Мораль басни “обезьяны” крылова (анализ, суть, смысл)

Басня Крылова И.А. Обезьяны

Категория: Басни Крылова И.А. Actionteaser.ru – тизерная реклама

Басня Крылова

Обезьяны

Когда перенимать с умом, тогда не чудоИ пользу от того сыскать;А без ума перенимать,И боже сохрани, как худо!Я приведу пример тому из дальних стран.Кто Обезьян видал, те знают,Как жадно всё они перенимают.

Так в Африке, где много Обезьян,Их стая целая сиделаПо сучьям, по ветвям на дереве густомИ на ловца украдкою глядела,Как по траве в сетях катался он кругом.

Подруга каждая тут тихо толк подругу,И шепчут все друг другу:«Смотрите-ка на удальца;Затеям у него так, право, нет конца:То кувыркнется,То развернется,То весь в комокОн так сберется,Что не видать ни рук, ни ног.Уж мы ль на всё не мастерицы,А этого у нас искусства не видать!Красавицы-сестрицы!Не худо бы нам это перенять.

Обратите внимание

Он, кажется, себя довольно позабавил;Авось уйдет, тогда мы тотчас…» Глядь,Он подлинно ушел и сети им оставил.«Что ж», говорят они: «и время нам терять?Пойдем-ка попытаться!»Красавицы сошли. Для дорогих гостейРазостлано внизу премножество сетей.

Ну в них они кувыркаться, кататься,И кутаться, и завиваться;Кричат, визжат — веселье хоть куда!Да вот беда,Когда пришло из сети выдираться!Хозяин между тем стерегИ, видя, что пора, идет к гостям с мешками,Они, чтоб наутёк,Да уж никто распутаться не мог:

И всех их побрали руками.



Когда я прочитал роман Замятина «Мы», у меня невольно возник вопрос: О чем этот произведение? О бездуховном обществе? О тоталитаризме, системе, которая разрушает человеческую личность? О любви и предательстве? Можно сказать, что здесь присутствуют все эти темы, но сам Замятин вкладывает в роман значительно более глубокий смысл, чем, например, высмеивание основ социалистического общества, как считали многие критики начала XX века. Безусловно, проблема любви и долга не является основой романа, она

Стихотворение «Паж, или Пятнадцатый год» связано с «Моцартом и Сальери» боковыми ходами смысла. Стихотворению предпослан эпиграф «С’ est L’ age de Cherubin» («Это возраст Керубино» – франц.

), который связывает облик пажа со знаменитым персонажем Бомарше и Моцарта. Керубино как бы становится героем пушкинского стихотворения. Не менее важна «близость образа Керубино человеческому облику Моцарта (а также Бомарше и Пушкина)». Л.И.

Вольперт, которой принадлежит цитата, упоминает далее и «знаменитую к

Иногда приходится слышать, что “о любви не говорят — о ней все сказано”. Действительно, тысячи лет, которые существует человечество, люди говорят, пишут, поют о любви.

Но сумеет ли кто-нибудь дать ее точное определение? Может, любовь должна быть такой, как у Ромео и Джульетты? Или любить нужно так, как булгаковская Маргарита любила Мастера? Наверное, любовь бывает разной, сколько людей — столько и видов любви. Она может быть возвышенной и романтической, спокойной и нежной, бурной и неистовой.

А

Лиза – бедная крестьянская девушка. Она живет с матерью («чувствительной, доброй старушкой») в деревне. Чтобы заработать себе на хлеб, Лиза берется за любую работу. В Москве, продавая цветы, героиня знакомится с молодым дворянином Эрастом и влюбляется в него: «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала».

Но Эраст предает девушку и ради денег женится на другой. Узнав об этом, Лиза топится в пруду. Главная черта в характере героини – чувствительность, умение преданно любить. Девушка живет н

Важно

Писатель работал над романом «Господа Головлевы» (1875 — 1880) несколько лет. Первые его главы сначала печатались в составе цикла «Благонамеренные речи».

Это обстоятельство позволяет воспринимать Головлевых в ряду тех сатирических персонажей, которые любят произносить «благонамеренные речи» в защиту «священных принципов» государства, церкви, собственности, семьи, постоянно их нарушая.

В своих критических статьях и рецензиях Салтыков-Щедрин неоднократно утверждал, что в новых исторических услови

Если бы я был учителем (сочинение-рассуждение)Если бы я был учителем, то, заходя в класс, я начинал бы урок с какой-нибудь шутки. Это хорошо расслабляет и задает тон дальнейшим занятиям.

Еще бы я поручил каждому ученику провести урок соответственно школьной программе, пусть готовятся и действуют самостоятельно.

Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем     и потому…

    бросил трубу, в которую     смотрел до сих пор через головы людей.     Толстой. Война и мир.     Название романа Толстого «Война и мир» глубоко и полно отражает содержание этого произведения.

В нем писатель изобразил жизнь не только России в переломный момент русской истории (во время Отечественной войны 1812 года), но и «отдельных людей» – их победы и поражения, важные этапы их духовного развития.     Пьер Безухов – од

9 августа 1824 года Пушкин приехал в имение Михайловское, куда он был сослан по распоряжению императора.

“В присутствии псковского губернатора коллежский секретарь Александр Пушкин дал подписку о том, что он обязуется жить безотлучно в поместье родителя своего, вести себя благонравно, не заниматься никакими неприличными сочинениями и суждениями, предосудительными и вредными общественной жизни, и не распространять оных никуда”.Но злобно мной играет счастье:Давно без крова я ношусь,Куда подует сам

Совет

Описание весны Многие считают что весна – самое удивительное время года. Она наступает так стремительно, что перемены в природе происходят буквально на глазах. Каждый весенний день приближает самое теплое и любимое время года – лето.

Наступление весны создает ощущение прихода чего-то нового, удивительного и радостного, поэтому все люди так рады весне.

Говоря о творчестве Шолохова, в первую очередь следует отметить его беспристрастность и объективность в изображении жизни русского народа в начале 20 века.

Автор не принимает искусственного возвышения одних и принижения других. Однако, он не может не заострить своего внимания на тех, кто был против новой власти и нового общества.

Так, например, в романе «Поднятая целина» мы видим борьбу коммунистов с противниками большевистской власти, происходившую в казачьем хуторе.     Именно борьба с новой ж

Сейчас смотрят:{module Крылов:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-krylova/basni-krylova/8152-basnya-krylova-i-a-obezyany.html

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»

Тема: И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Цель: Выявить какой приём использовал И.А.Крылов для высмеивания

           людских пороков.

Задачи: 1.Учить видеть иносказательный смысл басен.

               2.Развивать умение рассуждать, проявлять склонность к обмену

                  впечатлениями, уверенность в своих силах.

                3.Воспитывать нравственные качества.

                                                 Ход урока

1.Актуализация знаний

1)  Чтение стихов А.С. Пушкина и М.Ю Лермонтова.

                 (подведение итогов чтения)

Учитель – Какое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этих      великих русских поэтов?  Что вызвало эти чувства? (высказывания детей)

Учитель   – Но, несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей,     А.С Пушкин и М.Ю Лермонтов были наказаны: отправлены в ссылку.

 Причём А.С. Пушкин не однажды. Как вы думаете почему? (ответы детей).

Ученик (Индивидуальное д/з )– Да потому, что они писали не только о красоте природы, но и  об отношениях между людьми. Так А.С.

Обратите внимание

Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, которое процветало при дворе императора Александра 1. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё прилюдно.

Вот их и наказывали за это, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми.

2.  Создание проблемной ситуации

 Учитель: Но вот И.А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А  наказать его было нельзя.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?

                         (вопрос записывается на доске)

Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).

3.Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность)

1)    – Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:

     Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы

1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;

2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;

(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость,  храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность.)

2)       Подводящий диалог

Учитель – Расскажите, как вы разделили слова на группы (проверка)

ложь                        доброта

глупость                  правдивость

жадность                 храбрость

хитрость                  нежность

трусость                   верность

лесть

лень

– Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.

3)    – А кто уже может ответить на главный вопрос: « Почему Крылова не наказывали за то, за что наказывали Лермонтова и Пушкина?»

(если дети затрудняются, ведём поиск решения проблемы дальше)

                        Попрыгунья Стрекоза

                        Лето красное пропела,

                        Оглянуться не успела,

                        Как зима катит в глаза.

-Вы, конечно, узнали, откуда эти строки?

Ученики – Из басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Учитель – Так что писал И.А Крылов? (басни)

– А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).

4)    – Что такое басня? (ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ).

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.

– Так кто главные герои басен?   (животные)

– Чьи поступки высмеивает автор? (животных)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).

-А это обидно для человека? (нет)

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

Ученики – Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.

 – Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока?

Ученики – И.

А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

Важно

Учитель – И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.

– Ещё во 2 классе мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).

– Вспомните мораль известных вам басен

Ученики – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…(и др.)

Учитель – А что такое мораль? (если дети затрудняются, ответы даны на карточках).

Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.

Физминутка

3.  Работа с учебником

1)басня «Мартышка и очки»

– Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Мартышка и очки».

Скажите, вы можете по названию этой басни определить, о чём, или о ком в ней пойдёт речь?     (высказываются)

 -Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? ( Обезьяна надевает очки.)

  – А зачем она это делает?

  – Сейчас я прочту вам эту басню, а вы сравните свои предположения  с содержанием басен.  (сравнивают)

  -Что вызвало у вас смех? Какой показалась вам мартышка?

Читайте также:  Особенности языка сказок салтыкова-щедрина: элементы народных сказок, фольклора

  – Что она сделала с очками?

   -Найдите в тексте мораль этой басни (читают мораль).

2) словарная работа

(на доске записано слово Невежда)  

– Вам встретилось слово Невежда, кто это такой?

– Найдите в словаре значение этого слова.

Необразованный человек  ,   неуч – Невежда.

3) работа над содержанием

– Так какова же главная мысль басни?

– Что высмеивает И.А. Крылов?   (глупость необразованного человека).

Ребята, прочтите первые 4 строки.  Какой вопрос бы вы задали классу?

Ученики: -Почему Мартышка решила завести очки?

Учитель: – Достала она очки или нет?  Сколько?

  – А полдюжины это сколько?

 – С каким настроением она их надевала? (злилась)

 – С какой интонацией надо прочитать эти строки?

   – Прочтите.

   Попробуйте представить себе эту сердитую Мартышку, а теперь сами изобразите её мимикой, жестами.

–  Вот с таким выражением лица прочтите следующие 4 строки.

( читают несколько человек)

  Учитель:-  Как вы понимаете выражение: И проку на волос нет в них ?

  Ученики:  – Значит, нет толку, пользы.

  Учитель: – Покажите это голосом, читая следующие 3 строки ( читают).

                    – Как вы думаете  Крылов сожалеет, что есть такие неучи среди людей? Прочтите мораль басни, она поможет вам ответить на вопрос. (читают)

3)Анализ басни « Зеркало и обезьяна»

Учитель:- Следующая басня И.А. Крылова называется «Зеркало и Обезьяна». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (высказывают предположения)

-А что автор будет высмеивать?

– Давайте, сравним ваши предположения с текстом.

                                   ( дети читают)

– Что вы хотите сказать?

-Похожа эта Обезьяна на Мартышку из предыдущей басни? Чем?

– Кого она увидела в зеркале? (себя)

– Узнала она себя в зеркале? (нет)

– Почему?

– Какой она, наверное, себя считала?

-Ребята, а какой совет дал ей Мишка?

(Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?)

Эти слова стали поговоркой, и я часто вам их напоминаю. Когда я это делаю?

(Когда хочу, чтобы вы не судили другого, а посмотрели, прежде всего, на себя).

     – Так какова главная мысль, какие человеческие качества высмеивает Крылов?

– Найдите и прочтите мораль этой басни.

– Что значит « На руку нечист»?

4) Чтение по ролям

– Давайте представим себя в роли Обезьяны с зеркалом.

– Посмотрите в него, покривляйтесь.

– А теперь найдите в тексте слова, которые произносит обезьяна, глядя в зеркало.

-Я прочту слова автора, а вы слова обезьяны, Петя с Димой прочтут слова Медведя. ( Выразительное чтение по ролям)

    Итак, ребята, мы сегодня читали……. (басни), автора…….(И.А. Крылова). И напоследок я предлагаю вам поиграть в игру «Мораль сей басни такова». Ваша задача, определить к какой басне относится данная мораль.

5)   Игра

Вперёд чужой беде не смейся, голубок  . (Чиж и голубь)

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

               (Лебедь, Щука и Рак)

Таких примеров много в мире, не любит узнавать никто себя в сатире. (Обезьяна и зеркало)

Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона.

               (Слон и Моська)

Ты всё пела, это дело. Так пойди же, попляши!

           (Стрекоза и муравей)

6) Итог урока

-На этом наш урок заканчивается, а я прошу вас закончить предложения, опираясь на слова, Я знаю:  (что Крылов писал басни, в каждой басне есть мораль, мораль это…..)

     Я умею:(находить мораль в басне)

На доске появляется надпись 

            Знаю:                               Умею:

И.А.Крылов                                              Мораль

Басни

Мораль

Поучение

Или главная мысль

                              (Отметка за урок)

Домашнее задание:

– А кто ещё кроме Крылова писал басни?     ( Л.Н.Толстой)

– Соотнесите мораль басен Крылова с моралью басен Толстого

Дима – басню « Гуси и павлин» ;

Петя- «Собака и её тень»;

-Сочинить мораль к басне:

Алёна – «Учёный сын»

Все: Наизусть басню.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/10/25/otkrytyy-urok-chteniya-i-a-krylov-martyshka-i-ochki-zerkalo-i

Мораль басни «Мартышка и очки» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.

К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится». Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.

Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее последних строках: «К несчастью, то ж бывает у людей:  Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,  Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;  А ежели невежда познатней,   Так он ее еще и гонит.»

Совет

Вот что говорит поэт И. И. Хемницер о морали басни «Мартышка и Очки»: «Всем известно, что очки действительно помогают зрению; но мартышка-то, видите, переколотила их как ни к чему не нужные, да еще и кричит, что обманули ее.  Бывает так и меж людьми.

Иной видит, что сосед его имеет выгоду, та том, на другом, вот и сам схватится за то же, но у него-то вместо прибыли выходит только убыток. Вот и давай кричать: „Пустое, братцы, дело; я сам испытал!“.

А пустое-то оно и вышло у него оттого, что он принялся за дело, не разумея его; всякое же дело, как говорит пословица, мастера боится.   Так оно и во всем, в самом малом деле: какой топор в руки ни возьми, а коли рубить не умеешь, так никакой топор не поможет.» (Хемницер И. И.

, «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

По мнению авторов книги «50 басен И. А. Крылова», мораль басни заключается в следующем: «Что же очки виноваты? Знание — те же очки. Вооружись ими толково — и многое разглядишь, о чем сослепу и не догадываешься.

Только надо очки выбирать с толком; а за тем их не лизать, не на хвость низать, а надеть на глаза хорошенько!  Идите же смело путем просвещения; не слушайте всяких мартышек, которые испытывали „очки“ только языком да хвостом, и толкуют, будто в них нет проку… Не слушайте ни задорных мосек, ни тупых ослов…

»   (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Педагог Д. И. Тихомиров видит суть и смысл басни «Мартышка и Очки» в следующем: «Мартышка и Очки». Иллюстрация К. И. Рудакова «Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество.

Невежда, берущийся за дело, для исполнения которого у него нет ни природных способностей, ни знаний, ни уменья („Квартет“), невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет („Осел и Соловей“), — эти невежды только смешны.

  Гораздо опаснее тот невежда, который, не зная цены полезной вещи, толк свой про нее все к худу клонит, а если у него есть сила, то он ее гонит и истребляет („Мартышка и Очки“).»  (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Обратите внимание

Педагог В. И. Водовозов комментирует суть и смысл басни так: «…Мартышка, примерающая очки… Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

По мнению авторов книги «И. А. Крылов и его басни», мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в следуюшем: «…разряд невежд…

которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне „Мартышка и Очки“.»  («И. А.

Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Источник: https://rulit.online/articles/moral-basni-martyshka-i-ochki-krylova-analiz-sut-smysl/

Басня «Зеркало и обезьяна»: анализ произведения

Многие из нас с детства помнят строки из рифмованных историй про различных животных. Автор этих произведений Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский баснописец, слава о стихотворениях которого давно вышла за пределы его родины.

Ни для кого не секрет, что при помощи высмеивания поступков животных, этот автор раскрывал различные пороки людей, за что не раз осуждался критиками, и басня «Зеркало и обезьяна» является как раз подобным произведением.

Давайте подробнее познакомимся с этой увлекательной историей и попытаемся понять ее смысл.

Краткое содержание произведения

Басня «Зеркало и обезьяна» имеет увлекательный сюжет, действие которого начинается с того, что мартышка случайно замечает себя в зеркале и останавливает на этом свой взгляд. В стихотворении очень точно описываются все эмоции, которые она при этом испытывает: презрение и отвращение, ведь обезьяна не догадывается о том, что смотрит на нее она сама.

Попутно толкая сидящего рядом медведя, главная героиня сюжета начинает делиться с ним своими мыслями по поводу той особы, что смотрит на нее из отражения, называя ее кривлякой и сравнивая со своими кумушками-подружками, на что медведь не стал объяснять обезьяне о том, что по ту сторону на нее смотрит ее же морда, а лишь намекнул на сей факт, который остался совсем не понятым мартышкой.

«Зеркало и обезьяна» — басня Крылова, высмеивающая подлых людей

Сравнение человека с обезьяной приведено в данном произведении неспроста. На примере такого животного показано поведение подлых людей, замечающих недостатки других, но не желающих увидеть собственные огрехи.

Основная мораль басни «Зеркало и обезьяна» сосредоточена в последних строчках произведения, и именно там проведена точная аналогия обезьяны с человеком. Крылов даже указал его имя.

Это стихотворение наверняка заставило поволноваться тех людей, что любят собирать сплетни, потому что их буквальным образом сравнили с обыкновенной мартышкой, а не заметить такую аллегорию может только ребенок.

Тяжелый смысл стихотворений, который не изучается школьниками

Самым интересным является то, что в раскрытии морали автор указал прямую ситуацию – взяточничество, которое получило свое распространение именно со времен жизни Крылова. Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем, что называется, на злобу дня, поэтому начала активно обсуждаться жителями России сразу после публикации.

На сегодняшний день рифмованные истории этого автора изучаются школьниками с 3-5 класса, тем не менее их потаенный смысл доступен далеко не каждому ученику. Именно поэтому преподаватели предпочитают заострять свое внимание на более простой интерпретации смысловой нагрузки, а не углубляться.

Иван Крылов удивительным образом сочетал в своих баснях поучительный смысл для детей и глубинную мораль, которая в большинстве своем имела ориентацию на держателей власти: нечистых чиновников и неграмотных управленцев, среди которых автор постоянно вращался.

Басня «Зеркало и обезьяна» стала некой оплеухой некоторым из них.

Источник: https://rus-poetry.ru/basnya-zerkalo-i-obezyana-analiz-pro/

План – конспект урока тема: и.а. крылов «мартышка и очки», «зеркало и обезьяна»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

  1. Ф.И.О. – Гайдукова Светлана Владимировна.

  1. Место работы: Безенчукский район ГБОУ СОШ с. Ольгино.

  1. Должность: учитель начальных классов.

  1. Предмет: литературное чтение.

  1. Тема и номер урока в теме: басни, русские баснописцы, урок 1.

  1. Базовый учебник: «Литературное чтение» 3 класс, авторы Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова.

  1. Цель урока: Выявить какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания людских пороков.

  • Учить видеть иносказательный смысл басен.
  • Развивать умение рассуждать, проявлять склонность к обмену

впечатлениями, уверенность в своих силах.

  • Воспитывать нравственные качества.
  1. Тип урока: изучение новой темы.

  1. Формы работы учащихся: устный опрос, беседа, работа в парах, игра.

  1. Необходимое техническое оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова, карточки со словами, толковый словарь C.И. Ожегова, выставка книг по теме «Басни».

13. Структура и ход урока

1. Актуализация знаний:

1) Чтение стихов А.С. Пушкина

(подведение итогов чтения)

УчительКакое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этого великого русского поэта? Что вызвало эти чувства? (высказывания детей).

Учитель Но, несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей, А.С. Пушкин был наказан и отправлен в ссылку.

Причём не однажды. Как вы думаете почему? (ответы детей).

Ученик (Индивидуальное д/з)– Да потому, что он писал не только о красоте природы, но и об отношениях между людьми. Так А.С.

Обратите внимание

Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, которое процветало при дворе императора Александра 1. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё прилюдно.

Вот их и наказывали за это, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми.

2. Создание проблемной ситуации:

Учитель: Но вот И.А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А наказать его было нельзя.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?

(вопрос записывается на доске)

Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).

3. Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность):

1) – Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:

Работа в парах. Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы:

1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;

2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;

(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность.)

2) Подводящий диалог.

Учитель – Расскажите, как вы разделили слова на группы (проверка)

ложь доброта

глупость правдивость

жадность храбрость

хитрость нежность

трусость верность

лесть

лень

– Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.

3) – А кто уже может ответить на главный вопрос: « Почему Крылова не наказывали за то, за что наказывали Пушкина?»

(если дети затрудняются, ведём поиск решения проблемы дальше)

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

-Вы, конечно, узнали, откуда эти строки?

Ученики – Из басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Учитель – Так что писал И.А Крылов? (басни)

– А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).

4) – Что такое басня? (ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ).

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.

Так кто главные герои басен? (животные)

– Чьи поступки высмеивает автор? (животных)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).

-А это обидно для человека? (нет)

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

Ученики – Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.

– Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока?

Ученики – И.

А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

Учитель – И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.

– Ещё во 2 классе мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).

– Вспомните мораль известных вам басен

Ученики – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…(и др.)

Учитель – А что такое мораль? (если дети затрудняются, ответы даны на карточках).

Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.

Физминутка

4. Работа с учебником.

1) Басня «Мартышка и очки»

– Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Мартышка и очки».

Скажите, вы можете по названию этой басни определить, о чём, или о ком в ней пойдёт речь? (высказываются)

-Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? ( Обезьяна надевает очки.)

– А зачем она это делает?

– Сейчас я прочту вам эту басню, а вы сравните свои предположения с содержанием басен. (сравнивают)

-Что вызвало у вас смех? Какой показалась вам мартышка?

– Что она сделала с очками?

-Найдите в тексте мораль этой басни (читают мораль).

2) Словарная работа

(на доске записано слово Невежда)

– Вам встретилось слово Невежда, кто это такой?

– Найдите в словаре значение этого слова.

Необразованный человек, неуч – Невежда.

3) работа над содержанием

– Так какова же главная мысль басни?

– Что высмеивает И.А. Крылов? (глупость необразованного человека).

Ребята, прочтите первые 4 строки. Какой вопрос бы вы задали классу?

Ученики: –Почему Мартышка решила завести очки?

Учитель: – Достала она очки или нет? Сколько?

– А полдюжины это сколько?

– С каким настроением она их надевала? (злилась)

– С какой интонацией надо прочитать эти строки?

– Прочтите.

Попробуйте представить себе эту сердитую Мартышку, а теперь сами изобразите её мимикой, жестами.

– Вот с таким выражением лица прочтите следующие 4 строки.

( читают несколько человек)

Учитель:- Как вы понимаете выражение: И проку на волос нет в них ?

Ученики: – Значит, нет толку, пользы.

Учитель:Покажите это голосом, читая следующие 3 строки ( читают).

– Как вы думаете Крылов сожалеет, что есть такие неучи среди людей? Прочтите мораль басни, она поможет вам ответить на вопрос. (читают)

4)Анализ басни « Зеркало и обезьяна»

Учитель:- Следующая басня И.А. Крылова называется «Зеркало и Обезьяна». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (высказывают предположения)

-А что автор будет высмеивать?

– Давайте, сравним ваши предположения с текстом.

( дети читают)

– Что вы хотите сказать?

-Похожа эта Обезьяна на Мартышку из предыдущей басни? Чем?

– Кого она увидела в зеркале? (себя)

– Узнала она себя в зеркале? (нет)

– Почему?

– Какой она, наверное, себя считала?

– Ребята, а какой совет дал ей Мишка?

(Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?)

Эти слова стали поговоркой, и я часто вам их напоминаю. Когда я это делаю?

(Когда хочу, чтобы вы не судили другого, а посмотрели, прежде всего, на себя).

– Так какова главная мысль, какие человеческие качества высмеивает Крылов?

– Найдите и прочтите мораль этой басни.

– Что значит « На руку нечист»?

5) Чтение по ролям

– Давайте представим себя в роли Обезьяны с зеркалом.

– Посмотрите в него, покривляйтесь.

– А теперь найдите в тексте слова, которые произносит обезьяна, глядя в зеркало.

( Выразительное чтение по ролям)

Итак, ребята, мы сегодня читали……. (басни), автора…….(И.А. Крылова). И напоследок я предлагаю вам проверить свои знания. Ваша задача, определить к какой басне относится данная мораль.

6) Самостоятельная работа (соединить мораль с басней). Взаимопроверка.

  • Вперёд чужой беде не смейся, голубок . (Чиж и голубь)
  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

(Лебедь, Щука и Рак)

  • Таких примеров много в мире, не любит узнавать никто себя в сатире. (Обезьяна и зеркало)
  • Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона.

(Слон и Моська)

  • Ты всё пела, это дело. Так пойди же, попляши!

(Стрекоза и муравей)

7) Итог урока

-На этом наш урок заканчивается, а я прошу васзакончить предложения, опираясь на слова, Я знаю: (что Крылов писал басни, в каждой басне есть мораль, мораль это…..)

Я умею: (находить мораль в басне)

Могу похвалить себя за то, что…….

Могу похвалить одноклассников за то, что…….

На доске появляется надпись

Знаю: Умею:

И.А.Крылов Мораль

Басни

Мораль

Поучение

Или главная мысль

(Отметка за урок)

Домашнее задание:

А кто ещё кроме Крылова писал басни? ( Л.Н. Толстой)

Соотнесите мораль басен Крылова с моралью басен Толстого

– Прочитать одну из басен выразительно.

Источник: https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-tema-ia-krilov-martishka-i-ochki-zerkalo-i-obezyana-2649201.html

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы.doc – Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Басни И.А.

Крылова, как средство нравственного воспитанияшкольников, на уроках литературыВ традиционной программе начальной школы используются большей частьюпроизведения баснописца И.А. Крылова.

Его басни отличаются строгой формой,что продиктовано традициями стихотворчества, насыщены выразительнымиобразами героев и ярким, эмоциональным языком, позволяющим подчеркиватьсозданные автором характеры.

Важно

Данные особенности открывают широкие возможности в использовании басенс различными целями, такими, как: ­ нравственное воспитание учеников; ­ развитие речи школьников; ­ развитие образного мышления; ­ умение проникать в скрытый смысл, заложенный автором в произведении; ­ раскрытие переносного значения образов басни в контексте жизненныхситуаций; ­ понимание положительных и отрицательных характеристик героев басни; ­ умение сравнивать поведение героев басни и реальность. Практически все произведения И.А. Крылова несут в себе нравоучение имораль, что позволяет, в первую очередь, применять их как средствонравственного воспитания учеников. Однако, как показывает практический опыт,школьники в восприятии художественного произведения проходят два этапа: ­ эмоционально­образное восприятие; ­ обобщенно­оценочное. В соответствии с этим басня, как произведение с высокой степеньюобобщённости, требует достаточно чёткого восприятия конкретно­образногосодержания. Только после правильного понимания конкретного содержания имотивов поведения героев ученики переходят к выделению главной мысли.Главная мысль является выводом из конкретной части басни, а мораль есть не чтоиное, как обобщённое выражение идеи. На основании вышесказанного, можно рассмотреть басни, используемые впроцессе обучения в начальной школе со стороны выделения их главной идеи и

раскрытия морали.

Например, в басне «Лебедь, Щука и Рак» главной мыслью являетсянесогласованность совместных действий героев как причина неудач. На эту мысльуже наводит своеобразный подбор героев: птица, рыба и рак, что само по себевызывает несоответствие.

Немаловажно и описание направлений действий героев(«Лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду»),соответственно, мораль басни ­ причина неудачи ­ неумение договориться одружных действиях.

Язык басни «Лебедь, Щука и Рак» насыщен диалектными словами,выражениями, меткими изречениями и дает интересный материал для обогащенияактивного словаря учащихся новыми словами и понятиями.

При объяснениилексического значения слов учащиеся могут пользоваться различными способами:в одних случаях это может быть подбор синонима или синонимическоговыражения, в других — обращение к контексту, в третьих — обращение к составуслова и т.д.

После самостоятельного чтения учащиеся рассматривают рисунок к басне,говорят, что на нем изображено, какие строчки из басни к нему можно подобрать.Благодаря наглядному изображению некоторые не совсем понятные слова,например поклажа, становятся детям доступными. После этого особое вниманиеуделяется работе над смыслом слов и некоторых выражений басни.

К этой баснедается интересная работа по замене детьми басенных выражений синонимичными(данная работа проводится на следующем уроке или на этапе закрепления чтениябасни). Третьеклассники находят синонимические выражения к такимсловосочетаниям, как «а возу всё нет ходу» (воз не двигается с места), «из кожилезут вон» (очень стараются), объясняют понимание выражения «Да только воз иныне там» (так и не сдвинули с места воз). Объяснение последнего выраженияявится опорным для нескольких вопросов — в плане понимания идейной стороныбасни: что же помешало Лебедю, Щуке и Раку повезти воз с поклажей?

Подтвердите ваш ответ строчками из басни. Как вы думаете, почему Крылов,

рассказывая историю про Лебедя, Щуку и Рака, употребляет в начале баснивыражение «Когда в товарищах согласья нет…»?Учащиеся должны понять, что мораль басни отчасти раскрывает ее аллегориюеще и тем, что в этих строчках (первых трех) выражена главная мысльпроизведения.

Совет

Здесь же подбором синонимических выражений учащиеся выясняютстроки «На лад их дело не пойдёт» (не будет ладиться), «И выйдет из него недело, только мука» (ничего не сделают, а только намучаются) и по просьбеучителя приводят очевидные примеры, когда дело у нескольких человек будетладиться, спориться.

Затем учитель ставит перед учащимися цель: самостоятельно несколько разпрочитать басню и подготовиться к ее выразительному чтению.

Для того чтобы дети смогли выразительно прочитать басню, учительпредлагает им условно разделить ее на части: мораль басни (читают как совет писателя людям); экспозиция (три строчки и завязка), повествующая о начале события(читают, как бы рассказывая какую­то историю); развитие действия (учащиеся интонацией показывают, что действия героевбесполезны, читают строчку медленно, с досадой); кульминация (выделяют слова, на которых нужно повысить голос иостановиться, ­ Лебедь ­ облака, Рак ­ назад, Щука ­ воду); развязка. В басне «Стрекоза и муравей» главная мысль ставится более доступно дляшкольников («Лето красное пропела, оглянуться не успела ­ уж зима катит вглаза»). Здесь проводится идея об ответственном и предусмотрительномотношении к любому делу и условно выражается народная мудрость «готовь санилетом». Смысл другой басни, «Чиж и голубь», подчеркивается авторской оценкойи важно дать возможность детям уловить её. И.А. Крылов высказывает сове

отношение к излишне высокомерному и равнодушному Голубю словами после

описания поимки Голубя в силок («И дело!»). К Чижу же автор проявляетсочувствие и жалость («Чижа захлопнула злодейка­западня»). При работе надтекстом этой басни учителю не нужно в первую очередь стремиться раскрыть ееаллегорический смысл, поскольку детей привлекает в ней, прежде всегоживописность сцен, выражений, образы.

Поэтому работа над басней вначалеведется как над рассказом или сказкой из жизни животных; внимание учащихсяконцентрируется на образах персонажей ­ Чижа и Голубя.После чтения басни «Чиж и голубь» важно выяснить характерныеособенности и поступки героев: «Что случилось с Чижом? А что произошло сГолубем?», «Как отнесся Голубь к беде Чижа? Как он вел себя по отношению кЧижу?».

После оценки поведения героев дети выражают свое и авторскоеотношение к Чижу и Голубю. Подтверждая текстом свои суждения,третьеклассники отмечают, что уже в первой строчке басни автор с сочувствиемотносится к беде Чижа: западню он называет злодейкой, а Чижа ­ бедняжкой.

Заключительная сцена и авторская оценка поведения Голубя, по сути, иявляются моралью басни, которая в значительной степени раскрывает ееаллегорию. Поэтому после выяснения поступков героев и их оценки выявляетсяидейный смысл басни: друг познается в беде. Следующим этапом работы над басней является выразительное чтение,способствующее более глубокому пониманию и осознанию прочитанного.

Предварительно прочитав басню про себя, учащиеся под руководством учителявыявляют интонацию каждой логически законченной части, соответствующейсмысловому содержанию. Так, они говорят, что первую строчку нужно читатьобычной интонацией, как бы рассказывая о происходящем. Выражая своесочувственное отношение к Чижу (вторая строчка басни), ребята подчеркивают,что И.А.

Обратите внимание

Крылов не случайно употребил слова рвался и метался. Именно онипомогают ярче представить безвыходное положение Чижа. Определяя интонациюслов Голубя, ребята сообщают, что их нужно прочитать с чувством хвастовства,

насмешливо, а предположение «Не провели бы так меня: за это я ручаюсь

смело» — самоуверенно, ведь И.А. Крылов говорит, что Голубь издевался надЧижом. В строке «ан смотришь, тут же сам запутался в силок» третьеклассникиопределяют ударное слово сам, повышением голоса подчеркивая, что именноГолубь, а не кто иной запутался в силок. Заключительные слова басни ребятапрочитывают нравоучительно.

К басне «Слон и Моська» требуется несколько иной подход, посколькуздесь идея выявляется не сразу, а после включения в действие третьего лица,проясняющего события.

Данным лицом выступает сопровождающая шествиеШавка, осуждающая действия Моськи («Соседка, перестань срамиться, ­ ей Шавкаговорит, ­ тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идётвперед и лаю твоего совсем не примечает»).

Шавка побуждает раскрытиенеоправданных (поначалу) действий Моськи и выяснение смысла её затеи («совсембез драки могу попасть в большие забияки»). Басню «Слон и Моська» четвероклассники читают после небольшойпредварительной словарной работы, которая способствует более глубокомупроникновению в смысл текста. IV класс — новая ступень в работе учащихся наджанром басни.

Некоторые из названных выше этапов урока могут опускаться взависимости от содержания и идейного значения басни. Так, при знакомстве детейс басней И. Крылова «Слон и Моська» учащиеся узнают о басне как олитературном жанре. С помощью учителя ученики вспоминают, что такое басня,какие басни они читали, читают запомнившиеся басни наизусть.

Смысл басен «Мартышка и очки» и «Зеркало и обезьяна» отчасти сходен,поскольку главным героем и той, и другой басни является обезьяна и выбор герояне случаен, потому что образ обезьяны олицетворяет поведение неумного, глупогочеловека, который не может пользоваться полезной вещью, и не понимая еёсмысла, объявляет вещь бестолковой. Руководствуясь данными этапами, можно рассмотреть на примере басниКрылова «Ворона и Лисица» пути практической реализации плана по структуре

урока на примере отдельных фрагментов:

I. Подготовительная работа: ­ беседа о повадках лисы и вороны ­ действующих лиц басни, которуюпредстоит читать; II. Чтение басни учителем или прослушивание записи. III. Беседа эмоционально­оценочного плана. IV. Анализ по конкретному содержанию басни: а) уточнение структуры и композиции басни: Ученики разделяют басню на три части.

­ Какой момент вы считаете началом описанного действия? Как онназывается? (Завязка) ­ В какой момент действие достигло пика своего развития? Докажите,прочитав текст. ­ Прочтите развязку действия. ­ Докажите, что лесть Лисицы всё более и более возрастала, а Ворона всёболее поддавалась похвале.

Важно

б) выяснения мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт: ­ Почему Лисица так хвалит Ворону? ­ Как автор показал, что Ворона на самом деле не такова, как её описывалаЛиса? ­ Какой вы можете представить себе Лисицу? ­ Какова Ворона в этой басне? ­ Почему же Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любила, когда еёхвалят) в) установление главной мысли конкретного содержания басни: ­ Как вы думаете, что хотел И.А. Крылов показать своей басней? ­ Кого он осуждает, что он осуждает? VI. Анализ части басни, в которой заключена мораль. ­ Как можно заменить слова «лесть гнусна» (неоправданная похвалаотвратительна). ­ Слова басни «Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщетуголок», как можно сказать иначе, что означают эти слова? ­ Прочитайте первые четыре строки басни. Сравните, наши слова и то, как автор передал свою мысль. Где эта мысльвыражена ярче и эмоциональнее? VII. Подбор аналогии из жизни. ­ Случается ли такое в жизни? Среди ваших товарищей? ­ Если вы встретите людей, которые незаслуженно хвалят кого­то, чтобы

получить себе выгоду, кого они могут вам напомнить из персонажей басни?

Басня «Ворона и Лисица» более сложна по замыслу и своим художественно­изобразительным средствам. Поэтому для ее полного понимания необходимыподготовительная работа, предварительное объяснение незнакомых слов иобязательное прочтение басни учащимися про себя.

Понимание ключевых слов басни — лесть, льстец, царь­птица, вещунья,каркать, подбор к ним синонимического ряда слов поможет учащимся еще глубжеприоткрыть ее подтекст.После того как дети прочитали басню, они слушают ее в исполнении мастеровхудожественного слова или учителя.

Затем можно предложить учащимся понаблюдать за языком этой басни иопределить, каким настроением она проникнута, какие слова, и с какой цельюподбирает автор для описания Вороны и Лисицы.

В результате работы над текстомучащиеся приходят к выводу, что все изобразительные средства (эпитеты,сравнения, значительное употребление глаголов, определяющих мгновеннопроисходящее действие, и т. д.), употребленные автором, направлены на то, чтобывскрыть такие пороки, как лесть и честолюбие. Смеясь на Вороной, И.А.

Крыловосуждает существующие людские пороки, показывает, как можно пострадать из­застремления к почестям и славе, из­за любви к похвалам.Оставшаяся часть урока может быть посвящена составлению кадровдиафильма при помощи приема устного словесного рисования.

Учащимся можнопредложить нарисовать 10 ­ 11 рисунков, соответствующих определеннымстрочкам текста, и подписать их словами из басни. Такую работу лучше всеговыполнять коллективно, по группам: каждая группа делает по 3 ­ 4 рисунка. Наследующем уроке представители каждой группы выразительно читают текст,иллюстрируя его нужным рисунком. Жюри из одноклассников оценивает работукаждой группы. Однако успех работы над басней определяется рядом условий, одни изкоторых является пробуждение у ученика интереса к процессу анализа басни,

внимание к развитию действия, деталей обстановки, характерам героев.

Школьника необходимо живо воспринять развитие действия, ярко представлятьобразы произведения. Поэтому очень эффективно можно использовать такой действенныйметодический приём, как драматизация басни. Это позволяет активизироватьвнимание детей и повысить интерес к произведению.

Совет

Сама по себе драматизация ­это деятельность, в процессе которой прочитанное воспроизводится в лицах, спомощью отдельных средств выразительности: мимики, жеста, действия.

Этапамидраматизации является полноценный художественный анализ текста, вживание вроль (образ), результат данной работы предоставляется в лицах, что, безусловнодаёт более полное художественное освоение произведения.

Данный методический приём можно рассмотреть также на примерефрагмента урока по драматизации басни «Ворона и Лисица»,Приложении: а также в Беседа по вопросам: ­ Как вы думаете, где это происходило? (в лесу) ­ Что сделала Ворона, достав сыр? ­ Как она взобралась на ель? (взгромоздясь) ­ Почему Ворона не стала есть сыр сразу? (да призадумалась) ­ Как вам кажется, о чём задумалась Ворона? ­ Как это можно показать? ­ Кто её увидел? (лисица) ­ Что именно привлекло внимание Лисицы? ­ Как повела себя Лисица? (Плутовка к дереву на цыпочках подходит) ­ Как можно это показать? ­ Что стала говорить Лисица? ­ Как она говорила? (сладко, чуть дыша) ­ Как можно сказать иначе? (тихо, с замиранием) ­ Найдите слова Лисицы, попробуйте прочитать. В другой басне, «Кукушка и Петух», заложена идея бессмысленностиоценочных действий, если они производятся только для того, чтобы хвалить другдруга, не обращая внимания на действительную сторону дела («Кукушка хвалитПетуха, за то, что хвалит он Кукушку»). Эта мораль (высказанная третьимлицом – Воробьём: «Всё ваша музыка плоха») и обобщает главную идею басни ­важно не то, как ты понимаешь себя, а то, как тебя оценивают другие и совпадает

ли эта оценка с твоей.

Басня «Кукушка и Петух» идентична по замыслу некоторымизобразительным средствам и идейной направленности басне «Ворона и Лисица»Поэтому работу над ней необходимо вести в сравнительном плане, отдаваяинициативу высказываниям детей.Прочитав самостоятельно басню «Кукушка и Петух», учащиеся находятслова в тексте, в которых заключена мораль басни.

При этом они поясняют, какиечеловеческие пороки осуждает автор в данном произведении.Затем учащимся предлагается сделать сравнительный анализ басен «Ворона иЛисица» и «Кукушка и Петух», в частности, показать, что общего в действияхКукушки, Петуха и Лисицы, т.е. чем они похожи.

Особое внимание необходимо уделить ее языковому анализу,способствующему проникновению учащихся не только в подтекст произведения,то и в творческую лабораторию писателя:­ Найдите слова и выражения, употребленные автором для выявленияхарактерных особенностей персонажей басни.

­ С помощью каких слов показана все более возрастающая лесть героев?­ Понимаются ли эти слова в прямом смысле или имеют подтекст, переносныйсмысл? Каким образом автор добивается этого?Дети отмечают, что характерной особенностью героев этих басен являетсянеискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть.

Они видят, что,высмеивая эти черты характера, Крылов таким обычным словам, как голубушка,носок, голосок, глазки, милый, красавица, придает особый иронический оттенок.Употребляет слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами для того, чтобыярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев.

Учащиеся замечают и то, какпостепенно нарастает в словах фальшь, лесть героев.Таким образом, практические особенности работы с текстом на уроке чтениязаключаются в следующем: ­ скрытая мысль (главная идея басни);

­ мораль, как обобщённое выражение идеи.

Обратите внимание

Из этого вытекают специальные этапы для разбора текста басни на урокечтения: 1. восприятие конкретного содержания; 2. раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц,мотивов их поведения; 3.

выяснение главной мысли конкретной части басни;4. раскрытие аллегорий; 5. анализ морали. Приведённый выше анализ и отдельные фрагменты уроков позволяютговорить о широте применения басни на уроке чтения, т.е.

не только какнравственного средства воспитания, но и как эффективного способа развития

мышления, речи и воображения детей младшего школьного возраста.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/basni_ia_krylova_kak_sredstvo_nravstvennogo_vospitaniya_shkolnikov_na_urokah_literatury-78407/93978

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]