Басня Подагра и Паук
Подагру с Пауком сам ад на свет родил:Слух этот Лафонтен по свету распустил.Не стану я за ним вывешивать и мерить,Насколько правды тут, и как и почему;Притом же, кажется, ему,Зажмурясь, в баснях можно верить. И, стало, нет сомненья в том,Что адом рождены Подагра с Пауком.
Как выросли они и подоспело времяПристроить деток к должностям(Для доброго отца большие дети – бремя,Пока они не по местам!),То, отпуская в мир их к нам,Сказал родитель им: «ПодитеВы детушки, на свет и землю разделите! Надежда в вас большая есть,Что оба вы мою поддержите там честь,И оба людям вы равно надоедите.
Смотрите же: отселе наперёд,Кто что из вас в удел себе возьмёт –Вон, видите ль вы пышные чертоги?А там вон хижины убоги?В одних простор, довольство, красота;В других и теснота,И труд, и нищета». «Мне хижин ни за чтó не надо», –Сказал Паук. «А мне не надобно палат, –Подагра говорит. – Пусть в них живёт мой брат.
В деревне, от аптек подале, жить я рада;А то меня там станут доктораГонять из каждого богатого двора». Так смолвясь, брат с сестрой пошли, явились в мире.
В великолепнейшей квартиреПаук владение себе отмежевал:По штофам пышным, расцвечённымИ по карнизам золочёнымОн паутину разостлалИ мух бы вдоволь нахватал; Но к ра́ссвету едва с работою убрался,Пришёл и щёткою всё смёл слуга долой.Паук мой терпелив: он к печке перебрался,Оттоле Паука метлой.
Туда, сюда Паук, бедняжка мой! Но где основу ни натянет,Иль щётка, иль крыло везде его достанетИ всю работу изорвёт,А с нею и его частёхонько сметёт.Паук в отчаянье, и за город идётУвидеться с сестрицей.«Чай, в сёлах, – говорит, – живёт она царицей».
Пришёл – а бедная сестра у мужикаНесчастней всякого на свете Паука:Хозяин с ней и сено косит,И рубит с ней дрова, и воду с нею носит.Примета у простых людей,Что чем подагру мучишь боле,Тем ты скорейИзбавишься от ней.
«Нет, братец, – говорит она, – не жизнь мне в поле!» А братТому и рад;Он тут же с ней уделом обменялся:Вполз в избу к мужику, с товаром разобралсяИ, не боясь ни щётки, ни метлы,Заткал и потолок, и стены, и углы.Подагра же – тотчас в дорогу,Простилася с селом;В столицу прибыла и в самый пышный домК Превосходительству седому села в ногу. Подагре рай! Пошло житьё у старика:Не сходит с ним она долой с пуховика.С тех пор с сестрою брат уж боле не видался;Всяк при своём у них остался,Доволен участью равно:Паук по хижинам пустился неопрятным,Подагра же пошла по богачам и знатным;
И – оба делают умно. *
Напечатана басня в 1811 г.
* Переработка одноимённой басни Лафонтена.
Источник: https://vsebasni.ru/krylov/podagra-i-pauk.html
Басни. Подагра и Паук
ПОДАГРА И ПАУК Подагру с Пауком сам ад на свет родил: Слух этот Лафонтен по свету распустил. Не стану я за ним вывешивать и мерить,Насколько правды тут, и ка́к и почему: Притом же, кажется, ему, Зажмурясь, в баснях можно верить. И, стало, нет сомненья в том, Что адом рождены Подагра с Пауком. Как выросли они и подоспело время Пристроить деток к должностям (Для доброго отца большие дети — бремя, Пока они не по местам!), То, отпуская в мир их к нам, Сказал родитель им: «Подите Вы, детушки, на свет и землю разделите! Надежда в вас большая есть, Что оба вы мою поддержите там честь, И оба людям вы равно надоедите. Смотрите же: отселе наперед, Кто что из вас в удел себе возьмет — Вон, видите ль вы пышные чертоги? А там, вон, хижины убоги? В одних простор, довольство, красота; В других и теснота, И труд, и нищета».— «Мне хижин ни за что́ не надо», Сказал Паук.— «А мне не надобно палат», Подагра говорит: «Пусть в них живет мой брат. В деревне, от аптек подале, жить я рада; А то меня там станут доктора Гонять из каждого богатого двора». Так смолвясь, брат с сестрой пошли, явились в мире. В великолепнейшей квартире Паук владение себе отмежевал: По штофам пышным, расцвеченным И по карнизам золоченым Он паутину разостлал И мух бы вдоволь нахватал; Но к ра́ссвету едва с работою убрался, Пришел и щеткою всё смел слуга долой. Паук мой терпелив: он к печке перебрался, Оттоле Паука метлой. Туда, сюда Паук, бедняжка мой! Но где основу ни натянет,Иль щетка, иль крыло везде его достанет И всю работу изорвет, А с нею и его частехонько сметет. Паук в отчаяньи, и за́-город идет Увидеться с сестрицей. «Чай, в селах», говорит: «живет она царицей». Пришел — а бедная сестра у мужика Несчастней всякого на свете Паука: Хозяин с ней и сено косит, И рубит с ней дрова, и воду с нею носит: Примета у простых людей. Что чем подагру мучишь боле, Тем ты скорей Избавишься от ней. «Нет, братец», говорит она: «не жизнь мне в поле!» А брат Тому и рад; Он тут же с ней уделом обменялся: Вполз в избу к мужику, с товаром разобрался, И, не боясь ни щетки, ни метлы, Заткал и потолок, и стены, и углы. Подагра же — тотчас в дорогу, Простилася с селом; В столицу прибыла и в самый пышный дом К Превосходительству седому села в ногу. Подагре рай! Пошло житье у старика: Не сходит с ним она долой с пуховика. С тех пор с сестрою брат уж боле не видался; Всяк при своем у них остался, Доволен участью равно: Паук по хижинам пустился неопрятным, Подагра же пошла по богачам и знатным;И — оба делают умно. |
Примечания
XVI
ПОДАГРА И ПАУК
Впервые напечатана в «Новых баснях», 1811 г., стр. 8—10; написана не позднее апреля 1811 г. Текст в дальнейшем подвергся значительной переработке.
В издании 1843 г. стих 35-й ошибочно напечатан: «По шкафам пышным, расцвеченным». Правильное чтение «по штофам», подтверждаемое смыслом этого места, неизменно сохраняется во всех предшествовавших прижизненных изданиях.
Рукописные варианты:
ст. 4 | То правда или нет, и как и почему (ЛБ 1811, ПД 69) |
ст. 39 | Но только лишь с работою убрался (ЛБ 1811) |
ст. 41—42 | Он к печке перебрался, Оттоль его метлой. (ЛБ 1811) |
ст. 68 | К сиятельству седому села в ногу. (ЛБ 1811) |
Печатные варианты:
ст. 2 | Так в басне Лафонтен сказал — и утвердил. (В) |
ст. 3—6 | Не мне за ним судить, вывешивать и мерить, Насколько правды тут; при том же уж кому, Коль не ему,Нам в баснях верить (В — Ж) |
ст. 30—32 | Подале от аптек, в деревне жить я рада, А то меня хирурги, доктораТам сгонят с каждого богатого двора. (В — З) |
ст. 38 | И мух бы пропасть нахватал (В — Ж) |
ст. 39—40 | Но только что с работою убрался, Поутру щеткою всё смел слуга долой. (В) |
вм. ст. 43—44 | Паук туда, сюда — где сеть сновать ни станет (В) |
ст. 72—74 | С тех пор с сестрою брат уж боле не видались И не менялись,Довольны участью равно. (В) |
ст. 76 | Подагра ж всё гостит по богачам и знатным. (В) |
Источник: https://krylov.lit-info.ru/krylov/basni/podagra-i-pauk.htm
Подагра и Паук
Хранители сказок | Басни Крылова Ивана Андреевича
Подагру с Пауком сам ад на свет родил:
Слух этот Лафонтен по свету распустил.
Не стану я за ним вывешивать и мерить,
Насколько правды тут, и как и почему;
Притом же, кажется, ему,
Зажмурясь, в баснях можно верить.
И, стало, нет сомненья в том,
Что адом рождены Подагра с Пауком.
Как выросли они и подоспело время
Пристроить деток к должностям
(Для доброго отца большие дети — бремя,
Пока они не по местам!),
То, отпуская в мир их к нам,
Сказал родитель им: «Подите
Вы детушки, на свет и землю разделите!
Надежда в вас большая есть,
Что оба вы мою поддержите там честь,
И оба людям вы равно надоедите.
Смотрите же: отселе наперед,
Кто что из вас в удел себе возьмет —
Вон, видите ль вы пышные чертоги?
А там вон хижины убоги?
В одних простор, довольство, красота;
В других и теснота,
И труд, и нищета».
«Мне хижин ни за чт_о_ не надо», —
Сказал Паук. «А мне не надобно палат, —
Подагра говорит. — Пусть в них живет мой брат.
В деревне, от аптек подале, жить я рада;
А то меня там станут доктора
Гонять из каждого богатого двора».
Так смолвясь, брат с сестрой пошли, явились в мире.
В великолепнейшей квартире
Паук владение себе отмежевал:
По штофам пышным, расцвеченным
И по карнизам золоченым
Он паутину разостлал
И мух бы вдоволь нахватал;
Но к р_а_ссвету едва с работою убрался,
Пришел и щеткою все смел слуга долой.
Паук мой терпелив: он к печке перебрался,
Оттоле Паука метлой.
Туда, сюда Паук, бедняжка мой!
Но где основу ни натянет,
Иль щетка, иль крыло везде его достанет
И всю работу изорвет,
А с нею и его частехонько сметет.
Паук в отчаянье, и за город идет
Увидеться с сестрицей.
«Чай, в селах, — говорит, — живет она царицей».
Пришел — а бедная сестра у мужика
Несчастней всякого на свете Паука:
Хозяин с ней и сено косит,
И рубит с ней дрова, и воду с нею носит.
Примета у простых людей,
Что чем подагру мучишь боле,
Тем ты скорей
Избавишься от ней.
«Нет, братец, — говорит она, — не жизнь мне в поле!»
А брат
Тому и рад;
Он тут же с ней уделом обменялся:
Вполз в избу к мужику, с товаром разобрался
И, не боясь ни щетки, ни метлы,
Заткал и потолок, и стены, и углы.
Подагра же — тотчас в дорогу,
Простилася с селом;
В столицу прибыла и в самый пышный дом
К Превосходительству седому села в ногу.
Подагре рай! Пошло житье у старика:
Не сходит с ним она долой с пуховика.
С тех пор с сестрою брат уж боле не видался;
Всяк при своем у них остался,
Доволен участью равно:
Паук по хижинам пустился неопрятным,
Подагра же пошла по богачам и знатным;
И — оба делают умно.
Хранители сказок | Басни Крылова Ивана Андреевича
Источник: https://hobbitaniya.ru/krilov/krilov100.php
Подагра и Паук
Подагра и Паук
Подагру с Пауком сам ад на свет родил:
Слух этот Лафонтен по свету распустил.
Не стану я за ним вывешивать и мерить,
Насколько правды тут, и как, и почему;
Притом же, кажется, ему
Зажмурясь в баснях можно верить.
И, стало, нет сомненья в том,
Что адом рождены Подагра с Пауком.
Как выросли они, и подоспело время
Пристроить деток к должностям
(Для доброго отца большие дети – бремя,
Пока они не по местам!),
То, отпуская в мир их к нам,
Сказал родитель им: «Подите
Вы, детушки, на свет и землю разделите!
Надежда в вас большая есть,
Что оба вы мою поддержите там честь,
И оба людям вы равно надоедите.
Смотрите же: отселе наперёд,
Кто что из вас в удел себе возьмёт —
Вон, видите ль вы пышные чертоги?
А там вон хижины убоги?
В одних простор, довольство, красота;
В других и теснота,
И труд, и нищета».
— «Мне хижин ни за чтo не надо»,
Сказал Паук. — «А мне не надобно палат»,
Подагра говорит: «Пусть в них живёт мой брат.
В деревне, от аптек подале, жить я рада;
А то меня там станут доктора
Гонять из каждого богатого двора».
Так смолвясь, брат с сестрой пошли, явились в мире.
В великолепнейшей квартире
Паук владение себе отмежевал:
По штофам пышным, расцвечённым
И по карнизам золочёным
Он паутину разостлал,
И мух бы вдоволь нахватал;
Но к рассвету едва с работою убрался,
Пришёл и щёткою всё смёл слуга долой.
Паук мой терпелив: он к печке перебрался,
Оттоле Паука метлой.
Туда, сюда Паук, бедняжка мой!
Но где основу ни натянет,
Иль щётка, иль крыло везде его достанет,
И всю работу изорвёт,
А с нею и его частёхонько сметёт.
Паук в отчаянье, и за город идёт
Увидеться с сестрицей.
«Чай, в сёлах», говорит, «живёт она царицей».
Пришёл – а бедная сестра у мужика
Несчастней всякого на свете Паука:
Хозяин с ней и сено косит,
И рубит с ней дрова, и воду с нею носит:
Примета у простых людей,
Что чем подагру мучишь боле,
Тем ты скорей
Избавишься от ней.
«Нет, братец», говорит она: «не жизнь мне в поле!»
А брат
Тому и рад;
Он тут же с ней уделом обменялся:
Вполз в избу к мужику, с товаром разобрался,
И, не боясь ни щётки, ни метлы,
Заткал и потолок, и стены, и углы.
Подагра же – тотчас в дорогу;
Простилася с селом;
В столицу прибыла, и в самый пышный дом
К Превосходительству седому села в ногу.
Подагре рай! Пошло житьё у старика:
Не сходит с ним она долой с пуховика.
С тех пор с сестрою брат уж боле не видался;
Всяк при своём у них остался,
Доволен участью равно:
Паук по хижинам пустился неопрятным,
Подагра же пошла по богачам и знатным;
И оба делают умно.
Источник: https://www.malyshu.com/razvlecheniya/podagra-i-pauk/
Иван Крылов – Подагра и паук (Басня): читать стих, текст стихотворения полностью
Подагру с Пауком сам ад на свет родил:
Слух этот Лафонтен по свету распустил.
Не стану я за ним вывешивать и мерить,
Насколько правды тут, и как и почему:
Притом же, кажется, ему,
Зажмурясь, в баснях можно верить.
И, стало, нет сомненья в том,
Что адом рождены Подагра с Пауком.
Как выросли они и подоспело время
Пристроить деток к должностям
(Для доброго отца большие дети — бремя,
Пока они не по местам!),
То, отпуская в мир их к нам,
Сказал родитель им: «Подите
Вы, детушки, на свет и землю разделите!
Надежда в вас большая есть,
Что оба вы мою поддержите там честь,
И оба людям вы равно надоедите.
Смотрите же: отселе наперед,
Кто что из вас в удел себе возьмет —
Вон, видите ль вы пышные чертоги?
А там, вон, хижины убоги?
В одних простор, довольство, красота;
В других и теснота,
И труд, и нищета».—
«Мне хижин ни за что не надо»,
Сказал Паук. — «А мне не надобно палат»,
Подагра говорит: «Пусть в них живет мой брат.
В деревне, от аптек подале, жить я рада;
А то меня там станут доктора
Гонять из каждого богатого двора».
Так смолвясь, брат с сестрой пошли, явились в мире.
В великолепнейшей квартире
Паук владение себе отмежевал:
По штофам пышным, расцвеченным
И по карнизам золоченым
Он паутину разостлал
И мух бы вдоволь нахватал;
Но к ра?ссвету едва с работою убрался,
Пришел и щеткою всё смел слуга долой.
Паук мой терпелив: он к печке перебрался,
Оттоле Паука метлой.
Туда, сюда Паук, бедняжка мой!
Но где основу ни натянет,
Иль щетка, иль крыло везде его достанет
И всю работу изорвет,
А с нею и его частехонько сметет.
Паук в отчаяньи, и за-город идет
Увидеться с сестрицей.
«Чай, в селах», говорит: «живет она царицей».
Пришел — а бедная сестра у мужика
Несчастней всякого на свете Паука:
Хозяин с ней и сено косит,
И рубит с ней дрова, и воду с нею носит:
Примета у простых людей.
Что чем подагру мучишь боле,
Тем ты скорей
Избавишься от ней.
«Нет, братец», говорит она: «не жизнь мне в поле!»
А брат
Тому и рад;
Он тут же с ней уделом обменялся:
Вполз в избу к мужику, с товаром разобрался,
И, не боясь ни щетки, ни метлы,
Заткал и потолок, и стены, и углы.
Подагра же — тотчас в дорогу,
Простилася с селом;
В столицу прибыла и в самый пышный дом
К Превосходительству седому села в ногу.
Подагре рай! Пошло житье у старика:
Не сходит с ним она долой с пуховика.
С тех пор с сестрою брат уж боле не видался;
Всяк при своем у них остался,
Доволен участью равно:
Паук по хижинам пустился неопрятным,
Подагра же пошла по богачам и знатным;
И — оба делают умно.
❉❉❉❉
Источник: https://thewitness.ru/ivan-kryilov/podagra-i-pauk-basnya/
Басни Крылова
Содержание : Басни Крылова
Подагру с Пауком сам ад на свет родил:
Слух этот Лафонтен по свету распустил.
Не стану я за ним вывешивать и мерить,
Насколько правды тут, и как и почему;
Притом же, кажется, ему,
Зажмурясь, в баснях можно верить.
И, стало, нет сомненья в том,
Что адом рождены Подагра с Пауком.
Как выросли они и подоспело время
Пристроить деток к должностям
(Для доброго отца большие дети – бремя,
Пока они не по местам!),
То, отпуская в мир их к нам,
Сказал родитель им: “Подите
Вы детушки, на свет и землю разделите!
Надежда в вас большая есть,
Что оба вы мою поддержите там честь,
И оба людям вы равно надоедите.
Смотрите же: отселе наперед,
Кто что из вас в удел себе возьмет –
Вон, видите ль вы пышные чертоги?'
А там вон хижины убоги?
В одних простор, довольство, красота;
В других и теснота,
И труд, и нищета”.
“Мне хижин ни за чт_о_ не надо”, –
Сказал Паук. “А мне не надобно палат, –
Подагра говорит. – Пусть в них живет мой брат.
В деревне, от аптек подале, жить я рада;
А то меня там станут доктора
Гонять из каждого богатого двора”.
Так смолвясь, брат с сестрой пошли, явились в мире.
В великолепнейшей квартире
Паук владение себе отмежевал:
По штофам пышным, расцвеченным
И по карнизам золоченым
Он паутину разостлал
И мух бы вдоволь нахватал;
Но к р_а_ссвету едва с работою убрался,
Пришел и щеткою все смел слуга долой.
Паук мой терпелив: он к печке перебрался,
Оттоле Паука метлой.
Туда, сюда Паук, бедняжка мой!
Но где основу ни натянет,
Иль щетка, иль крыло везде его достанет
И всю работу изорвет,
А с нею и его частехонько сметет.
Паук в отчаянье, и за город идет
Увидеться с сестрицей.
“Чай, в селах, – говорит, – живет она царицей”.
Пришел – а бедная сестра у мужика
Несчастней всякого на свете Паука:
Хозяин с ней и сено косит,
И рубит с ней дрова, и воду с нею носит.
Примета у простых людей,
Что чем подагру мучишь боле,
Тем ты скорей
Избавишься от ней.
“Нет, братец, – говорит она, – не жизнь мне в поле!”
А брат
Тому и рад;
Он тут же с ней уделом обменялся:
Вполз в избу к мужику, с товаром разобрался
И, не боясь ни щетки, ни метлы,
Заткал и потолок, и стены, и углы.
Подагра же – тотчас в дорогу,
Простилася с селом;
В столицу прибыла и в самый пышный дом
К Превосходительству седому села в ногу.
Подагре рай! Пошло житье у старика:
Не сходит с ним она долой с пуховика.
С тех пор с сестрою брат уж боле не видался;
Всяк при своем у них остался,
Доволен участью равно:
Паук по хижинам пустился неопрятным,
Подагра же пошла по богачам и знатным;
И – оба делают умно.
Содержание : Басни Крылова
Источник: https://www.folk-tale.narod.ru/autorskaz/Krylov/Podagra-i-Pauk.html
Языковые особенности басен И.А. Крылова
� на одном ночлеге ночевал.
Теперь знакомого человека мы называем словом знакомый, по происхождению субстантивированным прилагательным (мой новый знакомый). А если кто-то употребляет слово знакомец, то воспринимается оно как разговорное. И в словарях мы найдем его с пометой разг.
, как и слово Грамотей (Как-то Повар, грамотей…). Теперь мы его употребим разве что в ироническом смысле (Ну и грамотей!), а ведь в Словаре 1847 г. оно охарактеризовано вполне нейтрально: грамотный человек (умеющий читать и писать).
Теперь слово грамотей в литературном языке также заменено субстантивированным прилагательным грамотный.
К подобным архаизмам относится и уже упоминаемое слово прилика. Но в этом случае догадаться о значении слова труднее, потому что не сразу сообразишь, что родственно ему слово улика,- ведь исторический корень в слове улика мы уже не выделяем (улик-а, улич-ать).
Такие слова, как дорожный, червонец, кума позволят рассказать о лексико-семантических архаизмах, т.е. словах, которые живут в современном языке, но потеряли какое-то одно из своих прежних значений.
Дорожный – сейчас прилагательное к слову дорога (дорожные впечатления), оно может означать также предназначенный для дороги, поездки, путешествия (дорожная сумка). Но было у этого слова и другое значение: находящийся в дороге, поездке, путешествии.
Слово дорожный в этом значении употреблялось и как существительное (может быть это значение развилось на базе словосочетания дорожный человек) и означало тогда путник, путешественник; прохожий.
Именно с таким употреблением слова мы встречаемся в басне Муха и Дорожные.
Довольно сложна история изменения значений слов кума, кум, так часто встречающихся в баснях Крылова (существительное кума встречается в
крыловских баснях 8 раз, а кум – 21).
В наше время эти слова употребляются не часто, и не все значения этих слов. Видимо, кум, кума в значении крестный отец, крестная мать стали полуисторизмами – ими пользуется лишь определенный круг людей. У Крылова в некоторых случаях слова кум, кума явно указывают на родственные отношения:
Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
(Волк и Ягненок)
Молчи! Все знаю я сама;
Да эта крыса мне кума.
(Совет Мышей)
Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры.
( Волк на псарне)
Второе вторжение этих слов в современных словарях: обращение к знакомому пожилому мужчине и обращение к пожилой знакомой женщине – проводится с пометами устар. и простореч. и иллюстрируется цитатой Крылова:
Здорово, кум Фаддей! – Здорово, кум Егор! –
Ну, каково, приятель, поживаешь?
(Два мужика)
В басне Стрекоза и Муравей мы встречаемся, видимо, с тем же значением (Не оставь меня, кум милой).
Третье значение слова кум: О приятеле, оказывающем покровительство по службе – имеет помету ирон.
У Крылова:
Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог:
Я куму услужить готова.
(Волк и Лисица)
В том же словаре отмечено, что кума употребляется как эпитет лисьих русских народных сказок, дается помета народно-поэт и приводится иллюстрация из басни Крылова (2, с. 391):
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
(Лисица и Виноград)
Словарь 1847 г. фиксирует только два значения слов кум и кума (которые в современном языке сводятся к одному значению): крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери; отец ребенка по отношению к крестному отцу или крестной матери. Второе и третье современные значения, закрепившиеся в языке, видимо, прочно связаны с баснями Крылова.
Встречаются у Крылова и экспрессивные кумушек и кумушка, которые в Словаре 1947 г. давались с теми же значениями, что и кум и кума, но имели особую стилистическую помету – ласк. В баснях кумушка встречается часто:
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идет…
(Щука и Кот)
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу Спокойно, чистя нос, глядит.
- А ты что ж, кумушка, в дорогу? –
- Ей с возу Курица кричит.
- (Ворона и Курица)
- Уже в древнерусском языке слово хижина (хызина) было обозначением скромного, часто бедного жилища. Это слово обычно сопровождается определением, подчеркивающим плохое качество жилья: утлая, убогая. Хижине часто противопоставляется богатое жилище:
- Вон, видите ль вы пышные чертоги?
- А там вон хижины убоги?
- (Подагра и Паук)
- У хижины существует конкурент: дымная, убогая лачуга:
- Набрав валежнику порой холодной, зимной,
- Старик, иссохший весь от нужды и трудов,
- Тащился медленно к своей
- лачужке дымной..
- (Крестьянин и Смерть)
- Слово лачуга (древнерусское алачуга, олачуга) заимствовано из тюркского alacuk палатка, войлочный шатер, шалаш из коры, ветвей. Сначала в русских летописях так именуются татарские жилища. Потом этим словом стали называть небольшое временное сооружение для жилья, род шалаша: Въ граде все лачюги выгореша, понеже бо не поспеша ставляти хоромъ послъ вешняго пожара. Есть ли разница между хижиной и лачугой? Сначала в поэтическом языке это полные синонимы. Так же, как хата и хижина, лачуга обозначает место обитания героя.
- И тем не менее, хижина, архаизуясь, ус�
Источник: https://www.studsell.com/view/209139/90000