Образ Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Среди образов русских крестьян, созданных Некрасовым, особенно выделяется образ Ермилы Гирина.
Он, как говорится в произведении, «не князь, не граф сиятельный, а простой мужик», но, тем не менее, пользуется у крестьян огромным почетом.
На примере образа Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова можно проанализировать, какие черты характера считались важными для русского народа, каким видел народ своих героев.
«И молод, и умен» – с таких слов начинается в поэме описание Ермила Гирина. Затем крестьянин, заговоривший о Ермиле, рассказывает мужикам-странникам историю, свидетельствующую о безграничном доверии народа к нему. Ермил держал мельницу, которую за долги собирался выкупить купец Алтынников.
Ермил выиграл суд, но стряпчие подстроили дело так, что у него не было с собой денег для выплаты. Тогда он кинулся на площадь, к народу и изложил им свою беду. Просьба Ермила: «Коли Ермила знаете, / Коли Ермилу верите, / Так выручайте, что ль!..» как нельзя лучше свидетельствует о его любви и доверии к своим соотечественникам.
В этом эпизоде Некрасовым отлично подмечена психология русского мужика, предпочитающего переживать беды и принимать решения «всем миром» . Ермил открывается перед толпой – и получает помощь, каждый, кто был на площади, принес ему хотя бы пятак. Этого хватило на выкуп мельницы.
Главная особенность Ермила – это его неподкупная честность и любовь к правде. Семь лет служил он писарем, и за все это время «мирской копеечки под ноготь не зажал». Каждый мог обратиться за советом к Ермилу, зная, что тот никогда не потребует денег и не обидит невиновного.
Когда же Ермил ушел с должности, тяжело оказалось привыкать к новому бессовестному писарю. «Худую совесть надобно – / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать» – такой приговор выносит народ «чиновникам-хапугам».
Своей порядочностью Ермил заслужил у крестьян веру, и они отплатили ему добром: единогласно избрали Ермила бурмистром. Теперь он Гирин Ермил Ильич, честно царствующий над всей вотчиной. Но испытания властью Ермил не выдерживает.
Один-единственный раз отступается он от своей совести, отправляя в солдаты вместо своего брата другого человека. И хотя он вскоре раскаивается и заглаживает причиненное им зло, крестьяне помнят этот поступок.
Сложно восстановить свое доброе имя, считающееся у народа наивысшей ценностью – вот какую мысль передает Некрасов в образе Ермила.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Ермил Гирин играет и еще одну немаловажную роль. Именно он – предвестник будущего образа Гриши Добросклонова. Ермил, как и он, живет для счастья простого народа и среди всех остальных героев наиболее приближен к образу счастливого человека, которого ищут странники.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/obraz-ermily-girina.html
Ермил Гирин в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: образ, характеристика, описание
“Сельская ярмонка”. Иллюстрация В. Нагаева |
Ермил Гирин является одним из ярких второстепенных персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова.
Историю о крестьянине Ермиле Гирине можно найти в главе “Счастливые”. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ермила Гирина в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, описание характера и личности героя.
Смотрите:
– Краткое содержание поэмы
– Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”
Полное имя героя – Ермил Ильич Гирин:
“…Держал Ермило…”
“…Бери, Ермил Ильич…”
Ермил Гирин является простым крестьянином, “мужиком”:
“…Не князь, не граф сиятельный, / А просто он – мужик!..”
Ермил – решительный, бойкий человек:
“…Давно купец Алтынников / Присватывался к мельнице, / Да не плошал и я…”
Ермил Гирин – гордый крестьянин:
“…Разделаюсь в ту пятницу! / Не дорога мне мельница, / Обида велика!
Ермил – грамотный крестьянин:
“…Ермило парень грамотный, / Да некогда записывать…”
Ермил – надежный человек. Крестьяне доверяют ему и избирают его своим начальником (бурмистром):
“…Приехал князь молоденькой А нам велел из вотчины / Бурмистра изобрать. / Ну, мы не долго думали, / Шесть тысяч душ, всей вотчиной / Кричим: – Ермилу Гирина!..”
“…Народ поверит Гирину, / Народ его послушает…”
Ермил Гирин – молодой, но умный крестьянин:
“…И молод, да умен!..”
Ермил – добрый человек. Народ уважает его за ум и доброту:
“…Да! был мужик единственный! / Имел он все, что надобно / Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет, / Почет завидный, истинный, / Не купленный ни деньгами, / Ни страхом: строгой правдою, / Умом и добротой!..”
Ермил Гирин – отзывчивый и бескорыстный человек:
“…К нему подходишь к первому, / А он и посоветует / И справку наведет; / Где хватит силы – выручит, / Не спросит благодарности, / И дашь, так не возьмет!
Ермил – сообразительный человек. Он видит, когда кто-то хитрит:
“…Пошли юлить подьячие, / С покупкой поздравлять! / Да не таков Ермил Ильич, / Не молвил слова лишнего. / Копейки не дал им!..” (подьячие льстят Ермилу, чтобы тот дал им денег)
Ермил Гирин – честный человек. Он не берет чужого:
“…Рубль лишний, чей Бог ведает! / Остался у него. / Весь день с мошной раскрытою / Ходил Ермил, допытывал: / Чей рубль? да не нашел…”
“…В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал…”
Ермил – правдивый человек:
“…Не колдовством, а правдою…”
Ермил Гирин – совестливый человек:
“…Худую совесть надобно — / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать…”
“…Была пора, / Судил я вас по совести…”
Ермил – проворны, грамотный человек:
“…Мужик проворный, грамотный…”
Ермил – справедливый человек:
“…В семь лет не тронул правого, / Не попустил виновному…” “…Он все одно: «Преступник я! / Злодей! вяжите руки мне, / Ведите в суд меня!»..” (Ермил о себе)
Ермил Гирин одинаково уважает и крестьян, и помещиков. Он считает всех людей равными:
“…Брал за помол по совести. / Народу не задерживал, / Приказчик, управляющий, / Богатые помещики / И мужики беднейшие — / Все очереди слушались…”
Ермил – искренний человек. Он не кривит душой:
“…В семь лет Душой не покривил…”
Один раз в своей жизни Ермил совершает нечестный поступок. Он “выгораживает” своего брата от армии:
“…Был случай, и Ермил-мужик / Свихнулся: из рекрутчины / Меньшого брата Митрия / Повыгородил он…”
Ермила страдает из-за своего нечестного поступка. Чтобы искупить вину, он отдает своего брата в армию (другого крестьянина возвращают из армии домой). После этого Ермил увольняется с должности старосты и работает на мельнице:
“…С тех пор, как сына Власьевны / Поставил я не в очередь, / Постыл мне белый свет!..”
“…Теперь я сам грешнее вас: / Судите вы меня!»..”
“…От должности уволился…”
В конце концов Ермил Гирин попадает в острог (тюрьму), вероятно из-за того, что он поддерживает крестьянское восстание:
“…Ты доскажи историю, / Как бунтовалась вотчина / Помещика Обрубкова, / Деревня Столбняки?…”
“…В остроге он сидит…” Это был цитатный образ и характеристика Ермила Гирина в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова: описание в цитатах.
Смотрите: Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/11/Ermil-Girin-Komu-na-rusi-zhit-horosho.html
Характеристика Ермила Гирина (Кому на Руси жить хорошо)
Ермил Гирин в поэме Н.А.Некрасова спрятан среди второстепенных персонажей. Автор специально создал сложность читателю. Ему необходимо самому постичь весь замысел гениального поэта.
Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» объединяет в себе черты, которые считал самыми важными Некрасов, в нем он увидел одного из претендентов на звание счастливого человека.
Особенности счастья
Ермил (Ермило) Ильич Гирин – молод и не по годам умен. По социальному положению герой простой мужик. В нем нет ни княжеских, ни графских корней. Решительность характера позволили ему стать уважаемым человеком.
Вотчина в 6 тысяч душ единогласно выбрала его бурмистром. Добиться доверия у крестьян сложно, а Ермил смог. Чем же заслужил Гирин такое отношение:«…строгой правдою»;«умом и добротой»;
отзывчивостью и бескорыстием.
Ермил умел посоветовать, узнавал для простых людей нужные сведения. Он не требовал благодарности и не брал денег за помощь. Для счастья у мужика было, по мнению народа, все: спокойствие, почет, деньги.
Характер героя
Чтобы разобраться в счастье персонажа, нужно рассмотреть его черты характера. Что такого особенного в мужике, чем отличается он от других. Какой характер может претендовать на роль счастливцев по-настоящему?
Сообразительность. Русский мужик видел скрытую хитрость, умел быстро раскусить нечестные намерения. Он по взглядам, поведению оценивал человека.
Молча выводил на честность, не разводил скандалов, а уходил в сторону, оставляя хитрецов ни с чем.
Не умение льстить и преклоняться. Ермил не поддавался на ухищрения подьячих и других богатых купцов. Он не принимал на свой счет слащавые, лживые речи, не платил за лесть и приятное вранье.
Честность.
Семь лет служит крестьянин бурмистром, не прибирает к своим рукам ни одной «мирской копеечки».
Справедливость. Ермил не давал в обиду слабых, защищал бедных. С другой стороны, если человек был виновен, «не попустил» ему грех и черные дела.
Уважение. Гирин относится ко всем сословиям одинаково. Он уважает крестьян, помещиков, купцов.
Главное для него не статус, чин, а сам человек.
Работая на мельнице, Ермил принимал строго по очереди и за одну цену. Беднейшие люди, управляющие, приказчики не спорили с мельником, видя справедливый подход к каждому.
Искренность. Совершив плохой поступок, Ермил раскаивается перед всем народом.
Он просит по отношению к себе справедливого суда, даже прощение земляков не позволяет ему остаться на службе. Он сам находит себе наказание.
Судьба Гирина
Ермилу выбирают бурмистром. Он семь лет честно и преданно служит народу. Когда наступило время младшему брату идти в рекруты, бурмистр из народа не выдерживает проверки владения властью. Он решает ею воспользоваться. Вместо родственника служить уходит сын деревенской крестьянки.
Совесть начинает мучить Гирина, доводит его до решения повеситься, но исправляет положение барин. Он возвращает сына обиженной матери. Ермил оставляет службу и уходит на мельницу. Крестьяне не перестают уважать мужика. Доказательством служит эпизод со сбором денег на выкуп мельницы, которую решили продать.
Тысячу рублей, огромную по тем временам сумму, собирает Гирин за полчаса. Никто не пожалел для него последнего гроша. Помощь крестьян удивляет. Гирин выигрывает тяжбу с купцами, возвращает все до копейки тем, кто дал ему денег. Остается у него лишний рубль. Весь день Гирин ходит по площади в надежде найти того, чей это рубль, но не находит.
В этой сцене видно, насколько велико доверие к герою. Некрасов показывает, как умеет русский народ принимать решение всем миром. Насколько силен дух простого народа. Открыл свою беду Ермил, и каждый добрый человек ему ответил. Силен русский человек своим бескорыстием, умением поддержать, объединиться. Но не суждено даже ему быть счастливым на Руси.
В деревне поднялся бунт, Ермил отказался усмирять крестьян. Его арестовывают и отправляют на каторгу. Рассказ о судьбе завершается печальной новостью: Не смог стать по-настоящему счастливым человек с таким ярким характером.
Реальность образа
Литературоведы нашли доказательства, что у Гирина есть реальный прототип. Это управляющий графскими поместьями Орловых – А.Д.Потанин. Он вышел из крестьянских низов. Потанин известен в истории бескорыстием по отношению к жителям имений, честностью поведения и справедливостью правления. Поэт вводит в речь персонажа мысли, близкие к фактам из биографии Потанина:«Худую совесть надобно …иметь, чтобы…крестьянину с крестьянина копейки вымогать»;
«…Стал он пуще прежнего всему народу люб…».
Ермил и Григорий Добросклонов – два близких персонажа. Можно предположить, что Ермил Ильич мог бы стать в будущем революционером, борцом, человеком, которого ждет Россия. Но каторги, тюрьмы и остроги многих похожих мужиков сломают, лишат здоровья и веры в будущее. Странники ищут счастливого, но проходят мимо Ермила, хотя он ближе всех к их пониманию счастья.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1479-harakteristika-ermila-girina-komu-na-rusi-zhit-horosho.html
Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова
Мужик, избранный крестьянами бурмистром (главой местного самоуправления) и уважаемый ими рассматривается в качестве человека, возможно обладающего счастьем, которого ищут семь мужичков.
Образ Ермила Гирина введен в поэму, чтобы показать представления простого народа о нравственности, справедливости и правде.
Такое отношение народа было результатом принципиальной честности, которую Ермил Гирин проявил, годами служа крестьянскому обществу писарем, не пользуясь служебным положением для обогащения, что было редкостью.
Однако полностью преодолеть искушения, даваемые должностью даже этот, на редкость честный человек не смог. Будучи выбран бурмистром, он все-таки отступил от своих принципов и выгородил своего брата. Ермил отправил вместо него в солдаты другого человека.
С точки зрения массовой крестьянской психологии у него было два смягчающих обстоятельства. Бурмистр не отрабатывал взятку, а спасал близкого родственника, что было понятно мужикам, жившим по нормам традиционного общества. Ермил Гирин искренне раскаялся и даже хотел повеситься.
Кроме того, он исправил последствия своего поступка, вернув неправильно посланного человека из армии, и отправив в рекруты своего брата.
Доверие крестьян удалось, хотя бы отчасти, восстановить. Народ доверяет ему. Семерым мужичкам рассказывают историю, как ему нужны были деньги для выкупа мельницы и он попросил их в долг у собравшихся на площади. Крестьянский «мир» оказал Ермилу огромное доверие. Он собрал крупную сумму, каждый из тех, кто находился там, дал хоть сколько-то. После Ермил рассчитался со всеми.
Однако счастливым Ермила Гирина назвать все же нельзя. В сюжете с бывшим бурмистром видно неверие Некрасова простому народу. Получается, что сами русские крестьяне, по его мнению, не способные установить справедливое управление и счастье для себя.
Даже лучшие и честнейшие их представители, выбранные общиной, не могут быть полностью свободны от коррупции и нарушения исконных народных представлений о правде.
Писатель-демократ верил в счастье для большинства, но принесенное извне, более прогрессивными и образованными людьми.
Сочинение Ермил Гирин
Некрасов в своей поэме очень ярко показал как главных, так и второстепенных персонажей. Одним из второстепенных персонажей, история которого задевает читателя за живое, является крестьянин Ермил Гирин. История об этом крестьянине рассказывается в поэме под названием «Счастливые».
Полностью персонажа зовут Ермил Ильич Гирин. Автор поэмы иногда называет его «Ермило».
Ермил Ильич не имеет ни чинов, ни богатств. Он не является ни графом, ни князем, ни даже купцом. Ермил – обычный мужик, простой крестьянин.
По складу характера Ермил Ильич Гирин очень решительный человек, он довольно бойкий мужик. Кроме того, он – очень гордый человек. В ситуации с мельницей он говорит, что сама мельница ему не дорога, а вот «обида велика».
Хоть Ермил Ильич Гирин и еще очень молод, он обладает незаурядным умом. Кроме того, персонаж обучен грамоте, в отличие от большинства крестьян.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-ermila-girina-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho
Ермила Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение харктеристика образ
«Кому на Руси жить хорошо» Н.А Некрасова – это история о жизни русского народа, о судьбах богатых и бедных людей. У каждого из них есть своя история, свой путь восприятие окружающего мира.
Одним их действующих персонажей поэмы является Ермил Гирин. Это молодой юноша из простых рабочих крестьян, обучен грамоте и, по мнению окружающих его людей умный и надежный человек. Ермил добрый, честный и отзывчивый парень, считал, что все равны друг перед другом, будь то крестьянин или помещик.
Несмотря на свою молодость, он прекрасно разбирается в людях. Ермил хорошо видит, кто к нему с открытой душой, а кто с недобрым сердцем, лестью. Из-за своего открытого характера крестьяне назначили его старостой.
Ермил был главой деревни на протяжении семи лет и с честью и достоинством прослужил на благо своего народа.
Только один единственный раз молодой человек воспользовался своим служебным положением. Его брату нужно было пойти служить в армию, но Ермил отдал вместо него в руки рекрутам другого человека.
Но, так как Ермил был честным и совестным человеком, он стал сильно переживать из-за содеянного. Муки совести чуть не довели его до самоубийства.
В последний момент в деревню приехал барин, который вернул матери назад сына, отозванного в армию нечестным путем.
После своего поступка Ермил, считавший, что он не может быть больше председателем деревни, ушел со своего поста. Он стал работать на мельнице. Но, несмотря на это, простые крестьяне продолжали доверять ему и относились к нему с глубоким уважением.
Хорошее отношение простого народа к Гирину доказал один случай. В один из дней, хозяин, у которого Ермил взял в аренду мельницу, решил продать ее. Ее выставили на торги, и Ермил выиграл их. Но денег у него не хватило, и тогда мужики пришли ему на помощь. Они в короткий срок собрали нужную сумму и помогли Гирину выкупить мельницу.
Однажды Ермил попадает в тюрьму за то, что отказался подавить бунт восставших крестьян в своей деревне.
Образ Ермила Гирина – это образ настоящего человека, честного и искреннего. Человека с большой буквы, с добрым сердцем и любовью ко всему человечеству. Несмотря на единственный и отрицательный поступок в своей жизни, Ермилу удалось сохранить уважение простого народа, который не оставил его в беде, так же как и молодой человек поддерживал их до последнего момента.
Сочинение на тему Ермил Гирин
Николай Алексеевич Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» около двадцати лет. Главной темой в произведении поставлен вопрос «Как человеку жить счастливо?».
В поисках ответа на этот вопрос Некрасов описывает разные события, среди которых экономическая обстановка, которая была в шатком положении после отмены крепостного права. Красочно показано, как крестьяне всеми силами пытались выжить, то есть выкупить свои земли.
Разным героям автор давал разные испытания и лишения, которые в то время были у большинства деревенских людей.
Ермил Гирин занимает особое место в поэме. Его образ остается честным и мудрым на протяжении всего повествования. Читатель знакомится с ним еще в первой части. Деревенские жители выдвигают его на должность председателя деревни. Ермила все уважали, к нему прислушивались, ведь он справедливым главой, выполнял все свои обязанности не в ущерб людям.
Его высоконравственность показана сквозь огромное количество поступков и происшествий, которые случались на его жизненном пути. И во всех ситуациях показана сила и мудрость героя.
В том числе в случае с младшим братом. Хоть Ермил и поступил сначала нечестно, но не смог жить с таким своим проступком и исправил положение, чего бы ему это не стоило.
Так и должны поступать все люди, убеждает читателя писатель.
Этим Некрасов хотел показать, что неважно, что человек сделал ошибку, важно что он хочет ее исправить, что он раскаивается в содеянном. А именно это и происходит в поэме с Ермилой Гириным.
Ведь он, даже не смотря на то, что исправил свой неправильный поступок, искренне думает, что не может занимать должность председателя деревни. Многие на его месте стали бы оправдывать себя, искать способы выкрутиться, но не этот герой.
Именно из-за такой честности, прежде всего к самому себе, и выбрали жители такого председателя, а потом любили его, зная что он их не обманет, а сделает все возможное для их благополучия.
Николай Алексеевич показал на примере Ермила Гирина, как важно и нужно быть бескорыстным и честным человеком. Именно такие люди нужны в обществе, и именно они будут всегда пользоваться уважением своих собратьев.
Именно это Некрасов считает важным. И в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он наглядно продемонстрировал свое мнение.
Только всеобщее признание и любовь народа, ощущение что занимаешься правильным делом, может принести человеку настоящее счастье.
← Образ князя Утятина в поэме Кому на Руси жить хорошо
← Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовАнализ поэмы Кому на Руси жить хорошо →
Коробейники →
- Образ и характеристика Дины в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение
Дина не является главным персонажем, одна ее роль очень важна. Ее можно назвать женским вариантом главного героя. Дину Толстой характеризует как смелую, добрую, преданную и искреннюю девочку. - Сочинение Автомобиль в нашей жизни
Сейчас мы уже и не мыслим жизни без автомобиля. Машины везде и всюду. Выйди на любую улицу, где снуют автомобили. И каких только видов нет. Легковые, маленькие, большие, автобусы, грузовые автомобили. Вот пролетела пожарная - Анализ произведения Судьба человека Шолохова сочинение
Судьба человека очень сложна и многогранна. Порой всё идет в жизни хорошо и вдруг… происходят события, приносящие огорчения, разочарования, а иногда и того хуже. - Сочинение на тему В доброй беседе всяк ума копит
Конечно, на сегодняшний день существует огромное количество разных пословиц и поговорок. Но давайте поговорим и подробно рассмотрим одну из них. «В доброй беседе всяк ума копит». - Сочинение Человек и природа в рассказе Бежин луг Тургенева
Невозможно было бы представить рассказ И. Тургенева “Бежин луг” без красочного описания природы. Изображение окружающего мира писателем необычно, так как неразрывно связано с судьбой человека
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/ermila-girin-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho
Ермил Гирин
Персонаж поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В поэме речь идет о том, как семь крестьянских мужиков отправились бродить по Руси, чтобы найти хоть одного счастливого человека. Ермил Гирин — один из второстепенных героев, крестьянин, чья история рассказывается в главе под названием «Счастливые».
История создания
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов писал в течение десяти лет, с 1866 по 1876 год, а возможно и дольше. Автор потратил много времени на сбор материала, и первые наброски могли быть сделаны еще в 1863 году.
Впервые отрывок поэмы появился в печати в 1866 году, в январском номере литературного журнала «Современник». К этому моменту Некрасов как раз закончил работу над первой частью.
Публикация готовых материалов растянулась на долгие четыре года, и все это время Некрасов подвергался гонениям и нападкам цензоров.
Николай Некрасов
В 70-х годах XIX века Некрасов возобновил работу над поэмой и стал писать продолжение. С 1872 по 1876 год появились части, озаглавленные автором «Последыш», «Крестьянка» и «Пир — на весь мир».
Автор собирался работать и дальше и растянуть поэму еще на три или четыре части, однако состояние здоровья не позволило Некрасову эти планы осуществить.
В итоге автор ограничился тем, что постарался придать законченный вид последней из написанных частей поэмы и на этом остановился.
«Кому на Руси жить хорошо»
Ермил Ильич Гирин — простой крестьянский мужик, однако человек гордый и решительный. Герой содержит мельницу, где честно работает, никого не обманывая. Крестьяне доверяют Гирину, а помещик относится к герою с уважением. Фамилия «Гирин», вероятно, отсылает читателя к физической и душевной силе героя.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Гирин молод, однако умен и обучен грамоте, благодаря чему пять лет служит в конторе писарем. Когда приходится выбирать бурмистра, крестьяне единодушно выбирают Гирина на эту должность. На этом посту герой оставался семь лет и проявил себя справедливым и честным человеком, заслужив уважение народа.
Герой неплохо обеспечен для крестьянина, однако окружающие ценят Гирина не за богатство, а за доброту к людям, ум и правдивость. Когда крестьяне обращаются к Гирину за помощью, тот неизменно помогает советом или делом, выступая своего рода народным заступником. При этом герой не требует от людей благодарности и отказывается принимать плату за собственные благодеяния.
Гирин не присваивает чужого. Однажды у героя остается «лишний рубль», с которым Гирин обходит всех, чтобы вернуть деньги хозяину, но так и не находит владельца. При этом сам герой не наивен и видит, когда другой человек пытается юлить и обманывать, не покупается на лесть.
Иллюстрация к поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Гирин совестлив и правдив, с негодованием относится к крестьянам, которые «вымогают копейку» у других таких же мужиков, и судит по совести окружающих.
Обостренное чувство справедливости не позволяет Гирину попустить виновному или обидеть правого. Герой также весьма самокритичен и готов назвать злодеем самого себя, когда поступает против совести.
Случай, когда герой покривил душой, в жизни Гирина был всего один. Гирин «выгородил» собственного младшего брата из «рекрутчины» (помог откосить от армии).
Сам герой считает этот поступок нечестным и мучается от того, что совершил его, едва в результате не наложив на себя руки.
В конечном счете, герой отдает-таки собственного брата в солдаты, а другой крестьянский сын возвращается домой из армии.
Не чувствуя, что вина искуплена, Гирин уходит с должности «бурмистра», берет в аренду мельницу и принимается там работать. Герой трудится честно, по совести берет за помол.
Гирин считает, что люди равны, и поэтому отпускает муку в порядке очереди, не глядя, кто перед ним — бедный мужик или управляющий.
Героя уважают в округе, поэтому обращающиеся к нему честно, вне зависимости от статуса, придерживаются установленной Гириным очереди.
Ермил Гирин
Позже к мельнице начинает «присватываться» некий купец Алтынников. Мельницу решают продать, и бойкий Гирин участвует в торгах, которые выигрывает.
Однако у героя на руках не оказывается денег, которые нужны, чтобы внести залог.
Тут проявилась любовь простого народа к Гирину, потому что крестьяне, присутствовавшие на базаре, всего за полчаса собрали для Гирина тысячу рублей — громадную по тем временам сумму.
У героя есть все, что нужно для счастья, однако Гирин затаил обиду на тех, кто пытался отнять у него мельницу. Обида толкает героя на то, чтобы отказаться от счастливой судьбы и спокойной жизни и поддержать народное восстание, которое вспыхнуло в вотчине. Герой отказывается усмирять крестьян и в конце концов попадает в острог. Дальнейшая биография Гирина неизвестна.
Яким Нагой
Есть в поэме и другие примечательные персонажи, например, Яким Нагой — антипод Гирина. Это до полусмерти пьющий мужик с впалой грудью и бурой шеей, кожа героя похожа на древесную кору, а лицо — на кирпич. Некрасов изображает изможденного человека, которого пьянство и изматывающая работа лишили здоровья и сил.
Яким пьет, потому что не находит ничего хорошего в жизни. Некогда герой жил в Петербурге, но разорился, оказался в тюрьме и вынужден был вернуться в деревню, где у Якима не было альтернатив, кроме изматывающей работы пахаря. В образе Якима воплощена трагическая сторона крестьянского уклада.
Матрена Тимофеевна
Интересен также образ Матрены Тимофеевны — «губернаторши» и «доброумной» бабы, о которой окружающие думают, что живется ей весело и вольготно. Сама же героиня придерживается иного мнения и считает, что «ключи от счастья женского» на Руси потеряны.
Ярок и образ Гриши Добросклонова — поповского сына и поэта, который мечтает поднять простой народ с колен. Гриша вырос в крайней бедности и едва не умер с голоду, поэтому смысл собственной жизни видит в служении крестьянам и в облегчении участи простого народа, чья жизнь полна бед и невзгод.
Цитаты
«Мужик что бык: втемяшитсяВ башку какая блажь —Колом ее оттудоваНе выбьешь: упираются,Всяк на своем стоит!»«Он до смерти работает,До полусмерти пьет».«Толпа без красных девушек,Что рожь без васильков».«Как молод был, ждал лучшего,Да вечно так случалося,Что лучшее кончалосьНичем или бедой».
Фото
Источник: https://24smi.org/person/6394-ermil-girin.html
“Кому на Руси жить хорошо”: образ Ермила Гирина
В рассказе о Ермиле Гирине и его печальной судьбе большую четкость и остроту обретает высокий этический и злободневно-политический смысл спора мужиков о счастье.
Уже композиционная отчлененность эпизода с Ермилом (он включается после реплики: «Эй, счастие мужицкое!..») подготовляет читателя к тому, что счастье его принципиально отлично от «дырявого с заплатами» мужицкого.
В рассказе о Гирине нарисован высокий идеал счастья по народным представлениям:
Да! Был мужик единственный!
Имел он все, что надобно
Для счастья…
Ермил обладает тем материальным достатком, который, с точки зрения мужика, необходим для счастливой жизни. «Кому на Руси жить хорошо» — не бытовая повесть, это «философия народной жизни», произведение, где правда жизни раскрывается с помощью художественной условности.
Поэтому автор ничего не говорит о том, как, какими путями пришел Ермил к этому «богачеству». Для решения социальной и нравственной задачи, над которой бьются правдоискатели, дано: Гирин богат и стыдиться этого ему нечего, так как все, что он имеет, нажито честным трудом.
Ермил имеет и другое необходимое условие счастья: почет.
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!
Своей многолетней бескорыстной деятельностью («В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал»), своим «умом и добротой» Ермил заслужил глубокое уважение и доверие народа, что и проявилось в сцене с покупкой мельницы.
Силу «над округою» Гирин взял «не колдовством, а правдою», его облик воплощает в себе правдолюбие народа, его нравственную требовательность.
Только жизнь на основе строгой правды и может дать человеку ощущение радости — вот смысл рассказа Федосея.
Так было и с Ермилом, пока он не поставил свое личное благополучие выше «правды», выше интересов другого человека, пока не сдал в рекруты вместо своего брата Митрия сына старухи Власьевны.
Однако глубокое раскаяние Ермила в своем поступке, невозможность для него жить с сознанием своей вины перед «миром» делают этот образ еще более привлекательным.
Недаром он после всего случившегося стал «пуще прежнего / Всему народу люб».
Ну, так что же? Дана норма жизни, к которой нужно стремиться? Нет, иную цель имел автор, вводя в поэму эпизод с Ермилом Гириным.
Дав мужикам возможность выслушать рассказ Федосея (с дополнениями седенького попика), автор содержанием этого рассказа приводит к мысли, что высокий идеал счастья, мыслимый как свободная зажиточная трудовая жизнь, утопичен, недостижим при современном общественном строе.
Во-первых, в этих условиях зажиточность крестьянина (если он не мироед) может быть только счастливым исключением. Мы ведь даже не знаем, как удалось Ермилу разбогатеть, в то время как никто из жителей деревень Босово, Горелово, Неелово и др. добиться этого не сумел… А во-вторых…
Рассказ Федосея вторично перебивает «попик седенький», сообщив, что Ермил Гирин сидит в остроге. Эта реплика сразу переводит повествование из этического и несколько умозрительного в остро политический план.
Вот она реальность-то! Бунтует в борьбе за справедливость нищая мужицкая Русь. Бунтует «в избытке благодарности» к освободителям. Поднимаются от невыносимой жизни на борьбу даже самые забитые, поднялась даже вотчина
Помещика Обрубкова,
Испуганной губернии,
Уезда Недыханьева,
Деревня Столбняки…
И хотя рассказчик, крестьянин Федосей, говорит, что причина бунта «осталась неизвестною», Некрасов, используя символику названий, раскрывает ее: до того обрубил помещик крестьянские наделы, что мужики веками испуганной губернии, не смевшие при крепостном праве дыхнуть (Недыханьев уезд), застывшие в вековом оцепенении (Столбняки!), — и те взбунтовались. Осторожным упоминанием о бунте в Столбняках автор дает понять читателю, что народному терпению приходит конец, что борьба, на которую поднимается крестьянство, и есть единственный путь к достижению того идеала жизни, который так пленяет слушателей в рассказе о Ермиле.
За что попал Ермил в острог, в поэме прямо не говорится, но и по намекам об этом нетрудно догадаться: во время бунта в деревне Столбняки Гирин, видимо, встает на сторону восставших.
Иначе и не мог поступить человек с таким обостренным чувством справедливости. Ермил сознательно жертвует личным благополучием во имя идеи общей справедливости, «правду» предпочитает «богачеству» и попадает в острог.
В условиях помещичьего государства непрочным, временным, призрачным оказалось его бытовое благополучие.
Отчленив композиционно рассказ о Гирине от изображения судьбы других «счастливцев» и тем подчеркнув исключительность его судьбы, Некрасов, однако, оставил его в пределах главы «Счастливые», ибо иронический смысл ее заглавия может быть распространен и на судьбу человека, кончившего свою жизнь в остроге.
В рассказе Федосея с неменьшей четкостью, чем духовный облик героя, вырисовываются нравственные понятия и требования крестьянской массы. Мужики Адовщины ценят Ермила за честность, бескорыстие, строгую прямоту.
Сторицей платит за добро отзывчивое мужицкое сердце, доказательством чему служит эпизод с покупкой Ермилом мельницы. В основу его Некрасов положил подлинный факт, описанный П. И. Мельниковым-Печерским.
Богатый нижегородский раскольник Петр Иванович Бугров за полчаса до переторжки о казенном подряде на перевозку соли «опрометью бросился на нижний базар и там, сказав торговцам: „Братцы, давайте денег скорее”, снял перед ними свой малахай, в который через четверть часа было накидано 20000 рублей серебром».
С деньгами Бугров успел на переторжку. Подряд остался за ним. Некрасов использовал этот, может быть и исключительный, факт, чтобы показать не только безграничное доверие и уважение мужиков к Ермилу, но и (и это главное!) чувство локтя, чувство мужицкой солидарности, более того — социальной солидарности, т. к.
купец Алтынников им социально враждебен и поддержка Ермила по существу равносильна защите собственных интересов. Знаменательно, что темой народной солидарности начинается (покупка мельницы) и заканчивается (бунт в Столбняках) история Ермила Гирина.
Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни (“Кому на Руси жить хорошо”). СПб: “Наука” РАН, 2001
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/komu_na_rusi_zhit_khorosho_obraz_ermila_girina/76-1-0-694
Ермил Гирин: характеристика (поэма
Искусство и развлечения 19 февраля 2016
Поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» изобилует различными персонажами, среди которых и Ермил Гирин. Характеристика этого героя очень важна для всего произведения, так как автор делает его одним из вероятных претендентов на звание счастливого человека.
О поэме
Николай Алексеевич Некрасов создал поэму о тяготах крестьянской жизни, пытаясь изобразить все те мучения, которые выпадают на долю деревенского мужика. И вместе с тем проиллюстрировать быт бывших крепостных.
Один из таких деревенских людей – Ермил Гирин. Характеристика персонажа занимает не последнее место в понимании уклада жизни того времени. Да и сам Некрасов выделяет его из ряда других.
О том, как автор это делает и зачем, поговорим ниже.
Ермил Гирин: характеристика
Этот персонаж возникает уже в первой части поэмы. Однако читатель лично с ним не знакомится, а слышит лишь рассказ о нем.
Ермил Гирин (характеристика по плану обязательно должна включать этот момент) – председатель деревни, которого выдвигают кандидатом в счастливцы. Ермилу избрал на его должность за честность и ум бурмистр.
И мужик полностью оправдал возложенные на него надежды, семь лет исправно и справедливо выполняя свой долг, за что заслужил уважение и любовь всей общины.
Однажды только злоупотребил Гирин властью. Когда за его младшим братом пришли, чтобы забрать в рекруты, он отдал вместо него сына местной крестьянки. Но и тут проявились лучшие нравственные качества героя. Его начала мучить совесть. И довел он себя до того, что едва не повесился. Спас положение барин, который вернул матери несправедливо отосланного на службу сына.
Но после этого случая уже не чувствовал себя вправе быть председателем, поэтому он оставил службу, а потом стал мельником. Однако, несмотря ни на что, Гирин продолжал пользоваться доверием и уважением других крестьян. В этом отношении показателен случай с продажей мельницы.
Дело в том, что мельницу, на которой работал Ермил, он арендовал. И вот хозяин решил продать свое имущество. Начались торги, и Гирин выиграл их. Однако при себе нужной суммы задатка у него не оказалось. Тогда ему на помощь пришли мужики, которым за полчаса удалось собрать далеко не маленькую сумму – тысячу рублей.
Только их помощь и спасла Гирина от разорения.
Однако этот радостный рассказ обрывается на том, что Ермила арестовали за то, что отказался усмирить бунт, случившийся в его деревне.
Некрасов специально показывает силу и высоту моральных устоев героя (цитатная характеристика Ермилы Гирина это подтверждает). Однако несправедливость власти не позволяет счастливо жить даже такому человеку.
Видео по теме
Прототип героя
Ермил Гирин, характеристика которого была изложена выше, был не на пустом месте придуман Некрасовым. Прототипом стал А. Д. Потанин – выходец из крестьян, управляющий имением графов Орловых.
Этот человек прославился своим бескорыстием, справедливостью и честностью.
Роднят Потанина и Гирина, например, такие цитаты из поэмы: «Худую совесть надобно — крестьянину с крестьянина копейку вымогать», «Стал он пуще прежнего всему народу люб».
Таким образом, Ермила Гирин является мерилом счастья, для которого, по мнению Некрасова, необходимо быть честным, справедливым, бескорыстным и уважаемым народом.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/124040/
Образы Якима Нагого и Ермилы Гирина в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Н.А Некрасов великий русский поэт, создал множество произведений, посвященных народу. Тяжелая крестьянская доля, непосильный труд, бесправие – вот те проблемы, которые поднимал автор в своем творчестве. Протест против царящих в стране общественных порядков Некрасов открыто высказал в поэме «Кому на Руси жить хорошо», ставшей гимном высокой гражданственности.
Семеро странников отправляются в путь в поисках «счастливого» и встречаются во время путешествия с простыми людьми, которые рассказывают им о своей нелегкой доле. Перед нами проходит много образов крестьян и разночинцев, каждый из них рассказывает о своей жизни, полной невзгод и горя. Один из них – Яким Нагой.
«Он до смерти работает, До полусмерти пьет!» – так характеризует сам себя этот крестьянин. Когда-то он жил в Питере, из-за тяжбы с купцом попал в тюрьму. Затем вернулся в родные края и стал пахарем. Портрет Якима лучше всего выдает все тяготы, выпавшие на его долю: Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле…
Шея бурая Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука – кора древесная, А волосы – песок… Но Яким предстает перед нами не простым крестьянином. Несмотря на каторжный труд, он не очерствел душой, умеет ценить прекрасное. Так, он собирал для сына разные картинки, «развешал их по стенам, и сам на них любил глядеть».
Когда в деревне начался пожар, и загорелась изба Якима, то он бросился спасать не спрятанные деньги, а любимые картинки. В его жизни главное не только работа и выпивка, но и созерцание прекрасного. Из-за тяжелой крестьянской доли и начал он пить, спиртное помогает ему забыться. Но, по словам самого Якима: «Придет печаль великая, Так перестанем пить!…
Работа не свалила бы, Беда не одолела бы, Нас хмель не одолит!» Яким Нагой стал обобщенным образом русского крестьянина. Ермила Гирин выделяется на фоне других крестьян. Весь смысл его жизни направлен на поиски народного счастья. Гирин честен с крестьянами, чтит древнерусские обычаи.
Все лучшее в нем заставляет окружающих полюбить этого человека: Имел он все, что надобно Для счастья… …
Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой! Когда вышел спор между Ермилой и купцом Алтынниковым, то Ермила обратился за помощью к народу, с просьбой одолжить денег для выкупа мельницы: Коли Ермила знаете, Коли Ермилу верите, Так выручайте, что ль!! Каждый из присутствующих на базарной площади оказал помощь, и мельница осталась за Ермилою. В указанный срок он сполна вернул весь долг людям, поверившим ему. Уважение народа к Гирину было так велико, что его выбрали бурмистром. Но с этой должности ему пришлось уйти: От должности уволился, В аренду снял ту мельницу, И стал он пуще прежнего Всему народу люб…
Не искал Ермила Гирин счастья в личном благополучии; только в служении народу, в народном почете видел он смысл жизни. Некрасов показал нам образ народного героя, отказавшегося от материальных благ и посвятившего свою жизнь честному труду на благо общества.
Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Русская женщина появилась в творчестве Н.А. Некрасова давно и неслучайно. Поэт очень любил свою мать Елену Андреевну и видел, что ей приходилось терпеть от мужа. Эта замечательная русская женщина стала в глазах сына олицетворением духовного мужества, ласкового большого сердца, самоотверженности и стойкости.
И в своих произведениях поэт постоянно создавал такой образ русской женщины. И всегда она была несчастна, загружена непосильным трудом.
Тема женской доли начинает развиваться в творчестве Некрасова в 40-е годы. Образ загубленной бытом женщины мы находим и в 'Тройке”, и в “Еду ли ночью…”, и в поэме “Мороз, Красный нос” в лице Дарьи.
И в самом монументальном своем произведении – поэме “Кому на Руси жить хорошо” – Некрасов опять разрабатывает эту тему. Нигде в поэме так ярко она не раскрыта, как в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно ей автор посвящает целую часть поэмы под названием “Крестьянка”.
Впервые мы видим ее глазами мужиков-правдоискателей. Это
…осанистая женщина, широкая и плотная,
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Описание внешности, а потом и одежды создает перед нами образ простой русской женщины-крестьянки. Но она уже заслужила уважение всех крестьян из соседних деревень. Постепенно и нас она покоряет.
Когда мужики рассказали ей о цели своего прихода, она “закручинилась”. А дело здесь в том, что ее беспокоит сама мысль о возможности оставить работу. Уже по этому можно охарактеризовать ее как женщину толковую, разумную и трудолюбивую.
А вспомним, как долго ждали мужики, пока она с хозяйством управится. Вспомним и такую деталь: мужики расположились за домом, где “богатый огород” и “два стога здоровенные”. Это еще раз доказывает нам, что Матрена – прекрасная хозяйка.
Но легко ли это дается женщине? Конечно же, нет. Порою даже не по силам. И постоянно в рассказе Матрены чувствуется весь пролитый ею за непрекращающейся работой пот. Но на это она никогда не жалуется, потому что воспитали ее в любви к труду. Все ее повествование о жизни в девичестве овеяно яркими, теплыми красками, каких, пожалуй, больше в дальнейшем рассказе о ее жизни не встретишь.
Матушка с батюшкой, хотя и берегли героиню, да не баловали; самое главное же – любили. Работа в родном доме была ей по душе, и весело она об этом вспоминает. Матрена знала по песням и от матери о нелегкой женской доле, а потому перед замужеством и говорила:
Я в подневолье с волюшки,
Бог видит, не пойду!
И плакала от понимания того, что убежать от этого невозможно. И женская судьба все же настигает Матрену: она выходит замуж. Нет больше рядом с ней ее родимых заступников.
Сколько натерпелась эта женщина от свекровушки и свекора, от золовушки и деверя. Хоть она мужа и называет заступничком, он только “молчать, терпеть советовал” да и побил ее однажды.
Но на это она не жалуется, так как “не годилось бы жене побои мужнины считать”. И вообще, мужем она довольна:
То правда, что и мужа-то
Такого, как Филиппушка,
Со свечкой поискать…
А потому и было горем для нее, когда его поймали за кражу и “полумертвого подкинули в сарай”.
Казалось бы, в судьбе Матрены есть и просветления, счастливые моменты. Например, рожденье Демушки, который “весь гнев с души … согнал улыбкой ангельской”. Но это всегда ненадолго, и горе опять перевешивает и затмевает все радостное, что было. Так и на этот раз.
Смерть Демушки была самым сильным потрясением в жизни Матрены. Что может быть ужаснее потери родного ребенка? Трагические краски нагнетаются символической картиной горения дерева с соловьиным потомством в гнезде. Такой соловушкой и становится Матрена. Не уберег Савелий дитятко, заели свиньи его.
А убитая горем мать “клубышком каталася, червушком свивалася”. Но даже погоревать добром по сыну и похоронить по-христиански не дали ей. Жестокие десятники и сотники, попы – “неправедные судьи” накинулись, как коршуны, на маленькое тельце.
Как можно это вынести? И слезы, причитания и плачи, которыми наполнена речь, сосредоточена именно в этом эпизоде. Да тут еще судить взялись бедную мать.
Разве это не поругание над чувствами, разве это не унижение человека! И все она выдерживает, хотя сама не знает как. Выдерживает, но какой ценой.
Описание природы опять гармонирует с душевным состоянием героини. Картина черной грозовой ночи передает тревогу и скорбь Матрены Тимофеевны после смерти первенца. Долго не могла она простить Савелия, даже работа была ей не в радость.
И больше всего недоумевает Матрена, почему никто не вступится за нее и сына. И Савелий дает ей краткий, но более чем достаточный ответ: “Ты крепостная женщина!” Отсюда все ее беды и горести.
Но есть у нее еще родители, любимые ею и любящие ее. Они-то и возрождают ее к жизни:
У батюшки, у матушки
С Филиппом побывала я,
За дело принялась.
И все у нее идет своим чередом: работа, дом, дети. Им она и отдает всю себя без остатка. Не стала жизнь ее лучше, да все довольна она и покорна:
Поешь, когда останется
От старших да от деточек,
Уснешь – когда больна…
Но беды на этом не кончаются: кто-то рождается, а кто-то… Осталась Матрена до конца жизни сиротой на этом свете. Испытала она “горе лютое”:
К кому оно привяжется,
До смерти не избыть!
Но при всем этом ее никогда не покидала человечность. Она забывает проступок дедушки Савелия, она умеет прощать, когда вокруг нее никто на это не способен.
Вообще, сила воли героини поражает, беды ее неисчерпаемы, и на этом не заканчиваются. Но она по-прежнему живет по законам совести и доброты. Горе не ломает Матрену, не переделывает, а только укрепляет.
И после смерти Савелия, который говорил: “Как вы не бейтесь, глупые, Что на роду написано, Того не миновать!”
Матрена, как его послушавшись, покоряется всем и живет только ради своих детушек. Ради них она готова на все. Так, она берет на себя побои, ограждая сына Федотушку от наказания за то, что он отдал уже мёртвую овцу голодной волчихе.
Сын унаследовал от матери гуманность и способность к жалости. А мать даже в такой унизительной ситуации сумела сохранить свое достоинство, не упав, как ей советовали, в ноги старосте.
Теперь Матрена сознательно все берет на себя:
Коли терпеть, так матери,
Я перед богом грешница…
Кстати, так как Матрена глубоко религиозна, все свои беды она видит, как наказание Господа. И потому она смиренно их принимает, даже когда пришла бесхлебица: “Брат брату/не уламывал куска! Был страшный год…”
Но когда мужа забрали в рекруты, нельзя ей было так жить и детей мучить. Не видать бы Матрене его долго-долго да ходить по миру с голодными ребятками, если бы господь не научил ее пойти к губернатору с просьбой о заступничестве.
Дважды горела героиня, трижды “бог посетил сибирской язвою…”. Всего не перечесть, что пришлось ей пережить.
Таким образом, все горести, выпадавшие на долю женщины-крестьянки, Матрена испытала. Но, несмотря на все, Матрена идет по жизни с песнями: даже во время тяжелого труда она поет. Эта песенная стихия неотделима от печалей многокручинной и многострадальной русской женщины.
Образ Матрены Тимофеевны стал почти символом. Ее смело можно поставить впереди всех русских женщин, когда-либо изображенных поэтом. Все в ней, в самом ее облике, повадке, речах полно особого значения: и ее девичья целомудренность, и открытость для добра, и ее нравственная чистота. Но не знает Матренушка путей к женскому счастью, ведь
…бабам на Руси
Три петли: шелку белого,
Вторая – шелку красного,
А третья – шелку черного,
Любую выбирай!..
В любую полезай…
Источник: https://cyberpedia.su/5x4c.html
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Образ Ермила Гирина по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась и издавалась на протяжении нескольких лет, до самой смерти Н.А. Некрасова.
В своем произведении автор хотел изобразить широкую панораму жизни всех слоев русского общества, и хронотоп «дорога» вполне соответствует его замыслу. Вот только здоровье поэта подкачало, и он был вынужден сократить произведение до четырех глав.
Однако и они уже создают правдивую и разнообразную картину русской жизни.
История о мужиках, искавших «счастливого» на Руси, похожа на сказку. Здесь есть и говорящая птица, и «скатерть самобранная». Но перед нами не сказка, а быль, которая иной раз удивительнее, а то и страшнее любой сказки.
На пути мужики встречают разных людей; одни из них кажутся им подходящими кандидатами в те, «кому жить любо-весело, вольготно на Руси», другие – нет. Потерпев неудачу с попом и не увидев в его жизни счастья, правдоискатели решают расспрашивать людей. Многие говорят о себе, указывая на реальное или мнимое счастье.
Но еще больше оказывается тех, кто готов рассказать о другом. Речь об истинном народном герое – Ермиле Гирине.
Это «не князь, не граф сиятельный», а обычный мужик. Но обычный он только на первый взгляд. Ермил Гирин – мудрый и четный человек, сникавший любовь и уважение в народе.
Огромным своим трудом он сумел копить денег, ум и порядочность сделали его любимцем всех односельчан. Когда Ермил служил писарем, он не брал с мужиков ни копейки за помощь, на которую никогда не скупился: и подскажет, и посоветует.
Когда пришла пора выбирать бурмистра, мужики не сомневались, что Ермил будет честно исполнять свои обязанности и никого не даст в обиду.
Даже тот единственный случай, когда Гирин пошел против совести, характеризует его как человека удивительной честности. Будучи бурмистром, он, вместо своего брата, отправил в рекруты сына бедной крестьянки. Очень жалко ему было братца.
Сам так поступил и сам не выдержал. Совесть совсем измучила Ермила, и он хотел даже руки на себя наложить. Несправедливость была исправлена, но Гирин ушел из бурмистров: один раз обманув доверие мужиков, он больше не мог оставаться у власти.
Поразителен эпизод с покупкой мельницы. Из-за хитрости чиновников Ермил оказался в невыгодном положении: ему надо было срочно отдать задаток за мельницу, а у него не было при себе денег. Ермил вышел на площадь и обратился к народу. И все, кто его слышал, откликнулись и принялись давать деньги у кого сколько было.
Нужная сумма набралась. Однако Ермилу некогда и некуда было записывать, кто сколько дал, и сам он не мог писать расписки. В следующий базарный день он отдавал деньги. Те, кто дал ему в долг, подходили и сами называли сумму.
И – удивительное дело! – не только кристально четный Ермил отдал все до копеечки, но и из мужиков ни один не соврал и не попросил лишнего.
Однако поэма Некрасова – все же не сказка. История Ермила оканчивается в остроге. Подробности собеседник мужиков не успевает рассказать: он торопится. Но можно понять, что Ермил отказался участвовать в бесчестном деле – усмирять народное выступление против несправедливости.
Ермил Гирин – это истинно народный герой. В нем есть и мужицкая сметка, и основательность, и трудолюбие. Но главное – он честен и неподкупен, всегда поступает по совести, не пресмыкается перед богатыми, не поддерживает несправедливость.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/640-sochinenie-na-temu-obraz-ermila-girina-po-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho.html