нашей жизни, печальной и однообразной, обязательно появится «блистающая радость».
  • Лирическое отступление о метком русском слове. Гоголь выражает свою любовь к русскому слову, к его меткости и силе. Он говорит о том, что «бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влпеливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, – одной чертой обрисован ты с ног до головы!». Гоголь искренне любит русское слово и восхищается им – «но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
  • Глава VI:

  • Лирическое отступление о свежести восприятия души в юности и охлаждения ее в старости. Гоголь говорит, что в юности все было ему интересно, «любопытного много открывал … детский любопытный взгляд.

    Всякое строение, все, что носило только на себе напечатленье какой-нибудь заметной особенности», – все его поражало. С возрастом же он стал равнодушен ко всему новому, «ко всякой незнакомой деревне» и к ее «пошлой наружности».

  • Обращение к читателю о необходимости беречь свои юношеские пылкие, яркие чувства, не растерять их – «нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости.

    Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!»
    Эти лирические отступления непосредственно связаны с сюжетом, с Плюшкиным и его историей.

    Помещик был счастлив в молодости, и душа у него была живая, но с возрастом исчезло и счастье и душа усохла и пропала.

  • Глава VII:

  • Очень важное в идейном плане лирическое отступление о двух типах писателей. Гоголь в нем фактически рассуждает о своем месте, месте писателя-сатирика, в русской литературе.

  • Первый тип писателя – романтики, им рукоплещет толпа, т.к они описывают достоинства человека, его хорошие качества, красивые характеры; второй тип писателя – реалисты, которые описывают все как есть, «тину мелочей, повседневные характеры».

    «Современный суд назовет их ничтожными и низкими», за ними не признается таланта, горька их судьба, одиноки они на жизненном поприще. Не признает критика, что «равно чудны стекла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых».

  • Гоголь же утверждает равновеликость тех и других писателей, потому что «высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривлянием балаганного скомороха!»
  • Глава X

  • Об ошибках каждого поколения. «Какие искривленные дороги выбирают поколения!» Новые поколения исправляют ошибки старого, смеются над ними, а потом допускают новые.
  • Глава XI:

  • О связи Гоголя с Русью:
  • Русь не привлекает разнообразием природы и творениями искусства. Но Гоголь чувствует неразрывную связь со своей страной. Гоголь понимает, что Русь ждет от него помощи, чувствует ответственность. «Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И ещё, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжёлое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством» Русь способна вызывать вдохновение. Именно России Гоголь предрекает великое будущее.

  • О дороге.
  • Трепетное отношение к России, к дороге, к самому движению. Дорога для Гоголя – источник вдохновения.

  • О быстрой езде.
  • Это отступление характеризует Чичикова как по-настоящему русского, и обобщает характер любого русского человека. Гоголь тоже любит русскую езду.

  • О Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче (об истинном и ложном патриотизме).
  • Это отступление имеет литературный характер (как и о двух типах писателей). Гоголь пишет, что задача настоящего писателя, истинного патриота – сказать святую правду, «заглянуть поглубже в душу героя. Выставить наружу все пороки». Замалчивать пороки, прикрываясь патриотическим чувством, – это ложный патриотизм. Не забвение, не почивание на лаврах требуется от истинного гражданина, а действие. Важно уметь находить пороки в себе, в своем государстве, а не видеть их только в других.

  • О птице – тройке.
  • Поэтичное, пронизанное любовью Гоголя к России и верой в ее светлое будущее лирическое отступление. Автор рисует сказочный образ коней, их полета, наделяет их чудесной, фантастической, неподвластной рассудку силой. В нем можно увидеть намек на христианский путь развития России: «Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!..». «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа» – однако Гоголь не видит конечной точки пути России, но верит, что другие государства дадут ей дорогу.

    Источник: https://lermontov.sch1262.ru/md/avt.html

    Лирические отступления в поэме Гоголя “Мертвые души”

         Есть 
    на страницах поэмы пейзажи, в которых «ничто не обольстит и не очарует взора». Таков пейзаж при изображении усадьбы Манилова – своеобразный пролог к раскрытию личности героя. Все в маниловской усадьбе удивительно невыразительно, скучно, однообразно, бесцветно – «ни то, ни се», как и сам владелец. Сатирический характер имеет и описание губернского города.

         Иную 
    функцию несет картина одичавшего сада в шестой главе, которая начинается воспоминаниями о невозвратно минувшей юности. Светло-задумчивая, она в 
    конце омрачается печалью о том, что вместе с юностью и свежестью 
    утрачена человеком способность 
    испытывать радость жизни.

         Лирическая 
    тема прерывается тягостной картиной беспрерывного разорения деревни 
    Плюшкина, после чего описывается 
    заглохший сад, контрастно противопоставленный 
    изображению одичавшего человека.

    Совет

    Контраст помогает читателю ощутить никчемность, мелочность, гадость, до которых может дойти человек, но одновременно и увидеть, почувствовать гармоническое сочетание неиссякаемых сил жизни природы и созидательной деятельности человека, усилить в читателе стремление к красоте в природе, в жизни, в человеке. Радостное волнение автора передают яркие образные детали, напевный строй предложений.

         Описание 
    построено в определенной последовательности. Сначала взору читателя предстает 
    обширность сала; потом он видит 
    зеленые облака, неправильные, трепетные купола разросшихся древесных вершин и среди них «белый колоссальный ствол березы»; затем перед нами причудливые извивы хмеля, – «зеленые чащи, озаренные солнцем», между ними неосвещенные места.

    Глаз, переходя от света к мраку, чуть различает беседку, чапыжник и ярко вспыхивающий лист клена. Сад кончается несколькими высокорослыми осинами и общим впечатлением – «все было пустынно, хорошо».

    Распространенность предложений, передающих либо переживания автора, либо точные признаки людей, явлений, предметов, ритмические звенья фраз – все это усиливает плавный ритм текста, создает своеобразное ощущение какой-то песенной мелодии. Поражает разнообразие, необычность и выразительность глаголов, полных движения, динамики, экспрессии.

    Глаголы говорят о вечной жизни, движении, обновлении, и от картины сада снова, как и ранее от воспоминаний детства и юности, мы переходим в страшную обстановку вымороченной барской усадьбы.

         В описании сада, в его цветовой гамме, в лирическом контексте есть что-то от романтической поэзии, и это 
    усиливает трагическое ощущение мертвой и опустошенной человеческой души.

    И тут же рядом дается образ 
    другого сада как объяснение широко распространенного на Руси помещичьего 
    разгула и мотовства.

    Таковы характерные 
    явления русского помещичьего быта: хозяйственность, домовитость, чудовищная скаредность и губительный разгул.

    Обратите внимание

         Встречаются в произведении и такого рода виды: «И опять по обоим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях…городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой, рябые шлагбаумы, чинимые мосты, поля неоглядные… помещичьи рыдваны, солдат верхом на лошади… сосновые верхушки в тумане… вороны как мухи, и горизонт без конца». Как «глаз» кинообъектива схватывает отдельные детали, подробности, запечатлевает их в виде кадров на кинопленку, которая, стремительно развертываясь, создает огромную панораму, так и Гоголь беспорядочным и хаотическим нагромождением предметов передает пестроту и разнообразие жизни родной земли. В этой картине нет блеска и яркости красок. И в приведенном отрывке нет картинно-живописных эпитетов, впечатляющих сравнений. Но все описания глубоко психологично – все передано через призму личных авторских эмоций, общий характер которых грустный, болезненно щемящий сердце.

    Читайте также:  Мораль басни "добрая лисица" крылова (анализ, суть, смысл)

         Есть 
    в поэме приподнято-лирические дорожные зарисовки, задушевный разговор с читателем, разговор, тесно связанный со всем ходом мыслей. Таково одно из самых 
    поэтических мест книги, говорящее 
    о дороге, и вместе с тем, о великом пути, предстоящем Родине, России.

    В нем народно-разговорная речь, сдерживающая патетику, тесно переплетается с возвышенным строем речи, и это переплетение создает резкие перебои в повествовании. Постоянные переходы из одного строя в другой, слияние этих стихий языка и стиля в единый поэтический сплав, изменение ритма, возврат к широкому лирическому течению поражают невиданной музыкой речи.

    Читая небольшое по объему, но такое огромное по полноте и живости картин и по разнообразию содержания и смысла лирическое отступление о дороге, мы вместе с автором проникаемся обаянием и музыкой самого слова «дорога», поэзией дороги и дали вечереющих полей, и чувство восторга перед родной природой, внутреннего покоя и глубокой лирической взволнованности наполняет душу: «А ночь! Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей. Так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся». И рядом с патетическим взлетом – яркие, конкретные, впечатляющие детали, точно характеризующие и место, и время, и обстановку. Автор видит «церкви со старинными куполами и чернеющими строениями», «темные бревенчатые и белые каменные дома», «сияние месяца там и там», «поля и степи», верстовые столбы с цифрами, что «летят в очи», занимающееся утро, в «побелевшем холодном небосклоне» золотую, бледную полосу, телегу, опускающуюся с кручи, плотину, «широкий ясный пруд», «избы, рассыпавшиеся на косогоре». Он слышит «Не белы снеги», сап лошадей, шум колес, болтовня мужиков. Проникновенно переданы Гоголем и ощущения человека, мчащегося на тройке.

         По 
    характеру и по своим структурным 
    особенностям отрывок напоминает описание украинской ночи, которым начинается вторая глава повести «Майская ночь, или Утопленница». В нем так 
    же созерцание сливается с переживаниями, но значительно больше конкретных деталей, наполняющих пейзаж, создающих его символику.

         Образ дороги один из самых волнующих и 
    содержательных образов поэмы. Для 
    Чичикова дорога – это просто дорога, по которой едет запряженная в 
    тройку его бричка.

    Для автора поэмы 
    дорога – это жизненный путь, который проходит он, погружаясь в 
    потрясающую тину мелочей, опутывающих 
    человеческую жизнь, встречая вереницу скучных человеческих характеров. Дорога – это и символ человеческой жизни вообще, ее нравственного смысла, общественного значения.

    Дорога – это и великий всемирно-исторического значения путь, по которому идет его Родина.
    Россия в дороге
    – так проявляется в гоголевском мироощущении наиболее характерная его особенность.

    Важно

         В последней главе, посвященной обстоятельному рассказу о том, как сложился характер Чичикова, писатель снова погружает 
    нас в мир пошлости и зла.

    Он точно формулирует господствующие в современном ему мире морально-этические 
    принципы: «больше всего береги и 
    копи копейку», «водись с теми, кто 
    побогаче», «угождай начальству», всеми 
    правдами и неправдами наживай капитал.

    Недаром самое значимое, самое 
    весомое в этом мире слово, которое 
    произносится с особо уважительной интонацией, – приобрел.

         Писатель 
    сказал язвительные слова и о 
    системе воспитания юношества, при 
    которой способности и дарования 
    считаются вздором, открыто выражается презрение к человеку, его достоинству. С помощью порки и других унизительных наказаний вбиваются в умы юных питомцев правила «благонадежного» поведения.

    Дух торгашества и наживы, угодничества и раболепия, которыми пронизана была вся жизнь дворянской крепостнической монархии, проникая в учебные заведения, осквернял и опустошал молодые души, уничтожал чистое и поэтическое, что так дорого в детские и юношеские годы.

    Обозначил Гоголь пунктиром «мерзкие рожи» чиновников палаты, повытчика, членов комиссии «построения какого-то казенного капитального строения», таможенных чиновников, чиновников новой формации, вежливых «гонителей» взяточничества.

    И после того как писатель еще раз вверг нас в мир низменных побуждений, бесчестных поступков, он волной нового лирического одушевления вселяет в читателя непоколебимую уверенность в светлом будущем своей земли и своего народа. Это последнее отступление, подводящее итог всему лирическому плану произведения.

    Гоголь возвращается к положительным началам русского характера.

    Он говорит об одаренности ярославского мужика, топором да долотом смастерившего дорожную кибитку, о птице-тройке, зародившейся у бойкого народа «в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета», о смелости, удали, широте простого русского человека, у которого «борода, да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! И вот она понеслась!… и вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». В конце поэмы появляется грандиозный по своему значению и выразительности образ несущейся Руси – птицы-тройки. Гоголь подчеркивает историческую обреченность мира помещиков и чиновников, опоэтизировав безграничные творческие возможности русского народа, которому предстоит великое будущее.

    Совет

         Из 
    анализа лирических отступлений 
    в поэме нетрудно убедиться в 
    том, что выявление положительных 
    начал, «плодовитого зерна русской 
    жизни» идет  все время по нарастающей 
    линии и на последних страницах достигает огромного напряжения, что отчетливо прослеживается и на частностях.

    Так же, как образ дороги наполняется все более емким содержанием, так происходит и расширение внутренней значимости образа тройки. На протяжении всей поэмы тройка фигурирует как тройка Чичикова, указываются даже клички впряженных в нее лошадей. Чичиковская тройка стала в книге действующим лицом в достаточной степени выразительным.

    В конце поэмы перед нами опять тройка Чичикова, и Селифан, приободрившись, шлепает Чубарого по спине, после чего тот пускается рысцой. Именно с образом этой тройки, тройки Чичикова, явления бытового, появляются бытовая, разговорная интонация и фразеология.

    Но вот движение тройки постепенно ускоряется, и по мере этого ускорения она как бы меняет свой облик – точнее, образ тройки изменяется в своем внутреннем значении. Исчезает чичиковская тройка, а вместо нее появляется русская тройка. Появляются и совсем иные слова, иная интонация.

    Возникает образ родной земли, что «разметнулась ровнем-гладнем на полсвета», и уже не «лошадки расшевелились», как говорилось о чичиковской тройке, а кони понеслись вихрем, отделились от земли и превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и вот тройка – это уже Русь в ее стремительном движении.

         В складе авторской речи появляется напевность, глубоко впечатляющие, эмоциональные 
    эпитеты, синонимы (закружиться, загуляться), сменяют одна другую метафоры, риторические обращения, восклицания, нагнетающие повторы центрального слова («сам летишь», «все летит», «летят версты», «летит с обеих сторон лес…», «летит вся дорога…», «летит мимо все, что ни на есть на земле» и т.п.).

         Все это выражает восторженно-патриотическое отношение автора к родине, к народу, «полному творящих способностей души», поэтизацию в нем всего высокого и дорогого для писателя.

         Стремясь 
    шире представить состояние мира, писатель включает в повествование 
    так называемые вставные рассказы: о капитане Копейкине, Кифе Мокиевиче 
    и Мокие Кифовиче. Почтмейстер 
    предполагает, что Чичиков не кто 
    иной, как капитан Копейкин.

    Обратите внимание

    В 
    десятую главу автор вводит внешне будто бы не связанную с похождениями Чичикова «Повесть о капитане Копейкине» – историю инвалида Отечественной 
    войны 1812 года. Отчаявшись в поисках 
    хлеба насущного, в бесчисленных столкновениях со столичной бюрократией, Копейкин становится атаманом шайки 
    разбойников.

    Факт этот воспринимается в ряду трагических нелепостей. Из таких нелепостей и складывается общественный уклад крепостнической России.

         Гоголю 
    пришлось долго воевать с цензурой, исключившей «Повесть» из текста поэмы. Однако писатель придавал ей ключевое значение. «Повесть» завершала творческую концепцию первого тома, сатира Гоголя затрагивала самые высшие слои русского общества.

         «Повесть» имеет несомненные внутренние контакты с размышлениями писателя о подлинном 
    и мнимом патриотизме. Заслуженные 
    патриоты родины не могут найти средств 
    для самого скромного существования. (Отсюда говорящая фамилия – Копейкин). Лишь потерявшие совесть занимаются ростовщичеством, подлогом, взяточничеством: копят капитал от копейки до миллионов.

         Горькая правда капитана Копейкина незримо 
    присутствует и в рассуждениях писателя о ленивых душой читателях, которые 
    не хотят знать истину. Они «накопляют себе капитальцы, устраивают судьбу свою за счет других».

    А когда прочтут 
    о своей ничтожной жизни, «выбегут со всех углов, как пауки, увидевшие, что запутались в паутину мухи, и подымут вдруг крики». «Философия» 
    Кифы Мокиевича тоже основана на стремлении сокрыть истину для сохранения личного 
    спокойствия.

    Развенчание этого 
    хитреца – завуалированный ответ 
    Гоголя мнимым радениям об отечестве: пусть у нас будут любые 
    безобразия, но говорить о них нельзя. 
      

         4. Заключение.

         В сюжете поэмы нет захватывающих 
    приключений и любовных сцен. Герой 
    поэмы спокойно и как-то буднично перемещается в пространстве и во времени, лишь изредка встречая на своем 
    пути осложнения (в лице бузотера Ноздрева).

         Но 
    афера Чичикова, решившего нажиться на ревизских душах умерших крестьян, позволяет проникнуть в противоречия общественного и государственного строя России.

    Важно

    В зависимости от характера его пластов автор 
    выступает как иронический бытописатель, психолог-исследователь, сатирик.

    И 
    всюду – как лицо, осмысливающее сложные социальные, духовные, эстетические проблемы своего времени и перспективы будущего.

         В седьмой главе первого тома «Мертвых душ» Гоголь причисляет себя к писателям, дерзнувшим «вызвать наружу все, что 
    ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, – всю страстную, потрясающую тину мелочей, опутавшую 
    нашу жизнь»:  «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать 
    ее сквозь видимый миру смех, и незримые, невесомые ему слезы!» вот основной принцип Гоголя-художника.

    Источник: https://stud24.ru/literature/liricheskie-otstupleniya-v-pojeme-gogolya/142777-419329-page2.html

    Образ дороги в поэме

    Образование 8 февраля 2016

    Когда великого русского писателя одолевали жизненные невзгоды и тягостные переживания, он хотел лишь одного – уехать, скрыться, сменить обстановку.

    Что он и делал каждый раз, когда намечался очередной крах творческих планов. Дорожные приключения и впечатления, которые получал Николай Гоголь во время поездок, помогали ему рассеяться, обрести внутреннюю гармонию и избавиться от хандры.

    Читайте также:  Понтий пилат и иешуа га-ноцри в романе "мастер и маргарита" булгакова: история отношений в цитатах

    Быть может, именно эти настроения отразил образ дороги в поэме «Мертвые души».

    Как ты хороша, далекая дорога!

    Это восторженное восклицание включает в себя известное философско-лирическое отступление в романе о приключениях авантюриста, скупщика мертвых душ. Автор обращается к дороге, как к живому существу: «Сколько раз я, погибающий, хватался за тебя, а ты каждый раз великодушно спасала меня!»

    Писатель имел обыкновение обдумывать свои будущие творения в дороге. Именно в пути, под стук копыт и звон колокольчиков, обретали свои очертания его персонажи. Во время езды он вдруг начинал слышать их речи, вглядываться в выражения их лиц.

    Он становился свидетелем поступков своих героев и постигал их внутренний мир.

    Изображая образ дороги в поэме «Мертвые души», автор отдает должное своей вдохновительнице, произнося следующие слова: «Сколько чудных замыслов в тебе родилось и поэтических грез!»

    Глава, написанная в дороге

    Но дабы дорожные картины и соответствующие настроения не покинули его и не выветрились из памяти, писатель мог прервать свое путешествие и засесть за написание целого фрагмента произведения. Так родилась первая глава поэмы «Мертвые души».

    В переписке с одним из приятелей писатель поведал, как однажды, путешествуя по итальянским городам, он случайно забрел в шумный трактир. И такое непреодолимое желание писать его охватило, что он сел за стол и создал целую главу романа.

    Неслучайно образ дороги в поэме «Мертвые души» является ключевым.

    Видео по теме

    Композиционный прием

    Так сложилось, что дорога стала излюбленным художественным образом в творчестве Гоголя. Герои его произведений непременно куда-то едут, а в пути с ними что-то происходит. Образ дороги в поэме «Мертвые души» – это композиционный прием, характерный для всего творчества русского писателя.

    В романе поездки и путешествия стали основными мотивами. Они являются композиционным стержнем. Образ дороги в «Мертвых душах» заявил о себе в полную мощь. Он многогранен и несет важную смысловую нагрузку. Дорога – это и жизненный путь главного героя, и непростой путь в истории России.

    Этот образ служит символом развития и всего человечества. А еще изображение дороги в рассматриваемом нами произведении – это судьба русского народа. Что ждет Россию? Какая дорога ей предназначена? Подобными вопросами задавались современники Гоголя.

    Ответы на них автор “Мертвых душ” попытался дать с помощью своего богатого образного языка.

    Дорога Чичикова

    Заглянув в словарь, можно обнаружить, что слово “дорога” является почти абсолютным синонимом слова «путь». Разница заключается лишь в тонких, еле уловимых оттенках. Путь имеет общее отвлеченное значение. Дорога – более конкретное.

    В описании Путешествий Чичикова автор использует предметное значение. Дорога в «Мертвых душах» – слово многозначное. Но в отношении деятельного персонажа она имеет конкретное значение, используемое для обозначения расстояния, которое он преодолевает и тем самым приближается все больше к своей цели.

    Совет

    Следует сказать, что Чичиков испытывал перед каждой поездкой приятные минуты. Подобные ощущения знакомы тем, чья обычная деятельность не связана с дорогами и переездами. Автор подчеркивает, что героя-авантюриста предстоящая поездка вдохновляет.

    Он видит, что дорога тяжелая и ухабистая, но он готов ее преодолеть, как и прочие препятствия на своем жизненном пути.

    Жизненные дороги

    Произведение содержит множество лирических и философских рассуждений. В этом заключается особенность художественного метода Гоголя.

    Тема дороги в «Мертвых душах» использована автором для передачи его мыслей о человеке как отдельной личности и о человечестве в целом.

    Рассуждая на философские темы, он использует различные прилагательные: узкая, глухая, искривленная, непроходимая, заносящая далеко в сторону. Все это о дороге, которую некогда выбирало человечество в поисках вечной истины.

    Дороги России

    В последней главе первого тома автор говорит о судьбе родины. Русь он сравнивает с бойкой тройкой, которую невозможно обогнать. Под ней дымится дорога и гремят мосты, и, косясь, сторонятся и дают ей путь другие народы…

    Дороги в поэме «Мертвые души» связаны с образом птицы-тройки. Бричка является предметной деталью, которая дополняет образ Чичикова. Она выполняет также и сюжетные функции.

    В поэме немало эпизодов, в которых действие мотивировано именно бричкой, мчащейся по русским дорогам. Благодаря ей, например, Чичикову удается спастись от Ноздрева. Бричка также создает кольцевую структуру первого тома.

    В его начале мужики спорят о прочности ее колеса, в конце происходит поломка этой детали, вследствие чего герою приходится задержаться.

    Дороги, по которым едет Чичиков, имеют характер беспорядочный. Они могут неожиданно привести в захолустье, в дыру, где обитают люди, лишенные всяких моральных принципов. Но все же это дороги Руси, которая сама по себе – большой путь, поглощающий человеке, ведущий его неведомо куда.

    Дорога в сюжетной композиции поэмы является стержнем, основной канвой. А в создании ее образа играют роль и персонажи, и вещи, и события. Жизнь продолжается, пока тянется дорога. И автор будет рассказывать свою историю на протяжении всего пути.

    Источник: fb.ru

    Источник: https://monateka.com/article/183877/

    Сочинение «Образ птицы-тройки в поэме Мертвые души»

    «Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления.Этот прием универсален, у разных авторов он служит для выполнения разных задач. Так, например, у А. С.

    Пушкина в романе «Евгений Онегин» через лирические отступления создается образ самого автора, участвующего в повествовании. Н. В. Гоголь использует этот прием по-другому.

    В лирических отступлениях, наиболее мелодичных, действительно лиричных частях поэмы, у него проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе — тема России.

    Самое известное такое отступление — отрывок, приведенный в одиннадцатой главе первого тома. В этом отрывке Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России.

    Обратите внимание

    Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как птица, но уже как намек на будущий образ. Восторги Чичикова «у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» прерываются пронесшейся «как призрак» и моментально исчезнувшей «с громом и пылью» тройкой.

    Этот эпизод наводит Чичикова на размышления о дороге: «какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!

    ». Такой прием — соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги — используется писателем для того, чтобы наиболее полно раскрыть в дальнейшем образ птицы-тройки, объединяющий эти три понятия.

    Дорога для Гоголя является своего рода символом России, неотделимой ее частью.

    «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и всякий раз ты меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..

    » Эти слова принадлежат Гоголю и выражают именно его чувства, а никак не Чичикова.Действительно, широка Русь: «как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города» и дороги, дороги, сплошные дороги.

    Но не только из-за этого объединяются в душе и творчестве Гоголя эти две темы. Для него Россия — постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль, «вдохновенная Богом», самая лучшая страна в мире.

    «Косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

    И дорога выступает символом этого движения вперед.При создании образа птицы-тройки не остается без внимания и ее создатель — «ярославский расторопный мужик». В этом «ярославском» мужике, смастерившем тройку, видится обычный русский человек, которому птица-тройка — Россия — обязана своим существованием.

    Таким образом, в этом лирическом отступлении подводится итог еще одной теме, затронутой в поэме, — теме русского крестьянства: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?».Гоголь глубоко патриотичен, его поэма является своеобразным признанием в любви России.

    Эта тема проходит сквозь все главы «Мертвых душ» и завершается восторженным, восхищенным обращением к России, которая видится ему как «бойкая, необгонимая» птица-тройка.

    Находясь далеко, Н. В. Гоголь постоянно мыслями возвращался к родной земле, понимал ее и чувствовал, как никто другой, ее загадочность: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

    Источник: https://shdo.net/sochinenie-obraz-pticy-trojki-v-poeme-mertvye-dushi/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]