Суть и идея “слова о полку игореве”, смысл и значение произведения

Какова идея «Слова о полку Игореве»?

В чем заключается главная мысль произведения? Автор заставляет читателя пережить горечь поражения Новгород-Северского князя Игоря, оказавшегося в плену у половцев, и самостоятельно придти к выводу, что Игорь сам виноват в своей беде, поскольку понадеялся справиться с врагом своими силами. А для тех, кто не догадался, неизвестный автор повторяет ту же мысль устами князя Святослава, призвавшего князей объединиться, чтобы вместе давать отпор врагу. В. М. Васнецов, «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 г.
Источник: ru.wikipedia.org

Какую роль играют в этом произведении картины природы? По-видимому, не только поэтическую. Целью является вовсе не желание показать, как прекрасна русская земля и как любят ее живущие на ней люди. Описание русской земли дано в контрасте с описанием земли половцев. Тем самым автор хочет «юридически обосновать», что с точки зрения его современников «свое», а что «чужое». Половцы, пытающиеся захватить земли русичей, прекрасно понимают, что покушаются на чужое. Они не имеют морального права вторгаться на русские территории, поскольку те не похожи на их собственные.

Плач Ярославны — также не просто лирическое отступление с целью показать лучшие черты женского национального характера. Не случайно автор ставит ее как бы над происходящим, на высокую крепостную стену. Ярославна, наблюдающая за происходящим с высоты, — это метафорический образ высших сил, которые сочувствуют русским людям.
В. Г. Перов, «Плач Ярославны», 1881 г.
Источник: artchive.ru

Как известно, скептики предполагают, что «Слово о полку» — подделка конца XVIII века, сочиненная с целью подчеркнуть величие России, которая как раз в это время, при Екатерине II, добилась выхода к Черному морю, сражаясь как раз с наследниками территорий половцев — крымскими татарами, подчинявшимися турецкому султану. То обстоятельство, что автор не ввел в свой сюжет святых или иных персонажей религиозно-мистического характера, дабы подкрепить правоту русских воинов (как, скорее всего, поступил бы писатель древности), а выразил сочувствие героям через «Плач Ярославны», является обстоятельством в пользу этого предположения. Впрочем, если даже «Слово» является лишь подделкой «под древность», это не умаляет его художественных достоинств.

Сильной стороной поэмы является ее пространственная и временная широта, поскольку автор то обращается к историям прошлого, то углубляется в географию, упоминая, например, довольно далеко находящиеся друг от друга Дон и Волгу. Эти приемы наводят на мысль, что автор «Слова» был опытным литератором, и «Слово» — не единственное его произведение (тем более странно, что о других его шедеврах мы ничего не знаем).

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/66088/

Сочинение. Главная идея в произведении «Слово о полку Игореве»

На первый взгляд произведение «Слово полку Игореве» рассказывает нам историю о походе великого русского князя.

Но если внимательно ознакомиться с текстом, то становится очевидным, что поход – всего лишь повод для автора задуматься и поразмышлять о судьбе русского  народа и его земли.

Красной линией сквозь всю повесть проходит страстный призыв объединить народ, чтобы защитить землю русскую.

Обратите внимание

Автор, как настоящий представитель интересов всего русского населения, показывает свое негативное отношение к междоусобным войнам князей, из-за которых могущество Руси только ослабевает.

Поражение войск князя Игоря автор изображает как предостережение для всех погрязших в междоусобицах князей, которые являлись виновниками несчастий простого русского народа, так как делали родину неспособной противостоять нашествиям алчных кочевников.

Автор призывает князей прекратить внутренние раздоры и объединиться для защиты от внешнего врага. Именно идея объединения русского народа против своих врагов, по моему мнению, и является главной в произведении.

Автор «Слова о полку Игореве» показал себя как подлинный патриот, радеющий за судьбу населения своей родной земли.Причину поражения войска Игоря автор видит не в слабости или трусости воинов, а в самих князьях, которые из-за своих распрей разоряют свою же землю.

Начиная свою повесть, автор размышляет о том, как ему лучше начать рассказ – так, как когда-то это делал певец Боян, воспевая князей и их славные подвиги, или же описывая действительные события.

Автор решает изобразить действительность и начинает свой рассказ воспоминаниями о тревожном начале похода Игоря. Он рассказывает о зловещих знамениях природы, предшествовавших походу – это и вой волков, и лай лисиц, и затмение солнца.

Природа выступает предвестником беды, она всеми силами пытается предостеречь князя и не пустить его дальше.

Однако князь не придал значения знакам, потому что предпочел бы смерть позорному возвращению. Его воинов постигла неудача, но само поражение автор не описывает подробно, ведь в этом не было необходимости – память о событии еще слишком свежа.

Важно

В кратком описании чувствуется некая взволнованность: автор не может сосредоточиться, так как страдает от трагичных воспоминаний, и в волнении он отступает от повествования.

Вместо этого он вспоминает о других неудачных походах – о раздорах деда князя Игоря, и напоминает об ужасных последствиях тех междоусобиц.

Страшное поражение князя заставляет автора вспомнить о том, что совсем недавно князь киевский Святослав, объединив русских князей, разгромил того же врага – половцев. Здесь автор переносится в Киев, где мы погружаемся в зловещий сон Святослава, предвещающий беду русской земле.

Когда сон сбывается, князь произносит свое знаменитое «золотое слово», упрекая Игоря и его брата за попрание его наставлений, за неуважение к его опыту. Он высказывает негодование от того, что князья самонадеянно, без уговора с ним, пошли в поход. Постепенно эта речь Святослава переходит в авторскую, перерастая в обращение ко всем русским князьям тех времен.

Автор напоминает о том, как сильны они могут быть, когда объединяются, и призывает могущественных князей вместе выступить за родную землю. Тут нашлось место лирической, нежной нотке – автор вспоминает прелестную молодую жену Игоря и раскрывает читателю всю тоску ее души о муже, о погибших воинах.

Она в своем плаче обращается ко всем силам природы, и природа отзывается на ее мольбу – море взбушевало, и Игорь бежал из плена. Возвращением Игоря на русскую землю автор показывает надежду на славное будущее Руси, уверенность в могуществе правящих князей.

Все содержание повести «Слово о полку Игореве» пронизано идеей единения народа перед лицом страшной внешней угрозы. Призыв автора к единению проникнут страстной, сильной и в то же время нежной любовью к родине.

Источник: https://vsesoch.ru/slovo-o-polku-igoreve/1096-sochinenie-glavnaya-ideya-v-proizvedenii-lslovo-o-polku-igorever.html

Готовые школьные сочинения

Янв
24 2011

Смысл произведения “Слово о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве” было создано около восьми веков назад. Но интерес к нему со временем не угасал, а разгорался. “Слово” уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов. Это произведение вызывает споры по поводу своего открытия и опубликования, волнует проблемой подлинности, которая так и не решена окончательно.

До нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным. О чем же повествует “Слово”? Почему так долговечно это произведение, столь небольшое по своим размерам? В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила.

Но князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: он начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя. Игорь считал, что ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей, и он решил снарядить новый поход.

Его планы простирались очень далеко: Игорь надеялся отвоевать у половцев когда-то утраченную Тьмутаракань.

Совет

Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недальновидностью, безрассудством, любовь к Родине – с отсутствием представления о единении, совместной борьбе. Игорь хотел прославиться, и это привело его к поражению, которого еще не знали русичи.

Впервые за всю историю борьбы с кочевниками русские князья – Игорь и Всеволод – оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое сокрушительное поражение. Победив Игоря, половцы ринулись разорять русскую землю.

Князья были заняты внутренними раздорами и им не было дело до Руси.

Тяжесть неудачи Игоря была тем позорнее для Русской земли, что она подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей.

“Слово” писалось в период упадка политического единства, но далеко не культурного. В XII веке на Руси происходит подъем культуры. Особенного развития тогда достигает искусство слова.

Большинство древнерусских письменных произведений XII не дошло до нас из-за истребления врагами , пожарами; но даже то немногое, что сохранилось, свидетельствует о высокой общей культуре, о наличии нескольких литературных школ, о многочисленности жанров. И чем меньше древнерусских работ доходит до нас, тем больше мы осознаем важность “Слова”.

Читая именно его, с его помощью мы можем не только узнать об общественной жизни того времени, но и получить представление о литературе древности. “Слово” – яркое доказательство высокого уровня развития Руси.

Автор “Слова” рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая “Слово”, он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

Свой призыв к единению, свое чувство любви к родине автор воплотил в живом, красочном образе Русской земли. Образ Руси – существенная часть “Слова” как призыва к ее защите.

Автор так показывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о разобщенности кажется нам неестественной. С трудом верится, что мирный труд русских пахарей нарушен усобицами князей, что многие русские мужи полегли в битве.

Обратите внимание

Природа живет и дышит в “Слове” заодно с человеком, поддерживает могучих русских воинов. Природа радуется их победам, и грустит об их поражениях. Автор рисует неохватные просторы русской земли.

Едва ли в мировой литературе есть произведения, которые охватывали бы столь обширные географические пространства: Дон, Днепр, Волга, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород – все это наша Родина. Автор описывает эти места, придавая им живые, теплые черты. С другой стороны, он противопоставляет их “мертвой” половецкой степи – “стране незнаемой”, “грязевым местам”.

Русская земля для автора “Слова”, конечно же, означала не только природу, но и многое другое. Так, например, значительное место уделяется в произведении русскому народу.

Как прочувствовано автор описывает горе всего народа после поражения Игоря! Включает для него понятие Родины и ее историю. Рассказывая о походе Игоря, автор охватывает в повествовании крупный исторический промежуток. Он пишет о поражении в назидание потомкам.

Ведь “Слово” – это, помимо всего прочего, и предупреждение не повторять своих же ошибок. К сожалению, история редко обходится без этого.

Гибкий ритм “Слова” подчинен содержанию. Ритм меняется, близко следуя смыслу, идее произведения. В этом точном соответствии ритмической формы и идейного содержания “Слова” – одно из важнейших оснований своеобразной музыкальности его языка.

Смысл же произведения просматривается легко. “Слово” было непосредственным откликом на события похода Игоря. Автор, чувствуя сильнейшую боль за свою землю, говорит о разрозненности княжеств Руси, о междоусобицах.

“Слово” проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. Оно напоено им. “Слово” было призывом к прекращению усобиц, к объединению перед лицом могучего внешнего врага. На примере поражения Игоря автор показывает последствия раздробленности Руси.

Он обращается ко всем князьям, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину. Таким образом “Слово” – это призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро.

Важно

“Слово о полку Игореве” уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов, просто любителей древности. Оно как магнитом притягивает к себе взоры многих и многих людей, даже целых поколений.

Это произведение волнует загадочной историей своего открытия и опубликования, волнует проблемой подлинности, которая так и не решена до конца. Найденная Мусиным-Пушкиным рукопись в списках 14 века была преподнесена Екатерине II, но во время пожара в Москве сгорела.

До нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным, сделанный в XVIII веке.

О чем же рассказывается в этой поистине бессмертной книге. Сюжет ее тоже загадочен. В центре внимания автора не победа, а поражение. Поражение заштатного князя Новгород-Северской земли Игоря в 1185 году.

В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.

Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя.

По-видимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не удалось доказать преданность союзу русских князей против половцев со своими союзниками без сговора с киевским князем Святославом.

Его планы простирались очень далеко: он надеялся, видимо, отвоевать у половцев утраченную Тьмутаракань.

Совет

Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине – с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы.

Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские.

Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья – Игорь и его брат Всеволод – оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение.

Вслед за победой над Игорем половцы, собрав весь свой народ, ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты раздорами, а “поганые” рыскали по Русской земле.

Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли, что эта неудача подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей во главе со Святославом Киевским.

“Слово о полку Игореве” было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси.

Автор “Слова” смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед Родиной. Он зовет их защищать Русскую землю.

И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в “Слове” нет и тени уныния. Вся поэма как бы обращена к будущему.

Таким образом, “Слово о полку Игореве” – это призыв к единению. Каким же представлялось автору “Слова” то единство Руси, к которому он звал своих читателей? Само собой разумеется, что нельзя было просто уговорить русских князей перестать враждовать между собою.

Обратите внимание

Нужна была такая сильная центральная власть, которая могла бы скрепить единство Руси, сделать Русь мощным государством. Автор “Слова” – сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Киевский князь Святослав рисуется ему как сильный и грозный властитель.

В “Слове” мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти, с помощью которой должно было осуществляться единство Русской земли.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор “Слова о полку Игореве” воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем “Слова” является не какой-либо из князей, а русский народ. Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли – центральный в “Слове”.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Смысл произведения “Слово о полку Игореве” . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/smysl-proizvedeniya-slovo-o-polku-igoreve/

“Слово о полку Игореве”: значение произведения

«Слово о полку Игореве», значение которого очень велико, стоит совершенно одиноко во всей нашей книжной светской словесности древнего периода. «Слово» — оригинальное, самостоятельное произведение. Оно замечательно в поэтическом отношении как по силе изображения событий и их героев, так и по задушевному лиризму, по излиянию чувств самого автора.

Еще важнее значение “Слово о полку Игореве” в историческом отношении. Оно высоко по своей идее и патриотическому чувству. Оно все проникнуто русским духом. Оно зовет всех к согласию, единению, пробуждает и укрепляет чувство любви к великой Русской земле, к родине.

Историческая сторона «Слова» важна и интересна, прежде всего, тем, что в нем рассказывается о событиях похода новгород-северских князей на половцев согласно летописи.

Но помимо этого, содержание «Слова» представляет единственную дошедшую до нас картину из эпохи междоусобий русских князей.

Картина полна исторической истины и является важным источником, в котором дается как общее освещение событий, так и та кие частные факты, о которых летопись не упоминает.

Значение «Слово о полку Игореве» велико не только потому, что в нем подробно рассказано об одном из часто повторявшихся тогда печальных происшествий, но и потому, что в нем изображена картина жизни дружинно-боярской Киевской Руси. Оно передает думы и чувства наших предков, их отношения к своим князям; к их междоусобицам. Оно выражает глубокое сознание единства Русской земли, единства русского народа.

В поэтическом рассказе «Слова» чувствуется любовь наших предков к родине и ее защитникам, восторженное отношение к ее героям; их привязанность к родным полям и лесам, их сочувствие горестям русской женщины.

Точно живой восстает образ русской женщины того далекого от нас века. В «Слове» две ее песни, и обе печальные. В одной из них русские жены оплакивают гибель войска Игорева:
И восплакались русские жены,
Причитая:
«Уже нам о своих милых родных
Ни мыслию помыслить,
Ни думой подумать,

Ни очами на них поглядеть».

Другая песнь—плач Ярославны об Игоре. Как много здесь поэзии, высокой красоты в укоризнах и мольбах ее к природе.

Важно

Одинокая, тоскующая Ярославна доверчиво раскрывает свою душу, изливает свои горькие жалобы, и сила любви и веры русской женщины вызывает скорое избавление Игоря из плена.

Грустные думы и чувства волновали наших предков в те далекие времена, когда Русская земля, терзаемая усобицами, отбивалась от врагов, на нее наседавших.

Источник: Пишем сочинения по “Слову о полку Игореве”. М.: “Грамотей”, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/drevnerusskaja_literatura/slovo_o_polku_igoreve/slovo_o_polku_igoreve_znachenie_proizvedenija/71-1-0-243

Доклад: Основная идея Слова о полку Игореве

Автор: Разное

Быть может, долго бы еще не проникся я интересом и любовью к древней поэме, если бы не роман Василия Григорьевича Яна «Батый».

Я прочитал его на одном дыхании и долго еще жил в мире битв и пожаров, видел леса, в которых прятались народные мстители, юрту Батыя. Так почувствовал я желание знать больше о судьбе своей страны.

И еще я понял, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.

Всякого, любящего Россию, не может оставить равнодушным патриотизм неизвестного автора Слова о полку Игореве. «О Русская земля!» — не раз мы воскликнем за певцом.

Мы помним уроки истории в 8-м классе, тогда узнали мы, что после великих князей, которые крепко держали в руках Русь, побеждали ее врагов, наступил период раздробленности. УО, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским, рассказывает нам певец земли Русской.

И возникли у князей вместо борьбы с погаными междоусобия, брат стал брату говорить: УЁто мое, и то мое жеФ. И стали князья про малое это великое молвить и сами на себя крамолу ковать… так образно повествуется о печалях некогда великого и мощного государства. А теперь князья из соперничества водят поганых половцев на княжества своих противников.

Половцы Ч бедствие Руси. Их быстрые кони вытаптывают посевы, волосяные арканы захватывают пленных, за ними следуют пожары и разорения. Водимые во время междоусобиц на Русь нашими князьями как союзники, половецкие орды теперь хорошо знают все дороги в эту богатую землю.

Ходят, конечно, и русские князья на половцев. Но если раньше все дружины были покорны воле одного князя, то теперь каждый стремится добыть свою личную славу. Таковы Игорь и брат его Всеволод. Пошли они на степняков и были разбиты. Стали теперь враги разорять Русь.

Совет

Главная идея произведения заключена в «золотом слове» Святослава, князя Киева, матери городов русских.

Зовет он всех русских храбрых князей на борьбу с врагами: «Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, на землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича! Зовет русский Боян объединиться князей, чтобы не тревожили они народ своими распрями, чтобы вместе могли дать отпор любому врагу».

А вскоре далеко-далеко на Востоке соберутся монгольские племена под руку Чингиз-хана.

Нынче, как много веков назад, опять распались славянские земли. Россия, Украина, Белоруссия бьются с проблемами в одиночку. Соберутся ли они вновь? Кто знает…

Источник: https://ronl.org/doklady/literatura-i-russkiy-yazyk/796380/

Идейная проблематика и художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»

Идеи: Поражение Игоря в 1185 году было очень тяжелым: 4 князя взяты в плен, большая часть дружины перебита. Никогда еще походы не оканчивались так печально. Вслед за победой над Игорем половцы ринулись разорять Русскую землю.

Русь перенесла страшное потрясение после поражения. «И настала тяжкая година,Поглотила русичей чужбина».

Показывает ситуацию раздробленности и ясно дает понять, что в таком положении Русь не выстоит перед лицом врага: «А князья дружин не собирают…И куют крамолу брат на брата.А враги на Русь несутся тучей,И повсюду бедствие и горе».

«Поганые» теперь со всех сторон с победами приходили на русскую землю. Кроме того, неудача Игоря подорвала значение блестящей победы над половцами, незадолго до этого одержанной коалицией русских князей во главе со Святославом.

Автор живо откликается на события, желая своим талантом послужить интересам родной земли. Он страстный патриот Киевской земли, горько переживающий все ее горести. Его главной задачей было дать верную политическую оценку события, показать своим современникам, какое значение имеет неудача Игорева похода для исторической судьбы всей Русской земли и каким губительным фактором стала раздробленность на Руси. Игорь-князь и Всеволод отважный,Святослава храбрые сыны,-Вот ведь кто с дружиною бесстрашнойРазбудил поганых для войны!А давно ли, мощною рукоюЗа обиды наши покарав,Это зло великою грозоюУсыпил отец их Святослав!

Автору горько от того, что все смеются над Игорем, удалым, несчастным, который на Русь накликал зло. Его главное желание как патриота – восстановление былого авторитета Киева и его былого положения – центра русской государственности. Однако интересы Киева неотделимы для автора от благополучия всей Русской земли в целом.

Поэтому главной идеей «Слова» становится идея единения всех русских князей, всех земель вокруг Киева и киевского князя. Святослав – для него идеал правителя, мудрого и могущественного. Образ идеализирован.

Он призывает встать на защиту Родины не только тех князей, чьим землям угрожает опасность, но и тех, которым нечего было опасаться: Всеволода 3 суздальского (Большое гнездо, от него зависят и рязанские глебовичи), который и Волгу веслами расплещет и шеломом вычерпает Дон, Ярослава Галицкого, который успешно обороняет юго-запад Руси и борется со степняками, Рюрику и Давиду напоминает об их некогда тяжелом поражении от половцев, призывает Мстислава и буй Романа, которых страшатся литовцы. В сознании автора военная катастрофа, постигшая Игоря, виделась как последнее предупреждение князьям, действовавшим вразброд, а иногда и затевавшим усобицы. Поэтому автор призывает к единению всех русских князей перед нашествием монгольских полчищ.

«Слово» дает живую картину феодального строя Руси, особенно в характеристике князей и дружины. Игорь и Всеволод – рыцари, для которых честь и слава – главные двигатели в их поведении. Лучше быть убитыми, нежели плененными.

Читайте также:  Жизненный путь пьера безухова в романе "война и мир": духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии

Игоря отличают рыцарская отвага, храбрость, воинская доблесть, так же как и Всеволода. О Романе владимиро-волынском говорит, что он «парит на подвиг в отваге, словно сокол, по ветру летящий».

Дружина Игоря ищет себе чести, а князю – славы.

Кроме того, автор еще во вступлении обозначает свою цель: довести повесть о године бед от княжения Владимира Святого до времени Игоря.

Помимо линейной сюжетной линии, автор упоминает те события и тех людей, которые непосредственно в битве Игоря участия не принимают, но расширяют историческую перспективу, позволяют понять причины междоусобиц, вражды с половцами (изображение Всеслава Полоцкого – в слове Святослава, других князей, которым обращается Святослав, Олега Гориславича – после 2 сражения). Цель таких отступлений – напомнить, к чему приводит политика раздоров, и призвать к установлению прочного княжеского союза.

Автор скорее всего дружинник Святослава. Он защищает общенародные интересы, окружает киевского князя ореолом политического авторитета для всей Руси. Он против затеи Игоря:Венецейцы, греки и мораваЧто ни день о русичах поют,Величают князя Святослава,Игоря отважного клянут.

Обратите внимание

но говорит о нем и Всеволоде так, чтобы вызвать у князей участие, жалость к их судьбе. Он подчеркивает их мужество, отвагу, рыцарскую неустрашимость. После поражения во второй битве называет Игоря «сокол наш могучий». С радостью говорит о возвращении Игоря на Русь.

Художественное своеобразие: «Слово» не стремится к передаче последовательных моментов игорева похода и возвращения Игоря из плена, а к возбуждению жалости и участия к игоревой беде и к уяснению всего произошедшего в определенном политическом котексте.

С этой целью автор дает ряд лирических картин, в которых фактический элемент отходит на второй план и уступает место образному описанию наиболее драматических моментов.

В авторе сказывается христианин, но больше, чем в другом русском памятнике присутствует языческая мифология.

Вместо традиционной воинской повести автор создает одновременно страстную лирическую песню и волнующее публицистическое произведение, сам становясь судьей и настоящего, и прошлого русской истории, нередко пускаясь в пространные размышления.

Его не интресуют точные факты, важно передать общее впечатление и заставить читателя пережить и прочувствовать события. Например, в отличие от повести в Ипатьевской летописи, в «Слове» не сообщается никаких подробностей первого сражения с половцами, зато с гиперболической роскошью показаны трофеи, захваченные Игорем: красные половецкие девы, золото, такни.

Затем, если в Ипатьевской летописи идет подробное описание второй битвы, то в «Слове» вместо точных фактов переданы весь драматизм и необычайное ее напряжение. Каждое событие, которое в Ипатьевской летописи изображено в очень реальных красках, автор «Слова» оживляет, придавая особый трагизм.

Так, Святослав, еще не зная о поражении Игоря, уже томится злым предчувтсвием. Видит мутный сон, значение которого ему не ясно. С той же целью вводится и символ солнечного затмения.

Вообще, одной из самых главных художественных особенностей становится гиперболизация.Так дано изображение Всеволода, например: ярый тур, прыщет на врага стрелами, гремит о шлемы мечами булатными. Куда ни поскачет, там лежат поганые головы половецкие. Гиперболизация видна и в эпитетах ( туча стрел). Обращение Святослава к Всеволоду Суздальскому: «Ты и Волгу веслами расплещешь,Ты шеломом вычерпаешь Дон».

Своеобразен и жанр: элементы ораторского произведения, воинской исторической повести, героической песни. Особенности, присущие ораторскому жанру: обращение к слушателям или читателям ( первые строки). Потом обращение повторяется еще пять раз. Обращением автор и заканчивает. То есть он все время стоит в позиции оратора, говорящего от 1 лица.

Воинская повесть: сюжетная основа – военный поход, его герои – князья – воины и их храбрые дружинники, ищущие себе чести, а князьям славы. Большое внимание уделено героике сражений, «Слово» наполнено звоном военной славы.

Есть характерные для воинских повестей образы-символы: копие преломить конец поля – одержать победу, испить шеломом Дону – победить врага у Дона, главу свою приложить – пасть в бою, вступить в злато стремя – выстпеить в поход, стязи глаголют – войска говорят.

Героическая песнь.Сохранена связь с реальными фактами, но даны они в эмоциональном лирическом восприятии автора. Автор использует поэтическую образность фольклора, восхищается доблестью и мужеством князей, скорбит и плачет, призывает, укоряет, радуется возвращению Игоря и прославляет его.

Богатая образно-символическая насыщенность: олицетворения (Стоном стонет мать-земля сырая; одушевление отвлеченных понятий: обида – Дева Обида, скорби и печали – Карна и Жля), метафора (стяги плещут, «Задымилось поле под ногами.И взошел великими скорбями На Руси кровавый тот посев», «Стонет, братья, Киев над горою,Тяжела Чернигову напасть,И печаль обильною рекою По селеньям русским разлилась», «Приумолкли города, и снова На Руси веселье полегло».) паралеллизм (О златом черниговском престоле,О желанной Глебовне своей! – Всеволод позабыл, «Стрелы половецкие свистят,Сабли ударяют по шеломам,Копья харалужные трещат».)

Важнейшая особенность – связь природы и человека. Животные и растения, земные и небесные стихии очень живо отзываются как на горе, так и на радость всех о ком упоминается.

Важно

Мрачное предзнаменование – солнечное затмение, зловещее мифическое существо Див предупреждает криком вражеские страны о походе Игоря, птицы, волки, орлы, тучи, ветер – все подстерегают беду, а когда он терпит поражение, трава поникла от жалости, а деревья приклонились к земле. Когда Игорь бежит из плена окружающая природа помогает ему, река Донец лелеет на волнах и всячески оберегает. Плач Ярославны: обращение к ветру, к Днепру, солнцу с просьбами и упреками. Когда Игорь бежит, уже не каркают вороны, не трещат сороки, не кричат галки, только дятлы стуком путь указывают и соловьи ликуют вдалеке, река Донец возвеличивает Игоря.

Природа звучащая: галки говорят своей горечью, Донец разговаривает с Игорем, кричат телеги, говорят боевые знамена. «Слово» вообще переполнено звуком, звоном, пением. Струны у Бояна князям славу рокотали, лисица дико брешет, волки воют, птицы кричат (все 1 часть, Игорь едет на половцев, за ним несется беда, животные, их крики, как бы олицетворяют беду)

Есть и языческие боги: велес, даждьбог, стрибог, хорс, мифически Див, Дева-обида, Карна, Жля, бывшие олицетворением плача и скорби. Боян – внук Велеса, ветры – стрибожьи внуки, а русский народ – даждьбожий внук. Олег Гориславич – внук Даждьбога. «Поднялась Обида от курганов И вступила девой в край Траянов». Олицетворение Обиды тоже признак языческого мышления.»И воздвиглась на Хвалу Хула ( 3 главка во 2 части) – олицетворение чувств.

Видимо, автор находился под воздействием анимистического восприятия природы. Он был настолько проникнут поэтической стихией, что не хотел уйти от языческого мироощущения, которое было в ту пору еще очень сильно.

Символика. Движение половецких войск символизируется в образе черных туч, стремящихся прикрыть четыре солнца, то есть четырех князей русских.

Битва символически уподобляется то посеву, то брачному пиру, то молотьбе. Это связано с интересами тех ратников, чьи интересы защищает автор.

Уподобление кровавой битвы сельскохозяйственным работам подчеркивало несовместимость войны и мира. Символично солнечное затмение.

Два светила в сумраке пропали.Вместе с ними, за море упав,Два прекрасных месяца затмилисьМолодой Олег и Святослав. (князья – это солнце или молодые месяцы)Символы вообще часто связаны со светом (солнце-месяц), погас белый свет над русскою землею.Вещие персты бояна – это 10 соколов, которые он пустил на стадо лебедей.Символика в сне Святослава: черная пелена – символ похорон, жемчуг – слез, доска без конька на тереме – знак несчастья, карканье серых ворон – знак беды.

Эпитеты: златой, златоверхий, злаченный, златокованый, много фольклора.

Постоянные эпитеты: борзые кони, буй-тур Всеволод, мил брат,ратные думы, лихие кони, кровяные зори «возвещают бедствие утра» (на следующее утро после первой битвы), копья харалужные, кровавая река, серебряная седина, «сизый орел», «синее море», «зелена трава», «стрелы каленые», «красные девки», «кровавые раны», «острые мечи», «студеная роса», «серый волк», «храбрая дружина», «черный ворон», «черная туча», «чистое поле». Метафорические эпитеты: злато слово, вещие персты, железные полки, живые струны.

Цветовые образы: златой стол, златой шелом, златоверхний терем, злато слово. Золото – символ величия, славы, вечности. Серебряное стружие, серебряные берега; зеленая трава, зеленое дерево; синее море, инее вино, синий Дон; червленые щит, червлен стяг; белая хоругвь, серый волки, сизые орлы. Цветовые эпитеты делают образы ощутимыми.

Сравнения: Боян Серым волком по полю кружил,Как орел под облаком парил,

с серым волком сравнивается Кончак, князья и дружина. Князья еще с месяцем, с соколами, дружина с соколами стадами галок, Ярославна – с кукушкой, Игорь – с горностаем, белым гоголем, сокол, Всеслав – с лютым зверем, половцы –барсы лютые.

Вещие персты Бояна с десятью соколами, кричащие телеги –как лебеди в испуге, Гзак – серый волк, половчин – черный ворон, игорь бежит в грностая-белку обратясь, плывет как гоголь, как ветер летит, серым волком скачет, словно сокол вьется.

Отрицательное сравнение:

Не сороки во поле стрекочут,Не вороны кличут у Донца -Кони половецкие топочут,Гзак с Кончаком ищут беглеца.Ритм:Ассонансы, консонансы, аллитерации.

Источник: https://cyberpedia.su/15xcbeb.html

Нравственно-символическое значение “Слова о полку Игореве”

За последнее время понимание слова “дивъ” в “Слове о полку Игореве” как будто определилось: большинство исследователей сошлись на том, что “дивъ” – мифологическое существо, некий злой дух.

Данная концепция до сих пор не только не подкреплена необходимой доказательностью, но лишена и поэтической убедительности. В самом “Слове” нет ничего, что говорило бы о злой природе “дива”. Отрицательно характеризует его единодушно приписываемое ему выступление на стороне “поганых”.

Однако и это заключение более чем сомнительно, что мы постараемся доказать ниже.

Нельзя не отметить, что трактовка “дива” как злого духа была, по-видимому, чужда Софонию-рязанцу, иначе он едва ли бы заменил слово “дивъ” более ему говорившим словом среднего рода – “диво”.

Значения слова “дивъ”, даваемые авторитетными словарями, как общими, так и специальными, показывают, что исследователи не нашли для него сколько-нибудь однозначного смысла, исходя из его употребления в древнерусских памятниках литературы и в русском фольклоре. В.

Даль приводит различные толкования слова “дивъ” – диво, чудо, невидаль.

Допускал возможность признания “дива” удодом и Всеволод Миллер, хотя в этом вопросе высказывался осторожнее, чем Дубенский. Он писал: “Кажется со времени Дубенского большинство комментаторов колеблется в выборе для слова “дивъ” между двумя значениями – ночной птицы, удода, и какого-то мифического существа”.

Совет

Там же он говорит, что по отношению к первому месту, где в “Слове” упоминается “дивъ”, удод мог бы быть подходящим толкованием. Но Вс. Миллера не устраивало второе место: “…уже връжеса дивь на землю”. “Таких картин из царства зверей нет, – писал Миллер, – и упоминание о птице, почему-то бросившейся на землю было бы неуместно”.

Если бы это было так, то и в самом деле на путл признания “дива” удодом стояло бы непреодолимое препятствие.

Суеверия, связанные с удодом, имеются и за пределами Кавказа. Есть мясо удода запрещено по закону Моисея; брезгуют им и мусульмане. Однако культурно-историческая значимость удода гораздо шире и глубже народных суеверий. Примечательная роль отведена удоду в Коране (VII век).

Читайте также:  Пьер безухов и элен курагина в романе "война и мир": отношения и брак героев

В суре 27-й (“Муравьи”) рассказывается об отношениях израильского царя Соломона (Сулеймана) и царицы Савской. Занятый набором войска “из джинов, людей и птиц” Соломон получает известие о стране Сава от только что побывавшего там удода.

Соломон пишет царице Савской письмо с приглашением приехать в его столицу и посылает его все с тем же удодом. Можно считать, что с этого момента в литературе Востока за удодом устанавливается функция вестника. В общем рассказ Корана заимствован из Библии (Книга Царств), но там удод не упоминается.

Это показывает, что рассказ Книги Царств подвергся специфической арабской или иранской обработке.

Упоминание в Коране и высокое положение, занятое удодом, как вестником самого Соломона, уже само по себе важно для уяснения судеб удода в культуре мусульманского Восток в особенности для последующих поколений восточных поэтов. Многие птицы робели перед ожидающими их испытаниями и всячески уклонялись от похода.

Они ссылались, кто на немощность, кто на болезнь, кто на разные другие помехи: Соловей, например, обосновывал свой отказ тем, что не может покинуть Розу. Впоследствии оказалось, что многие птицы, все-таки решившиеся принять участие в походе, по дороге погибли.

Обратите внимание

В пределах занимающей нас темы внимание привлекает тот факт, что собравшихся перед походом птиц опрашивал не кто иной, как Удод. Удод же был избран ими и в предводители похода, – этому, видимо, способствовал великолепный хохол, давший повод поэтам называть удода “венценосным”.

При опросе птиц, принимавшем характер собеседования, Удод проявлял высокий уровень интеллекта и нравственности в духе учения суфиев. Его призыв к почти непреодолимо трудному походу, символизирующему духовный путь человека, позволяет усматривать в Удоде – организаторе и вожде похода – и героизм аскета, и бесстрашие идейного вдохновителя.

Нельзя Не удивляться тому, сколько веков продолжал Удод свое шествие по путям мусульманской поэзии: между созданием 27-й суры Корана и поэмами о “Походе птиц” Фарид-уд-дина Газ-зали и Аттара прошло не менее пятисот лет, а если присоединить сюда поэму А. Навои “Язык птиц”, то и целых восемьсот18.

Нельзя пройти и мимо того обстоятельства, что упомянутые три основные поэмы о “Походе птиц” датируются XII-XIII вв., то есть временем, близким к походу Игоря Северского. Образ удода в этих поэмах не дает нам прямых путеводных нитей к “Слову”, однако, существенно подчеркнуть, что в XII в.

, то есть в эпоху Игоря, почитание удода оставалось не только реликтом угасавших верований, но продолжало жить в религиозно-философской поэзии Ирана и других областей Ближнего Востока, культурно связанных с Кавказом и Предкавказьем. В свете приведенных справок уясняется тот культурный субстрат, на котором в конце средних веков степная птица удод выросла в героико-мифическое представление.

Таким образом удод оказался включенным в немногочисленную группу избранных птиц, занявших особое положение в мировой культуре, как орел, сокол, голубь, лебедь и другие.

“Слова” – удод, подкрепляется и современными орнитологическими данными. Нетрудно констатировать, что поведение “дива” в “Слове” вообще соответствует характеристикам, данным удоду специалистами.

Считать ли его демоническим существом с иранским или славянским прошлым, или же просто степной птицей, – он все равно трактуется исследователями в качестве активного недруга Игоря, выдающего тайну похода.

Иными словами, в “Слове о полку Игореве” “див” удод выступает в своей традиционной роли вестника, причем, симпатизирующего отнюдь не половцам, “поганым”, а Игорю и Русской земле.

Только с этой точки зрения можно понять и дальнейшие его действия: своим падением в момент поражения Игоря “дивъ” удод символизирует ужас и горе всей Русской земли, представителем которой он выступал в начале похода.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Нравственно-символическое значение “Слова о полку Игореве”

Другие сочинения по теме:

  1. “Слово о полку Игореве”; Создатель “Слова о полку “Слово о полку Игореве” Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь…
  2. “Композиция и жанр “Слова о полку Игореве” “Слово” начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца “слав” Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее заявляет,…
  3. Связь “Слова о полку Игореве” с устным народным творчеством “Слово о полку Игореве” – величайший памятник литературы Древней Руси. Автор “Слова…” неизвестен. Разыскал это произведение известный собиратель древностей и…
  4. Кто же он, создатель “Слова о полку Игореве”? Сочинение подойдет так же на тему: Образ русской земли в памятнике древней Руси “слово о полку Игореве”. Загадка его личности…
  5. Поэтика “Слова о полку Игореве” Поэтика “Слова” настолько своеобразна, язык и стиль его так красочны и самобытны, что на первый взгляд может показаться, что “Слово”…
  6. Полемика о времени написания “Слова о полку Игореве” “Слова о полку Игореве” было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. С этого…
  7. Раскрытие основной идеи “Слова о полку Игореве” Талантливейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь…
  8. Композиция “Слова о полку Игореве” Часть первая: поход Игорева войска – Вы прочитали дома первую часть “Слова о полку Игореве”. Каковы ваши первые впечатления? Как вы поняли содержание этой части?…
  9. Краткое содержание “Слова о полку Игореве” За основу пересказа взят дословный перевод Д. С. Лихачева. Сказитель начинает “старыми словами” печальную повесть о походе князя Игоря Святославича….
  10. Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” 1. “Слово о полку…
  11. История открытия и изучения “Слова о полку Игореве” Перед учителем стоит сложная задача: важно не просто дать ученикам информацию об этом памятнике древнерусской письменности, приблизив это произведение к…
  12. “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством “Слово…” выросло на плодородной почве русской культуры XII века. “Слово…” глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением….
  13. Природа и ее роль в “Слове о полку Игореве” Поэма “Слово о полку Игореве” небольшая по объему, но в этом произведении смешивается столько мыслей, столько тем, так тонко воспроизведено…
  14. Понятие Родины в “Слове о полку Игореве” Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В…
  15. Идейное содержание “Слова о полку Игоревом” Автор “Слова” превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба; не случайно…
  16. Время написания “Слово о полку Игореве” и вопрос о его авторе Исследования последних лет убедительно доказали, что “Слово” могло быть написано вскоре после изображенного в нем события – похода Игоря на…
  17. Как написать сочинение по “Слову о полку Игореве” Я думаю, вы мечтаете побывать в походе, а возможно, уже и бывали. Но сейчас мы с вами отправимся не в…
  18. Образ Родины в “Слове о полку Игореве” Восемь веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве” – гениальное патриотическое произведение русской литературы. Поэма Древней…
  19. Когда было написано “Слово о полку Игореве” Когда было написано “Слово о полку Игореве” 1. Своеобразие “Слова”. 2. Главная мысль произведения. 3. Величайший памятник древнерусской литературы. “Слово…
  20. Описание сюжета произведения “Слово о полку Игореве” Композиция “Слова” необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях…

Источник: https://ege-russian.ru/nravstvenno-simvolicheskoe-znachenie-slova-o-polku-igoreve/

Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» – величайший из памятников древнерусской литературы – является неподражаемым не только с точки зрения своего художественного значения и поэтической красоты, но и с точки зрения масштабности, сложности и важности затрагиваемых в нем вопросов и проблем. Идейное содержание «Слова» настолько глубоко, что невозможно осознать всю его глубину и значимость при поверхностном чтении, его также невозможно осмыслить, не зная историю Древней Руси.

В основе произведения лежит реальное историческое событие – поход Игоря Святославича Северского на половцев в 1185 г., который по своим последствиям оказался для Руси одним из наиболее трагичных и тяжелых. Именно этот военный поход автор взял за основу своего произведения.

Очень важно отметить, что в то время, когда происходили указанные выше события, Киевское княжество уже не являлось Киевской Русью, а было одним из 15 самостоятельных княжеств.

Феодалы вели непрерывные междоусобные войны, которые разоряли государство, делали его слабым и легко уязвимым.

Важно

Основные идеи «Слова о полку Игореве» – объединение Руси перед лицом половецкой опасности, прекращение вражды и усобиц между феодалами. Две эти идеи тесно взаимосвязаны и составляют основную тему произведения, являются тем, ради чего автор и взялся за его написание.

Автор постепенно раскрывает тему и чем дальше, тем более страстно начинает отстаивать свою точку зрения. Определив диапазон описываемых событий «от старого Владимира до нынешнего Игоря», он рассказывает о дерзком замысле Игоря «испити шеломом Дону» и завоевать славу и богатство.

Игорь не ищет себе союзников, самоуверенно положившись на свое войско и дружину брата, он отправляется в опасный поход, движимый желанием постоять за родную землю и добыть себе славу. Игорь терпит поражение, попадает в плен, и с этого момента на Русь обрушиваются страшные бедствия. «Уже ведь, братья, невеселое время настало, уже степь русское войско одолела.

Поднялась обида в войска Дажь-Божьих внуков, вступила девою-лебедем на землю Троянову, восплескав лебедиными крылами на синем море у Дона, прогнала добрые времена.

Борьба князей с погаными прекратилась, потому что сказал брат брату: «Это мое, и то мое же».

И стали князья про малое «это великое» молвить и сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победою на землю Русскую».

После описания всех бедствий в произведении появляется образ «великого и грозного» Святослава, который выступает символом единения Руси.

Святослав видит страшный сон и, очнувшись от него, произносит свое «золотое слово, со слезами смешанное», которое является идейным центром произведения.

Совет

Он по очереди обращается к различным князьям, прославляя их мужество и отвагу и призывая забыть о своих мелочных интересах.

Ключевая фраза этой высокой, полной глубокого смысла речи не нуждается ни в каких комментариях и звучит страстным призывом. «Ярослав и все внуки и Всеслава! Опустите же стяги свои, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо утратили вы дедовскую славу. Своими крамолами начали вы наводить поганых на землю Русскую, на жизнь Всеслава. Из-за усобиц же пошло насилие от земли Половецкой!»

«Слово о полку Игореве» заканчивается торжественной речью: «Слава Игорю Святославовичу, Буй Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князья и дружина, сражаясь за христиан с погаными полками! Князьям слава и дружине! Аминь».

Такой конец не случаен, потому что автор верит в то, что Русь – великое государство, а ее князья не так уж и плохи. Они всего лишь жертвы заблуждений своей среды, их предки были великими людьми, и они унаследовали от них это величие. Автор верит в торжество разума и в то, что на Русской земле наступит мир, покой и гармония.



Источник: https://scribble.su/work/400/8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]