Кот бегемот в романе “мастер и маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Кот Бегемот в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Кот Бегемот.
Художник А. Э. Луказик-Фиш

Кот Бегемот является одним из самых забавных и ярких героев в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Этот персонаж состоит в свите Воланда, он всегда и везде появляется со своим напарником Коровьевым.

Вместе они выполняют поручения Воланда и безобразничают.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика кота Бегемота в романе “Мастер и Маргарита”: описание внешности и характера героя.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Кот Бегемот в романе “Мастер и Маргарита”: образ и характеристика

Кот Бегемот является помощником Воланда и состоит в его свите:
“…рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот…”

Этот персонаж все делает вместе со своим напарником – господином Коровьевым: 

“…согласился со своим неразлучным спутником Коровьев…”
“…длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот…”
“…это неразлучная парочка, Коровьев и Бегемот…”

О внешности кота Бегемота известно следующее:

“…кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами…”
“…и кот черный, жирный…”
“…жутких размеров черный кот…”
“…слышались мягкие прыжки тяжелого кота…”
“…протянул пухлую лапу…”
“…свои острые уши…”
“…Бегемот, просовывая свою круглую голову через дыру в решетке…”

Внешность кота Бегемота на балу у сатаны:

“…Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены…” “…зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?..”

Бегемот – кот огромного размера:

“…громаднейшего черного кота, сидящего на стуле…”
“…невероятных размеров кот…”
“…кот, громадный, как боров…” “…черный котище…”
“…в зеркале прошел здоровеннейший черный кот…”

Кота Бегемота зовут так из-за его огромного размера:

“…входит кот. Черный, здоровый, как бегемот…”

Бегемот ходит на задних лапах как человек:
“…котом, вступившим на сцену на задних лапах…”
“…Стоящий на задних лапах…”

Кот Бегемот ведет себя как человек:

“…этот странный кот сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно…”
“…кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!..”
“…он на задних лапах подошел к подзеркальному столику, передней лапой вытащил пробку из графина, налил воды в стакан…”

Кот Бегемот разговаривает как человек:

“…вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом…”
“…Я, кажется, русским языком спрашиваю, – сурово сказал кот…”

Этот персонаж иногда превращается в человека с кошачьей мордой:

“…увидел за собою какого‑то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией…”
“…отозвался котообразный толстяк…”
“…входит толстяк, тоже с какой‑то кошачьей мордой, и говорит…”
“…толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота…”

В “человеческом виде” Бегемот похож на оборванца:

“…глядел на двух сомнительных оборванцев…”
“…Бегемот, приложив грязный продранный рукав к глазу, воскликнул…”
“…на разорванный Бегемотов локоть…”
“…со своим порыжевшим ботинком на пол…”
“…надел кепку на круглую голову, поросшую густым волосом, очень похожим на кошачью шерсть…”

Этот персонаж умеет творить “чудеса”:

“…Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг…”
“…Оба обстреливаемые сейчас же растаяли в воздухе…”

При этом он ведет себя как шут:

“…Нет, я видеть не могу этого шута горохового…”
“…Бегемот находится именно там, валяя дурака, по своему обыкновению…”
“…перед двумя одетыми какими‑то шутами гороховыми…”
“…Очень хорошо, мессир, – ответили оба гаера…” (гаер – то есть шут)

Кот Бегемот – неугомонный весельчак, который любит безобразничать:

“…Салют, мессир, – прокричала неугомонная парочка…”
“…неугомонный Бегемот…”
“…не забудь, что все твои сегодняшние безобразия уже закончились…”

Он является обаятельным существом:

“…Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…”

Кот Бегемот любит поговорить:

“…Что рубить дрова, – подхватил словоохотливый кот…”

Он ведет себя нагло:

“…наглый котяра Бегемот..”

“…А он, наглец, прямо к Прохору Петровичу и садится против него в кресло!..”

“…А тот нахал, вообразите, развалился в кресле…”

Кот Бегемот является хвастуном:

“…презрительно кривя рот, протянул их хвастуну…”

Он иногда ведет себя как мошенник:

“…Ах, мошенник, мошенник, – качая головой, говорил Воланд, – каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту…”

Кот Бегемот – врун:

“…Враки, как и всегда, – ворчал Азазелло, косясь на Бегемота…”
“…И интереснее всего в этом вранье то, – сказал Воланд, – что оно – вранье от первого до последнего слова…”

Он умеет играть в шахматы:

“… громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня…”

Кот Бегемот курит сигареты и пьет водку и пиво:

“…подносил спичку Бегемоту, вынувшему из кармана окурок и всунувшему его в рот…”

“…Коровьев и Бегемот чокались второй рюмкой прекрасной холодной московской двойной очистки водки…”

“…испытываю желание закусить и выпить большую ледяную кружку пива.
– И я тоже, – ответил Бегемот…”

На самом деле кот Бегемот – это демон, помощник сатаны Воланда:

“…держите их! У нас в доме нечистая сила!..”
“…притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост…”
“…Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном‑пажом, лучшим шутом, какой существовал когда‑либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны…”

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/12/kot-Begemot-roman-Master-i-Margarita-Bulgakov.html

Кот Бегемот в романе «Мастер и Маргарита»: образ и характеристика, описание внешности и характера

Образ кота Бегемота в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» не может оставить равнодушным никого. Он шутит, гримасничает, удивляет и поражает своим непредсказуемым поведением. Бегемот полноправный член свиты Воланда.

Его действия часто шутливы. Ему нравится шокировать людей своим поведением. Разыгрывать их. Устраивать представления, как например, с пожаром в доме на Садовой.

В самом начале романа кот Бегемот пытается казаться очень дружелюбным.

“Не шалю, никого не трогаю, починяю примус”

Знакомство с ним вызывает симпатию и немного шокирует. Кот огромных размеров, ходит на двух ногах, черный как ночь, но разговаривает и ведет себя как человек. Пьет водку, ест человеческую еду, причем использует для этого столовые приборы.

Позже, его образ становится уже не таким веселым, а скорее зловещим. Бегемот со своим другом Фаготом устраивают сцены, провоцируют потасовки среди людей в магазине «Торгсин» и ресторане «Грибоедов». Во время сеанса черной магии Бегемот отрывает голову конферансье, затем возвращает ее на место.

Обратите внимание

Персонаж кота манит своими загадками. Являясь оборотнем, он мгновенно меняет образы.  Огромный черный кот неожиданно становится человеком, похожим на кота, а затем растворяется в воздухе.

В начале «Бала Сатаны» Кот Бегемот творит атмосферу праздника: «Я в восхищении!». Одевает бант, бинокль и золотит усы, ведет светские беседы и плавает в фонтане из коньяка.

Здесь же, особенно заметна его дружелюбность по отношению к «своим», в частности к Маргарите. Он ей советует, как себя вести с гостями, и находится рядом с ней, а после бала, и вовсе, пытается создать «домашнюю» обстановку.

“Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!”

Его шулерство при игре в шахматы с Воландом и его любовь рассказывать различные небылицы вызывают улыбку.

Погружаясь в роман все глубже, создается впечатление, что Кот Бегемот не так уж прост, каким хочет показаться. Он серьезно относится к поручениям Воланда и все его проделки имеют смысл. Иногда, это борьба с системой, но чаще – наказания обычных людей за их плохое поведение…

Во время “Бала Сатаны” создается впечатление, что сейчас он настоящий! Среди свиты Воланда кот такой, каков есть на самом деле: рассказчик небылиц, шулер в шахматы, азартный стрелок, обаятельный друг и верный подданный Воланда.

Автор в конце книги, открыл истинные лица своих персонажей. В них мы с удивлением видим, что кот Бегемот отнюдь не весельчак по природе, а всего лишь шут при дворе своего господина.

«Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким  юношей, демоном, пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны».

Источник: https://sochinenieliteratura.com/1147

Кот Бегемот

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» вобрал в себя множество ярких образов и персонажей. Одним из интересных героев является кот Бегемот – прислужник Воланда, шут и задира. Яркая характеристика персонажа позволяет образу быть нестандартным и запоминающимся.

Бегемот является котом-оборотнем. Имея вид огромного черного кота, который ходит на задних лапах, он сводит жителей Москвы с ума.

Персонаж заставляет москвичей думать, что у них галлюцинации, вызывает страх и потрясение. Но иногда он появляется в человеческом обличии. Тогда он выглядит как низенький толстячок с рожей, очень похожей на кошачью.

Он носит рваную кепку и везде появляется рядом со своим соратником Коровьевым-Фаготом

Важно

Появляясь на улицах Москвы в образе кота, Бегемот удивляет народ человеческими повадками. Он не только ходит на двух ногах и разговаривает, но еще и ведет себя абсолютно как человек.

Он может налить себе из графина воды, помахать лапой людям из уходящего трамвая, рассчитаться за проезд. Кот любит себя, ценит свою интересную внешность. Периодически он подкручивает усы и всегда следит за своим внешним видом.

Жители столицы, будучи под впечатлением от злодеяний такого странного существа, начинают отлавливать всех черных котов в городе даже после исчезновения Бегемота.

Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами.

Кот любит поговорить и порассуждать – он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно. С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями.

Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.

Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они вошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.

В сцене последнего полета Бегемот предстает перед читателем в образе юного мальчика, любимого пажа самого Дьявола. Печальный паж обречен на вечные скитания рядом со своим темным господином.

Существует множество версий, откуда Булгаков почерпнул образ для кота Бегемота. Весь роман насыщен мифическими образами, которые опираются на различные источники. Библейские персонажи предстают в совершенно непривычных образах. Черный кот – вечный символ сил зла. Имя Бегемот также взято Булгаковым из мифологии.

Совет

Существует также версия, что прототипом для Бегемота стал настоящий питомец писателя. Таким образом, мы видим, Что кот Бегемот в «Мастере и Маргарите» – это не простой персонаж, собирательный образ.

Читайте также:  Валек в рассказе "дети подземелья" короленко: образ и характеристика, описание в цитатах

Он вобрал в себя несколько прототипов и в итоге получился оригинальным персонажем, который запомнился миллионам читателей.

Кот Бегемот – персонаж, которого сложно не запомнить. Среди литературы ХХ века это один из самых ярких и интригующих героев. В настоящее время коту установлено множество памятников, а его фразы цитируются жителями современного мира. Характеристика Бегемота позволит написать грамотное сочинение на тему «Описание кота Бегемота», полноценно раскрыть образ персонажа, обозначить его отличительные черты. Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/kot-begemot-harakteristika.html

Характеристика и образ Бегемот в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Михаил Булгаков – тончайшей души писатель своего времени. Философию собственной жизни он преподнес для читателей в своих произведениях. И лишь человек, который чувствует грань между материальным и духовным миром, сможет в полной мере постигнуть смысл всего написанного.

Главная особенность романа – это наличие фантастических героев, которые несут собой философский подтекст.

Одним из таких героев является кот Бегемот – оборотень в обличии обыкновенного, жирного кота, что состоит в клане Воланда. Образ Бегемота – это слияние чёрного и белого, добра и зла, ведь он часть творения Бога, но в то же время демон, поручик сатаны.

В романе этого персонажа мы видим с интеллигентными манерами и способностью философствовать на всевозможные темы. Однако греховная сущность никуда не девается, поэтому он часто агрессивен, зол, а также, любит мошенничество.

Первое знакомство с котом – участие его в погоне за Воландом, проездка на трамвае, распитие водки и заедание маринованным огурцом. Именно эти события делают образ колоритным, дают возможность читателю поразмыслить над возвышенными речами этого создания.

На балу у сатаны кот одевается довольно изыскано: фрачный костюм, но без штанов, галстук, женский бинокль. Автор через одежду, чувства, образы оживляет своих героев и с помощью аллегорий противопоставляет их современному на тот момент обществу.

В то же время, непосредственность и ненавязчивость присутствуют в образе кота: нередко его называют шутом гороховым или дураком. Ведь однообразие это не для него, он не сидит на месте, поэтому часто попадает в неприятные истории.

К подобному персонажу отлично подходит сравнение “неугомонный”, но наглый тип.

Обратите внимание

Несомненно, знакомство с данным персонажем вызывает у читателей непринуждённую улыбку, однако не так все просто, и лишь истинные лица персонажей, их поступки в пиковых ситуациях показывают, кто есть кто.

Ведь главная цель романа показать, что самое главное – человечность и любовь в жизни каждого человека. Фантастические оборотни играют одну из главных ролей в романе, и показывают огромную разницу между явью и миражом, добром и злом.

Сочинение про кота Бегемота с цитатами

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – это одно из ключевых произведений ХХ века. Большую популярность он получил, в первую очередь, из-за своих персонажей, одним из которых является Бегемот.

Вспомним первое появление Бегемота: «…третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами». Итак, Бегемот – это огромных размеров оборотень.

Большую часть времени он появляется в романе в виде гигантского черного кота с характерными усами, иногда – это маленького роста полный человек с лицом, внешне сильно смахивающим на кошачью морду.

Несмотря на свой животный вид, Бегемот ведет себя вполне по-человечески: он разговаривает, ходит на задних лапах, пытается оплатить проезд на трамвае, использует столовые приборы, чинит примус и даже употребляет водку и спирт.

Основное предназначение Бегемота – развлекать Воланда. Он шутник, не отказывающийся иной раз и пошалить на публике, как, например, на сеансе черной магии, когда он отрывает голову ведущему и потом возвращает ее обратно.

Он не всегда честен, пытается постоянно сжульничать, в общем, ведет себя не как кот, а как человек. Именно этим персонажем Булгаков показывает большинство людей – он видит их жуликами и испорченными людьми.

Ничто не может помешать Бегемоту развлекаться – ни ранение Геллы на Бале Сатаны, ни нападение чекистов, на котором он притворяется мертвым и потом сбегает. В то же время Булгаков снимает с помощью озорного кота всю напряженность некоторых моментов, связанных с житейскими вопросами.

Важно

И все же проделки кота приведут к значительным последствиям – после исчезновения знаменитой троицы люди объявят охоту на всех черных котов. Их уничтожат около сотни, прежде чем все стихнет.

С каждой страницей Бегемот становится все более понятным читателю. Он не так прост, каким показался изначально. Он серьезно относится к поручениям Князя Тьмы, а его проделки – это лишь способ наказать людей, совершивших те или иные проступки.

Лишь среди своих истинных друзей и соратников Бегемот – настоящий: интересный рассказчик, азартный игрок, хороший друг, преданный слуга и верный союзник. Так, на Балу он ближе всех оказался к Маргарите, и, проявляя дружелюбность, старался ее поддержать.

Примечательно то, каким перед нами представил Булгаков кота-оборотня в самом конце – в ночи он превратился в юного демона, «лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/master-i-margarita/harakteristika-i-obraz-begemot-v-romane-master-i-margarita

Образ и характер характеристика Коровьева кота Бегемота Азазелло по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

Как известно, литература – это вид искусства, который служит для отображения действительности, своеобразное зеркало жизни во всем ее многообразии. Однако функции ее не ограничиваются только изображением окружающего мира.

Самые лучшие литературные произведения, ставшие классическими, посвящены тем или иным негативным сторонам действительности с целью заострить на них внимание читателя и тем самым способствовать исправлению отдельных людей и общества в целом.

Одним из жанров литературы, целью которого является именно борьба с пороками отдельного человека и общества в целом, является сатира.

Злободневная, остросоциальная сатирическая литература безжалостно разоблачает многочисленные несоответствия общественной жизни, которых достаточно в любой период, высмеивает разнообразные недостатки людей. Оружие такой литературы – гротеск, то есть преувеличение пороков и несоответствий, а также разнообразные метафоры и условности.

В отличие от сатиры, философская литература редко бывает злободневной и остросоциальной. Однако это не значит, что в ней не описываются

и не исследуются недостатки людей и общества. Просто темы, которые затрагивает философская литература, обычно другие. Они более масштабны, глобальны.

Очень часто речь в таких произведениях идет об общечеловеческих ценностях. Добро и зло, любовь и ненависть, доверие и предательство – вот только немногие из тем, которые могут подниматься в них.

Тем не менее для раскрытия и анализа этих тем используются приемы, очень похожие на те, которые характерны для сатиры.

Совет

Однако несмотря на сходство выразительных средств, очень редко случается, чтобы сатирический и философский жанр сочетался в одном произведении. Ведь злободневность очень трудно совместить с размышлениями на вечные темы. Тем не менее такие произведения встречаются. И одно из них – роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Это произведение написано в переломный для нашего государства момент, в 30-е годы XX века. Недавно отгремели две войны – Первая мировая и Гражданская.

Только что страна преодолела послевоенную разруху, и уровень жизни оставался еще очень низким, что вызывало множество несоответствий в обществе и давало повод для написания сатирических произведений. В это сложное время повседневная жизнь была трудной: жилья и качественных товаров не хватало, обострились не только социальные противоречия.

Стали гораздо более актуальны такие общечеловеческие ценности, как доброта, моральность, любовь. Именно их порой не хватало людям в это время. Все это и совместил Булгаков в одном произведении.

Для раскрытия многочисленных и разнообразных тем романа автор воспользовался всеми возможными средствами и воплотил их в образах Воланда и его свиты – Коровьева, кота Бегемота и Азазелло. Их глазами он показал современную действительность со всеми ее несообразностями.

Причем сверхчеловеческие способности и своеобразное чувство юмора “пришельцев” сделали эти несоответствия особенно заметными и смешными.

Однако с их же помощью Булгаков раскрыл и философский смысл романа, дав возможность не только наказывать людей за мелкие пороки, но и изменять их судьбы, судить и прощать.

На первый взгляд, сатирическая сторона деятельности Воланда и его свиты более очевидна. Именно их глазами показана современная Булгакову столичная жизнь.

Обратите внимание

То, что они наблюдали ее со стороны, не являясь москвичами, делало ее недостатки и несоответствия особенно заметными. Интересовали этих знатоков человеческих душ и жители столицы с их пороками.

При этом нечеловеческие способности сатаны и его слуг позволяли глубоко проникать в мысли людей и эффективно наказывать тех, кто достоин наказания.

Воланд приезжает в Москву под видом артиста, который хочет увидеть город и его жителей. И лучше всего это удается ему во время спектакля в театре Варьете. Именно здесь он обращает внимание на такие пороки людей, как жадность и лживость.

Правда, над зрителями, пришедшими на “сеанс черной магии с разоблачением”, Воланд всего лишь шутит, хоть и не очень по-доброму: ведь, по его мнению, люди “любят деньги, но ведь это всегда было”. Никто из зрителей не пострадал, однако по их жадности и гордости был нанесен удар: дармовые вещи исчезли, а деньги превратились в обыкновенные бумажки.

А вот с обманщиками “артисты” поступили гораздо более жестоко: Аркадия Аполлоновича Семплеярова, обманывавшего жену, разоблачили и опозорили, а конферансье Бенгальскому Бегемот оторвал голову.

Гораздо более сурово обошелся Коровьев с другим жадным человеком – Никанором Ивановичем Босым, который за взятку оформил Воланду и его помощникам прописку в квартире, на которую имели право другие люди. Сон Никанора Ивановича и то, что он оказался в психиатрической клинике, шутник Фагот счел подходящим наказанием.

Обратил внимание Воланд и на “квартирный вопрос”, который волновал в это время почти всех москвичей. “Квартира в Москве? Это серьезно”, – говорит сам Булгаков, и Воланд с ним согласен.

Именно поэтому он не слишком серьезно наказывает Поплав-ского, дядю Берлиоза, который приехал, чтобы добиться права на квартиру погибшего племянника.

Важно

Помощники Воланда, обладая нечеловеческими возможностями, легко справляются с проблемой жилья, воспользовавшись “пятым измерением”, о котором Коровьев рассказывал Маргарите. Однако он же рассказывает о мошенниках, которые умеют увеличить свою жилплощадь “без всякого пятого измерения”.

С помощью этих же персонажей Булгаков показывает чиновников, которые находятся не на своем месте, и писателей, для которых их занятие – это только профессия. Так, руководителя Варьете Степана Лиходеева Азазелло охарактеризовал так: “Он такой же директор, как я архиерей”.

Читайте также:  Иллюстрации к рассказу "кавказский пленник" л. н. толстого: художники ю. петров, т. звонарева, а. комаров (картинки, рисунки)

А из слов Коровьева стал понятен и этот человек, и его деятельность: “Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено”.

Что же касается писателей, то Коровьева, как и Булгакова, огорчает и удивляет то, что принадлежность к этой профессии определяется только наличием удостоверения. “Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? – удивляется помощник Воланда, пытаясь пройти в “Грибоедов”. – “Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа”.

Воланда и его помощников заинтересовали и другие пороки людей и общества – очковтирательство чиновников, состояние системы общественного питания и даже обыкновенное бытовое хамство.

Они наказывают и буфетчика Варьете, предлагающего посетителям продукты “второй свежести”, и Варенуху, отучая его лгать и хамить хотя бы по телефону, и работников зрелищного филиала, не отваживающихся отказаться от участия в многочисленных кружках и секциях, которые организует начальник. Однако все это – только сатирический пласт романа.

https://www.youtube.com/watch?v=YP6Oin47iWM

Что же касается философских тем, которые автор поднимает на страницах произведения, то здесь роль свиты Воланда гораздо меньше, зато большое значение приобретает образ самого сатаны. Именно он помогает осмыслить, что такое добро и зло, любовь, верность и предательство.

Если наказанием людей за мелкие грехи занимались в основном Коровьев и Азазелло, то судьбу ключевых персонажей романа решает сам Волан! Именно он вознаграждает Мастера за роман, написанный им, и за страдания, перенесенные в связи с этим романом. Именно от него Маргарита получает награду за любовь, которая преодолела все преграды.

Он же возвращает Мастеру сожженный роман, убеждая его в том, что “рукописи не горят”.

Совет

Являются ли булгаковский сатана и его помощники злом? Возможно, и так: стоит только вспомнить, что Коровьев и Бегемот сожгли “Грибоедов”, а Азазелло превратил Варенуху в вампира. Однако это всего лишь мелкое бытовое зло, которое они причиняют людям в наказание.

Но является ли злом смерть Берлиоза? Нет, это также наказание, однако за более тяжкий грех. Редактор журнала не верил в Бога и пострадал из-за этого. И это наказание не стоит считать слишком жестоким: неверие Берлиоза было безграничным.

Он спорил с Воландом, которого “едва не свел с ума, доказывая ему, что его не существует”.

Однако, как и Коровьев с Азазелло, Воланд не является носителем зла. Он не представитель противостоящей Богу силы, а, скорее, его помощник, выполняющий грязную работу. Добро изображено Булгаковым слабым и беззащитным. Задача Воланда и его свиты – защищать его.

Это делает их выше добра и зла, их руками на земле творится справедливость. Воланд является в романе символом воздаяния по заслугам. Иногда это воздаяние кажется чересчур жестоким, но оно остается справедливым. Так, Берлиоза и Ивана Бездомного он наказал за одну и ту же провинность – за неверие.

Однако первый был убит, так как уже не мог измениться. Второй же получил шанс поверить в Бога и остался жив.

Но даже Воланд не всегда в состоянии решить, какой участи достоин человек. Именно поэтому справедливое наказание для Пилата Воланд предложил определить Мастеру. И неудивительно: роман, в котором он так точно описал все, что происходило с Пилатом и Иешуа, поставил автора на одну ступеньку с Воландом.

Таким образом, с помощью образов сатаны и его свиты Булгакову удалось в одном произведении совместить сатиру и глубокую философию. При этом он использовал и гротеск, изображая шутки Коровьева и Бегемота, и условности, такие как бал у сатаны, и множество метафор.

Обратите внимание

По сути, сами образы Воланда и его свиты метафоричны и условны, как и то разрешение противоречий, которое они предлагали.

На самом же деле, не обладая сверхчеловеческими возможностями этих персонажей, Булгаков так и не смог с помощью своего романа изменить современную ему действительность.

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-i-xarakter-xarakteristika-koroveva-kota-begemota-azazello-po-romanu-master-i-margarita-bulgakov-mixajl/

Кот Бегемот – самый обаятельный герой бессмертного романа | Матвей Перция

К концу Соввласти я работал учителем в школе. Роман “Мастер и Маргарита” еще в программу не ввели, но уже его можно было читать в программе внеклассного чтения.

К сожалению, больше трех часов выделить на него я не мог, но это были интенсивные часы. В результате несколько человек написали сочинения, которые мне понравились, и я их сохранил.

Одно такое публикую в ответ на пост “М и М – кто главный герой романа”. Кое-что я, конечно, подредактировал, но основа осталась.

Роман «Мастер и Маргарита» писался во времена страшной сталинской тирании, когда каждое слово правды о котах преследовалось и каралось.

Сам Булгаков, любящий котов до безумия, просил у Сталина разрешения выехать за границу, чтобы изучать их в естественном ареале обитания в Париже, но, не получив разрешения, стал писать свой знаменитый роман.

В романе, посвященном мировому событию: приезду в Москву знаменитого любителя котов (в основном черных) Воланда – главного персонажа малоширокоизвестной в узких кругах оперы на либретто Иоганна Гете – далеко не последнюю роль играет кот Бегемот.

Вместе с вечно расхлябанным, в треснувшем пенсне, малопривлекательным и несимпатичным Коровьевым Кот путешествует по улицам Москвы, вызывая любопытство прохожих и проезжих. Первый раз мы знакомимся с ним во время представления в варьете.

Важно

Он единственный, кто высказывает сочувствие к женщинам, утратившим девичью честь и женское достоинство в погоне за импортными шмотками и падающими с неба деньгами: он подносит им платья и туфли, галантно себя ведет и, если не считать того, что он отрывает голову завравшемуся конферансье, не вызывающему у нас никакого сочувствия, Кот – самый воспитанный из всей этой компании.

Читатель симпатизирует Коту, где бы тот ни появился. По сравнению с бесстыжей, развязной, прикрытой только передничком (очевидно, чтоб показать стройные ножки) голой Геллой, которая нагло дергает его за усы, не понимая, что это у котов самое больное место, Бегемот, старающийся развлечь Воланда, – просто само очарование.

Даже проигрывая в шахматы, Кот не сдается, а лезет под кровать, чтобы позолотить себе усы. Он прекрасно стреляет из револьвера, умеет показывать карточные фокусы, непритязателен в еде и страшно обаятелен. На балу он затмевает собой и Маргариту, и самого Воланда.

Он, в отличие от Коровьева, подсказывает Маргарите, как ей себя вести с этой толпой трупов – убийц и насильников.

Прекрасна сцена, где менты ловят Кота. Как ловко он уклоняется от пуль, как артистично притворяется раненым, вводя в заблуждение зарвавшихся «сталинских соколов». Как правдиво одной репликой Кот вскрыл всю подноготную сталинских репрессий: – Сижу, никого не трогаю, починяю примус!… Безвинного кота хотят упечь в концлагерь, как упекли миллионы простых людей, но поди поймай!

Трогательно до слез прощание Бегемота и компании с Москвой. Коровьев пытается свистнуть, но у него, по словам кота, выходит очень средне. Зато когда свистнул Бегемот, – берег обвалился, здание рухнуло. Но без членовредительства, как приказал великий гуманист Воланд.

Читатель настолько сроднился с Котом, что ему уже неинтересны переживания Мастера, а тем более красотки Маргариты, которая, стараясь спасти своего любовника, на фоне кота Бегемота выглядит довольно бледно.

Альтруизм же Кота не вызван никакими личными причинами – он просто таков: наказывает зло во всех его проявлениях и поощряет тех, кто ему нравится, в частности Маргариту.

Совет

Последние строки могут вызвать слезы у почитателей героев романа. Мы и раньше подозревали, что в веселом хулиганстве котячей компании таится какая-то загадка.

Слишком они веселы, слишком явно прикалываются над всеми проявлениями человеческого идиотизма вообще и советского в частности. Действительно, оказывается, Кот, как мы смутно и подозревали, – вовсе не кот, а паж из свиты Воланда.

Это еще можно было бы пережить, но он на самом деле совсем не весельчак, а просто был наказан за то, что когда-то неудачно пошутил.

Можно только догадываться, над каким высоким начальством подтрунивал обладающий прекрасным чувством юмора падший ангел: скорее всего, над Богом, теория и практика которого может вызвать неадекватную реакцию не только у Кота. А как известно, никакое начальство не допускает шуток над собой.

Но вернемся к нашему Коту. Несмотря на потрясение, испытанное читателем, разочарованным в самых лучших своих ожиданиях, книга вообще и кот Бегемот в частности не оставляют читателя равнодушным: все с неиссякаемым интересом следят за похождениями героев романа Булгакова.

Кому-то нравится Мастер, привлекательна для мужчин Маргарита, внушает уважение Воланд, какие-то адекватные ассоциации рождает Гелла, но все они блекнут перед личностью Кота, которого признают обаятельным и сами герои романа.

Его светлый образ надолго сохранится в наших сердцах, заставляя еще и еще раз перечитывать роман, пропуская несколько занудную любовь главных героев и восхищаясь прекрасным образом Кота с большой буквы – Кота Бегемота.

Источник: https://maxpark.com/user/1694930282/content/1355224

Кот Бегемот в романе «Мастер и Маргарита»

Кот-оборотень из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» едва ли не самый популярный персонаж произведения. Образ его был навеянный автору книгой И.Я. Порфирьева, где описывается водное чудовище Бегемот, живущее в незримой человеческому глазу пустыне. Помимо того существует версия, что кот-оборотень был списан Булгаковым со средневекового демона чревоугодия.

Данный мотив зависимости от материальных благ и ценностей можно проследить во многих сценах произведения. Например, в сцене в театре, где люди неистово дрались за деньги, летящие с потолка. Впрочем, жена Булгакова, Л.Е. Белозерская утверждала, что прототипом для создания образа Бегемота, послужил их домашний кот Флюшка.

Прежде чем перейти к непосредственному анализу характеристики персонажа, следует разобраться в его роли в романе. Бегемот описан в книге, как большой черный кот, главный помощник Воланда.

Обратите внимание

В его образе смешаны философия, повадки интеллигента и агрессивность. Его первое появление происходит во время погони за Воландом, от которой кот сбегает на трамвае.

Второе его появление происходит перед Степаном Лиходеевым – кот пьет водку при нем, попутно закусывая сушенным грибом.

Также на пару с другим демоном, Азазелло, избивает Варенуху. Не последняя роль отведена ему и во время занятья черной магией, когда Бегемот, дабы поразить зрителей, наливает себе воды в стакан и выпивает ее. Также по поручению Фагота демон лишает Жоржа Бенгальсого головы, впрочем, позже возвращает ее на место. Приказ дирижеру прекратить играть отдает как раз таки Бегемот.

Кроме того после посещения демоном председателя Зрелищной комиссии последний исчезает, оставив после себя костюм, лежащий в кресле. Когда Маргарита появляется в спальне Воланда, она застает Бегемота, играющего в шахматы с хозяином дома и проигрывающего ему. Демон не так прост и пытается жульничать, что только подчеркивает его дьявольскую натуру.

Все сценки с Бегемотом наполнены юмором, иронией и философией, что заставляет задуматься над человеческими желаниями и пороками. В какой-то мере его появление в тех или иных частях книги снимает всеобщее напряжение романа.

Последнее перевоплощение Бегемота – привычный образ кота-оборотня пропадет и пред нами предстает худенький юноша-паж из свиты Сатаны.

Читайте также:  Суть и идея "слова о полку игореве", смысл и значение произведения

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Что же касается общей характеристики персонажа, то Бегемот без сомнений один из самых веселых, забавных и в то же время глубоких персонажей романа. Детальный анализ дает возможность понять, что он вовсе не беззаботный весельчак, а просто шут, при дворе своего хозяина.

Важно

Он послушный, исполнительный, всегда готовый выполнить любое поручение своего господина. Азартный игрок, верный друг, преданный соратник Воланда, Бегемот многогранный персонаж, чьи даже самые веселые проделки несут в себе глубокий философский смысл.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/10/kot-begemot-v-romane-master-i-margarita.html

Бегемот

Кот Бегемот — персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», любимый шут Воланда.

Бегемот – это кот-оборотень, может находиться в образе “громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами на задних лапах”, но может также выступать в виде “низкорослого толстяка в рваной кепке”, “с кошачьей рожей”.

В виде человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова, избивает и похищает Варенуху в общественном нужнике.

Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами.

Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллегентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на трамвае:

«Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности  застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо  сильнее,  был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только  увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:

–  Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!

Ни  кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не  то,  что  кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

Кот   оказался   не  только  платежеспособным,  но  и  дисциплинированным  зверем. При  первом  же окрике кондукторши он прекратил  наступление,  снялся  с подножки и сел на остановке,потирая  гривенником усы.

Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай  тронулся,  кот  поступил  как всякий, кого изгоняют из трамвая,  но  которому  все-таки  ехать-то надо.

Пропустив мимо себя  все  три  вагона,  кот вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив, таким образом, гривенник.»

В «нехорошей квартирке» кот Бегемот перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом:

«Но оказались в спальне вещи и похуже:  на  ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий,  именно – жутких  размеров  черный кот со стопкой водки в одной  лапе  и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой.

Совет

Свет, и так слабый в спальне, и вовсе начал меркнуть в глазах степы. “Вот как, оказывается, сходят с ума!” – Подумал он и ухватился за притолоку.

–  Я  вижу,  вы  немного  удивлены,  дражайший  Степан Согданович?-  Осведомился  Воланд  у  лязгающего зубами степы, – а между тем удивляться нечему. Это моя свита.

Тут  кот  выпил водки, и степина рука поползла по притолоке вниз.

–  И свита эта требует места, – продолжал воланд, – так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний – именно вы !

–  Они,  они!- Козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном  числе  говоря  о степе, – вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами,используя  свое  положение, ни черта не делают, да и делать ничего  не  могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!

– Машину зря гоняет казенную!- Наябедничал и кот, жуя гриб. Когда Степа, совсем уже сползший на пол, ослабевшей рукой царапал притолоку.»

Заинтергованы? Это только начало похождений этого дьявольски изумительного кота. Кот бегемот умеет показывать карточные и другие фокусы, играть в шахматы, распоряжаться на балах…

Кот Бегемот –  только один из персонажей этого замечательного произведения, созданного истиным мастером отечественной литературы. Всем, кто не знаком с этим уникальным романом рекомендуем! Налаждайтесь чтением и присоединяйтесь к армии поклонников.

Кот Бегемот – любимый персонаж нашего кошачьего интернет портала http:www.33cats.ru!

Кот Бегемот отставил свой след не только в литературе. Он был изображен на официальной марке СССР1991 года, выпущенной в честь 100 юбилея великого писателя.

В Киеве на Андреевском спуске на фасаде ресторана рядом с домом- музеем Михаила Булгакова есть памятное место для почитателей кота Бегемота. Говорят, что в последнее время мемориал коту исчез, как и сам персонаж в финале романа. Однако памятник исчез не бесследно – сохранилось фото и надежда на его воскресение.

В Москве в сквере на улице Советской Армии установлена лавочка Коровьева и Бегемота.

Источник: https://www.33cats.ru/guide/item/120-kot-begemot.html

“Мастер и Маргарита”: герои романа

В статье представлена характеристика основных героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Образ Иешуа Га-Ноцри

Хотя роман Мастера назван романом о Понтии Пилате, его главный герой — Иешуа Га-Ноцри. Именно этот человек заставил прокуратора Иудеи Понтия Пилата изменить свою жизнь. Иешуа — человек парадоксальный, который утверждает, что «злых людей нет на свете».

У него есть все основания ненавидеть людей, предающих его, как Иуда, или мучающих, как кентурион Марк, но он в них верит. Нравственная проповедь Иешуа — главная философская идея романа. Иешуа выступает в роли безупречного морального образца. Не случайно М. А.

Обратите внимание

Булгаков прибегает к образам Священного Писания. Он обращается к образам, которые стали образцами предательства (Иуда), преступного малодушия (Понтий Пилат) и, конечно, человеколюбия (Иешуа Га-Ноцри).

Нарочитая сниженность имени Иешуа по сравнению с благозвучным библейским Иисусом не случайна. Это образ не бога, а человека, достигшего вершины.

Образ Понтия Пилата

Иешуа погибает, потому что его проповедь не может найти отражения в жизни, человечество к ней не готово. Однако столкновение с бродячим философом произвело переворот в душе Понтия Пилата.

Жестокость этого человека общеизвестна, жизнь ему противна, но постоянно мучающая его мигрень является показателем того, что в глубине души он понимает несовершенство своей жизни. Встреча с Иешуа приводит его к пониманию верности проповеди философа, но жизненные условия оказываются сильнее.

Может быть, автор назвал роман «романом о Понтии Пилате» потому, что пример этого человека — это пример компромисса с совестью, который становится самым страшным наказанием. Вообще М. А. Булгаков постоянно подчеркивает, что кому много дано, с того много и спросится.

Иуда совершает свое предательство неосознанно, поэтому и наказание его менее мучительно, чем наказание Понтия Пилата.

Образ Мастера

Московские главы романа на первый взгляд совсем о другом, чем главы ершалаимские. Но у Иешуа Га-Ноцри есть «двойник» в московских главах — Мастер.

Он появляется только в тринадцатой главе и затем вовсе не становится центральным героем романа, но этот образ очень значим для автора.

Слово «Мастер» появляется в речи самого героя и заменяет собой слово “писатель”, потому что слово “писатель” скомпрометировано членами МАССОЛИТа. Мастер — это в первую очередь человек, умеющий делать что-либо превосходно.

Важно

В пространстве романа Мастер существует обособленно. Сцены, связанные с ним, написаны даже другим языком, чем сцены о московских обывателях. Маргарита любит его, потому что это особенный человек, способный делать то, что не могут делать другие.

Но Мастер оказывается слаб, не способен противостоять натиску окружающего мира. В отличие от Иешуа Га-Ноцри он не готов бороться до конца, хочет отказаться от своих принципов, от творчества.

За Мастером нет вины, поэтому его тема в романе — это не тема искупления, но он «не заслужил света, он заслужил покой».

Образ Воланда

Московские главы романа связаны прежде всею с образом Воланда, посетившего Москву со своего рода ревизией. Почти все сцены, связанные с описанием жизни Москвы, представляют собой столкновение свиты Воланда с обитателями Москвы. Все эти эпизоды строятся по одной модели: встреча — испытание — разоблачение — наказание.

Но это наказание не является окончательным, после исчезновения Воланда все его жертвы возвращаются к привычному образу жизни, хотя и сохраняют на всю жизнь ужас в глубине души. Смертью в романе наказаны только Берлиоз и барон Майгель, потому что их роль в мире зла намного значительнее, чем роль других персонажей.

Эти люди сознательно формируют общественную жизнь, хотя и понимают всю абсурдность происходящего. Более всего ответственны те, кто является идеологами.

Воланд пытается прояснить для себя, верно ли то, что в Советской России появился “новый человек”, т.е. люди изменились внутренне. Собственно, именно это и интересует его в столкновениях с московскими жителями. Итоговый эксперимент Воланд проводит во время сеанса черной магии в театре Варьете.

Публика ждет от него фокусов и развлечений. Об обещанном разоблачении черной магии все забывают, но разоблачение все же происходит — москвичи разоблачают сами себя. Воланд не играет традиционной для образа сатаны роли искусителя душ.

Он наказывает лишь за то, что заслуживает наказания, и способен на бескорыстное участие в судьбе Мастера и Маргариты.

Образ Маргариты

Очень значимым для художественной системы романа является образ Маргариты. Эта женщина вовсе не является образцом безупречной нравственности, но она — единственная из московских обитателей, кто не был наказан Воландом и кто ему благодарен.

Ради своей любви она бросила семью, преуспевающего мужа. Она готова изменить свою сущность, стать ведьмой, но не отречься от Мастера. Ее судьба — единственная в романе, которая не является наказанием или не заслужена.

Она получает покой вместе с Мастером, потому что ее единственная мечта — разделить судьбу любимого. Булгаков не отстаивает мысль о любви высоконравственной, но готов воспеть такую любовь, которая забывает о себе ради другого.

Опубликование романа стало завещанием писателя своей вдове. Елена Сергеевна сдержала клятву о его напечатании, правда, лишь через много лет.

Совет

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: “Академия”, 2010

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bulgakov_m_a/master_i_margarita_geroi_romana/12-1-0-550

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]