Критика о повести “слепой музыкант” короленко: анализ, отзывы

«Слепой музыкант», анализ повести Короленко

Над повестью «Слепой музыкант» Короленко работал в течение 13 лет. Он начал писать её в 1885 г., в 1886 г. она была опубликована в 10 номерах газеты «Русские ведомости».

В том же году Короленко переработал повесть для печати в журнале «Русская мысль» № 7. Повесть вышла отдельным изданием в 1888 г. и тоже была исправлена автором. В 1898 г.

при переиздании Короленко ввёл знаковые для повести эпизоды: встреча со слепыми звонарями, уход Петра с нищими.

Обратите внимание

У Петра были прототипы. В детстве Короленко знал слепорождённую девушку. Её воспоминания послужили основой для описания ощущений героя. Также у писателя был ученик, который постепенно терял зрение, к тому же Короленко знал одного слепого музыканта. Сцена со слепыми звонарями записана писателем в 1890 г. «с натуры» во время посещения Саровского монастыря.

«Слепой музыкант» был любим современниками, это наиболее значительное произведение Короленко, которое переиздавалось при его жизни 15 раз.

Литературное направление и жанр

«Слепой музыкант» – повесть реалистического направления о становлении героя.

Как и положено в реализме, характер героя обусловлен многими обстоятельствами: его окружением, влияющими на него обстоятельствами и эпизодами.

Характер главного героя всё время находится в процессе изменения, так что и в конце счастье героя не кажется полным: Короленко даёт возможность читателю додумать продолжение, оставляя героя на пике его возможностей.

В образах Петруся и его дяди Максима чувствуется влияние романтизма и даже сентиментализма. Впрочем, чрезмерная эмоциональность, отчуждённость Петруся объясняется его положением инвалида.

Эгоизм мальчика тоже объясняется реалистическими причинами – благополучной жизнью в кругу любящих родных. Вот в образе Эвелины, кроме романтической внешности, всё реалистично.

С точки зрения Короленко, именно такой и должна быть любящая женщина.

Жанр «Слепого музыканта» определяется как повесть, имеющая черты одновременно психологической и философской. В подзаголовке Короленко называет произведение этюдом. Не случайно определение жанра такое же, как у музыкального произведения, и обозначает изучение чего-либо. В данном случае Короленко исследует, как инвалид, слепой человек (а косвенно – и безногий) обретает смысл жизни.

Тематика и проблематика

В целом повесть отвечает на вопрос как быть счастливым. Для гуманиста Короленко это значит дарить счастье другим. Это и есть метафорическое воплощение того, что Короленко в предисловии к шестому изданию называет инстинктивным, органическим влечением к свету.

В повести поднимаются философские проблемы смысла жизни, жизненных испытаний, исторической памяти народа, проблема истинного искусства. Гуманист Короленко едва ли не первым в литературе поднимает проблему инвалидов, которая становится действительно актуальной только в 21 веке.

Сюжет и композиция

Действия повести развиваются в Юго-Западном крае (где-то на Волыни, откуда родом и сам Короленко), населённом украинцами и поляками. У пани Попельской, урождённой Яценко, рождается слепой первенец Петрусь, которому суждено было стать единственным ребёнком в этой семье и центром маленькой вселенной.

События занимают около 20 лет: от рождения главного героя до рождения ребёнка у него самого. Все эти события помещаются в 7 главах, разделённых главками. Эпилог описывает события через 3 года после окончания основных. Это пик развития главного героя, его концерт, меняющий сердца слушателей.

Ради племянника и самого себя Максим решается на эксперимент: он пытается развить способности мальчика с тонкой нервной организацией, чтобы компенсировать его слепоту хоть отчасти. Прежде всего, Максим запретил чрезмерно заботиться о ребёнке, так что через несколько месяцев тот уже ползал по комнатам.

Важно

В 5 лет Петрусь был очарован игрой на свирели конюха Иохима. Он и сам быстро научился играть на ней. Но пианино, которое пани Попельская выписала из города и на котором сыграла технически сложную пьесу, не впечатлило мальчика: «Венскому инструменту оказалось не по силам бороться с куском украинской вербы». Свирель победила, потому что была «среди родственной украинской природы».

Мальчик научился играть на фортепиано. А потом Максим попросил Иохима спеть Петрусю народную песню, образы которой оказались понятны слепому.

Петрусь не может принимать участие в забавах других детей. Его единственным другом становится дочь соседей Эвелина. Дружба с Эвелиной «была настоящим даром благосклонной судьбы».

Постепенно Пётр начинает бояться призраков, населяющих его темноту. Пётр был подобен тепличному цветку, ограждённому от влияний жизни. Душа юноши была будто ограждена стеной, дремала в искусственном, но спокойном полусне. Максим понимал, что выход их этого состояния неизбежен, и ускорил его.

Он пригласил в гости помещика Ставрученко с сыновьями, из которых один был музыкантом, а другой – филологом. Пётр чувствует себя непричастным к активной жизни молодёжи. Это знакомство приводит слепого к выводу, что он лишний на свете.

Но, когда Пётр начинает играть на фортепиано, его необычную манеру исполнения признают все.

Слепой впервые понимает, на что может сгодиться. Его мысль подтверждает Эвелина: «У тебя тоже будет своя работа. Если бы ты знал, что ты можешь сделать с нами».

Шестая глава кульминационная. Это время испытаний слепого, уже принявшего решение служить своим талантом людям. Первое испытание – обнаружение могилы ватажка гайдамаков Игнатия Карого, который был похоронен в одной могиле со слепым бандуристом Юрком, сопровождавшим его отряд даже в бою. Пётр понимает, что слепой может добиться многого.

Совет

Второй эпизод – встреча с двумя слепыми звонарями. Короленко считал это эпизод важнейшим в повести. Слепой от рождения молодой звонарь Егорий был очень похож на Петра не чертами лица, но его выражением. Он был обозлён на весь мир. Другой звонарь, Роман, ослеп в детстве, но был добрым, любил жизнь во всех её проявлениях. Звонари проверяются отношением к детям, приходящим на звонницу.

После встречи Пётр решил, что его судьба – быть озлобленным. Беспросветная грусть в его настроении сменилась раздражительной нервностью. Его больше не радовал союз с Эвелиной: он не хотел обременять девушку.

Третье испытание Петра связано со встречей со слепыми возле чудотворной католической иконы. Пётр завидует им, потому что, с его точки зрения, ежедневные заботы о пище и одежде отвлекают их от размышления о собственной неполноценности.

Результатом этого третьего испытания становится путешествие Петра в обществе слепых нищих под предводительством Фёдора Кандыбы, которому выжгло глаза на войне. Максим смог убедит родных, что они с племянником в это время находятся в Киеве, где Пётр берёт уроки у известного пианиста.

Через несколько месяцев Пётр женился на Эвелине, родившийся ребёнок оказался здоровым. Так был побеждён страх Петра, касающийся личной жизни.

Последний эпизод происходит через 3 года после рождения первенца, когда слепой музыкант в Киеве на Контрактах поражает всех своей игрой.

Максим считает, что Пётр прозрел, потому что «сумел напомнить счастливым о несчастных», забыл о своих эгоистичных страданиях.

Герои повести

Главный герой повести – слепой музыкант Пётр Попельский. Он родился в богатой семье польского помещика, добродушного и хозяйственного. Живой и подвижный по натуре, Петрусь из-за болезни часами сидел смирно, прислушиваясь к окружающим звукам.

Сталкиваясь с чем-то новым, эмоциональный Петрусь возбуждается до обморока. Так происходит, когда в 3 года его впервые выводят в поле, на берег реки. Это место впоследствии становится любимым местом его отдыха. То же случается после встречи юного Петра со слепыми нищими, так его взволновавшей.

Природа интересует мальчика, но остаётся от него совершенно закрытой, главным выражением внешнего мира остаются звуки.

Обратите внимание

В пять лет мальчик был тонок и слаб, его глаза задумчиво и сосредоточенно смотрели вдаль.

В этом возрасте ему отрываются природа и музыка, а также красота народной песни. Со временем увлечение музыкой стало центром умственного роста Петруся. С 9 лет Максим стал учить мальчика. К этому времени Петрусь стал высоким, стройным, бледнолицым. Волосы и глаза у него были тёмными.

Читатель отслеживает работу мысли героя в период его становления. Короленко подмечает, что слепые не умеют скрывать своих мыслей и чувств, которые отражаются на лице. Пётр проходит через озлобление и разочарование, пока не находит своё предназначение в служении бедным и обездоленным доступным ему способом – музыкой.

Мать главного героя – натура гордая и тонко чувствующая. Смысл её жизни – в счастье сына: «Слепота её ребёнка стала и её вечным, неизлечимым недугом». С самого момента рождения она чувствует, что «вместе с новорождённым ребёнком явилось на свет тёмное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы».

Если Иохим заинтересовал Петруся музыкой, то мать стала его главным учителем, открыв ему фортепиано. Она не имела «непосредственного музыкального чувства», которое от природы было у Иакима, обиделась на него. Но потом всё же завоевала внимание сына, когда постигла чарующую тайну музыки Конюха, гармонию песни с природой.

Мать долго пыталась объяснить сыну, что такое цвета, как выглядит мир. Она не принимает невозможность Петра прозреть.

Дядя Максим – безногий инвалид, тоже нашедший смысл своей жизни в воспитании племянника. Его мужественная деятельная натура не находила выхода, с тех пор как он, известный в Киеве забияка, уехал в Италию, примкнул к гарибальдийцам и был изувечен в бою с австрийцами.

У него не было правой ноги и левой руки. Максим был по-прежнему остр на язык. Его наружность пугала: брови были угрюмо сдвинуты, а сам он окутан клубами табачного дыма. Голову его Короленко то и дело называет большой и квадратной, мысль неугомонной, а сердце – горячим и добрым.

Максим понимал, что в жизни-борьбе нет места для инвалидов.

Важно

Воспитывая и развивая Петруся, Максим изучал физиологию, психологию и педагогику. Он увлёкся и надеялся, что обиженный судьбой племянник «поднимет доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью». Максим даже придумал ему девиз: «Обездоленный за обиженных».

Когда Максим понял, что будущее племянника будет связано с музыкой, он решил познакомить мальчика с песнями «сильного, вольного народа».

Именно Максим руководил этапами становления племянника. «Он мечтал для Петра не о спокойствии, а о возможной полноте жизни,.. кипучих кризисах и борьбе».

С Эвелиной Петрусь познакомился в возрасте 9 лет. Она была дочерью соседей-стариков, небольшой девочкой с длинной русой косой и голубыми глазами. Эвелина выглядит одновременно и младше своих лет из-за маленького роста, и старше, потому что благодаря солидности была похожа на крохотную взрослую женщину.

Голос Эвелины кажется слепому необычайно приятным и спокойным. Эвелина при первом знакомстве узнала о слепоте Петруся и заплакала от жалости к нему. С этих пор Петрусь стал её судьбой. Короленко описывает Эвелину как натуру, предназначенную для тихого подвига любви, для заботы о чужом горе.

Эвелина, казалось, не сомневается в своём предназначении, считая, что «у всякого человека своя дорога в жизни». И всё-таки ей приходится делать выбор в пользу Петра, отказавшись от далёких картин, где не было места слепому. Девушка сама предлагает выйти замуж за Петра, раз уж его полюбила. Так же считает и её отец.

Конюх Иохим сыграл важную роль в становлении мальчика. Некогда он был весельчаком и играл в корчме, но с тех пор, как Марья, в которую он был влюблён, предпочла барского камердинера, Иохим сам сделал ивовую дудку для грустных песен. Он выжег ей сердце, и она стала частью его самого.

Иохим был грубым мужиком в смазанных сапогах и с мозолистыми руками. Но он носил в себе гармонию, живое чувство природы, которое смогло заинтересовать мальчика.

Художественные особенности

Природа влияет на становление Петра, поэтому пейзаж занимает в повести важное место. Обычно Короленко описывает, как воспринимает пейзаж главный герой: «Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный  празднику. Но для слепого это была необъятная тьма».

Читайте также:  Краткое содержание "мастер и маргарита": пересказ сюжета, роман в сокращении

В тексте повести много философских рассуждений. Например, о том, что глаза – не столько зеркало души, сколько окна, через которые в душу вливаются впечатления.

Короленко удаётся описать удивительную игру слепого, музыку, в которой голоса природы сплетались и звенели, соединяясь с расширяющим сердце ощущением, «которому так трудно подыскать определение».

Ставруцкий так описывает ощущение от музыки слепого: «Вам удалось удивительно усвоить самый характер народной мелодии. Это как будто перевод с итальянского музыкального языка на малорусский».

  • «Слепой музыкант», краткое содержание по главам повести Короленко

  • «Огоньки», анализ рассказа Короленко

  • «В дурном обществе», краткое содержание по главам повести Короленко

  • «В дурном обществе», анализ повести Короленко

  • «Без языка», анализ рассказа Короленко

  • «Чудная», анализ произведения Короленко

  • «Без языка», краткое содержание рассказа Короленко

  • «Парадокс», краткое содержание по главам очерка Короленко

  • «Мгновение», анализ произведения Короленко

  • «Река играет», анализ рассказа Короленко

  • «Парадокс», анализ рассказа Короленко

  • «Река играет», краткое содержание по главам произведения Короленко

  • Владимир Галактионович Короленко, краткая биография

  • «Мороз» , анализ рассказа Короленко

По произведению: «Слепой музыкант»

По писателю: Короленко Владимир Галактионович

Источник: https://goldlit.ru/korolenko/1269-slepoi-muzykant-analiz

Анализ повести “Слепой музыкант”

Слепой музыкант

История создания. В повести отражены воспоминания, Короленка о матери (не случайно героиню зовут Эвелина), пребывания на Волыни, Житомирщине, Ровненщине, посещение Почаевской лавры и Саровского монастыря (Тамбовщина).

Хотя произведение впервые появилось в газете “Русские ведомости” 1886 года, писатель неоднократно возвращался к нему, вводил новые эпизоды и образы.

Даже в 1917 году он переделывал некоторые страницы повести и писал об этом одному из своих друзей: “Моей главной художественной задачей было не только воспроизведения психологии слепого, но и отражения общечеловеческой мечты за идеалом, тоски за полнотой человеческого существования”.

Действие повести происходит на западе современной Украины и охватывает период примерно с конца 1860-х до начала 1880-х годов. В то время некоторые украинские земли принадлежали Польше.

Совет

Автор пишет о месте событий: “Северо-Западный край” (это относительно границ тогдашней царской России).

Отец Петра Попельского был богатым поляком, сельским помещиком, а мать, Анна Михайловна (урожденная Яценко), и дядя, Максим (брат матери), принадлежали к малороссийскому роду (то есть происходили из нынешней Центральной Украины).

Жанровая принадлежность произведения. По жанру “Слепой музыкант” – это повесть, ибо в ней небольшой круг персонажей, изображенных в семейном кругу и на фоне прекрасной природы. Интересно то, что сам Короленко в подзаголовке определил жанр произведения как “этюд”, что в переводе с французского означает “изучение”, “исследования”.

В своей повести писатель исследует становление личности с ограниченными физическими возможностями – слепого. В центре произведения поставлен образ Петра Попельского, который от рождения не мог видеть. Его тяжелый путь к открытию мира является сюжетом произведения.

Это повесть о духовном становлении личности, которая стремится найти и понять смысл своего существования среди людей.

Изображая процесс становления Петра Попельского, Короленко использует богатую художественную палитру. Как ученый-психолог, он шаг за шагом изучает постепенное постижение мира слепым мальчиком через звуки, а также осознания им таких важных понятий, как красота, радость, добро, любовь к природе, искусство.

Знакомство с народным искусством слуга Иохим, который играл на свирели прекрасные мелодии, открывает Петеньке новое понимание мира. Он чувствует и саму тягу к музыки, живой, пропитанной настоящими человеческими чувствами.

Фальшивые ценности, воплощены в тех музыкальных произведениях, которые исполняют его мать на ведьмовском пианино, Петр не воспринимает. Он отстраняется от такой “музыки” и также от матери. Только тогда, когда мать поняла, к чему стремится душа Петра, она стала играть по-другому по-настоящему красиво, задушевно. Это понял и Иохим, и Петр.

Так мать смогла вернуть любовь сына, который с детства чувствовал разницу между настоящим и ненастоящим, искренним и неискренним, красивым и некрасивым в жизни.

Петро рос на лоне природы и с любовью к музыке, что способствовало его духовному становлению. Доля послала ему еще один драгоценный подарок – знакомство с Эвелиной, дочерью соседнего профессора (арендатора поместье) Яскульского. Она стала добрым другом Петеньке, а впоследствии, когда дети выросли, между ними зародилась любовь.

Обратите внимание

Впрочем, их ждала не только радость общения, но и серьезные испытания, спровоцированное слепотой Петра и его тяжёлыми внутренними проблемами. Окружен любовью родных и отстранённый от окружающего мира, Петрик не понимал и не знал, как ему жить в этом мире, где ему искать свой путь. А Эвелина, имея доброе сердце, страдает вместе с ним.

Большое значение в становление характера Петра Попельского имело не только искусство, но и христианские ценности. Через Бога герой открывает в себе то, чего он раньше не знал. В трудный период поиска самого себя Петр вместе со своею семьёй попадает в монастырь, где встречает двух бедных слепых звонарей – Егория и Романа.

В ихних образах воплощены две позиции, два разных отношение к физическому изъяну и к людям. Егорий был злым, замкнутым, жестоким и завистливым, а Роман, наоборот, – добрым и чувствительным. Слепота не сделала сердце Романа “незрячим”, он был открытым к людям. Писатель утверждает, что в жизненных испытаниях люди по-разному выявляют свою внутреннюю сущность.

А каким же стал его герой, Петро?

Петрусь Попельский с помощью дяди Максима и путешествий с бедными слепыми до Почаевской лавры вошел в реальную жизнь.

Он прошел тем, путем, которым идет народ, и вместе с народом открывал для себя не только крупные страдания, но и мудрость, и красоту человеческих взаимоотношений. Это помогло Петру по другому посмотреть на себя и на свою слепоту.

Он понял, что физический порок можно победить силой духа. Писатель утверждает, что человек всегда может достичь реализации в жизни, если он сосредоточится не на своем горе, не на болезненных переживаниях, а найдет другую цель существования.

Петр Попельский нашел такую другую цель – это искусство (музыка), что ведет его к познанию мира и самого себя. Семейная жизнь с Эвелиною и рождение сына – не слепого, но зрячего, стало для Петра вознаграждением за его тяжёлые и болезненные искания.

Лучшее описали в повести в. Короленко “Слепой музыкант” это описание природы и музыки. Для них писатель выбирает самые яркие краски и оттенки художественного слова. И они производят впечатление прекрасных живописных полотен, глядя на которые можно воспринимать по-разному.

В 1960 г. режиссер Татьяна Лукашевич сняла художественный фильм “Слепой музыкант” по повести В. Короленко. В фильме хорошо воссоздали песенную стихию произведения писателя и красоту природы, что стала фоном для сложных духовных исканий Петра Попельского.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/06/analiz-povesti-slepoj-muzykant.html

Отзывы читателей о книге «Слепой музыкант» отзывы и рецензии читателей на книгу автора — Владимир Короленко — MyBook

Слепота застилает видимый мир темною завесой, которая, конечно, ложится на мозг, затрудняя и угнетая его работу, но все же из наследственных представлений и из впечатлений, получаемых другими путями, мозг творит в темноте свой собственный мир, грустный, печальный и сумрачный, но не лишенный своеобразной, смутной поэзии.

Каково это – быть от рождения слепым? Не знать, что значит видеть окружающий мир? Не иметь возможности представить себе целостную его картину? Опираться только на звуковые и тактильные ощущения? Вы можете себе это вообразить? Я – нет. И, думаю, никто, кто хоть раз в жизни видел что-то, кроме всеобъемлющей, бесконечной темноты, не сможет. Но эта книга максимально приблизила меня к пониманию слепых от рождения людей: их непреходящей печали, серьезности, задумчивости, озлобленности, в конце концов. Я слово окунулась в краешек той темной бездны, что окружает Петруся – помочила ноги и с ужасом выпрыгнула на берег.

Но он, Петр Попельский, прошел по ней долгий, по-настоящему тернистый путь, да не по берегу, а по самой глубине.

Будучи от рождения окруженным неусыпной заботой окружающих, их сочувствием к своему недугу, а порой даже жалостью, он скоро пресытился ими – и первая волна темноты накрыла его с головой.

Важно

Имея все, не зная других печалей, кроме собственной слепоты, он озлобился на родных, на свое материальное благополучие, не смог оценить тот дар, что был дан ему свыше взамен зрения, – и вот вторая волна, которая чуть было не утопила его насовсем.

И все же, природная восприимчивость к звукам, к музыке, остро развитая природой и стараниями близких ему людей, как спасательный круг, как канат, сброшенный за борт, помогла ему выбраться из бездны страха и ужаса. И вытянуть остальных.

Песня говорит не одному неопределенно разнеживающемуся слуху. Она дает образы, будет мысль в голове и мужество в сердце.

И она разбудила мужество в сердце Петра – мужество смириться со своей слепотой, мужество найти свое призвание, стать полезным другим людям, несмотря на отсутствие зрения; мужество поселить в своем сердце любовь и доброту, которые так старательно культивировались в нем матерью, дядей и любимой девушкой, взамен злобы и страдания, и мужество поделиться ими (любовью и добротой, конечно) с теми, кто нуждается в них не меньше, выразив это посредством музыки, понятной сердцу каждого своего земляка!

“Да, он прозрел… На место слепого и неутомимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…”

Источник: https://MyBook.ru/author/vladimir-galaktionovich-korolenko/slepoj-muzykant/reviews/

«Слепой музыкант» и слепой критик

Статья критика А.Г. Горнфельда (1867-1941) была написана как возражение на статью М.А. Щербины по поводу “Слепого музыканта”. М.А. Щербина являлся доцентом Московского университета. Он ослеп в двухлетнем возрасте и совершенно не сохранил зрительных воспоминаний. В 1916 году он приезжал в Полтаву и читал там лекцию о Слепом музыканте”, затем изданную отдельной статьей.

Суть возражений Щербины заключалась в том, что слепорожденный, не знавший света человек, не может переживать и лишения света. Таким образом, Короленко в “Слепом музыканте' погрешил против истины. Статья Горнфельда интересна тем, что, возражая Щербине, он дает любопытную трактовку “Слепого музыканта”, которая, надо полагать, будет небесполезна для учителя.

Печатается в сокращении. Г. Щербина спрашивает себя, какую, собственно, цель ставил себе В.Г.

Короленко: “Хотел ли он изобразить индивидуальные особенности человека, обладавшего известными природными предрасположениями, развившегося в своеобразной обстановке, причем слепота лишь наложила резкий отпечаток на эти индивидуальные особенности, или же автора интересовали типичные черты слепого, которые только в силу художественного творчества пришлось поместить в конкретную обстановку”. И мы слышим неожиданный ответ: “Есть основание думать, что последняя цель, если бы не была единственной, то во всяком случае является господствующей”. Да нет же, нет для этого основания, и основания, приводимые критиком, тают перед лицом основного факта: не правилом, но всегда исключением будет душа творческая, душа трагически окрыленная, душа, протестующая против неизбывной обиды, нанесенной ей миропорядком. Художественный образ есть всегда тип; в этом смысле дилемма, предложенная г.Щербиной, лишена содержания. И всякий слепой есть гипичнмй слепой, но' не всякое изображение слепого типично для всякого слепого. Отел-ло — полководец и, верно, типичный полководец, но бесплодно рассматривать его образ как “попытку штатских проникнум, в психологию военных”. Если в его образе есть ошибки против типичной психологии военного, это можно отметить, но существа дела это не изменит. Художественный образ имеет свою внутреннюю перспективу, с которой необходимо считаться; его надо рассматривать на той высоте, на которую его поставило созерцание художника. Всякая попытка совлечь его с этой высоты может быть формаль но правомерна, — по существу, она неизбежно ведет к извращению перспективы. И потому не с точки зрения психологии слепых важен и интересен для нас слепой Петр Попельский, а с точки зрения неистребимых запросов нашего духа, запросов, равно живых и законных и для слепого, и для зрячего.Об этом так ясно говорит один эпизод в повести' Короленко, и этого столь важного для ее уяснения эпизода не отметил его критик, хотя в этом эпизоде Короленко наперед ответил ему на его толкование. Позволю себе воспроизвести здесь то, что говорил об этом эпизоде по другому поводу, но сперва надо освежить его в памяти читателей. Мать слепого мальчика спорит о его воспитании с его дядей; старый гарибальдиец Максим склонен преклониться перед неизбежным; он всегда думал, «что жизнь — борьба, и что в ней нет места для инвалидов”, и свою судьбу, став инвалидом, решал согласно с этим. “Не малодушно ли извиваться в пыли, подобно раздавленному червяку; не малодушно ли хвататься м стремя победителя, вымаливая у него жалкие остатки собственного существования?” “Мальчику остается только свыкнуться со своей слепотой, а нам надо стремиться к тому, чтобы он забыл о свете, — говорил дядя Максим. — Я стараюсь, чтобы никакие внешние вызовы не наводили его на бесплодные вопросы, и если бы удалось устранить эти вызовы, то мальчик не сознавал бы недостатка в своих чувствах, как и мы, обладающие всеми пятью органами, не грустим о том, что у нас нет шестого.

—    Мы грустим, — тихо возразила молодая женщина.

—    Аня!

—    Мы грустим, — ответила она упрямо… — Мы часто грустим о невозможном”.

“Грустим” — слово, характерное для Короленко и для действенно-оптимистического мировоззрения. Сколько бы ни было вложено злого сарказма в “афоризм и парадокс” его “феномена”, в самом авторе нет ни тени этого озлобления, и “парадокс” его безрукого бродяги: “человек создан для счастья, как птица для полета” — есть одна из основ его мировоззрения.

Недаром и слепой Петр Попельский в конце концов не только осознал себя необходимым для жизни, но так или иначе не то реально, не то метафорически, во всяком случае противоестественно, преодолел на миг свою слепоту.

Криком отчаяния не хотел и не мог за замолчать этот крик обиженного и изуродованного человеческого существа — крик о полноте бытия, вся дли полноты бытия и, в сущноои, дли бессмертия рожденные и ной полноты не пехнлвшип, мы разнообразны  судьбах и еще разнообразнее в душах.

Многие покорно, бессмысленно, спокойно, а то и радостно несут бремя, другие вяло томятся, тихо жалуются, грустят, разумно мирятся, творя “народную мудрость” о том, что глупо, а то и грешно прать против рожна Но есть и такие, которых не придушила невозможность.

Совет

Они не могут и не должны с ней мириться; она не пригнетает, а окрыляет их; какова бы она ни была, как бы она ни называлась — люди, строй, природа, Бог, — она рождает их протест и рождает их творчество.

В молитвах или в про клятиях, в подвиге самопожертвования или в подвиге созидания они неизменно ищут одного — чуда хотят, как говорил Тургенев, “чтобы дважды два не было четыре”.

И бывает так велика и чудесна их безумная и нелепая жажда чуда, что чудо совершается: новая правда рождается на земле, новое слово освещает скорбный путь человеческий, исторгается из земли красный цветок зла, раскрываются гробы народные, исцеляются расслабленные, прозревают слепорожденные. Мы знаем, как редко победа венчает эту борьбу, столь безнадежную для здравого смысла; тверды грани между возможным и невозможным; многие разбивают себе голову о твердыни немыслимого. Но, победители или побежденные, они те, кого мы называем творцами, гениями, представителями человечества.

Републикация П. БАСИНСКОГО

Источник: http://www.megalib.com/statii/37-news/231-l-r—.html

Размышления о прочитанном произведении Короленко. Слепой музыкант

Размышления о прочитанном произведении (Короленко. Слепой музыкант)

Автор: Короленко В.Г.

Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В.Г.Короленко “Слепой музыкант”.

Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру.

Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, – слепому? Герою Короленко – слепорождённому Петру – приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный.

Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы.

Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался “с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела”. Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения.

Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них – Роман – был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же – Егорий – был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила.

Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных.

“Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!” – бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного.

Обратите внимание

На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам.

Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина.

Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы.

Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её. Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своём чувстве Петру.

Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути.

Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому “приходится налегать на вёсла” и идти к свету, солнцу, счастью!

Источник: https://botanim.ru/content/razmyishleniya-o-prochitannom-proizvedenii-korolen-821.html

Размышления о прочитанном произведении Короленко. Слепой музыкант

)

Автор: Короленко В.Г.

Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В.Г.Короленко “Слепой музыкант”.

Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, – слепому? Герою Короленко – слепорождённому Петру – приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины.

Важно

Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы.

Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался “с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела”. Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения.

Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них – Роман – был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же – Егорий – был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила.

Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных.

“Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!” – бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного.

Обратите внимание

На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам.

Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье.

С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её.

Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами.

Совет

И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому “приходится налегать на вёсла” и идти к свету, солнцу, счастью!

Источник: http://twidler.ru/referat/literatura-i-russkiy-yazyk/razmyshleniya-o-prochitannom-proizvedenii-korolenko-slepoy-194043

Готовые школьные сочинения

Авг
24 2016

Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, — слепому? В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет.

С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины.

Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков. Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы.

К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, “что эта живая волна катится мимо него”.

Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм — неизбежные качества слепорожденного человека.

Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого.

Обратите внимание

Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку. Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки.

После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь.

Слепой обретает силы в музыке.

Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта. В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора.

Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра.

Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы.

Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее.

Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру.

Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру.

Важно

Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный all so ch. ru 2001 2005 студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/problema-nravstvennogo-vybora-v-povesti-v-g-korolenko-slepoj-muzykant-2/

Слепой музыкант – Владимир Короленко – Рецензия на книгу

Вот, решила прочитать. И совершенно зря! Может, детям это и сойдёт в качестве педагогической наглядности по тому, как надо жалеть слепых и радоваться, что сам не слепой.

Хотя я считаю, что дети должны читать книги, конечно, детские, но действительно хорошо написанные.

А не Короленко! У которого сплошная пидагогика, а не художественный текст: «Таким образом, слепота не помешала правильному физическому развитию, и влияние её на нравственный склад ребёнка было по возможности ослаблено».

Если кто не в курсе сюжета, речь там идёт о слепом от рождения мальчике, который ещё в детстве удачно познакомился с соседской девочкой, поэтому не остался в одиночестве, когда пришла пора обзаводиться семьёй. В течение всей книги Петя и его окружающие сокрушаются о его слепоте, однако заглавный герой находит своё место в мире: быть музыкантом.

Совершенно убили комментарии автора (сначала я думала, что это хотя бы редактор поиздевался), например: «Меланхолическое – унылое, тоскливое».

И всё??? Это типа добрый автор решил объяснить детишкам значение слова? А потом они будут говорить: «Не нравятся мне уроки литературы, слишком они меланхолические». Остальные комментарии (которых обилие) в том же духе.

Единственное, что порадовало: наконец-то я узнала, что такое малиновый звон (честно говоря, думала, что просто образное выражение).

Совет

Психологию и мировосприятие слепых автор не знает совершенно. Зачем тогда браться? Я, правда, с ними тоже лично не общалась, но хотя бы кое-что читала.

Да и сама думаю, что наивно писать: «Мозг [слепого] творит в темноте свой собственный мир, грустный, печальный и сумрачный, но не лишённый своеобразной, смутной поэзии».

Такое сказать можно только со стороны! На самом деле, слепой – тоже человек, и не всегда он печальный, а разный. И мир у него разный: где-то весёлый, где-то грустный, а то и просто скучный; не целыми днями он о своей слепоте думает.

Так же наивна и убеждённость автора в необъяснимом даре всевидения без зрения у слепых. Например, когда Петя каким-то образом знал, где пролетел метеорит.

Или такая фраза: «Он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, как будто чувствуя, к какому центру тяготеет всё окружающее».

Почему – «как будто»? Лучи солнца и мы с закрытыми глазами почувствуем кожей, никакого дара тут не нужно. А в историю с метеоритом я, конечно, не верю.

Далее. Ну ладно, простим автору незнание психологии слепых, но как насчёт психологии мальчиков? Короленко был когда-нибудь мальчиком? Даже не знаю.

Потому что поступки у Петра совершенно девчачьи (уж это-то я прекрасно знаю): например, демонстративно уходить во время компанейской беседы, чтобы Эвелина (его девушка) бросилась его догонять и извиняться, что разговаривала не столько с ним, сколько с гостями.

Обратите внимание

Или, как только Эвелина ненадолго уехала, начинать накручивать себе, что не всё у них хорошо (тогда как на самом деле всё хорошо): «Что-то бесформенное ударило в этот образ мертвящим дуновением, и он разлетелся. Он уже не мог соединить свои воспоминания в ту гармоничную цельность чувства, которая переполняла его в первое время». Очень точно описаны типичные женские заходы!

Ещё я удивилась, как они до 17 лет и не думали встречаться (а всё потому, что Пётр тормоз!).

И как Пётр не обиделся, когда Эвелина мужественно взяла инициативу в свои руки и призналась в любви за себя и за него тоже (а всё потому, что он тормоз!).

Однако этот момент (признание) – один из ДВУХ сильных моментов в этой книге: офигенно обрывается описание природы (на полуфразе, практически постмодернизм!), чтобы показать, что наконец-то до Пети дошло!..

Второй сильный момент, когда мать Пети сказала, что все мы, бывает, грустим о невозможном. О том, что у нас нет шестого чувства. Это да, здорово!

А вот момент, который мне ну совсем не понравился. Когда молодые люди умничали, а Эвелина молча вышивала, и автор словно подготавливал нас к тому, что сейчас она скажет что-нибудь такое, что все язык прикусят.

Что же она говорит? «У всякого человека, господа, своя дорога в жизни».

Пустая банальность:( Кроме того, то Эвелина с детства говорит чопорным языком взрослых, а то вдруг все слова и солидность теряет, чтобы у Короленко была возможность показать детскую речь: «Ах, какая туча идёт, какая туча тёмная-претёмная!».

Единственный достоверный образ – Максима, воспитателя Пети. Человек, зацикленный на идейном воспитании мальчика: ««Обездоленный за обиженных» – вот девиз, который он выставил заранее на боевом знамени своего питомца». Всё-то он прикапывался к Петру, чтобы тот (за что-то) «боролся». Но, надо признать, человеком Пётр стал во многом именно благодаря ему.

Важно

Думаю, образ Максима удался автору потому, что тот сам грешит излишней дидактичностью. Например, подробнейшее описание значений цветов (красный – цвет страсти, «цвет упоения, греха, ярости, гнева и мести») напоминает мне «Словарь знаков и символов», а не художественное произведение. (Ср.

сходное перечисление красных предметов и явлений у Макса Фриша, которое воспринимается совершенно иначе: художественно, шизофренично, легко.)

Или сцена, когда Пётр, ещё не зная нот, подымал лицо при высоких звуках фортепиано и наклонялся при низких – в это я совсем не верю! Термины «высокие – низкие звуки» являются условностью. Например, мне в детстве казался высоким именно бас, потому что он физически выглядел выше, больше. Не мог мальчик угадать немотивированные термины.

Ещё непонятно, почему автор называет скрипку (в противовес дудке) «весёлой». Это ж, в конце-концов, не гусли! По-моему, скрипка чаще грустная, или просто – задушевная. А при задушевном разговоре разухабистая весёлость неуместна.

Я понимаю, что я придираюсь к мелочам. Что в художественном произведении не это главное. Но мелочи не главное в ХОРОШЕМ художественном произведении! А когда текст корявый, герои никакие, ситуации фальшивые – то так и хочется попридираться, любая мелочь бесит.

И ради указанных выше двух действительно хороших моментов читать всю книгу совершенно необязательно. Что я могу ещё сказать о ней неплохого? Понравилась мысль о натурах, предназначенных для любви, которые со стороны кажутся слишком холдными и рассудительными.

Неплохое (доходчивое) сравнение чувств Эвелины с кинжалом, застрявшим в ране. Вот и ВСЁ. Книгу никому не советую. Хотите почитать русскую прозу рубежа XIX – XX веков – читайте лучше Чехова, Куприна, Горького и Леонида Андреева. Сами понимаете.

20.05.2008

Источник: http://recensent.ru/nushka/602/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector