Образ и характеристика хлестовой в комедии “горе от ума”: описание, прототип героини

Прототипы персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – Хлестова

Образ и характеристика Хлестовой в комедии

Анфиса Ниловна Хлестова

Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой. Ее оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню, известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами.

Она была чрезвычайно популярна в большом обществе допожарной Москвы, и о ней сохранилось много рассказов и анекдотов. Д.Н.

Свербеев передает любопытные подробности об одной из встреч с Офросимовой: «Возвратившись в Россию из-за границы в 1822 году и не успев еще сделать в Москве никаких визитов, я отправился на бал в Благородное собрание; туда по вторникам съезжалось иногда до двух тысяч человек.

Издали заметил я сидевшую с дочерью на одной из скамеек между колоннами Настасью Дмитриевну Офросимову и, предвидя бурю, всячески старался держать себя от нее вдали, притворившись, будто ничего не слыхал, когда она на ползалы закричала мне: “Свербеев! поди сюда!” Бросившись в противоположный угол огромной залы, надеялся я, что обойдусь без грозной с нею встречи, но не прошло и четверти часа, как дежуривший на этот вечер старшина, мне незнакомый, с учтивой улыбкой пригласил меня идти к Настасье Дмитриевне. Я отвечал: “сейчас”. Старшина, повторяя приглашение, объявил, что ему приказано меня к ней привести.– “Что это ты с собой делаешь? Небось, давно здесь, а у меня еще не был! Видно, таскаешься по трактирам, да по кабакам, да где-нибудь еще хуже,– сказала она,– оттого и порядочных людей бегаешь. Ты знаешь, я любила твою мать, уважала твоего отца” …и пошла, и пошла! Я стоял перед ней, как осужденный к торговой казни, но как всему бывает конец, то и она успокоилась». (Свербеев Д. Н. Записки. М., 1899. Т. I.).

«Старуху-Хлёстову я хорошо помню,– пишет другой мемуарист: – это была Настасья Дмитриевиа Офросимова; ее же под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой, описал в «Войне и мире» граф Л.Н. Толстой.

Офросимова была одного с нами прихода Иоанна Предтечи в Старой Конюшенной; она строго блюла порядок и благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за непристойное пение, или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за свечным старостой, держала в решпекте и просвирню.

Обратите внимание

К кресту Офросимова всегда подходила первою, раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: “Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!”».

Прикрепление Хлёстовой к оригиналу Офросимовой – одно из самых убедительных в литературе о прототипах грибоедовских героев, хотя есть и другие указания на прототипы Хлёстовой, которую близко напоминают, например, душевный облик и внешнее поведение самой матери поэта, Настасьи Федоровны Грибоедовой.

I. Главные персонажи и их прототипы

II. Второстепенные персонажи и их прототипы

III. Прототипы героев-масок и внесценических персонажей

Источник: https://griboedov-goreotuma.narod.ru/prototypes_2_hlestova.html

Характеристика образа Хлёстовой в произведении Грибоедова

Прототипом Хлёстовой является принадлежавшая к самому высшему московскому кругу властная и влиятельная Настасья Дмитриевна Офросимова. Описал ее и Лев Толстой в «Войне и мире».

Упоминая о «Несторе негодяев знатных», променявшем своих крепостных на собак, Грибоедов, вероятно, имел в виду генерала Измайлова, помещика-крепостника, развратника, который, по свидетельству современников, «4 человек дворовых, служивших ему по 30 лет, променял помещику Шибякину на 4 борзых собак». Современники и исследователи пытались установить прототипы и Чацкого.

Когда комедия была написана, распространился слух, что в ней выведен Чаадаев. Этот слух дошел даже до Пушкина, находившегося в Михайловском, и в одном из писем он запрашивал о его справедливости.

Чаадаев был близок с Грибоедовым, и несомненно, что образ его, человека выдающегося ума и твердого характера, вставал в творческом воображении Грибоедова, когда он рисовал облик своего Чацкого.

Несомненно также, что и во внешнем облике гри-боедовского героя проступают чаадаевские черты.

Запечатлены в Чацком и черты другого друга Грибоедова, страстного и честного Кюхельбекера, рыцаря декабристского движения, одного из тех «молодых людей», в душе которых был возбужден «жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Но конкретизация персонажей не снимала их типичности. Один из современников отмечает:

«Когда появилось «Горе от ума», все сразу отдали ему справедливость, но в том числе были многие, которые в действующих лицах предполагали и даже узнавали изображение живых московских личностей и в верности портретов находили главное достоинство этой прекрасной драматической сатиры. Взгляд совершенно ошибочный.

Важно

Грибоедов и не думал писать портреты; если бы это было так, то значение «Горя от ума» было бы очень кратковременным; оно затерялось бы вместе со смертью тех, которые служили оригиналами для очерков. Да и в продолжении их жизни достоинство сочинения намного было бы ниже истинного.

Грибоедов превосходно схватил и изобразил не отдельные личности, а типы, жизнь которых очень продолжительна, и так же долговечна будет заслуга и слава его мастерского произведения» ‘. По этому поводу в наше время А. В. Луначарский справедливо заметил о персонажах комедии: «Эти люди взяты синтетически.

У Грибоедова все соответствует действительности, все чистый художественный реализм, товар дан без подмеси. Настоящий, подлинный портрет начинается только там, где он синтезирует целого человека в характернейших его особенностях и в широкие типы.

Правдивый тип в литературе – это и есть портрет, и чем он шире захватывает, тем более он приобретает художественности и общественной значимости».

В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX в. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия.

Молчалинство, фамусовщина, скалозубовщина превратились в нарицательные имена для обозначения всего низкого и пошлого, бюрократизма, грубого солдафонства и т. д. Важно отметить, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде.

Принцип обобщения” через изображение единичного последовательно проведен через всю комедию.

В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты, рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух противостоящих друг другу лагерей в русском обществе эпохи декабризма. В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой, декабристски настроенной молодежи.

Совет

Грибоедов сумел дать не только картину огромного обобщающего значения, раскрыть существенные, типические стороны русской действительности его времени, но й выявить основной конфликт эпохи. Легший в основу комедии конфликт уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью.

Он вытекал из общественно-политической обстановки того времени, раскрывая самое существо социально-политической борьбы эпохи декабристов, борьбу двух общественных лагерей, образовавшихся после Отечественной войны.

Этот конфликт пронизывает весь ход действия комедии, всю совокупность отношений между ее персонажами, придавая содержанию «Горя от ума» единство и монолитность.

Конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, выражен в комедии в
столкновении двух мировоззрений, двух систем взглядов, противоположных нравственных принципов, в различиях поведений персонажей в быту, наконец, в личных интимных отношениях, которые претерпевают изменения в ходе развития конфликта пьесы. Комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных личностей – с интимными отношениями его главных героев. Именно поэтому конфликт в «Горе от ума», глубоко историчный в своей основе, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с пороками, воплощенными в конкретных образах. При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в «Горе от ума», проявляется в резких столкновениях, во все возрастающей борьбе между противоположными сторонами.

Конфликтом комедии обусловлена и ее композиция. Она построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии и драматургические принципы Грибоедова.

«Ты находишь главную погрешность в плане,- писал драматург,- мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка, сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтоб ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих. Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не проверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что ж может быть полнее этого?..»

Источник: https://www.getsoch.net/xarakteristika-obraza-xlyostovoj-v-proizvedenii-griboedova/

«Прототипы героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»

Инфоурок › Литература ›Другие методич. материалы›«Прототипы героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»

Выбранный для просмотра документ Александр Сергеевич Грибоедов 1 (2).ppt

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд
2 слайд
3 слайд Описание слайда:

Кто же она – эта Марья Алексеевна? “Княгиня Марья Алексеевна Хованская, родная сестра моего отца, была строгая, угрюмая старуха. Толстая, важная, с пятном на щеке, с поддельными буклями под чепцом. Она говорила, прищурив глаза, и до конца жизни. То есть до 80 лет, употребляла немного румян и немного белил.

Всякий раз, когда я ей попадался на глаза, она притесняла меня. Её проповедям, ворчанию не было конца, она меня журила за всё: за измятый воротничок, за пятно на курточке, за то, что я не так подошёл к руке, заставляла подойти ещё раз.

Обратите внимание

Окончивши проповедь, она иногда говорила моему отцу, бравши кончиками пальцев табак из крошечной табакерки: “Ты бы мне, голубчик, отдал баловня – то твоего на выправку, он у меня в месяц сделался бы шёлковый”. Я знал, что меня не отдадут, но всё-таки у меня делался озноб от таких слов.

С летами страх прошёл, но дома княгини я не любил – я в нём не мог дышать вольно, мне было у неё не по себе…”. ( А.И.Герцен) Она «жила, окруженная приживалками», «кочующими старухами», глупыми ханжами, надменными родственниками, скучными иеромонахами, толстыми попадьями, лицемерной компаньонкой; в ее доме была и воспитанница.

Властно царила она в своем патриархальном гнезде. На семейных советах семьи Яковлевых она давила всех своим угрюмым властным характером. Ее не любили, но авторитет ее стоял очень высоко, и ее побаивались.

Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
50 слайд Описание слайда:

…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна! Наталья Кирилловна Загряжская (урождённая Разумовская). Некоторые считают, что А.С.

Грибоедов изобразил в этом персонаже Наталью Кирилловну Загряжскую, урожденную графиню Разумовскую, которая по всем принятым условиям общежитейским и по собственным свойствам своим, долго занимала в петербургском обществе одно из почетнейших мест. В ней было много своеобразия, обыкновенной принадлежности людей (а в особенности женщин) старого чекана…

Выбранный для просмотра документ Методическая разработка урока литературы в 9 классе с использованием метода проектов по Горю от ума.doc

Методическая разработка урока литературы в 9 классе (с использованием элементов метода проектов)

Исследовательский проект по теме:

«Прототипы героев комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”»

Аннотация

1. Актуальность

Произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума», по словам А. Блока, является «непревзойденным, единственным в мировой литературе, неразгаданным до конца…». И чем дальше оно отходит от нас, тем сложнее современным читателям-школьникам становится понять контекст этого произведения, так как многие реалии ушли в прошлое и стали историей.

2. Проблема

Кто любит литературу , тому всегда интересно узнать, как пересекаются, перекрещиваются литературные факты и жизнь. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» действие происходит в Москве, но Москва конца XVIII – начала XIX века была другой. В комедии упоминаются некоторые имена и факты, которые неизвестны современному читателю.

3. Цель

  • Приблизить произведение А.С. Грибоедова к современным читателям-школьникам, для этого создать учебное пособие – литературно-исторический комментарий-путеводитель по персонажам комедии, который может быть использован в дальнейшем на уроках литературы во время изучения этого произведения.
  • Формирование умений и навыков исследовательской деятельности.
  • Формирование умений правильно собирать и оформлять материал, умения защищать свою работу во время отчётных мероприятий воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

4. Объект

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

5. Предмет

Москва конца XVIII – начала XIX века и реальные люди, являющиеся прототипами персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

6. Задачи

  • проанализировать художественный текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»;
  • собрать и проанализировать информацию (изучить тематическую литературу в печатном и электронном видах) по проблеме исследования;
  • создать пособие – литературно-исторический комментарий в виде презентации;
  • подобрать иллюстративный материал;
  • совершить виртуальную экскурсию по «грибоедовским адресам».

7. Рабочая гипотеза

Пособие – литературно-исторический комментарий-путеводитель по персонажам комедии сделает ее текст более понятным современному читателю, работа над проектом позволит ближе познакомиться с историей родного города.

8. Предполагаемая новизна

Создано пособие – литературно-исторический комментарий-презентация по прототипам героев комедии «Горе от ума».

9. Этапы работы

( середина сентября – октябрь ):

Сентябрь – первичное ознакомление с текстом комедии, первичный анализ и распределение материала.

Важно

Октябрь – сбор и анализ информации по адресам комедии (изучение тематической литературы, подбор иллюстративного материала, создание пособия (версии слайдов), защита работы на уроке литературы.

14. Научно-методическое обеспечение

  • метод теоретического анализа использовался при работе с художественным текстом комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»;
  • сбор и анализ информации (изучение тематической литературы в печатном и электронном видах);
  • создание пособия – литературно-исторического комментария-презентации
  • подбор иллюстративного материала;
  • экскурсия по грибоедовской Молскве.

15. Ресурсное обеспечение

Компьютерные программы Word 2003, 2007; Microsoft PowerPoint 2003, 2007; Интернет.

16. Форма представления результатов

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является одним из основных произведений русской классической литературы, изучаемых в школьной программе.

Сегодня этот текст представляет определенную сложность для учащихся: контекст «Горе от ума» во многом неясен, имена прототипов комедии практически неизвестны.

Читайте также:  Мораль басни "трудолюбивый медведь" крылова (анализ, суть, смысл)

Высокая художественность, выразительность слова сделали комедию «Горе от ума» предметом большого интереса для исследователей и безграничным полем для их деятельности.

А. Блок назвал комедию А.С. Грибоедова «непревзойденным, единственным в мировой литературе, неразгаданным до конца…» произведением. Поэтому исследование этого произведения – это изучение культуры и истории Москвы начала XIX века.

Созданное пособие – литературно-исторический комментарий-презентация – включает в себя следующие страницы:

  • Цели и задачи проекта-презентации( слайды 1-5)
  • Группы персонажей(слайд 6 )
  • Главные герои комедии (слайды 7-24)
  • Второстепенные персонажи (слайды 25-34)
  • Внесценические персонажи (слайды 35-50)

Методическая разработка урока литературы в 9 классе (с использованием элементов метода проектов)

Цели и задачи урока

  • Целью является систематизация, накопление и закрепление знаний о персонажах и прототипах комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
  • В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
  • рассмотреть галерею человеческих портретов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»;
  • изучить систему образов, представленную в комедии;
  • познакомиться с прототипами главных героев;
  • проанализировать значение второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и познакомиться с их прототипами.

Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint 2003, 2007; мультимедийный проектор, сообщения учащихся.

Ход урока

  1. Слово учителя

  2. Представление групп

  3. Представление материала, собранного группами, в виде сообщений с использованием презентации, созданной учащимися.

  1. Группа, представляющая главных персонажей комедии

Чацкий (слайды 7-11)

Молчалин (слайды 12-14)

Фамусов ( слайды 15-16)

Софья (слайды 17-19)

Скалозуб ( слайды 20-24)

  1. Группа, представляющая второстепенные персонажи комедии

Хлестова (слайды 25-28)

Репетилов (слайд 29)

Загорецкий (слайды 30-31)

Горич ( слайды 32-34)

Максим Петрович (слайд 36)

Тот черномазенький..(слайды 36-37)

Театральная Москва (слайды 38-42)

Татьяна Юрьевна (слайды43-44)

Князь Федор (слайд 45)

Ночной разбойник, дуэлист.. (слайды46-47)

Марья Алексеевна (слайды 48-49)

  1. Итоги урока

  2. Домашнее задание: написать сочинение по комедии «Горе от ума»

МБОУ «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока литературы в 9 классе

(с использованием элементов

метода проектов)

« Прототипы героев комедии А.С.Грибоедова

«Горе от ума »

Подготовила: учитель Квитковская Т.Е.

Бесплатно

Краткое описание документа:

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=46292

Характеристика образов «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Многие писатели XIX века описывали балы в своих произведениях: Пушкин в “Евгении Онегине”, Лермонтов в “Маскараде”, Толстой в “Войне и мире”. Именно на балах происходят судьбоносные для героев события. Был в комедии “Горе от ума” играет множество ролей.

Он – кульминация произведения, декорация, атмосфера и образ века. В композиции комедии, как и любого другого литературного произведения, присутствует своя экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Сцену бала я, не задумываясь, называю кульминацией. Это пик произведения.

Это вершина, к которой действие двигалось с самого начала. После бала начинается спад напряженности сюжета. Кроме того, атмосфера бала является подходящим фоном для действия. Комедия была рассчитана на человека того времени, для которого бал – обычное дело.

Совет

Я считаю, что самая напряженная точка сюжета и должна иметь за собой обычную декорацию, упрощая тем самым процесс восприятия зрителями.

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Противостоит главному герою общества Фамусова и его окружения: Молчалин, Скалозуб, Репетилов и прочие.

В их обществе царит внешний лоск, но это великолепие – броское, яркое, материальное – скрывает рядом с собой страшную моральную нищету. Такие, как Фамусов или Скалозуб имели по нескольку десятков крепостных крестьян, готовых тешить их братскую праздность.

Когда принципы, выработанные «веком минувшем», не принимаются «веком нынешним», возникает конфликт поколений. Этот конфликт не всегда имеет возрастной характер. Иногда даже случается так, что представители двух разных поколений одинаково смотрят на жизнь. Вспомним Фамусова.

Как восхищается он своим дядей Максимом Петровичем! Он полностью разделяет его взгляды, стремится подражать ему и постоянно ставит в пример молодёжи, в частности Чацкому:

* А дядя! Что твой князь?
* Что граф?
* Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
* Когда же надо подслужиться,

* И он сгибался вперегиб…

Разделяет взгляды старшего поколения и Софья. Её отношение к Чацкому разве не показатель? Вспомним, как реагирует Фамусов на его речи, обличающие никчёмность, пошлость и невежество светского общества: «Ах! Боже мой! Он карбонарии!.. Опасный человек!» Похожая реакция и у Софьи: «Не человек, змея».

Вполне понятно, почему она предпочла Молчалина, «бессловесного» и тихого, Чацкому, который «славно пересмеять умеет всех». Надо сказать, что Молчалин тоже разделяет взгляды старшего поколения, что очень помогло ему в жизни.

Придерживаясь завета отца, Во-первых, угождать всем людям без изъятья

* Хозяину, где доведётся жить,
* Начальнику, с кем буду я служить,

Actionteaser.ru – тизерная реклама

* Слуге его, который чистит платье,
* Швейцару, дворнику для избежанья зла,

* Собаке дворника, чтоб ласкова была…

он добился и чина асессора, и стал секретарём у московского «туза» Фамусова, его любит светская барышня. В итоге он стал незаменимым посетителем всевозможных балов и приёмов: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрёт. В этот период модно было внешнее французское воспитание, внешнее усвоение французской культуры.

Обратите внимание

В этом обществе смесь «французского с нижегородским» наблюдается не только в разговоре. Среди поколения «отцов» наблюдались и самые дикие крепостнические проявления, ведь они имели полную власть над людьми.

Идеалы Фамусова – Кузьма Петрович или Максим Петрович, который «не то на серебре, не то на золоте едал, сто человек к услугам, век при дворе»…

Все гости, собранные вместе, составляют собой образ светского общества. Наталья Дмитриевна, говорящая за своего мужа, графиня-внучка Хрюмина, вставляющая в речь французские фразы, княжны Тугоуховские, обсуждающие наряды – все они и есть те самые “мертвые души”, которые будут потом у Гоголя.

Увязшие в светских беседах, визитах, они растеряли все оригинальные мысли и настоящие чувства. В их обществе крепостников и льстецов не терпят инакомыслия. Он теперь могут только служить проводниками сплетен. Жестоких, кстати, сплетен.

Узнав, что Чацкий якобы безумен, они не стараются помочь ему или хотя бы сделать вид, что не знают об этом. Они делают все возможное, чтобы вытеснить Чацкого, выбросить его за пределы круга: в то время, когда он произносит монолог в конце третьего действия, “все в вальсе кружатся с величайшим усердием”.

А теперь попробуем представить, где могло бы проходить действие, если не на балу.

Место это или атмосфера должна отвечать следующим требованиям: во-первых, там должны собраться люди из знати; во-вторых, все они должны иметь возможность свободно перемещаться на какое-то расстояние, чтобы можно было поговорить наедине; в-третьих, обстановка должны быть естественна для таких людей, как они; в-пятых, она должна располагать к светским беседам, сплетням.

То есть это может быть только бал. Итак, главная идея комедии раскрывается на балу, и в этом его значение.

Смысл произведения очень хорошо сформулирован Владимиром Орловым: “В условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.

Важно

Интимная драма Чацкого разрастается, таким образом, в общественную драму целого поколения передовых людей декабристской эпохи”.

Благодаря их идеалам, им свойствен формальный, бюрократический подход к их обязанностям, только бы стать «не хуже других», только бы любой ценой выбиться в люди.

В их сознании цель оправдывает средства – и если унижением можно достичь цели, стоит унизиться. Идеалы Скалозубов, аракчеевских офицеров, заключаются в том, что им «только бы досталось в генералы».

Вспомните, с каким цинизмом говорится о том, каким методом хорошо бы добиться повышения!

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/xarakteristika-obrazov-otcov-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Горе от ума образ молчалина роль в комедии

А.С.Молчалин – секретарь Фамусова,пользуется его доверием в служебных делах. Он недворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру.Фамилия Молчалина оправдывается его поведением.

“Вот он на цыпочках и небогат словами”,-говорит Чацкий.Молчалин на вид скромный молодой человек.Он играет на флейте,любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой,уступчивостью,кротостью.

Она не понимает,что все это маска,которая служит М-ну для достижения жизненной программы.

Хозяину,где доведется жить,

Начальнику,с кем буду я служить,

Слуге его,который чистит платья,

Швейцару,дворнику,для избежанья зла,

Собаке дворника,чтоб ласкова была.

Я гладил все его- как шелковая шерстка.

В чинах мы небольших.

Три награжденья получил”,-говорит он Чацкому,прибавляя,что у него есть два таланта:”умеренность и аккуратность”. Готовый на подлости богатства и чинов,он и к другим подходит с той же меркой.

Думая,что расположение Лизы легко купить,он обещает подарить ей “туалет прехитрой работы”.

В решительный момент,когда Софья прерывает его объятья с Лизой,Молчалин начинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину перед Софьей,а потому, что испугался за свою карьеру.

Когда же появляется Чацкий,окончательно струсивший Молчалин спасается бегством.Это вызывает негодование Чацкого. “Молчалины блаженствуют на свете!”- восклицает Чацкий с гневом и негодованием. И Именно такой пустой, ничтожный человек был виновником “мильона терзаний” умного,благородного Чацкого,виновником трагедии Софьи.

/ Характеристики героев / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Молчалин

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Один из самых интересных, «самых ярких типов комедии» (по за­мечанию Ф.М. Достоевского), «неоднозначных» (по высказыванию А.С. Пушкина) героев является Алексей Степанович Молчалин, сек­ретарь Фамусова, живущий у него в доме и числящийся «по архи­вам».

Из всех персонажей фамусовского круга Молчалин лучше осталь­ных может приспособиться к существующим условиям. Он обладает деловыми качествами. Первая его более или менее пространная реп­лика, относится к служебным обязанностям: бумаги, которые поручил ему Фамусов, «в ход нельзя пустить без справок, без иных, /Противуречья есть, и многое не дельно».

Совет

Молчалин относится к тому типу людей, которые, несмотря на свою незнатность, «безродность», добьются «степеней известных» благодаря своему упорству, умению находить общий язык с влия­тельными людьми. Он — незаурядный психолог, четко улавливаю­щий тонкие переливы настроений влиятельных особ, понимает, когда нужно выступить с кроткой любезностью:

Ваш шпиц — прелестный шпиц; не более наперстка,

Я гладил все его; как шелковая шерстка.

За это получает от Хлестовой: «Спасибо, мой родной!». Молчалин не ошибается в расчетах и не путается в ролях секретаря и любовника, учтивого собеседника и карточного партнера.

Характеристика, данная автором своему персонажу («умеренность и аккуратность»), — это тонко выверенная стратегия и тактика поведения в жизни, это подчи­нение всего и вся медленному движению вперед, к поставленной цели — «.. .

и награжденья брать, и весело пожить» (из монолога с Чац­ким). «Почести и знатность» — вот к чему тянется Молчалин. Стать «московским тузом» — вершина мечты.

Нехитрая мораль, усвоенная многими поколениями молчалиных, в мире Фамусовых приводит к успеху. Формула этого успеха такова:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Привычная маска почтения и послушания спасает Молчалина, ко­гда в финале комедии Софья слышит его исповедь Лизе. Молчалин, как опытный иллюзионист, умело вытаскивает в нужный момент из черного ящика своей души основной набор моральных ценностей «века минувшего»: почтение, послушание, заискивание, лицемерие, притворство, лесть, отсутствие собственного мнения.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: https://miyakirb.ru/420/

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Автор: Грибоедов А.С.

Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря.

В первый входили сановники XVIII века, люди, исповедующие старые принципы жизни. Вторые стремились к изменениям в стране. Этот конфликт нашел отражение в пьесе “Горе от ума”.

Принадлежность к какому-либо лагерю стала одним из принципов организации системы образов, в том числе и женских.

К “веку минувшему” относятся все гостьи на вечере у Фамусова.

Обратите внимание

Прежде всего это типичная русская барыня екатерининского времени Хлестова. В ее репликах можно обнаружить многие идеи, свойственные “всем московским”. Свояченица Фамусова “от скуки взяла с собой арапку-девку”. Старуха говорит о ней не как о человеке, а как о вещи, полученной в подарок. Вторит Фамусову Хлестова, рассуждая об образовании:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних,

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

В унисон процитированным звучат слова другой представительницы старшего поколения, княгини Тугоуховской, вспоминающей профессоров Петербургского педагогического института, которые “упражняются в расколах и в безверьи”, и своего племянника, князя Федора, учившегося у них.

Еще одна колоритная представительница старой московской знати — это графиня бабушка Хрюмина. Она так стара, что уже не может быть идеологом своего века.

Единственное разумное замечание, которое мы услышим от нее: “Когда-нибудь я с бала да в могилу”.

Это отголосок философии хозяина дома, чья жизнь состоит из обеда, погребенья и крестин: существование графини — это бал, заканчивающийся смертью. Остальные же реплики Хрюминой служат для усиления комизма пьесы.

Моложе трех описанных почтенных барынь Наталья Дмитриевна, но она готовится повторить их своими манерами и пристрастиями. Так же как и княгиня, у которой муж на посылках, Горич распоряжается своим супругом.

Ее фраза “Мой муж — прелестный муж…” перекликается со словами Молчалина, сказанными Хлестовой: “Ваш шпиц — прелестный шпиц…” Тем самым когда-то деятельный Платон Михайлович уподобляется декоративной собачке.

Замужняя Наталья Дмитриевна по своим интересам, однако, близка и к молодым княжнам Тугоуховским, вместе с которыми она с удовольствием обсуждает наряды. В том числе и об этих барышнях были сказаны слова Фамусова: “Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой…” Еще одна девушка, которая, как и княжны, ищет жениха, — графиня-внучка.

Важно

Все московские невесты — те самые “девицы”, любящие военных, отличающиеся благонравием и патриотизмом, о которых говорит Фамусов в монологе о Москве.

Читайте также:  Мораль басни "лисица и виноград" крылова (анализ, суть, смысл)

Но в то же время именно княжны произносят так возмутившие Чацкого слова: “Ах! Франция! Нет в мире лучше края!” Преклонение всех женщин, кроме Хлестовой, перед иностранным проявляется и в изобилии галлицизмов в их речи.

Идеолог “века минувшего” дает характеристику не только молодежи; он не забывает дам, которые “судьи всему, везде, над ними нет судей”. Это, конечно, о Хлестовой, наверное, о Хрюминой. Но в своем монологе Павел Афанасьевич упоминает других:

Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!

Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

О последних двух в комедии выскажутся еще Чацкий и Молчалин. Первый посмеется над традиционной любовью ко всему французскому княгини Пульхерии Андревны, второй расскажет нам о необыкновенной влиятельности Татьяны Юрьевны. Это черты неиндивидуальные. Они присущи каждой из перечисленных дам, а вероятно, и загадочной Марье Алексееве, мнения которой так боится Фамусов.

Из всех героев “Горя от ума”, принадлежащих к фамусовскому лагерю, только Скалозуб пока более или менее независим от женщин. Свободны от их влияния и представители “века нынешнего”. Все остальные боятся дамского суда.

Женские образы, встречающиеся в произведении, либо служат для усиления комизма (это и тетушка Софьи, у которой из дому сбежал “молодой француз”, и княгиня Ласова, ищущая мужа, и мать Чацкого, Анна Алексеевна, которая “с ума сходила восемь раз”), либо как-то связаны с действующими лицами (Прасковья Федоровна и вдова докторша упоминаются в календаре Фамусова. Настасья Николаевна — родственница Скалозуба, дочь барона фон Клоца — жена Репетилова). Все эти внесценические персонажи помогают раскрыть характеры действующих лиц.

Отдельно надо говорить о Софье Павловне и служанке Лизе. Эти героини включены в любовную интригу. Поэтому многое в них обусловлено традициями трактовки комедийных образов.

Но в то же время обе героини — индивидуальности, не укладывающиеся в классические рамки.

Совет

В соответствии с системой ампира Софья должна бы быть идеальной героиней. Но в 4Горе от ума” этот образ неоднозначен. С одной стороны, дочь Фамусова была воспитана своим отцом, мадам Розье, дешевыми учителями — “побродягами”, сентиментальными французскими романами.

В словах и поведении девушки проглядывает мечта о “муже-слуге”. Но с другой, Софья предпочитает бедного Молчалина богатому Скалозубу, не преклоняется перед чинами, способна на глубокое чувство, может сказать: “Что мне молва? Кто хочет, тот и судит!” Гончаров И. А.

видел в дочери Фамусова “задатки недюжинной натуры”. Действительно, только она способна понимать Чацкого и на равных отвечать ему, мстить, распустив сплетню о его сумасшествии; только ее речь можно сопоставить с языком Чацкого.

Любовь Софьи к Молчали-ну —это вызов воспитавшему ее обществу.

Не укладывается в рамки образа субретки и Лиза. Конечно, она сообразительна и хитра. Благодаря этим двум ее качествам Фамусов не застает Молчалина в комнате Софьи. Она смелая и готова возразить господину. “Позвольте мне, сударь…” — начинает она, когда Павел Афанасьевич говорит о своем “монашеском” поведении.

Веселость служанки отмечают Молчалин и хозяин дома. Лиза входит в два дополнительных к основному любовных треугольника. Она же играет роль второго (после Чацкого) резонера, давая характеристику Фамусову, Скалозубу, Чацкому, обобщая идеи московского общества (“…

Грех не беда, молва не хороша”), высказывая мысли Грибоедова:

…Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь.

Женских образов в комедии Грибоедова необычайно много. Все они служат для выполнения стоявшей перед автором задачи, заключавшейся в том, чтобы как можно полнее отразить эпоху со всеми ее противоречиями и перспективами на будущее.

Источник: https://MirZnanii.com/a/359501/zhenskie-obrazy-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

характеристика героев горе от ума

 Молчалин
Алексей Степаныч

– секретарь Фамусова, живущий в его
доме, а также поклонник Софьи, в душе
презирающий ее. М. переведен Фамусовым
из Твери.     Фамилия героя
выражает его основную черту –
«бессловесность». Именно за это Фамусов
сделал М. своим секретарем.

Вообще герой,
несмотря на свою молодость, является
полноправным представителем «века
минувшего», так как усвоил его взгляды
и живет по его принципам.     М.
неукоснительно следует завету своего
отца: «угождать всем людям без изъятья
– хозяину, начальнику, слуге его, собачке
дворника». В разговоре с Чацким М.
излагает свои жизненные принципы –
«умеренность и аккуратность».

Они
заключаются в том, что «в мои лета не
должно сметь свое суждение иметь». По
мнению М., нужно думать и поступать так,
как принято в «фамусовском» обществе.
Иначе о тебе будут судачить, а, как
известно, «злые языки страшнее пистолетов».
Роман М. с Софьей тоже объясняется его
готовностью всем угождать.

Он послушно
выполняет роль воздыхателя, готового
ночи напролет читать с Софьей любовные
романы, слушать тишину и трели соловьев.
Софья не нравиться М., но отказаться от
угождения дочери своего начальника он
не может.

 Скалозуб
Сергей Сергеич

– в его образе выведен «идеальный»
московский жених – грубый, необразованный,
не слишком сообразительный, но богатый
и довольный собой. Фамусов прочит С. в
мужья своей дочери, но та считает его
«героем не своего романа».

Обратите внимание

В момент
своего первого приезда в дом Фамусова
С. рассказывает о себе. Он участвовал в
войне 1812 года, но орден «на шею» получил
не за боевые подвиги, а по случаю военных
торжеств. С. «метит в генералы». Герой
презирает книжную мудрость.

Он
уничижительно отзывается о своем
двоюродном брате, читающем книги в
деревне. С. пытается внешне и внутренне
приукрасить себя. Он одевается по
армейской моде, «перетягиваясь» ремнями,
чтобы грудь была колесом.

Ничего не
поняв в обличительных монологах Чацкого,
он, тем не менее, присоединяется к его
мнению, говоря всякие глупости и вздор.

Софья
Павловна Фамусова

– 17-летняя дочь Фамусова. После смерти
матери воспитывалась «мадамой», старой
француженкой Розье. Другом детства С.
был Чацкий, который стал и ее первой
любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого
С. очень изменилась, как изменилась и
ее любовь.     На формирование
С.

повлияли, с одной стороны, московские
привычки и нравы, с другой стороны –
книги Карамзина и других
писателей-сентименталистов. Девушка
воображает себя героиней «чувствительного»
романа. Потому она отвергает язвительного
и смелого Чацкого, а также Скалозуба –
глупого, но богатого. На роль платонического
воздыхателя С. выбирает Молчалина.

    В своем доме С. не имеет
возможности душевно развиваться.
Единственное, на что она способна –
воображать себя героиней романа и
поступать согласно этой роли. То она
придумывает сон в духе баллад Жуковского,
то притворно падает в обморок и т. д. Но
и «московское» воспитание дает о себе
знать.

Во время бала именно она распускает
слух о сумасшествии Чацкого. Романтическое
поведение героини оказалось всего лишь
маской, ее истинная сущность – эта
натура московской барышни. В финале
комедии С. наказывается. Она узнает о
«измене» Молчалина, который заигрывает
с Лизой и нелицеприятно отзывается о
С.

Кроме того, Фамусов, узнав о романе
дочери со своим секретарем, решает
удалить С. из Москвы «в деревню, к тетке,
в глушь, в Саратов».

Фамусов
Павел Афанасьевич

– московский барин, «управляющий в
казенном доме». Отец Софьи, друг отца
Чацкого. В его доме происходят события
пьесы.     Ф. – один из
ярчайших представителей «века минувшего».
В одном из своих монологов Ф. восхваляет
московские нравы, неизменные век от
века.

Здесь по отцу «и сыну честь»; здесь
у кого «душ тысячки две родовых, Тот и
жених».

Важно

Московских дам можно отправить
«командовать в Сенат», настолько они
обо всем «осведомлены»; московские
дочки «так и льнут к военным», якобы
«потому, что патриотки»; московские
старички, призванные решать серьезные
дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся».

В «фамусовском» обществе все держится
на связях: «ну как не порадеть родному
человечку». Такая модель жизни
представляется Ф. и другим членам
московского общества идеальным, они
считают ее единственно правильной и не
хотят никаких изменений. Ф. двуличен.

Он утверждает, что «монашеским известен
поведеньем», но в тоже время приударяет
за служанкой Лизой. Ф. страшится всяких
новых веяний. Во время беседы с Чацким
он затыкает уши, чтобы не слышать смелых
речей. Главный враг Ф. – ученье, так как
оно вносит изменения в спокойную
московскую жизнь.

Мечта героя – «забрать
все книги да и сжечь». Как типичного
московского барина, Ф. обманывают все,
кому не лень. И дочь Софья, и секретарь
Молчалин, и служанка Лиза.     
Последний выход героя на сцену приурочен
к финальному свиданию Софии и Молчалина.
Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит
в ужас.

Он обвиняет в «распущенности»
дочери «новую» Москву, которая заражена
вольными идеями и «духом Кузнецкого
моста» (то есть Парижа).     Сначала
Ф. грозится предать огласке этот позорный
случай («В Сенат подам, Министрам,
Государю»), но тут же он вспоминает, что
о его дочери будут судачить во всех
домах Москвы. В слезном ужасе Ф. восклицает:
«Что будет говорить княгиня Марья
Алексеевна!!!» Мнение этой княгини значит
для Ф. больше, чем мнение самого царя,
потому что в «фамусовском» обществе
она занимает одно из главных мест.

Чацкий
Александр Андреич

– молодой дворянин. Представитель «века
нынешнего». Прогрессивный человек,
хорошо образованный, с широкими свободными
взглядами; истинный патриот.     После
3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает
в Москву и сразу появляется в доме
Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую
любил до отъезда и в которую влюблен до
сих пор.

    Но Софья очень
холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает
и хочет найти причину ее холодности.     Оставаясь в доме Фамусова,
герой вынужден вступить в борьбу со
многими представителями «фамусовского»
общества (Фамусов, Молчалин, гости на
балу).

Его страстные обличительные
монологи направлены против порядков
века «покорности и страха», когда «тот
и славился, чья чаще гнулась шея».     Когда Фамусов предлагает
в качестве примера достойного человека
Молчалина, Ч.

произносит знаменитый
монолог «А судьи кто?» В нем он обличает
нравственные образцы «века минувшего»,
погрязшие в лицемерии, моральном рабстве
и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в
жизни страны: государственную службу,
крепостное право, воспитание гражданина,
просвещение, патриотизм. Везде герой
видит процветание принципов «века
минувшего». Осознавая это, Ч.

Совет

испытывает
нравственное страдание, испытывает
«горе от ума». Но в не меньшей степени
герой испытывает и «горе от любви». Ч.
узнает причину холодности к нему Софьи
– она влюблена в ничтожного Молчалина.
Герой оскорблен тем, что Софья предпочла
его этому «жалчайшему созданию». Он
восклицает: «Молчалины господствуют
на свете!» Очень расстроенный, Ч.

попадает
на бал в фамусовском доме, где собрался
цвет московского общества. Все эти люди
тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака».
Софья, в обиде за Молчалина, распускает
слух о сумасшествии героя. Все общество
с удовольствием подхватывает его,
выдвигая в качестве главного обвинения
Ч. свободомыслие героя. На балу Ч.

произносит монолог о «французике из
Бордо», в котором разоблачает рабское
преклонение перед всем иностранным и
презрение русских традиций. В финале
комедии Ч. открывается истинное лицо
Софьи. Он разочаровывается в ней так
же, как и во всем остальном «фамусовском»
обществе. Герою ничего не остается, как
уехать из Москвы.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2997411/

Образы и характеристики основных героев комедии Грибоедова «Горе от ума»

В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом.

Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его характеристики, и взаимоотношения с иными действующими лицами. В результате возникает представление о живом многогранном человеческом характере. Вольтерьянцами называли в конце XVIII в. вольнодумцев, якобинцами — французских революционеров.

Карбонарии — члены тайной революционной организации в Италии.

Фамусов показан и как отец, и как важный московский барин-краснобай, и как гостеприимный хозяин. Но есть у него главная черта, придающая его образу необходимую цельность и единство. Он находит опору в незыблемых устоях, освященных стариной.

Фамусов — консерватор по убеждению, по натуре, по привычкам, наконец. Все, что грозит тому строю, грозит лично ему.

Поэтому Фамусов страстно, убежденно защищает не просто быт и нравы, но и идеи старого мира, отстаивая и его непременные атрибуты: карьеризм, низкопоклонство, раболепие, беспринципность, безнравственность.

Другой прямой антагонист Чацкого — Молчалин. Пушкин н известном отзыве о «Горе от ума» считал, что в комедии должна быть более четкая, более однозначная характеристика персонажей; поэтому он полагал, например, что «Софья начертана неясно», а «Молчалин не довольно резко подл».

Но в этом-то и заключался замысел драматурга. Скалозуб виден сразу, Молчалин же до поры до времени скрывается в тени. И Чацкий недооценил общественную и социальную опасность секретаря Фамусова. Между тем и Чацком и Молчалине выражены два диаметрально различных мировоззрения, две противоположные жизненные позиции.

Молчалин вовсе не так мелок и ничтожен, как иногда кажется. Он сам сознательно надевает на себя маску ничтожества и подхалима, но это для него лишь способ добиться цели, которую он давно поста-нил перед собой. И во имя этой цели он готов на любую подлость, хитрость, коварство.

Открытая гражданская позиция Чацкого ему чужда, враждебна и даже смешна.

Не случайно в дальнейшем русские писатели с большим вниманием и опасением присматривались к модификациям образа Молчалина в жизни.

Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863) писал о том, что Молчалин давно покинул свою «конурку» и теперь поднялся так высоко, что до него и «рукой не достанешь».

Обратите внимание

И Салтыков-Щедрин одну из своих сатир назвал: «В среде умеренности и аккуратности (Господа Молча-лины)»  (1874).

Очень важен в системе образов Репетилов, появляющийся н самом конце комедии и вносящий в нее новую тему. Это еще одна параллель к Чацкому, позиция которого существенно уточняется в контрасте с Репетиловым.

Читайте также:  Образ и характеристика петра i в поэме "полтава" пушкина: описание в цитатах

Чацкий поражен и оскорблен; он испытывает чувство презрения и даже тревоги, слыша, как Репетилов опошляет и унижает своей болтовней те великие идеи, ради которых настоящие люди (и Чацкий в том числе) готовы ВЫЛИ жертвовать своей жизнью. Чацкий не считает даже нужным исерьез полемизировать, спорить с Репетиловым.

Он ограничивается тем, что время от времени бросает насмешливо-иронические реплики, одна из которых особенно многозначительна: «Шумите им — и только?»

И вот этот-то мир, включающий в себя и типичного аракчеевского офицера Скалозуба, ненавидящего все живое, презирающего науку и просвещение, и графиню-бабушку, и многих-многих других, этот мир, объединившись, объявляет прямую войну Чацкому, называя его, умнейшего человека, сумасшедшим. Первая пустила эту сплетню Софья — та, которую любит Чацкий и ради которой он появляется в доме Фамусова. Так проявляется конфликт высокого ума, разума с темнотой, боящейся света. Вспомним, что и у Пушкина Сальери называл гениального Моцарта «безумцем».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Образы и характеристики основных героев комедии Грибоедова «Горе от ума». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: https://www.studbirga.info/obrazy-i-xarakteristiki-osnovnyx-geroev-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Сочинение по литературе. Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    “Горе от ума” – одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Основной конфликт пьесы – столкновение умного, передового человека, представителя “века нынешнего”, с отсталым, косным обществом дворян-крепостников, защищающих устои “века минувшего”.

Автор ярко характеризует черты обоих противоборствующих лагерей через образы их представителей — героев пьесы.

Для создания более полной картины Грибоедов вводит в комедию образы внесценических персонажей, то есть тех, кто на сцене не появляется, но о ком мы узнаем из разговоров, реплик, монологов действующих лиц.

    Важное место в системе внесценических персонажей занимают те из них, которые дополняют картину фамусовского общества.

    Вот, например, Кузьма Петрович, Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, Фома Фомич дают нам представление об идеалах патриархального русского дворянства. “Что за тузы в Москве живут и умирают!” — восхищается Фамусов Кузьмой Петровичем. Молчалин называет Татьяну Юрьевну “обходительной”, “доброй”, “милой”, “простой”, и недаром, ведь “чиновные и должностные — все ей друзья и все родные”.

    Благодаря образам иностранцев-учителей и “французика из Бордо” можно сделать выводы об отношении фамусовского общества к просвещению и воспитанию, о качестве этого воспитания, о подражании всему иноземному.

“Старушка-золото” мадам Розье, несмотря на “редкие правила”, “за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила”.

А танцмейстер, “подбитый ветерком”, и ментор Чацкого и Софьи со “всеми признаками ученья” (халат, колпак и указательный перст) производят скорее комичное впечатление.

Какое образование могли дать такие люди? Чему они могли научить? Они лишь внушали страсть к французским бульварным романам, далеким от жизни, танцам и всевозможным порядкам. А в итоге – картина “пустого, рабского, слепого подражанья” внешним атрибутам культуры Запада, о котором говорит Чацкий и которое видите Москве “французик из Бордо”:

    Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –

    Решили две княжны, сестрицы, повторяя

    Урок, который им из детства натвержен.

Важно

    Не удивительно, что человек из города Бордо чувствует себя в Москве “маленьким царьком”.

    А вот персонажи обличительных монологов Чацкого: “Нестор негодяев знатных” и помещик-театрал. Они дают нам представление о крепостнических порядках, царящих в среде крепостников, об их произволе по отношению к крестьянам и слугам. “Нестор негодяев знатных” выменял преданных слуг на “борзые три собаки”, а любитель балета распродал своих “Зефир” и “Амуров” поодиночке для уплаты долга.

    Что касается персонажей-шутов, то с их помощью автор демонстрирует наиболее комичные черты фамусовского общества.

Это тетушка Софьи, которая “забыла волосы чернить и через три дни поседела”, лишившись молодого любовника-француза, и “трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся”, и театрал, державший за ширмами человека, который “щелкал соловьем”, и “книгам враг”, требовавший “присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился”, и княгиня Власова, что упала с лошади и теперь ищет мужа “для поддержки” – все они олицетворяют полную нелепость, праздность времяпрепровождения тех, кто отстаивает отжившие традиции “векаминувшего”.

    Есть среди внесценических персонажей и те, кому в какой-то мере чужды обычаи фамусовской Москвы. К примеру, барон фон Клоц, боявшийся “упреку за слабость будто бы к родне”, или образованный князь Федор, химик и ботаник, который “от женщин бегает” и “чинов не хочет знать”.

    Особое место среди внесценических персонажей занимают члены тайного общества – так называемый “сок умной молодежи”: англоман князь Федор, “певец” Евдоким Воркулов, братья Левой и Боринька, “чудесные ребята”, о которых и сказать-то нечего, “гений” Удушьев Ипполит Маркелыч. Глава тайного общества – и вовсе колоритная фигура:

    Ночной разбойник, дуэлист,

    В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

    И крепко на руку нечист…

    Более того, в монологах Репетилова много сказано о занятиях этих молодых людей: помимо споров о “матерьях важных”, они сочиняют водевили, каламбурят – словом, “шумят”. Описание этого общества помогает нам понять, почему главный герой комедии Чацкий, не нашел в Москве “уголок” своему “оскорбленному чувству” даже среди этих “передовых дворян”.

    Такова характеристика внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Совет

Комедия “Горе от ума” – одно из величайших произведений русской литературы. Основной конфликт комедии – борьба двух лагерей, двух эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”.

Грибоедов – новатор своего времени. Он отступает от канонов классицизма и вводит в комедию недопустимое для этого направления количество действующих лиц. “В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”, – говорил автор. Кроме того, автор рисует множество внесценических персонажей, что также не соответствует нормам классицистического произведения.

Все образы в комедии можно разделить на три группы: главные, второстепенные и виесценические. Последние играют немаловажную роль в развитии основного конфликта пьесы. С их помощью автор расширяет как временные, так и пространственные границы пьесы.

Подобно сценическим, все внесценические персонажи относятся либо к “веку минувшему”, либо к “веку нынешнему”, тем самым Грибоедов рисует не просто картину нравов московского общества, но и изображает основной конфликт эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года.

Используя реплики, упоминания, автор вводит в комедию один за другим внесценические персонажи, насыщая картину все более яркими красками.

Так, мы узнаем и о “Несторе негодяев знатных”, который своих преданных слуг выменял на “борзые три собаки”, и о помещике-театрале, не согласившем “должников к отсрочке”, и в результате чего “Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке”, и о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий “двух арапчонков на ярмарке достал”, и тот, у кого “на лбу написано: театр и маскерад, дом зеленью раскрашен в виде рощи, сам толст, его артисты тощи”.

Мы видим, что и к службе внесценические персонажи относятся так же, как Фамусов и Молчалин. Максим Петрович, который “на золоте едал” и ездил “вечно цугом”, “при государыне служил Екатерине”, но “когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Ради карьеры он трижды падал при дворе, словно шут.

Зато теперь и в вист он чаще приглашен, и “при дворе приветливое слышит слово”, а главное – “в чины выводит и пенсии дает”. Вот идеал всех Фамусовых и молчаливых. А брат его— Кузьма Петрович, “с ключом и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат” – московский туз, перед которым преклонялась вся Москва.

Обратите внимание

А сам Фома Фомич: “При трех министрах был начальник отделенья”, – замечает Молчалин, а по мнению Чацкого, “пустейший человек из самых бестолковых”.

Это и отец Молчалина, который завещал сыну “угождать всем людям без изъятья”, это и Настасья Николаевна, способствующая делам, и барон фон Клоц со своими продажными секретарями и многие другие.

Кумовство и протекция царят в фаму-совском обществе, о чем мы знаем из монологов героев: “служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”. Знаменита Татьяна Юрьевна, к которой рекомендует съездить Молчалин Чацкому за “покровительством”. Также это “трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся и с помощью сестриц со всей Европой породнятся ”.

Всех их объединяет праздное времяпрепровождение (тетушка Софьи, Прасковья Федоровна), любовь к сплетням (Татьяна Юрьевна, которая “из Петербурга возвратясь, рассказывала про вашу с министрами связь”).

Все московские дамы испытывают особую любовь ко всему иностранному и презрение к национальной культуре. Это все те иностранцы, которые приехали в Россию “со страхом и слезами”, но здесь нашли, что “ласкам нет конца”.

Мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, “подбитый ветерком”, – все они любимы в обществе только благодаря своему происхождению.

Ко второй группе внесценических персонажей “века минувшего” относятся все друзья и знакомые Репетилова из секретнейшего союза – жалкое подобие тайного общества, претендующего на роль передового. Это и англоман князь.

Григорий, и “любитель” итальянской оперы Воркулов Евдоким, и чудесные ребята Левой и Боринька, и гений-сочинитель Уду-шьев Ипполит Маркелыч, и их председатель- “ночной разбойник, дуэлист и крепко на руку нечист”. Вот те, которые решают “важнейшие” вопросы.

Важно

Сам Репетилов рассказывает, чем они занимаются на собраниях: “Шумим, братец, шумим”.

Все эти персонажи в очередной раз подтверждают, что лагерь Фамусовых велик, но есть среди внесценических персонажей и представители “века нынешнего”.

Это профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”, двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, племянник княгини Тугоуховской Федор, занимающийся химией и ботаникой, а также вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе “А судьи кто?..”: “Где, укажите нам…”, “Пускай теперь один из нас…”. Это те люди, которые являются надеждой на светлое будущее России.

Введение такого обилия внесценических персонажей не только расширило временные и пространственные рамки комедии, но и способствовало раскрытию основного конфликта пьесы – столкновения двух эпох.

Написав первую реалистическую комедию “Горе от ума”, А. С. Грибоедов явился новатором в этом жанре. До него писатели не ставили специальной задачи высмеять Москву и ее обитателей. В пьесе же Грибоедова московское, или, по-другому, фамусовское общество играет главенствующую роль.

Автор взял прототипы людей, которых он знал и которые жили в Москве в то время, и перенес их в свою комедию, дав им другие, подчас говорящие фамилии: Фамусов, Молчалин, Тугоуховские, Репетилов и другие. Но их типы и характеры остались. Герои разъезжают по балам, играют в карты, танцуют, веселятся и сплетничают, то есть ведут праздную жизнь.

Они ненавидят просвещение, потому что боятся образованной молодежи. Все они служат только для того, чтобы заработать побольше чинов и “знаков отличья”. В их среде главенствуют мундир и звание, а человек ценится по богатству и количеству крепостных душ.

И эта картина показана так ярко, четко и живо, что для нас дом Фамусова со всеми его обитателями и гостями олицетворяет Москву 10-20-х годов XIX столетия в миниатюре.

Совет

Нарушая классицистическое правило трех единств, автор выводит действие пьесы за рамки дома Фамусова с помощью внесценических персонажей. Это помогает показать “картину нравов” грибоедовской Москвы в полном объеме. Они дополняют и расширяют ее.

Большинство внесценических персонажей представлены “веком минувшим”. Чаще всего это князья и княгини, которые почитаются за образец и высоко ценятся в среде фамусовского общества. Для Павла Афанасьевича Фамусова таким образцом для подражания являются Кузьма Петрович (“почтенный камергер, с ключом и сыну ключ умел доставить…”) и Максим Петрович:

Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб.

Эти “тузы” всеми почитаемы и уважаемы в Москве за свои “заслуги”.

Идеалом Молчалива, всего-навсего бедного секретаря Фамусова, является Татьяна Юрьевна, которая “балы дает нельзя богаче”. Узнав, что Чацкий не знаком с ней, он ошарашен, ведь она “известная, — притом чиновные и должностные – все ей друзья и все родные”. Потом Фома Фомич, который “при трех министрах был начальник отделенья”.

Молчалин восхищается его слогом только потому, что все им восхищаются, “ведь надобно ж зависеть от других”. И сюда же относятся эти Дрянские, Хворовы, Варланские, Скачковы, которые давно уже знают о безумии Чацкого. Это, видимо, известные фамилии, которые имеют вес в обществе и на которых все ориентируются.

Это “судьи” московского общества.

Также “век минувший” в комедии представляют внесценические помещики-крепостники: “Нестор негодяев знатных”, выменявший своих преданных слуг на “борзые три собаки”, помещик-театрал, который согнал на крепостной балет “от матерей, отцов отторженаых детей”, а потом распродал их поодиночке за неуплату долгов.

В комедии созданы также пародии на членов тайного союза: Воркулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч. Уже по одним их фамилиям можно догадаться, что они из себя представляют. Но Репетилов с огромным азартом рекомендует их Чацкому.

“Век нынешний” также представлен в комедии внесценическими персонажами. Это двоюродный брат Скалозуба, который “крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”..

Фамусов и Скалозуб критикуют его и без устали твердят одно и то же: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”. Далее — племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор”.

Обратите внимание

А также среди внесценических персонажей “века нынешнего” – вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий, употребляя местоимение “мы”: “Где, укажите нам, отечества отцы…”

Все эти, казалось бы, неприметные и ненужные персонажи дополняют картину московского общества, делают ее ярче, красочнее.

В комедии “Горе от ума” присутствует вся Москва, со всеми ее достоинствами и недостатками, с ее великолепием и пышностью балов, обедов, ужинов и танцев, но в то же время с ее непросвещенностью, преклонением перед всем иностранным, боязнью всего нового. Введение такого количества внесценических персонажей подчеркивает типичность сценических и помогает сделать изображение “картины нравов” Москвы 10—20-х годов XIX века более полным.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/1283.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]